Иаков брат господень по плоти

— Отец Димитрий, начнем с установления личности, насколько это для нас возможно.

— Иакова, брата Господня по плоти, первого епископа Иерусалима, не нужно путать ни с Иаковом Зеведеевым (старшим братом Иоанна Богослова, который был убит Иродом, см.: Деян. 12, 2), ни с другим входящим в число двенадцати апостолов Иаковом — Алфеевым. Евангелие не сообщает нам ничего о жизни и действиях того Иакова, о котором мы с вами говорим; но о нем рассказывает книга Деяний апостольских. А апостол Павел в Послании к Галатам (1, 19) пишет: из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня; в следующей же главе называет Кифу (Петра), Иоанна и Иакова столпами Церкви (см.: 2, 9). Наиболее вероятным представляется, что Иаков был апостолом от семидесяти (см.: Лк. 10, 1).

— Но почему — брат, и вообще, кто такие братья Иисуса? Они упоминаются в Евангелии несколько раз, и, что примечательно — каждый раз чувствуется какое-то напряжение конфликта между ними и Христом.

— Да, евангелист Марк перечисляет четырех братьев Иисуса, начиная именно с Иакова (см.: 6, 3). Все три евангелиста-синоптика (см.: Мф. 12, 46–50; Мк. 3, 31–35; Лк. 8, 19–21) рассказывают об эпизоде, когда братья Иисуса вместе с Его Матерью желают поговорить с Ним, но не могут из-за собравшегося вокруг Него народа. А Иоанн Богослов, рассказывая нам о споре, возникшем между Иисусом и его братьями, сообщает, что братья Его не веровали в Него (7, 5).

Догмат о Приснодевстве Богоматери — неотъемлемая часть христианского вероучения; наиболее вероятным здесь представляется, что братья Иисуса — это сыновья Иосифа от первого брака. Вспомним книгу Бытия: все двенадцать сыновей Иакова-Израиля называются братьями, хотя они от разных женщин.

— Есть такой апокриф: Иосиф перед смертью решил поделить меж сыновьями принадлежавшую ему землю и включил в число наследников также и младшего, Сына Марии; а старшие были этим весьма недовольны, и лишь Иаков заступился за Иисуса.

— Это именно апокриф, мы можем допускать вероятность такого хода событий, но не более того. Никаких подтверждений этому нет. Иосиф Обручник был ревнителем Закона, его семья жила в ветхозаветной праведности, может быть, поэтому у братьев возникало недоверие к тому новому, что исходило от Иисуса. И это недоверие, эти сложности в отношениях, может быть, и не нужно называть враждой. Мы не можем сказать точно, когда именно Иаков уверовал и обратился ко Хрис­ту, но, как уже сказано выше, он стал одним из столпов Его Церкви.

— Обратимся к личности Иакова: что это был за человек?

— Это был строгий ревнитель иудейского Закона, человек весьма благочестивый, праведный, он пользовался огромным уважением не только среди христиан, но и среди иудеев. Уверовав, обратившись ко Христу, Иаков не отказался от соблюдения Закона: когда Павел, апостол язычников, вернулся в Иерусалим из миссионерского путешествия и пришел со своими учениками — Лукой, автором Деяний, и другими — к Иакову, Иаков и его ученики сказали: видишь, брат, сколько тысяч уверовавших иудеев, и все они ревнители Закона (Деян. 21, 20). Затем они попросили Павла пройти обряд очищения, дабы все убедились, что и он тоже соблюдает Закон (см.: Деян. 21, 18–26). И при всем этом именно слово Иакова становится решающим на апостольском Соборе (см.: Деян. 15), принявшем решение не затруднять обращающихся к Богу из язычников (15, 19), т. е. не принуждать их к обрезанию. Строго соблюдая Закон, данный его народу через Моисея на горе Синай, Иаков не навязывает Закона другим, тем, кто не родился в Законе, кому Сам Бог его не заповедал; в этом видна мудрость и смирение первого иерусалимского епископа.

Иерусалимской церкви, возглавляемой праведным Иаковом, принадлежала особая роль в раннехристианском мире: она для всех остальных была церковью-матерью, они пребывали не только в любви к ней, но и в послушании. Апостол Павел в своих миссионерских путешествиях собирал деньги для церкви Иерусалима.

— Епископа Иакова ждала мученическая кончина; расскажите об этом.

— Принятое Церковью житие апостола Иакова, брата Господня, говорит: поскольку авторитет его рос, иудеи весьма озаботились тем, что он слишком многих может обратить ко Христу. В 62 году по Р. Х. они воспользовались ослаблением римского контроля за Иерусалимом: правитель Фест, упоминаемый в Деяниях (тот самый, который сказал апостолу Павлу, что большая ученость довела его, Павла, до сумасшествия (см.: 26, 24)), был отозван в Рим, а сменивший его на этом посту Альбин в Иерусалим еще не прибыл. Фарисеи и саддукеи собрали толпу, вывели старца Иакова на портик храма и устроили ему допрос; он твердо исповедал Христа, распятого и воскресшего. Тогда его сбросили наземь и убили, несмотря на то, что многие в толпе протестовали против убийства праведника. Вместе с Иаковом в тот день многие иерусалимские христиане сподобились мученического венца. Иосиф Флавий, автор исторических хроник того времени, утверждает, что подавление иудейского восстания, взятие Иерусалима войсками Тита в 70 году и те страшные бедствия, которые за этим последовали, — Божия кара за убийство праведника Иакова, приходившегося братом Иисусу. Евсевий Кесарийский писал, что ярость фарисеев и саддукеев обрушилась на Иакова, поскольку Павла не было в Иерусалиме, его как раз вывезли в Рим, на суд кесаря (см.: Деян. 26, 32).

— Наконец, о Послании апостола Иакова: когда и при каких обстоятельствах оно было написано? В чем его особенности?

— Апостол Иаков написал свое Послание незадолго до смерти, обращаясь к иудеям рассеяния — евреям, живущим не в Иерусалиме, не в Иудее, а в иных землях. В нем лишь однажды упоминается Иисус Христос (Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам (Иак. 5, 6)). Из-за этого некоторые протестантские авторы утверждали, что Послание не может принадлежать апостолу Христа. Но апостол Иаков говорит о духовной и нравственной жизни учеников Христовых. К сожалению, из Послания Иакова часто цитируется лишь одно, можно сказать, общеизвестное место: вера, если не имеет дел, мертва сама по себе (2, 17) или ниже: вера без дел мертва (2, 26). Здесь можно увидеть ложное противоречие с апостолом Павлом: человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа (Гал. 2, 16). На самом деле апостолы ведут здесь речь о разных делах: Павел — о делах Закона, Иаков — о делах любви. Однако Послание Иакова замечательно не одним только этим местом. По сути, это маленький учебник благодатной жизни — жизни во Хрис­те. Чтобы убедить в этом всех читателей, приведем еще одну цитату: Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией. Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души. Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии (Иак. 1, 19–25).

— В чем особенность чинопоследования Литургии апостола Иакова?

— Это древняя Литургия, и она несколько пространнее более поздних, хорошо известных нам Литургий — Иоанна Златоуста и Василия Великого, хотя в целом построена так же, как они. За Литургией апостола Иакова диакон возглашает ектении, стоя лицом к народу; так же, лицом к народу, читается Священное Писание, причем духовенство в этот момент находится в середине храма. Малый и Великий входы совершаются таким образом, что процессия обходит весь храм. Вместо Херувимской песни на Великом входе поется «Да молчит всяка плоть человеча» — в нашем уставе этот тропарь положено петь только в Великую Субботу. Не только священнослужители, но и миряне, причащаясь, принимают Тело и Кровь Христа по отдельности, как совершалось это в древности: сначала священник (или архиерей, если служба архиерейская) влагает в уста причащающегося частицу Тела, затем диакон (или священник) дает ему испить Крови из потира. Литургия апостола Иакова замечательна и значима для нас тем, что позволяет нам прикоснуться к раннехристианской эпохе.

Газета «Православная вера» № 20 (544)

Православный Церковный календарь

Кондак 1

Избранному Апостолу Христову, иерарху преславному и мученику предивному, Иакову премудрому, брату Божию блаженному похвальная восписуем, яко ходатаю и скорому помощнику нашему. Ты же, предстояй Престолу Пресвятыя Троицы, не престай молитися за ны, сохраняющи от всяких бед и зол верою празднующих память твою и зовущих:
Радуйся, Апостоле Иакове, Церкви Иерусалимския первый иерарше.

Икос 1

Ангелов Творец и всея твари Содетель, яви тя, Иакове, яко звезду многосветлую, на тверди церковней возсиявшую, светом Богопознания мир просвещающую и тьму лжеверия прогоняющую. Мы же, к заступлению твоему прибегающе, радостно тебе приносим сицевая:
Радуйся, яко брат Господень по плоти сый, ученик и самовидец неизреченных таин Его показался еси;
Радуйся, Богом избранный, да людем верным тайну спасения премудро изъясниши.
Радуйся, велегласно словеса Божия иудеем провозгласивый;
Радуйся, сими народ Божий, от Христа отвергшийся, к покаянию призывавый.
Радуйся, Церкве Иерусалимския истинный управителю;
Радуйся, и всех христиан Богомудрый наказателю.
Радуйся, иерарше Иерусалима дольняго, ныне во Иерусалиме горнем пребываяй;
Радуйся, Жертву Безкровную принося, себе же в жертву чисту Творцу и Царю уготовавый.
Радуйся, Апостоле Иакове, Церкви Иерусалимския первый иерарше.

Кондак 2

Видящи, издалеча прозря твое жительство, Иакове, брата тя прия Христос Человеколюбец: ты бо, старший сын праведнаго Иосифа Обручника быв, издетска, яко назорей, Богу посвящен, воздержание возлюбил еси. Нравов же твоих благостию и ума чистотою Христов показался еси ученик искренний, сего ради сподобился еси у Престола Владычня вечно воспевати: Аллилуиа.

Икос 2

Разум всякий отвергше, Ирод царь искаше Младенца Иисуса, да погубит Его; и се Ангел Господень во сне явися Иосифу глаголя: «Возстав, поими Отроча и Матерь Его и бежи во Египет». Ты же, Иакове, яко сродник по плоти Иисусов сый, со Иосифом и Материю Его во Египте пребывал еси. Сего ради, приими от нас, Иакове, усердныя похвалы сия:
Радуйся, яко из колена Иудова процвел еси;
Радуйся, яко Иосифа праведнаго отрасль пречестная был еси.
Радуйся, яко чрез Христа лицем к лицу Бога узрел еси;
Радуйся, яко от Негоже благодать многу приял еси.
Радуйся, яко Христовым светолитием просвещен еси;
Радуйся, яко сугубыя почести от Христа сподобился еси.
Радуйся, яко Христа Пастыреначальника по плоти брат был еси;
Радуйся, яко Христом наследник обетований Отца Небеснаго явился еси.
Радуйся, Апостоле Иакове, Церкви Иерусалимския первый иерарше.

Кондак 3

Сила Вышняго постави тя, Иакове праведне, пастыреначальника и таинника, неизреченная священнодействующа Таинства в Сионе святем, егда лик Апостольский избра тя епископа перваго Церкви Иерусалимския. Ты же, Апостоле, иго Христово усердно взем, Евангелия благости Его и Царствия проповедник был еси, поя Вседержителю Богу песнь: Аллилуиа.

Икос 3

Имеяй мудрость Божественную во уме своем всегда, Иакове, служение апостольское приял еси, егоже тридесять лет совершая, ко Христу вся страждущия и обременненныя приводил еси, неустанно веру спасительную во граде Святем и земле Палестинстей проповедуя и к познанию истины вся приводя. Темже тя, яко избранника Спаса нашего, славословим тако:
Радуйся, Святый Град Иерусалим проповедию Слова Божия огласивый;
Радуйся, велию власть от Бога приемый.
Радуйся, благовестниче Агнца Божия, вземлющаго грехи мира;
Радуйся, многих от народа иудейскаго во имя Отца и Сына и Святаго Духа крестивый.
Радуйся, пастырю добрый и учителю святый, яко тобою Бог Церковь Свою украси;
Радуйся, кладезю, из негоже воды живыя напаяемся.
Радуйся, яко стопам Спаса Христа неуклонно последовал еси;
Радуйся, яко Духа Божественнаго сиянием верных сердца просветил еси.
Радуйся, Апостоле Иакове, Церкви Иерусалимския первый иерарше.

Кондак 4

Бурю нечестия разгоняя, множество иудеев и еллинов к Церкви Христовой обратил еси, отче праведный: словом бо и житием твоим любовь велию людей иерусалимских стяжал еси, и теми ко Христу вся приводил еси, научая пети Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слыша мудрыя слова твоя, «яко от дел оправдается человек, а не от веры токмо», гордии фарисее и книжницы распыхахуся сердцем, мнящи тя разорителя отеческих преданий быти. Мы же, учителя благочестия тя ведуще, вопием:
Радуйся, яко праведным житием твоим злословныя враги посрамил еси;
Радуйся, яко широтою Божественнаго разума пути вражия утеснил еси.
Радуйся, яко благодатию, из уст твоих изливающеюся, веровати в Троицу Единосущную верныя научал еси;
Радуйся, столпе благочестия непоколебимый и стено Церкве необоримая.
Радуйся, яко возсиял еси сущим во тьме неразумия, ко благочестию всех призываяй;
Радуйся, яко собранное стадо твое от волков лютых избавил еси.
Радуйся, яко брат Божий, Сына Бога Вышняго добльственне на земли исповедал еси;
Радуйся, Апостоле святе, мудростию обложенный и благодатию озаренный.
Радуйся, Апостоле Иакове, Церкви Иерусалимския первый иерарше.

Кондак 5

Боготечною звездою прошел еси житие твое, Апостоле Иакове, благоговейно служение в Церкви Иерусалимстей совершая и образ праведнаго святителя Божия собою являя. Мы же, Богу, премудрость велию тебе даровавшаму и благодатными дары преизобильно тя украсившему, немолчно воспеваем: Аллилуиа.

Икос 5

Видеша тя вернии людие Израилевы помощника и утешителя в скорбех и печалех: ты бо усердно молился еси о отпущении грехов народа Божия, якоже и колена твоя зело огрубеша непрестаннаго ради коленопреклонения твоего. Сего ради восхваляем тя по достоянию, яко молитвенника нашего пред Богом, взывая сице:
Радуйся, житием твоим добродетельным, яко солнце светозарное, вся просвещаяй;
Радуйся, презирати плоть свою и прилежати о души безсмертней научаяй.
Радуйся, Божественнаго Духа благодать приемля, плевелы лжеверия попаливый;
Радуйся, плоть свою духови совершенно поработивый.
Радуйся, вертограда Христова делателю усердный;
Радуйся, молитвенниче к Богу неустанный.
Радуйся, яко союзом любве стадо твое связал еси;
Радуйся, яко свет миру и соль земли явился еси.
Радуйся, Апостоле Иакове, Церкви Иерусалимския первый иерарше.

Кондак 6

Проповедник истинныя веры Христовы и ревнитель благочестия был еси, святителю Иакове: сего ради, Духом Святым просвещаемый, чин Божественныя Литургии мудре устроил еси, благодарению Богу за вся научаяй. И ныне с небеси на ны милостиво призираеши и преизобильно всем нам благодать подаеши от щедраго Христа Бога, Емуже со Ангелы у Престола славы Его поеши: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси яко звезда утренняя Церкви Христовой ревностию о славе Божией, и, Жизнеподательным Духом законополагая и вещая неизреченныя тайны Божия, паству свою таинствы церковными и служением Божественныя Литургии освящал еси и правилам веры научал еси. Мы же тебе, Святыя Троицы служителю верному, воспеваем таковая:
Радуйся, чина церковнаго благоукрасителю;
Радуйся, ученьми твоими мир просветивый.
Радуйся, яко Духом Святым чрез тебе свет Богопознания в мир излияся;
Радуйся, яко тобою Евангелие Царствия Божия проповедася.
Радуйся, яко дару совершенну от Отца светов человеком подаятися учиши яве;
Радуйся, яко Божественным проповеданием твоим свет благодатный седящим во тьме греховней возсиял еси.
Радуйся, яко умом чистым и святыми усты твоими спасение всем верным предложил еси;
Радуйся, яко Бог Слово богатно блистании Божественныя благодати тя просвети.
Радуйся, Апостоле Иакове, Церкви Иерусалимския первый иерарше.

Кондак 7

Хотя положити предел бывшей распре о законе Моисеове посреде благовествующих народом языческим слово Христово, на соборе Апостольстем во граде Иерусалиме главенствуя, ты, Апостоле преславне, словесы твоими богомудрыми о спасении души христианския паки мир в Церквах водворил еси. Мы же ублажаем тя, научившаго нас право разумети учение Христово и пети Тому: Аллилуиа.

Икос 7

Новаго избранника Божия видим тя, святе Иакове: ты бо мудре вразумлял еси на соборе Апостольстем о скончании времени Завета Ветхаго и о Промысле Божием о обращении и спасении народов языческих. Сего ради тебе, яко великому во иерарсех Христовых, взываем:
Радуйся, Мудрость Ипостасную — Христа всем проповедавый;
Радуйся, яко о спасении верою и делами благочестия не токмо иудеев, обаче и язычников научавый.
Радуйся, о Христе, яко о совершении пророчеств и преданий отеческих, свидетельствовавый;
Радуйся, яко седящия во тьме греховней к свету благоверия приводил еси.
Радуйся, яко просветил еси мудростию твоею вся;
Радуйся, кладезю истиннаго Боговедения.
Радуйся, реко богоглаголивая;
Радуйся, премудрости чаше, добродетельми исполненная.
Радуйся, Апостоле Иакове, Церкви Иерусалимския первый иерарше.

Кондак 8

Странно и предивно всем иерусалимляном бысть житие твое, священномучениче Иакове, ты бо миротворец и истолкователь Закона Божия явился еси, просвещая и вразумляя люди. Темже и нас научи пети от всего сердца Творцу и Зиждителю нашему: Аллилуиа.

Икос 8

Весь освящен благодатию Духа Святаго, Церковь Иерусалимскую добре упасл еси, святе Иакове, день и нощь укрепляя новопросвещенныя в благодати Христовой. Мы же восхваляем тя, горнюю премудрость стяжавшаго, пении сими:
Радуйся, яко Божественный разум стяжал еси;
Радуйся, яко словесы богомудрыми люди, от неведения избавляя, ко Христу руководил еси.
Радуйся, яко труды твоими к водам спасения овцы словесныя приводил еси;
Радуйся, яко жребий пастырскаго о душах попечения праведно ти дадеся.
Радуйся, коегождо к безропотному несению креста его наставляяй;
Радуйся, яко солнце миру учении твоими возсиявый.
Радуйся, искусный ловителю душ человеческих;
Радуйся, Божественныя благодати светило.
Радуйся, Апостоле Иакове, Церкви Иерусалимския первый иерарше.

Кондак 9

Всем сердцем возлюбивый Христа Бога, яко брат Его по плоти, и о спасении творения Его ревновавый, наставлял еси народ Божий в вере христианстей: яко быти во испытаниих терпеливу, на Бога уповающе и во смирении тяготы носяще. Мы же, тобою наученнии, милосердному Человеколюбцу Богу непрестанно взываем: Аллилуиа.

Икос 9

Вития многовещанныя не возмогут воспети твоея, богоблаженне Иакове, мудрости, егда вразумлял еси, яко не в единем книжнем научении и внешнем исповедании есть вера спасительная, а в вере, поспешествуемой любовию и делами во имя Христово. Мы же, тебе, яко Богомудрому наставнику, благодарно воспеваем:
Радуйся, яко тело без духа мертво есть, тако и вера без дел мертва есть, возвещаяй;
Радуйся, яко во искушения различная впадая, радость имети научаяй.
Радуйся, яко блажен муж, иже претерпит искушения, зане приимет венец жизни, рекий;
Радуйся, яко «искушение вашея веры соделовает терпение», — мудро нам глаголеши.
Радуйся, яко ведущему убо добро творити и не творящему — грех есть, нас умудряеши;
Радуйся, яко любы мира сего — вражда Богу есть, нас вразумляеши.
Радуйся, яко молитися друг за друга, много бо может молитва праведнаго поспешествуема, нас призываеши;
Радуйся, яко обративый грешника от заблуждения пути его, спасает душу от смерти, нам взываеши.
Радуйся, Апостоле Иакове, Церкви Иерусалимския первый иерарше.

Кондак 10

Спасти хотяй всякаго человека, грядущаго в мир, Всевидец Господь дарова ти, Иакове славне, благодать велию укрепляти обращенныя в вере: ты бо на страдания предстоящия коегождо приуготовляя, призывал еси всех к терпению и упованию на Бога, всех и вся содержащему в деснице Своей. И нас, недостойных, сподоби молитвами твоими разумно пети Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Стена необоримая Церкви Иерусалимстей был еси, священномучениче преславне, и тако научал еси люди твоя спасительней вере Христовей: «Вера бо чиста и нескверна пред Богом есть, еже посещати сирых и вдовиц в скорбех их и нескверна блюсти себе от мира». Мы же, тебе, о нас молящемуся, неустанно взываем:
Радуйся, яко «суд без милости — не сотворшему милости», — рекий;
Радуйся, яко «гнев мужа правды Божия не соделовает», — вразумляяй.
Радуйся, яко «плод правды в мире сеется творящим мир», — научаяй;
Радуйся, яко «Господь гордым противится, смиренным же дает благодать», — глаголяй.
Радуйся, яко «смиритеся пред Господем, и вознесет вы», — взываяй;
Радуйся, путеводителю наш к Небеси.
Радуйся, слова Божия истолкователю неложный;
Радуйся, на подвиг деятельныя любве подвигаяй.
Радуйся, Апостоле Иакове, Церкви Иерусалимския первый иерарше.

Кондак 11

Пение всеумиленное приносил еси Пресвятей Троице во вся дни земнаго жития твоего; отпавшия же от благодати вожди иудейстии, видевше, яко множество мужей и жен к Церкви Христовой прилагается твоими, всеславне Апостоле, трудами, злоумыслиша конец положити сему: нестерпим бо бысть им праведник истинный, Господу верно служащий. Нас же, святителю Иакове, благослови, укрепи и настави в вере спасительней возрастати, поюще Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светло Пасху Христову празднуя, во дни тыя неустанно проповедал еси, Иакове, глаголы жизни вечныя во граде Иерусалимстем собравшимся коленом иудейским и язычником множеству; начальницы же иудейстии совет положиша убити тя, пастыря Града Святаго. Мы же, тебе, яко мужественному воину Христову, усердно вопием:
Радуйся, истину Христову пред вожди небоязненно вещавый;
Радуйся, блистанием твоим тьму неведения просветивый.
Радуйся, правил церковных нелицеприятный блюстителю;
Радуйся, яко тобою Церковь Христова дивно красуется.
Радуйся, яко Богомудрыми ученьми умы верных к небеси возводиши;
Радуйся, яко крепостию проповеди твоея прелесть лжеучителей разрушил еси.
Радуйся, святый иерарше и проповедниче, многия в послушание веры уловивый;
Радуйся, лучу, от Солнца Правды исходяй, всю землю просвещаяй.
Радуйся, Апостоле Иакове, Церкви Иерусалимския первый иерарше.

Кондак 12

Благодатию Божиею и силою, от Бога тебе дарованною, облеклся еси, страстотерпче Иакове, Христа ради готовый мучения всякия претерпети, егда лестию поставлен был еси на криле храма святаго нечестивыми, вопрошающими тя: «Рцы нам о Распятом». Мы же Богу, в мученичестем подвизе тебе укрепившему, гласом велиим воспеваем: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще Пресвятей Троице хвалу и благодарение и исполнився Духа Святаго, ты, Богоносе Иакове, изрекл еси пред народом о Христе, яко Той «сидит на Небесех, одесную Силы Всевышняго и грядет на облацех небесных». Слышавше же сия, нечестивии скрежетаху зубы своими и устремишася на тя; быв же долу низвержен с криле храма, Апостоле святе, востав на колени, Творцу молился еси о прощении убивающих тя и, камением до смерти побиваем, душу свою в руце Божии предал еси. Мы же, предстоящему тебе пред Престолом Святыя Троицы, радостно зовем:
Радуйся, яко на криле святилища представ, Бога Слова проповедал еси;
Радуйся, яко от иудей низвержен быв, небесных чертогов сподобился еси.
Радуйся, Горняго Иерусалима Апостольское основание;
Радуйся, яко жертву чисту себе Царю и Творцу принесл еси.
Радуйся, яко кровию твоею в Церковь Небесную вшел еси;
Радуйся, яко тя заступника крепкаго пред Богом имамы.
Радуйся, яко нетленныя пищи наслаждаяся, Престолу Святыя Троицы предстоиши;
Радуйся, священномучениче непобедимый, иерарше прехвальный и светильниче всемирный.
Радуйся, Апостоле Иакове, Церкви Иерусалимския первый иерарше.

Кондак 13

О, преславный Апостоле Иакове, брате Господень, Церкви Христовой светильниче многосветлый! Приими от благоговейных сердец наших с любовию тебе приносимое хвалебное пение сие и испроси нам у Христа Бога нашего в вере утверждение, прегрешений оставление и от вечнаго осуждения избавление, да сподобимся в Царствии Небеснем купно с тобою во веки пети Богу: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й и кондак 1-й

Молитва апостолу Иакову, брату Господню

О, великий богоизбранный и богопрославленный Апостоле Иакове, брате Господень! Ты еси великий архиерей Града Святаго, теплый наш заступник и ходатай, предстоящий Престолу Пресвятыя Троицы. Не отрини нас от твоего заступления, но воздвигни нас, низверженных грехи многими. Имеяй власть решити и вязати, разреши зол наших соузы, любве Божией причти нас и Царствия Небеснаго причастники, блаженне, соделай молитвами твоими. Моли Христа Спаса, да сподобит непреткновенно совершати странствие наше земное, да вечныя и блаженныя жизни на небеси сподобившеся, с тобою вкупе возможем выну восхваляти Троицу Нераздельную и воспевати Едино Божество Отца и Сына и Духа Всесвятаго во веки веков. Аминь.

Апостол Иаков, брат Господень по плоти (ок. 63)

5 ноября (23 октября по ст. ст.)

Собор 70-ти апостолов – 17 января (4 января по ст. ст.)

Святой Иаков был сыном праведного Иосифа, которому была обручена Пречистая Дева (память праведного Иосифа в первое воскресенье после Праздника Рождества Христова). Согласно свидетельствам Писания (Мф. 13, 55; Мк. 6, 3; Гал. 1, 17), Церковь, явно отличает святого апостола Иакова, брата Господня по плоти, от принадлежащих к лику 12-ти апостолов Иакова Зеведеева и Иакова Алфеева. Иаков, брат Господень по плоти, именуется так, поскольку был сыном Иосифа от первой жены. Он был родным братом апостола из 12-ти Иуды (отчего тот получил наименование Иаковлева) и Иосии из 70-ти апостолов. Он известен также под именем Иакова «малого» или «меньшого» (Мк. 15, 40).

От юности он вел строгую жизнь: не употреблял в пищу вкусных и разнообразных блюд, не ел масла, и один только хлеб служил ему пищей. Иаков никогда не пил вина, не посещал бани, – словом, отвергал все, что доставляло телу удовольствие. Его одеждой была грубая власяница, все ночи юный подвижник посвящал молитве, забываясь сном лишь на короткое время. От частых земных поклонов кожа на коленях у него загрубела. Чистоту своего девства Иаков соблюдал до конца своей жизни. Святой Иаков от самого рождения был назореем, то есть лицом, посвященным Богу, давшим Ему добровольно обеты строгого воздержания от вина и вообще крепких напитков, от стрижения волос и пр. Обеты назорейства служили выражением чистоты и святости жизни, которая должна принадлежать всему народу Израильскому как народу богоизбранному и потому священному.

Предание рассказывает, почему этот апостол называется братом Божиим. Когда его отец Иосиф разделял землю между своими детьми от первой жены, он захотел дать также некоторую часть и Господу Иисусу Христу, родившемуся от Пречистой Девы. Все сыновья Иосифа воспротивились желанию отца, и один лишь Иаков принял Иисуса Христа (тогда еще малого отрока) в совместное владение своей частью, отчего и стал называться братом Господним. Кроме того Иаков сопутствовал своему отцу, праведному Иосифу, и Деве Марии с Младенцем, когда они, спасаясь от преследования Ирода, вынуждены были бежать в Египет.

Когда Иисус Христос достиг совершеннолетнего возраста и начал учить народ о Царствии Небесном, святой Иаков уверовал в него и еще сильнее воспламенился любовью к Богу и стал вести жизнь еще более строгую и благочестивую. И Господь особенно возлюбил святого Иакова. Апостол Павел говорил: «Потом же явися Иакову, таже Апостолом всем» (1 Кор. 18, 7). Предание рассказывает, что в продолжение страстей Христовых святой апостол Иаков скрывался в одной пещере в долине Иосафатовой. Он дал обет не вкушать пищи до тех пор, пока Господь не восстанет из мертвых. И Христос после своего воскресения явился верному апостолу в той самой пещере. Впоследствии, в первые века христианства, пещера эта была обращена в храм.

Видя праведное и богоугодное житие Иакова, люди нарекли его праведным и он причислен был к числу семидесяти апостолов. Ему была вверена церковь Иерусалимская. Руководимый Святым Духом, Иаков первый составил и написал чин Божественной литургии. Этот чин впоследствии сократили (из-за человеческой немощи, для которой литургия тяжела), сначала Василий Великий, а затем Иоанн Златоуст. Божественная литургия, составленная святым Иаковом, до сих пор совершается в Иерусалиме в день его памяти.

Апостол Иаков пас в Иерусалиме стадо Христово, и многих иудеев и эллинов обратил к Богу и наставил на правый путь. От него осталось также соборное послание к двенадцати коленам Израилевым. Оно написано святым Иаковом около 59 года после Р. Х. к христианам из иудеев, живших в рассеянии, во время гонения на христиан, заставившего их удалиться из Иерусалима. Оно состоит из различного рода нравственных наставлений.

Все не только верующие, но даже и неверные относились к святому Иакову с великим уважением и почтением за его добродетельную жизнь: первосвященники, которые сами только раз в год входили во Святая Святых для совершения службы, не препятствовали праведнику входить туда и молиться. Видя чистоту его непорочной жизни, они даже имя ему изменили, а именно стали именовать его Обли или Офли, что значит: «ограда, утверждение людям», или же называли его праведнейшим из всех. Часто не только днем, но даже и ночью Иаков входил во Святая Святых и здесь, падая ниц, со слезами приносил Господу молитвы за весь мир.

Всеобщее благоговейное уважение верующих к апостолу Иакову особенно сильно выразилось на апостольском соборе, бывшем в Иерусалиме около 60 года после Р. Х. для решения вопроса: должно ли обращающихся к Церкви из язычников принуждать к обрезанию и соблюдению ветхозаветного обрядового закона. Апостол Иаков председательствовал на том соборе и после долгих споров и рассуждений вслед за выступлением апостола Петра и рассказа апостолов Павла и Варнавы об успехах их проповеди среди язычников заключил соборные рассуждения речью, в которой предложил свое суждение. Он полагал «не затруднять обращающихся к Богу язычников», а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе» (Деян. 15, 13–20). Это суждение всеми уважаемого праведного Иакова принято было всем собором и утверждено явным для всех изволением Святого Духа (28 ст.).

Около того же времени апостол Павел, желая проверить чистоту своего учения, обратился к апостолам Петру, Иоанну и Иакову, которых почитал столпами Церкви Христовой. Первым из них он ставил Иакова (Гал. 2, 10), – и те признали в нем великое достоинство учителя языков. С таким глубоким уважением относился апостол Павел к святому Иакову и впоследствии. Когда перед первым заключением своим он прибыл в Иерусалим, то первым долгом счел отправиться к Иакову и рассказал ему как столпу Церкви Христовой и предстоятелю старейшей Церкви Иерусалимской о том, что сотворил Бог у язычников его служением (Деян. 21, 18–19).

Весь народ любил Иакова из-за его святости. Многие из иудейских старейшин уверовали в учение, которое он проповедовал, и все наслаждались, слушая его. Множество людей приходило к апостолу. Одни – желая услышать его поучение, другие – коснуться края его одежды. В это время архиереем Иудейским сделался Анания (был упорным врагом христиан и вообще человеком дерзким, жестоким и несправедливым и принадлежал к секте саддукеев). Видя, что весь народ внимательно слушает учение Иакова и многие обращаются ко Христу, Анания с книжниками и фарисеями, из зависти к святому, гневались на него и, затаив злобу, стали придумывать, как бы убить его. Их план был таков: просить апостола, чтобы он своим поучением отвратил людей от Христа; при этом они решили, если он не согласится сделать это, убить его.

Между тем приближался праздник Пасхи, и множество народа стекалось в Иерусалим, чтобы там встретить праздник. Фарисеи и книжники сказали святому Иакову встать на высокой крыше храма и убедить людей своим авторитетом, что они заблуждаются, считая Иисуса Сыном Божьим, и уговорить их отказаться от ложного своего мнения.

Святой, напротив, сказал громким голосом: «Что спрашиваете вы меня о Сыне Человеческом, Который добровольно потерпел страдание, был распят, погребен и на третий день воскрес из мертвых? Он ныне сидит на небесах одесную Вышняго и снова приидет на облаках небесных судить живых и мертвых». Слыша такое свидетельство Иакова о Иисусе Христе, народ весьма возрадовался, и все в один голос воскликнули: «Слава Богу! Осанна Сыну Давидову!»

Фарисеи же и книжники, увидев тщетность своих стараний, сбросили Иакова с крыши. Упав с такой высоты, Иаков сильно разбился. Еле живой, праведник стал на колени и, подняв руки к небу, молился: «Господи! отпусти им грех сей, ибо они не ведают, что творят». Его противники стали бросать в него камни. Один человек из рода Рихавова воскликнул: «Остановитесь, что вы делаете? праведник молится за вас, а вы побиваете его камнями».

В это время один человек с белильным вальком в руках бросился на святого и с такой силой ударил его по голове, что весь мозг вытек на землю. В таком мучении Иаков предал дух свой Господу.

Святое тело его погребено было там же около храма, причем верующие горько оплакивали праведника. В течение 30 лет святой был епископом Иерусалимской церкви и на 66 году жизни пострадал за Христа, Которому верно служил всю жизнь. Мученическая кончина апостола Иакова последовала около 63 года после Р. Х. Над его могилой подле храма и доселе стоит памятник. По свидетельству Оригена, церковного писателя III века, смерть Иакова праведного, случившаяся незадолго до Иудейской войны, произвела такое впечатление на иудеев, что следовавшие за ней бедствия войны и разрушение Иерусалима почитались ими наказанием Божьим за убийство святого. В XI веке святой Феофан песнопевец, архиепископ Никейский, блаженный Георгий Никомидийский и впоследствии Византий написали многие песнопения в честь апостола Иакова, которые и теперь поются в день его памяти.

Мощи праведного Иакова были в Константинополе при русском паломнике Антонии в 1200 году в приделе

Халкопратийского храма, а глава – в храме святых апостолов. В Москве на Старо-Иерусалимском подворье сохраняется часть священных останков верного апостола Иакова, присланная Александрийским патриархом Иерофеем в 1853 году.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *