Икона божией матери святогорская

СВЯТОГОРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Псково-Святогорская икона Божией Матери Одигитрия (в золоте)

Святогорская икона Божией Матери (Одигитрия).

Празднование 17 июля и в день Покрова Пресвятой Богородицы

В 1563 году, во времена Иоанна Грозного, уроженцу Вороничей, пригорода Пскова, пятнадцатилетнему пастуху юродивому Тимофею однажды вечером недалеко от речки Луговицы в воздухе в чудном сиянии явилась икона Божией Матери «Умиление», находившаяся тогда в Воронической приходской Георгиевской церкви. Глас от иконы возвестил, что через шесть лет на этой горе воссияет благодать Божия.

В 1569 году этому же юноше на Синичьей горе явилась на сосне икона Богородицы — Одигитрии. Сделав себе кущу, Тимофей провел у того места сорок дней в посте и молитве. Чудный глас от иконы повелел, чтобы духовенство и народ пришли на Синичью гору с иконой «Умиление» в пятницу, следующую за неделей Всех святых. Когда крестный ход, совершенный по повелению Матери Божией, достиг горы и начался молебен, во время чтения Евангелия вдруг воссиял свет, воздух наполнился благоуханием и все увидели на сосне икону Одигитрии. Обе святые иконы, Одигитрия и «Умиление», были поставлены в храме великомученика Георгия. От них стали совершаться многие чудесные знамения и исцеления, о которых было сообщено Иоанну IV. По его указу на Синичьей горе, называемой с тех пор «Святою», была поставлена часовня, в которую перенесли чудотворные иконы. Но вскоре, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, когда совершен был крестный ход с иконами на Святую гору, ночью часовня внезапно загорелась. Огонь уничтожил все внутри часовни, но святыни остались невредимы.

На священном месте воздвигли каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, алтарь которого находился на месте явления иконы Одигитрии. Обе прославленные иконы были поставлены в нижнем ярусе иконостаса: Одигитрия — на правой стороне (придел в честь которой был устроен в 1770 году), а «Умиление» — на левой (придел устроен в 1776 году).

В том же 1569 году на Святой горе был основан Псково-Святогорский Успенский монастырь.

Ежегодно в первую пятницу Петрова поста святые иконы приносились в Псковский Троицкий собор и в следующий воскресный день с ними совершали обход вдоль внутренней стены города.

Празднование в честь «Умиления» совершается 19 марта и в 9-ю пятницу по Пасхе, а Одигитрии — 17 июля и в день Покрова Пресвятой Богородицы.

Святогорская чудотворная икона Божией Матери

Вот уже более двух тысячелетий Пресвятая Владычица Богородица являет Свою милость и помощь грешному роду человеческому. На Святой Руси, в избранном уделе Пресвятой Девы, прославлено множество чудотворных икон Богоматери, от которых по сей день подается благодатная помощь всем, с верою притекающим. Одна из таких чудотворных икон называется Святогорской и находится в Свято-Успенской Святогорской Лавре.

До закрытия в Святогорской обители были почитаемы две чудотворные Святогорские иконы Божией Матери. Одна из них, древняя, находилась в иконостасе храма Рождества Божией Матери, другая — в пещерной Иоанно-Предтеченской церкви. Иконы между собой различаются тем, что на древней Спаситель изображен со свитком в руке, а на поздней — со скипетром.

Древняя Святогорская икона Богородицы не сохранилась до наших дней.

История написания чудотворного списка Святогорской иконы Божией Матери, находящегося в Успенском соборе Святогорской Лавры, связана с одним афонским старцем-иконописцем, который посетил Святые Горы вскоре по открытии монастыря в 1844 г. Афонскому иноку очень понравилась Святогорская обитель, ее устав, схожий с афонским, красоты окружающей природы, меловая скала с храмом и пещерами. Будучи бедным, он решил украсить обитель тем искусством, которое хорошо знал, и в дар монастырю написал эту икону. Образ Божией Матери находился долгое время в Иоанно-Предтеченской церкви, в которой в то время молился несший подвиг затвора в меловой скале преподобный Иоанн. Здесь икона была чудесно сохранена не только от сырости, но и от пожара, случившегося в пещерном храме.

Из описи ризницы конца XIX века известно, что Святогорская икона Божией Матери в то время помещалась в деревянном, позолоченном на гольдфарбе киоте, Лики Спасителя и Божией Матери были украшены сребропозлащенными венцами.

Впоследствии икона прославилась чудотворениями и по велению Богородицы была изнесена из пещер. С молебным пением ее носила братия Святогорского монастыря по окрестным селам до самых кровавых революционных годов.

5 октября 1918 г. крестный ход с чудотворной Святогорской иконой Богородицы расположился в одном из домов села Байрачек Купянского уезда. Большевики ночью напали на дом, взломали двери и расстреляли иеромонахов Модеста и Иринарха, иеродиакона Феодота, псаломщика местной церкви, хозяина дома и его дочь. Пять трупов лежали у подножия иконы, стоявшей в луже крови. То, что не мотив грабежа руководил бандитами, видно по словам одного из убийц: «Вы мóлитесь, чтобы Бог наказал большевиков».

В 1922 году во время кампании по изъятию церковных ценностей большевики прежде всего ограбили древнюю Святогорскую чудотворную икону Божией Матери: находившаяся на ней риза была одной из самых драгоценных в обители. После закрытия монастыря местонахождение этой иконы остается неизвестным.

Чудотворный список, сделанный афонским иконописцем, братия монастыря сохраняла во Всехсвятском кладбищенском храме до его закрытия в 1931 году. По свидетельству рабы Божией Евдокии, жительницы города Красный Лиман, некоторое время икона отсутствовала в храме: как впоследствии выяснилось, она находилась на реставрации. До сих пор, если внимательно всмотреться, на Ликах Спасителя и Богоматери видны следы кощунствовавших большевиков — глубокие царапины, закрашенные умелой рукой реставратора. В советское время этот чудотворный список был сохранен благочестивыми людьми. Последним его местопребыванием была церковь в селе Новотроицком Волновахского района.

4 октября 1992 г., в день памяти святителя Димитрия Ростовского, Святогорскую икону Божией Матери торжественно крестным ходом перенесли в Святогорский монастырь и поставили в Успенском соборе. Последний отрезок пути (Славянск — Святые Горы), расстоянием около 32 км, более девяти часов крестный ход шел пешком, а икону несли священнослужители на руках.

Святогорская икона Божией Матери под сенью

Пресвятая Владычица Богородица и доныне посылает Свою всесильную помощь всем, с верою притекающим к Ее Пречистому образу. Многие больные различными недугами получили исцеление после усердной молитвы перед иконой Святогорской Божией Матери, а иногда недужным посылалось здравие после помазания маслом от лампады, горящей перед ней, или прикладывания к больному месту засушенных цветков, украшавших икону. Особую помощь от чудотворного образа получают страдающие онкологическими заболеваниями и бесплодием. Множество золотых и серебряных подвесок, монет, крестиков, цепочек, дукачей у чудотворного образа явно свидетельствуют о совершившихся чудесах и милости к грешному роду человеческому Царицы Небесной.

В 2002 году икону украсили сребропозлащенной ризой, изготовленной из драгоценных приношений, которые были принесены в дар Богоматери как знак любви и благодарения за полученные исцеления и благодатную помощь.

Празднование в честь Святогорской иконы Божией Матери совершается 30 июля. В этот торжественный день в обители из Успенского собора крестный ход следует к памятнику Богородицы на Лаврской площади. Чудотворный образ, который несут священнослужители на руках, сопровождают с молебным пением вся братия обители и около 10000 паломников со всей Святой Руси.

В воскресные дни (если не случается Всенощное бдение) после окончания вечернего богослужения перед чудотворной иконой служится молебен с акафистом Божией Матери «Радуйся, Невесто Неневестная!»

Тропaрь, глас 4-й

К Богоро́дице приле́жно ны́не притеце́м, / гре́шнии и смире́ннии, и припаде́м, / в покая́нии зову́ще из глубины́ души́: / Влады́чице, помози́, на ны́ милосе́рдовавши, / потщи́ся, погиба́ем от мно́жества прегреше́ний, / не отврати́ Твоя́ рабы́ тщи́, / Тя́ бо и еди́ну наде́жду и́мамы.

Кондак, глас 8

Взбра́нной Воево́де победи́тельная, / я́ко из­ба́вль­ше­ся от злых, / бла­го­да́р­ствен­ная воспису́ем Ти раби́ Твои́ Бо­го­ро́­ди­це: / но я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую, / от вся́­ких нас бед сво­бо­ди́, да зо­ве́м Ти: / Ра́­дуй­ся Не­ве́с­то Не­не­ве́ст­ная.

Молитва

Цари́це моя́ преблага́я, Наде́ждо моя́ Богоро́дице, Прия́телище си́рых, и стра́нных Предста́тельнице, скорбя́щих Ра́досте, оби́димых Покрови́тельнице! Зри́ши мою́ беду́, зри́ши мою́ ско́рбь, помози́ ми́ я́ко не́мощну, окорми́ мя́ я́ко стра́нна. Оби́ду мою́ ве́си, разреши́ ту́, я́ко во́лиши: я́ко не и́мам ины́я по́мощи ра́зве Тебе́, ни ины́я Предста́тельницы, ни благи́я Уте́шительницы, то́кмо Тебе́, о Богома́ти; я́ко да сохрани́ши мя́ и покры́еши во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Специально написанной службы и акафиста Святогорской иконе Божией Матери не существует. На праздник — 30 июля, совершается отдельно составленная служба из канона Божией Матери «Одигитрии» и стихир к ней, а также других стихир Божией Матери, (они есть например, в полном каноннике, но их нет в Общей Минее). Акафист поется: «Радуйся, Невесто Неневестная!»

Икона Божией Матери «Святогорская»

Память 17/30 июля

Со Святогорской иконой Божией Матери, находящейся ныне в Успенском соборе, связаны удивительные события. В 1914 году о том, что икону нужно будет «явить людям», Божия Матерь поведала жене священника Наталии Понировской. «Не пропусти время, — велела Она женщине, — скажи настоятелю взять из темноты образ Царицы Небесной. .»

До того как в 1922 году монастырь в Святых Горах был закрыт, в нем хранились две чудотворные СвяТогорские иконы Пресвятой Богородицы. Древнейшая из них (о времени ее создания известно, впрочем, только то, что она была написана до 1787 года) пребывала сначала в старом Успенском соборе, а потом, когда его разобрали и из его камней построили трапезный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, икону переместили туда. Впоследствии образ некоторое время находился в местном ряду иконостаса Покровской церкви. Автор одного из дореволюционных описаний монастыря Григорий Кулжинский сообщал: «Святая икона сия — одна из тех немногих, которые уцелели от общего разграбления монастыря, последовавшего 29 августа 1787 года, и которая издревле считается чудотворною… Икона Святогорская отличается особенно умилительным выражением на ней пречестного Лика Богоматери, который дышит божественною кротостию и смирением…»

Другая Святогорская икона, представлявшая собой список с уже описанного образа Пресвятой Богородицы,до революции хранилась в пещерной церкви Рождества Иоанна Предтечи. Создал ее некий афонский монах-иконописец, посетивший Святогорский монастырь вскоре после его открытия в 1844 году.

Обитель весьма понравилась афониту и своим прекрасным расположением, отчасти схожим с афонским, и строгостью устава, и добросердечностью братии. Желая сделать пожертвование в пользу монастыря, но не имея ни денег, ни каких-либо ценных вещей, он решил написать для обители икону — список с той, что уже почиталась в монастыре. Монахи с благодарностью приняли дар и поместили его в пещерной церкви. Сейчас именно этот образ является главной святыней Святогорской Лавры, но в XIX веке он был далеко не столь известен. Чудо, что он за несколько десятилетий не истлел от сырости в пещерах.

В архиве Святогорской Лавры есть документ, проливающий свет на обстоятельства извлечения «пещерного» списка Святогорской иконы Пресвятой Богородицы на свет Божий.Этот документ — записки жены священника из села Ярового Наталии Понировской о явлении ей в 1914 году Божией Матери. Было это, согласно тексту записок, так. На пятой седмице Великого поста в дом священника Понировского (сам он в это время находился в церкви) пришли две неизвестные женщины. Одна из них, как выяснилось впоследствии, была святая пророчица Анна, другая же — Пресвятая Богородица.

Иллюстрация слева : явление Божией Матери и святой пророчицы Анны жене священника Наталии Понировской. Фрагмент росписи Святых врат Святогорской Лавры.

Она предупредила Наталию Понировскую о близящихся бедствиях: «Будет тяжелая война, великие столпы падут, виновные и невиновные пострадают. Царя не будет, многим заживо наденут венцы. Настанет страшная междоусобица, гонения великих людей и поругание святыни…» Продолжая раскрывать перед ошеломленной женщиной грядущие события, самой ей Божия Матерь велела сделать следующее: «Когда ты услышишь вооруженные нападения на Святогорскую обитель — не пропусти время — скажи настоятелю взять из темноты образ Царицы Небесной. Он у них находится как бы в забытьи, в сыроземной пещере. На нем не только нет ризы — даже свеча не всегда горит. Образ был благодатно сохранен много лет не только от сырости, но и на пепелище пожара. А они ( то есть святогорские иноки ) не разумели по слабости человеческой». Чтобы Наталия не ошиблась и рассказала настоятелю именно о том образе, какой имела в виду Божия Матерь, Она пояснила: «Я указываю на тот образ, о котором ты скорбела, как о хорошей живописи». Действительно, несколько времени назад попадья, будучи в монастыре и видев икону Пресвятой Богородицы в пещере, опечалилась, что столь прекрасное произведение стоит в сырости и темноте.

Теперь она ясно поняла, какую икону следует извлечь из пещеры.Надо думать, что Наталия Понировская в точности исполнила данное ей поручение, ибо 30 июля (по новому стилю) 1918 года Святогорская икона, изнесенная из пещерного храма, была прославлена. К сожалению, святогор-ским инокам не удалось исполнить всего того, что сказала Царица Небесная о почитании Ее святой иконы, однако главное было сделано: святыня явилась и в скорбный час поддержала верующих.

«У Святогорской иконы Божьей Матери часто происходят чудеса исцелений, среди которых много случаев: исцелений от онкозаболевания и от бесплодия, – рассказал наместник Святогорской Лавры архиепископ Арсений. – Есть много письменных свидетельств, когда по 11-17 лет в семьях не было детей, а после молитв у чудотворной иконы семьи становились полными. Родители потом рассказывали своим знакомым об этом, и теперь к чудотворной иконе Божьей Матери на Богородичный праздник 30 июля собирается около 15-20 тысяч людей. Как говорится, к пустому колодцу за водой не ходят».

Святогорская икона Божией Матери — одна из уцелевших святынь Святогорской обители. В летописях находим, что монастырю икону подарил один афонский старец, бывший в Святых горах в 1844 году. Ему настолько понравилась обитель, что в дар ей он написал эту икону. Долгое время образ хранился в Иоанно-Предтеченской пещерной церкви, где монахи сохранили его от сырости и пожаров.

В неспокойном 1918 году крестным ходом икону переносили из села в село. Однажды монахи, сопровождавшие образ, остановились на ночлег в доме одного селянина. А ночью большевики ворвались в избу, убив иеромонахов Модеста и Иринарха, иеродиакона Феодота и приютивших их хозяина с дочерью.

В советское время икона была чудом сохранена верующими людьми. 4 октября 1992 года, в день памяти святителя Димитрия Ростовского, Святогорскую икону Божией Матери торжественно перенесли из города Славянска в Святогорский монастырь и поставили в Успенском соборе.

В обычные дни чудотворная икона хранится в резном киоте, однако, в дни больших торжеств она устанавливается в центре Свято-Успенского собора.

Свято-Успенская Святогорская Лавра

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *