Храм в беседах

LiveInternetLiveInternet

Церковь призывает нас жить так: там, где мы видим ненависть — изливать на всех христианскую любовь; там, где оскорбление — сеять прощение во имя Христово; там, где сомнения — сеять веру христианскую; там, где безнадежность — сеять надежду во Христе; там, где тьма суеверия — нести живительный свет Христов; там, где скорбь и печаль — сеять радость и утешение. Один монах в своей молитве к Богу, как бы подтверждая эти простые истины, так говорит: «О мой Господь и Бог, помоги мне не так искать утешения, как утешать других, не так искать любви, как любить, не столько быть понятым, как понимать других, потому что давая, мы получаем; прощая, мы сами прощены бываем; и умирая, мы рождаемся в новый мир для жизни вечной». Конкретнее и проще еще ранее сказал Сам Христос: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7, 12). Богом нам дана полная свобода жить так, как мы хотим. И апостол Павел, назидая всех нас, обращается сегодня к нам с такими словами: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти; но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя. Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом. Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти. Они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Если же вы духом водитесь, то вы не под законом. Дела плоти известны; они — прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийство, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание… Если мы живем духом, то по духу поступать должны». «Смотрите же за собой, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством, и заботами житейскими, и чтобы день тот (второго пришествия Христа) не постиг вас внезапно». Это живые слова Священного Писания надо каждому начертать на скрижалях своего сердца и ими жить во благо своих ближних, для спасения своей души и на пользу православной Церкви, дорогу к которой мы с Божьей помощью старались проложить всем, кто ищет ее. Каждый человек идет по жизни своей дорогой, и благо ему, если она рано или поздно приведет его в Храм Божий. Напротив, достоин глубокого сожаления человек, который ходит по распутиям всю свою жизнь и не имеет желания найти единственно нужную дорогу, приводящую его в Храм, где он может встретить Создателя своего, Творца и Бога и в Нем найти успокоение мятущегося сердца, найти Его любовь и радость наследия вечной жизни.http://lib.eparhia-saratov.ru/books/09i/izumsky/church1/20.html

Детство

Родился будущий священник 2 февраля 1927 года в Сталинграде в семье крупного партийного деятеля Ивана Петровича Изюмского. Еще до революции он женился на «красивой благочестивой девушке» Екатерине, воспитанной в верующей семье. Ее старшая сестра была монахиней, а сама Катерина с малолетства пела в церкви.

В 1918 году Иван Изюмский вступил в коммунистическую партию и вообще, как пишет автор, «стал ярым безбожником и воинствующим атеистом». Однажды в гневе отец чуть не застрелил жену за то, что «она подала нищему милостыню, которую тот просил ради Христа». «Ты меня позоришь, — сказал ей отец. — Я такой высокий пост занимаю в городе, а ты со своим Богом и святыми попами возишься».

Мать Василия очень страдала за свою веру, но именно отец спас ее от лагерей, когда чекисты принялись арестовывать, ссылать и даже расстреливать верующих и священнослужителей. Несколько раз Екатерину вызывали на допросы в НКВД, но отпускали.

В Гражданскую войну Иван Петрович Изюмский стал одним из организаторов обороны Царицына от белогвардейцев, его называют в числе создателей царицынской Красной гвардии вместе со Сталиным и Ворошиловым. Когда белых изгнали из города, Изюмский стал одним из руководителей городского совета. Благодаря ему в Царицыне была проведена первая трамвайная линия. Позже его именем назвали одну из улиц города.

«Я, пятый ребенок в семье Изюмских, отец дал мне имя Вильям. Поскольку он был человек неверующий, то и крестить меня не позволял. Мама мне рассказывала, что когда я был еще совсем маленький (мне было десять или пятнадцать дней), она решила крестить меня тайно. Недалеко от нашего дома еще оставалась открытой Казанская церковь. Там меня мама окрестила Василием».

Впрочем, детство казалось мальчику безоблачным: отец — большой городской начальник, в их просторном доме всегда был достаток, мальчика любили родные и учителя… Но эта идиллия продолжалась недолго. Пришел 1937-й, год кровавых сталинских репрессий, и в дом Изюмских пришли люди в кожанках, устроили обыск и навсегда увели отца. Позже его объявили «врагом народа» и расстреляли. Мальчику едва исполнилось 10 лет.

Реабилитировали Ивана Изюмского лишь в 1954 году, вернув вдове все награды мужа и назначив хорошую пенсию.

Но тогда, в 1937-м, сразу после ареста отца всю семью выгнали из дома, едва не арестовали мать, Василия исключили из пионеров. Выжить удалось чудом.

Война

В 1942-м немецкие войска вплотную подошли к Сталинграду. Василий вместе с другими своими юными сверстниками был призван рыть окопы вокруг города, за что был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Бомбили город каждый день в течение полугода.

«Я, мать и сестра прятались в пещерках, которые мы рыли в оврагах, — вспоминает отец Василий. — Когда бомбы падали рядом, мы задыхались от страшной пыли. Как-то, помню, самолеты уже вовсю гудели вокруг, и мама сказала: «Сынок, иди в нашу с Юлей пещерку. Если будем умирать, так вместе». И действительно, началось что-то ужасное — содрогалась вся земля, как будто случилось землетрясение, но нас Бог сохранил. Когда все кончилось, я пошел в свою пещерку и увидел, что баночку, из которой я пил воду, разбило осколком от бомбы. Так что если бы я там остался, то наверняка бы погиб. Думаю, мать чувствовала это.»

Однажды мама Василия, спасаясь от бомбежки, отправилась с детьми в Городище, где жила святая Параскева-прозорливица. Ее дом разыскали быстро, но подойти к Параскеве не было никакой возможности — вокруг толпились люди. Вдруг раздался голос: «Пустите мать священника!» Все крутили головами, пытаясь понять, кого нужно пропустить. Мать тоже ничего не понимала. Однако дорогу уступали именно им. Когда вошли в дом, то увидели пожилую женщину с приветливым лицом, это она кричала.

«Мы подошли, — вспоминает отец Василий, — женщина улыбнулась и обратилась к моей матери: “А мы вас давно ждали и молились Святителю Николаю, чтобы он вас сюда проводил“. Мать в слезах упала перед ней на колени и с благодарностью поцеловала ее ноги. Рядом с прозорливицей было спокойно и хорошо, и мы уже не боялись ни бомб, ни стрельбы».

После победы в Сталинграде не осталось ни одного целого дома, были разрушены и церкви, поэтому мать ездила на электричке молиться в местечко Отрада — там остался целым и был действующим храм. Она частенько брала с собой сына, Василий познакомился с настоятелем храма отцом Александром и стал ему помогать.

Учеба в Богословском институте

Однажды о. Александр посоветовал юноше, недавно окончившему школу, поехать в Москву на учебу в открывающийся православный Богословский институт в Новодевичьем монастыре. Юноша сдал приемный экзамен и поступил сразу на второй курс.

Но когда он приехал в Москву, то выяснилось, что институт еще не работает, тогда Василий устроился на работу в одну из школ преподавателем строевой и военной подготовки с присвоением звания младшего лейтенанта.

«Сначала меня определили в младшие классы, потом перевели в старшие — и преподавать стало сложнее: я приходил домой без голоса, очень уставший. Слава Богу, в школе я пробыл недолго, ведь устроился я туда временно, только чтобы как-то прожить в Москве до начала учебы в Богословском институте, — цель моя была служить Богу», — вспоминает отец Василий.

Одновременно молодой человек, всегда любивший музыку, по совету знакомой поступил в музыкальное училище имени Гнесиных. Учеба продлилась всего несколько месяцев, потому что начались занятия в Богословском институте. В Новодевичьем монастыре Василий познакомился со своей будущей женой Ольгой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *