Иисус в терновом венке

Глава пятая. Терновый венец Иисуса Христа и другие реликвии короля Людовика IX Святого

26 октября 1804 года Поль д’Астрос, священник собора Парижской Богоматери, шел в Национальную библиотеку, что находилась на улице де Ришелье. Ему была назначена встреча с Обеном-Луи Милленом, хранителем Кабинета медалей этой библиотеки. Того же, в свою очередь, за десять дней до этого принял у себя министр внутренних дел Жан Порталис.

Министр не стал ходить вокруг да около, а сразу же передал приказ Наполеона вернуть в собор бесценные христианские реликвии, которые во время революции были конфисованы «у проклятых Бурбонов» и выставлены на всеобщее обозрение в здании библиотеки. Точнее говоря, речь шла о том, чтобы вернуть то, что осталось от этих реликвий.

Суть происходившего заключалась в следующем: за несколько недель до коронации в соборе Парижской Богоматери Наполеон решил продемонстрировать Французской церкви свою благосклонность.

Каноник д’Астрос, явившись в Национальную библиотеку, получил от господина Миллена перечень подлежавших возврату реликвий. Как оказалось, это были бесценные предметы из коллекции короля Людовика IX Святого, и все они были связаны с распятием и погребением Иисуса Христа. К перечню прилагалась большая картонная коробка. В ней-то ошеломленный каноник и обнаружил сваленным в кучу то, что до сих пор считается едва ли не самым главным из реликвий христианского мира.

Так в сокровищнице собора Парижской Богоматери оказался Терновый венец — венец из ветвей растения с шипами (терниями), согласно Евангелиям, водруженный на голову Иисуса Христа римскими воинами, чтобы усугубить его страдания. Венец всегда был символом силы, правления и почета. Изготовление его из терновника вместо традиционного лавра, использовавшегося римлянами для плетения венков великим героям, было позорным актом издевательства над Сыном Божьим.

Кроме того, в собор Парижской Богоматери поступили частицы Животворящего Креста, на котором был распят Иисус Христос, а также один из гвоздей с этого креста.

С тех пор в первую пятницу каждого месяца (в три часа дня), а также в Страстную пятницу католического Великого поста (с десяти утра до пяти вечера) эти реликвии выносят для поклонения верующим. В другие дни года доступа к этим святыням нет.

* * *

Попали эти бесценные реликвии в Париж следующим образом.

В 1204 году крестоносцы захватили Константинополь и основали Латинскую империю (фр. Empire Latin de Constantinople, лат. Imperium Romaniae), просуществовавшую до 1261 года.

Во время правления латинского императора Балдуина II, восседавшего на троне с 1228 по 1261 год, многочисленные христианские святыни, находившиеся в Константинополе, среди которых был и Терновый венец Иисуса Христа, были проданы королю Франции Людовику IX.

Вернее, не совсем так. Терновый венец (французы называют его Sainte Couronne — Святая корона), принадлежащий к группе реликвий, взятых на Голгофе сразу же после распятия Иисуса Христа, с IV до середины XI века был доступен для поклонения в Сионской церкви. Потом венец вместе с копьем Лонгина, римского солдата, который пронзил подреберье Иисуса Христа, распятого на кресте, перенесли в Константинополь. Латинский император Балдуин II сильно задолжал Венеции и предложил ей венец в качестве компенсации.

Архимандрит Августин (Никитин) по этому поводу пишет:

«В „переходные“ 1230-е годы Латинская империя испытывала серьезные материальные затруднения, и Бодуэн обратился за помощью к богатой Венеции. Деньги были даны, но Бодуэн не имел возможности вернуть Венеции долг. Тогда он обратился за помощью к Людовику IX, и французский король выдал ему нужную сумму. Бодуэн же пообещал дать ему в залог бесценную святыню — Терновый венец. Однако денег в казне не было, и в 1238 году Людовик IX приобрел венец у Бодуэна II.

Венец был переправлен из Константинополя сначала в Венецию, а затем во Францию».

Отметим, что французский король Людовик IX был кузеном императора Балдуина II, именно поэтому он и оплатил долг родственника, получив за это бесценную святыню.

Янник Дюран, главный хранитель отдела предметов искусства Лувра, излагает следующую версию:

«В 1238 году молодой Балдуин II де Куртене прибыл во Францию за помощью. Взамен он предложил королю Людовику IX, будущему Людовику Святому, Терновый венец Христа. Людовик Святой согласился и отправил в Константинополь двух доминиканцев, которые, приехав, узнали, что венец уже продан венецианцу Николе Квирино за огромную сумму в 13 134 золотых гиперперона. Два священнослужителя сопроводили реликвию до Венеции, ожидая прихода денег от Людовика Святого. В феврале 1239 года священная реликвия могла уже отправляться из Венеции во Францию».

* * *

Людовик IX, прозванный Святым за свою веру и благочестие, родился в 1214 году. Он был сыном короля Людовика VIII и Бланки Кастильской, дочери короля Кастилии Альфонсо VIII.

Мать Людовика, женщина большого ума и выдающейся силы воли, имела громадное влияние на развитие сына. После смерти мужа, в 1226 году, она стала регентшей и управляла Францией с необыкновенной ловкостью, укрепляя авторитет королевской власти и расширяя свои владения. Красивый и изящный Людовик интересовался в юности всякими рыцарскими забавами. В 1234 году он женился на Маргарите, дочери графа Прованского.

Когда Людовику исполнилось 21 год, он был объявлен совершеннолетним. Вступление короля в управление страной мало изменило политику правительства: королевская власть была уже так сильна, что Людовику нетрудно было поддерживать свой авторитет в глазах некогда непокорных вассалов.

Терновый венец, полученный от латинского императора Балдуина II, Людовик IX торжественно встретил 10 августа 1239 года в городке Вильнёв-Аршевек, что в 40 километрах от Парижа. При этом Людовик снял с себя все королевские регалии и обувь, а потом, босой, в одной рубашке, взволнованный и со слезами на глазах, вместе со своим братом Робером д’Артуа и в сопровождении большой торжественной процессии, понес реликвию на плечах.

Так 19 августа 1239 года Терновый венец Иисуса Христа оказался в Париже.

Через два года, в сентябре 1241 года, Людовик IX доставил в свою столицу частицу Животворящего Креста, на котором был распят Иисус Христос, и еще несколько реликвий. Еще через год королевская коллекция пополнилась острием копья Лонгина и Святой губкой, которой смачивали губы Иисусу на кресте.

Потом в рекордные сроки, то есть за неполных три года, для этих святых реликвий в центре Парижа, на острове Сите, была воздвигнута часовня Сент-Шапелль (Sainte-Chapelle, или Святая часовня) — один из шедевров готической архитектуры, на строительство которого было затрачено еще больше денег, чем та сумма, в которую был оценен Терновый венец Иисуса Христа.

Сент-Шапелль представляет собой часовню-реликварий, выполненную в готическом стиле. Она имеет сравнительно небольшие размеры: 35 метров в длину и 11 метров в ширину. При этом эта часовня, шпиль которой уходит в небо на 75 метров, сейчас занимает третье место по посещаемости в Париже и считается одной из самых красивых небольших готических церквей в мире.

Святая часовня выстроена в изысканной манере. Ее каменные стены украшены скульптурами, разнообразным керамическим и живописным декором. Всю часовню опоясывает своеобразный корсет с ажурными мраморными аркадами, прерываемыми время от времени глубокими нишами. Часовня поделена на два яруса разной высоты, но равной площади. Нижняя капелла (молитвенное сооружение), открытая для простых богомольцев, была освящена в честь Девы Марии, а верхняя, где молились исключительно члены королевской семьи, — во имя Святого Креста. В верхнюю капеллу, высота которой достигает 20 метров, можно было попасть прямо из покоев дворца (часовня была воздвигнута в двух шагах от дворца), и там был устроен небольшой альков (углубление, ниша в стене) для представителей королевской династии. Неф (вытянутое помещение, ограниченное рядом колонн) верхней капеллы знаменит своими великолепными витражами, которые превратили ее в изумительное по красоте подобие драгоценного ларца (подсчитано, что общая площадь витражей, покрывающих Сент-Шапелль, составляет 618 квадратных метров).

За свою легкость, прозрачность и «логику пропорционального строя» Сент-Шапелль по праву считается шедевром французской готики.

Архимандрит Августин (Никитин) пишет:

«Король повелел собрать лучших „мастеров каменного дела“, как именовались тогда зодчие, и каждому велел представить свой проект. Замысел Пьера де Монтеро сразу поразил воображение, и в 1242 году было решено строить церковь вблизи королевского дворца (нынешний Дворец правосудия). В мае 1243 года была издана булла папы Иннокентия IV, предоставившая привилегии будущей часовне. Первый камень ее был положен в январе 1246 года, и немного более двух лет спустя, в апреле 1248 года, она была закончена и освящена».

На самом деле имя архитектора Сент-Шапелль доподлинно неизвестно. Лишь считается, что им был Пьер де Монтеро, или де Монтрёй, один из самых выдающихся зодчих XIII века, которого по аналогии с учеными богословами называли «каменных дел доктором».

Также считается, что Людовик IX испытывал чуть ли не фетишистское пристрастие ко всевозможным мощам и святыням. Именно поэтому приобретение реликвий, связанных с Иисусом Христом, для которых и была построена часовня Сент-Шапелль, вполне достойная их, он считал самым большим успехом своего правления. И его можно понять: для этого короля приобретение Тернового венца и других реликвий открывало возможность не только удовлетворить свои личные религиозные чувства, но и утвердить за Францией пальму первенства среди католических государств Европы.

* * *

Во время правления Людовика IX королевство жило в мире, однако очень скоро начали поступать тревожные вести с Востока. Там в 1244 году «неверные» в очередной раз захватили Иерусалим и почти полностью разорили Палестину. И тогда Людовик решил отправиться в Святую землю с целью освобождения Гроба Господня. Так начался Седьмой крестовый поход.

Получив в аббатстве Сен-Дени хоругвь, перевязь и посох паломника и испросив в Лионе благословение папы, Людовик с крестоносцами прибыл в сентябре 1248 года на Кипр. На острове рыцари перезимовали, а весной 1249 года экспедиция направилась в Египет. Там Людовик захватил крепость-порт Дамиетту. Двинувшись дальше, он подошел к крепости Эль-Мансура, но силы крестоносцев к тому времени уже были существенно ослаблены раздорами и беспорядками. Во время отступления их к Дамиетте сарацины нагнали Людовика и взяли его в плен.

Свое пленение король переживал с истинно христианской кротостью, а когда египетский султан предложил ему свободу в обмен на выкуп, он ответил, что французский монарх свободу за деньги не покупает. После этого он предложил правителю Египта за свою свободу Дамиетту. Договор об обмене был заключен, однако его выполнению помешало убийство султана его же приближенными. После этого «неверные» долго не могли выбрать нового правителя Египта и даже предложили корону Людовику, но тот гордо отказался, чем привел сарацинов в немалое изумление. Лишь после этого они решили, наконец, выполнить заключенный ранее договор, и Людовик обрел долгожданную свободу.

В мае 1250 года король отплыл из Египта, но остался еще на четыре года в Сирии, дожидаясь новых подкреплений. Он поддерживал христиан в Палестине, строил отношения с азиатскими правителями, вел работы по укреплению Яффы, Кесарии и Сидона. Слава о нем быстро распространилась по Ближнему Востоку и сулила ему много выгод, однако, получив известие о смерти матери (она умерла в ноябре 1252 года), Людовик вернулся во Францию, которая радостно встретила своего монарха.

Неудача Седьмого крестового похода ничуть не охладила энтузиазма Людовика IX, и в марте 1270 года он отправился в Тунис, надеясь на обращение в христианство местного султана. Там, ожидая прибытия своего младшего брата Карла Анжуйского, он долгое время бездействовал. К сожалению, как и в египетской компании, климатические условия Туниса были слишком тяжелыми для европейцев. В результате в войске начались болезни. Умер сын короля Жан-Тристан, граф де Невер. 3 августа заболел и сам Людовик, а 25 августа 1270 года его не стало.

Альбер Гарро в своей книге «Людовик Святой и его королевство» пишет:

«На первый взгляд оба крестовых похода Людовика Святого могут показаться бессмысленной тратой французских и христианских сил, борьбой, закончившейся почти полным поражением. Король умер на чужой земле, и не как мученик, как ему хотелось бы, или в схватке во главе своих отрядов, а от унизительной болезни. Он был слишком упорным, чтобы уехать на родину, в то время как видел, что его силы подходят к концу, и знал, по всей вероятности, что обратно уже не вернется».

Тело Людовика IX было перевезено Карлом Анжуйским на Сицилию и погребено в соборе Монреале, в южном пригороде Палермо. Там и сейчас в алтаре, посвященном Людовику, хранится урна с частью его останков. Другая же их часть была перенесена в усыпальницу французских королей в Сен-Дени.

* * *

В 1297 году Людовик IX специальной буллой папы Бонифация VIII был провозглашен святым. Именем святого Людовика теперь названо множество католических храмов как во Франции, так и за ее пределами, в том числе церковь Святого Людовика Французского в Москве, расположенная на улице Малая Любянка.

В 1305 году, во время провозглашения папой Климента V (в миру Бертрана де Го), король Филипп IV Красивый, прибывший на церемонию, получил согласие на перенос в Сент-Шапелль черепа Людовика IX Святого при условии, что монахам Сен-Дени останутся его зубы и нижняя челюсть. По всей видимости, сердце короля тоже было передано в Сент-Шапелль.

Сейчас это выглядит дико, но в XIV веке считалось законным и даже весьма достойным, чтобы голова короля была перенесена в то место (Sainte-Chapelle — Святая часовня королевского дворца), которое само почиталось caput regni (главой королевства).

Филипп Красивый заказал известному парижскому золотых дел мастеру Гийому Жюльену великолепный реликварий, который вместе с черепом короля-праведника доставили в Сент-Шапелль. Собор Парижской Богоматери также получил свою часть реликвий — ребро Людовика IX Святого.

Альбер Гарро по этому поводу пишет:

«17 марта 1306 года, во вторник после Вознесения, голова Людовика Святого и часть мощей были перенесены в Париж при великом стечении народа. Король поместил мощи рядом с Богоматерью, а череп Людовика отправил в Сент-Шапелль. Это перенесение стали традиционно праздновать по вторникам после Вознесения: в этот день августинцы служили мессу в Сент-Шапелль, а начиная с 1309 года по приказу короля шестьдесят доминиканцев и шестьдесят францисканцев приходили туда праздновать день Людовика Святого».

После этого раздаривание останков Людовика IX Святого продолжилось. Так, например, Филипп IV Красивый и его преемники отдали фаланги пальцев королю Норвегии Хакону Магнуссону для церкви, которую тот воздвиг в память о святом короле на острове Тюсоен, близ Бергена. В числе первых получателей были также монахи-доминиканцы из Парижа и Реймса, аббатства Ройомон и Понтуаз. Королева Бланка Шведская также получила несколько костей для монастыря Святой Бригитты в Вадстене…

После этого еще много веков сильные мира сего делили останки святого короля. Что удивительно, подобное обращение со святыми мощами было в те времена не только не исключением, но и нормой.

* * *

Вернемся теперь к реликвиям, находящимся в Париже.

На Терновом венце, хранящемся в соборе Парижской Богоматери, кстати, нет ни одного шипа. Дело в том, что Людовик IX, прославленный король-крестоносец, человек благочестивый и богомольный, эти шипы (а их было около семидесяти) довольно щедро раздавал, вот ни одного и не осталось. Несколько шипов, например, хранится в Ватикане, много других разошлось по всему миру в качестве даров соборам и храмам.

Частицы креста, на котором был распят Иисус Христос, попали в коллекцию Людовика IX Святого в конце сентября 1241 года. Эта реликвия была украшена драгоценными камнями и позолотой, однако после революции, в апреле 1794 года, все представлявшее ценность для разоривших собрание Национальной библиотеки, куда королевские реликвии были перенесены для всеобщего обозрения из часовни Сент-Шапелль, было похищено. Камни пропали, а драгоценные оклады были переплавлены. Чудом удалось спасти от разграбления лишь деревянные части креста, и они-то и хранятся ныне в соборе Парижской Богоматери. Кстати сказать, остальные его части находятся ныне в Тулузе, в Анжу, в аббатстве Сен-Гилем-ле-Дезер в Эро, а также в Бельгии, Италии, Германии и Испании.

Что касается гвоздей, которыми Иисуса Христа прибивали к кресту, то они были отвезены в Рим. Сделано это было императрицей Еленой, матерью императора Константина, которая занималась раскопками в Святой земле и обнаружила остатки нескольких деревянных крестов, объявив, что один из них и есть тот самый, на котором был распят Иисус Христос. По преданию, в пути начался страшный шторм, и императрица, дабы унять его, бросила один гвоздь в Адриатическое море. Оставшиеся три гвоздя император Константин использовал потом во время военных действий — два в шлеме и один в уздечке своего коня. Сейчас есть немало гвоздей, претендующих на то, чтобы считаться гвоздями из Святого распятия. Большинство из них — копии или подделки реальных гвоздей.

В настоящее время один гвоздь, как мы уже говорили, хранится в Париже, второй гвоздь находится в соборе города Карпантра на юго-востоке Франции. Еще два хранятся в Италии. Гвозди эти давно являются предметами споров историков: ведь их должно было остаться всего три, а не четыре…

Французский хронист Гийом де Нанжи, один из монахов Сен-Дени, в своем «Жизнеописании Святого Людовика» рассказывает нам о пропаже и обретении в 1232 году Святого гвоздя. Он пишет:

«Святой гвоздь, один из тех, которыми был распят Господь наш выпал из сосуда, в котором хранился, когда тот сосуд подносили для целования паломникам, и потерялся среди множества людей, целовавших его в третий день мартовских календ ; но потом случилось великое чудо, и его нашли и с великой радостью и ликованием вернули в упомянутую церковь первого апреля. И надо сказать о той печали и скорби, которую святой король Людовик и его благородная матушка королева Бланка испытали в связи со столь великой потерей. Когда король Людовик и королева-мать узнали о пропаже такого сокровища и что случилось это со Святым гвоздем в их царствование, они сильно опечалились и сказали, что более горького известия не могло и быть, и ничто иное не могло заставить их так сильно страдать. По причине такого горя добрый и благородный король Людовик, не в силах совладать с собой, стал громко восклицать, что пусть бы уж лучший город его королевства был до основания разрушен Он повелел огласить по всему Парижу, на улицах и площадях, что если кому-то ведомо что-либо о пропаже Святого гвоздя и если кто-то нашел его и утаил, то пусть немедля вернет и получит за него сто ливров от самого короля. Что еще сказать? Тревога и печаль, вызванные пропажей гвоздя, были повсюду таковы, что не описать. Услышав известие о пропаже Святого гвоздя и призыв короля, парижане сильно взволновались, и множество мужчин, женщин, детей, клириков, школяров возопили громким голосом, обливаясь слезами, бросились в церкви, чтобы обратиться за Божьей помощью в столь великом горе. И рыдал не только Париж, но и все жители Французского королевства, узнав о пропаже святого и драгоценного гвоздя. Многие мудрые люди опасались, как бы по причине этой горестной утраты, случившейся в самом начале царствования, не последовали великие беды или эпидемии и как бы это не стало предзнаменованием гибели (не дай Бог) всего тела Французского королевства».

Парижский гвоздь хранится ныне внизу креста-реликвария, под стеклом, а частицы Животворящего Креста — в верхней его части, за золотой пластиной с греческой надписью, удостоверяющей первоначальную принадлежность святыни византийскому императору Мануилу Комнину.

Копье Лонгина, которым был пронзен Иисус, долго хранилось в Иерусалиме. Потом, опасаясь сарацин, реликвию спрятали в Антиохии, где она и была найдена. Поначалу реликвию отнесли в Иерусалим, потом — в Константинополь, где она находилась в храме Святой Софии. После падения Константинополя император Балдуин II передал острие копья Людовику IX Святому, а тот перенес его в Париж, в часовню Сент-Шапелль, где оно хранилось рядом с Терновым венцом Иисуса Христа и другими священными реликвиями. Другая часть копья оставалась в Константинополе до 1492 года. После того, как турки захватили город, султан Баязет прислал древко в богатом реликвариуме папе Иннокентию VIII.

Относительно Святой губки, которой смачивали губы Иисусу на кресте, можно сказать следующее. Эта реликвия попала в коллекцию Людовика IX Святого вместе с острием копья Лонгина. После «революционного» разграбления 1794 года обе эти реликвии пропали. По данным Жака-Огюста-Симона Коллена де Планси, исследовавшего в XIX веке этот вопрос, часть губки со следами крови Иисуса хранится в Риме, в церкви Святого Иоанна Латерана. Помимо этого, на наличие у себя Святой губки указывают церковь Сен-Жак в Компьене, аббатство Флёри и еще несколько храмов.

Что касается фрагмента копья Лонгина, то он хранится ныне в соборе Святого Петра в Риме. Считается, что эта реликвия попала туда в XVIII веке из Парижа.

* * *

Во время Великой французской революции часовня Сент-Шапелль была закрыта. Некоторое время она использовалась как хлебный склад, а затем была приспособлена под судебный архив. Начиная с 1790 года не раз поднимался вопрос о ее сносе, но, к счастью, это варварское мероприятие так и не было осуществлено.

Архимандрит Августин (Никитин) рассказывает:

«Буря французской революции 1789 года не прошла бесследно и для этого храма. Пострадали украшения фасада, погибли некоторые стекла витражей… Исчезли и священные реликвии, которые король собирал всю жизнь и помещал в Святую часовню. Среди них находились частица Креста Христова, фрагмент камня от Гроба Господня, лоскут от погребальных пелен Христа, его багряница, привезенная из Египта, и многое другое.

Теперь то немногое, что уцелело после революционного разгрома, хранится в разных местах: в соборе Парижской Богоматери находятся остатки реликвий, а часть церковной утвари — в Национальной библиотеке, в Кабинете медалей. Реликвии заключены и в полом шаре, под крестом, увенчивающим шпиль Святой часовни. А большую ювелирную раку, где некогда хранились реликвии, переплавили в 1789 году. После революции во Франции, когда часовню закрыли, Терновый венец Спасителя перенесли в Национальную библиотеку».

Янник Дюран, главный хранитель отдела предметов искусства Лувра, уточняет:

«С самого начала революции сокровища Сент-Шапелль стали объектом угроз, а 2 ноября 1789 года Конституционная ассамблея провозгласила национализацию церковных ценностей. Однако в 1791 году Людовик XVI постановил, что все реликвии, собранные Людовиком Святым и его последователями, должны быть собраны в аббатстве Сен-Дени. Они были туда доставлены 12 марта 1791 года. А через два года, 12 ноября 1793 года, сокровища Сен-Дени и Сент-Шапелль были свалены на телеги и доставлены в Конвент, объявивший отечество в опасности. После этого все они были отправлены в переплавку

25 апреля 1794 года реликварий Тернового венца также был отправлен в переплавку, а сам венец был передан в Кабинет медалей Национальной библиотеки. В это же время частицы Животворящего Креста также были очищены от драгоценных украшений, сделанных Людовиком Святым, и следы самой реликвии потерялись. Лишь десять лет спустя каноник д’Астрос смог забрать в Кабинете медалей для собора Парижской Богоматери Терновый венец и несколько других реликвий, оказавшихся в Национальной библиотеке в 1794 и 1795 годах».

Таким образом, лишь в 1804 году благодаря конкордату между Наполеоном Бонапартом и римским папой сохранившиеся реликвии, попавшие в Париж стараниями набожного короля Людовика IX, были возвращены кардиналу Жану-Батисту де Беллуа, ставшему в 1802 году парижским архиепископом.

В 1806 году Терновый венец и другие святыни, запаянные в специальные стеклянные капсулы, были размещены в сокровищнице собора Парижской Богоматери, заново освященного в 1804 году специально для коронации Наполеона папой Пием VII. Там они хранятся до сих пор.

Специальный реликварий для Тернового венца был в 1862 году пожертвован императором Наполеоном III.

Данный реликварий, изготовленный Эженом-Эммануэлем Виолле-ле-Дюком, выполнен в форме средневековой королевской короны, покоящейся на массивной подставке с литыми изображениями трех царственных особ, преемственно обладавших Терновым венцом: императрицы Елены, императора Латинской империи Балдуина II и Людовика IX Святого, держащего в руках доставленную в Париж святыню.

* * *

Такова история святынь Страстей Христовых: Тернового венца, копья Лонгина, частей Животворящего Креста и многих других. После взятия и разграбления Константинополя рыцарями-крестоносцами все эти бесценные реликвии тем или иным путем оказались в Европе, в частности во Франции. Это, по сути, расхищение святынь почти не было документировано. Единственное, что известно относительно точно, — это судьба Тернового венца. Гораздо сложнее обстоит дело с частицами Животворящего Креста, на котором был распят Иисус Христос, с гвоздями с этого креста, со Святой губкой, а также с погребальным полотном Спасителя, которое именуется в настоящее время Туринской плащаницей.

Кстати сказать, упомянутая Туринская плащаница — это полотно шириной 1,10 метра и длиной 4,36 метра, в которое, согласно преданию, Иосиф Аримафейский завернул тело Иисуса Христа после его смерти. В ней Иисус был похоронен в пустой гробнице, которая была вырублена в скале, находившейся на земле Иосифа Аримафейского, около сада вблизи Голгофы.

До разграбления крестоносцами Константинополя, то есть до 1204 года, плащаница хранилась в этом городе в храме Святой Софии. После падения Константинополя она была «обретена» во Франции в 1353 году: граф Жоффруа де Шарни объявил, что плащаница находится у него (до этого она тайно хранилась у тамплиеров, но орден был распущен в 1312 году). Вначале плащаница была выставлена в городе Лири во владениях графа де Шарни.

Вскоре в Лири народ повалил валом. Кусок ткани, пропитанный кровью и потом Иисуса Христа, — разве могла быть для христиан реликвия дороже? Епископов Анри де Пуатье и Пьера д’Арси подобное рвение прихожан в конце концов возмутило; они сетовали на то, что верующие перестали почитать реликвии города Труа и все разом подались в Лири… Будучи человеком властным, Пьер д’Арси решил положить конец паломничеству, но семейство де Шарни обратилось за поддержкой к папе Клементу VII, и тот разрешил паломничество…

В 1452 году плащаницу выкупил герцог Людовик I Савойский. Он хранил ее в Шамбери, где она пострадала при пожаре 1532 года. После переноса столицы в Турин в 1578 году плащаница стала храниться в специальном ковчеге в городском соборе Святого Иоанна Крестителя.

Туринская плащаница открывается для обозрения паломников раз в четверть века. В последний раз это произошло летом 2000 года. Тогда ее успели увидеть более миллиона человек. Соответственно, в следующий раз плащаницу предполагается выставить в 2025 году. В дни Туринской Олимпиады 2006 года в подземной части Туринского кафедрального собора при помощи компьютерной графики было выставлено виртуальное изображение плащаницы, а также устроена экспозиция, посвященная ее истории.

История плащаницы, являющейся сейчас собственностью Ватикана (до 1983 года она была собственностью Савойской династии), полна чудес и загадок. В частности, в 1898 году, когда она была выставлена на обозрение, фотограф-любитель Секондо Пиа сделал снимки и вдруг обнаружил на негативах человеческий лик. По словам историка Алена Деко, «фотографии мастера Пиа, когда их опубликовали, произвели сенсацию». Тут же верующие сделали вывод, что на плащанице отпечатались лик и тело Иисуса Христа, а посему Туринская плащаница стала цениться как одна из важнейших реликвий христианства. При этом Католическая церковь официально не признает плащаницу подлинной.

Ален Деко по этому поводу пишет:

«Со времен Средневековья, когда плащаница попала во Францию, ученые разделились на два противоположных лагеря. Одни признавали ее подлинной, и по поводу пятен на ней — по правде говоря, не очень четких — они заявляли, что это следы крови или пота, отпечатавшиеся достаточно хорошо потому, что тело Иисуса перед погребением было смазано ароматическими мазями.

Другие же категорически это отрицали, утверждая, что пятна — дело рук художника-фальсификатора, жившего в XIII веке, который во всем признался одному епископу Папа даже издал специальную грамоту, в которой плащаница называлась обыкновенной подделкой».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

  • Христианский Восток
    • Христианский Восток. Краткая справка
      • Рождение Христианского Востока как трансформация эллинистической культуры. П.В. Кузенков
    • Ветхозаветные времена
      • История Израильского царства
    • Родина святых
    • Христианские Церкви
      • Константинопольская Православная Церковь
      • Александрийская Православная Церковь
      • Антиохийская Православная Церковь
      • Иерусалимская Православная Церковь
      • Православные арабы
      • Древние Восточные Церкви
    • Византия
      • Страницы истории
      • Христиане и мусульмане
      • Византия и Святая Русь
    • Связи Востока и России
      • Церковные и дипломатические связи
      • Культурные и торговые связи
      • История русского паломничества
      • Иерусалим — центр мира
      • Синай
      • Афон
    • Русское рассеяние на Востоке
      • Русская Палестина
      • Египет
      • Ливан
      • Тунис
      • Турция
      • Греция
    • Христианство на Ближнем Востоке сегодня
      • Аналитика
      • Интервью и статьи
      • Иностранная пресса
    • Археология
      • Библейская археология
      • Военные конфликты и памятники истории
  • Святые места
    • Традиции паломничества
      • О чудесах
      • Паломничество вчера и сегодня
    • Россия
      • Москва и окрестности
      • Дивеево и Нижний Новгород
      • Урал и Сибирь
      • Юг России
      • Север России
    • Болгария
      • Храмы и монастыри
      • Святыни
    • Греция
      • Святые и святыни
      • Храмы и монастыри
      • Афон
      • В паломничестве по Греции
    • Египет
      • Монастыри
      • Храмы
    • Израиль
      • Святые места
      • Храмы и монастыри
      • Паломничество по Святой Земле
      • Служение на Святой Земле
    • Иордания
      • Святые места
      • Православные храмы Иордании. Л.Н. Блинова
      • Русский паломнический центр на Иордане
    • Италия
      • Храмы
      • Святыни Италии
    • Кавказ
      • Святыни и святые места
      • Паломнические заметки
    • Кипр
      • Почитаемые святые
      • Храмы
      • Монастыри
    • Ливан
      • Храмы и монастыри
    • Палестина
      • Святые места
      • Храмы и монастыри
      • Подворья РДМ
    • Сирия
      • Святые места Сирии
      • Храмы и монастыри
      • Война в Сирии и ее культурное наследие
    • Турция
    • Черногория
      • Храмы и монастыри Черногории
      • Святыни
    • Праздники на Святой Земле
      • Рождество
      • Пасха
      • Троица
      • Богородичные праздники
    • Информация для паломника
      • Реликвии Искупления в современном мире
      • В Израиль без визы
      • Авиабезопасность Израиля
      • Что взять с собой в Израиль
      • Памятка священнику- паломнику на Святой Земле
      • Адреса монастырей
      • Гостиницы РДМ
      • Музей путешествий и паломничества по святым местам
    • Приглашаем в паломничество
  • Православная культура
    • Святая Земля в культуре Руси
    • Паломничество и русская литература
      • Паломничество и культура
      • Образ Святой Земли в русской литературе
      • Путешествия русских писателей на Восток
    • Священное Писание в русской литературе
      • Стихи о Библии и Евангелии
      • Ветхий Завет в русской литературе
      • Евангельская история в стихах русских поэтов
      • Авторские строки
    • Русская литература и христианство
      • Обзоры
      • Перечитывая классиков
      • Православная литература как жанр
    • Псалмы и молитвы в русской поэзии
      • Молитва в творчестве русских поэтов
      • Стихи-молитвы русских поэтов
      • Переложение псалмов в русской поэзии
    • Святая Земля и Восток в живописи
    • Ветхий Завет в живописи
      • Ветхий Завет в русском искусстве. Репродукции
      • Статьи
    • Евангелие в русской живописи
      • Иоанн Предтеча
      • Бегство в Египет
      • Христос-отрок
      • Христос в пустыне
      • Христос в уединении на Генисаретском озере
      • Проповедь Христа и евангельские притчи
      • Чудеса Христа в русской живописи
      • Женщины, служившие Христу
      • Страстной цикл
      • Образы и деяния апостолов в русской живописи
      • Страшный суд в русской живописи
      • Статьи
    • Религиозные сюжеты в творчестве русских художников
      • БАСИН П.В. (1793-1877)
      • БРУНИ Ф.А. (1799-1875)
      • БРЮЛЛОВ К.П. (1799-1852)
      • ВАСНЕЦОВ В.М. (1848-1926)
      • ВРУБЕЛЬ М.А. (1856-1910)
      • ГЕ Н.Н. (1831-1894)
      • ИВАНОВ А.И. (1775-1848)
      • ИВАНОВ А.А. (1806-1858)
      • КАНДИНСКИЙ В.В. (1866-1944)
      • КОШЕЛЕВ Н.А. (1840-1918)
      • ЛЕБЕДЕВ К.В. (1852-1916)
      • ЛОМТЕВ Н.П. (1817-1859?)
      • НЕСТЕРОВ М.В. (1862-1942)
      • ПЕРОВ В.Г. (1833-1882)
      • ПОЛЕНОВ В.Д. (1844-1927)
      • РЕПИН И.Е. (1844-1930)
      • РЯБУШКИН А.П. (1861-1904)
      • СЕМИРАДСКИЙ Г.И. (1843-1902)
      • СУРИКОВ В.И. (1848-1916)
      • ШАГАЛ М.З. (1887-1985)
      • ШЕБУЕВ В.К. (1777-1855)
      • Первые христиане и мученики в русской живописи
      • Святой Николай Чудотворец в русской живописи
      • Князь Владимир и Крещение Руси в русской живописи
      • Калики перехожие в русской живописи
      • Образ странника-богомольца в русской живописи
      • Выезды и походы на богомолье в русской живописи
      • Сергий Радонежский и Троице-Сергиева лавра в русской живописи
    • Православные праздники в искусстве
      • Рождество Христово
      • Крещение Господне — 19 января
      • Сретение Господне — 15 февраля
      • Благовещение Пресвятой Богородицы — 7 апреля
      • Вход Господень в Иерусалим или Вербное воскресенье
      • Пасха
      • Вознесение Христа, Троица, Духов день
      • Первый Спас, медовый Спас, маковый Спас, Спас на водах — 14 августа
      • Преображение или яблочный Спас — 19 августа
      • Спас Нерукотворный — ореховый Спас, хлебный Спас — 29 августа
      • Богородичные праздники
      • Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня в русской живописи и поэзии
    • Паломнические реликвии
      • Евлогии с Востока
    • Церковное искусство
      • Ставрография
      • Иконопись и иконография

Данная статья содержит: икона иисуса христа в терновом венце молитва — информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.

Как и когда помогает икона Иисуса Христа?

В огромном православном мире Иисусова икона занимает первое и великое место. Она является не только благолепным украшением храма и предметом почитания, но имеет великое вероучительное значение.

Моление перед образами Христа

Каждый верующий христианин должен знать, в чем помогает икона Иисуса Христа:

  • в исцелении от тяжелых, смертельных болезней;
  • в любой беде, в сложных жизненных ситуациях;
  • дарует помощь в указании верного пути в жизни;
  • помогает в принятии серьезных, судьбоносных решений;
  • избавляет от глупых и грешных мыслей, тревог;
  • укрепляет физические и духовные силы;
  • оберегает от нашествия диавольской силы;
  • ограждает от влияния злых, завистливых и хитрых людей;
  • дарует мир и покой в доме.

Когда помогает икона Спасителя? Помощь Свыше является тем людям, кто обращается за помощью к Творцу с верой чистой и глубокой, кто не избегает покаяния во грехах и тем, делом чьей жизни является Спасение и жизнь вечная. Таким христианам Господь всегда протянет Свою Руку помощи.

Самые распространенные образы

Первый образ Христа — это запечатлившийся на полотенце Лик, когда Спаситель отер тканью Свое лицо. На сегодняшний день это — известная икона «Спас Нерукотворный»

В католической церкви существует иная версия происхождения «Нерукотворного Лика»: во время совершения Крестного пути благочестивая женщина Вероника подала свой платок одному из страдальцев, чье лицо было залито кровью. Отерев лицо, мужчина увидел, что на платке остался отпечаток и проявился терновый венец . С тех пор изображение стало носить название «Плат Вероники». Реликвия благоговейно хранится в Риме.

Также в Православной Церкви распространены Иисусовы иконы:

  • «Спас Вседержитель» — Спаситель в поясном изображении, в левой руке удерживает Книгу;
  • «Спас в Силах» — Творец восседает на троне в белоснежных одеждах;
  • «Эммануил» — Иисус изображен в возрасте отрока;
  • «Благое молчание» — Творец изображен в образе Ангела, до Своего земного воплощения;
  • «Великий Архиерей» — Господь указан в архиерейском облачении.

Эти иконы являются каноническими, что позволяет читать пред ними любые молитвы Святой Троице.

Символика образов

Рыба. Согласно учению Нового Завета, рыба есть проповедь. Сам Господь сравнивает апостолов, которые ранее были рыбаками, с «ловцами человеков».

Царствие Небесное — это невод, закинутый в воду и захвативший рыб всяческого рода. В самом начале христианской эры люди носили на шее «амулеты» с изображением рыбок из камня и стекла. По этому символу христиане распознавали друг друга. Даже на стенах торговых лавок, на полу рыночной площади, везде, где случалось скопление людей, были начертаны рыбы.

Это служило знаком для странствующих христиан о том, где собираются единоверцы.

Агнец. В христианском мире агнец есть имя Иисуса как Мессии. Изображение Агнца — тайна Христовой смерти. Часто встречается изображение, где Агнец Божий стоит на небольшом холме, с которого стекают водные потоки. Холм — это Церковь, ручьи — символика четырех Евангелий.

Лоза винограда. Евангельский образ Христа — источника жизни для православного человека. Ветки винограда символизируют членов Церкви, а грозди, которые клюют птицы — символика Причастия. Ведь Сам Спаситель именовал себя виноградной лозой, Своего Отца — виноградарем, а учеников-апостолов — ветвями.

Крест. Восьмиконечное изображение распятия есть тот самый Крест, на котором был распят Спаситель человечества.

Редкие иконы

«Ангел Великого Совета» — символика Христа, заимствованная из Ветхого Завета. Этот образ послужил поводом к написанию изображения Христа в виде ангела с белоснежными крылами.

«Спас Благое Молчание»- изображение творца в ангельском чине (до воплощения). Руки Спасителя сложены на груди крестообразно, нимб имеет вид восьмиконечной звезды (ее образуют два квадрата).

«Добрый Пастырь». Иисус изображен в виде юного пастуха, держащего жезл. Его окружает стадо пасущихся овец. Образ был распространен в древнехристианском искусстве, в настоящее время встречается в регионах, приветствующих западноевропейское влияние.

«Не рыдай Мене, Мати». На иконе Христос представлен возлежащим наполовину в гробе, а за Его спиной указан Крест.

«Христос Царь Иудейский». Образ имеет католическое происхождение, Спаситель изображен по колено, в багрянице и терновом венце, Его руки связаны, в правой руке творец удерживает трость.

Икона в доме

В жилище православной семьи иконы должны быть помещены на иконостасе. Если же иконостаса в доме нет, то все равно им не место рядом с другими предметами интерьера.

Неуместно ставить их в книжные полки и за стеклянные дверки шкафов, рядом с косметикой, статуэтками, фотографиями, картинами и прочими украшениями интерьера.

Строжайше запрещено помещать иконы рядом с красочными плакатами эстрадных исполнителей, спортсменов, политиков и прочих кумиров.

Важно! Икона — это не «накопитель» благодати. Благодать действует на молитвенников не от иконы, а через нее. Она посылается Всевышним тем христианам, кто верует в Него. Прикладывание в образу без веры в Его силу и с мрачными мыслями — пустое. Но глубокая вера и надежда на помощь даруют людям исцеление, поддержку и благодеяние. Также следует помнить, что икона — это не оберег, что свойственно языческому культу. Она не гарантирует защиту от ссор, проблем, не являет защиту от нечисти.

Православная практика ведет человека по жизненному пути Словом Божиим. Поэтому Христовы иконы занимают главное место как в православном храме, так и в доме верующих людей.

Икона иисуса христа в терновом венце молитва

Господь в терновом венце (ИС-441)

Схема на специальном тканом материале с односторонним шелковисто-матовым синтетическим покрытием для вышивания бисером «Preciosa Art Canvas».

Размер готовой работы: 17х21 см.

Молитва перед иконой «Иисус в терновом венце» поможет перенести трудности, связанные с несправедливым отношением недоброжелателей, простить им прегрешения их. Ибо только прощающие грехи другим смогут быть прощены Господом.

Икона «Иисус в терновом венце». Страсти Христовы

Спаситель знал о предстоящих Страстях. И Он знал, как они будут тяжелы: «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел» (Ин. 12, 27). Отметим: Спаситель не бесстрастен в ожидании грядущих страданий. Его душа возмущается (греч. таракси), то есть приходит в сильнейшее волнение при мысли о предстоящих страданиях, но идти этим путем нужно.

О, бездна мужества и верности Своему пути!

Страсти Христа – больше, чем человеческие мучения.

Это безмерные страдания Богочеловека, берущего на Себя грехи всего мира.

«Взять на себя грехи мира»: в применении ко Христу – это не аллегория. И начались страдания Христовы задолго до Голгофы, сразу после Тайной вечери.

«Душа Моя скорбит смертельно» (Мк. 14, 34), – говорит Христос ученикам. Не в силах стоять, Он «пал на землю и молился» (Мк. 14, 35), «начал ужасаться и тосковать» (Мк. 14, 33)

О, Сын Человеческий, подъявший Страсти вышечеловеческие!

Взятие на Себя греха мира возможно вынести только Сыну Божию, творение не вынесет этого, вот почему в рассказе о Гефсиманском молении мы находим четкое указание на пребывание учеников на расстоянии от Иисуса. Христос и раньше уединялся для молитвы, однако новым здесь является указание на дистанцию: вы – «здесь», Я – «там» (в Евангелии от Матфея).

Обратим внимание на диалектику этого молитвенного одиночества Христа:

Вот Иисус удаляется от них – «посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там» (Мф. 26, 36);

Потом Он зовет трех избранных учеников приблизиться;

Далее Он говорит им: «бодрствуйте и молитесь», однако их молитва – о другом: ученики должны молиться о себе – чтобы защититься, «чтобы не впасть в искушение» (Мф. 26, 41), Сам же Христос вошел в это испытание, идет сквозь него;

Христос трижды приходит к ученикам и трижды уходит, что подчеркивает близость, но и дистанцию.

Отметим и неспособность учеников помочь Иисусу в Его одинокой молитвенной борьбе, из-за чего Петр (в Евангелии от Марка) и два других ученика (от Матфея) слышат укоризненные слова Спасителя.

Все это показывает нам, что ученики и могут, и должны разделять страдания Христа, но их роль в этом слишком мала. И не потому, что они равнодушны к страданиям Учителя, а потому, что это попросту превышает их силы. Ученики в этом рассказе, по мнению богословов, символизируют Церковь. Она принимает учение в Страстях Христовых, однако ее роль по сравнению с подлинным Искупителем весьма скромна.

Прости нас, Господи, оставленный даже теми, о ком Ты сказал: «вот матерь Моя и братья Мои» (Мф. 12, 49).

Страдания Христа – максимальны! В книге пророка Даниила мученики молятся, чтобы Бог не предал страдающих «до конца» (ис телос) (Дан. 3, 34). В Евангелии же от Иоанна (13, 1) сказано, что Христос следует Своим путем «до конца» (ис телос), то есть принимает сверхчеловеческие страдания позорной мучительной смерти.

Поцелуй Иуды, взятие под стражу, допросы, насмешки, биение плетью… На каждом из этих моментов мы можем остановиться и молитвенно размышлять, молиться, сострадать, плакать. И мы будем делать это вместе со всей Церковью.

О, Милосерде, вкусивший крайние пределы человеческого немилосердия!

Жажду, – говорит Христос на Кресте (Ин. 19, 28).

Претерпевая муки, Спаситель хочет пить. Не об этом ли этот возглас: Жажду. Но вопль ли это человека, находящегося в полуобморочном состоянии, или глас Богочеловеческий? Христос отказался пить наркотическое вино, которое обычно давали осужденным, чтобы до конца испить Чашу страданий. Почему? Если мы вспомним, что Он намеренно не стал Себя защищать, оправдываться, ни перед еврейскими старейшинами, ни перед Пилатом, – мы поймем, что Он не желал сократить Свою муку. Значит, это слово – больше чем обычное человеческое слово, просьба о питье…

«О, Господи! Действительно ли жаждешь Ты воды, или – любви? Жаждешь ли Ты как человек, или – как Бог… Вот римский легионер дает Тебе губку, смоченную в уксусе. Это единственная капля милосердия, которую Ты почувствовал от людей за 3 часа висения на кресте…» (св. Николай Сербский). Спаситель, всем Своим служением взывавший к совести человеческой, пытавшийся пробудить души людские, и тут, умирая, оказался верен Самому Себе. Он и на Кресте обращается к людям, давая им возможность опомниться, очнуться от мрака жестокостив котором они пребывают. И мы знаем, что римский сотник покаялся у Креста.

Радуйся, Спасителю, спасающий словом даже на смертном пороге!

Но Он не был одинок!

«При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина» (Ин. 19, 25).

Мы знаем точно, что при Кресте, на котором умирал Спаситель, стояла Его Мать и некоторые другие женщины. Ученики бежали, а они не бегут. Они стоят – с мужеством, с верностью, с любовью.

Однажды Христос вздохнул:

«Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк. 8, 8) Да, в момент Страстей Своих Он увидел: найдет веру! Потому что среди людей есть злые и трусливые, но есть и те, любовь и мужество которых больше страха смерти.

Как дивна эта любовь, побеждающая страх смертный!

…Весь Великий пост звучат мотивы Страстей Христовых.

На воскресных пассиях, в песнопениях Крестопоклонной седмицы, в Страстные дни… Что можем сделать мы, мало понимающие в богослужении, по душевной неразвитости не чувствующие, не переживающие всей глубины того, о чем возвещает Церковь?

Хотя бы побыть со Христом в эти страшные дни.

Он просил учеников перед страданиями:

«душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте» (Мк. 14, 34). Да, ответим мы Ему, Господи, мы побудем с Тобою. Пусть устали, пусть изнемогаем от поста, пусть мало что понимаем из того, что читается, поется, происходит в храме, но мы не оставим Тебя, мы будем с Тобою.

Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем!

Cвященник Константин Пархоменко, источник azbyka.ru

Спас в терновом венце

* Цены указаны на типовой образец и могут различаться в зависимости от вариантов отделки и дополнительных образов (предстоящие, образы на полях).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБРАЗЕ

В великом множестве икон предстает нам светлый и чистый лик Иисуса Христа. Во многом разнообразии сюжетов и образов видим мы божественное начало всего сущего – Господа Бога нашего. Одним из таких прекрасных творений руки человеческой является икона, изображающая Спасителя в терновом венце. Сколько муки раскрывает нам данная икона, сколько невыносимых страданий выпавших на долю Иисуса, взявшего на себя все грехи рода человеческого.

Лавровый венок являлся символом почета и славы, в то время как колючий терн имел обратное значение. Воины намеренно сделали это, дабы еще более унизить и осмеять заключенного и кроме всего прочего причинить острую боль шипами. Грешники плевали ему в лицо и изображали фальшивое подчинение. Но Господь лишь смиренно и с состраданием взирал на их жалкие потуги оскорбить его, ибо он был выше этого. Терновый венец – это некий метафорический образ страданий, образ грехов человеческих, взятых на себя Иисусом во имя нашего спасения.

Изображения иконы Христос В Терновом Венце

Описание: Спас Беленький. Второй из трех известных списков 19 в Чудотворного Образа «Беленький Спаситель» (письмо черно-белое). Спасо-Влахернский женский монастырь.

Подскажите пожалуйста, что означает Икона Господа Иисуса Христа “Спаситель в терновом венце”

Po-li Мудрец (15688) 2 года назад

“Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на него весь полк и, раздев Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: Радуйся, Царь Иудейский! и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове. ” (Мф. 27:27-30).

Добавьте свой комментарий или задайте вопрос.

>Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Когда помогает икона Иисуса Христа

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться Вас на нашу группу Вконтакте Молитвы на каждый день. Так же посетите нашу страничку в Одноклассниках и подписывайтесь на ее Молитвы на каждый день Одноклассники. «Храни Вас Господь!».

Иконы спасителя Иисуса Христа есть у каждого, ведь они занимают главенствующее место, как в храме, так и в каждом доме верующих людей. Этот образ особо любимый и почитаемый среди православных – ведь это образ Господа. Образы Спасителя представлены в большом разнообразии. Большинству из икон с изображением Христа присваивают чудотворную силу. Иконы Спасителя всегда излучают благодать и мир. Какое значение у икон Христа Спасителя, чем они могут помочь верующему и как правильно молится перед ними – Вы узнаете из этой статьи.

Значение и символика образов Иисуса Христа

Икона Господу Иисусу Христу – своего рода посредник между миром Божественным и миром мирских людей. Пред Ликом Господа молятся об исцелении тяжелых болезней, просят помощи в беде любой, просят Господа об указании пути верного, для принятия важного решения, даже такого, от которого может зависеть судьба. Благодаря образу Иисуса, любая молитва донесется к небесам гораздо быстрее.

На сегодняшний день есть два типа изображения Христа Спасителя:

  • Образ Иисуса Вседержителя и Судьи Божественного.
  • Образ Иисуса в том облике, в котором он совершал свою службу среди людей.
  • Так же Христа изображают в облике отрока или младенца ( данное изображение Господа не относят к отдельному типу).

Изображение Иисуса всегда имеет крeстчaтый нимб. Нимб символизирует Божественный свет, который Иисус явил своим ученикам на горе Фaвoр. Через изображение нимба исповедуется два естества Господа – Божественное естество и мирское, человеческое.

На многих иконах Иисуса Христа, в его руках, изображена книга: раскрытая или закрытая – Священное писание, учение о спасении, с которым Господь пришел в наш мир.

  • Икона Иисуса Христа Вседержителя – образ, который, непременно, находится в каждом храме православных верующих, как правило, он размещен в центральной части храма. Лик Господа отражает период проповедничества Христа: волосы гладкие и прямоспадающие на плечи, небoльшая борода и усы, правой своей рукой он благословляет, а левая рука держит Евангелие.
  • Икона Иисуса Христа в терновом венце – это страдальческий лик Бога, в терновом венце, от которого идут следы крови. Терновый венец представляет собой образ страдания и грехов человечества, которые Господь, покорившись отцу своему, принял на себя.

В чем помогает образ Спасителя

Иконы Спасителя – это символ девственно-чистой веры всех христиан. В тяжкие моменты жизни, склонив колени пред Святой иконой, обратив свои молитвы к Господу, просят у него защиты, утешения, помощи в делах, излечения от болезней духовных и телесных. Если обратится к Всевышнему, с чистейшей, глубокой и искренней верой, которая живет в сердце верующего, то Он, непременно услышит Вас и протянет руку помощи.

  • К Спасу Вседержителю обращаются за помощью в любых трудностях: болезнях, печалях и неразрешимых ситуациях.
  • К Спасу Нерукотворому принято обращаться молитвой об исцелении недугов телесных и душевных, избавлении от тревог и грешной мысли, для наставления на путь истины.
  • Икона Иисуса Христа помогает и оберегает от всякого действия темной силы, от завистливых, хитрых и злобных людей, а так же дарует покой в доме и семье.

Как молиться

Молитва Господу Богу Иисусу Христу – самая важная молитва, которую должен знать каждый. Молитва, которой учат с самого детства, обращение к Богу:

«Отче наш, Иже еси на небесех!

Да святится имя Твое,

да приидет Царствие Твое,

да будет воля Твоя,

яко на небеси и на земли.

Хлеб наш насущный даждь нам днесь;

и остави нам долги наша,

якоже и мы оставляем должником нашим;

и не введи нас во искушение,

но избави нас от лукаваго.

Ибо Твое есть Царство и сила, и слава

Отца, и Сына, и Святого Духа во веки.

Эта молитва – личное и сокровенное. Это особый разговор с Господом. Она настолько чистая, возвышенная, что после ее прочтения, непременно, каждому станет легче, спокойнее и комфортнее.

Молитва Господу Вседержителю:

«Владыко Господи Иисусе Христе Боже мой, иже неизреченнаго ради Твоего человеколюбия на конец веков во плоть оболкийся от Приснодевы Марии, славлю о мне Твое спасительное промышление, раб Твой, Владыко; песнословлю Тя, яко Тебе ради Отца познах; благословлю Тя, Егоже ради и Дух Святый в мир прииде; покланяюся Твоей по плоти Пречистей Матери, таковей страшней тайне послужившей; восхваляю Твоя Ангельская ликостояния, яко воспеватели и служители Твоего величествия; ублажаю Предтечу Иоанна, Тебе крестившаго, Господи; почитаю и провозвестившыя Тя пророки, прославляю апостолы Твоя святыя; торжествую же и мученики, священники же Твоя славлю; покланяюся преподобным Твоим, и вся Твоя праведники пестунствую. Таковаго и толикаго многаго и неизреченнаго лика Божественнаго в молитву привожду Тебе, всещедрому Богу, раб Твой, и сего ради прошу моим согрешением прощения, еже даруй ми всех Твоих ради святых, изряднее же святых Твоих щедрот, яко благословен еси во веки, аминь».

Освященная икона Господу Богу Иисусу Христу должна обязательно присутствовать в каждом доме, дабы обегать дом от нечистой и даровать благодать верующим.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *