Храм Христа спасителя фото

Содержание

Убранство Храма Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя в память о победе в Отечественной войне был построен по проекту Константина Тона и освящён в 1883 году. С приходом к власти большевиков началась антирелигиозная кампания и на месте храма планировалось возвести грандиозный архитектурный памятник новому строю — Дворец Советов. Храм был взорван в 1931 году, проект советского небоскрёба помешала реализовать война и на историческом фундаменте построили открытый плавательный бассейн «Москва».

До взрыва в храме реквизировали ценности и демонтировали всё, что могло пригодиться, например, большие мраморные мемориальные доски использовались для отделки новых административных зданий. От уничтожения были спасены несколько горельефов, украшавших фасад, — сейчас их можно увидеть в Донском монастыре. Шесть живописных полотен Василия Верещагина были намотаны на валы, переданы на хранение в Казанский собор в Ленинграде и позднее отреставрированы. Фрагменты стенной росписи «Тайная вечеря», украшавшей алтарь, уцелели и находятся в музее храма Христа Спасителя. Сохранилось и алтарное мраморное кресло.
В 1988 году в атеистическом Советском Союзе торжественно отметили тысячелетие Крещения Руси. Политика государства в отношении религии смягчилась и группы православных стали обращаться с просьбами о возрождении храмов. Такая инициативная группа, ратовавшая за восстановление на прежнем месте храма Христа Спасителя, собрала тысячи подписей, был основан фонд сооружения храма и власти приняли решение закрыть бассейн и построить храм, внешне копирующий здание Константина Тона.
Возведение исторического храма продолжалось 44 года, но с современными строительными технологиями работа спорилась быстрее и заняла всего пять лет. 31 декабря 1999 года храм был открыт для посещения, а в рождественскую ночь отслужена первая торжественная литургия. В XIX веке оформление храмовых интерьеров заняло два десятка лет, над росписью трудились живописцы Императорской Академии художеств Василий Суриков, Иван Крамской, Василий Верещагин, Генрих Семирадский, Алексей Корзухин, Фёдор Бруни.
Роспись внутри современного храма занимает площадь около 22 000 квадратных метров. Не берусь судить, насколько детально воссоздано историческое убранство, но основные живописные работы воспроизведены точно, достаточно сравнить их со старыми фотографиями. Воссоздание сюжетных и орнаментальных росписей храма осуществляла Российская Академия художеств. Возглавлял работу Зураб Церетели, координатором группы специалистов по художественному убранству был священник Леонид Калинин. Два десятка мастеров возглавляли бригады художников, это Владимир Ананьев, Николай Гаврилов, Василий Нестеренко, Сергей Присекин и другие.

Алтарь храма. 1883-1910 гг.: https://pastvu.com/p/385918


Интерьеры храма. 1883-1910 гг.: https://pastvu.com/p/385917

Храм имеет три престола — главный в честь Рождества Христова и два боковых на хорах — во имя Николая Чудотворца (южный) и святого князя Александра Невского (северный).

На своде главного купола художники изобразили Господа Саваофа, Ветхого старца. По слову Всемогущего Творца возникает земной шар и крылатые херувимы, озаренные в полете пламенем первобытного огня. Голова Господа, согласно библейскому сказанию, убелена сединой, руки воздеты. Он творит вселенную и в то же время благословляет созидаемое Им.

В поясе главного купола представлены образы ветхозаветной Церкви, имеющие особенное значение по отношению к Спасителю мира — или как предвозвестники Его пришествия, или как свидетели Его жизни и проповедники Его учения.

На сводах малых куполов изображены Святой Дух в виде голубя, в ярком сиянии, окруженный семью божественными Его дарами; Спаситель, сидящий на престоле в царском облачении с книгой и скипетром в руках; младенец Иисус Христос в окружении ангелов; Господь Вседержитель, держащий в руках скипетр и книгу судеб, запечатанную семью печатями.
Главный иконостас храма выполнен в виде восьмигранной часовни из белого мрамора, с орнаментом и инкрустацией цветными породами мрамора. Часовня увенчана бронзовым позолоченным шатром, вверху суживающимся, и состоящим из четырех ярусов, предназначенных для помещения икон. Внутри её находится престол. На нижнем ярусе направо от Царских врат изображён образ Господа Вседержителя, а налево — образ Пресвятой Богородицы. Второй ярус иконостаса состоит из Господних и Богородичных праздников, третий ярус представляет новозаветную Церковь и Четвёртый ярус состоит из поясных изображений Праотцев и Пророков ветхозаветной Церкви.
На парусах храма помещены священные изображения: Преображение Господне, а под ним — Евангелист Матфей; Вознесение Господне, а под ним — Евангелист Иоанн; Воскресение Христово, а под ним — Евангелист Марк; Сошествие Святого Духа на Апостолов, а под ним — Евангелист Лука.
Роспись «Воскресение Христово» (художник Евграф Сорокин). 1885 год: https://pastvu.com/p/79368
Роспись «Сошествие Святого Духа» (художник Евграф Сорокин). 1885 год: https://pastvu.com/p/79371
Среди главных святынь храма Св. мощи митрополита Московского Филарета (Дроздова)
Большая люстра о 148 свечах. 1880-1883 гг.: https://pastvu.com/p/64914
На стенах коридоров на мраморных досках в хронологическом порядке даны описания сражений войны 1812 года с местами и датами, названиями войсковых подразделений, именами убитых и раненых, полученными наградами. Здесь же воспроизведены Высочайшие манифесты о вступлении французской армии в пределы России, воззвание к народу русскому об ополчении, манифесты об изгнании Наполеона из пределов России, благодарности русскому народу и русскому дворянству, манифест о построении храма Христа Спасителя в Москве.
При воссоздании храма появились новые пространства, которых не было в проекте Тона. Это помещения стилобатной части, построенной на месте холма. В ней находятся Храм Преображения Господня, Музейная галерея, Зал Церковных Соборов, Зал Высшего Церковного Совета, Трапезные палаты, а также технические и служебные помещения.
Зал Церковных Соборов предназначен для заседаний Поместных и Архиерейских Соборов, и, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, для проведения светских мероприятий. Зал открылся в 2000 году, он оснащён современной акустической аппаратурой и рассчитан на 1250 мест. Здесь проходят концерты церковных хоров, симфонической музыки, фольклорных коллективов, фестивали и конференции.
Трапезные палаты предназначены для проведения трапез участников Поместных и Архиерейских Соборов и праздничных приёмов. В обычные дни некоторые залы могут использоваться как благотворительные столовые для паломников и туристов, а также для проведения выставок и иных мероприятий. Пять залов трапезных палат (Патриарший, Белый, Сергиевский, Красный, аванзал) рассчитаны на 1500 мест. Росписи залов выполнены в древнерусском стиле с использованием лепных элементов и резных изображений святых. Автор проекта — академик Дмитрий Солопов (Руководитель мастерской № 2 Управления Моспроект-2).
Аванзал
Белый зал
Красный зал
На фото: музыкант Дмитрий Ревякин («Калинов Мост») во время дискуссии «Духовная лирика в поле зрения современной музыки и массовой культуры».
Патриарший зал
Сергиевский зал
Официальный сайт храма Христа Спасителя: http://www.xxc.ru

Храм Христа Спасителя – история кафедрального собора на берегу Москвы-реки

Храм Христа Спасителя – кафедральный собор Русской Православной церкви, крупнейший православный храм России, возведенный на берегу Москвы-реки напротив Кремля. Церковь построили в знак благодарности Господу за избавление России от наполеоновского нашествия. В судьбе храма, как в зеркале, отразилась судьба России. Для Москвы он значит не меньше, чем Кремль и Красная площадь. Занесенный в книгу рекордов Гиннеса как самый большой в мире православный собор, он рассчитан на 10 тысяч прихожан.

Храм-мученик, безжалостно разрушенный большевиками в эпоху Сталина, восстановлен по первоначальному проекту. Освящение храма-памятника 19 августа 2000 года, в день Преображения Господня, стало символом преображения Москвы и России, отказа от богоборческого прошлого.

Путешествие во времени

Наши предки строили храмы Спасителю и Пресвятой Богородице в благодарность за благодатную помощь в жизни, за чудесное спасение от гибели, за дарование побед в сражениях с врагами.

Страницы истории

Во время наполеоновского нашествия 1812 года 200 тысяч русских солдат сложили головы на полях сражений. Армейский генерал Михаил Ардалионович Кикин после окончания войны предложил императору увековечить победу русского народа, его мужество и героизм.

25 декабря 1812 года царь издал манифест, повелевающий построить церковь «в ознаменование благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозящей гибели», в честь победы России над армией Наполеона. Возводимый храм, по мысли императора, должен отличаться величием и духовной идеей.

Обрусевший швед, художник и архитектор Александр Лаврентьевич Витберг, угадал желание императора, предложив построить грандиозный собор. Замысел Витберга впечатляет: 600 гигантских колонн из трофейных пушек, парадная лестница длиной 106 метров, усыпальница для русских воинов при высоте здания 170 метров и полукруглыми галереями, каждая из которых равна 640 метрам. Украшать церковь должны были памятники монархам и видным полководцам, трофейное оружие, добытое в боях с французами.

Проект восхитил императора: выбранная для строительства площадка на Воробьевых горах находилась между Смоленской дорогой, по которой французы вошли в Москву, и Калужской дорогой, по которой враги бежали из Москвы. 48 колоколов возвещали бы начало и конец службы.

Попытка строительства храма

В пятую годовщину изгнания французов из Москвы 12 октября 1817 года торжественно заложили храм. Молодой архитектор при проектировании не учел особенности почвы, которая обвалилась и осела под тяжестью фундамента.

Строительство затягивалось, грунтовые воды и оползни сорвали возведение. В 1825 году работы остановили. Проект Витберга признали неудачным и, обвинив в растрате государственных средств, отправили в ссылку в Вятку.

Всем миром

Император Николай I, занявший престол в 1832 году, поручил создание нового проекта архитектору Константину Андреевичу Тону с предложением построить церковь на другом месте. Строить новый храм решили недалеко от Кремля на берегу Москвы-реки и ради этого разобрали Алексеевский женский монастырь.

По легенде, настоятельница обреченного монастыря отказалась покинуть обитель и приковала себя цепями к дубу. По специальному распоряжению Николая I дерево выкопали и вместе с игуменьей перенесли на другое место. Тогда она прокляла храм, который будет на месте монастыря, и предсказала, что он простоит только 50 лет.

В день 25-летия Бородинского сражения 10 сентября 1839 года в присутствии императорской семьи торжественно заложили новый храм на берегу Москвы-реки. Деньги на строительство собирала вся Россия, хотя много средств поступало из казны. Строили 44 года, а 26 мая 1883 года в присутствии Александра III и его семьи освятили, присвоив наименование кафедрального.

Слово «кафедральный» дословно обозначает «место, где сидит епископ». Для удобства управления территория Русской Православной Церкви поделена на области (епархии). В каждой епархии есть руководитель – епископ, архиепископ, митрополит, – который служит в своем кафедральном соборе. А представитель всей церкви – Патриарх – служит в главном кафедральном соборе страны.

Новый храм

Собор получился на славу. Скульптуры и живопись, иконы и барельефы, резьба и литье – какие только таланты ни приложили люди, чтобы увековечить память доблестных предков и воздать хвалу Богу! Над росписью храма, площадь которой 22 тысячи квадратных метров, (9 тысяч позолоченной), работали Василий Суриков и Иван Крамской, Василий Верещагин и Генрих Семирадский, Алексей Корзухин и Федор Бруни.

На позолоту куполов ушло 400 кг золота. Горельефные изваяния святых выполнены скульпторами Антоном Ивановым, Николаем Рамазановым, Александром Логановским. Скульптор Петр Клодт – автор скульптурных композиций храма.

На мраморных досках в нижней галерее начертали золотыми буквами имена героев войны. Композитор Петр Ильич Чайковский к освящению храма, приуроченному к коронации нового императора Александра III, написал патриотическую увертюру «1812 год».

После освящения утверждена государственная награда – медаль «В память освящения храма Христа Спасителя», которая вручалась тем, кто его проектировал и строил.

Кафедральный собор, возведение которого обошлось казне в 15 миллионов рублей, играл заметную роль в общественно-религиозной и культурной жизни столицы Российской империи. Новый собор скоро стал символом Москвы. Дирижером хора храма Христа Спасителя в 1918-1922 годы был А. В. Александров – автор музыки гимна Советского Союза
и современного гимна России.

Трагические времена храма

Храм строили на века, но во всем великолепии он простоял 48 лет. Пришедшие к власти большевики главный храм России снесли. По распоряжению Сталина 5 декабря 1931 года его взорвали, причем сделать это удалось только с третьего раза. Двое инженеров, зная, что за отказ грозит расстрел, так и не согласились взрывать собор, на месте которого власти решили построить Дворец Советов – новый символ новой эпохи.

Самое высокое в мире здание (в 4 раза выше снесенного храма) должно было олицетворять новую страну и победивший социализм. Предполагалось, что гигантский зиккурат высотой 495 метров (150 этажей) будет венчать вращающаяся 100-метровая статуя вождя революции – Ленина. Указательный палец вождя длиной будет 4 метра, на ладони разместится вертолетная площадка, а в голове Ленина высотой с 5-этажный дом решили устроить библиотеку.

Строители вырыли огромный котлован и начали строить фундамент. Планы не сбылись: с началом Великой Отечественной войны под угрозой оказалась Москва и вся Россия. Из металлических конструкций советской новостройки сделали противотанковые ежи для обороны столицы. Мраморными плитами храма выкладывали стены метро, памятные доски с именами героев Отечества положили на ступени в гардероб Третьяковской галереи. После войны на месте храма устроили открытый бассейн «Москва».

Второе рождение

Впервые публично восстановить храм Христа Спасителя в 60-е годы предложил первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин, выступая на заседании пленума ЦК по вопросам воспитания молодежи. Небывалая смелость вызвала смятение у потерявших дар речи коммунистов: «неуместную выходку» постарались «замять», из речи Гагарина, опубликованной в СМИ, вырезали слова о храме.

Прошло 20 лет, и в конце 1980-х годов Священный Синод Русской Церкви обратился к Правительству России с просьбой вновь построить храм на прежнем месте. Разрешение было получено через четыре с половиной года.

Бассейн разобрали. И опять деньги собирали всем миром. При поддержке правительства Москвы собор возродили за 6 лет. Благодаря стараниям и заботам художников, скульпторов, реставраторов, он воскрес из небытия.

В ночь с 6 на 7 января 2000 года в возрожденном храме прошла Божественная Литургия в честь двухтысячелетия Рождества Христова – Пришествие в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. 19 августа 2000 года Святейший Патриарх Алексий II освятил храм – воссоздание одноименного храма XIX века, куда перенесли чудотворные святыни.

При освящении над куполом появился и поплыл крест, созданный из облаков. На следующий день состоялась канонизация расстрелянной семьи Романовых и Собор новомучеников и исповедников Российских. Сегодня здесь проходят богослужения под руководством Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, заседают Архиерейские соборы и международные религиозные форумы.

Обзор нового храма

Проект нового храма разработан архитекторами Михаилом Посохиным, Алексеем Денисовым и Зурабом Церетели.

Архитектура собора

Храм спроектирован в виде равностороннего креста шириной 85 метров, высотой 103 метра и поделен на три части:

  • центральную часть с алтарем;
  • верхние галереи с двумя приделами;
  • нижнюю обходную галерею с мемориалом в честь героев военной кампании 1812-1814 годов

Барабан собора поднимается на 28 м, купол с крестом уходит ввысь на 35 м. Высота главного креста – 8,5 м. Стены здания толщиной 3,2 м. Внешняя часть собора оформлена двумя рядами мраморных горельефов. Главное украшение – золотые купола с венчающими их крестами.

Храм Христа Спасителя – комплекс 3 зданий: собора, Преображенской церкви и шатрового храма-часовни в честь иконы Божьей Матери «Державная» – главной святыни современной России. Церковь сооружена в память об Алексеевском женском монастыре. Главные святыни Преображенской церкви – икона «Спас Нерукотворный» художника Сорокина, древняя икона Божьей Матери «Смоленская» и икона Святителя Николая, находящаяся прежде в церкви города Бари.

Кафедральный собор – «верхний храм». «Нижним храмом» именуют Преображенскую церковь, расположенную под «верхним». Под храмом Христа Спасителя – массивное основание, цокольный этаж высотой 17 метров. Здесь построили Трапезные палаты на 1500 мест, где проходят трапезы Поместных и Архиерейских соборов, помещения для технических служб, музей и церковь Преображения, Зал церковных соборов и Зал высшего церковного совета.

Этаж отделан мрамором и красным гранитом. С каждой из четырех сторон собор окружен крыльцами с парапетом из мелкозернистого гранита темно-красного цвета. На крыльцах – большие фонари, на верхних ступенях – просторные площадки.

Внешнее убранство

Наружные стены облицованы мрамором и украшены ажурными аркадами полуколонн, завершающимися заостренными арками.

Южный фасад со стороны Москвы-реки осеняет Смоленская икона Божьей Матери, образ которой 3 месяца пребывал в русской армии, а перед Бородинской битвой святыню носили по рядам войск.

На верхних галереях – приделы во имя Святителя Николая Чудотворца и святого Александра Невского. С восточной стороны храма – памятник Александру II-освободителю. Чуть поодаль от храма – часовня, в которой молились о возрождении храма.

Северный фасад посвящен заграничному периоду Отечественной войны. Здесь представлены святые, в дни памяти которых русская армия одерживала победы над армией Наполеона. В центральном медальоне – Иверская икона Божьей Матери. На горельефах – образы апостолов и святых, живших в первые века существования Церкви. Преподобный Сергий Радонежский благословляет князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву и дает ему двух иноков – Пересвета и Ослябю.

На восточном фасаде – изображение Рождества и Воскресенья Спасителя. В виде скульптурных изображений – молитвенники за Москву и Россию: святители Петр, Алексий, Иона и Филипп, преподобный Сергий Радонежский, Стефан Пермский.

Здесь же Владимирская икона Божьей Матери, помещенная сюда в память о Бородинской битве, случившейся 8 сентября – в день праздника этой иконы. На левом углу храма – преподобный Дионисий, архимандрит Троице-Сергиевой лавры, благословляет князя Пожарского и гражданина Минина на освобождение Москвы от поляков.

В храм ведут 12 бронзовых ворот, по три на каждой стороне собора. На воротах – изображения святых небесных заступников русской земли. В арке средних ворот – на престоле Христос Спаситель, слева – апостол Петр, справа – апостол Павел.

Внутреннее убранство

Интерьер храма воссоздавали 300 художников из Москвы и Санкт-Петербурга, Ярославля и Пскова, Новгорода и Подольска, прошедших жесткий конкурентный отбор. Группа мастеров работала под руководством академика и заслуженного художника страны Н. А. Мухина.

Для росписи стен и сводов смонтировали уникальную систему строительных лесов. Для отделки интерьеров использовали росписи и сусальное золото. Пол в храме – из драгоценных пород мрамора, яшмы и порфира из Италии и Франции, Греции и России.

Храму возвращена галерея воинской славы. По периметру стен – 177 мраморных досок с описанием сражений русской армии в Отечественной войне 1812 года и заграничном походе 1813-1815 годов. Здесь же – манифест императора и имена героев Отечественной войны, прославленных полководцев и отличившихся в боях солдат. Высокие стены со сводчатыми потолками расписаны ликами святых. В убранстве преобладают красный и золотой цвета.

В центральной части находится алтарь в виде шатра – символа пещеры Гроба Господня, где был похоронен Спаситель. Шатер, свернутый в восьмигранник, – нетрадиционный иконостас: часовня из белого мрамора, украшенного драгоценными камнями. Часовню венчает шатровая глава с крестом.

На нижнем ярусе иконостаса – иконы Господа Вседержителя и пресвятой Богородицы. Во втором ярусе справа у царских ворот – иконы Господних праздников; слева – Богородичных. Иконы третьего яруса показывают новозаветную церковь с иконами Иисуса Христа, Богородицы и апостолов. В четвертом ярусе – иконы праотцов и пророков ветхозаветной церкви.

В алтаре – трон патриарха Тихона. В этом храме в ноябре 1917 года Тихона избрали патриархом. По обе стороны трона – 6 полотен Василия Петровича Верещагина, чудом сохранившиеся в 1931 году при взрыве храма. Работы иллюстрируют последние часы земной жизни Спасителя. Монументально выглядит композиция Василия Нестеренко «Вход в Иерусалим» и «Крещение Господне».

На своде главного купола – Господь Саваоф в облике старца, на коленях у которого сидит Сын Божий с хартией в руках, на которой написано «логос» (с греческого «слово»), на груди у старца – голубь, образ Святого Духа. В малых куполах – Господь Вседержитель, Иисус Христос в обликах Младенца и Спаса Вседержителя и Святой Дух в виде голубя.

В парусах (основание главного купола) – эпизоды земной жизни Христа: Преображение, Воскресение, Вознесение; на четвертом парусе – сошествие Святого Духа на апостолов.

Колокола и купола

Храм увенчан 5 главами, средний купол крупнее других. Купола отлиты из нержавеющей стали, покрытой титаном. Тонкий слой золота на поверхность нанесен ионо-плазменным способом. Дополнительно защищает купола от разрушения слой алмазной пыли.

На четырех колокольнях храма – 14 больших и малых колоколов. Большой Торжественный колокол массой 29,8 тонны звучит 4 раза в году по великим православным праздникам. Праздничный – в дни двунадесятых праздников. Полиелейный колокол весит 9,2 тонны, Будничный – 5.

Православные святыни

Храм Христа Спасителя – кафедральный собор Русской Православной Церкви, в нем собраны ценнейшие святыни.

  • Частицы ризы Господней.
  • Частицы ризы Богородицы.
  • Мощи святителя Филарета.
  • Частица мощей апостола Андрея Первозванного.
  • Глава святителя Иоанна Златоуста.
  • Частицы мощей святителей Петра и Ионы.
  • Мощи благоверного великого князя Александра Невского
  • Мощи святителя Василия Великого.
  • Мощи Равноапостольского князя Владимира.
  • Мощи Иоанна Крестителя.
  • Гвоздь Креста Господня.
  • Частицы мощей Преподобной Марии Египетской.
  • Глава Святителя Григория Богослова.
  • Мощи Преподобной Евфросинии Московской.
  • Мощи Великомученицы Евфимии Всехвальной.
  • Мощи святого Великомученика Феодора Стратилата.
  • Мощи Преподобного Михаила Иалеина.
  • Один из Чудотворных списков Владимирской иконы Божьей Матери.

В храме выставляют мощи, на время привезенные в Москву. Осенью 2011 года выставляли для поклонения верующих пояс Богородицы, зимой 2014 года – святые Дары волхвов, летом 2017 года – мощи Николая Чудотворца, в октябре 2018 года – ковчег с десницей святителя Спиридона Тримифутского.

Музей церковного искусства в храме

В цокольной части храма – музей церковного искусства с двумя постоянными композициями:

  • История храма Христа Спасителя.
  • История церковного искусства.

На первой – фрагменты мемориальных плит от разрушенного храма, изображения нереализованных проектов собора, колокол старого храма, оригинальные иконы и старинные фотографии.

На второй – коллекция икон Крита, Греции и Византии. Здесь же представлена русская иконопись, иконы царских живописцев Оружейной палаты, необычная икона Богоматери Палестинской с Младенцем.

Новая жизнь в храме

Храм Христа спасителя – объект культурного наследия Российской Федерации. В 2004 году правительство Москвы передало собор в бессрочное и безвозмездное пользование Русской Православной Церкви. Храмом управляет фонд Христа Спасителя: привлекает благотворителей, распоряжается пожертвованиями, сдает залы храма в аренду, проводит выставки и экскурсии, сотрудничает с Советом Попечителей храма.

Туристы посещают музей и Залы собора, где знакомятся с историей страны, убеждаются в талантах и мужестве народа. Со смотровых площадок, расположенных на четвертом этаже, кварталы столицы и Кремль видны, как на ладони. Проводятся экскурсии и для детей. Снимать и фотографировать в храме запрещено. Вход свободный – проход через охрану и металлоискатели.

Комплекс храма оснащен современной системой вентиляции и кондиционирования воздуха, отоплением и лифтовым оборудованием, средствами связи и системой сигнализации, трансляции и контроля.

21 февраля 2012 года в храме разгорелась драма – группа Pussy Riot выступила с оппозиционной акцией, в знак протеста против Владимира Путина перед выборами исполнила панк-молебен. За оскорбление чувств верующих девушек посадили на полтора года, но в преддверии Олимпиады в Сочив 2014 году отпустили. Споры в прессе сделали участниц группы всемирно знаменитыми.

В храме проходило отпевание Святейшего Патриарха Алексия II, прощание с Георгием Свиридовым и Борисом Ельциным, Мстиславом Ростроповичем и Игорем Моисеевым, Людмилой Зыкиной и Сергеем Михалковым, Вячеславом Тихоновым, Галиной Вишневской, Еленой Образцовой, Валентином Распутиным, Андреем Карловым.

Рожденный дважды храм живет новой жизнью, отражается золотыми куполами в Москве-реке. И каждый день в нем молятся о сохранении нашего Отечества.

Видео: храм снаружи и внутри

Возведенный в память об изгнании русской армией, под командованием императора Александра I, наполеоновских войск Храм Христа Спасителя – основная московская достопримечательность христианской церкви.

Ежедневно на экскурсию в соборный комплекс приходят тысячи жителей и гостей столицы, желающих своими глазами увидеть знаменитый шедевр православного зодчества, проникнуться чувством единения и патриотизма.

Храм Христа Спасителя в Москве на карте

Храм Христа Спасителя в Москве – самое важное христианское сооружение, принадлежащее Московскому патриархату. Современное здание, возведенное в 21 веке (2000 г.) представляет собой реконструкцию (копию с небольшими современными изменениями) одноименного церковного мемориала XIX в.

Храм установленн в память о героизме русских солдат и офицеров, погибших в сражениях с французской армией под командованием императора Наполеона Бонапарта (1812 г.), участвовавших в Заграничных походах императора Александра I.

Высота сооружения достигает 105 м, комплекс предусматривает одновременное нахождение в нем более 10000 верующих. В крупных городах России построены уменьшенные копии главной православной достопримечательности, напоминающие ее архитектурным особенностям, спецификой во внутренней и внешней отделке.

Православный храмовый комплекс является одной их главных достопримечательностей Российской Федерации.

Располагается собор в центре Москвы на ул. Волхонке 15-17 (район Хамовники). Построен церковный мемориал на побережье Москвы-реки, на другой стороне от Пречистенской набережной.

Как можно добраться пешком

Добраться до собора можно за 10 мин. Пешком, двигаясь от Московского Кремля в сторону Патриаршего моста.

Туристу, следующему по этому маршруту, следует:

  1. Миновав Кремль, пересечь Красную Площадь, двигаясь по направлению к Александровскому саду.
  2. Осмотрев сад, необходимо сойти вниз к кремлевской набережной, а затем, свернув в правую сторону, добраться пешим шагом до Пречистенской, Берсеневской, Якиманской набережных. Храм расположен в промежутке между ул. Волхонка и Пречистенская набережная.
  3. Пересечь реку Москва по Патриаршему мосту.

Схема движения от ст. м. «Полянка» (Серпуховско-Тимирязевская линия):

  1. Достигнув нужной остановки, следует подняться на поверхность и пройти прямо по улицам, находящимся в районе Якиманка (Малая Полянка, Малая Якиманка до Акимовского проезда);
  2. Далее (никуда не сворачивая) требуется пересечь ул. Большая Якиманка до начала пешеходного Патриаршего моста;
  3. Перейдя навес, соединяющий Якиманскую, Берсеневскую и Пречистенскую набережные, турист окажется прямо перед мемориалом.

Метро до храма

Храм Христа Спасителя в Москве располагается при выходе со ст. метро «Кропоткинская» (Сокольническая линия в московском метрополитене, выделена красным цветом).

При отсутствии прямого сообщения (следуя плану-схеме метро) для посещения церковного мемориала гостям столицы требуется:

  • сделать переход с любой ветки на Кольцевую линию (коричневый цвет);
  • доехать до ст. «Парк Культуры» или «Комсомольская»;
  • следуя указателям на стене, пересесть на Сокольническую ветку (красный цвет);
  • зайти в вагон поезда и доехать до ст. «Кропоткинская».

Поднявшись наверх, гость города окажется прямо перед входом в храмовый комплекс. Ориентироваться в подземном метро помогает схема метрополитена, продающаяся в любом газетном киоске и указатели, расположенные на стенах станций и в местах перехода на другую ветку.

Наземный транспорт

Наземный транспорт наименее предпочтителен для передвижения по центру Москвы. Возле центральных достопримечательностей нет парковок, оставить автомобиль близко к храму достаточно сложно. В случае невозможности воспользоваться услугами метрополитена, до церковной достопримечательности Москвы можно доехать на пассажирском городском транспорте, движущемуся по поверхности земли.

Это можно сделать:

  • маршрутные автобусы «А», No 15, «М3», No 255 – следующие от кольца ст. м. Лужники-Южная;
  • No 14 (отходит от павильонов ВДНХ);
  • No 33 (конечная станция «Рижский вокзал»)

Движение следует продолжать до пункта назначения:

  • «Храм Христа Спасителя»;
  • ст. м. «Кропоткинская»;
  • «Пречистенская набережная».

Стоимость проезда 55 руб.

История строительства и реконструкции

Создание мемориально-православного комплекса датируется концом декабря 1812 г. с момента издания Высочайшего Манифеста русского императора Александром I. В тексте указа приведено решение государя о строительстве большого церковного комплекса, как знака благодарности Господу Богу за помощь в разгроме наполеоновской армии.

Помимо религиозного значения, собор должен был служить напоминанием о героизме, проявленном павшими в сражениях русскими солдатами и офицерами. По первоначальному замыслу А. Витберга (план собора был одобрен Александром I) мемориал следовало расположить у подножия Воробьёвых гор.

Предлагаемый комплекс должен был состоять из 3-х основных частей:

  • Воплощение;
  • Преображение;
  • Воскресение.

Из подземной части православного мемориала планировалось соорудить усыпальницу для перезахоронения останков солдат, погибших в борьбе с французской армией.

Император Николай I, сменивший брата на российском престоле, не одобрил план строительства, разработанный А. Витбергом, и поручил установку памятного храмового комплекса архитектору К. Тону. В 1839 г. произошла торжественная закладка первого камня в фундамент будущего собора на земле, ранее принадлежавшей Алексеевской женской обители (монастырю).

По преданию изгнанные монахини прокляли строительство, обещав, что воплощённый в жизнь императорский проект просуществует только 50 лет.

Строительство соборного комплекса продолжалось около 15 лет. Центральный купольный крест был возведен в 1855 г. Работы по внутренней росписи и отделке помещения датируются 1859 г. В конце мая 1883 г. в новоиспеченном соборе произошло венчание на престол русского императора Александра III, произошедшее в одно время с торжественным открытием церковного комплекса.

В 19 веке соборное сооружение являло собой пятиглавый храм с центральным декоративным покрытием, расположенным над куполом храма (главой), и 4-мя круглыми башнями-колокольнями. Комплекс был построен в виде равноправного православного креста. Внутренняя часть строения сформирована в крестоподобной форме.

Данный вид конструкции придавал сооружению внушительные размеры, величественность и вместимость. Длительное время в соборе проводились торжественные богослужения, коронации и юбилеи членов царской семьи. Под сводами храма звучал голос Ф. Шаляпина.

Личным распоряжением И.В. Сталина (5 декабря 1936 г) собор был уничтожен. Проклятие монахини сбылось – взрывная сила разрушила грандиозный церковный комплекс спустя 48 лет с момента его освящения. На освободившемся месте советское руководство решило построить самый большой в мире Дом Советов со статуей В.И. Ленина на крыше.

Закладка фундамента осуществилась в 1939 г. Тем не менее, задумку проекта не удалось осуществить полностью. Вторжение немецких войск и война 1941-1945 гг. сделала невозможным строительные работы подобного масштаба.

Сваи и металлические конструкции были сняты и применялись для производства противотанковых заграждений (ежей), основание здания было разобрано и пущено для нужд советской армии.

После завершения военных действий от строительства Дома Советов окончательно отказались. В 1960 г. над руинами церковного комплекса был воздвигнут центральный плавательный бассейн в СССР — «Москва». Спортивный комплекс просуществовал вплоть до 1994 г.

В 90-х годах прошлого века (после распада СССР) появилось общественное движение, направленное в пользу реконструкции Храмового комплекса. Указом президента России Б.Н. Ельцина предписывалось установить церковный собор в ранее выбранном месте. В 1995 г. произошло заложение камней в начальный фундамент будущего сооружения.

Для возрождения церковного комплекса правительство организовало комиссию, состоящую из религиозных деятелей, архитекторов, историков, призванную следить за соблюдением сохранения технологий, образцов, традиций старорусского зодчества. В 2000 г. закончились работы по реконструкции ранее уничтоженной христианской святыни.

Мемориал был воздвигнут по проекту, разработанному градостроителями М. Посохиным, А. Оболенским, А. Денисовым. Руководство украшением внутренней части комплекса осуществлял З. Церетели. Освящение собора и первое торжественное богослужение провел Московский патриарх Кирилл.

Современный церковный комплекс — одна из главных достопримечательностей Москвы и РФ. Ежедневно в главной церковной святыни России проводятся торжественные литургии. Во время главных православных праздников богослужение проводил Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси, а после его смерти патриарх Кирилл.

Храм Христа Спасителя в Москве — культурное достояние, по которому можно изучать историю.

Президент России и члены правительства присутствуют на службе вместе с простыми гражданами. На территории, принадлежащей храму, постоянно работает христианский музей, православной молодежный клуб, детские и взрослые воскресные школы.

Архитектурные особенности и внешнее оформление храма

Храм Христа Спасителя в Москве – грандиозное сооружение, отданное в ведение Московской патриархии.

Параметры комплекса:

Наименование Данные в цифрах
Уровень величины здания 105 м³
Подкупольная протяженность 79 м³
Размер внешних стен Около 3,3 м³
Центральный купольный крест 8,5 м³
Объем 4-х остальных крестов 6,5 м³
Общая вместимость мемориала 10000 чел.
Габариты (объем) здания 5240000 м³
Внутренняя роспись 220000 м³
Размер покрытия сусальным золотом 9000 м³

Здание построено на совмещении традиций русской, греческой, византийской церковной архитектуры. Снаружи комплекс представляет собой равносторонний крест с одинаковым фасадом с 4-х сторон. Наружные стены строения разделены 4-ми столбами-колоннами на 3 части (средний проем значительно больше крайних).

На 36 столбах, составляющих каркас здания, располагаются 20 арок в форме полусфер (по 3 шт. с каждого центра, 2-ве находятся в углах здания). Увенчано сооружение 5-ю главами, имеющими традиционную форму «Шапки Мономаха». Центральный шлемовидный куполообразный свод превышает остальные в объеме.

Составные части собора:

  • Главный (верхний) промежуток мемориала (Храм Христа Спасителя), имеющий 3 святых престола. Центральный стол в середине алтарного пространства посвящен Рождению Господа, 2 фланговых названы по именам святых Николая Чудотворца и Александра Невского.
  • Нижний (церковь Преображения Господня) возведен, как дань уважения к монахиням разрушенной ранее женской обители, на земле которой был первоначального воздвигнут комплекс.
  • В Столобатном участке помещены выставочная галерея, Церковно-соборный зал, трапезные, помещения обслуживающего персонала.
  • Под церковью построена подземная парковка, предоставляющая услуги мойки машин.

Внутри храма Христа Спасителя

Московский Храм Христа Спасителя внутри разделен столпами, подпирающими свод, на 3 части:

  1. Коридор помещен между главами (куполами) и сводами арок. Данный участок собора украшен в честь победы русского народа в сражениях Отечественной Войны 1812 г. На центральной опоре описан императорский Манифест, объявляющий о вторжении наполеоновских войск и призывающий русских воинов сплотиться против иноземных захватчиков. По всему пространству коридора находятся: описание русско-французских сражений; перечисление участников войны с перечислением фамилий, инициалов погибших русских офицеров; численность павших солдат; подробная характеристика Заграничных походов императора Александра I. Завершает коридор Манифест императора о возведении собора как знак благодарности Богу за победу над французами, и с целью увековечить подвиг павших русских солдат.
  2. Верхний храм – центральная часть комплекса. Основной участок собора украшен сюжетами из Библии. Над входной частью в помещение (воротами) помещен образ Иисуса Христа, благословляющего посетителей церкви. В центре храма расположена алтарная перегородка (иконостас), представляющая собой сплошную восьмигранную часть из белого мрамора, увенчанную пирамидой из 4-х частей, в каждой из которых размещены образы, олицетворяющие Господа, Спасителя, учеников Христа. С центральной стороны находится полотно, используемое для главных ворот иконостаса, заалтарные картины, повествующие о появлении Христа, его земном пути. Северное крыло посвящено подвигам князя А. Невского. Картины в этой части собора повествуют о жизни и деятельности русских князей и воевод, победах великого святого. Южный престол освящен в знак памяти о Николае Чудотворце. Роспись на стенах рассказывает о жизни Русской земли до принятия Христианского учения.
  3. В нижнем участке комплекса, простирающемся между коридором и местом для хора, расположены помещение музея, залы Церковного собора и Высшего церковного совета, где проводятся концерты и выступления, заседания деятелей православной культуры и патриархии, детские праздники. Обрамлен промежуток 4-мя лестницами, ведущими в подсобные комнаты обслуживающего персонала.

Посетители могут увидеть и приложиться к христианским реликвиям, находящимся в стенах соборного комплекса:

  • останкам патриарха Филарета;
  • отрезам бесшовного хитона, принадлежавшим Христу и Богоматери;
  • частям канонизированных тел русских князей А. Невского и М. Тверского, заступницы кающихся Марии Египетской;
  • нетленным останкам Андрея Первозванного, Московских Митрополитов Петра и Иоанна;
  • иконописным изображениям Владимирской, Свято-Устюжской Богоматери;
  • нетленным частям главы Иоанна Хризоста;
  • иконе Рождения Христова, доставленной в РФ из Вифлеема;
  • алтарному патриаршему трону Тихона, Митрополита Московского;
  • списку из Санктуария Девы Марии, в Болоньи;
  • церковному образу русских новомучеников и духовников.

Помимо перечисленных частей экспозиции, в верхней части храма выставляются привезенные христианские реликвии, среди которых:

  • часть креста апостола Андрея Первозванного;
  • подвески и мирра из Афонского монастыря;
  • останки Николая Мирликийского;
  • пояс из верблюжьей шерсти, сплетенный Пресвятой Богородицей.

В дни показа привезенных святых для верующих христиан предметов, организовывается проход паломников.

Сквер вокруг Храма Христа Спасителя

Прихрамовый сквер располагается у подножия церковного комплекса. Спустившись вниз по ступенькам, можно попасть в парковую зону, украшенную древесной растительностью, цветочными клумбами, оборудованную скамейками для отдыха и песочными дорожками для прогулок.

У входа расположена схема парковой зоны, с указанием маршрутов и достопримечательностей. Простирается сквер вдоль Всехсвятского проезда.

Достопримечательности паркового ландшафта:

  • пруд с импровизированным фонтаном;
  • деревянная часовня Иконы Божьей Матери Державной, построенная в традициях старинного русского зодчества;
  • памятник императору Александру II. На цоколе монумента приведено перечисление великих дел государя. Главное место, среди которых занимает отмена крепостного права.
  • статуи львов, расположенных за спиной к статуе Александра II.

Сквер отнесен к городской парковой зоне. Является местом для прогулок туристов и жителей района Хамовники. Простирается парковый комплекс до пешеходного Патриаршего моста.

Музей в Храме

В крытой галереи на территории Преображенской церкви (нижняя часть храма) расположен Патриарший музей церковного имущества. Выставка представлена произведениями христианской иконописи, картинами современных художников, повествующими о жизненном пути Иисуса Христа.

Особый раздел экспозиции рассказывает об истории строительства, уничтожения и реконструкции Храма Христа Спасителя.

Постоянно действующие экспонаты галереи:

  • творческий и жизненный путь деятелей искусства, приложивших руку к созданию и реконструкционным работам по восстановлению церковного комплекса;
  • хорные галереи;
  • подлинники документов, рассказывающие о важных этапах в жизни собора;
  • картины молодых православных художников Москвы и Московской области, написанные на библейские темы.

В музее постоянно проводятся мастер-классы специалистов церковного искусства.

Попасть на экспозицию в храме можно только с экскурсией, в дни работы комплекса.

Как попасть на смотровую площадку

Храм Христа Спасителя в Москве знаменит своими смотровыми площадками, расположенными между колокольнями собора. Всего в комплексе насчитывается 4 обзорных пункта, соединенных между собой.

С колокольни церковного комплекса открывается прекрасный вид на главные достопримечательности центра столицы:

  • Кремль;
  • Красная площадь;
  • ГУМ, ЦУМ;
  • Александровский сад;
  • Собор Василия Блаженного;
  • статую Петра I работы З. Церетели;
  • парк Горького;
  • Новый и Старый Арбат;
  • Воробьевы горы;
  • Пушкинский музей.

Площадки для обзора оборудованы бинокулярами, для более полного и точного изучения окрестностей собора. Попасть на смотровые пункты можно по винтовым лестницам во время экскурсии по храму. Самостоятельный проход на колокольню строго запрещен. Время работы смотровых площадок с 10:00 до 17:00 ежедневно, кроме понедельника.

Часы работы памятника

Храмовый комплекс открыт 6 дней в неделю с 10:00 до 17:00, кроме понедельника (в первый день новой недели часы работы с 14:00 до 17:00). Последний понедельник каждого месяца – санитарный день. Осмотреть собор может каждый желающий совершенно бесплатно.

Для прохода в храм туристам необходимо быть одетыми в соответствии с православными традициями:

  • женщинам запрещается носить брюки, короткие юбки, кофты и платья без рукавов;
  • при входе в собор мужчинам необходимо снимать головной убор, женскому полу следует покрыть голову платком.

Нельзя проносить на территорию комплекса запрещенные предметы, оружие, продукты питания. Фото и видеосъёмка без официального разрешения в соборе не разрешаются.

В православные праздничные дни богослужение проводит Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Торжественную литургию в соборе посещает президент России. Попасть на службу, проводимую главой русской православной церкви, может любой желающий. Для посещения необходимо пройти досмотр службы безопасности.

Во время новогодних и рождественских праздников храмовый комплекс работает в обычном режиме. Для детей организуется елка, на которой маленьким гражданам рассказывается о подвиге русского народа в войне 1812 г., прививается патриотизм, религиозные и духовные начала.

Церковь Преображения Господня открыта ежедневно с 8:00 до 19:30. Желающие могут посетить богослужение, причаститься, заказать молебен, венчание, отпевание.

Экскурсии в Храм Христа Спасителя

Экскурсии в Храм Христа Спасителя можно забронировать в офисе или на сайте туристического бюро Москвы. Стоимость осмотра музея и посещения смотровых площадок от 500 до 1000 руб. Для школьников, студентов, пенсионеров предусмотрены скидки.

Экскурсионное обслуживание необходимо заказывать заранее (особенно в летнее время и перед церковными праздниками) из-за ежедневного большого потока туристов и паломников. Длительность осмотра в сопровождении гида около 2-х ч. Во время экскурсии посетителям подробно рассказывается об истории создания храма, его уничтожении и реконструкции.

Туристы в обязательном порядке проходят на смотровые храмовые площадки для обзора достопримечательностей центра столицы. Экскурсионное обслуживание стихийных туристических групп не проводится.

Ежедневно посещаемый множеством туристов и паломников Московский Храм Христа Спасителя – главная достопримечательность русской православной церкви. Собор пронизан особой атмосферой народного единства, наполняющего души людей благодатью и умиротворением. Соборная экскурсия заинтересует туристов любого возраста, а оформление церковного комплекса поразит своей красотой и роскошью.

Оформление статьи: Лозинский Олег

Видео о Храме Христа Спасителя

Особенности и история Храма Христа Спасителя:

Таким храм Христа Спасителя вы никогда не видели

А вы знаете, что храм Христа Спасителя изначально должен был стоять не в самом центре Москвы, на улице Волхонке — а на Воробьевых горах? Сегодня отмечается 200 лет со дня закладки храма, которому так и не суждено было появиться. Точнее, суждено, но в другом месте и совсем в ином облике. И вообще у храма непростая судьба: его трижды закладывали и дважды строили. Об этом — наша история.

Храм Христа Спасителя был задуман Александром I в последний день Отечественной войны 1812 года. Столица в то время лежала в руинах после пожара. И по замыслу императора, необходимо было возвести храм-памятник «в ознаменование благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели».

Тогда среди архитекторов был объявлен конкурс. На нем было представлено 20 вариантов проекта храма. Вот таким, к примеру, видел храм Христа Спасителя архитектор А. Мельников:

Таким был храм Христа Спасителя в представлении архитектора Д. Кваренги:

Таким — в представлении архитектора А. Воронихина:

А таким — по мнению молодого, ранее никому не известного архитектора А. Витберга. Его проект и был выбран императором:

Известно, что увидев проект, восхищенный Александр I воскликнул: «Вы заставили говорить камни!» На изображении — проект храма в разрезе:

А вот — генеральный план храма Христа Спасителя и местности на Воробьевых горах. Именно здесь, между Смоленской и Калужской дорогами, Витберг предложил соорудить храм:

Александр I поэтично назвал это место «короною Москвы»:

12 октября 1817 года, ровно в пятую годовщину изгнания французов из Москвы, состоялась торжественная закладка храма на Воробьевых горах:

Но храм построить так и не удалось. По неопытности молодой архитектор не учел непрочность почвы и подземные ручьи в выбранном для строительства месте. Кроме того Витберг не смог справиться с организационными и денежными вопросами:

После смерти Александра I новый император Николай I приказал приостановить все работы:

Вид Москвы и ее окрестностей (Воробьевы горы). Гравюра по рисунку О. Кадоля. 1825

В 1831 году Николай I возобновляет строительство храма, и поручает его проектирование своему любимому архитектору и выдающемуся инженеру К. А. Тону. Выходец из немцев, Тон по-настоящему полюбил все русское и отличался чрезвычайной наблюдательностью. Проект главного храма страны он задумал в древнерусском стиле, величественном и простом одновременно:

А купол храма Тон решил сделать похожим на шлемы древних русских богатырей:

Император лично избрал место для храма — на берегу Москвы-реки, неподалеку от Кремля. Правда, на этом месте тогда располагался Алексеевский монастырь, и его было решено перевести в Сокольники. На изображении — храм Христа Спасителя на иллюстрированном плане Москвы:

10 сентября 1839 года состоялась торжественная закладка храма Христа Спасителя. А через 44 года строительство было окончено. Общий вид храма Христа Спасителя. Рисунок неизвестного художника по проектному чертежу К. Тона:

Деньги на храм собирала вся Россия. Во всех церквях стояли кружки с надписью «На построение храма Спасителю Христу в Москве», и каждый жертвовал, сколько мог. Значительная часть денег шла из государственной казны. На изображении фрагмент цветной панорамы Москвы с храмом Христа Спасителя, опубликованной в 1912 году:

Над созданием храма Христа Спасителя трудились лучшие архитекторы, строители и художники того времени. Например, эскизы для росписи готовил Александр Иванов, автор знаменитой картины «Явление Христа народу»; росписи на тему истории четырех Вселенских соборов выполнял Василий Суриков. Композитор Петр Ильич Чайковский специально к освящению храма написал свою знаменитую увертюру «1812 год». А это — картина Ф. А. Клагеса, внутренний вид храма Христа Спасителя, 1883 год:

Освящение храма Христа Спасителя состоялось в день Вознесения Господня 26 мая 1883 года. Оно было приурочено к коронации нового императора Александра III. Собор имел огромное значение во всей последующей жизни Москвы: в нем проходили богослужения в связи со 100-летием Отечественной войны 1812 года, 500-летием со дня смерти Сергия Радонежского, 300-летием царского дома Романовых.

На фото — храм в 1881 г., автор Н. Найденов

Храм строился 44 года и должен был стоять века… Однако простоял он лишь 48 лет. После 1917 года к власти пришли большевики и стали планомерно уничтожать православные святыни. Храм Христа Спасителя было решено снести. Несколько месяцев шла спешная разборка здания: листы обшивки крыши и куполов сбрасывались вниз, разбивая облицовку и скульптуры. Однако разобрать храм до основания не получилось, и тогда было решено его взорвать.

5 декабря 1931 года в 12 часов дня прогремел первый взрыв. Но храм устоял, и тогда пришлось закладывать новый заряд взрывчатки. В несколько часов национальная духовная святыня России была превращена в руины. На фото — разрушение храма, 1931 год:

Только для разборки обломков храма, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года. Мрамор храма пошел на строительство станций метро («Охотный ряд», «Кропоткинская», «Театральная», «Новокузнецкая», «Комсомольская»), часть плит с именами героев Отечественной войны 1812 года раскрошили и посыпали дорожки в московских парках, а часть пошла на отделку городских зданий:

Станция метро Театральная, фото с сайта orthodoxmoscow.ru

Некоторые фрагменты разрушенного храма были перевезены на территорию Донского монастыря (на тот момент монастырь был превращен в музей архитектуры), поэтому сохранились и до наших дней.

Фото А. Евстюгова-Бабаева

На месте главного храма страны планировали построить Дворец Советов: гигантское здание высотой в 420 метров (в четыре раза выше храма) с огромной статуей В. И. Ленина на вершине. Однако пока закладывали фундамент нового здания, началась Великая Отечественная война, и металлические конструкции с советской новостройки пошли на изготовление противотанковых ежей для обороны столицы:

А после окончания войны на месте разрушенного храма построили открытый бассейн «Москва».

Фото Жака Дюпакье, 1964 год

Рождение второго храма Христа Спасителя состоялось спустя много лет. В конце 1980-х годов возникло целое общественное движение за восстановление храма. И снова деньги на строительство храма собирали всем миром. В 1995 г. рядом со строящимся храмом Христа Спасителя был построен деревянный храм-часовня во имя иконы Божией Матери «Державная», предваряющий восстановление Храма Христа Спасителя на своем историческом месте. В часовне сразу начались регулярные богослужения, постоянно совершалась молитва о возрождении главного храма страны и о его строителях и благотворителях.

10 ранних изображений Христа: от мозаик и рельефов до древних карикатур


Христос, попирающий зверей. часовня архиепископа в Равенне.

Изображения Иисуса Христа на иконах подчиняются определенным канонам и почти всегда легко узнаваемы — Христос в младенчестве на руках у Девы Марии, Пантократор («Вседержатель») и Христос-Страстотерпец, страдающий Христос. Однако в раннем периоде изображения Христа были гораздо разнообразнее.

1. Христос — Добрый Пастырь


Раннее изображение Христос — Добрый Пастырь.

Мавзолей Галлы Плацидии
В раннем христианстве Христос часто изображался в образе простого деревенского пастуха. На мозаике, хранящейся в Мавзолее Галлы Плацидии в Равенне, молодой юноша Иисус совсем не выглядит, как деревенский пастух, хотя тоже пасет овец. Облаченный в дорогие одежды, он, сидя в величественной позе на пригорке, символизирующем трон, держит в одной руке крест, ассоциирующийся с императорским жезлом. Очевидно, это была попытка соединить политическую власть императора и божественную силу Иисуса

2. Деревянные двери церкви Санта Сабины


Раннее изображение Христа на деревянной двери церкви Санта Сабины.

Церковь Санта Сабины, Рим
Старейшая в Риме церковь Санта Сабины, построенная в 432 году, прекрасно сохранила не только свой первоначальный архитектурный облик, но даже и деревянные двери с панелями. На них неизвестным мастером вырезан рельеф, иллюстрирующий различные сцены из Библии. Среди прочих здесь имеется и одно из самых ранних изображений замученного Христа, на котором он изображен как длинноволосый и бородатый человек, свисающий с креста.

3. Христос, попирающий зверей


Раннее изображение Христа в часовне архиепископа в Равенне.

Часовня архиепископа, Равенна
В часовне архиепископа в Равенне хранится мозаика с изображением Христа, стоящего на шеях льва и змеи. Образы эти восходят к священному писанию. Композиция основана на священном писании. В Псалме 91.13 говорится: если Вы любите Бога: ”Вы будете Наступать на льва и кобру, Вы растопчете великого льва и змею”. Молодой, безбородый Христос на этой мозаике изображен в облачении воина.. В правой руке он держит крест, в левой – книгу, на которой видна надпись «Ego sum via, veritaset, vita». Часовня была построена в V веке, в период борьбы между различными христианскими сектами, возможно, с этим и связан образ Христа-воина.

4. Исцеление истекающей кровью женщины


Раннее изображение Христа в римских катакомбах.

Катакомбы Марселлинуса и Питера
Знаменитые римские катакомбы использовались христианами, как места погребений. На стенах катакомб святых Марселлинуса и Питера, построенных во втором или третьем веке, среди тысяч захоронений находится одно из самых ранних изображений, иллюстрирующих Евангельский рассказ о спасении Христом женщины, кровоточившей в течение 12 лет, и которую спасла только ее вера в Христа.

5. Исцеление парализованного человека


Раннее изображение Христа, исцеляющего парализованного человека.

Сирия
Одна из самых известных историй из Нового Завета — исцеление Иисусом парализованного человека. Друзья так отчаянно пытаются попасть к Иисусу, что они срывают крышу на доме, в котором находится Иисус, и опускают больного внутрь вместе с постелью. Увидев это, Иисус сказал ему: ”Вставай, бери свою постель и иди домой”. После этих слов человек действительно встал и ушел. Фреска, иллюстрирующая эту историю, была обнаружена на стене церкви в Сирии. Датирована она примерно 230 годом.

6. Мадонна с младенцем


Раннее изображение Христа: Мадонна с младенцем.

Катакомбы Присциллы, Рим
Катакомбы Присциллы — самые древние в Риме. Однако, они известны не только этим. Благодаря археологическим раскопкам, там была найдена древнейшая фреска, на которой изображена Богоматерь с младенцем на руках. Рядом с ней стоит один из пророков, в одной руке держащий книгу, а другой – указывающий на звезду. Фреска находится на потолке над могилой Святой Присциллы и датируется примерно 225 годом н.э.

7. Добрый Пастырь


Раннее изображение Христа: Добрый Пастырь.

Св. Каллисто, Рим
В христианских катакомбах очень часто изображали Христа в образе Доброго Пастыря. И катакомбы Каллиста, самое крупное подземное захоронение христиан Рима, не исключение – там тоже имеется такое. На нем Христос изображен как молодой юноша, простой пастух, с ведерком молока, для того, чтобы подкармливать овец. На плечах у юноши – ягненок. Это одно из самых известных ранних изображений такого типа.

8. Мозаика в храме св. Марии


Раннее изображение Христа в церкви Св. Марии в Хинтоне.

Хинтон
Напольная мозаика в церкви Св. Марии в Хинтоне необычна тем, что на ней смешаны христианские и языческие образы. Создана она в начале IV в., когда в Римской империи официально приняли христианство. На этой мозаике греческий мифологический герой, изображенный сидящим на крылатом Пегасе, соседствует с погрудным изображением безбородого мужчины. За головой этого мужчины – две греческие литеры «ки» и «ро», При скрещении они образуют монограмму имени Христа. В те далекие времена такая монограмма являлась символом христианства. Считается, что на этой мозаике впервые Христос изображен в образе человека, до этого христиане для этой цели пользовались исключительно символами.

9. Распятие на пластинке из слоновой кости


Раннее изображение Христа: распятие на пластинке из слоновой кости.

Британский музей
В Британском музее хранится пластинка из слоновой кости, сделанная в Риме в V веке, на которой вырезано панно с изображением распятия. Предполагают, что на нем впервые изображена фигура распятого Христа, а не символический крест. На панно вырезана и фигура повесившегося Иуды, а под ним — мешок с рассыпанными сребрениками, которые он получил за свое предательство.

10. Граффито Алексаменоса


Граффито Алексаменоса в Антикварном музее Палатина.

Рим
Рисунок-граффити, найденный на одной из стен в Риме, сейчас хранится в Антикварном музее Палатина и носит название Граффито Алексаменоса. Он представляет собой одно из самых первых изображений распятия Христа, правда, в карикатурной форме, поэтому второе его название – Богохульное граффито. На рисунке изображен человек, поклоняющийся распятой на кресте фигуре с ослиной головой. Рисунок сопровождается надписью «Алексаменос поклоняется Богу своему», Автор этого рисунка явно не был христианином.


Рождество — прекрасное время, чтобы вспомнить про 10 известных библейских персонажей, имена которых остаются неизвестными.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Храм Христа Спасителя. Уникальные фото!

Благодаря содействию Фонда Храма Христа Спасителя, я получил доступ в такие точки, куда ни один фотограф еще не забирался.
1. История Кафедрального соборного Храма Христа Спасителя необыкновенная — трагическая и торжественная. Первый Храм Христа Спасителя был построен на берегу Москва-реки в конце 19 века в память о победе русской армии в войне 1812 года по проекту архитектора Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 10 сентября 1839, освящён — 26 мая 1883 года. Однако, после освящения, храм простоял недолго. 5 декабря 1931 он был взорван по указу советского правительства, чтобы на его месте возвести Вавилонскую башню – Дворец Советов. Храм, который мы можем видеть сегодня, был восстановлен в 1990-е годы.
2. По замыслу Тона, Храм Христа Спасителя должен был стать сооружением, соединяющим в себе как архитектурные традиции Византии, так и черты русского зодчества.
3. Высота храма с куполом и крестом составляет 103 метра, что на 150 сантиметров выше, чем Исаакиевский собор. Храм возведён в традициях русско-византийского стиля, пользовавшегося широкой государственной поддержкой в момент начала строительства.
4. С четырех смотровых площадок, находящихся между колокольнями Храма Христа Спасителя, на высоте 40 метров, открывается замечательная панорама Москвы, вид на старый центр города, Кремль, Москва-реку и «Золотую милю». Кстати, попасть сюда относительно несложно. На смотровые можно подняться с экскурсионной группой. Позволю себе выложить несколько видовых фотографий, прежде, чем отправиться на экскурсию по храму.
5. Во время посещения смотровых площадок можно рассмотреть вблизи купол Храма Христа Спасителя, кресты на звонницах и колокола. Вес самого большого колокола составляет 30 тонн.
6. Площадь Пречистенские Ворота.
7. Патриарший мост и Золотой остров. Тут солнышко светит…
8. А тут снегопад.
9. Памятник Петру I.
10. Красный Октябрь.
11. Кремль летом.
12. Кремль зимой.
13. В состав современного комплекса Храма Христа Спасителя входят два храма и стилобатная часть:
«Верхний храм» — собственно Храм Христа Спасителя. Имеет три престола — главный в честь Рождества Христова и два боковых на хорах — во имя Николая Чудотворца (южный) и святого князя Александра Невского (северный).
«Нижний храм» — это Преображенская церковь, сооружённая в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре.
В стилобатной части размещаются технические и служебные помещения, зал Церковных соборов, зал Высшего церковного совета, Трапезные палаты. В обходной галерее Преображенской церкви находится Патриарший музей церковного искусства, среди экспонатов которого находятся памятники церковного искусства V-ХХ веков, переданные в дар Предстоятелю Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Кириллу.
14. Особое место в экспозиции музея занимает триптих Васнецова «Богоматерь с младенцем», «Вседержитель» и «Святая равноапостольная великая княгиня Ольга» (1899 г.)
15. В трапезных палатах, которые рассчитаны на полторы тысячи мест, проходят трапезы участников Поместных и Архиерейских Соборов, различные праздничные приемы духовенства.
16. В обычные дни здесь проводятся разнообразные тематические выставки и всевозможные светские мероприятия.
17. «Нижний храм» имеет три алтаря: главный — в честь Преображения Господня и два малых придела — в честь Алексия человека Божия и Тихвинской иконы Божией Матери.
18. Внутреннее убранство Преображенской церкви Храма Христа Спасителя ориентировано на древнерусские традиции.
19.
20. «Верхний храм» намного больше и просторнее. В плане храм выглядит как равносторонний крест около 80 м шириной, и вмещает в себя до 10000 человек.
21.
22. В воссоздании росписей храма принимали участие более 400 художников, а общая площадь росписей составила около 22000 м2. Это примерно как площадь двух футбольных полей.
23. Все работы по воссозданию художественного убранства в ходе восстановления Храма Христа Спасителя выполнялись Российской Академией Художеств.
24.
25.
26. Вид с хоров. Съемка проводилась во время Патриаршего богослужения 1й недели Великого поста. Особую торжественность службе придал тот факт, что она проходила на 40-ю годовщину Архиерейской хиротонии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
27. Отметить юбилей посвящения в сан в Москву прибыли сотни священнослужителей со всей России.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40. Весь Комплекс Храма Христа Спасителя — уникальное по своей сложности инженерное сооружение. По качеству смонтированного инженерного оборудования Комплекс соответствует лучшим мировым образцам.
41.
42.
43.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *