Икона божьей матери державная

Державная икона Божией Матери — где воздать почитание святыне?

Державная икона Божией Матери — это иконографический образ Богородицы с удивительной историей. Мы расскажем все о создании иконы о том, где хранится ее оригинал и, где можно приложиться к чтимым спискам Державной иконы Божией Матери.

Державная икона Божией Матери

Державная икона Божией Матери. Оригинал

Почитание образа, который изображен на иконе Божией Матери Державная, связано с новейшим периодом российской истории. Предание об иконе хорошо известно: жительница слободы Перерва Бронницкого уезда Евдокия Адрианова несколько раз во сне видела белую церковь и слышала требование найти чёрную икону и сделать её красной. 2 (15 по н.ст.) марта 1917 года в подвале Вознесенской церкви села Коломенское была найдена большая почерневшая от времени икона Божией Матери: на коленях Ее восседает Младенец Христос, в руках Пречистой — царские регалии, скипетр и держава. В тот же день Государь Николай Александрович, император Российской империи, подписал отречение от престола за себя и своего сына цесаревича Алексея в пользу брата, Великого князя Михаила Александровича (впоследствии расстрелян большевиками).

Икону Божией Матери Державная немедленно стали почитать жители Коломенского и окрестностей. По сей день по мнению многих православных, после отречения монарха от престола Сама Богородица хранит символы царской власти, а вместе с ними и саму Россию. В составлении службы и акафиста образу принимал участие святой Патриарх Тихон.

Образ на иконе Божией Матери Державная относится к канону «Цареградских» икон, написан, судя по всему, в конце XVIII века. Икону обновили в мастерских московского Алексеевского монастыря — облачение Богородицы написано красным.

В советское время икона Божией Матери Державная хранилась в запасниках Исторического музея, в 1990 году была возвращена Церкви — сейчас оригинал образа находится в Казанской церкви в Коломенском. Но приложиться к чтимым спискам можно не только там.

Казанская церковь в Коломенском

В храме Вознесения Господня на Гороховом поле (улица Радио, дом 2), кроме многих других святынь, находится список иконы Божией Матери Державной. Здесь же пребывает образ святого страстотерпца царя Николая, обильно мироточивший в конце 90-х годов.

Храм Вознесения Господня на Гороховом поле

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Троице-Лыково

Читайте также — Державная икона Богоматери. О царственном Отроке

В главном храме Успенского благочиния города Москвы, церкви Успения Божией Матери в Троице-Лыкове пребывают несколько чтимых образов Пресвятой Богородицы, а среди них и икона Божией Матери «Державная».

Сам Успенский храм, поврежденный в 30-х годах, восстановлен со второго раза — еще в 1935 году церковь была включена Лигой Наций в список выдающихся памятников мировой архитектуры. В 1970 году здание начали реставрировать, но финансирование было приостановлено, и к восстановлению храма вернулись только в начале 2000-х.

На московском подворье Соловецкого монастыря, в храме великомученика Георгия Победоносца (Рождества Богородицы) в Ендове, икона Божией Матери «Державная» почитается особо — ведь Соловки стали Русской Голгофой, путь на которую начался 2 (15) марта с отречения от престола Императора — падения традиционной российской государственности.

Храм святого великомученика Георгия Победоносца в Ендове

Храм-часовня Державной иконы Божией Матери

С 1995 года в Москве существует храм-часовня Державной иконы Божией Матери. Именно с него началось восстановление главного собора страны — храма Христа Спасителя, рядом с которым и стоит эта маленькая деревянная церковь. Перед находящимся в ней чтимым списком «Державной» два раза в неделю читается акафист: по средам в 17.00 и по воскресеньям — в 14.00.

В соседнем с храмом Христа Спасителя храме Илии Пророка во 2-м Обыденском переулке пребывает чтимый список иконы Божией Матери «Державная», написанный в начале 1920-х годов художником Николаем Чернышевым. Вскоре после этого Николай Чернышев был арестован и погиб за веру в декабре 1924 года.

Вы прочитали статью Державная икона Божией Матери.

>Обратите внимание на другие материалы:

  • Казанская икона Божией Матери
  • Иверская икона Божией Матери
  • Икона Божией Матери «Утоли моя печали»

Видео об иконе Божией Матери Державная:

Об иконе Божией Матери Державная для детей:

Державная икона Божией Матери


Подлинник иконы из Казанской церкви села Коломенского

Дата появления

2 (15) марта 1917 (обретение), создание иконы относят к концу XVIII века

Иконографический тип

панахранта

Местонахождение

Храм Казанской иконы Божией Матери, Коломенское

Дата празднования

2 (15) марта

Медиафайлы на Викискладе

Держа́вная ико́на Бо́жией Ма́тери — почитаемая в Русской православной церкви чудотворная икона Богородицы. Была обретена, согласно донесению митрополита Московского Тихона, 2 (15) марта 1917 года в подвале Вознесенской церкви монаршего села Коломенского (ныне в черте Москвы).

Празднование иконе совершается в день её явления — 2 (15) марта.

Икона является главной святыней монархистов России.

Обретение иконы

Крестьянка слободы Перервы Бронницкого уезда Евдокия Адрианова во снах стала видеть Богородицу, велевшую пойти в Коломенское и найти там «чёрную» (то есть старую) икону и сделать её «красной» (восстановить). Крестьянка рассказала о снах настоятелю Вознесенского храма в Коломенском. После долгих поисков в подвалах церкви была найдена большая почерневшая от времени икона. На доске проступало изображение Христа на коленях у Богородицы, в руках Богородицы — царские регалии, скипетр и держава.

В донесении Синоду об этом событии митрополит Тихон, в частности, писал о иконе: «По сведениям, данным Членом Комиссии от Церковно-Археологического отдела при Московском Обществе Любителей Духовного Просвещения — протоиереем Страховым: икона не древняя, приблизительно конца XVIII века (не старше), по форме (вверху овальная) иконостасная, средняя, из третьего пояса (пророческого). По образу написания икона принадлежит к типу Цареградских икон Богоматери. Икона, вероятно, осталась от иконостаса, бывшего от Вознесенско церкви ранее нынешнего (и об этом иконостасе известный археолог И. Снегирев сообщает, что он в своё время был перенесен из одной из церквей Московского Вознесенского монастыря)». Вскоре после обретения икону обновили в мастерских московского Алексеевского монастыря.

После обретения иконы, в тот же день, 2 марта 1917 года (15 по новому стилю), вечером в 23 часа 40 минут, император России Николай II подписал отречение от престола в пользу брата, великого князя Михаила Александровича.

Икона стала предметом стихийного почитания в местности вокруг села Коломенского. Вскоре почти в каждом храме имелся список «Державной», были подготовлены служба и акафист иконе. В их составлении принимал участие патриарх Тихон.

В советское время икона хранилась в запасниках Исторического музея.

Один из списков Державной иконыИкона в мае 2013 годаСписок в Александро-Невской лавре В кронштадтском Никольском морском соборе

Новейшая история

В 1990 году икона была возвращена в Коломенское.

После объединения Русской православной церкви и Русской православной церкви заграницей в августе 2007 года икону провезли по русским приходам Европы, Америки и Австралии.

В 2003 и 2014 годах икону вместе с Порт-Артурской иконой Божией Матери привозили в португальский город Фа́тиму, где в 1917 году произошли знаковые для русской монархии Фатимские явления Девы Марии.

Значение иконы

См. также: Соборная клятва 1613 года и Монархизм в России

По мнению ряда православных толкователей, например, митрополита Макария, символическое значение явления иконы «Державная» состоит в том, что гибель монархии и последующие политические события посланы русскому народу как часть наказания за множественные грехи, и в частности, по мнению Михаила Димитрука, за нарушение Соборной клятвы 1613 года; но сама Богородица, по мнению Сергея Фомина, хранит символы царской власти, что даёт надежду на покаяние и возрождение России и русского государства. В акафисте иконе, в частности, говорится «Радуйся, яко присно внушаеши нам омывати грехи своя слезами покаяния».

Патриарх Кирилл 4 ноября 2015 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, в Центральном выставочном зале «Манеж» в Москве в речи так высказался о значении иконы: «В центре выставки вы видите чудотворный Державный образ Божией Матери. У него особенная история: эта икона была найдена в подвале храма в Коломенском, ныне в черте города Москве, в день отречения государя императора Николая II от престола. Когда был поднят образ Божией Матери, сидящей на царском престоле, и когда стало ясно, что наименование этого образа — „Державная“, тогда лучшие умы России восприняли это как Божий знак. Ушёл царь, но сама Богородица возглавила страну, и Покров Божией Матери не снимается с нашего Отечества».

Архиепископ РПЦЗ Аверкий (Таушев) несколько раз в разных своих проповедях писал о значении иконы, например: «Что это так и что Матерь Божия не отняла окончательно Своего покрова над Русской Землёй, об этом видимо свидетельствует дивное явление поздней чудотворной иконы Её в самый день отречения от престола Государя Императора Николая Александровича — 2 марта 1917 года — Божией Матери Державной. Эта икона представляет Божию Матерь в царской короне, со скипетром и державою в руках, в красной, как бы пропитанной кровью одежде, со взглядом очей, выражающим скорбь. Что может значить это, как не то, что Матерь Божия Сама взяла в Свои руки верховную царскую власть над Русской Землёй, после того как обезумевшие русские люди отвергли своего Государя — Помазанника Божия? И Она со скорбью смотрит на тяжкие страдания русского народа, неизбежно вызванные его беснованием, и терпеливо ждёт, как истинная Мать, его покаяния и обращения к Богу. Сие буди, буди!…».

Почитание

Церкви

  • С установки часовни в честь иконы началось в 1995 году восстановление храма Христа Спасителя в Москве, сейчас это храм-часовня иконы Божией Матери «Державная» на Пречистенской набережной;
  • в 2002—2006 годах в монастыре во имя Святых Царственных Страстотерпцев в Екатеринбурге был построен храм в честь иконы, который в 2010 году сгорел, а в 2013 году патриарх Кирилл освятил закладку нового;
  • в 2012 году на привокзальной площади Екатеринбурга был открыт ещё один храм в честь иконы;
  • храм иконы Божией Матери «Державная» в Чертанове (Москва);
  • церковь во имя Державной иконы Божией Матери (Санкт-Петербург);
  • церковь иконы Божией Матери «Державная» при центре социальной реабилитации детей-сирот «Гелиос» (Санкт-Петербург);
  • собор в честь иконы Державной Божией Матери (Гдов);
  • храм в честь иконы Божией Матери Державная в Самаре (2008);
  • храм Державной иконы Божией Матери (город Жуковский);
  • храм в честь Державной иконы Божией Матери (деревня Гусино Смоленской области)

и др.

Молитвы

  • Величание иконе Божией Матери «Державная»:

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим Державный образ святыни Твоея, имже подаеши велию милость всем, с верою к нему притекающим.

  • Тропарь иконе Божией Матери «Державная»:

Града Сионска взыскующе, под Твой покров, Дева Чистая, днесь притекаем, и никтоже возможет на ны, яко несть град силен, аще не Сущаго Бога, и несть ина крепость, аще не милость Владычицы Девы. > См. также

  • Икона Покрова «Монархическая»
  • Монархизм в России
  • Три тайны Фатимы

Примечания

  1. 1 2 Бабкин М. А. К вопросу об обретении иконы Божией матери «Державная» // Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году. — М., 2006.
  2. Ramirez M. Religious split healing in Midwest Архивная копия от 3 ноября 2013 на Wayback Machine // Chicago Tribune. — 10.9.2007.
  3. Крохин С. Державная // Русский дом : журнал. — Март 2012. — № 3.
  4. 1 2 Щенникова Л. А., иером. Гурий (Фёдоров), Э. П. И. Державная икона Божией Матери // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2007. — Т. XIV. — С. 436-437. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-024-0.
  5. Отреченіе // Псковское агентство информации
  6. Заступница Усердная. Слово в деяниях Пресвятой Богородицы / Иеромонах Филадельф. — М.: Русский духовный центр, 1992. — 208 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-7344-0007-6.
  7. Началась поездка официальной делегации Русской Православной Церкви по епархиям Зарубежной Церкви. Патриархия.ру, 31.08.2007.
  8. Григорян, А. Португалия: православные святыни посетили Фатиму // Слово : газета. — 04.04.2014.
  9. Святитель Макарий (Невский). «За что мы наказываемся?» Православие.ру, 1.3.2013.
  10. Ӝ «Под проклятием».
  11. Фомин С. В. Сказание о явлении иконы Державныя Божия Матери. Свято-Троицкая Александро-Невская лавра.
  12. Икона Божией Матери «Державная» — акафист. (недоступная ссылка). Дата обращения 23 июля 2013. Архивировано 2 ноября 2013 года.
  13. Глава государства и Предстоятель Русской Православной Церкви открыли выставку «Православная Русь» в Москве. Патриархия.ru.
  14. Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия. Слова и речи. Т. 4. Дом Пресвятыя Богородицы.
  15. «Что это так и что Пречистая Матерь Божия не отняла совсем Своего покрова над Русской Землёй, об этом свидетельствует чудесное явление в самый день отречения Государя Императора Николая Александровича 2 марта 1917 года последней нашей чудотворной иконы — Божией Матери Державной. На этой иконе Божия Матерь изображена в царской короне, со скипетром и державою в руках, в красной, как бы пропитанной кровью, одежде, со взглядом очей, выражающим скорбь. Что это значит, как не то, что Пречистая Матерь Божия Сама взяла в Свои руки верховную царскую власть над Русской Землёй, после того как обезумевшие русские люди отвергли своего Государя — Помазанника Божия? И Она со скорбью смотрит на тяжкие страдания русского народа, естественно порождённые его неистовым беснованием, и терпеливо ждёт, как истинная Мать, его покаяния и обращения к Богу…» — Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия. Слова и речи. Т. 2. Покров Божией Матери над Россией и Русская Зарубежная Церковь.
  16. «Пречистая Матерь Божия, за богоотступничество обезумевшего русского народа, отняла от него чудесный Покров Свой и предала его в руки падения его. Все происшедшие затем с русским народом кровавые ужасы этим и объясняются. Но всё же не до конца оставила Пречистая Матерь Божия глубоко падших и неблагодарных Ей сынов и дщерей заблудившегося русского народа. Порукою этому является чудесное явление в самый день отречения Императора Николая Александровича — 2 марта 1917 года — Иконы Божией Матери Державной в селе Коломенском. Дивная Икона эта представляет собою Божию Матерь в царской короне, со скипетром и державою в руках, в красной, как бы пропитанной кровью одежде, со скорбным выражением очей. Что означает это, как не то, что Матерь Божия Сама взяла в Свои руки верховную царскую власть, после того как обезумевшие русские люди отвергли своего Государя — Помазанника Божия? И Она со скорбью смотрит на тяжкие страдания русского народа, вызванные его богоотступничеством, и терпеливо ждёт, как истинная любящая Мать, его покаяния и обращения к Богу.» — Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия. Слова и речи. Т. 2. Покров Пресвятой Богородицы и судьбы Русского народа.
  17. «Но то, что Покровительница наша не отступила от нас совсем и окончательно, об этом живо свидетельствует чудесное явление под Москвой 2 марта 1917 года последней у нас чудотворной иконы Божией Матери Державной, как бы принявшей от последнего Русского Царя-Мученика знаки его царственной власти над Россиею — его царскую корону, скипетр и державу.» — Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия. Слова и речи. Т. 4. Покров Божией Матери над Россиею.
  18. Икона Божией Матери «Державная». (недоступная ссылка). Дата обращения 23 июля 2013. Архивировано 28 марта 2013 года.
  19. Акчурина Н. С. Монастырь во имя Святых Царственных страстотерпцев: итоги десятилетия. // Акад. вест. УралНИИпроект РААСН. — 2010. — № 4. — С. 74.
  20. Вместо сгоревшего деревянного храма в Ганиной Яме построят каменный. РИА Новости, 15.09.2010.
  21. Информация о храме на сайте Православие.ру
  22. Информация об иконе «Державная» на сайте Православие.ру

Литература

  • Державная икона Божией Матери / Бусева-Давыдова И. Л. // Григорьев — Динамика . — 2007. — С. 565. — (Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 8). — ISBN 978-5-85270-338-5.
  • «…В под­ва­ле хра­ма поя­ви­лась ико­на Бо­го­ма­те­ри» // Отечественные архивы. 2004. № 1.
  • Духовные светочи России. — С. 257—258. Кат. 238.
  • Заступница Усердная. Слово в деяниях Пресвятой Богородицы / Иеромонах Филадельф. — М.: Русский Духовный Центр, 1992. — 208 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-7344-0007-6.
  • Киселёв А., прот. Чудотворные иконы Божией Матери в рус. истории. Н.-Й., 1976. С. 97-99;
  • Никон (Рклицкий), архиеп. Жизнеописание блж. Антония, митр. Киевского и Галицкого. — Т. 4. — Н.-Й., 1958. — С. 44;
  • Россия перед Вторым пришествием: Пророчества рус. святых / Сост.: С. В. Фомин. — М., 1999;
  • Филатов В. В. Заметки по поводу второго обретения Державной иконы Божией Матери в России // Журнал Московской Патриархии. — 1996. — № 3. — С. 39—46;
  • Щенникова Л. А. , иером. Гурий (Фёдоров), Э. П. И. Державная икона Божией Матери // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2007. — Т. XIV. — С. 436-437. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-024-0.

Ссылки

  • Акафист Иконе Божией Матери «Державная»
  • «Сказание о явлении иконы Державныя Божия Матери»
  • Документы Центрального исторического архива Москвы о Державной иконе Божией Матери

Словари и энциклопедии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *