Иисус о детях

Иисус Христос и дети

Как странно отношение Господа нашего Иисуса Христа к детям с точки зрения жителя тогдашней Иудеи! Ведь Он пришёл в мир, где дети были абсолютно второстепенны в семье, никакого «культа детства» тогда не было, никаких лозунгов «Всё лучшее – детям». Суровая правда была такова: дети обязаны были повиноваться родителям, находиться у старших в подчинении. Вы же помните, что условием долговечной и счастливой жизни было почитание родителей? Поэтому и не удивительно, что апостолы отгоняли назойливых ребятишек от Учителя. «Возбраняли», — пишет евангелист Марк. То есть довольно жёстко, с бранью даже, делали это. Удивительно именно то, как реагирует на это Христос: «Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их» (Мк. 10. 13–16).

Чистые сердцем Бога узрят

Заметьте, Христос не просто сделал замечание ученикам, он вознегодовал (а это очень редкая Его эмоция). Почему же Спаситель так сделал? Ответ заключён в самих словах Спасителя: дети являются наследниками Царствия Божия. Но тогда возникает следующий вопрос. Каким именно качествам детей нам следует подражать, чтобы войти в Царство Небесное? Очевидно, что только «чистые сердцем Бога узрят», а дети как раз отличаются той самой чистотой сердца, которая позволяет им принимать Господа прямо в душу, не оценивая умом, помрачённым знаниями. И это, безусловно, самый верный способ принятия. Да и душа ребёнка ещё не отягчена грехами и злыми поступками или мыслями. Поэтому так важно дать ему с самого рождения возможность Богообщения. Слово Божие призывает нас использовать всевозможные средства для внедрения в сердца детей Божиего слова: «И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих» (Втор. 6, 5-9). В противном случае время может быть упущено, и в сознательном возрасте ребёнок не сможет уверовать с такой лёгкостью. Ему придётся, быть может, пройти через ряд трудностей и неудач, прежде чем сердце его достаточно смягчится. Человек с годами неизбежно теряет чистоту младенца, как бы он ни старался сохранить её в душе. А все попытки взрослого человека «притворяться» ребёнком – не засчитываются.

Золотое незлобие

Какое же ключевое качество позволяет детям быть чистыми сердцем? Святые Отцы говорят: незлобие. Причём «активное незлобие», я бы сказала. Приведу такой пример. Бабушка отругала пятилетнюю Еленку за какой-то проступок. Прошло некоторое время, и я застала её за тем же занятием, за который она получила нагоняй. — Зачем же ты это делаешь? — Ой, не буду больше! — Бабушка же тебя ругала за это совсем недавно! — Тсс, не говори мне об этом. Я НЕ ХОЧУ это помнить! Я обратила внимание, что она не хочет помнить именно негативную реакцию бабушки, наказание, а вовсе не то, что этого делать нельзя. Второе напоминание вполне закрепило в уме запрет, и больше инцидент не повторялся. Получается, дети сознательно выгоняют из головы и сердца те воспоминания, которые характеризуют других с плохой стороны. У ребёнка, как правило, все взрослые – хорошие. Он не подозревает их в корысти, лицемерии и двойной игре. Очевидно, именно это качество так привлекательно в наших детях. Недаром же частые стычки между братьями или друзьями – это вполне безобидная вещь, если за дракой не следует вражда. «Мы поссоримся и помиримся», – совершенно искренне поют дети. Они не хотят помнить о ссорах и драках. Весь этот негатив они оставляют прошлому. В будущем же все друг друга любят. Таким образом, ребёнок создаёт своё Царствие Божие уже здесь, вокруг себя. Вот почему так приятно порою наблюдать за дружной вознёй ребятишек в песочнице или на горке.

Смирение и милосердие малышей

Ещё одно качество, которое ребёнок получает с рождения – это смирение. Как правило, младенец не бывает строптивым изначально: он «требует» пищи только в момент голода, а получив просимое, тут же умолкает. Он постепенно растёт и радуется любому вниманию к своей персоне. Если ребёнок не болен, он вполне удовлетворяется собственным обществом, но приветствует появление взрослых бурно и однозначно. Подрастая, он спокойно принимает все наши «нельзя» (конечно, и мы должны ограничивать его деятельность в разумных пределах: невозможно даже самому смиренному чаду спокойно слушать постоянные запреты на каждый шаг). В принципе, маленький ребёнок готов принять любое благое слово или действие старших, как должное. А если это не так, то во многом, скорее всего, виноваты сами взрослые. А ещё дети милосердны. Всех бездомных кошек и собак, всех птенцов, выпавших из гнезда, ребёнок готов жалеть, кормить и лечить. Дети очень чутко реагируют на усталость и настроение родителей. Первые, кто пожалеют в трудную минуту – это малыши. Более старшие дети уже частенько закрываются, отгораживаются от жестокого мира, специально не пускают в своё сердце переживания. Я думаю, что это как раз защитная реакция на умножение жестокости и зла. И эту реакцию Господь тоже предвидел, когда говорил о соблазнах: «Сказал также ученикам: невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих» (Лук. 17:1,2). Поэтому мы, взрослые, должны поостеречься, чтобы своим собственным примером не соблазнить детей, если мы хотим, чтобы они как можно дольше оставались детьми в евангельском смысле этого слова. Юлия Комарова

Православный Церковный календарь

мит­ро­по­лит Смо­лен­ский и Ка­ли­нин­град­ский Ки­рилл

По­сле чу­дес­но­го вос­кре­ше­ния Ла­за­ря Чет­ве­ро­днев­но­го Спа­си­тель не мо­жет на­дол­го за­дер­жи­вать­ся в Иеру­са­ли­ме и во­об­ще в Иудее по при­чине стре­ми­тель­но на­рас­та­ю­ще­го на­пря­же­ния в от­но­ше­ни­ях со ста­рей­ши­на­ми иудей­ски­ми, ко­то­рые «по­ло­жи­ли убить Его» (Ин. 11. 53). Гос­подь по­ки­да­ет Иеру­са­лим. В этот раз Он на­прав­ля­ет­ся в до­ста­точ­но от­да­лен­ный го­род Эфра­им к се­ве­ро-во­сто­ку от Иеру­са­ли­ма. Из Эфраи­ма, пе­рей­дя Иор­дан, Гос­подь сно­ва на­прав­ля­ет­ся в За­и­ор­да­нье. Там Он со­вер­ша­ет мно­гие слав­ные Свои де­я­ния и про­из­но­сит важ­ные по­уче­ния. Об од­ном из та­ких эпи­зо­дов по­вест­ву­ет еван­ге­лист Марк:
«При­но­си­ли к Нему де­тей, чтобы Он при­кос­нул­ся к ним; уче­ни­ки же не до­пус­ка­ли при­но­ся­щих. Уви­дев то, Иисус воз­не­го­до­вал и ска­зал им: пу­сти­те де­тей при­хо­дить ко Мне и не пре­пят­ствуй­те им; ибо та­ко­вых есть Цар­ствие Бо­жие. Ис­тин­но го­во­рю вам: кто не при­мет Цар­ствия Бо­жия, как ди­тя, тот не вой­дет в него. И, об­няв их, воз­ло­жил ру­ки на них и бла­го­сло­вил их» (Мк. 10. 13-16).

Рас­суж­дая о пу­тях Бо­го­по­зна­ния, мы уяс­ни­ли, что хо­тя ве­ра на­чи­на­ет­ся в уме, но при­над­ле­жит она серд­цу и Бог вос­при­ни­ма­ет­ся и по­зна­ет­ся не столь­ко ра­зу­мом, сколь­ко на­ши­ми ду­шев­ны­ми си­ла­ми.

В За­по­ве­дях Бла­женств Спа­си­тель име­ну­ет бла­жен­ны­ми «чи­стых серд­цем», по­то­му что они уви­дят Бо­га. Дру­ги­ми сло­ва­ми, для то­го, чтобы узреть Бо­га, чтобы по­чув­ство­вать Его в сво­ем серд­це и ощу­тить Его бли­зость, нуж­но иметь со­от­вет­ству­ю­щее со­сто­я­ние ду­ши. Кто из лю­дей в наи­боль­шей сте­пе­ни об­ла­да­ет чи­сто­той серд­ца? Преж­де все­го де­ти. Их нрав­ствен­ная при­ро­да близ­ка Бо­гу тем, что не отяг­че­на удру­ча­ю­щи­ми вос­по­ми­на­ни­я­ми и угры­зе­ни­я­ми со­ве­сти о со­де­ян­ных злых де­лах, горь­ки­ми со­жа­ле­ни­я­ми об ошиб­ках и по­ро­ках.

Чув­ство­ва­ния ре­бен­ка чи­сты и не по­дав­ля­ют­ся мо­гу­ще­ством ин­стинк­тив­но­го на­ча­ла, а по­то­му и вос­при­я­тие сверх­чув­ствен­но­го ми­ра про­ис­хо­дит в про­сто­те и невин­но­сти серд­ца, без по­мех со сто­ро­ны ка­ких-ли­бо ви­ди­мых и неви­ди­мых пре­град и сре­до­сте­ний, ко­то­рые во мно­же­стве при­сут­ству­ют в со­зна­нии взрос­лых лю­дей. Имен­но бла­го­да­ря этой чи­сто­те серд­ца ре­ли­ги­оз­ное пе­ре­жи­ва­ние ре­бен­ка от­ли­ча­ет­ся осо­бен­ной яр­ко­стью и зна­чи­тель­но­стью. Тот, кто сыз­маль­ства вос­пи­ты­вал­ся в ве­ре, хо­ро­шо зна­ет, что опыт мо­лит­вы, об­ще­ния с Бо­гом в дет­ские го­ды бы­ва­ет на­столь­ко впе­чат­ля­ю­щим, что не из­гла­жи­ва­ет­ся во всю по­сле­ду­ю­щую жизнь. Имен­но по­это­му ре­ли­ги­оз­ное вос­пи­та­ние долж­но на­чи­нать­ся от мла­дых ног­тей, и го­ни­те­ли Церк­ви Хри­сто­вой во вре­ме­на бо­го­бор­че­ства, ка­те­го­ри­че­ски за­пре­щав­шие вся­кое ре­ли­ги­оз­ное вос­пи­та­ние и об­ра­зо­ва­ние, это учи­ты­ва­ли. Не раз­ре­ша­лось не толь­ко обу­че­ние де­тей ос­но­вам ре­ли­гии, но да­же уча­стие их в бо­го­слу­же­нии до до­сти­же­ния во­сем­на­дца­ти­лет­не­го воз­рас­та.

Как се­го­дня в на­шей стране от­но­сят­ся к ре­ли­ги­оз­но­му вос­пи­та­нию и об­ра­зо­ва­нию де­тей? Всем оче­вид­но, что на­род и об­ще­ство ныне пре­бы­ва­ют в глу­бо­ком нрав­ствен­ном кри­зи­се. В про­грам­мах прак­ти­че­ски всех пар­тий и об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ских дви­же­ний, пре­тен­ду­ю­щих на власть в го­су­дар­стве, мы обя­за­тель­но най­дем те­зи­сы о необ­хо­ди­мо­сти воз­рож­де­ния нрав­ствен­но­сти и ду­хов­но­сти. И дей­стви­тель­но, кри­зис, охва­тив­ший на­ше об­ще­ство, име­ет осо­бый ха­рак­тер. Это кри­зис не ка­ких-то от­дель­ных сфер жиз­ни: по­ли­ти­че­ской, эко­но­ми­че­ской, со­ци­аль­ной, на­уч­ной, куль­тур­ной — но кри­зис все­объ­ем­лю­щий, си­стем­ный. Его то­таль­ность по­ра­жа­ет во­об­ра­же­ние, и имен­но она ука­зы­ва­ет на то, что при опре­де­ле­нии ис­то­ков и при­чин ны­неш­ней си­ту­а­ции речь долж­на ид­ти в первую оче­редь о кри­зи­се че­ло­ве­че­ской лич­но­сти — нрав­ствен­ном кри­зи­се ин­ди­ви­ду­у­ма и мо­раль­ном кри­зи­се об­ще­ства, ибо утра­че­на спо­соб­ность раз­ли­чать меж­ду доб­ром и злом, де­лая вы­бор ис­клю­чи­тель­но в поль­зу добра.

Мно­гие со­глас­ны с тем, что меж­ду нрав­ствен­но­стью и ре­ли­ги­ей су­ще­ству­ет глу­бо­кая и проч­ная внут­рен­няя связь, при­ро­ду ко­то­рой за­ме­ча­тель­но вы­ра­зил Ф.М. До­сто­ев­ский: «Ес­ли Бо­га нет, то все доз­во­ле­но». Лю­ди не столь­ко осо­знан­но, сколь­ко ин­ту­и­тив­но чув­ству­ют и ис­по­ве­ду­ют это жи­вое вза­и­мо­дей­ствие меж­ду ре­ли­ги­оз­ны­ми убеж­де­ни­я­ми, стра­хом Бо­жи­им и нрав­ствен­ным со­сто­я­ни­ем лич­но­сти и об­ще­ства. Ка­за­лось бы, в ка­че­стве пер­во­оче­ред­ной ме­ры мо­раль­но­го оздо­ров­ле­ния об­ще­ства сле­до­ва­ло бы преж­де все­го от­крыть ши­ро­кие воз­мож­но­сти для ре­ли­ги­оз­но­го вос­пи­та­ния де­тей, чтобы выз­во­лить под­рас­та­ю­щее по­ко­ле­ние из тря­си­ны ду­хов­но-нрав­ствен­ной де­гра­да­ции. На сло­вах все с этим со­глас­ны, да и дей­ству­ю­щее за­ко­но­да­тель­ство поз­во­ля­ет фа­куль­та­тив­но пре­по­да­вать ос­но­вы ре­ли­гии в учеб­ных за­ве­де­ни­ях. Но во мно­гих ли шко­лах мы об­на­ру­жим в учеб­ном рас­пи­са­нии уро­ки хри­сти­ан­ской нрав­ствен­но­сти и куль­ту­ры? В боль­шин­стве школ по­ка, к со­жа­ле­нию, ни­че­го по­доб­но­го нет.

Это вы­зва­но тем, что мно­гие чи­нов­ни­ки весь­ма свое­об­раз­но тол­ку­ют упо­мя­ну­тое по­ло­же­ние За­ко­на о сво­бо­де со­ве­сти: фа­куль­та­тив­ные за­ня­тия по­ни­ма­ют­ся ими как необя­за­тель­ные. Ис­хо­дя из это­го ре­ли­ги­оз­ное об­ра­зо­ва­ние и вос­пи­та­ние ока­зы­ва­ет­ся вне сет­ки учеб­ных ча­сов, за рам­ка­ми рас­пи­са­ния уро­ков. Есте­ствен­но ожи­дать, что ма­ло кто из де­тей, утом­лен­ных дол­ги­ми ча­са­ми пре­бы­ва­ния в шко­ле, при­дет на та­кие фа­куль­та­тив­ные за­ня­тия.

На са­мом же де­ле фа­куль­та­тив озна­ча­ет, что уча­щий­ся име­ет пра­во на вы­бор тех или иных дис­ци­плин по соб­ствен­но­му усмот­ре­нию. Как ви­дим, из это­го во­все не сле­ду­ет, что фа­куль­та­тив­ные за­ня­тия долж­ны быть вы­не­се­ны за пре­де­лы ста­ци­о­нар­но­го рас­пи­са­ния уро­ков. На­при­мер, в си­сте­ме об­ра­зо­ва­ния, при­ня­той во мно­гих стра­нах ми­ра, боль­шин­ство пред­ме­тов яв­ля­ет­ся как раз фа­куль­та­ти­ва­ми, но, вы­би­рая те или иные из них, уче­ник изу­ча­ет фа­куль­та­тив­ные пред­ме­ты на­равне с обя­за­тель­ны­ми и в рам­ках об­ще­го для тех и дру­гих рас­пи­са­ния уро­ков.

Су­ще­ству­ет так­же по­верх­ност­ное, но рас­про­стра­нен­ное мне­ние, со­глас­но ко­то­ро­му свя­щен­но­слу­жи­те­лей не сле­ду­ет до­пус­кать в шко­лу, ибо это яко­бы про­ти­во­ре­чит прин­ци­пу сво­бо­ды со­ве­сти. Сто­рон­ни­ки этой точ­ки зре­ния вы­дви­га­ют ар­гу­мент не без при­вку­са де­ма­го­гии: ес­ли до­пу­стить в шко­лу пра­во­слав­ных свя­щен­ни­ков, то то­гда нуж­но сде­лать то же са­мое в от­но­ше­нии дру­гих ре­ли­гий, кон­фес­сий, де­но­ми­на­ций и сект, ина­че бу­дут на­ру­ше­ны их кон­сти­ту­ци­он­ные пра­ва. Это лу­ка­вая по­зи­ция и ли­це­мер­ный ар­гу­мент.

Дей­стви­тель­но, прин­цип сво­бо­ды со­ве­сти яв­ля­ет­ся фун­да­мен­таль­ным кон­сти­ту­ци­он­ным по­ло­же­ни­ем, ко­то­рое ни­как нель­зя на­ру­шать хо­тя бы по той про­стой при­чине, что со­глас­но на­шей пра­во­слав­ной по­го­вор­ке «неволь­ник — не бо­го­моль­ник». Ни­ко­го си­лой при­нуж­де­ния ве­рить в Бо­га не за­ста­вишь. Од­на­ко ес­ли в клас­се пять­де­сят, семь­де­сят, во­семь­де­сят про­цен­тов де­тей кре­ще­ны в Пра­во­слав­ной ве­ре, то по­че­му же к ним не мо­жет прий­ти пра­во­слав­ный свя­щен­ник? Ес­ли же в клас­се име­ет­ся до­ста­точ­ное чис­ло му­суль­ман или лиц, при­над­ле­жа­щих к дру­гим ре­ли­ги­ям и кон­фес­си­ям, то они так­же име­ют пра­во на ре­ли­ги­оз­ное об­ра­зо­ва­ние. К ним долж­ны об­ра­щать­ся их пас­ты­ри. При этом недо­пу­сти­мо, чтобы к клас­су или к груп­пе уча­щих­ся об­ра­щал­ся про­по­вед­ник, при­над­ле­жа­щий к кон­фес­сии, по­сле­до­ва­те­ли ко­то­рой сре­ди уча­щих­ся от­сут­ству­ют или со­став­ля­ют незна­чи­тель­ное мень­шин­ство. Шко­ла не мо­жет и не долж­на пре­вра­тить­ся в аре­ну со­рев­но­ва­тель­ной мис­сии и про­зе­ли­тиз­ма.

Де­лом огром­ной важ­но­сти яв­ля­ет­ся со­пря­же­ние в ин­те­ре­сах го­су­дар­ства, об­ще­ства и че­ло­ве­ка прин­ци­па сво­бо­ды со­ве­сти с необ­хо­ди­мо­стью ре­ли­ги­оз­но­го вос­пи­та­ния де­тей и мо­ло­де­жи но­вой Рос­сии.

При­шла по­ра по­нять, что вре­ме­на про­из­воль­ной идео­ло­ги­за­ции и по­ли­ти­за­ции юри­ди­че­ских норм оста­лись в про­шлом. Мы, как на­род и как об­ще­ство, при­зва­ны к осо­зна­нию той ис­ти­ны, что вы­ход из пе­ре­жи­ва­е­мо­го на­ми кри­зи­са воз­мо­жен толь­ко на пу­тях воз­рож­де­ния че­ло­ве­че­ской лич­но­сти, ис­це­ле­ния и вос­ста­нов­ле­ния ее нрав­ствен­но­го на­ча­ла.

И очень важ­но, чтобы каж­дый из нас не толь­ко на сло­вах де­кла­ри­ро­вал та­кое по­ни­ма­ние про­бле­мы, но и де­лал то, что от него за­ви­сит, для ее ре­ше­ния. «Пу­сти­те де­тей при­хо­дить ко Мне и не пре­пят­ствуй­те им, ибо та­ко­вых есть Цар­ствие Бо­жие», — го­во­рит Хри­стос, слов­но об­ра­ща­ясь се­го­дня имен­но к тем, кто, при­бе­гая к лу­ка­вым и на­ду­ман­ным пред­ло­гам, пы­та­ет­ся по­ме­шать на­шим де­тям прий­ти к Бо­гу и об­ре­сти ве­ру.

Гре­че­ское сло­во «пе­да­гог» по-рус­ски озна­ча­ет «че­ло­век, ве­ду­щий де­тей», «де­то­во­ди­тель». Быть де­то­во­ди­те­лем ко Хри­сту — ве­ли­кое при­зва­ние пра­во­слав­но­го пе­да­го­га в совре­мен­ной рос­сий­ской шко­ле.

Иисус Христос и дети


После чудесного воскрешения Лазаря Четверодневного Спаситель не может надолго задерживаться в Иерусалиме и вообще в Иудее по причине стремительно нарастающего напряжения в отношениях со старейшинами иудейскими, которые «положили убить Его» (Ин. 11. 53). Господь покидает Иерусалим. В этот раз Он направляется в достаточно отдаленный город Эфраим к северо-востоку от Иерусалима. Из Эфраима, перейдя Иордан, Господь снова направляется в Заиорданье. Там Он совершает многие славные Свои деяния и произносит важные поучения. Об одном из таких эпизодов повествует евангелист Марк:
«Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им; ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их» (Мк. 10. 13–16).
Рассуждая о путях Богопознания, мы уяснили, что хотя вера начинается в уме, но принадлежит она сердцу и Бог воспринимается и познается не столько разумом, сколько нашими душевными силами.
В Заповедях Блаженств Спаситель именует блаженными «чистых сердцем», потому что они увидят Бога. Другими словами, для того, чтобы узреть Бога, чтобы почувствовать Его в своем сердце и ощутить Его близость, нужно иметь соответствующее состояние души. Кто из людей в наибольшей степени обладает чистотой сердца? Прежде всего дети. Их нравственная природа близка Богу тем, что не отягчена удручающими воспоминаниями и угрызениями совести о содеянных злых делах, горькими сожалениями об ошибках и пороках.
Чувствования ребенка чисты и не подавляются могуществом инстинктивного начала, а потому и восприятие сверхчувственного мира происходит в простоте и невинности сердца, без помех со стороны каких-либо видимых и невидимых преград и средостений, которые во множестве присутствуют в сознании взрослых людей. Именно благодаря этой чистоте сердца религиозное переживание ребенка отличается особенной яркостью и значительностью. Тот, кто сызмальства воспитывался в вере, хорошо знает, что опыт молитвы, общения с Богом в детские годы бывает настолько впечатляющим, что не изглаживается во всю последующую жизнь. Именно поэтому религиозное воспитание должно начинаться от младых ногтей, и гонители Церкви Христовой во времена богоборчества, категорически запрещавшие всякое религиозное воспитание и образование, это учитывали. Не разрешалось не только обучение детей основам религии, но даже участие их в богослужении до достижения восемнадцатилетнего возраста.

Как сегодня в нашей стране относятся к религиозному воспитанию и образованию детей? Всем очевидно, что народ и общество ныне пребывают в глубоком нравственном кризисе. В программах практически всех партий и общественно-политических движений, претендующих на власть в государстве, мы обязательно найдем тезисы о необходимости возрождения нравственности и духовности. И действительно, кризис, охвативший наше общество, имеет особый характер. Это кризис не каких-то отдельных сфер жизни: политической, экономической, социальной, научной, культурной — но кризис всеобъемлющий, системный. Его тотальность поражает воображение, и именно она указывает на то, что при определении истоков и причин нынешней ситуации речь должна идти в первую очередь о кризисе человеческой личности — нравственном кризисе индивидуума и моральном кризисе общества, ибо утрачена способность различать между добром и злом, делая выбор исключительно в пользу добра.
Многие согласны с тем, что между нравственностью и религией существует глубокая и прочная внутренняя связь, природу которой замечательно выразил Ф.М. Достоевский: «Если Бога нет, то все дозволено». Люди не столько осознанно, сколько интуитивно чувствуют и исповедуют это живое взаимодействие между религиозными убеждениями, страхом Божиим и нравственным состоянием личности и общества. Казалось бы, в качестве первоочередной меры морального оздоровления общества следовало бы прежде всего открыть широкие возможности для религиозного воспитания детей, чтобы вызволить подрастающее поколение из трясины духовно-нравственной деградации. На словах все с этим согласны, да и действующее законодательство позволяет факультативно преподавать основы религии в учебных заведениях. Но во многих ли школах мы обнаружим в учебном расписании уроки христианской нравственности и культуры? В большинстве школ пока, к сожалению, ничего подобного нет.
Это вызвано тем, что многие чиновники весьма своеобразно толкуют упомянутое положение Закона о свободе совести: факультативные занятия понимаются ими как необязательные. Исходя из этого религиозное образование и воспитание оказывается вне сетки учебных часов, за рамками расписания уроков. Естественно ожидать, что мало кто из детей, утомленных долгими часами пребывания в школе, придет на такие факультативные занятия.
На самом же деле факультатив означает, что учащийся имеет право на выбор тех или иных дисциплин по собственному усмотрению. Как видим, из этого вовсе не следует, что факультативные занятия должны быть вынесены за пределы стационарного расписания уроков. Например, в системе образования, принятой во многих странах мира, большинство предметов является как раз факультативами, но, выбирая те или иные из них, ученик изучает факультативные предметы наравне с обязательными и в рамках общего для тех и других расписания уроков.
Существует также поверхностное, но распространенное мнение, согласно которому священнослужителей не следует допускать в школу, ибо это якобы противоречит принципу свободы совести. Сторонники этой точки зрения выдвигают аргумент не без привкуса демагогии: если допустить в школу православных священников, то тогда нужно сделать то же самое в отношении других религий, конфессий, деноминаций и сект, иначе будут нарушены их конституционные права. Это лукавая позиция и лицемерный аргумент.

Действительно, принцип свободы совести является фундаментальным конституционным положением, которое никак нельзя нарушать хотя бы по той простой причине, что согласно нашей православной поговорке «невольник — не богомольник». Никого силой принуждения верить в Бога не заставишь. Однако если в классе пятьдесят, семьдесят, восемьдесят процентов детей крещены в Православной вере, то почему же к ним не может прийти православный священник? Если же в классе имеется достаточное число мусульман или лиц, принадлежащих к другим религиям и конфессиям, то они также имеют право на религиозное образование. К ним должны обращаться их пастыри. При этом недопустимо, чтобы к классу или к группе учащихся обращался проповедник, принадлежащий к конфессии, последователи которой среди учащихся отсутствуют или составляют незначительное меньшинство. Школа не может и не должна превратиться в арену соревновательной миссии и прозелитизма.
Делом огромной важности является сопряжение в интересах государства, общества и человека принципа свободы совести с необходимостью религиозного воспитания детей и молодежи новой России.
Пришла пора понять, что времена произвольной идеологизации и политизации юридических норм остались в прошлом. Мы, как народ и как общество, призваны к осознанию той истины, что выход из переживаемого нами кризиса возможен только на путях возрождения человеческой личности, исцеления и восстановления ее нравственного начала.
И очень важно, чтобы каждый из нас не только на словах декларировал такое понимание проблемы, но и делал то, что от него зависит, для ее решения. «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие», — говорит Христос, словно обращаясь сегодня именно к тем, кто, прибегая к лукавым и надуманным предлогам, пытается помешать нашим детям прийти к Богу и обрести веру.
Греческое слово «педагог» по-русски означает «человек, ведущий детей», «детоводитель». Быть детоводителем ко Христу — великое призвание православного педагога в современной российской школе.

Если собрать воедино высказывания человеческой мудрости о детях, поражает их противоречивость. С одной стороны: «Дети — цветы жизни»; «У кого детей много; тот не забыт Богом»; «Много бывает, а лишних не бывает». С другой стороны: «Без детей горе, а с детьми вдвое»; «У кого детки, у того и бедки». Библия, исполненная величайшей божественной мудрости, не обходит стороной эту болезненную тему. Она заповедует рассматривать детей как Божий дар и обязывает родителей добросовестно воспитывать их по закону Господню. Иудеи любили говорить: «Скорее мой ребенок забудет свое имя, нежели Тору». Благодаря такому отношению мир получил таких прекрасных людей, как Моисей, Самуил, Давид, Соломон, Ездра, Исайя, Иеремия, Даниил, Иоанн Креститель. За плохое воспитание детей Бог осудил первосвященника Илию на смерть.

Также Библия говорит, что дети приносят родителям тяжелые моральные проблемы. Уже на первых страницах она сообщает о старшем сыне Адама Каине – убийце своего младшего брата Авеля, о старшем сыне Авраама Измаиле, который изводил насмешками младшего — Исаака.

Библия не скрывает, что у порядочных людей были непорядочные дети. В семье патриарха Иакова, имевшего глубокие отношения с Богом, десять детей восстали против одного, самого младшего. Дети пророка Самуила прослыли мздоимцами, у царя и пророка Давида красавец-сын Авессалом стал убийцей брата, а затем поднял руку и на отца.

Библия сообщает и о трагической стороне детских судеб: дети умирали от болезней и голода, иногда расплачивались за грехи родителей. Первенцы египтян были умерщвлены Ангелом-губителем за противостояние фараона Богу, дети Корея Дафана и Авирона, провалились под землю вместе с родителями-мятежниками, сыновья Рицпы и Мелхолы были повешены за грехи покойного Саула.

Во время воинских операций в древности захватчики не оставляли в живых беременных и младенцев из-за опасения кровной мести со стороны выживших. Царь Ирод повелел уничтожить младенцев в Вифлееме из-за страха, что среди них подрастает претендент на его престол. Но, пожалуй, самое ужасное, когда родители по собственной воле приносили своих детей в жертву богам Ваалу и Астарте.

Евангелисты Лука, Матфей и Марк описывают один и тот же случай, определивший раз и навсегда отношение Христа к детям. Лука с его неизменным вниманием к деталям, упоминает в этой истории не просто детей, а младенцев. И не напрасно! Если беспомощные младенцы нашли место в сердце Христа, то его найдут все остальные!

Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им. Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него (Лук.18:15-17)

Проблема детей не возникла благодаря кабинетным исследованиям богословов. Ее преподнесла сама жизнь, а, вернее, ученики Христа. Три стиха высвечивают три проявления отношения к детям. Какое из них практикуем мы? И как правильно нужно относиться к детям?

I. Отношение озабоченности

Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним;

Это отношение проявляют родители. Многим из нас оно знакомо. Дети для нас — самые дорогие существа. Мы желаем для них всех благ и готовы ущемить себя, лишь бы им было лучше, чем нам. Нам не испортит аппетита новость по радио о пропаже чужого ребенка, но мы забудем про сон и еду, если пропадет наш. Нас не заденут неудачи в учебе соседских детей, но «двойка» в дневнике родного чада принесет нам горе. Мы только пожали плечами в ответ на новость о разводе президента, зато развод наших детей причиняет нам нестерпимую боль. Мы можем искренне посочувствовать другой семье, потерявшей ребенка, но смерть собственного ребенка придавит нас на долгие годы.

На нас лежит забота о пропитании детей, их воспитании, образовании, здоровье.

«Малые дети не дают спать, от больших сам не уснешь». Эти заботы будут сопровождать нас до конца жизни. Один проповедник рассказывал о своем семидесятилетнем отце, который пришел однажды навестить свою 90-летнюю маму. На прощанье она сунула старцу в руку припасенную конфетку: «Покушай, сынок». Для нее он так и остался маленьким.

Но самые лучшие родители понимают, что их детям требуется нечто большее, чем они им в состоянии дать. В мире столько опасностей и соблазнов, которые могут свести на нет их благородные усилия. Матери и отцы, о которых пишут евангелисты, по-настоящему заботились о будущем своих детей! Зная, что во Христе мощно проявляются чудодейственные благодать и сила, они желали, чтобы Он помолился об их детках и запечатлел на их сердцах Божье благословение. Их нельзя осудить за стремление получить помощь, хотя бы потому что Христос их не осудил за это! Не упрекнул в маловерии или поиске легких путей ко благу детей.

И ныне мы, родители, не чужды подобных желаний. Нам тоже нужна помощь со стороны. Нам нужна церковь, чтобы дети вместе с нами и себе подобными учились поклоняться Богу, заводили дружбу со сверстниками. Нам нужны «Детские Библии», христианские мультфильмы, воскресная школа, детские праздники, чтобы посредством их заронить в юные сердца как можно больше зерен истины, чтобы удержать их от путей мира, пока их сознание не окрепло. Нам нужны различные виды церковных служений, участие в которых поможет детям удержаться на церковной орбите во время бури подросткового возраста.

Во времена гонений, когда любые собрания детей Божьих пресекались и запрещались, было потеряно много детей. У них не развилось чувство необходимости в общении. И когда наступила свобода, они уже не могли понять, зачем нужна церковь.

Слово Божие призывает нас использовать всевозможные средства для внедрения в сердца детей Божьего слова: » и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем.и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих» (Втор.6:5-9).

Кстати сказать, проблема безопасности наших детей встала сейчас настолько остро, что беспокойство родителей времен Христа кажется просто смешным. Они даже не могли предположить в те годы, что:

  • детей могут украсть, если они будут играть на улице без присмотра;
  • дети могут попасть под машину, подвергнуться удару электрическим током, стать жертвой теракта;
  • детей могут вовлечь в наркоманию, игроманию, заразить порнографией, обольстить искусством, модой, деньгам и пр;
  • в западных странах школа отторгает детей от христианских ценностей уроками толерантности или сексуального просвещения;
  • детям объясняют, что они могут пожаловаться на родителей, если они их наказывают, унижают, эксплуатируют, и плохо кормят. После таких жалоб детей забирают из семьи;
  • дети учатся вместе неверующими одноклассниками, которые «просвещают» их как интересен грех.

Один американец, живший в России и неплохо знавший русский язык, отдал своих детей в элитную школу. Но вскоре его сыновья начали «разнообразить» свою речь незнакомыми словами. Отец заглянул в специальный словарь, пришел в ужас и тут же забрал детей из школы.

У нас намного больше поводов для беспокойства о судьбе наших детей, чем у родителей времен Христа! В канун Дня защиты детей агентство Балтинфо сообщило, «что Институтом социологии РАН подготовлен доклад на тему об агрессивных и фанатичных подростках. Выводы не слишком-то радостные. За последние годы подростки стали чаще употреблять алкоголь и наркотики, в том числе «тяжелые», проявлять агрессивность, совершать преступления. Социологи на основании своих исследований заключили: в России так и не удалось создать эффективную систему борьбы с подростковой преступностью.

Доля «законопослушных» подростков с 2006 по 2010 г. снизилась почти вдвое: с 32 до 15% от общего числа опрошенных. И наоборот: несовершеннолетние, которые периодически нарушают «нормы общежития» — дерутся, пьют, курят, воруют, хулиганят — это уже не 58%, как раньше, а целых 69%. И если 8 лет назад к числу «трудных» можно было причислить лишь каждого десятого подростка в России, то сейчас это уже каждый шестой (16%).

В ходе исследований выяснилось, что среди школьников 10-11-х классов почти половина (48%) имеет опыт участия в драках (то же самое указали в своих ответах 21% 7-9-классников, то есть каждый пятый подросток). Что такое вандализм, могут сказать с полным знанием дела и на личном опыте 43% старшеклассников и каждый десятый человек с «неоконченным средним». Каждый пятый старшеклассник (20%) и вдвое меньше их младших товарищей совершали мелкие кражи из магазинов. Очень тревожная цифра: 14% старших школьников и 2% 7-9-классников поставили галочку в строке «избиение с группой человека».

У большинства молодых людей все эстетические интересы — это просмотр остросюжетных и эротических кинофильмов и видео, компьютерные игры и блуждание по Интернету и, конечно, «ничегонеделание» как основной вид досуга.

Каждый пятый подросток входит в ту или иную неформальную группу. Судя по данным опросов, самые многочисленные — это спортивные (30%) и музыкальные (26) фанаты, а также любители японского аниме (24%).

Социологи проанализировали причины, по которым старшеклассники ввязываются в драки, совершают акты вандализма, издеваются над сверстниками. В основном это личные мотивы, защита собственного «Я» — ответил на оскорбление, вступился за друга, «наших били» и пр. Лишь у 39% есть близкий человек, с которым можно посоветоваться». В свете этих проблем становится понятной ирония Джона Уилмота: «До женитьбы у меня было шесть теорий относительно воспитания детей; теперь у меня шестеро детей и ни одной теории».

Жить под бременем этой озабоченности не просто. Оно может надломить и лишить оптимизма. Счастлив тот, кто это бремя несет не один, а с Господом Богом!

II. Отношение отвержения

ученики же, видя то, возбраняли им.

Как видно, ученики выстроили некое подобие заградительного отряда из числа добровольцев, чтобы обезопасить Иисуса Христа от напора толпы. Родители с детьми желали преодолеть это препятствие. В качестве ответной меры ученики возбраняли родителям это делать.

В переводе с греческого «возбраняли» – довольно сильное слово. Оно означает «порицать, упрекать, запрещать». Это достаточно агрессивная и некрасивая реакция. Если младенцы ничего не понимали, то дети постарше не могли не догадаться, что эти бородатые дяди настроены по отношению к ним отнюдь не приветливо. Понятно, что мамаши реагировали на запрет мольбами и слезами. Они доказывали, как им необходимо именно сейчас принести деток и Иисусу. Ведь Иисус не оставался на долго на одном месте! Но апостолы были непреклонными: «Раз вам сказано — нельзя, то значит, нельзя!»

Если бы мы обратились к ним за разъяснением, то услышали бы:

  • посмотрите, как ведут себя эти мамаши! У них же нет смирения, нет подчинения мужскому руководству! Сказали им, чтобы шли домой, а они не слушают!
  • мы царство Божие расширяем и ради этого отставили дома и невест, а эти только разведением детей занимаются. Как им не стыдно!
  • интересы детей не столь важны, как интересы взрослых. Смотрите, сколько больных и одержимых ожидают исцеления, а вы отнимаете драгоценное время Господа и продлеваете страдания несчастных!
  • приношение детей к Учителю — чистое излишество. Об этих детях молились в синагоге, сами родители должны о них молиться и не искать легких путей к их благу. Вы хотите, чтобы потом они гордились перед другими детьми: меня Иисус благословил, а тебя нет?!
  • Наконец, мы — апостолы, и находимся тут не для галочки. Мы имеем право быть посредниками между людьми и Христом, имеем право устанавливать порядок!

Конечно, против такой аргументации трудно что-либо возразить! Ученики букву Писания не нарушали. Однако был ли ими соблюден его дух? Отнюдь! Ведь суть закона выражена двуединой заповедью: люби Господа и ближнего твоего, как самого себя. А здесь любовью и не пахло — суровый тон, гневные взгляды, недовольные лица апостолов.

Несомненно, ученики нанесли рану родительским сердцам. Ведь отвергать их детей — значит отвергать их самих. Ученики словно забыли ранее слышанное предупреждение Христа: «Сказал также ученикам: невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих» (Лук.17:1,2).Кроме того, ученики нанесли рану и детским сердцам. Дети — памятливые существа. Они ни за что не подойдут к человеку, который однажды их обругал. Вместо того чтобы приобретать детей для царства Божьего, ученики их теряли.

Если просвещенные апостолы допустили ошибку в отношении детей, что тогда говорить о нас и о мире, в котором мы живем?…

Миллионы людей с ужасным постоянством отвергают детей. Они не дают им родиться. Или отдают их в детские дома, откуда 40% обитателей отправляется затем в тюрьмы. Или в погоне за успехом лишают их необходимой порции любви и заботы.

Принимать ребенка на основе его достижений – значит, тоже отвергать его. Если он во всем преуспевает, мы его безудержно хвалим, если же он не соответствует нашим ожиданиям — обрушиваем на его бедную голову едкую критику. Неправильно будет и постоянно сравнивать его с другими, более талантливыми сверстниками.

Реакция отверженного — обида, злость, заискивание, отвержение себя, родителей, их ценностей, их веры. Валентина Леонтьева в советские годы вела передачу «Спокойной ночи малыши» и была звездой для миллионов людей, но не для своего сына Мити. Ей было некогда заниматься его воспитанием и в результате между матерью и сыном возникло отчуждение на всю жизнь. Он не навещал ее и не приехал даже на ее похороны. Что посеешь, то и пожнешь. Сеешь отвержение, отвержение и пожнешь!

К детям должно проявляться иное отношение, о котором пойдет речь далее.

III. Отношение принятия

Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него.

Отношение Христа к детям является для нас примером. Евангелист Марк сообщает, что Христос вознегодовал на апостолов. Эта довольно редкая эмоциональная реакция Господа. Он негодовал на фарисеев и книжников, не желавших исцеления сухорукого, негодовал на торговцев и менял в храме, превративших дом Божий в вертеп разбойников. И вот гнев на любимых апостолов. Как Он был недоволен их самоуправством! Почему они у Него не спросили, что делать с детьми и родителями?

Господь повелел поднять шлагбаум перед детьми. Он повелел принять наследников царства Божьего! Мы верим, что дети спасаются благодатью Христа, и только Он знает, когда наступает период их ответственности перед Божьим законом.

Это повеление принимать детей актуально и для нас. Оно складывается из нескольких практических элементов.

  1. Проложите детям дорожку ко ХРИСТУ!

Иисус сказал о несмышленых младенцах: «не препятствуйте детям приходить ко Мне». Дети могут прийти к Господу через родителей. Мой отец писал перед смертью матери: «Проложи детям тропинку к престолу благодати». Если мы этого не сделаем в детстве, то, повзрослев, они не нее никогда не встанут.

  • Молитесь о детях

Когда епископ Амвросий увидел плачущую мать Августина Монику, он сказал ей: «Дитя таких молитв погибнуть не сможет!» Его предсказание сбылось: Августин стал не только спасенным, но и самым крупным богословом Западной церкви.

  • Молитесь с детьми!

Молитесь просто и кратко, молитесь словами, которые поймет маленький ребенок. Дети должны научиться молитве от вас.

  • Рассказывайте детям библейские истории, делайте это по возможности интересно, меняя интонации.
  • Используйте христианские фильмы, книги, теле- и радиопередачи для наставления детей в вере
  • Читайте детям рассказы о жизни миссионеров, чтобы они обрели стремление к духовному подвигу
  • Приводите детей на занятия в воскресную школу, пусть они найдут здесь себе друзей. Это поможет им устоять в вере.
  • Приобщайте детей к какому-либо посильному труду в церкви.Некоторые родители дают детям мелкие монеты, чтобы они пожертвовали их на нужду церкви во время сбора добровольных пожертвований.
  • Развивайте у детей смирение. Не говорите: «спой песню, расскажи стихотворение и все тебя будут хвалить…»Объясняйте, что все нужно делать для Бога, а не для своего удовольствия.
  • Старайтесь приобщить детей к музыке.Слово Божие попадает в сердце и через песни. Музыка поможет вашим детям выражать свои переживания. Без музыки не обходился псалмопевец Давид. Елисея Дух Божий коснулся, когда позвали гуслиста. Католики говорили о Лютере, что он больше привлек людей песнями, чем проповедями.

1. Избегайте двойных стандартов!

Больше всего отвращает детей от Бога фальшь родителей. Христианский журнал «Спектрум» рассказывал о пути к вере американского летчика ЧазаЦельнера. Он с самого детства был пресыщен христианством. Родители постоянно водили его в католический храм в Бостоне, где его учили: «не кури, не пей алкоголь, избегай наркотиков». Однако дома он видел иное: отец не упускал случая выпить крепких напитков. В детском сознании уложилось, что религия накрепко связана с лицемерием. Покинув дом, Чаз покинул и церковь.

Когда он стал летчиком и женился, возникла необходимость вновь посетить забытую церковь ради крещения ребенка. Но священник, узнав, что жена нашего героя состоит во втором браке, отказался совершать церемонию. Однако после долгих переговоров стороны сошлись на том, что за пожертвованные на храм 2300 долларов священник аннулировал первый брак Сузанны и благословил второй. Эта сделка укрепила Чаза в убеждении о церковном лицемерии.

Если бы его жена не стала баптисткой, а он случайно не наткнулся в Ганноверской гостинице на «гедеоновский» Новый Завет, он бы так и был вдали от Христа и вечной жизни.

2. Любите детей безусловной любовью!

Финский евангелист Калеви Лехтинен долгое время не мог поладить с сыном-подростком, который начал употреблять наркотики. Дело доходило до крика и драк. Но потом он вместе с женой принял решение любить сына таким, каков он есть. Калеви возил его с вечеринок, говорил с ним по дороге о жизни и музыке… Когда сын покаялся, его спросили, что повлияло на его решение стать христианином? Ответ был: «Любовь моего отца!»

3. Не унижайте авторитета церкви в глазах детей!

Церковь — тот колодец, из которого им придется пить. Не забрасывайте его грязью! Не говорите при детях плохо о других верующих и о пастырях. Ваши рассказы отвратят их от Бога. Лучше говорите о хорошем, ведь его немало в церкви!

4. Не навязывайте детям христианство с помощью угроз адскими муками.

Некоторые ретивые верующие злоупотребляют этим. Вера должна питаться не страхом, а любовью Христа. Сперджен верно писал: «Самая же великая истина заключается в проповеди о кресте. Это истина о том, что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Мой брат, придерживайся этой истины. Это именно тот колокол, в который ты должен звонить. Так звони же в него, мой брат! Звони, говорю я тебе! Не переставай звонить! Издавай эту ноту из серебряной ли трубы, или из бараньего рога — труби ее, и стены Иерихона непременно падут».

5. Представляйте образ Бога в библейской перспективе!

У моей тети были серьезные проблемы с принятием Бога. В детстве она постоянно слышала от матери: «Бог тебя накажет!» Бога-тирана она никак не могла принять. Но библейский Бог не такой! Послушайте, как Он говорит о Себе Моисею:

«И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи , прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода. Моисей тотчас пал на землю и поклонился и сказал: если я приобрел благоволение в очах Твоих, Владыка, то да пойдет Владыка посреди нас; ибо народ сей жестоковыен; прости беззакония наши и грехи наши и сделай нас наследием Твоим» (Исх.34:6-9).

Дети должны знать, что милость Бога всегда превозносится над справедливостью. Он любит прощать и суров только к отвергающим евангелие. Здесь абсолютно прав Ефрем Сирин: «Не называй Бога справедливым. Если бы Бог был справедлив, ты бы уже горел в аду».

6. Дисциплинируйте детей!

Отсутствие разумных требований дисциплины будет служить для детей серьезным препятствием для прихода к Христу. Они не смогут понять, что преступление неизбежно влечет наказание; что исповедание греха предшествует прощению и восстановлению отношений. «Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери» (Прит.29:15).

Итак, мы рассмотрели три типа отношения к детям — озабоченность, отвержение, принятие. Какое практикуете вы? Принимаете ли вы детей так, как их принял Христос — с радостью, заключая в объятия, молясь и благословляя, или руководствуетесь мирскими стандартами? Помоги нам Бог подражать Христу!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *