Игумен нектарий морозов биография

Содержание

НЕКТАРИЙ (МОРОЗОВ)

Игум. Нектарий (Морозов)

Нектарий (Морозов) (род. 1972), игумен, настоятель Петропавловского храма города Саратова, благочинный Петропавловского округа Саратовской епархии, руководитель информационно-издательского отдела Саратовской епархии, директор православного военно-патриотического клуба «Патриот», президент фонда «Православие и современность»

В миру Морозов Родион Сергеевич, родился 1 июня 1972 года в городе Москве.

В 1997 года поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 2001 году.

1 апреля 1999 года пострижен в монашество с наречением имени в честь святителя Нектария, митрополита Пентапольского .

19 августа 1999 года рукоположен во иеродиакона ректором МДАиС епископом Верейским Евгением (Решетниковым).

18 марта 2000 года рукоположен во иеромонаха патриархом Московским и всея Руси Алексием II (Ридигером).

С 26 сентября 2003 по 11 мая 2010 года — руководитель информационно-издательского отдела Саратовской епархии.

Был назначен главным редактором журнала «Православие и современность».

С 21 февраля 2005 года — член экзаменационной комиссии при епархиальном совете Саратовской епархии по аттестации кандидатов на рукоположение в священный сан.

С 1 сентября 2005 года по 30 августа 2008 года и с 1 сентября 2009 года — преподаватель курсов «Практическое руководство для пастырей», «Пастырское богословие» в Саратовской духовной семинарии.

4 августа 2006 года возведён в сан игумена в храме во имя святой равноапостольной Марии Магдалины города Саратова епископом Саратовским и Вольским Лонгином (Корчагиным) .

С 2010 года является председателем Совета православного военно-патриотического клуба «Патриот» города Саратова .

С 19 октября 2011 года — благочинный Петропавловского благочиннического округа Саратовской епархии.

17 января 2012 года вновь назначен руководителем информационно-издательского отдела Саратовской епархии.

До 9 августа 2013 года служил настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» города Саратова

Является настоятелем Петропавловского храма города Саратова.

С 14 мая по 22 декабря 2015 года, и вновь с 20 февраля по 18 сентября 2017 был по совместительству также настоятелем Саратовского храма святителя Николая Японского .

Президент фонда «Православие и современность».

Обучается в Санкт-Петербургской духовной академии.

Использованные материалы

  • Биография на информационно-аналитическом Интернет-портале Саратовской епархии — «Православие и Современность»:
  • Биография на информационно-аналитическом Интернет-портале — «Воцерковление.ру»:

День ангела — 9/22 ноября.

«Божественная литургия в Мариинском храме Саратова», информационно-аналитический Интернет-портал Саратовской епархии — «Православие и Современность», 4 августа 2006, —

Страница сайта «Русский военно-патриотический клуб»:

См.

«Игумен Нектарий стал настоятелем храма Николая Японского», интернет-газета Четвертая Власть, 15 мая 2015, ; «Указ №106. Об освобождении игумена Нектария (Морозова) от обязанностей настоятеля храма Святителя Николая Японского г. Саратова», информационно-аналитический портал Саратовской епархии Православие и современность, ; «Указ №23. О назначении игумена Нектария (Морозова) настоятелем православного Прихода храма Святителя Николая Японского г. Саратова», информационно-аналитический портал Саратовской епархии Православие и современность, ; «Указ №71. Об освобождении игумена Нектария (Морозова) от должности настоятеля храма Святителя Николая Японского г.Саратова», информационно-аналитический портал Саратовской епархии Православие и современность,

Родион Сергеевич Морозов начал свой путь в светских еженедельниках, но командировка в Чечню изменила мировоззрение молодого человека. Тогда он понял, то может в рамках своей профессии принести гораздо больше пользы этому миру. Сегодня он — игумен Нектарий, автор множества книг о жизни православного человека.

Родион Морозов решил служить Богу после того, как увидел в Грозном храброго священника на руинах церкви

1995 в этом году Родион попал в горячую точку, поездка перевернула его жизнь

Родион Сергеевич оказался в горячей точке в 1995 году. Он явился туда за материалом для статьи, но приобрёл нечто большее — опыт и озарение. Чужая боль, чувство несправедливости — всё это перевернуло жизнь молодого человека.

Нельзя сказать, что он не знал, куда отправляется. Он видел по телевизору храм в Грозном, где люди прятались от бомб. И очень захотелось именно туда — увидеть всё своими глазами.

Изначально маршрут Родиона Морозова и его спутников не пролегал мимо храма, но те согласились сделать петлю, чтобы побывать там.

Анатолий Чистоусов — священник, чей поступок вдохновил Родиона Морозова изменить свою жизнь

Здания на месте не оказалось: оно сгорело. Но местных верующих это не остановило. Они собрались отовсюду, живые в царстве смерти, сидящие на руинах церкви. Священник Анатолий Чистоусов был с ними. Он не бросил паству, не сослался на отсутствие храма. Он нёс свою миссию, как мог бы сделать храбрый врач или любой другой герой войны.

Смелость священника Чистоусова вдохновила журналиста Морозова на служение Богу

В тот момент Родина Морозова потрясло озарение. Он вдруг ощутил всю глубину роли священника, его значимость для человека, самоотдачу, любовь. Люди прибивались к Анатолию Чистоусову, как испуганные овцы к пастуху. Это был такой же человек, как они, но в то же время другой — смелый, заботливый, дающий надежду и утешение.

Этот духовно сильный священник впоследствии погиб, после долгих пыток.

Отец Нектарий активно участвует в жизни Церкви как руководитель издательства, настоятель, благочинный и президент фонда «Православие и современность»

Но деятельность журналиста — не единственное, за что взялся Нектарий Морозов. Например, с 2005 года он — один из членов саратовской комиссии, которая занимается аттестацией желающих получить священный сан.

2006 с этого года Нектарий Морозов игумен

Саратовская духовная семинария тоже не отпустила своего ученика безвозвратно: три года он был в ней преподавателем двух курсов:

  • Пастырское богословие;
  • Практическое руководство для пастырей.

В 2010 году Нектарий Морозов стал председателем саратовского клуба «Патриот» — это православная военно-патриотическая организация.

Через год он — помощник епископа, Петропавловский благочинный.

Но всё же в информационно-издательском отделе Саратовской епархии без Нектария Морозова долго не продержались, и его возобновили в должности руководителя в начале 2012 года.

Также Нектарий Морозов — президент фонда «Православие и современность».

Отец Нектарий успел побывать настоятелем трёх храмов:

  • Храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» города Саратова;
  • Саратовского храма святителя Николая Японского;
  • Петропавловский храм города Саратова.

Нектарий Морозов написал много трудов для новичков в православии и верующих в сложных жизненных ситуациях

Нектарий Морозов — автор множества трудов о жизни православного верующего. Наиболее известные его книги и статьи:

«О хлебе и воде в жизни Церкви»

Купить на OZON.ru

  • «О хлебе и воде в жизни Церкви»;
  • «Поучение о чтении духовных книг»;
  • «Христианство»;
  • «С надеждой на встречу»;
  • «Одиночество. Пути преодоления: в Церкви, семье и обществе»;
  • «Беседы о воцерковлении»;
  • «Господи, как нам идти за Тобой?»;
  • «На пути к Богу. Опыт воцерковления в современном мире»;
  • «Недостоин тот, кто считает себя достойным»;
  • «Христианство — это образ действий»;
  • «О Церкви без предубеждения. Беседы со светским журналистом»;
  • «Что мешает нам быть с Богом. Школа жизни во Христе для современного человека»;
  • «Странная любовь».

Цель этих трудов — помочь простым людям разобраться в православном вероучении. Есть масса ритуалов и правил, которые непонятны человеку со стороны. Они могут даже отпугнуть, если некому объяснить задачу того или иного действа.

Читатели Нектария Морозова — люди, которые только знакомятся православным учением. Для них священник простым языком объясняет важные для религиозной жизни истины. Он говорит о том, что естественно для верующего человека. Чтение таких книг позволяет свободно ориентироваться в нюансах православия. Цель Нектария Морозова — быть не нудным умником, а настоящим другом читателю.

Автор старается не просто говорить о православии, но и затронуть важные для человека стороны жизни. Вот как он рассуждает об одиночестве в книге «Одиночество. Пути преодоления: в Церкви, семье и обществе»:

«Одиночество. Пути преодоления: в Церкви, семье и обществе»

Купить на OZON.ru

«Еще одна проблема, которая также часто заставляет людей чувствовать свое одиночество, — это безуспешный поиск спутника жизни. Общаясь с такими людьми, как-то вникая в их жизнь, раз за разом слышишь жалобы, что у них ни с кем не возникает отношений, ведущих к браку, что они к кому-то делают шаги, а от них отстраняются. И тут невольно замечаешь одну закономерность.

Ты встречаешь такого человека, видишь его глаза, и в них сразу читается все — и сама неустроенность его личной жизни, и то, что вокруг нее вращаются все его переживания, помышления и поступки. Он не может просто поговорить с понравившимся человеком, не рассматривая его как потенциального жениха или невесту. Практически наверняка он скажет, что одинок, ни в ком не находит взаимности, сочувствия, понимания.

И начинаешь ему объяснять: “Научитесь не быть для людей проблемой, попробуйте заниматься своими проблемами сами — и обстоятельства начнут меняться”».

Игумен Нектарий понимает, что многие вопросы для человека насущны, а потому помогает выйти из затруднительных ситуаций при помощи веры. Он призывает духовно расти, работать над собой, как в приведённом выше отрывке. Чтобы решить проблему — надо, чтобы человек её увидел. А чтобы он это сделал, нужно на неё указать.

В книгах игумена Нектария есть глубокая психологическая аналитика

При этом игумен Нектарий не далёк от читателя. А, напротив, довольно приземлён, рационален и явно понимает, о чём пишет. В его книгах можно обнаружить глубокую психологическую аналитику. Так, например, в статье «Странная любовь» он рассказывает, почему светлое чувство способно перерасти в жестокость — виной всему страх:

Нектарий Морозов Игумен

«Есть такие мальчишки ― кто их не видел? ― которые, впервые испытав чувство влюбленности, странным образом дают об этом знать своей «принцессе», совсем как-то не по-рыцарски. Ну, то за косичку дернут, то высмеют при всех, а то и вообще синяк поставят. И чего это они такие чудные?

Разные бывают причины «чудачеств». Кто-то стесняется своих чувств, боится их естественных проявлений. Кто-то не ведает вовсе ― а каковы они, эти самые естественные проявления, потому как и не видел их никогда: ни дома, ни на улице, ни в кино даже. А книг ― не читал. Кто-то боится быть отвергнутым и даже уверен практически: точно отвергнет! И заранее уже мстит за свой “позор”».

Но и духовные вопросы, разумеется, не остаются в стороне. Вот, например, отрывок, где игумен Нектарий указывает на ошибки верующего человека в молитве:

Нектарий Морозов Игумен

«Молитва — это наша беседа с Богом, и это общение может быть настоящим только тогда, когда с нашей стороны в нем присутствуют стопроцентная честность и искренность.

А откуда им взяться, если человек и с самим собой не бывает честным до конца, если он плутает по жизни, в чем-то обманываясь сам, в чем-то обманывая других? Порой человеку кажется: да, в жизни я кого-то могу ввести в заблуждение, но перед Богом никогда не лукавлю. Но дело в том, что обмануть Бога — это отнюдь не только «сообщить» Ему какую-то неправду.

Мы пытаемся обмануть Бога в те моменты, когда делаем вид, что забыли, чего Он от нас хочет, чего от нас требует та или иная Его заповедь. Но Господь в каждое мгновение нашей жизни и видит то, что мы делаем, и знает то, о чем мы думаем».

2 книги для ознакомления с творчеством игумена Нектария

Выделить какие-то книги из библиографии игумена Нектария довольно сложно, ведь в каждой из них своя тема. Но всё же рассмотрим два популярных его труда:

«Труд пробуждения»Купить на OZON.ru

«Труд пробуждения» — размышление о том, зачем человеку вообще нужно идти к Богу.

В книге перечислены шаги, так что это практически применимая инструкция духовного становления личности.

Не стоит ждать, что с этим путеводителем по религиозной жизни всё станет легко, но автор поможет внести ясность, осветит путь. А дальше всё уже зависит от усердия читателя и его веры.

«О Церкви без предубеждения. Беседы со светским журналистом»Купить на OZON.ru

«О Церкви без предубеждения. Беседы со светским журналистом» — сборник, где автор отвечает на сложные и неудобные вопросы журналистки о жизни церкви.

Есть немало заблуждений, который игумен Нектарий развевает в этом труде.

Также он вносит ясность в во многие нюансы религиозной жизни. Например, какова роль священника, что он должен пастве, как быть, если нет веры.

Автор православной камасутры — таким хлёстким ярлыком наделила Алексея Мороза пресса. Этот противоречивый человек приковал к себе внимание несколькими громкими событиями. Что же случилось такого, что священник Алексий Мороз запрещён в служении? Как он выполнял свою миссию до этого, чем занимается теперь?

Алексей Мороз 8 лет служил в церкви Смоленской иконы Божией матери и 20 был настоятелем церкви Успения Пресвятой Богородицы

Алексей Аркадьевич Мороз родился в 1956 году. Крестился не сразу, но зато в осознанном возрасте — в 25 лет. О своём приходе к Богу священник рассказывает так:

Алексий Мороз Священник

«Меня Господь призвал, причем явно. Мне было 25 лет, я учился в аспирантуре, писал диссертацию, много размышлял о смысле жизни, о назначении человека, и после этих размышлений я пришел в нашу православную церковь. Мне повезло, меня встретил такой духоносный пастырь, как отец Василий Лесняк, человек прозорливый.

И вот когда я пришел к нему, он на меня так посмотрел и говорит: «А не хотели бы вы стать священником?» Я говорю: «Священником? У меня впереди научная карьера. Путь жизни как бы направлен, просто я хочу быть христианином, быть русским и жить в вере наших предков». Он улыбнулся и ничего не сказал.

А после крещения у меня появилось жгучее желание быть в лоне Церкви, с Богом, и не отходить от Него. Я в течение месяца выучил церковно-славянский язык, стал прислуживать в алтаре. Потом через какое-то время меня поставили чтецом, я помогал читать во время службы. Впоследствии я закончил духовную Академию.»

Священник Алексей Мороз

Так Алексей Аркадьевич принял сан священника. С 1986 по 1992 он служил в церкви Смоленской иконы Божией Матери, что в селе Марково (Новгородская область). Происходило всё далеко не гладко. На первой же службе произошло несчастье — священнику сожгли дом.

Алексий Мороз Священник

«Помню, это был 1986 год. Дикий мороз -50, все замерзло, окна ледяные, все покрыто льдом, холод страшный, я служу, вдруг вбегает бабка и кричит: «Батюшка, горишь!» Пока я служил, мой дом подожгли, баллон взорвался, я как был в рясе, так и остался».

1986 — год, когда дом Алексея Мороза сожгли, а он остался в одной рясе

Иерей Алексий Мороз восемь лет прослужил в церкви Смоленской иконы Божией матери. Затем отец Алексий продолжил уже в другом храме того же посёлка — церкви Успения Пресвятой Богородицы. Там священник Алексей Мороз был настоятелем в течение 20 лет.

1986 в этом году сожгли дом Алексия Морозова

Отец Алексей написал много книг по православию и психологии

Священник Алексий известен богатым объёмом трудов по богословию и психологии. Он приложил руку к написанию более пятидесяти книг, а число статей из-под его пера перевалило за три сотни.

Начиналось всё, конечно же, с небольших публикаций.

Основная тема — опасности, которые, с точки зрения православия, грозят человеку: секты, оккультизм, наркомания и т.д.

Священник Алексей Мороз собирал информацию о новых оккультных и сектантских течениях. Он старался максимально полно обрисовать лицо того или иного учения, чтобы люди имели исчерпывающее представление о них.

Материалы приходилось собирать по крупицам, так как они нигде подробно не освещались. Постепенно, статья за статьёй, собралось нечто, что походило на отдельные главы книги. Так появился первый труд отца Алексия — «Люди и демоны».

«Люди и демоны» — первая книга Алексея Мороза. Он написал её под псевдонимом «Священник Родион»
Купить на OZON.ru

«Люди и демоны» — книга, написанная под псевдонимом «Священник Родион». В ней автор пытается найти причинно-следственную связь между занятиями оккультизмом и проблемах людей:

  • Болезни;
  • Смерти;
  • Разрушенные жизни.

Автор ссылается на письма людей, с которыми произошли описываемые в книге события. Дополняет материалы высказываниями выдающихся деятелей Русской православной Церкви. Также священник Алексий приводит собственные рассуждения об опасностях человека на пути к спасению.

Эта книга выдержала уже несколько изданий и открыла протоиерею Алексею Морозу дорогу к читательской аудитории. Он не считал нужным в сотый раз писать на заезженные темы и освещал в трудах те вопросы, по которым не находил полноценного справочника.

Книга Александра Мороза «Исповедаю грех, батюшка»
Купить на OZON.ru

Так появилась книга «Исповедаю грех, батюшка». В ней священник Алексий объясняет, что является грехом, а что нет. В этой теме, как оказывается, не всё очевидно, и порой людей мучают некоторые вопросы, а ответов нет. Также этот труд содержит советы о том, как преодолеть грех. В ней отец Алексей снова ссылается на свой опыт и на истории про святых отцов. На сей раз священник не скрывал своего имени.

Есть множество других трудов, например:

  • «Добрые уроки-наставления. Учебное пособие к курсу «Основы православной культуры»»;
  • «Исцели меня, Господи. Преодоление патологических зависимостей»;
  • «Уроки Трезвости. Православный щит. Тренинг, который творит чудеса! 16 уроков освобождения от алкогольной и никотиновой зависимости»;
  • «Путь человеческий».

И другие работы на тему православия и психологии.

Православная психология борется с разными маниями, реабилитирует зависимых

Одна из центральных тем исследований Алексея Мороза — пьянство. Бок о бок с нею идёт и другая — наркомания. При желании в этом контексте можно рассмотреть и другие мании:

  • Игромания;
  • Компьютеромания;
  • Интернетмания.

Одна из книг Алексея Мороза про борьбу православия с зависимостями

Всё это — формы зависимости, и задача православной психологии — помочь человеку преодолеть их. Сам Алексей Мороз так рассказывал в интервью о своих взглядах на зависимость:

Алексий Мороз Священник

«Мы считаем, что наркозаболевание — это наркоодержимость. Прежде всего происходит повреждение духовное, затем оно переходит в область психики, а потом болезнь проявляется на уровне физическом. Поэтому, прежде всего, наркоманы — люди, одержимые бесом. Это на все 100 процентов.

Наркомания — это страсть, а любая страсть, как показано Святыми отцами, является результатом целенаправленного психического воздействия, и такие люди в той или иной степени одержимые. Поэтому победить наркоманию возможно только при помощи Божьей.

Человек бросает все свои грехи, отрекается от грехов, кается в них и начинает соблюдать все заповеди Божии. Потому что заповеди Божии — это закон духовной жизни».

Совершенно бесплатно, в течение девяти месяцев с зависимыми людьми работают специалисты:

  • Одни учат духовной жизни, проводят православные ритуалы, помогают найти силы, чтобы преодолеть зависимость;
  • Другие занимаются психологической реабилитацией больных, проводят физиотерапию, следят за общим состоянием здоровья пациента.

Священника Алексея критиковали за неправославные идеи

Деятельность священника Алексия Мороза неоднократно критиковали. Его обвиняли в расхождении с православными взглядами. Например, Макарий Маркиош в книге «Псевдоправославие» писал о работе «Исповедаю грех, батюшка» следующее:

Макарий Маркиош Российский монах

«Книга относится к числу плевелов церковной литературы (см. статью прот. Игоря Рябко «О плевелах церковной литературы»). На мой взгляд, её следует предать огню, а автора привлечь к канонической ответственности. О практике исповеди, однако, в двух словах не скажешь.

Могу лишь процитировать приснопамятного Патриарха Алексия: «Правильно поступают те священники, которые избегают формализма в этом вопросе (исповеди), осознавая недопустимость требования изложения подробностей совершения греха, что не только не служит делу спасения кающегося, но чрезвычайно вредит духовнику».

К слову, эта книга получила среди верующих ироничное название «православная камасутра», так как часть о блудных грехах полна детального описания интимных действий. Мало того, что местами она слишком жёстка и не отражает реальную православную позицию относительно сексуальной жизни супругов, так ещё и неоправданно заострена на этих подробностях.

«Исповедаю грех, батюшка» — книга Алексея Мороза, которую критикуют за спекуляции интимных подробностей

Книга запомнилась читателям ещё одним. В ней полно устаревших и просто абсурдных мыслей. Например, автор считает, что держать в доме собаку — грех, а ещё грех — неблагообразный смех, оставление отцовского друга и т.д.

Докторскую степень отца Алексея не признаёт высшая аттестационная комиссия

Но не только за труды критикуют священника Алексия.

Андрей Кураев опубликовал критический пост, когда Алексей Мороз защитил докторскую диссертацию в «Международном Университете Фундаментального Обучения»:

Андрей Кураев Российский общественный деятель

«На самом деле перед нами очередная ярмарка тщеславия. В упомянутом «университете» нет ученого совета и его степени не признаются ВАК. Это обычная коммерческая лавочка для уловления тщеславных лохов, с которых можно срубить бабки за пышный псевдонаучный титул. Но кроме того, это еще и рассадник и помощник сект. Достаточно зайти на сайт этого mufo, чтобы увидеть и «магический театр» и «трансперсональную психологию»».

Смотрите также статью Отлучен ли Андрей Кураев от церкви

Алексей Мороз увёл жену у прихожанина и стал сооснователем раскольнического течения, из-за чего запрещён в служении

Ещё один неприятный эпизод связан с женитьбой Алексея Мороза на супруге своего прихожанина. Получилось, что батюшка не только «увёл» чужую жену, но ещё и сожительствовал с нею, чем нарушал правила православной Церкви. Ведь он целибатный священник.

Но самое громкое событие, после которого Алексей Мороз оказался в запрете, — это его выступление против патриарха Кирилла и всей администрации русской православной Церкви.

Алексей Мороз и его сторонники разорвали отношения с русской православной Церковью. Они обвинили её в неверности догматам, бюрократизме, еретических учениях, коммерциализации и захвате власти правящей верхушки.

«Сразу говорю, это наша церковь, и мы из нее уходить не собираемся».

Несмотря на эту позицию, к православной Церкви священник больше не относится. Нет ни одной епархии, где Алексей Мороз служит официально, а потому он уже давно запрещён в служении.

Русская православная церковь считает Алексея Мороза сектантом

Сегодня православная церковь относится к нему, как к основанию раскольнической секты, — «Собора православных священников РПЦ, в святоотеческом предании стоящих». Сам же «Собор» считает остальное православие еретической организацией. Алексей Мороз продолжает проповедническую деятельность вместе со своими единомышленниками.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *