Икона алексия человека божия

У православных издавна особым почитанием пользуется икона Алексея, Божьего человека, отринувшего богатства земные во славу Господа. Его родителями были знатные римляне — сенатор Евфимиан и Аглаида, благочестивые христиане. Долгие годы остававшимся бездетными, им после неустанных молений Богу был послан сын Алексий.

День памяти: 30 марта

Житие святого Алексия

Мальчик рос очень набожным: строго соблюдал пост, был щедр на милостыню, а под богатыми одеждами втайне носил власяницу. Уже в молодые годы он хотел оставить мирскую жизнь ради служения Богу, но родители решили его женить. Однако вечером после венчания Алексей отдал невесте свое кольцо, объявил, что решил посвятить свою жизнь Божьему служению и, переодевшись простолюдином, ушел из дому.

На корабле Алексий доплыл до Месопотамии, а оттуда добрался до Эдессы, где в церкви Пресвятой Богородицы находилась плащаница с Нерукотворным образом Христа. Здесь, на паперти, он и остался, продав все, что еще у него оставалось, и раздав вырученные деньги нищим. Жил Алексий на хлебе и воде, а всю милостыню, которую ему подавали, он отдавал больным и немощным. Все свое время он посвящал молитвам. Строгий пост, наложенный им на себя, так изменил его внешность, что его не узнали даже слуги, посланные на поиски безутешными родителями. Слуги подали Алексию милостыню, не признав в нем своего господина.

Так прошло 17 лет, пока однажды пономарь церкви, на паперти которой нищенствовал Алексий, не получил от иконы Матери Божьей повеление: ввести в ее церковь «человека Божия, достойного Царства Небесного», на котором почивает Святой Дух. После долгих поисков пономарь воззвал к иконе, с просьбой указать на такого человека, и икона возвестила, что нищий на паперти и есть человек Божий.

Пономарь выполнил повеление Богоматери и ввел Алексия в церковь. Об этом случае стало известно, и многие начали почитать Алексия как праведника. Он же, чтобы избегнуть славы, тайком отплыл на корабле в Киликию. Однако тут вмешался промысел Божий: из-за бури корабль был прибит к итальянскому берегу. Полагаясь на Божью волю, он пешком отправился в Рим, к дому своих родителей, и попросил приютить его. Так, неузнанный, он вернулся в отчий дом, где отец его проявил милосердие, выделил ему место в сенях, а кормить велел пищей со своего стола.

Однако Алексий и здесь продолжал свою подвижническую жизнь: по-прежнему постился и молился день и ночь, смиренно терпя из-за этого насмешки со стороны слуг. Нередко по ночам он слышал рыдания своей матери и невесты, оставшейся в их доме, и испытывал от этого невыносимую муку, но любовь к Господу помогала переносить ее.

Так прошло еще 17 лет, в течение которых Алексий продолжал вести аскетическую жизнь. Господ заранее известил его о дне кончины, и Алексий, взяв хартию (бумагу из папируса), оставил на ней свое жизнеописание, попросив прощения у родных.

В день, когда преподобный Алексий скончался, во время литургии, которую служил Папа Римский Иннокентий в присутствии императора Гонория, Глас из алтаря возвестил: «Найдите человека Божия, отходящего в вечную жизнь, пусть он помолится о городе». Все испытали такой страх, что бросились ниц. Обыскали весь город, но поиски праведника не дали результата. Во время всенощного бдения Папа обратился к Господу с просьбой указать на такого праведника, и на этот раз Голос ответил, что искать такого человека нужно в доме Евфимиана.

Когда же прибыли туда, обнаружили Алексия уже мертвым, но со светящимся ликом и с зажатой в руке хартией. Все попытки вытащить ее остались безуспешными. И лишь когда коленопреклоненные Папа с императором обратились к умершему, как к живому, с просьбой разжать руку, она разжалась, и хартию смогли прочитать. Родители и невеста, рыдая, поклонились останкам праведника.

Тело человека Божия на богато украшенном одре было выставлено на площади. К ней сразу же потянулся народ, и начали происходить исцеления. Даже после того как император и Папа перенесли тело в церковь, а через неделю поместили в мраморную гробницу, оно продолжало благоухать миром и дарить исцеление страждущим.

Рекомендуем прочитать: Икона святой мученицы Галины

Почему на Руси так чтят Алексия, Божьего человека

Святой преподобный Алексей, икона которого находится во многих храмах, всегда пользовался на Руси особым почитанием, а его житие было любимым чтением. Особенно почитал его царь Алексей Михайлович, для которого Алексий был небесным покровителем. И в наше время его икона для Алексея – тезки великого подвижника – станет лучшим подарком. Чаще всего икона изображает святого в рубище, изможденным, но с выражением смирения и кротости на лице.

Нам, современным людям, трудно понять, чем было вызвано его решение порвать с прежней жизнью и родителями, которых он глубоко почитал, ведь он должен был понимать, какие страдания его исчезновение причинит им и его невесте. Почему он пошел на этот шаг, позволяет понять икона Алексея, человека Божьего. Он хотел испытать и искупить страдания всех униженных и страждущих и посвятил этому духовному подвигу всю жизнь.

Как защищает и помогает икона святого Алексия

Молитва перед иконой Святого Алексея поможет выбрать праведный путь, отказаться от погони за материальными, земными благами и всегда помнить о Господе, который всем пожертвовал ради нашего духовного спасения.

В молитвах святого подвижника просят об исцелении от телесных и душевных недугов, от пагубных зависимостей, об избавлении от страха перед жизненными испытаниями и о смиренном приятии сложных перемен в жизни.

Молитва Алексию, человеку Божию

О, великий Христов угодниче, святый человече Божий Алексие, душею на Небеси Престолу Господню предстояй, на земли же данною ти свыше благодатию различная совершаяй чудеса! Призри милостиво на предстоящия святей иконе твоей люди, умиленно молящияся и просящия от тебе помощи и заступления. Простри молитвенно ко Господу Богу честнии руце твои и испроси нам от Него оставление согрешений наших вольных и невольных, в недузех страждущим исцеление, напаствуемым заступление, скорбящим утешение, бедствующим скорую помощь, всем же, чтущим тя, мирную и христианскую живота кончину и добрый ответ на страшнем Суде Христове. Ей, угодниче Божий, не посрами упования нашего, еже на тя по Бозе и Богородице возлагаем, но буди нам помощник и покровитель во спасение, да, твоими молитвами получивше благодать и милость от Господа, прославим человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго и покланяемаго Бога, и твое святое заступление, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4

Возвы́сився на доброде́тель и ум очи́стив,/ к жела́нному и кра́йнему дости́гл еси́,/ безстра́стием же украси́в житие́ твое́/ и поще́ние изря́дное восприи́м со́вестию чи́стою,/ в моли́твах, я́ко безпло́тен, пребыва́я,/ возсия́л еси́, я́ко со́лнце, в ми́ре,// преблаже́нне Алекси́е.

Перевод: Возвысившись в добродетели и очистив ум, ты достиг Желанного и Высочайшего (Христа), украсив же бесстрастием свою жизнь и с чистой совестью приняв на себя подвиг особого поста, в молитвах пребывая как бесплотный ангел, ты воссиял как солнце в мире, преблаженный Алексий.

Ин тропарь, глас 4

Я́ко чистоты́ свети́льник пресве́тел показа́ся,/ ди́вный Алекси́е,/ и́бо тле́нный черто́г/ на нетле́нное Бо́жие Ца́рствие премени́в,/ я́ко целому́дрия де́латель преизря́ден./ Сего́ ра́ди предстои́ши Го́сподеви, всех Царю́.// Его́же моли́, дарова́ти нам мир и ве́лию ми́лость.

Перевод: Ты явился преярким светильником чистоты, удивительный Алексей, поскольку тленные супружеские покои поменял на нетленное Царствие Божие, как особенный подвижник целомудрия. Поэтому ты предстоишь перед Господом, Царем всех. Моли же Его подарить нам мир и великую милость.

Кондак, глас 2

Дом роди́телей твои́х я́ко чужд име́в,/ водвори́лся еси́ в нем нищеобра́зно/ и, по преставле́нии вене́ц прие́м сла́вы,/ ди́вен на земли́ яви́лся еси́, Алекси́е, челове́че Бо́жий,// А́нгелом и челове́ком ра́дование.

Перевод: Не считая дом родителей своим домом, ты поселился в нем под видом нищего и после смерти принял венец славы, удивителен на земле ты явился, Алексий, человек Божий, Ангелам и людям радость.

Икона «Алексий, человек Божий»

Святой Алексий является примером смирения и веры в Господа. Лик святого почитается среди верующих и обладает силой исцеления от любых болезней.

Икона «Алексий, человек Божий» является святыней, которая способна помочь православным избавиться от болезней и трудностей на жизненном пути через молитвы. Лик святого помогает утвердиться в вере и со смирением перенести невзгоды, преодолевая себя на пути к счастью и благополучию.

История иконы

Житие Алексия относится к концу четвертого века. Он был рожден в семье римского сенатора, и в ней привыкли к роскоши и праздности. Однако родители мальчика были милосердными и часто помогали страждущим. Долгое время они не имели детей, но после искренних молитв Господь даровал им радость родительства.

Алексий рос скромным и кротким, проводил время за молитвами и чтением духовной литературы. Родители нашли ему невесту, чтобы удержать его в миру. Однако Алексий покинул родной дом и свою супругу, чтобы посвятить жизнь странствиям и на себе перенести скорби римских рабов.

Проведя больше семнадцати лет в скитаниях, Алексий отправился в Киликию, но сильная буря, разыгравшаяся на море, вынесла судно к родному городу странника. Алексий увидел в этом Знак Божий и решил вернуться в отчий дом. Во время странствия он ограничивал себя во всем, усмиряя плоть молитвами. Он изменился до неузнаваемости, и когда попросил приюта у своего отца, то так и остался неузнанным.

По прошествии времени, чувствуя приближающуюся смерть, Алексий написал подробное письмо. В нем он изложил свою жизнь и странствия, подтверждающие его личность. Тело преподобного вынесли на главную площадь города, и многие люди узрели чудеса, которые являл святой даже после смерти. Множество исцелений произошло в тот день, и каждый страждущий шел к телу Алексия, чтобы дотронуться до святых мощей.

Описание иконы

Алексий на иконах часто изображается в полный рост. Он облачен в нищенское одеяние, а на ногах у него нет обуви. Руки святого сложены у сердца, а в левой находится свиток со словами Святого Писания. Нередко встречаются фрески с изображением эпизодов жизни Алексия. Среди них есть изображение, на котором служанки выливают грязную воду на святого. Есть фрески, на которых папа римский находится в коленопреклоненном положении перед преподобным Алексием. Есть также изображения смертного одра, на котором покоятся мощи святого.

В чем помогает икона

Во многих храмах и церквях икона преподобного Алексия располагается рядом с ликами почитаемых подвижников. К иконе обращаются в молитвах при многих трудностях с просьбами:

  • об исцелении болезней, как телесных, так и душевных;
  • о преодолении трудностей;
  • об утверждении в вере;
  • об освобождении от страхов;
  • о помощи во время кризисных ситуаций;
  • об избавлении от дурных привычек и пристрастий;
  • об обретении благополучия.

Дата почитания преподобного Алексия

Православная церковь отмечает день памяти 30 марта (17 марта по старому стилю). В этот день проходят богослужения, во время которых верующие молятся святому, помогая душам очиститься от грехов.

В каких храмах и церквях находится икона

В России насчитывается более сотни храмов и церквей, в которых есть списки с иконы. Среди них:

  • город Москва, Ново-Алексеевский монастырь, храм иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость»;
  • город Переславль, Свято-Алексеевская пустынь;
  • город Звенигород, Саввино-Сторожевский монастырь;
  • город Кострома, Церковь Алексия, человека Божия;
  • город Псков, церковь Алексия, человека Божия;
  • город Нижний Новгород, Благовещенский монастырь;
  • город Курск, Золотухинский монастырь.

Молитва преподобному Алексию

«Святой Алексий, угодник Божий! К Тебе обращаемся с просьбами искренними. Помолись за души наши Господу Всемогущему да не отринь просьб искренних. Исцели тела и души наши, помоги в трудностях, дай веры в благополучие и не оставь во время бед и несчастий. Аминь».

Святые люди, решившие посвятить свою жизнь служению Господу, появлялись во все времена. Они своим мученическим подвигом доказывали истинную силу православной веры. Жизнь Алексия служит каждому напоминанием о том, что человеческие страсти не имеют власти над душой, и в искренних молитвах можно найти выход из любой, даже самой сложной ситуации. Желаем вам счастья и благополучия, и не забывайте нажимать на кнопки и

Базилика святых мученика Вонифатия (Бонифация) и Алексия человека Божия расположена на Авентинском холме в Риме. Была существенно перестроена в XVIII веке в стиле барокко, хотя сохранила романские крипту и колокольню XII-XIII веков. Главными святынями храма являются мощи святых Вонифатия и Алексия, почивающие под главным престолом и икона Эдесской Божией Матери, иначе называемая «Мадонна ди Сант-Алессио».

Первоначальная церковь на месте нынешней базилики была построена в конце V века. Сведения о почитании святого мученика Вонифатия, чьи мощи сохранялись в этой часовне, относятся к началу VII века. Последующая традиция связывает место постройки церкви с домом Евфимиана и Аглаиды — родителей святого Алексия, где прошли последние семнадцать лет жизни Алексия.

В храме храниться лестница из дома Св.Алексия.

К X веку на Авентине сложилась большая греческая колония, ядро которой составили православные, бежавшие в Рим от преследований иконоборцев в VIII-IX веках. Богослужения в близлежайших церквах Санта-Мария-ин-Космедин и Сан-Джорджо-аль-Велабро велись по греческому обряду. В 977 году церковь святого Вонифатия была передана папой Бенедиктом VII бежавшему от мусульманских притеснений митрополиту Сергию Дамасскому. Сергий основал здесь монастырь, в котором жили монахи греческого и латинского обряда. С прибытием на Авентинский холм греческих монахов связывается почитание святого Алексия, имя которого появляется в римских святцах в X веке. В 986 году монастырский храм был освящен уже в честь двух святых — Вонифатия и Алексия.

Мощи Св.Ванифатия и Алексия покоятся под престолом.

Основанный Сергием монастырь, впоследствии известный как «Обитель Святых», в течение последующих веков являлся одним из духовных центров Италии, а его насельники вели миссионерскую работу в Восточной Европе. Самым известным из выходцев авентинской обители является святой Адальберт Пражский. С миссионерской деятельностью насельников обители связывается быстрое распространение почитания святого Алексия по всей католической Европе.

В понтификат Гонория III (1216-1227), происходившего из знатной римской семьи Савелли, владевшей близлежащей крепостью Рокка-Савелли, церковь была перестроена в трехнефную базилику, боковые нефы которой были отделены от основного аркадами, опирающимися на восемь колонн с каждой стороны. При перестройке в 1216 году мощи святого Алексия человека Божия были обретены и помещены под главным престолом базилики. При этом же папе пол базилики, сохранившийся и при последующих перестройках, был выполнен в стиле Космати. Базилике покровительствовал и ещё один папа из семьи Савелли — Гонорий IV (1285-1287).

В 1426 году монастырь и базилика были переданы папой Мартином V ордену иеронимитов-обсервантов, которые владели ими в течение последующих четырех веков. Иеронимиты внесли некоторые изменения в облик базилики в конце XVI-начале XVII веков, зафиксированные в книге «Il Tempio e monasterj dei Santi Bonifacio ed Alessio», написанной в 1752 году миланским аббатом Феличе Мариа Нерини (1705-1787). В 1587 году базилика была возведена в ранг кардинальской, то есть её титулярными наместниками становятся исключительно кардиналы.

Свой нынешний вид базилика святых Вонифатия и Алексия приобрела в результате значительной перестройки, предпринятой иеронимитами в преддверии юбилейного 1750 года и завершенной в 1755 году. Работы велись по проекту Джованни Баттиста Нолли (1701-1756) из Комо, а после его смерти были завершены римским архитектором Томмазо де Марки (1693-1759). Средства для перестройки были выделены титулярным кардиналом базилики Анджело Мария Кверини (1680-1755), епископом Брешии и «архивариусом святой Римской Церкви». В результате перестройки базилика приобрела нынешний барочный вид и размеры: 50 метров в длину, 23 — в ширину и 19 — в высоту. Были сохранены крипта и колокольня XII-XIII веков, а также венчающий тимпан византийский крест X века.

Плита с первоначального престола церкви в обрамлении колонн в стиле косматеско

В 1846 году базилика святых Вонифатия и Алексия и монастырь были переданы папой Пием IX (1846-1878) нынешним владельцам -Братству клириков Сомаски. При них были завершены работы по отделке главного нефа под руководством Микеле Оттавиани и апсиды под руководством Карло Гавардини (1811-1869) из Пезаро.

В базилике святых Вонифатия и Алексия на Авентинском холме хранится древнейшая икона Божией Матери, перенесенная в Рим в 997 году из Эдессы во избежание угрозы уничтожения от иконоборцев.

Еще в V веке, когда икона находилась в Эдессе, от нее дважды исходил глас, обращенный к церковном сторожу:

«Дай войти Божиему человеку, стоящему на паперти, — он достоин Царства Небесного».

Нищий, что обретался на паперти целых семнадцать лет, был римлянином Алексием, сыном богатого патриция Евфимиана. В день своей свадьбы он сбежал из отчего дома на Восток, где и нищенствовал, непрестанно молясь.

В Эдессе Алексий, простершись ниц перед иконой, услышал зов: «Возвращайся в Рим». Бездомный молитвенник повиновался и вернулся на Авентинский холм, к вратам отчего дома. Его родители не признали в оборванном бродяге собственного сына, но из милосердия позволили ему спать под лестницей и питаться остатками с их стола. Так Человек Божий прожил еще семнадцать лет в нищете и молитве, пока однажды в Риме сами собою не зазвонили колокола, а папе было откровение, что в доме Евфимиана умирает Святой. Под лестницей он увидел уже безжизненное тело праведника, сжимавшего в руке листок с надписью: «Я — Алексий, сын Евфимиана».

Народ с почестями отнес мощи св. Алексия в Ватиканский собор св. Петра, откуда позднее их перенесли обратно на Авентин, в его отчий дом, обращенный в храм.

И деревянная лестница, и Богородичная икона до сих пор находятся в храме. Икону тщательно отреставрировали в 1952 году, а церковь несколько веков тому назад подновили, но, к сожалению, с избыточным усердием, и она частично утратила свое старинное очарование.

.

Преподобный Алексий, человек Божий

Память 17 / 30 марта

Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

***

Читает иеромонах Клеопа (Данелян)

Святой Алексий, человек Божий

Св. Алексий родился в Риме при императоре Аркадии (395-­408) в семье знатного и благочестивого сенатора по имени Евфимиан и его супруги Аглаиды после многих лет скорб­ного бесплодия родителей. Он получил самое лучшее образо­вание, а когда вошел в возраст, родители устроили его женитьбу на молодой девушке из знатной римской семьи. В самую ночь свадьбы, перед тем как соединиться со своей супругой в брачном покое, Алексий, влюбленный лишь в одно святое и прекрасное девство, прошептал ей на ухо несколько слов, отдал кольцо и тайно удалился.

Положившись на Провидение, он сел на корабль и доплыл до Лаодикии. В этом городе присоединился к торговому ка­равану, который направлялся в месопотамский гор. Едессу. Там Алексий остановился у церкви Пресвятой Богородицы и прожил на ее паперти семнадцать лет. Одетый в нищенскую рваную одежду, он питался от милостыни, которую ему подавали верующие, приходившие в храм помолиться.

Между тем его отец отправил слуг во все концы на поис­ки сына, в то время как мать, одетая во вретище, пребыва­ла безутешная в подавленном состоянии духа, а его супруга, подражая любви горлицы к своему супругу, ожидала хоть ка­кого-нибудь известия. Некоторые из посланцев Евфимиана добрались до Едессы. Они проходили мимо Алексия и пода­вали ему милостыню, даже и не подозревая, что это и есть их знатный хозяин, настолько аскеза и дурное обращение, ко­торое он из любви к Богу переносил с благодарностью, из­менили его телесный облик.

По прошествии долгих лет церковному ризничему яви­лась Пресвятая Богородица, приказав, чтобы он повелел че­ловеку Божию войти внутрь церкви. Когда Алексий увидел, что открыт и люди начали воздавать ему почести, он снова ре­шил бежать и сел на корабль, плывущий в Таре. Но неблаго­приятные ветры или, скорее, Божественный Промысл, при­гнали корабль прямо в порт Рима. Святой покорился этому Божественному знамению и немедля направился к родному дому, где он, будто нищий, попросил милостыню у собствен­ного отца, вышедшего из дома. Евфимиан не узнал возлюб­ленного сына. Он со времени горестной утраты еще сильнее, чем раньше, стал расположен к делам милосердия и приказал своим слугам дать кров этому бедному человеку и кормить его остатками своей трапезы так долго, как он этого захочет.

Человек Божий провел еще семнадцать лет у дверей от­чего дома, перенося без единого слова недовольства, и да­же радостно, оскорбления и насмешки слуг. Когда он почув­ствовал, что приближается день его ухода из этого мира, он попросил, чтобы ему принесли свиток и чернила, и так, с пе­ром в руке, написав всю историю своей жизни, почил, дабы вселиться в вечные обители.

В тот же день, когда в храме Святого Петра в присутствии императора Гонория (395-423) и при большом стечении народа папа совершал Литургию, в алтаре послышался го­лос, воскликнувший: «Ищите человека Божия: он будет мо­литься за город и за всех вас. Ибо он уже покидает свое те­ло!» Весь народ начал мо­литься — и снова послышал­ся голос, который открыл, что человек Божий находится в до­ме Евфимиана.

Когда величественная про­цессия с императором и папой во главе приблизилась к дому, слуга, помогавший Алексию, поведал, что нищий, живший столько лет у входа в дом, раз­давал свое пропитание еще бо­лее бедным, чем он, а сам принимал немного хлеба и воды лишь по воскресеньям, оставаясь невозмутимым и даже ра­дуясь оскорблениям от прочих слуг. Они вошли в его хижи­ну и нашли Алексия уже умершим: в руке он держал свиток. Когда его зачитали принародно, все пребывали в молчании, изумляясь тому, каким удивительным образом этот служи­тель Божий воевал против естества, дабы приобрести сверхъ­естественные блага. Император и папа, видя слезы и слыша стенания родителей Алексия, советовали им более радовать­ся и ликовать от того, что они произвели на свет столь вели­кого святого, который во веки веков будет править вместе со Христом.

У смертного одра собралась толпа: к слепым возвращалось зрение, глухие начинали слышать, немые громко прославля­ли Бога, лукавые духи бежали. Толпа была столь велика, что погребальное шествие не могло начаться. Император повелел разбрасывать золотые монеты в надежде, что толпа отступит от гроба, дабы собрать их. Но это оказалось тщетным: народ пренебрег тленным золотом, чтобы получить нетленную бла­годать, дотронувшись до тела святого.

Наконец оно было положено в церкви Святого Вонифатия в гробу, украшенном золотом и драгоценными камня­ми. Из него обильно истекало благоуханное миро, которое исцеляло всевозможные болезни.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

Православный Церковный календарь

Аудио:

Кондак 1

Избранный угодниче Христов, свыше нареченный человече Божий, святе Алексие, похвальное пение приносим ти, любовию чтущии твоя подвиги, терпение и многострадание, имиже Богу угодил еси и явился еси равноангелен на земли; ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, молитвами твоими от всяких нас бед свобождай, да зовем ти:

Радуйся, человече Божий Алексие, молитвенниче о душах наших.

Икос 1

Ангел земный и человек небесный был еси, Алексие блаженне, от младых бо лет жития твоего чистоту души и тела соблюл еси и Христу любовию усердною последовал еси, Егоже взыскуя, вся красная мира сего оставил еси и достигл еси совершенства духовнаго. Сего ради слышиши от нас сия достодолжныя тебе похвалы:

Радуйся, ветхаго Рима рождение; радуйся, безчадных родителей неплодия разрешение.

Радуйся, молитв усердных плод богодарованный; радуйся, от младенчества на богоугождение свыше предызбранный.

Радуйся, в страсе Божием добре воспитанный; радуйся, Закону Господню верно наученный.

Радуйся, о небесных паче, неже о земных, помышлявый; радуйся, самоотвержение чудное показавый.

Радуйся, чистоту девственную Христа ради непорочно сохранивый; радуйся, обручницу, красотою цветущую, Иисуса ради оставивый.

Радуйся, мудрый странниче, отечества горняго взыскавый; радуйся, Божий избранниче, вся прилоги мира, плоти и диавола победивый.

Радуйся, человече Божий Алексие, молитвенниче о душах наших.

Кондак 2

Видев непостоянство красот мира сего, тлению причастных, Алексие богомудре, возлюбил еси блага нетленная вечная, Христом обетованная во Евангелии верным рабом Его; сего ради дом родителей твоих и все богатство их оставил еси, нищету же вольную избрал еси, да Христу угоден будеши и возможеши невозбранно пети Ему: Аллилуиа.

Икос 2

Разумел еси добре, Алексие блаженне, яко живя в мире, в супружестве и богатстве, неудобь обрящеши спасение; темже торжеству брачному приспевшу, ты брака внезапно уклонился еси, предпочитая в девственней чистоте Богу благоугождати. О сем дивимся и тебе зовем хвалебно:

Радуйся, Христов любителю, мрежею любве к миру сему неуловленный; радуйся, Иисусов последователю, плоти угождения избежавый.

Радуйся, высотою подвига твоего ангелы удививый; радуйся, крепостию произволения твоего демоны посрамивый.

Радуйся, град отечествия твоего оставивый, да Вышняго Града наследие обрящеши; радуйся, в путь далекий и многоскорбный потекий, да пути спасительнаго причастник будеши.

Радуйся, нищету самоизвольную себе усвоивый; радуйся, гладом и жаждею многажды томимый.

Радуйся, в молитвах деннонощных пребывавый; радуйся, слезами умиления лице твое орошавый.

Радуйся, терпения столпе непоколебимый; радуйся, веры адаманте крепкий.

Радуйся, человече Божий Алексие, молитвенниче о душах наших.

Кондак 3

Силою Божиею укрепленный, путь далекий совершил еси и града Едеса достигл еси, Алексие достохвальне, в немже, яко един от нищих, пребывал еси в злострадании и нищете, ко храму Божию выну приметаяся и молитвы усердныя со многими слезами принося Христу, Царю и Богу, зовый: Аллилуиа.

Икос 3

Имел еси, святче Божий, небо покровом и землю одром упокоения, рубища же убогая одеянием многоподвижному твоему телу, зноем опаляему и мразом померзаему, емуже ни малаго угождения не попускал еси, да не возобладает плоть над духом твоим, любовию ко Господу пламеневшим. В таковем подвизе твоем едино утешение Христа имел еси, Иже и нам внушает вопити тебе:

Радуйся, от запада на восток пришедый взыскати Солнца Правды, Свет Невечерний; радуйся, Того во глубине твоего боголюбиваго сердца обретый.

Радуйся, светильниче Божественнаго сияния, мира концы озаривый; радуйся, твоими христопоследовательными стопами Едес освятивый.

Радуйся, правило веры истинныя; радуйся, образе нищеты духовныя.

Радуйся, в души твоей добродетели высокия возрастивый; радуйся, целомудрия сокровище драгое сохранивый.

Радуйся, Евангелия Христова добрый хранителю; радуйся, заповедей Иисусовых усердный исполнителю.

Радуйся, на земли небесно поживый; радуйся, Богу совершенно угодивый.

Радуйся, человече Божий Алексие, молитвенниче о душах наших.

Кондак 4

Бурю страстей юношеских воздержанием укротил еси, святе Алексие, и постом сугубым увядил еси красоту лица твоего; темже возсия в души твоей нетленная красота благодатнаго безстрастия, благоугодная краснейшему паче сынов человеческих Христу, Емуже во умерщвленнем телеси сладце воспевал еси песнь хвалы и благодарения: Аллилуиа.

Икос 4

Слышав клирик церкве Едесския в видении глас от иконы Богоматере, человеком Божиим тя нарицающ, достойным Царствия Небеснаго, егоже молитва, яко кадило благовонное, восходит пред Лице Божие, и повелевающ ввести тя внутрь церкве от притвора, идеже нищетно пребывал еси, удивися зело таковей святости твоей, Алексие богоблаженне, и введ тя в церковь Господню, ублажаше тя звании сими:

Радуйся, Духа Святаго жилище, преукрашенное чистотою; радуйся, Божия благодати приятелище, сияющее добродетелей красотою.

Радуйся, Божия Матере словесы похваленный; радуйся, Царицею небесе и земли человеком Божиим наименованный.

Радуйся, имя новое и таинственное от Владычицы мира получивый; радуйся, смирением высокая стяжавый.

Радуйся, нищетою богатство нетленное снискавый; радуйся, почесть вышняго звания достойно восприявый.

Радуйся, молитв благоприятное кадило; радуйся, Царствия Горняго ревностный искателю.

Радуйся, в притворе церковнем дни и нощи молитвенно провождавый; радуйся, внутрь храма Божия повелением Богоматере честно введенный.

Радуйся, человече Божий Алексие, молитвенниче о душах наших.

Кондак 5

Боготечней звезде уподобился еси, Алексие святе, егда избегая славы человеческия, от Едеса удалился еси во иныя страны, обаче Божиим Промыслом корабль, на немже плыл еси, ко отечественному твоему граду Риму принесеся. Ты же, познав в сем волю Господню тамо тебе подвизатися, притекл еси к дому родителей твоих, и, яко един от нищих, у врат его водворился еси, слезами омывая лице твое и вопия ко Господу: Аллилуиа.

Икос 5

Видев тя боголюбивый родитель твой, святе Алексие, странна и нища образом, милосердова о тебе и хижину малу повеле соорудити тебе у врат своего дома, в нейже питаше тя Христа ради, отнюд не познавая в тебе своего сына; ты же, нищетно в доме родительстем пребывая, всякую нужду странническую и поношение нищенское претерпел еси, подвизая ны благохвалити тя сице:

Радуйся, мужество великое показавый; радуйся, в терпении мнозем преуспевый.

Радуйся, в доме родителей твоих незнаемь пребывавый; радуйся, скорбь их о лишении твоем всегда созерцавый.

Радуйся, сетования отца твоего слышавый; радуйся, слезы матере твоея видевый.

Радуйся, плач обручницы твоея познавый; радуйся, сердце твое сими болезненно уязвливый.

Радуйся, поношения и укоризны от слуг родителей твоих незлобно восприявый; радуйся, биения и заушения от них молчаливо переносивый.

Радуйся, за обидевшия тя непрестанно Бога умолявый; радуйся, самоизволен мученик воистину бывый.

Радуйся, человече Божий Алексие, молитвенниче о душах наших.

Кондак 6

Проповедник евангельския кротости был еси, святе Алексие, образом жития твоего многотерпеливаго всем показуяй, яко вся возможна человеку о укрепляющем Бозе, Егоже силою в немощней плоти великия подвиги совершил еси и многая страдания претерпел еси любве ради Христовы, достойно и праведно воспевая Пресвятей Троице серафимскую песнь: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси в древнем Риме необычайными подвиги твоими, Алексие блаженне, и сими озарил еси благодатно всю Церковь Христову: кто бо не умилится, слыша твое пачеестественное терпение и многая злострадания, в доме родителей твоих восприятая самоизвольно, и како, наследник сый того дома, от слуг его укоризны и раны преносил еси радостно. Сего ради приносим ти от усердия нашего сия песноглашения:

Радуйся, великий угодниче Христов, в мире премирно поживый; радуйся, равноангельный слуго Господень, многоболезненно жизнь твою препроводивый.

Радуйся, безчестие в славу себе вменивый; радуйся, раны на теле твоем терпеливо носивый.

Радуйся, ланиты твоя от заушений не уклонивый; радуйся, плещи твоя на ударения предавый.

Радуйся, оплевания христоподражательно принимавый; радуйся, молчанием на укоризны отвещавый.

Радуйся, во Христе утешение едино обретавый; радуйся, воспоминанием крестных страданий Иисусовых скорби твоя услаждавый.

Радуйся, великодушный многострадальче; радуйся, добропобедный подвижниче.

Радуйся, человече Божий Алексие, молитвенниче о душах наших.

Кондак 7

Хотение едино имел еси, человече Божий, еже благоугождати Богу; темже вся временная в уметы вменил еси и, наследник многаго богатства быв, сие оставил еси, нищ и странен пребывая, в родительстем доме непознаваем и зело уничижаем, присно воздыхая ко Господу и слезно моляся, да сподобит тя в стране блаженства вечнаго пети Ему со святыми: Аллилуиа.

Икос 7

Ново и необычайно течение совершил еси жития твоего, святе Алексие, среди мира чуждо мирских пристрастий и всякия скверны греховныя; темже приял еси в души твоей боговедения дар совершен и был еси одушевленный храм Трисияннаго Божества, в немже Христос со Отцем и Духом обитель Себе сотвори, нас же научи звати тебе:

Радуйся, ангелов подобниче и человеков красото; радуйся, ризу душевную девства чистотою убеливый.

Радуйся, в радость Господа твоего вшедый; радуйся, добровольною нищетою превозвышенный.

Радуйся, терпением твоим с многострадальным Иовом сравнивыйся; радуйся, уничижением твоим евангельскому Лазарю подражавый.

Радуйся, болезньми многими здравие души стяжавый; радуйся, страданьми неисчетными Царствие Христово приобретый.

Радуйся, ветхаго Рима благодатное обновление; радуйся, Церкве Христовы Божественное удобрение.

Радуйся, обетований Иисусовых наследниче; радуйся, Пресвятыя Троицы таинниче.

Радуйся, человече Божий Алексие, молитвенниче о душах наших.

Кондак 8

Странник и пришлец был еси во граде отечествия твоего, святе, выну взыскуя Вышняго Града, Иерусалима Небеснаго; егдаже приспе время отшествия твоего к Богу, ты на хартии тайну жития твоего начертал еси, в познание твоим родителем, и неослабно пребывал еси в подвизех поста и молитвы, приуготовлялся ко исходу умиленным пением Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Весь в Бозе быв, Алексие святе, молитве бывшей на устах твоих, предал еси праведную душу твою в руце Божии мирно и безмятежно, яко уснул еси; смерть бо тебе воистину упокоение бысть от страданий и подвигов непрестанных и прехождение от худшаго на лучшее. О таковем блаженнем успении твоем мы, радующеся, сия прикладныя тебе приносим глаголы:

Радуйся, святче Божий, свято и праведно жизнь земную совершивый; радуйся, во благоухании святыни сном смертным опочивый.

Радуйся, на лоно Авраама ангелы несенный; радуйся, пением неземным от святых Небожителей встреченный.

Радуйся, венцем безсмертныя жизни от Господа увенчанный; радуйся, во обители райския со славою восприятый.

Радуйся, Пресветлое Лице Владыки Христа выну созерцаяй; радуйся, Пресвятей Троице Трисвятую песнь немолчно возглашаяй.

Радуйся, Создателя горних и дольних молитвами твоими умилостивляяй; радуйся, весь мир христианский предстательством твоим объемляй.

Радуйся, ангелов и человеков радование; радуйся, почитающим святую память твою верный ходатаю.

Радуйся, человече Божий Алексие, молитвенниче о душах наших.

Кондак 9

Вси людие римстии в трепет приидоша, слышавше глас в соборней церкви града своего, во время Божественныя Литургии свыше от олтаря глаголющ и повелевающ поискати тя, человече Божий, да молитв твоих сподобятся. Темже во удивлении и ужасе бывше, молитвенно возопиша они ко Господу, да явит им тебе, Своего избранника, зовуще дивному во святых Своих Владыце: Аллилуиа.

Икос 9

Витийство человеческое не довлеет к похвалению тебе, святе Алексие, свыше похваленному Гласом Божественным, Егоже извещением людие римстии обретоша тя, мертва лежаща на одре, с хартиею на лице, еже сияше солнцеподобными лучами, и благоухание велие исхождаше от многоподвижнаго твоего телесе. Темже обретением твоим обрадовани, царь, святитель и весь народ возгласиша тебе:

Радуйся, светлая луче Трисолнечнаго Света, оживляющаго весь мир; радуйся, деннице, возшедшая просвещати Церковь Христову многими чудесы.

Радуйся, святости и чистоты крине благоуханный; радуйся, дарований Божественных сокровище.

Радуйся, родителем твоим хартиею себе явивый; радуйся, плач их горестный на сладостный преложивый.

Радуйся, седины отца твоего прославлением твоим прославивый; радуйся, слезы матере твоея благодатно вознаградивый.

Радуйся, честную обручницу твою, верность тебе сохраньшую, духовно утешивый; радуйся, весь народ римский обретением твоим зело возвеселивый.

Радуйся, исцеления чудесная от святых мощей твоих обильно источивый; радуйся, на небеси и на земли почесть посмертную достойно восприявый.

Радуйся, человече Божий Алексие, молитвенниче о душах наших.

Кондак 10

Спастися хотящим пример благий житие твое, святе Алексие, имже вся ны поучаеши отрешатися сует мира, искати же едино на потребу, еже есть богоугождение. Помози убо нам, человече Божий, в сем тебе подражати, укрепи немощное произволение наше, вдохни в нас мужество душевное, украси нас добродетельми и яви быти наследники Царствия Небеснаго, да с тобою на земли живых воспоем Создателю нашему: Аллилуиа.

Икос 10

Царя Небеснаго Христа верный последователь был еси, Алексие блаженне, егоже Страшному Престолу ныне предстоиши во славе небесней, о нейже мы, земнии и перстнии, ниже помыслити можем; обаче любовию усердною к тебе понуждаеми, мысленно созерцаем тя, горе за ны молящагося пред лицем Божиим, и бренными усты возсылаем ти пение таковое:

Радуйся, верно чтущим тя скорый помощниче; радуйся, молитвенно призывающих тя усердный заступниче.

Радуйся, праведниче Господень, Егоже Правда возсия немерцаемо; радуйся, соль земли, яже никогдаже обуяет.

Радуйся, добрыми делы твоими Бога прославивый и человеки удививый; радуйся, житием твоим ангелы возвеселивый и духи тьмы посрамивый.

Радуйся, Горняго Мира украшение; радуйся, дольняго мира защищение.

Радуйся, Рима славо и похвало; радуйся, христианскаго рода возвышение.

Радуйся, в чудесех просиявый; радуйся, в милостех неистощимый.

Радуйся, человече Божий Алексие, молитвенниче о душах наших.

Кондак 11

Пение надгробное со славою тебе сотвориша, святе Алексие, царь, святитель и весь народ римский, родителем твоим и обручнице твоей, возследующим честному твоему гробу, несенному благолепно в соборную церковь, от негоже чудес множество источил еси: слепии прозираху, разслабленнии укрепляхуся, недужнии здрави бываху прикосновением к мощем твоим святым, воеже всем видящим таковая возглашати Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светло и радостно бысть погребение твое, человече Божий, светел бо лицем возлежал еси во гробе и благоухание сладостное испущал еси от нетленнаго твоего телесе, сими знаменуя светлость немерцающую святыя твоея души, в воню благоухания Христова притекшия и мира Божественнаго преисполненныя, от еяже полноты и в наша души подаждь даяние благодатное, да со утешением духовным тебе возопием:

Радуйся, свеще неугасимая, в молитвах к Богу горе возжженная; радуйся, лампадо златая, елеем милости долу живущих умащающая.

Радуйся, алавастре драгий, миро целебное болящим источаяй; радуйся, реко многоводная чудес.

Радуйся, иночествующим наставниче добраго подвига; радуйся, в мире живущим образе богоугождения.

Радуйся, зерцало чистое праведнаго жития; радуйся, пристанище благоотишное по Бозе упование на тя возложивших.

Радуйся, врагов невидимых крепкий противоборче; радуйся, ищущим спасения душевнаго благий споспешниче.

Радуйся, от небесных высот к земнородным милостивно приникаяй; радуйся, чтущих тя прошения скоро исполняяй.

Радуйся, человече Божий Алексие, молитвенниче о душах наших.

Кондак 12

Благодать и милость испроси нам у Христа, Царя и Бога нашего, Алексие достохвальне; вемы бо, яко много может молитва твоя пред Лицем Его, и благоуветливо преклоняется Он к молению твоему. Темже усердно к тебе прибегаем и смиренно просим: окорми нас предстательством твоим в тихое пристанище Христово и сподоби наслаждатися нетленныя радости святых, немолчно вопиющих славословия песнь Триединому Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще подвиги многострадальнаго и предивнаго жития твоего, человече Божий, хвалим, славим и ублажаем тя усердною любовию, яко небеснаго многомощнаго предстателя нашего; ты же, святе, данною ти свыше благодатию нас, грешных и мрачных, освяти, просвети и настави вопити тебе неосужденно:

Радуйся, Востока незаходимаго присносияющая заре; радуйся, вселенную твоими чудесы исполнивый.

Радуйся, мощами твоими преславно чудотворяй; радуйся, образми подобия твоего предивная совершаяй.

Радуйся, болящих безмездный врачу; радуйся, скорбящих благий утешителю.

Радуйся, унывающих благодатное ободрение; радуйся, изнемогающих внезапное укрепление.

Радуйся, бедствующим на помощь ускоряяй; радуйся, от жития отходящим заступление твое многомощное являяй.

Радуйся, радости духовныя боголюбивым душам подателю; радуйся, благ временных и вечных усердный нам у Господа просителю.

Радуйся, человече Божий Алексие, молитвенниче о душах наших.

Кондак 13

О, святый и богопрославленный человече Божий Алексие! Тебе, горе за ны молящемуся пред Престолом Господа Славы, мы грешнии, долу живущии, сие малое приносим пение, молимся от всея души и от всего помышления: молитвами твоими испроси нам у Христа Бога прощение согрешений и по кончине нашея жизни приятие в блаженныя обители Небеснаго Царствия, да с тобою во веки поем Ему: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й «Ангел земный…» и кондак 1-й «Избранный угодниче Христов…».

Молитва

О, великий Христов угодниче, святый человече Божий Алексие, душею на Небеси Престолу Господню предстояй, на земли же данною ти свыше благодатию различная совершаяй чудеса! Призри милостиво на предстоящия святей иконе твоей люди, умиленно молящияся и просящия от тебе помощи и заступления. Простри молитвенно ко Господу Богу честнии руце твои и испроси нам от Него оставление согрешений наших вольных и невольных, в недузех страждущим исцеление, напаствуемым заступление, скорбящим утешение, бедствующим скорую помощь, всем же, чтущим тя, мирную и христианскую живота кончину и добрый ответ на страшнем Суде Христове. Ей, угодниче Божий, не посрами упования нашего, еже на тя по Бозе и Богородице возлагаем, но буди нам помощник и покровитель во спасение, да, твоими молитвами получивше благодать и милость от Господа, прославим человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго и покланяемаго Бога, и твое святое заступление, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

День памяти: 17 марта
Преподобный Алексий — человек Божий

Преподобный Алексий родился в Риме в семье благочестивых и нищелюбивых Евфимиана и Аглаиды. Супруги долгое время были бездетны и неустанно молили Господа о даровании потомства. И Господь утешил супругов рождением сына Алексия. В шесть лет отрок начал учиться и успешно изучал светские науки, но особенно прилежно читал Священное Писание. Став юношей, он начал подражать своим родителям: строго постился, раздавал милостыню и под богатой одеждой тайно носил власяницу. В нем рано созрело желание оставить мир и служить Единому Богу. Однако родители собирались женить Алексия и, когда он достиг совершеннолетия, нашли ему невесту.

После обручения, оставшись вечером наедине со своей невестой, Алексий снял с пальца перстень, отдал ей и сказал: «Сохрани это, и пусть Господь будет с нами, Своей благодатью устраивая нам новую жизнь». А сам тайно ушел из дому и сел на корабль, отплывавший в Месопотамию.

Попав в город Эдессу, где хранился Нерукотворный образ Господа, Алексий продал все, что у него было, роздал деньги нищим и стал жить при церкви Пресвятой Богородицы на паперти и кормиться подаянием. Преподобный питался только хлебом и водой, а полученную милостыню раздавал немощным и престарелым. Каждое воскресенье он причащался Святых Таин.

Родные всюду искали пропавшего Алексия, по безуспешно. Слуги, посланные Евфимианом на розыски, побывали и в Эдессе, но не узнали в нищем, сидящем на паперти, своего господина. От строгого поста тело его высохло, красота исчезла, зрение стало слабым. Блаженный же узнал их и благодарил Господа за то, что получил подаяние от своих слуг.

Безутешная мать святого Алексия затворилась в своей комнате, непрестанно молясь за сына. Жена его горевала вместе со свекровью.

Преподобный прожил в Эдессе семнадцать лет. Однажды пономарю церкви, при которой подвизался преподобный, было откровение о нем: Матерь Божия через Свою святую икону повелела: «Введи в Мою церковь человека Божия, достойного Царства Небесного; молитва его восходит к Богу, как кадило благовонное, и Дух Святый почивает на нем». Пономарь стал искать такого человека, но долго не мог найти. Тогда он с молитвой обратился к Пресвятой Богородице, прося Ее разрешить его недоумения. И снова был глас от иконы, возвестивший, что человек Божий есть тот нищий, который сидит на церковной паперти. Пономарь нашел святого Алексия и ввел в церковь. Многие узнали о праведнике и стали почитать его. Святой, избегая славы, тайно сел на корабль, отправлявшийся в Киликию. Но Промысл Божий судил иначе: буря унесла корабль далеко к западу и прибила к берегу Италии. Блаженный направился в Рим. Неузнанный, он смиренно просил у своего отца разрешения поселиться в каком-нибудь уголке его двора. Евфимиан поместил Алексия в специально устроенном помещении при входе в дом и велел кормить его со своего стола.

Живя в родительском доме, блаженный продолжал поститься и проводить дни и ночи в молитве. Он смиренно терпел обиды и насмешки от слуг родного отца. Комната Алексия находилась напротив окон его невесты, и подвижник тяжко страдал, слыша ее плач. Только безмерная любовь к Богу помогала блаженному переносить эту муку. Святой Алексий прожил в доме своих родителей семнадцать лет и был извещен Господом о дне своей кончины. Тогда святой, взяв хартию, описал свою жизнь, прося прощения у родителей и невесты.

В день кончины святого Алексия в соборной церкви служил литургию Римский Папа Иннокентий (402–417) в присутствии императора Гонория (395–423). Во время службы из алтаря раздался чудесный Голос: «Приидите ко Мне, вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф. 11, 28). Все присутствовавшие в страхе пали на землю. Голос продолжал: «Найдите человека Божия, отходящего в вечную жизнь, пусть он помолится о городе». Стали искать по всему Риму, но не нашли праведника.

С четверга на пятницу Папа, совершая всенощное бдение, просил Господа указать угодника Божия. После литургии вновь в храме послышался голос: «Ищите человека Божия в доме Евфимиана». Все поспешили туда, но святой уже умер. Лицо его светилось подобно лику Ангела, а в руке была зажата хартия, которую он не выпускал, как ни старались ее взять. Тело блаженного положили на одр, покрытый дорогими покрывалами. Папа и император преклонили колена и обратились к преподобному, как к живому, прося разжать руку. И святой исполнил их мольбу. Когда письмо было прочитано, отец, мать и невеста праведника с плачем поклонились его честным останкам.

Тело святого, от которого начали совершаться исцеления, было поставлено посреди площади. Сюда собрался весь Рим. Император и Папа сами внесли тело святого в церковь, где оно находилось целую неделю, а затем было положено в мраморную гробницу. От святых мощей стало истекать благоуханное миро, подававшее исцеление больным.

Честные останки святого Алексия, человека Божня, погребены в церкви святого Вонифатия. В 1216 году были обретены мощи. Житие святого преподобного Алексия, человека Божия, всегда было одним из любимых на Руси.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *