Храм в его честь

Содержание

Что есть что в церкви?

  1. Как выглядели первые храмы?
  2. Как появились церкви на Руси?
  3. Храм или собор? Часовня или церковь?
  4. Как устроен храм?
  5. Из чего будем строить?
  6. Что есть что на здании церкви?
  7. Купол в пол неба!
  8. По ком звонит колокол?
  9. Как читать символы на фасаде храма?
  10. Храм внутри
  11. Как читать росписи храма?
  12. Как читать иконостас?
  13. Что такое алтарь?
  14. В честь кого освящен храм?

В честь кого освящен храм?

Церкви посвящают какому-либо Святому или христианскому празднику. Но если в храме несколько алтарей, то каждый из них освящают в память своего Святого или события. В этом случае все алтари, кроме главного, называют придельными или приделами.

По сути придел — небольшой храм, пристроенный к основному зданию церкви. Но бывают и двухэтажные храмы, где на каждом этаже может быть по несколько приделов. Как правило, приделы появляются позже самой церкви.

Количество приделов не регламентировано, но обычно не превышает четырех. Исключением кажется храм Василия Блаженного, но на самом деле это 9 отдельных церквей на одном фундаменте.

Сам храм носит название главного престола. Главный придел, как и алтарь, ориентирован на восток, либо находится в центре.

Среди тех, в чью память чаще всего освящают церкви, можно выделить:

  • Апостолы — ученики Иисуса Христа, избранные им для распространения христианской веры. Христос сначала выбрал 12 ближайших к нему Апостолов (братья Симон (Петр) и Андрей, братья Иаков и Иоанн Зеведеевы, Филипп, Варфоломей (Нафанаил), Фома, Матфей, Иаков Алфеев, Иуда Леввей (Фаддей), Симон Кананит и предавший Христа Иуда Искариот, вместо которого после вознесения Христа был избран Матфий). Позже выбрали еще 70 Апостолов, среди которых был и Павел, чье имя обычно ставят рядом с Петром.
  • Архангел Гавриил — предсказал священнику Захарии рождение Иоанна Крестителя, а Деве Марии сообщил о рождении Иисуса Христа.
  • Архангел Михаил — главный Архангел, глава святого воинства Ангелов и Архангелов. Также Архангела Михаила считают покровителем русских царей, поэтому в Московском Кремле построили Архангельский собор с усыпальницей для царской семьи.
  • Георгий Победоносец (в России Егорий Храбрый) — Святой, великомученик. Известен чудесной победой над змеем, пожирающим молодых красавиц. Именно Святой Георгий изображен на гербе Москвы. Каноническое изображение — всадник, поражающий копьем змия.
  • Жены-мироносицы — святые Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа и Мария, Сусанна и иные. Это благочестивые женщины, пришедшие ко гробу Христову, чтобы помазать миром пелены, в которые он был завернут. Они первыми обнаружили, что Христа в гробу нет, и сообщили об этом Апостолам.
  • Иисус Христос. Спас — славянский перевод имени Иисус (от еврейского «спаситель»). Поэтому церкви и монастыри, освященные в его честь, называют Спасскими.
  • Илья — ветхозаветный пророк, вознесшийся на небо в огненной колеснице.
  • Иоанн Креститель (Иоанн Предтеча) — предшественник Иисуса Христа (поэтому «предтеча»), предсказавший пришествие Мессии. Он же крестил в водах Иордана Иисуса Христа, а затем был обезглавлен из-за козней иудейской царевны Иродиады и ее дочери Саломеи.
  • Косма и Дамиан — братья, святые-бессребреники, врачеватели и чудотворцы, предположительно жившие во второй половине III — начале IV веков.
  • Никита Мученик — христианский святой готского происхождения. Участвовал в распространении христианства среди соплеменников. В 372 году его сожгли.
  • Николай Чудотворец, Никола, Николай Угодник, Николай Мир Ликийский — все это один человек. В христианских преданиях это святитель — церковный иерарх первой половины IV века, епископ города Мира в Ликии. Он был примером аскетической добродетели, заступался за несправедливо осужденных, раздал родительское наследство нуждающимся. Особенно популярна история об обнищавшем отце трех дочерей, готовом в отчаянии сделать из них блудниц, которому Николай тайно подбросил в окно 3 узелка с золотом — на приданое каждой. Многочисленные легенды о чудесах спасения утопающих, а также вызволении пленников. В Москве Святого Николая очень почитают, и его памяти посвящено много храмов и церквей. Кстати, Санта Клаус — искажение голландского Синте Клаас, Sinte Klaas, «святой Николай», а его модификации — Father Christmas («батюшка Рождество») породили русского Деда Мороза.
  • Новомученики и исповедники Российские — так Церковь именует всех пострадавших за христианскую веру в России в период послереволюционных гонений. Точное их число неизвестно, но предположительно превышает миллион человек.
  • Святая Троица — Бог в трех ипостасях, не сливающихся, но и нераздельных: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Часто Троице или Христу посвящают главные соборы города или монастыря.
  • Сергий Радонежский (в миру Варфоломей) — Святой, преподобный, преобразователь монашества в Северной Руси, основатель Троице-Сергиевой Лавры. Примирял враждующих князей, уговаривал их подчиняться великому князю московскому. Именно он благословил Дмитрия Донского перед Куликовской битвой и отпустил в поход двух своих иноков, Пересвета и Ослябю.
  • Симеон Столпник — христианский монах, аскет, отшельник. Прославился стоянием на площадке на столпе, окруженном стеной.

Очень часто храмы освящают в честь церковных праздников или событий.

  • Благовещенские церкви посвящены явлению Деве Марии архангела Гавриила, возвестившего, что она станет Матерью Бога. Благовещение — это добрая, радостная весть.
  • Богоявленские церкви освящены в честь крещения Иисуса Христа в водах реки Иордан.
  • Введенские церкви посвящены празднику Введения во храм Пресвятой Богородицы. Когда Дева Мария достигла трехлетнего возраста, родители привели ее в Иерусалимский храм, чтобы исполнить свой обет — посвятить ее Богу. Там она жила до своего обручения праведному Иосифу.
  • Церкви в честь Воздвижения Креста Господня напоминают об обретении креста Господня, которое произошло в 313 году на Голгофе. Крест нашли приехавшая в Иерусалим царица Елена, мать императора Константина Великого, и иерусалимский патриарх Макарий. Крест воздвигли на месте обретения, чтобы народ мог ему поклониться.
  • Вознесенские церкви посвящены празднику Вознесения Господня на Небеса на сороковой день после воскрешения и обещание его второго пришествия.
  • Воскресенские церкви напоминают о восстании Иисуса Христа к жизни после трехдневной смерти. В православии в этот день отмечают Пасху. Далее следуют двенадцать главных праздников, которые называют двунадесятыми (двунадесятый — один из двенадцати). Иконописное изображение Воскресения Христова появилось относительно поздно, и древних икон этого праздника нет. Более того, в православии считают каноничным, то есть истинным, иконопись того, что было явлено миру видимо, словесно или в откровении. А воскресение не было явлено никому. Поэтому иконы Воскресения Христова пишут символически, и самый распространенный образ — это Сошествие в Ад.
  • Знаменские церкви обычно освящают в честь одноименной иконы. Вообще знамение — знак, явление природы или чудо, посылаемое Богом для предвещения или подтверждения чего-либо.
  • Покровские церкви и соборы напоминают о видении святого Андрея во Влахернском храме Константинополя. В храме он увидел парившую в воздухе Богородицу в окружении Ангелов и Святых и держащую над присутствующими покров (длинное и узкое тканое покрывало) в знак своей защиты и покровительства. В Москве особенно почитают Покровский женский монастырь, так как там хранятся мощи Матроны Московской.
  • Преображенские церкви освящают в честь праздника Преображения Господа — явления на горе Фавор Иисусом Христом света Божественной славы Апостолам Петру, Иакову и Иоанну. Отсюда происходит понятие «фаворский, или нетварный Божественный свет».
  • Рождественские церкви могут освящать как в честь рождества Богородицы, так и в честь рождения Христа. В первом случае напоминают о рождении Пресвятой Девы Марии от праведных родителей Иоакима и Анны, которые, согласно церковному преданию, долго ждали детей и были чудесным образом разрешены от неплодства за их терпение, веру и молитву. Этому же событию посвящают церкви зачатия Святой Анны. Рождество Христово — праздник, посвященный рождению Иисуса Христа.
  • Сретенские церкви освящают в память того, как Дева Мария в сороковой день принесла младенца Христа в Иерусалимский храм. Там его встретил праведный старец Симеон, которому было предсказано, что он не умрет, пока не увидит Мессию. Сретение — встреча. Также сретенские храмы ставили на месте встречи особо почитаемых икон или мощей, как, например, Сретенский монастырь в Москве.
  • Церкви, освященные в память усекновение главы Иоанна Предтечи напоминают об убийстве пророка Иоанна Крестителя по приказу Ирода Антипы, правителя Галилеи.
  • Успенские церкви освящены в память Успения Пресвятой Богородицы — кончины Божией Матери. Но по христианским канонам, успение — это не смерть, это сон. Поэтому вскоре она, как и Христос, вознеслась на небо.
  • Ризположенные церкви напоминают о празднике Положения риз — в честь положения в одну из церквей Царьграда риз матери Христа, и в память того, что в Успенский собор в Москве положили ризы Христа. Но еще есть фразеологизм «до положения риз», означающий сильно напиться. Он возник, вероятно, в связи с нарушением запрета пить до совершения ритуала положения риз. Есть еще версия, что однажды Ной принял лишнего и уснул в голом виде — сложил с себя ризу.

Часовни обычно называют в честь самой главной иконы. Но и церковь могут освятить в честь особенно почитаемой иконы. Конечно, самые почитаемые иконы содержат образ Богородицы.

Также в именах церквей и храмов, помимо Святого или праздника, можно найти указание на местность, где церковь была расположена. Это позволяет отличать храмы друг от друга (например, не перепутаешь Николу в Кузнецах и Николу на Болвановке), а в давние времена названия церквей даже помогали ориентироваться в городе.

Московские монастыри и церкви Страница 14 из 14″‹1011121314

Колокольня Ивана Великого Московского Кремля — средоточие Кремлевского архитектурного ансамбля

Адрес: Россия, Москва, Соборная площадь Московского Кремля
Начало строительства: 1505 год
Окончание строительства: 1508 год
Архитектор: Бон Фрязин
Высота: 81 м.
Координаты: 55°45’03.3″N 37°37’05.5″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

История Колокольни Ивана Великого в Москве

Строительство колокольни

Судьба храма Ивана Великого во время войны с Наполеоном

Реставрация разрушенных строений в послевоенное время

О колоколах на Колокольне Ивана Великого

  • Успенский колокол
  • Колокол Ревун
  • Семисотный колокол
  • И остальные..

Колокольня Ивана Великого сегодня

Соборы Московского Кремля

Колокольня Ивана Великого на карте

Колокольня Ивана Великого, местом расположения которой является Московский Кремль, имеет ещё одно название: церковь-колокольня Святого Иоанна Лествичника. Храм является очень древним памятником архитектуры — как и Успенский собор, его история насчитывает более чем 500 лет.

Колокольня Ивана Великого является своего рода архитектурным центром Московского Кремля, объединяющая все его строения в единый ансамбль.

История Колокольни Ивана Великого в Москве: с чего все началось?

История церкви-колокольни Ивана Великого официально начинается с 1329 года, когда на месте сегодняшнего храма была построена церковь Ивана Лествичника с характерным названием «под Колокол».

Вид колокольни с Ивановской площади

Эта церковь простояла недолго — аккурат до 1505 года, и уже в том же году специально приглашенный из Италии архитектор Фрязин приступил к строительству новой церкви. Постройка новой церкви была приурочена к смерти князя Ивана III и полностью завершена в 1508 году. Москвичи диву буквально диву давались — таких высоких каменных храмов Москва, да и вся Русь ещё не видела: ведь Высота храма в самой высокой точке равнялась 81 метру.

В 1600 году Борисом Годуновым церковь Ивана Великого была основательно модернизирована — к ней был пристроен дополнительный ярус цилиндрической формы. Наверняка многим знакомо одно расхожее выражение: «во всю Ивановскую». Так вот, пошло оно именно из этих мест — рядом с храмом Ивана Великого (с его восточной стороны) была площадь, которую назвали Ивановской. Вот на этой-то площади «во всю Ивановскую» глашатаи озвучивали княжеские указы, а палачи наказывали виновных.

Вид колокольни с Соборной площади

Строительство колокольни

В 1532 году было принято решение пристроить к зданию храма Ивана великого большую колокольню. Эту задачу возложили на итальянского зодчего Петрока Малого Фрязина. Архитектор с задачей справился, пристроив к храму звонницу вместе с церковью, которую назвали в честь Воскресения Господня. В этой церкви был установлен колокол весом в тысячу пудов (более 1.5 килотонн), названный «Благовестник». Храм расположили на 3-ем ярусе всего архитектурного комплекса, причем для того, чтобы в него попасть, была сооружена специальная лестница. В начале 17 века по инициативе Михаила Романова церковь Воскресения Господня трансформируют в Успенскую звонницу. А в 30-е годы того же века в период патриаршествования отца Филарета храм Ивана Великого дополняется ещё одним строением — пристройкой с шатром из черепицы и пирамидками из белого камня. Пристройка в честь патриарха была названа Филаретовской.

Судьба храма Ивана Великого во время войны с Наполеоном

Россия немало натерпелась во время захватнической наполеоновской агрессии 1812 года. И именно в это непростое время были разрушены Успенская звонница и Филаретовская пристройка. Одним из немногих строений, уцелевших в то время, была колокольня с «Благовестником».

Вид колокольни от Успенского собора

Точно известно, что французы с неё похитили купольный крест, который до сих пор так и не найден. В настоящее время на колокольне имеется другой крест — железный, восьмиконечной формы с орнаментальным покрытием в виде медных позолоченных листов. На верхней перекладине креста вырезана надпись «Царь Славы».

Реставрация разрушенных строений в послевоенное время

Филаретовская пристройка и звонница, разрушенные французскими вандалами, были вновь отстроены только через 7 лет после окончания войны — в 1819 году. Автором проекта был назначен швейцарский архитектор, работавший в то время в Москве, Доминико Жилярди.

О колоколах на Колокольне Ивана Великого

Если назвать точное число колоколов, установленных на Филаретовской пристройке, звоннице и колокольне Ивана великого, то оно будет равно 21. В прежние времена все колокола были подвешены на балки из дерева, и только начиная с 19-го столетия все балки были заменены на металлические, причем последние — уже в 20-м веке.

Успенский колокол — самый большой из действующих колоколов во всем мире

На звоннице и Филаретовской пристройке подвешены только три колокола. Самый большой из них — Успенский, ещё называемый Праздничным. Точное значение его массы — 65 тонн 320 килограмм. Этот колокол был отлит известными мастерами-литейщиками 19 века Русиновым и Завьяловым. Успенский колокол по праву считается самым большим из реально действующих колоколов и лучшим в плане звуковых характеристик — чистоте тона и силе звука.

Колокол Ревун

Еще один большой колокол называется Реут (или Ревун), его вес в 2 раза меньше Успенского: 32 тонны 760 кг. Колокол гораздо древнее Успенского — в 1622 году Ревун отлил мастер Андрей Чехов.

Семисотный колокол

В 18 веке русским литейщиком И. Моториным был отлит ещё один колокол для колокольни Ивана Великого — Вседневный или Семисотный. Он тоже висит на Филаретовской пристройке и весит ни много ни мало 13 тонн 71 килограмм.

Конечно, он самый маленький по сравнению с предыдущими 2-мя, но в то же время такой 13-тонный колокол сразу стал бы достопримечательностью, помести его в другие города мира.

И остальные..

Оставшиеся 18 колоколов располагаются на среднем и нижним ярусах колокольни. В нижнем ярусе подвешены 6 колоков, названия которых приведены ниже:

  • 1. Лебедь
  • 2. Медведь (вседневный колокол)
  • 3. Широкий
  • 4. Новгородский
  • 5. Ростовский
  • 6. Слободский

В среднем ярусе имеется 9 колоколов. Два из них с одинаковым названием Корсунские отличаются беловатым цветом. Названия остальных семи перечислены далее:

Купола колокольни

  • 1. Новый (переименован из Успенского);
  • 2. Немчин
  • 3. Безымянный
  • 4. Даниловский
  • 5. Глухой
  • 6. Корсунский (не относящийся к ранее названным)
  • 7. Марьинский

Что касается верхнего яруса колокольни Ивана Великого, то там находятся 3 колокола без названия.

Колокольня Ивана Великого сегодня

Сегодня Колокольня Ивана Великого представляет из себя музей истории Московского Кремля. Практически весь первый этаж Успенской звонницы занимает выставочный зал, где демонстрируются памятники искусства как самого Кремля, так и привезенные из многих других музеев мира. Экспонаты отличаются разнообразием, включая такие интересные образцы как, например, панорама столицы или элементы архитектурных белокаменных сооружений, использующихся в строительном деле 14 века.

Вид колокольни от Благовещенского собора

Также музей оснащён современной техникой — приглашенным на экскурсию показывают исторические памятники Кремлёвского архитектурного ансамбля прямо в зале. А смотровая площадка позволит насладиться открывающимся и захватывающим дух видом на Кремль с высоты птичьего полета.

Рейтинг достопримечательности

1 1 1 1 1 Рейтинг 4.54 >Соборы Московского Кремля

Колокольня Ивана Великого Московского Кремля на карте

Города России на Putidorogi-nn.ru:

Казань

Санкт-Петербург

Владимир

Ярославль

Муром

Ростов Великий

Александров

Иваново

Калуга

Кострома

Сергиев Посад

Нижний Новгород

Псков

Касимов

Переславль-Залесский

Суздаль

Именование православных храмов

Это — служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Его необходимо преобразовать в информационный список или глоссарий, в противном случае перенести в один из проектов.
Данный шаблон не устанавливается на информационные списки и глоссарии.

Разновидности форм именования храмов

Настоящий список создан для методологической помощи в именовании страниц и заполнении на русском языке шаблонов, относящихся к православным храмам. Для упрощения все формы приведены к женскому роду (церковь).

В шаблоне «Православный храм» различаются три разновидности имён храмов: каноническая, обиходная и местная.

Каноническая

Соответствует канонам Русской православной церкви и предполагает каноническое именование:

  • святых
  • праздников
  • икон

При указании титулов, для экономии места целесообразно использовать церковные сокращения в соответствии со списком. Учитывая, что для одного и того же имени возможно наличие нескольких святых, во избежание омонимических конфликтов рекомендуется использовать полный перечень их титулов.

Пример: апп. Фома, вмч. Фома

Рекомендации по именованию икон см. ниже.

Понятия «канонический» и «церковнославянский» — разнопорядковые и отнюдь не равнозначные категории. В любом случае в названиях страниц и при заполнении шаблонов предполагается использование современной орфографии и набора символов. В тексте статей, при необходимости, могут быть упомянуты варианты именования на церковнославянском языке.

Современная и церковнославянская форма в именах храмов

Современная Церковнославянская
Седьмиозерская церковь Седмиезерная церковь
Церковь Двенадцати апостолов Церковь Двунадесяти апостолов

В современном языке наблюдается, как правило, консервация церковнославянских форм личных имён (Исаакий, Иоанн) Исключения составляют, в силу труднопроизносимости: Фёдор (вместо Феодор, причём даже в паре с архаичной формой — Фёдор Иоаннович) и Дмитрий (вместо Димитрий).

Обиходная

Обиходные имена храмов производны от канонических, которые сводятся обычно к одному (простому или составному) слову, которое играет, в представлении словотворца, роль «ключевого идентификатора». Им может быть: собственное имя святого, нарицательное имя иконы (редко — её типа), обиходное имя праздника (некоторые имеют по нескольку имён) и т.п. В зависимости от каждого конкретного случая, храмы, имеющие разные канонические имена, могут иметь одно и то же обиходное имя. Одна из задач настоящих служебных списков — предупреждение возможности неверной реконструкции неизвестного канонического имени из простого. Так, Спасская церковь может соответствовать более чем десятку разных канонических имён.

Местные

Местные имена образуются путём дальнейшего упрощения обиходных имён или их модификации путём присоединения дополнительного идентификатора.

Часто обретают местные, «народные» имена Спасские храмы: Спас Бочаринский, Спас на крови и пр. Известны случаи, когда имя святого вообще выпадает из местного имени, уступая место

  • идентификатору местоположения

Пример: Икона Божией Матери Знамение «Курская Коренная» → Коренная церковь

  • «светскому» идентификатору, иногда присоединяемому к каноническому и обиходному имени.
Варианты перехода приложения «морской» в именах соборов во имя свт. Николая Чудотворца (Николы Морского)

Местоположение Каноническое Сокращённое Местное
Кронштадт свт. Николая Чудотворца Морской Никольский собор Морской собор
Петербург свт. Николая Чудотворца Никольский морской собор Никольский собор

Во имя Иисуса Христа

По статистике реестра храмов России (10 354 наименования на август 2010 г.), название храмов во имя Иисуса Христа весьма распространено. В списке 20 наиболее часто встречающихся названий (в него входят 8102 храма) шесть относятся к Иисусу Христу, его праздникам и иконам. Это храмы, названные во имя: Троицы (2 место, 639 храмов), Преображения (6 место, 362 храма), Рождества Христова (9 место, 216 храмов), Вознесения (15 место, 182 храма), Креста Господня (18 место, 156 храмов) и иконы Спаса Нерукотворного образа (19 место, 146 храмов). Суммарно на эти шесть названий приходится 1701 храм, или почти пятая часть от суммы по 20 наиболее популярным именам (8102).

Во имя Господских праздников

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. Эта отметка установлена 16 февраля 2012 года.

Во имя Божией Матери

По статистике реестра храмов России, название храмов во имя Божией матери является одним из наиболее популярных. В списке 20 наиболее часто встречающихся названий шесть относятся к Богоматери, её праздникам и иконам. Это храмы, названные во имя: Покрова (3 место, 492 храма), Успения (4 место, 433 храма), Казанской иконы Божией матери (5 место, 398 храмов), Рождества пресв. Богородицы (7 место, 350 храмов), Благовещения (16 место, 175 храмов) и Введения (20 место, 144 храма). Суммарно на эти шесть названий приходится 1992 храма, или почти четверть от 8102 храмов, входящих в список наиболее популярных имён.

Во имя Богородичных праздников

Богородичные праздники посвящаются воспоминанию важнейших событий жизни Божией Матери. Из них пять входят в число 12 особенно чтимых — великих, или двунадесятых праздников годового круга богослужений. Это Рождество пресв. Богородицы, Введение во храм пресв. Богородицы, Благовещение пресв. Богородицы и Успение пресв. Богородицы. Пятым Богородичным праздником из числа великих называется также, по своим богослужебным особенностям, Сретение Господне.

Особенности именования храмов:

Рождество Пресвятой Богородицы

Каноническое название:

полное — Во имя Пресвятой Богородицы, в память чудесного Её Рождества сокращённое — Рождества Пресвятой Богородицы

Обиходные названия:

  • Богородицерождественская (Богородице-Рождественская) церковь
  • Рождество-Богородицкая церковь

По статистике реестра храмов России, название по имени праздника Рождества Пресвятой Богородицы находится на 7-м месте по частоте употребления (350 храмов).

Сретение

Обиходные названия:

  • Сретенская церковь, Сретенский собор

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Обиходные названия:

  • Введенская церковь, Введенский собор

По статистике реестра храмов России, название по имени праздника Введения Пресвятой Богородицы во храм находится на 20-м месте по частоте употребления (144 храма).

Благовещение Пресвятой Богородицы

Обиходные названия:

  • Благовещенская церковь, Благовещенский собор

По статистике реестра храмов России, название по имени праздника Благовещение Пресвятой Богородицы находится на 16-м месте по частоте употребления (175 храмов).

Успение Пресвятой Богородицы

Обиходные названия:

  • Успенская церковь, Успенский собор

По статистике реестра храмов России, название по имени праздника Успения Пресвятой Богородицы находится на 4-м месте по частоте употребления (433 храма)

Покров Пресвятой Богородицы

По своим богослужебным особенностям в Русской церкви Богородичный праздник Покрова Пресвятой Богородицы соответствует двунадесятому празднику, но не имеет такого статуса и относится к великим.

Обиходные названия:

  • Покровская церковь, Покровский собор

По статистике реестра храмов России, название по имени праздника Покрова Пресвятой Богородицы находится на 3-м месте по частоте употребления (492 храма)

Положение ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне

Положение ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне — один из Богородичных праздников, давших имя ряду церквей.

Обиходное название:

  • Ризположенская церковь

Название Влахернский не является альтернативным обиходному названию Ризположенский. Его имеют:

  • историческая Влахернская церковь, некогда стоявшая у императорского дворца во Влахернах близ Константинополя. В честь явления в ней Богоматери православной церковью и был установлен праздник Покрова;
  • храмы в честь Влахернской иконы Богоматери (например, в Кузьминках).

Во имя икон Божией Матери

В таблицы данного списка внесены только те иконы Богородицы, которые дали имена известным на сегодня храмам. Более полный список икон см. в статье Православная иконография Богородицы.

Вопросы именования икон Богородицы

Одна из наиболее распространённых ошибок в именовании храмов обусловлена неправильным именованием икон Божией Матери.

Перечень икон Божией Матери насчитывает более 430 наименований. В православном церковном календаре «на большинство дней года приходятся дни чествования чудотворных икон Божией Матери». Имена этих икон принимают не только храмы, хранящие их, но и великое множество других храмов. Достаточно упомянуть икону Казанской Божией Матери, в честь которой после победы в войне 1812 года была освящена не одна сотня храмов в России, практически в каждом крупном городе. Однако сколь бы ни было велико разнообразие этих икон, их Божественный первообраз — Богородица — по определению один и тот же. Названия икон, используемые в быту, и даже попадающие в энциклопедии бывают иногда неверны с этой, канонической, точки зрения.

Неверно Верно
Казанской Божией Матери икона Божией Матери «Казанская» Казанская икона Божией Матери
Почаевской Божией Матери икона Божией Матери «Почаевская» Почаевская икона Божией Матери
Ченстоховской Божией Матери икона Божией Матери «Ченстоховская» Ченстоховская икона Божией Матери

и так далее. Храмы, возводимые как по месту явления чудотворных икон, так и в других местностях, посвящаются опять-таки не самой иконе, а её прототипу, Богородице. Поэтому развёрнутое каноническое название выглядит так:

(тип храма) во имя Пресвятой Богородицы, в честь иконы Её, именуемой «(название иконы)»

Вместе с тем, в официальных документах, на печатях, часто встречается сокращённая каноническая форма, в которой опускаются члены «во имя…» (и приложение к нему, «в честь» и «именуемой»). Сокращённое каноническое название (рекомендуемое и в Википедии) может иметь вид:

  • если в названии — топоним, могущий быть использованным без кавычек, то:

(тип храма) (название) иконы Божией Матери

Примеры: собор Казанской иконы Божией матери, церковь Тихвинской иконы Божией матери и т.п.

  • если в названии — имя нарицательное, предполагающее использование кавычек, то:

(тип храма) иконы Божией Матери «(название)»

Примеры: церковь иконы Божией матери «Избавительница» и т.п.

Обиходные названия православных храмов, восходящие к названиям икон Божией Матери, могут производиться:

От личных имён Божией Матери

1. Богородица → Богородицкий, Богородичный; в составных — Богородице + …

Каноническое Обиходное
Иконы Божией Матери «Целительница» Богородицецелительницкая
Пример: Богородицецелительницкая церковь в Москве
Иконы Божией Матери «Казанская» Казанско-Богородицкая
Пример: Казанско-Богородицкая церковь (с. Смолдеярово, Татарстан). Редкий случай двусоставного имени храма в честь Казанской иконы Богоматери. Село Смолдеярово с этой церковью находится в Татарстане, и имя «Казанская церковь» потребовало уточнения во избежание ассоциаций с Казанью — столицей республики.

В остальных случаях названия «Богородицкий», «Богородичный» восходят не к именам икон, а к названиям богородичных праздников.

2. Богоматерь, Божия Матерь:

обиходные названия, основанные только на «Богоматерь» и «Божия Матерь», без приложения в православии на русском языке не практикуются.

3. Мария

Православная традиция избегает наречения храмов во имя Богородицы её мирским именем Мария. Имена Мариинских церквей восходят к Марии Магдалине и другим святым (см. ниже).

От несоставных топонимов в названиях икон

Данный способ наиболее распространён. Известные обиходные наименования храмов (в скобках даны альтернативные названия икон и производных от них имён храмов)

По статистике реестра храмов России, название по имени Казанской иконы Божией матери находится на 5-м месте по частоте употребления (398 храмов)

Наименование иконы Обиходное наименование церкви Примеры
Икона Божией Матери Азовская Азовская церковь
Икона Божией Матери Ахтырская Ахтырская церковь д. Иваньково Локнянской волости
Икона Божией Матери Боголюбская Боголюбская церковь
Икона Божией Матери Валаамская Валаамская церковь
Икона Божией Матери Виленская Виленская церковь
Икона Божией Матери Владимирская Владимирская церковь
Икона Божией Матери Влахернская Влахернская церковь
Икона Божией Матери Гребневская Гребневская церковь
Икона Божией Матери Грузинская Грузинская церковь
Икона Божией Матери Донская Донская церковь
Икона Божией Матери Иверская Иверская церковь
Икона Божией Матери Иерусалимская Иерусалимская церковь
Икона Божией Матери Казанская Казанская церковь
Икона Божией Матери Калужская Калужская церковь
Икона Божией Матери Козельщанская Козельщанская церковь
Икона Божией Матери Колочская (Колоцкая) Колочская (Колоцкая) церковь
Икона Божией Матери Коневская Коневская церковь
Икона Божией Матери Корсунская Корсунская церковь
Икона Божией Матери Леушинская Леушинская церковь
Икона Божией Матери Люблинская Люблинская церковь
Икона Божией Матери Молченская Молченская церковь
Икона Божией Матери Муромская Муромская церковь
Икона Божией Матери Новодворская Новодворская церковь
Икона Божией Матери Озерянская Озерянская церковь
Икона Божией Матери Печерская Печерская церковь
Икона Божией Матери Почаевская Почаевская церковь
Икона Божией Матери Ржевская Ржевская церковь
Икона Божией Матери Рудненская (Руденская) Рудненская (Руденская) церковь
Икона Божией Матери Святогорская Святогорская церковь
Икона Божией Матери Смоленская Смоленская церковь
Икона Божией Матери Тихвинская Тихвинская церковь
Икона Божией Матери Толгская Толгская церковь
Икона Божией Матери Федотьевская Федотьевская церковь
Икона Божией Матери Холмская Холмская церковь
Икона Божией Матери Черниговская Черниговская церковь

От несоставных имён собственных в названиях икон

Ниже в скобках даны церковнославянские названия икон и производных от них имён храмов.

Наименование иконы Обиходное наименование церкви
Икона Божией Матери Седмиозерская (Седмиезерная) Седмиозерская (Седмиезерная) церковь
Икона Божией Матери Скоропослушница Скоропослушнинская церковь
Икона Божией Матери Страстная Страстная
Икона Божией Матери Фёдоровская (Феодоровская) Фёдоровская (Феодоровская) церковь

От двучастных топонимов в названиях икон

Обиходное имя по одному из двух топонимов

Наименование иконы Обиходное наименование церкви
Икона Божией Матери Римская (Лиддская) Римская церковь
Лиддская церковь
Икона Божией Матери Черниговская-Гефсиманская Гефсиманская церковь
Черниговская церковь
Черниговско-Гефсиманская церковь

От имён нарицательных в названиях икон

«Знамение»

Известно несколько чудотворных икон Божией Матери «Знамение», дополнительно различаемых по местам их явления. Это

  • икона Божией Матери Знамение — Абалацкая
  • икона Божией Матери Знамение — Курская Коренная
  • икона Божией Матери Знамение — Псковская (Мирожская)

Общим для них обиходным названием является: Знаменская церковь, Знаменский собор и т.п.

Известные варианты альтернативных обиходных названий:

Наименование иконы Обиходное наименование церкви
Икона Божией Матери Знамение «Курская Коренная» Коренная церковь
«Казанская»

Варианты чудотворных икон Божией Матери «Казанская», дополнительно различаемые по местам их явления: Общим для них обиходным названием является: Казанская церковь, Казанский собор и т.п.

Известные варианты альтернативных обиходных названий:

Наименование иконы Обиходное наименование церкви
Икона Божией Матери «Казанская (Песчанская)» Песчанская церковь
Особые имена икон

Особые названия храмов сложились в православной традиции для следующих икон:

Наименование иконы Обиходное наименование церкви
Иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость Скорбященская церковь
Иконы Божией Матери Живоносный Источник Живоносовская церковь
Иконы Божией Матери Неопалимая Купина Неопалимовская церковь
Иконы Божией Матери Отрада и Утешение Отрадская церковь

Примечание: прилагательное «Отрадненская» от имени иконы не производится. В сочетании с типом храма (церковь, собор) указывает лишь на топоним местоположения (Отрадный, Отрадное и т.п.)

По иконографическому типу

Различают три основных типа иконографии Богородицы: «Умиление» («Елеуса»), «Путеводительница» («Одигитрия») и «Молящаяся» («Оранта»). Каждому из этих типов принадлежат десятки икон, и по общей традиции название типа иконы именами храмов не усваивается. Исключения:

«Милостивая»

«Милостивая», «Милующая» — вариант перевода «Елеуса».

Наименование иконы Обиходное наименование церкви
Икона Божией Матери «Милостивая» («Киккская») неизвестно
Икона Божией Матери «Милующая» неизвестно

«Одигитрия»

Одигитрия (греч. Путеводительница) — название обширного класса, одного из трёх основных типов икон. К нему относятся, в частности, иконы Влахернская, Грузинская, Иверская, Иерусалимская, «Избавительница», «Троеручица», «Скоропослушница», Казанская, Козельщанская, Смоленская, Тихвинская, Ченстоховская и др.

Известные варианты именования по иконографическому типу:

Наименование иконы Обиходное наименование церкви
Икона Божией Матери «Одигитрия» Одигитриевская церковь

Альтернативные названия, связанные с вариантами именования самой иконы

Название иконы Божией Матери «Поможение родам» имеет варианты:

  • Помогательница женам чады рождати (допетров.)
  • Поможение родам (церк.-слав.)
  • Помощница в родах (совр.)

Обиходное название: неизвестно

Во имя событий, связанных с иконами Божией Матери

Сретение иконы

Сретение Иконы Божией Матери Владимирская

Каноническое Обиходное
Во имя Пресвятой Богородицы, в память Сретения иконы Её, именуемой «Владимирская» Сретенская церковь
Владимирская церковь

Здесь каждое из обиходных названий имеет омонимы с названиями другой этимологии — во имя Сретения Господня и во имя одного из святых по имени Владимир.

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 Храмы России. Статистика по наименованиям (посвящениям) храмов
  2. Богородичные праздники. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
  3. temples.ru: Церковь Иконы Божией Матери «Влахернская» в Кузьминках
  4. Список наименований икон Богородицы
  5. Список образов от Абалакской до Яхромской
  6. Энциклопедия православной иконы. Основа богословия иконы / По благ. архиеп. Могилёвского и Мстиславского Максима. — СПб.: Сатисъ, 2002. — 336 с. — ISBN 5-7373-0208-3.
  7. Энциклопедия «Санкт-Петербург»
  8. Храмы России. Церковь Иконы Иконы Божией Матери Целительница при больнице имп. Александра III (Москва)
  9. Казанская епархия. Казанско-Богородицкая церковь в с. Смолдеярово
  10. Энциклопедия православной иконы. Основа богословия иконы / По благ. архиеп. Могилёвского и Мстиславского Максима. — СПб.: Сатисъ, 2002. — 336 с. — ISBN 5-7373-0208-3.
  11. Церковь иконы Божией Матери «Милующая» в Галёрной гавани
  12. Энциклопедия православной иконы. Основа богословия иконы / По благ. архиеп. Могилёвского и Мстиславского Максима. — СПб.: Сатисъ, 2002. — 336 с. — ISBN 5-7373-0208-3.

Ссылки

  • Храмы России
  • Список стандартизованных наименований храмов
  • Список обиходных наименований храмов
  • Энциклопедия православной иконы. Основа богословия иконы / По благ. архиеп. Могилёвского и Мстиславского Максима. — СПб.: Сатисъ, 2002. — 336 с. — ISBN 5-7373-0208-3.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *