Хоумскулинг в России

>Анскулинг: свобода или безответственность?

Содержание

Что такое анскулинг

Анскулинг (от английского un — «не» + schooling — «школьное обучение») — это обучения без программы и аттестаций. Ребёнок ничему не учится целенаправленно. Он получает знания, задавая вопросы и самостоятельно отыскивая ответы. Обучение проходит в игре, творчестве, путешествиях и общении.

Явление анскулинга зародилось в Америке в 1970-х годах и стало настоящей философией. Поклонники свободы в обучении считают, что это и есть подлинное семейное образование. Только так ребёнок впитывает правильные ценности и получает нужные знания.

Юридическая сторона вопроса

Общее образование (9 классов) в России является обязательным.

«Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования».

Статья 63 Семейного кодекса РФ

Матерями и отцами, которые не выполняют это требование, могут заинтересоваться органы опеки.

Однако закон «Об образовании» позволяет учиться вне образовательной организации в форме семейного образования или самообразования. При этом у обучающихся есть право на бесплатные промежуточные аттестации.

Это означает, что можно не зачисляться в контингент школы и не сдавать экзамены вплоть до государственной итоговой аттестации в 9 классе — ОГЭ.

Сложность заключается в том, что допуском к ОГЭ является промежуточная аттестация за 9 класс. Нельзя девять лет не ходить в школу, а потом просто взять и явиться на основной госэкзамен. Сначала придётся доказать, что ребёнок освоил требуемый государством минимум.

Плюсы и минусы анскулинга

У анскулинга много последователей, считающих, что свободное обучение полезно как детям, так и родителям.

Плюсы анскулинга

  1. Отсутствие рамок. Нет спланированной взрослыми программы, будь то ФГОСовская или созданная родителями. Анскулинг — это джаз, мелодия обучения меняется вместе с ребёнком. Дети узнают то, что им интересно в данный момент. Не нужно подстраиваться под школьное расписание и график экзаменов.
  2. Отсутствие стрессов. В анскулинге ребёнок учится не ради оценок, а для себя, потому что это здорово и интересно. Обучение происходит постоянно, в удобном темпе, жизнь не делится на «учёбу» и «свободное время». Дети не бояться делать ошибки и не трясутся перед контрольными.
  3. Высокая мотивация. Дети сами ставят перед собой цели, поэтому достигают их охотнее и быстрее. Отсутствие инструкций извне приучает ребят думать и принимать решения самостоятельно.
  4. Единение с семьёй. Можно проводить много времени вместе, путешествовать по миру и прививать ребёнку те ценности, которые считаешь нужными. А о проблемах вроде «кто сегодня учит с Ваней уроки» или «опять родительское собрание» можно просто забыть.

Когда нет какой-то отдельной «школы», учёба — это и есть жизнь.

Но не все разделяют философию анскулинга, так как видят в нём непреодолимые трудности.

Минусы анскулинга

  1. Бюрократические барьеры. Несмотря на то что анскулинг не запрещён, прямого разрешения в законе тоже нет. Нужно быть готовыми отстаивать право ребёнка не ходить в школу и продемонстрировать эффективность семейного обучения на ОГЭ.
  2. Осуждение общества. Трудно найти поддержку даже у близких родственников, не говоря уж о друзьях, коллегах и соседях. Люди считают, что без школы ребёнок не получит системных знаний и не сможет стать полноценным членом социума. Придётся либо каждому объяснять преимущества анскулинга, либо учиться игнорировать косые взгляды.
  3. Перестройка семейного уклада. Родители анскулеров должны внутренне освободиться от шаблонов и быть готовыми в любой момент прийти детям на помощь. Подобрать книгу, найти кружок, ответить на вопрос, объяснить непонятное, играть и творить с ребёнком. Это требует от мамы и папы много времени, сил и терпения.

В «Домашней школе Фоксфорда» рады помочь анскулерам с организацией учебного процесса. Гибкое расписание позволит ребёнку заниматься в своём темпе, а профессионализм преподавателей подогреет тягу к знаниям. Вместо оценок ученики получают «очки опыта», что ещё больше подстёгивает смотреть уроки и делать домашние задания. А если вы всё же захотите сдавать промежуточные аттестации, вас ждут выгодные условия в школе-партнёре. Для более подробной консультации заполните следующую форму.

Анскулинг

Анскулинг (англ. Unschooling — от англ. school — школа) — философия и практика образования, основанная на важности соблюдения в первую очередь интересов ребёнка, когда ребенок обучается без отрыва от семьи, основываясь на опыте своей повседневной, зачастую весьма разнообразной жизни, задавая вопросы, получая или отыскивая самостоятельно ответы на них. Не признана в России.

Анскулинг — это один из вариантов хоумскулинга, который в русскоязычной среде называют домашним обучением. Иногда анскулинг противопоставляют хоумскулингу, т.к. хоумскулинг подразумевает следование школьной или иной программе, в отличие от анскулинга.

Анскулинг не предполагает обязательность любых систематических индивидуальных или коллективных занятий с учителями или лицами, их заменяющими.

Некоторые анскулеры допускают возможность дистанционного обучения, обучения по свободной программе, сдачу школьных предметов экстерном.

Более радикальные анскулеры вообще отвергают школу и учебную программу. У них есть возможность сдать экзамены сразу за весь школьный курс, чтобы получить аттестат зрелости или его аналог, если это необходимо для поступления в высшее или другое нешкольное учебное заведение, либо для получения работы.

Анскулеры не отвергают высшее образование, так как не находят в нём тех недостатков, какие они видят в школьном образовании.

История

Термин «анскулинг» придумал в 1970-х годах и использовал педагог Джон Холт (англ.), известный как «отец» хоумскулинга. Несмотря на то, что часто анскулинг относят к варианту хоумскулинга, философия анскулеров может быть отлична от философии хоумскулеров, потому что последние скорее адепты школьной программы, «школения».

Аргументы анскулеров

  • Школа отбивает естественное стремление человека к знаниям (любознательность), подменяя его дисциплиной и стремлением получать хорошие отметки.
  • В школе не происходит нормальная социализация, так как школьное сообщество не построено так, как построено нормальное сообщество. Социализация подменяется «социальным дарвинизмом» («выживает сильнейший») либо дисциплиной учителей. Также школьники не могут дозировать количества общения, так как постоянно находятся в обществе других детей.
  • Постоянное принуждение к учёбе отбивает не только желание, но и умение самостоятельно учиться, ставить себе задачи и решать их, даже при желании это делать. Это затрудняет обучение в институтах, а выпускникам школ — научную работу.
  • Школа унифицирует детей, сглаживает индивидуальность.
  • Школа ограничивает познавательный интерес ребёнка в ситуации «здесь и сейчас», заменяя его необходимостью следовать школьной программе.
  • Школа не нацелена на интересы данного конкретного ребёнка. При несовпадении интересов ребёнка и интересов школы, как исполнителя школьной программы, ущемляются права ребёнка, но не изменяется программа.
  • Школьная программа нацелена на получение каждым школьником единых, стандартных знаний, умений и навыков, не принимая в расчет врождённые способности и желание каждого конкретного ребёнка, в том числе желание ограничить или углубить изучаемую область знаний, получение тех или иных навыков.
  • Школа занимает очень много времени (6-10 часов в день, 5-6 дней в неделю, с 6-7 до 17-18 лет), практически лишая детей детства. Особенно актуально это для младших школьников, для которых главным методом познания мира является образный, а не логически-рациональный
  • Школа ежедневно ограничивает и самостоятельность ребёнка, даёт ему крайне ограниченное право выбора распоряжаться своим свободным от школы временем (например, обязанность выполнять домашние задания), выбора социального окружения, выбора способа взаимодействия с окружающим миром, воспитывает несамостоятельность суждений и поступков.
  • Ограничение подвижности детей, длительное время, проводимое за партой и книгами, общение с большим количеством детей провоцируют медицинские проблемы: нарушения осанки, зрения, стресс, частые простуды и другие.

Критика анскулинга

  • Без школы дети не получат системных фундаментальных знаний, не научатся думать. Несмотря на мнение анскулеров о «зубрёжке», школа все же учит мыслить, хотя и не так эффективно, как хотелось бы.
  • Без школы дети не социализируются, не научатся общаться и работать в команде. В некотором роде кружки и секции могут выправить положение, но их влияние на социализацию несравнимо со школой.
  • Не все родители могут сидеть с детьми дома. Днем, когда большинство родителей на работе, ребёнок предоставлен сам себе и не факт, что он в это время чему-то будет учиться.
  • Без привычки к режиму и послушанию будет трудно найти работу, работать в организации. Хотя и существуют профессии, не требующие режима, но их не так много, и это существенно ограничит будущий выбор ребёнком области деятельности.

Анскулинг и законы

В некоторых странах посещение школы обязательно, например в Германии, Израиле. Домашнее обучение в этих странах возможно только при врачебном заключении о невозможности посещать школу. В других странах домашнее обучение возможно и без врачебного заключения, по желанию родителей — например, в России. При этом Анскулинг в России официально не разрешен. В большинстве стран возможно обучение экстерном, дистанционное обучение. В Канаде и США во многих штатах и провинциях анскулинг легален и достаточно распространен.

> См. также

  • Хоумскулинг
  • Экстернат
  • Дистанционное обучение
  • Эвристическое обучение
  • Естественное родительство

Примечания

  1. Unschooling or Homeschooling? — F.U.N. News, #12 (англ.)
  2. 1 2 Н. Геда. Об образовании в семье. Часть 2
  3. «Кто ходит в школу по утрам», из рассылки «Естественное рождение»
  4. Н. Геда. Об образовании в семье. Часть 1

Литература

  • Grace Llewellyn. Как бросить школу и начать жить = The Teenage Liberation Handbook: How to Quit School and Get a Real Life and Education. — Lowry House Pub, 1998-09-01. — 435 p. — ISBN 0962959170
  • Реальные истории: одиннадцать подростков, которые не ходят в школу, рассказывают свои истории = Real Lives: Eleven Teenagers Who Don’t Go to School Tell Their Own Stories / Editor — Grace Llewellyn. — Lowry House Publishers, 2005-07-01. — 320 p. — ISBN 096295912X
  • The Unschooling Handbook: How to Use the Whole World As Your Child’s Classroom. — Three Rivers Press, 1998-04-29. — 240 p. — ISBN 0761512764
  • Роберт Т. Кийосаки. Если хочешь быть богатым и счастливым, не ходи в школу? = If You Want to be Rich & Happy, Don’t Go to School? — Попурри, 2005. — 384 с. — 11 000 экз. — ISBN 9854833518
  • Zinna Ненавижу школу. — Дом печати — Вятка, 2011. — ISBN 978-5-904731-04-5
  • Рустам Курбатов Школа в стиле «экшн». Дневник директора частной школы. — Образовательные проекты, 2011. — ISBN 978-5-98368-077-7
  • Без школы. Юридический путеводитель по семейному образованию и экстернату. — «Ресурс». — 352 с.
  • Дж. Гатто Фабрика марионеток. Исповедь школьного учителя = Dumbing Us Down: The Hidden Curriculum of Compulsory Schooling. — Генезис, 2006. — ISBN 5-98563-097-8, 0-86571-231-Х
  • Джон Холт Причины детских неудач. — Дельта, Кристалл, 1996. — (Семейный альбом). — ISBN 5-85366-016-0
  • Джон Холт Залог детских успехов. — Дельта, 1996. — ISBN 5-89151-005-7
  • Ирина Хоменко Перестаньте меня учить!. — Азбука-классика, 2009. — (Программа для мамы). — ISBN 978-5-9985-0323-8
  • Владимир Довгань Хватит на ослах ездить в школу!. — Облиздат, 2010. — ISBN 978-5-89653-221-7

Ссылки

  • Домашнее обучение — возврат в будущее?
  • Анскулинг — развитие родителей
  • Unschooling.comангл.
  • Анскулинг
  • Знаменитости, которые не закончили школу или не учились там
  • Анскулеры учатся тому, чему захотят, тогда, когда хотят

Для улучшения этой статьи желательно?:

  • Добавить иллюстрации.
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Исправить статью согласно стилистическим правилам Википедии.

>Как отличить хоумскулера от обычного школьника

Что такое хоумскулинг

Хоумскулинг — англоязычное слово для термина «семейное образование». Это форма получения образования, при которой общеобразовательная программа осваивается без посещения традиционной школы.

Семейное образование полностью легально в России. Мама с папой вправе решить, посещать детям школу или учиться дома. Ответственность за качество знаний в последнем случае лежит на родителях.

Переход на семейное обучение производится в три этапа.

  1. Уведомление органов управления образования.
  2. Отчисление из контингента школы (если ребёнок учился ранее).
  3. Прикрепление к образовательной организации для аттестаций в качестве экстерна.

Пошаговая инструкция по переходу на семейное обучение →

Семейное обучение не следует путать с заочным. Заочное обучение — это форма, при которой ребёнок «числится» в школе, но не ходит туда каждый день.

За освоение программы и качество знаний отвечает администрация образовательной организации. Школьные педагоги предоставляют заочникам учебные материалы и консультации. Ученик должен сдавать контрольные, проверочные и другие работы по программе и учебному плану школы. И в этом заключается ключевая разница семейного и заочного обучения.

Не путайте семейное образование и с надомным. Надомное обучение предполагается только для детей с определёнными заболеваниями. Школьные педагоги посещают детей прямо на дому.

А вот термин «домашнее обучение» можно назвать синонимом семейному образованию.

Надомники и заочники учатся по предоставленному школой плану, а также под руководством школьных педагогов. Семейное образование, напротив, гибкое и вариативное. Родители вправе выбрать любую программу и по-разному организовать учебный процесс. Кто-то учит детей самостоятельно, а кто-то подключает репетиторов и онлайн-школы. Главное, чтобы хоумскулер успешно сдавал аттестации.

Поэтому семейное образование предоставляет максимум свободы в обучении. Но как эта свобода влияет на развитие ребёнка?

Различия между хоумскулером и обычным школьником

Попробуем представить, какие личностные качества у хоумскулеров развиты лучше.

Любознательность

Все дети любознательны от природы. Но массовая школа нередко убивает эту любознательность. Огонёк в глазах гаснет, а проявлять инициативу больше не хочется. У хоумскулера интерес к учёбе, как правило, выше. Их поощряют за вопросы и не ругают за незнание.

Креативность

Одна из причин ухода из массовой школы — шаблонность её подходов к обучению. Нужно решать задачи показанным на уроке способом, отсчитывать регламентированное количество клеточек в тетрадке и носить одинаковую школьную форму.


Хоумскулерам не нужно быть унифицированными. Каждый проявляет свою индивидуальность и не боится выделяться.

Отсутствие страха ошибок

Хоумскулерам не угрожают плохие отметки.


Нынешним второклассникам в обычной школе, например, снижают оценку просто за помарку в задании. Казалось бы — всё сделано правильно. Но почему-то считается, что для семилетних и восьмилетних детей важно умение писать каллиграфическим почерком без единого зачёркивания.

Как результат — школьники боятся отступить в сторону хотя бы на шаг. Система приучает их идти проверенным путём, чтобы не схлопотать двойку. Хоумскулер же без опаски выберет новое и неизвестное.

Самостоятельность

Хоумскулер привык полагаться только на себя. В обычной школе то спишешь домашку у друга, то при ответе у доски подскажут одноклассники. Когда учишься самостоятельно, приходится находить все ответы самому. И тогда лучше понимаешь.

Резюме

Хоумскулинг — это свобода. Уход от традиционной модели обучения помогает детям получать знания с интересом и без страха.

И появляется всё больше образовательных площадок, поощряющих креативность, любознательность и инициативность. Программа домашней школы «Фоксфорда» направлена на то, чтобы подогревать самостоятельность и интерес ребёнка в учёбе. Мы прокладываем индивидуальные образовательные маршруты, чтобы каждый ребёнок мог сфокусироваться на предметах, к которым имеет склонность. Но главное — в нашей домашней онлайн-школе не ругают за ошибки или незнание. Ребята задают любые вопросы педагогам и кураторам. Это формирует здоровую созидательную атмосферу.

Кто такие хоумскулеры?

Серьезная и аргументированная критика традиционной школы, актуальные недостатки и несоответствие программы обучения реальным требованиям ВУЗОВ побуждают родителей и школьников искать альтернативы традиционной школе.

Многие родители задают вопрос: «Если мы нанимаем репетиторов, сами помогаем освоить программу, которую ребенку должны дать в школе, то…

Зачем вообще тогда эта школа?». Педагогическое образование перестало быть гарантией высокой квалификации, престижность преподавания находится на низкой отметке, зарплаты учителей огорчают еще больше. Все это неизбежно сказывается на количестве талантливых, молодых, квалифицированных специалистов в общеобразовательных государственных школах. Исходя из всего этого, многие родители сознательно приняли решение не отдавать ребенка в школу.

Хоумскулинг и хоумскулеры в Украине

Возможность осваивать школьную программу вне рамок общеобразовательного учебного заведения — это сложившаяся и устоявшаяся практика во многих западных странах. Для детей и родителей что выбрали такой способ обучения предусмотрен и правовой аспект, и услуги, и возможность сдать контрольные работы, экзамены, получить диплом об образовании государственного образца. Другими словами, это нормальная практика индивидуального обучения, которая нередко демонстрирует фантастические результаты. Можно выделить следующее определение:

Хоумскулінг — форма обучения, которая не предполагает ежедневное посещение общеобразовательной школы, строится на освоении школьной программы с помощью образовательных центров, репетиторов, методом семейного образования и т.д. Стоит отметить, что не существует какого-то одного вида, который называется «хоумскулінг», это совокупность программ и систем, которые имеют общий признак (дистанционное, индивидуальное обучение, экстернат и др.).

В Украине дело обстоит сложнее, наше образовательное законодательство все еще находится в переходном периоде, нет четких определений или практик для современных форм «хоумскулінга». Правовую основу, на которую опираются»хоумскулеры «, составляет Конституция Украины, «Закон Об образовании » и подписаны международные договоры (имеющие силу закона согласно Конституции).

Таким образом, юридическая основа есть, но практически это довольно сложная тема сегодня. Дело в том, что здесь сталкиваются два различных подхода. Еще с советских времен сформирована система когда право на индивидуальное обучение реализовано следующим образом:

  1. Надомное или индивидуальное обучение — когда ученик по медицинским основаниям не может посещать школу. Но даже в этом случае он остается приписан к общеобразовательного учреждения, к нему домой приходят преподаватели этой же школы. Фактически, такая практика является государственным репетиторством.
  2. Экстернат — специальная форма обучения, которая предполагает более свободное посещение школы, на основании опережение или критических отставаний по школьной программе. При этом такой вывод может дать только специально сформированная комиссия.

В результате, чтобы получить право на индивидуальное обучение необходимо приложить немало усилий, пройти специальную комиссию (медицинскую или образовательную), найти школу которая будет согласна предоставить соответствующие условия. Стоит ли говорить, что многие чиновники не заинтересованы в «лишней работе», не всегда вникают в потребности отдельных граждан?..

Однако, с развитием информационных и коммуникационных технологий, осознавая проблемы сложившейся системы образования, появляется новый тип индивидуального обучения.

Дистанционное образование: хоумскулинг 21 века

Современная школа с дистанционным обучением имеет важное отличие — новый подход к получению знаний. Вместо ежедневного давления общеобразовательного учреждения, унифицированной программы и больших затрат времени, приходит гибкая и адаптивная модель индивидуального образования.

Эта форма предусматривает ежедневные индивидуальные занятия, лекции, проработка материала в более свободной форме, с помощью современных компьютерных технологий. Ребенку не обязательно посещать школу, образовательные материалы, консультации преподавателей, домашние задания и лекции доступны в любое время через интернет. В электронной форме также фиксируется пройденный материал, доступные для проверки и анализа успехах ученика.

Благодаря такому подходу можно уделить больше времени каждому ученику отдельно, адаптировать программу, тщательнее изучить интересные и профильные области. Кроме того, не каждой школе «по карману» изучение нескольких иностранных языков, а тем более практические занятия с носителями языка.

Аттестат и дистанционное образование

Обычно, такие школы реализованы как частные учебные заведения, которые имеют лицензию на свою деятельность в Украине. Ученики таких заведений проходят школьную программу (а нередко и опережают ее) составляют все необходимые предметы на экзаменах, проходят ВНО.

По итогам обучения они получают диплом государственного образца, более того, некоторые школы предлагают своим воспитанникам возможность получить документ об образовании школ-партнеров. Кроме обучения, такие школы могут курировать спортивные секции, кружки по интересам, предоставлять углубленное изучение иностранных языков.

И хотя такие школы, чаще всего — платные, это снимает с родителей нагрузку по выбору и оплаты репетиторов, приобретение дополнительных учебных материалов. С самого начала обучения, ученику и родителям доступна большая обучающая база с текстовыми, графическими, аудио-видео курсами и интерактивными программами. К выпускному классу прилагается отдельная подготовка к ВНО.

Таким образом можно резюмировать, что дистанционное обучение — это естественный ответ и шаг в развитии образования. И хотя в Украине это все еще успехи отдельных проектов, центров и школ, инновации активно внедряются на всех уровнях.

На наши вопросы отвечает юрист Анна Удьярова, из БОО Перспективы.

Вопрос: Возможен ли в России анскулинг — форма совершенно свободного домашнего обучения, при которой ребенок официально не прикреплен ни к одной из школ. И если да, то как перевести ребенка на такое обучение.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает возможность получения образования вне образовательной организации:
«Статья 17. Формы получения образования и формы обучения
1. В Российской Федерации образование может быть получено:
1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования)».

Самообразование предусмотрено только для среднего общего образования.
Семейное образование важно отличать от обучения на дому (в тех случаях, когда ребенок по медицинским показаниям не может посещать школу). Обучение ребенка на дому осуществляется силами школы, в которую ребенок зачислен, а при семейном образовании учебный процесс организуется родителями самостоятельно.

Право родителей выбрать семейное образование
В статье 44 ФЗ «Об образовании в РФ» гарантируется право родителей «выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность…». В той же статье закрепляется обязанность родителей обеспечить получение детьми общего образования.
То есть родители должны обеспечить получение ребенком образования, но форму имеют право выбрать самостоятельно. При этом родители должны учесть мнение ребенка (по Семейному кодексу учет мнения ребенка с 10 лет является обязательным – ст. 57), рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии («заключение ПМПК», если есть, но такое заключение носит для родителей рекомендательный характер). При этом выбор семейного образования не связан с состоянием здоровья ребенка, для перехода на эту форму не нужно предоставлять медицинские документы, проходить ПМПК. Заключение ПМПК нужно в случае, если ребенку в связи с его особенностями требуются специальные условия (в том числе специальные условия прохождения аттестации), адаптированная программа (поскольку в случае, если нет заключения ПМПК, то ребенок должен будет проходить аттестацию по освоению обычной образовательной программы).
Основным критерием для выбора формы образования должны быть, конечно, интересы ребенка.
В той же статье прямо сформулировано право родителей «дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье» (п.2) ч. 3 ст. 44 ФЗ «Об образовании в РФ»).
Получению образования вне организации посвящено Письмо Минобрнауки России от 15.11.2013 N НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме», в котором подробно описан порядок получения семейного образования.

В Письме указано, что при выборе такой формы у родителей возникают «обязательства по обеспечению обучения в семейной форме образования — целенаправленной организации деятельности обучающегося по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающегося мотивации получения образования в течение всей жизни».

Как указано в Письме, ребенок, который находится на семейной обучении, имеет право бесплатно получить учебники и учебные пособия (например, в той школе, в которой он будет проходить аттестацию). Но сам процесс получения образования родители должны организовать самостоятельно.

Как перейти на семейное образование
Если родители выбирают эту форму обучения, то они должны информировать орган местного самоуправления или городской округ, на территории которого они проживают. В Санкт-Петербурге нужно обращаться в отделы образования районов города. Вот, например, формы уведомлений и документы по семейному образованию, представленные на сайте администрации Приморского района: http://www.rprim.spb.ru/71-2009-05-06-11-12-21/2009-05-31-18-53-23/6812-semejnaya-forma-obrazovaniya-20160831-103141
Согласие ребенка можно подтвердить подписью на уведомлении (в форме уведомления есть графа подписи ребенка с 14 лет; если ребенок с 10 лет может расписаться, он тоже может поставить свою подпись на уведомлении). В уведомлении указано, что решение принято с учетом мнения ребенка. Если ребенок не может поставить подпись, то лучше заранее подготовить заключение специалиста о выявлении мнения ребенка по вопросу перехода на семейное обучение (на случай, если возникнут вопросы о том, учитывали ли родители мнение ребенка).
Если ребенок уже учится в школе, то нужно подать директору заявление о переходе на семейное образование. В этом случае ребенок исключается из числа обучающихся, родителям выдают документы, которые хранились в школе.
В любой момент ребенок может, по решению родителей и с учетом его мнения, «вернуться» в школу.

Как проходить аттестацию?
В случае выбора семейного образования родители должны обеспечить освоение ребенком образовательной программы по образовательным стандартам, поэтому ребенок должен проходить промежуточную и итоговую аттестацию.
Хотя обучение проходит вне школы, но для прохождения аттестации и получения документа об образовании все равно нужно подавать заявление в школу («Основаниями возникновения образовательных отношений между экстерном и образовательной организацией являются заявление родителей (законных представителей) о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и распорядительный акт указанной организации о приеме лица для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации (часть 1 статьи 53 Федерального закона «Об образовании в РФ»)»).

В Письме Минобрнауки разъясняется разница между зачислением в образовательную организацию для обучения и для прохождения аттестации: «Необходимо отметить, что в отличие от случая, когда обучающийся зачислен в образовательную организацию, и она в соответствии со статьей 28 Федерального закона несет ответственность за качество образования при получении общего образования в форме семейного образования, организация, осуществляющая образовательную деятельность, несет ответственность только за организацию и проведение промежуточной и итоговой аттестации, а также за обеспечение соответствующих академических прав обучающегося».

Отдел образования предоставляет родителям список школ, в которых можно пройти аттестацию. Поскольку аттестация является обязательной, то родители в любом случае должны выбрать школу и подать заявление в выбранную школу. В Распоряжении Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 29.10.2013 N 2516-р «Об утверждении Порядка организации промежуточной и(или) государственной итоговой аттестации экстернов в образовательных организациях» указано: «Сроки, порядок проведения, формы и периодичность промежуточной аттестации экстернов устанавливаются локальным актом образовательной организации». То есть в школе должен быть принят документ о порядке, периодичности и формах промежуточной аттестации, его нужно прочитать перед выбором школы. Выбрать конкретную школу можно уже после перевода на семейное обучение (но важно не пропустить сроки аттестации). После приема заявления о прохождении промежуточной аттестации в школе ребенку составляют график аттестации, в котором указываются предметы по программе, сроки и формы проведения аттестации.

Промежуточная аттестация предполагает проверку освоения ребенком образовательной программы. Важно знать, что есть норма о том, что в случае, если ребенок не прошел промежуточную аттестацию, он продолжает получить образование уже в школе («Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации (часть 10 статьи 58 ФЗ «Об образовании в РФ»)). Поэтому, выбирая семейное образование, важно узнать, как и в какие сроки ребёнку нужно будет проходить аттестацию.

Поделиться ссылкой:

Хоумскулинг, анскулинг или дистанционно: шесть способов учиться в школе

Учиться сейчас можно очень по-разному: хочешь — в школе, хочешь — дома, хочешь — в школе, но при этом заочно, или, допустим, на экстернате. Ксения Букша разбирается, какие формы обучения сегодня есть, чем они отличаются друг от друга и какая форма может подойти вашему ребёнку.

Первый класс. Рассылка Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

Для начала: закон разделяет «форму получения образования» и «форму обучения». Форм получения образования только две: образование можно получать «в организации» и «вне организации».

Получение образования в организации

Если ребёнок получает образование в организации, родители могут выбрать из трёх форм обучения: очная, заочная или очно-заочная.

Очная форма

Ребёнок ходит в школу пять-шесть дней в неделю, там же проходит промежуточные аттестации, получает оценки. В идеальной ситуации образование полностью становится делом учителей и ребёнка, даже если ребёнок ещё совсем маленький. Школа формирует мотивацию к учёбе, помогает пройти сложные темы, там ребёнок общается, находит друзей, в общем — живёт полной жизнью.

На практике бывает по-разному. Многим родителям приходится помогать детям с уроками, а в старших классах — нанимать репетиторов. Социализация в школе тоже бывает разной, а обстановка в классе — не совсем здоровой.

«Мне не очень нравится ходить в школу. Потому что у меня одноклассники плохие. Ян плохой. Сзади подходит, за горло двумя пальцами нажимает. И говорит, что это шутка. А потом дома, когда я валяюсь, мне почему-то очень трудно дышать. Одноклассника Диму ударил его друг. Его тоже зовут Вадик, только он плохой. Очень. Однажды он полез ко мне драться, я оттолкнул его и пошёл домой.

Из-за одноклассников мне трудно учиться. Потому что я что-то запоминаю, а когда бьют — мне ненавистью всю память занимает. И я злюсь больше, чем запоминаю»

Вадик, 4 класс («Когда меня бьют, мне ненавистью всю память занимает и я не могу учиться»)

«Мой сын говорит: „Зачем мы уже два месяца на математике повторяем умножение трёхзначных чисел на двузначные в столбик и деление пятизначных на двузначные. Для такой ерунды есть калькуляторы, лучше бы задачи решали, какой смысл в этих примерах. Кому какое дело, какой у меня почерк, я всё правильно сделал, а мне снижают за почерк. На музыке поём одно и то же, а она всё время кричит, что мы поём неправильно, а я вообще не хочу петь, никак“».

Наталья Татарникова, мама четвероклассника («Почему мой сын ненавидит школу»)

Один из вариантов очной формы обучения — надомное обучение (обучение на дому). Школа организует такое обучение для тех детей, которые не могут приходить в школу по состоянию здоровья. Всё остальное — как при обычном очном обучении: контрольные, оценки.

Очно-заочная форма

Ребёнок зачислен в школу, но ходит туда два-четыре раза в неделю, ходит не на все предметы, выполняет большое домашнее задание. Обязательно приходит писать четвертные и годовые контрольные.

На эту форму обучения в школах идут неохотно, если только родители не приводят каких-то очень весомых аргументов. Например, ребёнок всерьёз занимается спортом или музыкой — это обычно все понимают. Но иногда встречаются и те, кто хочет немного «отдохнуть» от школы, при этом не теряя связи с коллективом класса. Такой выбор объяснить директору или завучу всё-таки сложнее. Кстати, ребята тоже могу по-разному воспринимать «особое положение» очно-заочного ученика: почему это ему можно, а нам нельзя?! Впрочем, если процесс налажен хорошо, а руководство школы не ставит преград, это действительно отличный выход: берём в школе то хорошее, что в ней есть, и не тратим времени зря.

Заочная форма

Ребёнок (внимание!) по-прежнему зачислен в школу для обучения. Но может в неё не ходить. Даже промежуточную аттестацию (зачёты, диктанты, контрольные) ребёнок может проходить дистанционно, например, по скайпу. Перед аттестациями можно брать в школе консультации.

Заочная форма обучения годится для детей, которые вообще не хотят тратить время на сидение за партой, но сама по себе школьная система их устраивает. Например, они уже работают или, опять же, всерьёз занимаются спортом. А может, родители часто путешествуют и хотят в любой момент поехать с ребёнком куда угодно, не стесняя себя рамками школы. Иногда ребёнок может проучиться заочно какое-то время, а потом снова учиться очно в той же школе — это удобно, потому что школа его не отчисляет, он остаётся «в рядах коллектива», просто меняет форму обучения.

На практике школы обычно разрешают заочную форму старшеклассникам, а с младшими на это почти не идут. Считается, что заочник — большая ответственность для учителей, ведь он по-прежнему «наш, школьный», и за его успехи и неудачи отвечает педагоги. А вдруг не справится?

Получение образования вне организации

Если родители или ребёнок выбирают получать образование вне организации, это значит, что ребёнок зачисляется в школу не для обучения, а только для прохождения аттестации. Причём зачисляться он может весь учебный год или вообще только перед аттестацией.

Семейное обучение

Это может называться семейной формой образования (для всех детей) или самообразованием (для детей старше 15 лет). Фактически это именно то, что раньше называлось экстернатом (теперь этот термин означает не форму обучения, а только форму аттестации ученика). «Семейники» учат детей сами, или их дети учатся сами. Выбирают любую программу или обходятся вовсе без неё — с них никто не будет спрашивать, каким образом они учатся. Главное — пройти аттестации в конце года.

«В 6 классе стало совсем плохо. Нам задавали огромное количество домашнего задания, с которым нам, видимо, нужно было сидеть до полуночи. На следующий день опять в школу, а там контрольные и самостоятельные, практически каждый день и чуть ли не на каждом уроке. Было ощущение, что я не учусь, а бегу дистанцию на скорость. Пять дней в неделю школа, уроки, нервозность, усталость, недосып и больше ничего. Видя мою измотанность школой, мама предложила перейти на семейное обучение. Вот уже почти год я учусь дома. И сегодня, общаясь со своими бывшими одноклассниками, уверена, что мой выбор был правильным».

Паулина («Я хоумскулер: история школьницы, которая решилась»)

Далеко не все школы принимают семейную форму образования. Но есть специальные организации, в которых можно проходить эти аттестации очно или дистанционно — и получать аттестаты государственного образца.

Семейная форма образования подходит всем, кто не хочет стеснять себя рамками учебного плана и программы. В эту категорию попадают разные дети:

  • Отстающие — на семейном у них улучшается самооценка, они идут в своём темпе, не нервничают. Но таким детям, конечно, понадобится что-то вроде «куратора», который будет заменять ему учителя. Например, работающая дома или вовсе не работающая мама, бабушка, тьютор.
  • Отличники — на семейном они могут быстро пройти обязательную программу и больше времени на чтение, искусство и всё, что им нравится.
  • Самостоятельные подростки, которые просто не вижут смысла сидеть за партой. «Я быстро выучу и пойду заниматься своими делами».

При этом у семейного образования есть два больших минуса:

Во-первых, иногда родители и дети не могут сами модерировать образование, и даже такой неплотный и формальный контроль как в современной школе — лучше, чем ссоры с подростком и растерянность родителя.

«Как-то вечером, придя с работы, я открыла учебник русского и со вздохом сказала: „Давай позанимаемся“. Передо мной была тема про правописание одного или двух „н“ в прилагательных, и там был разветвленный алгоритм, с помощью которого следовало определить, сколько в итоге будет „н“. И вдобавок к этому слова исключения. Помните, да? „Стеклянный, оловянный, деревянный“. Вечер, который мы обычно тратим на беседы, шутки, чтение вслух, превратился в мои попытки впихнуть эти правила в ребенка. Это при том, что ему бы хотелось смотреть свои ролики на ютьюбе, а мне читать книгу».

Варвара Оленченко («Как я разочаровалась в домашнем обучении»)

Во-вторых, дома подросток теряет связь со сверстниками, ему может не хватать общения, а «добрать» его на кружках не получится, потому что туда все приходят заниматься, а не тусоваться.

Что ещё почитать про домашнее обучение:

  • Семейное образование на практике: самый подробный гид от практикующей семьи
  • Почему я перевела дочь на домашнее обучение по математике (да, так можно)
  • 10 типов школьников, которым пора на экстернат

Хоумскулинг и анскулинг: в законе нет, в реальности есть

Хоумскулинг — означает, что ребёнок не ходит в школу, то есть относится ко всем вышеупомянутым формам, кроме очной и очно-заочной.

Второе слово «анскулинг» потруднее. Анскулинг предполагает, что ребёнок вообще ничему не учится целенаправленно, а, так сказать, вбирает знания из окружающей среды исключительно по собственной инициативе. Анскулинг — это не форма обучения, а скорее философия жизни. На практике анскулинг в российских условиях — это семейная форма обучения без промежуточных аттестаций до конца 9 класса. Ничему не учась формально, ребёнок должен каким-то образом сдать ГИА.

Среднее образование в России считается обязательным (статья 44 ФЗ «Об образовании», пункт 4). И родителями, которые не обеспечивают его ребёнку, могут заинтересоваться органы опеки. На тотальный анскулинг могут решиться только экстремалы. Но элементы этого мировоззрения могут украсить жизнь бывшего школьника, особенно если учителя совсем его достали. Анскулинг помогает соскучиться по знаниям и понять, чего же на самом деле хочется и куда тянет.

Закончим всё на оптимистической ноте: вы необязательно должны выбирать форму обучения и получения образования раз навсегда. Для многих детей здорово получить разный опыт — поучиться в школе, отдохнуть дома, походить в школу только на английский и пение. Важно хорошо взвесить свои возможности и возможности ребёнка, не бояться необычных решений, да и вообще — ничего не бояться. Школьные годы даются ребёнку только раз, и хочется, чтобы он прожил их с удовольствием.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *