Икона тайная вечеря

Какие секреты зашифровал Леонардо да Винчи в своей «Тайной вечери»

«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи — одна из самых известных картин в мире. Это произведение искусства было написано между 1494 и 1498 годами и представляет собой последнюю трапезу Иисуса с апостолами. Картина была заказана Людовиком Сфорца. «Тайная вечеря» Леонардо по сей день находится на своем первоначальном месте — на стене в трапезной монастыря Санта—Мария—делле—Граци.

Сюжет

В 1494 году Леонардо да Винчи начал то, что станет одним из самых влиятельных произведений искусства в истории. «Тайная вечеря» — это визуальная интерпретация Леонардо события, записанного во всех четырех Евангелиях. Вечером Христос собрал своих апостолов вместе, чтобы устроить последний обед и сказать им, что ему известно грядущее событие о предательстве одного из них. Все его 12 последователей отреагировали на эту новость с разными эмоциями: это и страх, и гнев, и недоумение, и даже ненависть.

В отличие от подобных работ, Леонардо решил проиллюстрировать тот конкретный момент в евангельском сюжете, когда Иисус говорит своим последователям, что один из них предаст его, уделяя большое внимание индивидуальным выразительным реакциям. Ссылаясь на Евангелие, Леонардо изображает Филиппа, вопрошающего: «Господи, это я?», на что Христос отвечает: «Кто опускает руку со мной на блюдо, тот и предаст меня». И зрители видят, что вкупе с Христом одновременно свою руку к блюдцу на столе тянет Иуда.
Спокойное самообладание Иисуса с опущенными головой и глазами контрастирует с волнением апостолов. Все они сгруппированы по три человека. Иаков, слева от Христа, сердито размахивает руками, в то время как неверующий Фома, за Иаковом, указывает вверх и, кажется, спрашивает: «Это план Бога?». Фома в этот момент пытается прикоснуться к ранам Христа, чтобы поверить в воскрешение. Петр с ножом в руке (им он позже отрезал ухо солдату, пытающемуся арестовать Иисуса) подходит к Иоанну, который сидит справа от Иисуса. Иуда схватил мешочек, в котором находится его награда за идентификацию Иисуса.

Вместе с тем, Леонардо также таинство Евхаристии ( Христос, благословляющий трапезу — чудесное превращение хлеба и вина в тело и кровь Христа).

Техника исполнения шедевра

«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, огромная картина 4,6 х 8,8 метров, была выполнена из темперы и масла на гипсовой заготовке вместо техники. Почему же не была использована популярная в то время техника фрески? Она была не по нраву Леонардо по двум причинам. Во—первых, он хотел добиться большей яркости, чем позволял метод фрески. Во—вторых, быстросохнущая техника фрески требовала быстрой работы и спешки. А Леонардо известен своим тщательным и продолжительным процессом работы.
Картина была выполнена с использованием собственной созданных пигментов непосредственно на сухой штукатурке на стене, и в отличие от фресок, где пигменты смешивались с мокрой штукатуркой, она не выдержала испытание временем. Еще до того, как картина была завершена, часть полотна уже начала отслаиваться от стены и Леонардо приходилось его снова корректировать.

Чтобы создать эту уникальную работу, Леонардо создал огромное множество подготовительных набросков.

Композиция: молоток + гвоздь

Два приспособления — молоток и гвоздь — помогли Леонардо достигнуть нужной перспективы. Что особенно делает «Тайную вечерю» настолько поразительной — это перспектива, которая, кажется, приглашает зрителя шагнуть на драматическую сцену и принять участие в трапезе Христа. Чтобы достичь этой иллюзии глубины на плоской поверхности, Леонардо да Винчи вбил гвоздь в стену, а затем привязал к нему веревку, чтобы сделать отметки, которые помогли в создании перспективы. Эта техника была заново открыта в эпоху Возрождения. Еще одна деталь композиции: двенадцать апостолов сгруппированы в четыре группы по три человека, и есть также три окна. Цифра три часто является ссылкой на Святую Троицу в католическом искусстве. Кроме того, картина симметрична с одинаковым количеством фигур по обе стороны от Иисуса.

Магдалина или Иоанн?

Многих внимательных зрителей картины интересует один вопрос — ведь очевидно, что справа от Иисуса изображена женщина, в то время как церковь на протяжении тысячелетий искренне убеждает людей в версии об апостоле Иоанне (он же написал «Евангелие от Иоанна Богослова»)?
Все в апостоле Иоанне поразительно женственно. Это и тонкие грациозные руки, красивые нежные черты лица и золотое ожерелье. Интересный факт — эта женщина в своей позе и своем одеянии является зеркальным отражением Христа: одинаковый стиль плаща и халата, одинаковый наклон головы. Никто за столом не носит одежду, которая таким образом отражает одежду Иисуса. И Иисус и, предположительно, Магдалина находятся в своих внутренних мыслях, они словно не замечают всего разнообразия эмоций окружающих апостолов. Они оба безмятежны и спокойны. Центральное место в общей композиции занимает фигура—буква, которую Иисус и эта женщина создают вместе — это гигантская, распростертая буква «М» (вполне возможно, это авторский посыл на имя Магдалины).

Символика

Ряд искусствоведов и ученых активно обсуждают значение сосуда с разлитой солью возле локтя Иуды. Пролитая соль может символизировать неудачу, потерю религии или веры в Христа.
Вторая символическая загадка: является ли рыба на столе сельдью или угрем. Это важно, поскольку у каждого свое символическое значение. По—итальянски слово «угорь» — «аринга» означает внушение. На северно—итальянском диалекте слово «сельдь» — «ренга» описывает человека, который отрицает религию (и это соответствовует библейскому предсказанию Иисуса о том, что его апостол Петр будет отрицать, что знает его). Таким образом, угорь — символизирует веру в Иисуса, а сельдь, напротив, символизирует неверующего.

«Тайная вечеря» в музыке и математике

По словам итальянского музыканта Джованни Марии Пала, да Винчи включил музыкальные ноты в «Тайную вечерю». В 2007 году Пала создала 40—секундную мелодию из нот, которые якобы были спрятаны на сцене.
Три года спустя исследователь Ватикана Сабрина Сфорца Галиция перевела «математические и астрологические» знаки картины в сообщение Леонардо да Винчи о конце света. Она утверждает, что «Тайная вечеря» предсказывает апокалиптическое наводнение, которое охватит земной шар в период с 21 марта по 1 ноября 4006 года.

«Тайная вечеря» поистине покорила аудиторию своим впечатляющим масштабом, уникальной композицией, таинственным сюжетом, символикой и загадками. «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, несомненно, является одним из самых важных произведений искусства всех времен, как за свой инновационный подход, так и за влияние, которое оно оказало на художников всех времен и народов.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Тайная Вечеря

  • Основы Православия
    • Введение. Человек и его вера
    • Начальные понятия о Боге и духовной жизни
      • Бог — Отец наш Небесный
      • Без Бога ни до порога
      • Откуда мы знаем о Боге
      • Свойства Божии
      • Где и как общаться с Богом. Крестное знамение
      • Храм — дом Божий
      • О Божией Матери
      • Человек — образ Божий
      • Семья — малая Церковь
      • Православные — право славящие Бога
    • Молитва — дыхание души
      • тест 3
        • test 5
      • test 5
      • Молитва — дыхание души
      • test2
      • Молитвенное правило
      • Детская молитва
      • Первые молитвы и объяснение их
    • Священная и церковная история
      • Божественное Откровение
      • Священное Писание
      • Библейские рукописи
      • Священная история Ветхого Завета
        • Сотворение мира
        • Сотворение мира и наука
        • Земной рай и грехопадение
        • Первое обетование о Мессии
        • Падшие прародители изгоняются из рая
        • Дети Адама
        • Всемирный потоп
        • Возобновление Завета. Божественное благословение
        • Вавилонское столпотворение
        • Появление идолопоклонства
        • Призвание патриарха Авраама
        • Патриарх Исаак
        • Патриарх Иаков (Израиль)
        • Патриарх Иосиф
        • Праведный Иов: тайна страдания праведника
        • Пророк Моисей
        • Исход из Египта. Первая Пасха
        • Бог дал народу закон
        • Скиния — походный храм
        • Ветхозаветное священство
        • Сорок лет странствия в пустыне
        • На Моавитских равнинах
        • Перепись народа
        • Смерть пророка Моисея
        • Иисус Навин ввел народ в землю обетованную
        • Господь посылает судей
        • Пророк Самуил
        • Царь Саул — первый царь Израиля
        • Давид избирается на царство
        • Гонимый помазанник
        • Давид — царь над всем Израилем
        • Моровая язва — последняя скорбь царя
        • 90-й псалом
        • «Вот, я отхожу в путь всей земли»
        • Псалмы царя Давида
        • Царствование Соломона
        • Иерусалимский храм
        • Книга Екклесиаст
        • Два царства
        • «И делал Иуда неугодное пред очами Господа»
        • Новая столица Израильского царства
        • Ахав вводит культ Ваала
        • «И восстал Илия пророк, как огонь…»
        • Наказание за нечестие — засуха
        • Благочестивая вдовица
        • Испытание веры
        • Пророк Божий Елисей
        • Пророк Иона
        • Конец Израильского царства
        • Иудейское царство
        • Царь Иосафат
        • Царь Езекия
        • «Ветхозаветный евангелист» — пророк Исаия
        • Царь Манассия: нечестие и покаяние
        • Благочестивый царь Иосия
        • Последние иудейские цари
        • Пророк Иеремия
        • Вавилонский плен
        • Пророк Иезекииль
        • Пророк Даниил
        • Конец плена
        • Второй Иерусалимский храм
        • Неемия: восстановление стен Иерусалима
        • Малахия — последний пророк
        • Религия в жизни избранного народа
        • Между двумя Заветами: ожидание Мессии
        • Языческий мир в ожидании Спасителя
      • Евангельская история
        • Ангел возвещает о рождении Иоанна Предтечи
        • Архангел Гавриил возвещает о рождении Христа
        • Богородица спешит к Елисавете
        • Ангел извещает Иосифа о рождении Христа
        • Рождение Иоанна Предтечи
        • Рождество Христово. Поклонение пастухов
        • Обрезание Христово. Сретение Господне
        • Поклонение волхвов и бегство в Египет
        • Отрок Иисус в Иерусалимском храме
        • Проповедь Иоанна Крестителя
        • Крещение Господа Иисуса Христа
        • Сорокадневный пост и искушения Господа
        • Первые ученики Христовы. Чудо в Кане
        • Изгнание торгующих. Беседа с Никодимом
        • Беседа с самарянкой
        • Взятие под стражу Иоанна Крестителя
        • Нагорная проповедь
        • Чудеса Христовы
        • Убиение Иоанна Крестителя
        • Послание на проповедь двенадцати апостолов
        • Учение о Царствии Небесном в притчах
        • Чудо насыщения пятью хлебами
        • Христос идет по водам за Своими учениками
        • Христос беседует о хлебе жизни
        • Апостол Петр исповедует Иисуса Христом
        • Преображение Господне
        • Исцеление бесноватого отрока
        • Господь покидает Галилею и идет в Иудею
        • Притча о добром самарянине
        • Исцеление десяти прокаженных
        • Притчи и поучения о молитве
        • Обращение мытаря Закхея
        • Притчи и поучения о покаянии
        • Беседа с богатым юношей
        • Господь благословляет детей
        • Притча о богаче и Лазаре
        • Воскрешение Лазаря
        • Вифанское помазание
        • Вход Господень в Иерусалим
        • Господь обличает иудеев
        • Иудеи задают Господу искусительные вопросы
        • Беседа Господа на горе Елеонской
        • Иуда решается предать Господа
        • Тайная Вечеря
        • Предсказание отречения Петра
        • Гефсиманская молитва. Взятие Господа под стражу
        • Суд над Иисусом Христом
        • Суд у первосвященника Каиафы
        • Распятие. Смерть и погребение Господа
        • Погребение. Стража у гроба
        • Жены-мироносицы у гроба. Явление Ангелов
        • Явления воскресшего Господа
        • Вознесение Господне
      • История Церкви
        • История Церкви
        • Рождение Церкви Христовой
        • Церковь Христова в апостольское время
        • Распространение Церкви Христовой
        • Мученики и исповедники Христовы
        • Святители — домостроители тайн Божиих
        • Монашество. Преподобные и подвижники
        • Спасение в миру. Святые праведники
    • Вера христианская
      • Вера в Бога и смысл человеческой жизни
      • Символ веры
      • Кратко о церковных Соборах
      • Иноверие и инославие
      • Мысли святителя Феофана Затворника
      • Вера и наука
    • Духовная жизнь
      • Грех и борьба с ним
      • Почему добрые дела творить сложнее
      • Что такое страсти
      • Посты и их духовный смысл
      • Заповеди Божии
      • Евангельские заповеди блаженства
    • О храме и богослужении
      • Почему мы молимся в храме?
      • Храм и его устройство
      • Внутреннее устройство храма
      • Колокольный звон
      • Степени священства
      • Монашество и монастыри
      • Богослужения суточного круга
      • Всенощное бдение
      • Божественная литургия
      • Семь Таинств Церкви
      • Молебен
      • Освящение жилища
      • Загробная участь души и поминовение усопших
    • Церковные праздники
      • Праздник в жизни православного христианина
      • Пасха Христова и подвижный богослужебный круг
      • Праздники месяцеслова (непереходящие)
      • Дни памяти святых. Чины святости
      • Икона — образ невидимого горнего мира
    • Духовный мир
      • Мир ангельский
      • Духовность истинная и темная
      • Православные чудеса
      • Схождение Благодатного огня
      • Облако на горе Фавор
      • Чудо крещенской воды
      • Мироточивые иконы и святые мощи
      • Туринская плащаница

Икона Тайная Вечеря

«Тайная вечеря» — это широко известная икона, которая знакома не только верующим православным людям, которые ежедневно ходят в храм, но и тем, кто хорошо знаком с искусством Леонардо да Винчи. Образ события новозаветной истории по изображению схож со знаменитой фреской творца. Однако, несмотря на то, что практически всем людям известно данное творение, но каждого в отдельности интересует ответ на вопрос: «Какое именно смысловое значение данного произведения искусства в православной религии, и чем на самом деле она может помочь?»


Ценность иконы «Тайная вечеря»

Творение в виде фрески Леонардо да Винчи и иконы, о которой идет речь, переплетаются между собой. Именно поэтому многих иконописцев и великих мастеров живописи испокон веков интересует вопрос: «Каким именно образом связаны между собой данные произведения?». Однако подлинно известно, что живописная фреска великого творца и священный образ того главного для христиан события, несут в себе различные цели, несмотря на то, что они являются глубоко символичными и играют определенную роль для истории и каждого человека в отдельности.

Тайная вечеря имеет широкое значение, поскольку символизирует определенное начало нового жизненного пути для всего человечества и в то же самое время является ярким символом нового этапа в отношениях между Всевышним и народом в целом. Исходя, из таких познаний можно утверждать, что вследствие такого значения данная икона располагается в каждом православном христианском храме над входом в алтарь. Также именно поэтому в жертву приносят только лишь хлеб и вино, поскольку кровь испокон веков не проливается, ведь она была в свое время искуплена Иисусом Христом.
Деяния Страстного четверга:
1. Омовение ног – некий ритуал;
2. Евхаристия;
3. Молебны;
4. Предательство ученика и последователя, то есть Иуды;
5. Взятие под стражу.

Общая значимость иконы знакома для каждого христианина и для того, чтобы рассказать о ее значении, не нужно прилагать никаких усилий, однако чтобы понять и осмыслить уйдут годы. Это связано с тем, что общее осознание глубокого смысла трапезы, которое отображено в иконе приходит к каждому человеку в свое время.

Практически каждому человеку, а тем более христианину известно, что на протяжении года в церкви или в храме совершается определенное таинство, которое было установлено ранее Всевышним. Именно в тот момент в канун пасхальной ночи на тайной вечере произошло знаменательное событие, которое отражается в данной святыне. Важно отметить, что 2000 лет назад празднования Пасхи совершалось в честь освобождения тогдашних иудеев из египетского рабства. В те времена Иисус Христос собственными руками омывал ноги ученикам и разделял с ними в вечернюю трапезу. Хлеб ломал и раздавал апостолам, а вслед за хлебом передавали чашу. Именно данные события отображены в широко известной иконе, а также на фреске живописца эпохи Высокого Возрождения.


Богословское значение святого образа

Однако не только лишь упомянутые, деяние случились в святой вечер. Некий ученик и последователь Великого Иисуса Христа был потерян, поскольку он решил предать собственных союзников и соратников. Поэтому в этот момент существует некая договоренность об измене, которая ранее была оплачена. Важно отметить и тот факт, что число монет и по сей день входит в пословицу.

Речь идет не об одном человеке, а о том, что предать Всевышнего может каждый человек в любое время, однако не каждый сможет найти в себе духовные силы для того, чтобы искренне от всего сердца и души раскаяться. Именно поэтому общее значение для каждого человека иконы передается не сюжетной линией, какими-либо красками, жестами или персонажами, а непосредственным ощущением того, что Всевышний ждет каждого человека к себе с раскаянием до последнего его вздоха.

На Святом Лике можно лицезреть определенную фигуру Иуды именно он тянется к центру стола, таким образом, он выдаёт, что является предателем. Его фигура говорит о нелепости и вызывающем поведении. Таким образом, иконописцы древних времен старались подчеркнуть падение, смятение и сделать, как бы «говорящим» Иуду. То есть даже на иконе видно его предательство, и всепоглощающую глубину деяния его.


Важно отметить, немало важный исторический факт, что место секретной трапезы по сей день ни один творец не смог описать в деталях. Однако если обратиться к историческим сведениям и данным, можно выяснить, что на тот период времени не могли существовать широкие длинные столы и стулья, которые привычные для современного жителя.

Об этом мы можем судить исходя из того, что в те времена даже у римлян не существовало таких предметов мебели, следовательно, во время трапезы, еда лежала на лавке, а люди сидели на полу, подстилая подушки.

Поэтому можно смело утверждать, что иконописцы изобразили на священном лике длинный стол, который является ярким символом, то есть напоминанием о евхаристии, которая на тот момент была совершена впервые в истории. Следовательно, можно сказать, что стол — это в некотором роде прообраз самого престола в алтаре.

В то же самое время, обратившееся к иконе Тайная вечеря, которая написана иконописцами иных стран мира можно увидеть некое изображение, на котором существуют большие чаши с разнообразными продуктами, травами, то есть продуктами в изобилии. Святой лик из разных стран мира отличается лишь некими нюансами, такими как обстановка, помещения, форма стола или чаши на столе. В то же самое время фигура Всевышнего является яркой и зачастую выделяется:
• одеждой;
• позой;
• размером.
Где разместить икону?

Икону можно расположить в собственном домашнем иконостасе в любом углу независимо от того, какая комната это будет. Естественно, что вблизи данного священного Лика необходимо установить Святой образ Божьей Матери, Иисуса Христа, святых угодников, Николая Чудотворца и иных святынь, которые несут глубокое значение для жильцов дома.

Многие священнослужители утверждают, что поставить данную святыню можно в столовой для того, чтобы совершать молитвенное правило перед употреблением пищи. Следовательно, ответ на вопрос где разместить икону достаточно прост в любом месте дома, где посчитает нужным хозяин.


Чем помогает икона «Тайная вечеря»?

1. Способствует общению с Всевышним, помогая верующим поделиться с ним своими тревогами, заботами и обрести душевное спокойствие и равновесие.
2. В случае, если Святой образ расположен в кухне, следовательно, хозяйка возносит молитвы каждый раз перед приготовлением пищи – считается, что в этом случае дело обязательно увенчается успехом.
3. Очень часто современные христиане возносят молебен перед употреблением пищи.
4. Именно вблизи данного священного лика православные верующие христиане просят Всевышнего о благословении, дабы принять святые дары от него.
5. Люди просят прощения собственных грехов, какими бы тяжёлыми они не были.

Можно говорить о том, что к иконе Тайная вечеря можно обращаться с любыми просьбами и деяниями. Испокон веков она помогает каждому православному верующему христианину связаться с Всевышним, попросить у него прощения и раскаяться в содеянном. Поэтому именно эта святыня располагается в храмах и церквях вблизи алтаря.

Также напоминаем Вам, что наша церковная лавка поможет Вам найти множество других православных товаров, а также даже храмовые иконы купить!

Изображение Евхаристии в церковном искусстве

Символическое изображение Евхаристии встречается уже в раннехристианском искусстве: в живописи катакомб (III — IV век) нередки изображения хлебов и рыбы, которые символизировали это центральное Таинство Церкви. На первый взгляд корзина с хлебом и рыбы четко указывают на конкретные чудеса с умножением хлебов и рыб, совершенные Христом, но у этих образов есть более глубокий смысл. Художник пытается иносказательно поведать о важнейшем Таинстве Церкви.

Роспись в катакомбах Каллиста. Рим, III в.

Язык символов играл в первохристианском искусстве очень большую роль. Символизм объясняется, с одной стороны, необходимостью выразить посредством искусства истины, которые не подлежат прямому изображению, с другой стороны, иносказательный язык символов позволял скрывать от неверующих и оглашенных до времени их крещения учение о сути Таинств. Кроме того, изображение рыбы было символом Самого Христа, так как греческое слово «рыба» — ΙΧΘΥΣ — представляло собой монограмму Его имени: «Иисус Христос Бога Сын Спаситель». Другим символом Евхаристии были изображения виноградных лоз, сцен сбора винограда, птиц, клюющих гроздья. Подобные символико-аллегорические композиции обсуждались в 692 году на Пято-Шестом (Трулльском) Соборе. Отцы Собора обосновали необходимость прямого и конкретного образа, основанного на факте воплощения Бога, а «древние образы и сени», то есть, символы и аллегории, были признаны хотя и достойными почитания и соответствующими нуждам определенной эпохи, но не выражающими полноту благодати. Иконографическая символика не была исключена совершенно, но отошла на второй план.

Указанием на Евхаристию служили в раннехристианский период многие сюжетные композиции катакомб, мозаики первых храмов, рельефы саркофагов. Художники целенаправленно использовали прообразы Ветхого и Нового Заветов, связанные с Евхаристической тематикой. Например, жертвоприношения Авеля, Авраама и Мельхиседека, сцена беседы с самарянкой, чудо в Кане Галилейской, чудо насыщения пяти тысяч человек.

Кроме этого, уже в катакомбах встречаются изображения неких христианских трапез, где мы видим верующих вокруг стола, на котором могут лежать хлебы, рыба, стоять сосуды. Однако нельзя с уверенностью сказать, что все эти сцены есть изображения конкретного события — Тайной вечери. Искусствовед Андре Грабар полагал, что ряд этих сцен может изображать души умерших в раю, другие могут изображать агапы первых христиан, на некоторых может изображаться Христос с учениками. Но связь этих сцен с Таинством Евхаристии не вызывает сомнений. Часто такие изображения помещались в глухих арочных нишах катакомбных стен — аркосолиях, которые располагались непосредственно над захоронением мученика. Именно в этих нишах, прямо на могильной плите совершалась Литургия, следовавшая за погребением умершего.

Роспись в катакомбах Домициллы. Рим, IV в.

Первое изображение трапезы, которое можно точно идентифицировать как Тайную вечерю, содержится в Евангелии из Россано VI века. Художник при построении композиции заимствовал дохристианскую, античную схему изображения симпосия. Христос и двенадцать апостолов возлежат у полукруглого стола, на который помещен большой сосуд — блюдо. Иногда на блюде изображалась рыба, служившая символом евхаристической Жертвы. Самое почетное место за столом, первое слева, занимает Иисус Христос. В античной культуре вторым по значению местом за столом считалось либо место напротив главы торжества либо место правее его. Именно там — прямо следом за Христом, правее Его, обычно изображался апостол Петр. Иуда Искариот, изображавшийся как правило протянувшим руку к блюду (Мф. 26, 23), часто помещался напротив Христа (например, на миниатюре Хлудовской Псалтири), так зримым образом подчеркивалось его противление Богу.

Миниатюра Евангелия из Россано. VI в. Музей Диочезано, Россано, Италия

Со временем композиция сцены несколько меняется. На иконах средневизантийского периода появляется архитектурный фон — образ Сионской горницы. Апостолы уже не возлежат, а сидят вокруг стола, причем так, что некоторые оказываются как бы спиной к зрителю. Рядом со Христом изображается Иоанн Богослов, положивший голову на грудь Спасителя (Ин.13, 23), а следом за ним уже Петр. Иуда, как и в более ранних памятниках протягивает, руку к блюду. В фигурах апостолов появляется оживленное движение: они поворачиваются друг к другу, склоняют головы, динамично жестикулируют. Очевидно, что передается конкретный исторический момент предсказания о предателе: апостолы опечалены, в смятении каждый переспрашивает «не я ли, Господи?».

Хлудовская Псалтирь. Константинополь. Ок. сер. IX в. ГИМ, Москва

В искусстве Церкви существует и другая композиция, раскрывающая тему Евхаристии — «Причащение апостолов». Она появляется достаточно рано — в VI веке — сначала в книжной миниатюре и памятниках декоративно-прикладного искусства, например, можно встретить такую сцену на сирийских дискосах. Композиция строго симметрична, в центре помещен престол под киворием, таким образом изображается некое алтарное пространство. Христос может быть изображен дважды: с одной стороны престола Он причащает апостолов Телом, с другой — Кровью. Апостолы, разбитые на две группы по шесть фигур, стоят по сторонам престола, или торжественно шествуют к нему. С литургических сосудов эта композиция, ставшая очень популярной, в XI веке «перемещается» в самую важную зону храмовой декорации — на стены апсиды, а потом и в иконостас, как сень над царскими вратами.

Дискос из Рихи. Сирия, 567-578 гг. Дамбартон-Окс, Вашингтон, США

Иконография «Причащение апостолов» изображает не конкретное историческое событие — Тайную вечерю, которая произошла в определенное время и в определенном месте — в четверг перед Пасхой в сионской горнице. «Причащение апостолов» изображает нечто, происходящее вне времени и вне пространства. Эта иконография имеет глубокий тайноводственный смысл. Христос Сам совершает Евхаристию в небесной скинии, так как Он есть и «Приносящий и Приносимый, Приемлющий и Раздаваемый»1. Зачастую вместо Иуды Искариота изображается апостол Павел, что усиливает ощущение вневременности происходящего, так как Павел (тогда еще Савл) никак не мог присутствовать на Тайной вечере. Группы апостолов могут замыкать ветхозаветные цари Давид и Мелхиседек.

Икона праздничного чина Благовещенского собора Московского Кремля. Начало XV в.

В XIV-XV веках происходит иконографическое осмысление темы священства Христа: Спаситель часто изображается в архиерейских одеждах, а ангелы, держащие в руках свечи, кадила, или рипиды, — в диаконских. В позднем византийском искусстве композиция «Причащение апостолов» появляется в памятниках лицевого шитья, в основном на воздухах, но иногда и на облачениях духовенства.

Мозаика апсиды Михайловского Златоверхого монастыря. 1113 г. Музей собора Святой Софии, Киев

1 Молитва священника, читаемая на Литургии во время Херувимской песни.

Евхаристия

На воздухе из Музея Бенаки представлено «Раздаяние вина», являющееся частью композиции «Причащение апосто­лов». Христос, стоящий за престолом алтаря под киворием, дер­жит в правой руке украшенную драгоценными камнями чашу с литургическим вином. Рядом с Ним — два серафима, которые заменили традиционные фигуры сослужащих Ему ангелов. Пре­стол покрыт тканью, украшенной крестообразными науголь­никами и изображениями креста в кругах на самом престоле. Вспарушенный свод кивория, поддерживаемый сдвоенными колонками, окаймлен своеобразным карнизом с орнаментом, вышитым красными нитями. По периметру плата проходит надпись из Евангелия (Мф. 26: 27-28). В качестве основы использован шелк лилово-голубого тона. На всей поверхности лицевое шитье велось «в прикреп» дву­мя соединенными металлическими нитями, образуя простой прямой узор, кроме изображения нимба, на котором использован шеврон, и изображения чаши, где нити положены двумя рядами в форме двойной косички.

Иконография:

Шитые литургические покровы, закрывающие евхаристиче­скую чашу и дискос, объединяются общим названием «малых воздухов». Поверх малых воздухов в древности полагался боль­шой воздух, который в период Позднего Средневековья вышел из богослужебной практики и преобразовался в Плащаницу. Для украшения воздухов выбирались сюжеты, связанные с Та­инством Евхаристии.

Поза фронтально изображенного Христа на воздухе аналогична фреске в Софии Охридской (1037-1056) и изображе­нию на покрове для чаши из Хиландарского монастыря конца XIV — начала XV века.

Плотная, почти квадратная фигура Спасителя на воздухе из музея Бенаки заставляет вспомнить несколько тяжеловесный «кубистический» стиль, возникший в столичной живописи Кон­стантинополя и Фессалоник между 1290-1310 годами. Типология лика и массивная фигура Христа перекликаются с образом Христа Пантократора на предалтарном столпе храма монастыря Протат. Эта фреска, созданная Мануилом Панселином на рубеже XIII-XIV веков, выполняла традиционную функцию поклонного образа (икона-проскинесис) и имеет особое оформление в виде мраморного киота. Этот киот, опирающийся на сдвоенные ко­лонки и украшенный красным орнаментом, напоминает изо­бражение кивория на воздухе.

Надпись, окружающая изображение на воздухе, вы­полнена специфическим маюскулом. Этот тип письма, распро­страненный в средневизантийскую эпоху, пережил внезапное возрождение в конце XIII века в двух группах рукописей, свя­занных с так называемой мастерской Палеологины и с именем писца Феодора Агиопетрита. Характерным для рукописей и предметов из металла, относящихся к Х-ХII векам, является направление чтения надписи на воздухе: она начи­нается на верхнем поле обрамления, продолжается на пра­вом, затем переходит на левое поле и завершается на нижнем. Такая же последова­тельность наблюдается в расположении эпизодов житий святых в клеймах икон XIII-XIV веков.

ЕВХАРИСТИЯ

Причащение апостолов, икона 1422-1428 гг. Надвратная сень Благовещенской церкви села Благовещенского близ Сергиева Посада. Икона школы Андрея Рублева

Евхари́стия (греч. ευχαριστια — благодарение) есть таинство, в котором хлеб и вино предложения прелагаются Духом Святым в истинное Тело и истинную Кровь Господа Иисуса Христа, и затем верующие приобщаются их для теснейшего соединения со Христом и жизни вечной. Это таинство состоит, таким образом, из двух отдельных моментов:

  • преложения, или пресуществления, хлеба и вина в Тело и Кровь Господни
  • причащения этих Святых Даров.

Оно имеет названия: Евхаристия; Вечеря Господня; Трапеза Господня; Таинство Тела и Крови Христовых. Тело и Кровь Христовы в этом таинстве называются Хлебом небесным и Чашей жизни, или Чашей спасения; святыми Тайнами; бескровной Жертвой. Евхаристия есть величайшее таинство христианское.

Предустановление таинства.

До первого совершения этого таинства на Тайной Вечери Христос обетовал его в Своей беседе о хлебе животном по случаю насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами. Господь учил: Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира (Ин. 6, 51). Иудеи, очевидно, поняли слова Христа буквально. Они стали говорить между собой: как Он может дать нам есть Плоть Свою? И Господь не сказал иудеям, что они поняли Его неправильно, а только еще с большей силой и ясностью продолжал речь в том же смысле: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин. 6, 53—56). Далее Христос прибавляет: Дух животворит, плоть не пользует нимало: слова, которые Я сказал вам, суть дух и жизнь. Этим замечанием Христос не требует понимания Его беседы о хлебе животном в «переносном» смысле. «Есть из вас некоторые неверующие», — тут же прибавляет Он. Этими словами Спаситель Сам указывает, что слова Его трудны для веры: как это верующие будут есть Его Тело и пить Его Кровь? Но Он подтверждает, что говорит о Своем действительном Теле. Его слова о Своих Теле и Крови суть «дух и жизнь»: они свидетельствуют, что а) приобщающийся их будет иметь жизнь вечную и будет воскрешен для Царства Славы в последний день и б) что приобщающийся их входит в теснейшее общение со Христом. Его слова говорят не о жизни по плоти, но о жизни по духу. «Хлеб Небесный и Чашу жизни вкусите и видите, яко благ Господь», — слышим мы на Литургии Преждеосвященных Даров. Приобщение это важно не для утоления физического голода, как было при питании манной в пустыне, при насыщении пяти тысяч, — а важно для жизни вечной.

Установление Таинства и совершение его в апостольское время.— Тогда как предуказание Спасителя на будущее установление Таинства Евхаристии дано в Евангелии от Иоанна, — само установление таинства излагается у трех евангелистов — синоптиков Матфея, Марка и Луки, а затем повторено апостолом Павлом. В Евангелии от Матфея в двадцать шестой главе сказано: И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 26—28). То же в Евангелии от Марка, в четырнадцатой главе.

В Евангелии от Луки в двадцать второй главе: И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается (Лк. 22, 19—20). То же, что у евангелиста Луки, читаем у апостола Павла: я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание (1 Кор. 11, 23—25).

Эта жертва должна совершаться доколе Он придет (1 Кор. 11, 26), как наставляет апостол Павел, то есть до Второго Пришествия Господня. И действительно, Евхаристия принята Церковью от первых дней, как величайшее таинство, установление ее сохраняется с величайшим тщанием и благоволением, она совершается и будет совершаться до скончания мира.

В Святых Тайнах Христос присутствует всецело

«Веруем, что в каждой части до малейшей частицы преложенного хлеба и вина находится не какая-либо отдельная часть Тела и Крови Господней, но Тело Христово, всегда целое и во всех частях единое, и Господь Христос присутствует по Существу Своему, то есть с Душой и Божеством, как совершенный Бог и совершенный человек. Потому хотя в одно и то же время бывает много священнодействий во вселенной, но не много Тел Христовых, а один и тот же Христос присутствует истинно и действительно, одно Тело Его и одна Кровь во всех отдельных церквах верных. И это не потому, что Тело Господа, находящееся на Небесах, нисходит на жертвенники, но потому, что хлеб предложения, приготовляемый порознь во всех церквах и по освящении претворяемый и прелагаемый, делается одним и тем же с Телом, сущим на Небесах. Ибо всегда у Господа одно Тело, а не многие во многих местах. Потому-то Таинство это, по общему мнению, есть самое чудесное, постигаемое одной верой, а не умствованиями человеческой мудрости, суетность и безумие изысканий которой о Божественном отвергает эта Святая и свыше определенная за нас Жертва» .

Евхаристия не есть повторение Крестной Жертвы, а принесение жертвенных Тела и Крови, однажды вознесенных Искупителем на Крест, «всегда ядомых и николиже иждиваемых». Поэтому Голгофская Жертва и Евхаристия нераздельны между собой и собственно составляют одну Жертву, но тем не менее, и различаются. Евхаристия — жертва хваления и благодарения. Священнослужитель, совершающий бескровную жертву, по чину Литургии святого Василия Великого и святого Иоанна Златоуста, перед освящением даров вспоминает в тайной молитве своей великие дела Божий, прославляет и благодарит Бога в Святой Троице за воззвание человека из небытия, за многоразличное попечение о нем после падения и за домостроительство спасения его чрез Господа Иисуса Христа. Равным образом и все присутствующие в храме христиане в эти святые моменты, славя Бога, взывают к Нему: Тебе поем, Тебя благословим, Тебя благодарим, Господи…

Евхаристия есть также жертва умилостивительная за всех членов Церкви. Преподавая ученикам Тело Свое, Господь сказал о нем: еже за вы ломимое и, преподавая Свою Кровь, прибавил: еже за вы и за многие изливаема во оставление грехов. Поэтому-то от начала христианства бескровная жертва была приносима о памяти и оставлении грехов как живущих, так и умерших. Это видно из чинопоследований всех Литургий, начиная с Литургии святого апостола Иакова, и сама эта жертва нередко прямо называется в них жертвою умилостивления.

Евхаристия есть жертва, теснейшим образом соединяющая всех верных во едино тело во Христе. Поэтому по пресуществлении Святых Даров, как и раньше на проскомидии, священнослужитель поминает Пресвятую Владычицу Богородицу и всех святых, присовокупляя: их же молитвами посети нас, Боже, а затем переходит к поминанию живых и умерших (вся Церковь Христова). Евхаристия есть и жертва просительная:о мире церквей, о благостоянии мира, о властях, о находящихся в немощах и трудах, о всех требующих помощи — и от всех и за вся.

В Таинстве Евхаристии хлеб и вино прелагаются в истинные Тело и Кровь Христа

В Таинстве Евхаристии — в то самое время, когда священнослужитель, призывая Святого Духа на предложенные дары, благословляет их с молитвой к Богу Отцу, — хлеб и вино действительно прелагаются в Тело и Кровь наитием Духа Святого. После этого момента, хотя наши глаза видят хлеб и вино на святой трапезе, но в самом существе, невидимо для чувственных очей, это — истинное Тело и истинная Кровь Господа Иисуса, только под «видами» хлеба и вина.

Эта истина выражена в «Послании восточных патриархов» в следующих словах: «Веруем, что в сем священнодействии предлежит Господь наш Иисус Христос, не символически, не образно, не преизбытком благодати, как в прочих таинствах, не одним наитием, как это некоторые Отцы говорили о крещении, и не чрез «проницание» хлеба, так, чтобы божество Слова «входило» в предложенный для Евхаристии хлеб существенно, как последователи Лютера довольно неискусно и недостойно изъясняют: но истинно и действительно, так что по освящении хлеба и вина, хлеб прилагается, пресуществляется, претворяется, преобразуется в самое истинное Тело Господа, которое родилось в Вифлееме от Приснодевы, крестилось во Иордане, пострадало, погребено, воскресло, вознеслось, седит одесную Бога Отца, имеет явиться на облаках небесных; а вино претворяется и пресуществляется в самую истинную Кровь Господа, которая, во время страдания Его на кресте, излилась за жизнь мира. Еще веруем, что по освящении хлеба и вина остаются уже не самый хлеб и вино, но самое Тело и Кровь Господа, под видом и образом хлеба и вина».

Необходимость и спасительность причащения Святых Тайн.

Причащаться Тела и Крови Господних есть существенная, необходимая, спасительная и утешительная обязанность каждого христианина. Это видно из слов Спасителя, которые Он изрек еще при обетовании о Таинстве Евхаристии: Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6, 53—54).

> Святые отцы о Евхаристии

Свт. Иоанн Златоуст:

Когда я слышу упоминание о Теле Христовом, я понимаю сказанное в одном смысле, а неверующий — в другом >См. также

  • Евхаристическое преложение

Использованные материалы

  • — Архимандрит Киприан (Керн) «Евхаристия»
  • — О Евхаристии по Святоотеческому учению
  • — прот. Александр Шмеман «Введение в литургическое богословие»

«Послание Восточных патриархов»

Св. Иоанн Златоуст. Беседа на 1 Кор. 7, 1. PG LXI, 55.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *