Христианство и бизнес

Бизнес и вера – совместимы ли эти понятия? Многие считают, что они взаимоисключающие: верующий человек должен отказаться от земных благ и зарабатывания денег, так как стремление к богатству – это грех.

Так ли это? Разберем наиболее популярные мифы.

Миф №1: Бизнес и вера – совершенно противоположные категории.

На самом деле: Наша деятельность в экономике, политике есть лишь разные виды служения Богу и ближним, исполнения заповедей.
Православная вера никогда не запрещала заниматься предпринимательством и не считает успех в мире бизнеса чем-то греховным.

Вера предпринимателя проявляется в том, что он будет строить свой бизнес максимально эффективно, будет стремиться к личному профессиональному росту, будет заботиться о процветании своих подчиненных. Социальное обеспечение работников, терпимость, дружелюбие в коллективной деятельности, ориентировка на личный профессиональный и духовный рост помогут бизнесмену стать верным последователем Христа.
Церковь всегда осуждала разбойников и «лихих людей», но не само предпринимательство. Достаточно вспомнить путь святого 20-го века преподобного Серафима Вырицкого, который до своего пострига был весьма успешным предпринимателем.

Миф №2: Успешный бизнесмен тот, кто нацелен только увеличение дохода, а вера ему мешает быть эффективным.

На самом деле:
В России главный лозунг делового сословия звучал так: «Прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли». Деловая репутация – это долгосрочный и самый важный актив. Она долго зарабатывается, но легко теряется. Православный руководитель заботится о социальном обеспечении его тружеников, потому что знает, что работник, который не имеет перспективы заработать на достойную пенсию, лишенный доступа к образованию, медицинскому обслуживанию, социальному страхованию, никогда не будет трудиться с радостью и удовлетворением.

Миф №3: Православие крайне отрицательно относится к даче денег под проценты.

На самом деле:
Действительно есть заповедь, которая запрещает давать деньги в рост. Но следует обстоятельно разобраться – кто именно в те времена просил о подобном займе. Как правило, это были люди обездоленные, которые вынуждены были идти в кредитную кабалу богача, чтобы хоть как-то прокормить свою семью. Если бедняк не отдавал богачу долг с «накапавшими» процентами, то кредитор превращал своего должника в бесправного раба. И вот против этой социальной несправедливости, а точнее сказать подлости, направлена данная заповедь. Она, прежде всего, запрещает наживаться на беде другого человека. Если банк дает, пусть даже небольшой, кредит заведомо неплатежеспособному наркоману или алкоголику, за которого потом вынуждены рассчитываться своим имуществом родные и близкие, то этот банк поступает подло. То же делают ломбарды, некоторые комиссионные магазины, а также уличные скупщики краденого. Они превращают чужие слезы в свои деньги. Но если заведомо платежеспособный человек просит у банка одолжить ему несколько миллионов для строительства супермаркета, то из этого не следует, что этот человек оказался в страшной беде. В этом случае банк выступает в роли его партнера в бизнесе и просто разделяет с ним и финансовые риски, и будущую прибыль. В такой «даче» денег под проценты греха нет.

Миф №4: Русская православная церковь – это бизнес-проект.

На самом деле:
Православию чуждо как «безземельное небо», так и «безбожная земля». Православие утверждает, что человек – это не одна душа и не одно тело, и хотя духовное ставится выше материального, последнее тоже чрезвычайно важно. Духовное и материальное –неотъемлемые части человеческой жизни. Такой стереотип возник потому, что многие видят только внешнюю сторону жизни Церкви, выраженную в богатом украшении храмов, но не понимают, что есть и духовная, внутренняя часть.
Важно и то, что Церковь – это не только епископы, священники и диаконы. Церковь – это все православные верующие. Если бизнесмен исповедует веру Христову, он тоже является частью Церкви, и он может пожертвовать часть своих средств в том числе на строительство или богатое убранство храма.

Миф №5: Соблюдая заповеди Божии, сегодня невозможно заниматься бизнесом.

На самом деле:
Неуплата налогов, положенных по закону, – это хищение у сирот, стариков, инвалидов, других самых незащищенных людей. Но если закон нарушает чиновник, конкурент или еще кто-нибудь – это вовсе не повод для того, чтобы самому совершать преступления. На Страшном Суде каждому придется держать личный ответ перед Богом за те случаи из своей личной жизни, когда человек знал, как поступить по совести, но поступал иначе.

Миф №6: Если бизнесмен жертвует на помощь храмам и монастырям, то его бизнес будет идти более успешно.

На самом деле:
Все зависит от того, с каким сердцем и с какими мыслями предпринимать совершает свою жертву. Если человеком движет стремление к духовному совершенствованию, то его жертва не должна требовать чего-то взамен. Однако есть такие жертвователи, которые руководствуются прямо противоположенными мотивами – расчетом, тщеславием, наивной попыткой «откупиться от грехов». Им стоит вспомнить слова 50-го псалма: «Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит». Главная жертва Богу – сердце смиренное и дух сокрушенный. Без этого всякая жертва превращается в лучшем случае в профанацию, а в худшем – в хуление Бога. Апостол Павел сказал: «Если я раздам все имение мое, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1Кор.13:3).

Миф № 7: Церковь призывает к самоограничению и умеренности в потреблении, но бизнес немыслим без развития.

На самом деле:
Не всякое развитие будет полезно бизнесмену, как и любому человеку. Есть такое выражение: «Достаток – это Божья благодать, а избыток – Божье наказание». Пресыщенность рождает безумие, которое выражается в стремлении ко все большему количеству материальных благ, удовольствий и доводит человека до полного духовного, а часто и физического истощения. Избыток губит человека, и этот факт признается всеми мировыми религиями, всеми религиозно-философскими школами. Христианство понуждает человека следить за собой, не разжигать те страсти и пороки, которые бурно произрастают на поврежденной почве человеческой природы, а наоборот, бороться с ними, ограничивая себя тем, что действительно необходимо, и отсекая излишнее, которое усыпляет бдительность.

Материал подготовлен на основе публикации: ansobor.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *