Храм христа спасителя фото

Фото Храма Христа Спасителя в Москве 2 голосов

Фото Храма Христа Спасителя — это одни из самых популярных фотографий Москвы. Фотографии Храма можно найти и в рекламных проспектах, и в книгах, посвященных Москве и ее истории. Популярность таких фотографий заключается в том, что это не просто кафедральный собор и один из самых красивых Храмов России. Храм Христа Спасителя стал символом изменений, которые произошли и происходят в стране. Многие считают, что воссоздание Храма Христа Спасителя стало символом возрождения традиций, истории и души России.

Современный Храм Христа Спасителя является воссозданной копией Храма, освященного в 1883 году. Храм был построен в честь воинов, победивших в Отечественной войне 1812 года. Барельефы Храма прославляли Русское Воинство, а на стенах были написаны имена офицеров, погибших в той войне.

Храм Христа Спасителя был заложен в 1839 году и строился в течение 44 лет. Освящение Храма произошло 26 мая 1883 года. Проект первоначального Храма был разработан архитектором Константином Андреевичем Тоном.

Первоначально Храм планировалось построить на Воробьевых горах. А сама идея строительства Храма появилась еще в 1812 году. В декабре 1812 года император Александр 1 издал манифест о строительстве церкви во имя Христа Спасителя. В 1814 году идею развили и было решено построить не просто церковь, а кафедральный собор. Был объявлен конкурс на лучший проект. Лучшим был признан проект Карла Витберга. Собор по этому проекту должен был быть значительно выше – 240 метров.

В 1817 году был заложен первый камень на Воробьевых горах. Правительством было выделено на строительство около 15 миллионов рублей. Кроме того, были собраны значительные денежные средства граждан, которые с энтузиазмом жертвовали на строительство собора.

В 1825 году Николаем 1 строительство было остановлено и было начато расследование. Были выявлены многочисленные нарушения, а руководители строительства были обвинены в растрате.

Совремнные историки и инженеры считают, что место на Воробьевых горах было выбрано неосмотрительно и инженерно-геологические условия не позволяли построить сооружение таких размеров в этом месте. Во всяком случае при том уровне развития технологий.

В 1831 году Николай 1 назначил архитектором Константина Тона. Причиной того, что выбор пал именно на Тона считают то, что «русско-византийский» стиль, в котором работал архитектор нравился императору.

Было выбрано место и в августе 1831 года состоялась закладка нового собора. Фактически строительство началось в 1839 году и продлилось 44 года. В создании интерьеров, отдельных элементов собора участвовали известные архитекторы и скульпторы России — А. А. Иванов, Н. А. Ромазанов и А. В. Логановский, Каминский И.С.. В росписи Храма принимали участие В. И. Суриков, И. Н. Крамской, В. П. Верещагин, Г. И. Семирадский, А. И. Корзухин, Ф. А. Бруни.

Тон не успел завершить работу и после его смерти строительство возглавил его ученик А.И. Резанов. Фото старого Храма Христа Спасителя можно найти в открытых источниках. Слава богу, что фотография появилась еще в позапрошлом веке.

В 1931 году на месте Храма Христа Спасителя было решено построить Дворец Советов. Решение принималось на заседании ЦИК СССР. Формально решение было принято. Но главное слов было сказано раньше на заседании Политбюро ВКП(б), посвященном реконструкции Москвы.

5 декабря 1931 года Храм был разрушен. Понадобилось 2 взрыва, так как с первого раза Храм разрушить не удалось.

Строительство Дворца Советов началось в 1937 году, но само строительство так и не было завершено – война, необходимость восстановления страны после войны.

В 1960 году на месте строительства был открыт плавательный бассейн открытого типа. Он просуществовал до 1994 года и был очень популярен у москвичей.

1988 году была создана инициативная группа по восстановлению Храма, а в 1994 году началось строительство.

Проект Храма был разработан группой архитекторов под руководством М. М. Посохина и А. М. Денисова. А. М. Денисов и начинал руководить строительством. В результате многочисленных скандалов Денисов отошел от руководства строительства, о заканчивал стройку Зураб Церетелли. Из изменений внесенных Цреретелли можно выделить замену мраморных барельефов на бронзовые. Оригиналы барельефов после разрушения Храма в 1931 году были перенесены в Донской монастырь, где они хранятся и сегодня:

Барельефы старого Храма Христа Спасителя

31 декабря 1999 года Храм открыли для посещений а 19 августа состоялось освещение Собора.

Интерьер храма Христа Спасителя

В создании нынешнего внутреннего интерьера храма Христа Спасителя участвовали тысячи людей. Только над росписью стен работали 23 артели художников.

Изнутри храм Христа Спасителя разделен натри части столпами, поддерживающими свод купола. Первая часть — коридор, находящийся между ними и наружными стенами. Вторая — расположенные над коридором хоры, куда можно попасть по четырем лестницам. Третья — сам «верхний» храм.

В нем есть проход в «нижний храм», то есть Преображенскую церковь. Она имеет главный престол — в честь Преображения Господня, а также два придела — во имя Алексия, человека Божия, и в честь Тихвинской иконы Божией Матери.

«Верхний» храм расписан сюжетами на библейские темы. На своде главного купола изображен Господь Саваоф, в поясе главного купола — Спаситель и святые, особо послужившие распространению учения Христова. Над тремя входными дверями помещены изображения Иисуса, благословляющего входящих в собор и выходящих из него.

Главный иконостас представляет собой восьмигранную беломраморную часовню, увенчанную позолоченным шатром из четырех ярусов, куда помещены иконы. Внутри часовни — престол. С лицевой стороны шатра имеется пролет для Царских врат. Алтарные картины рассказывают о рождении Спасителя и о событиях Его земной жизни.

В северном крыле собора находится придел во имя святого благоверного князя Александра Невского. Здесь мы видим святых русских князей, собирателей земли Русской, и иллюстрации к некоторым событиям из жизни Александра Невского. Южный придел освящен во имя святителя Николая Мир-ликийского. В нем показана история христианства до момента Крещения Руси.

Нижний коридор выглядит не слишком характерно для русских церквей, но его оформление вполне соответствует главной задаче храма — быть памятником Отечественной войны 1812 года. На стене высечен манифест Александра I о вступлении армии Наполеона в пределы России, а также воззвание к организации ополчения. Далее следуют описания всех сражений, упомянуты их участники, приведены имена погибших офицеров, общее число павших воинов. По тому же принципу расположены доски с описаниями битв в заграничном походе русской армии. Отдельно высечен манифест о построении храма Христа Спасителя. На последней доске отражены основные вехи воссоздания собора.

Таким храм Христа Спасителя вы никогда не видели

А вы знаете, что храм Христа Спасителя изначально должен был стоять не в самом центре Москвы, на улице Волхонке — а на Воробьевых горах? Сегодня отмечается 200 лет со дня закладки храма, которому так и не суждено было появиться. Точнее, суждено, но в другом месте и совсем в ином облике. И вообще у храма непростая судьба: его трижды закладывали и дважды строили. Об этом — наша история.

Храм Христа Спасителя был задуман Александром I в последний день Отечественной войны 1812 года. Столица в то время лежала в руинах после пожара. И по замыслу императора, необходимо было возвести храм-памятник «в ознаменование благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели».

Тогда среди архитекторов был объявлен конкурс. На нем было представлено 20 вариантов проекта храма. Вот таким, к примеру, видел храм Христа Спасителя архитектор А. Мельников:

Таким был храм Христа Спасителя в представлении архитектора Д. Кваренги:

Таким — в представлении архитектора А. Воронихина:

А таким — по мнению молодого, ранее никому не известного архитектора А. Витберга. Его проект и был выбран императором:

Известно, что увидев проект, восхищенный Александр I воскликнул: «Вы заставили говорить камни!» На изображении — проект храма в разрезе:

А вот — генеральный план храма Христа Спасителя и местности на Воробьевых горах. Именно здесь, между Смоленской и Калужской дорогами, Витберг предложил соорудить храм:

Александр I поэтично назвал это место «короною Москвы»:

12 октября 1817 года, ровно в пятую годовщину изгнания французов из Москвы, состоялась торжественная закладка храма на Воробьевых горах:

Но храм построить так и не удалось. По неопытности молодой архитектор не учел непрочность почвы и подземные ручьи в выбранном для строительства месте. Кроме того Витберг не смог справиться с организационными и денежными вопросами:

После смерти Александра I новый император Николай I приказал приостановить все работы:

Вид Москвы и ее окрестностей (Воробьевы горы). Гравюра по рисунку О. Кадоля. 1825

В 1831 году Николай I возобновляет строительство храма, и поручает его проектирование своему любимому архитектору и выдающемуся инженеру К. А. Тону. Выходец из немцев, Тон по-настоящему полюбил все русское и отличался чрезвычайной наблюдательностью. Проект главного храма страны он задумал в древнерусском стиле, величественном и простом одновременно:

А купол храма Тон решил сделать похожим на шлемы древних русских богатырей:

Император лично избрал место для храма — на берегу Москвы-реки, неподалеку от Кремля. Правда, на этом месте тогда располагался Алексеевский монастырь, и его было решено перевести в Сокольники. На изображении — храм Христа Спасителя на иллюстрированном плане Москвы:

10 сентября 1839 года состоялась торжественная закладка храма Христа Спасителя. А через 44 года строительство было окончено. Общий вид храма Христа Спасителя. Рисунок неизвестного художника по проектному чертежу К. Тона:

Деньги на храм собирала вся Россия. Во всех церквях стояли кружки с надписью «На построение храма Спасителю Христу в Москве», и каждый жертвовал, сколько мог. Значительная часть денег шла из государственной казны. На изображении фрагмент цветной панорамы Москвы с храмом Христа Спасителя, опубликованной в 1912 году:

Над созданием храма Христа Спасителя трудились лучшие архитекторы, строители и художники того времени. Например, эскизы для росписи готовил Александр Иванов, автор знаменитой картины «Явление Христа народу»; росписи на тему истории четырех Вселенских соборов выполнял Василий Суриков. Композитор Петр Ильич Чайковский специально к освящению храма написал свою знаменитую увертюру «1812 год». А это — картина Ф. А. Клагеса, внутренний вид храма Христа Спасителя, 1883 год:

Освящение храма Христа Спасителя состоялось в день Вознесения Господня 26 мая 1883 года. Оно было приурочено к коронации нового императора Александра III. Собор имел огромное значение во всей последующей жизни Москвы: в нем проходили богослужения в связи со 100-летием Отечественной войны 1812 года, 500-летием со дня смерти Сергия Радонежского, 300-летием царского дома Романовых.

На фото — храм в 1881 г., автор Н. Найденов

Храм строился 44 года и должен был стоять века… Однако простоял он лишь 48 лет. После 1917 года к власти пришли большевики и стали планомерно уничтожать православные святыни. Храм Христа Спасителя было решено снести. Несколько месяцев шла спешная разборка здания: листы обшивки крыши и куполов сбрасывались вниз, разбивая облицовку и скульптуры. Однако разобрать храм до основания не получилось, и тогда было решено его взорвать.

5 декабря 1931 года в 12 часов дня прогремел первый взрыв. Но храм устоял, и тогда пришлось закладывать новый заряд взрывчатки. В несколько часов национальная духовная святыня России была превращена в руины. На фото — разрушение храма, 1931 год:

Только для разборки обломков храма, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года. Мрамор храма пошел на строительство станций метро («Охотный ряд», «Кропоткинская», «Театральная», «Новокузнецкая», «Комсомольская»), часть плит с именами героев Отечественной войны 1812 года раскрошили и посыпали дорожки в московских парках, а часть пошла на отделку городских зданий:

Станция метро Театральная, фото с сайта orthodoxmoscow.ru

Некоторые фрагменты разрушенного храма были перевезены на территорию Донского монастыря (на тот момент монастырь был превращен в музей архитектуры), поэтому сохранились и до наших дней.

Фото А. Евстюгова-Бабаева

На месте главного храма страны планировали построить Дворец Советов: гигантское здание высотой в 420 метров (в четыре раза выше храма) с огромной статуей В. И. Ленина на вершине. Однако пока закладывали фундамент нового здания, началась Великая Отечественная война, и металлические конструкции с советской новостройки пошли на изготовление противотанковых ежей для обороны столицы:

А после окончания войны на месте разрушенного храма построили открытый бассейн «Москва».

Фото Жака Дюпакье, 1964 год

Рождение второго храма Христа Спасителя состоялось спустя много лет. В конце 1980-х годов возникло целое общественное движение за восстановление храма. И снова деньги на строительство храма собирали всем миром. В 1995 г. рядом со строящимся храмом Христа Спасителя был построен деревянный храм-часовня во имя иконы Божией Матери «Державная», предваряющий восстановление Храма Христа Спасителя на своем историческом месте. В часовне сразу начались регулярные богослужения, постоянно совершалась молитва о возрождении главного храма страны и о его строителях и благотворителях.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *