Хула на духа святого

Происхождение концепции

Происхождение понятия восходит к ответу Иисуса Христа на заявления его оппонентов о том, что чудесные исцеления являются работой Вельзевула:

Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению. , потому что говорили: в Нём нечистый дух.
(Мк. 3:28-30)
Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.

(предыстория событий освещена в Евангелии от Луки 11:14-23)

Концепция получила дальнейшее развитие в Послании апостола Павла к Евреям:

«Ибо невозможно — однажды просвещённых, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются «. (Послание к Евреям 6:4-6)

«Земля, пившая многократно сходящий на неё дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога; а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец — сожжение.» (Послание к Евреям 6:7-8)

Возможность покаяния

Тем не менее, согласно толкованию авторитетных христианских богословов, комментировавших этот вопрос за историю Церкви, непростительным является именно само состояние отвержения действий Святого Духа, а не произнесённое слово или суждение; упорство и пребывание в грехе, а не юридический факт. Так, в толковании блаженного Феофилакта Болгарского можно прочесть:

«Таким образом, когда иудеи видели, что Господь ел и пил, что Он общался с мытарями и блудницами и делал все прочее, свойственное Ему как Сыну Человеческому, и потом порицали Его как ядцу и винопийцу, то в этом они достойны извинения и в сем не потребуется от них покаяния, поелику они соблазнились, как им казалось, не без причины. Но когда видели, что Он творит и чудеса, и, однако, клеветали и хулили Святого Духа, называя это бесовским делом, как им отпустится этот грех, если не покаются? Итак, знай, что кто хулит Сына Человеческого, видя Его живущим по-человечески, и называет Его другом блудников, чревоугодником и винопийцею за то, что Христос так поступал, то такой человек, если и не покается, не даст в том ответа, он получит прощение, потому что под покровом плоти не предполагал в Нем Бога. Но кто хулит Святого Духа, то есть духовные дела Христовы, и называет их бесовскими, тот, если не покается, не будет прощен, поелику не имел никакой благовидной причины к хуле, как, например, тот, кто клеветал на Христа, видя Его среди блудников и мытарей». (Толкование на Евангелие от Матфея)

Далее, всё у того же Феофилакта Болгарского, можно получить подтверждение этой мысли в толковании уже к Евангелию от Марка:

«То, что Господь говорит здесь, означает следующее: что люди, согрешающие во всем прочем, еще могут извиняться чем-нибудь и получить прощение по Божию снисхождению к слабости человеческой. Например, кои называли Господа ядцею и винопийцею, другом мытарей и грешников, те получат прощение в этом. Но когда видят, что Он творит несомненные чудеса, и между тем хулят Духа Святого, то есть чудотворения, происходящие от Святого Духа, тогда как они получат прощение, если не покаются? Когда соблазнялись плотию Христовой, то в этом случае, хотя бы и не покаялись, будут прощены как люди соблазнившиеся, а когда видели Его творящим дела Божии и все еще хулили, как будут прощены, если останутся нераскаянными?» (Толкование на Евангелие от Марка)

Ещё чётче эту мысль артикулирует один из наиболее авторитетных богословов ранней Церкви святой Афанасий Великий:

Итак, сам Христос именует Божество Слова Духом Святым, как и Самарянке сказал: «дух есть Бог» (Ин. 4:24), а человечество Слова – Сыном Человеческим (Ин. 13:31); ибо говорит: «ныне прославися Сын Человеческий». И иудеи, оскорблявшие всегда Бога, в отношении ко Христу впадали в сугубую хулу. Одни, соблазняясь плотью Его, тем, что Он Сын Человеческий, почитали Его пророком, а не Богом, и называли «ядцею и винопийцею» (Мф. 11:19); и им даровал Он прощение; потому что полагалось тогда начало только проповеди, и для мира невместимо было уверовать в Бога, сделавшегося человеком. Почему и говорит Христос: «иже аще речет слово на Сына Человеческого», т. е. на тело Его, «отпустится ему». Ибо осмелюсь сказать, что и самые блаженные ученики не имели совершенного понятия о Божестве Его, пока не снисшел на них Дух Святой в день Пятидесятницы; потому что и по воскресении, «видевше его, поклонишася…, ови же усумнешася» (Мф. 28:17), однако-же не были за это осуждены. Но которые хулят Духа Святого, то есть, Божество Христово, и говорят, что «о веельзевуле, князе бесовстем, изгонит бесы» (Лк. 11:15), тем «не отпустится ни в сей век, ни в будущий». Заметить же надлежит, что Христос не сказал: не отпустится хулившему и покаявшемуся, но хулящему, т. е. пребывающему в хуле. Ибо достодолжное покаяние разрешает все грехи. (Беседы на Евангелие от Матфея)

Кроме того, святой Иоанн Златоуст, говоря о тяжести данного греха, в словах Христа видит преимущественно педагогическое действие, призваное обратить узнающих себя в этих словах иудеев к покаянию и разотождествлению самих себя с этим богоборческим состоянием:

Таким, образом, уничтоживши клевету их, решивши их возражение и показавши их безрассудное упорство, Он напоследок устрашает их, поскольку в деле совета и исправления не маловажно и то, чтобы не только отвечать на все вопросы и убеждать, но и угрожать, что часто и делает тот, кто дает законы и советы. (Беседы на Евангелие от Матфея)

См. также

  • Богохульство

Аноним: В чем заключается хула на Духа Святаго и в чем она проявляется?

О.Серафим: Хула на Духа Святаго — это грех нераскаянности в грехах, это противление очевидной Истине.

Если посмотреть в Евангелие, то там Господь говорит: “Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем” (Мф. 12, 31-32). Потому что любой грех, в котором человек кается, простится, а хула на Духа Святаго, т. е. грех нераскаянности, — не простится.

Видели Христа евшим и пившим с мытарями и грешниками, которые были на то время в презрении общественного мнения. Но Он и ел и пил, по словам Св. Отцов, как прилично святым, т. е. в меру. А цель его была — привести этих грешников к покаянию, чтобы они оставили пороки и грехи. Вот о тех, которые не понимая намерения и цели Христа, видя, что Он ест и пьёт с мытарями и грешниками, соблазнялись, Господь и сказал: “если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему…” — о таких и подобных им. И за всю историю Церкви, часто происходило подобное. Как, например, случилось это со свт. Кириллом Александрийским. Он услышал клевету, поверив ей, участвовал в соборе, на котором лишили сана свт. Иоанна Златоуста, и вычеркнул его даже из помянников. Но этот грех относится к грехам против Сына Человеческого. Так как свт. Кирилл Александрийский действовал против нечестия, которое приписали свт. Иоанну Златоусту по клевете, т. е. это не было упорством против учения свт. Иоанна Златоуста, не было упорством против очевидной Истины, — это не было хулой на Духа Святаго.

Противоположность свт. Кириллу — царица Евдоксия. Она упорно не желала слышать поучения св. Иоанна Златоуста, потому что не хотела оставить свои страсти, прихоти и похоти. Так и умерла в нераскаянии, в упорстве против явной Истины, проповедуемой святым, по причине ненависти и ожесточения. По той же самой причине погубили и св. Иоанна Предтечу. Так и книжники с фарисеями за всё время проповеди Иисуса Христа постоянно противились Истине. Они видели необычайные чудеса, которые творил Господь. Они слышали слово, исполненное силы и власти, вяжущее совесть человеков и вполне удовлетворяющее самые высокие потребности духа и ума человеческого. Вот об этих и подобных им, Господь и сказал: “если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему”. Вот и дошли книжники и фарисеи до крайнего ожесточения: сотворили самый большой грех — Богоубийство.

Постоянное противление Истине, приводит человека в ожесточение и совершенной неспособности к раскаянию, и доходит до той грани, на которой человек остается в таком состоянии — окончательно и бесповоротно. Это и есть грех хулы на Духа Святаго.

Если человек просто заблуждается, но когда познает Истину, раскаивается, — это простится. Но если человек слушает наставления, восхищается, а потом, по причине нежелания жить по этим наставлениям, т. е. бороться со своими страстями, начинает поносить проповедника и его наставления, клевещет на него, то это уже — хула на Духа Святаго. А если проповедник не то проповедует, и кто-то по этой причине будет его поносить, — то это простительно, а в каких-то случаях и даже похвально. Но если поносят проповедуемую Истину, то это уже — грех хулы на Духа Святаго. Правда степень его бывает различная.

Современное духовенство или даже простые миряне, верующие из МП (и других подобных ей церквей), живя по духу мира сего, ссылаются на Христа, — что он ел и пил с мытарями и грешниками. То поэтому и они, мол, спокойно едят и пьют с современными мытарями и грешниками: с бизнесменами, с представителями налоговой инспекции и т. п., не считая это за грех. Но это — лукавство! Ибо Господь пил и ел, давая лишь понять, что пища и вино сами по себе не грех, и брак сам по себе не грех, а что грех — в невоздержании; грех — в удовлетворении человеками своих страстей. Господь вел себя так, как прилично святым, имея одну единственную цель — вывести человеков на путь спасения. Современные же иерархи пьют и гуляют, заигрывая с сильными мира сего: не для того, чтобы их обратить к Истине, на путь покаяния, на путь правильной борьбы со страстями; и не так, как прилично святым: а как гуляки и сластолюбцы, — ради удовольствия и наслаждения, ради удовлетворения своих телесных и душевных страстей. Цель у них: имея пособников власти, бизнесменов и прочих, иметь власть над народом и все блага мира сего; одним словом, жить на широкую ногу, удовлетворять страсти властолюбия, тщеславия и прочего самоугодия. И эти все свои поступки и действия они оправдывают словами Евангелия, что мол и Христос пил и ел с мытарями и грешниками; еще и обвиняют тех, кто их обличает. Словами Евангелия оправдывают грех, оправдывают жизнь по духу мира сего. Это разве не извращение смысла Евангелия и не попрание ли Евангельской Истины?!! И разве это не хула на Духа Святаго?!

Аноним: Ересь — это тоже хула на Духа Святаго?

О.Серафим: Любое еретическое учение — богохульство. Но есть сознательное заблуждение и несознательное.

Сознательное — когда люди заблуждаются не по причине незнания, необразованности, а по причине одержимости ума самомнением, высокоумием, гордыней. И по той причине, что не хотят оставить услаждение в уме, — которое приносит их еретическое учение, питая страсть самомнения и высокоумия, а в духе гордыню, — не хотят от него отстать. Такое состояние души человека, — состояние нераскаянности, — есть грех хулы на Духа Святаго.
Несознательное — если человек заблуждается по причине неведения, невежества. Это еще не явный еретик, потому что его заблуждение не основывается на страсти гордости, высокоумия, самомнения, и он может постепенно исправиться. Об этом есть еще .

Явный, сознательный еретик поступает, как дьявол: знает, слышит Истину и упорствует в своем зле, омраченный сатанинской гордыней. Ибо гордыня приносит тонкое услаждение, от которого ни сатана, ни закоренелый еретик никак не хотят отказаться.

  • Shares

В Евангелие от Матфея написано: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф 12:31–32). Если Сам Христос сказал, что хула на Духа не простится, тогда полезно разобраться, что же такое хула на Святого Духа, каких действий стоит избегать и правда ли, что этот грех Бог не прощает.

Денис Подорожный, пастор, религиовед

Обычно считается, что хула — это произнесение дерзких и хульных слов в адрес Божьего Духа, но не просто сказанное в неведении или по глупости, а сознательное произнесения ругательств в адрес Святого Духа. Я уверен, что глумящийся над святыми вещами неверующий человек не может быть обвинен в совершении этого греха, так как Он вообще не знает Бога. Человек же глубоко сознающий, Кто есть Бог и Кто есть Дух Святой и при этом хулящий Его, по Писанию, не имеет оправдания.

Если грех не прощен, то человеку тяжело рассчитывать на вечную жизнь. «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа», говорит Библия (Евр.12:14). Без этой уверенности сердце хулящего погружается в тьму безнадежности, ожесточения и озлобленности.

Александр Штеингардт, служение «Пророческая культура»:

В первую очередь необходимо понимать, что согласно контекста хула на Святого Духа осуждается в том случае, когда действию Духа приписывают бесовскую природу. Фарисеи, видя невероятные исцеления и освобождения, которые производил Иисус намеренно назвали их бесовскими. Можно много сделать выводов из этого, но я хотел бы обратить внимание на два момента.

1. Фарисеи считали себя экспертами в области духовной жизни и поэтому они давали оценку тем проявлениям, которые видели. Всякий раз, когда ты будешь считать себя достаточно знающим экспертом в какой-то области ты открываешь двери для гордости, которая неизменно приведет тебя к критицизму и негативному отношению к тому, что делает Бог. Дух Святой действует независимо от наших пониманий и там, где нам кажется, что мы уверены, что это не работа Божья вполне может оказаться совсем наоборот. Занимая позицию духовной власти необходимо быть особо осторожным с навешиванием ярлыков.

2. Писание учит ясно, что фарисеи предали Христа из зависти. Они завидовали, что Он приобретает учеников и толпы ходят за Ним, а не за ними. Возможно они в свое время пробовали молиться за больных и одержимых, но у них не было такой динамики и 100%-го результата как у Христа. Они понимали, что теряют власть и авторитет. Подвергалось сомнению их богословие и вера. Все что можно описать под словом «зависть» двигало их реагировать на Христа критикой и осуждением. Другими словами, когда ты видишь успех другого человека, что у него получается что-то лучше, чем у тебя, это может подтолкнуть тебя начать самоутверждаться, и зависть направит твое сердце начать критиковать не только самого человека, но и те результаты, которые есть у него благодаря работе Духа Святого. Что по сути может стать хулой. Нам нужна мудрость, чтобы из-за негативного отношения к самому человеку уважать ту работу, которую делает через него Бог.

Василий Юнак, магистр служения в библейском консультировании

Хула — это не хульные слова на кого-то. Хула — это посягательство на чье-то место. Иисуса обвиняли в богохульстве по двум причинам: (1) делал Себя равным Богу, и (2) прощал грехи, что мог делать только Бог. То есть, Иисус посягал на место Бога. В принципе, Он и был Богом, так что это не было богохульством с Его стороны. Но иудеи, не желавшие признавать за Ним божественности, понимали Его посягательства, потому и обвиняли Его в богохульстве.

Что касается хулы на Святого Духа, то здесь важно понять роль Святого Духа и Его работу в человеке. Дух Святой, действующий в человеке через его совесть, стремится привести человека к осознанию его грехов, его нужды в Спасителе, и тем самым привести к покаянию. Когда человек упорствует и отказывает Святому Духу в Его роли, когда человек отказывается признавать свою греховность и идти к Спасителю с покаянием, этим он хулит Святого Духа. Вскоре наступает момент, когда Святой Дух огорчается и окончательно покидает человека. И когда это происходит, уже никто и ничто не сможет убедить человека в его нужде во спасителе — совесть человека перестает действовать, голос Святого Духа в его душе умолкает… а без покаяния человек не может получить прощения!

И это вовсе не потому, что Бог не может или не хочет простить такой грех против Святого Духа, а потому, что сам человек навсегда закрыл для себя возможность раскаяться.

Хула на Святого Духа — это упорный отказ от покаяния, пока наконец Святой Дух перестанет напоминать человеку о его грехах. И тогда, не прося прощения, человек умирает непрощенным.

Сергей Поднюк, заместитель епископа Объединенной церкви ХВЕ в Республике Беларусь, ректор Теологического института ХВЕ

Служение «Линия Жизни»

Согласно Евангелия от Марка 3:21-30 можно сказать, что человек хулит Духа Святого, когда он настолько ожесточил грехами свое сердце, что даже видя те благие дела, которые Бог творит, отказывается признать в этом Божью руку и воздавать Славу Богу. Ему легче приписать такие дела кому и чему угодно, даже дьяволу, только не Богу.

Такой человек ослеплен грехом и его понимание истины извращено. Божьи призывы для него остаются тщетными, он отказывается их принять и послушаться. Из-за этого он не может раскаяться, а, значит, и не может быть прощен.

Андрей Кураев, диакон Русской православной церкви

Как же человек способен хулить Духа Святого?

Мне представляется, что есть два пути к этому греху.

Первый: когда человек видит явное чудо – и отторгает его. Однажды довелось мне беседовать с одним высокопоставленным чиновником. Он с ходу предупредил меня: «Я – атеист».

Ладно, продолжаем разговор. Но в ходе нашей беседы я вдруг замечаю, что на стенах его кабинета нарисованы «голгофки» – Кресты, начертание которых священник налагает на стенах помещения при его освящении. Заметив мой взгляд и мое недоумение, чиновник говорит: «А мой кабинет батюшка освящал!». Я, конечно, спрашиваю – зачем. И слышу в ответ: «Я, собственно, недавно здесь работаю. Но, понимаете, как-то я сразу плохо почувствовал себя в этом кабинете. Час-полтора посижу, и больше не могу. Как будто из меня кто-то всю силу высосал. Задыхаться начинаю. Надо выйти в коридор, зайти в соседний кабинет, уйти перекурить, выбежать на улицу… И тогда еще ненамного хватает… Тут мне посоветовали: позови, мол, батюшку, пусть освятит. Ну, я и решил – что ж, хуже не будет… Да, так вот батюшка мне тут все освятил. И, знаете, я теперь тут хоть по 12 часов могу сидеть – и ничего…».

И как вы думаете, какой же была его последняя фраза, завершающая этот рассказ? – «Но я все равно атеист!».

Второй же путь хулы на Духа сегодня более распространен. В этом случае человек считает за дары Духа простые, вполне рукотворные человеческие переживания.

В первом случае человек, которому, например, было дано пережить и ощутить благодатность Богослужения, окрадывается помыслами, которые твердят ему: «Да это тебе показалось: понимаешь, непривычная обстановка, необычные запахи, музыка, одежда, слова… Не было никакого чуда. Тебе просто показалось. Все дело в твоей непривычке…». Во втором же случае человек и в самом деле на чисто психическом уровне переживший новизну церковного обряда и малость воодушевленный своим подвигом захода в храм, уже не прочь считать себя облагодатствованным: «Когда батюшка мимо с кадилом проходил, я такую благодать почувствовала, такой запах был дивный!».

Человек сам себя горячит, сам в себе провоцирует «высокие переживания», а затем изготовленный им продукт объявляет Даром Неба.

Давид Классен, старший пастор церкви «Дом Божий»

Александр Ткаченко, автор, публицист, апологет

Три Лица Пресвятой Троицы почитаются христианами в равной степени. И ответственность за хулу на каждую ипостась Троицы также не может иметь различных степеней, потому что в любом случае это будет богохульством. Но почему же тогда Христос говорит: «…если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем?» (Мф.12:31).

На это исчерпывающе отвечает святитель Афанасий Великий: «…Говорил же это Господь, не сравнение делая между хулою на Сына и хулою на Духа Святаго, и не в том смысле, что Дух больше, а потому хула на Духа имеет большую вину. Да не будет сего! …Та и другая хула касается Самого Господа, и Он сказал о Себе — и: Сын Человеческий, и: Дух, чтобы первым наименованием указать на человеческое естество, а словом «Дух» обозначить Свое духовное, умное и преистинное Божество. Ибо в означении телесного Своего естества хулу, в которой можно получить прощение, отнес к Сыну Человеческому, о хуле же непростительной объявил, что простирается она на Духа, чтобы этим отличением от телесного естества указать на Божество Свое».

Оказывается, хулой на Духа Христос назвал здесь оскорбление Своего Божества, а хулой на Сына Человеческого — оскорбление Своего человечества.

— — —

Довольно часто хула на Духа представляется неким гарантированным способом духовного самоубийства, когда всего лишь одна ругательная фраза в определенный адрес влечет за собой необратимые последствия по причине некоей божественной «сверхобидчивости», не позволяющей Богу простить хулителя, даже если тот по прошествии времени покается в своих необдуманных словах.

Антон Петухов, пастор московской пресвитерианской церкви «Свет Христа»

Джеймс Бартон Коффман, автор, проповедник, учитель и лидер «Церкви Христа» (Сhurches of Christ)

Что касается хулы на Духа, Христос назвал его «вечным грехом», что делает его непростительным. Это был не единственный грех, который мог погубить фарисеев, но именно он это сделал. Особую тяжесть их неправедности придавало то, что они поносили Христа, хотя знали, что Он праведен. Противореча тому, что они знали, они говорили, что в Нем нечистый дух. Они истину подменяли ложью, свет тьмою, праведность неправедностью, и они закрывали свои глаза и сердца перед Господом. Их хула была такая, что лишала их надежды на небеса, и нет сомнения, что та же слепота, бессмысленное противостояние Господу и сегодня может иметь те же последствия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *