Икона святой Анны

Анна Кашинская, блгв.

Святая благоверная великая княгиня — инокиня Анна Кашинская
(память 12 июня и 2 октября по старому стилю)
Святая благоверная великая княгиня Анна — дочь Ростовского князя Димитрия Борисовича, правнучка святого благоверного князя Василия Ростовского, принявшее мученическую смерть за отказ изменить святой православной вере. Побратимом деда благоверной Анны был святой Петр, царевич Ордынский, крещеный татарин, канонизированный Русской Православной Церковью. В 1294 году благоверная княжна Анна вступила в брак с князем Михаилом Тверским.
Много скорбей выпало на долю святой Анны. В 1294 году скончался ее отец. В 1296 году сгорел дотла великокняжеский терем со всем имуществом. Вскоре после этого сильно заболел молодой князь. Во младенчестве умер первенец великокняжеской четы — дочь Феодора. В 1317 году началась трагическая борьба с князем Юрием Московским. В 1318 году благоверная княгиня прощается навечно со своим супругом, уезжающим в Орду, где он был зверски замучен. В 1325 году старший сын ее, Димитрий Грозные Очи, встретив в Орде князя Юрия Московского — виновника смерти отца, убил его, за что был казнен ханом. Год спустя жители Твери перебили всех татар во главе с двоюродным братом хана Узбека. После этого стихийного восстания вся тверская земля была опустошена огнем и мечом, жители истреблены или угнаны в плен. Такого погрома Тверское княжество не испытывало никогда. В 1339 году в Орде погибают ее второй сын Александр и внук Феодор: им отрубили головы и тела их разняли по суставам.
Благоверная великая княгиня была приуготовлена к монашеству всей своей предыдущей жизнью. По кончине мужа испытания следовали одно за другим и, казалось, их невозможно пережить, не предавшись отчаянию, однако Анна вынесла все. В женском естестве мужескую крепость имела еси… — так ублажает Церковь святую Анну Кашинскую за ее душевную стойкость. Вскоре после мученической кончины сына и внука Анна приняла монашество сначала в Твери, а затем, по просьбе младшего сына Василия, перебралась в специально выстроенный для нее монастырь выстроенный для нее монастырь. Здесь она н преставилась в 1368 году в схиме, тело ее было погребено в Успенском монастырском храме.
Имя благоверной княгини Анны с течением времени было забыто до того, что к гробнице ее относились непочтительно, и только в 1611 году вследствие явления ее благочестивому клирику пробудилось в жителях города Кашина особое благоговение к своей небесной покровительнице, невидимо защищавшей их от врагов и спасавшей их город от разорения. Слух о чудесах от мощей благоверной княгини Анны дошел до благочестивою царя Алексея Михайловича и Святейшего Патриарха Никона, и на Московском Соборе 1649 года постановлено было открыть мощи княгини Анны. Перенесение мощей благоверной Анны Кашинской состоялось 12 июня 1650 года. За всю историю Русской Церкви до наших дней ни одна святая не удостоилась столь блистательного и пышного торжества.
Однако вскоре святая благоверная Анна Кашинская неожиданно становится символом раскольников, и Патриарх Иоаким в 1677 году уничтожает канонизацию святой, запрещает поклонение святым мощам Анны Кашинской. Это необычайное событие — единственное в истории Русской Православной Церкви.

Хотя церковная развенчанность благоверной княгини Анны длилась 230 лет, благодарная народная память хранила крепкую веру в предстательство пред Господом своей небесной покровительницы. Перед вступлением в брак, на службу, перед постригом, перед началом учебных занятии, принимая какое-нибудь серьезное решение, не говоря уже о всяких бедах болезнях и скорбях, верующие шли молиться ко гробу благоверной Анны.
В 1908 году почитание благоверной княгини Анны было восстановлено, и уже в 1909 году в городе Грозном в области Терского казачества возникла женская община в честь святой благоверной княгини Анны Кашинской. В 1910 году был освящен храм во имя святой Анны Кашинской в Петербурге.
В тревожные годы войны и революции образ благоверной княгини Анны стал русским людям даже ближе и понятнее. Вспоминалось, что благоверная Анна тоже провожав мужа и сыновей в ту опасную неизвестность, откуда часто не возвращаются, хоронила и оплакивала их, тоже принуждена была бежать и скрываться, в то время как враги громили и жгли ее землю.

В православии есть немалое количество праведных примеров супружеских пар. Эти люди, житие, которое они оставили являют перед верующими множество положительных качеств, пример, которому нужно следовать. Иконы этих святых пользуются искренним почитанием. К таким относится и икона Иоакима и Анны – супружеской пары родителей Богородицы.

Многие верующие до сих пор обращаются к этим святым с молитвой, для того чтобы они могли ходатайствовать у Всевышнего.

История праведников

Иоаким и Анна могут благословить супружеские пары и людей, которые ищут крепких отношений или улучшения в отношениях. Тем не менее, для того, чтобы молитва перед иконой была более вдумчивой, полезно рассмотреть житие этих святых. Благодаря пониманию этой истории открывается и значение иконы Иоакима и Анны перед верующими.

Итак, история начинается в городе Назарет, который располагался в Галилее. Там жила супружеская чета, праведная и добропорядочная, но святая Анна (мать Богородицы) не могла на протяжении длительного времени зачать. Кстати, поэтому сейчас икона с ней часто используется женщинами, которые хотят ребенка.

Супруг ее мог оставить не рожающую женщину, таковы были законы того времени. Более того, основой супружества считалось именно деторождение, если ребенок не появлялся, искали другую супругу.

Однако супруги жили вдвоем и продолжали ожидать чуда. Они были большими праведниками и при этом обладали высоким достатком, пользовались положением в обществе, но из-за отсутствия ребенка страдали, многие люди порицали этот факт. Тогда Иоаким отправился в пустыню поститься и молить Господа, а святая Анна молилась в своем доме.

Чудесным образом им явились ангельские видения и оба они, не сговариваясь, отправляются в Иерусалим, где Анна Праведная и зачала ребенка, икона может описывать этот факт – чудесной встречи супругов там. В католичестве зачатие Богородицы тоже считается непорочным, но этот факт утвержден только в 19 веке католической церкви по решению римского понтифика.

Конечно, в православии данное зачатие не считается непорочным, оно было вполне земным, но вот сам факт появления у бездетной пары ребенка, причем такого особенного, является, безусловно, чудом.

Более того факт чуда подтверждается биографическими данными. Если посмотреть на иконы святой Анны и Иоакима, становится заметным преклонный возраст этих людей. К рождению Марии они достигли минимум семидесятилетнего возраста. Как не трудно понять, выносить и родить ребенка в подобном возрасте без благодати Божией является весьма трудным делом, даже современная цивилизация со всеми достижениями технического прогресса не может обеспечить условий для таких возрастных рожениц.

В чем помогает икона Анны и Иоакима

Чаще всего к этим святым обращаются по теме, связанной с браком и семейными отношениями, просят о том, чтобы Господь помог даровать ребенка или наладился семейный уклад. В общем, обо всем каким-то образом, связанным с семьей и гармонией в доме.

Во многом икона праведной Анны матери Пресвятой Богородицы является символом женского смирения и выдержки. Ведь Анне пришлось немало выдержать в те далекие времена, когда женщина ценилась в основном по наличию детей. Только представьте, как тяжело ей было на протяжении практически всего земного пути, но она не утратила веру и продолжала молиться, благодаря чему получила невероятное чудо.

К слову, есть другие образы с этим именем, которые говорят о женском смирении и выдержке. Речь про икону Анны пророчицы – она тоже на протяжении всего земного своего бытия много молилась и усердно трудилась, благодаря чему получила дар пророчества и свидетельствовала о приходе Христа. В свою очередь Анна Мученица, которая есть во многих храмах и также называется иконой Агнии мученицы, проживала в Риме в период гонений на христианство, но не отступила от веры даже в самые трудные времена.

Молитвы иконам

Особо почитается икона Анна мать Пресвятой Богородицы 7 августа, в день ее успения. Также икона Иоакима и Анны почитаются 22 сентября и 22 декабря – в день зачатия Богородицы.

Молитва святым праведным Иоакиму и Анне

О, присносла́внии Христо́вы пра́ведницы, святи́и Богоотцы́ Иоаки́ме и А́нно, предстоя́щии Небе́сному Престо́лу Вели́каго Царя́ и ве́лие дерзнове́ние к Нему́ иму́щии, я́ко от преблагослове́нныя дще́ри ва́шея, Пречи́стыя Богоро́дицы и Присноде́вы Мари́и, воплоти́тися изво́лившему, к вам, я́ко многомо́щным предста́телем и усе́рдным о нас моли́твенникам, прибега́ем мы гре́шнии и недосто́йнии. Моли́те бла́гость Его́, я́ко да отврати́т от нас гнев Свой, по дело́м на́шым пра́ведно на ны дви́жимый, и да безчи́сленныя прегреше́ния на́ша презре́в, обрати́т нас на путь покая́ния и на стезе́ за́поведей Свои́х да утверди́т нас. Та́же моли́твами ва́шими в ми́ре живо́т наш сохрани́те и во всех благи́х благо́е поспеше́ние испроси́те, вся я́же к животу́ и благоче́стию потре́бная нам от Бо́га да́рующе, от вся́ких напа́стей и бед и напра́сныя сме́рти, предста́тельством ва́шим нас избавля́юще, и от всех враг ви́димых и неви́димых защища́юще, я́ко да ти́хое и безмо́лвное житие́ поживе́м во вся́ком благоче́стии и чистоте́, и та́ко в ми́ре вре́менное сие́ житие́ преше́дше, в ве́чный дости́гнем поко́й, иде́же ва́шим святы́м умоле́нием, да сподо́бимся Небе́снаго Ца́рствия Христа́ Бо́га на́шего, ему́же со Отце́м и Пресвяты́м Ду́хом подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая святым праведным Иоакиму и Анне

О, святи́и пра́ведницы, Богоотцы́ Иоаки́ме и А́нно! Моли́те Милосе́рдаго Го́спода, я́ко да отврати́т от нас гнев Свой, по дело́м на́шим пра́ведно на ны дви́жимый, и да безчи́сленная прегреше́ния на́ша презре́в, обрати́т нас, раб Бо́жиих (имена), на путь покая́ния, и на стези́ за́поведей Свои́х да утверди́т нас. Та́же моли́твами ва́шими в ми́ре жизнь на́шу сохрани́те, и во всех благи́х благо́е поспеше́ние испроси́те, вся к животу́ и благоче́стию потре́бная нам от Бо́га да́рующе, от вся́ких напа́стей и бед и внеза́пныя сме́рти предста́тельством ва́шим нас избавля́юще и от всех враг ви́димых и неви́димых защища́юще, и та́ко в ми́ре вре́менное сие́ житие́ преше́дше в ве́чный дости́гнем поко́й, иде́же ва́шим святы́м умоле́нием да сподо́бимся Небе́снаго Ца́рствия Христа́ Бо́га на́шего, Ему́же, со Отце́м и Пресвяты́м Ду́хом, подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние во ве́ки веко́в. Ами́нь.

«Сейчас приедет Паша Пятницкий и все разрулит»

Ирина Каганская (сестра Анны Каганской): Ситуация была в тот момент очень тяжелая, потому что у них была задача — сломать Эрика. Сначала в «Матросской Тишине» его спустили в камеру корпуса, где над ними находилось туберкулезное отделение.

(Действительно, камеры на первом этаже туберкулезного корпуса считаются одними из самых страшных в СИЗО-1 «Матросская Тишина». Обшарпанные с плесенью стены и потолки, полумрак, высоко под потолком весит одна-единственная тусклая лампочка. Окна завешаны одеялами, чтобы не дуло, поэтому дневного света в камерах не бывает. Духота. Перелимит здесь такой, что заключенным не то что спать негде, но даже и стоять нет места. Арестанты плетут из простыней гамаки между кроватями второго яруса и таким образом обеспечивают себя спальными местами, причем опасными для жизни, поскольку простыни рвутся, и заключенные падают на пол. Контингент в этих камерах такой, что порой заключенные выстраиваются плотной стеной и не пускают в камеры сотрудников изолятора. Неоднократно была тому свидетелем, будучи членом ОНК Москвы. — Е. М.)

Эрик Китуашвили (Давидыч). Кадр с Youtube

В камере было 12 человек, из которых 6 категорически не давали Эрику спать. Эти люди ежедневно менялись. Утром просыпаешься после двух-трех часов сна, а там уже другие люди. Это камера, где его хотели разговорить и денег снять. И все это происходило в моменты, когда человек в стрессе. Потом его начали переводить из камеры в камеру, каждую ночь он спал в другой камере, и там были люди, которые не по 159-й (мошенничество) сидят, а по серьезным статьям.

В один из дней, когда всех выводили на прогулку, Эрика завели в соседнюю камеру, где сидел какой-то огромный амбал. Эрик (тоже немаленький) говорит: я сел напротив, а там человек просто килограмм двести. Он просто сидит и смотрит на него. Эрик говорит: я сел напротив и тоже смотрю. Эрик сидит, не дергается, потому что он весь напряжен: драться, не драться, что там будет происходить? Ну вот так они просидели минут 20—25, а потом тот начал смеяться. Конечно, это эмоционально страшно, потому что ты понимаешь, что это делают сотрудники, и делают они это сознательно.

После этого Эрика опять заводят в камеру, и к нему начинают приходить психологи, разговаривать с ним и оставлять в камере на столе бумажку с записью: «Склонен к суициду». И дальше психологи уходили.

— Эрик, уже когда был переведен в другой изолятор — в СИЗО-99/1 ФСИН РФ, говорил мне о двух предсмертных записках, которые он, находясь в «Матросской Тишине», передал на волю.

— Сергей (Жорин, адвокат) передал две сложенные бумажечки, на одной было написано «Аня», на другой — «Маня». Могу сказать честно, расшатали его тогда сильно, потому что записки были суицидные.

— Эрик еще говорил, что ему два раза нож к горлу приставляли.

— Тогда к нему очень плотно ходил в СИЗО Сергей Жорин, потом Жорин выходил в «Перископ», где рассказывал эти моменты. Было очевидно, что добром это не закончится. Угроза была реальна. Вся эта история закончилась после того, как все это было предано огласке.

— Эрик рассказывал, что к нему поначалу приходил Пятницкий (на тот момент заместитель председателя ОНК Москвы). Пятницкий брался улучшить условия содержания и обеспечить безопасность, и за это взял у вас 100 тысяч рублей, но ничего не сделал.

— Понимаете, вот честно, такое было. Это произошло после того, как Эрика с Петровки (где находится ИВС. — Е. М.) увезли в СИЗО. Я знаю, что если я сейчас буду на этом настаивать, то это будет лишний геморрой для меня. Потому что у меня там (в СИЗО) двое арестантов, и Пятницкий может заходить в изолятор. Я очень боюсь за Аню, за свою сестру.

Анна Каганская в суде, уже — за решеткой / Youtube

Если Эрик все-таки в «кремлевском» централе (в СИЗО-99/1 ФСИН РФ. — Е.М.), то «шестерка» (женский СИЗО-6 УФСИН по Москве. — Е. М.) — это «шестерка», там никто ничего не гарантирует. Я очень боюсь, что он (Пятницкий) может сделать так, что ее перебросят на общую камеру.

(После ареста Эрика Китуашвили Павел Пятницкий многократно сообщал в соцсетях о посещении Давидыча, о том, что он регулярно проверяет условия его содержания, в том числе качество тюремных матрасов, передает ему лекарства и т.д. — Е. М.)

Ирина Каганская: Когда я услышала, что Пятницкий выходит в эфир в «Перископе» по поводу «ссаных матрасов» и говорит: «Ну, это нормально для СИЗО», — я помню, тогда адвокатам сказала: «Если человек, который должен улучшать условия тех, кто содержится в СИЗО, говорит, что это нормально, то ему надо сменить работу». Сам поспи на таком матрасе и скажи, нормально это или нет. Это же не человек, который на зоне отсидел 10 лет, говорит: «Это нормально», — это говорит человек, который в ОНК. Эрик потом уже со смехом рассказывал: «А матрас мне так и не поменяли, меня просто перевели в другой изолятор». Матрас был камнем преткновения, потому что Паша (Пятницкий) в «Перископе» сказал, что, типа, «я все сделал, у Эрика нормальный матрас». В итоге оказалось, что он даже лекарства Эрику не передал.

(В одной из своих записей в соцсетях Пятницкий заявил: «Эрик не друг мне, а товарищ, приятель, с которым было приятно общаться». Кстати, в интернете есть видеозапись, где в декабре прошлого года Пятницкий вместе с Давидычем в перерыве между гонками заходят в придорожное кафе…)

Ирина Каганская: А по поводу 100 тысяч было сказано, что эти деньги нужны для общака, чтобы у Эрика там все было ровно. Конечно, ты же ничего не понимаешь, что и как, ну надо на общак, значит, надо. Ты же не знаешь, что с ним там сделают, если не дашь.

— Каким образом Пятницкий мог эти деньги отдать на общак? У него что, есть выход на людей, которые держат общак?

— В этот момент, когда тебе это говорят, ты особо не задумываешься, потому что ты думаешь: ну это профессия человека, на которой он таким образом, в том числе, и зарабатывает.

Мне доступно объяснили, что эти деньги нужны, чтобы: а) к Эрику не задирались и б) что он кидает эти деньги, чтобы потом на них покупали еду. То есть все под достаточно благородным предлогом. Но я же не знаю, как это там на самом деле. Все же питаются историями, что в камере 12 человек, и, когда приходит передачка человеку, она уходит в три дня, если это большая камера. Поэтому в моей голове 100 тысяч на месяц на 12 человек как-то уложилось. Думала, ну, значит, будут есть, значит, кто приходит туда, тот скидывается. У меня вот такая картинка была.

Я отдала деньги, а мне Эрик говорит: «Зачем ты это сделала?! Лучше заведи мне карту, я бы тут сам платил». Я говорю: «Ну ты уже поздно сказал. Я же позиционировала его (Пятницкого) как твоего знакомого, мне в голову не могло прийти, что такое может исполнить человек».

— А Пятницкий сказал, что надо одноразово дать 100 тысяч?

— Если бы он все-таки что-то сделал, то, наверное, это было бы не единоразово. Если он действительно либо чем-то помогает, либо какую-то сумму отдает куда-то…

Я потом позвонила Пятницкому и сказала: «Знаешь, я не в той ситуации, я не дядя с набитыми деньгами мешками, чтобы со мной так поступать. Эрик конкретно сказал, что деньги не дошли. Будь добр тогда, верни мне их». Человек ушел со связи.

— Ирина, Пятницкий выходил на вас или на Аню по поводу 100 тысяч?

— На меня.

— А почему не на Аню?

— Когда Эрика закрыли (его же забрали на улице), только на следующий день, когда мы уже начали трубить вовсю — где человек, в 6 часов вечера мне позвонил бесплатный адвокат. Потому что Эрик написал ему Анин телефон, мой телефон и фамилию — Жорин. До Ани адвокат не дозвонился и позвонил по второму телефону, подошла я. Он говорит: «Я бесплатный адвокат Эрика, он задержан по 159-й». Я начала обзванивать людей. Пока я всех обзвонила, уже пошел прозвон между друг другом, что у Эрика такая ситуация. Объявился Дима Чугунов (комиссар движения «Наши», первый заместитель председателя Комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты РФ, руководитель проекта «СтопХам». — Е.М.), который сказал, что сейчас приедет Паша Пятницкий и все разрулит.

В итоге Паша Пятницкий не появился, потому что он где-то уже пил, это было 22 февраля, праздники. Он объявился только в шесть утра и сказал, что он не смог попасть на Петровку. Я тогда была координатором, потому что Аня была просто в шоке. Мой телефон был у всех.

На Петровке Эрик был 10 дней. Мы Эрику собрали сумку на Петровку и отдали Диме Чугунову. Я лично не знала Чугунова, но нам сказали, что это хороший знакомый Эрика. А в итоге у этого знакомого сумка провалялась три дня. Я уже через адвокатов подняла хай, я сказала, что «ну вы совсем одурели, если вы сказали, что Паша (Пятницкий) везет эту сумку на Петровку, передаст, с одеждой (там трусы, носки и т.д.), то, наверное, она не может никак быть в багажнике у человека». Адвокаты начали названивать Чугунову, и только на следующий день передали Эрику сумку с вещами. Ну так, чтобы вы понимали, Эрик первый раз помылся через 19 дней.

— Вы потребовали у Пятницкого вернуть эти деньги?

— Ну да, а как? Потому что они же (деньги) не дошли до адресата.

СМС-переписка Ирины Каганской с Пятницким. Запикано слово, аналогичное слову «офигеть».

— А он вам что на это ответил?

— Он ничего не ответил. Он же уже не подходит к телефону, в этот момент ты просто нещадно пишешь SMS-ки.

Но все-таки, мне кажется, что он немного помог. Когда Аню в «шестерку» привезли, он потом через какое-то время отзвонился и сказал, что видел ее распределение, и попросил, чтобы ее хорошо распределили.

— Нет, это не его заслуга. Поскольку дело резонансное и статья 159 часть 4, то обычно таких арестанток помещают в спецблок, где маленькие камеры. Это обычная практика шестого изолятора.

— Видите, а я о нем думала, что все-таки исправился. Я подумала, что деньги-то он не вернул, но, может быть, он просто посчитал, что сделал доброе дело не Эрику, так Ане. Я сказала: «Спасибо тебе большое» — и больше не долбала его SMS-ми. Кстати, Пятницкий постоянно звонил мне с разных телефонов, когда где встретиться, — всегда другие телефоны были.

То, что делает Паша (Пятницкий), — это ненавязчиво предлагает определенную услугу, которую потом не выполняет. Я ошалела просто, когда поняла уровень внутренней его беспринципности.

P.S.

Эрик Кутуашвили во время моего посещения его в СИЗО-99/1 назвал Пятницкого одним из пяти главных своих врагов, с которым он обязательно разберется, когда выйдет на свободу.

P.P.S.

Павел Пятницкий в «Перископе»: «Я хожу в эти сраные, вонючие тюрьмы каждый день и помогаю не только Эрику и тем, кого я знаю, помогаю, не знаю, различным бабкам, дедам, малолеткам, которые сидят там, людям, которые нуждаются в лекарствах, людям, которые нуждаются в обследовании, людям, которые нуждаются в переводе в другую камеру. То есть мы делаем это ежедневно, это наш ежедневный труд, который никем не оплачивается».

P.P.P.S.

«Новая газета» неоднократно писала о деятельности Павла Пятницкого в качестве заместителя ОНК Москвы:

— публикация № 1: по словам родителей фигуранта дела «Оборонсервиса» Алексея Душутина (и самого Душутина), содержащегося на тот момент в СИЗО № 2 г. Москвы, Пятницкий взял у них 10 миллионов рублей для закрытия уголовного дела в отношении их сына;

— публикация № 2: по словам Сергея Полонского и его супруги, Пятницкий сразу же после экстрадиции Полонского в Россию стал требовать с них 100 тысяч долларов. Боясь за мужа из-за того, что Пятницкий, как зампред ОНК Москвы, мог свободно посещать Сергея Полонского в СИЗО, Ольга Полонская, по ее словам, уже отдала Пятницкому около 40 тысяч долларов;

— публикация № 3: по словам заключенной Элеоноры Барановой, для того, чтобы на последних месяцах беременности положить ее на сохранение в городскую больницу, Пятницкий через адвоката Барановой затребовал у семьи Элеоноры 300—350 тысяч рублей. Денег у родных Элеоноры не оказалось, заключенную на сохранение не положили, ребенок родился с многочисленными тяжелыми заболеваниями.

P.P.P.P.S.

В четвертый созыв ОНК в 42 регионах страны, который недавно сформировал Совет Общественной палаты РФ, не попали многие известные правозащитники. А вот Павла Пятницкого Совет ОП вновь включил в состав ОНК Москвы. Причем на первом же собрании ОНК Москвы Пятницкий предложил свою кандидатуру в председатели комиссии. Однако не набрал нужного количества голосов. Затем выдвинул себя в качестве заместителя председателя. Вновь недобор голосов. Ну и, наконец, рекомендовал себя в качестве ответственного секретаря комиссии. Опять облом.

Но не все еще для него потеряно. В ближайшую неделю члены ОНК Москвы соберутся, чтобы избрать заместителей председателя комиссии. Наверняка Пятницкий вновь будет предлагать себя в заместители. Возможно, на этот раз у него получится. А почему нет? Ведь правоохранительные органы, несмотря на публикации и заявления потерпевших, по-прежнему молчат, а сам Пятницкий утверждает, что он «честь на хлеб не менял»…

Святая благоверная княгиня Анна Кашинская

празднование – 25 июня и 15 октября

Святая благоверная великая княгиня Анна родилась в конце ХIII века, когда Русь стонала от страшного татарского нашествия. Промыслом Божиим ей, дочери Ростовского князя и супруге великого князя Михаила Тверского, предназначено было испить горькую чашу страданий и стать утешительницей горя народного, известной в истории как «Анна, Кашинская чудотворица».

Княгиня Анна — правнучка святого благоверного князя Василия Ростовского (Василька) и внучка святого князя Михаила Черниговского, принявших в Орде мученическую смерть за отказ изменить святой православной вере. Она выросла в страхе Божием, в умилении перед родственниками — мучениками за веру. Благоверная княгиня Анна всей своей многострадальной жизнью несла подвиг праведной женственности — целомудрия, безусловного послушания воле Божией, беззаветно-кроткой покорности и верности мужу, а затем — подвиг безутешного вдовства, украшенный монашеским чином.

Господь благословил ее брак четырьмя сыновьями и дочерью, умершей во младенчестве. В эпоху монголов жизнь благоверных княгинь была тяжела: беспрестанное чувство тревоги, неуверенности в будущем, опасения за жизнь князя, детей, за родную землю. Княгине Анне не раз приходилось провожать мужа в походы, оплакивая его, как перед смертью.

В 1318 году князь Михаил отправился в Орду, чтобы отвратить нашествие татар, которое должно было принести разорение всей Тверской земле. Княгиня Анна знала, что он идет на верную смерть, но как истинная христианка благословила его в этот путь. Перед разлукой она увещевала благоверного князя: «Молю тебя, господин мой, когда предстанешь пред нечестивым царем как добрый воин Христов и когда предадут тебя злоковарным мукам, не бойся грядущих на тебя зол, да не устрашит тебя ни огонь, ни колеса , ни меч, ни сечиво, но будь терпелив, пойдя на сие добровольно… Возлюби, господин мой, единого Господа Иисуса Христа». В прощальных словах княгини Анны — вся глубина любви ее к Богу, жертвенная преданность Его святой воле, величие ее христианской души. Христианская разлука князя Михаила и княгини Анны, когда он сознательно на подвиг шел, а она волю Божию принимала и на страсти провожала, навсегда осталась в народной памяти красотою веры и супружеской любви. Святой князь Михаил Тверской был замучен в Орде. Только через год получила Анна нетленное тело своего князя.

По кончине мужа скорби княгини Анны умножились. В 1325 году в Орде был замучен ее старший сын — великий князь Тверской Димитрий «Грозные очи». В 1327 году второй сын Александр разбил татарское войско, опустошавшее тверские земли. В отместку хан разгромил Тверь. Княгине Анне со снохами и внуками пришлось долго скитаться, пока сыновья ее были в бегах. В 1339 году князь Александр и его сын Федор были убиты в Орде. Испытания следовали одно за другим, казалось, их невозможно пережить, не предавшись отчаянию. Анна вынесла все. Измученная горем, она приняла монашество, уже, будучи старицей, после гибели сына Александра и внука Федора — крайнего предела своих страданий. «В женском естестве мужескую крепость имела еси» — так ублажает Церковь святую Анну за ее душевную стойкость. По просьбе своего любимого сына Василия княгиня Анна перебралась в его удел, в город Кашин, в специально для нее построенный Успенский монастырь.

Анна-инокиня — любимый народом образ настрадавшейся русской женщины, которая, как обычно бывало в Древней Руси, обрела, наконец, за монастырской стеной покой в Боге. 2(15) октября 1368 года она преставилась всеми почитаемой схимонахиней. Так закончилась многострадальная земная жизнь великой княгини Анны.

После кончины святая Анна почиталась местно. Чудеса при гробе святой Анны начались в 1611 году, во время осады Кашина литовскими войсками. 21 июля (3 августа) 1649 года были обретены ее нетленные мощи, а 12(25) июня 1650 года княгиня Анна была причислена к лику святых, и мощи ее были перенесены в Воскресенский собор для поклонения. Но в 1677 году патриарх Иоаким поставил вопрос на Московском Соборе об упразднении ее почитания в связи с обострением старообрядческого раскола, использующего имя Анны Кашинской в своих целях. В 1909 году, 12(25) июня, произошло вторичное ее прославление и установлено повсеместное празднование.

Ныне мощи преподобной Анны покоятся в Вознесенском кафедральном соборе. К ним притекает множество верующих за помощью благоверной княгини, особо проявляющуюся в заботе о немощных, болящих и страждущих. Благоверная княгиня Анна является покровительницей семьи, ее благополучия, умирительницей раздоров и неурядиц.

По материалам сайта «Православный Кашин» (www.anna-kashin.ru)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *