Храм вознесения господня

Церковь Вознесения (Коломенское)

У этого термина существуют и другие значения, см. Вознесенская церковь.

Церковь
Церковь Вознесения Господня в Коломенском
Церковь Воскресения Словущего у Сокольнической заставы

Церковь Вознесения, вид с северной стороны

Объект культурного наследия России федерального значения
рег. № 771711313050126 (ЕГРОКН)
Страна Россия
Город Москва
Ближайшая станция метро Коломенская
Конфессия Православие
Епархия Московская
Тип здания Церковь
Основатель Василий III
Первое упоминание 1532 год
Дата основания 1528
Строительство 1528—1532 годы
Статус Охраняется государством
Сайт mgomz.ru
Медиафайлы на Викискладе
Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 634
рус. • англ. • фр.

Храм-башняЦерковь Вознесения ночьюЗнак Юнеско

Церковь Вознесения Господня в Коломенском — православный храм Даниловского благочиния Московской епархии.

Храм расположен в районе Нагатинский Затон, Южного административного округа города Москвы, в бывшем подмосковном селе Коломенское. Храм является шедевром мировой архитектуры, первым каменным шатровым храмом в России.

История

Церковь возведена в 1528—1532 годах предположительно итальянским архитектором Петром Францизском Анибале, (по русским летописям — Пётр Фрязин или Петрок Малой) на правом берегу Москвы-реки. Ктитор храма — великий князь Московский Василий III.

Легенда связывает строительство храма с рождением у Василия III долгожданного наследника — Ивана Грозного. Из неё известно лишь то, что храм каким-то образом был связан с рождением наследника, но возвести сооружение столь сложных конструкций и большого объёма за два года, прошедшие с сентября 1530 г. по август 1532 г. теоретически не могли. По гипотезе С. А. Гаврилова, церковь была заложена закладка на два года раньше рождения Ивана Васильевича и потому не могла быть обетной. Храм возведён как моленный, для моления о чадородии великокняжеской четы.

Сразу по окончании срока двухгодичной епитимьи, выпрошенной Василием III для очищения от греха двоежёнства, к Папе Римскому явились послы великого князя. По его просьбе Климент VII отпустил в Москву архитектора Анибале для строительства моленных церквей. В Москву архитектор приехал в начале лета 1528 года и через 2-3 недели уже приступил к работе.

Место для церкви Вознесения выбрали на крутом берегу, в основании которого бил ключ, считавшийся чудодейственным. Это соответствовало итальянским трактатам о выборе места, по ним ключ отнесён к особенно целебным, поскольку располагался на «зимнем востоке». Первоначально заложили «Т»-образный фундамент для трёхпрестольного храма без подклета. Подобная планировка реализована при строительстве храмов Преображения Господня села Остров и Рождества Христова села Беседы (ныне Ленинский район Московской области).

С западной стороны была заложена звонница, подобная дьяковской. Под разновысотные объёмы были заложены фундаменты разной глубины. По трактатам они должны были составлять одну шестую часть высоты объёмов здания. По глубине заложения фундаментов можно сделать гипотетическую реконструкцию. Высота основного храма определяется в 42,5 м, высота приделов — в 24,6 м, высота западного притвора — 14,4 м.

Вероятно, осенью 1528 года фундамент был завершён. По завершении фундамента отказались от первоначального замысла, так как от родника церковь оказалась бы скрытой крутым берегом, а от церкви родник не виден. Для зрительной связи понадобилось поставить храм на высокий подклет. Это повлекло за собой кардинальную переработку макета. В связи с появлением подклета отказались от боковых приделов и от западного варианта звонницы. Для подъёма на второй ярус потребовались лестницы. С осени 1528 до весны 1529 года, вероятно, переделывали макет.

В 1529 году по уточнённому замыслу строили подклет. В начале лета стали выкладывать звонницу, совмещённую с северным крыльцом, но от второго варианта отказались, как и от первого западного варианта. Возможно, ещё не решена была общая планировка усадьбы. К середине лета 1529 года все общие решения были приняты. Деревянная дьяковская церковь с престолами Зачатия Иоанна Предтечи, Зачатия Анны и Константина и Елены была уже почти готова (она освящена, первой из всех моленных церквей, до конца 1529 года). Только с конца 1529 г., когда появилась первая моленная церковь Зачатия Иоанна Предтечи, в которой стали совершаться моления о чадородии, можно было подумать о появлении наследника. На дьяковскую церковь сориентировали нижний марш южного крыльца церкви Вознесения, отвернув ось крыльца от оси церкви Вознесения на 4 градуса. На этой главной оси и поставили звонницу окончательно.

Вероятно, в 1530 году строили четверик. В следующем году делали кокошники и восьмерик. В завершающий 1532 год сделали шатёр. Вероятно, только по окончании шатра поставили столбы 2-го яруса папертей с резными капителями, паперти покрыли тесовыми кровлями, на южном крыльце поставили звонницу, настелили полы по мотиву руста из треугольных керамических плиток в церкви и из квадратных плиток на папертях. Все эти работы были завершены к концу лета 1532 года:62. По летописным источникам освящение церкви произошло 3 сентября 1532 года митрополитом Даниилом в присутствии князя Василия III, княгини Елены и сына Ивана:65.

С начала 1530 года стали готовиться к появлению на свет наследника. В связи с рождением Ивана Грозного в августе 1530 г. было создано «царское место» на белокаменном овальном основании. Место установили в 1532 году вместе с настилкой пола на паперти, причём для его резной спинки в уже готовой стене четверика пришлось сделать выемку в полкирпича.

Первоначальное убранство интерьера церкви не сохранилось. О росписи интерьера сведений нет. Упоминаемое в XVII веке поновление «стенного письма», возможно, относится к росписи восточного фасада церкви возле «царского места». Первоначальный пол церкви из керамических треугольных белых и серых плиток утрачен в 1570-е годы. При ремонте XVI века первоначальные плитки были перевёрнуты повреждённой лицевой стороной вниз, в результате чего обнажились их задние стороны, не политые белым ангобом. Именно так и тогда в интерьере появились «красные» плитки. Дополнительно к плиткам, использованным вторично, были сделаны более толстые плитки серого и чёрного цвета. Одновременно с ремонтом пола появились сохранившиеся до настоящего времени царские врата. Вероятно, тогда же был утрачен керамический пол на папертях. С. А. Гаврилов предполагает, что обнаруженные при археологических работах серые квадратные плитки с ковчегом могли снять с пола папертей церкви Вознесения. Работами археологов в 1976—1979 годах руководил Л. А. Беляев. Он относит керамические плитки с ковчегом к доитальянскому строительному периоду, но это явная ошибка.

В XVII веке поновляют иконы в иконостасе и небольшую фреску на восточном фасаде над «царским местом». По упоминаниям разных лет трудно представить, какая роспись была здесь первоначально. Упоминаются образа Вселенских святых, Московских чудотворцев, Господа Саваофа. Роспись сохранялась нетронутой до 1884 года, когда фрески были уничтожены, а на их месте, на стене, обитой цинковыми листами, появилась масляная живопись.

Следующий большой ремонт, вероятно, проводили одновременно со строительством дворца Екатерины II, перестройкой и надстройкой ансамбля Передних ворот под руководством и по чертежам князя П. В. Макулова в 1766—1767 годах. Во время этого ремонта были сняты ренессансные белокаменные резные капители со столбов второго яруса галерей, сделаны парапеты с ширинками (до сих пор публикуются ошибочные реконструкции «первоначального» вида церкви с этими парапетами). Тогда же появился кирпичный пол «в ёлку» и в основание сени «царского места» были уложены верхом вниз наиболее сохранившиеся резные блоки капителей. На ренессансных капителях водрузили новый кирпичный парапет с белокаменными гранёными столбиками и плоской крышкой, не заслонявшей оконного проема над «царским местом».

В 1836 году по рисунку архитектора Е. Д. Тюрина над «царским местом» появилась бочка с гипсовым орлом, кованая решётка и гипсовые детали на парапете. Бочка закрыла половину окна, скрыв первоначальный замысел.

В 1866—1867 годах проводился ремонт под руководством архитектора Н. А. Шохина. Тогда впервые в южной грани верхнего восьмерика был сделан пролом и монтирована дверь. Легенда о существовании там в древности помещения не подтвердилась, но продолжает повторяться почти во всех публикациях по церкви Вознесения. При Шохине была разобрана первоначальная белокаменная глава и сделана более плоская из металла по железному каркасу. Первоначальная глава была сделана из трёх рядов белокаменных блоков. Она была более выпуклой, но не намного. По обмеру Шохина, глава была выше всего примерно на 30 см. Тогда же лестница-стремянка была снята с основания креста и пропущена через новый пролом внутрь верхнего восьмерика.

При архитекторе Н. Ф. Кольбе в 1873 году были перелицованы новым кирпичом (клейма «ШМ») стены подклета, настелены новые полы на папертях из больших аршинных белокаменных плит. Одновременно были переделаны крыши над папертями. В качестве материала использовали доски и брус, взятые от разобранного в 1872 году дворца Александра I. При его строительстве в 1825 году использовали материал от разборки дворца Екатерины II, в который также попали материалы от разборки дворца Алексея Михайловича.

В 1840 году началось строительство каменной Георгиевской церкви, а иконостас от предыдущей деревянной поставили на западной паперти церкви Вознесения. Однако престола на паперти здесь никогда не было.

Архитектура

Вид сверху на церковный комплекс

В храме наряду с шатром были применены пристенные пилоны, что позволило построить огромное здание невиданных пропорций, с «летящей» архитектоникой. Постройка была осуществлена с размахом и значительными материальными затратами. В истории русского зодчества храм остался произведением, с точки зрения его формального совершенства, единственным и неповторимым.

Церковь выполнена из кирпича с многочисленными белокаменными элементами декора в виде центрического храма-башни; её высота составляет 62 метра. План представляет собой равноконечный крест. Внутреннее пространство храма сравнительно невелико — чуть более 100 квадратных метров. Вокруг храма расположена двухъярусная галерея-гульбище с тремя высокими лестницами-всходами. На фасадах углы церкви оформлены вытянутыми плоскими пилястрами с капителями в духе раннего Возрождения. Между ренессансными пилястрами сделаны остроконечные готические вимперги. На основной крестообразный объём церкви поставлен восьмерик, в нижней части оформленный рядами больших килевидных арок в традиционном московском стиле, а выше украшенный сдвоенными ренессансными пилястрами. Храм перекрыт шатром с чётко выделенными рёбрами.

Как показал С. С. Подъяпольский, в здании имели место многочисленные «ренессансные» элементы (ордера, порталы с прямыми архитравными перекрытиями проёмов, «ренессансная» прорисовка готических вимпергов и пр.). В отношении готических элементов (общей столпообразности и многих элементов декора, прежде всего самих вимпергов) исследователь полагал, что Петрок Малый применил их как стилизацию под «местную» архитектуру, так как уловил в предшествовавшем ему древнерусском зодчестве дух готики.

На галерее располагается монументальный трон, снаружи приставленный к восточной стене церкви и повёрнутый спиной к алтарю.

Исследование памятника и реставрация

Иконостас в храме Вознесения Внутренний вид шатра

Первую попытку историко-архитектурной оценки церкви сделал архитектор Н. А. Шохин по завершении ремонтных работ 1866—1867 годов в публикации 1872 г. Он ошибочно отнёс второй ярус галерей к поздним перестройкам и эта ошибка держалась целое столетие.

Проводивший в 1914—1916 годах первые реставрационные работы на памятнике архитектор Б. Н. Засыпкин впервые провёл археологическую разведку территории, выполнил обмеры фрагментов памятника, фотофиксацию деталей и работ, в 1915 году впервые раскрыл ценные архитектурные детали церкви: северный портал и «царское место». Тогда же памятник в целом обмерял архитектор И. В. Рыльский. Во время ремонта церкви в 1914—1916 годах под руководством архитектора Б. Н. Засыпкина был новым, специально изготовленным большемерным кирпичом (с клеймами «1914») перелицован шатёр.

О результатах исследования памятника П. Д. Барановским в 1930-е гг. ничего не известно. Возможно, под его руководством были догипсованы спинка «царского места» и правая колонка северного портала. В. Н. Подключников, на основе своих наблюдений, а также данных Б. Н. Засыпкина и И. В. Рыльского в 1941 г. защитил диссертацию, посвящённую монографическому исследованию архитектуры этого храма. Однако не только никто из исследователей не усомнился в правильности выводов Н. А. Шохина о позднем происхождении второго яруса, но добавили ошибку о позднем происхождении и первого яруса папертей (галерей).

Серьёзное изучение памятника стало возможным с началом реставрационных работ, проводившихся в 1970-80 гг. С 1972 г. по 1982 г. их вёл Н. Н. Свешников, с которым работали: А. Г. Кудрявцев в 1975-80 гг. и в 1974-82 гг. — С. А. Гаврилов, продолживший исследования в 1983-90 годах. Результаты работы этого коллектива кардинально изменили представление о памятнике и, прежде всего, о его папертях и крыльцах, которые было ошибочно принято относить к поздним перестройкам, искажающим первоначальный облик памятника.

При кратком обследовании крыши папертей в 1979 году обнаружили доски с большими фрагментами обоев и брус с различными врубками от разобранных коломенских дворцов. В 1985 году завершено исследование пола и анализ историко-архивных материалов с графической реконструкцией иконостаса XVI века. С XVI века по 1867 год иконостас располагался от северной двери до южной. Н. Шохин сделал новый иконостас между пилястрами, сократив ширину иконостаса примерно вдвое. Во время исследования 1986—1987 годов на южном крыльце была обнаружена нижняя часть звонницы, просуществовавшей до XVIII века.

В комплексе с архитектурным исследованием проводилось археологическое исследование территории памятника под руководством археолога Л. А. Беляева. В 1970-е годы вокруг церкви Вознесения был снят культурный слой высотой до метра. В 1990-м году были вырыты 3 археологических шурфа, в которых обнаружили свыше 400 фрагментов резьбы от капителей столбов и от порталов церкви. Всего в 1986—1997 годах архитектором С. А. Гавриловым атрибутированы свыше 2,2 тысяч фрагментов резьбы с привязкой их к декору церкви. Им же были атрибутированы находки Б. Н. Засыпкина. В публикациях упоминалась «резьба от более ранней церкви, стоявшей на месте церкви Вознесения». Однако это утверждение опровергнуто исследованием всех архитектурных деталей, поднятых из культурного слоя и хранящихся в фондах музея-заповедника. Никаких следов от более раннего храма археологическое исследование территории церкви Вознесения не обнаружило.

Современное состояние памятника

Серьёзное опасение вызывает состояние памятника, стоящего на оползневом берегу. В 1970-е годы под видом укрепления берега строили бетонную набережную для повышения уровня воды в целях судоходства, засыпали грунтом древние родники. Берег заболотился, образовались промоины на 2 метра выше родников. Наиболее крупные оползни под церковью Вознесения произошли в 1981 и 1987 годах. Вместо серьёзного изучения оползневого берега и противооползневых мероприятий в конце 1980-х противооползневое наблюдение было ликвидировано.

Весь объём церкви Вознесения расколот осевыми трещинами на четыре блока (по наблюдениям архитекторов Б. Н. Засыпкина в 1914—1916 годы и архитектора С. А. Гаврилова в 1970—1990-е годы). Вместо серьёзного изучения состояния памятника решили залицевать трещины кирпичом. По сведениям главного архитектора музейного объединения О. Ягунова в 2003—2007 годах для перелицовки было использовано 40 тысяч штук кирпича. Со слов О.Ягунова, самоцелью восстановление первоначального облика не было; так, например, крыши над галереями сохранили, открытыми делать не стали.. Вся информация о работах на церкви Вознесения за 2001—2007 годы полностью закрыта. Научные исследования церкви генпроектировщиком ЦНРПМ были перепоручены фирме КРЕАЛ.

Деревянные конструкции крыш над папертями (использованные от разобранных коломенских дворцов) были полностью уничтожены при последней реставрации в 2002—2005 годы без необходимого исследования и фотофиксации.

Статус

Здание входит в комплекс музея-заповедника «Коломенское»; Всемирное наследие ЮНЕСКО (с 1994 года).

Был вновь освящён 8 декабря 2000 года; с 1994 года в церковном отношении имеет статус храма Патриаршего подворья. В конце 2007 года была окончена реставрация, и подклетный ярус храма был открыт для посещений.

Разное

В подвале храма 2 марта 1917 года была обретена, согласно донесению митрополита Московского Тихона Святейшему Синоду, икона Божией Матери «Державная», с 1990 года находящаяся в соседнем Казанском храме.

В кинематографе

Нижняя часть церкви и её красивые лестницы-входы были прекрасно показаны во второй серии сериала «Гардемарины, вперёд!», где музей-заповедник Коломенское был изображён как монастырь игуменьи Леонидии — тёти Анастасии Ягужинской. В начале серии на одной из лестниц Ягужинская здоровается с тётушкой, затем прячется от прискакавших солдат министра Лестока, а на следующее утро, также на лестнице, просит у тёти благословения для отъезда в Париж.

Также, эта церковь присутствовала в первом советском отечественном звуковом фильме «Путёвка в жизнь».

> В литературе

Церкви посвящено стихотворение 1973 г. «Церковь в Коломенском» советского поэта-«шестидесятника» Бориса Чичибабина.

Примечания

  1. Это классическая точка зрения. В последние десятилетия она была поставлена под сомнение В. В. Кавельмахером и С. В. Заграевским, показавшими, что первым каменным шатровым храмом была Покровская церковь в бывшей Александровской Слободе (в частности, см. Заграевский С. В. Первый каменный шатровый храм и происхождение шатрового зодчества)
  2. Petr Hannibal-Петр Ганнибал, Ханнибал, Аннибале. D. Kivimaa. Peter Frjazin or Petr Hannibal?
  3. 1 2 Гаврилов С. А. О начале строительства церкви Вознесения в Коломенском (гипотеза).
  4. 1 2 ПСРЛ Т.13, 1 половина
  5. Часто авторы публикаций ошибочно переводят дату освящения 1533 годом, забывая, что год начинался с 1 сентября и что в сентябре от 7041 надо отнять 5509 лет
  6. «Первоначальный» иконостас, устроенный в 2001—2007 годах, по ширине равен иконостасу 1867 года http://www.rusarch.ru/gavrilov_s3.htm
  7. С. А. Гаврилов считает, что упущена уникальная возможность для исследования памятника. По поводу беспрецедентной помпы в прессе «об уникальных достижениях исследования церкви Вознесения в 2001—2007 годах» при реальном отсутствии результата и реально израсходованной астрономической сумме на исследование, архитектор С. А. Гаврилов считает, что, если своих результатов за 6 лет «исследований» памятника не появилось, так хотя бы воспользовались материалами его исследований в фонде музея «Коломенское», но «исследователи» даже этого не смогли сделать… http://www.patriarchia.ru/db/text/337179.html
  8. К вопросу об обретении иконы Божией матери «Державная» Глава из книги Бабкина М. А. Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году. М., 2006. // Тексты подлинных документов.
  9. Гардемарины, вперёд! фан-клуб — Места съёмок Москва

Литература

  • Баталов А., Беляев Л. Церковь Вознесения в Коломенском. Архитектура, археология, история. — М.: МГОМЗ, 2013. — 204 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-91353-033-2.
  • Гаврилов С. А. О начале строительства церкви Вознесения в Коломенском
  • Гаврилов С. А. Церковь Вознесения в Коломенском — исследования 1972—1990 годов
  • Гаврилов С. А. Иконостас церкви Вознесения в Коломенском — (на основе исторической справки 1996 г. в редакции 2010 г.)
  • Гаврилов С. А. Исследование пола, исследование иконостаса 1985—1996гг
  • Гаврилов С. А. Документы по церкви Вознесения в Коломенском — 1993—2003 годов
  • Заграевский С. В. Первый каменный шатровый храм и происхождение шатрового зодчества
  • Подъяпольский С. С. Архитектор Петрок Малой
  • Памятники архитектуры Москвы. Окрестности старой Москвы. Научный редактор издания А. И. Комеч. — Москва: «Искусство-XXI век», 2007. ISBN 978-5-98051-041-1

Ссылки

  • Страница Церкви Вознесения Господня в Коломенском на портале Минкультуры России «Культура.рф»
  • История церкви Вознесения на pravoslavie.ru
  • Церковь Вознесения на sobory.ru
  • Результаты исследования церкви Вознесения фирмой «КРЕАЛ»
  • Весь материал об исследовании и реставрации на сайте музея-заповедника
  • Вся информация фирмы «Таргет-цель» о реставрации церкви
  • А. Л. Баталов. О происхождении шатра в русском каменном зодчестве 16 века (недоступная ссылка)

Церковь Вознесения в Коломенском

На высоком берегу Москвы-реки Вы увидите устремленное в небо и необычайно гармоничное сооружение – это церковь Вознесения в Коломенском. Памятник древнерусского зодчества, возведенный в XVI веке, стал первым шатровым храмом в России.

Точная дата закладки строения не установлена, но известно, что его освящение прошло в сентябре 1532 года во время правления Великого князя всея Руси Василия III. Некоторые историки полагают, что храм был заложен в честь его сына, будущего правителя Ивана IV Грозного, рожденного за два года до этого события (для Василия III, перешагнувшего пятидесятилетний рубеж, рождение наследника было чрезвычайно важным и счастливым событием).

Церковь Вознесения — краткое описание

Церковь Вознесения построена по проекту итальянского зодчего Ивана Фрязина (Пьетро Антонио Солари), работавшего в то время в России. Место для сооружения было выбрано рядом с тем местом, где находился целебный источник, о котором сложено немало легенд.

Согласно одному из преданий, Георгий-Победоносец (наиболее почитаемый в христианстве святой и великомученик) гнался по дну оврага на лошади за змеем и повсюду, где он проскакал, появлялись родники, исцеляющие от болезней. Место расположения храма считается святым.

Архитектура

Церковь Вознесения являлась одной из самых высоких построек в московском княжестве, ее высота составляет более 60 метров и долгое время она выполняла роль дозорной башни. Храм, расположенный на юге Москвы, был хорошим наблюдательным пунктом за южной границей княжества, откуда чаще всего грозила опасность, в первую очередь от татаро-монгольских набегов.

Церковь Вознесения выполнена в виде белокаменной башни с высоким шатровым завершением, что стало новшеством того времени. Шатер имеет четкие грани и украшен «бриллиантовым рустом» — отделкой в виде многогранников.

Плавный переход от одного яруса к другому выполняют ряды тройных кокошников. Входы в храм украшают остроконечные элементы – вимперги.

Храм опоясан двухъярусной галереей, имеющей три удивительные лестницы-арки, прекрасно вписывающиеся в окружающую местность.

В настоящее время под западным крыльцом расположен вход в подклет, где представлена выставка, рассказывающая об истории храма. Здесь Вы увидите фотографии и документы, а также найденные археологами интересные артефакты.

В подклете храма историки пытались найти знаменитую библиотеку Ивана Грозного. Именно он был последним владельцем ценных книг и документов, поиски которых вот уже несколько столетий ведутся безрезультатно.

Здесь же, в марте 1917 года была найдена Державная икона Богородицы, находящаяся в церкви Казанской богоматери в Коломенском. В подклете храма сейчас хранится ее список.

Внутреннее убранство

Церковь Вознесения являлась домовым летним храмом для княжеской семьи и поэтому внутреннее ее пространство сравнительно небольшое — около 100 кв. метров. Благодаря преобладанию белого цвета и умелому расположению окон, внутри храма очень светло и просторно.

Строгое декоративное убранство подчеркивает величие и стройность храма. Каждый элемент декора говорит о стремлении Петра Фрязина показать легкость и устремленность ввысь строения, символизирующего восшествие Христа в небо.

Первоначальная роспись, а также иконостас первой трети XVI века не сохранились. Иконостас, который Вы увидите, воссоздан в XVII веке из сохранившихся древних икон.

Храм был закрыт после революции. В 2000 году он была вновь освящен. Реконструкция и воссоздание строения завершились в 2007 году.

Церковь Вознесения Господня – это древнейший архитектурный памятник и шедевр мирового зодчества. В русской архитектуре, пожалуй, нет более совершенного строения по своим формам и пропорциям.

Режим работы музеев в церкви Вознесения в 2019 г.

  • В летний период (с 1 апреля по 30 сентября)
    • Ежедневно, кроме понедельника и пятницы, с 10:00 до 18:00
    • По пятницам с 11:00 до 19:00
    • Понедельник — выходной день
  • В зимний период (с 1 октября по 31 марта)
    • С вторника по воскресенье с 10:00 до 18:00
    • Понедельник — выходной день

Стоимость билетов на выставку в основном объеме церкви Вознесения в 2019 г.

  • Для взрослых — 150 руб.
  • Для школьников и пенсионеров — 50 руб.
  • Для студентов дневных отделений государственных ВУЗов РФ — бесплатно
  • Для детей до 6 лет включительно — бесплатно

Стоимость билетов на выставку «Тайны церкви Вознесения» в подклете в 2019 г.

  • Для взрослых — 100 руб.
  • Для школьников и пенсионеров — 50 руб.
  • Для студентов дневных отделений государственных ВУЗов РФ — бесплатно
  • Для детей до 6 лет включительно — бесплатно

Вход бесплатный для всех категорий посетителей 14 июня, 19 июля, 16 августа, 13 сентября, 18 октября, 15 ноября и 13 декабря (Московская музейная неделя).

Храм в честь Вознесения Господня

Автор фотографии: Дмитрий Лоптев

Престол

Главный — в честь Вознесения Господня (на 40-й день после Святой Пасхи).
Приделы — в честь святителя Николая Чудотворца и в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» (17 сентября).

История

Первое упоминание о храме встречается в Сотной грамоте 1621 года, где говорится о том, что в Ямской слободе стоит деревянная церковь Вознесения Христова.

В начале XVIII века она обветшала, была разобрана и построена каменной с приделом в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Известно, что храм был воздвигнут тщанием насельника Макарьевского Желтоводского монастыря монаха Тихона.

В 1715 году он пострадал от пожара, а к 1740 году восстановлен на пожертвования ямщика Григория Федоровича Безпалова и его сына Аникиты. В 1866 году было начато обновление храма на средства прихожан, за 10 лет церковь была перестроена в нынешнем виде с пятью куполами и высокой колокольней. В 1876 году Вознесенский храм приобрел нынешний вид. Особые старания в деле его обновления храма приложили почетный гражданин города Н. Акифьев и купчиха Татиана Рябинина.

Вознесенская церковь была одной из самых богатых в городе, имела писаные иконы, украшенные золотом, драгоценными камнями, бархатом. У правой стены храма находилась икона святых мучеников Флора и Лавра, покровителей ямщиков, которая была принесена в дар церкви прихожанами-ямщиками.

В начале XVIII века храму принадлежала церковная лавка, большая часть доходов которой раздавалась нищим на пропитание; имелась богадельня и детский приют. В середине XIX века в приходе Вознесенской церкви насчитывалось 600 человек (купцы, мещане), в начале XX века — 1156 человек, или 382 семейства.

Последнее заседание приходского совета состоялось в 1925 году, вероятно, тогда же прекратились богослужении. В советское время в здании храма находились складские помещения, отдел периодических изданий областной научной библиотеки, в подвальном помещении — жилые квартиры.

В сентябре 2003 года по благословению епископа Георгия начались богослужения в подвальном помещении. В сентябре 2004 года храм был передан епархии, в подвальном помещении освящен придел в честь святой преподобномученицы Елисаветы. В октябре — ноябре 2005 года была отреставрирована колокольня, установлен позолоченный купол с крестом. В настоящее время в храме продолжаются восстановительные работы.

Храм Вознесения Господня в Екатеринбурге ведет свою историю с конца ХVIII века. Этот храм – единственное сохранившееся в городе церковное здание, построенное в стиле позднего барокко.

Церковь эффектно поставлена на самой возвышенной точке города — Вознесенской горке (290 м), по соседству с классическим ансамблем усадьбы Расторгуевых-Харитоновых. И в нынешние дни церковь- одна из высотных доминант в панораме города. Этот храм – живой свидетель трагических событий ночи с 16 на 17 июля 1918 года, когда в Екатеринбурге была расстреляна царская семья.

Когда-то на месте храма располагалась загородная дача одного из строителей города В.Н.Татищева. В 1735 году он писал в канцелярию Главного управления: «.. Мне для моей физической болезни здесь в близости завода, для великого курения и пыли жить весьма тяжко; того ради надлежит командирский двор построить за городом на северной стороне, где от меня место показано»…

Место, о котором здесь говорится – Вознесенская горка, тогда еще безымянная, покрытая сосновым лесом. Дом для генерала Татищева возвели из этого срубленного леса, обустроили вместительный погреб, отвели огород. Впервые «Загородный Командирский дом» появился на плане Екатеринбурга в 1737 году. Сам дом иногда называли «Генеральский» и горку – «Генеральской горкой». К 1790 году генеральский дом пришел в негодность.

История строительства

По просьбе мастеровых Мельковской слободы и старосты прежнего деревянного храма Вознесения купца Николая Карнаухова в епархиальное управление, было получено благословение на строительство нового храма во имя Вознесения Господня. Вначале храм был деревянным и располагался на западном склоне горки. Но простоял так недолго, вскоре появилась каменная церковь на противоположной стороне улицы. На месте первоначального храма сейчас находится часовня Преподобной Мученицы Елисаветы Феодоровны.

В России день Вознесения Господня – один из главнейших праздников Русской православной церкви. Народ российский в этот день не работал, поскольку день был «неприсутственным», выходным.

В городской храм Вознесения Господня – » на престол» на литургию собиралось особенно много богомольцев. По странному стечению обстоятельств, в Вознесение отмечали свой годовой праздник торговые служащие Екатеринбурга.

Начало строительства каменного храма, уже на восточном склоне, в 1792 году было освящено протоиереем Карпинским. Для строительства были использованы чертежи недавно построенного Богоявленского собора. А в 1801 году освятили в нижнем этаже придел в честь Рождества Богородицы. Архивные материалы позволили уточнить, что на престоле данной Рождественской церкви располагался антиминс 1800 года. Он подписан преосвященным Иоанном, епископом Пермским и Екатеринбургским . Согласно церковной описи, к 1803 году храм обладал колокольней с 7 колоколами, трапезной, необходимой утварью и богослужебными сосудами.

Полностью нижний храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы был освящен только в 1891 году; верхний (холодный) в честь Вознесения Господня – строился до 1818 года -тогда же- 25 июля 1818 года был освящен протоиереем Карпинским.

В 1833 году – Северные пределы – нижний во имя св Митрофана (освящен преосвященным Ионой в 1848 году); верхний – во имя пророка Илии (освящен протоиереем Василием . Луканиным в 1890 году) начали строить в 1792 году, благоустройство продолжалось почти 80 лет. Автор первоначального проекта неизвестен.

В 1839 году заложены Южные пределы: нижний во имя Благовещения Пресвященной Богорородицы (освящен Ионой в 1852 году), верхний — во имя Казанской (освящен протоиерем Василием Луканиным в 1889 году). Колокольня -3-х ярусная, четырехгранная, первый ярус обработан пилястрами и круглыми окнами, на 2 и 3 ярусах – сквозные окна. Венчает колокольню главка и украшения ее барабана аналогичны главке храма – единственный сохранившийся в Екатеринбурге образец форм позднего барочного храма. Предположительно проект достройки был сделан архитектором Малаховым, затем переработан архитекторами Турским и Шулаевым. Планировалось изменить облик церкви с барочного на рус-византийский. Эта идея нашла отражение в архитектурном решении приделов. Позже была достроена колокольня с восемью колоколами, и началась очень яркая и насыщенная жизнь жизнь Вознесенского прихода.

В 1888 году в нижнем этаже разместилась мужская одноклассная церковно-приходская школа. В 1891году в д. Пышминской и в 1893 году – в с. Владимирском были открыты такие же школы.

Лишь со временем храм приобрел ту благолепность и законченность архитектурных форм к которым мы привыкли.

В 1899 году церковь обнесли каменной оградой на средства церковного старосты Антона Адамовича Шанцилло . В ограде , на его же средства, были устроены две каменные кладовые.

Формирование прихода

Согласно статистике, население Екатеринбурга в 1807 – 1850 годах увеличилось на 5458 – с 10023 человек до 15471 человек.

Судя же по клировым ведомостям, рост Вознесенского прихода идет более активно. Так в 1832 году численность прихода была 2967 душ, а в 1859 она уже была 4150 душ.

Такую динамику роста прихода, вероятно, можно объяснить большой популярностью прилегающих к Вознесенской церкви окрестностей, где в 1 половине Х1Х века началась активная застройка. Тут начинают строить самые красивые дома: дворец Расторгуева-Харитонова (строительство началось в 1794 году и продолжалась до 1815 года), такой же красивый, но меньшими размерами дом Тихона Зотова (он существовал только в Х1Хвеке). Но хозяева этих особняков были старообрядцами по религиозным убеждениям и вряд ли были прихожанами Вознесенской церкви.

Здесь же располагался особняк владельцев Сысертских заводов Турчаниновых-Соломирских и дом горного инженера Редикорцева, больше известный по имени его последнего владельца Ипатьева.

Уже к концу Х1Х века часть прихожан из городского населения, а их, видимо, было немало, становятся прихожанами новопостроенной Александро-Невской церкви. Церковь эта была построена на средства екатеринбургского купца Лузина. Почему позже и получила название Лузинской. 28 июня 1895 года преосвященным Симеоном, епископом Екатеринбургским, была освящена и первоначально приписана к Вознесенской церкви. Но через несколько лет новый храм получает самостоятельность. Эта церковь была небольшой, построена из камня, с такой же колокольней. Приход этой церкви состоял из улиц: 2, 3, 4 Мельковских (ныне); Северной ( ), Пышминской ( ), Березовской. Названные улицы принадлежали ранее Вознесенскому приходу.

К Вознесенскому храму относилась северо-восточная часть Екатеринбурга. Прихожанами храма по социальному составу являлись в основном мастеровые. По данным клировых ведомостей за 1832, 1834,1842, 1859 годы число мастеровых чуть превышало половину от общего числа прихожан. Оставшуюся половину составляли категории дворян, офицеров, чиновников, купцов, мещан, низших воинских чинов, крестьян, приписанных к приходу сел. По данным справочника «Весь Екатеринбург» за 1903 год почти каждый третий житель города ходил в храм на Вознесенской горке. Известно, что прихожанами этого храма были известные в городе семьи живших неподалеку камнерезов Липина и Хомутова. По воспоминаниям родных, они также являлись благоустроителями храма.

В городской части прихода всегда имелось небольшое количество старообрядцев, принадлежавших часовенному толку (бывшие беспоповцы). Им было предоставлено отдельное помещение.

Кроме этого, к приходу были приписаны два селения: Пышма и Владимирский (ныне поселок Балтым).

Первое селение, возникшее в 30-х годах ХVIII века, находилось от своей приходской церкви в 10 верстах. Там существовала деревянная часовня. В ней, по просьбе местных жителей, в некоторые праздничные дни приходским причтом отправлялась служба.

С 1891 года в Пышме начала свою деятельность одноклассная церковно-приходская школа, такая же школа в 1893 г. появилась и в с. Владимирском

В с. Владимирском, расположенном в 18 верстах от Екатеринбурга, где проживало 3305 прихожан, также имелась деревянная часовня с алтарем. В 1893 году эта часовня была освящена благочинным протоиереем Василием Луканиным в церковь во имя великомученицы Параскевы. «В храме этом в Великий пост для говеющих и в некоторые праздники приходским причтом отправляется богослужение».

Храм этот в несколько перестроенном состоянии сохранился до наших дней. Сейчас там возобновилась богослужебная жизнь.

По поводу священнослужителей Вознесенской церкви клировые ведомости сообщают, что «причта положено по штату издавна: два священника, диакон, два дьячка и два пономаря». Однако имя второго священника появляется в документах только в 1842 года. На начало ХХ века в Вознесенском храме служат уже три священника, диакон и три псаломщика, пономари уже не значились в клире.

Что касается материального обеспечения клира, то первоначально до 1839 года «священно церковнослужители на содержание свое постоянного оклада не имели, а содержались «братскими кружечными доходами».

Так, за 1834 год по кружечному сбору было собрано 1800 рублей, что оказывается – «весьма посредственно для содержания».

С 1839 года священно церковнослужителям по утвержденному штату было положено производить жалование: священникам — по 500, диакону – 250, дьячкам – по 175, пономарям – 150 рублей ассигнациями в год. Это, по всей видимости, шло сверх кружечных сборов. Содержание это, как отмечается, достаточно.

С мая 1843 года по указу Святого Синода, священно церковнослужителя производить пособие помещением с отоплением и покосами; дьячкам и пономарям с женами производить провиант в месяц по 2 пуда, а семейству по 1 пуду.

Что касается жилья, то, судя по клировым ведомостям, многие священнослужители в первые годы своего служения личных домов не имели

Святыни храма

В 1860-80 годах иконостасы и иконы храма менялись несколько раз

Иконостасы в каждом пределе храма были солидные. Икон было достаточно. Многие из них – в серебренных и посеребренных ризах, некоторые украшены уральскими самоцветами. Особо почитаемой иконой был образ Богородицы «Всех скорбящих радости», скопированный по желанию и на средства прихожан с чудотворной иконы, находившейся на стекольном заводе вблизи Санкт-Петербурга. Икона эта часто вносилась в дома не только прихожан Вознесенского прихода, но и других храмов города.

В храме почти ежедневно по просьбе кого-то из жителей города служились молебны с чтением акафиста этой иконе. Ныне икона находится в Кафедральном соборе.

Храм располагал действительно драгоценными предметами: напрестольный пасхальный крест из розовой яшмы и уральских камней, украшенных топазами; серебряный позолоченный крест с изображением Христа из бирюзы; Евангелия в серебряных окладах с самоцветами; серебряный потир в 2 фунта весом(1 кг 200 г) и многое другое

В 1888 году в нижнем этаже разместилась мужская одноклассная церковно-приходская школа.

Последним настоятелем был Дягилев. Он служил в храме с начала ХХ века.

Но установившийся порядок жизни сломан революцией 1917 года. 23 января 1918 года был опубликован декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», согласно которому религиозные общества лишались права собственности. Пока законодательные положения шли до Екатеринбурга, разразилась гражданская война. 17 апреля 1918 года в стенах Вознесенского храма было видно, как к расположенному напротив дому Ипатьева подъехал автомобиль, из него вышли трое мужчин и скрылись в воротах. Бывший российский император Николай II описал тот день в своем дневнике: «.. поехали пустынными улицами в приготовленный для нас дом Ипатьева. Дом хороший, чистый. Нам были отведены четыре большие комнаты».

В Великий Четверг на Страстной неделе 1918 года звонили колокола Вознесенской церкви. Обители «дома особого назначения» слышали их. Николай II отметил: » При звуках колоколов грустно становится при мысли, что теперь Страстная, и мы лишены возможности быть на этих чудных службах».

Наконец, ночью с 16 на 17 июля старая церковь стала свидетелем необычной суеты возле Ипатьевского особняка: входили и выходили люди, что-то увозили на грузовиках, потом всё утихло, дом совсем опустел.

Вскоре в город вошли белые войска, а летом 1919 года снова вернулись красные и постепенно начали укреплять свою власть. Декрет об отделении церкви от государства претворялся в жизнь. В 1920 году .Вознесенский приход заключил с Екатеринбургским Советом рабочих и крестьянских. депутатов договор о бесплатном и бессрочном пользовании зданием храма и всем культовым имуществом, обязавшись беречь достояние, ставшее отныне народным. В договоре имелись также политические статьи: -» не допускать в богослужебных помещениях собраний враждебного советской власти содержания;…не допускать произнесение проповедей и речей, враждебных советской власти».

На всю церковную утварь была составлена самая подробная опись.. Недолго, однако, оставалось священникам украшать богослужения этой прекрасной утварью. 23 февраля 1922 года вышел в свет декрет об изъятии церковных ценностей. 12 мая этого же года Вознесенский храм лишился своего достояния: 5 напрестольных крестов, 3 дарохранительницы, 26 серебряных риз с икон, 30 бриллиантов, 56 различных самоцветов. Только серебра комиссия вывезла из Вознесенской церкви 2 пуда (32 кг).

В апреле 1925 года представители городской администрации предприняли проверку сохранности всего оставшегося в Вознесенской церкви имущества. Нашли недостачу – 9 парчовых риз, 40 холщовых полотенец, 21 аршин красного сукна. Сукно и полотенца, конечно, не могли послужить достаточным основанием к закрытию храма, поэтому обнаружили политическую причину. На литургии священники произносили положенную формулу : «Еще молимся о Святейшем …». Это считалось серьезным нарушением для официальных властей. В то время Тихон был всего лишь гражданином Белавиным, контрреволюционером, преступником. Было заведено целое дело. Вывод из данных обстоятельств сделали однозначный: договор, заключенный в 1920 году, расторгнуть.

Верующие пытались отстоять свой храм, обращались к духовным и светским руководителям, но все усилия оказались бесполезными, и уже 17 декабря 1926 года представители отдела народного образования принимали работу по переоборудованию бывшей церкви в школу-семилетку. Паперть приспособили под раздевалку, главный алтарь стал пионерским клубом, в церковном архиве разместилась столовая.

Позднее в Вознесенскую церковь въехал краеведческий музей, а в 1991 году двери храма снова распахнулись для верующих.

>Храм «Большое Вознесение» у Никитских ворот

Объявления

Дорогие братья и сёстры, просим ваших молитв о упокоении новопреставленной Наталии, матушки нашего дорогого отца-настоятеля. Царствие Небесное р.Б. Наталии и вечный покой!

Матушка Наталия Павел ПетровПетров, CC BY-SA 4.0

Сладкие рождественские подарки для детей Социальная служба храма «Большое Вознесение», CC BY-SA 4.0 >Название

Храм Вознесения Господня в Сторожах, у Никитских ворот или Храм «Большое Вознесение» у Никитских ворот.

Храм «Большое Вознесение» у Никитских ворот Дмитрий Батанов, CC BY-SA 4.0

Расположение

Храм расположен на Большой Никитской улице, д. 36 в Пресненском районе, Центрального административного округа города Москвы.

Храм «Большое Вознесение» у Никитских ворот Павел Петров, CC BY-SA 4.0

Престолы

Главный престол освящён в честь праздника Вознесения Господня.

Приделы в честь:

  • Сретения Владимирской иконы Божией Матери;
  • праздника Усекновение Главы Иоанна Предтечи;
  • святителя Николая Чудотворца;
  • иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость».
  • Приставной престол — в честь святителя Тихона, Патриарха Всероссийского.

Праздник Входа Господня в Иерусалим в храме «Большое Вознесение» у Никитских ворот Павел Петров, CC BY-SA 4.0

Чтимые иконы и святыни

В церкви хранятся икона Иверской Божией Матери, икона великомученика Пантелеимона, образ святого Патриарха Тихона, башмачок от мощей свт. Спиридона Тримифунтского.

Голуби в день Благовещения в храме «Большое Вознесение» у Никитских ворот Павел Петров, CC BY-SA 4.0 >Расписание богослужений

  • Расписание богослужений

>Контакты

  • Контакты, реквизиты, как нас найти

Церковь «Большое Вознесение»

Музей-квартира Н.С. Голованова

Музей-квартира Николая Семеновича Голованова (1891–1953) – великого дирижера, композитора и пианиста – ведет свою историю с 1969 года., когда после смерти сестры музыканта эта квартира перешла в состав Российского национального музея музыки. Основой фондов послужило богатейшее наследие музыканта: его коллекции картин, скульптуры, прикладного искусства, библиотека, архив и фонотека. С годами ценность этого наследия неуклонно росла. Изменился сам статус Голованова как дирижера и композитора: теперь этот мастер признан великим. Поражает удивительная концентрация духовности, творческой энергии, подлинный размах его творчества. Притягивает и его личность, прежде всего, верность заложенным с детства высоким моральным принципам и бескомпромиссное, беззаветное служение искусству. Также удивительна по сосредоточию духовных ценностей мемориальная квартира дирижера с ее разнообразными раритетами. Сам дом в Брюсовом переулке, в котором она расположена, является памятником культуры. Он принадлежал Большому театру. С 1935 года здесь жили такие корифеи вокального искусства Москвы, как А. В. Нежданова, Н. А. Обухова, И. С. Козловский, А. С. Пирогов, М. П. Максакова. Голованов прожил здесь около двадцати лет (1935–1953). Именно в эти годы, возглавляя оркестр Всесоюзного радио и позже Большого театра, он стал ведущей фигурой в музыкальной жизни Москвы. Три комнаты этой квартиры (кабинет, гостиная, столовая) мемориальные. Здесь едва ли не каждый предмет помнит Голованова. А в бывшей спальне сосредоточены материалы архива, позволяющие проследить путь музыканта. Начальный этап – учеба в Синодальном училище церковного пения (1900–1909), проходившая под руководством таких мастеров, как хормейстеры В. С. Орлов, Н. М. Данилин, композиторы П. Г. Чесноков, А. Д. Кастальский, Викт. С. Калинников. Голованов писал на склоне лет: «Синодальное училище дало мне все: моральные принципы, жизненные устои, железную дисциплину, умение работать много и систематически, привило мне священную любовь к труду». Следующий этап – учеба в Московской консерватории по классу композиции и теории у С. Н. Василенко и А. А. Ильинского. При этом Голованов не терял связь и с Синодальным училищем, став его преподавателем и помощником регента знаменитого Синодального хора. С 1915 года и почти до последних дней – работа в Большом театре (правда, с тремя вынужденными перерывами). Это были кульминационные годы в жизни театра. Под управлением Голованова и его именитой «команды» (художник Ф. Ф. Федоровский, режиссеры Л. В. Баратов, Б. А. Покровский и другие выдающиеся мастера) создавались такие шедевры, как постановки «Бориса Годунова», «Садко», «Хованщины» 1948–1950 годов. Не менее результативно – руководство Голованова Большим симфоническим оркестром радио. Особенно важна его деятельность в Москве в период Великой Отечественной войны. Прямые трансляции выступлений оркестра поднимали дух даже далеких от музыки людей. На фотографии 1943 года мы видим дирижера во время первого исполнения в СССР Третьей симфонии С. В. Рахманинова. В экспозиции нашло отражение и композиторское творчество Голованова разных лет, начиная с фортепианных вариаций детских лет, кончая духовными песнопениями 1940-х годов. Специальный раздел посвящен многолетнему союзу Голованова с А. В. Неждановой: музыкант был аккомпаниатором и мужем великой певицы. Вступая в мемориальные комнаты Музея, посетители сразу погружаются в мир искусства. Картины первоклассных художников (И. И. Левитан, М. В. Нестеров, К. А. Коровин и многие другие), скульптурные портреты, антикварная мебель в стиле ампир, лепнина на потолках – все создает неповторимую атмосферу. При этом чувствуется «почерк» Голованова. Уже в планировке квартиры видны черты театральности: гостиная соотносится с кабинетом наподобие театральных зала и сцены. Замечательны и двери с бронзовыми мифологическими фигурами. Хотя жанры, тематика картин и скульптур, представленных в мемориальных комнатах, разнообразны, в каждом помещении есть свои доминанты. Рабочий кабинет – самая «музыкальная» комната. Здесь множество портретов композиторов, дирижеров, а также деятелей искусства и литературы. В гостиной значительное место занимают изображения, связанные с религиозной тематикой, и образы, воплощающие идеалы женской красоты. В столовой тематическая доминанта – путешествия во времени и пространстве: Россия и Англия, Италия и Египет, Индия и сказочное Берендеево царство, глубокая древность и ХХ век. На живописных полотнах оживают архитектурные шедевры мира – мавзолей Тадж-Махал кисти В. В. Верещагина, Псковский кремль В. В. Мешкова, венецианский Дворец дожей на картине И. К. Айвазовского. И еще одна достопримечательность Музея – его посетители в прошлом и в настоящем. Ведь Голованова посещали многие выдающиеся музыканты и деятели искусства. Хозяин квартиры любил устраивать по праздникам и памятным дням застолье. Завсегдатаями бывали певцы Большого театра, жившие в этом же доме – Обухова, Максакова, Пирогов, Козловский… А уже после открытия Музея (1974 год) здесь выступали с воспоминаниями и беседами дирижеры Б. Э. Хайкин, К. П. Кондрашин, Г. Н. Рождественский, Ф. Ш. Мансуров, Ю. И. Симонов. Среди посетителей концертов – композитор В. А. Гаврилин, балерина Е. С. Максимова, певица З. А. Долуханова. И в нынешнее время в Музее много того, что притягивает и дирижеров, музыкантов-профессионалов, и знатоков живописи, и любителей музыки, и широкий круг людей, стремящихся прикоснуться к миру прекрасного.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *