Игорь ткаченко русские витязи

chtoby_pomnili

Летчик.

Игорь Ткаченко родился 26 июля 1964 года в посёлке Венцы-Заря Краснодарского края.
В 1985 году окончил Борисоглебское высшее военное авиационное училище летчиков им. В. П. Чкалова, в 2000 году — Военно-Воздушную Академию им. Ю. А. Гагарина.

Проходил службу в качестве лётчика-инструктора в Борисоглебском ВВАУЛ, а с 1987 года служил на Кубинской авиабазе. За время прохождения службы освоил самолёты Л-29, МиГ-21, МиГ-29, Су-27, Су-35. Налетал на данных типах самолетов 2300 часов. Ткаченко летал на самолётах зарубежного производства: «Мираж» 2000, F-16. Высшим пилотажем занимался с 1989 года. Ведущий и соло-пилот пилотажной группы «Русские витязи». Был женат, воспитывал сына и дочь.

Игорь Ткаченко — командир группы «Русские витязи», начальник 237-го гвардейского Центра показа авиационной техники ВВС России, заслуженный военный лётчик Российской Федерации, военный лётчик-снайпер, гвардии полковник.

Его голос телезрители слышали во время Парада Победы на Красной площади. Во время пролета 9 мая над Красной площадью самолетов «МИГ-29» и «СУ-27» пилотажных групп «Русские Витязи» и «Стрижи» заслуженный военный летчик России гвардии полковник Игорь Ткаченко успевал поздравить ветеранов прямо в воздухе.
Заслуженный военный летчик России, Ткаченко имел огромный полетный опыт. Такие люди идут на риск сознательно, расширяя возможности человека, и мировой авиации. Многие фигуры пилотажа, которые сегодня исполняют «Русские витязи», не могут повторить нигде в мире.

Во время Парада Победы Игорь Ткаченко поздравлял россиян из кабины истребителя, пролетая над Красной площадью. Таким его запомнят многие — спокойный, веселый, уверенный в себе, летчик-ас.

Игорь Ткаченко дал интервью «Вестям» сразу после Парад Победы. Самолеты только приземлились в подмосковной Кубинке. Начальник центра показа авиационной техники имени Кожедуба Игорь Ткаченко делится впечатлениями: «Первые впечатления — наконец-то, закончился Парад! Все удалось! Погода не подвела, техника не подвела, личный состав не подвел. Чему учили, то и показали».
А 16 августа 2009 года в районе аэродрома «Раменское» столкнулись два истребителя Су-27 пилотажной группы «Русские витязи». Командир группы Игорь Ткаченко погиб. Еще двое пилотов остались живы, однако у одного — тяжелая травма. Есть пострадавшие и среди местных жителей. Разрушены и сгорели несколько домов. Столкновение произошло во время подготовки к Международному авиакосмическому салону МАКС.

«Пара Су-27 во время пилотажа на параллельных курсах разбились, — рассказывает один из очевидцев ЧП. — Во время столкновения произошла оранжевая вспышка, а потом появилось облако черного дыма. Когда облако рассеялось, один из самолетов в штопоре упал».

За тренировкой Су-27 пилотажной группы «Русские витязи» перед выступлением на авиасалоне МАКС наблюдали сотни людей с земли. Трагедия разыгралась буквально у них на глазах.

«Они шли друг напротив друга, и один другому врезался в “хвост”, — добавляет местная жительница. – “Хвост” загорелся, и уже было понятно, что у этого самолета не было выбора».

По одной из версий, картина случившегося могла выглядеть так: заходя на круг для перестроения, один из ведомых самолетов отстал от ведущего и нагонял его на огромной скорости. Равняясь, он подошел к командиру на расстоянии полутора-двух метров, и, не рассчитав, врезался.

Самолет с разбитым «хвостом» буквально камнем упал прямо на один из домов дачного поселка Сосны. Обломки разбросало в радиусе сотен метров. Где-то — детали обшивки, где-то — части двигателя. Авиационное топливо взорвалось мгновенно. Загорелись дома.

В общем хаосе кто-то искал своих родных. Те, кто был поблизости от места падения, пытались убежать подальше. Несколько человек получили ожоги. «К нам доставлены трое пострадавших, один – с небольшими ожогами – до 5% тела, это ожоги первой второй степени. И двое – с ожогами 15-20% тела. Один из пострадавших сейчас — в реанимации», — сообщил Игорь Сундуков — заместитель главного врача центральной раменской больницы.

В ядовитом дыму горящего топлива люди спасали, что могли. В поселке Сосны полностью сгорели три дома и одна машина. Через несколько минут после падения в небе сначала появились истребители, а потом и вертолеты МЧС.

Минут через 10 в поселок въехали первые машины спасателей и военных. Сначала, конечно, искали троих летчиков, которые успели катапультироваться. «Я видел, что он там приземлился в лесу – летчик, — рассказывает один из местных жителей. — Он один висел на дереве в районе магазина».

Второй Су-27 — тот, который повредил крыло, разбился в нескольких километрах от первого. Пилот, скорее всего, успел увести машину от жилых домов, и самолет упал в поле, поэтому здесь не было ни сильного пожара, ни человеческих жертв на земле.

Перед столкновением летчики комментировали маневры: технических проблем у обоих истребителей не было.

Хроника катастрофы СУ-27 отражена в радиоэфире — последние переговоры участников пилотажной группы «Витязи» с командиром Игорем Ткаченко прерываются 35-секундной паузой.

Уверенный голос командира четко раздает распоряжения: «Влево пошли, продолжаем». В этот момент в воздухе тяжеленные самолеты, словно послушные ласточки, выстраиваются в ровные фигуры. Все это происходит на огромной скорости.

«Подтянулись!» — голос командира даже интонацию меняет, отдавая распоряжения.

Примерно в 13.02 по московскому времени в эфире происходит следующее:

«…2-41 наблюдаем справа…». «Плавно на поворотный 1200». «Понял, наблюдаю». «Переходим на… пятый…». «3800» …

Судя по этой команде, летчики заканчивают маневр и расходятся, перестраиваясь для выполнения новой фигуры.

Вдруг среди мерного развития эфира раздаются гудки, писк, и наступает тишина… пауза длится около 35 секунд. Получается, что голос заслуженного летчика России Игоря Ткаченко звучит в последний раз… на этой записи этого нет, но радиоперехват уловил голос другого летчика: «Дым из двигателя, прыгай!»

Дальше на радиоволне, на которой велись переговоры подготовки летчиков, готовящихся к авиасалону МАКС, появляются голоса руководителей полетом. Сразу же принимается решение о подъеме в воздух вертолета. Доложено о том, что над местом падения виден купол парашюта:

«Двигатели выключай!» «2-44-й. Засекайте отметку, наблюдаю парашют». «2-44 — 900 метров над точкой падения». «Я понял вас, поднимаю вертолет. Упал в чистое поле. Саксофон-контроль, саксофон-контроль, 75-243. Зафиксировали координаты?»

Становится ясно, что потерпели катастрофу два борта — 2-42 и 2-41. Эти названия фигурируют в переговорах:

«2-41? 2-41 катапультировался, купол видел. 2-44 позволяю».

На перекличку в эфире не отзывается «пятый»:

«Пятый, ответь шестому. Третий. Второй. Четвертый. Четвертый шестому отвечаю… Пятый, где? Потерял. Я его не видел. Не отвечает. Столкновение с ним? Да. Понял. Отвечаю: 2-44. Так точно. Наблюдал 2-41-го. У 2-42-го был пожар.

С пожара наблюдал катапультирование 2-42-го. 2-43 наблюдал катапультирование 2-42-го, борт 14 был. Купол наблюдал».

Обстановка во время переговоров накаляется. Становится ясно, что катастрофа может обернуться серьезной трагедией.

«Стою над местом падения 2-41-го. Четвертый шестому ответил. Наблюдал падение 14-го борта. В поле упал. Ничего не повредил. Есть, понял. Купол тоже его наблюдал. Что вы в заблуждение вводите? Б**. Не нервничайте».

Пилоты «Витязя» готовили к показу самые рискованные фигуры высшего пилотажа. В частности, отрабатывали «звезду», «коверт» и «смешанный ромб». Эти фигуры «Русские витязи» и «Стрижи» собирались показать на авиасалоне. Они отрабатывали новую программу, стремясь довести ее до полного автоматизма.

При расхождении самолетов из строя и случилась катастрофа — ведомый самолет врезался в ведущего. По какой причине это произошло, пока неясно. Возможно, это отказ системы управления. Возможно, пилоты на какой-то момент потеряли друг друга из вида и столкнулись. Во время выполнения фигур высшего пилотажа расстояние между самолетами бывает от метра до пяти, скорость — более семисот километров в час.

Командир пилотажной группы «Русские витязи» Игорь Ткаченко успел катапультироваться, но погиб из-за воспламенения парашюта, загоревшегося в воздухе. По словам жителей подмосковного дачного поселка в районе Жуковского, над которым произошла авария, парашют одного из катапультировавшихся пилотов загорелся еще в воздухе, так как падавший истребитель в этот момент горел.

«Он, действительно, был маэстро в своем деле — как летчик, как человек, — рассказывает заслуженный летчик-испытатель РФ Владимир Бирюков. — И сегодня я выполнял полет на самолете Superjet. Когда я услышал его голос, поздоровался с ним – сказал: “Привет, маэстро” (так мы друг друга называли), а через 15 минут его не стало».

Трагедия произошла в воскресенье. В ходе генеральной репетиции авиашоу МАКС-2009 два самолета Су-27 не смогли разминуться в воздухе. Один из бортов ударил второй, тот загорелся, и оба самолета спикировали на землю. Два пилота успели катапультироваться, третий — командир «Русских витязей» Игорь Ткаченко — погиб. Кроме того, один из самолетов упал на дачный поселок «Лебяжье» и похоронил в огне три дома (читайте подробный репортаж и смотрите фоторепортаж об авиакатастрофе).

В военном городке, что возле Кубинки, — траур.

— Игорь Ткаченко был классный мужик! — говорит местный житель Игорь Пашин. — Весь наш городок под Липецк хотели переводить, но он добился, чтобы все осталось на месте.

Обсуждают здесь и версии страшной аварии. Как рассказывают местные, в последние месяцы из-за отсутствия керосина график тренировочных полетов «Русских витязей» был сорван. Они летали лишь на 9 Мая и 12 августа — День Военно-воздушных сил. А перед МАКСом стали наверстывать упущенное. Летали с 6 утра до 9 вечера! Уставали, конечно, дико, оттого, мол, и случилась ошибка в пилотировании.

Никаких официальных комментариев по поводу версий трагедии нет: военные власти ждут выводов комиссии по расследованию.

Возле подъезда дома, где жил Игорь Ткаченко, — цветы и зажженные свечи. Их принесли местные жители. Рядом — наряд милиции, не пускающий к родственникам всех сочувствующих.

Корреспондентам «КП» удалось поговорить с Елизаветой Куриленко — женой штурмана одного из разбившихся самолетов. Она только что вернулась из госпиталя, где лежит ее муж Игорь.

— С ним все в порядке, ходит, почти здоров. Катапульта спасла, — вздохнув, рассказала она.

Пилот Виталий Мельник, по ее словам, повредил два позвонка, но жизнь летчика вне опасности. Он в сознании. Чувствует себя неплохо, но скорбит о погибшем друге.

Почему же погиб Игорь Ткаченко?

По некоторым данным, из-за того, что его парашют сгорел, по другим — потому что не раскрылся. Мы обратились за комментариями к генеральному директору и главному конструктору НПП «Звезда» Сергею Позднякову. «Звезда» — разработчик и производитель кресел-катапульт, установленных на многих истребителях, в том числе и Су-27.

— Мог ли сгореть парашют?

— Больше вероятность, что не хватило запаса высоты. Да, я видел по телевизору, и очевидцы утверждают, что купол загорелся. Но на мой взгляд, крайне мала вероятность этого. Чтобы купол загорелся, ему нужно пересечься с падающим самолетом. А система выброса так устроена, чтобы этого не допустить.

— Из чего делается парашют? Какая-то огнеупорная ткань?

— Нет, самый обычный купол. Но траектории падения летчика и самолета не должны пересекаться. К тому же, судя по кадрам хроники, самолет падал, вращаясь. И велика вероятность того, что кресло выстрелило в тот момент, когда он находился вниз кабиной. Первый летчик ушел раньше — и запаса хватило.

— Через какое время раскрывается парашют?

— Зависит от ситуации. Если катапультирование происходит с земли — буквально через несколько секунд. А если на большой высоте, то несколько километров пилот летит вместе с креслом — пока не достигнет высоты, безопасной для дыхания. Вообще, система действует как взведенный механизм: сначала кресло выбрасывает из кабины, потом начинают работать стабилизирующие системы, затем начинается разделение: отделяется заголовник кресла с уложенным в нем парашютом, параллельно с этим пирорезаки обрезают ремни, которыми летчик притянут к креслу.

И вот представьте теперь, что это небольшая высота и самолет, не дай бог, летит или падает кабиной вниз… Просто если бы это произошло, когда кабина сверху… Мы же спасаем людей с нуля, при катапультировании с земли!

— То есть, кресло могло просто выстрелить в землю и поэтому на открытие парашюта не хватило времени?

— Я не могу пока об этом говорить. Давайте подождем результатов расследования.

Как стало известно, командир пилотажной группы «Русские витязи» Игорь Ткаченко посмертно представлен к высокой государственной награде.

«За мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга, Анатолий Сердюков принял решение представить Игоря Ткаченко к государственной награде (посмертно)», сообщает Министерство обороны РФ.

КАК ПРОИЗОШЛО СТОЛКНОВЕНИЕ?

Судя по всему, события развивались так: «Витязи» летят на трех машинах (бортовые номера 01, 14, 18). 18 — это спарка, в ней командир Игорь Ткаченко и Игорь Куриленко.

Затем все машины делают правый поворот, сохраняя строй: ведущий по центру и два ведомых по бокам. Ведомый борт 14 при совершении маневра отстает от ведущего 18-го и увеличивает скорость, чтобы его догнать и встать на свое место слева. По непонятной причине (ошибка пилотирования, проблемы с управлением, попавшая в двигатель птица — разберется комиссия) ведомый оказывается выше ведущего и при этом обгоняет его. Происходит столкновение. Удар приходится сверху вниз фюзеляжем ведомого в район кабины ведущего.

Борт 14 (летчик Виталий Мельник) теряет контейнер с тормозным парашютом, установленным в хвосте, начинает гореть и уходит дальше в сторону Верхнего Велино. Пилот глушит двигатели и катапультируется.

Спарка в это время от удара сразу падает вниз на дачный массив «Лебяжье». Один из пилотов дергает рычаг катапульты. Оба кресла выходят, но купол раскрывается только у Куриленко.

За происходящим с воздуха наблюдает пилот борта 01. Он отмечает, где раскрылись купола, и поднимает спасателей.

НЕ РАЗРУШАЮТСЯ ЛИ САМОЛЕТЫ, ВЫПОЛНЯЯ ФИГУРЫ ВЫСШЕГО ПИЛОТАЖА?

Такой вопрос задали нам читатели. Все-таки машины предназначены для выполнения боевых заданий, а не для пилотажа.

— Самолеты даже при выполнении сложных фигур все равно работают в штатном режиме, эти элементы пилотирования для них нисколько не вредны, — объяснил нам один из пилотов-истребителей. — Тут соль не в том, что они делают, а в том, как они это делают. Красота не в том, чтобы сделать на самолете «бочку», а в том, чтобы сделать ее синхронно вместе с еще несколькими коллегами.

Местные жители: «Самолеты здесь бьются часто…»

Вчера в дачный поселок «Лебяжье», на который рухнул истребитель Су-27, нагрянул настоящий десант репортеров. Очевидцы трагедии и пострадавшие охотно раздавали интервью, делясь пережитыми эмоциями. Старожилы рассказали корреспонденту «КП» о том, что подобная авиакатастрофа здесь уже случалась. Тогда, 35 лет назад, никто в поселке не пострадал только благодаря пилоту — 29-летнему Павлу Коровке.

Поделиться видео </> xHTML-код

Эксклюзив KP.RU Авиакатастрофа повторилась спустя 35 лет.В воскресенье, 16 августа, в небе над Жуковским во время подготовки к авиашоу МАКС-2009 столкнулись два самолета.

— Вот так же в 1975 году при выполнении боевого тренировочного полета на МиГ-21, спасая жизни людей, геройски погиб молодой летчик, — говорит местный житель Валентин Ермаков. — Он был летчиком-испытателем. У его самолета отказал двигатель. Очевидцы той трагедии живы, они помнят, как с замиранием сердца следили за самолетом, который падал прямо на поселок. Но невероятными усилиями пилоту удалось увести машину от домов и спасти людей. Спасти ценой собственной жизни — самолет рухнул в нескольких метрах от поселка.

Местные жители до сих пор в знак благодарности приносят цветы к памятнику Павлу Коровке. Он установлен на месте трагедии и выполнен в виде крыла от того самого самолета. Это в двухстах метрах от места, где в воскресенье рухнул истребитель Су-27.

— Этот район — безусловный лидер по авиакатастрофам в России, — говорят местные краеведы. — Недалеко от места гибели Коровки несколько лет назад разбился МиГ-29, там обелиск стоит. В 1991 году в село Софьино влетел учебный истребитель — и там памятник есть. В ближайшей деревне Ворщиково-Петровское в 70-х в лес упал Як-3 со сломанным крылом. Около деревни Михалево самолет падал в 80-х на поле… И это только места, где обелиски стоят, а ведь не на каждом месте падения они есть.

Игорь Ткаченко в интервью 2005 года: «Нам уже сейчас не на чем летать»

«Нам уже сейчас не на чем летать. Из двухместных самолетов, оснащенных современной системой навигации международного уровня, в нашем распоряжении остались три спарки Су-27: у одной остался гарантийный резерв по налету 57 часов, у другой — 37 часов, а третья уже стоит «у забора». Те самолеты, которые нам дали ВВС, — это разработка, брошенная на середине опытно-конструкторских доработок. Их нельзя было отправить в строевую часть и прислали к нам. Я слетал на этом самолете и не посажу на него ни одного летчика, так как это небезопасно. На кабину этого самолета без слез не взглянешь. В кабине нет никакой эргономики: педаль нельзя до конца дожать без ухищрений. Пилотирование чрезвычайно затруднено. Мы были вынуждены принять неординарное решение: двигатели с этих самолетов снять и использовать на наших старых машинах. Они сначала не совсем подошли, но после доработки на московском заводе «Салют» сгодились».

Из интервью «Независимому военному обозрению» 3 июня 2005 года

МИСТИКА

Уничтожение бомбардировщика хотели превратить в шоу

Одной из фишек программы МАКС-2009 организаторы собирались сделать публичное уничтожение отжившего свой век бомбардировщика Су-24. Ну чтобы показать публике технологию утилизации.

— Ох и дурной это знак, — шептались некоторые летчики, когда «сушку» привезли в Жуковский и установили на специальном постаменте. — На глазах людей машину резать — не к добру это…

И вот в воскресенье — трагедия с двумя «братьями» приговоренного к смерти бомбардировщика, истребителями Су-27.

— Да, мы люди суеверные, — говорит бывший летчик Виктор Тимошкин. — Много у нас разных примет. Но главное — к самолетам хороший летчик относится, как к живым существам. Так что для нас, конечно, шоу из уничтожения машины — это варварство.

— Теперь мы уже и не знаем, будут ли резать этот самолет, — признались корреспонденту «КП» в секретариате МАКСа. — Все-таки в свете последних событий это будет как-то… кощунственно.

КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР

«Русские витязи» на МАКСе не взлетят

— Пилотажная группа «Русские витязи» не примет участия в показательных полетах во время проведения Международного авиакосмического салона, — заявил вчера помощник главнокомандующего ВВС России подполковник Владимир Дрик.

Погибшего командира «Витязей» Игоря Ткаченко за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга, министр обороны представил к государственной награде. Несмотря на трагедию, все остальные показательные полеты (в том числе первый публичный вылет нового лайнера «Сухой Суперджет-100») состоятся, как и было запланировано.

Прощание с погибшим состоится в среду, 19 августа, в гарнизонном доме офицеров поселка Новый Городок (это по Щелковскому шоссе за Балашихой) с 10.00 до 13.00. Похоронят пилота на Никольском кладбище.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *