Христос и грешница

LiveInternetLiveInternet

С ПРАЗДНИКОМ ПАСХИ!!!

На Тивериадском (Генисаретском) озере. 1889
Позднее повторение одноименной картины
Холст, масло. 91 x 137 см
Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки

Мечты. 1894
Холст, масло. 180 x 165 см
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева
«Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит» — можно считать, что в этих словах из письма В. Васнецову заключен творческий принцип мастера, который Василий Дмитриевич Поленов пронес через всю жизнь.

Христос и грешница (Кто без греха?). 1888
Холст, масло. 325 x 611 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург
«В жизни так много горя, так много пошлости и грязи, что если искусство тебя будет сплошь обдавать ужасами да злодействами, то уже жить станет слишком тяжело», — писал художник в том же письме.
Серию «Из жизни Христа» Поленов считал «главным трудом своей жизни».
1.

Был в пустыне. 1909
Из цикла картин «Из жизни Христа»
Холст на картоне, масло. 50 x 70 см
Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
2.

Палестина. Нагорная проповедь. 1890-1909
Из цикла картин «Из жизни Христа»
Холст на картоне, масло. 69 x 87 см
Челябинский государственный музей изобразительных искусств
3.

Марфа приняла Его в дом свой. 1890-1900-е
Из цикла картин «Из жизни Христа»
Холст на картоне, масло. 43 x 30 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург
Выполняя это предназначение искусства — «давать счастье и радость людям», Поленов создавал в картинах цикла «Из жизни Христа» повествование о «патриархальном золотом веке» Галилеи в дни Иисуса Христа. Это повествование должно было, по мысли художника, пробуждать в людях стремление к возвышенной и чистой жизни, способствовать воспитанию в них гуманности и чувства красоты.
4.

За кого Меня почитают люди. 1890-1900-е
Картина из серии «Из жизни Христа»
Холст на картоне, масло. 45 x 72 см
Вологодская областная картинная галерея
5.

Иоанн и Иаков. 1900-е
Эскиз картины из серии «Из жизни Христа»
Бумага на картоне, акварель. 21 x 27 см
6.
Христос и грешница. 1888
Уменьшенное повторение одноименной картины, хранящейся в ГРМ.
Холст, масло. 150 x 266 см
Иркутский областной художественный музей им. В.П.Сукачева
Серию его полотен дерзновенно называют «Евангелием от Поленова», но на самом деле он открывал миру того самого Христа, которого мы знаем благодаря Священной Истории. Однако делал он это языком живописи.
7.
Привели детей. 1890-1900-е
Из цикла картин «Из жизни Христа»
Холст на картоне, масло. 17 x 29 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
8.
Привели детей. 1890-1900-е
Из цикла картин «Из жизни Христа»
Холст, масло. 32 x 56 см
Самарский областной художественный музей
9.
И был там. 1890-1900-е
Из цикла картин «Из жизни Христа»
Холст, масло. 26 x 31 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург
Поленов исследовал весь земной путь Христа – посетил Святую Землю, Сирию, Палестину, Египет. Он делал этюды, снимал фотографии, собирал костюмы.
Василий Поленов написал множество прекрасных полотен, которые сделали его знаменитым на весь мир. Однако главной работой всей жизни Поленова стал цикл картин «Из жизни Христа». Приступая к работе над картиной «Иисус и грешница», Василий Дмитриевич понял, что Иисус Христос – это настолько великая фигура, столь сильная личность, что писать картину о нем нужно непременно после знакомства с тем миром, в котором Он проводил свою земную жизнь.
10.
И возвратился в Галилею в силе духа. 1890-1900-е
Из цикла картин «Из жизни Христа»
Холст, масло. 131 x 75 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург
11.
Иаков и Иоанн. 1890-1900-е
Из цикла картин «Из жизни Христа»
Холст на картоне, масло. 54 x 28 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург
12.
Мечты (На горе). 1890-1900-е
Из цикла картин «Из жизни Христа»
Холст, масло. 151 x 142 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург
13.
За кого меня почитают люди. 1890-1900-е
Эскиз картины из серии «Из жизни Христа»
Картон, масло. 35 x 21 см
Вологодская областная картинная галерея
14.
Исполнялся премудрости. 1890-1900-е
Из цикла картин «Из жизни Христа». Вариант-повторение
Холст на картоне, масло. 25 x 31 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
15.
На Тивериадском (Генисаретском) озере. 1888
Холст, масло. 79 x 158 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
16.
Пределы Тирские. 1911
Из цикла картин «Из жизни Христа»
Холст на картоне, масло. 42 x 80 см
Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д.Поленова, Тульская обл.
17.
Среди учителей. 1896
Холст, масло. 150 x 272 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
18.
Источник девы Марии в Назарете. 1882
Холст, масло. 22 x 32 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Наталья Громолина: «Когда он решал сделать какую-то работу, он соотносился в этих сводах Евангелия, все четыре лежали перед ним, с определенной строкой, он как бы входил в то состояние, в котором был как художник там в этих местах, и писал свою работу».
«На горе», «Тайная вечеря», «Стерегли», «Предал дух», – все эти работы, – это своеобразное «Евангелие от Поленова».
19.
Пошла в Нагорную страну. 1894
Из цикла картин «Из жизни Христа»
Холст на картоне, масло. 110 x 70 см
Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля
20.
Решили идти в Иерусалим. 1899-1909
Из цикла картин «Из жизни Христа»
Холст, масло. 83 x 106 см
Самарский областной художественный музей
21.
Тайная вечеря
Холст, масло. 37 x 54 см
Тюменский областной музей изобразительных искусств
Наталья Громолина: «Он рассказывает о жизни Христа, но только живописью. Он говорит об этом, о гармонии человека и природы, о желании человека познать самого себя. О желании объяснить всем другим, как надо жить, что надо в этой жизни делать для того, чтобы жизнь была прекрасна».
К тысяча девятьсот двенадцатому году Василий Дмитриевич Поленов полностью завершил работу над циклом «Из жизни Христа».
Всего было создано 62 работы.
22.
Возвестила радость плачущим. 1899-1909
Из цикла картин «Из жизни Христа»
Холст, масло. 80 x 141 см
Самарский областной художественный музей
Ими сразу же заинтересовалась общественность. Картины были восприняты как новое слово в живописи. Поленову поступало множество предложений о показе работ, как в России, так и за рубежом. В итоге одна из самых первых выставок Евангельского цикла прошла в Праге. Показ имел колоссальный успех. Многие работы сразу же нашли своих покупателей и таким образом разлетелись по всему миру.
Однако в канун пражской выставки в 1912 году был выпущен специальный альбом, в котором опубликовали все репродукции цикла.
Вошли на Голгофу
Поленов В.Д.

  • Христианский Восток
    • Христианский Восток. Краткая справка
      • Рождение Христианского Востока как трансформация эллинистической культуры. П.В. Кузенков
    • Ветхозаветные времена
      • История Израильского царства
    • Родина святых
    • Христианские Церкви
      • Константинопольская Православная Церковь
      • Александрийская Православная Церковь
      • Антиохийская Православная Церковь
      • Иерусалимская Православная Церковь
      • Православные арабы
      • Древние Восточные Церкви
    • Византия
      • Страницы истории
      • Христиане и мусульмане
      • Византия и Святая Русь
    • Связи Востока и России
      • Церковные и дипломатические связи
      • Культурные и торговые связи
      • История русского паломничества
      • Иерусалим — центр мира
      • Синай
      • Афон
    • Русское рассеяние на Востоке
      • Русская Палестина
      • Египет
      • Ливан
      • Тунис
      • Турция
      • Греция
    • Христианство на Ближнем Востоке сегодня
      • Аналитика
      • Интервью и статьи
      • Иностранная пресса
    • Археология
      • Библейская археология
      • Военные конфликты и памятники истории
  • Святые места
    • Традиции паломничества
      • О чудесах
      • Паломничество вчера и сегодня
    • Россия
      • Москва и окрестности
      • Дивеево и Нижний Новгород
      • Урал и Сибирь
      • Юг России
      • Север России
    • Болгария
      • Храмы и монастыри
      • Святыни
    • Греция
      • Святые и святыни
      • Храмы и монастыри
      • Афон
      • В паломничестве по Греции
    • Египет
      • Монастыри
      • Храмы
    • Израиль
      • Святые места
      • Храмы и монастыри
      • Паломничество по Святой Земле
      • Служение на Святой Земле
    • Иордания
      • Святые места
      • Православные храмы Иордании. Л.Н. Блинова
      • Русский паломнический центр на Иордане
    • Италия
      • Святыни Италии
      • Храмы
    • Кавказ
      • Святыни и святые места
      • Паломнические заметки
    • Кипр
      • Почитаемые святые
      • Храмы
      • Монастыри
    • Ливан
      • Храмы и монастыри
    • Палестина
      • Святые места
      • Храмы и монастыри
      • Подворья РДМ
    • Сирия
      • Святые места Сирии
      • Храмы и монастыри
      • Война в Сирии и ее культурное наследие
    • Турция
    • Черногория
      • Храмы и монастыри Черногории
      • Святыни
    • Праздники на Святой Земле
      • Рождество
      • Пасха
      • Троица
      • Богородичные праздники
    • Информация для паломника
      • Реликвии Искупления в современном мире
      • В Израиль без визы
      • Авиабезопасность Израиля
      • Что взять с собой в Израиль
      • Памятка священнику- паломнику на Святой Земле
      • Адреса монастырей
      • Гостиницы РДМ
      • Музей путешествий и паломничества по святым местам
    • Приглашаем в паломничество
  • Православная культура
    • Святая Земля в культуре Руси
    • Паломничество и русская литература
      • Паломничество и культура
      • Образ Святой Земли в русской литературе
      • Путешествия русских писателей на Восток
    • Священное Писание в русской литературе
      • Стихи о Библии и Евангелии
      • Ветхий Завет в русской литературе
      • Евангельская история в стихах русских поэтов
      • Авторские строки
    • Русская литература и христианство
      • Обзоры
      • Перечитывая классиков
      • Православная литература как жанр
    • Псалмы и молитвы в русской поэзии
      • Молитва в творчестве русских поэтов
      • Стихи-молитвы русских поэтов
      • Переложение псалмов в русской поэзии
    • Святая Земля и Восток в живописи
    • Ветхий Завет в живописи
      • Ветхий Завет в русском искусстве. Репродукции
      • Статьи
    • Евангелие в русской живописи
      • Иоанн Предтеча
      • Бегство в Египет
      • Христос-отрок
      • Христос в пустыне
      • Христос в уединении на Генисаретском озере
      • Проповедь Христа и евангельские притчи
      • Чудеса Христа в русской живописи
      • Женщины, служившие Христу
      • Страстной цикл
      • Образы и деяния апостолов в русской живописи
      • Страшный суд в русской живописи
      • Статьи
    • Религиозные сюжеты в творчестве русских художников
      • БАСИН П.В. (1793-1877)
      • БРУНИ Ф.А. (1799-1875)
      • БРЮЛЛОВ К.П. (1799-1852)
      • ВАСНЕЦОВ В.М. (1848-1926)
      • ВРУБЕЛЬ М.А. (1856-1910)
      • ГЕ Н.Н. (1831-1894)
      • ИВАНОВ А.И. (1775-1848)
      • ИВАНОВ А.А. (1806-1858)
      • КАНДИНСКИЙ В.В. (1866-1944)
      • КОШЕЛЕВ Н.А. (1840-1918)
      • ЛЕБЕДЕВ К.В. (1852-1916)
      • ЛОМТЕВ Н.П. (1817-1859?)
      • НЕСТЕРОВ М.В. (1862-1942)
      • ПЕРОВ В.Г. (1833-1882)
      • ПОЛЕНОВ В.Д. (1844-1927)
      • РЕПИН И.Е. (1844-1930)
      • РЯБУШКИН А.П. (1861-1904)
      • СЕМИРАДСКИЙ Г.И. (1843-1902)
      • СУРИКОВ В.И. (1848-1916)
      • ШАГАЛ М.З. (1887-1985)
      • ШЕБУЕВ В.К. (1777-1855)
      • Первые христиане и мученики в русской живописи
      • Святой Николай Чудотворец в русской живописи
      • Князь Владимир и Крещение Руси в русской живописи
      • Калики перехожие в русской живописи
      • Образ странника-богомольца в русской живописи
      • Выезды и походы на богомолье в русской живописи
      • Сергий Радонежский и Троице-Сергиева лавра в русской живописи
      • Монашеская жизнь на полотнах русских художников
      • Лица монашествующих на полотнах русских художников
      • Православная вера глазами русских художников
      • Крестный ход в русской живописи
    • Православные праздники в искусстве
      • Рождество Христово
      • Крещение Господне — 19 января
      • Сретение Господне — 15 февраля
      • Благовещение Пресвятой Богородицы — 7 апреля
      • Вход Господень в Иерусалим или Вербное воскресенье
      • Пасха
      • Вознесение Христа, Троица, Духов день
      • Первый Спас, медовый Спас, маковый Спас, Спас на водах — 14 августа
      • Преображение или яблочный Спас — 19 августа
      • Спас Нерукотворный — ореховый Спас, хлебный Спас — 29 августа
      • Богородичные праздники
      • Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня в русской живописи и поэзии
    • Паломнические реликвии
      • Евлогии с Востока
    • Храмоздательство и церковное искусство
      • Храмовая архитектура
      • Храм в русской живописи
      • Ставрография
      • Иконопись и иконография

Презентация к уроку «Проповедь Христа» презентация к уроку по орксэ (3 класс) на тему

Слайд 1

ПРОПОВЕДЬ ХРИСТА Свечкарева Л.В. учитель начальных классов и ОРКСЭ МАОУ СОШ №6

Слайд 4

мест ь – мест и — мест о

Слайд 5

Тебя обидели, ударили, обозвали — такое встречается часто. Как поступить? Дать сдачи, отомстить? Всегда ли нужно давать сдачи? Всегда ли нужно применять силу, защищая себя?

Слайд 6

Давайте порассуждаем: чем наполняется наш мир в том случае, если мы не прощаем обидчика? войнами злостью Дружбой Радостью жизни убийствами Помощью в трудную минуту миром любовью ненавистью спокойствием

Слайд 7

Выберите утверждения, с которыми вы согласны. Худой мир лучше доброй ссоры. Если всех жалеть, никакого здоровья не хватит. Мстят только слабые люди, сильные умеют прощать.

Слайд 8

О БОГАТСТВЕ «Не собирайте себе сокровищ на земле, но собирайте себе сокровища на Небе, где ни моль не истребляет и где воры не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». «Сокровища на Небе» — это добро, которое сделал человек. Такое сокровище нельзя украсть. У тебя могут украсть деньги или телефон. Но сделанное тобою доброе дело навсегда останется твоим.

Слайд 9

НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ Эти слова были произнесены Христом в Нагорной проповеди. Однажды Христос взошел на небольшую гору, чтобы пришедшие к Нему люди могли бы лучше расслышать Его голос. Многие были удивлены глубоким смыслом и красотой сказанных слов и стали учениками Христа. Они-то потом и записали эту проповедь в Евангелии.

Слайд 10

Он говорил о том, что, полюбив Бога, душа может сродниться с Ним уже здесь, на земле: «Царство Божие внутри вас». Благодать, Дух Святой в Евангелии назван Утешителем, то есть тем, кто несет утешение и радость даже в беде. Христос даровал людям радостное переживание Бога.

Слайд 11

-Что нового узнали? -Что больше всего понравилось ? -Что запомнилось на уроке? -С каким настроением уходим с урока? — Что не понравилось?.

Христос и грешница

«Иисус же пошел на гору Елеонскую. А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их. Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши». Евангелие от Иоанна 8:3-11.


Блудница перед Христом.
Аскназий Исаак Львович. 1879 г.

Аскназий Исаак Львович (1856-1902). Наивысшие достижения искусства классицизма в России и, пожалуй, самый плодотворный период в деятельности Императорской Академии художеств неразрывно связаны между собой в XIX веке. В исторической живописи упор делался на картины с античными либо библейскими сюжетами. И потому вовсе не случайным было обращение вначале вольноприходящего, а затем штатного ученика Академии художеств еврейского юноши Исаака Аскназия (что даже во второй половине рассматриваемого века было достаточно редким событием для Академии художеств) к библейским сюжетам. Среди его учителей были известнейшие в России педагоги — А. Т. Марков, П. М. Шамшин, П. П. Чистяков и др. За свою картину Блудница перед Христом студент получает большую золотую медаль, звание художника первой степени и пенсионерскую поездку в Европу. В 1885 году за ряд картин, носящих все признаки возросшего мастерства и жизненной зрелости, И. Л. Аскназий получает звание академика. Он продолжает свою творческую жизнь, участвует в выставках Академии и Санкт-Петербургского общества художников, в которое вступил незадолго до своей смерти.


Блудница перед Христом (Христос и грешница)
Попов Александр Андреевич 1879 г.
Латвийский национальный художественный музей, Рига

В 1879 за картину «Блудница перед Христом» художник был удостоен большой золотой медали, звания классного художника 1-й степени и получил право на пенсионерскую поездку за границу сроком на четыре года.


Христос и грешница.Эскиз.
Г. И. Семирадский

Грешница.
(Христос и блудница. Первая встреча Христа с Марией Магдалиной).
Г. И. Семирадский. 1873 г. Холст, масло. 250х499
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Христос и грешница.
В.Д. Поленов. 1873 г.
artcyclopedia.ru


Христос и грешница (Кто из вас без греха?).
В. Д. Поленов. 1887 (1888) г. Холст, масло 325 х 611.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
www.artsait.ru

Комментарий В. Д. Поленова: «На ступеньках Храма в Иерусалиме. Христос сидит на ступеньках, окруженный учениками; внимание Христа и учеников обращено на многочисленную толпу, предводительствуемую книжниками и фарисеями; возбужденная толпа выдвигает вперед женщину; старый фарисей указывает на женщину, изобличенную в прелюбодеянии, и спрашивает Христа, как поступить с ней, подлежащей по закону Моисея избиению камнями».


Кто из вас без греха?
В.Д. Поленов. 1908 г.
Частная коллекция

В.Д. Поленов «Христос и грешница». Эскизы и варианты

Евангельский цикл Василия Поленова начался с создания картины «Христос и грешница». Осязаемые черты идея этой картины приобрела у Поленова, воспитанника Академии, в 1868 году. Первые этюды и эскизы к ней были сделаны в 1872 и в 1876 годах во время пенсионерской командировки. Потом работа «не пошла».
И все-таки к сюжету пришлось вернуться в память об обещании, данном любимой сестре Вере Дмитриевне, по мужу Хрущовой. Они были близнецами и очень дружили. В 1881 году она, умирая, взяла с Поленова обещание всерьез взяться за написание картины «Христос и грешница». После смерти горячо любимой сестры Поленов совершает свое первое путешествие в восточные страны в поисках впечатлений и натуры для проникновения в атмосферу евангельских мест.
Из воспоминаний К. А. Коровина: «В большом особняке дома, у сада, в Кудальне, куда я пришел, Поленов показывал мне свои этюды Палестины. Они были разнообразны. От самых маленьких, не более вершка, до больших. Они были колоритны, талантливы. Генисаретское озеро, храм Соломона, часовня Гроба Господня и много других. — Я начинаю большую картину, — сказал он мне, — “Христос и грешница”. У меня к вам просьба. В свободное время вы немножко попозируйте мне, полчаса. Я с вас немного попишу. Мне нужно. У Поленова в большой комнате-мастерской было особенно нарядно. Висели старые восточные материи, какие-то особенные кувшины, оружие, костюмы. Все это он привез с Востока. Это все было так непохоже на нашу бедность…»

Совершив многочисленные поездки по странам Ближнего Востока, Поленов исполнил более ста пятидесяти натурных этюдов и эскизов к картине. Долгое пребывание в солнечных странах обогатило его палитру яркими красками, что удивляло публику, привыкшую к темной живописи передвижников.
В целом на работу над картиной, начиная с первых набросков, ушло 15 лет. Она было окончена и представлена на суд зрителей на передвижной выставке в 1887 году.
Не совсем обычно композиционное решение полотна — многофигурное действие разворачивается словно на фоне театрального задника. Это ощущение неслучайно, художник много работал в театре и был одним из зачинателей реформы театрально-декорационного искусства, произошедшей на сцене Частной оперы Мамонтова, с которым его связывала многолетняя дружба.
«…Христос, новый по трактовке, без церковного нимба, мудрый и красивый в своей простоте. <…> Его Христос — поэт, мечтатель, задумавший устроить Царство Божие, царство человеческого духа и справедливости на земле. Этот живой для него образ живёт с людьми людской жизнью: радуется, скорбит, негодует, падает духом и в конце с решимостью восходит на Голгофу, ни на пядь не отступив от своих убеждений. Всё божественное и церковное он снял с Христа, сделав его плотником, другом рыбаков и фанатиком-проповедником. <…> …Картина была запрещена цензурой и президентом Академии художеств князем Владимиром, который сказал: «Конечно, для нас картина интересная, но для народа она вредна». Вред заключался в том, что Поленов изобразил Христа без нимба, простым человеком, а народу полагалось показывать его как Бога. Картина являлась отрицанием божественности Христа, что по тогдашним временам не допускалось». Минченков Я.Д. Воспоминания о передвижниках. Л., 1980.
По воспоминаниям современников, в отношении самого автора к работе сквозило некое недовольство, которое заставляло его возвращаться к сюжету и даже начать работу над целым евангельским циклом, состоящим более, чем из 60 работ.

Варианты названия: Христос и грешница; Кто из вас без греха? (авторское название); Кто без греха?; Блудная жена. Сама картина «Христос и грешница» (1887) находится в Государственном Русском музее, её уменьшенная копия, выполненная в 1888 году для провинциальных выставок С.А.Коровиным и В.Д.Поленовым, прописавшим лица, — в Иркутском художественном музее имени В.П.Сукачёва.

В декабре 2011 года картина «Кто из вас без греха» (1908), отправленная в Америку, была продана на аукционе Bonhams за 6,4 млн. долл.

Христос и грешница.
В.Д. Поленов. 1873 г.
artcyclopedia.ru

Христос и грешница.
В.Д. Поленов. 1876 г. Эскиз. Дерево, масло, 22,2 х 34,7.
Справа внизу авторская дата: 1876.
Приобретена в 1930 г. у Н. П. Крымова. Инв.№ 10581.
Государственная Третьяковская галерея

Христос и грешница.
В.Д. Поленов. 1883 г.
photo.qip.ru

Христос и грешница.
В.Д. Поленов. 1885 г. Эскиз углем на холсте.
Государственный мемориальный историко-художественный
и природный музей-заповедник В. Д. Поленова, Поленово, Тульская область

В 1885 году Поленов исполнил угольный рисунок на холсте в размер картины (музей им. В.Д. Поленова), «который он оставил в таком виде и не стал записывать красками, потому что считал законченной вещью».

Христос и грешница.
В.Д. Поленов. 1885 г. (по др. сведениям дата написания неизвестна). Холст, масло. 26х48.
Эскиз картины «Христос и грешница» 1887 г., находящейся в Государственном Русском музее.
Слева внизу подпись – монограмма: ВП 1885.
Поступила в 1929 г. из Музея иконописи и живописи имени И. С. Остроухова. Инв.№ 11142.
Государственная Третьяковская галерея

Эскизы для картины «Христос и грешница» были исполнены художником в 1873 г. (местонахождение неизвестно), в 1876 г. (Государственная Третьяковская галерея), в 1884 г. (Харьковский художественный музей). В Государственном музее – усадьбе В. Д. Поленова находится эскиз, исполненный в 1885 г. углём на холсте, в размере законченной картины. http://www.tez-rus.net/ViewGood20699.html

Христос и грешница (Кто из вас без греха?).
В. Д. Поленов. 1887 (1888) г. Холст, масло 325 х 611.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
www.artsait.ru

«Иисус же пошел на гору Елеонскую. А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их. Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши». Евангелие от Иоанна 8:3-11.
Комментарий В. Д. Поленова: «На ступеньках Храма в Иерусалиме. Христос сидит на ступеньках, окруженный учениками; внимание Христа и учеников обращено на многочисленную толпу, предводительствуемую книжниками и фарисеями; возбужденная толпа выдвигает вперед женщину; старый фарисей указывает на женщину, изобличенную в прелюбодеянии, и спрашивает Христа, как поступить с ней, подлежащей по закону Моисея избиению камнями».

Христос и грешница.
В. Д. Поленов. Набросок 1888 г.

Христос и грешница.
В.Д. Поленов. 1888 г. Холст, масло. 150 х 266.
Иркутский художественный музей им. В.П.Сукачева, Иркутск

Полотно Иркутского музея – уменьшенное повторение одноименной картины 1887 года, находящейся ныне в Русском музее. Вот что писал об этом Д.В. Поленов, сын художника: «Оно (полотно Иркутского музея) было сделано потому, что купивший картину Александр III разрешил везти ее в Москву, а для дальнейшего путешествия по провинции велел сделать с нее копию. Копию сделал С.А. Коровин, писавший фигуры и пейзаж, а лица – сам В.Д. Поленов. Происходило это в Москве, в доме С.И. Мамонтова».

Кто из вас без греха.
В.Д. Поленов. Конец 1890-х – 1900-е. Холст, масло, 118 х 238.

Кто из вас без греха?
В.Д. Поленов. 1908 г.
Частная коллекция

Этюды к картине «Христос и грешница»

Голова старика. Этюд к картине «Христос и грешница»
В.Д. Поленов. 1883 г. Холст, масло. 27×22.
Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля
(из коллекции Н.И. Кушнерёва )
Инвентарный номер Ж-304

***

Апостол Пётр.
Этюд к картине «Христос и грешница»
В.Д. Поленов. 1880-e. Картон, масло. 19 x 15 см (7.48» x 5.79»).
Инициалы и дата справа внизу.
Частная коллекция

Поза, ракурс, поворот головы апостола свидетельствуют о том, что именно этот этюд был использован для написания апостола Петра, изображённого на картине с посохом слева от фигуры Спасителя. Полотно «Христос и грешница» («Кто без греха?») (1888, ГРМ) по праву занимает главное место в творчестве Василия Поленова. Полотно в течение долгих лет поглощало всё внимание художника. Сюжетом для него послужила легенда о Христе и грешнице, описанная в VIII главе Евангелия от Иоанна. Действие картины разворачивается на площади перед величественным древним храмом. Слева от ступеней – Христос с учениками. Их беседа прервана криками гневной толпы, окружающей женщину, уличенную в неверности мужу. Воплощая в произведении идею всепрощения, победы добра над злом, Поленов придавал большое значение названию. Авторское название «Кто из вас без греха?» было заменено цензурой на «Христос и грешница». Картина экспонировалась на XV Передвижной выставке в Петербурге и в Москве, где была куплена Александром III для личной коллекции. Галерея Л. Шишкина

***

Голова еврея из гетто.
В.Д. Поленов. 1884 г. Холст, масло. 44,3 х 31,1.
Один из этюдов для картины «Христос и грешница» 1887 г., находящейся в Государственном Русском музее.
Справа внизу подпись: В. Поленов.
Приобретена П. М. Третьяковым. Инв. № 2795.
Государственная Третьяковская галерея
http://www.tez-rus.net/ViewGood20695.html

Голова фарисея.
Этюд для картины «Христос и грешница» (Кто из вас без греха?)
В. Д. Поленов. 1884 г. Холст, масло.
Воронежский областной музей изобразительных искусств, Воронеж
«Голова старика (натурщик Яхуд)». Этюд для картины «Христос и грешница».
В.Д. Поленов. 1884 г. Холст на картоне, масло, 31,5 х 23,2.
На обороте: «Собственность / Б.Г.Сахарова / размер 31х24».
Частная коллекция (?)
http://auction-rusenamel.ru/gallery?mode=product&product_id=2115600

Происхождение: собрание Б. Г. Сахарова.
Сахаров Борис Георгиевич — племянник Николая Алексеевича Сахарова, художника, профессора МАРХИ, и Екатерины Васильевны Поленовой, старшей дочери В.Д.Поленова.
В связи с работой над картиной «Христос и грешница» Поленов предпринял несколько поездок для сбора материала, из которых привез много этюдов и эскизов. Для центральной фигуры фарисея художник выполнил в Риме несколько этюдов с натурщика по имени Яхуд. Его имя обозначено на обороте этюда из собрания Воронежского музея. Еще один этюд приобрел П.М.Третьяков у автора в 1897 (ныне хранится в собрании ГТГ).
Экспертное заключение НИНЭ им. П.М.Третьякова (Н.С Игнатова).

Портрет старого еврея.
В.Д. Поленов. 1884 г. Холст, масло. 30,5 х 21,6.
Подпись и дата ‘В. П. 84’ (внизу справа).
Частная коллекция
http://www.invaluable.com/auction-lot/portrait-of-an-old-jewish-man-24-c-w66ixw73uk

Голова еврея.
Этюд для картины «Христос и грешница» (Кто из вас без греха?)
В. Д. Поленов. 1884 г. Холст, масло. 29х53,5.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

***

Голова еврея из гетто.
В.Д. Поленов. 1884 г. Этюд. Холст, масло. 28,3 х 21,7.
Справа внизу подпись — монограмма: ВП.
Приобретена П. М. Третьяковым. Инв.№ 2796.
Государственная Третьяковская галерея

***

Голова Христа.
В.Д. Поленов. 1880-е.

***

Голова Христа.
В.Д. Поленов. Ок. 1887 г.
Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия) ?

Голова иерусалимского еврея.
Этюд к картине «Христос и грешница».
В.Д. Поленов. 1881-82 гг.
Тарусская картинная галерея
Голова молодого еврея.
В.Д. Поленов. 1884 г.

Фигура Христа.
В.Д. Поленов. Этюд
Христос.
Этюд для картины «Христос и грешница» (Кто из вас без греха?)
В. Д. Поленов. 1884 г. или 1887?

Христос.
В.Д. Поленов. 1880-е. Этюд. Холст, масло. 42,5 х 32,7 (овал).
Государственная Третьяковская галерея

Этюд фигуры Христа для картины «Христос и грешница»
В.Д. Поленов. 1888 г. Холст, масло. 114×75.
Екатеринбургский музей изобразительных искусств
(Из коллекции К.Т.Солдатёнкова). Инв.№ 75
www.rmuseum.ru

Этюд фигуры Христа для картины «Христос и грешница» (1894)
В.Д. Поленов. 1886 г. Холст, масло, 38,5 на 31.
Подписана и датирована.
Частная коллекция, США.
Подлинность сертификата от Государственной Третьяковской галереи.
Выставки: Выставочный зал Союза советских художников, СССР, № 119 (этикетка на реверсе).
Русское искусство второй половины XIX века и начале XX века, в Центральном Доме Художников СССР, Москва, 1951-1952 (этикетки на оборотной стороне).
http://www.invaluable.com/auction-lot/polenov,-vasily-years:-1844-1927-study-of-christ-38-c-xfc9o9trvd

Идея „создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа“ появилась у Поленова в юности под влиянием творчества А. А. Иванова. Для воссоздания исторически достоверной обстановки Поленов в 1881–1882 совершил путешествие по Египту, Сирии, Палестине, Греции, а зимой 1883–1884 жил в Риме. Во время этих поездок он создал множество портретов, архитектурных и пейзажных этюдов. Первоначально в название картины была вынесена евангельская фраза: «Кто из вас без греха», но по настоянию цензуры название было изменено на «Христос и грешница». «Оно и не мое, и не соответствует евангельскому рассказу», — писал в одном из писем Поленов.

Впервые картина была показана на XV выставке Товарищества передвижных художественных выставок в 1887. Перед глазами зрителей предстала сцена, основной смысл которой заключался, по мысли художника, в несении людям идеи добра и прощения. «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень», — ответил Христос разгневанной толпе во главе с книжниками и фарисеями, ведущими охваченную страхом, изобличенную в прелюбодеянии женщину, на вопрос, как поступить с ней, подлежащей по закону Моисея избиению камнями. Согласно Евангелию, люди, «обличаемы совестью», разошлись.

Действие разворачивается на площадке перед величественным древним храмом. Слева от ступеней храма – Христос с учениками. Толпа занимает на полотне правую сторону. Драматургию сюжета составляет противостояние толпы и Христа. Самоуглубленный поленовский Христос выражает мироощущение живописца, в основе которого стремление к красоте и гармонии окружающего мира. Картина, не соответствовавшая канонам ни академической, ни религиозной живописи, вызвала горячие споры современников.

РЕКОМЕНДУЕМ

ВАСИЛИЙ ПОЛЕНОВ. «Христос и грешница». Библейский сюжет (студия «Неофит»)

Методические материалы на образовательном портале «Здравствуй, музей».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *