Художники авангардисты 20

Содержание

Авангард (искусство)

У этого термина существуют и другие значения, см. Авангард. Символ мирового авангарда — «Чёрный квадрат» (1915) Казимира Малевича

Аванга́рд (фр. avant-garde — передовой отряд), авангарди́зм — обобщающее название течений в мировом, прежде всего в европейском искусстве, возникших на рубеже XIX и XX веков.

История термина

«В авангарде» (картина Карла Пиппиха)

Слово французского происхождения авангард первоначально относилось исключительно к военной терминологии и означало отряд, выдвигающийся вперёд по движению войска; передовой отряд. В годы Французской революции это слово стало революционной метафорой и в 1794 году вошло в название якобинского журнала. С тех пор политический смысл начал вытеснять военный.

Термин в его фигуральном значении использовался в работах французских социалистических утопистов. В их же работах термин впервые получил следующий, художественный смысл — основатель школы утопического социализма Анри Сен-Симон в статье «Художник, учёный и рабочий», вышедшей в год его смерти в 1825 году, в союзе художника, учёного и рабочего ведущую роль отвёл художнику. Художник, по Сен-Симону, наделён воображением и должен воспользоваться силой искусства для пропаганды передовых идей: «Это мы, художники, будем служить вам авангардом».

Долгое время термин сохранял своё политическое значение, а художник наделялся особой политической миссией. В этом значении термин начал усваиваться в других европейских языках. Так, в английском языке слово vangard в его фигуральном значении впервые появилось в работах британского историка Томаса Карлейля.

Последователи Сен-Симона, продолжая вслед за ним акцентировать ведущую роль художника в политических процессах, фактически оставляли в стороне социальные цели искусства, обязывающие его быть утилитарным, дидактическим, понятным широким массам, и тем самым парадоксально сближали политический авангард с «искусством ради искусства» (фр. l’art pour l’art) как революционной идеей.

Логотип газеты L’Avant-Garderude

В последние десятилетия XIX века термин авангард в его милитаристском значении получил широкое распространение в Европе благодаря популярности анархических идей Михаила Бакунина и Петра Кропоткина. Кропоткиным восхищались хорошо его знавшие Оскар Уайльд и Уильям Батлер Йейтс. Кропоткин оказал большое влияние на Герберта Рида. Бакунин и Кропоткин не только использовали термин в своих работах, но в 1877 году дали название L’Avant-Garderude своей газете.

Последователи Бакунина начали применять название журнала к искусству, а в 1885 году Теодор Дюре перенёс термин авангард из области политики в область художественной критики. Интересно, что ещё раньше, в 1871 году, семнадцатилетний французский поэт Артюр Рембо в частной переписке, ставшей публичной значительно позже, писал, что поэзия должна создать совершенно новый язык, объединяющий задачи политического и художественного авангарда; именно это позволит ей быть впереди.

Термин авангард в его художественном значении, таким образом, полностью вышел из утопических и анархических идей и в начале XX века был тесно связан с политикой. Присущий художественному авангарду уже как историческому явлению (первая треть XX века) политический радикализм был ему свойствен вплоть до 1930-х годов.

Как пишет искусствовед Ирина Вакар, на русской почве «создателем термина был знаменитый художник и критик Александр Бенуа. Весной 1910 года в рецензии на выставку Союза русских художников он разделил всех участвовавших в ней живописцев на авангард, центр и арьергард. Причислив себя и своих друзей из „Мира искусства“ к центру, он иронически назвал авангардом нескольких молодых москвичей во главе с М. Ларионовым, по его мнению, слишком далеко зашедших вперед по пути разрушения принятых норм в искусстве. Прогноз Бенуа оказался верным, а термин утвердился, хотя и спустя много лет».

В 1915 году Николай Бердяев в статье «Астральный роман» предположил по поводу Пабло Пикассо и романа «Петербург» Андрея Белого, что «во время Первой мировой войны авангардное искусство перестало существовать, передав продолжение своих новшеств истории как таковой».

Как историческое явление авангард появился только в начале XX века, но ни одно движение, группа или школа не включали термин авангард в своё название, а главное — этим термином не оперировала критика. Термин авангард (как прежде романтизм или реализм) не был для группировок самоназванием, а начал употребляться, когда сами группировки уже распались, и то, что их связывало, завершалось или уже стало историей. Потребность в обобщённом терминологическом закреплении деятельности многочисленных групп возникла в 1920-х годах, и английский поэт Роберт Грейвз в 1927 году противопоставил модернистскую поэзию викторианской.

В 1929 году французский поэт, один из основателей сюрреализма, к этому времени ставший коммунистом, Луи Арагон, имея в виду слова са́мого «авангардистского» символиста Артюра Рембо «Il faut être absolument moderne» («Надо быть абсолютно современными»), ввёл объединяющий термин модернизм. Авангард (авангардизм) в роли аналогичного объединяющего термина появился позже. Наиболее активно авангард как литературно-художественное движение стал обсуждаться в ретроспекции после Второй мировой войны.

Спустя столетие с лишним после появления авангарда как исторического явления, теории и типологии авангарда (так же, впрочем, как и теории и типологии модернизма) не существует. Кристофер Иннес в предисловии к своей книге «Театр авангарда» (1993) предупреждает, что термин авангард «стал вездесущим ярлыком, эклектически прикрепляемым к любому виду искусства, лишь бы оно было антитрадиционным по форме. Иногда этот термин упрощённо используют для определения нового в любой данный момент, которое устаревает с каждым новым шагом вперёд».

Соотношение понятий модернизм и авангард

Из-за того, что до сих пор не существует теорий и типологии модернизма и авангарда (авангардизма) как литературно-художественных явлений, разброс мнений о соотношении двух этих понятий варьируется от их полного противопоставления до полной взаимозаменяемости.

В СССР и России

В советском искусствоведении, под влиянием книг Дьёрдя Лукача «Значение современного реализма» и «Идеология модернизма», вплоть до конца 1980-х годов модернизм (авангард) трактовался как «антиреализм», а реализм, соответственно, как «антимодернизм». (Как «антиреализм» в оппозиции реалистического и нереалистического художественных «методов» понимался даже романтизм, к изучению которого советское литературоведение смогло вернуться только в конце 1950-х годов.)

В постсоветское время, в 2010 году, Анатолий Осмоловский говорил об авангарде: «…В России авангардное искусство в массе воспринимается крайне упрощённо, вульгарно. Снял штаны, показал жопу — вот и авангард».

Протоавангард

Эдвард Мунк. «Крик» (1893)

Началу эпохи авангарда, которое большинство исследователей относят к 1905—1907 годам, предшествовал период протоавангарда — когда поэтика авангарда проявляла себя на уровне тенденции: в символизме, югендстиле, русском космизме; в манифестациях, подобных «Крику» (1893) Эдварда Мунка.

Период протоавангарда рубежа XIX—XX веков характеризуется как слом, переход от классической эстетики Аристотеля, мимесиса, к неклассической, антиаристотелевской традиции.

Свидетель и участник этого слома, ирландский англоязычный поэт Уильям Батлер Йейтс в 1897 году писал о происходящем:

…Реакция на рационализм восемнадцатого века смешалась с реакцией на материализм девятнадцатого века, и символистское движение, которое достигло совершенства у Вагнера в Германии, у прерафаэлитов в Англии, у Вилье де Лиль-Адана, Малларме и Метерлинка во Франции и пробудило воображение Ибсена и Д’Аннунцио — безусловно единственное движение, говорящее новые вещи.

Авангардистские течения в искусстве

Авангард в изобразительном искусстве

В истории изобразительного искусства Авангард обозначен как художественное направление начала 20-го века и поэтому тесно связан с модерном и модернизмом, а также с другими течениями, такими как:

В узком смысле авангард в изобразительном искусстве понимается как экспериментирование с новыми концепциями, при этом изображение упрощено — даже в ущерб качеству.

Авангард в литературе

Основная статья: Авангардная литература

К ярким представителям авангардного искусства в литературе можно отнести:

  • футуризм — Алексей Крученых, Велимир Хлебников, Владимир Маяковский;
  • экспрессионизм — Райнер Мария Рильке, ранний Леонид Андреев.

Драматургия

Первооткрывателем авангардной символистской драмы стал бельгийский франкоязычный драматург Морис Метерлинк. Вслед за ним символистская поэтика и мироощущение закрепляется в драмах Г. Гауптмана, позднего Г. Ибсена, Л. Н. Андреева, Г. фон Гофмансталя. В XX веке авангардная драма обогащается приёмами литературы абсурда. В пьесах позднего А. Стриндберга, Д. И. Хармса, В. Гомбровича, С. И. Виткевича изображается абсурдная реальность, поступки персонажей зачастую алогичны. Законченное выражение абсурдистские мотивы получили в творчестве франкоязычных авторов т. н. драмы абсурда — Э. Ионеско, С. Беккета, Ж. Жене, А. Адамова. Вслед за ними абсурдистские мотивы развивали в своих драмах Ф. Дюрренматт, Т. Стоппард, Г. Пинтер, Э. Олби, M.Волохов, В. Гавел.

Авангард в музыке и кинематографии

Основная статья: Авангардная музыка

Основная статья: Авангард (кинематограф)

Примечания

  1. 1 2 3 4 Саруханян А. П. К соотношению понятий «модернизм» и «авангардизм» // Авангард в культуре XX века (1900—1930 гг.): Теория. История. Поэтика: В 2 кн. / Под ред. Ю. Н. Гирина. — М.: ИМЛИ РАН, 2010. — Т. 1. — С. 15.
  2. Saint-Simon H. de. Opinions litteraires, philosophiques et industrielles. — P., 1825.
  3. Egbert D. The idea of «Avant-garde» in Art and Politics // The American Historical Review. — Vol. LXXIII. — P. 343.
  4. Egbert D. D. Social Radicalism and the Arts: Western Europe: A Cultural History from French Revolution to 1968.. — N. Y., 1970.
  5. 1 2 3 Саруханян А. П. К соотношению понятий «модернизм» и «авангардизм» // Авангард в культуре XX века (1900—1930 гг.): Теория. История. Поэтика: В 2 кн. / Под ред. Ю. Н. Гирина. — М.: ИМЛИ РАН, 2010. — Т. 1. — С. 16.
  6. Первое объединение раннего авангарда | Журнал «ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ». www.tg-m.ru. Дата обращения 30 марта 2017.
  7. Иванов Вяч. Вс.. Маяковский сегодня // Vittorio. Международный научный сборник, посвящённый 75-летию Витторио Страды / Сост. Сергей Бочаров, Александр Парнис. — М.: Три квадрата, 2005. — С. 514.
  8. Саруханян А. П. К соотношению понятий «модернизм» и «авангардизм» // Авангард в культуре XX века (1900—1930 гг.): Теория. История. Поэтика: В 2 кн. / Под ред. Ю. Н. Гирина. — М.: ИМЛИ РАН, 2010. — Т. 1. — С. 10, 16—17.
  9. Innes Ch. Avant-Garde Theatre. 1892—1992. — L., N. Y., 1993. — P. 1.
  10. 1 2 Саруханян А. П. К соотношению понятий «модернизм» и «авангардизм» // Авангард в культуре XX века (1900—1930 гг.): Теория. История. Поэтика: В 2 кн. / Под ред. Ю. Н. Гирина. — М.: ИМЛИ РАН, 2010. — Т. 1. — С. 9.
  11. Саруханян А. П. К соотношению понятий «модернизм» и «авангардизм» // Авангард в культуре XX века (1900—1930 гг.): Теория. История. Поэтика: В 2 кн. / Под ред. Ю. Н. Гирина. — М.: ИМЛИ РАН, 2010. — Т. 1. — С. 10.
  12. Осмоловский Анатолий. Теория искусства Клемента Гринберга (лекция) // LB.ua. — 18 февраля 2010 года.
  13. Гирин Ю. Н. Проблема авангарда: содержание, границы, понятийный аппарат // Авангард в культуре XX века (1900—1930 гг.): Теория. История. Поэтика: В 2 кн. / Под ред. Ю. Н. Гирина. — М.: ИМЛИ РАН, 2010. — Т. 1. — С. 56.
  14. Саруханян А. П. К соотношению понятий «модернизм» и «авангардизм» // Авангард в культуре XX века (1900—1930 гг.): Теория. История. Поэтика: В 2 кн. / Под ред. Ю. Н. Гирина. — М.: ИМЛИ РАН, 2010. — Т. 1. — С. 23.
  15. Yeats W. B. Essays and Introductions. — L., 1961. — P. 187.
  16. Саруханян А. П. К соотношению понятий «модернизм» и «авангардизм» // Авангард в культуре XX века (1900—1930 гг.): Теория. История. Поэтика: В 2 кн. / Под ред. Ю. Н. Гирина. — М.: ИМЛИ РАН, 2010. — Т. 1. — С. 24.

Библиография

Монографии, сборники статей, антологии

  • Huyssen A. After the Great Divide. Modernism, Mass Culture, Postmodernism. — Bloomington, 1986.
  • Innes Ch. Avant-Garde Theatre. 1892—1992. — L., N. Y., 1993.
  • Турчин В. С. По лабиринтам авангарда. — М.: Издательство МГУ, 1993. — 248 с. — ISBN 5-211-02686-1.
  • Русский авангард в кругу европейской культуры: Материалы международной конференции. — М.: РАН, Культурная инициатива, 1993.
  • Русский авангард 1910—1920-х годов в европейском контексте / Отв. ред. Г. Ф. Коваленко. — М.: Наука, 2000. — ISBN 5-02-011659-9.
  • Символизм в авангарде / Отв. ред., сост. Г. Ф. Коваленко. — М.: Наука, 2003. — 443 с. — (Искусство авангарда 1910—1920-х годов). — ISBN 5-02-022743-9.
  • Семиотика и Авангард: Антология / Редакторы-составители Ю. С. Степанов, Н. А. Фатеева, В. В. Фещенко, Н. С. Сироткин; Под общей редакцией Ю. С. Степанова. — М.: Академический проект, 2006. — 1168 с. — ISBN 5-9551–0135–7.
  • Мурина Елена. Ранний авангард. — М.: Галарт, 2008. — 184 с. — (История живописи. XX век). — 3000 экз. — ISBN 978-5-269-01053-3.
  • Авангард и идеология: русские примеры / Ред. Слободан Грубачич, ред.-сост. Корнелия Ичин. — Белград: Издательство филологического факультета Белградского университета, 2009. — 712 с. — 400 экз. — ISBN 978-86-86419-65-1.
  • Авангард в культуре XX века (1900—1930 гг.): Теория. История. Поэтика: В 2 кн. / Под ред. Ю. Н. Гирина. — М.: ИМЛИ РАН, 2010. — Т. 1. — 600 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-9208-0352-8.
  • Авангард в культуре XX века (1900—1930 гг.): Теория. История. Поэтика: В 2 кн. / Под ред. Ю. Н. Гирина. — М.: ИМЛИ РАН, 2010. — Т. 2. — 704 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-9208-0363-4.
  • Гирин Ю. Н. Картина мира эпохи авангарда. Авангард как системная целостность. — М.: ИМЛИ РАН, 2013. — 400 с. — 800 экз. — ISBN 978-5-9208-0415-0
  • Ж.-Ф. Жаккар. «Даниил Хармс и конец русского авангарда»
  • Рыков А. В. Политика авангарда. М.: НЛО, 2019

Важнейшие статьи

  • Даниэль С. М.. Авангард и девиантное поведение // Статьи разных лет. — СПб.: Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2013. — 254, с. : ил. — ISBN 978-5-94380-154-9 Первая публикация: Авангардное поведение: Сб. материалов научной конференции Хармс-фестиваля в Санкт-Петербурге. — СПб.: Хармсиздат,1998. — С. 40—46.
  • Иванов Вяч. Вс.. Практика авангарда и теоретическое знание XX века // Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. — М., 2007. — Т. 4. — С. 345—347.
  • Рыков А. В./Rykov A. Античность, авангард, тоталитаризм. К метаморфологии современного искусства/ Antiquity, Avant-garde, Totalitarianism. On the Metamorphology of Modern art // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 5. / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: НП-Принт, 2015. С. 745—752. — ISSN 2312—2129
  • Рыков, А. В. Истоки авангарда. Западноевропейское искусство XVIII—XIX вв. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2016. ISBN 978-5-288-05664-2
  • Рыков А. В./Rykov A. Античность, авангард, тоталитаризм. К метаморфологии современного искусства/ Antiquity, Avant-garde, Totalitarianism. On the Metamorphology of Modern art // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 5. / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: НП-Принт, 2015. С. 745—752. — ISSN 2312—2129
  • Рыков А. В. Дискурс эстетизма/тоталитаризма (К социополитической теории авангарда) // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 4. / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой. СПб.: НП-Принт, 2014. C. 381—391.

Статьи в энциклопедиях и словарях

  • Авангардизм // А — Ангоб. — М. : Советская энциклопедия, 1969. — (Большая советская энциклопедия : / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 1).
  • Зверев А. М. Авангардизм // Литературная энциклопедия терминов и понятий. — М., 2001. — С. 11—14.
Для улучшения этой статьи желательно:

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Исправить статью согласно стилистическим правилам Википедии.

Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.

Основные направления авангарда

Разговорный минимум для бесед о русском искусстве XX века

Подготовила Анна Красильщик

Абстрактное искусство

Василий Кандинский. Картина с кругом. 1911 год © Национальный музей Грузии

Одно из основных направлений авангарда. В отличие от тради­ционного искусства не подражает реальности и не воспроизводит ее элементы. Объект абстрактного искусства — инструментарий художника: цвет, линия и форма. Первые абстрактные произведения создал Василий Кандинский в конце 1900‑х — начале 1910‑х; первым абстрактным произведением считается его «Картина с кругом» (1911). В 1912–1915 годах появились абстрактные живо­писные системы лучизма (Ларионов, 1912) и супрематизма (Малевич, 1915).

Авангард

Сначала термин употреблялся в военном деле и по отношению к политическим событиям — до тех пор пока в 1885 году французский критик Теодор Дюре не использовал его в художественной критике. Впрочем, в таком значении слово не прижилось. Лишь в 1950-х годах оно вернулось в искусствоведение благодаря французскому критику Мишелю Сёфору, который впервые назвал авангардом русское искусство начала XX века.

Всёчество

Термин придумал весной 1913 года Илья Зданевич — художник, писатель, издатель и журналист. В основу всёчества легли художественно-эстетические идеи Михаила Ларионова и художников его круга: в каталоге к выставке «Мишень» он признал все существующие стили — кубизм, футуризм, орфеизм и другие. 5 ноября того же года Зданевич публично представил свою концеп­цию в Москве на закрытии выставки Наталии Гончаровой. Лекция называлась «Наталия Гончарова и всёчество». После этого Зданевич отправился в Петер­бург, чтобы и там пропагандировать идеи всёчества на лекциях и в диспутах. Эти выступления носили характерный для авангарда эпатажный характер. Так, в конце выступления «Раскраска лица» 9 апреля 1914 года Зданевич выкрасил лицо черной краской, а 17 апреля того же года на акции «Поклонение башмаку» отрицал все, что считалось прекрасным, и воспел красоту башмака, «красивого, подобно автомобилям и двигателям».

Заборная живопись

Обращение к сюжетам и стилистике надписей на заборах — одна из характер­нейших особенностей авангарда и неопримитивизма. Особенно заметно это направление в работах Ларионова неопримитивистского периода.

Конструктивизм

Эль Лисицкий. Проект небоскреба у Никитских Ворот, вид с Тверского бульвара © charnelhouse.org

От латинского constructio — «построение». Основные черты конструкти­визма — строгость, лаконизм и геометричные формы. Официально стиль был обозначен в 1922 году в одноименной книге художника и теоретика искусства Алексея Гана. Среди самых известных конструктивистов — Владимир Татлин, Александр Родченко, Варвара Степанова, архитекторы Моисей Гинзбург, Константин Мельников, братья Веснины. Конструктивизм распространился в самых разных сферах художественного творчества: театральных декорациях и костюмах, книжном оформлении, архитектуре и проч.

Космизм

Лазарь Хидекель. Города будущего. Надземный город. 1927 год © newsfeed.kosmograd.com

Философское понятие, возникшее в 1870-е годы и обозначающее философов и ученых, размышлявших о внеземном пространстве и космосе. Развитию космизма способствовало беспредметное, или абстрактное, искусство, а ученики Малевича — художник Иван Кудряшов и архитектор Лазарь Хидекель — развивали космический аспект геометрической беспредметности и идеи космизма.

Кубизм

Жорж Брак. Скрипка и подсвечник. 1910 год © San Francisco Museum of Modern Art

Кубизм сформировался во Франции осенью 1908 года в работах Жоржа Брака и Пабло Пикассо. В Россию он проникает разными путями. Так, художница Александра Экстер регулярно привозит из Парижа разные сведения о новом модном стиле, а в 1908 году коллекционер Сергей Иванович Щукин открывает всем желающим свой особняк в Большом Знаменском переулке. В собрании среди прочего есть работы кубистов, и в галерею регулярно заходят будущие бубновалетцы. В 1912 году в сборнике «Пощечина общественному вкусу» выходит статья художника и поэта Давида Бурлюка «Кубизм». Кубизм, пишет он, подразумевает плоскостное понимание мира или канон сдвинутой конструкции, а его важнейший прием — изображение объекта с нескольких точек зрения. Три года спустя в манифесте «От кубизма к супрематизму» Казимир Малевич определяет сущность направления как «диссонанс», происходящий в результате «встречи двух форм»: «В принципе кубизма лежит еще очень ценная задача, не передавать предметы, а сделать картину. <…> В нашей эре кубизма художник уничтожил вещь как таковую с ее смыслом, сущностью и назначением».

Кубофутуризм

Наталия Гончарова. Фабрика. 1912 год © Государственный Русский музей

Впервые это понятие в 1912 году использовал французский критик Марсель Буланже, а на следующий год термин получает распространение и в русской культуре. К кубофутуристам причисляет себя поэтическо-художественная группа «Гилея», а также художники круга «Союза молодежи». В кубофуту­ристических произведениях мир предстает раздробленным на фрагменты или разобранным на элементы. В ноябре 1913 года кубофутуристическими называет свои работы Малевич в каталоге выставки «Союза молодежи». В 1912–1913 годах появляется кубофутуристичная живопись Наталии Гончаровой («Фабрика»).

Левое искусство

Александр Родченко. Вариант обложки журнала
«Леф»  «Леф» — «Левый фронт», журнал, выходивший в Москве в 1923–1925 годах, главный редактор — Владимир Маяковский. Несколько номеров оформлены Александром Родченко. (шарж на О. Брика). 1924 год © Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина

Весной 1915 года после Выставки картин левых течений в Петрограде термин «левое искусство» наравне с понятием «футуризм» стал применяться по отношению к новаторскому искусству. В 1917 году были созданы три федерации; одна из них называлась «левой» и объединяла большинство художников-авангардистов. К 1919-му термин меняет свое значение: теперь так называют беспредметников и пролетарских художников. В начале 1920-х последние образуют группировку вокруг журнала «Леф».

Линиизм

Александр Родченко. Линейная конструкция № 108. 1920 год © monoskop.org

В 1919 году термин изобрел Александр Родченко, обозначив так одно из тече­ний в беспредметном искусстве. «Ввел и объявил линию как элемент конст­рукции и как самостоятельную форму живописи», — писал он в Манифесте раннего конструктивизма.

Лучизм

Михаил Ларионов. Петух (Лучистый этюд). 1912 год © Государственная Третьяковская галерея

Одна из первых систем беспредметной живописи, разработанная Михаилом Ларионовым. Лучизм, считал Ларионов, должен связать в единой гармонии видимый материальный мир и мир духовный. Первые лучистские работы художник создал в 1912 году, и тогда же они были показаны на выставках «Мира искусства». В 1913 и 1914 годах лучистская живопись Ларионова экспонировалась на выставках «Мишень» и «Номер 4». Для реалистического лучизма характерны анималистические сюжеты. Для следующей стадии лучизма — пневмолучизма — использование других техник (например, вставки из папье-маше, знаков вроде нот, крестов и проч.).

Ориентализм

Важная часть программы художников раннего авангарда. Влияние восточного искусства в основном отразилось на теории и манифестах и привлекало худож­ников авангарда скорее сюжетами и темами, чем приемами. Важно было само погружение в атмосферу Востока, а не изучение особенностей искусства. Теоретическое обоснование ориентализма разработали Михаил Ларионов и Илья Зданевич. И как раз любовь к Востоку стала поводом к разрыву Ларио­нова с «Бубновым валетом» — его членов художник обвинял в подража­тельном западничестве. Впрочем, к середине 1910-х тема Востока оказалась забыта, а ориентализм исчерпал себя.

Примитивизм

Михаил Ларионов. Весна. Времена года (Новый примитив). 1912 год © Государственная Третьяковская галерея

Направление раннего русского авангарда (конец 1900-х — начало 1910-х). Среди особенностей примитивизма — инфантильные, детские формы и пропорции фигур, неуклюжая пластика, имитация любительского рисования, наивная сказочность. Принципиальную роль здесь играла опора на национальную традицию, на образцы древнего и народного искусства, прежде всего икона, лубок, скульптурную архаику. Впервые слово было использовано поэтом и критиком Сергеем Маковским в статье о выставке «Голубая роза»: «Они — возвестители того примитивизма, к которому пришла современная живопись, ища возрождения у самых родников — в творчестве непосредственном, не обессиленном тяжестью исторического опыта. <…> Современный сознательный примитивизм, понятый как основная задача, — последняя победа художнического освобождения». Летом 1907 года термин также используется в анонсе выставки Бурлюков в Херсоне.

Супрематизм

Казимир Малевич. Без названия. Около 1916 года © The Solomon R. Guggenheim Foundation Peggy Guggenheim Collection, Venice

Так в декабре 1915 года Малевич охарактеризовал свои работы, показанные на «Последней футуристической выставке „0,10“». Его «Черный квадрат» открыл новое поле опытов — чисто геометрическую беспредметную форму. В начале 1920 года Малевич уехал преподавать в Витебск, и там супрематизм становится основой новой педагогики Уновиса — «Утвердителей нового искусства».

Футуризм

Джакомо Балла. Скорость + звук. 1913–1914 годы © The Solomon R. Guggenheim Foundation Peggy Guggenheim Collection, Venice, 1976

От итальянского futuro — «будущее». Футуризм возник в Италии в 1909 году благодаря Филиппо Томмазо Маринетти и распространился на все области художественного творчества. Основа футуризма — новый язык искусства, соответствующий изменившемуся миру. По свидетельству Давида Бурлюка, русские художники и литераторы начали использовать термин с 1911 года. Сами футуристы, однако, тогда называли себя будущниками или будетлянами. Ближе всего к футуризму были группы «Ослиный хвост» и «Союз молодежи». Особенно популярен в русской живописи футуризм был до 1914 года. 

Русский авангард

  • Gray Camilla. The Great Experiment: Russian Art 1863—1932. — New York, 1962.
  • Из истории советской архитектуры. Документы и материалы. 1917—1925 / Сост., авт. вступ. ст. В. Э. Хазанова; отв. ред. К. Н. Афанасьев. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1963. — 250 с.
  • Anfänge des russischen Futurismus / Hrsg. von D. Tschiž ewskij. — Wiesbaden: Otto Harassowitz, 1963. — 122 S.
  • Markov V. Russian futurism: A history. — Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 1968. — 467 p.
  • Kopp Anatole. Town and Revolution: Soviet Architecture and City Planning. 1917—1935 / Translator Thomas E. Burton. — London, 1970.
  • Хазанова В. Э. Советская архитектура первых лет Октября. 1917—1925 / Академия наук СССР, Институт истории искусств Министерства культуры СССР. — М.: Наука, 1970. — 214 с.
  • Barooshian V. D. Russian cubo-futurism 1910-1930: A study in Avant-Gardism. — The Hague; Paris: Mouton, 1974. — 176 p.
  • Russian Art of the Avant-Garde. Theory and Criticism 1902—1934 / Ed. by John E. Bowlt. — New York, 1976.
  • Shadowa Larissa A. Suche und Experiment. Russische und sowjetische Kunst 1910 bis 1930. — Dresden: VEB Verlag der Kunst Dresden, 1978. — 372 p.
  • Хазанова В. Э. Советская архитектура первой пятилетки. — М.: Наука, 1980. — 364 с. — 5900 экз.
  • Zhadova L. Malevich. Suprematism and Revolution in Russian Art 1910—1930. — London: Thames and Hudson, 1982.
  • Russische Avantgarde. Vom Primitivismus zum Konstruktivismus / Hrsg. von Bodo Zelinsky. — Bonn, 1983.
  • Из истории советской архитектуры 1926-1932 гг.: Документы и материалы. Рабочие клубы и дворцы культуры, Москва / Составитель В. Э. Хазанова; отв. ред. К. Н. Афанасьев. — М.: Наука, 1984. — 139 с.
  • Gray Camilla, Burleigh-Motley Marian. The Russian experiment in art, 1863—1922. — London: Thames and Hudson, 1986.
  • Krieger V. Von der Ikone zur Utopie. Kunstkonzepte der russischen Avantgarde. — Köln, Weimar, Wien, 1988.
  • Авангард, остановленный на бегу: / Авт.-сост. С. М. Турутина и др.; авт. статей Е. Ф. Ковтун и др.. — Л.: Аврора, 1989. — 283 с.
  • Ковтун Е. Ф. Русская футуристическая книга. — М.: Книга, 1989.
  • Кузминский К., Янечек Д., Очеретянский А. Забытый авангард: Россия, первая треть XX столетия: Сб. справочных и теоретических материалов. — Wien: Wiener Slawistisher Almanac, . — Т. 1. — 335 с.
  • Страницы истории советской художественной культуры, 1917—1932 / АН СССР, ВНИИ искусствознания Министерства культуры СССР; Отв. ред. А. Я. Зись. — М.: Наука, 1989. — 258 с. с.
  • Glossarium der russischen Avantgarde / Hrsg. von A. Flaker. — Graz, Wien: Droschl, 1989. — 548 S.
  • L’avant-garde russe et la synthèse des arts / Ed. par Gérard Conio. — Lausanne, 1990.
  • Jaccard J.-Ph. Daniil Harms et la fin de l’avant-garde russe. — Bern: Peter Lang, 1991. — (Slavica Helvetica).
  • Заумный футуризм и дадаизм в русской культуре / Под редакцией Луиджи Магаротто, Марцио Марцадури, Даниелы Рицци. — Bern, Berlin, Frankfurt/М., New York, Paris, Wien: Peter Lang, 1991.
  • Наков А. Русский авангард = L’avant-garde russe / Пер. с фр. Е. М. Титаренко. — М.: Искусство, 1991. — 192 с. — 25 000 экз. — ISBN 5-210-02162-9.
  • Повелихина Алла, Ковтун Евгений. Русская живописная вывеска и художники авангарда. — Л.: Аврора, 1991. — 200 с. — 2000 экз. — ISBN 5-7300-0274-2.
  • Неизвестный русский авангард в музеях и частных собраниях / Авт.-сост. А. Д. Сарабьянов. — М.: Советский художник, 1992. — 352 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-269-00326-0.
  • Cohen Jean-Louis. Le Corbusier and the Mystique of the USSR, Theories and Projects for Moscow, 1928—1936. — Princeton: Princeton University Press, 1992.
  • Русский авангард в кругу европейской культуры: Материалы международной конференции. — М.: РАН, Культурная инициатива, 1993.
  • Очеретянский А., Янечек Дж., Крейд В. Забытый авангард: Россия: Первая треть XX столетия. — Нью-Йорк, СПб.: , 1993. — Т. 2: Новый сборник справочных и теоретических материалов. — 278 с.
  • Сидорина Е. В. Сквозь весь двадцатый век. Художественно-проектные концепции русского авангарда. — М.: ВИНИТИ, 1994. — 373 с.
  • Хазанова В. Э. Клубная жизнь и архитектура клуба: В 2 т. / Государственный институт искусствознания, Министерство культуры Российской Федерации. — М.: РИИ, 1994.
  • Жаккар Ж.-Ф. Даниил Хармс и конец русского авангарда / Перевод с французского Ф. А. Петровской; Научный редактор В. Н. Сажин. — СПб.: Академический проект, 1995. — 472 с. — ISBN 5-7331-0050-8.
  • Marcadé Jean-Claude. L’avant-garde russe, 1907—1927. — Flammarion, 1995. — 479 p. — (Tout l’art). — ISBN 208010179X, 978-2080101792.
  • Мириманов В. Б. Русский авангард и эстетическая революция XX века: Другая парадигма вечности. — М.: РГГУ, 1995. — 64 с. — (Чтения по истории и теории культуры / РГГУ, ИВГИ; Вып. 13).
  • Сидорина Е. В. Русский конструктивизм: Идеи, истоки, практика. — М.: , 1995. — 240 с.
  • Laboratory of Dreams: The Russian Avant-Garde and Cultural Experiment / Ed. by J. E. Boult and O. Matich. — Stanford: Stanford University Press, 1996. — P. 360.
  • Roberts G. The Last Soviet Avant-garde: OBERIU — fact, fiction, metafiction. — Cambridge University Press, 1997. — 274 p. — ISBN 0-521-48283-6.
  • Русский авангард и Брянщина / Составление и предисловие М. Е. Белодубровского. — Брянск: Издательство БГПУ, 1998.
  • Сахно И. М. Русский авангард: живописная теория и поэтическая практика. — М.: Диалог-МГУ, 1999. — 351 с.
  • Русский авангард 1910—1920-х годов в европейском контексте / Отв. ред. Г. Ф. Коваленко. — М.: Наука, 2000. — ISBN 5-02-011659-9.
  • Дёготь Екатерина. Русское искусство XX века: История русского искусства. Книга третья. — М.: Трилистник, 2000. — 224 с. — 2000 экз. — ISBN 5-89480-031-5.
  • Хазанова Вигдария. Клубная жизнь и архитектура клуба. 1917—1941 / Государственный институт искусствознания, Министерство культуры Российской Федерации. — М.: Жираф, 2000. — 159 с. — (Avant Garde). — 1500 экз. — ISBN 5-89832-013-X.
  • Русский авангард. Проблемы репрезентации и интерпретации: Сборник по материалам конференции, посвящённой выставке «Музей в музее. Русский авангард из коллекции Музея художественной культуры в собрании Государственного Русского музея» (Санкт-Петербург, Русский музей, 1998) / Сост. И. Карасик; Ред. А. Лакс. — СПб.: Palace Editions, 2001. — 272 с.
  • Шатских А. С. Витебск. Жизнь искусства. 1917—1922. — М.: Языки русской культуры, 2001. — 256 с. — 2000 экз. — ISBN 5-7859-0117-X.
  • Бирюков С. Е. Поэзия русского авангарда. — М.: ЛИА «Руслана Элинина», 2001. — 280 с. — ISBN 5-86280-058-1.
  • Abstraction in Russia: XX Century (подарочный комплект из 2-х книг): Государственный Русский музей. Альманах. № 17 / На русском и английском языках; ред. Евгения Петрова. — Государственный Русский музей, Palace Editions, 2001. — 814 с. — ISBN 5-93332-070-6, 3-935298-50-1.
  • Чёрный квадрат над Чёрным морем: Материалы к истории авангардного искусства Одессы. XX век / Составители Е. М. Голубовский, Т. В. Щурова; Главный редактор О. Ф. Ботушанская. — Одесса, 2001.
  • Крусанов Андрей. Русский авангард: 1907—1932 (Исторический обзор): В 3 т. — М.: Новое литературное обозрение, 2003. — Т. 2. Футуристическая революция (1917—1921). Кн. 1. — 808 с. — 1500 экз. — ISBN 5-86793-246-X, 5-86793-217-6.
  • Бобринская Е. А. Русский авангард: истоки и метаморфозы: . — М.: Пятая страна, 2003. — 302 с. — (Новейшие исследования русской культуры; Вып. 2). — ISBN 5-901250-11-7.
  • Символизм в авангарде / Отв. ред., сост. Г. Ф. Коваленко. — М.: Наука, 2003. — 443 с. — (Искусство авангарда 1910—1920-х годов). — ISBN 5-02-022743-9.
  • Русский авангард 1910—1920-х годов и проблема экспрессионизма / Отв. ред. Г. Ф. Коваленко; Государственный институт искусствознания Министерства культуры РФ. — М.: Наука, 2003. — (Искусство авангарда 1910—1920-х годов). — 1500 экз. — ISBN 5-02-006374-6.
  • Валяева Мария. Морфология русской беспредметности. — М.: Виртуальная галерея, 2003. — 584 с. — 2000 экз. — ISBN 5-98181-001-7.
  • Хан-Магомедов С. О. Конструктивизм — концепция формообразования. — М.: Стройиздат, 2003. — 576 с. — ISBN 5-274-01554-9.
  • Котович Т. В. Энциклопедия русского авангарда. — Мн.: Экономпресс, 2003. — 416 с. — 3000 экз. — ISBN 985-6479-30-4.
  • «Бубновый валет» в русском авангарде / Авторы Фаина Балаховская, Владимир Круглов, Жан-Клод Маркадэ, Глеб Поспелов, Дмитрий Сарабьянов; переводчик Елена Лаванан; редактор Анна Лакс. — СПб.: Государственный Русский музей, Palace Editions, 2004. — 352 с. — (Государственный Русский музей. Альманах, № 92). — ISBN 5-93332-143-5, 3-935298-96-X.
  • Грёзы о Востоке = Oriental dreams: русский авангард и шелка Бухары: / Российская академия наук, Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера); Под редакцией Е. А. Резвана. — СПб.: МАЭ РАН, 2006. — 219 с. — ISBN 978-5-88431-254-8.
  • Харджиев Н. И. От Маяковского до Кручёных: Избранные работы о русском футуризме / Сост. С. Кудрявцев. — М.: Гилея, 2006. — 557 с. — 1500 экз. — ISBN 5-87987-038-3.
  • Бобринская Е. А. Русский авангард: границы искусства. — М.: Новое литературное обозрение, 2006. — 304 с. — ISBN 5-86793-448-9.
  • Мир вокруг нас: авангард и традиции в единстве и противоречии: / Никит. клуб; Редактор Н. М. Румянцева. — М.: , 2006. — 79 с. — (Россия в глобальной контексте: Цикл публичных дискуссий; Выпуск 25). — ISBN 5-8341-0077-5.
  • Ласло Мохой-Надь и русский авангард: Статьи и пер. с венг. и нем. / Сост. С. Митурич; ред. Ю. Герчук. — М.: Три квадрата, 2006. — 296 с. — (artes et media). — 1000 экз. — ISBN 5-94607-062-2.
  • Хан-Магомедов С. О. Супрематизм и архитектура (проблемы формообразования). — М.: Архитектура-С, 2007. — 520 с. — ISBN 978-5-9647-0139-2.
  • Грыгар Моймир. Знакотворчество: Семиотика русского авангарда / Пер. с чешского М. Шерешевской, Е. Чебучевой, Г. Вириной. — СПб.: Академический проект, Издательство ДНК, 2007. — 519 с. — (Современная западная русистика. Т. 67). — 1000 экз. — ISBN 978-5-7331-0344-0.
  • Поляков В. В.. Книги русского кубофутуризма. — 2-е изд., испр. и доп.. — М.: Гилея, 2007. — 551 с. — 1500 экз. — ISBN 5-87987-040-5.
  • Боровков А. И. Заметки о русском авангарде. — М.: Любимая книга, 2007. — 206 с. — ISBN 978-5-903228-09-6.
  • Пэр Ричард, Коэн Жан-Луи, Ламберт Филлис. Потерянный авангард. Русская модернистская архитектура 1922—1932: Фотоальбом. — М.: Татлин, 2007. — 348 с. — ISBN 938-5-903433-02-5.
  • Юшкова О. А. Станция без остановки: Русский авангард. 1910—1920-е годы. — М.: Галарт, 2008. — 224 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-269-01054-0.
  • Шатских А. С. Казимир Малевич и общество Супремус. — М.: Три квадрата, 2009. — 464 с. — 700 экз. — ISBN 978-5-94607-120-8.
  • Авангард и идеология: русские примеры / Редактор Слободан Грубачич, редактор-составитель Корнелия Ичин. — Белград: Издательство филологического факультета Белградского университета, 2009. — 712 с. — 400 экз. — ISBN 978-86-86419-65-1.
  • Regina Khidekel Homage to Diaghilev’s Enduring Legacy. NY, 2009
  • Фещенко В. В. Лаборатория логоса: Языковой эксперимент в авангардном творчестве. — М.: Языки славянских культур, 2009. — 392 с. — ISBN 978-5-9551-0318-1.
  • Юрова Л. Л. Русский Авангард в собрании Ярославского художественного музея / Russian Avant-Gard from the Collection Yaroslavl Art Museum / На русском и английском языках; Редактор Мария Валяева, переводчик Дмитрий Федосов. — М.: Северный паломник, 2009. — 168 с. — ISBN 978-5-94431-280-8.
  • Крусанов Андрей. Русский авангард: 1907—1932 (Исторический обзор): В 3 т. — М.: Новое литературное обозрение, 2010. — Т. 1. Боевое десятилетие. Кн. 1. — 784 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-86793-769-0, 978-5-86793-771-3.
  • Крусанов Андрей. Русский авангард: 1907—1932 (Исторический обзор): В 3 т. — М.: Новое литературное обозрение, 2010. — Т. 1. Боевое десятилетие. Кн. 2. — 1104 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-86793-770-6, 978-5-86793-771-3.
  • Турчинская Е. Ю. Авангард на Дальнем Востоке: «Зелёная кошка», Бурлюк и другие. — СПб.: Алетейя, 2011. — 196 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-91419-174-7.
  • Pare Richard, Tsantsanoglou Maria, Cohen Jean-Louis, u.a. Baumeister der Revolution. Sowjetische Kunst und Architektur 1915—1935. — Essen: Mehring Verlag, 2011. — ISBN 3886340961.
  • Ettore Gualtiero Robbiani A Utopian Vision. Lazar Khidekel -the rediscovered Suprematist magazine AHEAD, Issue 3, Zurich, 2011
  • Сидорина Е. В. Конструктивизм без берегов. Исследования и этюды о русском авангарде. — М.: Прогресс-Традиция, 2012. — 656 с. — ISBN 978-5-89826-365-2.
  • Энциклопедия русского авангарда: Изобразительное искусство. Архитектура / Авторы-составители В. И. Ракитин, А. Д. Сарабьянов; Научный редактор А. Д. Сарабьянов. — М.: RA, Global Expert & Service Team, 2013. — Т. I: Биографии. А—К. — 528 с. — 2500 экз. — ISBN 978-5-902801-10-8.
  • Энциклопедия русского авангарда: Изобразительное искусство. Архитектура / Авторы-составители В. И. Ракитин, А. Д. Сарабьянов; Научный редактор А. Д. Сарабьянов. — М.: RA, Global Expert & Service Team, 2013. — Т. II: Биографии. Л—Я. — 724 с. — 2500 экз. — ISBN 978-5-902801-11-5.
  • Floating Worlds and Future Cities: The Genius of Lazar Khidekel, Suprematism and the Russian Avant-Garde. YIVO, Lazar Khidekel Society, NY 2013 Catalog: Regina Khidekel, editor and Chronology, Maria Kokkori and Alexander Bouras The Suprematist line: Kazimir Malevich and Lazar Khidekel , Gines Garrido Anti-Gravity urban visions for a new world Roman Khidekel From Visionary to Reality
  • Чубаров Игорь. Коллективная чувственность: теории и практики левого авангарда. — М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2014. — 344 с.
  • Ковтун Е. Ф. Русская футуристическая книга. — М.: РИП-холдинг, 2014. — 232 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-903190-66-9.
  • Русский авангард и война. — Белград, 2014. — 300 экз.
  • Сироткина И. Е. «Шестое чувство авангарда: танец, движение, кинестезия в жизни поэтов и художников» / Европейский университет в Санкт-Петербурге; Научный редактор А. А. Россомахин. — СПб.: Издательство ЕУСПб., 2014. — 208 с. — (AVANT-GARDE; выпуск 6). — ISBN 978-5-94380-176-1.
  • 1913. «Слово как таковое»: К юбилейному году русского футуризма. Материалы международной научной конференции (Женева, 10–12 апреля 2013 г.) / Редактор Пётр Казарновский; Составление и научная редакция Жан-Филиппа Жаккара и Анник Морар. — СПб.: Издательство Европейского университета, 2015. — 544 с. — ISBN 978-5-94380-181-5.
  • Alla Efimova Surviving Suprematism: Lazar Khidekel. Judah L. Magnes Museum, Berkeley CA, 2004 (Conversation: Alla Efimova, Mark and Regina Khidekel)
  • S. O. Khan-Magomedov 100 Masterpieces of Soviet Avant-garde Architecture. M., Editorial URSS, 2005
  • S. O. Khan-MagomedovLazar Khidekel (Creators of Russian Classical Avant-garde series) M., 2008 (Russian). 2010 (English)

Dmitry Kozlov Review on «Lazar Khidekel» by S. O. Khan-Magomedov. NRS, New York, 2008

10 главных художников русского авангарда

1. Казимир Малевич (1879–1935)

Public domain

Идеолог беспредметного искусства, придумавший супрематизм — комбинацию цветных и черно-белых фигур, одно из главных направлений в искусстве русского авангарда.

Черный квадрат, 1915

Третьяковская галерея

Автор легендарного «Черного квадрата», споры вокруг которого не утихают до сих пор, Малевич сегодня стал и одним из самых дорогих художников своего поколения — его «Супрематическая композиция» была продана на Christie’s в 2018 году за рекордные $85,8 млн.

2. Василий Кандинский (1866–1944)

Global Look Press

Одного из основателей абстракционизма почитали и при жизни — как в России, где он работал до 1921 года, так и в Германии, куда он эмигрировал и откуда его искусство «проросло» в Европу и Америку.

Композиция VII, 1913

Третьяковская галерея

Одной из поклонниц его цветасто-пятнистых «композиций» была знаменитая галерист и коллекционер искусства модернизма Пегги Гуггенхайм. Во многом ее заслуга в том, что работы Кандинского активно выставлялись по обе стороны океана, и он обрел массу последователей, от Джексона Поллока до Герхарда Рихтера.

3. Владимир Татлин (1885–1953)

Архивное фото

Один из основателей конструктивизма и участник легендарной «Последней футуристической выставки «0,10», где впервые был представлен «Черный квадрат», по мнению ряда критиков, выступил на ней гораздо более впечатляюще, чем Малевич.

Башня Татлина, 1919

Архивное фото

Там он впервые представил свои контррельефы — объемные конструкции из разных материалов с акцентом на беспредметность. Он — автор знаменитых утопических проектов: Башни III Интернационала и орнитоптера «Летатлин», который так и не взлетел, а сегодня «парит» под потолком в Третьяковской галерее.

4. Александр Родченко (1891–1956)

Родченко можно назвать мультиинструменталистом — ему, кажется, были подвластны все возможные жанры и техники. Он писал картины, делал скульптуру, фотографировал, оформлял театральные и кинопостановки, а также выступал как дизайнер — первую в СССР рекламную кампанию приписывают именно ему.

Рекламный постер Ленгиза, 1925

Архивное фото

Наряду с Владимиром Татлиным и Алексеем Ганом, его считают основателем конструктивизма в молодой Стране Советов.

5. Наталья Гончарова (1881–1962)

Public domain

Гончарова, вероятно, главная среди «амазонок авангарда», как назвал женщин-художниц движения их современник, поэт-футурист Бенедикт Лившиц. Она участвовала практически во всех авангардных выставках начала XX века.

Ангелы, мечущие камни на город, 1911

Третьяковская галерея

В работах культивировала свою любовь к народному искусству (лубку), иконописи и даже Испании (испанских дам в разных стилях она писала более 20 лет), умело препарируя образы в новаторском духе.

6. Эль Лисицкий (1890–1941)

Public domain

Художник и архитектор, успевший поработать как на авангард, так и на развитие советского пропагандистского искусства и даже на легендарное голландское объединение De Stijl, одним из основоположников которого был Пит Мондриан.

Клином красным бей белых, 1919-1920

Public domain

Среди главных достижений Лисицкого — изобретение проуна (равновесных конструкций из геометрических тел) и внедрение идей супрематистов в архитектуру.

7. Михаил Ларионов (1881–1964)

Public domain

Муж и соратник Натальи Гончаровой, прошедший с ней долгий путь в искусстве и в жизни, от первых полуподпольных выставок бунтарей до эмиграции и тяжестей жизни во Франции.

Петух (лучистый этюд), 1912

Третьяковская галерея

Несмотря на изобретение им собственного живописного направления — лучизма (объекты будто складывались из пронизывающих пространство лучей), его творчество долгое время оставалось в тени наследия Наталья Гончаровой.

8. Любовь Попова (1889–1924)

Архивное фото

Кубофутуристические и супрематические полотна — визитная карточка художницы, прожившей короткую, но яркую жизнь. Дочь богатого коммерсанта после революции 1917 года осталась в новой России ради нового искусства – первые годы Советской власти проходили под знаменами авангарда.

Композиция с фигурами, 1915

Пермская государственная художественная галерея

Она была ученицей Малевича, членом созданной им группы «Супремус», но пошла дальше своего учителя. Практически не востребованные при жизни, ее произведения сегодня хранятся в Третьяковской галерее и Русском музее, нью-йоркском MoMA и мадридском Музее Тиссена-Борнемисы.

9. Александра Экстер (1882–1949)

Архивное фото

Приятельницу Пикассо можно считать самой интернациональной художницей авангарда: Экстер, обучавшаяся искусству в Париже, успела поучаствовать в новаторских выставках во Франции, Италии и России.

Венеция, 1918

Третьяковская галерея

Вместе с Поповой вступила в «Супремус», оформляла невероятными футуристическими декорациями и костюмами театральные постановки. После эмиграции в 1924 году авангардная удаль постепенно уходила из ее работ, и многие поздние произведения выполнены почти в фигуративном стиле.

10. Иван Пуни (1892–1956)

Архивное фото

Ученик знаменитого передвижника Ильи Репина продолжил учебу во Франции, где впитал идеи кубизма и фовизма и привез их в Россию. Именно Пуни стал организатором футуристических выставок «Трамвай В» и «0,10», где впервые был представлен супрематизм Малевича и другие направления авангарда.

Автопортрет, 1921

Архивное фото

Позже, эмигрировав, в 1923 году он распрощался с беспредметной живописью и почти полностью посвятил себя примитивному искусству.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *