Храм зачатия Анны

Церковь Зачатия Анны, что в Углу

Православный храм

Церковь Зачатия Анны


Церковь Зачатия Анны, что в Углу (2017)

Страна

Россия

Город

Москва

Конфессия

Православие

Епархия

Московская

Статус

Объект культурного наследия № 7710445000№ 7710445000

Медиафайлы на Викискладе

Це́рковь Зача́тия А́нны, что в Углу́ — одна из старейших московских приходских церквей, расположенная в Зарядье, на пересечении Китайгородского проезда и Москворецкой набережной. Существующее здание построено в середине XVI века. Своим нынешним обликом обязана реставрации, выполненной в 1950-х годах по проекту архитектора Льва Давида.

История

Впервые церковь «Зачатиа, что на Востором углу» упоминается в летописи в связи с пожаром 1493 года, когда деревянный храм сгорел полностью. Называлась также церковью Анны «на Востром конце», так как была построена в урочище реки, которое выдавалось в Васильевский луг. При пожаре 1547 года храм пострадал, затем восстанавливался. Точная дата появления на месте деревянной церкви каменной неизвестна, как отмечает Андрей Баталов, самое раннее возможное начало строительства — после пожара 1547 года. Впервые как каменная постройка храм указан в Переписной книге 1626 года.

Южный придел храма — в честь великомученика Мины Котуанского (возведён в первой четверти XVII века, возможно, по заказу князя Дмитрия Пожарского в честь освобождения столицы от польских и литовских захватчиков). Придел получил имя великомученика, в день памяти которого, 11 ноября, в 1480 году войска Большой Орды ушли от реки Угры.

Северный придел храма — в честь великомученицы Екатерины (построен в 1658—1668 годах). Существует гипотеза, что появился он в связи с рождением у царя Алексея Михайловича дочери по имени Екатерина. В 1658—1668 годах была построена галерея-паперть (гульбище) вокруг храма.

Обновление храма происходило в 1752 году (на средства купчихи Замятиной) и в XIX веке. К середине XIX века в церкви появились приделы Девяти мучеников, мучеников Виктора и Викентия.

В церкви хранился рукописный сборник (до настоящего времени не дошёл), в котором содержался рассказ о том, что Иван Грозный после пожара 1547 года послал в храм чудотворный образ Божьей Матери.

В храме Василия Блаженного находится колокол весом 30 пудов, снятый с колокольни церкви Зачатия Анны, разобранной во время реставрации 1954—1957 годов. Колокол был отлит во Франции в 1547 году и приобретён купцом М. Г. Твердиковым. В Смутное время колокол был вывезен из церкви; позднее выкуплен и возвращён в храм князем Пожарским.

В 1920-х годах (по другим данным — в 1929 году) храм был закрыт, но оставался под охраной государства как памятник истории. Затем в здании располагались конторские и туристические учреждения. Убранство внутренней части храма было безвозвратно утрачено.

В 1947—1948 годах сооружение обследовал архитектор Александр Фуфаев, который свёл результаты своих изысканий в графическую реконструкцию. Некоторые из положений реконструкции Фуфаева были признаны ошибочными в ходе реставрации церкви в 1954—1957 годах.

В 1994 году храм был возвращён Русской православной церкви и освящён в том же году.

Из-за сноса гостиницы «Россия», а затем и строительства парка «Зарядье» богослужения в храме временно не проводились.

Архитектура

Вид храма в XIX веке. Фотография Николая Найдёнова 1882 года

Церковь Зачатия Анны — бесстолпный храм с крещатым сводом. Основной объём, почти квадратный в плане, установлен на подклете. С востока расположена полукруглая алтарная апсида, перекрытая полукруглым же сводом. Гладкий цоколь из белого камня занимает всю надземную часть подклета и обведён горизонтальной тягой. Фасады (за исключением апсиды), что характерно для построек той эпохи, разделены на три части лопатками и увенчаны трифолиями, отделёнными горизонтальным поясом. Стены сложены из известняка мячковского типа (подклет, храм до пояса; внутри известняком стены выведены до пят свода) и маломерного кирпича (пояс храма, стены выше пояса, карниз апсиды, трифолии) на известковом растворе. Толщина стен — 108—127 см у храма и 105 см у алтарной апсиды.

Ленточный фундамент основного объёма и апсиды — из бутового камня на известковом растворе. Заложен на глубину 2,6 м от древней дневной поверхности.

Массивный барабан, венчающий основной объём, изначально не имел окон и был украшен снаружи нишами, которые обрамляют узкие пилястры с декоративными ложными арками, придающие сооружению стройность. Четыре окна в барабане, ориентированные по сторонам света, были пробиты позднее. С равной вероятностью, барабан мог быть как открыт внутрь помещения, так и отделён от него, возможно, деревянной конструкцией. Его основание декорировано десятью (вместо обычных восьми) кокошниками. Верхняя часть карниза барабана была утрачена при строительстве в XVII веке луковичной главы.

Изначально храм был покрыт чёрнолощёной черепицей со стрельчатыми окончаниями. Остатки первоначального покрытия были обнаружены над юго-западным углом храма во время реставрации. Последнее по времени создания покрытие церкви (на момент реставрации середины 1950-х годов) — четырёхскатная кровля.

Придел Мины, возведённый в начале XVII века, тоже имеет крещатый свод и узкий глухой барабан с ложными окнами.

Как отмечает Давид, расположение церкви было чрезвычайно выигрышным: здание возвышалось над Великой улицей, и из-под арки Косьмодемьянских ворот, на входе в Китай-город, вид на храм открывался на фоне панорамы Московского Кремля.

Реставрация

В 1954—1957 годах храм был изучен и отреставрирован (натурные исследования и проект реставрации Льва Давида совместно с Борисом Альтшуллером и Сергеем Подъяпольским). Целью реставрационных работ было удаление позднейших наслоений памятника (начиная с XVIII века) и восстановление форм архитектуры XVI века. Приделы святого Мины, святой Екатерины и гульбище, появившиеся в XVII веке, были признаны имеющими «историческое и историко-архитектурное значение», их создатели, по мнению реставраторов, достигли «определённого композиционного равновесия и гармонии» с основным древним ядром храма. Эти позднейшие постройки были сохранены.

Как большую удачу реставрационных работ Давид отметил обнаружение и восстановление первоначальных порталов, считавшихся утраченными. Храму были возвращены три перспективных портала с килевидными завершениями — того типа, который является «классическим для раннемосковской архитектуры». В то же время не было обнаружено никаких следов гульбищ или лестниц, которые должны были бы вести к этим порталам.

При исследовании древнего покрытия церкви над её юго-западным углом было обнаружено основание южного столба старой звонницы, располагавшейся диагонально. Вопрос о её композиции остаётся открытым.

Во время реставрации была снесена колокольня, построенная в середине XIX века.

Примечания

  1. Баталов, 2006, с. 56—57.
  2. 1 2 3 Зачатия праведной Анны церковь / Москворецкая набережная, 3. Русские церкви. Дата обращения 30 июля 2014.
  3. Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. — М.: Университетская тип., 1852. — С. 350.
  4. 1 2 3 4 5 Давид, 2001, с. 6.
  5. Церковь зачатия Анны, что в углу. Путеводитель по Москве (Проверено 1 января 2011)
  6. Шармин П. Н., Бондаренко А. Ф. Зачатия Анны что в Углу (на Востром конце, за Соляным рядом). — Энциклопедия «Москва». — М., 1997.
  7. Храм Зачатия праведной Анны (Проверено 1 января 2011)
  8. Храм Зачатия святой праведной Анны, «что в Углу» (Проверено 1 января 2011)
  9. Давид, 2001, с. 6—7.
  10. Подъяпольский, 2003, с. 31.
  11. 1 2 Давид, 2001, с. 10.
  12. Давид, 2001, с. 31.
  13. Давид, 2001, с. 8.
  14. Подъяпольский, 2003, с. 21.
  15. Давид, 2001, с. 6, 31.
  16. Давид, 2001, с. 11.
  17. Давид, 2001, с. 8—10, 31.

Литература

  • Баталов А. Л. К вопросу о происхождении крещатого свода в русской архитектуре XVI в // Сборник статей по искусству Византии и Древней Руси в честь А. И. Комеча. — М., 2006. — С. 47—66.
  • Из научного наследия Л. А. Давида // Реставрация и исследование памятников культуры. — М., 2001. — С. 6—34.
  • Подъяпольский С. С. К вопросу о восточных элементах в московском зодчестве XV—XVI вв // Древнерусское искусство. Русское искусство позднего средневековья XVI в. — СПб., 2003. — С. 6—34.
  • Орлов А. Описание московской Зачатьевской, что в углу г. Китая церкви // Московские епархиальные ведомости. — 1852. — № 38. — С. 349.
  • Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. — М.: Университетская тип., 1852. — С. 350

Ссылки

  • Храм Зачатия праведной Анны, «что в углу». Подворье Патриарха Московского и всея Руси храмов в Зарядье, что в Китай-городе. Дата обращения 23 июля 2014.

  • Знаменский
    • Собор Иконы Божией Матери Знамение
  • Николо-Греческий
    • Собор Николая Чудотворца
    • Часовня Николая Чудотворца
  • Богоявленский
    • Богоявленский собор
    • Афонская часовня
    • Церковь Спаса Нерукотворного Образа
  • Заиконоспасский
    • Собор Спаса Нерукотворного Образа

Культовые сооружения Китай-города
Храмы Монастыри Соборы и церкви
Часовни
  • Владимирской Богоматери при Владимирской церкви у Владимирских ворот
  • Боголюбской иконы Божией Матери Варварских ворот
  • Иверская часовня у Иверских ворот
  • Пантелеймона Целителя у Владимирских ворот
  • Сергия Радонежского у Ильинских ворот
  • Преподобного Сергия при церкви Троицы в Полях
  • Всемилостивого Спаса у Москворецкого моста

Ключевые понятия
Улицы Существующие Утраченные
Храмы, соборы, монастыри Существующие Утраченные
Здания
Эта статья входит в число добротных статей русскоязычного раздела Википедии.

Тайный «Угол» в парке «Зарядье»

В начале осени в самом центре Москвы, на месте бывшей гостиницы «Россия», открылся парк «Зарядье». В первые же дни его посетили десятки тысяч людей. Гостей привлекают тематические зоны и знаменитый «парящий мост», на котором и сейчас собираются толпы. Однако на территории «Зарядья» есть и еще один уголок, который заслуживает особого внимания.

Немного поодаль от современных урбанистических строений расположилась одна из старейших московских церквей, построенная еще в XVI веке – церковь Зачатия праведной Анны, «что в углу». Какова ее история? Что значит это необычное «что в углу», сохранившееся в названии?

Фотопанорама Владимира Ештокина. Открыть на весь экран можно .

Посмотреть все материалы с фотопанорамами

Праздник Зачатия праведной Анны

Церковь названа в честь праздника Зачатия праведной Анны, или, в полной версии – зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы. Отмечается он 22 декабря.

О жизни родителей Пресвятой Богородицы – Иоакима и Анны – мы узнаем из апокрифического «Протоевангелия Иакова», созданного не ранее второй половины II века. По сказанию, свя­тая Ан­на, мать Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, была млад­шей до­че­рью свя­щен­ни­ка Мат­фа­на из Виф­ле­е­ма, про­ис­хо­див­ше­го из ко­ле­на Ле­ви­и­на. Она вышла замуж за святого Иокама. Праведные супруги до глубокой старости не могли иметь детей. Стоит отметить, что в древнем Израиле бездетность считалась тяжким несчастьем и наказанием Божьим. Однако супруги не унывали и продолжали на протяжении многих лет молить Бога о милости. Однажды к святой чете явился Ангел Господень и возвестил им о за­ча­тии До­чери, Ко­то­рую бла­го­сло­вит весь род че­ло­ве­че­ский. Зачатие святой Анны произошло в Иерусалиме, где и родилась Пресвятая Дева, названная Марией и ставшая Матерью Господа Иисуса Христа.

Тайна «угла» в названии

Фото Владимира Ештокина

Сегодня при описании церкви нам бы вряд ли захотелось назвать ее «на углу» – скорее в голову пришли бы сочетания «на рву» или «на берегу Москва-реки». Однако даже сейчас смысл названия странным образом угадывается, когда приходишь к храму.

Церковь Зачатия праведной Анны, «что в углу», относится к Подворью Патриарха Московского и всея Руси храмов в Зарядье. Однако она долгое время была физически отделена от других храмов – сначала стройкой паркового комплекса «Зарядье», а теперь забором самого парка. Аккуратная однокупольная церквушка несколько скрыта от взгляда посетителей парка современными масштабными постройками – чтобы попасть к ней, нужно обойти Большой амфитеатр. Действительно волей-неволей создается ощущение, что храм находится «в углу».

Исторически же церковь в буквальном смысле находилась в углу. Она располагалась на окраине густо застроенного района Зарядья и примыкала к углу Китайгородской стены. Когда после пожара 1547 года пришлось заново отстраивать практически всю Москву, обновление коснулось и церкви Зачатия праведной Анны. В указе Елены Глинской, матери Ивана Грозного, она была названа той, «что в углу».

В советское время застройка вместе со стеной были снесены, и название «что в углу» стало вызывать вопросы.

Одна из древнейших церквей Москвы

Мемориальная табличка на стене храма гласит: «Памятник архитектуры. Церковь Зачатия Анны. Начало XVI века. Приделы и гульбище XVII века. Охраняется государством».

Неизвестно, когда было построено первое, еще деревянное, здание церкви Зачатия праведной Анны. Однако каменный храм был возведен и упомянут уже в 1493 году, во время правления Ивана III. Обновленная церковь Зачатия праведной Анны была построена в атмосфере ожидания конца света: в 1492 году начиналось седьмое тысячелетие со дня Сотворения мира (5508 лет до рождества Христова плюс 1492 года после Рождества Христова).

Храм времен Ивана III сильно пострадал во время московского пожара 1547 года и был отстроен заново. Он-то и дошел, претерпев значительные изменения, до наших дней.

В 1658-1668 был возведен северный придел в честь великомученицы Екатерины. Предполагают, что поводом было рождение у царя Алексея Михайловича дочери Екатерины. Тогда же было построено гульбище – галерея, окружающая здание храма по периметру.

В 1752 году была проведена первая реконструкция на средства купчихи Замятиной: вместо звонницы была построена двухъярусная колокольня. В XIX столетии были возведены приделы Девяти мучеников, мучеников Виктора и Викентия.

Какую роль в истории церкви сыграл Дмитрий Пожарский?

Фото Анастасии Денисовой

Одна из многочисленных перестроек храма связана с именем князя Дмитрия Пожарского. Считается, что в 1617 году в память об освобождения Москвы от польско-литовских интервентов по заказу Дмитрия Пожарского был построен южный придел в честь великомученика Мины Котуанского. В день памяти этого святого – 11 ноября – в 1480 году завершилось стояние на Угре, закончившее двухвековое монголо-таторское владычество на Руси.

С именем Пожарского связан еще один факт из истории храма. В 1610 году купец Иван Твердиков купил и пожертвовал церкви 30-пудовый колокол, отлитый во Франции в 1547 году. Во время Смуты колокол был украден и вывезен из храма. Именно Дмитрию Пожарскому удалось найти его, выкупить и вернуть на законное место.

Судьба церкви в советское время

Фото Анастасии Денисовой

С 1920-х по 1960-е годы церковь Зачатия Анны была закрыта. Здание храма находилось под государственной защитой как памятник истории, но потом было отдано под конторские и туристические учреждения. В таких условиях убранство внутренней части храма было безвозвратно утрачено.

В 1954-1958 годах в храме были проведены реставрационные работы с целью восстановить архитектуру XVI века.

Церковь Зачатия Анны, «что на углу», сегодня

+6

В 1994 году церковь Зачатия Анны была возвращена Русской Православной Церкви и освящена. В храме возобновились богослужения, но с началом строительства парка в Зарядье были приостановлены. Даже после открытия «Зарядья» службы еще не были возобновлены, и храм стоит закрытым.

Как попасть к церкви?

Во время строительства парка церковь находилась на огороженной территории и была закрыта для посещения. Теперь же попасть к храму не составляет никакого труда. Идти удобнее от станции метро «Библиотека имени Ленина»/»Боровицкая» или «Охотный ряд» до паркового комплекса «Зарядье». От главного (и пока единственного) входа в «Зарядье» нужно пройти парк насквозь в направлении Москворецкой набережной. За Большим амфитеатром и прячется аккуратная церквушка.

Варварка — одна из самых древних московских улиц, её название (по церкви Святой Варвары Великомученицы) сохранилось еще с XV—XVI веков. В советское время, с 1933 по 1993 годы, Варварка называлась улицей Разина в честь донского казака, предводителя крестьянского восстания 1670-1671 годов Степана Разина. По её чётной стороне выстроились в ряд несколько старинных храмов, уцелевших при градостроительных реформах и в наши дни переданных Русской Православной Церкви.
При зачистке местности под строительство гостиницы «Россия» только эти храмы да еще Палаты бояр Романовых и сохранились. Обветшавшие жилые кварталы Зарядья начали сносить еще до войны, а в 1960-е от многочисленных построек от Варварки до набережной оставили только церковь Зачатия Святой Анны.
Помимо рабочих трущоб под ковш экскаватора отправились несколько изящных городских усадеб и здание Торгового дома Товарищества «Викула Морозов с сыновьями, Иван Поляков и компания» (на старом фото — справа, за храмом Георгия Победоносца). 1903-1904 гг.: https://pastvu.com/p/4764
Церковь Зачатия Святой Анны. 1950 год: https://pastvu.com/p/38162
Церковь Зачатия Святой Анны. 2012 год
Снос на Варварке в 1966 году: https://pastvu.com/p/237607
В советский период богослужения в церквях не проводились, здания использовались как склады, жильё или клуб (в храмах замечательная акустика для проведения концертов) и выглядели неказисто. Но в итоге, после их реставрации, получилась отличная картинка для туристов: старая дореволюционная и новая социалистическая Москва в одном кадре. Но это только внешне, внутреннее убранство было разграблено, исчезли иконостасы, закрашены старинные фрески. Потребуется не один год труда реставраторов, чтобы восстановить хотя бы часть исторических интерьеров. Какими они были, можно судить по старым фотографиям и сохранившимся фрагментам росписи XVIII—XIX веков.
несохранившийся иконостас в Знаменском соборе. 1920 год
В настоящее время храм Варвары Великомученицы, церковь Максима Блаженного, храм Знамения Божией Матери, храм Великомученика Георгия Победоносца и церковь Зачатия Святой Анны входят в состав Подворья Патриарха Московского и всея Руси храмов в Зарядье, что в Китай-городе. Настоятель — протоиерей Вячеслав Николаевич Шестаков.
Весной 2014 года мэр Сергей Собянин сообщил о предстоящей реставрации храмов в Зарядье: «Совместно с федеральными властями в нынешнем году мы приступаем к реставрации этих памятников архитектуры религиозного назначения. Начинать нужно уже сейчас, чтобы к моменту открытия парка «Зарядье» вокруг был единый архитектурный ансамбль с обновленными храмами и новыми пешеходными улицами, прежде всего — Варваркой».
Интерес горожан к московской истории растёт, чему подтверждение праздник улицы Варварки, прошедший 23 ноября 2014 года. Инициативу общественного движения Архнадзор поддержали городские власти и представители Церкви. В этот день москвоведы Рустам Рахматуллин, Дмитрий Лисицин, Александр Ракитин, Константин Михайлов, Денис Сергеев, Александр Фролов провели экскурсии по памятным местам Варварки, причём численность групп составляла от 80 до 120 экскурсантов. А вечером состоялась дискуссия о будущем Зарядья с участием главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, который заявил, что готов учесть пожелания архитекторов и историков. Среди предложений — восстановление утраченного Псковского переулка как пешеходной трассы, воссоздание фруктового сада при Английском подворье, необходимость проведения археологических исследований вокруг стилобата снесённой гостиницы «Россия» (это шестиметровый культурный слой под остатками фундаментов зданий XVIII-XIX веков), воссоздание комплекса зданий Товарищества мануфактур «Викулы Морозова с сыновьями».
http://www.archnadzor.ru/2014/11/26/prazdnik-lyubvi/
Храм Варвары Великомученицы (Варварка, дом 2). 1968-1972 гг.: https://pastvu.com/p/76185
Первый каменный храм был построен в 1514 году под руководством итальянского зодчего Алевиза Нового. В 1796—1801 годах на его месте появилось здание по проекту Родиона Казакова.
Статья: http://zaryadie.ru/node/140
Церковь Максима Блаженного (Варварка, дом 4). 1966-1967 гг.: https://pastvu.com/p/16157
Каменная церковь Святого Максима Исповедника построена на Варварке в 1568 году и за прошедшие столетия не раз меняла свой облик. Здание, которое можно увидеть на Варварке в наши дни, возведено в 1698—1699 годах.
Статья: http://zaryadie.ru/hram-maksima-blazhennogo
Храм Знамения Божией Матери (Варварка, дом 8). Знаменский монастырь. 1882 год: https://pastvu.com/p/2040
Земля, где находится Знаменский монастырь, в XVI веке принадлежала боярам Романовым. Там располагался боярский двор и домовая церковь, освящённая во имя иконы Божией Матери «Знамение». Монастырь был основан в 1631 году, в 1679—1684 годах архитекторы Федор Григорьев и Григорий Анисимов построили пятиглавый собор. Эти стены пережили и многочисленные московские пожары, и нашествие наполеоновской армии.
С 1923 года Знаменский монастырь был упразднен, собор закрыт и перестроен под жилье, главы с барабанами разобраны, главную святыню — икону Божией Матери «Знамение», один из первых иконописных образов Богоматери — передали в Иркутский музей. До 1990-х годов в соборе находились лекционный и концертный залы Дома пропаганды Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, от них сохранилась небольшая сцена и задник с изображениями актеров-скоморохов.
Статья: http://www.pravoslavie.ru/put/28620.htm
Храм Великомученика Георгия Победоносца на Псковской горке (Варварка, дом 12). 1968-1970 гг.: https://pastvu.com/p/82044
Пятиглавая церковь Георгия Победоносца была построена в 1658 году. В 1818 году к ней были пристроены помещения трапезной и колокольня, своим псевдоготическим стилем контрастирующие с основным зданием церкви.
Справка: http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=moscow&page=326
Икона, пробитая пулями в дни революционных боев
А по нечётной стороне Варварки располагались торговые и конторские дома. Вот одно из таких зданий — дом № 9 — Контора Товарищества Тверской мануфактуры семьи Морозовых, 1896—1898, архитектор А.В.Иванов.

Парк «Зарядье» — масштабный проект по созданию у стен Кремля уникального общественного пространства для отдыха, культурного досуга и развлечения детей и взрослых. Крупнейшая парковая зона площадью 10,2 га с занимательной «начинкой» станет центром притяжения для жителей и гостей столицы.
Авторы концепции парка «Зарядье» поставили перед собой цель создать в самом сердце Москвы пространство, где поддерживаются основные ценности современной России — территории открытий, инноваций, бережного отношения к истории и природе.
«Зарядье» — первый новый крупный парк в столице за последние почти 70 лет. Его масштабы и сложность инженерных решений поражают. Площадь объектов парка составляет почти 78 тыс. кв. метров, из них 25,2 тыс. «квадратов» займет многофункциональный концертный зал. В «Зарядье» также построена подземная парковка на 430 машин.
Главной особенностью парка стало то, что все его объекты «спрятаны» под ландшафтом. При этом зеленое пространство «Зарядья» не будет однообразным — всю территорию парка разделили на четыре климатических зоны: лес, северный ландшафт, степь и заливные луга.
Объекты парка:- Медиацентр — Ледяная пещера /
Заповедное посольство- Ресторан- Кафе- Концертный зал- «Стеклянная кора»- Большой амфитеатр- Малый амфитеатр- Колокольня Знаменского монастыря- Китайгородская стена- «Парящий мост»- Информационный центр- Отель- Нижняя набережная- Церковь Варвары Великомученицы на Варварке- Палаты Старого
Английского двора, музей- Церковь Максима Блаженного- Церковь Зачатия Святой Анны- Братский корпус Знаменского монастыря- Собор Знаменского монастыря- Служебный корпус
Знаменского монастыря — Палаты бояр Романовых,музей- Церковь Георгия Победоносцана Псковской горке- Комплекс доходных домов З.М. Персиц
Подробнее: https://stroi.mos.ru/park-zariad-ie?f…
Варварка — одна из самых древних московских улиц, её название (по церкви Святой Варвары Великомученицы) сохранилось еще с XV—XVI веков. В советское время, с 1933 по 1993 годы, Варварка называлась улицей Разина в честь донского казака, предводителя крестьянского восстания 1670-1671 годов Степана Разина. По её чётной стороне выстроились в ряд несколько старинных храмов, уцелевших при градостроительных реформах и в наши дни переданных Русской Православной Церкви. При зачистке местности под строительство гостиницы «Россия» только эти храмы да еще Палаты бояр Романовых и сохранились. Обветшавшие жилые кварталы Зарядья начали сносить еще до войны, а в 1960-е от многочисленных построек от Варварки до набережной оставили только церковь Зачатия Святой Анны.
Помимо рабочих трущоб под ковш экскаватора отправились несколько изящных городских усадеб и здание Торгового дома Товарищества «Викула Морозов с сыновьями, Иван Поляков и компания» (на старом фото — справа, за храмом Георгия Победоносца). 1903-1904 гг.
В советский период богослужения в церквях не проводились, здания использовались как склады, жильё или клуб (в храмах замечательная акустика для проведения концертов) и выглядели неказисто. Но в итоге, после их реставрации, получилась отличная картинка для туристов: старая дореволюционная и новая социалистическая Москва в одном кадре. Но это только внешне, внутреннее убранство было разграблено, исчезли иконостасы, закрашены старинные фрески. Потребуется не один год труда реставраторов, чтобы восстановить хотя бы часть исторических интерьеров. Какими они были, можно судить по старым фотографиям и сохранившимся фрагментам росписи XVIII—XIX веков.
В настоящее время храм Варвары Великомученицы, церковь Максима Блаженного, храм Знамения Божией Матери, храм Великомученика Георгия Победоносца и церковь Зачатия Святой Анны входят в состав Подворья Патриарха Московского и всея Руси храмов в Зарядье, что в Китай-городе. Настоятель — протоиерей Вячеслав Николаевич Шестаков.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *