Икона ангел пустыни

Иоанн Предтеча – последний ветхозаветный пророк, открывший избранному народу Иисуса Христа как Мессию-Спасителя. Другое наименование святого – Иоанн Креститель – подчеркивает его миссию крещения Иисуса Христа. Повествования о жизни и служении Иоанна Предтечи содержатся в ряде источников: в четырех канонических Евангелиях, в книге Деяния святых апостолов, у Иосифа Флавия, в раннехристианских апокрифах.

Исключительное почитание Иоанна Предтечи в странах христианского мира повлияло на формирование обширной и разнообразной иконографии святого. Первые изображения Иоанна Предтечи появились в раннехристианском искусстве в композициях «Крещение Господне». Самый ранний из известных единоличных образов святого – икона «Святой Иоанн Предтеча» из монастыря святой Екатерины на Синае (Музей искусств им. Б. и В. Ханенко, Киев) датируется второй половиной VI века. (?). На этой и других иконах святой облачен во власяницу и в гиматий.

В византийском искусстве образ Иоанна Предтечи обогащался символикой, раскрывавшей различные аспекты служения святого и его почитания. Результатом этого процесса стало формирование в конце XIII века иконографии «Святой Иоанн Предтеча – Ангел пустыни». В ее сложении выделяется несколько этапов. В X – XI веках существовала сцена «Моление Иоанна Предтечи в пустыне», где на фоне пейзажа представлен момент призвания на служение. В середине XI века в миниатюрах появилось изображение Иоанна Предтечи с секирой на неплодном дереве – иллюстрация слов святого: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Лк 3. 9), нередко помещаемых на свитке в его руке. На рубеже XI – XII веков было выполнено утраченное ныне мозаичное изображение Иоанна Предтечи с усекновенной главой на фасаде монастырского храма святого Георгия в Палермо. В XII веке появились также образы «Святой Иоанн Предтеча в пустыне», на которых все перечисленные иконографические элементы (пустыня, секира на неплодном дереве, свиток с текстом, глава в сосуде) были соединены в едином пространстве с образом молящегося святого: на фреске церкви Благовещения на Мячине в Великом Новгороде, на иконах из монастыря святой Екатерины на Синае. В конце XIII века эта схема была дополнена изображением крыльев. Самый ранний образ крылатого Иоанна Предтечи сохранился на фресках церкви преподобного Ахиллия, епископа Лариссы, в Арилье, Сербия (1296 год).

Первоисточником изображений крылатого Иоанна Предтечи является пророчество Малахии: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною…» (Мал. 3: 1), которое в Новом Завете соотносится с личностью Иоанна Предтечи. Согласно святоотеческому толкованию, Иоанн Предтеча стал обладателем естества, равного ангельскому, вследствие своего аскетического подвига. Наиболее широкое распространение данный иконографический тип получил в древнерусском искусстве XVI – XVII веков.

Память святого празднуется несколько раз и связана с различными событиями его жизни и почитания. 7 июля (по старому стилю 24 июня) – Рождество Иоанна Предтечи, 11 сентября (по старому стилю 29 августа) – Усекновение главы Иоанна Предтечи, 6 октября (по старому стилю 23 сентября) – Зачатие Иоанна Предтечи, 20 января (по старому стилю 7 января) – Собор Иоанна Предтечи, 9 марта (по старому стилю 24 февраля) и 7 июня (по старому стилю 25 мая) – Обретения честной главы Иоанна Предтечи.

Литература

1. Ткаченко А. А., Э. П. А., Лисовой Н. Н., Артюхова Т. А., Королёв А. А., Турилов А. А., Устинова Ю. В., Иванова Ю. В. Иоанн Предтеча. // Православная энциклопедия. Том XХIV. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2010. — С. 528–577.

2. Каменнов В. Иконография Иоанна Крестителя в Вост. и Зап. Церкви // ПС. 1887.

3. Лихачев Н. П. Материалы для истории русского иконописания. — СПб., 1906.

4. Haring W. The Winded St. John the Baptist // The Art Bull. — N. Y., 1922. Vol. 5. N 2. — P. 36–40.

5. Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Каталог древнерусской живописи XIV — начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. — М., 1963.

6. Антонова В. И. Древнерусское искусство в собрании П. Корина. — М., 1966. — Кат. 79, 105.

7. Даен Н. Е. Новооткрытый памятник станковой живописи эпохи Ивана Грозного: (Икона «Иоанн Предтеча – Ангел пустыни» из Махрищского монастыря) // ДРИ. — М., 1970. — С. 207–275.

8. Татић-Ђурић М. Икона Jована крилатог из Дечана // Зб. Народног музеjа. — Белград, 1973. ќњ. 7. — С. 39–51.

9. Вздорнов Г. И. Икона «Иоанн Предтеча – Ангел пустыни» – памятник круга Феофана Грека // ПКНО, 1975. — М., 1976. — C. 171–180.

10. Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода: XV век — М., 1982. — С. 298–299. Кат. 63.

11. Малков Ю. Г. Стенопись собора Рождества Богородицы на Возмище в Волоколамске // ДРИ. — СПб., 1997. Исследования и атрибуции. — С. 267–284.

12. Творогов О. В. Сказания об Иоанне Предтече // СККДР. 1987. Вып. 1. — C. 418–421.

13. Sinai: Treasures of the Monastery of Saint Catherine. — Athens, 1990.

14. Филатов В. В. Особенности иконографии фресок Андрея Рублева в соборе Успения на Городке в Звенигороде // Искусство Древней Руси: Проблемы иконографии. — М., 1994. — С. 8–10.

15. Гусева Э. К. Икона «Иоанн Предтеча – Ангел пустыни» конца XIV века. // ГТГ: Каталог собрания — М., 1995. Т. 1. — C. 149–150.

16. Царевская Т. Ю. Фрески церкви Благовещения на Мячине («в Аркажах»). — Новгород, 1999.

17. Бродовая Ю. В. Новооткрытая икона «Иоанн Предтеча – Ангел пустыни с житием» из собрания ГМЗ «Коломенское»: Проблемы иконографии житийного цикла // ИХМ. — М., 2001. Вып. 5. — С. 150–168;

18. Шалина И. А. Икона «Усекновение главы св. Иоанна Предтечи с житием» из церкви Богоявления с Запсковья и псковская живопись второй четверти XVI века. // ИХМ. — М., 2007. Вып. 10. — С. 318–348.

Иоанн Креститель – символ правды и прообраз иноческой аскезы

Иоанн Креститель – один из самых почитаемых христианами святых. Праздники, связанные с ним (Рождество Иоанна Предтечи, Усекновение Главы Иоанна Предтечи), относятся к великим.

Молитва, обращённая к этому святому, помогает увидеть свою греховную природу и придти к покаянию, стать чище душой и ближе к Богу. Именно поэтому монахи считают его своим покровителем. Жизнь и деяния Иоанна стали прообразом иночества.

Оставшись сиротой, он с самых малых лет жил один в пустыне и провёл там большую часть своих дней, вкушая только самую скудную пищу и одеваясь в рубище. Лишь в 30 лет он вышел к людям, в долину реки Иордан, с проповедью о покаянии, которая сделала его величайшим пророком и предтечей Христа. Как пророк он предрекал скорое Пришествие Мессии, как Предтеча – готовил его.

Только сердца, до конца постигшие свою нечистоту и греховность, могли открыться добру и Божественному свету, который принесёт с собой Спаситель. И Иоанн Предтеча безжалостно обличал пороки, суетные человеческие помыслы – всё то, что мешает нам увидеть истинную ценность бытия. Он призывал оставить злобу и корыстолюбие. «Покайтесь, – призывал он, – ибо приближается Царствие Божие!».

Иоанн приходился родственником Спасителю, поскольку мать Крестителя, праведная Елисавета, происходила из рода Давидова, как и Богородица, и был старше Его всего на полгода. Спаситель почитал его величайшим из людей и своим другом.

Икона «Иоанн Предтеча – Ангел пустыни». Прокопий Чирин, 1620-е гг. Фото: Википедия

На иконах Иоанн Креститель часто изображается в виде Ангела пустыни, в одежде из грубой верблюжьей шерсти, с крыльями за спиной. А его лик даже немного похож на лик Христа.

Кончина Иоанна, последовавшая вскоре после Крещения Иисуса и незадолго до Его выхода на общественное служение, сделала Крестителя первым мучеником Нового Завета.

Пророк был очень популярен в народе, ему верили и шли за ним. И даже тетрарх (верховный правитель) не мог игнорировать правду, которую говорил Иоанн. В то время Галилеей правил Ирод Антипа, который был известен греховным образом жизни. Он взял в жёны супругу своего брата Иродиаду, а это считалось величайшим преступлением против Закона Моисеева, нарушением седьмой заповеди. И Предтеча говорил об этом.

Иоанн Креститель обличает Ирода Антипу. Картина Мазолино да Паникале, 1435. Фото: Википедия

Иродиада, ненавидевшая пророка, добилась его ареста, а затем, хитростью, и казни. Ирод не хотел лишать жизни Иоанна, боясь народного гнева. Однако Иродиада подослала на царское пиршество свою дочь Саломею, которая прекрасно танцевала. Очарованный танцем девушки Ирод обещал исполнить любое её желание. И тогда Саломея, подговорённая матерью, потребовала себе в награду голову Иоанна Крестителя.

«Месть Иродиады». Картина Хуана Фландеса. Фото: Википедия

Отрубленная голова была внесена в пиршественный зал. По преданию, даже тогда уста пророка продолжали говорить правду, изобличая Ирода и Иродиаду.

Согласно христианской традиции день предстояния мученика перед Богом воспринимается одновременно с великой радостью и великой печалью. Праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи верующие отмечают строжайшим однодневным постом, чтя память великого пустынника и аскета, ставшего образцом монашеского делания.

Священнослужители во время службы надевают красные облачения, символизирующие пролитую мучеником кровь и его подвиг.

«Явление Христа народу». Картина А. А. Иванова. Фото: Википедия

На средства ктитора храма Святой Елисаветы в Покровском-Стрешневе Игоря Ашурбейли в 2011–2014 году был полностью восстановлен уникальный храм в честь Усекновения Честной главы Иоанна Предтечи в селе Хирино Шатковского района Нижегородской области.

Храм был возведён приблизительно в 1758–1777 годах. По одной из версий, его проект был создан знаменитым архитектором Василием Баженовым. 11 сентября прихожане храма в селе Хирино будут отмечать престольный праздник.

Ангел пустыни

11 сентября – день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Николай Головкин 11.09.2008

Величайший из пророков – Иоанн Креститель — имеет особое попечение о храме Рождества святого Иоанна Предтечи на Пресне – одном из немногих в Москве, который не закрывался в годы гонений на Церковь в России. Через два года, в 2010 году, Предтеченский храм будет праздновать 325-летие со дня основания.

Ныне главная святыня храма – частица мощей святого славного пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, которая была передана настоятелю храма епископу Бронницкому Амвросию в 2008 году из Иерусалима накануне праздника Собора Иоанна Предтечи. Она находится на престоле центрального алтаря и износится для поклонения и молитвенного почитания по окончании поздней литургии в воскресные и праздничные дни.

Среди особо чтимых икон храма, конечно же, есть и образы святого Иоанна Предтечи.

Один из них, относящийся к первой половине XVII столетия, располагается в отдельном киоте у левого клироса главного алтаря. Нередко этот образ вызывает недоуменные вопросы людей, ещё не знакомых с традициями православной иконописи.

Святой Иоанн Предтеча изображается здесь с двумя широкими крыльями за плечами. Икона имеет необычное название – «Ангел пустыни».

Почему же святой Иоанн изображается в ангельском образе?

«Предтеча, – пишет кандидат богословия Петр Малков, – много лет провел в пустыне, живя отшельнической жизнью. Именно поэтому он всегда воспринимался в православной традиции как предшественник монахов-пустынников, как образец для подражания в иноческом житии.

Итак, изображаемые на иконе крылья есть образ, символ окрыленной благодатью Святого Духа человеческой души. Крыло всегда напоминает нам об одних из самых загадочных существ – о птицах. Люди лишены крыльев и в отличие от птиц, поднимаясь на вершины гор, вынуждены с трудом восходить по ненадежным и скользким тропинкам. Птицам незнакомы подобные трудности в несколько взмахов крыльев они перелетают через бездны пропастей.

Той же легкости полета (правда, уже в духовной жизни) призван научиться и человек. Он должен окрылиться Святым Духом и стремительно вознестись на обретенных им крыльях – подобных тем, что мы видим на иконе у земного ангела и небесного человека, у пустынножителя и пророка святого Иоанна Предтечи».

Чтение акафиста пророку совершается вечером по понедельникам у юго-западного столпа трапезной части храма перед храмовым «житийным» образом – «Рождество Святого Иоанна Предтечи» работы иконописца Ефима Иванова (1686).

Как повествует Евангелист Лука, архангел Гавриил, явившись в храме отцу Иоанна Предтечи – священнику Захарии (из рода Аарона), возвестил о рождении у него сына. И вот у благочестивых супругов, до преклонной старости лишенных утешения иметь детей, наконец-то рождается долгожданный сын, которого они испросили в молитвах.

Храмовый «житийный» образ «Рождество святого Иоанна Предтечи» — икона чудотворная, славящаяся далеко за пределами прихода.

Женщины или супруги вместе молятся перед этим образом о даровании чад. Сотрудницы храма, несущие послушание в свечном ящике, рассказывают, что только за последнее время уже несколько счастливых супружеских пар разного возраста заказывали благодарственные молебны святому Иоанну Предтече.

Самыми древними и почитаемыми святынями храма остаются иконы главного иконостаса: Спасителя и Божией Матери «Рудненской» по сторонам Царских врат работы царских изографов конца XVII века, а также иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте» (первая треть XVIII в.), Божией Матери «Неопалимая Купина» (XVIII в.), Божией Матери «Бысть Чрево Твое Святая Трапеза» (конец XVII в.).

В храме есть икона конца XVII в. мученика Иоанна Воина с крестом-мощевиком, хранящим в себе – части мощей мученика Иоанна Воина, великомученика Никиты, великомученицы Екатерины, великомученицы Варвары, мученика Трифона, великомученика Георгия Победоносца.

Прихожанами также особо почитается изображение над гробницей с Плащаницей «Положение во гроб Христа Спасителя», икона святителя Николая у южного придела.

К старым образам в храме прибавились иконы новопрославленных святых: прп. Максима Грека, Паисия Величковского, Амвросия Оптинского, св. прав. Иоанна Кронштадтского, святителей Тихона и Игнатия (Брянчанинова), св. блаж. Ксении Петербургской,..

***

Храм Рождества святого Иоанна Предтечи на Пресне основан в 1685 году – именно тогда было построено его первое, деревянное здание.

В 1714 году было начато строительство каменного храма, отложенное из-за Указа Петра I о запрещении такого строительства везде в России, кроме Петербурга. Здание было достроено в 1730-1734 годах. В таком виде храм простоял почти сто лет.

В 1714—1734 годах Предтеченский храм получил однопредельную трапезную. В дальнейшем ее неоднократно перестраивали.

В 1804 году сгорела деревянная колокольня храма. Новая каменная двухъярусная колокольня строилась с 1806 по 1810 год церковным старостой купцом Феодором Резановым. Затем приход, очевидно, предполагал приступить и к стро¬ительству трапезной, которая соединила бы древнюю часть хра¬ма с колокольней. Этого, однако, не произошло. Очевидно, помешали война 1812 года, вступление неприятеля в Москву и отвлечение народных сил и средств на борьбу с Напо¬леоном. Предтеченский храм и весь запресненский район от пожа¬ров не пострадал.

В 1829—1830 годах старую трапезную сменила новая, более обширная. Её создателем был хорошо известный в тогдашней Москве архитектор Федор Михайлович Шестаков (1787-1836).

Трапезная Предтеченского храма имела приделы: сначала северный – Иоанна Воина, затем появился южный придел – Софии Премудрости Божией. В 1894 по проекту архитектора П.А. Кудрина трапезная была расширена к западу, охватив с севера и юга нижний ярус построенной к тому времени колокольни.

Среди колоколов Предтеченского храма наибольший – 316 пудов и 23 фунта – был освящен в 1848 году святителем Филаретом (Дроздовым), митрополитом, Московским и Коломенским (18 /5 октября (Моск. Свт.), 19 ноября/2 декабря).

В память о том, что Небесный покровитель храма – святой Иоанн Предтеча, по преданию, был сиротой, на приходе всегда занимались и делами милосердия. Так, уже в 1751 году здесь была создана богадельня.

И вот грянул октябрьский переворот. В 1922 году настоятелем Предтеченского храма был о. Алексий Флерин. Более того, он взял на себя бремя возглавления приходского совета и, таким образом, ответственности перед советской властью за имущество и деятельность прихода. В то время, когда людей арестовывали просто из-за их «неподходящего» социального происхождения, такая позиция была настоящим исповедничеством.

Вся Пресня знала, любила и уважала этого священника. Люди приходили к нему за советом. По воспоминаниям прихожан старшего поколения, отец Алексий был благо¬честив и строг, мягкосердечен к сирым и слабым.

Во многом, видимо, благодаря своему настоятелю Предтеченский храм избежал сетей обновленческого раскола.

В страшные 1920-1930-е годы, когда кругом закрывались и рушились святыни, изгонялось и преследовалось духовенство, храм не прерывал служения.

Старший сын отца Алексия Николай погиб на гражданской войне, перейдя из Красной армии в Белую. Младшие дети не могли получить образования из-за сво¬его происхождения из семьи «лишенца» -. человека, лишенно¬го в силу своего социального положения гражданских прав. Тем не менее, все они прожили долгую и честную жизнь. Сам батюшка прослужил на приходе до 1937 года. За год до кончины с ним случился инсульт, от которого он уже не оправился. Вскоре после приступа за ним пришли чекисты, но, видя парализованно¬го старца, отступились.

Скончался отец Алексий 5 апреля 1937 года. Вся Пресня хоронила настоятеля Предтеченского храма. Из-за обилия на¬рода в храм с трудом смогли войти даже родственники покойного. Многотысячное шествие провожало гроб до могилы на Вагань¬ковском кладбище.

В начале 1930-х годов Предтеченский храм лишили звона. Старожилы вспоминают, как разоряли колокольню, сбрасывали колокола, оскверняли храм и старое кладбище.

В марте 1930 года городские власти по «ходатайству» рабочих приняли решение о закрытии Предтеченского храма и передаче его под культурно-просветительские цели.

Но, слава Богу, решение это не было выполнено. Очевидно, верующие обратились с жалобой во ВЦИК. По Промыслу Божиему их просьба была удовлетворена.

В первые годы Великой Отечественной войны, когда Предтеченский храм хотели превратить в склад, его «ангел-хранитель» монахиня Епистимия, которую называли убогой, закрылась в нем, никого не пускала, в холоде спала на «тёплом камушке», еду ей передавали в окошко. До своей кончины в феврале 1975 года матушка Епистимия жила и трудилась в храме, помогала в алтаре.

На Пасху с 5 на 6 мая 1945 года, как сообщал правительству уполномоченный по делам Русской Православной Церкви по Москве и Московской области, в Предтеченском храме присутствовало 10 тысяч человек, трудно было войти в переулок,

После Великой Отечественной войны храм превратился из когда-то окраинного в один из самых почитаемых и посещаемых в церковной Москве.

Прихожане верят, что храм их выстоял в годы гонений во многом и по молитвам святителя Тихона (Белавина, 1865-1925), Патриарха Всероссийского, который дважды 24.июня/7июля.1921 и 1923 годов, в день Рождества святого Иоанна Предтечи, на престольный праздник, совершал здесь Божественную Литургию.

В Предтеченском храме неоднократно служили и другие первосвятители нашей Церкви – Святейшие Патриархи Алексий I, Пимен, Алексий II.

***

Храму уже давно необходимы были профессиональная реставрация внутренней отделки и росписей, кровли, фасадов, реставрация напольного камня, золочение купола и креста колокольни и другие реставрационные работы.

Сейчас в храме под контролем «Москомнаследия» с привлечением высококлассных специалистов, продолжаются реставрационные работы, которые начались в 2007 году.

8 сентября 2007 года после воскресного всенощного бдения настоятель храма епископ Бронницкий Амвросий совершил чин освящения новых колоколов для звонницы, заказанных и отлитых на заводе ЗИЛ по благословлению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия.

Перед началом освящения новых колоколов владыка обратился к молящимся со словами поздравления.

«Сегодня мы являемся свидетелями исторического события. Было время, когда разрушались храмы, сбрасывались и разбивались колокола – глашатаи Бога в суетном мире. «Время разбрасывать камни и время собирать камни….». Сегодня Господь ожидает от нас многих и скорых трудов в собирании и восстановлении того, что было разбросано и уничтожено безумием человеческим. Сейчас с пением тропаря небесному покровителю нашего храма мы направимся к месту освящения новых колоколов. Будем молиться, чтобы Господь послал Свою благодать и освятил их, будем молиться о том, чтобы на колокольный призыв откликнулись как можно больше людей. Помолимся и о тех людях, трудами и на средства которых отлиты новые кампаны: это семья С. М. Хронопуло, раба Божия Ирина, Игорь Куценко и вы, дорогие братья и сестры, жертвовавшие от своих трудов и усердия на Божие дело. Нет, наверное, большего счастья, чем вложить свой труд и средства в такое богоугодное дело, как восстановление утраченного, восстановление святыни — храма, священных предметов, того, что мы посвящаем, то есть отдаем Богу. Господь сторицею да воздаст всем вам, дорогие братья и сестры!» — сказал владыка.

В ночь с 8 на 9 сентября колокола были подняты на колокольню. Новую звонницу оборудовал известный специалист по колокольному звону Николай Завьялов.

«Красный звон» впервые огласил Пресню перед началом всенощного бдения 20 ноября, накануне праздника Архистратига Божия Михаила и прочих небесных сил бесплотных.

24 ноября 2007 года, в обновленном главном алтаре была отслужена первая Божественная литургия. Богослужение возглавил настоятель храма епископ Амвросий. За богослужением торжественно и молитвенно пел хор Московского Сретенского монастыря под управлением Никона Жилы. По окончании литургии был отслужен благодарственный молебен.

Более года в главном алтаре Предтеченского храма не совершались богослужения, Под руководством художника-реставратора I категории Владимира Калистратовича Потапчука (ГУП «Центрреставрация» Министерства культуры России) шла длительная, кропотливая и дорогостоящая реставрация обнаруженных здесь в конце 2006 года под несколькими поздними слоями росписей великого русского художника Виктора Михайловича Васнецова.

В тимпане западной стены главного алтаря над Царскими вратами Васнецовым был написан Град Божий с фигурами ветхозаветной Троицы,

Эммануил в Силах написан им в конхе (на своде и верхних частях стен) алтаря. По сторонам – символы четырех евангелистов.

Кроме собственно фигур стены главного алтаря покрыты орнаментом, похожим на орнамент в абрамцевской церкви, где также трудился художник.

«Когда делали шурфы в алтаре для укрепления стен, — рассказывает Владимир Потапчук, – на сколах обнаружили под поздним слоем живописи другой слой. Нами были проведены пробные расчистки, и практически по всем стенам обнаружилась более ранняя живопись. У нас не было сомнения, что это – васнецовская рука, его творческая манера».

28 марта 2008 года на западном фасаде храма были установлены вновь написанные иконы святого пророка и Крестителя Господня Иоанна и святителя Николая, архиепископа Мирликийского.

Здание Предтеченского храма обследуют и отреставрируют к 2009 году за счет средств городского бюджета. Ранее реставрация велась в основном на средства прихода, которых, увы, не хватает.

***

Настоятель Предтеченского храма – Его Преосвященство Амвросий, епископ Бронницкий, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II возглавляет Комиссию по делам молодежи при Епархиальном совете Москвы, а при храме уже несколько лет работает Духовно-просветительский центр, в котором каждую пятницу в 18:30 проходят молодежные дискуссионные встречи, проводятся творческие вечера, просмотры кинофильмов, беседы с интересными людьми.

Составная часть Духовно-просветительского центра при храме – Воскресная школа, которая существует более 15 лет.

Её руководитель и духовник – священник Дионисий Лобов.

В приходе существуют свои традиции. В начале и в конце учебного года совершаются паломнические поездки. Воспитанники Воскресной школы уже посетили множество монастырей и храмов Московской, Калужской и других епархий.

В преддверии Рождественских и Пасхальных праздников учащиеся готовят подарки для пациентов соседней больницы — № 20 имени Бурденко. Духовенство храма, посещая эту больницу, исповедует и причащает недужных.

Владыка Амвросий и духовенство Предтеченского храма стремятся, чтобы жизнь прихода целиком определяли лежащие в основании учения святого Иоанна Предтечи вера и преображение «внутреннего человека» через покаяние…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *