Христос на масличной горе

Синай (гора)

У этого термина существуют и другие значения, см. Синай.

Гора Синай

ивр. הַר סִינַי, араб. جبل موسى (مصر)

Вид с вершины горы Моисея (араб. Джабал-Муса)

Высшая точка

Абсолютная высота

2285 м

Относительная высота

332 м

Расположение

28°32′20″ с. ш. 33°58′29″ в. д.HGЯOL

Страна

  • Египет

Мухафаза

Южный Синай

Гора Синай

Гора Синай

Медиафайлы на Викискладе

Гора Сина́й (ивр. ‏הַר סִינַי‏‎, Хар-Синай; также гора Моисея, гора Хорив) — гора на Синайском полуострове в Египте. Согласно Библии, на этой горе Бог являлся Моисею и дал Десять заповедей.

Еврейская традиция не сохранила точного местонахождения горы Синай. Почитание нынешней горы Моисея (араб. Джабал-Муса) как горы Синай является древней христианской традицией, восходящей к началу IV века (Евсевий Кесарийский). В новое время предлагались и другие варианты отождествления.

На вершине горы Моисея находятся православный храм Святой Троицы и маленькая мечеть. К северу от церкви под скалой есть небольшая пещера, где, согласно Библии, в течение сорока дней и ночей укрывался Моисей (Исх. 24:18, Исх. 33:20-23). На северном склоне горы расположены православный пещерный храм пророка Илии и его колодец, а также православная часовня Богородицы. С севера у подножия горы стоит монастырь Святой Екатерины.

На Синае подвизался выдающийся христианский святой Иоанн Лествичник — игумен горы Синайской, главное произведение которого «Лествица» имеет название, указывающее на восхождение человека по духовным ступеням в Царство Небесное, земным подобием которого может являться подъём на гору Синай.

Упоминание в Библии

В Библии гора упоминается под разными названиями: Синай, гора Божия (Исх. 4:27, 18:5, 24:13), гора Божия Хорив (Исх. 3:1), гора Хорив (Исх. 33:6); о событиях у Синая говорится иногда «в Хориве».

Гора Синай также упоминается в символическом смысле:

В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве; а вышний Иерусалим свободен: он — матерь всем нам.

— (Гал. 4:24—26)

Упоминание в Коране

Гора Синай несколько раз упоминается в Коране:

  • «Клянусь горой Синаем! (досл. Синином)» (Ат-Тин: 2)
  • «Мы вырастили дерево, которое растет на горе Синай (досл. Сайна) и дает масло и приправу для вкушающих» (Аль-Муминун: 20)

История

Гора Моисея на карте Синая.Православный греческий храм во имя Святой Троицы на вершине горы Моисея. Построен в 1935 году из остатков церкви времён императора Юстиниана Великого.

Еврейская традиция утратила знание точного местонахождения горы Синай (израильско-итальянский археолог Э. Анати отождествил библейский Синай с горой Хар-Карком в пустыне Негев, где он обнаружил многочисленные останки святилищ). Оно было забыто, по-видимому, уже в эпоху царей, поэтому христианская и мусульманская традиция почитания горы Моисея не связана непосредственно с древней еврейской традицией.

Христианские отшельники селились в южном Синае со II века. Они старались определить места, упоминаемые в Библии в связи с событиями Исхода, в том числе и гору Синай. Нынешнюю гору Моисея христиане почитают как библейскую гору Синай с начала IV века. В 330 году монахи при поддержке святой императрицы Елены построили у Неопалимой купины, растущей у самого подножия горы, маленькую церковь и башню. В 527 году святой император Юстиниан Великий основал здесь монастырь, который с XI века стал называться монастырём Святой Екатерины, в честь Екатерины Александрийской.

Паломничество

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 25 июля 2017 года.

Православный священник поднимается на гору Моисея по длинной тропе.

Христиане совершали паломничество к горе Синай с древнейших времен. В последние десятилетия на гору ежедневно поднимаются от нескольких десятков до нескольких сотен человек, паломников и, главным образом, просто туристов, которые приезжают, в основном, с курорта Шарм-эш-Шейх. От монастыря Святой Екатерины на вершину идут две тропы: короткая и длинная, они соединяются недалеко от вершины. Короткая тропа гораздо более крутая и трудная, это традиционный монашеский и паломнический путь. Он насчитывает примерно 3100 ступеней, и пройти по нему можно только пешком в дневное время, причем он ведет непосредственно мимо церкви пророка Илии и часовни Богородицы.

Длинная тропа более пологая и позволяет проехать почти до вершины на верблюде, которых предлагают желающим местные бедуины. Вдоль длинной тропы устроены палатки для отдыха, где продаются горячие напитки и сладости и предлагаются одеяла.

Нынешняя практика подниматься на гору ночью, чтобы встретить восход солнца, недавнего происхождения, является продуктом туристической индустрии. В этом случае паломнику предпочтительнее подниматься ночью по длинной, а спускаться уже в светлое время по короткой тропе. Но здесь надо правильно рассчитать свои силы, потому что спуск по короткой, как и подъём, труднее, чем по длинной. Все храмы и часовни, находящиеся на горе, как правило, закрыты. Посетить их можно, только получив в монастыре сопровождающего или ключи по специальной договоренности. Мечеть на вершине открыта.

В Синае сохранились около 113 древнеармянских и 20 грузинских надписей.

Галерея

  • Паломники и туристы встречают рассвет на вершине.

  • Северная стена церкви Святой Троицы на вершине и пещера около неё (огорожена металлической решёткой с крестами).

  • Развалины древней христианской церкви на вершине горы Синай. На заднем плане гора Святой Екатерины. Рисунок 1837 года.

  • Вид на монастырь Святой Екатерины с короткой тропы. До монастыря остается примерно четверть пути.

> См. также

  • Исход
  • Гора Нево
  • Гора Святой Екатерины

Примечания

  1. Peakbagger.com
  2. География Ветхого завета
  3. 1 2 3 Святая Земля. Исторический путеводитель по памятным местам Израиля, Египта, Иордании и Ливана. / Ред. М. В. Бибиков. — М.: Третье тысячелетие, 2000. — С. 167, 168. — ISBN 5-93632-002-2
  4. Исх. 19:11,18, 20, 23; 24:16; 31:18; 34:2, 4, 29, 32; Лев. 7:38; 25:1; 26:46; 27:34; Чис. 3:1; 28:6; Втор. 33:2; Суд. 5:5; Пс. 67:9, 18; Нех. 9:13
  5. Исх. 17:6; Втор. 1:6; 4:10, 15; 5:2; 9:8; 18:16; I Цар. 8:9; II Хр. 5:10; Малахия 3:22; Пс. 105:19
  6. Библейская гора Синай может оказаться в израильской пустыне Негев? (недоступная ссылка — история ).

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Гора Синай
  • Хорив и Синай в Библейской энциклопедии архимандрита Никифора
  • Гора Синай — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  • Виртуальное паломничество на вершину горы Синай на основе сферических панорам высокого разрешения
  • Лисовой Н. Н. Богошественная гора Синай
  • Беляков В. В. Россия и Синай
  • Гуминский В. М. Египет и Синай глазами русских паломников
  • Панченко К. А. Монастыри и бедуины в османской Палестине и на Синае (XVI — первая пол. XIX в.)
  • Игошев В. В. Серебряная рака для мощей святой Екатерины из Синайского монастыря работы московских мастеров 1687-1688 гг.

Гора Синай

Гора Синай (ивр. ‏הַר סִינַי‏‎, Хар-Синай; также гора Моисея, гора Хорив) — гора на Синайском полуострове в Египте. Согласно Библии, на этой горе Бог являлся Моисею и дал Десять заповедей.

Еврейская традиция не сохранила точного местонахождения горы Синай. Почитание нынешней горы Моисея (араб. Джабал-Муса) как горы Синай является древней христианской традицией, восходящей к началу IV века (Евсевий Кесарийский). В новое время предлагались и другие варианты отождествления.

При рассмотрении того, какая гора является истинной библейской горой Синай, следует руководствоваться некоторыми важными критериями.

Библия и еврейские историки предоставляют информацию, которую мы можем использовать, чтобы сузить потенциальных кандидатов.

17 критериев для Библейской горы Синай

Синай 17 фактов

  1. Библия использует имена Синай и Хорив почти взаимозаменяемо. Различные точки зрения — то, что Синай и Хорив — альтернативные названия для той же самой горы; что это две смежные горы, или что гора Синай — это вершина / гора в более широком диапазоне гор или земли под названием Хорив.
  2. Иосиф Флавий описывает гору Синай как самую высокую вершину в регионе, особенно вблизи древнего города Мадян. Вполне возможно, что в свое время весь ареал упоминался как «гора Синай» или «гора Хорив».
  3. Большинство исследователей соглашаются, что это должно быть в древней стране Мадиама, куда Моисей бежал после убийства египтянина, который избивал израильского раба (Исход 2, 18). Обсуждается, распространяется ли мадианитянин на южную часть сегодняшнего Синайского полуострова в Египте.
  4. Где-то на вершине горы должна быть расщелина. Это место, где Моисей увидел Бога и получил десять заповедей от Бога (Исход 33-34).
  5. Вдоль склонов горы должно быть плато, на котором могли бы удобно расположиться Моисей, Аарон, Надаб, Авиу и семьдесят старейшин (Исход 24).
  6. Должно быть большое открытое пространство, в котором могли бы разместиться приблизительно 2-3 миллиона израильтян и их стада животных (Исход 19).
  7. На горе должна быть заметная пещера, которую пророк Илия мог бы определить и использовать в качестве убежища (1 Царств 19).
  8. Должно быть доказательство того, что поток воды спускается с горы, как описывает Библия (Второзаконие 9).
  9. Рядом с последним лагерем до достижения горы должна быть большая открытая равнина, где израильтяне могли сражаться с амалекитянами (Исход 17).
  10. Также около последнего лагеря мог быть большой камень с расколом, который соответствовал истории о том, как Моисей ударил по скале своим посохом, что привело к приливу воды, которая утолила жажду израильтян. (Исход 17).
  11. Гора должна быть рядом с древним городом Мадиам, согласно линии исторических источников. Считается, что город Аль-Бад в Саудовской Аравии когда-то был Мадиамским.
  12. Там должно быть свидетельство населения, общающегося в петроглифы и древние протоеврейские надписи.
  13. Там должно быть свидетельство алтаря и / или стенда, где золотой теленок был помещен и поклонялся (Исход 32).
  14. Должны быть доказательства массового захоронения, где были помещены тела верующих золотого тельца.
  15. Может быть нечто похожее на алтарь под горой, сделанный из необработанных камней, согласно указаниям, данным Богом Моисею в Исходе 20.
  16. Там может быть свидетельство 12 столбов возле алтаря (Исход 24). Он может быть организован в три ряда по четыре, как это было на нагрудниках израильских священников.
  17. Там может быть свидетельство огненного явления на вершине горы Синай, как описано в книге Исход. Исследователи не согласны с необходимостью этого критерия.

Наиболее вероятное место

В настоящий момент исследователь считает, что Джабал Макла (часть горного хребта Джабал аль-Лоуз на северо-западе Саудовской Аравии) является наиболее вероятным местом для библейской горы Синай, исходя из критериев.

Гора Синай — Джабал Макла (часть горного хребта Джабал аль-Лоуз на северо-западе Саудовской Аравии)Гора Синай — Джабал Макла (часть горного хребта Джабал аль-Лоуз на северо-западе Саудовской Аравии)

Равнина в горах, плоскогорье, 5 букв, сканворд

  • «Возомнившая» о себе равнина
  • «загордившаяся» равнина
  • «Отутюженные» горы
  • «Отутюженные» горы.
  • (устар.) поднос без бортов, подставка
  • Возвышенная равнина
  • Возвышенная равнина с ровной или волнистой слабо расчленённой поверхностью, ограниченная отчётливыми уступами от соседних равнинных пространств
  • возвышенная равнина с ровной поверхностью
  • Возвышенная равнина, отделенная от лежащих ниже земель уступом или крутыми склонами
  • высоко поднявшаяся равнина
  • высокогорная равнина
  • Горная равнина
  • Колорадо, но не штат
  • Круто поднявшаяся равнина
  • лавовое …
  • название этой части рельефа произошло от французского слова, означающего «плоский»
  • Наска в Перу
  • Плоскогорье
  • Поднос без бортов
  • Равнина
  • Равнина в высокогорье
  • Равнина в горах
  • Равнина в горах, плоскогорье
  • Равнина в окружении скал
  • равнина где-то в горах
  • равнина на вершине
  • равнина на возвышении
  • Равнина, лежащая сравнительно высоко над уровнем моря и отделенная от соседней местности крутыми склонами, уступами
  • Равнина, покорившая горы
  • равнина, что выше обычных равнин
  • Ровная площадка в горах
  • устюрт с точки зрения географа

Распятие Иисуса Христа

У этого термина существуют и другие значения, см. Распятие. «Распятие с предстоящими», икона новгородской школы, около 1360 года

Распятие Иису́са Христа́ — казнь Иисуса Христа через распятие на кресте, эпизод, венчающий Страсти Христовы и предшествующий погребению и Воскресению Христову.

Евангельское повествование

О распятии Иисуса Христа повествуют все четыре евангелиста, и каждый сообщает свои подробности:

Евангелие Описание
От Матфея
(Мф. 27:33—38)
И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место, дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить. Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий; и, сидя, стерегли Его там; и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский. Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую.
От Марка
(Мк. 15:22—27)
И привели Его на место Голгофу, что значит: Лобное место. И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял. Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что взять. Был час третий, и распяли Его. И была надпись вины Его: Царь Иудейский. С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую Его. И сбылось слово Писания: и к злодеям причтен. Проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря: э! разрушающий храм, и в три дня созидающий! спаси Себя Самого и сойди со креста.
От Луки
(Лк. 23:33—43)
И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий. И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий. Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого. И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: Сей есть Царь Иудейский. Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.
От Иоанна
(Ин. 19:17-25)
И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса. Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски. Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский. Пилат отвечал: что я написал, то написал. Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нём жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины. При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.

Действующие лица и атрибуты

«Распятие», Матиас Грюневальд, 1500—1508 годы

Свидетели казни

Согласно сообщениям евангелистов при распятии Иисуса присутствовали:

  • Мария, мать Иисуса Христа, традиционно Богородица;
  • Автор Евангелия от Иоанна (ему Иисус вверил заботиться о своей матери: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Её к себе» (Ин. 19:26—27);
  • Мария Магдалина;
  • Мария Клеопова;
  • Два разбойника, распятые по сторонам от Иисуса;
  • Римские воины во главе с сотником, именуемым в апокрифах Лонгином;
  • Народ, первосвященники и книжники, которые насмехались над Иисусом.

«Восхождение на Крест», русская икона, XVI век

Орудия Страстей

Предметы, использовавшиеся при распятии Иисуса вошли в число орудий Страстей Христовых и стали почитаемыми христианскими реликвиями. К ним относятся:

  • Крест Животворящий, на котором был распят Иисус, является священной реликвией христианства.
  • Титло INRI — табличка со словами «Иисус Назорей, Царь Иудейский» написанными по указанию Пилата (Ин. 19:19).
  • Гвозди, которыми тело Иисуса было прибито к Кресту.
  • Губка, с которой Иисуса напоили уксусом.
  • Чаша Грааля, в которую, по преданиям, собрали кровь Иисуса Христа.
  • Копьё Лонгина, которым пронзили подреберье мёртвого Иисуса, чтобы убедиться в Его смерти.
  • Лестница, с помощью которой сняли тело мёртвого Иисуса с Креста.
  • Клещи, которыми вынимали гвозди.

Голгофа

Кровь Христа омывает череп Адама, фрагмент фрески Фра Беато Анджелико Основная статья: Голгофа

Голгофа (ивр. ‏גולגלתא‏‎, «лобное место» от арам. gûlgaltâ, букв. «череп») — невысокий холм за границей городских стен Иерусалима. Был традиционным местом публичных казней.

Своё название холм получил от того что имел форму черепа. Также существует предание, что Ной перед потопом взял череп и кости Адама в ковчег, а по его окончании Сим похоронил череп и две кости на Голгофе.

Некоторые христианские богословы считают, что кровь Христа омыла захороненный на Голгофе по промыслу Божьему череп Адама и в его лице всё человечество от греховной скверны, даровав этим возможность спасения. В изобразительном искусстве изображение главы Адама, омываемой кровью Иисуса, известно с IX века.

В искусстве

Три этапа Страстей Христовых: Возведение на крест, Распятие, Снятие с креста. 1645 год. Вклад царя Михаила Федоровича. Собор Успения Богородицы Кирилло-Белозерского монастыря (клейма царских врат)

Отличительный признак изображения Распятия в католической традиции — скрещенные и пробитые одним гвоздём обе ступни Христа. В православной традиции Христос изображается распятым на четырёх гвоздях: как руки, так и ноги прибиты каждая своим гвоздём. Также на Распятии в православной традиции ладони Христа изображаются обязательно открыты. Вопрос о недопустимости изображения согнутых пальцев Христа под католическим влиянием поднимал в 1553 году дьяк Висковатый и, хотя дьяк был осуждён за рассуждения об иконописи, доводы о необходимости изображения открытых ладоней были признаны верными и спорные иконы были переписаны.

Скульптурное изображение распятого Христа (см. Распятие), является традиционным атрибутом убранства западных церквей, в православной церкви в храмах традиционно используют резные деревянные распятия (иногда с предстоящими).

  1. Голгофа (недоступная ссылка). Энциклопедия Православия.
  2. М. С. Иванов, М. С. Желтов, Н. В. Квливидзе. Адам // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — Т. I. — С. 280—283. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-006-4.
  • Символика Распятия.
  • О некоторых особенностях иконографии Распятия.
  • Деревенский Б. Г. О местоположении Голгофы и гробницы Христа // Тайны евангельской истории. — СПб.: Алетейя, 2014. — С. 7—161. — 434 с. — (Античное христианство. Исследования). — ISBN 978-5-906705-70-9.
  • Распятие Иисуса Христа в русской живописи.

Основные события

Смежные персонажи

Прочее

В массовой культуре

Это заготовка статьи о христианстве. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Горы в Евангелии

Горы во все времена вызывали у людей уважение и восторг. Словно могучие великаны возвышаются они над окрестностями и как будто подпирают своими вершинами небеса. Странник, вступивший на горную тропу, начинает свой путь в долине, а заканчивает его там, где можно потрогать рукой облака. Подняться на гору — это значит стать ближе к небу, оторваться от земной суеты. Глядя с высоты на пасущихся овечек, на колосящиеся поля и плодородные виноградники, человек восхищается красотой Божьего творения и чувствует, как сердце его одновременно и плачет от умиления, и поет от радости. А еще у каждой горы есть своя история. Потому что каждая гора — памятник людям или событиям, с нею связанным. Даже самые величественные рукотворные памятники разрушает время. А горы стоят тысячелетиями.

В Евангелии тоже описаны горы, на которые поднимался Иисус Христос. Их истории мы сейчас и расскажем.

Пройти тест “Библейский альпинизм: хорошо ли вы знаете упоминаемые в Евангелии горы?

Гора Елеонская

Чаще всего в Евангелии упоминается гора Елеонская — как местность, теснейшим образом связанная с земной жизнью Иисуса Христа. Здесь Он любил отдыхать со своими учениками после дневной проповеди. Здесь был схвачен стражниками. А после Своего Воскресения, именно отсюда, с вершины Елеонской горы Иисус Христос вознесся на небеса. Почему же именно эта гора стала местом таких важных событий? Чтобы на это ответить, сначала нужно разобраться, где она расположена и как выглядит.

На самом деле Елеонская гора — это не отдельная вершина, а короткий горный кряж — цепочка из нескольких поросших деревьями пологих гор, облегающая Иерусалим с востока и ограждающая город от разрушительного соседства пустыни.

Вершины Елеонского кряжа отделяются от города долиной реки Кедрон. Эту часть Кедрона называют также долиной Иосафата — по находящейся здесь гробнице Иосафата, правителя Иудейского царства, который жил за несколько сотен лет до Рождества Христова. На прилегающих к Кедрону склонах горы расположено огромное кладбище, самым древним могилам которого около трех тысяч лет. Многие люди из разных концов земли приезжали в Иерусалим незадолго до своей смерти специально для того, чтобы быть похороненными здесь, на склоне Елеонской горы. Дело в том, что именно отсюда, из долины Иосафата, по предсказаниям пророков, начнется воскресение мертвых. Потому что именно здесь, на Елеонской горе в конце времен будет Второе Пришествие Иисуса Христа. Господь снова придет на землю там же, где простился со Своими учениками и вознесся на небо. В книге Деяния святых апостолов это описано так: …Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути. (Деян 1:9–12)

Но что же это за субботний путь и как далеко Масличная гора находится от Иерусалима? Субботним путем называли в Израиле тысячу шагов, которые благочестивые иудеи могли сделать в день покоя — субботу. По иудейскому закону, один день в неделю нужно посвящать Богу. В этот день нельзя работать и вообще ничего нельзя делать, а можно только читать Библию и молиться. Но поскольку у человека бывают разные неотложные дела, закон разрешал ему сделать в субботу тысячу шагов. Получается, что Елеонская гора находится совсем рядом с Иерусалимом, менее чем в километре от городских стен. С ее склонов открывается великолепный вид на город. Иисус любил сидеть здесь по вечерам и смотреть на Иерусалим в лучах закатного солнца. Отсюда, с Елеона, Он совершил свой царственный вход в Иерусалим, когда все жители города радостно приветствовали его и стелили свои одежды под копыта осленка, на котором Он ехал. А у подножия горы шелестел листьями масличный сад, где Иисус с учениками любил останавливаться на ночлег, выйдя из города. Здесь, в Гефсиманском саду, его и предал один из учеников по имени Иуда. Он привел с собой стражников и поцеловал Иисуса, чтобы те поняли, кого им надо хватать. Отсюда Его увели на мучения и смерть. И отсюда же, с Елеонской горы, Он вознесся на небеса после Своего Воскресения из мертвых.

Знаете ли вы что:

На обращенных к Иерусалиму западных склонах когда-то было расположено множество оливковых садов, от которых и произошло название горы. Дело в том, что «елеон» в переводе с греческого языка означает «масло». А лучшее растительное масло в мире делают как раз из плодов оливкового дерева — маслин. Поэтому гору так и называют — Масличная.

Елеонский кряж состоит из трех вершин.

Средняя — самая высокая, ее высота 815 метров. Именно с нее Иисус Христос вознесся на небо. Ее название — гора Вознесения.

Северная вершина зовется Малой Галилеей. На ее склоне был постоялый двор, где останавливались приезжие из Галилеи. А поскольку все апостолы были галилеянами, неудивительно, что именно здесь они часто бывали, когда приходили в Иерусалим на праздники.

Южная вершина именуется горой Скандала.
Но на самом деле там никто ни с кем не скандалил. Греческое слово «скандал» означает буквально — соблазн. Эту вершину назвали так потому, что когда-то израильский царь Соломон нарушил договор с Богом Израиля — не поклоняться чужим богам. Он разрешил своим женам-язычницам строить здесь капища, ставить идолов и приносить им жертвы.

Фавор

А вот гора Фавор расположена от Иерусалима очень далеко. В Евангелии название этой горы не упоминается, но в церковном предании именно с Фавором связано одно из важнейших событий в истории человечества. Здесь Иисус Христос впервые обнаружил перед людьми Свое Божество видимым образом. Нет, конечно, Он и раньше творил чудеса — исцелял безнадежно больных и даже воскрешал мертвых, останавливал бурю на море одним Своим словом. Но при этом внешне оставался для всех присутствующих обычным человеком, ничем не отличающимся от всех других людей. И вот пришел день, когда трое избранных Им учеников увидели воочию, Кто же был рядом с ними все эти годы: И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.

И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними. Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом. При сем Петр сказал Иисусу: Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии. Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе. И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте. И, внезапно посмотрев вокруг, никого более с собою не видели, кроме одного Иисуса (Мк 9:1–8).

Высокой горой, на которой произошло это чудо, и был Фавор. Здесь, на ее вершине перед изумленными учениками явились давно умершие великие пророки Моисей и Илия, беседующие с их Учителем. А сам Учитель вдруг изменился удивительным образом. Не только одежды Иисуса светились неземной белизной, но и лицо Его стало сиять, словно солнце.

Гора Фавор расположена всего в нескольких километрах от Назарета — небольшого селения, где прошли детство и юность Иисуса. Склоны Фавора покрыты вечнозелеными дубами, оливами, акацией, орешником, олеандром, кустами диких роз и жасмина. Подниматься на гору пешком приходилось часа три. Но зато тем, кто проделал этот путь, открывался удивительный вид на окрестности Фавора. Со всех сторон гору окружает плоская равнина. Словно аккуратно поделенные кусочки торта, видны на ней поля и сады. Вся долина внизу изрезана линиями дорог. Отдельно от других — прямой, как стрела, главный путь из Египта в Дамаск. Каждый день по нему шли караваны из могучих верблюдов, везущих разные товары. Но отсюда, с Фавора они казались не больше муравьев. А на горизонте в легкой дымке виднелись горы, окружающие Галилейское море.

Здесь, среди всей этой земной красоты Иисус открыл Своим ученикам красоту небесную, затмевающую любые человеческие представления о прекрасном. Спустя сорок дней Ему предстояло отдать Свою жизнь ради спасения человечества. Иисус знал, что для учеников Его смерть будет тяжелым испытанием. Чтобы укрепить в них веру, Иисус ведет их на гору Фавор и показывает им то, чего никто еще не видел на земле, — сияние Своего Божества.

Поросшая деревьями, одинокая и громадная, она возвышается над окрестностями, словно огромный верблюжий горб. Она как бы округлена от подножья до вершины, отчего и получила своё название, которое означает — выпуклое место (пуп). На вершине горы есть обширная площадка, слегка вогнутая внутрь, как кратер у вулкана. И хотя Фавор никакой не вулкан, но именно на его вершине однажды просиял свет в миллионы раз более яркий, чем огонь всех вулканов мира.

Каранталь

Еще одна гора, которая не упомянута в Евангелии — гора Каранталь. Здесь нет ничего удивительного, поскольку во времена земной жизни Иисуса такого названия у этой горы не было. Получила она его лишь после событий, которые на ней произошли. А вот события эти как раз и были описаны в Евангелии довольно подробно. Дело в том, что слово «каранталь» — это искаженное латинское числительное «сорок». Так была названа гора, где Иисус Христос проводил свой сорокадневный пост после крещения. Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал. И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом. Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим. И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое. Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи. (Лк 4:1–8)

Каранталь — часть горной гряды, идущей вдоль Иудейской пустыни. В отличие от поросших деревьями Фавора и Елеона, здесь совсем нет никакой растительности. Лишь у подножья можно увидеть высохшую на солнце траву и редкий кустарник. Сама же гора Каранталь — это огромная каменная глыба с отвесными склонами. Подняться на ее вершину под силу лишь опытным скалолазам. По преданию, в пещере на восточной стороне этой неприступной горы и проводил Свой пост Иисус Христос. А с вершины Каранталя дьявол показывал Ему все царства мира.

Человеку в этих местах тяжело пробыть даже несколько часов. Жара, высота, угрюмые скалы, на которых нет и травинки… Однако Иисус Христос провел здесь сорок дней в полном одиночестве, не вкушая пищи. На обожженной солн­цем горе Каранталь Он показал всему миру, как слабость тела можно преодолеть силой духа, устремленного к Богу.

Голгофа

В Евангелии упоминается еще одна гора. По сути это и не гора даже, а лишь небольшое скалистое возвышение на холме, который располагался неподалеку от городской стены Иерусалима. Скала на холме была местом, где казнили преступников. Называлась она — Голгофа. Иногда так называют весь холм, иногда — только саму скалу.

Страшное место находилось под горой. Раньше там был карьер, где добывали камень для городских построек. Со временем на месте карьера образовалась глубокая яма, куда после казни обычно сбрасывались тела преступников вместе с крестами, на которых те были распяты. Западную часть бывшего карьера люди засыпали землей и посадили там красивейшие сады. В свое время владельцем одного из таких садов являлся знатный иудей Иосиф Аримафейский. Здесь же, на холме, располагались гробницы знатных людей, одна из которых тоже принадлежала Иосифу. А еще к холму примыкала небольшая смотровая площадка. Именно на этом месте собирали народ смотреть на казнь преступников.

На эту гору Иисус поднялся лишь однажды. Сюда, на Голгофу, после беззаконного суда и нечестного приговора Его привели, чтобы предать смерти через распятие. Это была очень мучительная казнь. Человек на кресте не умирал сразу, а страдал еще много часов от боли в пробитых гвоздями руках, от палящего зноя и от укусов множества мух и оводов. Многие из казненных не выдерживали такого мучения и перед смертью сходили с ума.

Иисус был распят вместе с двумя разбойниками, осужденными за убийство людей. Один из них от невыносимой боли стал ругаться и говорить Иисусу: «Если ты действительно — Сын Божий, тогда почему ты позволил с собой это сделать? Сойди с креста и нас тоже освободи!» Другой же разбойник, напротив, унимал его и говорил: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? Только мы-то с тобой осуждены справедливо и получили то, что заслужили нашими кровавыми делами, а Он ничего плохого не сделал». И сказал Иисусу: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» Иисус ответил ему: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю».

Их распяли в полдень. Через шесть часов Иисус умер на кресте. Это случилось вечером в пятницу. После захода солнца по иудейскому закону наступала суббота — день покоя, когда иудеи не должны были выполнять никакой работы. Поэтому, желая побыстрее закончить казнь, стражники убили разбойников. А чтобы убедиться в смерти Иисуса, воин ударил Его копьем под сердце. Вытекшие из раны капли крови упали на камни Голгофы — могилы первого человека. Так совершилось искупление греха Адама, за которого пролил Свою кровь безгрешный Сын Божий.

Убитых разбойников сбросили в карьер. А тело Иисуса забрал с места казни Иосиф Аримафейский и похоронил его в своей гробнице на склоне холма. Здесь тело Спасителя и пребывало до Его Воскресения, которое случилось на третий день после распятия.

В переводе с арамейского Голгофа означает «череп». Объясняют это название по-разному. Одни говорят, что гора была названа так потому, что по своей форме напоминала человеческую голову. Другие склонны считать, что название возникло из-за множества останков казненных, которые хоронились здесь же.

Но есть куда более интересное и важное объяснение. По преданию, Ной, входя пред потопом в ковчег, взял из могилы останки самого первого человека на земле — Адама и внес их с собою в ковчег, надеясь его молитвами спастись. После потопа Ной разделил эти останки между тремя своими сыновьями. Старшему сыну Симу он дал главную часть — Адамов череп. Сим же, по данному ему от Бога пророческому дару, предал погребению лоб Адамов недалеко от того места, где спустя годы должен был возникнуть Иерусалим. Насыпав высокую могилу возле скалы, он назвал ее «лобным местом» в честь головы Адама. Так возник Голгофский холм.

***
Горы в Иудее не очень высокие. Фавор — 588 метров, Елеон — 815 метров, Каранталь — 380 метров. Высоту Голгофского холма определить трудно, но сама скала на его вершине была немногим более 10 метров.

Казалось бы, что значат эти «малыши» в сравнении с гигантскими горами, например Гималаями, где есть вершины высотой в целых восемь километров! Однако именно эти названия — Голгофа, Фавор, Елеон — в самых разных народах по всей земле вспоминают вот уже две тысячи лет. Потому что каждая гора — памятник людям или событиям, с нею связанным. А эти горы оказались участниками самой важной части в истории человечества — земной жизни Иисуса Христа.

Проверьте себя! Пройдите наш тест “Библейский альпинизм”

1. Как еще называют Елеонскую гору?

А) Виноградная Б) Масличная В) Масляная Г) Еловая

Название Елеонской горы восходит к греческому слову «елеон», которое означает «масло». Издревле гора была засажена маслинами, откуда и произошло название – Масличная. Именно из маслин – плодов оливкового дерева – получают полезное растительное масло.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *