Икона тучная гора

Икона Богоматери «Гора Нерукосечная»

44. Богоматерь Гора Нерукосечная

1560-е годы. Москва
Дерево, темпера. 140 × 92
Происходит из Соловецкого монастыря. Находилась в местном ряду иконостаса Спасо-Преображенского собора1
Музей-заповедник «Коломенское», инв. ж 720

1 О Соловецком монастыре см. примеч. кат. № 12.

Богоматерь представлена сидящей на небесном престоле среди райских трав. Она облачена в зеленую тунику и алый мафорий, по которым «струятся» зеленые и белые волны облаков. На ее коленях — младенец Христос, одетый в белый, с мелким рисунком хитон и желтый гиматий, покрытый золотым ассистом. В руке у него развернут свиток с текстом: «Аз есмь преже Авраама» (Ин. 8 : 58). Правой рукой Богородица держит лестницу. На фоне ее груди расположены изображения горы и радуги, на плечах и челе — три лика, олицетворяющие ветры. Престол украшен проросшими побегами, призванными напоминать об образе рая, и двумя пылающими огнем светильниками-фиалами. На боковой стороне его, пронизанной золотыми лучами, исходящими от Христа, — изображения облаков и золотых сфер. Ножки престола как бы вырастают из раскрывшихся чаш цветов.

Сюжет иконы в символах раскрывает пророчество, которое было дано пророком Даниилом при толковании сна библейского царя Навуходоносора. Царь увидел во сне камень, оторвавшийся без помощи рук от горы и разбивший истукана (Дан. 2 : 27). Отсюда берут начало истоки символики и название иконы — «Богоматерь Гора Нерукосечная». Оторвавшийся от горы камень — прообраз будущего «бессемянного» рождения Спасителя.

Другой источник этой иконографии — текст Акафиста, молебного пения к Пресвятой Богородице. В стихах Акафиста для похвалы и прославления Богоматери и Христа используются различные преобразовательные эпитеты и символы.

Украшенный травами и цветами позем создает образ рая, древа жизни и тучной нивы, воплощенные в Богородице («Радуйся, Владычице, одушевленный Раю, Древо жизни посреди имеяй Господа», «нива, растящая многоплодие», «цвете неувядаемый»). Трон, на котором восседают Богоматерь с Младенцем, — небесный престол — символ тела самой Богоматери, прославляемой как «Царево седалище», «утроба божественного воплощения», «одушевленный храм». Пышная растительная орнаментика трона — продолжение темы райского цветения, воплощение библейской метафоры о процветшем жезле Аарона, которому уподобляется Мария («жезл таинственный», «лоза истинная, возделовавшая грозд зрелый»).

Редкое в русской иконописи изображение алого мафория Богоматери со струящимися по нему зелеными и светлыми волнами восходит к прославлению Богородицы как огненного столпа, светоприимной свечи, животворного источника, всесветлого облака («Радуйся, огненный столпе, наставляй сущия во тьме», «живые воды источниче неистощимый», «камень, напоивый жаждущия жизни», «облаче пресветлый»). «Лествица небесная» в руке Марии — мост, связующий мир земной и небесный, символ соединения горнего и дольнего. Изображение радуги — знак вознесенности Богоматери «превыше небес». Радуга воспринимается и как один из символов Софии Премудрости, выражающий красоту «мирового всеединства», центром которого является Христос. Понятие софийности символизирует и исходящее от фигуры Христа радужное сияние, золотые лучи света — освящающая сила явившегося миру Бога. Границы этого дольнего мира обозначены золотыми облаками.

Идея предвечного существования Спасителя, выраженная в тексте на свитке в его руке, соотносится со стихами Акафиста: «Радуйся, зачнешь сына Адама древнейшего, Творца веков и избавителя».

Символы Богоматери, воплощенные в иконографии «Гора Нерукосечная», восходят к идеям Софии Премудрости. Здесь прослеживается связь между образом Богородицы и софийными мотивами Дома и Храма.

О. Полякова

Икона Божией Матери, именуемая «Тучная Гора»

Икона Божией Матери, именуемая «Тучная Гора». Празднование 24 марта (6 апреля), 16 июля (29 июля), 7 ноября (20 ноября).

Дореволюционные источники описывают икону «Тучная Гора» следующим образом. «Размером икона в высоту 11 вершков, а в ширину 12 вершков (т.е. 49 см х 54 см). Богородица изображена в малый профиль с Предвечным Младенцем в левой руке. Голова Пречистой наклонена насколько направо, очи устремлены на молящегося. На кисти правой руки находится гора с храмом на ее вершине. Видны несколько куполов храма, увенчанных крестами. Богомладенец благословляет храм. Письмо довольно древнее».

История иконы Божией Матери «Тучная Гора» восходит к XVII веку, когда тверской горожанин, сын крещеных татар, Косма Волчанинов с помощниками проводил ремонт в одном из тверских монастырей. Работы были выполнены с отличным качеством, и во многих местах их объем даже превышал то, о чем первоначально договаривался Косма с настоятелем монастыря. Видя столь похвальное усердие Волчанинова настоятель решил отблагодарить подрядчика и предложил Косме выбрать себе в подарок какую-либо монастырскую икону. Волчанинову приглянулась икона Божией Матери, которую он увидел на полу на левом клиросе собора. Видимо она находилась там «за излишеством». Как великую святыню Косма Волчанинов принес икону домой, где позже, завещал своим потомкам почитать эту икону, и в тот момент, когда не останется в его роде наследников по мужской линии передать ее в храм Божий.

Однако не все, что завещают нам благочестивые предки, мы тщательно храним и исполняем. Уже внук Космы нарушил дедов наказ и переправил икону на чердак. Однако святыня не должна находится под спудом, а потому в семействе Волчаниновых и свершилось чудо. Мучимая самодурством и грубостью мужа, невестка внука Космы задумала по малодушию наложить на себя руки. Местом для этого безрассудного поступка она избрала баню. Дождавшись удобного момента, когда никто не обращал на нее внимание она выбралась из дома и собралась уже идти на задний двор, как скрипнула калитка и с улицы вошел неизвестный инок.

— Куда ты, несчастная, идешь? — окликнул ее инок, — Воротись назад, помолись Божией Матери «Тучной Горе» и жить тебе будет хорошо и покойно.

Испуганная и взволнованная невестка вбежала обратно в дом и все рассказала домашним. Те бросились искать инока, но его нигде не было. Была найдена икона, отслужено перед ней всенощное бдение и жизнь в семействе чудесным образом быстро наладилась.

Прошли многие годы. Последний в роду купцов Волчаниновых, Василий, известный своим участием в сооружении серебрянной раки святителю Арсению Тверскому, оставил икону дочери Екатерине, которая вышла замуж за известного купца и церковного благодетеля Егора Ивановича Коняева. Егор Коняев долго не мог решить в какой храм надлежит отдать чудотворную икону. И лишь когда началась перестройка Смоленской церкви, выбор был сделан. Дело в том, что Смоленская церковь находилась на самой высокой точке города, на «горе», на которую в дни сильных наводнений собирались в поисках спасения жители Твери. Так Родительница нашего Спасителя, оказалась хозяйкой горы укрывающей людей от беды. В сентябре 1865 г. началось строительство придела в честь иконы «Тучная Гора», а 15 июля 1866 г. торжественным крестным ходом икона была перенесена в Смоленскую церковь. На следующий день придел был освящен Антонием, епископом Старицким, викарием Тверской епархии.

На протяжении трех предреволюционных столетий икона Божией Матери «Тучная Гора» многократно являла многочисленные чудеса. Ее брали в дома благочестивых граждан. К ней приносили детей для исцеления, с нее делали списки, которые в свою очередь тоже оказывались благодатными. Так по воспоминанию свящ. из села Буйлово Иоанна Богословского, мать несколько раз приносила его, малолетнего, к чудотворной иконе. У него были сильные глазные боли и всякий раз, помазанный маслом от лампады, висевшей перед иконой он получал облегчение, после чего болезнь прошла окончательно. Благодарные богомольцы украсили икону серебряной ризой, а позже и вызолотитли эту ризу.

К сожалению, после закрытия Смоленского храма икона исчезла. Но не исчезла память об иконе «Тучная Гора». По благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора в 1993 году был написан список иконы «Тучная Гора» и возобновлено торжественное почитание этой иконы. Память св. иконе Божией Матери «Тучная Гора» отмечается трижды: 16 июля в честь освящения престола, 24 марта в честь первого чуда от иконы и 7 ноября по древнему обычаю. Ныне чтимый список иконы находится в Вознесенском соборе г. Твери.

Акафист Божией Матери пред ея иконою именуемую «Тучная Гора»

Кондак 1

Избранная от всех родов людстих, Пресвятая Богородице, сосуде чистый, Невмещаемого вместившая, Горо, еяже пределы до Царствия Божия достигают и ко Христу возводят зовущих Ти: Радуйся Царице Небесная, Горо Тучная, еюже к человецем сниде Бог.

Икос 1

Ангели со архангели дивяхуся древнему провидению Божию о Тебе, аще убо царь Давид прорече Тя псаломсте аки Гору Тучную, яко зря удел Твой земный, гору Афонскую, юже тучи покрываша во дне Твоего пришествия на ню, мы же поклоняяся ныне всечестней иконе Твоей славословим Тя сице:
Радуйся Дева Пречистая, паче всех дев архангелом обрадованная;
радуйся Жено, Еяже утроба ширше облак тучных.
Радуйся Звездо, являющая Солнце;
радуйся Семя произрастившее Древо живота вечнаго.
Радуйся Двере непроходимая еюже пройде Создавший вся;
радуйся Попечение о людех неустанное.
Радуйся еюже раи обновляется;
радуйся еяже молитва непристанно возносится к Богу.
Радуйся Царице Небесная, Горо Тучная, еюже к человецем сниде Бог.

Кондак 2

Видя под покровом твоим Гору Святую Афонскую, истинный раб Божий Савватие, напечатле в душе своей образ Твой святый с горою в руце, Церковью на ней и благословляющим ю Богомладенцем, Спасителем нашим, емуже песнь воспеваем присно: Аллилуия.

Икос 2

Разумея глубину духовную сего образа и возвратяся в землю отчую богомудре отче наш Савватие научи иноцев Воршина монастыря како на святей иконе Твоей изобразити Тя, чудотворящую выну, всего ангельского образа Заступницу и во бдениех полнощных чистым сердцем воспевати Ти сицевая:
Радуйся игуменов право устрояющих обители Божия присная Похвало
радуйся иноцев смиренных и пречестных Отрадо
Радуйся целомудрия Училище благое
радуйся нестяжавых земные блага небесное дивное Наследие
Радуйся послушание до конца исполнивших превечная Славо
радуйся незлобивых и кротких извечное обетованное Блаженство
Радуйся милующих Милость, сердца верных согревающая
радуйся не токмо иноцев но и мирян Заступающая
Радуйся Царице Небесная, Горо Тучная, еюже к человецем сниде Бог.

Кондак 3

Сила вышняго осеняет всякого с верою и благоговением припадающаго к честному образу Твоему, покланяяся Первообразу и Богу Слову, яко Цвету благоуханному на усыренной почве Тучной Горы процветшему, емуже со умилением вопием: Аллилуия.

Икос 3

Имуще благое намерение поработати во славу Господню и ради Пречистой Его Матери благочестивый тферитянин Косма потрудися паче уговора с игуменом Воршинским на устроении соборней церкви в честь Вознесения Божия. Той же игумен добрый видя его рвение и благодаря трудника сего рекл еси: избери себе в мзду любую икону, яже зряше во святей обители сей. Трудник же добрый избра позабытый братией на клиросе образ Богородицы и обретши его возопил с веселием к Тебе сицевая:
Радуйся забвенных святынь обретение
радуйся благочестивым и трудящимся вспоможение
Радуйся с неюже сорадуются ангели
радуйся о нейже непрестанно трепещут демони
Радуйся яко в славе вечной пребываеши
радуйся яко во свете любве Отчей с Присносущим Сыном Своим сретилася еси
Радуйся во движениях Духа Божия Благодати исполнилася еси
радуйся Троического благословения в Рождестве Своем сподобилася еси
Радуйся Царице Небесная, Горо Тучная, еюже к человецем сниде Бог.

Кондак 4

Бурю злых прилогов потопляя в благодати сердечней любви Твоей к роду человеческому, иноцы проводиша святую икону Твою. Благочестивый же Косма, испросиша благословения Твоего в путь отыде в дом свой, радостно воспевая за сей многоценный дар Превечному Богу: Аллилуия.

Икос 4

Слышаша о великих милостях Божией Матери но не уразумеша ничесоже и повинуяся обычаям лукавым потомки Космы небреженни ко святей Твоей иконе быша и предаде забвению ю в грязном чулане, мы же видя и в себе множество небрежений, но понуждаемии Тобою исправить нрав свой к благочестию благодарно вопием Ти сице:
Радуйся неумолчный Источниче молитв о нас к Богу Вышнему
радуйся Радосте светлая паче всякия земныя радости
Радуйся ко благому нас Направляющая
радуйся присное попечение и о чадех наших Являющая
Радуйся сирых Усыновление
радуйся вдовиц надежное Заступление
Радуйся душ теплохладных по Бозе Разгорячение
радуйся небреженных ко святыни нелицеприятное Осуждение
Радуйся Царице Небесная, Горо Тучная, еюже к человецем сниде Бог.

Кондак 5

Яко боготечней звезде покланяемся ныне пречестней иконе Твоей зряще ю источником многих исцелений и кладезем всемощныя помощи Твоея супротив силы бесовския, возстающия на верных чад Церкви Божией, ихже восприяла еси в сыновство вкупе со святым апостолом Иоанном, егда Сын Твой Божественный висяй на Древе Крестнем рекл еси: «Жено, се, сын Твой». Мы же благодарне за Матерь таковую рода нашего вопием Христу Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видяще муку сердечную молодой жены от мужнего злаго буйства, яко та не може претерпети боле и готова согрешити несмываемым грехом самоубиения, Приснодева посла единаго святаго от лика преподобных. Сей инок дивный предста пред отчаянной и рекл еси к ней «Куда ты грядешь, безумная?» И повеле ей обрящи на чердаке всечестный и славный образ Владычицы именуемый Тучная Горо и помолитися пред ним и буде ослаба ей и радость велия. И посем инок изчезе. Та же жена соблюла бе реченное и исполниша вся и вся бе тако. Мы же дивящеся чуду сему благодарно вопием ти:
Радуйся домов христианстих от бурь житейстих надежное Защищение
радуйся браков православных доброе Благословение
Радуйся родителей о малых чадех присная Радосте
радуйся чадом убедительное Поучение
Радуйся Попечительная о мудрой и умащенной старости
радуйся радостной и целомудренной юности Наставнице
Радуйся жестоких и злобных мужей умиротворение
радуйся буиих жен тишайшее упокоение
Радуйся Царице Небесная, Горо Тучная, еюже к человецем сниде Бог.

Кондак 6

Проповеда чудо велие от святей иконы Твоей ко всем жителям града Твери, и видя яко дивяхуся и радовася христианы благочестивыя, зряше во святей иконе Твоей готовое Заступление о граде сем, и о всей земли Русской, установися праздник о чуде Богородицы и мы ликуя о сем благодарим Господа поя Ему: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия слава велия о чудесных знамениях бывших при святей иконе Твоей, и привлекла еси к ней мнозих богомольцев, чающих получити от неисчетных щедрот Твоих, и мы ныне помощи от Тебя требуя восхваляем Ти сице:
Радуйся град Твой Тверь от всякия напраслины избавляющая
радуйся и вся иныя грады российстие охраняющая
Радуйся еюже храними и веси вси
радуйся еяже покров покрывает всяк язык православный
Радуйся умаляющая велиих
радуйся удобряющая малых
Радуйся с неюже присно радуемся о грядущем спасении
радуйся с неюже горце плачем о гресех и падениех наших
Радуйся Царице Небесная, Горо Тучная, еюже к человецем сниде Бог.

Кондак 7

Хотящу явити любовь свою всякому человеку грядущему в мир Человеколюбец Бог даровал еси нам Пречистую Свою Матерь яко щедрую Молитвенницу о немощех наших, мы же от нея научаемся добрым навыком молитвы и пения Сыну Ея и Богу нашему: Аллилуиа.

Икос 7

Новая показася радость по Бозе, во терпении и любве, познаем ея благие плоды от молитв и бдений пред иконою Твоею проводимых. Но что праведному бремя легкое, то для грешнаго иго нестерпимое, тако и ныне не все на пир Божиий званнии обретаются аки избрании, обаче Ты и по тем такожде печалуешься и молишь божественнаго своего Сына, да даст ослабу и помощь малодушным и маловерам, ихже Он со святыми своими купно искупи кровию своею. Мы же ведая Твое о нас многогрешных попечение молим тя выну:
Радуйся грешных от греха Воззвание
радуйся скорбных ко смирению Наставление
Радуйся кающимся полное Прощение
радуйся гордым строгое Запрещение
Радуйся воинам Христовым твердость духа и отвагу Подающая
радуйся злочестивых врагов обращающая в страх и трепет
Радуйся уставших от трудов Ослабо
радуйся отчаянных от горя Утешение
Радуйся Царице Небесная, Горо Тучная, еюже к человецем сниде Бог.

Кондак 8

Странное чудо в Тебе показа Господь, яко Дева бе и по Рождестве Дева пребываеши. Не точию во успении пребыла еси и во гробе, но и от земли телесно вознесена бяше Сыном Твоим, аще и в Небесех ныне суща, херувимов честнейши и серафимов славнейши, обаче не обрете Тя отцы боговидцы тамо, понеже Ты абие снизшла еси в помощь людем, научая их пети: Аллилуиа.

Икос 8

Вся бе в вышних но и о нижних присно неотступное попечение имаши. Мы же во образе Тучней Горы видем весь сонм глаголов Божиих к человечеству: Гору Синайскую, тамо Закон Моисею дадеся; Гору Сионскую, тамо обрете народ избранный святыню себе; Гору Фаворскую, тамо открыся апостолом в Сыне Твоем малая часть Силы и Славы Его, Гору Елеонскую от нея же Вознесеся Христос, Гору Афонскую, тамо Ты присно со иноцами до скончания века, яка и с нами зде. Мы же видя в сем образе завет между нами и Тобою Владычице воспеваем Тя сице:
Радуйся православную веру исповедывать всех научающая
радуйся злаго еретичества бежати призывающая
Радуйся Божиих глаголов верное толкование сообщающая
радуйся прежде проглаголанная пророки
Радуйся пастырям в проповедях высокое Вдохновение
радуйся богословам в трудах благое Вспоможение
Радуйся архиереом благосердечным мудрая Учительнице
радуйся иереом молитвенным высокая Вдохновительнице
Радуйся Царице Небесная, Горо Тучная, еюже к человецем сниде Бог.

Кондак 9

Всякое естество недоумеваша о чудней проповеди о Тебе, егда рече древний пророк Захария «Кто ты еси Горо великая, пред лицем Зоровавеля», той же основаша вторый Храм во Иерусалиме, ты же еси основа всей Церкви Божией, питавшая млеком Питающего всех своим Телом и Кровию, ему же песнь воспеваем: Аллилуиа.

Икос 9

Ветия многовещанныя яко юроды гугнивыя жалким лепетом не возмогут прорещи речей вразумительных и о малой толике от безчисленных чудес при иконе Твоей являемых, мы же с любовью и верою припадаем и лобызаем ю и с сердечным трепетом воспеваем Ти сицевая:
Радуйся любовию паче злата и бисера Украшенная
радуйся Крине благоуханный благодати Божией
Радуйся Стамно исполненная чудес яко божественной манны
радуйся Кивоте в немже отобразися образ Божий
Радуйся слезами омывающая грехи чтущих Тя
радуйся Сосуде драгоценный в себе вселенную Сотворшаго имевшая
Радуйся наша Надежда несумненная
радуйся наша Броня и Покрове
Радуйся Царице Небесная, Горо Тучная, еюже к человецем сниде Бог.

Кондак 10

Спасти хотяй матерей многих от греха отчаянния, от греха смертнаго, Ты явила еси от иконы Твоей именуемой Тучная Горо скорое вспоможение чадам их малым от многоразличных скорбей и болезней, радуя и отцев купно радостию велией, да воспоют со всеми чтущими икону Твою Христу Богу: Аллилуиа

Икос 10

Стена крепкая была еси всем к Тебе прибегающим Владычице по прошествие времен возжелала еси Пречистая для чудотворной иконы Твоей имети свой престол в честь нея, и побудила еси древняго старца Коняева, выстроить оный в храме в честь смоленской иконы Твоей. Мы же видя нашего праотца таковое благое попечение, возглашаем Ти сице:
Радуйся старцев благих тихая Радосте
радуйся строителем храмов Божиих неоскудеваемая Помоще
Радуйся исполняющих Заповеди Божии небесная наградо
радуйся разве Тебе иныя по Бозе помощи таковыя не имамы
Радуйся преподобных благая Предводительнице
радуйся мучеников венцами Украсительнице
Радуйся святителей собор на небеси Венчающая
радуйся безмездных добродеятелей Славо
Радуйся Царице Небесная, Горо Тучная, еюже к человецем сниде Бог.

Кондак 11

Пение вознося Тебе внесоша святую икону Твою во храм Смоленский старец рече радостно: «Ныне отпущаеши Владыко», преосвященный же епископ Андрей приял еси Икону сию чудотворную и водрузи ю в иконостас храмовый. Мы же дивяшеся о Промысле Божием иже бе храм той на высоцей горе, иде спасася народ во дни высокого излияния волжских вод, яко ныне же гора сия стала воистину горою Божией, горою Тучною. Памятуя сие воспеваем Богу: Аллилуиа

Икос 11

Светоприимную свещу собою являеши даруя скорбящим очесам облегчение и полное исцеление, людие же увозя в дальние пределы тферския земли благую весть о сем чуде возвещают, яко целебный елей от иконы Твоей являет благодать всемощную. Мы же видя сие с теми воспеваем Ти сице:
Радуйся даже слепым очи отверзающая
радуйся безстыдным их на долго закрывающая
Радуйся глухим доброе слышание
радуйся наушников злых глухота
Радуйся немым уста глаголов благих исполняющая
радуйся злословия источники во веки затворяющая
Радуйся хромых хождение
радуйся расслабенных возстание
Радуйся Царице Небесная, Горо Тучная, еюже к человецем сниде Бог.

Кондак 12

Благодать Твоя подается всем верующим во Христа Бога, злым же и безумным безбожником не знаемо даже слово сие, а не токмо действие благодати сей в человецех. Так и егда богомезкие и богоборные власти безумствуя люте заливаше кровию христианстей град Тферь и низверже храм святый, иже бе икона Твоя «Тучная Горо», нача убивати друг друга и не знаша ни покоя, не радости присно ибо не вем яко пети Богу: Аллилуиа

Икос 12

Поюще Тя и славяще дивные Твои о роде человеческом милости верные раби Божии хотя вновь обрести многомощную себе заступницу, добре постяся и моляся, изобрази внове образ Твой Богородице Тучная Горо и якоже древле той бе во святей соборней церкве Вознесения Воршинской обители, тако и ныне в Вознесенстем храме града Тфери возобновися сего образа почитание, мы же видяше Божию милость о сих граде и храме честнем воспеваем Ти сицевая:
Радуйся от Вознесения к Вознесению пришедшая
радуйся верных себе сынов и дщерей тамо нашедшая
Радуйся к тебе приходящих Радосте
радуйся Тебе покланяющихся Отрадо
Радуйся добрых иконописцев благо творити управляющая
радуйся честных диаконов и иереев спасающая
Радуйся и певчим пети помогающая
радуйся и предстоящих и молящихся Тебе от бед оберегающая
Радуйся Царице Небесная, Горо Тучная, еюже к человецем сниде Бог.

Кондак 13

О всепетая Мати и Заступнице рода христианского. Призри на тяготы и скорби и беды нас отяготившия, ныне колена наша преклонше молим Тя во умилении сердечнем, приими сие малое моление и ниспосли и нам рабом от Тебе рождшагося Бога (имена) помощь, утверждение и вразумление, и сохрани наши семьи в мире, отжени всякую нашу болезнь и тяготу, обрати вспять всякого врага и супостата, привлецы к Себе и соедени в Бозе всех вопиющих Ему: Аллилуиа. Аллилуиа. Аллилуиа.

Сей кондак глаголется Трижды.

Икос 1

Ангели со архангели дивяхуся древнему провидению Божию о Тебе, аще убо царь Давид прорече Тя псаломсте аки Гору Тучную, яко зря удел Твой земный, гору Афонскую, юже тучи покрываша во дне Твоего пришествия на ню, мы же поклоняяся ныне всечестней иконе Твоей славословим Тя сице:
Радуйся Дева Пречистая, паче всех дев архангелом обрадованная
радуйся Жено еяже утроба ширше облак тучных
Радуйся Звездо являющая Солнце
радуйся Семя произрастившее Древо живота вечнаго
Радуйся Двере непроходимая еюже пройде создавший вся
радуйся Попечение о людех неустанное
Радуйся еюже раи обновляется
радуйся еяже молитва непристанно возносится к Богу
Радуйся Царице Небесная, Горо Тучная, еюже к человецем сниде Бог.

Кондак 1

Избранная от всех родов людстих, Пресвятая Богородице, сосуде чистый, Невмещаемого вместившая, Горо, еяже пределы до Царствия Божия достигают и ко Христу возводят зовущих Ти: Радуйся Царице Небесная, Горо Тучная, ею же к человецем сниде Бог.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *