И к кириллов

Достопримечательности Кириллова: список, фото и описание

Кириллов является провинциальным, сравнительно небольшим городком, где царит спокойствие и умиротворение. На его просторах раскинулись густые леса и широкие поля. Из-за отсутствия больших промышленных предприятий воздух здесь свежий и чистый.

Город знаменит благодаря Кирилло-Белозерскому монастырю, на который приезжают посмотреть люди со всего света. Это уникальное сооружение поражает своим величием и имеет насыщенную, многовековую историю. В городе много церквей, храмов, исторических памятников и святынь, поэтому он будет интересен всем тем, кто увлекается историей и местами паломничества.

Кирилло-Белозерский монастырь

Главной достопримечательностью Кириллова является Кирилло-Белозерский монастырь, который был основан в 1387 Кириллом и Ферапонтом Белозерскими. Расположенный на склоне холма, он состоит из двух главных частей. Первая это – Успенский монастырь, а вторая – Малый Ивановский. Раньше Кирилло-Белозерский монастырь считался самым крупным хранилищем книг и рукописей во всей России. Благодаря именно этому монастырю появился сам город.

Кирилло-Белозерский монастырь находится на берегу озера Сиверское. Помещения и храмы монастыря окружены со всех сторон пятиметровыми стенами, с башнями по углам.

Величественное сооружение пережило немало реставраций, но, несмотря на это, сохранило все традиции московского средневекового зодчества. В 15 веке монастырь стал местом заключения, куда ссылались неугодные правительству люди. В начале 20-х, с приходом революции, священнослужители были отправлены в ссылку или распределены по другим обителям.

В настоящее время в монастыре работает музей, в котором можно увидеть уникальный иконостас, почти не претерпевший изменений с 14 века. В 1997 монастырь был внесен в список особо важного религиозного достояния Российской Федерации.

Гора Маура

Отличный вид на Кирилло-Белозерский монастырь открывается с горы Маура. Согласно легенде на ней преподобному Кириллу явился лик пресвятой Богородицы, указавшей ему на место для монастыря. На этой горе растут густые хвойные леса, которые придают воздуху свежесть и приятный аромат, а также много видов редких растений.

Высота горы Маура примерно 180 метров, а на ее вершине стоит небольшая деревянная часовня и камень с отпечатком человеческой ноги. Согласно местным легендам, этот след принадлежит Преподобному Кириллу и исполняет желания того кто к нему прикоснется.

Трапезная палата

Трапезная палата вместе с церковью Введения в храм считается вторым по значимости сооружением в городе и входит в ансамбль Кирилло – Белозерского монастыря. Здесь послушники собираются для совместного принятия пищи. Стены зала и потолок Трапезной богато украшены иконами, фресками и свечами. Здание строгой прямоугольной формы дополнено карнизами и островерхими нишами.

Преображенская надвратная церковь

Одним из самых величественных сооружений города Кириллова, является Преображенская надвратная церковь, основанная в 1595. Исследователи высказывают предположение, что она была построена по типу надвратной церкви Иоанна Лествичника, тем не менее, их сходство минимально.

Преображенская надвратная церковь, как и большинство культовых сооружений в этом городе, входит в комплекс Кирилло-Белозерского монастыря. Церковь состоит из трех башен, средняя башня – самая высокая. На ней возвышаются 5 крупных золотых куполов, увенчанных крестами. По бокам от средней, расположены две башни поменьше. Стены церкви покрашены в красный и белые цвета, а крыши – в зеленый.

Церковь Кирилла

Причиной появления церкви Кирилла в 1585, считают волю царя Ивана Грозного. В своем письме он выразил возмущение, что над могилой преподобного Кирилла нет храма, в то время как над местом, где покоится князь Воротынский – есть. Первый ее вариант был похож на церковь Владимира и просуществовал до 1782 года. К тому времени, обветшалая и потрескавшаяся церковь требовала полной реконструкции, поэтому ее разобрали для строительства новой. Второй вариант церкви Кирилла был построен в 1825 году из более прочных материалов. Ее архитектурный стиль напоминает позднее барокко и существенно отличается от соседних церквей.

Церковь Епифания

Церковь Епифания была построена в 1645 местной артелью строителей под управлением Якова Костоусова. Под храмом захоронен князь Федор Андреевич Телятевский – государственный деятель и командир полка. Архитектурный стиль здания напоминает церковь Владимира, но также имеет отличительные черты. До сегодняшнего дня в церкви сохранился весь иконостас, за исключением двух утерянных икон.

Церковь Иоанна Предтечи

Когда Князю Василию третьему был необходим наследник, он посетил Кирилло-Белозерский монастырь, чтобы помолиться и попросить помощи у бога. После рождения сына (Ивана Грозного), в благодарность князь подарил монастырю средства на постройку дополнительных храмов. На эти деньги была возведена церковь Иоанна Предтечи.

К сожалению достоверно неизвестно как выглядел первоначальный ее вариант, так как летописи дают размытое представление об этом. Но многие описи утверждают, что изначально церковь имела две главы и была покрыта тесом. При многочисленных реставрациях структуру храма упростили, лишив его одной главы, и перекрасили в красный цвет.

Церковь Архангела Гавриила

В 1534 на деньги, которые пожертвовал великий князь Василий третий в Кирилло-Белозерский монастырь, была построена Церковь Архангела Гавриила. В архитектуре здания многое заимствовано у итальянских зодчих, однако, это не сильно выделяет его среди остальных церквей комплекса.

Храм покрашен в белый цвет и имеет форму прямоугольника. На первом его ярусе расположен широкий, черный купол, а на втором – колокольня. Серьезные реставрационные работы, которые помогли вернуть церкви ее первоначальный облик, начались только в 20-ом веке.

Кирилло-Белозерский музей-заповедник

В 1924 году был основан Кирилло-Белозерский музей-заповедник. Ему выделена большая часть территории Кирилло-Белозерского монастыря. Музей процветал вплоть до 1993, когда из-за перестройки значительно упала посещаемость, и уменьшилось финансирование. Но благодаря новому туристическому маршруту (Москва-Санкт-Петербург), проложенному через город Кириллов, финансовое положение музея и всего Кирилло-Белозерского монастыря значительно улучшилось.

Музей осуществляет функцию присмотра и ухода за архитектурными строениями, тем самым не позволяя им дойти до аварийного состояния. В нем можно увидеть уникальную коллекцию древнерусской живописи, различные архитектурные и исторические памятники, а также другие святыни.

Город Кириллов и достопримечательности в его окрестностях

Главная » Страны » Россия » Кириллов

Город Кириллов Вологодской области — небольшой и тихий городок, в котором можно не только отдохнуть от городской суеты, но и окунуться с головой в историю Древней Руси. Он хранит множество напоминаний о легендарном прошлом этой земли. Поэтому туристам, отдавшим предпочтение такому отдыху, скучать не придется. Кроме того, в окрестностях Кириллова находятся Ферапонтов и Горицкий монастыри.

Одной из старейших построек города, находящейся в самом центре Кириллова, и его символом считается Кирилло-Белозерский монастырь, названный в честь его основателя Кирилла Белозерского. Построенный еще в 14 веке на склоне холма, он положил начало истории этого места. Расположенный на пересечении морских торговых путей, он очень быстро развивался. Лишь позднее, слобода, окружавшая святые стены, расширяясь, превратилась в город.

Немногим позднее монастырь был перенесен на берег Сиверского озера, где и по сей день продолжает радовать взор местных жителей и приезжих. Сейчас монастырь принимает в своих стенах экскурсии туристов, которых особенно много в летний период. Кроме того, Кирилло-Белозерский музей считается одним из богатейших на славянские реликвии. У туристов всегда есть возможность осмотреть знаменитую святыню как в составе экскурсионных групп, так и самостоятельно в зависимости от финансовой возможности и, естественно, желания.

Фотоотчет о нашей экскурсии смотрите в этой заметке.

Ферапонтов Монастырь

Ферапонтов монастырь, входящий в состав памяток истории и культуры Всемирной организации ЮНЕСКО с 2000 года, с Кирилловым разделяют всего 20 км. Он построен в 1938 году в ложбине между двумя озерами, Бородаевским и Паским, в промежутке между 14 и 15 веками.

Из-за своих размеров, он возвышается над местностью, но не давит своей помпезностью. Аккуратная постройка, отсутствие внешнего лоска и шика делает его еще более естественным. Внутренняя отделка и постройки сохранились практически в первоначальном виде, что делает Ферапонтов монастырь особенно ценным памятником древне-русской архитектуры.

Главной достопримечательностью считается музей фресок святого Деонисия, который получил статус музея-заповедника и также считается памяткой художественного искусства Древней Руси. С конца 70-х годов 20 века в музее функционирует исследовательский и просветительский центр, который проводит работу по распространению информации об исторических фактах развития монастыря, его памятках путем организации экскурсий. В летний период в здании монастыря всегда многолюдно из-за потока туристов.

Добраться до монастыря можно двумя способами: или через кирилловскую пристань, или автобусом, что крайне неудобно из-за редкого их курсирования. Отличный вариант — автостоп. Дешево и быстро.

Село Горицы и женский монастырь

Еще одной достопримечательностью Кириллова, которую обязательно стоит посетить туристам, является Горицкий Воскресенский женский монастырь, построенный в 1544 году на берегу реки Шексны. Он до сих пор считается действующим. В кельях постоянно живут 15 монахинь во главе с матушкой — настоятельницей.

Летом в монастырь приезжают сотни паломников и обычных туристов, чтобы вернуться хотя бы на какое-то время в далекое прошлое. В период каникул учащиеся воскресных школ и воспитанники детских домов вместе со своими учителями проводят дни с пользой для души и тела. На территории практически ничего не изменилось. Благодаря реставрационным работам, женский монастырь хранит почти первоначальный вид. Особенно привлекает внимание соборный храм Воскресения, который возвышается над гладью воды и производит непередаваемое словами впечатление.

Для обеспечения жизнедеятельности в монастырском хозяйстве есть свой большой скотный двор, почти 8 га огорода и 36 га сенокосов. Большая часть продуктов питания готовится самостоятельно на местной кухне. В периоды, когда поток туристов спадает и наступает пора больших церковных праздников, сестры организовывают для детей пасхальные и рождественские мероприятия.

На рынке, который находится неподалеку, можно приобрести сувениры с изображениями пейзажей монастыря и прочие сувениры на память о поездке.

Национальный парк Русский Север (Гора Маура)

Гора Маура считается главной достопримечательностью Вологодской области. По геологии гора — это большое меловое месторождение, имеющее три вершины, высота самой высокой из них достигает 184 м. Научно доказано, что мел сюда попал еще во времена ледникового периода. Некоторое время здесь добывали известь для нужд людей.

Склоны покрыты густым покрывалом из сосновых и еловых деревьев. Можжевеловые поросли делают их почти непроходимыми, особенно на самой вершине. Однако и здесь встречаются покрытые цветами и ягодами поляны, на которых можно с удовольствием отдохнуть.

Это настоящий памятник природного происхождения, имеющий легендарную историю и стоящий у истоков развития православия в этих местах. По легенде, совершая молебен на ее вершине, преподобный Кирилл поведал Феропонту о явлении ему лика Пресвятой Богородицы, показавшего перстом своим место, на котором впоследствии и был воздвигнут Кирилло-Белозерский монастырь. Как напоминание об этом событии, на одном из самых больших камней — отпечаток, похожий на оттиск голой ноги человека. Возле камня поставили поклонный крест с высеченными именами святых. В этом месте все ощущают прилив сил и энергии.

Сейчас вершину горы украшает небольшая часовня, на колоколе которой отлиты лики Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца. Для удобства туристов у подножья разбита большая парковочная зона, где можно оставить транспорт и начать подъем по экологической тропе в удивительный природный мир. Если же своего транспорта нет, то можно добраться до места восхождения автобусом или теплоходом, что лишь добавит впечатлений от посещения горы Маура.

Сокольский бор

Сокольский бор — это одна из природных зон Русского Севера, который раскинулся на берегах Шекснинского водохранилища, рядом с небольшой деревней Топорня. Основу растительности здесь составляют деревья, возраст некоторых достигает сотен лет. На его территории также есть условия для растений, которые обычно произрастают на юге тайги или встречаются в природе довольно редко. Сокольский бор- это зона с уникальным климатом, где совершенно благополучно существуют растения разных климатических поясов.

Лес переполнен разными ягодами и грибами в зависимости от сезона. На востоке находится болотистая местность, где растет морошка.

Многие представители местного животного мира занесены в Красную книгу России, что говорит о кристальной чистоте воды и изобилии питания для них.

Сокольский бор пользуется высокой популярностью среди ценителей природы и тех, кто любит отдыхать на берегах водоемов. Удобные обустроенные места для рыбной ловли, беседки для отдыха, места для пикников, туалеты и даже дрова для разведения костров — все это входит в перечень услуг для отдыхающих. Работники парка следят за чистотой, поэтому за отдых в этом чудесном месте придется заплатить.

Из северной части бора в южную проложена дорога, длина которой — почти 10 км. Это значительно упрощает перемещение по лесу. Кроме основной дороги, есть еще целая сеть троп для пешеходных туристов. Сейчас сотрудники национального парка занимаются созданием экологической тропы.

Поделиться заметкой с друзьями!
Достопримечательности других городов

Иллюстрированная библейская энциклопедия (169 стр.)

Есть предание, что храбрая царица массагетов, Томириса, в отмщение за убийство Киром ее сына приказала отрубить ему голову и, бросив оную в сосуд, наполненный кровью, воскликнула: «Насыщайся кровью, которой ты постоянно жаждал!» Впрочем, сказания о смерти Кира различны: так, напр., Ксенофонт в своей Киропедии передает, что Кир спокойно умер в своем дворце и похоронен на своей родине в персидском городе Пасаргадах и что прах его заключался в великолепной гробнице, которую охраняли особые жрецы. На персидский престол по смерти Кира вступил старший сын его Камбиз. Но персы, как говорит предание, долгое время по смерти чтили память Кира, называя его своим родителем.

И царь Кир вынес сосуды Дома Господня… (Езд. 1:7)

Кирам (II Езд. V, 20) – из городов кол. Вениаминова. В I Езд. (II, 44) читается: Керюс.

Кирас (II Езд. V, 29) – из служителей при храме. В I кн. Езд. (II, 26) читается: Рама.

Кириаф (город) – название двух городов:

а) (Нав. XV, 25) – из южных городов колена Иудина к ю. от Хеврона;

б) (Нав. XVIII, 28) – город колена Вениаминова, на границе между Иудиным и Вениаминовым коленом, но он еще не открыт.

Кириаф-Арба (город Арбы) (Быт. XXIII, 2, XXXV, 27) – древнее название города Хеврона, в земле Ханаанской, назван так по имени Арбы, одного из великанов или исполинов, отца Енака. Впрочем, это название удержалось даже до времен Неемии (XI, 25). См. Хеврон.

Кириаф-Ваал или Кириаф-Иарим (город Ваала, иначе город лесов, лесной город) (Нав. XV, 9, Суд. XVIII, 12, I Цар. VI, 21 и др.) – город, находившийся на границе колена Иудина и Вениаминова, и потому он упоминается в указанных цитатах, как город того и другого колена, хотя в кн. Судей (XVIII, 12), и во II кн. Цар. (VI, 2) он и называется городом Иудиным. В этом городе родился современник пр. Иеремии, пр. Урия, сын Шемахи (Иер. XXVI, 20), и здесь долгое время, именно в продолжение 20 лет, оставался Ковчег Завета (I Цар. VII, 1, 2, II Цар. VI, 2). Город Кириаф-Иарим был населен и после плена Вавилонского. В настоящее время местоположение оного указывают в селении Кириаф-Эль-Енаб, к с.-з. от Иерусалима, по направлению к Диосполю. Хотя древний лес, окружавший город, и вырублен, но и в настоящее время здесь можно еще встречать рощи масличных и тутовых деревьев. Замечательны также развалины древнего обширного монастыря, построенного, как кажется, в XII в. крестоносцами.

Кириаф-Иарим (I Пар. II, 50-53) – один из потомков Халева, сына Есромова, из рода Иуды, сына патриарха Иакова.

Кириаф-Санна (город книг, или письмен) (Нав. XV, 49). Кириаф-Санна и Кириаф-Сефер – это один и тот же город, называемый иначе Давир (см. Давир). Если судить по названию, то, несомненно, этот город был центром хананейской учености. Он также считался крепостью сынов Анака, которая, впрочем, была покорена Вавилоном (Нав. X, 38, 39), и был причислен к колену Иудину. Впоследствии эту крепость снова взяли хананеяне, а при судье Гофонииле израильтяне вновь овладели оной (Нав. XV, 15-17). Затем город был отдан левитам (Нав. XXI, 15). Во владениях колена Гадова, к в. от Иордана, находился еще другой с означенным наименованием, иначе Лодевар, служивший местопребыванием Иевосфея во время его юности (Нав. XIII, 26), и, наконец, третий – на границах колена Иудина и Вениаминова (Нав. XV, 7) близ долины Ахорской.

Кириаф-Хуцоф (город улиц) (Чис. XXII, 39) – местность в земле Моавитской, на которой Валаак и Валаам приносили жертву. Из слов бытописателя видно, что он находился недалеко от Бамоф-Ваала. Думают, что это настоящий Кериот, или Курейят, лежащий при подошве г. Аттара.

Киринеи, Киринеянин, Кирены (I Мак. XV, 23, Мф. XXVII, 32 и др.) – главный город Ливии, в Африке, по которому и окружающая его местность называлась также Киринеей. Первоначально основанная колонией греков, эта область долгое время имела своих собственных царей греческого происхождения, но затем сделалась римской провинцией и, наконец, была присоединена к о. Криту. В течение некоторого времени Киринея находилась под властью Египта. Птоломей, сын Лагов, с целью усилить оную переселил в Киринею значительное число иудеев, которые, распространившись, составили значительную и влиятельную часть ее обитателей. Киринея в первый раз упоминается в Н. З. как месторождение Симона, понесшего крест Господа (Мф. XXVII, 31). В кн. Деян. апостольских название означенного города также встречается неоднократно (II, 10, VI, 9, XI, 20, XIII, 1). Ныне Киринея составляет восточную часть турецкого вилайета Триполи. Значительные развалины древнего города Кирены лежат при нынешнем селении Греннек, в области Барка.

Кириний, Кирений, Квириний (с латинского Quirinus) (Лк. II, 2) – римский правитель Сирии (759-764 гг. от основания Рима). Он был правителем Сирии два раза; в первый раз за 4 года до Рожцества Христова и во время оного, а во второй – спустя несколько лет после Р. X. В его правление Сирией по повелению кесаря Августа была произведена народная перепись по всей земле; вследствие чего Иосиф с Богоматерью Марией должны были отправиться в отечественный свой город Вифлеем, в котором и родился Богомладенец Иисус. Об этой переписи при Квиринеи определенно пишет и Иосиф Флавий.

Кир-Моав, Кархарес, Кирхарешет (Ис. XVI, 11) – упоминается только в означенной цитате и, по Птоломею, был не что иное, как древний Харакома. Полагают, что этот город тот же самый, что и Кирхарешет (IV Цар. III, 25), или Кирхарес (Ис. XVI, 11). Новейшее название города Керак – это довольно значительное местечко, в нескольких милях на в. от Чермного моря, по направлению к южной оконечности оного. Город Кир-Моав упоминается и в апокрифических книгах, и у христианских писателей, и у новейших путешественников. Он стоит на холме в 6 милях на ю. от Ар-Моава и окружен полуразрушенной стеной с башнями по бокам; в нем до 550 семейств, большей частью магометанских. Окружающая область г. Кир-Моав носит то же самое название. На стенах этого города некогда ц. моавитский, Меса, во время войны с израильтянами, находясь в крайне стесненном положении, принес в жертву своего первородного сына, наследника престола, что навело тогда ужас на израильтян и вследствие чего они отступили от города (IV Цар. гл. III). В Кир-Моаве в первые века христианства существовала епископская кафедра, и на Иерусалимском соборе в 556 г. упоминается епископ Харакмова Димитрий.

Кирос (Неем. VII, 47) – лицо из нефинеев, сыновья которого возвратились из плена с Зоровалелем. Во II Езд. (V, 29) стоит: Кирас.

Кирпич, кирпичи (Быт. XI, 3). Кирпич был строительным материалом у иудеев, как и в настоящее время, но величина кирпичей у них была много значительнее, чем у нас. Кирпичи, находимые в развалинах Вавилона, имеют каждый по одному футу в квадрате, видом своим походят более на черепицы, чем на кирпичи. Наиболее интересные подробности относительно выделки кирпичей находятся в связи с рабством и пленом евреев в Египте, с построением Вавилонской башни и т. п. Слово кирпич в Свящ. Писании упоминается в первый раз в кн. Быт. (XI, 3), именно в следующих словах: И сказали друг другу (потомки Ноя): наделаем кирпичей и обожжем огнем, и стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И делали (египтяне) жизнь их горькою, замечает бытописатель, от тяжкой работы над глиною и кирпичами (Исх. I, 14). Кирпичи обыкновенно высушивали на солнечном жаре, хотя нередко прибегали для сего и к обжигательным печам (II Цар. XII, 31). На берегах р. Нила всегда находилось много глины, и там, где она не имела надлежащей твердости, ее обыкновенно смешивали со соломой. Означенный кирпичный материал употреблялся для различных построек зданий, дворцов, храмов и т. п., как и в настоящее время. Кирпичная работа вообще считалась делом трудным, грубым и делом невольников, равно как и евреев, находившихся в рабстве в Египте. На изображениях на древних египетских памятниках часто можно видеть различных чужеземцев, а быть может, и евреев означенного периода, занятых выделкой кирпичей, и среди них нередко можно различать фигуру смотрителя или надзирателя, обыкновенно с жезлом, за работами или с палкой в руке. Таким образом, египтяне с жестокостью принуждали сынов израильских к работам, совершенно верно замечает свящ. бытописатель, и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами (Исх. I, 13-14). На памятниках верно воспроизведены все виды этой тяжелой, чисто египетской работы, как-то: валяние глины, сушка кирпичей, перенос их к месту строения и т. п. Кирпичные дома нередко встречались в Палестине вместо каменных (Ис. IX, 10). Пр. Исаия соболезнует о том, что даже иногда жертвенники устраивались евреями из кирпичей вместо тесаных камней (LXV, 3). Необожженные кирпичи и в настоящее время редко переживают одно поколение. В сырую погоду от них делается грязь на улицах, а в жаркую – густая пыль, вследствие того что они скоро трескаются. В Египте, Дамаске и других странах и городах Востока жалкие кирпичные лачуги быстро исчезают с земли при сильных бурях. Стены домов, сделанные из высушенного на солнце кирпича, были далеко не безопасны. Их можно было скоро и без шума разобрать, и таким образом в такие дома легко мог проникнуть вор и убийца (Мф. VI, 19).

Кислев, Хаслев (Неем. I, 1, Зах. VII, 1) – девятый месяц еврейского свящ. года и третий гражданского, соответствующий второй половине ноября и первой декабря. Полагают, что евреи заимствовали название этого месяца и нескольких других от вавилонян.

КИРИАФ (город)

По теме:

  • Рама, в Библии — Рама, в Библии (евр. «высота, «возвышение», «возвышенное место») — название нескольких городов в Палестине; из них наиболее известны: 1) город колена Вениаминова (Нав. XVIII, 25) к С от Иерусалима, по…
  • Цела — Цела (евр. «ребро, бок, сторона», Иис. Нав. XVIII, 28; 2 Цар. XXI, 14) — город колена Вениаминова, где похоронены кости Саула и Ионафана, во гробе Киса, отца Саулова. Город этот у Иисуса Навина постав…
  • Цела — Цела (евр. «ребро, бок, сторона», Иис. Нав. XVIII, 28; 2 Цар. XXI, 14) — город колена Вениаминова, где похоронены кости Саула и Ионафана, во гробе Киса, отца Саулова. Город этот у Иисуса Навина постав…
  • АДАЛЬЯ — АДАЛЬЯ (Еф. 9:8). — Персидское имя одного из десяти сыновей Амана, преданных Иудеями смерти в Сузах, вследствие указа царя Артаксеркса. АДАМА (земля) — название двух городов: Нав 19 — город ко…
  • АЛЕМЕФ — АЛЕМЕФ (покрывало) — собственное имя города и двух лиц: 1Пар 6:60 — город в колене Вениаминовом. тот же самый, который в ИсПав. 21:18 называетсяАлмоп. 1Пар 7:7 — из сынов Бехера, колен…
  • АРОЕР, АРОИР — АРОЕР, АРОИР (голый, бедный) — название двух городов: Вт 2:36, 4:48; город на с. берегу потока Арнон, называемый в настоящее время Араир, Выражение“город, который среди потока” …
  • АТАРОФ — АТАРОФ (короны, венцы) — название нескольких городов и местностей на Восточной и Западной стороне Иордана, упоминаемых в Свящ. Писании: Чис 32:34 — город в колене Гадовом, построенн…
  • АФЕКА, АФЕК — АФЕКА, АФЕК (укрепленное место; 1Цар 4:1-11), по Робинсону, ныне Неби-Самвиль — город на границе колена Иудова и Вениаминова, к востоку от Иерусалима, при котором Израильтяне пот…
  • БЕЕРОФ — БЕЕРОФ (источники) — название двух местностей: Нав 9:17, 18:25 — город колена Вениаминова, расположенный при подошве холма, на котором воздвигнут Гаваон, в нескольких милях к с.-в. от Иерусали…
  • БЕФ-ДАГОН — БЕФ-ДАГОН (дом Дагона) — название двух городов и капища: Нав 15:41 — город колена Иудина в низменных местах. По Робинсону, это нынешние селение:Беф-Деджан или Даджун, на час пути к с. …
  • БЕФ-ХОГЛА — БЕФ-ХОГЛА (дом куропатки) — город колена Вениаминова (Нав 15:6). По Иерониму, он находился в 3-х милях от Иерихона и в 2-х от Иордана, на границах колена Иудина и Вениаминова. Думают, что это …
  • ВЕНИАМИНОВО КОЛЕНО — ВЕНИАМИНОВО КОЛЕНО (1Цар 9:25, Суд 5:14 и др.) — имело свой удел в земле Обетованной, между коленами Иудиным и Ефремовым. Когда 10-ть колен Израилевых отложились, колено Вениаминово осталось в…
  • ВЕФСАМИС — ВЕФСАМИС (дом солнца). Древнейший вид идолопоклонства оставил следы своей распространенности в означенном и подобном сему названиях. В Библии по меньшей мере упоминаются три различных города п…
  • ГАЛЛИМ — ГАЛЛИМ (волны, груды камней; 1Цар 25:44): Город колена Вениаминова к с. от Иерусалима, упоминаемый, как место откуда происходил Фалтий, которому Саул отдал в замужество дочь свою Мелхолу. Ис 1…
  • ГАЦОР — ГАЦОР (огороженное место, селение) — название двух городов: Нав 15:25 — так назывался иначе г. Хецрон, на границе колена Иудина в Идумее. Неем 11:33 — один из городов, занятых Вениамитянами, п…
  • Памятник Ивану Кирилову

    29 августа в Орске в честь 320-летия со дня рождения открыли памятник автору первого географического атласа России – Ивану Кирилову. Он считается основателем Оренбурга и всего Оренбургского края. Памятник установлен на территории старого города на площади Кирилова.

    В церемонии открытия памятника, которая состоялась в День города, приняли участие глава региона, а также спикер областного парламента Сергей Грачёв, мэр Орска Виктор Франц, депутат Госдумы Виктор Заварзин.

    Высота памятника – 3,75 метров. На его изготовление ушло три тонны бронзы. Иван Кирилов одет в походный костюм, в руках он держит подзорную трубу и привилегию Оренбургу с подписью императрицы Анны Иоанновны. Постамент для скульптуры сделан из камня диабаза.

    Следующим городом, где будет установлен памятник Кирилову, станет Бузулук.

    Иван Кириллович Кирилов (1695–1737) – русский учёный и государственный деятель, географ, картограф и историк, один из основоположников отечественной географической науки.

    Иван Кирилов создал первый в истории России географический атлас. В нём он использовал последние достижения географической науки и новейшие изобретения полиграфии. Издал он его почти полностью на свои средства. По его замыслу, атлас должен был состоять из трёх томов по 120 карт каждый.

    В 1734 году Кирилов возглавил Оренбургскую экспедицию, во время которой заложил Оренбургскую крепость при слиянии рек Урал и Орь (современный город Орск Оренбургской области). Огромная территория получила название Оренбургский край, сам Кирилов называл её «Новой Россией».

    Памятники всего мира

    В городе Кириллов, что в Вологодской области заботятся о сохранении русских традиций искусства, в том числе и древнерусских. Что и неудивительно, ведь жемчужиной этого города является Кирилло-Белозерский монастырь, основанный в 1397 году.

    Но и другие памятники Кириллова достойны не меньшего внимания, чем этот монастырь, ведь среди них встречаются и прекрасные образцы деревянного зодчества, и произведения мастеров советского времени, как например, памятник Владимиру Ленину, который был воздвигнут в самом центре этого маленького городка. Именно в советское время город начала становиться тем, что есть, до этой же поры он мало чем был известен за исключением все того же Кирилло-Белозерского монастыря, да маленьких церквушек, что окружали его. Хотя, конечно, именно этот монастырь и является центром культурной жизни города, ведь на его территории расположены наиболее известные ныне памятники Кириллова. Здесь и Кирилловский краеведческий музей, в котором собрана одна из богатейших коллекций предметов быта и искусства древней северной Руси, ценность которых неизмерима.

    Вторым таким культурным центром Кириллова, пожалуй, можно назвать не менее важный и в плане религиозной жизни Вологодской области Ферапонтовский монастырь. Он сам по себе – настоящее произведение искусства, да к тому же его внутренним убранством в свое время занимались великие русские художники, в том числе живописец Дионисий, фрески работы которого украшают этот монастырь. В XX-ом веке Ферапонтовский монастырь, как и многие подобные ему памятники зодчества по всей России, был превращен в музей, что только подчеркнуло его историческую и культурную ценность.

    Конечно, памятники Кириллова – это в первую очередь памятники старины глубокой. Их, возведенных несколько сотен лет тому назад, не победили ни время, ни войны, ни люди. Одни из них возвышаются над городом, а другие прячутся в его закоулках. Одни из них изящны и просты, а другие – монументальны. Но все вместе они рассказывают историю своего города, подчеркивая особенно важные ее вехи. Жители Кириллова берегут и уважают свое прошлое, — они трепетно заботятся о каждом из памятников искусства, расположенном на территории города или в его окрестностях и учат этому приезжающих в монастыри паломников и немногочисленных туристов.

    Город Кириллов — святая земля на берегах озер

    Раскинувшись на восточном берегу Сиверского озера, город Кириллов является административным центром Кирилловского района, расположенного на северо-западе Вологодской области, с численность населения 7562 человека (по состоянию на 2013 год).

    Город Кириллов на берегу Сиверского озера

    Наряду с этим он является центром муниципального образования «Городское поселение город Кириллов», в которое с 2006 года, кроме самого города, вошли д. Шортино и д. Шумилово с населением около 5 тыс. чел. (по состоянию на 2013 год).

    Расстояние от Кириллова до Вологды составляет 129 км, а до ближайшего железнодорожного узла Череповца наберется и вся сотня.

    Первое поселение появилось здесь еще в 1397 году в качестве ремесленной слободки близ обители, основанной пришлым московским монахом Кириллом около Сиверского озера. Впоследствии она была названа Кирилло-Белозерским мужским монастырем, ставшим одним из самых влиятельных и богатых религиозных центров Руси.

    Кирилло-Белозерский монастырь

    С монастырем тесно связана вся история населенного пункта. С XV века монастырь посещался влиятельнейшими людьми государства Российского, а сам Иван Грозный принял здесь постриг в монахи на склоне лет.

    В 1776 году ремесленная слобода обретает статус уездного города в Новгородском наместничестве. По площади Кирилловский уезд был почти в 2,5 раза больше нынешнего Кирилловского района и являлся самым отдаленным в губернии. До сих пор город сохраняет черты плана застройки, разработанного еще в 1777 году Н.Чичериным.

    Современный герб г. Кириллов

    Герб 1781 года

    Герб 1971 года

    К 1781 году город уже имел утвержденный герб, а к 1785 в нем насчитывалось 335 жилых построек, гостиный двор со 150 лавками, 3 кузницы, 4 мельницы, 5 магазинов (соляных и винных), 4 питейных заведения, 33 купца и 67 ремесленника.

    Купцы торговали смолой и дегтем в городах Поволжья, Москве и Санкт-Петербурге. У города в то время были налажены торговые связи с Ярославлем, Вологдой, Весьегонском.

    Кириллов общий вид города XVIII век

    Гостинодворская улица (современная Комсомольская)

    В 1924 году на территории закрытого монастыря был создан Кирилло-Белозерский музей-заповедник. В 1927 году город Кириллов был включен районным центром в Ленинградскую область, а спустя 10 лет – вошел в состав Вологодчины.

    Большая набережная

    Собор

    С 1997 года часть музея-заповедника находится в безвозмездной аренде у Русской православной церкви (Малый Ивановский монастырь, частично кельи Успенского монастыря, церковь Кирилла). Остальные объекты принадлежат государству и являются открытыми для посетителей.

    Кириллов является малой родиной или местом проживания многих известных за его пределами личностей, среди них член АН СССР Иван Михайлович Майский, академик Дмитрий Александрович Граве, заслуженный деятель науки и техники Вениамин Георгиевич Антипин, художник Борис Иванович Горбунов и другие.

    Администрация города Кириллов

    Современный Кириллов условно делится на 3 части:

    • центральная часть с монастырем, парком, единственной гостиницей «Русь», достопримечательностями и улицами, расположенными восточнее обители;
    • Слобода (Копань), отделенная озером Лунским и заливом озера Сиверского от остальной части города, с жилой застройкой начала прошлого века, 3-этажным зданием духовного училища и автовокзалом, принимающим междугородные рейсы;
    • часть города, расположенная северо-западнее монастыря, с мостом через протоку из озера Долгого, дорогами на Белозерск и Череповец, турбазой «Сиверской» и пристанью.

    Туристы смогут оценить мастерство местных ремесленников, участвовать в городских праздниках и приобрести памятные сувениры ручной работы.

    Сувениры для туристов

    Расположение города оказывает влияние на туристические маршруты. Отсюда рукой подать до уникальных памятников природы и святых мест — Нило-Сорской пустыни, Горицкого и Ферапонтова монастырей. Дороги находятся в хорошем состоянии, поэтому даже зимой посещение Кириллова доставляет массу эстетического и культурного удовольствия.

    На въезде в город расположен вот такой знак, по форме напоминающий древнюю ладью:

    Знак на въезде в Кириллов

    Карта города:

    Небольшое видео, которое познакомит вас с городом, его окрестностями и жителями:

    Кириллов

    Город Кириллов – центр Кирилловского района Вологодской области – расположен на берегах Сиверского и Долгого озер в 129 км от Вологды. Озера соединены между собой протоками и речкой Свиягой. Сиверское озеро связано с Волго-Балтийским водным путем Топорнинским каналом, относящимся к Северо-Двинской водной системе.

    Численность населения по данным на 1 января 2014 года составила 7 515 чел.

    В 1397 году московский монах Кирилл основал на Сиверском озере Кирилло-Белозерский мужской монастырь. В 1447 году монастырь посетил Великий князь Московский Василий II Темный. В 1528 году Василий III с женой Еленой Глинской молились здесь о даровании наследника – будущего Ивана IV. Грозный сам трижды бывал в Кириллове, пожертвовал огромную сумму денег Кирилло-Белозерскому монастырю, а под конец жизни постригся в монахи Кирилло-Белозерской обители.

    Кирилло-Белозерский монастырь являлся самой большой крепостью на северо-западных рубежах Русского государства. Крепостные стены, воздвигнутые в XVI-XVII веках, опоясывают площадь в двенадцать гектаров, на которой размещено одиннадцать больших и малых церквей. До наших дней сохранились монастырская библиотека, в которой уцелело порядка четырнадцати тысяч томов и иконостас главного Успенского собора – выдающийся памятник древнерусской иконописи, исполненный после окончания строительства храма (ок. 1497 г.). Основу фондов Кирилло-Белозерского музея-заповедника составляет собрание икон, самая ранняя из которых – икона Успения начала XV века. За всю свою историю кроме основного предназначения монастырь был и сторожевым форпостом, и местом отбывания ссылки.

    Рядом с монастырем возникла слобода, которая в 1770-х годах получила статус города. Своим названием уездный город Кириллов Новгородской области обязан именно монастырю. Облик исторической части Кириллова в значительной мере определен планом, утвержденным Екатериной II в 1777 году.

    К 1770-м годам в городе насчитывалось 335 жилых домов. В 1785 году здесь числилось три кузницы и четыре мельницы, три соляных и два винных магазина, четыре «питейных дома»; среди горожан было 67 ремесленников и 33 купца. Деревянный гостиный двор на Торговой площади насчитывал в то время более 150 лавок. Необходимые для города товары – хлеб, обувь, кожи, ткани и другие – привозили из Ярославля, Вологды, Весьегонска. Кирилловские купцы торговали смолой и дегтем в Москве, Петербурге и в поволжских городах. Наиболее состоятельными купцами Кириллова были Андреевы, Вальковы, Гублеры, Копейкины, Свешниковы, Сизьмины и Симоновы.

    Экономическому развитию города способствовало открытие в 1828 году Северо-Двинской водной системы (канал герцога Виртембергского), которая дала возможность судам проходить из Онежского озера и Волги через Шексну в Сухону и далее через Северную Двину в Архангельск.

    По данным Первой Всеобщей переписи населения Российской империи, в 1897 году в Кириллове проживало 4306 человек, из них 82 купеческого сословия, насчитывалось 746 жилых домов, из которых 20 были каменными и полукаменными.

    В 1924 году монастырь закрыли. На его территории создали музей. В настоящее время в состав ФГБУК «Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник» входят архитектурные ансамбли Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей, церковь Ильи Пророка на Цыпиной горе.

    Более 140 лет – с 1776 по 1918 год – город Кириллов развивался как административный, хозяйственный и культурный центр обширного Кирилловского уезда Новгородской губернии. За последующие 20 лет он три раза менял свою административную принадлежность: в 1918-м Кириллов вошел в состав образованной Череповецкой губернии, в 1927-м стал районным центром Ленинградской области, с 1937 года – районным центром Вологодской области.

    В 1960-х годах началась активная работа по восстановлению памятников истории и культуры, расположенных на территории города, которая продолжается и в наши дни. В настоящее время Кириллов наряду с Великим Устюгом является крупнейшим туристическим центром Вологодской области.

    В 1997 году памятник федерального значения «Ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря» (за исключением переданной в бессрочное безвозмездное пользование Русской Православной Церкви части территории Кирилло-Белозерского монастыря, именуемой малым Ивановским монастырем) Указом Президента Российской Федерации включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации .

    В конце 2000 года архитектурный ансамбль Ферапонтова монастыря, включая собор Рождества Богородицы с уникальными фресками Дионисия, включен в Список памятников всемирного наследия ЮНЕСКО.

    Кириллов входит в число городов, обладающих особо ценным историческим наследием. В городе насчитывается 28 объектов культурного наследия федерального и регионального значения.

    При подготовке материала использованы следующие источники:

    — Вологодская энциклопедия. – Вологда, 2006;

    — Города России: Энциклопедия. – М., 1994;

    — Край наш Вологодский. – Архангельск, 1982;

    — Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. – СПб., 1890-1907;

    — www.kirmuseum.ru – сайт ФГУК «Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник;

    — www.vologda-oblast.ru – официальный сайт Правительства Вологодской области;

    — wikipedia.org – сайт свободной общедоступной многоязычной универсальной энциклопедии Википедия.

    Кириллов. Кирилло-Белозерский монастырь. Церковь Кирилла Белозерского.

    Среди древнерусских архитектурных ансамблей Кирилло-Белозерский монастырь занимает особое место не только благодаря своим масштабам, но и благодаря своей сохранности. Из одиннадцати каменных храмов, воздвигнутых здесь в XV-XVII веках, до нас дошло десять. Утрачен лишь один — церковь преподобного Кирилла, поставленная над его гробом. В 1780-е годы она была сломана и заменена существующим ныне зданием, не лишенным своего художественного интереса, но относящимся уже к иной эпохе и никак не связанным с местной традицией, характерной для кирилловского церковного строительства допетровской поры.

    Церковь Кирилла была впервые возведена в 1585-1587 годах, уже после того, как в монастыре было поставлено семь других каменных церквей. Известен горький упрек, высказанный Иваном Грозным в послании 1573 года кирилловскому игумену Косме с братией: «А вы се над Воротынским церковь есть поставили! Ино над Воротынским церковь, а над чюдотворцом нет, Воротынский в церкви, а чудотворец за церковью». Однако и после получения послания кирилловские старцы не спешили со строительством каменного храма и заложили его спустя двенадцать лет, уже после смерти Грозного. Может показаться, что к могиле преподобного было проявлено более чем странное небрежение. Но так ли это в действительности?
    Прежде всего отметим, что могила святого отнюдь не была заброшенной. Уже в середине XV века над ней была установлена рака. К 1515-1520 годам относится рассказ одного из иноков Иосифо-Волоколамского монастыря о том, как он «прииде в гробницу святого великаго чюдотворца Кирилла, идеже лежит честное и святое тело его». Речевой оборот «в гробницу», а не «к гробнице» означает, что речь идет о каком-то замкнутом помещении, где стояла рака и где над гробом святого могли читаться молитвы. Что это было за сооружение — неизвестно. Наиболее близкую аналогию ему можно увидеть в каменной палатке (скорее всего, предназначенной для раки), примыкавшей к южному фасаду Спасского собора Воротынского монастыря, остатки которой недавно были раскопаны Л. А. Беляевым. Палатка была выстроена вместе с собором, который обычно датируется второй половиной либо концом XVI века.

    Свидетельство о гробнице Кирилла в любом случае значительно более раннее и отстоит от времени строительства каменного Успенского собора всего на два десятилетия. Не исключено, что она была возведена вместе с собором. Необходимо также учесть, что придельные храмы над гробом местных святых появляются в больших общежительных монастырях относительно поздно, и Никоновский придел Троице-Сергиева монастыря 1548 года, вероятно, можно считать в этой серии первым. Следовательно, устройство «гробницы» над могилой Кирилла вполне отвечало представлениям своего времени о том, как следует чтить память основателя монастыря. К тому же храм, посвященный преподобному Кириллу, существовал в монастыре уже с 1534 года, только размещался он не над его могилой, а в другом месте, входя в объем церкви Иоанна Предтечи как ее придел. Место это не было случайным, так как Ивановская церковь поставлена рядом с деревянной часовней Кирилла, там, где было его «первое прихождение». Таким образом, память Кирилла и его могила отнюдь не были в монастыре в небрежении.
    Наконец, можно задаться вопросом, почему упрек царя монахам прозвучал именно в 1573 году. За пять лет до этого царь посетил монастырь вместе со своими сыновьями и, насколько известно, не проявил по этому поводу особого гнева. Тогда в монастырь был сделан вклад, записанный на царевичей Иоанна и Феодора Иоанновичей , на который вслед за тем была возведена соименная святым — покровителям вкладчиков — церковь Иоанна Лествичника с приделом Федора Стратилата. О каком-либо вкладе этого времени на храм над гробом Кирилла ничего не известно, и похоже, что отсутствие такого храма в тот момент царя не очень беспокоило. Очевидно, яростная филиппика царя была вызвана не столько отсутствием храма над могилой Кирилла, сколько его наличием над могилой князя Владимира Ивановича Воротынского, тоже, впрочем, выстроенного двадцатью годами ранее. Об этом в послании говорится недвусмысленно: «…сие зазор не мал, что мимо чюдотворца над ним церковь». Текст послания следует воспринимать прежде всего в контексте бурных политических страстей своего времени. Вспомним, что к тому же 1573 году относятся вторая опала и гибель брата князя Владимира — знаменитого воеводы Михаила Ивановича Воротынского.
    В свете всего сказанного относительно поздняя дата строительства Кирилловского храма не должна восприниматься как что-то особенное. Именно к концу XVI века возведение храмов над гробом основателя монастыря стало приобретать значение обычая, что привело к появлению в Кирилло-Белозерском монастыре второй посвященной Кириллу церкви.
    Что же представлял собой Кирилловский храм 1585-1587 годов? Данные о нем содержатся в монастырских описях XVII-XVIII веков. Основные выдержки из них опубликованы Никольским6, и вкратце их содержание может быть сведено к следующему. Церковь примыкала к собору с правой стороны и была бесстолпной, одноглавой. Она имела две двери — западную и южную, помимо которых была еще «невеликая» железная дверь, «что ходят от чюдотворцова гробу в соборную церковь». Крыта была церковь, как и другие в Кириллове, тесом, а глава — белым железом. Крест и яблоко на ней были позолочены. Опись 1601 года насчитывает в ней более двухсот пятидесяти икон, часть которых входила в высокий пятиярусный иконостас, часть стояла в тяблах на северной стене, над могилой Кирилла, часть находилась в алтаре, остальные размещались в киотах и без них по всему храму. В середине XVII века на вклад Федора Ивановича Шереметева церковь была расписана, а над гробницей поставлена серебряная чеканная золоченая рака. Последняя из фиксирующих здание описей, составленная в 1773 году, приводит основные размеры церкви в плане. В это время у церкви была также западная паперть, впервые упоминаемая в 1764 году, а в описи 1770 года названная «вновь сделанной». Здание, включая паперть, к 1773 году сильно обветшало, имело трещины и было подперто контрфорсами. Это и послужило основанием для разборки храма и возведения на его месте новой церкви.
    Некоторые дополнительные сведения содержатся в переписке, связанной с перестройкой храма. В приводимом Никольским документе, в частности, ветхость церкви объясняется тем, что она «собою построена тонко и с трех сторон», что она не имеет железных связей, а также говорится о том, что ее высота от пола до купола составляет пять саженей. На основании приведенных в описях размеров Никольский сделал попытку реконструкции плана собора с приделами и папертями. Придел Кирилла показан им одноапсидным, как и другие кирилловские бесстолпные храмы — Владимира, Епифания и Евфимия. При этом Никольский допустил одну очень существенную ошибку. Отождествив железную дверь из придела в собор, упомянутую в описи 1601 года, с ныне существующей железной дверью, ведущей из дьяконника собора в ризницу над алтарем нового Кирилловского храма, он вынужден был сдвинуть придел к востоку, сместив одновременно и место гробницы Кирилла по отношению к тому. которое она занимала в XVIII и XIX веках, что совершенно неправдоподобно.

    Более точные данные о церкви Кирилла XVI века удалось получить при обследовании существующего здания. На южной стене Успенского собора над сводом Кирилловской церкви, в пределах ее чердака, обнаружены следы примыкания свода прежнего придела, а ниже — остатки фресковой росписи XVII века. Сюжет композиции под сводом может быть предварительно определен как «Отечество». Эта находка позволяет сделать несколько выводов. Во-первых, придел Кирилла, как и следовало ожидать, находился значительно дальше к западу, чем его показал Никольский, примерно там, где стоит существующий придел. Во-вторых, свод церкви примыкал к стене собора, образуя арочное очертание. В-третьих, указанная в цитируемом Никольским документе высота придела в пять саженей соответствует не высоте купола ее барабана, а высоте шелыги основного свода. Недавно эти данные были дополнены еще одним наблюдением. При вскрытии пола в проходе из собора в придел, пробитом в XIX веке, С.Б. Куликовым было найдено основание одного из откосов той самой «невеликой» двери, о которой говорится в описи 1601 года. Дверь эта вела в собор, выходя почти вплотную к иконостасу. Далее к западу вскрыто основание более позднего проема, пробитого в 1796 году.
    Есть, однако, еще один источник для реконструкции плана древнего Кирилловского храма. Известен он уже давно и, как это ни странно, опубликован самим Никольским, не обратившим внимания на содержащуюся в нем информацию об интересующем нас памятнике. Речь идет о плане монастыря из альбома К.М. Бороздина. На этом плане контур собора показан не только со старыми папертями (вместо западного притвора 1791 года), но и с совершенно иной конфигурацией Кирилловского придела, чем у существующего здания 1780-х годов. Поскольку альбом Бороздина иллюстрирует его поездку по историческим городам и монастырям, предпринятую в 1809 году, никому до сих пор не приходило в голову искать в нем изображения построек, к тому времени уже давно исчезнувших. Объяснение такому странному факту можно найти, если представить себе, что этот план не был создан во время поездки, а скопирован с какого-то более раннего чертежа. Условия поездки, когда за один год экспедицией Бороздина были обследованы древности Старой Ладоги, Тихвина, Устюжны, Череповца, Белозерска, Вологды, Киева, Чернигова, Курска, Боровска и Тулы, вряд ли оставляли время для выполнения трудоемких картографических работ. И действительно, непосредственный образец этого плана был найден недавно В.В. Скопиным в Российском государственном историческом архиве среди дел, связанных со строительством Мариинской системы. Это большой план, практически совершенно идентичный плану Бороздина, но с нанесенными на полях развертками крепостных стен и сечениями береговой линии. В альбоме Бороздина эти развертки тоже присутствуют, но там они вынесены на отдельный лист. Надпись на вновь найденном плане гласит, что он снят в последние дни октября 1808 года.
    Но почему же в таком случае и на этом плане показаны контуры построек, уничтоженных за два или три десятилетия до его составления? Некоторую подсказку дает сам чертеж. На нем нанесены линии геодезической разбивки (присутствующие, впрочем, и на плане Бороздина), которые охватывают только внешний периметр стен. Стены и башни показаны с раскрытием их планов, а все, что внутри монастыря, представлено контуром. Это не должно удивлять, поскольку строителей Мариинской системы, занимавшихся решением гидротехнических задач, должна была интересовать именно береговая линия стен. Что же касается всей внутренней начинки, то ее съемку в тот период вряд ли производили, а нанесли с какого-то другого, более раннего плана. Этот план слегка подкорректировали, но не вполне последовательно. Так, на нем уже не показаны крыльца келейных корпусов, сломанные в 1802-1803 годах, а у Настоятельского корпуса из бывших прежде двух изображено только одно крыльцо, о котором мы знаем, что оно просуществовало до 1821 года. Характерная черта обоих планов — отсутствие на них по непонятной причине Келарского корпуса. Вместе с тем конфигурация соборного комплекса, как мы видим, сохранена старая, существовавшая до слома в 1781 году первоначального Кирилловского придела.
    Можно высказать предположение и о том, какой именно более ранний план был использован при составлении плана 1808 года. Это не был план 1780-х годов, опубликованный А.Н. Кирпичниковым и И.Н. Хлопиным и хранившийся еще сравнительно недавно в Кирилловском музее, на котором показана уже новая церковь Кирилла. План этот всегда хранился в монастыре, и есть доказательства того, что им регулярно пользовались: в документах начала XIX века из монастырского архива при обозначении отдельных сооружений, как правило, указывалась их нумерация в соответствии с экспликацией этого плана. В Петербурге должны были пользоваться другим, как мы видим, более ранним планом, и почти наверняка им был план, составленный одновременно с описью 1773 года, но позднее из нее изъятый. О нем мы знаем по экспликации, с которой начинается текст описи, хранящейся в Российской национальной библиотеке. Эта экспликация совершенно не совпадает с экспликацией плана 1780-х годов, что можно рассматривать как признак полной самостоятельности этих двух источников. «Отзвуки» использования плана 1773 года находим не только на планах 1808 и 1809 годов, но и на мелкомасштабном изображении монастыря, включенном в чертеж регулярного плана г. Кириллова, конфирмованный 16 февраля 1777 года и создававшийся, несомненно, в Петербурге. Для него также характерно, в частности, отсутствие Келарского корпуса.

    Что же дает нам привлечение двух планов начала XIX века для реконструкции Кирилловской церкви? Во-первых, размеры ее на чертежах близко совпадают с указанными в описи 1773 года. Правда, в очертании плана самого собора, особенно его апсид, имеются обычные для чертежей того времени графические неточности, что позволяет лишь с некоторым приближением нанести абрис придела на современный план. Во-вторых, Кирилловская церковь показана трехапсидной, о чем мы до сих пор не знали. На основании сопоставления плана с описями и с современными обмерами собора, а также выявленных следов самого памятника можно попытаться предложить более точную реконструкцию Кирилловского придела XVI столетия. Правда, некоторые данные трудно согласуются друг с другом. Так, если соотношение внешних и внутренних размеров самого придела по описи 1773 года выглядит достаточно правдоподобно (6 саженей на 4 сажени 2 вершка — «по наружной мере» и 5 саженей 7 вершков на 3 сажени 1 аршин 7 вершков — внутри), то у паперти возникает явное несоответствие между толщиной южной и западной стен (3 сажени без вершка на 3 сажени 2 аршина 2 вершка — снаружи и 2 сажени 1 аршин 4 вершка на 3 сажени 1 аршин 9 вершков — внутри, т. е. западная стена — 27 вершков — оказывается втрое толще южной — 9 вершков). Поэтому в первую очередь во внимание пришлось принять натурные остатки. По очертанию свода древнего придела можно установить, что его западная стена находилась там же, где и стена существующего храма XVIII века, но поскольку она была тоньше, то она в меньшей степени накладывалась на южный портал собора, закрывая лишь крайние восточные тяги обрамления, подобно тому, как стена Владимирского придела закрывает крайние тяги северного портала. Положение западной стены паперти определено по плану 1808 года, при этом внешняя длина паперти совпадает с указанной в описи. Толщина стен придела (около метра) оказывается примерно равной толщине стен Владимирского и Епифаниевского приделов. Что касается паперти, то здесь возможно разное прочтение описи ввиду очевидного наличия ошибки в каком-то из размеров. Учитывая, что паперть не имела сводов, мы вслед за Н. К. Никольским показываем ее стены более тонкими, чем стены придела. Впрочем, для нашей темы этот вопрос не имеет принципиального значения, тем более, что паперть, возникшая лишь около 1760 года, просуществовала всего около 20 лет. Основное расхождение предлагаемой нами реконструкции с планом 1808 года касается конфигурации апсид не только придела, но и всей соборной группы, которые на этом плане показаны упрощенно выровненными в одну линию.
    Итак, попробуем просуммировать известные нам данные о Кирилловском храме 1585-1587 годов. Он был бесстолпный, с трехчастной апсидой и примыкал к восточной части четверика Успенского собора, вплотную к его южному входу. Судя по примыканию свода к стене собора можно представить три варианта его сводчатой системы: коробовый свод с поперечно ориентированной шелыгой, крестовый свод, система ступенчатых арочек. Первый из этих типов в храмовом строительстве встречается редко и в основном у очень небольших и второстепенных по значению храмов. В Кириллове он использован у трапезной церкви Сергия Радонежского в малом Ивановском монастыре, значительно меньшей по размерам и имеющей в плане не квадрат, а поперечно ориентированный прямоугольник; применение его для Кирилловского придела маловероятно. При крестовом своде его пяты должны быть глубоко вштраблены в стену собора, чего, судя по следам на чердаке, видимо, не было. Наконец, третья система, вообще характерная для придельных храмов XVI века, использована и у двух других дошедших до нас приделов Успенского собора — Владимира и Епифания. Она распространена довольно широко как в Пскове, так и в московском регионе. Но здесь следует оговориться, что во всех известных нам случаях нижние арки такого свода ориентированы в поперечном направлении, в то время как у церкви Кирилла они при этом оказались бы ориентированы с запада на восток. Это могло быть вызвано стремлением избежать заштрабливания их в стену собора, но все же окончательной уверенности в применении строителями именно этой системы у нас нет.

    Сопоставляя Кирилловскую церковь с известными нам храмами, перекрытыми ступенчатыми арочками, можно отметить и еще одну ее немаловажную особенность, а именно размеры. Ширина наиболее крупных храмов с таким перекрытием (церковь погоста Пустое Вознесение, приделы храма в Острове, Никоновский храм в Троице-Сергиевом монастыре) не превышает шести метров, примерно такова же и их высота. Ширина же Кирилловской церкви внутри составляла около 7,5 метра, а высота до шелыги свода — более 9 метров. Четверик этого храма почти что достигал высоты четверика Успенского собора. Можно предположить, что именно это превышение обычных размеров и послужило основной причиной преждевременного разрушения храма. Другие указанные в документе XVIII века причины — отсутствие четвертой стены в примыкании к собору, деревянные связи вместо металлических — наличествуют и у Владимирского придела, благополучно дожившего до нашего времени, и их действие оказалось существенным в силу увеличения обычных размеров храма такой конструкции.
    Что касается внешних форм Кирилловского придела, то здесь приходится ограничиться догадками. Можно лишь сослаться на неоднократно отмечавшуюся устойчивость приемов декорации и системы завершения кирилловских храмов XV-XVII веков. Предположение о традиционности облика Кирилловского придела кажется особенно убедительным, если принять мнение Никольского о возведении храма под руководством старца Леонида Ширшова. С его именем связано строительство таких опиравшихся на местную традицию и не лишенных некоторой доморощенности построек, как церковь Преображения и соборные паперти. Но, хотя церковь строили уже при старце Леониде, занимавшем должность большого строителя в 1584-1600 годах, монастырские описи отмечают его роль лишь в создании внутреннего убранства. Как бы то ни было, почти полная идентичность архитектурных форм более раннего придела Владимира (1554 г.) и более позднего придела Епифания (1645 г.) позволяет предположить, что и Кирилловский придел отличался от этих двух построек в основном своими размерами. Именно с этими размерами следует, видимо, связывать устройство трехчастного алтаря вместо одночастного полукруглого у обоих придельных храмов. Просторность, высота этого придела, богатое убранство несомненно явились отражением особого почитания в монастыре преподобного Кирилла.
    Конечно, изложенные данные для реконструкции утраченной древней церкви Кирилла неизбежно оказываются фрагментарными, но все же они позволяют в какой-то мере заполнить лакуну, существующую в наших представлениях о развитии кирилловского каменного строительства в XVI столетии.

    По материалам статьи: С.С. Подъяпольский «О церкви Кирилла XVI века в Кирилло-Белозерском монастыре»

    Кириллов, г.

    Кирилло-Белозерский монастырь

    Белозерская (Большая Мереженная) башня

    Большие больничные палаты

    Вологодская башня

    Деревянная ветряная мельница-столбовка из д. Горки на Шексне

    Духовное училище (кельи)

    Казанская башня

    Казенная палата

    Каменная сень над крестом

    Каменная сень над часовней преподобного Кирилла Белозерского

    Келарский корпус

    Кельи (восточный корпус)

    Кельи (Монастырский архив)

    Кельи (северный корпус)

    Колокольня церкви Архангела Гавриила

    Косая башня

    Котельняя (Глухая) башня

    Кузнечная башня

    Малая больничная палата

    Настоятельский корпус (Архимандричьи кельи)

    Панорама с Сиверского озера

    Поваренные (Уксусные) кельи

    Поварня

    Свиточная башня

    Святые ворота с церковью Иоанна Лествичника

    Стены Ивановского монастыря

    Стены Нового города

    Стены Успенского монастыря

    Троицкие ворота

    Успенский собор

    Ферапонтовская (Московская) башня

    Церковь Архангела Гавриила

    Церковь Введения с трапезной палатой

    Церковь Владимира

    Церковь Евфимия

    Церковь Епифания

    Церковь Иоанна Предтечи

    Церковь Кирилла Белозерского

    Церковь Преображения над Водяными воротами

    Церковь Ризоположения из села Бородава

    Церковь Сергия Радонежского с трапезной палатой

    Белозерская (Большая Мереженная) башня

    Вид с востока

    Вид с юго-востока

    Вид с юга

    Вид с северо-запада

    Вид с северо-востока

    Большие больничные палаты

    Вид с северо-запада

    Вид с севера

    Вологодская башня

    Вид с юго-востока

    Вид с юго-запада

    Вид с запада

    Вид с северо-запада

    Вид с севера

    Деревянная ветряная мельница-столбовка из д. Горки на Шексне

    Вид с юго-востока

    Вид с запада

    Вид с северо-запада

    Вид с севера

    Духовное училище (кельи)

    Вид с северо-запада

    Вид с севера

    Казанская башня

    Вид с юго-востока

    Вид с севера

    Казенная палата

    Вид с юго-востока

    Вид с северо-запада

    Вид с северо-востока

    Каменная сень над крестом

    Вид с юго-запада

    Вид с запада

    Вид с северо-запада

    Каменная сень над часовней преподобного Кирилла Белозерского

    Вид с юго-запада

    Вид с запада

    Вид с северо-запада

    Келарский корпус

    Вид с востока

    Вид с юго-востока

    Вид с северо-востока

    Кельи (восточный корпус)

    Вид с востока

    Кельи (Монастырский архив)

    Вид с юго-запада

    Кельи (северный корпус)

    Вид с востока

    Вид с юго-востока

    Вид с юго-запада

    Колокольня церкви Архангела Гавриила

    Вид с востока

    Вид с юго-востока

    Вид с юга

    Вид с юго-запада

    Вид с северо-запада

    Вид с севера

    Косая башня

    Вид с востока

    Вид с юга

    Вид с юго-запада

    Вид с северо-запада

    Вид с северо-востока

    Котельняя (Глухая) башня

    Вид с востока

    Вид с юго-востока

    Вид с юго-запада

    Вид с запада

    Вид с северо-запада

    Вид с северо-востока

    Кузнечная башня

    Вид с юго-запада

    Вид с запада

    Вид с северо-запада

    Вид с северо-востока

    Малая больничная палата

    Вид с юго-востока

    Вид с юго-запада

    Вид с северо-запада

    Настоятельский корпус (Архимандричьи кельи)

    Вид с юго-востока

    Вид с юго-запада

    Вид с северо-востока

    Панорама с Сиверского озера

    План

    Поваренные (Уксусные) кельи

    Вид с северо-запада

    Поварня

    Вид с северо-запада

    Свиточная башня

    Вид с северо-востока

    Святые ворота с церковью Иоанна Лествичника

    Вид с юго-востока

    Вид с юга

    Вид с юго-запада

    Вид с северо-запада

    Вид с севера

    Вид с северо-востока

    Интерьер

    Интерьер. Иконостас

    Святые Ворота, восточный проход, северная часть, арка и свод

    Святые Ворота, восточный проход, северная часть, восточная стена

    Святые Ворота, восточный проход, северная часть, западная стена

    Святые Ворота, восточный проход, южная часть, арка и свод

    Святые Ворота, восточный проход, южная часть, восточная стена

    Святые Ворота, восточный проход, южная часть, западная стена

    Святые Ворота, западный проход, северная часть, арка и свод

    Вид с севера

    Святые Ворота, западный проход, северная часть, восточная стена

    Вид с северо-запада

    Святые Ворота, западный проход, северная часть, западная стена

    Вид с востока

    Вид с северо-востока

    Святые Ворота, западный проход, южная часть, арка и свод

    Святые Ворота, западный проход, южная часть, восточная стена

    Святые Ворота, западный проход, южная часть, западная стена

    Стены Ивановского монастыря

    Вид с северо-востока

    Стены Нового города

    Вид с юго-востока

    Вид с юга

    Вид с юго-запада

    Вид с запада

    Стены Успенского монастыря

    Вид с юго-востока

    Вид с северо-востока

    Троицкие ворота

    Вид с юго-запада

    Успенский собор

    Вид с востока

    Вид с юго-востока

    Вид с юга

    Вид с юго-запада

    Вид с запада

    Вид с северо-запада

    Вид с севера

    Вид с северо-востока

    Апсиды

    Вид с северо-востока

    Барабан

    Барабан и купол

    Дверь в северную галерею

    Дверь в северную галерею. Фреска над дверью

    Иконостас. Местный ряд. Икона “О тебе радуется”

    Иконостас. Праздничный ряд

    Иконостас. Ряд деисуса

    Интерьер

    Вид на юго-восток

    Вид на юго-запад

    Интерьер. Апсида

    Вид на запад

    Вид на северо-запад

    Вид на север

    Интерьер. Западная галерея

    Интерьер. Иконостас

    Вид на запад

    Вид на север

    Интерьер. Иконостас. Верхняя часть

    Вид на запад

    Интерьер. Купол

    Вид на запад

    Вид на северо-запад

    Интерьер. Купол (свод к северу от купола)

    Вид на восток

    Вид на запад

    Интерьер. Северная галерея

    Вид на восток

    Интерьер. Северная галерея. Восточный портал в ц. Св.Владимира

    Интерьер. Северная галерея. Потолок

    Вид на восток

    Интерьер. Северная галерея. Северная стена и окно. Восточная часть галереи

    Интерьер. Северная галерея. Северная стена и окно. Западная часть галереи

    Интерьер. Северная галерея. Северная стена и окно. Средняя часть галереи

    Интерьер. Северная галерея. Северная стена и своды. Западная и средняя часть галереи

    Интерьер. Северная галерея. Северная стена и своды. Западная часть галереи

    Интерьер. Северная галерея. Южная стена и своды. Восточная и средняя часть галереи

    Интерьер. Северная галерея. Южная стена и своды. Западная и средняя часть галереи

    Интерьер. Северная галерея. Южная стена и своды. Западная часть галереи

    Интерьер. Северная галерея. Южная стена и своды. Средняя часть галереи

    Интерьер. Северная галерея. Южный портал из собора. Восточная часть галереи

    Интерьер. Северная часть собора

    Вид на восток

    Интерьер. Юго-западная часть собора

    Интерьер. Южная часть собора

    Вид на восток

    Вид на север

    Вид на северо-восток

    Интерьер. Южная часть собора. Свод

    Вид на восток

    Вид на юг

    Интерьер. Южная часть собора. Северная стена

    Вид на юг

    Северный фасад

    Вид с севера

    Сеерный фасад

    Вид с севера

    Ферапонтовская (Московская) башня

    Вид с юго-востока

    Вид с юга

    Вид с юго-запада

    Вид с запада

    Вид с северо-востока

    Церковь Архангела Гавриила

    Вид с востока

    Вид с юго-востока

    Вид с юга

    Вид с юго-запада

    Вид с северо-запада

    Вид с северо-востока

    Церковь Введения с трапезной палатой

    Вид с востока

    Вид с юго-востока

    Вид с северо-востока

    Церковь Владимира

    Вид с востока

    Вид с юго-востока

    Вид с запада

    Вид с северо-запада

    Вид с севера

    Вид с северо-востока

    Церковь Евфимия

    Вид с юго-запада

    Вид с запада

    Вид с северо-запада

    Вид с севера

    Вид с северо-востока

    Церковь Епифания

    Вид с востока

    Вид с юго-востока

    Вид с запада

    Вид с северо-запада

    Вид с севера

    Вид с северо-востока

    Церковь Иоанна Предтечи

    Главная ц. Ивановского монастыря, одного из двух монастырей (второй — Успенский), входящих в состав Кирилло-Белозерского монастыря.

    Вид с юго-востока

    Вид с юго-запада

    Вид с запада

    Вид с северо-запада

    Церковь Кирилла Белозерского

    Вид с востока

    Вид с юго-востока

    Вид с юга

    Вид с юго-запада

    Вид с запада

    Вид с севера

    Вид с северо-востока

    Икона Богоматерь Неопалимая Купина

    Шитой образ Преподобного Кирилла Белозерского

    Церковь Преображения над Водяными воротами

    Вид с востока

    Вид с юго-востока

    Вид с юго-запада

    Вид с запада

    Вид с севера

    Вид с северо-востока

    Интерьер

    Интерьер. Иконостас

    Северный фасад

    Вид с севера

    Северный фасад. Деталь

    Церковь Ризоположения из села Бородава

    Вид с востока

    Вид с юго-востока

    Вид с юга

    Вид с юго-запада

    Вид с запада

    Вид с северо-запада

    Вид с северо-востока

    Церковь Сергия Радонежского с трапезной палатой

    Вид с востока

    Вид с юго-востока

    Вид с юга

    Вид с юго-запада

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *