Храм серафима саровского на серафимовском кладбище

История

В конце XIX века район Чёрной речки был окраиной Санкт-Петербурга. В этой местности селились крестьяне и люди, которые приехали в город на заработки. Вместе с быстрым ростом населения росло и число умерших. Существовавшие Новодеревенское и Благовещенское кладбища оказались переполнены. Поэтому в 1903 году было принято решение выделить землю под новые захоронения.

После принятия решения об организации кладбища было начато строительство кладбищенской церкви. Проект церкви был выполнен архитектором А. Ф. Барановским, работы велись под руководством епархиального архитектора Н. Н. Никонова. Закладка храма была произведена 25 июля 1906 года, а к концу октября здание было уже построено. 1 марта 1907 года оно было освящено во имя Святого Серафима Саровского. Кладбище получило название по названию церкви.

Одновременно с главным престолом храма 1 марта 1907 года протоиереем Н. А. Травинским были освящены также два придела: южный — во имя Святой Мученицы Царицы Александры и северный — во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Для удобства отпевания боковые приделы были отделены от главного перегородками. Большая часть икон и церковной утвари были подарены или пожертвованы. Красивый дубовый иконостас для церкви пожертвовал купец А. А. Николаев, а 11 образов для иконостаса — М. Н. Колчин.

В годы Первой мировой войны на Серафимовском кладбище хоронили солдат и офицеров, погибших на фронтах и умерших в госпиталях города. В память о солдатах и офицерах 36-го Орловского пехотного полка, павших в октябре 1914 года в боях на реке Сан, у левого клироса на специальном столбе была помещена небольшая икона Святителя Николая, укреплённая на латунной доске с надписью: «Нет выше той любви, когда кто положит душу свою за друзей своих. Вечная память».

В 1923 году церковь, первоначально приписанная к Благовещенской церкви, получила самостоятельность и стала приходской. Храм, принадлежавший до 1942 года «Живой церкви», был одной из немногих в Ленинграде церквей, которые были открыты и в годы блокады. Храм закрывался только на несколько месяцев в блокадную зиму 1942 года, когда он использовался как морг.

В 1987 году живописные изображения событий из жития преподобного Серафима на западном фасаде храма были заменены мозаичными. В 2000 году на пожертвования прихожан был проведен капитальный ремонт храма: полностью заменены полы, стропильная система, кровля, купола и кресты. В 2002 году выполнен ремонт фасадов, заменены мозаичные изображения. С 2007 года ведется ремонт внутренних помещений. Отреставрирована значительная часть икон, в том числе извлеченных из запасников храма. Большинство храмовых икон вновь позолочены, а иконы Святителя Николая и Казанской Божией Матери обрели новые дубовые резные киоты.

Архитектура, убранство

Храм преподобного Серафима Саровского — интересный для Санкт-Петербурга образец деревянной церковной архитектуры начала XX века. Одноэтажный деревянный храм построен по традиционной для русского церковного зодчества трехчастной схеме: в плане он представляет собой три примыкающих друг к другу прямоугольника. Наиболее широкая западная часть включает притвор, над которым расположена колокольня, трапезную и боковые приделы; средняя часть — центральный четверик с боковыми притворами. Более узкая восточная часть состоит из апсиды и окружающих ее служебных помещений, в том числе ризницы. В объеме здания доминируют высокий четверик и колокольня, завершенные четырехгранными шатрами с луковичными главками на барабанах. Резное убранство фасадов выполнено в русском стиле. Внешний облик здания определяют шатровые крыши церкви и колокольни, резные подзоры кровли, точеные столбы крылец.

Интерьер церкви сохранился с момента открытия почти без изменений. В храме находится образ «Умиление», список с келейной иконы, перед которой скончался старец Серафим. В главном приделе висит его портрет, написанный игуменом Иосафом, учеником и биографом преподобного Серафима. В киоте, справа от амвона, находятся несколько реликвий: местночтимая икона с частицами одежды, мантии с гроба и камня, на котором молился преподобный. Слева от входа, тоже в киоте, помещена икона Смоленской Божией Матери, написанная в XVIII веке, ранее находившаяся в Благовещенской церкви и переданная церкви Серафима Саровского после войны. По преданию, она была привезена рабочими людьми, приехавшими для постройки Санкт-Петербурга по приказу Петра I.

> Примечания

  1. Церкви Серафима Саровского пришлось побывать моргом (недоступная ссылка)

Ссылки

  • Санкт-Петербург. Церковь Серафима Саровского на Серафимовском кладбище на сайте sobory.ru
  • Церковь Серафима Саровского на Серафимовском мемориальном кладбище на сайте citywalls.ru

Это заготовка статьи о Санкт-Петербурге. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Настоятель Преображенского храма иерей Андрей Лебедев.

Родился 5 июля 1972 года в городе Москва в семье служащих. Родители, обычные советские инженеры, не были верующими. Детство и юность прошли в п. Обухово Ногинского района Московской области. В 1989 году заканчивает 10 классов средней школы и в том же году поступает в Московский полиграфический политехникум. Откуда уходит с 3 курса.

В 1992 году призван в армию. Службу проходил в центральном офицерском корпусе п. Заря Московской области в главном штабе войск ПВО. Дослужился до звания старший сержант, исполнял обязанности замполита роты.

В 1994 году демобилизовался и уехал к друзьям в Кенигсберг (сейчас Калининград) откуда вернулся с женой Натальей (сейчас матушка Наталья). В 1994 году, приехав в Троице-Сергиеву Лавру, был вызван в алтарь Трапезного Храма и наказан за нежелание принять монашество. В 1994-1996 гг. работал водителем на военной базе. В это время помогал Троицкой Церкви с. Балобоново, где и начал приобщаться к служению. Нес послушание пономаря, алтарника.

Учителем и духовным отцом был старец, уже почивший, протоиерей Иоанн Скопцов (иеромонах Мина).

В настоящее время окормляется архимандритом Троице-Сергиевой Лавры Лаврентием.

В 1996 году был направлен архимандритом Троице-Сергиевой Лавры Наумом в распоряжение архиепископа Рязанского и Касимовского Симона.

11 января 1997 г. В Церкви Скорбященской иконы Божьей Матери архиепископом Рязанским и Касимовским Симоном рукоположен в диаконы и назначен настоятелем Церкви Рождества Богородицы с. Абрютино Рязанского района.

23 января 1997 г. в с. Эммануиловка на мощах святителя Феофана Затворника Вышенского архиепископом Валентином (ныне митрополит Оренбургский и Саракташский) рукоположен в священники.

17 апреля 2000 г. назначен настоятелем Троицкой Церкви с. Новое Березово Сасовского района.

21 февраля 2003 г. назначен настоятелем Покровской Церкви с. Тырново Пронского района с окормлением Никольской Церкви с. Асники Захаровского района.

В апреле 2003 г. возвращается настоятелем в Троицкую Церковь с. Новое Березово. 21 марта 2005 г. освобождается от обязанностей настоятеля и запрещается в священнослужении.

12 января 2010 г. снимается запрещение, и отец Андрей назначается клириком Храма Казанской иконы Божьей матери г. Сасово.

12 июня 2015 г. освобожден от обязанностей настоятеля Храма Смоленской иконы Божьей Матери с сохранением должности настоятеля Преображенского Храма с. Пеньки.

В настоящее время продолжает обучение в Рязанской духовной семинарии.

Воспитывает троих детей.

Удостоен ко дню Святой Пасхи 2002 г. патриархом Алексием II правом ношения наперстного креста.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *