Иеромонах макарий маркиш

Содержание

Макарий (Маркиш)

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Маркиш.

Иеромонах Макарий

Марк Симонович Маркиш

Дата рождения

Место рождения

Москва, СССР

Страна

СССР
США
Россия

Место службы

Клирик Иваново-Вознесенской епархии;
Свято-Алексеевская Иваново-Вознесенская духовная семинария

Сан

иеромонах

Духовное образование

Бакалавр богословия
Свято-Троицкая духовная семинария в

Джорданвилле, 1999 год

Светское образование

Московский институт инженеров транспорта

Известен как

церковный публицист, миссионер

Церковь

Русская православная церковь

Сайт

СвященникОтвечает.рф
Страница ответов православная сеть «Елицы»

Цитаты в Викицитатнике

Иеромонах Макарий (в миру Марк Симонович Маркиш; род. 1954, Москва) — иеромонах Русской православной церкви, клирик Иваново-Вознесенской епархии. Церковный публицист, миссионер, как в традиционном понимании, так и в интернет-пространстве, на радио, телевидении, в прессе. Автор многочисленных книг в жанре открытый разговор. Защищал Людмилу Любимову, обвинённую в убийстве и пытках детей в православном приюте милосердия, и выступал против освещения данной темы в СМИ. Публикации отца Макария можно встретить в аналитическом обозрении «Радонеж», в информационно-аналитической службе «Русская народная линия», в журналах «Фома», «Нескучный сад», «Русский дом» и Orthodox Life (США), в интернет изданиях «Православие и мир», «Истина», «Православие.ru», «Милосердие.ru», «Одигитрия» и многих других.
Активный участник православной сети «Елицы», созданной по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла для объединения православных христиан.
Участник миссионерского интернет-проекта «Батюшка онлайн» «ВКонтакте» (до марта 2015 года), отмеченного Патриархом Московским и всея Руси.

Основатель и руководитель миссионерского интернет-проекта «Вопросы батюшке», православная социальная сеть «Елицы» (с марта 2015 года).

Ведёт страницу «Священник отвечает».
Участник телепроекта «Медиа отец», частый гость ТВ «Союз».

Биография

Родился в 1954 году в Москве. Отец Симон Маркиш, переводчик, филолог, литературовед, профессор Женевского университета (1974—1996). Мать Инна Бернштейн, переводчик. Внук еврейского поэта Переца Маркиша, правнук поэтессы Рохл Бернштейн.

В 1971 году окончил 2-ю физико-математическую школу в Москве. Выпускник отделения автоматизированных систем управления Московского института инженеров транспорта. В середине 1980-х с семьёй эмигрировал в Америку. Имеет сына и дочь. С 1985 года работал программистом в США.

В канун праздника Богоявления в 1987 году принял крещение в Богоявленском храме Бостона. В 1999 году окончил Свято-Троицкую духовную семинарию в Джорданвилле (штат Нью-Йорк).

В 1994 и 1998 годах приезжал на Родину. В мае 1999 года во время бомбардировок Сербии бесповоротно решил вернуться в Россию, что и осуществил в 2000 году.

Вскоре по возвращении в Москву по благословению епископа Ивановского Амвросия (Щурова) переехал в Иваново, где поступил послушником в Свято-Введенский монастырь. Здесь в 2002 году принял монашеский постриг, в 2003-м был рукоположён в сан священника. С 2002 года отец Макарий преподаёт на кафедре богословия и общих церковных дисциплин Иваново-Вознесенской духовной семинарии, где и живёт в настоящее время.

Иеромонах Макарий — автор многих книг и публикаций, является одним из разработчиков «Основ учения Русской православной церкви о достоинстве, свободе и правах человека», принятых Архиерейским собором РПЦ в 2008 году. Настоятель храма в честь Иваново-Вознесенских святых в городе Иваново в 2012—2013 годах.

В настоящее время клирик Успенского кафедрального собора города Иваново. Несёт послушание руководителя Епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Иваново-Вознесенской епархии, возглавляет епархиальную комиссию по вопросам семьи и материнства. Работает в правлении двух общественных групп: комитета защиты семьи, детства и нравственности «Колыбель» и Христианской ассоциации молодёжи и семьи.

Книги

  • «Давайте уничтожим ад!» Сборник: Иеродиакон Никон (Муртазов), Иеромонах Макарий (Маркиш). «Благо». 2005, Эл. формат
  • «Лицом к лицу: вопросы жизни». «Даниловский Благовестник». 2008
  • «Уроки любви» (недоступная ссылка). «Даниловский Благовестник». 2008
  • «Неудобные вопросы и непредвзятые ответы» Сборник. «Даниловский Благовестник». 2010
  • «Американский просветитель русского народа» Переводы работ иеромонаха Серафима (Роуза). «Никея». 2010
  • «Псевдоправославие. Вопросы и ответы». «Никея», 2010, Эл. формат (право из-ва)
  • «На пороге Церкви. Вопросы и ответы». «Никея». 2011, , Эл. формат(право из-ва)
  • «Шаг на встречу. Три разговора о крещении с родителями и крестными». «Никея». 2011, 2013, Эл. формат(право изд-ва)
  • «Готовиться к жизни вечной» «Даниловский Благовестник». 2012
  • «Этот плохой хороший интернет. Техника безопасности в компьютерных сетях» Сборник. «Даниловский Благовестник». 2013
  • «Таинство Крещения: Беседы с родителями и крестными». «Никея». 2014
  • «Ключи от Неба, или Руководство к действию»(«Даниловский Благовестник»2014)
  • Таинство Крещения: беседы с родителями и крестными / иеромонах Макарий (Маркиш). — Москва : Никея, 2015. — 127 с.; 21 см; ISBN 978-5-91761-428-1 : 5000 экз.

Публикации и эфиры 2015 год

  • «Иеромонах Макарий (Маркиш): Давка возникшая во время раздачи кулича знакома многим священникам» «Православие и мир» 13.04.2015
  • «Приложение „Помощник в Исповеди“ — это игра с огнём»»Православие и мир» 02.04.2015
  • «Соцсесть „ЕЛИЦЫ“ делает церковь открытой для всех» «Православие.ru» 24.03.2015
  • ТВ»Союз» Беседы с батюшкой 9.03.2015
  • Радиоэфир «ВОСКРЕСЕНИЕ» Точка зрения — 82 26.02.2015
  • Радиоэфир «ВОСКРЕСЕНИЕ» Точка зрения — 81 26.02.2015
  • «Гордость — это штаб-квартира дьявола в душе»»Православие и мир» 15.01.2015
  • ТВ»Союз» Беседы с батюшкой: «Рождество Христово». 06.01.2015

Публикации и эфиры 2014 год

  • «Как добыть Жар-птицу счастья?» «Православие и мир» 31.12.2014
  • Радиоэфир «ВОСКРЕСЕНИЕ» Точка зрения — 76 19.12.2014
  • Радиоэфир «ВОСКРЕСЕНИЕ» Точка зрения — 75 11.12.2014
  • КНИГА «Ключи от Неба, или Руководство к действию»(«Даниловский Благовестник»2014)
  • «Осенний цветок, или Дар рассуждения. Истинное происшествие» «Православие и мир» 26.11.2014
  • «Основу русской культуры составляет православие» «Православие и мир» 12.11.2014
  • ТВ»Союз» «Беседы с батюшкой» 11.11.2014
  • «Человек вам завидует? Сделайте ему комплимент» «Православие и мир» 27.10.2014
  • Радиоэфир «ВОСКРЕСЕНИЕ» Точка зрения — 70 «Церковь и гомосексуалисты» 24.10.2014
  • Радиоэфир «ВОСКРЕСЕНИЕ» Точка зрения — 69 «Четырехдневная рабочая неделя» 24.10.2014
  • «…Да в ней намек» «Православие и мир» 20.10.2014
  • ТВ»Союз» «Беседы с батюшкой» 20.10.2014
  • О сносе памятника Ленину: «Что немцу здорово, то русскому смерть» «Православие и мир» 02.10.2014
  • «Чтобы слово не было праздным…» «Православие.ru» 01.10.2014
  • «Воровать, но отдавать часть денег на благие дела?»»Православие и мир» 25.09.14
  • «Портрет гуся, или Как извлечь пользу из злословия» «Православие и мир» 23.09.14
  • «„Выплеск эмоций“, или Как поставить заслон злу?» «Православие и мир» 10.09.2014
  • ТВ»Союз» «Беседы с батюшкой» 25.08.2014
  • Радиоэфир «ВОСКРЕСЕНИЕ» Точка зрения — 64 28.08.2014
  • Радиоэфир «ВОСКРЕСЕНИЕ» Точка зрения — 63 21.08.2014
  • ТВ»Союз» «Беседы с батюшкой» 4.08.2014
  • ТВ»Союз» «Беседы с батюшкой» 30.06.2014
  • Радиоэфир «ВОСКРЕСЕНИЕ» Точка зрения — 56 26.06.2014
  • Радиоэфир «ВОСКРЕСЕНИЕ» Точка зрения — 55 19.06.2014
  • «Как подражать Петру и Павлу?» «Православие и мир» 17.06.2014
  • «Любовь к отеческим гробам» «Православие и мир» 7.06.2014
  • КНИГА «Таинство Крещения: Беседы с родителями и крестными»(«Никея»2014)
  • «Христианская жизнь: инструкция по эксплуатации» «Православие и мир» 16.05.2014
  • » О дне Православного Мужчины: проблема датировки» «Православие и мир» 11.05.2014
  • «Осуждает ли Христос богатство?» «Православие и мир» 7.05.2014
  • Как сектанты «исследуют Писания» «Центр религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского» 28.04.2014
  • ТВ»Союз» «Беседы с батюшкой» 20.04.2014
  • «Если я вижу выгребную яму, то я не сую туда нос» «Русская народная линия» 16.04.2014
  • «Двоюродные братья. Обмен талантами в XXI веке» «Православие и мир» 15.04.2014
  • «Порядочность и честность делают Путина самым популярным лидером на Западе» «Русская народная линия» 11.04.2014
  • Радиоэфир «ВОСКРЕСЕНИЕ» Точка зрения — 51 10.04.2014
  • Радиоэфир «ВОСКРЕСЕНИЕ» Точка зрения — 50 03.04.2014
  • «Христос „для лохов“ и „для конкретных пацанов“» «Православие и мир» 01.04.2014
  • ТВ»Союз» «Беседы с батюшкой» 24.03.2014
  • «Паралимпийцы стали для нас образцами правильного отношения к жизни и страданиям» «Фома» 19.03.2014
  • «Священник на Паралимпиаде: спортсмены стали для нас настоящими маяками» Милосердие.ru 19.03.2014
  • Радиоэфир «ВОСКРЕСЕНИЕ» Точка зрения — 45 14.02.2014
  • «„День влюбленных“ — это праздник коммерческий и сексуально развратный» «Русская народная линия» 13.02.2014
  • Радиоэфир «ВОСКРЕСЕНИЕ» Точка зрения — 44 07.02.2014
  • «Куда смотрит мир с надеждой?» «Православие и мир» 23.01.2014
  • Радиоэфир «ВОСКРЕСЕНИЕ» Точка зрения — 41 17.01.14

Публикации

Центр религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского
  • Как сектанты «исследуют Писания» 28.04.2014
Институт русского языка
«Православие и мир » интернет портал
  • «Иеромонах Макарий (Маркиш): Давка возникшая во время раздачи кулича знакома многим священникам»13.04.2015
  • «Приложение „Помощник в Исповеди“ — это игра с огнём» 02.04.2015
  • «Гордость — это штаб-квартира дьявола в душе» 15.01.2015
  • «Как добыть Жар-птицу счастья?» 31.12.2014
  • цветок, или Дар рассуждения. Истинное происшествие» 26.11.2014
  • «Основу русской культуры составляет православие» 12.11.2014
  • «Человек вам завидует? Сделайте ему комплимент» 27.10.2014
  • «…Да в ней намек» 20.10.2014
  • О сносе памятника Ленину: «Что немцу здорово, то русскому смерть» 02.10.2014
  • «Воровать, но отдавать часть денег на благие дела?» 25.09.14
  • «Портрет гуся, или Как извлечь пользу из злословия» 23.09.14
  • «„Выплеск эмоций“, или Как поставить заслон злу?» 10.09.2014
  • «Как подражать Петру и Павлу?» 17.07.2014
  • «Любовь к отеческим гробам» 7.06.2014
  • «Христианская жизнь: инструкция по эксплуатации» 16.05.2014
  • «Иеромонах Макарий (Маркиш) о Дне Православного Мужчины: проблема датировки» 11.05.2014
  • «Осуждает ли Христос богатство?» 7.05.2014
  • «Двоюродные братья. Обмен талантами в XXI веке» 15.04.2014
  • «Христос „для лохов“ и „для конкретных пацанов“» 01.04.2014
  • «Куда смотрит мир с надеждой?» 23.01.2014
  • «Американский маршрут к моей России» О книге «Моя Америка» Александра Дворкина 29.10.2013
  • «Иеромонах Макарий (Маркиш): В Светлый четверг и День Победы я впервые вошел в алтарь» 9.05.2013
  • «О тактике и стратегии информационной войны за Церковь» 4.02.2013
  • «Молитва напоказ или молитва перед людьми?»19.10.2012
  • «„Жадные церковники“ с другого берега» 1.10.2012
  • Сталинграда: диалог по делу» 7.09.2012 (недоступная ссылка)
  • Ничего личного, или Сталинград в Хамовниках» 14.08.2012
  • «Семья на грани гибели» 4.08.2011
  • «Псевдоблагочестие в семье» 27.07.2011
  • «К победе над извращениями» 27.07.2011
  • «Вражда между православными и мусульманами — яремная вена сегодняшней России» 23.05.2011
  • «Город Назарет, день Благовещения (из воспоминаний прошлого века)» 7.04.2011
  • Освятить что-либо не значит «взять над этим контроль» 11.03.2011
  • «Приключения и подвиги» 26.07.2010
  • «О псевдоправославии»16.06.2010
  • «О духовной жизни и прелести» 16.06.2010
  • «Действовать приходится по обстановке» 15.09.2010
«Истина»православный журнал
  • «Нравственная дезориентация и христианская ориентация»
  • «Клиповое сознание» 15.05.2012
  • «Нравственная дезориентация и христианская ориентация»
  • «Как помочь сыну алкоголику?»
«Православие.ru»
  • «Соцсеть „ЕЛИЦЫ“ делает церковь открытой для всех» 24.03.2015
  • «Чтобы слово не было праздным…» 01.10.2014
  • Перевод с англ. журнал «The American Thinker». Роберт Оскар Лопес: «Политическая проблема зла» 02.09.2013
  • Священники о Рождественском посте: «Пост — это возможность измениться сейчас, а не потом или в старости» 26.11.2012
  • Слово пастырей: «ТВ соблазн или порядок?» 17.09.2012
  • «Россия-1»: «Без страха перед волком» 13.09.2012
  • Слово пастырей: «Народ Божий и идолы современности. Часть 1» 02.08.2012
  • Слово пастырей: «Путь к идеалам святой Руси. Вспоминая святого князя» 27.07.2012
  • Слово пастырей: «Крещение Господне. Традиции и путь богоуподобления» 18.01.2012
  • «Сохранить младенца» 11.01.2012
  • «А воз и ныне там…» 19.12.2011
  • «…Чувствую мощь!»интернет как новое измерение в околоцерковном пространстве 08.07.2011
  • «Красота — на спасение или на погибель?» 26.11.2010

Журнал «Нескучный сад»
  • «Евангельское чтение: Христос и расслабленный» 2.08.2013
  • «Кого считать путешествующим?» 17.08.2011
  • «Патриотизм помогает исполнить заповедь любви» 25.02.2010
  • «Как важно быть трезвым» 8.09.2008
«Правда.ru»
  • «Кто расставляет антицерковные „сети“»? 14.06.2012
  • «Защита веры как социальный долг верующих» 23.11.2012
  • «Совместимы ли успех в миру и Православие?» 14.09.2012
  • «Как относится к приметам Церковь?»17.02.2011
  • «Виртуализация духовной жизни — греховная страсть» 25.04.2011
  • «Грех ли лишний вес? или „Благословите похудеть!“» 28.01.2011
  • «Чудеса в наши дни» 17.09.2010
  • «От страха перед миссией поможет психиатр и чтение Евангелия» 17.06.2010
«Русская народная линия» информационно-аналитическая служба
  • «Если я вижу выгребную яму, то я не сую туда нос» 16.04.2014
  • «Порядочность и честность делают Путина самым популярным лидером на Западе» 11.04.2014
  • «„День влюбленных“ — это праздник коммерческий и сексуально развратный» 13.02.2014
  • «Дмитрий Медведев обвинил западные СМИ в провоцировании русофобии» 24.01.2014
  • «Надо ставить точку на данной теме» О беспощадной борьбе с религией в советское время … 06.11.2013
  • «Россия подвергается информационным, культурным, духовным инфекциям» 17.12.2013
  • Подвиг выбора 04.09.2013
  • Проституция, писатель, педофилия 25.10.2012
  • «Молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми Его» 19.10.2012
  • «Кому-то нужно отдать своё сердце» 11.04.2012
  • «Дальние края научили меня любить Родину…» 01.03.2012
  • Как возродить традицию?14.01.2012
  • «А воз и ныне там…»20.12.2011
  • «…Чувствую мощь!» Интернет как новое измерение в околоцерковном пространстве 08.07.2011
  • Будьте дружелюбны!18.02.2011
  • Красота — на спасение или на погибель?»Как сказал Достоевский, красота спасет мир!»27.11.2010
  • Почему дети воцерковленных родителей уходят из Церкви?17.09.2010
  • Иеромонах Макарий (Маркиш): Левада-Центр пытается уничтожить здоровье нашего общества 09.08.2010
  • Иеромонах Макарий (Маркиш): «СМИ склонны обращать внимание на маргинальные стороны миссии»28.06.2010
  • «От болтовни до бомбы: русофобия на правах рекламы (Итоги одного эксперимента)» 07.05.2010
  • Иеромонах Макарий (Маркиш): «Необходима некоторая акцентуация на страданиях Спасителя»01.04.2010
  • Иеромонах Макарий (Маркиш): «Я считаю себя обязанным возразить Путину»05.06.2009
  • Иеромонах Макарий (Маркиш): Зачем нам жаргонное словцо «gay»?02.04.2009
  • Лишение свободы: от поражения к победе 21.03.2009
  • В зеркале православной миссии 09.04.2008
  • Что им в нас нравится, или наше зло в чужом зеркале 15.12.2007
  • Спорт противоположен лени 27.07.2007
  • Служение богу по имени Фан 29.09.2006
  • Государство и духовная школа: шаги навстречу 20.03.2006
  • «Письмо пятисот» комментируют в Израиле 05.07.2005
  • «Препятствие к объединению»22.03.2005
  • «В поисках исповеди» 02.09.2004
  • Работорговля, XXI век 22.03.2004
  • Разговор про Распутина: человек под перекрестным огнём 21.03.2003
  • «Ожидаемый удар» 01.12.2003
  • «Единым православным голосом» 02.10.2003
  • Преподобномученица Елизавета и убиенный Григорий: урок XXI веку 11.03.2003
  • Совесть, или крест над городом 17.02.2003

Публикации на сайте митрополии в рубрике «Проекты»
  • Вопрос о йоге
  • «От мыльной оперы — к жизни»
  • «Нужны ли детям прививки?»
  • «Школьные враги»
  • «Любовь или зависимость?»
  • «Свет знания против секты»
  • «Уважительная причина»
  • «Пожалеть себя?…»
  • «Нерешительность»
  • «Воры и совесть»
  • «Письмо в туберкулезную зону»
  • «На пороге свободы»
  • «Два письма»
  • «…Последняя горше первых»
«Одигитрия»
  • «Брак: Церковный, „гражданский“, никакой…» март 2012
  • «Два пути: „искать“ и „найти“» январь 2012
  • «Любви учатся всю жизнь, до последнего вздоха» 1.01.2010
Православная газета «ВЕРА» — «ЭСКОМ»
  • «Кому-то нужно отдать своё сердце» апрель,2012
  • «В столь серьёзном деле, как семейная жизнь и воспитание детей, не принимайте на веру ничего без тщательной проверки»
«Русский дом»
  • «Связь веков» 20.06.2010
  • «Яблоко»
  • «Почитание икон в штате Массачусетс»
«Милосердие.ru»
  • «Священник на Паралимпиаде: спортсмены стали для нас настоящими маяками» 19.03.2014
  • «Требовать от каждого, чтобы немедленно отказался от курения, не всегда правильно» 28.05.2012
Журнал «Фома»
  • «Паралимпийцы стали для нас образцами правильного отношения к жизни и страданиям» 19.03.2014
  • «Служение Богу по имени ФАН» 1.01.2008
«Русская православная психология»
  • «Кощей Бессмертный XX века. Книга о фрейдизме»
«Благовест»
  • «Бог привел меня из небытия в бытие…» 15.11.2012
«Церковный вестник»
  • «Чудо неотделимо от личностного бытия» 20.08.2012
«Избери жизнь» сайт о преодолении суицида
  • «Смысл жизни» 29.03.2011
Religare.ru
  • «Православие — это полнота жизни, видимого и невидимого мира… Нам нечего прятать» 26.05.2009
  • «Об отце» 8.02.2004
Pomogi.me
  • «Права человека — это средство, а не цель»
«Миссионерский отдел Санкт-Петербургской епархии»
  • «В каждом приходе — папа, или итоги 12 лет Синодального постановления о пастырстве»
Аналитическое обозрение «Радонеж»
  • «От болтовни до бомбы: русофобия на правах рекламы (Итоги одного эксперимента)»
  • Лишение Свободы: от поражения к победе
  • «Кирпичики» духовной разрухи
  • Гарри Поттер и православная миссия (Прот. Дэвид Мозер и иеромонах Макарий)
  • В зеркале православной миссии
  • Что им в нас нравится
  • Рекомендациям быть, цензуре — нет
  • Печатное слово и мамы римские
  • Ложная цель
  • Новогодний пейзаж
  • Ориентироваться в «нетрадиционной ориентации»
  • Дух «Радонежа» над Западной Европой: кошмар протодьякона Питера
  • Путь к цели: защита среды обитания
  • «Не было бы счастья, да несчастье помогло»
  • Русская эмиграция: миссия продолжается
  • Почему освистали министра
  • Православная ярмарка: легкое и серьезное отношение к делу
  • Что в имени?…О монашестве, с любовью
  • О «Розе мира»
  • Чем пахнет «Роза мира»
  • СОЛДАТЫ СВОБОДЫ (Православная журналистика)
  • К десятилетию газеты «Радонеж»
  • «Препятствие к объединению»
  • От правды до кривды, или почему заскучал г-н Даниэль
  • Вырастить наследников
  • После Беслана: опыт публичного покаяния
  • В поисках исповеди
  • Интеллигент между Христом и истиной
  • «…Тварь ли я дрожащая, или право имею?»
  • УМЕР РОНАЛЬД РЕЙГАН
  • Содомский вопль
  • Предвиденный удар
  • Детский сад, или Aggiornamento
  • Не обознаться в густой тьме

«Священник отвечает» Интернет страница
  • «Кто виноват? «Давайте уничтожим ад!»
  • «Православие и программирование» 2001
  • «Звезды Востока. Памяти мучеников Боксерского восстания»
  • Напутствие паломнику: «По святым местам — за святыней» «Священник отвечает»
  • «В рай — по справедливости?» «Священник отвечает»
  • «Половая тряпка». Проповедь в Неделю Православия. «Священник отвечает»
  • «Миссионерский семинар» «Священник отвечает»
Церковный вестник
  • «Безответственность» январь 2008

Видео

ТВ»Союз»
  • ТВ»Союз» Беседы с батюшкой 9.03.2015
  • ТВ»Союз» Беседы с батюшкой: «Рождество Христово» 06.01.2015
  • ТВ»Союз» «Беседы с батюшкой: На вопросы телезрителей отвечает иеромонах Макарий (Маркиш)» 11.11.2014
  • ТВ»Союз» «Беседы с батюшкой: На вопросы телезрителей отвечает иеромонах Макарий (Маркиш)» 20.10.2014
  • ТВ»Союз» «Беседы с батюшкой: На вопросы телезрителей отвечает иеромонах Макарий (Маркиш)» 25.08.2014
  • ТВ»Союз» «Беседы с батюшкой: На вопросы телезрителей отвечает иеромонах Макарий (Маркиш)» 04.08.2014
  • ТВ»Союз» «Беседы с батюшкой: На вопросы телезрителей отвечает иеромонах Макарий (Маркиш)» 30.06.2014
  • ТВ»Союз» «Беседы с батюшкой: На вопросы телезрителей отвечает иеромонах Макарий (Маркиш)» 20.04.2014
  • ТВ»Союз» «Беседы с батюшкой: На вопросы телезрителей отвечает иеромонах Макарий (Маркиш)» 24.03.2014
  • ТВ»Союз» «Беседы с батюшкой: О речи патриарха на епархиальном собрании г. Москвы» 30.12.2013
  • ТВ»Союз» «Беседы с батюшкой: Социальные проблемы» 3.12.2013
  • ТВ»Союз» «Беседы с батюшкой: Учеба и работа» 18.11.2013
  • ТВ»Союз» «Беседы с батюшкой: Молодёжное служение в церкви» 18.08.2013
  • ТВ»Союз» «Беседы с батюшкой: Вопросы православной веры» Подготовка к причастию. 24.06.2013
  • ТВ»Союз» «Беседы с батюшкой: Информационное пространство» 15.03.2013
  • ТВ»Союз» «Беседы с батюшкой: Рождественские чтения 2013» 24.01.2013
  • ТВ»Союз» «Беседы с батюшкой: Миссионерство» 20.11.2012
ТВ»Спас»
  • ТВ»Спас» «Фома». Диктатура досуга.
Медиа Отец
  • Медиа Отец. Католики платят по счетам 25.03.2013
  • Медиа Отец. Твой ПОСТ в ТОПЕ 48 дней 28.03.2013
  • Медиа Отец. О коррупции 07.04.2013
  • Медиа Отец. Православие: «жареные сюжеты» 25.04.2013
  • Медиа Отец. О педерастии 20.02.2013

Радиоэфиры

«ВОСКРЕСЕНИЕ» Радиостанция Екатеринбургской епархии
  • Точка зрения — 76 19.12.2014
  • Точка зрения — 75 11.12.2014
  • Точка зрения — 70 «Церковь и гомосексуалисты» 24.10.2014
  • Точка зрения — 69 «Четырехдневная рабочая неделя» 24.10.2014
  • Точка зрения — 64 28.08.2014
  • Точка зрения — 63 21.08.2014
  • Точка зрения — 56 26.06.2014
  • Точка зрения — 55 19.06.2014
  • Точка зрения — 51 10.04.2014
  • Точка зрения — 50 03.04.2014
  • Точка зрения — 45 14.02.2014
  • Точка зрения — 44 07.02.2014
  • Точка зрения — 41 17.01.2014
«Радонеж»
  • Эфир Радио «Радонеж»

Лекции

  • Предание. Ру — православный портал
  • Недоумения, суеверия, предрассудки: вопросы и ответы
  • Православное мировоззрение: вопросы и ответы
  • О Священном Писании: вопросы и ответы
  • О воспитании детей: вопросы и ответы

Примечания

В Викицитатнике есть страница по теме: Макарий (Маркиш)

  • Блог иеромонаха Макария (Маркиша)
  • p-m-makarios — Макарий (Маркиш) в «Живом Журнале»
  • Иеромонах Макарий (Маркиш Марк Симонович)
  • Иеромонах Макарий (Маркиш) (недоступная ссылка)

Иеромонах Макарий (Маркиш): Приключения и подвиги

На днях какой-то прихожанин, лет пяти-шести, спросил меня после службы:

– Батюшка, в Церкви бывают приключения и подвиги?

И настолько серьезно был задан этот вопрос, что я, не задумываясь, ответил ему в тон:

– Ты глаголеши, юноша! Без подвигов и самой Церкви бы не было, да и без приключений тоже не проживешь.

Я вырос безрелигиозной среде, безразличной к небесной вертикали. Полагали, очевидно, что вера – «личное дело каждого», нечто вроде цвета носков или фасона галстука… Но к тридцати годам сознательной жизни – как будто бы спокойной и благополучной (помнится, я изумлялся полной безмятежности своего бытия по сравнению с двумя предшествующими поколениями) – мне стало ясно, что это вовсе не так. А вот как оно должно быть – об этом я понятия не имел и иметь не мог. Но неумолимо поворачивались стрелки часов истории, открывая мне время моих приключений и значение чужих подвигов.

* * *

В 1986 году Воздвижение Креста Господня (27 сентября) пришлось на субботу. В ту субботу я отправился в городок Сэйлем, на север от Бостона, намереваясь просить тамошнего священника, чтобы он меня крестил. Почему именно туда, именно к нему – сейчас уж и не помню: многое в те дни происходило как будто случайно. Священник принял меня очень приветливо, дал мне ворох брошюр о Православии, и велел позвонить «когда я буду окончательно готов». Я поздравил его с праздником; он сказал, что у них Воздвижение отмечалось две недели назад. Я простился и поехал назад.

По дороге я остановился на берегу и взялся читать полученную литературу. Осенние волны без устали бились о скалы у ног, ранние сумерки стали сгущаться над океаном, а я все сидел и перебирал листки. Что-то меня в них беспокоило. Что именно, и почему?

«Правоту христианства» я признавал, но чисто теоретически – так же, как, скажем, расстояние от Земли до Юпитера или структурные формулы органической химии. Меня изолировал от Христа характерный для наших дней вопрос: «А мне-то какое дело?» К тому времени, когда я объявился в Сэйлеме, вопрос этот должен был бы уйти прочь – но вот, оказывается, не ушел, а по-прежнему мучил меня, как глубокий абсцесс. В результате, подсознательно, а может статься и сознательно, я искал повода дать задний ход на пути в Церковь.

Я вспомнил про разницу календаря, про старый и новый стиль. Как так, у меня здесь будет праздник в один день, а в России – в другой? И если раньше, когда я покидал Россию, – как я думал, безвозвратно – я б и не задумался об этом, то год жизни в Америке и знакомство с русской эмиграцией – в Бостоне еще живы были те, кто уходил из Крыма с Врангелем – заронили мне в душу первые семена любви к моей покинутой родине. Пока это не выяснится, думал я, можно ли считать себя «окончательно готовым»?… Я помнил, что где-то в Розлиндэйле есть русская церковь: дай-ка, думаю, поеду туда, может быть там мне дадут консультацию по календарному вопросу?

Было уже совсем поздно, когда я добрался до Богоявленской церкви. Всенощная кончилась; когда я вошел, прихожане пели «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко…» Я спросил священника; мне велели подождать (вероятно, еще продолжалась исповедь). Я стал справа у стены, и от нечего делать принялся разглядывать большую икону, метра полтора в высоту, с виду совершенно новую, освещенную пламенем догоравших свечей на двух подсвечниках.

Православный взгляд тотчас опознал бы на иконе русских мучеников и исповедников большевицкой эпохи – но у меня не было православного взгляда. И первое, что бросилось мне в глаза, была белоснежная церковь над головами стоящих людей; а сбоку, на особой картинке было показано, как эту церковь уничтожают. И сразу же на память пришли бабушкины рассказы о взорванном некогда храме Христа-Спасителя: в детстве я воспринимал их наряду с Иван-Царевичем или Золотым Петушком…. А дальше, на других боковых картинках, обнаружилась галерея знакомых сюжетов, словно сошедших со страниц «Архипелага ГУЛаг» – всех тех, что занимали мое сознание последние годы и привели меня к бегству из СССР.

Впереди, перед незнакомой мне тогда толпой – епископов, священников, монахов, мирян, женщин, детей – стоял Царь. Узнал я его, конечно, сразу, но сначала не обратил внимания, не смотрел на него. А он смотрел на меня. Смотрел спокойным, грустным взглядом, ничего не втолковывая, не навязывая. Я досконально знал, что произошло с ним, с его женой, сыном и дочерьми летней ночью восемнадцатого года, но никогда в жизни об этом не задумывался, не беспокоился. А тут вдруг, под его взглядом, впервые ощутил, что мне до него есть дело.

Так я и разглядывал икону, сперва рассеянно, потом все более сосредоточенно, минут пять, а может быть и десять, и ощущение мое крепло. В ушах стояла неповторимая мелодия «Кресту Твоему…», и крест – композиционный центр всей иконы, прежде не замеченный мной – все сильнее привлекал к себе внимание. Когда же из алтаря вышел священник, к моему собственному удивлению оказалось, что все мои хитрые «календарные вопросы» куда-то улетучились: я представился и спросил, когда меня могут крестить.

На мое оглашение – т.е. подготовку ко крещению – ушло почти четыре месяца. Крестили меня зимой, в канун Богоявления. Громоздкую купель, похожую на комод с ручками – сколько раз с тех пор я ее помогал носить из сарая в храм и обратно – установили в нескольких метрах от иконы, и опускаясь в воду я мог видеть крест, взорванный храм, глаза Царя и наклоненную голову Цесаревича.

* * *

В Россию я возвратился в сентябре 2000 года. Позади были годы работы, от ведущего инженера-программиста в математическом отделе до грузчика на перевалочной базе, преподавание доброго десятка различных дисциплин и заочная учеба в русской православной Семинарии. Было знакомство с Православием, русским и в то же время всемирным, в лице его смиренных, но ярких светил: лично – как с крестившим меня протоиереем Романом Лукьяновым (+2007), с нашим бостонским викарием епископом Митрофаном (Зноско, +2002), с иконописцем и художником архимандритом Киприаном (Пыжовым, +2001), с хранителем Монреальской мироточивой иконы мучеником Хозе Муньосом (+1997), – и косвенно, как со святителем Иоанном (Максимовичем, +1966, причислен к лику святых в 1994 г.), митрополитом Филаретом (Вознесенским, +1985), иеромонахом Серафимом (Роузом, +1982) – через ближайших друзей и последователей, через плоды их трудов и молитв.

…В разное время, в разных районах США, мне пришлось познакомиться с тремя священниками. Разного возраста, разного происхождения, разного темперамента, разных «юрисдикций», между собой они имели мало общего. Однако к своему удивлению я заметил, что когда речь заходила о чем-то очень важном, когда они говорили – пусть даже на разных языках – о Боге, о Церкви, о человеческой душе, между всеми тремя словно возникало некое родство: они становились похожи друг на друга, словно родные братья. Что за странность? Загадка разрешилась очень просто и вполне закономерно: все трое, на том или ином этапе своей жизни, были знакомы с владыкой Андреем (Рымаренко, +1978), архиепископом Роклэндским, который некогда, будучи еще молодым священником, проводил в последний земной путь преп. Нектария Оптинского, и чей дух он пронес по залитым кровью и слезами дорогам Второй Мировой войны и послевоенного беженства.

Позади был и горестный распад семьи – изгнание с полицией из собственного дома, расставание с женой и детьми, – и распад коммунизма в России, и распад самой России, и даже в известной мере распад Америки. Если в первый же вечер по прибытии в Бостон наш тамошний приятель вразумил нас со знанием дела: «Учтите, в целом это честная страна», – то пятнадцать лет спустя, в эпоху Клинтона, такое мог сказать лишь комик да умалишенный… На Пасху 99-го года началась агрессия против Сербии, которая расставила все точки над «i». В те дни мне как раз пришлось ехать в командировку, и я помню то чувство едкого стыда, с которым я предъявлял в аэропортах американский паспорт.

Я написал в консульство, восстановил русское гражданство (точнее, получил его впервые: я был когда-то гражданином СССР), отдал домашнее барахло в «Армию Спасения», купил билет и два чемодана, сел в самолет – и вот я уже стою в тени храма Христа-Спасителя, высоко задрав голову, смотрю на золотые купола в осенней синеве, слушаю пение колоколов и, вспоминая бабушку, повторяю вполголоса слова Псалмопевца: «Благ еси Ты, Господи, и благостию Твоею научи мя оправданием Твоим».

Я не планировал оставаться в столице: слишком тяжек был груз прожитых здесь некогда лет. Сегодня я гораздо спокойнее смотрю на Москву, а тогда, помню, с каким облегчением уехал я после двух недель в провинциальное Иваново. Там я поселился в Свято-Введенском монастыре, сначала в качестве гостя, потом послушника, через год – монаха и диакона, и еще через полтора года – священника.

Мой отец, С.П. Маркиш, некогда выдающийся русский переводчик и литератор, трагическая жертва советской эпохи, жил за границей и не был в России тридцать лет. Последние годы мы были с ним в очень теплых отношениях. Я спрашивал его многократно, почему он не хочет навестить родину, но никогда не получал ответа по существу. Один раз только он бросил мне резко: «Как ты не понимаешь, я же обещал!» – «Кому??» – изумился я. – «Самому себе!» – и на этом вопрос был закрыт.

Однако он живо интересовался, даже волновался, стану ли я священником. Вероятно, это сломало бы какие-то жуткие преграды в его душе, он приехал бы на мое рукоположение, и всё переменилось бы в его жизни… Но он умер в Женеве при странных обстоятельствах в начале декабря 2003 года, видимо, в тот самый день, когда наш архиерей принял решение возвести меня в сан священника.

Как ни странно, первое время в монастыре было для меня поистине самым монашеским. Позже, став священником, я начал быстро врастать в окружающую жизнь – монастыря, епархии, города, всей нашей обновленной страны. Сегодня, бывает, за день я встречаю больше людей, участвую в большем количестве дел, чем прежде за полгода… А тогда ни я никого не знал, ни меня никто не знал, существовали для меня только келья, храм и работа – компьютер. С ним я начал дружить еще в юности, когда поступил учиться в МИИТ, и с благодарностью сохраняю эту дружбу до нынешнего дня. Именно компьютер, в конце 80-ых годов, через нарождавшийся тогда Интернет, ввел меня в русло православной культуры.

* * *

…Что же такое православная культура? Сегодня, наверное, многим ясней, что не относится к православной культуре, вопреки всем потугам газетчиков и телеведущих: меланж из «народных обычаев», суеверий, предрассудков и побасенок, столь же бескультурных, сколь и неправославных, бессвязных обрывков церковного календаря и бесчисленных указаний, как, чем, и в какой последовательности набить себе пузо…

Православная культура – это культура Креста. Крест – это жертва любви, это подвиг. Православная культура – культура подвига. Без подвига нет христианства, нет и православной культуры.

Фото Анны Ольшанской

Новые Российские мученики, принявшие в ХХ веке подвиг веры, за границей были причислены к лику святых в 1981 году, незадолго до моего приезда в Бостон (а в России – в 2000 г., за месяц до моего возвращения). Неслучайно моя «христианская молодость» прошла под знаком этого подвига: Православие – дело вовсе не «личное», а самое общественное, вера не «во что-то», а «в Кого-то», в Того, кто из любви к нам отдал Себя на смерть, и христианская вера – это подвиг ответной любви. Православная культура – это арена деятельной любви к людям.

Отчасти поэтому, а отчасти под воздействием технических средств Интернета, моя работа на информационной ниве с самого начала носила дискуссионный, «интерактивный» характер. Всевозможные форумы, «круглые столы», Интернет-семинары и конференции, диспуты и обсуждения с полным основанием представляются мне магистральным направлением в публицистике и журналистике. Памятен обмен мнениями между участниками одной дискуссии, которые отвечали на вопрос о том, что каждый их них хочет от своих собеседников. Один написал:

– Мы просим православных не беспокоить нас острыми вопросами церковного, нравственного и общественного характера, которые нас разделяют. Зачем это нужно? Это так неприятно…

Православный же, независимо и одновременно с ним, откликнулся приблизительно так:

– Мы просим наших оппонентов как можно чаще обращаться к нам с острыми вопросами, которые нас разделяют. Душа человека ищет Христа, требует истины, и мы обязаны помогать друг другу в поиске.

Что причиняет сегодня человеку, на Руси и повсюду, наихудшие страдания? Не голод и не телесные болезни. Хуже всего мы страдаем от неведения Христа, от невежества, глубокого и закоренелого, от неспособности отбросить заблуждения и ложь, найти или получить ответ на сотни жизненно важных вопросов. Отсюда равнодушие, уныние, тупое бесчувствие, тупая злоба и тупое упрямство; отсюда распад семьи, общества, нации, утрата сопротивления к чуждым, враждебным воздействиям; отсюда алкоголизм, разврат, магия, преступность, азартные игры, наркотики, гибель… Человек ждет помощи от Бога, Бог посылает помощь через людей.

Аналитическое обозрение «Радонеж» почти с первых выпусков стало публиковать мои работы и продолжает регулярно печатать их до сего дня; расходятся они и по многим другим изданиям – как журналы «Фома» и «Русский Дом» в Москве, «Одигитрия» на Украине, «Orthodox Life» в США, – и по Интернету. А после возвращения на родину меня пригласили на радио «Радонеж», программы которого через эфир и тот же Интернет достигают самых отдаленных уголков планеты. И здесь мой любимый жанр – открытый разговор. Уже несколько лет я веду страницу Ивановского Свято-Введенского монастыря в Интернете: главный, постоянно обновляемый раздел – «Вопросы и ответы». Подготовил к печати несколько книг: основное содержание – беседы со священником. Последнее время пришлось подключиться и к местному радиовещанию: название программы – «Неспешные разговоры»…

Если мы верно определили православную культуру, то публицистика должна нас вести вглубь гражданского общества, от обсуждения вопросов и задач к их решению. И действительно, я оказался в правлении двух общественных групп: Комитета Защиты семьи, детства и нравственности «Колыбель» и Христианской Ассоциации молодежи и семьи. Их цели вполне определяются названиями; подробности каждый может найти в Интернете, а я только добавлю, что за последние годы частота абортов в Ивановской области снизилась почти вдвое.

Особенно существенным, и важным лично для меня, было участие в работе Всемирного Русского Народного Собора. Собор – постоянно действующую общественную организацию – можно назвать голосом совести русского народа; но совесть наша требует внешнего стимула и направления. Таким стимулом стала принятая весной 2006 года Декларация о правах и достоинстве человека, в которой тема «прав человека» впервые поставлена с головы на ноги: ценность личности абсолютна и неизменна, права относительны и переменчивы. Разработка этого документа в Рабочей группе под руководством Митрополита Кирилла (Гундяева) послужила мне бесценным опытом.

…Но может ли священник отделить православную культуру от своего основного и повседневного дела – от самой Церкви, от святых Таинств Евхаристии и покаяния, от проповеди с амвона, от бесед с верующими? – Ведь именно на исповеди привычный диалог становится напряженной общей молитвой, и к нам двоим невидимо, но явственно присоединяется Христос, дающий исцеление страдающей душе.

* * *

Как-то у нас в монастыре была служба в честь архиепископа Августина (Беляева) погибшего за Христа в 1937 году: одно время он занимал архиерейскую кафедру в Иванове. Иконы его у нас еще не было, и на аналой положили общую икону Российских Новомучеников ХХ века. Когда я подошел к аналою для поклона, оказалось, что это репродукция с нашей бостонской иконы: я заметил знакомый крест, спокойный взгляд печальных глаз, высокий белый храм и наклоненную детскую голову.

Наша Земля – шар; православная культура, как земная поверхность, не знает границ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *