Храмы в Иерусалиме

Храм царя Соломона

Иерусалим до храма

После того, как евреи ушли из Египта, временным храмом им служила Скиния собрания — своеобразная палатка из ковров и кож, которая переносилась с места на место. Считалось, что Бог сам должен выбрать место, где ему будут поклоняться. До строительства храма в Иерусалиме в Скинии приносились жертвы и хранился Ковчег Завета — тот самый, в котором были спрятаны Скрижали Завета с Десятью заповедями.

Иерусалимский храм стоял на Краеугольном камне — месте сотворения мира

До евреев Иерусалим был населен иевусеями. Их покорил Давид, захватил город и провозгласил себя царем. В новую столицу Давид перенес Скинию и задумал построить грандиозный храм, место для поклонения евреев со всего Израиля. Но, согласно одному преданию, он не получил от Бога позволения строить храм — кровопролитные войны и прелюбодеяние запятнали его. По другой версии, царь последовал совету пророка Натана и оставил великую миссию своему сыну Соломону. Однако место для строительства будущего храма выбрал Давид. Он купил гору Мориа, где сперва воздвиг жертвенник Богу, чтобы остановить разразившуюся эпидемию. Вместе с Верховным Судом Давид составил и план будущего храма.

Храмовая гора в Иерусалиме, в центре — мечеть Купол скалы

Строительство храма

История Иерусалимского храма полна легенд: ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению. Считается, что Соломон принялся за строительство спустя 4 года после своего воцарения. Царь тирский и библский Хирам прислал ему в помощь опытного архитектора Хирама Абиффа, искусных плотников и ремесленников. Над зданием работали 7 лет — по некоторым данным, в стройке участвовали более 150 тысяч человек. В 950 году до н. э закончились работы над храмом, а через год его освятили. Был устроен величайший праздник, который длился 14 дней. Ковчег Завета установили в Святая святых. (Особое место в храме, где находился Камень Основания или так называемый Краеугольный Камень. Считается, что именно с этого места Бог начал сотворение мира. Сейчас над этим камнем расположен мусульманский Купол Скалы). Соломон публично прочел молитву.

Царь Соломон, графюра Густава Доре

Иерусалимский храм был частью дворцового комплекса. Неподалеку от него находился большой дворец, куда из храма вел отдельный вход. Рядом также располагались летний дворец самого Соломона и дворец его жены, дочери египетского фараона.

Три раза в год все евреи совершали паломничество к храму

Центр жизни Иерусалима

Иерусалимский храм быстро стал центром религиозной, культурной и даже экономической жизни Израиля. Три раза в год по праздникам Пейсах, Суккот и Шавуот все евреи должны были прийти в Иерусалим, чтобы принести жертвы. Жертвоприношения бытовали и в обычные дни. Каждый житель Израиля должен был приносить в дар десятую часть всего своего дохода на содержание храма и его служителей. Если царская казна пустовала, правители нередко брали деньги из этих запасов. Перед праздниками на деньги храма часто чинились дороги, чтобы евреи со всех уголков страны могли беспрепятственно попасть в город. Это способствовало развитию Иерусалима. Долгое время в храме заседал Синедрион — Верховный Суд.

Реконструкция храма

В Иерусалимском храме заседал Верховный Суд

Борьба с язычеством

Настоящему возвышению Иерусалимского храма мешало то, что в Израиле были и другие святилища. Царь Езекия предпринял попытку разрушить их и издал закон, по которому молиться Богу Израиля можно было только в Иерусалимском храме. Но правила эти действовали лишь до его смерти. Вскоре царь Манассия восстановил все языческие святилища, а в самом храме воздвиг статую Иштар, языческие жертвенники и поселил в нем блудниц. Лишь во время правления Иосии (VII век до н. э.) удалось окончательно очистить Израиль от языческих святилищ и превратить Иерусалимский храм в единый центр паломничества.

Реконструкция храма

Царь Манассия осквернил храм, установив в нем языческие жертвенники

Первый Иерусалимский храм был разрушен в VI веке до н. э. Вавилонский царь Навуходоносор II захватил Иерусалим и вывез из храма все сокровища. Спустя несколько лет вавилоняне вновь захватили Иерусалим, на этот раз стерев с лица земли Храм Соломона. Многих жителей города убили, взяли в плен и отправили в рабство. Именно тогда, согласно преданию, пропал след Ковчега Завета. Вскоре Иерусалимский храм был восстановлен — о втором Иерусалимском храме читайте в следующем материале.

>Иерусалимский храм (4 голоса: 5.0 из 5)

монахиня Мариам (Юрчук)

Место, где встречаются эпохи

Величественная гора, возвышающаяся над Иерусалимом по библейской традиции так иудейской, как и христианской идентифицируется с горой Мориа, где Авраам должен был принести в жертву своего сына Исаака, а царь Соломон построил известный ветхозаветный храм. Жертвенник Авраама, покрытый сейчас куполом мечети, был когда то естественной вершиной горы Мориа. Слово «мориах» происходит от еврейского слова «море» (страх, тревога), или «ора» (свет). Авраам назвал это место «Иегова ире», что означает «Господь усмотрит».

Площадь на Храмовой горе называется, по арабски Аль Харам Аль Шариф, что означает почтенный двор. Она имеет неправильную трапециевидную форму. Продолжительность западной стены составляет 491 метров, восточной 462м, северной 310м и южной 281м. Эта большая площадь с севера отделена канавой вырытой на холме Везефа, с юга холмом Oфель, с востока долиной Кедрон и с запада долиной Тиропеон. Она поднимается на высоту 740 м над уровнем моря. На Храмовую гору ведет восемь ворот — одни из них, Золотые Ворота сейчас замурованы. Выйти из нее можно любыми воротами, но войти — не будучи мусульманином — только одними: Мавретанскими (Муграби) — названными так, в честь мусульманских паломников из стран Северной Африки. Главный раввинат запрещает иудеям входить на Храмовую гору по галахическим соображениям (невозможность совершить в наше время очистительные обряды).

В этом месте патриарх Авраам, будучи испытываем Богом, зажег костер, чтобы принести в жертву Богу своего сына Исаака. Когда он поднял нож над его шеей, ангел посланный Богом остановил его руку. Жертва эта, прообразовала будущее Распятие и Воскресение Господа нашего Иисуса Христа: «На третий день Авраам возвел очи свои и увидел это место» (Быт.22:1-19).

Во времена царя Давида это место являлось собственностью евусея Орны (Арауна), который на вершине горы устроил себе место для молотьбы зерна. Царь Давида в конце своего правления, из-за гордости, приказал провести перепись народа, в результате чего постигло страну наказание Божие в виде эпидемии. На этом месте увидел царь ангела с мечом, поднятым над Иерусалимом, чтобы опустошить его.
В молитве, умоляя Господа, сказал Давид: «вот, я согрешил, я поступил беззаконно; а эти овцы что сделали?» Тогда Давид по указанию пророка Гада, отправился к Орне и купил у него гумно и построил жертвенник, чтобы умилостивить Бога и отвратить моровую язву (2Цар.24:18-25; 1Кор.21)

С тех пор царь Давид хотел построить храм на этом месте, но честь эта выпала его сыну Соломону.

Выбор гумна Орны на место воздвижения ветхозаветного храма говорит о том, что обожженное солнцем место труда человеческого, где он приобретает честный хлеб для себя и своей семьи, имеет в глазах Бога больше благоволение, чем самые красивых места в мире, но не освящены трудом рук человеческих. Всякий раз, когда потом приносились сюда первые снопы, собранные с полей, согласно заповедям Моисея, оживал в глазах первоначальный образ этой горы и гумно Орны.

Царь Соломон начал строить храм в четвертый год своего царствования (962г): «И дом, который я строю, велик, потому что велик Бог наш, выше всех богов. И достанет ли у кого силы построить Ему дом, когда небо и небеса небес не вмещают Его? И кто я, чтобы мог построить Ему дом? (2Пар.2:5-6).
Строительство длилось семь лет. Для строительства Соломон нанял финикийских мастеров, поэтому своим внешним видом напоминал он финикийские храмы. Храм окружал великолепный двор. Само здание храма было продолговатой формы и состояло из трёх смежных помещений одинаковой ширины — Притвора (Улам), Святилища (Хейхал) и Святая святых (Давир). В Притвор поднимались по ступеням, а с двух сторон от входа стояли две медные колонны: правая называлась «Яхин», левая «Боаз».

В Святилище стоял Семисвечник (Менора), по обеим сторонам которого располагались ещё по пять золотых семисвечников, которые отлил Хирам ( в храме Ирода стоял уже только один семисвечник). Эти светильники горели постоянно и освещали храм и днём и ночью, а огонь зажигался в них исключительно от огня из костра на жертвеннике, как и все другие огни на территории храма. В случае угасания огня на жертвеннике, его нужно было возжигать особым образом. Один из светильников Семисвечника, называемый западным зажигался только раз в год. Семисвечник в библейской традиции, а также в современном иудаизме является символом Божественного света. Эта традиция видимо послужила основой для т.н. «Чина благодатного огня (света) «у Гроба Господня в Великую Субботу в Иерусалиме, т.к. Гроб Спасителя символизирует жертвенник, где было положено обескровленное Тело Христа, как и требовалось от пасхального агнца. Согласно православной традиции, вынос Святого Огня (Света) символизирует выход из Гроба Света Истинного, то есть воскресшего Христа. В древней церкви было распространено мнение, что освящение Храма Гроба Господня и ветхозаветного храма Соломона произошло в одно, и тоже время, т.е. в еврейский праздник Кущей, а совпадение дат воспринималось как один из знаков преемственности.

Кроме семисвечников, в Святилище размещались у стен, в два ряда, пять золотых столов хлебов предложения ( в Храме Ирода только один). Перед входом в Святая святых стоял небольшой кадильный алтарь из кедрового дерева, покрытый золотом, для воскурения фимиама. Между святилищем и Святая святых, находилась завеса из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона (тонкого льна) с изображениями львов и херувимов. Считается, что именно эта занавесь разорвалась в момент смерти Христа на Голгофе: «Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот завеса в храме раздралась на-двое, сверху до низу… «(Мф. 27:51).

В Святая святых стоял Ковчег Завета с фигурами херувимов над крышкой и Скрижалями Завета внутри. Ковчег был установлен на каменном помосте над вершиной скалы Авраама, высотою в 3 пальца от уровня пола. Два гигантских херувима высотой около 5 метров, вырезанных из оливкового дерева, и покрытые золотом простирались по двум сторонам Ковчегом Завета. Согласно традиции рядом с Ковчегом стоял на полу сосуд с манной и жезл Аарона. Ковчег Завета был сделан с благородного дерева ситтим (сорт акации). Статуи херувимов были вырезаны из дерева дикой маслины, а жезл Аарона из миндального дерева.

После освящения Храма царем Соломоном, Слава Божия присутствовала в Святая Святых в виде облака. Только Первосвященник имел право один раз в год, в День Очищения (Йом Кипур) войти внутрь. В Святая Святых не было окон, там царила полная темнота, потому, что Господь: » Мрак соделал покровом Своим» (Пс.17:12) .

В самом центре внутреннего двора, напротив входа в Притвор, стоял медный, огромных размеров жертвенник всесожжения, на который поднимались по наклонной плоскости. Огонь на нем по заповеди никогда не угасал.

Вавилонский царь Навуходоносор полностью разрушил Храма Соломона в 586 году д.н.э. Пророк Иезекииль видел, как «слава Иеговы» в виде облака покидает Иерусалим: И поднялась слава Господа из среды города и остановилась над горою, которая на восток от города… (Иез.11:23). Это была гора Елеонская, с которой впоследствии вознесся на небо Иисус Христос. Семьдесят лет спустя, Персидский царь Кир издал декрет, разрешавший изгнанникам возвратиться в Иудею и восстановить Иерусалимский храм. После возвращения из плена началась восстановление храма под руководством Зоровавеля. Второй храм уступал место первому по величию и красоте. Святая Святых оставалось пустым, Божественное присутствие в виде облака покинуло его, а также Ковчег Завета со Скрижалями был утрачен навсегда. Сохранилось предание, что он найдется в конце времени.

В 167 году до н.э. Храм был осквернен селевкидским правителем Антиохом Эпифаном IV, который установил на его территории статую Зевса. Это событие стало причиной восстания Маккавеев, которые заново освятили Храм и установили в память об этом событии праздник Ханука (освящение).

Сын Антипатра, римского прокуратора Иудеи, служивший при царском дворце, устроив переворот, воцарился и основал новую династию уничтожив прежде всех потомков Маккавеев. Его звали Ирод. Происходил он из тех самых идумеев (потомки Исава), которых Маккавеи насильственно обратили в иудаизм.

В 19 году до н.э. царь Ирод, чтобы добиться уважения народа и прикрыть перед евреями свое идумейское происхождение, склонность к эллинизму, а также многочисленные преступления, предпринял смелый план реконструкции Храма. Для этой грандиозной работы, было нанято десять тысяч рабочих, и тысяча священников обучалась строительному мастерству, чтобы мирские люди не имели доступа к священным помещениям.

Храм получился необыкновенно красивым. В него вело пятеро ворот (по другим источникам 12). Великолепная галерея украшала его с четырех сторон, включая знаменитый Королевский портик и так называемый портик Соломона.

Юго-восточный угол этого портика, часто называемый «вершиной храма», тянулся вдоль южной стены Храма и находился на самом краю глубокой долины Кедрон, на высоте около 180 метров. Здесь происходило описанное в Евангелии одно из искушений Христа: «Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4:5-7).

С этого угла был также сброшен и побит камнями во время проповеди в 62 году, Иаков брат Господень, первый епископ Иерусалима.

На противоположном углу храмовой площади находилась знаменитая крепость Антония, которая использовалась римлянами главным образом, помимо хранения облачения первосвященника, как наблюдательная точка, откуда удобно было контролировать поведение богомольцев в Храме, особенно по случаю больших праздников. Здесь апостола Павел после посещения Храма избежал смерти от фанатически настроенных иудеев, объявив себя гражданином Рима ( Деян.21-22).

За внешней стеной находился двор, куда сгонялись предназначенные для продажи жертвенные животные, устраивались меняльные конторы, особенно перед праздниками. Доступ сюда был открыт всем, включая язычников. Внутренний двор был предназначен исключительно для израильтян и отделен забором из резного камня на котором были прикреплены таблички на греческом и латинском языках, предупреждавшие, что необрезанным под страхом смерти запрещен вход внутрь. В восточной части храмового двора находился квадратный в плане так называемый женский двор окруженный балконом. В каждом из его четырех углов были квадратные приделы: для назореев, для прокаженных и для хранения масла и вина также двор для дров необходимых для существования жертвенника. За ним через внутреннюю преграду находились дворы израильтян и священников.

Еврейский историк Иосиф Флавий так описывает внешний вид храма: «Внешний вид храма представлял всё, что только могло восхищать глаз и душу. Покрытый со всех сторон тяжёлыми золотыми листами, он блистал на утреннем солнце ярким огненным блеском, ослепительным для глаз, как солнечные лучи. Чужим, прибывавшим на поклонение в Иерусалим, он издали казался покрытым снегом, ибо там, где он не был позолочен, он был ослепительно бел» (Иудейская Война V, 5-6). Иосиф Флавий пишет также, что из высокой террасы храма, можно было увидеть пространство от Средиземного до Мертвого моря.

Храм Ирода был построен с использованием элементов греко-римской архитектуры, его величественность впечатляла и апостолов: «Учитель! посмотри, какие камни и какие здания!» (Мк. 13:1).

Ветхозаветный храм кипел жизнью. Глазами воображения, можно представить себе его будничный день.

Вот левиты, совершив обряд очищения, спешат к своим обязанностям, а книжники и фарисеи, усевшись под колоннами, спорят о законе, и ищут аргументы, как бы опровергнут утверждения саддукеев. Священники и знатоки писаний, ожидая открытия заседания Синедриона, соревнуются в точнейшем истолковании закона.

Пришедший из поля земледелец с первыми снопами пшеницы встречается здесь с городским аристократом, который ведет на веревке трехлетнего тельца башанского, а набожный, но ревнивый муж тащит с собой свою легкомысленную жену, подозреваемую в измене, чтобы горькими водами испытать ее верность.

Под высоким портиком двора язычников народ увлеченно беседует с новоявленным пророком, а продавец голубей громко выкрикивают из-за прилавка.

Звуки торговли, пламенных споров, песнопений и частной молитвы, мешаются здесь со звуками труб, голосами убиваемых животных и с треском пламени на костре жертвенника.

Для нас, христиан, самыми ценными являются картины храма, запечатленными на страницах Евангелия. Здесь происходило введение во Храм Пресвятой Богородицы, здесь пророк Захария во время служения в храме получил весть от Ангела, о том, что его престарелая жена родит ему сына, будущего Иоанна Крестителя, который «будет велик пред Господом» и «предъидет пред Ним в духе и силе Илии» (Лк. 1:25).

Сюда был принесен Богомладенец Иисус своими святыми родителями в дар Богу, на 40-й день после рождения, и встречен старцем Симеоном и пророчицей Анной. В память об этом событии был установлен христианский праздник – Сретение Господне.

Здесь нашли Его родители сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их так, что » все дивились разуму и ответам Его», здесь же на крыле храма был искушаемый от сатаны (Лк. 4:9-12). Отсюда выгнал всех продающих и покупающих, и опрокинул скамьи меновщиков и скамьи продающих голубей, сказав, что » дом Мой домом молитвы наречется для всех народов а, вы сделали его вертепом разбойников» (Ис. 56:7; Иер. 7:11).

Здесь не осудил блудницы, предложив первому бросить камень тому, который никогда не согрешил (Ин. 8:2-11). К этому храму совершил свой славный «Вход Господень в Иерусалим», когда народ кричал «Осанна Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» (Мф. 21:9). Сюда вернул Иуда тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам,
сказав «согрешил я, предав кровь невинную».

В этом храме исцелял, проповедовал и говорил притчи, здесь же предсказал его будущее разрушение: И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. Иисус же сказал им: видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено. (Мф. 24:1-2).

Это ужасное пророчество, исполнилось в 70 году н.э. Иерусалим был полностью разрушен, а храм сожжен римской армией, во время осады Иерусалима сыном императора Веспасиана, Титом. От этого некогда величественного сооружения остались лишь развалины, ставшие для народа израильского знамением суда Божьего.

Этот день в истории Израиля стал символом всех несчастий, страданий и народных бедствий. Согласно еврейской традиции, в тот же день (9 Ава по еврейскому календарю) был полностью разрушен также и первый храм построенный царем Соломоном (Иосиф Флавий указывает 10 Ава).

В Талмуде говорится, что за 40 лет до разрушения храма построенного Иродом, ветхозаветные жертвоприношения потеряли свою силу: «зa сорок лет до разрушения храма жребий (козлов) не выпал на правую сторону; красная лента не побелела; западный свет перестал гореть; двери святилища (ворота храма) открылись сами по себе…» (Йома 39б).

В первом отрывке жребий и верёвка являются частью обряда Дня Очищения (Йом Кипура). Этот ветхозаветный праздник по толкованию святых отцов является прообразом искупительной жертвы Христа и Его Второго Пришествия.

Открывающаяся сама по себе дверь возвращает нас к завесе, разорвавшейся на две части во время смерти Христа на горе Голгофе. Последовавшее в момент смерти Христа землетрясение, видимо стало прямой причиной открытия ворот храма, для открытия которых по сообщению Иосифа Флавия требовалось двадцать священников. В тот же самый момент видимо разорвалась на две части и церковная завеса (Мф. 27,51).

Слова Спасителя «Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф.23,38; Лк.13, 35), по толкованию Евфимия Зигабена «Дом ваш», т.е. храм, оставляется пустым, так как в нем не обитает больше благодать Божия.

В Священном Писании, храм (Хейхал), часто называемый Домом Божьим (бейт означает дом) или дом Господа (Ездр 1:4; Иер. 28:5; Пс. 91:14; 134,2). В Новом Завете храм, тоже называется Домом Божьим (Мф.12:4) или «Домом отца моего» (Лк 2:49; Ин. 2:15; Мф. 21:13).

Долгое время храмовая площадь находилась в руинах и запустении. В 130 году н.э. император Адриан построил на развалинах Иерусалима римскую колонию под названием Элия Капитолина, а на храмовой площади языческое святилище в честь Юпитера Капитолийского, что стало непосредственной причиной восстания Бар-Кохбы в 132 году. Восстание было подавлено, и Адриан издал декрет, по которому всем, кто подвергся обрезанию, доступ в город был запрещён.

«По сей день неверным рабам запрещается входить в Иерусалим, ибо они убили слуг Бога и даже Сына Его. Им дозволено приходить в город лишь для того, чтобы оплакать его, и за деньги покупают они себе право оплакать разрушение своего города» — писал в IV веке блаженный Иероним.

В 363 году император Юлиан Отступник пытался восстановить храм Бога Израиля, чтобы опровергнуть пророчество Иисуса относительно Храма (Лк. 21:6), но как пишут историки, землетрясение, бури и огонь вырывавшийся из под земли, прервали начатую постройку, а вскоре наступившая смерть Иулиана положила конец всем его планам.

С тех пор священная площадь на горе Мория была заброшена, а в византийский период стала даже складом мусора.

Храмовая горя стала снова местом поклонения и молитвы после захвата Палестины арабами в 638 году. Халиф Омар, построил здесь первую деревянную мечеть, а Омейядский халиф Абд Аль Малик в 661 году заменил ее каменным Куполом над Скалой, который стоит здесь до сегодняшнего дня.

В южной части храмовой площади в 705 году, халиф Аль Валид, построил Мечеть Эль Акса, что означает «мечеть отдаленная».

После завоевания Иерусалима крестоносцами в 1099 году, мечети на Храмовой горе были превращены в церкви: «Купол над скалой» стал Храмом Господа (Темплюм Домини), а Эль Акса — храмом Святого Соломона (Темплюм Соломонис).

В 1187 году, после поражения крестоносцев в битве на горе Хиттим, Иерусалим был завоеван войсками Саладина (Салах ад-Дина).

В ходе взятия города несколько мусульманских воинов взобралось на вершину » Купола над Скалой» где стаял золотой крест. В этот момент как передают арабские и христианские хроники — битва была прервана и глаза всех смотрели в одну точку, крест на куполе. Когда мусульманскими воинами крест был сброшен на землю, тогда по всему Иерусалиму разнесся такой крик, что земля задрожала. Мусульмане кричали от радости, христиане от ужаса. С тех пор над горой Мориа доминирует неизменно мусульманский полумесяц.

От ветхозаветного храма сохранился только фрагмент стены окружающей Храмовую гору, которая уцелела после штурма римских легионеров в 70 году. Эту стену обычно называют Стеной плача (Котель ха-Маарави) или Западная стена. В действительности эта стена не является частью ветхозаветного храма, а только частью подпорной стены выполненной так чтобы образовать ровное плато на уровне вершины горы Мориа.

После разрушения храма стала она самым святым местом иудаизма. В первые века после разрушения храма евреи собирались на молитву на Масличной горе, откуда открывается вид на всю Храмовую площадь. Начиная с V в. возникает обычай молиться у Стены плача и оплакивать разрушение храма. Постепенно Стена плача превращается в место символизирующее былое величие Израиля и упование на его будущее.

9 Ава (начало августа) в Израиле является днем национального траура. У Стены плача собираются иудеи, для того чтобы оплакивать разрушение храма. Читаются особые молитвы, книга пророка Иеремии и книга Плачь Иеремии:

«Вспомни, Господи, что над нами совершилось; призри и посмотри на поругание наше. Наследие наше перешло к чужим, домы наши — к иноплеменным; Отцы наши согрешили: их уже нет, а мы несем наказание за беззакония их. (Пл. Иер. 5:1)

В древней христианской церкви, десятое воскресенье после Троицы было днем памяти о разрушении, Иерусалима. Сегодня эта традиция уже забыта.

Источник: Журнал «Фома»

Согласно древним сообщениям, Иерусалим был сначала небольшой деревней, которую называли Салем и заселяли хананеи, предки палестинцев. Великий и праведный ханаанский правитель превратил эту деревню в город и назвал его Иерусалимом. Он также построил там храм. Об этом говорится в книге «Иудейская война» историка I столетия Иосифа Флавия: «Тот, кто построил (город Иерусалим), был влиятельным человеком среди хананеев. На их языке его называли Мелхиседек, «праведный царь», поскольку именно таким он и был. Он был первым священником и построил (там) первый храм, и назвал город Иерусалимом, который до этого назывался Салем».

Согласно Библии, Мелхиседек был современником пророка Авраама (Ибрахима, мир ему), жившего около 1800 г. до н. э., поэтому считается, что Иерусалим вместе с храмом был изначально построен как ханаанский город ханаанским царем около 3800 лет назад.
С 1600 по 1300 гг. до н. э. город находился под египетским сюзеренитетом, но оставался в руках ханаанских правителей, плативших дань фараонам. В этот период на город часто нападал народ, известный как хапиру, или хабиру. Вероятно, именно они и были древними евреями, которые представлены в Библии предками современных евреев.

В 1897 году были обнаружены древние египетские письмена, известные как Амарнский архив (Тель-эль-Амарнский архив). Среди них была найдена переписка между фараоном XIV ст. до н. э. и Абди-Хебой, ханаанским правителем Урасалима (Иерусалима), в которой последний просит своего египетского сюзерена помочь в защите от набегов хабиру.
Египтяне и хананеи были очень ослаблены моральным разложением, магией и идолопоклонством. Хабиру удалось утвердиться в Северном Ханаане, или Палестине. В то время среди евреев (израильтян), проживавших в Египте на положении рабов, появился пророк Моисей (Муса, мир ему). Муса вывел евреев из Египта, и после него Аарон и Иешуа привели их к Северному Ханаану, где они присоединились к другим евреям и разделили с ними их богатство и свободу.

Несмотря на многочисленные разногласия, идолопоклонство и аморальные практики, традиция Мусы (мир ему) была жива, и время от времени в их среде появлялись пророки. Среди таких людей были царь Давид (Давуд) и его известный сын Соломон (Сулейман) (мир им).
Именно в правление царя Давида евреи смогли установить сильное царство во всей Земле Ханаанской. И тогда (около 1000 г. до н.э.) Иерусалим впервые стал иудейским городом, и Давид (мир ему) провозгласил его столицей. Позже Соломон (мир ему) построил иудейский храм на месте раннего ханаанского святилища, построенного Мелхиседеком.
После смерти Соломона (мир ему) иудейское правление продолжалось в Иерусалиме приблизительно четыре столетия, и в этот период город периодически осаждали и захватывали ассирийцы, филистимляне, арабы, сирийцы и египтяне.

Само Израильское царство стало государством-вассалом и длительное время выплачивало дань Ассирии, Египту и Вавилону. В 587 г. до н. э., когда правитель царства был под сюзеренитетом Вавилона, евреи взбунтовались, и у вавилонян не было другого выбора, кроме как применить против них силу. Они разрушили царство и его столицу, Иерусалим, сожгли Храм Соломона и обратили в рабство самих евреев. Вот что Коран говорит об этом: «Мы предопределили сынам Исраила (Израиля) в Писании: „Вы дважды будете бесчинствовать на земле и будете чрезмерно высокомерными». Когда настала пора первого из двух бесчинств, Мы наслали на вас Наших могущественных рабов, которые прошлись по землям. Так обещание было исполнено» (Коран, 17:4–5).

Примерно через пятьдесят лет, в 538 г. до н. э., персидский император Кир разгромил вавилонян и получил контроль над Палестиной. Он благосклонно относился к евреям и разрешил им вернуться в Палестину и отстроить Храм — что они и сделали в 515 г. до н.э.
В правление Ездры и Неемии евреи перестроили и реорганизовали свою религиозную и политическую жизнь и какое то время процветали, а вавилоняне были порабощены персами. Коран пишет следующее об этих событиях: «Затем Мы вновь даровали вам победу над ними. Мы поддержали вас богатством и сыновьями и сделали вас более многочисленными» (Коран, 17:6).

От персов Палестина и Иерусалим перешли к Александру Великому и находились под греческим правлением с 332 г. до н. э. Конец эпохи греческого правления наступил, когда в 167 г. до н. э. они начали ставить в Храме идолов. Это немудрое действие в целом просветленных греков спровоцировало еврейское восстание Маккавеев, и в 164 г. до н. э. они (евреи) взяли бразды правления в свои руки.

Период собственно еврейского правления городом продлился около ста лет, после чего пришли римляне и установили свой контроль — сначала как язычники, позже как христиане (Византия), до взятия города вторым халифом мусульман Омаром ибн Аль Хатабом.
В эпоху Маккавеев евреи стали очень высокомерны. До этого они также выработали разрушительную тенденцию жить прошлым. Их реакцией на римское правление было слепое и высокомерное неповиновение. Они породили такие движения, как зелотское, которые без предварительной оценки ситуации хотели отобрать власть у значительно превосходящих их римлян.

Евреи также проявили упрямство по отношению к Божьему посланнику, который появился среди них примерно в 30 году нашей эры в лице Иисуса (Исы, мир ему) для того, чтобы научить их человечности, миролюбию, терпению, вере, любви и внутренней чистоте. И Бог наказал евреев снова — на этот раз руками римлян. В 70 г. н. э., в правление императора Тита, сына Веспасиана, римляне взяли Иерусалим. Они стерли город и его Храм с лица земли. После жестокой резни наступил голод, унесший жизни от 200 до 600 тысяч жителей. Позже римляне построили на месте Иерусалима новый город — Элия Капитолина. Под страхом смерти они запретили иудеям вход в него. Коран говорит об этом поражении евреев и разрушении их столицы: «…Когда настанет последний срок наказания , , чтобы они причинили вам зло, вошли в Храм, подобно тому как вошли в первый раз, и чтобы они до основания разрушили то, чем завладели» (Коран, 17:7).

Параллельно со всеми религиозными изменениями в древнем городе и его Храме происходили также и изменения в политическом руководстве. Целый ряд религиозных чувств и идей — реальные и выдуманные — оплетали город и Храм. Одна из самых важных возникших идей — это пророчество о том, что Иерусалим и его Храм, который до того имел только региональное значение, однажды станет святым местом для всего мира. Это пророчество записано в нескольких книгах Библии: книгах пророков Исаии, Михея, Иеремии и т. д. (например, Исаии 56:7 и 2:3).

Вечный Иерусалим: история города мира

В Иерусалиме, древней столице Израиля, никогда не было полезных ископаемых, выращивать урожай там было негде, да и питьевой воды не всегда хватало.

Почему же вот уже более 30 столетий армии разных народов борются за этот город? И как Иерусалим стал центром трёх религий, привлекая миллионы туристов и паломников со всего мира?

Давайте вернёмся в прошлое на несколько тысячелетий.

Первые упоминания о Иерусалиме относятся к 18-19 вв. до н.э., когда он упоминался под именем Русалимум в «египетских надписях проклятий» – надписи, сделанные на глиняных сосудах или фигурках, содержащие проклятия, которые должны были пасть на тех людей, которые предпримут враждебные действия против Египта.

В списках из Тель Амарны (14 в. до н.э.) упоминается как Урусалим, в надписях фараона Санхерива (конец 8 века до н.э.) — Урусалимму. До завоевания царем Давидом носил название Иевус. В книге Бытия упоминается как Шалем (полный, совершенный). На древнееврейском языке слово «Иерусалим» звучит как «Ерушалаим», что означает «Город мира». Но мирной судьбу Иерусалима назвать нельзя: ни один город на земле не пережил за свою историю столько разрушений и катастроф, сколько выпало на его долю.

Он менял хозяев более 80 раз, за время его существования его 16 раз разрушали и 17 раз восстанавливали!

Ханнаанеи и филистимляне, ассирийцы и иудеи, греки и персы, вавилоняне, римляне, египтяне, византийцы, арабы, мамлюки, крестоносцы, турки — все они сражались за право обладать Иерусалимом. Его разрушали десятки раз, но он снова и снова восставал из праха и пепла.

Точно не известно, кем и когда был основан Иерусалим.

Около 1000 г. до н.э. он был захвачен иудейским царем Давидом у евусеев и провозглашен столицей. Давид перенес туда и Ковчег Завета, где хранились каменные таблички с высеченными на них Десятью Заповедями, главная святыня для иудеев. Царь Давид начал подготовку к возведению Иерусалимского Храма на горе Мория.

Но Первый Храм был построен только сыном царя Давида – Соломоном – около 960 года до н.э. Соломон расширил и укрепил город, а также перенес в Храм Скрижали с Десятью Заповедями и Менору – золотой светильник, в котором непрерывно должно было гореть чистейшее оливковое масло.

Над постройкой Храма целых семь лет трудились 70 тысяч носильщиков, 80 тысяч каменотёсов и почти 4 тысячи надзирателей. Самое удивительное, что за всё это время не заболел и не умер ни один из строителей. Мало того, рассказывают, что даже ни один инструмент не сломался.

После смерти Соломона его царство распалось на два: Северное — Израиль и Южное — Иудея. Иерусалим стал столицей Иудеи.

В 598 г. до н. э. вавилонский царь Навуходоносор осадил Иерусалим. И после неудачных восстаний иудеев в 586 г. до н.э. полностью разрушил Иерусалим и сжег Храм Соломона. Большинство населения города было либо уничтожено, либо уведено в рабство в Вавилон.

Но уже в 538 году персидский царь Кир разрешает частичное возвращение изгнанников. Проводятся работы по восстановлению города и Храма. И в 516 г. до н.э. происходит освящение Второго Храма.

Второй Иерусалимский Храм не был столь внушителен и великолепен, как Первый. Нельзя не сказать и о том, что во Втором Храме уже не было Ковчега Завета. По легенде он был увезен в Вавилон после разрушения Храма, а на его месте находилась лишь мраморная плита.

В 332 г. до н.э. Иудея и Иерусалим практически без боя сдались Александру Македонскому.

164\5 год до н.э. народные повстанцы под предводительством Иуды Маккавея овладевают Иерусалимом и очищают Храм от принадлежности к языческому культу.

Спустя 100 лет Иерусалим попадает под власть Рима. Рим назначает правителем Иудеи царя Ирода, который за свою деятельность, жестокость и хитрость был назван Великим. Во времена его правления Иудейское государство достигло большого расцвета. Ирод сильно перестроил город, восстановил, по свидетельству Иосифа Флавия, Храм в том великолепии, в котором он был при царе Соломоне, проложил новые дороги и перестроил систему водоснабжения.

Правление сына Ирода не было удачным, и римляне поставили сюда своего правителя – прокуратора.

Роковую роль в истории израильского народа сыграла Иудейская война 66-73 годов.

Весной 70-го года римский военачальник Тит, сын императора Веспасиана, подошел со своим войском к городу и осадил его. Этот год стал годом падения Иерусалима и годом гибели Второго Иерусалимского Храма.

В тот же день (9 ава), когда был разрушен Храм Соломона, запылал и Второй Храм. Весь Иерусалим был превращен в руины, а Храмовая Гора была распахана.

В 135 году, после подавления очередного восстания, в Иерусалим приезжает римский император Адриан. Чтобы уничтожить всё, напоминающее об историческом прошлом евреев, Иудею называют «Сирия-Палестина», а Иерусалим получает новое название — «Элия Капитолина».

На развалинах древнего Храма по императорскому повелению было сооружено святилище Юпитера Капитолийского, а евреям под страхом смерти запрещалось входить в Иерусалим.

В городе строится много церквей, и он становится центром христианства.

335 год — освящение Храма Гроба Господня.

В 638 году Халиф Омар ибн аль-Хаттаб завоёвывает Иерусалим — и город оказывается под властью ислама.

На территории Храма, (которая до этого времени была превращена в свалку мусора), строится мечеть Аль-Акса, святыня мусульман. При мусульманах Иерусалим стал называться Аль-Кудс — Святой, место, с которого, как считается, Магомет вознесся на небо, чтобы получить Коран.

Следующими правителями была египетская династия Фатимидов, которую сменили в 1077 году турки-сельджуки. Их жестокость по отношению к христианам, была одной из причин Крестовых войн.

В 1095 году папа римский Урбан II призвал католиков Европы освободить из рук неверных главную святыню христианского мира — Гроб Господень.

На целый век Иерусалим стал центром царства крестоносцев (1098-1187).

Правление крестоносцев вызвало интенсивную христианизацию Иерусалима. Многие мусульманские святыни были превращены в церкви (например, мечеть Купол скалы — в церковь Храма Господня, мечеть Аль-Акса в церковь Соломона, главную резиденцию ордена тамплиеров).

Крестоносцев сменил знаменитый завоеватель Востока Салладин, затем мамлюки.

При мамлюках Иерусалим становится центром мусульманского богословия и множество паломников устремляются в город. Мамлюки всячески подчеркивали значение Иерусалима для ислама, поощряя строительство мечетей и заезжих дворов для паломников.

С 13-14 вв. Иерусалим становится одним из центров мусульманской учености.

Христианам не запрещалось посещать Святые Места, но, например, за вход в храм Воскресения паломник должен был вносить определенную плату.

Мамлюки мало заботились об экономическом развитии Иерусалима и поэтому, несмотря на превращение города в религиозный центр, экономическое положение его населения, которое к концу 15 в. вряд ли превышало десять тысяч человек, было весьма тяжелым.

В 1517 году город завоевывает турецкий султан Селим, и начинается 400-летняя эпоха владычества Османской империи.

При султане Сулеймане Великолепном вокруг Иерусалима была возведена новая стена, сохранившаяся до наших дней. Шесть из современных ворот в Старый город тоже были сооружены в царствование Сулеймана.

Но вскоре годы бурного строительства сменились периодом застоя. В глазах турецких властей Иерусалим перестал быть стратегически значимым и стал всего лишь фортом для отражения набегов, кочевавших по пустыне, бедуинов.

Император Наполеон также предпринимал попытку завоевать Иерусалим. В то время он командовал армией, но еще не был главой государства. В самом начале его карьеры Наполеону пришла в голову мысль завоевать для евреев Иерусалим и, таким образом, «исполнить пророчество». Наполеоновская авантюра закончилась так быстро, что история почти ничего не говорит о ней. Ему не удалось дойти до Иерусалима, его армия была остановлена у города Акко.

Конец турецкому владычеству положил в 1917 году английский генерал Алленби. Британский фельдмаршал, лорд Алленби (в составе его армии находился еврейский легион), вступает в Иерусалим без боя, пешком, в знак уважения к Святому Городу.

На Ближнем Востоке был установлен режим управления Великобритании по мандату Лиги Наций. Не увенчавшиеся успехом попытки английского правительства «примирить» арабских и еврейских жителей Палестины, вынудили Англию передать этот вопрос на рассмотрение в ООН.

В 1947 году Генеральная Ассамблея ООН приняла решение о ликвидации британского мандата и разделении Палестины.

А 14 мая 1948 года Бен Гурион провозглашает Израиль независимым государством. Правда, свою независимость израильтянам пришлось завоевывать в последовавшей на следующий же день войне Израиля со всем арабским миром.

Результатом этой войны было разделение Иерусалима на арабскую (впоследствии Иорданскую) и Израильскую части. К Иордании отнеслись также Западный берег реки Иордан и значительная часть Галилеи, к Сирии — Голанские высоты.

13 декабря 1949 г. правительство Израиля официально провозгласило Иерусалим столицей государства Израиль и перевело Кнессет и правительственные учреждения из Тель-Авива в Иерусалим.

Но с тех пор история города не прерывается.

Этот город знает войны и мир, победы и поражения, любовь и ненависть, богатство и бедность, радость и боль своего народа. И сегодня сюда приезжают миллионы людей со всего мира с надеждой и верой. Потому, что Иерусалим — это город веры, город откровения, где всё кажется выстраданным и выстроенным самим Творцом.

Храм Соломона в Иерусалиме: описание и фото

Храм Соломона называли в древности одним из 7 чудес света. Своим величием и грандиозными размерами он поражал очевидцев. В 10 веке до н.э. Храм Соломона воздвиг царь Соломон. Это был период расцвета государства Израильского, а сам Храм стал считаться главной святыней евреев. Пока они ходили по всей земле, ища Землю обетованную, и воевали с соседями, пока у евреев не было еще своего государства, Бог странствовал вместе со своим избранным народом. Гарантией избранности служил Ковчег Завета. Однако евреи со временем решили обосноваться в Палестине. Тогда они построили Храм царя Соломона, который стал символом единства Израиля, управляемого богом царства.

Иерусалим при Давиде

Иерусалим при царе Давиде стал столицей. Он перенес Ковчег Завета именно сюда. Ковчег находился в специальной Скинии. Территория Иерусалима пролегала между наделами колена Вениамина (из него был первый царь Израиля Саул) и колена Иуды (Давид происходил из него). Город, таким образом, оказывался не принадлежащим всецело ни одному из колен. Однако он стал главным местом религиозной жизни всех 12 колен Израиля.

Вклад Давида в строительство Храма Соломона

У Орны-иевусиянина Давид купил гору Мориа. Здесь, на месте бывшего гумна, он воздвиг жертвенник богу Яхве для того, чтобы остановить эпидемию, поразившую народ. Гора Мориа — особое место. Авраам, согласно Библии, хотел принести Исаака, своего сына, в жертву Богу именно здесь. Давид решил на этом месте возвести Храм. Однако замысел осуществил лишь его сын, Соломон. Давид тем не менее многое сделал для его строительства: заготовил сосуды из меди, серебра и золота, полученные в дар или добытые в войнах, а также запасы металлов. Ливанские кедры и тесаные камни доставлялись из Финикии по морю.

Ход строительства

Соломон начал строительство на 4-й год своего правления, в 480 году после исхода из Египта евреев, т.е. в 966 г. до н.э. Он обратился к Хираму, царю Тирскому, и тот прислал ремесленников, плотников, а также зодчего Хирама-Абиффа.

Наиболее дорогой материал того времени — кипарисы и кедры из Ливана — был использован при возведении такого величественного здания, как Храм царя Соломона. Использовался также песчаник. Его обтесывали каменотесы из Гебала, финикийского города. В готовом виде блоки доставляли на место строительства. Для утвари и храмовых колонн применяли медь, добытую в Эдоме из медных копей Соломона. Также строительство Храма Соломона проходило с использованием золота и серебра. Около 30 тыс. израильтян трудилось на его возведении, а также примерно 150 тыс. финикиян и ханаанеев. 3,3 тыс. надсмотрщиков, специально назначенных для этого ответственного задания, руководили работами.

Описание Храма Соломона

Великолепием, богатством и величием поражал иерусалимский Храм Соломона. Построили его по образцу Скинии Моисеевой. Только размеры были увеличены, а также использованы приспособления, необходимые для богослужения. Из 3 частей состояло сооружение: притвор, святилище и Святая святых. Большой двор, предназначенный для народа, окружал его. В скинии находился умывальник, предназначенный для ритуальных омовений. Целая система сосудов существовала при жертвеннике этого храма: 10 умывальников на подставках, художественно сделанных, а также большой бассейн, называвшийся из-за своей величины Медным морем. Коридор 20 локтей в длину и 10 — в ширину представлял собой притвор. Две медных колонны стояли перед ним.

Святилище и Святая святых отделялись друг от друга каменной стеной. В ней была сделана из масличного дерева дверь. Из массивного тесаного камня были выложены стены Храма. Они обложены были белым мрамором снаружи, а внутри — листовым золотом и деревом. Золото покрывало также потолок и двери, а пол был выполнен из кипариса, поэтому внутри Храма камня не было видно. Орнаменты в виде различных растений (колокинтов, пальм, цветов), а также изображения херувимов украшали стены. В древности пальма считалась райским деревом. Она являлась символом величия, красоты, нравственных совершенств. Это дерево в Храме стало символом торжества Бога в еврейской земле.

Освящение Храма

Семь лет продолжалось строительство Храма (957-950 гг. до н.э.). В 8-м месяце 11-го года правления Соломона была завершена работа. На праздник Кущей происходило освящение. Сопровождаемый левитами, священниками и толпами народа Ковчег Завета торжественно перенесли внутрь, в Святая святых. Войдя в Храм Соломона (фото его макета представлено ниже), руководивший строительством царь пал на колени и начал молиться. После этой молитвы огонь сошел с неба и опалил приготовленные жертвы.

В течение 14 дней продолжалось празднование освящения главного храма. Это событие отмечал весь Израиль. Не было в стране ни одного человека, не посетившего в то время Храм Соломона в Иерусалиме и не принесшего хотя бы одну овцу или вола в жертву.

Величие Храма Соломона

В Библии рассказывается о проводившихся здесь богослужениях, которые ни с чем не могли сравниться по грандиозности, торжественности и величию. Когда народ на праздники сходился и наполнял двор, левиты и священники, одетые в особые одежды, находились перед жертвенником. Пели хоры певцов, играли музыканты и трубили в шофар, когда Храм наполняла Слава Господня, появлявшаяся в виде облака.

Богослужение в Святая святых

Царь Соломон строил Храм не только лишь для евреев. Он хотел, чтобы к Единому Богу пришли все народы мира. А Храм — место, где он обитает. Мы можем наблюдать сегодня, как сотни тысяч людей со всех уголков земного шара приходят к Стене Плача ежедневно. Это место, рядом с которым когда-то находился знаменитый Храм. Однако приближаться к Святая святых его запрещено было категорически даже священникам. Страшная казнь ожидала нарушителей — смерть. Только в Судный день, то есть раз в году, первосвященник — главный жрец храма — входил сюда для того, чтобы совершить молитву о прощении всему народу Израиля грехов.

Особая накидка была поверх длинных льняных одежд этого священника — ефод. Он был соткан из 2 полотнищ и вплетенных в виссон золотых нитей. Сверху надевался также нагрудник с 12 камнями, представлявшими 12 колен Израилевых. Корона с именем Бога («Яхве» — в русской Библии) украшала голову первосвященника. С внутренней стороны в нагруднике его был карман с золотой пластиной, на которой написано было состоящее из 70 букв имя Бога. Именно по этому имени священник во время молитвы обращался к Всевышнему. Согласно легенде, к служителю была привязана веревка. Снаружи оставался один конец ее на случай, если во время молитвы произойдет беда и тело его останется в помещении, в которое никто не имел права входить, кроме него.

Как отвечал евреям Бог?

Согласно Талмуду, первосвященник «читал» ответы Господа по 12 камням на нагруднике. Это были обычно ответы на самые важные вопросы для народа и царя Израиля. Например, будет ли этот год урожайным, стоит ли вступать в войну и др. Обычно царь задавал их, а первосвященник смотрел подолгу на камни. Буквы, выбитые на них, по очереди зажигались, и жрец из них складывал ответы на вопросы.

Разрушение и восстановление Храма

Храм Соломона, грандиозный и величественный, простоял всего около трех с половиной веков. Навуходоносор, вавилонский царь, в 589 г. до н.э. захватил Иерусалим. Он разграбил город, разрушил и сжег Храм. Был утерян Ковчег Завета, и о нем не известно ничего до сих пор. Иудейский народ отведен был в плен, который продолжался в течение 70 лет. Кир, персидский царь, в первый год правления позволил вернуться в свою родную страну иудеям. И они принялись за восстановление Храма Соломона. Серебро, золото и другое имущество собрали оставшиеся в Вавилоне. Они отправили все это с репатриантами на родину и затем продолжили посылать богатые пожертвования на Храм Соломона в Иерусалиме. Восстановление его проходило не без участия царя Кира, который внес свой вклад тем, что возвратил священные сосуды иудеям, взятые из Первого Храма Навуходоносором.

Второй Храм

Иудеи, вернувшись в родной Иерусалим, восстановили прежде всего жертвенник Богу. Затем, через год, они положили основание будущему Храму. Строительство завершилось через 19 лет. Второй Храм по проекту должен был повторять в своих очертаниях формы Первого. Однако он уже не отличался таким великолепием и богатством, как Храм Соломона. Помнившие величие Первого Храма старцы плакали о том, что новое сооружение меньше и беднее прежнего.

Иерусалимский храм при царе Ироде

Царь Ирод в 70-х годах до н.э. приложил много усилий для украшения и расширения нового здания. Иерусалимский храм при нем стал выглядеть особенно великолепно. О нем с восторгом писал Иосиф Флавий, отмечая, что он так ярко блистал на солнце, что никто не мог на него смотреть.

Значение Храма

Евреи и раньше ощущали присутствие Бога, когда он шел в огненном столбе по пустыне впереди народа, когда с горы Синай сходил Моисей и его лицо сияло словно солнце. Однако Храм стал для народа особым местом, символизировавшим присутствие Божие. Хоть раз в год каждый благочестивый еврей должен был прийти сюда. Со всех концов Иудеи и Израиля, да и со всего мира, где жили в рассеянии евреи, народ собирался по большим праздникам в Храм. Об этом сказано во 2-й главе Деяний апостолов.

Конечно, иудеи, в отличие от язычников, не верили в то, что Бог обитает в рукотворных храмах. Однако они полагали, что именно на этом месте происходит его встреча с человеком. Об этом было известно и язычникам. Ведь Помпей, который был послан во время Иудейской войны командовать усмирявшими Иерусалим римскими когортами, неслучайно стремился попасть в Святая святых этого храма для того, чтобы понять, чему или кому поклоняются иудеи. Насколько же было велико его удивление, когда, отдернув завесу, он обнаружил, что здесь ничего нет. Ни статуи, ни образа, ничего! Невозможно заключить Бога Израилева в изваяние, его невозможно изобразить. Евреи когда-то верили в то, что между крыльями Херувимов, охраняющих Ковчег Завета, обитает Шехина. Теперь же Храм этот стал служить местом встречи человека и Бога.

Разрушение Второго Храма, Стена Плача

Иерусалимский храм в 70 г. н.э. римские войска стерли с лица земли. Таким образом, через 500 с лишним лет после разрушения Первого храма был разрушен Второй. О великой святыне сегодня напоминает лишь часть западной стены, которая окружала гору Мориа, где стоял Храм Соломона в Иерусалиме. Сейчас ее называют Стеной Плача. Это национальная святыня народа израильского. Однако не только евреи приходят молиться сюда. Считается, что если встать к стене лицом и закрыть глаза, можно услышать, как тысячи музыкантов и певцов воспевают Бога, трубит шофар и с небес на молящихся сходит слава Господня. Кто знает, возможно, на этом священном месте когда-нибудь будет построен и Третий храм Соломона…

Традиция строительства христианских храмов

Известно, что апостолы и Христос посещали Иерусалимский храм. После его разрушения и расселения христиан по всей земле они не могли строить другие храмы почти 300 лет. Люди богослужения совершали в катакомбах, в своих домах, на могилах мучеников из-за жестоких гонений Рима. Константин Миланский, император, в 313 году даровал своим эдиктом свободу вероисповедания Римской империи. Так христиане получили наконец возможность возводить храмы. По миру, начиная с 4 века и по сей день, строятся христианские святыни всевозможных стилей и форм, однако они восходят, так или иначе, именно к Иерусалимскому храму. Они имеют такое же трехчастное деление — алтарь, наос и притвор, повторяют в основных чертах Ковчег Завета. Однако теперь Евхаристия служит местом присутствия Божия.

Стили построек менялись со временем, каждый народ строил храмы в соответствии со своими собственными представлениями о величии и красоте, в духе аскетизма и простоты или, наоборот, богатства и роскоши. Однако живопись, архитектура, скульптура, музыка во всех из них служат одной цели — встрече Бога и человека.

Также храм часто выступал образом Вселенной в преображенном ее состоянии. Однако богословы и Вселенную нередко сравнивают с храмом. Сам Господь в Библии именуется Художником и Архитектором, создавшим по законам гармонии и красоты этот мир. Апостол Павел в то же время храмом называет и человека. Творение, таким образом, выступает как бы матрешкой: Бог создает как храм всю Вселенную, человек строит внутри нее храм и входит в него, сам являясь храмом духа. Однажды 3 этих храма должны соединиться, и тогда Бог будет во всем.

Открытие бразильского Храма Соломона

Год назад, в 2014 году, был открыт Храм Соломона в Бразилии, самый большой среди всех неопротестантских храмов в этой стране. Высота сооружения составляет около 50 метров. Площадь его эквивалентна площади пяти футбольных полей. Из Хеврона были привезены камни для строительства стен. Вечернее освещение, стоимость которого составляет около 7 млн евро, имитирует вечернюю атмосферу самого Иерусалима. Происходящее внутри храма демонстрируют 2 огромных экрана, находящихся слева и справа от алтаря. Само здание рассчитано на 10 тыс. человек.

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :
Слово синагога греческое (synagoge; от syn – вместе, ago – веду) . В еврейском языке ему соответствует слово kenesset (собрание) . Место собрания называется beth ha kenesset (дом собрания) . В Святом Евангелии и других новозаветных книгах на церковнославянском языке слово синагога переводится как «сонмище» (см. : Мф. 4: 23; 12: 9; Мк. 1: 21)
Ни в Законе Моисея, ни в других ветхозаветных книгах нет указаний о необходимости сооружать особые здания религиозных собраний. Предположение, что синагоги возникли во время вавилонского плена, не находят фактического подтверждения. Самый ранний документ, в котором упоминается синагога, – надпись времен фараона Птолемея III Эвергета (247–221 до Р. Х.) . За последние два с половиной века ветхозаветной истории синагоги получают распространение не только в диаспоре, но и в самой Палестине. Особенно много их было в Галилее.
Предписания об устройстве синагог содержатся в галахе (нормативной части иудаизма) . Синагоги должны были располагаться так, чтобы стена, противоположная входу, была обращена на Иерусалим, а в Иерусалиме – на храм (после разрушения – на место, где он стоял) . Поэтому галилейские синагоги были ориентированы на юг, а в Хевроне – на север. Согласно Талмуду, синагога должна быть самым высоким зданием в городе. Так как в рассеянии евреи это исполнить не могли, то на крышах синагог устанавливали длинные шесты. Таким странным образом выходили из затруднения.
Синагоги предназначались для молитвы, чтения Писания, толкования прочитанного и назидания. Они устраивались в образ скинии и храма, но принципиальное отличие было в том, что там отсутствовал жертвенник. Жертвоприношения не совершались. Поэтому середину прямоугольного помещения занимало возвышение (бима) , а на нем – стол или кафедра для чтения свитков Торы. Главную значимость имел шкаф, в котором хранились свитки закона. По аналогии с храмом он назывался арон х (г) а-кодеш (святой ковчег) . Место у шкафа считалось самым почетным. Большую часть внутреннего пространства синагоги занимали сиденья.
Синагоги не были делом богоустановленным. В них отсутствовало священство. Должностные лица были из мирян и не имели специальных одежд. Главным лицом был начальник синагоги (по-славянски: архисинагог, старейшина собору, начальник сонмища) , который упоминается в Святом Евангелии (см. : Мк. 5: 22, 35–36; Лк. 8: 49). Он руководил советом старейшин. Был еще служитель (см. : Лк. 4: 20) или наблюдатель (евр. : хазан) . В его обязанности входило поддержание порядка, открытие и закрытие помещения, возжигание светильников и др.
Религиозная жизнь требует от человека внимания к себе, нравственной чуткости, смирения и чистых намерений. Если этого нет, постепенно наступает отвердение сердца. Неизбежно происходит подмена. Это мы наблюдаем на примере той духовной атмосферы, которая была в сонмищах времен земной жизни Спасителя. В синагоге Назарета Иисус Христос прочел мессианское место из пророка Исайи и дал ему толкование. «Услышав это, все в синагоге исполнились ярости и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его» (Лк. 4: 28–29). Когда Господь в субботу в синагоге исцелил сухорукого, фарисеи, «выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его» (Мф. 12: 14). После того как Спаситель освободил согбенную женщину, которую 18 лет мучил сатана, начальник синагоги, негодуя, сказал народу: «Есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний» (Лк. 13: 14). Однако человек не находится в полной зависимости от духовных недугов той среды, в которой живет. Начальник синагоги Иаир имел веру в Иисуса и просил исцелить свою дочь: «Приди, возложи на нее руку Твою, и она будет жива» (Мф. 9: 18).
История синагог явственно разделяется на два периода: до и после искупительной Смерти Иисуса Христа. Пока еще не была принесена Жертва за грехи мира, продолжалась ветхозаветная история, весь смысл которой заключа

Храм Соломона

Храм Соломона

В древности Храм Соломона называли одним из семи чудес света, он поражал очевидцев своими грандиозными размерами и не меньшим величием. Царь Соломон воздвиг его в Х веке до н. э., в период расцвета Израильского государства, и Храм стал главной святыней евреев. Пока евреи ходили в поисках земли обетованной, пока воевали с соседними народами, пока у них не было государства, Бог обитал «в шатре и Скинии» и странствовал вместе с избранным народом. Ковчег Завета был гарантией этой избранности. Но когда евреи обосновались в Палестине, Храм стал символом единства Израиля, царства, которым управляет Бог.

Царь Давид сделал Иерусалим столицей своего царства и перенес сюда Ковчег Завета, хранившийся в специальной Скинии. Иерусалим находился на территории между наделами колена Иуды (из которого происходил Давид) и колена Вениамина (из которого был Саул, первый царь Израиля). Таким образом, город оказывался не принадлежащим ни к одному из колен и в то же время становился центром религиозной жизни всех двенадцати колен Израиля.

Давид купил у Орны-иевусиянина гору Мориа и на месте гумна воздвиг жертвенник Яхве, чтобы остановить поразившую народ эпидемию. Гора Мориа была особым местом: согласно Библии, здесь Авраам хотел принести в жертву сына своего, Исаака. Именно тут Давид и задумал поставить Храм. «Я живу во дворце из кедра, а Ковчег Божий находится в шатре», — сетовал царь. Но через пророка Нафана Бог сказал, что Давиду не дано будет построить Храм, ибо на нем грех прелюбодеяния и кровь, пролитая в войнах, его замысел осуществит наследник, Соломон. Однако Давид многое сделал для строительства Храма: заготовил запасы металлов, сосуды из золота, серебра и меди, добытые им в войнах и полученные в дар. Тесаные камни и ливанские кедры доставлялись по морю из Финикии. Перед смертью Давид созвал представителей всех колен и всех начальников и предложил им сделать пожертвования на строительство. А Соломону передал план Храма, данный ему в откровении от Бога: «Все сие в письмени от Господа… как Он вразумил меня на все дела постройки» (1 Пар 28:19).

Соломон приступил к строительству Храма на четвертый год своего царствования, в 480 году после Исхода евреев из Египта, то есть в 966 году до н. э. Он обратился к царю Тирскому Хираму, и тот прислал зодчего Хирама-Абиффа, плотников и других ремесленников.

На строительство Храма шел самый дорогой материал того времени — кедры и кипарисы из Ливана, использовался камень (песчаник), который обтесывали каменотесы финикийского города Гебал. Блоки в готовом виде доставляли на место постройки, чтобы «ни молота, ни тесла, ни всякого другого железного орудия не было слышно в храме при строении его» (3 Цар 6:7). Для храмовых колонн и утвари использовали медь с медных копей Соломона в Эдоме. Использовали также серебро и золото. На строительстве трудилось 30 тыс. израильтян и 150 тыс. ханаанеев и финикиян, 3,3 тыс. специально назначенных надсмотрщиков руководили работами.

Храм поражал своим величием, богатством и великолепием, неслыханными даже в древнем мире. Он был построен по плану Скинии Моисеевой, только в больших размерах и с приспособлениями, какие были необходимы для храмового богослужения. Храм состоял из трех частей — Святая святых, святилища и притвора. Его окружал большой двор для народа. В скинии имелся умывальник для ритуальных омовений, а при жертвеннике Храма существовала целая система сосудов: десять художественно сделанных умывальников на подставках и большой бассейн для воды, из-за величины своей называвшийся Медным морем. Притвор храма представлял собой коридор двадцати локтей в длину (по ширине корпуса Храма) и десяти локтей в глубину. Перед ним стояли две большие медные колонны. Внутренняя величина Храма была частично удвоенною, частично утроенною величиной скинии.

Святая святых и святилище разделялись каменной стеной, в которой была сделана дверь из масличного дерева. Стены Храма были выложены из массивного тесаного камня, снаружи обложены белым мрамором, а внутри — деревом и листовым золотом. Золотом же были покрыты двери и потолок, пол был сделан из кипариса, так что камня внутри Храма не было видно. Стены украшали изображения херувимов и орнаменты в виде растений: пальм, колокинтов (род диких огурцов) и цветов. Пальма в древности считалась райским деревом, символом красоты, величия и нравственных совершенств. В Иерусалимском храме пальма была символом торжества Бога в земле обетованной.

Тетрадрахма Бар-Кохбы (132–135 гг.)

Строительство Храма длилось семь лет, с 957 по 950 год до н. э.1.Работа была завершена в восьмом месяце одиннадцатого года царствования Соломона. Освящение Храма происходило на праздник Кущей (Суккот). Ковчег Завета, сопровождаемый священниками, левитами и толпами народа, был торжественно перенесен в Святая святых. Соломон, войдя в Храм, пал на колени и стал молиться: «Господь сказал, что Он благоволит обитать во мгле; я построил храм в жилище Тебе, место, чтобы пребывать Тебе во веки» (3 Цар 8:12, 13). Но при этом Соломон заключает: «Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил» (3 Цар 8:27). По окончании этой молитвы сошел с неба огонь и опалил жертвы, приготовленные в Храме.

Празднование освящения Храма длилось четырнадцать дней. Весь Израиль отмечал это событие, и не было человека, который бы не участвовал в торжестве и не принес бы в жертву хотя бы одного вола или овцы.

Библия описывает богослужения Иерусалимского храма, которые ни с чем не могли сравниться по величию, торжественности и грандиозности. Когда весь народ сходился на праздники и наполнял двор Храма, священники и левиты, облаченные в особые одежды, стояли перед жертвенником, хоры певцов пели, музыканты играли и трубили в шофар, тогда Слава Господня в виде облака наполняла Храм, так что священники не могли продолжать богослужение.

Великолепный и грандиозный Храм Соломона простоял всего три с половиной столетия. В 589 году до н. э. вавилонский царь Навуходоносор захватил Иерусалим, разграбил его, сжег и разрушил до основания Храм. Ковчег Завета был утерян, с тех пор о нем ничего не известно. Народ иудейский был отведен в плен. Вавилонский плен продолжался 70 лет. Персидский царь Кир в первый же год своего правления разрешил иудеям возвратиться в свое отечество. И они стали восстанавливать святыню. Оставшиеся в Вавилоне собрали золото, серебро и другое имущество и отправили на родину с репатриантами. И потом они продолжали давать богатые пожертвования на Храм. Царь Кир вернул иудеям священные сосуды, которые были взяты Навуходоносором из Храма Соломона.

Возвратившись в Иерусалим, иудеи сначала восстановили жертвенник Богу, а на другой год положили основание Храму. Через девятнадцать лет строительство было завершено. Второй Храм должен был повторять формы Первого. Но он уже был не таким богатым и великолепным, как Храм Соломона, и старцы, помнившие великолепие прежнего Храма, плакали о том, что Второй Храм беднее и меньше прежнего.

Много усилий для расширения и украшения Храма приложил Ирод (73–74 годы до н. э.), при нем Иерусалимский храм стал особенно великолепен. Иосиф Флавий писал о Храме с восторгом: «Храм блистал так ярко, отражая солнечные лучи, что никто не мог смотреть на него. А на расстоянии он выглядел как сверкающая снегами горная вершина».

И прежде евреи ощущали Божье присутствие, когда Господь в огненном столбе шел впереди народа по пустыне, когда Моисей сходил с горы Синай и лицо Его сияло как солнце. Но Храм стал для избранного народа особым местом присутствия Божия. Каждый благочестивый еврей должен был хотя бы раз в год прийти в Иерусалим на поклонение Богу. Со всех концов Израиля и Иудеи, да и со всего мира, отовсюду, где жили евреи в рассеянии, по большим праздникам собирался народ в Храм. Об этом мы читаем во второй главе Деяний апостолов, где сказано, что на праздник Пятидесятницы пришли в Иерусалим «парфяне, и мидяне, и еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне…» (Деян 2:9–11). Все эти люди пришли, чтобы в обстановке торжественного богослужения в Храме предстать пред лице Божье.

Конечно, в отличие от язычников иудеи не верили, что Бог живет в рукотворных храмах, но они считали, что на этом месте происходит встреча Бога и человека. Знали это и язычники, не случайно Помпей, посланный командовать римскими когортами, усмирявшими Иерусалим во время Иудейской войны, так хотел проникнуть в Святая святых Иерусалимского храма, чтобы понять, кому или чему кланяются иудеи. И велико же было его удивление, когда, войдя в Храм и отдернув завесу, он увидел, что в Святая святых ничего нет. Ни образа, ни статуи, ничего! Бога Израилева невозможно заключить в какое-то изваяние, невозможно изобразить. Когда-то евреи верили, что Шехина обитает между крыльями Херувимов над Ковчегом Завета. Теперь Храм стал местом встречи Бога и человека.

Камень основания на Храмовой горе в Иерусалиме

В 70 году н. э. Иерусалимский храм был стерт с лица земли римскими войсками. Разрушение Второго храма произошло «девятого аба» по еврейскому летосчислению, в день разрушения Первого храма — через пятьсот с лишним лет. Сегодня о великой святыне напоминает лишь сохранившаяся часть западной стены, окружавшей гору Мориа, на вершине которой стоял Иерусалимский храм. Она называется Стеной плача и является национальной святыней еврейского народа. Но сюда приходят молиться не только евреи. И если встать лицом к стене и закрыть глаза, то можно даже услышать, как трубит шофар и тысячи певцов и музыкантов воспевают Бога Израилева, и увидеть, как слава Господня сходит с небес на молящихся.

Как известно, Христос и апостолы посещали Иерусалимский храм. Когда храм был разрушен, а христиане рассеялись по всему лицу земли, они почти триста лет не могли строить храмы. Они совершали бого-служения по домам или в катакомбах, на могилах мучеников, потому что Рим их жестоко гнал. В 313 году император Константин Миланским эдиктом даровал свободу вероисповедания всем жителям Римской империи, и христиане получили возможность строить храмы. Начиная с IV века и до сего дня по всему миру строятся христианские храмы самых различных форм и стилей, но все они так или иначе восходят к Иерусалимскому храму. Обычно они также имеют трехчастное деление — притвор, наос и алтарь. Они повторяют идею Ковчега Завета, только теперь местом присутствия Божия является Евхаристия. Идея христианского храма восходит еще глубже — к Ковчегу Ноя, на котором Бог спас семейство праведного патриарха во время Потопа. С течением времени менялись стили храмовых построек, каждый народ возводил храмы в соответствии со своими представлениями о красоте и величии, в духе простоты и аскетизма или роскоши и богатства. Но во все времена архитектура, живопись, скульптура, музыка, слово в храме всегда служат одному — встрече человека и Бога.

Храм часто осознавался как образ вселенной в ее преображенном состоянии. Но и вселенную бого-словы часто сравнивают с храмом, а в Библии Сам Господь именуется Архитектором и Художником, создавшим мир по законам красоты и гармонии. В то же время и человека апостол Павел называет храмом (см.: 1 Кор 6:19). Таким образом, творение можно сравнить с матрешкой: Бог создает вселенную как храм, человек внутри нее строит храм и входит в него, будучи храмом духа. Но однажды все эти три храма соединятся, и будет «Бог все во всем». В конце времен, когда небо и земля прейдут, необходимость в храме отпадет, так говорит Иоанн Богослов в видении Небесного града: «Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель — храм его и Агнец» (Откр 21:22). Но пока Церковь находится на пути в Горний Иерусалим, храм как корабль несет нас к берегам Небесной отчизны.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *