Христос воскрес из мертвых

Откуда мы знаем о сошествии Христа во ад? Ведь в Евангелиях об этом нет ни слова. Евангелия рассказывают о Его смерти на Кресте, о положении мертвого Иисуса во гроб, а затем — о Его Воскресении и о встречах людей с Воскресшим.

Как пишет в своей работе «Христос — победитель ада» Митрополит Иларион (Алфеев), учение о сошествии Христа во ад является неотъемлемой частью догматического предания Церкви. То, что ученики Христовы об этом событии знали, подтверждает Первое Послание апостола Петра (3, 18–20): …Хрис­тос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению…

А вот что пишет апостол Павел в Послании к Ефесянам (4, 8–10): Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все.

Во второй главе книги Деяний апостольских, в день Сошествия Святого Духа на Христовых учеников, апостол Петр, обращаясь к собравшимся иудеям, напоминает им о пророчестве Давида (см.: Пс. 15, 10) — предка Христа по плоти: он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления (Деян. 2, 31). Запомним эти слова: не оставлена душа Его во аде…

Как же это произошло? Может быть, Христос, воскреснув и покинув Свой Гроб, сошел в преисподнюю, а потом уже явился на земле — живым людям?

Нет, не совсем так, и в том-то все и дело. Обратим внимание на слова апостола Петра: умерщвлен по плоти, но ожив духом. Православная Церковь исповедует и проповедует Христа, Который был полностью, до конца — Человеком, и полностью, до конца — Богом, одним из Лиц Пресвятой Троицы. Его человеческое существо было двухсоставным, как и наше: душа и тело. И именно об этом говорят Его предсмертные слова: Отче! В руки Твои предаю дух Мой (Лк. 23, 46). Далее сказано, что Хрис­тос испустил дух.

Тело лежало в новом Гробе, обвитое чистой плащаницей Иосифа Аримафейского (см.: Мф. 27, 59; Мк. 15, 46; Лк. 23, 53), а душа Умершего, как все человеческие души до Него, сошла в мрачный Шеол, в царство смерти, в то царство, о котором многострадальный Иов говорил: Редеет облако и уходит; так нисшедший в преисподнюю не выйдет, не возвратится более в дом свой, и место его не будет уже знать его (7, 9–10).

Душа в преисподней, тело во Гробе, а почему же умирающий Христос говорит благоразумному разбойнику, что он ныне же (т. е. сегодня же) будет в раю вместе с Ним (см.: Лк. 23, 43)?

Ответ на этот вопрос мы найдем, если вспомним тропарь, читаемый на пасхальных часах: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, Неописанный».

Бог вездесущ (Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты (Пс. 138, 8)), Троица неразделима: Божеством Своим Христос пребывает в раю, телом на земле, душою во аде.

Какое значение имеет для нас сошествие Христово в «преисподняя земли»? С какой целью Спаситель сошел туда, где обитали мертвые? Что Он изменил для них, лишенных уже, казалось бы, всякой надежды?

Сошествие во ад — неотрывная часть миссии Христа. Это предел Его смирения, истощания Божества — кенозиса. Святитель Григорий Богослов писал о двойном сошествии, или двойном нисхождении, Хрис­та — во плоть, как все люди, и во ад, как все умершие люди. «…Страданием человеческой природы Оно (Божество Иису­са. — Ред.) исполнило домостроительство нашего спасения, разлучив на время душу с телом, но Само не отделившись от того, что однажды было воспринято, и, вновь соединив расторгнутое, тем положило путь и начало воскресения из мертвых для всей человеческой природы…» — это слова святителя Григория Нисского. Расторгнутое соединено: Христос воскресает во плоти: не оставлена душа Его в аде (Деян. 2, 31). Так же — в новых, преображенных телах — воскреснем в последний день (Ин. 6, 40) и все мы. Апостол Павел объяснял это христианам Коринфа: И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного. Но то скажу , братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления. Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? (1 Кор. 15, 49–55) Последние слова — очень древние, они из книги пророка Осии (13, 14): От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало?..

У Бога нет мертвых на самом деле: Христос — Владыка и над живущими еще на земле, и над теми, кто уже с нее ушел. Апостол Павел в Послании к Римлянам (14, 9) пишет, что Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми. Песнопения Великой Субботы, богослужение которой пронизано темой схождения во ад, говорят нам о том, что Христос душою Своею проповедовал душам — обитателям Шеола. Третья песнь канона этого дня: «…Ныне же сокровенная Твоя богомужно уяснил еси, и сущим во аде, Владыко, несть свят, разве Тебе, Господи, взывающим».

Святитель Иоанн Дамаскин писал: «Обоженная душа (Хрис­та) сходит в ад, чтобы, подобно тому, как для находившихся на земле воссияло Солнце правды, таким же образом и для находившихся под землей, пребывающих во тьме и тени смертной, воссиял свет».

К кому была обращена проповедь Христа в преисподней и каково было ее содержание? Кого именно вывел Спаситель из Шеола?

Если о земной жизни Иисуса Христа мы знаем от свидетелей (см.: Лк. 1, 2; Ин. 1, 14), то схождение во ад — событие для нас таинственное: «подробности» есть только в многочисленных апокрифах, но в них с неизбежностью присутствует вымысел. Обратимся к Священному Писанию. Продолжим ту цитату из Послания апостола Петра, которую уже приводили в начале (3, 19–20): …находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божиему долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега…

Итак, о победе над смертью, о воскресении в последний день, но также и о вечной каре для нераскаянных грешников услышали и те, кто захлебнулся в водах Всемирного потопа (см.: Быт. 6–7), и те, кто сгорел в серном пламени Содома (см.: Мф. 10, 15; Быт. 19, 24–25). Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом, — пишет апостол Петр в том же Первом Послании (4, 6). Иоанн Златоуст писал, что Христос как на земле «для уверовавших сделался причиной вечного спасения, а для неуверовавших — обличением неверия, таким же образом проповедал и находившимся в аду». Иными словами, те, кто умер до Рождества Хрис­това, с Его сошествием во ад получили возможность выбора. Святитель Ириней Лионский писал: «Господь сошел в преисподнюю земли, благовествуя и здесь о Своем пришествии и объявляя отпущение грехов верующим в Него. Веровали же в Него все уповавшие на Него, т. е. предвозвещавшие Его пришествие и служившие Его распоряжениям праведники, пророки и патриархи, которым, так же как и нам, Он отпустил грехи». Многие святые отцы и духовные писатели позднейших времен считали, что Хрис­тос вывел из ада и привел к Отцу души, отозвавшиеся на Его проповедь. «Те, кои ожили духом, не могли уже быть оставленными среди жилища смерти», — говорил в своем «Слове в Великую Субботу» святитель Иннокентий Херсонский.

Следует понимать: схождение Спасителя в царство мертвых — это не просто «визит», это вход Победителя в побежденный город. Если победитель входит, значит, победа окончательна и безоговорочна. И об этой победе мы услышим в «ночь светозарную» — когда в наших храмах будут читать Слово огласительное Иоанна Златоуста: «Никто пусть не боится смерти, ибо освободила нас смерть Спасителя. Он истребил её, быв объят ею; Он опустошил ад, сошедши во ад; огорчил того, который коснулся плоти Его…». Плоти Христа коснулась смерть. У того же Златоуста есть грубый натуралистический пример: если человек случайно проглотит камень, желудок извергнет этот камень наружу вместе со всей ранее принятой пищей. Смерть проглотила краеугольный камень — Христа — и, не будучи в силах Его переварить, исторгла Его из своего чрева вместе со всеми ранее поглощенными. Об этом поется в Пасхальном каноне: «Снизшел еси в преисподняя земли и сокрушил еси вереи вечныя, содержащыя связанныя, Христе, и тридневен яко от кита Иона, воскресл еси от гроба». И далее — то, от чего всегда замирает сердце: «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».

Газета «Православная вера» № 07 (579)

> Христос Воскресе! >Текст:

Христос воскресе из мертвых, / смертию смерть поправ / и сущим во гробех живот даровав.

Перевод:

Христос воскрес из мертвых, победив смертью смерть и дав жизнь находящимся в гробах, т.е. мертвым.

Воскресе — воскрес, ожил; поправ — победив; сущим во гробех — находящимся в гробах, умершим людям; живот даровав — жизнь дав.

Главное песнопение Пасхальной службы, которое звучит практически постоянно. До Вознесения тропарь поётся вместо некоторых церковных песнопений (“Видихом свет истинный”, “Приидите, поклонимся” и т.д.), на утренних и вечерних молитвах читается вместо “Царю небесный”.
Это радостный возглас, утверждение истины воскресения Христова, как пишет преподобный Ефрем Сирин: “Все горние и дольние поклоняются Тебе, Спаситель наш, потому что воскресением Своим избавил Ты нас от рабства греху” (прп. Ефрем Сирин, 33, 524).
Смерть Спасителя разрушила иную смерть: “<Господь> Своим пришествием воскресил нас, умерших от грехов, и оживотворил, разрушив двоякую смерть, смерть греха и смерть плоти” (свт. Иоанн Златоуст, 44, 739).

Музыка:

Обиходный распев, исполняет хор Сретенского монастрыря:

Этот вариант тропаря был использован С. В. Рахманиновым в сюите для двух фортепиано, в номере “Светлый праздник”. Исполняют Владимир Ашкенази и Андре Превин:

А. Д. Кастальский – тропарь Пасхи.
Композитор принадлежит к числу так называемой “Новомосковской школы” (конец 19 – начало 20 века) – время рассвета Русской духовной музыки, возвращения к древним распевам. Так, в тропаре Пасхи Кастальского использован и обработан киевский распев. Исполняет знаменитый коллектив под руководством Николая Матвеева хор московского храма Всех Скорбящих Радосте:

Молитвы на Пасху

Одним из древнейших христианских праздников является Пасха. В этот день по библейскому преданию произошло воскрешение Иисуса Христа. Это символизирует победу добра над злом, а также света над тьмой. Пасха отмечается в разные дни, в силу того, что эта дата исчисляется по лунному календарю. В этот день все традиции и обычаи являются напоминанием о добровольной жертве сына Божьего во имя счастья всех людей.

Воскрешение Иисуса Христа является настоящим чудом, поэтому в христианстве Пасха это очень важное торжество, которое всегда предусматривает чтение специальных молитв на Пасху. Перед Светлым Воскресеньем в течение семи недель христиане соблюдают Великий пост. Он требует воздержания в пище и поведении. Особенно строгими правилами отличается последняя неделя.

Этот период по дням отражает последнюю неделю жизни сына Божьего на земле. Каждый день требует от христиан соблюдения особых традиций и чтения молитв. В Пасху все верующие люди загадывают желания, просят Бога об их исполнении.

Молитвы и заговоры, которые читаются на Пасху, отличаются огромной силой и энергетикой. Если молиться искренне, то можно вылечить тяжелые болезни. Также молитвенные обращения в Светлое Воскресенье могут стать настоящим оберегом для собственной семьи от несчастий и невзгод в будущем. Считается, что молитвы на Пасху привлекают удачу, помогают успешно начать новое дело, и даже улучшают материальное положение.



Какие молитвы, читают в ночь перед Пасхой

На Пасху верующие могут читать любые молитвы. Главное, чтобы в душе во время чтения молитвенных текстов присутствовала искренность и вера. Сила любой молитвы увеличивается из-за огромной энергетики светлого дня. Молитвенные обращения к Высшим силам несут с собой спасение и очищение души.

Молитвы на Пасху можно читать как в храме, так и в домашних условиях. Во втором случае делать это нужно в уединении, что будет способствовать правильному настрою. Во время молитвенного обращения ничто недолжно мешать. Молиться рекомендуется в красном уголке перед иконой Спасителя. Рекомендуется перед ней зажечь три церковных свечи. Необходимо, глядя на пламя одной из свечи, полностью сосредоточится на своем желании, и освободиться от посторонних мыслей. Важно полностью сконцентрироваться на молитве.

Главная молитва «Христос воскресе из мертвых»

Главной молитвой в пасхальную ночь является «Христос воскресе из мертвых». Она имеет очень глубокий внутренний смысл. Каждый верующий человек должен осознать, что воскреснув, Сын божий продемонстрировал живущим, что душа вечная. Она остается жить, даже после кончины тела. Смерть означает для человека только переход в другой мир. Благодаря подвигу Иисуса Христа верующие осознают, что после смерти они воскреснут из мертвых для того, чтобы найти спокойствие в Царствии Небесном.

На русском языке молитва звучит следующим образом:

«Иисус Христос воскрес из мертвых, смертью смерть поправ, даровав этим надежду и жизнь тем, кто в гробницах. Увидев воскресение Сына Божьего, поклонимся Господу нашему, единому, Святому, безгрешному. Поклонимся Кресту Святому Твоему, в Святое воскресение Твоё молимся, поем и славим. Только Ты — наш Бог, не знаем другого кроме Тебя, в жизнь свою, имя Твое призываем. Придите, все верующие, для того, чтобы поклониться святому Христову воскресению. Радость и счастье пришло для всего мира. Благословляем Господа нашего, каждый раз воспеваем воскресенье Его. Через Святой Крест пришла радость всему миру. Воспеваем воскресение, ибо Сын Божий распятие пережив, смертью смерть сокрушил. Аминь»

Пасхальная молитва на удачу

Во время Пасхи и молитвенных обращений люди очищают свои души, они духовно возрождаются. Способствует этому также то, что празднование происходит в весенний период, когда природа возрождается после зимнего сна. Волшебная энергетика Светлого дня способна привлечь в жизнь человека удачу и благополучие. И это подтверждается уже на протяжении многих столетий.

Очень сильная молитва звучит так:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Все знают, что Пресвятая Богородица, Дева Мария, как мать Иисуса Христа носила. Она родила, словом святым крестила, кормила и поила. Она Сына Божьего искренне молиться учила, всеми своими силами оберегала и спасала. А после подвига Его великого у Святого Креста рыдала, слезы горькие лила, по-матерински причитала. Вместе с сыном своим пресвятая Богородица страдала. В Святое Воскресенье Иисус Христос воскрес, людям всем великую надежду и радость даровав. Отныне, Господа нашего все христиане прославляют, слава о нем ширится от земли до небес. Силою своею и милостью своей неизмеримой Он сегодня нас рабов Божьих оберегает и опекает. Слышит Он наши молитвы и все их принимает, от всяких бед спасает. Услышь и меня, Господи, помоги мне, спаси меня и защити меня от невзгод и бед отныне и во веки веков. Аминь»

Молитва на здоровье и благополучие для себя и близких

Следующую молитву на привлечение в жизнь благополучия не только для себя, но и близких следует читать не только на Пасху, но и в другие дни. Но при этом в Светлое Воскресенье молитвенное обращение приобретает особую силу.

Звучит она следующим образом:

«Господи Всемогущий, Господи Милостивый, Господи справедливый, помоги мне, рабу Божьему,благослови светлой Пасхой. Наполни меня и моих близких энергией светлых праздничных дней. Пусть очистят мою душу светлые радостные слезы. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Услышьте мое обращение все Высшие Небесные силы. Молитесь о благополучном жизненном пути всех нас грешных рабов Божьих (назвать имена людей). Закройте меня и моих близких от злобы людской и недобрых помыслов недругов, укротите ярость и гнев, бушующие в мире, окружающем нас. Ратью своей святой и справедливой окружите нас, даруйте нам согласие и покой. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь»

Сильная молитва на Пасху на любовь

Любовь — это очень важная составляющая счастливой человеческой жизни. О том, чтобы она пришла в жизнь необходимо молиться на Пасху. В том случае, если вы уже встретили своего суженого, и ваши помыслы по отношению к нему чисты, можно провести любовный обряд. При выпекании Пасхальных булок обязательно читаются молитвы.

Кроме сильных молитв о замужестве можно воспользоваться на Пасху и специальными магическими обрядами. К примеру, один из таких ритуалов может проводиться с использованием пасхального кулича. В Светлое воскресенье необходимо взять кусочек пасхального кулича, поцеловать и прошептать над ним такие слова:

«Святой кулич, услышь меня, и мой поцелуй передай моему суженому. Пусть счастливо с ним жить будем. Как он будет тобой насыщаться, так его душа будет огромной душой ко мне наполняться»

После этого кусочком кулича следует угостить любимого человека. Важно, чтобы никто другой его не съел.

Внимание! Ни в коем случае нельзя на Пасху использовать любовную магию в корыстных целях. Любые действа и молитвы на Пасху должны быть наполнены светлыми чувствами и применять их можно только тогда, когда вы уверены во взаимной симпатии.

Существует также очень сильная молитва на замужество. Звучит она так:

«Всеблагий Господь, я, раба Божья знаю, что счастлива только в любви к Тебе. Всей душой и сердцем верую в силу и милость твою. Исполняю любую святую волю Твою. Доверяю себя Тебе, управляй моей душой и наполняй мое сердце только тебе ведомым смыслом жизни. Ты Создатель мой, так сохрани меня от гордости и самолюбия, пусть украшениями моими станет разум, скромность и целомудрие. Закон Твой повелевает людям жить в законном супружестве. Так пусть же мне на жизненном пути встретится человек, который мне станет опорой в жизни. Да будем жить мы с ним в мире и согласии. Помоги мне выполнить предназначение свое, ибо ты сказал, жена мужу должна быть дана в помощницы. Чтоб мог род человеческий множиться и землю населять. Услышь смиренное обращение мое и помоги, чтоб могли мы с суженым моим прославлять твои святые дела отныне и во веки веков. Аминь»

Молитва оберег от бед и несчастий

Особо действенными считаются молитвы на Пасху, которые являются оберегами от бед и несчастий. Важно произносить такое молитвенное обращения в уединении при зажженных свечах.

Звучит она так:

«Слава Отцу Господу, Слава Сыну Господу, Слава Святому Духу. Услышь меня, Всемогущий Бог, спаси раба Божьего (собственное имя) от зла, беды и несчастья. Избавь меня от козней, сплетен, оговоров, придумок, тайных интриг. Пусть не будут ставить враги мне сети ловчие, не применят они ко мне яд и меч. Пусть обойдет меня хитрость человеческая и не грозит мне тюремное заключение. Не позволь навредить мне злому слову, сказанному недругом сгоряча. Убереги меня от воды потопляющей и заливающей, от зверей злых и яростных, от урагана буйного, ото льда, замораживающего, от пожара обжигающего. Сохрани меня от слова вредящего колдуна злобного, от недугов и болезней ужасных, от смерти напрасной. Спаси меня, господи, от перевернутого Креста. Дай мне в защиту Ангела Хранителя моего, чтоб вел он меня по праведному пути и отгонял врагов от меня, за спасение моей души непрестанно молился. Слова свои я сказал и не запамятовал. Спаси меня и сохрани, от всяких бед и зол сбереги. Аминь»

Очень важно, читая такую молитву не вспоминать имен своих конкретных врагов, так как в этом случае молитвенное обращение не будет иметь общего защитного действия. Очень эффективной является такая молитва на Пасху, если вы только подозреваете о существовании недругов. Повторять молитвенное обращение следует не менее трех раз подряд. Слова следует произносить очень медленно и внятно, полностью осознавая их глубокий смысл.

Пасхальная молитва на деньги и богатство

Молитвы на Пасху часто используются верующими для привлечения богатства в жизнь. Дополнительно к ним можно использовать и различные магические обряды. Очень эффективным ритуалом является действо, в котором используется три пасхальных яйца — золотое, серебристое и красное. Такие атрибуты нужно положить в емкость наполненную святой водой в предпасхальную ночь, а утром умыться ею. После этого в текущем году согласно примете можно будет ждать хорошей прибыли.

Кроме того в утренние часы на Пасху, следует привлечь деньги другим обрядом. Вначале нужно прочитать несколько раз » Отче наш», в процессе этого следует думать о том, что привлечение денег в жизнь позволит получить много полезных благ. После того как удастся соответственно настроится, читается следующий заговор:

«Во имя Отца и Сына и Святого духа. Святой день наступает, народ честной и праведный светлому празднику искренний радуется. Громко и радостно звонят колокола, верующие в храм направляются, так пусть деньги так ко мне идут, чтоб найти в моем кошельке для себя надежный приют. В Пасху всегда милостыню нищим раздают, так и я прошу Тебя, Господи, помочь мне обеспечить достаток в собственном доме. Аминь»

Обязательно в предпасхальную ночь нужно заговорить монетку специальными словами, звучат они таким образом:

«Во имя отца и сына и святого духа. Пусть идет денежка к денежке, копеечка притягивает копеечку. Как люди ждут наступления Светлой Пасхи, и стремятся в этот день в храм Божий, так пусть в мой дом монетки стремятся. Аминь»

Заговоренную монету нужно положить в кошелек и носить ее весь год.

Молитва об исцелении (от трех смертей) в день Пасхи

Молитвы об исцелении, прочтенные на Пасху отличаются огромной силой. Особенно мощной считается молитвенное обращение, которое известно под названием «от трех смертей».

«Во имя Отца, нашего предвечного Творца, во имя Сына Божьего Иисуса Христа и Святого Духа. Ныне и вечно и навсегда. Аминь! Служил Господу Богу Лука Христоверг при царе Мануиле Комнине. Служил он в золоченной лавре Святой. Так случилось, что накануне Пасхи Светлой, в лавре золоченной Одигитрия, Пресвятая Богородица, явилась двум слепым людям. Слепцов она привела во Влахернский храм. Спустились ангелы, херувимы, серафимы и запели перед Матушкой, слепые прозрели. Это молитву сильную святые монахи написали, после чего все 40 святых ее благословили. Воистину! Господь указал: «Кто данную молитву в предпасхальную ночь перед Пасхой прочтет, тот с ее помощью от трех смертей уйдет». Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь»

Данную молитву следует прочитать 40 раз в абсолютном уединении при зажженных свечах. Кроме этой молитвы на Пасху следует читать и другие молитвенные обращения, направленные на исцеления. Если так случилось, что кто-то из ваших родственников болен, то нужно провести такой Пасхальный ритуал. Обряд может помочь исцелится только верующим людям. Для этого следует взять крестик у болеющего человека и опустить его в святую воду. После этого над ней необходимо прочитать такую молитву.

«Во имя отца, Сына и Святого Духа. В царствии святом небесном имеется целебный родник. Тот, кто до воды дотронется, кто целебной водой умоется, с того навсегда все болезни и недуги смоются. Я воды той набрала, и болеющему рабу Божьему, отдала. Аминь»

Данная молитва считается особенно сильной, когда она читается ближайшим родственником. Практически всегда она помогает исцелиться ребенку, если ее читает мать. После того как молитва прочитана нательный крестик следует достать из воды и надеть на болеющего человека. Святой заговоренной водой следует умыть болеющего человека. Желательно распределить воду таким образом, чтобы ее хватило для умывания в течение 7 дней.

Если болезнь неведома и врачи не могут помочь, то болеющий человек собственноручно должен собрать остатки от пасхальной трапезы и вынести их в огород, где закопать. Причем необходимо разделить собранное на четыре части и каждую закопать в углах, представляемого прямоугольника. После этого болеющему человеку следует вернуться домой и до следующего утра не разговаривать ни с кем из домочадцев. По отзывам, самочувствие значительно улучшается уже на следующий день.

Молитвы на Пасху о скором замужестве

Существует много Пасхальных молитв, которые используются для скорого замужества. Но для того чтобы суженный встретился в ближайшее время необходимо провести специальный обряд. Для него нужно специальным образом покрасить яйца. В обрядном комплекте нужно использовать синие, зеленые и красные яйца по 3 штуки. На них нужно наклеить наклейки с изображением свадебной атрибутики. Это могут быть свадебные кольца, цветы, влюбленные пары. Занимаясь оформлением пасхальных яиц нужно произносить такие слова:

«Как люди верующие любят Святую Пасху, а также всю жизнь ценят и помнят материнскую ласку, так пусть и меня мужчины любят сильнее сильного, и ценят пуще пущего. Пусть табунами за мной ходят, чтобы могла я среди них найти в скором времени своего суженого. Христос воскрес в Светлое воскресенье, а ко мне в этот день женихи пришли. Аминь»

Крашеные яйца следует положить на красивую тарелку и оставить их стоять на столе всю Пасхальную ночь. Утром нужно сразу съесть понравившееся яйцо. Остальные яйца следует раздать знакомым, оставлять их в собственном доме на потом нельзя.

Незамужние девушки могут попросить жениха в ближайшем будущем непосредственно во время Пасхальной службы. Для этого следует проговорить про себя такие слова:

«Господи, услышь меня, рабу Божью, дай мне жениха хорошего, пусть будет он добрым и зажиточным в сапогах да с калошами, и на лошади!»

Как нужно молиться в Христово Воскресенье

Молиться в Светлое Христово Воскресенье, нужно, как можно чаще. Делать это можно не только в храме, но и дома. Особо личные молитвы следует произносить в уединении при зажженных свечах перед иконой Спасителя.

Молитвы на Пасху очень сильные, они позволяют обрести смысл жизни и укрепиться в вере. Любое молитвенное обращение эффективно очищает душу от негатива, наполняют душу радостью, добротой и любовью.

Особенно важной на пасху считается молитва «Воскресения Христово видевше», она должна каждым верующим в этот день быть произнесена многократно. Читать ее допускается в любом месте, а не только перед иконой. Обращение носит глубокий внутренний смысл. Его цель не просить у Господа, каких-либо благ, а просто восхвалять и прославлять Создателя. Она читается на литургиях, также ее возносят верующие люди в домашних условиях.

Воскресение Господне является не просто обычным праздником для христиан, а большим значимым торжеством. Эту молитву рекомендуется повторять каждый день в течение 40 дней после Светлого воскресенья. Молитва на русском языке звучит следующим образом:

«Воскресение Христово видевшие, и мы все верующие поклонимся святому Спасителю, Господу Иисусу Христу нашему, Единому безгрешному. Кресту Святому Твоему низко поклоняемся, Иисуса Христоса в святое воскресение славим: Ты великий и могущественный Бог наш, другого мы не знаем, имя Твое везде называем. Придите все верующие, чтоб поклониться святому Христову воскресению: оно принесло радость и надежду всему миру. Распятие претерпев страшное, Бог наш смерью смерть разрушил»

В Пасху обязательно следует посетить храм. Считается, что если в этот день проспать службу, то на удачу в следующем году рассчитывать не стоит. Правильно нужно не только читать молитвы на Пасху, но и входить в храм. Обязательно перед входом следует перекреститься и трижды поклониться, каждый раз проговаривая слова в следующей очередности:

  • Первый поклон — «Господи Всевышний будь милостив ко мне грешному».
  • Второй поклон — «Господи, очисти меня от грехов, помилуй меня, даруй надежду».
  • Третий поклон — «Прости меня, Господи».

Все описанные действия следует выполнить после входа в храм. После молитвы следует подойти к иконе Спасителя и поцеловать в место, где расположены ноги Иисуса Христа. Целовать икону Пресвятой Богородицы и других Святых следует в руку. Важно помнить о том, что Пасхальную службу необходимо отстоять до конца, только в этом случае все вознесенные молитвы будут эффективными. Важно все это время сохранить в душе доброту и радость от праздничного события.

Подскажите, пожалуйста, к какому святому обращаться, чтобы был покой в душе и пришло наконец счастье в наш дом и исполнилось желание наше с сыном – иметь двухкомнатную квартиру?

В церкви магии нет. Когда мы что-либо хотим получить от Господа или от святых, мы должны не только молиться им, но и свою жизнь строить по заповедям Господа. «Много может молитва праведного», – сказано в Писании и наоборот: «Бог грешных не слышит», потому что они не хотят слышать Его. Через Евангелие Господь обращается ко всем нам с просьбой, чтобы мы были добрыми, любвеобильными, смиренными и т. д., но мы часто и слушать не хотим об этом, а сами просим Его, чтобы Он помогал нам. А бывает и так: Господь нам нужен только в тяжелые минуты; Он наши просьбы исполняет, а мы даже поблагодарить Его забываем, и обращаемся к Нему опять, только когда нас постигают скорби снова; а в дни покоя и счастья Он нам как бы и не нужен. Обращаться с просьбой о выполнении ваших желаний вы можете ко многим святым, к Богородице, к Самому Господу Иисусу Христу, но для этого вам желательно бы было познакоми­ться с Евангелием, где изложено наше вероучение, с житиями святых, которые после прочтения о них становятся вам близкими, и вы обращаетесь к ним уже с теплой, сердечной молитвой от всего своего сердца.

Объясните, пожалуйста, что такое икона? Всякий ли образ святого может быть иконой? Какие иконы нужно ставить в святой угол и сколько?

В переводе с греческого языка икона обозначает «образ» или изображение Господа нашего Иисуса Христа, Богоматери и святых. В древности иконы писались иконописцами, многие из которых были монахами. Краски разводили святой водой. Прежде чем приступить к написанию иконы, иконописец много молился и постился. Поэтому многие древние иконы были чудотворными. В настоящее время в связи с большой потребностью в иконах, а также из-за дороговизны написанных художниками икон церковь допускает литографическое изображение. Нужно сказать, что каким бы образом не были выполнены иконы, к ним нужно относиться с благоговением. Лучше иконы приобретать в монастырях или церквях, так как в магазинах часто продают не православные изображения святых. В церкви купленные иконы обычно освящены; если же неизвестно происхождение образа, его необходимо освятить в церкви. Если образ, приобретенный вами или подаренный вам, вызывает у вас сомнения, необходимо обратиться в ближайшую церковь и проконсультироваться у священника. В доме верующие обычно стремятся иметь в своем святом углу следующие иконы: Спасителя, Богоматери, святителя Николая, святого, именем которого вы названы, а также особо почитаемых вами святых. В количественном плане никто не ограничивает вас. Можно иметь столько икон, сколько вашей душе угодно. Если образ пришел в негодность (не видно лика, большие утраты живописного поля и нельзя отреставрировать этот образ, особенно если это – фотографическое или литографическое изображение), то его надо сжечь в церковной печи.

Что означает выражение «смертью смерть поправ»?

Это выражает то, что Спаситель Иисус Христос Своей смертью на Кресте разрушил смерть, которой человечество в лице Адама было наказано за грехопадение. На Кресте Спасителем человечество избавлено «от греха, проклятия и смерти». И если физическая смерть еще властна над человечеством, то духовная смерть Воскресением Иисуса побеждена.

«Верующий в Меня имеет жизнь вечную», – сказано в Евангелии (Ин. 6, 47). Не случайно эти слова помещены в тропарь Пасхи – Светлого Христова Воскресения, потому что это событие является главной истиной христианства. Святой апостол Павел писал, что «если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша» (1 Кор. 15, 14).

Что такое погружение? Говорят, это то же, что и Крещение? Хотелось бы услышать правильный ответ.

Погружение – это один из важнейших элементов Крещения. Погружение крещаемого в воду означает, что он как бы умирает для жизни плотской, греховной и рождается для жизни вечной, духовной. Кроме погружения, допускается обливание, которое символизирует, что с человека снимаются грехи.

Надо ли крестить детей, родившихся у людей, не состоящих в церковном браке?

Чем виноваты несчастные? Посмотрим на родителей и выясним, по какой причине они не заключили церковного брака и, опять же, почему они хотят крестить детей. Вот из этого и будем исходить. Есть и у них какие-то свои причины. Нам надо увидеть, чем родители мотивируют свое положение. Возможно, они что-то такое пережили, что ищут теперь помощи. Это как винт: если не нажимать – хорошо не завинтится (старец Паисий Святогорец).

Что-то мне кажется – я много учу других, как жить. Полезно ли это для моего спасения?

Учить ближнего столько же противно смиренномудрию, как и обличать его (святой Пимен Великий).

Какой эпохе соответствует Бог ипостаси Святой Троицы и какое Он носит имя в Ветхом Завете:

1. Бог эпохи Авраама, Исаака, Иакова?

2. Бог эпохи Моисея и царей Иудеи?

Бог, Творец неба и земли и Промыслитель все­ленной (Быт. 1,1; Ин. 1, 1), имеет в Священном Писании различные наименования:

а) Иегова (Я есть Сущий) (Исх. 3, 14) — Существо самобытное, независимое, неизменяемое, безусловное, вечное (Откр. 1, 8);

б) Элоаг (евр., единственного числа) и Элогим (множ.) означает достопоклоняемого Бога неба и земли, всего видимого и невидимого. «Элогим» выражает величие и превосходство Существа Божия;

в) Всемогущий (Быт. 26, 1; 26, 2, 3);

г) Господь (евр. Адонаи) (Суд. 13, 8);

д) Всевышний (Быт. 14, 18; Пс. 7, 18).

Бог един по существу, но троичен в Лицах — это знание о Боге Троице стало доступно нам после того, как вторая Ипостась (Лицо) – Сын Божий Господь наш Иисус Христос – принял плоть человеческую (вочеловечился), Дух Святый сошел на Него в Крещении и Отец свидетельствовал, что Иисус есть Его Сын возлюбленный (Мк., гл. 1).

Как же ныне можно спастись, когда совсем уже не видим подвигов, которыми сияли древние отцы?

Если потерпишь (болезнь или скорби) и будешь благодарить Господа, то благодарение вменится тебе вместо подвига (преп. Варсонофий Великий).

Есть ли литература, где описано, что означает каждая икона? Что означает икона Божией Матери «Одигитрия», «Владимирская» и т. д.? Есть ли икона «Казанская»? Мой племянник родился 21 июля – на «Казанскую», недавно принял Крещение, ему будет 24 года, я советую купить ему икону «Казанскую», права ли я?

Об иконах Богоматери сообщается довольно полно в книге, которая называется «Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание Ее чудотворных икон» – она постоянно переиздается издательством «Благовест». «Одигитрия» в переводе с греческого означает «Путеводительница». «Владимирская» икона по преданию написана святым апостолом и евангелистом Лукой, принесена к нам из Византии. Первоначально находилась в г. Владимире (откуда и название), затем была перенесена в Москву. Здесь было совершено от нее множество чудес. В частности, она спасла Москву от нападения хана Тамерлана. В настоящее время находится в Третьяковской галерее. Патриархия ходатайствует о том, чтобы этот образ занял прежнее место в Успенском Соборе Кремля. «Казанская» икона обретена неподалеку от г. Казани. Была в войске Минина и Пожарского при освобождении г. Москвы. Очень почитаемая всероссийская святыня. Очень будет хорошо, если вы подарите ее своему племяннику.

Обязательно ли ходить в церковь по воскресеньям? В заповеди не сказано, что надо обязательно ходить в церковь. Понимаете, у меня муж хоть и крещеный, но против того, чтобы я ходила каждое воскресенье. Время от времени он позволяет мне сходить. Я хотела узнать, должна ли я, несмотря ни на что, все равно ходить в церковь или нет? Мне самой очень хочется быть в церкви почаще.

Заповедь Божия говорит нам, чтобы мы «шесть дней делали дела свои, а седьмой посвятили бы Господу Богу Своему». Если возможно с вашей стороны, то ходить в церковь нужно как можно чаще. Один из отцов Церкви говорил: «Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец». Если возникают по поводу хождения в церковь скандалы, нужно их избегать, но, оставаясь вынужденно дома, необходимо постараться найти способы, чтобы быть в этот день как можно ближе к Богу. Побольше помолиться, почитать Священное Писание. Просто поразмышлять о Господе. Неверующего мужа в делах веры не слушайте.

Можно ли увидеть Ангелов?

Святой Исаак Сирин говорил: «Не то велико, что христианин видит ангелов, а велико то, что человек видит свои грехи». Вообще, святые отцы предупреждали о том, что необходимо опасаться всякого рода видений, потому что они вводят человека в заблуждение и «прелесть». Будучи духовно неопытными, многие принимают видения демонов за ангельские видения. Святой апостол Павел предупреждал, что сатана готов иногда принять образ Ангела света для того, чтобы соблазнить верующих.

Как узнать, что Бог мне помогает?

На этот вопрос вы можете ответить только из своего опыта.

Скажите, как правильно надо креститься?

Крестись всегда благоговейно и истово, полагая руку на челе (на лбу), на чреве («еже на пупе»), на правом и на левом плече; всегда крестись стоя, в прямом положении тела, а потом – поклон. А не так, как иные крестятся и кланяются в одно и то же время; поспешно совершать крестные знамения и поклоны не следует. Малый поклон должен быть не иной, как в пояс, именно такой, чтобы можно было, склоняясь достать рукой до земли. Архиепископ Антоний Волынский пишет: «Православный крест совершается так: троеперстно сложенная десница возлагается первее на лоб (а не на нос, не на бороду и не на воздух), потом на чрево, потом на правое плечо и, наконец, на левое плечо (а не подмышки)».

Что делать в безвыходном положении?

Во-первых, встать на молитву и просить Гос­пода, чтобы Он Сам указал вам выход. Во-вторых, читать Священное Писание и книги святых отцов – они очень часто указывают выходы из различных тупиков. И, в-третьих, пойти на исповедь и спросить совета у священника.

Что лучше: редко или часто приобщаться Святых Христовых Тайн?

Трудно сказать. Закхей с радостью принял в свой дом дорогого Гостя – Господа и хорошо поступил. А сотник, по смирению, сознавая свое недостоинство, не решился принять, и тоже хорошо поступил. Поступки их хотя и противоположные, но по побуждению одинаковые. И явились они пред Господом равно достойными. Суть в том, чтобы достойно приготовлять себя к Великому Таинству (старец Никон Оптинский).

Очень хотела бы узнать о посте. В наше время, когда многое может быть дефицитом или баснословно стоить, верующие не соблюдают пост. К примеру, постятся неделю перед Пасхой, оправдывая себя тем, что мяса и молока можно не видеть месяцами, качество продуктов известное – магазинное молоко напоминает беловатую воду, яйца «диетические» имеют весьма странный вкус. Дескать, с голоду помрешь. Извините, пожалуйста, за длинное отступление, но я думаю, что верующие должны отличаться и в том, что едят.

Вы правильно написали, что верующие должны поститься и отличаться даже в еде. Преподобный Серафим Саровский говорил, когда к нему обращались с подобными вопросами: «От воды и хлеба еще никто не умирал». Вы правильно заметили, что в нашей стране поститься пищевым постом довольно трудно, однако же возможно. В случае ослабления поста нужно в этом каяться, но от духовного поста нас никто освободить не может. «Кто ограничивает пост только воздержанием от пищи, – говорит святой Иоанн Златоуст, – тот более всего бесчестит его. Ты постишься? Докажи мне это своими делами… Что пользы, когда мы воздерживаемся от птиц и рыб, а братьев угрызаем и снедаем?» Пост может быть и вредным для души в том случае, если человек делает из него «культ» и проникается сознанием своего превосходства. «Пост – это прежде всего движение, активность духа, борьба с косностью, ленью, изнеженностью, расслаблением воли и тела. Это борьба за жизнь, за свободу духа от привычного рабства», – пишет митрополит Антоний. (Более подробно вы прочтете об этом в брошюре «О посте»).

Почему в Библии нигде не встречается слово «ад»?

Вас неправильно информировали. «Ад» в Библии встречается неоднократно. «Ад» (евр. шеол) встречается в книге Бытия (37, 35), в книге Чисел (16, 30—33), в книге Псалмов (15, 10) и др. В буквальном переводе с греческого языка, ад означает место, лишенное света. В христианском учении под этим словом разумеется духовная темница, т. е. состояние духов, грехом отчужденных от лицезрения Божия и соединенного с Ним света и блаженства (Иуд. 1, 6).

Христианство всегда утверждало и утверждает, что «Бог же не есть Бог мертвых, но живых» (Лк. 20, 38). Ф. М. Достоевский писал в своем дневнике: «Без веры в свою душу, в ее бессмертие бытие человека неестественно, немыслимо, невыносимо». Если нет загробной жизни, то вся наша жизнь бессмысленна. Многие современные ученые не только признают загробную жизнь, но да­же занимаются проблемами бессмертия, исследуя опыт людей, переживших клиническую смерть.

Правда ли, что скоро наступит правление Христа и на Земле будет «рай»?

Церковь не приняла это учение и осудила его как ересь хилиазма. Хилиазм (от греч. – тысяча) – учение о якобы предстоящем тысячелетнем царстве Божием. Наиболее ярко учение хилиазма было выражено в апокрифической (подложной) книге «Откровение Иоанна». Где заявляется, что после победы небесных воинств над силами зла наступит тысячелетнее царство Христово в «небесном Иерусалиме» и что это царство принесет блаженство мученикам за веру; по истечении тысячелетия пророчествовалась окончательная схватка с антихристом, после чего должен наступить конец света. Часть хилиастов ожидала осуществления своих чаяний на земле, а не на небе. Хилиастические настроения получили особое распространение в сектанстве.

Как понять, что в одном месте в Библии написано: «наказываю детей за грехи отцов до четвертого поколения», а в другом, что дети не несут ответов за грехи отцов?

Ответ на ваш вопрос дан в 18 гл. книги пророка Иезекииля. Читайте внимательнее Библию, там еще есть разъяснения.

Почему есть такие противоречия: «возлюбите друг друга» и «благословенны миротворцы», а в другом месте: «Не мир Я принес вам, а меч», «Я пришел восстановить человека против его отца, дочь против ее матери и т. д.»?

Да, христианство – это религия любви, и не вина Иисуса Христа, что многие не смогли принять Его вероучение. Его Самого, не имевшего греха, предали истязаниям и позорной смерти на Кресте. Словами: «Не мир Я принес вам, а меч», Он предсказывал, как мир часто будет ненавидеть всех верующих в Него. И не вина мучеников, верующих во Христа, что даже родители истязали их (см. житие святой Варвары великомученицы), а беда мучителей, что они не восприняли это учение любви и желали силой истребить его.

Смертию смерть поправ

«Когда Володя уезжал на Север, мы с Игорем временно оставались в Санкт-Петербурге. Пришли попрощаться к батюшке (протоиерею Василию Ермакову – настоятелю церкви пр.Серафима Саровского – авт. ), вроде бы уже и поговорили – надо уходить, а батюшка вдруг запел песню: «Прощайте, скалистые горы, на подвиг Отчизна зовет…» Остановился и к нам: «Что молчите?! Давайте все вместе». Запели. Я тогда еще подумала: «Почему батюшка запел эту песню?» Когда после гибели «Курска» закладывался камень в память об этом трагическом событии, оркестр заиграл… эту мелодию».

Екатерина Багрянцева

Краеугольный камень

Капитан Багрянцев – в центре О трагедии «Курска» и гибели 118 членов его экипажа, случившейся 12 августа 2000 года, писали много. Время идет, и постепенно утихает в сердцах родных и близких режущая боль внезапной утраты. Смерть близких всегда тяжела, даже если она происходит естественным путем: прошла жизнь, и человек в окружении детей и внуков покидает этот мир. Но что испытывают родственники, знающие, что в холодных глубинах моря в расцвете лет уходит из жизни близкий человек?

Конец марта 2001 года. Орден Мужества за своего мужа Владимира Тихоновича Багрянцева его вдове Екатерине вручили в актовом зале Санкт-Петербургского учебного краснознаменного отряда подводного плавания. Правительственную награду она получила последней. Остальным родным и близким погибших членов экипажа «Курска» их вручали в конце 2000-го. В том походе на борту Владимир Багрянцев был старшим…

* * *

Глядя в глаза Катерины, я почувствовал, как ее страдания наполняют и мое сердце. Я увидел в ее глазах боль от потери близкого, любимого человека. Она уже пережила горе, сумев увидеть в потере другой смысл, который дает ей теперь силы жить. Для человека верующего смерть не является уходом в никуда, она становится началом новой жизни. «То, что произошло, – не просто так. Все начинает складываться в одно русло, в одну линию. Дима – наш старший сын – стал лучше. А так – неизвестно, что было бы с ним. Я работаю теперь в храме. Игорь – младший – часто бывает здесь. И на службе стоит, и исповедуется, и причащается. Господь управляет. Многое еще предстоит понять. Вот батюшка Василий сказал, что только лет через 10 мы поймем, почему это произошло. И добавил: «Курск – это краеугольный камень новой России».

Забегая вперед, скажу, что после встречи с Катериной я расспросил о.Василия Ермакова о том, как произошла его встреча с Владимиром. И вот что он мне рассказал: «Володя пришел ко мне в форме, в погонах. Мы быстро нашли общий язык. Мне нравились в нем его вера, его духовное обаяние, открытость сердца. Любовь к храму и молитве. Говорили мы с ним о том, как сохранить веру, как спасти Россию». Первый вопрос, который задал о.Василий Владимиру: «Ты причащался?» – «Нет». Подумав, батюшка добавил: «Кто-то за тебя сильно молится. Намоленный ты». Потом выяснилось, что одна из прабабок Владимира когда-то пешком ходила в Иерусалим, поклониться Гробу Господню. Может быть, ее молитвы и привели капитана 1-го ранга Багрянцева в тот раз в кладбищенскую церковь?

«Всякий раз, приезжая из Мурманска, Володя не проходил мимо храма, – продолжает о. Василий. – В последний раз, когда мы с ним встретились, я посмотрел в его глаза и… увидел там отблеск того, что он не жилец. Я подумал, что мне показалось. У него были проблемы дома, с сыном, предстоящий переезд… С этим он и уехал. Когда случилась трагедия, я был на Украине. В одночасье во мне оборвалось: «Володя погиб!» У меня над кроватью висит его фотография, я часто смотрю на него и думаю: родной ты мой… Ушел ты… Он пошел по воле Бога, он выполнил долг российского солдата, долг воина, долг русского человека. Я всегда за него молюсь».

«Глоток живой воды»

– Бывают такие моменты в жизни, что чувствуешь – нечем больше жить, – вспоминает Катерина. – Когда это со мной случилось в 1994 году, я поняла, что нужно идти в церковь. Это стало настолько очевидным и необходимым… Это можно сравнить с потребностью организма в чистой живой воде во время засухи. Володя тогда поступил в Санкт-Петербургскую военно-морскую академию, и мы семьей переехали сюда.

Солоновато пришлось Владимиру Тихоновичу в северной столице. Семья, двое детей, денег не хватает – пришлось идти работать ночным грузчиком. В большом и хорошем смысле – мужик. Из тех, кто умеет ответственность брать на себя.

Немного отрешенно, все более и более погружаясь в воспоминания, Катерина продолжила свое повествование.

«Самое яркое в нашей 20-летней жизни – это церковь, это батюшка Василий. Это дорога в новую, настоящую жизнь.

О батюшке мне рассказала подруга. Сначала я сходила в церковь одна, потом обратилась к мужу: «Володя, пойдем к батюшке. Решишь свои проблемы». Он удивился: «Как можно помочь человеку на расстоянии? Я этого не понимаю». Он практик и считал, что своими проблемами должен заниматься сам. Но согласие дал.

Пришли мы на Серафимовское кладбище 24 января. Мороз стоял страшный. Батюшка встретил нас с большой любовью. Володя как-то сразу проникся безграничным доверием к о.Василию. Однажды он мне сказал: «Когда я стою рядом с этим человеком, то забываю про все свои сложности, беды и проблемы». Он душой почувствовал благодатную силу батюшки. Володя многому учился у батюшки, слова его принимал сразу и с глубокой верой. Батюшка Василий увидел душу Володи, согрел ее своей любовью, и она от батюшкиной любви раскрылась, как цветок».

Владимир был внешне крупным, открытым человеком… И когда он заходил в помещение, то как бы заполнял его. Удивительно, особенно в последнее время и внешне он стал похож на о.Василия. Вот снимок, на котором они вместе. Судите сами. Не зная лично Владимира Тихоновича, я не раз видел его в церкви Серафима Саровского. Неоднократно тогда приходила мне в голову мысль, что это сын батюшки, но потом я спохватывался – у о.Василия в семье только дочери.

Вспоминая краткие моменты наших встреч с Владимиром Тихоновичем в храме, вижу, сколь скромным при своем высоком служебном положении был он человеком. Когда в храме причащает о.Василий, очень многие прихожане стремятся подойти именно к нему и сделать это одними из первых. Этот же человек в морской форме никогда не старался специально пробиться в первые ряды. Продвигался постепенно, пропуская вперед немощных и самых нетерпеливых.

«Когда я выходила замуж, – продолжает Катерина, – мне папа, тоже капитан 1-го ранга, сказал: «Только тогда брак будет крепким, когда жена будет жить жизнью мужа. И чтобы жизнь сложилась, надо выходить замуж один раз». Я это запомнила, да по-другому мне и не интересно. Мне очень покойно, когда все дома: Володя читает свои военно-исторические книги, Дима и Игорь где-то рядом. Все дома, все накормлены. У нас и гостей-то всегда было очень мало. Если и собирались, то лишь близкие знакомые. Если бы тогда мне предложили начать жизнь сначала и спросили, хотела бы я изменить свою жизнь, – я бы ответила: нет. Я знаю, что такое счастье. Счастье – это иметь хорошую семью».

В последние годы в нашей семье появилась вера в Бога. До этого я ориентировалась на земные блага, отношения, – эти ценности не ушли из моей души, но пришла уверенность, что семья, муж, дети для женщины могут быть главными, и она верно может осознавать себя в семье и правильно воспитывать детей, только став верующим человеком. Любовь земная и любовь духовная – это две разные ступени.

Как только мы приезжали в Петербург, сразу же шли к батюшке. Домой, в Севастополь, последние три года Володя не ездил. К встрече с о.Василием готовился заранее: записывал, что должен спросить – вдруг забудет или упустит. Это было трогательно: заточит карандаши, аккуратно разложит и пишет. Через батюшкину любовь Володя нашел то, чего недополучил в детстве. Из церкви к метро шли пешком. Идет, молчит. «Володя, давай поговорим». – «Не надо», – такой у него был покой на сердце.

Перед гибелью он привез батюшке штурвал с надписью: «От начальника штаба 7-й дивизии В.Багрянцева». Тогда еще о.Вячеслав, священник того же храма, сказал: «Правильно, батюшка, вам подарили. Вы же наш капитан, а мы за вами».

Дела служебные

«Перед смертью, в июне, мы много говорили с ним о том, что такое верующий человек. «Володя, сорок лет – нам казалось, что все уже устоялось, закоснело. Но люди меняются…» – «Знаешь, я сам чувствую, что изменился. Я стал совершенно другим». Он был такой человек, который всегда учится. Прежде он возвращался со службы, и мне приходилось действовать как врачу: успокоить, поговорить… «Не расстраивайся, это не на всю жизнь – это уйдет». И он успокаивался. «Да, ты права». По отношению к людям, к служебным проблемам были у него какие-то переживания, нервные волнения. Но, придя в храм, он стал к этим вещам относиться с глубиною, истинным пониманием того, что происходит.

Когда начальник штаба появлялся в своем кабинете – он часто бывал в разъездах – об этом знали все. Громогласная ругань, однако, никого не обижала – он делал это беззлобно и с купеческим размахом. Отец Василий, кстати, тоже частенько ругает своих духовных чад. Может прилюдно отчитать, что не вычитал правило до конца, что невнимателен на службе, но провинившийся слушает, опустив голову, и не обижается. Так воспитывать и отчитывать может только любящий отец.

«Я считаю, что каждый человек должен быть решительным, – говорил Владимир. – Лучше принять любое решение, чем никакого. Сначала нерешительность становится поступком, потом чертой характера, а потом и судьбой! Из любой ситуации есть выход. Лучше исправить решение, чем колебаться. Моряк имеет право на неправильное решение, но не имеет права на нерешительность».

Сидела я на том вечере, когда вручали награду, и думала: если Володины дети не продолжат его дело, то кто еще? Он так любил море, свои лодки! Владимир за свою кочевую жизнь собрал огромную библиотеку по русскому флоту: прекрасно знал его историю, знал досконально типы лодок, фамилии командиров, изучал возможные причины аварий, мысленно проигрывал ситуацию с «Комсомольцем» – словом, был специалистом высокого ранга…

Церковь в Видяево

– В 1997 году Владимира Тихоновича после окончания академии перевели в Заозерск. Пробыл там он недолго. Вскоре поступил приказ: «Начальником штаба в Видяево». Когда всей семьей приехали в поселок, стали собирать православную общину, создавать церковь.

…На улице темно и холодно. Мы с Игорем на саночках везем коробки со свечами, иконами. Периодически все это у нас падает в снег. Собираем и снова везем. Служба сначала проходила у нас в Доме офицеров. Раз-два в месяц из Заозерска приезжал о.Александр и служил молебны и панихиды. Потом нам выделили цокольное помещение в пятиэтажном доме. Сделали аналой, облачение батюшке (зеленое), основная утварь у нас уже была. Зарегистрировали церковь. Мне пришлось составлять годовые отчеты по работе церкви. Мы стали общиной! Писали письма, обращения, чтобы шли пожертвования на строительство церкви. В Видяево часто приезжали делегации – мэры городов, главы администраций, – у нас же очень много именных лодок. Володя просьбы передавал непосредственно губернаторам.

Видяево – это гарнизон, которому 40 лет. Чем, помимо службы, люди занимались в гарнизоне? Интересов практически нет. ТВ, музыка, вечера «Кому за тридцать». Маленькие территории объединяют людей. Жизнь гарнизонная – она и сложная, и простая. Люди более добрые: условия жизни заставляют думать не только о себе, и одна общая цель – это служба, семья, дети. Трудно в другом… Мы потеряли ориентиры. Случаются и неурядицы, и жизненные проблемы, но люди ищут только внешний выход из ситуаций. Не понимая, что главное – это духовное решение проблемы. Как объяснить человеку, почему у него не сложилась семейная жизнь, неприятности на работе?

И вдруг – церковь… Многие восприняли в штыки. Лишь по прошествии времени стали понимать и предлагать свою помощь. То один, то другой – так по кирпичику и складывалась наша церковь. Основным костяком у нас были женщины – за два года мы очень сблизились: одно дело, радость и беды. Приходили к нам и мужчины, и военные заходили, но нечасто. Больше было молодых ребят: 19, 20 лет. Они даже отпрашивались у командиров и приходили на службу.

Много людей приходило в Пасху, на Крещение… Люди стали потихоньку оттаивать. Приходили со своими проблемами – больше некуда было с этим пойти. Мы собирались, пили чай… Когда человек не один и знает, что ему помогут, услышат его горе, то многое отступает, и приходит радость.

Нашей общине хотелось построить храм святителя Николая. Я часто говорила Володе, что Видяево – это наш последний гарнизон. Было у меня такое чувство. Тогда ему предлагали и в Москву, и в другие места, но мы решили, что не уедем до тех пор, пока не поставим здесь церковь…»

Храм святителя Николая возвели на 40-й день после гибели экипажа «Курска». Панихиду отслужил епископ Мурманский и Мончегорский Симон. Катерина уехала из Видяева. Без Володи…

Сережа

Сейчас можно только предполагать, как произошла эта встреча – мальчика-инвалида и морского офицера. Сергей говорит, что дядя Володя встретил его на улице год назад, что-то спросил, а потом позвал к себе обедать. Так пересеклись два жизненных пути. Что их могло связывать? Подростка со скрюченными руками-плетками, которого сверстники дразнили не иначе как Косорукий, и начальника штаба, капитана первого ранга Владимира Тихоновича Багрянцева? Что вообще может связывать людей? На мой взгляд, только любовь и сострадание. Тогда, на улице, Владимир понял, что этому Сереже с чуть шевелящимися скрюченными пальцами и походкой подраненной птицы очень нужно сильное, мужское плечо. Трудно в этом мире жить изгоем-инвалидом.

Когда Владимир увидел, как ест этот мальчик, он не выдержал и под каким-то предлогом вышел в другую комнату. И потом долго не мог привыкнуть. Сергей ел без помощи рук. Аккуратно подносил ко рту на коленке кусок хлеба, откусывал, опускал коленку и начинал… лакать борщ, как собака. Подцепит языком капустки, снова коленку ко рту…

Болезнь у Сережи очень редкая: артрогриппоз. Если не вдаваться в медицинские тонкости – короткие сухожилия, которые, не успевая за ростом костей, выкручивают при этом конечности. Каллиграфически писать и талантливо рисовать этот мальчик научился ногами.

Много плохого в свой адрес услышал Сережа за свою короткую жизнь, но Господь сохранил в чистоте его душу. Такой светлый и ясный взор можно увидеть только у схимников. Жизненный оптимизм и предрасположенность к творчеству помогали Сергею до момента встречи с дядей Володей. Потом все это не ушло, оно осталось, но пришла вера в Бога. Владимир Тихонович привел мальчика в церковь, которая тогда временно располагалась в видяевском разорившемся супермаркете. Звонкий дискант мальчика радостно вторил вслед за батюшкой: «Миром Господу помолимся!» – «Господи, помилуй!..»

Однажды, увидев рисунки Сережи, дядя Володя сказал: «Слушай, брат, да ты не без способностей! Вот погоди, пристрою тебя учеником в иконописную мастерскую в Свято-Даниловом монастыре. Будешь этим Господу служить. Да и к врачам твоим столичным поближе. Потерпи немного, слово чести». Мал был в то время Сережа, в иконописную мастерскую берут с 14 лет, в редких случаях с 13, а ему и того не было.

Не получилось. Ушел дядя Володя в учебный поход на атомном подводном крейсере «Курск». Ушел и не вернулся. После трагедии с «Курском» в Видяево появилась деревянная церковь. Когда закончилась панихида за упокой душ моряков «Курска», Сережа взял зубами церковную свечу, зажег от догорающего огарка… и поставил ее с краешка в свещницу… За дядю Володю.

В морских глубинах

«Первые дни трагедии. Когда телевидение рассказывало всему миру, что вот они сидят в темной глубине и ждут помощи, – я знала, что их нет в живых, потому что не таков Багрянцев, чтобы сидеть и ждать помощи, – вспоминала Альбина Коновалова, друг семьи Багрянцевых. – Он всегда был готов первым шагнуть туда, где опасно. Даже в жерло атомного реактора. Был в его жизни и такой случай».

Самый тяжелый фрагмент нашего разговора с Катериной. Но он нужен, иначе невозможно полностью выстроить цепочку событий, завершившуюся гибелью «Курска». «Тогда мы еще верили, что они все живы. Я даже ходила и говорила: «Вы верьте. Они все живы!» Мне сказали, что у них есть теплые одеяла, и я успокаивала родных: «Не переживайте, там реактор еще не остыл и у них много теплых одеял». В Видяево я приехала в среду, до этого была в Севастополе. В четверг позвонила в епархию, и мне сказали, что владыка Симон на Архиерейском Соборе в Москве. Я попросила передать ему, что в лодке находится Володя. Он его очень хорошо знал. Затем позвонила настоятелю Трифоно-Печенгского монастыря о.Аристарху: «Батюшка, пришлите нам священника! Нужно, чтобы шли службы. У людей паника».

О.Аристарх ответил: «Вы знаете, я не могу ходить. Больше приехать некому. У меня страшно болят ноги». Я связалась с подворьем Св.-Данилова монастыря в Мурманске, и приехали молодые монахи. Три раза в день стали служить молебны о здравии. Через день приехал о.Аристарх. Господь дал ему сил подняться. Наступило воскресенье – это 9-й день. Я все еще уверена, что они живы, приглашаю о.Аристарха в гости: «Можно вас пригласить?» – «Да, да, конечно». Приготовили с подругой угощение, пришел батюшка, а потом стал собираться народ. Сами. Все наши знакомые. Принесли пирогов. Я купила бутылку кагора. Не было ни паники, ни отчаяния: за меня же батюшка Василий молился! Я даже занавески на кухне поменяла. Один раз лежу и думаю: «Надо мне как бы представить, что вдруг их нет». Не смогла.

В понедельник официально сообщили, что все погибли.

В те дни я не смотрела ТВ. Не могла. Когда приехала в Питер после 40-го дня, то батюшка сразу сказал: «Столкновение с лодкой, попадание торпеды – это нереально. Взорвалась бомба в самой лодке, а потом все сдетонировало. Весь взрыв был направлен вовнутрь лодки, все было снесено, как карточный домик. Все отсеки сложились». По размеру «Курск» – это 9-этажный дом. Все остальные лодки, которые были там, в акватории, меньше. И такая прочная оказалась конструкция лодки, что за реакторным отсеком перегородки выдержали силу взрыва. Люди, кто остался жив, смогли еще перейти в 9-й отсек. Батюшка сказал, что не сразу все погибли. Кто-то в первые минуты после взрыва, кто-то постепенно – от угарного газа. Я спросила батюшку: «Почему люди так по-разному приняли смерть?» – «У каждого своя смерть. Кому-то Господь даровал погибнуть сразу же, а кому-то – с мыслью о безысходности».

Моя приятельница видела Володю в последний день перед выходом в море. «Идет, несет картошку, продукты. И почему-то оделся во все светлое, белое. Даже странно для него. Весь светился». Она тогда подумала, как сильно Володя изменился духовно, даже внешне стал такой светлый».

С понедельника три раза в день служили панихиды по погибшим. В те дни над поселком стояли двойные (!) радуги. Их было много. Никто из коренных северян прежде не видел в этих местах такого чуда. После приезда в Видяево первые слова владыки Симона были о том, что когда они ехали по дороге, радуги прямо падали. По вечерам золотые закаты сплошной полосой стояли над горизонтом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *