Икона благовещения пресвятой богородицы

Сюжетные особенности изображения

Очень многие художники изображали Благовещение Пресвятой Богородицы; иконы и фрески этой тематики начали появляться в древний период истории христианства. Интерес к изображаемому событию не утратился до сих пор. Существует три основных сюжета иконы Благовещенье, используемые из века в век:

  1. Архангел Гавриил сообщает Пресвятой Деве новость о том, что ей предстоит стать Матерью Божьей. Дева Мария принимают эту весть с радостью, покорностью. К данной группе относится, к примеру, Устюжская икона.
  2. Образ представляет собой диптих, то есть два изображения, объединённых общим сюжетом. На одной иконе рисуют Архангела Гавриила, а на другой – Богоматерь. Такие изображения можно увидеть на церквях, царских вратах.
  3. Образ Богородицы изображается без Архангела. Дева Мария сидит в умиленной позе, нередко перед книгой. Такие иконы часто называют «Се раба Господня» по тем словам из Евангелия, которые произнесла Богоматерь, получив благую весть.

Изображения последнего типа следует отличать от икон Остробрамская Виленская, Умиление Серафимо Дивеевская, Скорбящая, Калужская.

За что почитают этот святой образ?

Икона Благовещение Пресвятой Богородицы имеет огромное значение для всего православного мира, но больше всех ее почитают женщины, которые видят в Матери Божьей идеал женщины, матери. В день праздника Благовещенья, 7 апреля, икона Божией Матери увеличивает свою силу и помогает всем, кто обращается к ней с просьбами.

Святой образ может помочь как тем, кто использует готовые молитвы, так и тем, кто обращается к Святой Деве своими словами, главное – молящийся должен искренне верить, что старинная икона Благовещения поможет ему. Образы Девы Марии помогают тем, кто хочет:

  • получить искупление грехов;
  • избавиться от власти других людей;
  • освободиться от пагубной зависимости (алкогольной, наркотической, игровой);
  • выйти из заточения;
  • избавиться от душевных или физических недугов;
  • излечиться от бесплодия, испытать радость материнства / отцовства;
  • получить душевное облегчение;
  • освободиться от действия черной магии.

Обращаться к старинным образам Богоматери можно и с другими проблемами, Святая Дева не откажет в помощи тем, кто готов довериться ей. В соответствии с древнейшими традициями в Благовещенье нельзя заниматься никакой работой, а если праздник совпадает с Великим постом, то разрешено смягчить пост и подать на стол рыбу. Но следуя традициям, не стоит забывать, в чем главный смысл праздника. Ритуалы не должны заменять его, их цель – помочь человеку правильно настроиться на общение с божественными силами.

Наиболее известные изображения Пресвятой Девы в момент получения благой вести

Существует множество икон, фресок, а также списков с них, репродукций, изображающих момент Благовещенья. Одни из этих изображений – старинные, а другие – относительно новые, современные. Время создания первого образа Благовещения – 2 век, изображение появилось в римских катакомбах, в усыпальнице святой Прискиллы. Все иконы, посвященные данной тематике, обладают божественной силой независимо от того, в каком веке они были созданы. Рассмотрим наиболее известные изображения.

Икона Андрея Рублёва

По мнению экспертов, икона из иконостаса Благовещенского собора Кремля принадлежит кисти великого иконописца Андрея Рублева. Изображение было сделано Андреем Рублевым в 15 веке, предположительно в 1405 году. Икона плохо сохранилась, но особенности ее цветовой гаммы, настроение, композиция дают право говорить о ее принадлежности кисти великого мастера. Образ, написанный на липовой доске, сейчас хранится в Троицком Соборе.

К особенностям иконы относятся:

  1. Отсутствие скученности фигур. Андрей Рублёв считал, что икону не нужно загромождать второстепенными деталями, изображение должно быть простым, хорошо читаемым с большого расстояния.
  2. Наличие центральной оси. Великий иконописец всегда выделял центральную ось иконы, а половинки изображения как бы двигались по направлению к этой оси с двух сторон. Сюжет образа построен на диалоге Архангела Гавриила и Пречистой Девы. Изображение делится на две половины: левую – небесную, архангельскую, и правую – земную, богородичную. В горизонтальном пространстве происходит диалог небесного и земного, а в вертикальном осуществляется боговоплощение: Святой Дух в виде зелёного луча нисходит на Деву Марию. Устремлённость половин иконы к центру, диалогу создает целостность, единство композиции.
  3. Особая праздничная цветовая гамма, специфический колорит. Радостное настроение изображению придают золотистый фон и яркие красные пятна. Архангел Гавриил выполнен в зелёном и золотистом цвете, при этом зелёный цвет символизирует жизнь, Святой Дух. Богородица держит в руках красную нить, из которой прядёт завесу для Иерусалимского храма. Одежда Девы Марии синего и вишнево-коричневого цвета. Первый из этих цветов символизирует небо и молитвенное настроение, а второй – царственность Святой Девы. Престол Девы Марии покрыт красными и зелеными подушками. Красный цвет символизирует радость, жертвенность, а зелёный – жизнь, обновление.

Описание этого образа позволяет увидеть его отличие от старинного канона, которому следовали византийские и греческие иконописцы. Особенностями их изображений были мрачность, порывистость, резкость. На иконе Рублева мы видим надежду, радость, человеколюбие, внутреннюю силу, торжественность. Хотя на дворе был всего лишь 15 век, но знаменитый мастер смог создать свой неповторимый стиль, который стал основой для русской иконописной школы.

Киевская мозаичная икона

На восточных столбах Киево-Софийского собора, поддерживающих алтарную арку, присутствует мозаичная композиция «Благовещение». Она включает изображения архангела Гавриила и Богоматери. Пресвятая Дева держит в руках веретено с пурпурной пряжей, ее одежда синего цвета, а лик – розоватого, белого, зеленовато-серого. Архангел Гавриил обращён к Богородице, правой рукой он совершает благословение, а левой держит жезл.

Фигура Архангела и Богоматери изготовлены разными мастерами и между образами есть множество различий. Гавриил массивен, грузен, складки его одежды прямоугольные, ломкие. Изображение Богоматери выглядит более легким и искусно сделанным. В мозаике отсутствуют какие-либо указания на место действия, также сведен минимуму набор информативных деталей, что является особенностью иконописи, относящиеся к веку македонской династии.

Чудеса, сотворенные иконами

Согласно преданиям, устюжской иконой и другими святыми образами Благовещения было совершено множество чудес. Так, легенда гласит, что в 1290 году на пороге устюжского собора ежедневно молился юродивый Прокопий. Однажды он объявил жителям Великого Устюга, что за совершенные грехи Бог нашлет на них огненный дождь, и призвал людей к покаянию. Но они только посмеялись в ответ.

Спустя неделю, на город надвинулись черные тучи, земля под ногами начала двигаться. Люди поняли, как сильно они разгневали Бога, и осознали необходимость покаяния. Они пришли в устюжский храм, опустились на колени перед иконой Божьей Матери и просили о покаянии. После этого Святой образ Благовещения начал источать благоухающее миро, которым наполнили все церковные сосуды.

Грозная туча прошла мимо города и разразилась огнем на безлюдном участке. В воспоминание о чудесном избавлении было установлено ежегодное празднование иконы Божией Матери. В 19 веке для иконы был устроен новый оклад, а в 1930 году она была передана Третьяковской галерее, где находится и сейчас.

Но устюжское чудо – не единственное. При Иоанне Грозном к житницам царского двора в Кремле примыкала башня, где содержали преступников. Туда был заключен оклеветанный воевода, который усердно молился о своем освобождении. Однажды ему явилась Дева Мария и приказала просить государя о свободе. Но узник побоялся гнева царя и не выполнил приказ. Тогда Богородица пришла к нему снова и пообещала помощь. Воевода послушался.

Люди, посланные государем, пришли к тюрьме и обнаружили на стене башни самописанную икону Благовещения. Царь, узнав о таком чуде, освободил воеводу, а при чудотворном образе приказал построить деревянную часовню. В 1731 году императрица Анна Иоанновна построила здесь храм, и внешняя стена башни с изображением стала внутренней южной стеной церкви, икона была украшена роскошным киотом.

«БЛАГОВЕЩЕНИЕ УСТЮЖСКОЕ» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Благовещение Устюжское. Икона. XII в. (ГТГ)
Благовещение Устюжское. Икона. XII в. (ГТГ)

(празд. 8 июля, в день памяти прп. Прокопия Устюжского), почитаемый образ, созданный в нач. XII в. в Вел. Новгороде (в наст. время в ГТГ). История иконы зафиксирована в Новгородской II летописи и др. письменных источниках XVI-XVII вв., из к-рых следует, что она была привезена в Москву из Георгиевского собора новгородского Юрьева мон-ря в сер. XVI в. Вероятно, первоначально икона была храмовым образом Благовещенского собора Московского Кремля, а в 1-й четв. XVII в. ее перенесли в Успенский собор. В Описи Успенского собора 1627 г. икона названа «Образ Благовещения пречистые Богородицы, греческое письмо».

В течение XVII в. история происхождения иконы была забыта, и в XVIII в. ее ошибочно отождествили с Устюжской иконой Божией Матери. Легенда об устюжском происхождении иконы возникла на основании Жития прп. Прокопия Устюжского (по списку XVII в.), к-рый молился перед иконой Богородицы об избавлении в 1290 г. Устюга от побиения «каменным градом». Безуспешные розыски в XVIII в. в Вел. Устюге этого образа дали основание предположить, что икона была вывезена в Москву по приказу царя Иоанна Грозного наряду с такими святынями, как каменная рельефная икона вмч. Георгия-змееборца (ГММК) и Житие прп. Прокопия Устюжского (РГБ. Ф. 178. Ед. хр. 13658, XVI в.). По благословению великоустюжского архиеп. Гавриила с иконы в 1747 г. была сделана копия, к-рую торжественно перенесли в Вел. Устюг. Архиеп. Гавриил составил службу в память о чудесах от иконы, совершившихся при жизни прп. Прокопия. В 1783 г. в «Историческом описании» Успенского собора Московского Кремля архим. Александр (Лёвшин) кратко изложил новосоставленную историю древней новгородской иконы, также связав ее почитание с памятью прп. Прокопия Устюжского.

На иконе (229´ 144 см, с надставленными полями — 238´ 168 см) Богородица представлена стоящей на подножии у престола (первоначальный красочный слой с левкасом здесь утрачены); в руках Она держит моток красной пряжи. Арх. Гавриил изображен с простертой благословляющей десницей, в левой руке — жезл, крылья опущены (написаны на новом левкасе XVI в.?). Иконографическая особенность этой иконы — образ воплощенного Богомладенца Иисуса Христа, изображенный на груди Божией Матери поверх складок Ее мафория; вверху в небесной полусфере, в овальной сине-голубой мандорле-славе,- образ Иисуса Христа в облике старца Ветхого Денми, восседающего на престоле в окружении Небесных сил.

Икона была украшена драгоценным окладом, утраченным во время Отечественной войны 1812 г., устюжане пожертвовали 8 тыс. р. на изготовление новой ризы в 1818 г. На нижнем поле нового оклада была сделана надпись, сообщавшая о чудесном избавлении Вел. Устюга по молитвам прп. Прокопия (не сохр.).

С новгородской иконы в Московском Кремле были сделаны списки для местного ряда Архангельского (241´ 184 см, сер.- 2-я пол. XVI в.) и для Благовещенского соборов, с клеймами Акафиста на полях (заменил древнюю новгородскую икону; 155´ 129 см; 1-я четв. XVII в.). Во 2-й пол. XVI-XVII в. изображения Благовещения с образом воплощенного Богомладенца Иисуса Христа, повторявшие иконографию древней чудотворной иконы, были многочисленны. Они воспроизводились на храмовых иконах церквей в честь Благовещения, на иконах-пядницах, в настенных росписях (напр., в Благовещенском соборе Сольвычегодска), в лицевом шитье; имеются варианты, в к-рых арх. Гавриил изображен с поднятым крылом, внизу — гора с пещерой (иконы из Сольвычегодска и Соловецкого мон-ря). В искусствоведческой лит-ре подобные изображения Благовещения с воплощенным Богомладенцем получили условное иконографическое наименование «Благовещение Устюжское».

Ист.: Розыск или список о богохульных строках и о сумнении святых честных икон, дьяка Ивана Михайлова сына Висковатого в лето // ЧОИДР. 1858. Кн. 2. Ч. 3. С. ГI ; Новгородская II летопись (под 1561 г.) // Новгородские летописи. СПб., 1879. С. 93; Описи Моск. Успенского собора от нач. XVII в. по 1701 г. включительно. СПб., 1876. Стб. 387-388, 571. (РИБ; Т. 3).

Лит.: Лёвшин А. Г. Ист. описание Моск. Большого Успенского собора. М., 1783. С. 17-18; Макарий (Миролюбов), архим. Археологическое описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 2. С. 20, 100, 116; Истомин Г. Указатель святыни и достопримечательностей моск. Успенского собора. М., 1888. С. 15-16; Покровский Н. Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно визант. и рус. СПб., 1892. С. 29-30; Титов А. А. Летопись Великоустюжская. М., 1898. С. 48, 82-85, 127, 145; Смирнов Я. И. Устюжское изваяние Св. Георгия Моск. Большого Успенского собора. М., 1915. С. 53, примеч. 2; Лазарев В. Н. Искусство Новгорода. М.; Л., 1947. С. 39-43, ил. 24, 25; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 1. Кат. № 4. С. 54-58. Илл. 19-21; Grabar A. Christian Iconography: A Study of Its Origins. L., 1969. P. 128, il. 305; Живопись домонгольской Руси: . М., 1974. С. 32-36. Кат. № 4; Лазарев В. Н. Рус. живопись от истоков до нач. XVI в. М., 1983. С. 34-36, 164. Кат. № 4; Древнерусское искусство X — нач. XV в.: Кат. собр. . М., 1995. Кат. № 7. С. 47-50; Щенникова Л. А. Благовещение Устюжское // Благовещенский собор Моск. Кремля: Мат-лы и исслед. М., 1999. С. 246-263; Смирнова Э. С. Новгородская икона «Благовещение» нач. XII в. // ДРИ. СПб., 2002. Русь и страны визант. мира, XII в. С. 517-538.

Л. А. Щенникова

Благовещение Пресвятой Богородицы – великий двунадесятый и богородичный праздник Вселенской Церкви. Благовещение (по-гречески «Эвангелизмус») означает «благая» или «добрая» весть. Благовещение в Евангелии изображается, как Божественное событие, явившее радость всему миру. «Странное и неизреченное чудо» — поется об этом в светильне праздника. Возвестил архангел Гавриил Пречистой Деве: «Без семени человеческого соткется в Ее теле плоть Того, Кто обновит весь мир».

Икона Боговоплощения – образ этого события, отмечаемого 7 апреля (по старому стилю — 25 марта). Событие имеет богатую богословскую трактовку в проповедях отцов церкви, в гимнографии, литургическом воспевании праздника, а также в апокрифах и предании, что значительно повлияло и сформировало иконографию Благовещения.

По времени установления праздник Благовещения является одним из древнейших. Празднование Благовещения восходит к IV в. Установлению особого праздника Благовещения способствовало открытие св. равноапостольной Еленой в начале IV в. святых мест земной жизни Господа Иисуса Христа и начатое ею строительство храмов в этих местах (в частности, в Назарете). Название праздника в древности не было устойчивым. Современное греческое название «евангелисмос» появляется лишь с VII в. В древности празднику Благовещения давали разные названия: зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение ангела Марии.

В событии Благовещения Девы Марии Церковь полагает начало спасения рода человеческого, явление таинства от века предопределённого, исполнение обетований, данных Богом Аврааму, Исааку, Иакову и Давиду. Эти истины ясно выражены в тропаре праздника: «Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление». Этим событием открывается Евангельский цикл христианских праздников.

Источниками, в которых рассказывается о Благовещении, являются Евангелие и апокрифические сочинения, возникшие уже в раннехристианскую эпоху. Событие явления архангела Гавриила Деве Марии описывается только в одном Евангелии — от Луки. К апокрифическим текстам, на которые опирается сюжет «Благовещения», относятся: «Протоевангелие Иакова» и «Книга о рождестве Блаженнейшей Марии и детстве Спасителя» (известна также как «Евангелие Псевдо-Матфея»). Апокрифические тексты не изменяют общей истории о явлении Марии архангела Гавриила с вестью о рождении от неё Спасителя, но добавляют к этой истории ряд подробностей, которые легли в основу иконографии этого праздника.

Согласно Евангелию от Луки архангел Гавриил был послан Богом в Назарет к Деве Марии с вестью о грядущем рождении от неё Спасителя мира:

«Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца». (Лк. 1:28-33)

По мнению ряда богословов, слова архангела Гавриила : «Радуйся, Благодатная» — стали первой «благой» вестью для человечества после его грехопадения. Архангельское приветствие упразднило приговор, осудивший мир на проклятие и дало человечеству право радоваться и надежду на спасение. Феофилакт Болгарский в толковании на Евангелие от Луки пишет: «Поскольку Господь сказал Еве: «В болезни будешь рождать детей»(Быт. 3:16), теперь эту болезнь разрешает та радость, какую приносит Деве Ангел, говоря: «Радуйся, Благодатная!» Поскольку Ева была проклята, Мария теперь слышит: «Благословенна Ты».

Благовещение — это исправление событий, происшедших в первозданном раю. Тогда с женщины началось грехопадение со всеми его последствиями, а теперь Дева Мария становится началом всех благ. Богородица становится новой Евой. Там был осязаемый рай; ныне же — Церковь Христова. Там Адам — здесь Христос. Там Ева — здесь Мария. Там древний змий — здесь архангел Гавриил. Там шепот змия-обольстителя — здесь приветствие архангела Гавриила. Так было исправлено непослушание Адама и Евы — послушанием Девы Марии.

Дева Мария, уверившись, что в словах архангела Гавриила слышит волю Божию, произнесла весьма значимые слова: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». Считается, что в момент произнесения Девой Марией этих слов и произошло непорочное зачатие ею Бога-Слова. Своей покорностью и согласием, по мнению Афанасия Великого, Мария выразила своё исповедание веры, всецелое принятие воли Божией, которое явилось примером для всех последующих подвижников христианской жизни. Он сравнивает её со скрижалью, «на которой Писец пишет, что угодно Ему. Господь всяческих да пишет и творит, что хощет». Так открылась в истории великая тайна Боговоплощения: «И Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Иоан. 1,14).

И в Матери Божией сосредоточилось все участие человеческой воли в деле Божия домостроительства, в самом Божественном замысле спасения мира. Вся судьба человеческого рода зависела от того, какой ответ даст Приснодева Мария архистратигу Гавриилу. И на всех иконах Благовещения запечатлена эта беседа Архангела Гавриила и Матери Божией. Дух Святой, наитием Своим определивший вочеловечение Бога-Слова, исполнил весь Ветхий Завет, всю жизнь ветхозаветного Израиля полнотой пророческих предречений о воплощении Сына Божия от Девы. Одно из особо значимых пророчеств – это речение пророка Исайи: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14).

Праздник Благовещения соименен Евангелию (по-гречески «евангелие» как раз и означает «благая, Радостная весть»). Поэтому в храме икона Благовещения всегда находится в самом центре – на Царских вратах, то есть на вратах, ведущих из храма в алтарь. Врата являются одним из символов Богоматери, образом, встречающимся в ветхозаветном пророчестве Иезекииля об обращенных на восток «заключенных» дверях, которыми входит Господь. Именно через эти врата к людям и выносится Чаша, позволяющая причаститься к Телу и Крови Сына Марии. Так вся символика Царских врат связана с благовествованием: через Благовещение Слово стало той плотью, которую мы можем вкусить в Причастии.

Для иконописца изображение события Благовещения – задача, которая без особой благодатной помощи Божией, почти трудновыполнимая, поскольку ему предстоит изображать на иконе – тайну. Иконография «Благовещения» весьма разнообразна, насыщена деталями и имеет отличающиеся друг от друга изводы. Данное разнообразие обусловлено тем, что иконография праздника основана не только на евангельском тексте, но вместе с тем отражает и влияние апокрифов, главным образом «Протоевангелия Иакова» и «Евангелия псевдо-Матфея». На это указывают: присутствующий в композиции Благовещения мотив рукоделия, Благовещение у источника (кладезя) – эти сюжеты восходят к апокрифическим рассказам.

Ранние изображения можно условно разделить на две группы. К первой группе относятся композиции, где Богородица представлена сидящей слева или, реже, справа от архангела. Она может просто слушать, делая жест рукой, или прясть. Ко второй группе можно отнести сцены, в которых Богоматерь изображена вставшей навстречу благовестию архангела. Происхождение этого типа иконографии связано с особенностями церемониала: императорские указы всегда выслушивались стоя.

Изображения, трактуемые как «Благовещение», встречаются уже в росписях катакомб Присциллы (2-я пол. II – 1-я пол. III в.), Петра и Марцеллина (2-я пол. III – 1-я пол. IV в.), Нового кладбища на Виа Латина (сер. IV в.).

Росписи катакомб Присциллы. 1-я пол. III в. Рим

Уже к V веку складываются основные принципы иконографии праздника — это двухфигурная композиция, представляющая Архангела и Богородицу. Главным изводом в иконографии праздника является «Благовещение с пряжей». Мотив работы с пряжей встречается во множестве произведений, как в иконах, так и в росписях стен.

Софийский собор. Ок. 1037г. Киев. Совмещенные фрагменты алтарных столбов.

В раннехристианский период получил распространение иконографический тип «Благовещения у источника (кладезя), основанный на апокрифических преданиях. Н.В. Покровский в своем фундаментальном труде «Евангелие в памятниках иконографии» называет такие изображения «Предблаговещением», поскольку в них изображается не собственно Благовещение, а момент, ему предшествовавший. Сюжет «Благовещение у источника» можно встретить на стенах византийских и древнерусских храмов в составе цикла росписей, посвященных Богородице.

Благовещение у кладезя. Фреска из «Акафистного цикла» росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, 1502-1503 гг.

В иконах «Благовещение с Младенцем во чреве» («Устюжское Благовещение») делается попытка представить идею непорочного зачатия. Небесная полусфера, благовествующий Ангел, смиренно стоящая Приснодева, отсутствие конкретного места действия — все это служит цели показать прикровенность и таинственность Боговоплощения. Становление Божиего Слова плотью соотносится здесь с созданием Богоматерью храмовой завесы, как об этом говорится в восьмой песне Великого канона преп. Андрея Критского: «Яко от оброщения червленицы Пречистая, умная багряница Еммануилева, внутрь во чреве Твоем плоть исткася; темже Богородицу воистину Тя почитаем».

Устюжское Благовещение. Икона. XII в. Третьяковская галерея. Москва

Начиная с XII века художники обращаются к апокрифическому тексту, сообщающему, что в момент явления архангела Приснодева читала Священное Писание. Богоматерь начинает изображаться с книгой в руках или перед аналоем, на который положено раскрытое Писание (рис.17). Этот иконографический вариант получил широкое распространение в Западной Европе, откуда он в конце XVI века проникает на Русь. В период Позднего Средневековья и Нового времени русские мастера часто изображают Богородицу читающей книгу пророка Исаии, а Архангела Гавриила с пальмовой ветвью или лилией в руке.

Икона из иконостаса церкви села Селезениха Тверской губернии. Кон. XVIII в. ГосНИИР, Москва

Изображение Благовещения Пресвятой Богородицы встречается не только в иконописи и монументальной живописи, но и в миниатюрах рукописей, скульптуре, шитье. Почитание праздника Благовещения выразилось также в посвящении многочисленных храмов и монастырей.

Церковь зрит в Благовещении великую тайну для человеческого разума. Событие воплощения Бога-Слова непостижимо для человеческого ума. Однако недостаточно праздновать событие Божественного воплощения лишь внешне. Мы должны приближаться к постижению полноты смысла и значения праздника всем своим бытием и духом. Согласно Святым Отцам Церкви (св. Григорию Нисскому, cв. Максиму Исповеднику, cв. Симеону Новому Богослову, преп. Никите Стифату), происшедшее с Богородицей «по телу», происходит «по духу» с каждым, чья душа девствует, т.е. очищается от страстей. Родившийся однажды «по плоти» Христос всегда желает родиться «по духу» от жаждущих этого, и стать младенцем посредством различных добродетелей. Духовное зачатие и рождение становятся осязаемыми, когда исчезает желание грешить. Тогда в человеке больше не действуют страсти. Он начинает презирать сам грех и постоянно стремится исполнять волю Божию. Это зачатие, а затем и рождение приобретаются посредством исполнения заповедей Божиих, но, главное, с погружением разума в сердце и непрерывной молитвой. Тогда человек поистине становится храмом Всесвятого Духа.

Ольга Семенова

Благовещение Пресвятой Богородицы

7 апреля- Благовещение Пресвятой Богородицы. Великий Церковный праздник

О чем молятся перед иконой Благовещение Пресвятой Богородицы
Благовещение Пресвятой Богородицы- история праздника
Духовный смысл праздника
Молитвы на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы
Акафист на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы
Величание
Видеофильм

О ЧЕМ МОЛЯТСЯ ПЕРЕД ИКОНОЙ БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Божия Матерь, через Ее любую икону, поможет в любых ваших праведных просьбах, защитит от нападок врага человеческого, поможет спасти душу.
Молитвы перед иконой «Благовещение…» помогут в вашем выздоровлении, в освобождении из заключения, и вообще — получить «благую» (хорошую) весть о чем-либо.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
Каким святым и кому нужно молиться в разных случаях и почему наши молитвы остаются без ответа.

БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ — ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА

В четырнадцатилетнем возрасте Святая Дева вышла замуж за праведного Иосифа из Назарета. Тогда восьмидесятилетнего плотника Иосифа, с огромными трудами первосвященник уговорил взять, под видом супружества, на свое попечение сироту.
После обручения Мария покинула храм, где провела одиннадцать лет, и святое семейство отправилось жить в Назарет.
Для Марии жизнь на новом месте практически не отличалось от жизни при храме. Она также много времени проводила в молитвах, читала священные книги и занималась рукоделием.
Прошло несколько лет. Мария часто перечитывала пророчество Исаии:

«Се, Дева во чреве приимет и родит сына…»

и размышляла об Этой Преблагословенной Деве, от Которой произойдет такое величайшее чудо.
Неожиданно в ее комнате случилось чудо – она увидела явившегося ей Архангела Гавриила, который принес букет белых лилий, которые символизируют непорочность и чистоту.
Протянув их Марии, Гавриил сказал:

«Радуйся Благодатная! Господь с Тобою! Благословенна Ты среди жен»

Благодатная – значит, обретшая особенную любовь и благоволение Божие/

Именно Марии Архангел принес Благую весть о том, что Она будет Матерью Спасителя.

«И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лк.1:30-33)

Мария была очень удивлена:

«Как же это будет, когда Я мужа незнаю?»

И, кроме этого — ведь Она же давала обет девства.
В ответ Архангел сказал:

«Дух Святый найдет на Тебя, и сила Вышнего осенит Тебя. Посему и рождаемое наречется Сыном Божиим»

Гавриил ждал ответа от Марии, от Нее сейчас зависела судьба мира.

«Се, раба Господня, да будет Мне по слову Твоему»

— со смирением произнесла Она.

И небесная благодать излилась на смиренную Избранницу, сила Вышнего через Святого Духа вошла в Нее, зародив Божиего Сына во чреве Непорочной Девы.

После этого Архангел Гавриил исчез, а Мария все продолжала переживать, она с кем-то хотела поделиться своей радостью. Из родственников у Нее осталась только двоюродная сестра, Елизавета, которая к тому времени уже шесть месяцев носила под сердцем будущего пророка Иоанна Крестителя. Мария отправилась к ней.
Только Мария показалась на пороге дома родственницы, как Дух Святой оповестил Елизавету – перед ней Богоматерь и она , первая из людей, сказала:

«Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего!»

Три месяца провела Мария в гостях, настало время возвращаться домой. Время шло, облик Марии менялся, как и положено перед родами. Ее супруг, Иосиф, конечно, заподозрил супругу в измене и решил расстаться с Ней. Мария понимала, что Она не имела права открыть святую тайну и поэтому во всем положилась на Господа.
Ночью, во сне, Обручнику явился Ангел и сообщил ему:

«Иосиф, Сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившейся в Ней есть от Духа Святого, Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их…»

Безоговорочно поверил Иосиф Божиему посланнику, он был настолько поражен такой вестью, что долго не мог прийти в себя после пробуждения. Непорочность Марии больше не вызывала у него сомнения, теперь он стал относиться к Ней с трепетом, как к Матери Сына Божиего.

Устюжское Благовещение

Праздник прошел и отдание уже было, а из сердца никак не уходит…
Есть некая новгородская икона Божьей Матери «Устюжское Благовещение» писанная в 12 веке. Почему икона Благовещения названа Устюжской доподлинно не известно. Но спустя столетие пришел в Новгород иноземный князь и богатый купец Гланда Камбила, ныне святой Прокопий Праведный. Как бы там ни было, пробыв в Новгороде некоторое время, он уходит именно в Устюг и это могло быть связано каким-то образом с этой иконой.
В Устюге он стал первый юродивым на Руси, и где до самой кончины в 1303 году, жил в полном аскетизме, безропотно вынося человеческие насмешки и суровый северный климат
Из маленького городишки, а лучше сказать поселения, Устюг дорос до «Великого» к 16-му веку, во время правления Ивана Грозного. Он же приказал привести «Устюжское Благовещение» в Москву и заказал списки с этой иконы для главных соборов Руси. Считается, что икона появилась в столице в 1574 году, в котором состоялись три главные события в жизни страны и Ивана Грозного: «венчание» Ивана Грозного на царство, венчание с Анастасией — пра-пра-внучкой Прокопия Праведного и собственно канонизация Прокопия Праведного.
Днем памяти Прокопия Праведного на Московском соборе было установлено 21 июля (день его кончины). В этот день в 1579 году в Казани, взятой в 1552 году Иваном Грозным, была обретена Казанская икона Божьей Матери.
По указу Иван IV поместили «Устюжское Благовещение» в иконостас Успенского собора в Кремле. Были написаны списки для Архангельского собора (служившего великокняжеской усыпальницей) и для Успенского собора Троице-Сергеевой Лавры.
В обоих соборах «Устюжское Благовещение» стоит второй иконой налево от Царских врат.
Ныне «Устюжское Благовещение», хранится в Государственной Третьяковской галерее (зал №56 – искусство домонгольской руси)
До последнего времени существовало мнение, что икона в середине XVI в. (между 1566–1568 гг.) привезена в Москву из Устюга Великого: перед нею, будто бы, в 1290 г. молился Прокопий Устюжский об отражении «тучи каменной» от города, в котором он жил.
«…Св. Прокопий, Христа ради юродивый, объявил однажды всенародно, что Бог за грехи людей хочет наказать их и что город страшно погибнет. Прокопий умолял их прибегнуть к покаянию и просить Бога о помиловании. Ответом на призыв к покаянию были насмешки. Дни и ночи Прокопий плакал и рыдал неутешно, оставаясь на паперти церковной молиться непрестанно за всех.
Чрез неделю после проповеди Прокопия о близости наказания, в воскресенье, в полдень, явилось на небосклоне черное облако; приближаясь к городу, оно росло и наконец легло над ним черною тучею. Тьма сделалась необычайною, так что люди не узнавали друг друга; раздавались страшные удары грома, беспрерывная молния, прорезывавшая густую тьму, освещала ужас и оцепенение всякого создания; земля колебалась от ударов, воздух сделался удушлив.
Увидев грозящую гибель, народ вспомнил о проповеди Прокопия; тогда все бросились в храмы и особенно в соборную церковь к иконе Божией Матери, пред которою Прокопий не переставал проливать слезы, умоляя Ее, да ходатайствует пред Сыном Своим за людей согрешивших! И весь народ, воздев руки, со слезами вопиял ко Господу и с воплем покаяния просил заступления Божией Матери, да отвратится гнев, праведно на него движимый. Рыдания раскаивающихся мужей и жен, стоны невинных детей, моления дряхлых старцев — смешались с обильными слезами угодника Божия Прокопия.
Вслед за сим стала ощущаться перемена в воздухе; страшная туча с громом и молниями отошла от города верст на 20 и там над пустынным местом разразилась, как дождем, раскаленными камнями; лес был поломан ими и сожжен, но ни один человек, ни одно животное не погибло от праведного гнева Божия, отвращенного от людей заступлением Богоматери. С тех пор народ начал с полною верою прибегать к иконе Заступницы рода христианского….»
Устюжское предание возникло в 18 в. на основе эпизода жития Прокопия Устюжского, составленного веком ранее.
Однако использованные не дошедшие до нас сведения относились, по-видимому, к другой иконе, привезенной при Иване Грозном из Устюга в Москву. Путаница произошла еще в середине XVIII в., когда из Москвы в Устюг была торжественно отправлена копия кремлевской иконы.
Но и эта «легенда» не находит подтверждения в местных устюжских источниках.
В Устюжском летописном своде нигде нет упоминаний о перенесении чтимых устюжских икон в Москву (Устюжский летописный свод — Архангелогородский летописец, ред. К. Н. Сербиной, М., 1950). Кроме того, по известиям этого свода древние памятники Успенского собора в Устюге, находившиеся там при жизни Прокопия Устюжского, сгорели в 1496 г.: «Загореся церковь Успение изнутри, невесть от чего загореся со всеми иконами чудотворными и с кузнью, и сосуды, и книги, и не сняли и замка…».
Устюжские изображения Прокопия представляют его молящимся Одигитрии, а не Благовещению. Таковы иконы Прокопьевской церкви в Устюге Великом: Прокопий Устюжский в рост, молящийся Одигитрии, с житием в 24 клеймах, Прокопий Устюжский в рост, молящийся Одигитрии, с житием в 40 клеймах на полях.
Во втором сборнике «Вопросов реставрации» (М., 1928,), появившемся через восемь лет после раскрытия Кремлевской иконы, впервые, но без всякой аргументации, было высказано мнение о происхождении памятника из Юрьева монастыря. Это предположение в 1933 г. развил Д. В. Айналов, основав его на известии дела дьяка Висковатого, относящемся к 1554 г. («Розыск или список о богохульных строках и о сомнениях святых честных икон дияка Ивана Михайлова сына Висковатого…».
Данные сопоставляли с указанием II Новгородской летописи под 1561 г. («Новгородские летописи», СПб., 1879, стр. 93), по которому Иван Грозный взял из Новгородской Софии в Москву «образ Благовещения Юрьева монастыря» вместе с двумя иконами Софийского собора. Возможно, что с перевозкой двух софийских икон — Спаса с Петром и Павлом — связывается происшедшая ранее, до 1554 года, такая же отправка «к царю на Москву» иконы Юрьева монастыря.
Несмотря на путаницу с известиями 1554 и 1561 гг., в пользу происхождения Кремлевской иконы из Юрьева монастыря говорит установленное в Третьяковской галерее совпадение размеров Георгия из Юрьева монастыря (230 x 142, см. № 1) и Устюжского Благовещения (229 x 144, без позднейших доделок).
Сцена Благовещения содержится только в Евангелии от Луки (I, 26-38). Архангел Гавриил явился деве Марии у нее дома и поведал ей благую весть. «Мария же сказала Ангелу: «как будет это, когда я мужа не знаю?». Ангел сказал ей в ответ: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим».
«Устюжское Благовещение» — один из самых лаконичных вариантов этого образа. Нет никаких второстепенных деталей. Архангел Гавриил обращается к деве Марии. Его поза статична и уравновешена.
Фигуры, их тяжеловесность, характерный каскад складок одеяния архангела, ораторский жест, обозначающий речь, отражают сильное влияние византийских традиций. Мария в мафории винно-красного цвета и темно-синем хитоне внимает архангелу. Ее поза выражает согласие.
Благовещение застало деву Марию за работой: в ее левой руке моток пряжи, нить которой свешивается с поднятой к груди правой руки, которой она бережно прикрывает проступающую на темном фоне почти прозрачную фигурку Младенца: (его имя (Иисус) условно передано сложением перстов архангела). Мы видим само Боговоплощение!
Над архангелом и Девой в синем полукруге изображен на красном престоле «Ветхий денми» (Ветхий днями — образ, в котором Бог явился пророку Даниилу в одном из его видений (Дан. VII, 9)), от его правой благословляющей руки к деве Марии протянулся тонкий голубой луч.
Высказывается предположение, что первоначально архангел Гавриил изображался без крыльев, т. к. левкас под крыльями датирован XVI веком.
К сожалению, верхний красочный слой на лике Богоматери утрачен. Моделировка лика архангела выполнена характерным для византийской живописи этого времени приемом постепенного наложения все более светлых слоев охры с последующей подрумянкой. Колорит иконы сдержан и несколько приглушен.
Тропарь иконе Божией Матери Устюжская («Благовещение»)
Вспетая и Всеславная Царице Богородице, / Мати всея твари Содетеля, / христианская Надеждо и Заступнице, / печальным утешение, ненадеющимся и отчаявшимся скорое надеяние, молим Тя: / милостива буди нам, грешным, / не остави раб Твоих / и не отрини моления недостойных./ Молимтися, взирающе ко образу Твоему честному / святыя и чудотвбрныя иконы Твоея / и вопиюще с плавающими и путь шествующими, / да пребудет милость Твоя. / О Владычице, ризою честною защити, / и во всяцех местех злых соблюди, / и молися к рождшемуся из Тебе Христу Богу нашему, / да спасет от грех души наша.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *