Храм Дмитрия солунского

Предания

Дмитриевский мужской монастырь

Существуют несколько преданий, об основании монастыря, отличающиеся некоторыми деталями. По одному из них, на месте расположения монастыря располагалась деревянная часовня святого воина великомученика IV века Димитрия Солунского и келья отшельника. Войска Дмитрия Донского, идя в поход на хана Мамая, остановились около часовни. Александр Пересвет, готовясь к будущей битве, молился в келье отшельника и оставил там свой яблоневый посох. По другому, часовню воздвиг сам Дмитрий Донской, во имя своего ангела — великомученика Димитрия Солунского, остановившись на Дмитриевой горе около реки Верды, для празднования победы на Куликовом поле.

В некорыстных исследованиях упоминается, что возможно, данные легенды относятся к Троицкому монастырю (позднее переименованному в Скопинский Свято-Духов монастырь), находящемуся в 6 километра ближе к городу Скопину. В XVII—XVIII века Троицкий монастырь несколько раз закрывался, а потом открывался вновь. Возможно, что во время одного из таких закрытий, посох Пересвета, был перенесен из Троицкого монастыря в Свято-Дмитриевский, а вместе с посохом переместились и предания.

Яблоневый посох Пересвета, хранится в музее-заповеднике «Рязанский Кремль»

Несмотря на некоторое расхождение в легендах, посох Александра Пересвета («Пересветова дубинка»), реально существующая реликвия, которая хранилась в монастыре в течение 600 лет, а сейчас находится в Рязанском краеведческом музее.

История

Первое письменное упоминание датируется 1676 годом, в нём говорится о находящихся на территории монастыря деревянных храмах Димитрия Солунского, возведённого в 1660 году, Сергия Радонежского, возведенного в 1667 году и монашеских кельях.

В 60 — 70 года XVIII века монастырь перестраивается, в основном на купеческие пожертвования. На месте деревянных храмов возводятся каменные, холодный Димитрия Солунского и теплый Сергия Радонежского. Строятся хозяйственные постройки.

В начале XIX века сильно обветшавший храм Димитрия Солунского реконструируется и заново расписывается. Богослужения в нём возобновлены в 1829 году, но работы по отделке и росписи храма длятся до 1854 года. В 1863 году кирпичная трапезная перестраивается в храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В это же время вокруг монастыря возводится каменная ограда и строится 3-ярусная колокольня.

В 1918 году монастырь был закрыт, здания монастыря национализировали и отдали в распоряжение колхозу. В монастыре разместили склады, свинарники, школу. Монастырские святыни, иконы, утварь частично передали в музеи, частично уничтожали. В дальнейшем колхоз реорганизовали, а постройки стали разбирать на строительные материалы.

Димитриево-Ряжский монастырь интересен, прежде всего как памятник Куликовской битвы. Мы вынуждены обойти его молчанием, так как памятников старины здесь не сохранилось, а сохранившиеся искажены до неузнаваемости. В будущем, когда сюда придут труженики-реставраторы, о Дмитриевском монастыре, вероятно, напишут интересные строки. Г.К. Вагнер,С.В. Чугунов

Однако, реставрация была признана невозможной, на месте монастыря остались только руины.

Примечания

  1. 1 2 Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи. — М.: издание Ступина А. Д., 1908. — С. 722-723.
  2. Свято-Дмитриевский Скопинский монастырь на сайте Рязанской епархии (рус.)
  3. Описание Свято-Димитриевского монастыря в г. Скопине. Издательство Свято-Димитриевского монастыря, 2000 г.
  4. Семин В. Легенды Рязанского края / Ряз. обл. движение «Рус. славяне». — Рязань: Ряз. обл. тип., 2010. — ISBN 978-5-98927-002-6.
  5. На Дмитриевской горе (рус.) // Скопинский вестник. — 2002. — № 22 октября.
  6. Панкратов В. Чтобы чаще Господь замечал (рус.) // Рязанские ведомости. — 1997. — № 11 апреля.
  7. Яковлев В. Посох Пересвета (рус.) // Рязанские ведомости. — 1997. — № 20 июня.
  8. Соболева Г. Историческая высота Дмитриевского монастыря (рус.) // Рязанские ведомости. — 1998. — № 28 августа.
  9. Егоров В. На Дмитриевском бугре (рус.) // Благовест (Рязань). — 2003. — № 6.
  10. Алексеева И. А. Скопинский Свято-Духов монастырь. Исторический очерк. — Скопин, 1877.
  11. Платонов О. А. Русские монастыри и храмы : историческая энциклопедия. — М.: Институт русской цивилизации, 2010. — С. 166-167. — 680 с. — (Исследования русской цивилизации). — ISBN 978-5-902725-61-9.
  12. Книги окладные монастырям, церквам и часовням Рязанской епархии, учиненные при преосвященном Иосифе, митрополите Рязанском и Муромском, в 1676 году / Ред. Цепков А. И. — Рязань, 2004. — ISBN 5-94460-010-1.
  13. ГАРО. —Ф.627. —Оп.1. —Д.1а. —Л.26,297,330об.,332об.
  14. ГАРО. —Ф.627. —Оп.48. —Д.98. —Л.49-54,71-72
  15. ГАРО. —Ф.627. —Оп.142. —Д.23.
  16. Вагнер Г. К., Чугунов С. В. Рязанские достопамятности. — М.: Искусство, 1989. — ISBN 5-210-00025-7.
  17. ДМИТРИЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ СКОПИН // travel70.ru.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *