Хрустальная душа обломова

>Роль «Сна Обломова» в романе И.А. Гончарова «Обломов»> Дата 26.10.2016 г.

Тема урока: «Сон Обломова»

Цель урока: проанализировать «Сон Обломова», выявив те аспекты жизни обломовцев, которые повлияли на формирование двойственной натуры героя (с одной стороны, поэтическое сознание, с другой – бездеятельность, апатия); работа над развитием связной речи учащихся, выразительным чтением, воспитание в детях активной жизненной позиции, чувства ответственности за свое будущее.

Цель учеников: 1. Развивать умение аналитической работы с текстом художественного произведения.

2. Научиться анализировать образ литературного героя.

3. Воспитывать сочувственное понимание сильных и слабых сторон личности.

4. Обогащать словарный запас и совершенствовать навыки культуры речи

Оборудование: портрет И.А.Гончарова, презентация Microsoft PowerPoint, фрагмент фильма «Сон Обломова», выставка книг И.А.Гончарова

I. Вводный этап:

Слово учителя: Здравствуйте! Садитесь! Мы продолжаем изучать произведение Ивана Александровича Гончарова «Обломов». Сегодня нам предстоит познакомиться с очень значимой в контексте романа главой, которая носит название «Сон Обломова». Какие цели вы должны достигнуть, по-вашему мнению, сегодня на уроке? (ответ учеников). Кроме того, мы выясним композиционную особенность его использования, выявим черты жизни обломовцев, которые повлияли на формирование характера Ильи Ильича.

II. Анализ произведения:

Учитель: Вспомним, о чём говорит название произведения?

Ученик: Имя главного героя, вынесенное в название, подчёркивает особенность его места в поэтическом мире произведения, подчёркивается тот интерес, который представляет именно его жизненная позиция для автора.

Учитель: Где эта позиция, суть отношения героя к миру выявлены наиболее полно?

Ученик: В главе «Сон Обломова».

Учитель: Давайте вспомним, в каких изученных нами ранее произведениях присутствовал сон?

Ученик: у А.С. Пушкина «Евгений Онегин» — сон Татьяны; у А.С.Пушкина «Капитанская дочка» — сон Петруши Гринева; в «Балладах» В. Жуковского.

Учитель: А в чем, по-вашему, функция сна в этих произведениях, зачем их используют авторы?

Ученики: 1. Сон — как выявление духовного состояния героя, средство психологического анализа.

2. Сон — как идиллия, мечта.

3. Сон — как предвидение будущего.

Учитель: Какие функции из перечисленных выполняет сон в произведении И.А. Гончарова?

Ученики: 1. Сон — выявление духовного состояния героя, при этом он приобретает особое символическое значение: сон — символ всей жизненной позиции героя, его духовного сна.

2. Сон — показывает мечту героя, но её парадоксальность в том, что она устремлена не в будущее, а в прошлое. Герой мечтает об Обломовке, в его сне создаётся её подчёркнуто идиллический образ.

I. Анализ произведения:

Слово учителя: А теперь перейдем к рассмотрению «Сна». Сейчас мы с вами услышим описание Обломовки, которым открывается «Сон». Давайте попробуем в нем найти значимые слова, эпитеты (определения, придающие выражению образность и эмоциональность), которыми автор передает свое отношение к этому месту.

Художественное чтение отрывка учеником:

«Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? Что за чудный край! Нет, правда, там моря, нет высоких гор, скал и пропастей, ни дремучих лесов – нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого…

Небо там, кажется, ближе жмется к земле, но не с тем, чтобы метать сильнее стрелы, а разве только, чтобы обнять ее покрепче, с любовью: оно распростерлось так невысоко над головой, как родительская надежная кровля , чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод.

Солнце там ярко и жарко светит около полугода и потом удаляется оттуда не вдруг, точно нехотя, как будто оборачивается назад взглянуть еще раз или два на любимое место и подарить ему осенью, среди ненастья, ясный, теплый день.

Горы там как будто только модели тех страшных, где-то воздвигнутых гор, которые ужасают воображение. Это ряд отлогих холмов, с которых принято кататься, резвясь, на спине или, сидя на них, смотреть в раздумье на заходящее солнце.

Река бежит весело, шаля и играя; она то разольется в широкий пруд, то стремится быстрой нитью, или присмиреет, будто задумавшись, и чуть-чуть ползет по камешкам, выпуская из себя по сторонам резвые ручьи, под журчанье которых сладко дремлется.

Весь уголок верст на пятнадцать или на двадцать вокруг представлял ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей. Песчаные и отлогие берега светлой речки, подбирающийся с холма к воде мелкий кустарник, искривленный овраг с ручьем на дне и березовая роща – все как будто было нарочно прибрано одно к одному и мастерски нарисовано.

Измученное волнениями или вовсе не знакомое с ними сердце так и просится спрятаться в этот забытый всеми уголок и жить никому не ведомым счастьем. Все сулит там спокойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть».

(Учащиеся выделяют эпитеты и значимые слова: благословенный уголок; чудный край; любимое место; живописные этюды; веселые, улыбающиеся пейзажи, все тихо и сонно).

Учитель: Сделайте вывод о том, чем было это место в жизни Обломова.

Ученики: Это идеальное место, рай для Обломова.

Слово учителя: А сейчас обратимся с вами к реальной жизни в Обломовке. И посмотрим, действительно ли все в ней так идеально, как представлено в описании.

Для того чтобы вспомнить ключевые аспекты жизни обломовцев, мы посмотрим фрагменты из фильма Н. Михалкова «Шесть дней из жизни Обломова». В процессе просмотра необходимо будет найти положительные и негативные моменты в обломовской жизни. Чтобы легче было выполнить данное задание, я предлагаю вам обратить внимание на следующие аспекты:

  1. Картина мира.

  2. Философия жизни.

  3. Воспитание ребенка.

Ответить на вопрос: «Действительно ли мы можем назвать Обломовку раем и почему?»

Просмотр эпизодов из фильма: Любопытство Илюши. Бесхозяйственность обломовцев.

Физкультминутка

Учитель: Какова композиция этой главы? Из скольких частей она состоит (условно)? Как вы это определили?

Ученики: «Сон Обломова» состоит из 4-х частей:

  1. «Благословенный уголок земли» (экспозиция).

  2. Семилетний Обломов в родительском доме. Распорядок дня. Воспитание мальчика. Восприятие окружающего мира.

  3. Чудесная страна. Сказки няни.

  4. Обломову 13-14 лет. Образование Обломова. Взгляды обломовцев на жизнь).

1.В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? 2.Зачитайте описание утра, приснившегося Обломову? 3.Каков полдень, вечер Обломова? 4.С какой целью автор использует пейзаж? 5. Каким предстает перед нами мальчик Илюша? 6. Какими предстают Обломовка и ее жители? 7. С какими героями знакомит нас автор?

Учитель: Как такое расположение частей главы романа помогает понять характер героя?

Ученики: Каждая часть – ряд ярких эпизодов из детства Обломова, совершенно разных по тематике, но связанных общей идеей, задачей писателя: показать истоки характера героя; как природа, уклад жизни семьи, взгляды на жизнь и образование повлияли на формирование характера главного героя. Перед тем как перейдем к аспектам произведения, прослушаем выступление Гисматуллина Рамазана о распорядке дня обломовцев.

Учитель: Назовите, пожалуйста, «Девиз» обломовцев?

Ученики: «День прошёл и слава богу».

Учитель: А теперь перейдем к аспектам произведения, к положительным и отрицательным сторонам обломовской жизни:

Положительные моменты обломовской жизни

Отрицательные моменты обломовской жизни

Картина мира

1. Единение людей с природой, природа человекоподобна, у человека нет страха перед ней.

2. Единение людей друг с другом, любовь родителей к Илюше.

1. Отгороженность Обломовки от внешнего мира, даже страх обломовцев перед ним (история с оврагом, галереей; в Обломовке нет календаря; страх перед письмом).

Философия жизни.

1. Размеренная, спокойная жизнь, где, как и в природе, нет катаклизмов. Естественным процессом воспринимается и смерть, которая приходит незаметно.

2. В Обломовке нет места злу, самое большое зло – это «кража гороху по огородам».

1. Доклад ученика «Распорядок дня обломовца». Из него видно, что жизнь – это механическое повторение еды и сна (равного смерти), пустых вечеров и бесплодных разговоров.

2. Детали, нарушающие размеренность жизни обломовцев (шатающееся крыльцо, изба Онисима Суслова, рухнувшая галерея). Все это показывает неумение обломовцев трудиться, отношение их к труду как к наказанию, надежда во всем на «авось».

Воспитание ребенка

1. Любовь матери.

2. Формирование поэтического духовного начала в ребенке при помощи сказок, фольклора.

1. Излишняя любовь, ведущая к ограждению от собственной деятельности.

2. Сказки рождают бесплодные мечтания о том, что в жизни без труда может произойти чудо, а это приводит к полной пассивности героя.

3. Воспитание Обломова «по-обломовски»

  • Слово учителя: Итак, мы с вами отразили в нашей таблице противоположные стороны жизни Обломовки. И чаще всего, самого героя романа оценивали, лишь учитывая одну сторону, повлиявшую на его жизнь.

Вот два высказывания критиков, какую сторону они приняли в Обломове?

Николай Александрович Добролюбов: «В книге Гончарова предстает перед нами живой современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью. В чем черты обломовского характера? В совершенной инертности, происходящей от апатии ко всему, что делается на свете…»

Александр Васильевич Дружинин: «Заспанный Обломов, уроженец заспанной и все-таки поэтической Обломовки, свободен от нравственных болезней… Он не заражен житейским развратом. Ребенок по натуре и по условиям своего развития, Илья Ильич во многом оставил за собой чистоту и простоту ребенка, которые ставят мечтательного чудака выше предрассудков своего века».

Кто из этих исследователей, по-вашему, прав?

Учитель: В чём разгадка характера героя, предложенная автором? Черты человека формируются в детстве. Чистая, нежная душа Обломова, его «голубиная» кротость берут истоки в Обломовке. Но лень и беспомощность – тоже оттуда. Вот почему так важна для нас эта ключевая глава романа.

Рефлексия. Что вы узнали нового на этом уроке? Какие выводы можете сделать для себя?

IV. Домашнее задание. Образ Штольца в романе: семья, воспитание, образование, портретные особенности, образ жизни, ценностные ориентиры (ч.2, главы 1 – 4)

Учитель: Благодарю всех за активную работу, сегодня все получают «5». Урок закончен. До свидания!

Цель учеников: 1. Развивать умение аналитической работы с текстом художественного произведения.

2. Научиться анализировать образ литературного героя.

3. Воспитывать сочувственное понимание сильных и слабых сторон личности.

4. Обогащать словарный запас и совершенствовать навыки культуры речи

Воображаемое имение обломова, описание обломовки (цитаты)

Воображаемое имение «Обломовка» в романе Гончарова «Обломов» является для главного героя своеобразной утопией со своей тихой, медленной и спокойной жизнью. Сам автор называет Обломовку «земным раем», тем самым подчёркивая её важность для Обломова:

“…в своем земном раю – в Обломовке…”

Ритм жизни в Обломовке не меняется уже несколько лет, оставаясь всё таким же размеренным и неторопливым даже в тот момент, когда Обломов становится её обладателем:

“…Старик Обломов как принял имение от отца, так передал его и сыну…”

Окрестности Обломовки тихие и безмятежные, в них никогда не происходит чего-то непредсказуемого и безмятежного:

“…Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю. Ни грабежей, ни убийств, никаких страшных случайностей не бывало там; ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали их…”

В воображаемом имении абсолютно все персонажи: начиная от крестьян, заканчивая хозяевами, – являются любителями понежиться в домашних условиях, отдавшись сонной атмосфере:

“…Тихо и сонно все в деревне…”

…В Обломовке мужики смирные, домоседы; что им шататься?..”

Жители имения крайне редко настраиваются на трудолюбивый лад, основное их времяпрепровождение – отдых. Вследствие этого ремонты и прочие работы постоянно откладываются, здания и постройки выглядят старыми и унылыми:

“…родительский дом, с покривившимися набок воротами, с севшей на середине деревянной кровлей, на которой рос нежный зеленый мох, с шатающимся крыльцом, разными пристройками и настройками и с запущенным садом…”

«Обломовцы» заботятся лишь о пище, пища у них – чуть ли не объект «культа»:

“…Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке. Какие телята утучнялись там к годовым праздникам! Какая птица воспитывалась!..”

Одной из главных забот жителей воображаемого имения является и сон после принятия обеденной пищи:

“…И в доме воцарилась мертвая тишина. Наступил час всеобщего послеобеденного сна…”

“…И садовник растянулся под кустом в саду, подле своей пешни, и кучер спал на конюшне…”

В имении Обломовка труд является наказанием:

“…Они сносили труд как наказание, наложенное еще на праотцев наших, но любить не могли, и где был случай, всегда от него избавлялись, находя это возможным и должным…”

Однообразный и лишённый движений стиль жизни жителей Обломовки обеспечивает долголетие жителей:

“…Они никогда не смущали себя никакими туманными умственными или нравственными вопросами: оттого всегда и цвели здоровьем и весельем, оттого там жили долго…”

Меню статьи:

  • Обломов имеет дворянское происхождение
  • Его возраст точно не известен
  • Любимая одежда Обломова – домашний халат
  • Боязнь изменить свою жизнь
  • Любовь Обломова к Ольге
  • Смерть Обломова

Илья Ильич Обломов – главный герой одноименного романа Гончарова. Этот образ уникален тем, что в полной мере обличает нехарактерное негативное качество на поприще литературы, но присущее каждому человеку состояние – лень. Одни люди находят в себе силы побороть лень и сделать лень периодической гостьей, для некоторых, как в случае Обломова, лень становится постоянным спутником жизни. Почему так происходит, есть ли выход из подобной ситуации и от кого зависит результат такого противостояния? На эти вопросы Гончаров дает ответы, изображая все последствия такой жизни на примере дворянина Обломова.

Обломов имеет дворянское происхождение

«Дворянин родом». У него 300 крепостных:
«Триста душ».

Илья Ильич владелец родового поместья, в котором он не был уже 12 лет:
«двенадцатый год в Петербурге»

Илья Ильич Обломов живет в Петербурге на:
«Гороховой улице»

Его возраст точно не известен

Он «человек лет тридцати двух-трёх от роду»
Обломов имеет привлекательную внешность, он вызывает симпатию:
«среднего роста, приятной наружности»

У него серые глаза, но они какие-то пустые:
«с тёмно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица».


Обломов ведет пассивный способ жизни, он редко бывает вне дома, поэтому его лицо кажется бесцветным:

«Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким, может быть, потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам: от недостатка ли движения или воздуха, а может быть, того и другого».

Предлагаем ознакомиться с кратким содержанием романа И. Гончарова “Обыкновенная история “, где говорится о двух сторонах России 19-го века.

Беспечность – это постоянное состояние Обломова, его личные вещи также обретают эту характеристику:
«С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока».
Порой его состояние беспечности менялось скукой или усталостью:

«Иногда взгляд его помрачался выражением будто усталости или скуки; но ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость, которая была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души».

Любимая одежда Обломова – домашний халат

«…Из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намёка на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него».

Его халат был значительно поношенный, но Обломова это не смущает: » утратил свою первоначальную свежесть и местами заменил свой первобытный, естественный лоск другим, благоприобретённым, но всё ещё сохранял яркость восточной краски и прочность ткани».

Илья Ильич облюбовал халат, потому, что он такой же «мягкий», как и его владелец:

«Халат имел в глазах Обломова тьму неоценённых достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела».

Любимое времяпровождение Обломова – лежание на диване, на это у него нет веской причины – он делает это из лени:

«Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием».

В кабинете у Ильи Ильича много вещей, в которых их владелец не нуждается – они были приобретены и поставлены, потому, что так было принято:
«смотрел на убранство своего кабинета так холодно и рассеянно, как будто спрашивал глазами: «Кто сюда натащил и наставил всё это?»».

В доме, снимаемом Обломовым, нет порядка – пыль, мусор равномерно разместились по всем предметам: «По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них по пыли каких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах».

Дни Ильи Ильича происходят всегда по одному и тому же сценарию – он долго не встает, валяется на диване и все утро намеривается встать, переделать кучу дел, но постоянно отстрачивает свое намерение :
«вознамерился встать, умыться и, напившись чаю, подумать хорошенько, кое-что сообразить… С полчаса он всё лежал, мучась этим намерением, но потом рассудил, что успеет ещё сделать это и после чаю, а чай можно пить, по обыкновению, в постели, тем более, что ничто не мешает думать и лёжа».


Некоторое время спустя Обломовы были богаты и состоятельны, но потом дела ухудшились, почему так произошло, сами Обломовы не знают:
«беднел, мельчал и наконец незаметно потерялся между не старыми дворянскими домами».

Обломов любит часто звать к себе слугу Захара, почти всегда это пустые просьбы, порой Илья Ильич и сам не знает зачем он позвал Захара:
«Зачем же это я звал – не помню! Поди пока к себе, а я вспомню».

Время от времени с Обломова спадает апатия, он выговаривает Захару за бардак и мусор в доме, но дальше выговоров дело не движется – все так и остается на своих местах: «…от пыли заводится моль? Я иногда даже вижу клопа на стене!»

Илья Ильич не любит перемены, необходимость переезда его страшно огорчает, он старается максимально отстрочить этот момент , игнорирует просьбу владельца жилья ускорить переезд:
«с месяц, говорят, обещали, а всё не съезжаете… полиции дадим знать».

Боязнь изменить свою жизнь

Он сам осознает такую нетерпимость к переменам
«…Терпеть не могу никаких перемен».
Обломов не терпит холода:
«Не подходите, не подходите: вы с холода!»

Званые обеды и большие скопления кажутся Илье Ильичу скучным и бестолковым занятием:
«Боже ты мой! Вот скука – то должна быть адская!»

Обломов не любит работать:
«работать с восьми часов до двенадцати, с двенадцати до пяти, да дома ещё – ой, ой».

Характеристика Пенкина об Обломове:
«…неисправимый, беззаботный ленивец!».
Обломов считает, что работа не должна быть слишком утомительной: «Ночью писать… когда же спать-то»

Знакомые Обломова удивлены его бездеятельностью. Тараньев так говорит о лени Ильи Ильича:
«Скоро двенадцать часов, а он валяется»

Тарантьев обманывает Обломова и часто забирает у него деньги: «…выхватил из рук Обломова ассигнацию и проворно спрятал в карман».
Несколько лет тому Обломов пытался пойти на службу и стал коллежским секретарем. Работа давалась ему с трудом:
«…начиналась беготня, суета, все смущались, все сбивали друг друга с ног».

В виду своей лени и рассеянности, для Обломова служба стала адом, он с трудом прослужил два года и покинул службу, посчитав такой вид деятельности неподходящим ему:
«Исстрадался Илья Ильич от страха и тоски на службе даже и при добром, снисходительном начальнике».

Илья Ильич часто делает ошибки в работе, однажды он перепутал адреса и послал нужные документы не в Астрахань а в Архангельск. Когда ошибка выяснилась, Обломов долго переживал, потому, что осознавал безответственность своего поступка:
«хотя и он и все прочие знали, что начальник ограничится замечанием; но собственная совесть была гораздо строже выговора».

Единственный человек, способный расшевелить этого ленивца, его друг детства Андрей Штольц:
«Юношеский жар Штольца заражал Обломова, и он сгорал от жажды труда».

Учеба давалась Обломову сложно – его родители часто делали ему поблажки и оставляли дома, в то время, когда учебный процесс не был завершен. Обломов не пытался никогда исправить это положение вещей, уровень его образованности устраивает Илью Ильича:
«…у него между наукой и жизнью лежала целая бездна, которой он не пытался перейти. Жизнь у него была сама по себе, а наука сама по себе».

От постоянного безделья и неподвижности у Обломова начинает появляться различные отклонения в функционировании систем его организма:
«Желудок почти не варит, под ложечкой тяжесть, изжога замучила, дыханье тяжело».

Он не любит читать ни книги, ни газеты – его отстраненность от жизни устраивает Обломова. Это дело слишком утомительное для ленивого Обломова:
«страницы, на которых развернуты были книги, покрылись пылью и пожелтели; видно, что их бросили давно; нумер газеты был прошлогодний».

Родители мечтали о том дне, когда их сын обретет положение в обществе, получит значительное повышение, но при этом не понимали, что необразованному человеку этого никогда не достигнуть, они всерьез думали, что такое может случиться по воле случая или некой махинации:

«Они мечтали и о шитом мундире для него, воображали его советником в палате, а мать даже и губернатором; но всего этого хотелось бы им достигнуть как-нибудь подешевле, с разными хитростями».

Попытки Захара растормошить хозяина не приводят ни к чему хорошему. Обломов отбивается от слуги:
«Обломов вдруг, неожиданно вскочил на ноги и ринулся на Захара. Захар со всех ног бросился от него, но на третьем шагу Обломов отрезвился совсем от сна и начал потягиваться, зевая: “Дай… квасу»

Штольца с Обломовым связывают воспоминания детства – Андрей не может видеть, как бесцельно проходят дни его друга:
«Все хлопочут, только тебе ничего не нужно».

Штольцу удается активизировать Илью Ильича. Он вытаскивает Обломова в свет, где Илья Ильич сначала чувствует себя не в своей тарелке, но со временем, это чувство проходит. Штольц агитирует друга поехать вместе заграницу. Друг соглашается. Обломов восторженно принимается за подготовку:
«У Илья Ильича уже и паспорт был готов, он даже заказал себе дорожное пальто, купил фуражку».

Любовь Обломова к Ольге

Влюбленность Ильи Ильича стала причиной отказа от поездки – новое чувство не дает возможности Обломову покинуть даже на короткий срок предмет своего обожания:

«Обломов не уехал ни через месяц, ни через три». Переезд Обломова наконец-то осуществляется.

Илья Ильич не испытывает при этом стресс – его мысли заняты Ольгой Ильинской:
«Тарантьев перевёз весь его дом к своей куме, в переулок, на Выборгскую сторону».

Обломов впервые влюбился. Он стесняется своего чувства, не знает как ему поступить и как он должен вести себя по отношению к возлюбленной:
«Боже мой, какая она хорошенькая! Бывают же такие на свете! – думал он, глядя на неё почти испуганными глазами».

Обломов чувственный, импульсивный человек, поддавшись эмоциям, он признается Ольге в любви:
«я чувствую… не музыку… а… любовь».

Обломов не отличается храбростью – в затруднительных ситуациях он спасается бегством. Это ему кажется лучше, чем сказать или сделать что-то невпопад: «не оглядываясь, выбежал из комнат».

Илья Ильич совестливый человек, он переживает, что его поступки или слова могли спровоцировать неприятные переживания у тех людей, которые ему дороги:
«мучился тем, что он испугал, оскорбил её»
Обломов очень эмоциональный человек, он не привык прятать свои чувства
«… не стыжусь сердца».

Возникшая Любовь к Ольге стала причиной не только его физической, но и умственной активности. Он принимается активно читать книги, потому, что его возлюбленной нравиться слушать пересказы книг, посещает театр и оперу. Он ведет себя как истинный романтик – совершает пешие прогулки на природе, дарит Ольге цветы:
«Он с Ольгой с утра до вечера; он читает с ней, посылает цветы, гуляет по озеру, по горам».

Бездеятельность, боязнь перемен сыграли с Обломовым злую шутку. Неопределенность возникшая между Обломовым и Ильинской стала тягостной для девушки. Ольга боится, что Обломов не сдержит своего слова и не жениться на ней, ведь у него всегда находятся множество отговорок для отсрочки свадьбы. Обломов даже не может решиться попросить руку девушки. Это приводит к разрыву отношений:
«Я любила будущего Обломова! Ты кроток, честен, Илья; ты нежен… голубь; ты прячешь голову под крыло – и ничего не хочешь больше; ты готов всю жизнь проворковать под кровлей».

Обломов возвращается к его привычной жизни. Пассивность и отсутствие какой-либо деятельности отличной от лежания на диване и употребления еды сказываются плохо на его здоровье – Обломов получает апоплексический удар:
«пустили кровь и потом объявили, что это был апоплексический удар и что ему надо повести другой образ жизни».

Несмотря ни на что, Обломов не меняет своих привычек. Приезд Штольца Илья Ильич воспринимает воодушевленно, но уже не поддается на его уговоры изменить свою жизнь. Он счастлив: он влюбился в хозяйку дома, которая не требует от него ничего и заботится о нем, как о ребенке:
«Не делай напрасных попыток, не уговаривай меня: я останусь здесь».

Тот факт, что Пшеницына (новая любовь Обломова) не является дворянкой, не позволяет признаться в истинных причинах отказа уехать из Петербурга: «Оставь меня совсем… забудь…»

Штольц периодически интересуется судьбой Обломова. В последний свой визит к другу Андрей узнает ужасающую новость – Обломов живет с Пшеницыной как с женой, у них есть совместный ребенок. Обломов осознает, что долго не проживет и просит друга позаботиться о сыне:
«…этот ребёнок – мой сын! Его зовут Андреем, в память о тебе».

Смерть Обломова

Обломов умирает так же тихо, как и жил – никто не слышал, как умер Обломов, его нашли мертвым на диване, причиной его смерти стал новый апоплексический удар:
«голова немного сдвинулась с подушки да рука судорожно прижата была к сердцу».

Образ Обломова не лишен положительных качеств, но его лень, апатия и боязнь перемен сводят все стремления и позитив на нет. Его личность вызывает чувства сожаления у других персонажей романа. Его друзья пытаются помочь ему выбраться из болота лени, но все безрезультатно.
Обломовщина обрела над Ильей полную власть и стала причиной его смерти.

В чем состоит трагедия жизни Обломова? Написание сочинения по теме: план, цитаты

Чтобы понять роман Гончарова, необходимо в первую очередь ответить на вопрос о том, в чем состоит трагедия жизни Обломова. Именно поэтому данная тема часто выбирается для школьных сочинений. О том, как правильно выполнить задание и не упустить ничего важного, поговорим в этой статье.

«В чем состоит трагедия жизни Обломова?»: план

Традиционно любое сочинение пишется по схеме: введение, основная часть и заключение. Чтобы облегчить задачу, эти части иногда делят на пункты и дают им названия. Давайте попробуем составить план нашей работы:

  • Введение — краткое описание героя и обозначение проблематики.
  • Мечты героя, его взгляд на мир.
  • Детские годы, жизнь в Обломовке.
  • Сравнение Обломова со Штольцем.
  • Выводы.

Теперь подробно распишем каждую часть.

Вводная часть

Итак, в чем состоит трагедия жизни Обломова? Сочинение можно начать с того, что Илья Ильич является главным героем романа. Он сложный и противоречивый персонаж, но с первого взгляда этого незаметно. Перед читателем предстает ленивый помещик, много лет живущий на одном месте и забросивший родовое имение. Обломов еще молод – ему немного за 30, но он апатичен, ленив и избалован. Излюбленное занятие – лежать на диване и что-то обдумывать.

С другой стороны, он добр, ласков, мягок, простодушен и доверчив. Он неглуп, но не может ничего добиться в жизни. Что же ему мешает реализовать себя? Ответ на этот вопрос находится в его детстве.

Прекрасная Обломовка

Попробуем понять, в чем состоит трагедия жизни Обломова. Те черты, которые помешали Илье Ильичу сделать что-то значимое, были привиты еще в детстве. Он рос, окруженный заботой нянек, его никто не готовил к реальной жизни. Илюша быстро привык к тому, что все за него делают другие, а он должен жить в покое и праздности. Если же у барича возникало желание что-то делать, его тут же успокаивали и отправляли спать или есть.

Жизнь Обломовки была неподвижна и замкнута, не было для ее обитателей никаких целей. С другой стороны, это еще и образец гармоничного существования, здесь есть и природа, и любовь матери, и русское гостеприимство, и традиционные праздники. Для Обломова этот мир идеален, он смотрит на жизнь с точки зрения жителя Обломовки. Именно поэтому «петербургские желания» разбогатеть и сделать карьеру его не привлекают.

Отрыв от имения, где он вырос, стал настоящей трагедией для маленького Ильи. Учеба в пансионе ему не понравилась, не лучше было и в Москве. Когда отправился в Петербург и поступил на службу, то бросил ее через два года, потому что не хотел ничего добиваться, не видел в этом смысла.

Мечтатель

Теперь в сочинении «В чем состоит трагедия жизни Обломова?» можно перейти к описанию его петербургской жизни. Это время, когда Илья Ильич отгородился от общества и предался мечтаниям. Ничто не могло его заставить покинуть дом. Постепенно апатия уничтожила в нем все духовные потребности, гуманные порывы и желания. Осталось одно сонное бормотание. Физическая пассивность перерастает в умственную.

Что же остановило Обломова и помешало добиться успеха? Ответ довольно прост. Илья Ильич не захотел терять свою человечность, доброту и мягкость. А ими бы пришлось пожертвовать, чтобы добиться в Петербурге успеха. Только бессердечный и черствый человек, думающий лишь о себе, смог бы сделать здесь карьеру. Беготня и «дрянные страстишки» местного общества вызывали в нем отвращение и презрение, он не мог переступить через себя.

Илья Ильич получил очень хорошее образование и в молодые годы был увлечен прогрессивными идеями, он хотел служить своей стране. Но все его положительные стремления и качества были вытеснены ленью и безволием. Волнения, трудности и заботы жизни страшат героя, поэтому он прячется от них в своей квартире. Даже любовь не смогла вывести его из оцепенения.

Обломов лежит на диване не только потому, что барин может себе это позволить, но и из-за того, что только так может сохранить человечность и жить в покое.

Штольц и Обломов

Мы практически поняли, в чем состоит трагедия жизни Обломова. Это его неспособность к действию. Но в романе есть другой человек, который является полной противоположностью героя, – Штольц, его друг детства. Он постоянно чем-то занят, активен, целеустремлен, имеет успех в свете. Этих персонажей часто сравнивают, чтобы ярче проявились их черты характера.

Именно Штольцу удается заставить Илью Ильича действовать, вывести в свет, познакомить с друзьями и Ильинской Ольгой Сергеевной. На некоторое время Обломов буквально оживает, он увлечен новыми знакомствами и даже влюбляется. Кажется, что Штольц вот-вот изменит судьбу друга, но все оказывается напрасно. Попытка ни к чему не приводит. Он не в состоянии ничего исправить и подарить другу новую жизнь.

Как только Обломов оказывается предоставлен сам себе, он снова скрывается от всего мира. Даже чувства к Ильинской, которая ответила ему взаимностью, не заставили его подняться с дивана и что-то изменить.

После этого жизнь Обломова начинает постепенно затухать, он все меньше двигается. И в конце концов умирает от инсульта довольно в молодом возрасте. Его жизнь кажется бесполезной и бесцельной. Он так ничего и не оставил после себя.

«В чем состоит трагедия жизни Обломова?»: цитаты

В тексте произведения есть фразы, указывающие причину трагической судьбы главного героя. Часть из них можно вставить в сочинение. Приведем их здесь:

  • «Беззаботный ленивец».
  • «Не смог осмыслить свою жизнь, поэтому скучал и тяготился от всего, что приходилось делать».
  • Слова Обломова о петербургской жизни: «…беготня, вечная игра страстишек, особенно жадности, пересуды, сплетни, перебиванья друг у друга дороги,… оглядывание с ног до головы; послушаешь, о чем говорят, голова кругом пойдет, одуреешь».
  • «Это — прозрачная, хрустальная душа» (Штольц об Обломове).
  • «Лежит вот тут, не мыкается, сохраняя свой покой и свое человеческое достоинство» (автор о жизни героя в Петербурге).

Подведем итоги

Теперь мы может с уверенность сказать, каким человеком был Обломов. Сочинение можно закончить небольшим выводом о том, что главный герой является олицетворением типичного русского человека. Он неглуп, полон добродетели, бескорыстен, его душевный мир богат, сердце полно благородных стремлений — помочь близким, своей стране, изменить все к лучшему. Но свершиться этим порывам и устремлениям мешают лень и слабохарактерность. Именно эти две черты придали жизни Обломова трагичность, а «вскормлены» они были еще в самом детстве. Именно в этом Гончаров видит причину того, что Россия отстает от Европы – не будем забывать о том, что Штольц по происхождению немец.

Надеемся, что теперь вам понятно, в чем состоит трагедия жизни Обломова. Кратко можно пояснить это так: отсутствие способности бороться с любыми, даже самыми незначительными, препятствиями. И вина здесь полностью возлагается на воспитание маленького Илюши. Именно Обломовка лишила его воли.

Обломовщина, её представители и жертвы по роману Обломов (Гончаров И. А.)

После выхода романа Гончарова «Обломов» распространение получило такое понятие, как «обломовщина», которым автор дал имя укладу русской жизни. Данное определение отражает худшие черты русского дворянства: лень, праздность, отсутствие какой-либо цели в жизни и многое другое. Так что же такое «обломовщина»? Чтобы ответить на этот вопрос, следует охарактеризовать главного героя произведения — Обломову Илью Ильича.

В самом начале романа автор подробно описывает его внешность: «Это был человек среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи…».

Уже с первой части мы можем сказать, каким человеком является Обломов: он ленив, безынициативен и не привык заниматься какими-либо делами. С самого детства всё делалось за него, няня «натягивала ему чулочки», умывала и весь день следила за ним. Такое нежное, «обломовское» воспитание и стало главной причиной апатии и бездеятельности Обломова. Он просто не привык что-либо делать. В Обломовке, где всё внимание уделялось только сну и обедам, маленький любознательный «шалун» стал типичным «барином».

Не несмотря на все эти отрицательные качества, в Обломове можно найти и много положительного. В первую очередь, это его честность, доброта и наивность. Эти качества отличают его от многих дворян, и именно они стали причиной влюблённости Ольги Ильинской. Но Ольга любила не самого Обломова, она любила образ, навеянный её Штольцем или придуманный её самой. И поняв это и то, что Ольга слишком сложна для него, Обломов постепенно прерывает общение с ней.

Высокие чувства Илья Ильич называет «претрудной школой жизни» и он выбирает услужливую и неприхотливую Агафью Пшеницыну, в доме которой нашёл атмосферу родной «обломовщины». Здесь такая же тихая, размеренная жизнь и такая же постоянная забота.

Итак, в своём романе под определением «обломовщина» Гончаров имел ввиду не просто лень, инертность и апатию, он показал состояние русского общества, когда из-за бездеятельности меркнут все его лучшие качества. И главными жертвами такого жизненного уклада стали, кроме самого Обломова, и Захар, и Пшеницына, и в какой-то степени Ольга и Андрей Штольц, «прикоснувшиеся» к этой «обломовщине».

Обломовщина, её представители и жертвы

После выхода романа Гончарова «Обломов» распространение получило такое понятие, как «обломовщина», которым автор дал имя укладу русской жизни. Данное определение отражает худшие черты русского дворянства: лень, праздность, отсутствие какой-либо цели в жизни и многое другое. Так что же такое «обломовщина»? Чтобы ответить на этот вопрос, следует охарактеризовать главного героя произведения — Обломову Илью Ильича.

В самом начале романа автор подробно описывает его внешность: «Это был человек среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи…».

Уже с первой части мы можем сказать, каким человеком является Обломов: он ленив, безынициативен и не привык заниматься какими-либо делами. С самого детства всё делалось за него, няня «натягивала ему чулочки», умывала и весь день следила за ним. Такое нежное, «обломовское» воспитание и стало главной причиной апатии и бездеятельности Обломова. Он просто не привык что-либо делать. В Обломовке, где всё внимание уделялось только сну и обедам, маленький любознательный «шалун» стал типичным «барином».

Не несмотря на все эти отрицательные качества, в Обломове можно найти и много положительного. В первую очередь, это его честность, доброта и наивность. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Эти качества отличают его от многих дворян, и именно они стали причиной влюблённости Ольги Ильинской. Но Ольга любила не самого Обломова, она любила образ, навеянный её Штольцем или придуманный её самой. И поняв это и то, что Ольга слишком сложна для него, Обломов постепенно прерывает общение с ней.

Высокие чувства Илья Ильич называет «претрудной школой жизни» и он выбирает услужливую и неприхотливую Агафью Пшеницыну, в доме которой нашёл атмосферу родной «обломовщины». Здесь такая же тихая, размеренная жизнь и такая же постоянная забота.

Итак, в своём романе под определением «обломовщина» Гончаров имел ввиду не просто лень, инертность и апатию, он показал состояние русского общества, когда из-за бездеятельности меркнут все его лучшие качества. И главными жертвами такого жизненного уклада стали, кроме самого Обломова, и Захар, и Пшеницына, и в какой-то степени Ольга и Андрей Штольц, «прикоснувшиеся» к этой «обломовщине».

Полезный материал по теме:

  1. Обломовщина — прародительница лени
  2. Что такое обломовщина?
  3. Обломовщина и ее социальные корни
  4. Обломовщина в наши дни
  5. Обломовщина — что это?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *