Храм Василия Блаженного

Храм Василия Блаженного является приделом собора Покрова Пресвятой Богородицы и входит в число восьми церквей, окружающих периметром центральный собор. Хотя официальное название святыни Русской православной церкви именно собор Покрова, для верующих людей и тех, кто интересуется религиозными архитектурными памятниками, он известен как храм Василия Блаженного. Понять символичность храма и его значение для России и русского народа можно, рассмотрев историю возникновения уникального собора и церквей при нем.

Содержание

Предпосылки строительства собора

Храм Василия Блаженного не является первой постройкой религиозной святыни, возникшей в Москве в XVI веке. Изначально возводились деревянные церкви в честь святых или православных праздников, приходящихся на день какого-либо военного события на Казанской земле, когда царь Иван Грозный вел борьбу с татарским нашествием. Одно из великих сражений, случившееся 2 октября 1552 г., закончилось полной победой над Казанским ханством и присоединением земель города к православному городу Москве.

На эту дату (1 октября) приходится религиозный праздник Покров Пресвятой Богородицы, что и дало основание для строительства собора в память об окончательной победе, который был освящен в честь Покрова Богородицы. Но день самого похода и победы совпал с еще одним православным днем, — почитанием святых Киприана и Иустины.

По указу Ивана Грозного все походные церкви, возведенные на Красной площади ранее, и новый храм было решено объединить в собор, который должен стать каменным. Но по возвращении в Москву был построен деревянный собор с приделами в количестве семи штук. Он был освящен во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Только через год деревянные строения были разобраны и началось строительство каменного храма, но еще не имевшего ничего общего с именем Василия Блаженного.

Причины основания храма

Храм Василия Блаженного в числе других построек Покровского храма появился только в 1588 году и стал 9 церковью уникального памятника православной веры. Причинами возведения храма Василия Блаженного стали события, происходившие во времена правления Ивана Васильевича Грозного и его сына Федора Ивановича. Согласно легендам, Василий был юродивым и собирал милостыню на Красной площади, с чего кормился и жил. Одевался в лохмотья или совсем без одежды ходил даже в лютый мороз. Носил вериги, как символ покаяния и приношения себя в жертву ради Христа. Имел дар исцеления и предвидения, о чем также свидетельствуют различные легенды или описания его жития.

Иван Грозный относился к юродивому с особым уважением и после его смерти, дата которой двоякая (1552 или 1557 годы), было дано разрешение на захоронение тела у стен Покровского храма. Согласно летописным документам, через несколько лет после смерти Василия от его мощей было зафиксировано несколько исцелений, что послужило причиной над могилой Василия Блаженного возвести раку из драгоценного металла с дорогими камнями и построить церковь, которая была освящена в честь этого святого.

Царь Федор Иванович установил дату почитания имени Василия Блаженного — 2 августа, в день свершения чудесного исцеления.

В отличие от других церквей, входивших в ансамбль храмов Покрова Пресвятой Богородицы, храм Василия Блаженного являлся самостоятельным строением и имел отдельный вход.

Причинами строительства многопридельного храма являются две версии:

  • Покровский собор должен был стать подобием монастыря Влахенского, в котором было явлено чудо Покрова Пресвятой Богородицы. Он имеет семибашенную форму. Покровский собор в Москве должен был ознаменовать идеологию государства того времени, что Москва является Третьим Римом.
  • Идею о многопридельном соборе предложил митрополит Макарий, который хотел в центре Москвы построить еще один город, символизирующий Иерусалим, так сказать, город в городе, что тоже перекликалось с концепцией Третьего Рима. Собор Покрова Пресвятой Богородицы — это Небесный Иерусалим и он должен быть неделим, поэтому и возведены все постройки на едином фундаменте.

Независимо от того, какая идея стала причиной создания религиозной святыни, она является объектом уникальной православной архитектуры, которая до сих пор вызывает восхищение у людей.

Как строился собор: версии

О строительстве собора, в ансамбль строений которого входит храм Василия Блаженного, существует несколько версий, кто является архитектором проекта и как сложилась их судьба после окончания работы.

Две версии выдвигают авторами шедевра следующие имена: Постник и Барма. Путаница кроется в том, один ли это человек или два разных.

  • Одна версия предполагает, что Иван Грозный пригласил реализовать его задумку архитектора из Пскова. Звали его Постник Яковлев, но в народе было прозвище Барма. Это указывает на то, что создавал проект Покровского храма и следил за его строительством один человек.
  • Вторая версия сводится к тому, что Постник и Барма — это два разных человека, которые совместно воплотили идею о многопридельном соборе в жизнь.
  • Третья версия не имеет отношения ни к Постнику, ни к Барме. Предполагается, что автором проекта был европейский архитектор, предположительно, итальянец. Стилистика храма очень схожа с мотивами Московского Кремля, строительством которого и занимался европейский архитектор. Но документального подтверждения версии нет.

Официальной версией принято считать второе предположение, что архитекторов было двое.

Изменения в архитектуре и дизайне

Современный вид собора Василия Блаженного (официальное название собор Покрова Пресвятой Богородицы) во многом отличается от собора, построенного в середине XVI века. Изменения в стилистике и архитектуре происходили по причине частых пожаров и желании сделать собор более удобным в использовании.

Изначально внешний облик всех построек был строгим, но сразу же нарядным. Стены были расписаны фресками и рисунком, имитирующим кирпичную кладку, чтобы придать собору большую величавость.

Крылец у церквей не было. Храм Василия Блаженного на проекте не значился и не был построен одновременно с другими приделами. Колокольня стояла отдельно и имела иную форму.

Центральный собор в шатровом стиле, окруженный небольшими церквями в честь знаменательных дат Казанского похода, являлся своего рода мемориальным памятником и не требовал особого стиля.

До 1588 года собор не имел ни одного отапливаемого помещения, что исключало возможность проводить богослужения в холодный период. Храм Василия Блаженного стал первым отапливаемым объектом, что привлекало паломников и верующих круглый год в Московскую святыню. Храм работал круглосуточно и принимал на ночлег странствующих людей. Этот момент, возможно, послужил тому, что собор стал известным именно по наименованию храма Василия Блаженного, а не Покрова Пресвятой Богородицы.

Доработки XVI века

По причине частых пожаров в Москве, деревянные верхи церквей сгорали. В очередной раз было принято решение об изменении формы глав храма. Их сделали фигурными и обили железом.

Изнутри все помещения собора были объединены лабиринтами ходов, позволяющих служителями свободно перемещаться из одного помещения в другое. Площадь самих церквей была очень маленькая, что их сравнивали с клетушками. В большие праздники богослужения проводились на Красной площади, потому что ни одна церковь не могла вместить всех желающих.

Как изменился храм в XVII веке

Значительные изменения произошли только в XVII веке. К ансамблю собора добавилась шатровая колокольня в 1670 году. Собор получил новую раскраску в виде пестрого орнамента. К собору из восьми приделов и храма Василия Блаженного добавили еще несколько церквей, которые пришлось убрать с Красной площади по причине их ветхости. По описи ветхостей 1688 года есть информация, что к Покровскому собору было присоединено 20 престолов.

Помимо перенесения существующих церквей, в 1672 году был пристроен придел над могилой еще одного московского юродивого по имени Иоанн, который умер в 1589 году и был похоронен на территории собора.

К 1680 году собор значительно обновился за счет того, что деревянные галереи открытого типа были заменены кирпичными с закрытым верхом, что позволяло перемещаться по периметру собора в любую погоду и оградило церкви и храм Василия Блаженного от разрушения пожарами. Снаружи и внутри стены галереи и других помещений были расписаны травным орнаментом, что придало больше нарядности религиозной святыне.

Надписи о дате завершения реставрации (1683) нанесли на керамические изразцы и поместили на стены собора.

Пожар и восстановление

Троицкий пожар в Москве в 1737 году не обошел стороной храм, который сгорел почти на 100%. Но было принято решение о восстановлении храма. Работы по интерьеру и архитектуре собора были поручены Ивану Мичурину, который составил подробный план и описание Покровского собора на момент реставрации.

Новые работы по ремонту и изменению архитектуры собора проводились в 1784–1786 годах при содействии Екатерины Второй, которая выделила внушительные средства на обновление собора.

Попал под переделку и храм Василия Блаженного, который получил крытую паперть за счет упразднения престола Феодосиевской церкви с северного фасада Покровского собора.

В этот период экстерьер собора не имел ничего общего с современным видом, потому что не была под запретом уличная торговля. Книжные лавки и Яблочный ряд закрывали полностью стены собора. Только Александр Первый решил вопрос с неуместными постройками и преобразил территорию вокруг собора с помощью дикого камня и железной решетки.

XIX — начало XX века и их влияние

Наложила свой отпечаток на собор история XIX—XX веков. Сначала на святыню покушался Наполеон, потому что был поражен уникальной постройкой и хотел разрушить православное ядро России. Попытки взорвать все церкви и собор Василия Блаженного, были тщетны, но церковная утварь была похищена, помещения осквернены. Это привело к новому этапу восстановительных работ в соборе, которые позволили сохранить святыню до сегодняшних дней.

Очередные реставрационные работы проводились в храме в 1890 и в 1912 годах:

  • укрепили полы;
  • обновили соборную ризницу, украсив ее окна цветными витражами.

Основание музея в XIX–XX веках

Начало XX века ознаменовано для Покровского собора тем, что в 1918 году его взяли под охрану государства, как исторический объект национального и мирового масштаба. Службы в некоторых церквях полностью прекратились. Начался процесс перехода собора в статус музея.

В 1923 году в помещениях было решено разместить историко-архитектурный музей под руководством Е. И. Силина, который был научным сотрудником Государственного исторического музея.

В 1928 году собор Покрова Пресвятой Богородицы (в народе, Василия Блаженного) получил статус филиала Государственного исторического музея, который сохранился до настоящего времени.

До 1949 года в соборе велись исследовательские работы, которые открыли подземные лазы, соединяющие храм с Кремлем. Открылось функциональное значение некоторых комнат, разместившихся в подвальной части собора.

С 1991 года собор Василия Блаженного находится под совместным попечительством Государственного исторического музея и РПЦ.

Современное состояние храма

Сегодня собор полностью восстановлен и работает, совмещая в себе функции музея и места для совершения богослужений по воскресеньям и на Пасху.

В 2008 году Покровский собор получил статус одного из семи чудес России, а в 2017 году вошел в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, являясь уникальным архитектурным памятником и гордостью русского православия.

Храм Василия Блаженного (собор Покрова Божией Матери на Рву)

Храм Василия Блаженного, или собор Покрова Божией Матери на Рву, − так звучит его каноническое полное название, − был построен на Красной площади в 1555-1561 годах. Этот собор по праву считается одним из главных символов не только Москвы, но и всей России. И дело даже не только в том, что он построен в самом центре столицы и в память об очень важном событии. Храм Василия Блаженного еще и просто необыкновенно красив.
На том месте, где сейчас красуется собор, в XVI веке стояла каменная Троицкая церковь, «что на Рву». Здесь действительно был оборонительный ров, тянувшийся вдоль всей стены Кремля вдоль Красной площади. Этот ров был засыпан только в 1813 году. Сейчас на его месте – советский некрополь и Мавзолей.
А в XVI веке, в 1552 году, у каменной Троицкой церкви был погребен блаженный Василий, скончавшийся 2 августа (по другим источникам, он умер не в 1552 году, а в 1551). Московский «Христа ради юродивый» Василий родился в 1469 году в селе Елохове, с юности был наделен даром ясновидения; он предсказал страшный пожар Москвы в 1547 году, уничтоживший почти всю столицу. Блаженного чтил и даже побаивался Иван Грозный. После кончины Василия Блаженного он был погребен на кладбище при Троицкой церкви (вероятно, по распоряжению царя), с большими почестями. А вскоре здесь началось грандиозное строительство нового Покровского собора, куда позднее перенесли мощи Василия, на чьей могиле стали совершаться чудесные исцеления.
Возведению нового собора предшествовала длинная строительная история. Это были годы большого Казанского похода, которому придавалось колоссальное значение: до сих пор все походы русских войск на Казань заканчивались неудачей. Иван Грозный, лично возглавивший войско в 1552 году, дал обет в случае успешного окончания кампании построить в Москве на Красной площади грандиозный храм в память об этом. Пока шла война, в честь каждой крупной победы рядом с Троицкой церковью ставилась небольшая деревянная церковь в честь того святого, в чей день победа была одержана. Когда же русское войско с триумфом возвратилось в Москву, Иван Грозный принял решение на месте выстроенных восьми деревянных церквей поставить одну большую, каменную − на векá.
О строителе (или строителях) храма Василия Блаженного идет немало споров. Традиционно было принято считать, что Иван Грозный заказал постройку мастерам Барме и Постнику Яковлеву, но многие исследователи сейчас сходятся на мнении, что это был один человек – Иван Яковлевич Барма, по прозванию Постник. Также бытует легенда, будто после постройки Грозный повелел ослепить мастеров, чтобы они больше не смогли построить ничего подобного, но это не более чем легенда, так как в документах указано, что уже после возведения собора Покрова на Рву мастер Постник «по реклу Барма» (т.е., по прозвищу Барма) строил Казанский кремль. Также опубликован ряд других документов, где упоминается человек по имени Постник Барма. Этому мастеру исследователи приписывают строительство не только храма Василия Блаженного и Казанского кремля, но также и Успенского собора и Никольского храма в Свияжске, Благовещенского собора в Московском Кремле и даже (по некоторым сомнительным источникам) церковь Иоанна Предтечи в Дьякове.
Храм Василия Блаженного (собор Покрова Божией Матери на Рву)Храм Василия Блаженного состоит из девяти церквей на одном фундаменте. Войдя внутрь храма, даже трудно бывает разобраться в его планировке, не сделав круг-другой по всему зданию. Центральный престол храма посвящен празднику Покрова Божией Матери. Именно в этот день взрывом была разрушена стена Казанской крепости и город был взят. Вот полный список всех одиннадцати престолов, существовавших в соборе до 1917 года:План храма Василия Блаженного
Центральный – Покровский
Восточный − Троицкий
Юго-восточный − Александра Свирского
Южный − Николая Чудотворца (Великорецкой Иконы Николая Чудотворца)
Юго-западный − Варлаама Хутынского
Западный − Входоиерусалимский
Северо-западный − Св. Григория Армянского
Северный – Св. Адриана и Наталии
Северо-восточный − Иоанна Милостивого
Над могилой Иоанна Блаженного − придел Рождества Богородицы (1672г.), примыкающий к приделу Василия Блаженного
В пристройке 1588 года − придел Василия Блаженного
Храм Василия Блаженного (собор Покрова Божией Матери на Рву). ШатерСобор выстроен из кирпича. В XVI веке этот материал был достаточно новым: прежде традиционным материалом для церквей были белый тесаный камень и тонкий кирпич – плинфа. Центральная часть увенчана высоким великолепным шатром с «огненным» декором почти до середины его высоты. Окружают шатер со всех сторон купола приделов, ни один из которых не похож на другой. Мало того, что различается рисунок больших луковиц-куполов; если всмотреться, то легко заметить, что и отделка каждого барабана уникальна. Первоначально, по-видимому, купола были шлемовидными, но уже к концу XVI века они точно были сделаны луковичными. Нынешняя их расцветка утвердилась только в середине XIX века.
Главное в облике храма то, что он лишен определенно выраженного фасада. С какой стороны к собору ни подойдешь – кажется, что именно она и есть главная. Высота храма Василия Блаженного − 65 метров. Долгое время, вплоть до конца XVI века, это было самое высокое здание Москвы. Первоначально собор был покрашен «под кирпич»; позднее он перекрашивался, исследователи обнаружили остатки рисунков, изображающих ложные окна и кокошники, а также сделанные краской памятные надписи.
Храм Василия Блаженного (собор Покрова Божией Матери на Рву)В 1680 году собор значительно реставрируют. Незадолго до этого, в 1672 году, к нему пристраивают небольшой придел над могилой еще одного почитаемого московского блаженного – Иоанна, погребенного здесь в 1589 году. Реставрация 1680 года выразилась в том, что деревянные галереи-гульбища заменили на кирпичные, вместо звонницы устроили шатровую колокольню и сделали новое покрытие. Тогда же в подклет храма перенесли престолы тринадцати или четырнадцати церквей, стоявших на Красной площади вдоль рва, там, где проводились публичные казни (все эти церкви имели в названиях приставку «на крови»). В 1683 году по всему периметру храма провели изразцовый фриз, на плитках которого излагалась вся история здания.
Перестраивался, хотя и не так значительно, собор во второй половине XVIII века, в 1761-1784 годах: заложили арки подклета, убрали керамический фриз и все стены храма снаружи и изнутри расписали «травчатым» орнаментом.
Храм Василия Блаженного (собор Покрова Божией Матери на Рву). КуполаВо время войны 1812 года храм Василия Блаженного впервые подвергся риску сноса. Уходя из Москвы, французы заминировали его, но взорвать не смогли, только разграбили. Сразу же после окончания войны один из самых любимых храмов москвичей отреставрировали, а в 1817 году занимавшийся восстановлением послепожарной Москвы О.И.Бове укрепил и украсил чугунной оградой подпорную стену храма со стороны Москвы-реки.
На протяжении XIX века собор еще несколько раз реставрировался, и в конце века даже была предпринята первая попытка его научного исследования.
Храм Василия Блаженного (собор Покрова Божией Матери на Рву)В 1919 году был расстрелян «за антисемитскую пропаганду» настоятель собора о.Иоанн Восторгов. В 1922 году из собора были изъяты ценности, а в 1929 году собор был закрыт и передан Историческому музею. На этом, казалось бы, можно было успокоиться. Но самое страшное время было еще впереди. В 1936 году Петра Дмитриевича Барановского вызвали и предложили заняться обмерами храма Покрова на Рву, для того, чтобы его можно было спокойно снести. Храм, по мнению властей, мешал движению автомобилей по Красной площади… Барановский поступил так, как от него не ожидал, наверное, никто. Прямо заявив чиновникам, что снос собора − безумие и преступление, он пообещал немедленно покончить с собой, если это произойдет. Надо ли говорить, что после этого Барановский немедленно был арестован. Когда через полгода он был освобожден, собор продолжал стоять на своем месте…
О том, как сохранился собор, ходит немало легенд. Самая популярная – это история о том, как Каганович, представляя Сталину проект реконструкции Красной площади для удобства проведения парадов и демонстраций, снял с площади макет храма Василия Блаженного, на что Сталин скомандовал ему: «Лазарь, поставь на место!». Это будто бы и решило судьбу уникального памятника…
Храм Василия Блаженного (собор Покрова Божией Матери на Рву)Так или иначе, но храм Василия Блаженного, пережив всех пытавшихся его уничтожить, остался стоять на Красной площади. В 1923-1949 годах в нем проводились масштабные исследования, позволившие восстановить первоначальный вид галереи. В 1954-1955 годах собор снова, как в XVI веке, раскрасили «под кирпич». В соборе расположен филиал Исторического музея, и поток туристов туда не иссякает. С 1990 года в нем иногда проводятся службы, но в остальное время это по-прежнему музей. Но главное, наверное, даже не в этом. Главное, что один из красивейших московских и вообще российских храмов по-прежнему стоит на площади, и больше ни у кого не возникает идей убрать его отсюда. Хочется надеяться, что это навсегда.

Собор Василия Блаженного – это главный православный храм столицы, поражающий великолепием внутри и привлекающий внимание необычной архитектурой снаружи. Считается, что мастеров, которые его создали, ослепили по приказу царя, чтобы они не смогли повторить свой шедевр. Этот храм входит в список объектов ЮНЕСКО и для многих является одним из символов страны.
«Официальное» название храма – Покровский на Рву; долгое время его называли Троицким (именно Троице была посвящена деревянная церковь, стоявшая здесь первоначально) или Иерусалимским (по освящению одного из приделов).
Построили этот собор в знак благодарности за удачный поход на Казань – поскольку войска Ивана Грозного несколько раз терпели неудачу, он дал обет возвести каменный храм рядом с деревянной Троицкой церковью в случае победы. Таким образом, было решено снести восемь деревянных церквушек. Собор связан с именем московского юродивого по имени Василий, у которого был пророческий дар: в частности, он предсказал пожар, который уничтожил значительную часть столицы. Считается, что блаженного уважал и опасался сам Иван Грозный.
Где же находится храм Василия Блаженного, какие интересные факты связаны с собором, когда и как можно его посетить? Об этом говорим далее.

Где находится собор Василия Блаженного

  • Расположен храм Василия Блаженного в Москве, на Красной площади. Это строение под номером два.
    Собор находится в ведомстве Исторического музея;
  • Связаться с администратором можно по телефону 69-83-304, код – 495.

Как добраться до собора Василия Блаженного в Москве

Благодаря тому, что храм Василия Блаженного расположен в самом центре столицы России, на Красной площади, добраться до него не составит труда.

  1. Сделать это можно, доехав до станций метро Площадь Революции, Театральная, Охотный ряд – в этом случае следует выйти к Историческому музею, за которым расположена Красная площадь и сам храм.
  2. Еще один способ добраться до собора Василия Блаженного и других достопримечательностей, расположенных на Красной площади, – доехать до станций Боровицкой, Арбатской, Библиотеки имени Ленина, Александровского сада. Выйдя на поверхность, идите вдоль кремлевской стены: за ее поворотом и будет площадь, по которой можно дойти до храма.
  3. Естественно, добраться до собора можно на такси или собственным автомобилем.

Посещение храма Василия Блаженного в Москве

Чтобы побывать в храме Василия Блаженного, необходимо знать часы его работы. Они отличаются в зависимости от времени года. Так, с сентября до конца мая он открыт ежедневно, а летом по средам здесь выходной.

Обратите внимание, что каждая первая среда месяца – это еще и санитарный день, поэтому попасть в храм не получится. Что касается таких аспектов посещения собора Василия Блаженного, как часы работы и цена билета, в первом случае играет роль сезон, а вот во втором – нет: стоимость входа одинакова круглый год.

Расписание работы храма таково:

  • летом он открыт с 10.00 до 19.00;
  • осенью (до 6 ноября) – с 11.00 до 18.00;
  • с осени до конца апреля – с 11.00 до 17.00;
  • в мае – 11.00 до 18.00.

Важно! В морозы ниже -15 градусов время работы может сократиться. Также график меняется в период проведения мероприятий на Красной площади. Стоимость билетов для взрослых посетителей составляет 500 рублей, для детей от 16 до 18 лет – 150 рублей (дети младше проходят бесплатно).
Есть скидки для студентов дневной формы обучения, пенсионеров, льготных категорий (для граждан России и СНГ). В этом случае при себе следует иметь документ, который подтверждает льготу.
Важно! Экскурсионное обслуживание платное для всех категорий посетителей.Обратите внимание, что кассы прекращают работать за час до закрытия. Тогда же на территорию храма перестают впускать туристов.

Расписание богослужений в храме Василия Блаженного

День недели Богослужение Время начала
Воскресенье Литургия, акафист Блаженному Василию 10.00

Где остановиться неподалеку от собора

Если вы думаете, где можно остановиться туристам рядом с этим храмом, удобнее всего сделать это в таких гостиницах:

  • Метрополь – этот отель модернового стиля является одним из наиболее известных в столице, поскольку над его оформлением работали Врубель, Коровин, другие известные художники; пятизвездочная гостиница предлагает одно- и двухместные номера;
  • Акварель – небольшой отель в центре города, в котором есть одно- и двухместные номера; расположен в историческом здании, а на стенах размещены акварели современных столичных художников;
  • Националь – еще одна знаменитая гостиница, которая в свое принимала известнейших гостей: Римского-Корсакова, Шаляпина; сегодня это строение также является памятником культуры и истории.

История создания храма Василия Блаженного

Собор Василия Блаженного имеет очень интересную историю создания. Считается, что храм был заложен по случаю военной победы – русским войскам удалось штурмом взять Казань. Заложили собор не на «ровном» месте – здесь возвышалась деревянная церковь Троицы. По преданию, именно здесь обычно ходил юродивый Василий, который собирал деньги на новый храм. Всю сумму он перед своей смертью передал Ивану Грозному. Василия похоронили рядом с Троицкой церковью, а после возведения нового собора могила оказалась как раз возле его стены.
Новое имя храм Покрова на Рву получил уже при Федоре Иоанновиче, когда у него появился новый придел, освященный в честь Василия Блаженного.

Знаете ли вы? Собор отличался не самыми большими размерами, поэтому в праздничные дни богослужения проводились перед ним – непосредственно на Красной площади.

В середине XVIII века храм пришлось восстанавливать после пожара. Облик, который привычен москвичам сегодня, собору придали через несколько десятилетий. По состоянию на первую треть XVIII столетия здесь было восемнадцать престолов (то есть церквей). В конце того же века у храма появилась усадьба на улице Пятницкой, где жил настоятель. В советские времена его расстреляли.
Собор был первым культурным памятником, который начал охраняться советским государством. Интересно, что для сохранения строения в нормальном состоянии его превратили в музей. На месте, где возведен храм Василия Блаженного, планировалась территория для рабочих демонстраций, однако собор все же сохранился. В конце 20-х годов его сделали одним из филиалов Исторического музея, а чуть позже здесь запретили богослужения и сняли колокола.
На сегодняшний день храмом пользуются как РПЦ, так и Исторический музей.

Архитектура собора

  • Чтобы представить, как выглядит собор Василия Блаженного, прежде всего следует отметить, что его высота составляет более 55 м. При этом состоит он из восьми отдельных храмов, которые посвящены тем церковным праздникам, которые отмечали в период, когда русские войска брали Казань. В самом центре находится девятый престол, посвященный Покрову Богородицы.
  • Четыре церкви осевые, еще четыре – поменьше. Все они имеют луковичные купола. Если смотреть на храм Василия Блаженного с птичьего полета, вид сверху поражает: десять куполов, каждый из которых имеет свою расцветку. Девять из них – церковные, одна глава – колокольни. Интересно, что возведена церковь из кирпича – строительного материала, который на тот момент являлся достаточно новым и даже в какой-то степени инновационным (традиционно строили из плинфа (тонких плиток, похожих на кирпич) или тесаного камня).
  • Если смотреть на собор Василия Блаженного с высоты, то вид сверху подчеркнет, что отличается не только расцветка куполов, но и их отделка. Считается, что изначально они имели форму шлема, но позже стали луковичными. А вот сегодняшняя цветовая гамма появилась лишь в пятидесятых годах XIX века. Необходимо подчеркнуть, что ярко выраженного фасада у собора нет: он по-своему прекрасен и уникален с каждой стороны. По всему периметру расположены изразцы (на фризе), где изображена история храма. Знаете ли вы? Если вы посмотрите на фото храма Василия Блаженного сверху, то заметите, что главы собора составляют восьмиконечную звезду. Считается, что она символизирует Богородицу. Центральная церковь, которая объединяет все остальные, обозначает покровительство над Россией.
  • Описывая храм Василия Блаженного, точнее его убранство внутри, следует отметить, что сегодня он является музеем. Интересны здесь прежде всего иконы, большинство которых датируют XVI-XIX веками, а также фрески того же периода, узоры, украшающие внутреннюю галерею, винтовая лестница. Здесь же выставлены картины, на которых изображены портреты и пейзажи, есть экспозиции, демонстрирующие древнюю церковную утварь.

Краткое описание святынь храма

Главной святыней этого храма являются мощи святого и давшего свое имя собору – Василия Блаженного. Изначально юродивый был похоронен возле Троицкой церкви, а после возведения каменного строения «оказался» под самой стеной нового храма. Позже на месте обретения его мощей разместили серебряную раку, однако она была утеряна в Смутные времена. Сегодня мощи находятся под спудом собора.
В храме также сохраняется икона Покрова Богородицы, которая является главной храмовой, а также относится к особо почитаемым.

Интересные факты о храме Василия Блаженного

  • Зодчими этого строения считаются Бортник и Барма. По легенде, Иван Грозный велел их ослепить, чтобы они не смогли построить еще один подобный шедевр. Однако сохранились исторические подтверждения, что уже после возведения собора Постник принимал участие в создании кремля в Казани.
  • По одной из версий над проектом храма трудились не русские, а итальянские мастера.
  • Что обозначает причудливая расцветка колоколов, ученые спорят до сих пор. Одна из версий утверждает, что она воспроизводит сон Андрея Юродивого, которому привиделся Небесный Иерусалим.
  • Долгое время собор был самым высоким кремлевским строением. Лишь после возведения Ивановской звонницы он потерял это звание.
  • Считается, что именно в этом храме Наполеон держал своих лошадей. Это строение ему так понравилось, что он хотел забрать его с собой в Париж. Это оказалось невозможным, и император приказал поджечь сооружение. Внезапно начался дождь, который потушил факелы поджигателей.
  • В советские времена храм тоже хотели уничтожить. Считается, что Каганович смахнул фигурку собора с карты Красной площади, однако Сталин приказал поставить его на место.
  • Закрывался собор лишь однажды – в период Великой Отечественной. В 1947 году его вновь открыли (в качестве музея).

Фото и видео храма Василия Блаженного в Москве

  • Поскольку храм Василия Блаженного находится непосредственно на Красной площади, на фото можно полюбоваться и собором, и главной площадью страны.
  • Любоваться собором стоит, обходя его со всех сторон.
  • Не менее прекрасен храм и ночью.
  • В зимнее время снег словно оттеняет красоту собора.
  • Рядом с храмом установлен памятник Пожарскому и Минину (ранее находился в стороне от собора).
  • Каждый купол по-своему прекрасен.
  • Посмотрев на собор Василия Блаженного с высоты (именно вид сверху изображен на фото), возникают ассоциации с прекрасными цветами.
  • Изнутри храм поражает роскошной росписью.
  • Сегодня в этом соборе сохранился филиал Исторического музея.
  • Купольная роспись храма удивляет тонкостью работы.
  • В церквях сохранились полные иконостасы.
  • Внутреннее убранство каждой церкви неповторимо.

Собор Василия Блаженного называют одним из главных российских храмов, который удивляет своим оригинальным обликом, интересной историей. Сегодня здесь действуют и экспозиции Исторического музея. Приятного просмотра!

Храм Василия Блаженного (Собор Покрова Богородицы на Рву)

Покровский Собор

Силуэт Покровского собора узнаваем во всем мире из-за необычности архитектурной композиции (девять церквей на едином основании) и неповторимого убранства глав. Храм Покрова на рву создан в середине XVI в. повелением царя Ивана Грозного и по благословению митрополита Макария. Собор ? памятник победы: большинство его церквей освящено в память событий Казанского похода. Неповторимый архитектурный шедевр возведен под руководством русских зодчих Постника и Бармы.
Первый этаж собора ? церковь Св. Василия Блаженного и подклет (подцерковье). В настоящее время интерьер церкви реставрирован. Настенное ?иконное? письмо конца XIX в. выполнено маслом. Иконостас конца XIX в. В церкви находится рака Св. Василия Блаженного.
На втором этаже ? ансамбль из девяти церквей, объединенных внутренней и наружной галереями. Главы, венчающие купола храма разнофигурные и многоцветные. Центральная церковь Покрова увенчана шатром.
В интерьерах четырех церквей реконструированы иконостасы на период XVI столетия, полностью состоящие из икон XVI ? XVII вв., среди которых есть раритеты (?Троица? XVI в., ?Александр Невский в житии? XVII в.). В остальных церквях сохранились иконостасы XVIII ? XIX вв. Среди них — два уникальных первой половины XVIII в. из Московского Кремля.
В 1918 г. Покровский собор одним из первых был взят государством под охрану как памятник национального и мирового значения. С 21 мая 1923 г. он открыт для посетителей как историко-архитектурный музей. При этом до 1929 г. в церкви Св. Василия Блаженного проводились богослужения.
В 1928 г. Покровский собор вошел в состав Государственного Исторического музея.
В 20-е годы ХХ в. в Покровском соборе развернулись широкие научно-реставрационные исследования, благодаря которым стало возможным восстановление первоначального облика собора и воссоздание в отдельных церквях интерьеров XVI ? XVII вв. С этого момента по настоящее время были проведены четыре глобальные реставрации, включавшие архитектурные и живописные работы.
С 1990 г. в Покровском соборе в дни главных престолов (Покрова и Василия Блаженного) Русской Православной церковью проводятся богослужения, проходят патриаршие или владычные службы.
В филиале ГИМ ?Покровский собор? хранится фонд, состоящий из предметов древнерусской живописи и прикладного искусства: металл, ткани, дерево, рукописи и старопечатные книги.
Фонд формировался с целью восстановления интерьеров церквей Покровского собора. На его основе удалось реконструировать иконостасы на период XVI ? XVII вв. в 4-х церквях собора.
Собрание филиала сложилось из предметов ризницы храма, а также из предметов, спасенных сотрудниками музея в разобранных в 1920-е гг. церквях и предметов, переданных в 1930-е гг. из Государственного музейного фонда.

30/5/2005 Сергей Маштаков

«Город на память». 133. Храм Василия Блаженного

14 июля 2014 года
Фотопроект «Город на память». 133. Храм Василия Блаженного (Покровский собор)

Храм Василия Блаженного (Покровский собор, Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву) — один из символов Москвы и России. Собор был построен в 1555—1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством. История его создания окружена легендами, доподлинно неизвестно, кто был автором этого красивейшего храма. Считается, что архитекторами собора были русские мастера Постник и Барма, не исключается вариант и некоего европейского архитектора. Так или иначе, но творение получилось уникальное, не знающее аналогов в мире. Это перекресток цивилизаций, где сошлись Восток и Запад.

Облик собора менялся с веками и причиной тому стали частые пожары, неизбежные для тогдашней деревянной Москвы. В 1588 году к храму была пристроена церковь Василия Блаженного, для устройства которой в северо-восточной части собора были заложены арочные проёмы. В конце XVI века появились фигурные главы собора — взамен первоначального покрытия, сгоревшего во время очередного пожара. В 1670-х годах построена шатровая колокольня. Во второй половине XVII века во внешнем облике собора произошли существенные изменения — окружавшую верхние церкви открытую галерею-гульбище перекрыли сводом, а над белокаменными лестницами возвели крыльца, украшенные шатрами. Внешняя и внутренняя галерея, площадки и парапеты крылец были расписаны травным орнаментом. Эти обновления были завершены к 1683 году, а сведения о них включены в надписи на керамических изразцах, которыми украсили фасад собора. В 1817 году архитектор Осип Бове, реконструируя Красную площадь, выложил подпорную стену храма камнем и установил чугунную ограду.

Первое фотоизображение Покровского собора. Раскрашенный дагерротип Ноэля Леребура. 1842 год: https://pastvu.com/p/2818

После Великой Октябрьской социалистической революции Покровский собор стал одним из первых памятников культуры, взятых под государственную охрану как памятник национального и мирового значения. В 1923 году в нём открылся историко-архитектурный музей, спустя пять лет ставший филиалом Государственного исторического музея. В 1929 году в храме были запрещены богослужения и сняты колокола. С 1991 года Покровский собор находится в совместном пользовании музея и Русской Православной церкви. После длительного перерыва в храме были возобновлены богослужения.

1940 год: https://pastvu.com/p/98711

1967 год: https://pastvu.com/p/95804

Собор состоит из храмов, престолы которых освящены в честь праздников, приходившихся на дни решающих боёв за Казань:
Троицы
Святого Николая Чудотворца
Входа во Иерусалим
Мучеников Адриана и Наталии
Святого Иоанна Милостивого Константинопольских
Александра Свирского
Варлаама Хутынского
Григория Армянского

Все эти восемь церквей увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними девятой столпообразной церкви в честь Покрова Божией Матери, завершённой шатром с маленькой главкой. Все девять церквей объединены общим основанием, обходной галереей и внутренними сводчатыми переходами.

В 1588 году с северо-востока к собору был пристроен десятый придел, освящённый в честь Василия Блаженного (1469—1552), мощи которого находились на месте постройки собора. Название этого придела дало собору второе, обиходное название. К приделу Василия Блаженного примыкает придел Рождества Пресвятой Богородицы, в котором в 1589 году был погребён блаженный Иоанн Московский.

Паперти и крыльцо. 1910-1913 гг.: https://pastvu.com/p/84440

Современная колокольня Покровского собора сооружена на месте древней звонницы. Внутри открытой площадки и в арочных проемах на толстых деревянных балках подвешены колокола, отлитые выдающимися русскими мастерами XVII-XIX веков.

В 1818 году в середине Красной площади у входа в Верхние торговые ряды (нынешний ГУМ) был установлен памятник мещанину Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому, сыгравшим немаловажную роль в организации отпора польским интервентам в Смутное время. Первоначально планировалось установить памятник в Нижнем Новгороде, на родине Минина. Ещё в 1808 году скульптор Иван Мартос победил в конкурсе на лучший проект памятника, был издан императорский указ о подписке на сбор средств по всей России. Процесс создания модели и подготовительные работы заняли немало времени. Гигантский монумент был отлит в Петербурге под руководством литейного мастера Василия Екимова и попал в Москву водным путём. Также с севера доставили три камня финского гранита для пьедестала.

Открытие памятника произошло уже после победы над Наполеоном, что добавило торжественности этому событию, монумент стал символом победы и в Отечественной войне. На пьедестале закреплены два горельефа, на одном изображен сбор средств для народного ополчения, на другом — батальная сцена с участием князя Пожарского. На нынешнее место, к стенам Покровского собора, памятник передвинули в 1931 году, чтобы освободить Красную площадь для праздничных демонстраций трудящихся и военных парадов.

В ХХ веке менялась мода горожан, архитектурные стили, вместо извозчиков появились автомобили, а храм на фотоснимках разных лет оставался без изменений. А вот окрестности Покровского собора за последние сто лет изменились радикально. Нет, с Кремлём и Красной площадью ничего особенного не случилось, а вот кварталы Зарядья исчезли практически полностью. Признаюсь, так привык к изображениям вымощенной брусчаткой просторной площади от храма до набережной Москвы-реки, что и не предполагал здесь другого ландшафта. Но, оказывается, Васильевский спуск приобрёл нынешний вид в 1936-1938 годах, когда были снесены теснившиеся перед храмом жилые и торговые дома. Говорят, что ретивые безбожники предлагали заодно снести и храм, но здравый смысл городских властей взял верх над идеологией. Впрочем, документальных свидетельств о подобном посягательстве на храм не существует.

Васильевский спуск. 1901 год: https://pastvu.com/p/6220

Васильевский спуск. 1938-1939 гг.: https://pastvu.com/p/5170

Васильевский спуск. 1968 год: https://pastvu.com/p/18012 Это уже привычная глазу картина советского времени — десятки туристических автобусов возят гостей столицы по парадной Москве, периодически высаживая пассажиров для пешей экскурсии. В 1970-1980 годы старые ЗиЛы и ЛАЗы были заменены выкрашенными в красный цвет «Икарусами».

Со времён изобретения фотографии храм Василия Блаженного миллионы раз растиражирован на открытках, в альбомах и туристических путеводителях. Он неизбежно попадает в кадры и фоторепортажей, будь то День ВДВ, старт ралли ретроавтомобилей, спортивные соревнования или празднование Нового года. Вокруг храма по Православным праздникам проводится крестный ход, а по праздникам государственным под его окнами парадным маршем грохочут танки.

Юрий Гагарин. 1962-1967 гг.: https://pastvu.com/p/52328

Нагулявшись по окрестностям, самое время заглянуть внутрь и осмотреть уникальные интерьеры собора, бережно сохраняемые музейными сотрудниками. Под древними массивными сводами можно увидеть редкие памятники русской иконописи, фрески XVI века, темперные росписи XVII века, монументальную масляную живопись XVIII-XIX столетий. Здесь не прекращаются исследовательские работы. То, что видят посетители, это плод труда нескольких поколений реставраторов. В экспозиции представлены и подлинные предметы, связанные с археологическими исследованиями в соборе.

Иконостас в верхнем соборе. 1899-1900 гг.: https://pastvu.com/p/86892

Иконостас и вериги. 1899-1900 гг.: https://pastvu.com/p/86899

Подклет. 1940-1950 гг.: https://pastvu.com/p/107099

Адрес: Красная площадь, дом 7. Телефон экскурсионного бюро 8-495-698-33-04. Музей «Покровский собор» (http://www.saintbasil.ru/, https://www.facebook.com/SaintBasilsCathedral) работает без выходных. Каждая первая среда месяца — санитарный день, закрывается музей и на время проведения режимных мероприятий на Красной площади.

Фотографии: Евгений Чесноков и https://pastvu.com

В следующем сюжете — Музей ретро-автомобилей на Рогожском Валу…

Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, Красная площадь, город на память, прогулки по Москве, Покровский собор, храм Василия Блаженного.

Другие публикации

Евгений Чесноков 01.12.2019 в 19:22

«Город на память». 526. Яуза индустриальная

Самые крупные промышленные предприятия на берегах Яузы располагались на Преображенской набережной.

Евгений Чесноков 27.11.2019 в 17:33

«Город на память». 525. Яуза. Преображенское

Лишь на берегах Яузы оставались места, любезные сердцу монарха-реформатора — Немецкая слобода, Лефортово и село Преображенское, в котором прошли его юношеские годы.

24.11.2019 в 16:39

В Москве открылся сезон катков

В Москве открылись катки в парках города. 22 ноября торжественно открылся Главный каток страны на ВДНХ.

Евгений Чесноков 23.11.2019 в 13:46

«Город на память». 524. Яуза. Сокольники — Богородское

За Московско-Ярославской железной дорогой Яуза неспешно течёт в сторону села Богородское по своему самому зелёному участку.

Евгений Чесноков 20.11.2019 в 03:47

«Город на память». 523. Яуза. Ростокинский акведук — платформа Яуза

Главная ростокинская достопримечательность — акведук Мытищинского водопровода, построенный в 1783-1784 годах.

Евгений Чесноков 19.11.2019 в 14:41

«Город на память». 522. Яуза. Проспект Мира — Городок Моссовета

В Ростокино река пересекает транспортную магистраль, со стародавних времён известную как Ярославское шоссе, а с 1957 года — как проспект Мира.

Евгений Чесноков 18.11.2019 в 16:57

«Город на память». 521. Яуза. Леоново — Ростокино

Пустошь Леоново впервые упоминается в писцовых книгах XVI века, а в 1626 году эти земли были пожалованы .

Евгений Чесноков 15.11.2019 в 22:52

«Город на память». 520. Яуза. Свиблово — Ботанический сад

Село Свиблово — вотчина боярина Фёдора Свибло — впервые упоминается в летописи в 1417 году как «сельце Федоровьское Свиблово на Яузе».

Евгений Чесноков 12.11.2019 в 14:38

«Город на память». 518. Яуза. Раево — Медведково

Окрестности Яузы в советские годы утратили не только свои исторические названия — Ватутино, Раево, — но и река изменила русло по желанию градостроителей.

Евгений Чесноков 11.11.2019 в 17:04

«Город на память». 517. Яуза. МКАД — Ватутино

Протяжённость Яузы от кольцевой автодороги до устья в Котельниках составляет почти 28 километров.

Евгений Чесноков 08.11.2019 в 16:42

«Город на память». 516. Ростокинский завод ДСК-1

Строительство панельного дома напоминает сборку этажерки или детского конструктора: на стройплощадку доставляют уже готовые детали здания.

Евгений Чесноков 07.11.2019 в 00:21

«Город на память». 515. Московская ветеринарная академия

В 1930 году Наркомзем принял решение выделить земельный участок в Кузьминках под строительство учебных корпусов и студенческих общежитий Ветеринарного института.

02.11.2019 в 13:11

«Неглинная, я люблю тебя»

С 1 по 17 ноября в Центре Гиляровского (Музей Москвы) проходит выставка «Неглинная, Я люблю тебя», приуроченная к выходу в свет одноимённого фотоальбома.

Евгений Чесноков 02.11.2019 в 01:22

«Город на память». 514. Неглинка от Госбанка к Трубной площади

Помимо доходных домов с магазинами и квартирами внаём на Неглинке нашлось место и главному финансовому учреждению России — Московской конторе Государственного банка.

Евгений Чесноков 01.11.2019 в 23:37

«Город на память». 513. Неглинка. Сандуновские бани

История дворца чистоты на Неглинке началась в 1808 году, когда грузинский дворянин и актёр придворного театра Сила Сандунов воплотил идею клубного формата бани.

Евгений Чесноков 01.11.2019 в 22:32

«Город на память». 512. Неглинка торговая

На Неглинную улицу выходят фасады двух десятков богатых доходных домов, общественных и административных зданий, торговых пассажей.

Храм Василия Блаженного — история создания

1 044

В Москве имеется огромное количество достопримечательностей и памятников старины. Древнейший и красивейший из которых – Храм Василия Блаженного. Он во истину является символом всей России.

В этой статье речь пойдет об одной из достопримечательностей Москвы, которая находится на Красной площади.

История возникновения

Правильное название этого здания – Собор Покрова Пресвятой Богородицы. Но из-за церкви, входящей в комплекс Собора и названной именем блаженного, его стали называть Храмом Василия Блаженного.

В давние времена, когда Русью правил царь Иван Грозный, на Красной площади (тогда она называлась Троицкой) ставились деревянные церквушки, в знак победы над врагами. К 1552 году церквушек стало достаточно много. Так случилось, что именно в праздник Покрова Божьей Матери, русские воины взяли Казанскую крепость. И тогда царь Иван Грозный приказал деревянные церкви объединить в один каменный храм. Храм был назван Покровским собором.

Храм Василия Блаженного — история создания

Строительство Собора закончилось в 1561 году. К 1722 году на территории Собора находилось 18 церквей, в том числе и церковь Василия Блаженного. Но в 1737 году Собор и большая часть церквей, практически полностью выгорела во время сильного пожара. Собор быстро восстановили, после этого он много раз строился и перестраивался.

Возможно, вам также будет интересна статья: Возникновение государственности у восточных славян

Свое название Храм получил в честь местного юродивого. Он ходил с цепями, надетыми на голое тело, в любое время года. Это было, своего рода, наказанием за людские грехи. Местное население считало Василия Блаженного чудотворцем и ясновидящим. Ведь когда-то он точно предсказал пожар, который уничтожил половину Москвы. И даже царь Иван Грозный почитал юродивого и немного опасался его.

Умер Василий Блаженный в августе 1557 года в возрасте 82 лет. Интересен тот факт, что на похороны собрался весь город, и сам царь с князьями нес гроб с телом блаженного в церковь. Его похоронили около недостроенного храма. Через 30 лет над его могилой воздвигли постройку. В ней поставил алтарь с престолом для богослужений. Пристройке дали имя Блаженного, и позднее на здесь была воздвигнута церковь, здесь же поместили и мощи блаженного.

Описание Храма

Православный Храм невероятной красоты пользуется особой популярностью у туристов. Он похож на сказочный дворец. Изначально он был белого цвета, потом, после каждой реставрацией, его стали разукрашивать яркими красками. Но самыми красочными оказались купола. Храм уникален тем, что на всех 10 куполах рисунки разные, здесь нет ни одного похожего на другой купол.

Храм Василия Блаженного — история создания

Высота Храма 65м.

Уникальность состоит в том, что ни у Собора, ни у церквей нет подвалов. Они стоят на подклете.

В современном Соборе располагается 10 отдельных церквей, в том числе и Церковь Василия Блаженного. Каждая церковь имеет имя святого, в честь которого она названа. Центральная башня названа в честь праздника – Покрова Божьей Матери.

Внутри церковь расписана уникальными изображениями святых и сценами из их жизни. В храме можно увидеть редкие иконы в сочетании с фресками 16 века и росписью 17 века.

Но несмотря на пожары и войны, происходившие за это время, Храму удалось выстоять и избежать полного разрушения.

В современном Соборе каждый год в праздник Покрова дня проводятся богослужения

Сейчас в Соборе располагается филиал Государственного исторического музея. В музее представлена изумительная коллекция колоколов, отлитых в период с 1547 по 1996 год, а также коллекция оружия русских воинов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *