Храм всех скорбящих радость

Церковь иконы Всех скорбящих радости

Монументальная церковь жёлтого цвета на Большой Ордынке производит впечатление цельного произведения искусства, созданного одним человеком в одно время. Однако это впечатление обманчиво: на самом деле, она состоит из двух разновременных частей. Открытия на этом не заканчиваются: войдя внутрь, мы можем увидеть её интерьеры практически такими же, как и много лет назад.

Изначально в XVI веке на этом месте находилась деревянная церковь, имевшая совсем иное посвящение – в честь Варлаама Хутынского. В следующем столетии новый храм, выполненный тоже в дереве, был уже назван Спасо-Преображенским, при нём создан Варлаамовский придел. В 1683 – 1685 годах место деревянной церкви занял каменный храм с тем же наименованием. Но вскоре именно отсюда пойдёт слава нового чудотворного образа Пресвятой Богородицы, названного «Всех скорбящих Радость». Согласно преданию, после молитв у иконы получила исцеление страдавшая язвой в боку вдова Евфимия Акинфиева – родная сестра патриарха Иоакима. Это чудо послужило началом прославления иконы, которое быстро распространилось в народе: в 1713 году в храме был освящён второй придел, названный в честь образа Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», по которому и весь храм стал называться Скорбященским.

В 1783 – 1791 годах трапезная часть церкви и её колокольня были выстроены заново на средства купца Афанасия Долгова, чья усадьба располагалась напротив (её главный дом сохранился до наших дней). Для проведения работ храмоздатель пригласил своего родственника – известного русского архитектора Василия Баженова. По завершении работ в трапезной предполагалась и перестройка основной части храма, однако тогда этого сделано не было. Дело Долгова и Баженова было завершено через 40 лет, уже после пожара Москвы: на средства братьев Куманиных и сыновей Долгова архитектор Осип Бове в 1832 – 1836 годах вместо старого храма XVII века выстроил новую церковь в виде ротонды с полусферическим куполом. Достройка храма была проведена очень аккуратно: Бове специально старался, чтобы его творение выглядело гармонично с баженовским. В итоге обе части были выдержаны в общей стилистике и цветовой гамме – белые детали на жёлтом фоне. Классицистическая трапезная Баженова, с четырёхколонными портиками с севера и с юга и круглыми окнами второго света, и его же трёхъярусная колокольня не контрастируют с ампирной ротондой Бове, имеющей тонкий декор в виде медальонов с херувимами и растительными мотивами. Бове принадлежало и внутреннее убранство. В ротонде сохранился первоначальный иконостас в виде триумфальной арки и огромная розетка чугунного пола.

В 1933 году богослужения в Скорбященской церкви прекратились, но сама она сохранила свои интерьеры, перейдя в ведение Третьяковской галереи. После же войны, в 1948 году, храм был снова открыт и более уже не закрывался. Всё это позволяет нам и сегодня любоваться не только великолепной отделкой его фасадов, но и богатым внутренним убранством с иконостасом и чугунными полами. С 2010 года при церкви возрождён Синодальный хор, чьё прекрасное исполнение духовных песнопений можно услышать во время богослужений и на концертах.

С июня 2012 года по ноябрь 2013 года в храме параллельно с богослужением проходили ремонтно-реставрационные работы. Здание сильно пострадало от времени – почти полностью разрушена железная кровля, стены изъедены грибком, в аварийном состоянии находятся окна и двери.

В ходе реставрации усилиями настоятеля иеромонаха Георгия (Исакова), прихожан и благодетелей был возрожден первоначальный облик храма. На прихрамовой территории была восстановлена колокольня.

В 2014 году объект стал лауреатом конкурса Правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия «Московская реставрация» в номинации: «За лучшую организацию ремонтно- реставрационных работ».

Считается, что доставлять радость людям, которых посетила скорбь, это самое высокое служение. Именно этим занимается Богородица, а икона «Всех скорбящих Радость» запечатлела такое качество Божией Матери. В старину слову «скорбь» придавали более широкий смысл, нежели в современном мире. Это слово подразумевало и горестные события, и физические ощутимые боли от заболеваний, а также переживания в случае житейских неурядиц.

История и варианты изображения

День почитания иконы: 6 ноября

Для того, чтобы как-то утешить тех, кому нужна помощь от всех мирских горестей существует икона под названием «Всех скорбящих Радость». Эта замечательная икона появилась еще XVII веке на Руси. По утверждению искусствоведов, большое значение в ее иконографии принадлежит западноевропейской школе. На самом деле до этого времени трудно проследить откуда появилась икона, хотя, так или иначе, образ «Всех скорбящих Радость» является очень старым. Так или иначе, интересно посмотреть и на современную историю, которая сочетается со многими чудесами.

Большое количество вариантов (изводов) иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» имеет разную композиционную схему. Иными словами некоторые детали иконы существенно отличаются.

Если рассматривать лики святых, изображенных на полотнах, нужно отметить, что первоначально этих фигур здесь не было, в отличие от икон, созданных с 1688 г. Это явление имеет объяснение. Оказывается, что году изображения святых на иконе, предшествовало некое знаменательное событие.

В чем помогает икона «Всех скорбящих радость»

По прошествии многих лет укоренилась традиция, что Богородица должна быть изображена во всей красе и сиянии. Такое сияние называется мандорла, в этом общая деталь того как выглядит икона «Всех скорбящих Радость», а детали описания и содержания могут отличаться.

Иконописи известны случаи, когда Иисуса Христа также изображают в таком сиянии. Это полотна «Второе пришествие», «Преображение Господне». Известная картина «Успение Пресвятой Богородицы» также имеет мандорлу вокруг образа Богородицы.

Так как значение иконы «Всех скорбящих Радость» часто указывает на исцеление, кроме Матери Божьей на иконе начали появляться фигуры ангелов, которые несут добро от Царицы небесной и Господа.

Многие варианты полотен представлены с изображением святых возле Богородицы. Эта икона очень хорошо знакома старообрядцам, даже несмотря на то, что увидела свет уже после церковного раскола.

Если условно составить рейтинг популярности святых образов (подчеркнем, такой рейтинг является условным и сравнительным и не следует такой рейтинг представлять себе всерьез, то есть ставить одну икону выше другой), то иконы «Всех скорбящих Радость» и Казанской Божьей матери являются одними из наиболее популярных для молитвы. Именно они чаще всего связываются с различными чудесами, которые даруются и для отдельных верующих, и для разных городов и страны.

Для того, чтобы понять в чем помогает икона «Всех скорбящих Радость» нужно посмотреть на само название. Богородица тут предстает как надежда для любого, особенно для тех, кто имеет различные трудности. Пречистая Дева молится обо всем мире и ей помогает армия Небесных ангелов, которые несут добро людям. Помимо этого нужно понять название и как Радость в глобальном смысле, ведь не зря тут используется слово с большой буквы. Речь идет о возможности Спасения, которое даровано через Богородицу, которая явила миру Спаса.

Значение иконы «Радость всех ангелов»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *