Иконография Николая чудотворца

Содержание

Икона Николая Чудотворца

“Правилом веры и образцом кротости” – называют Святителя Николая. Великий угодник Божий, его имя прославилось во всем мире. В своем отношении к ближнему и в пламенном служении Богу, он нашел отклик в сердцах русских людей, явился идеалом Святой Руси, икона Николая Чудотворца занимает почетное место во всех православных храмах. Защитник бедных и сирот, невинно осужденных и путешественников. Николай Чудотворец почитается, чуть ли ни как – Русский святой, настолько велика к нему любовь в народе.

  • Фото иконы Николая Чудотворца
  • Образ Николая Чудотворца на святых иконах
  • Многообразие икон Николая Чудотворца
  • В чем помогает образ Николая Чудотворца
  • Святые мощи Николая Чудотворца
  • Перенесение святых мощей в Бари
  • Николай Чудотворец – “Русский Святой”
  • Социальный работник своего времени
  • Русский храм св. Николая в Бари
  • История жития Николая Чудотворца
  • Купить икону Николая Чудотворца
  • Рассчитать стоимость иконы

Дорогие братия и сестры, предлагаем вашему вниманию икону, с верою и любовью написанную в нашей мастерской.
Данная икона написана по мотивам знаменитого образа “Николы Можайского”. В сюжет иконы заложено предание о чудесном спасении города Можайска от иноземных захватчиков.

В правой руке святитель держит меч, готовый повергнуть врагов веры православной, в левой храм, как знак покровительства городам русским.
Николай чудотворец одет в архиерейское облачение. В верхних углах иконы изображены: Спаситель с благословляющей десницей и закрытым Евангелием в левой руке и образ Божией Матери “Покров Пресвятой Богородицы”.

Оформление иконы украшено тонким резным орнаментом (гравировкой по левкасу) с росписью.

Образ Николая Чудотворца на святых иконах

Насколько достоверно иконописцы пишут образ святого Николая на иконах? Можем ли мы узнать как выглядел Николай Чудотворец при жизни?
На основе анатомо-антропологических исследовавний святых мощей Николая Мирликийского, которые в 1953 году проводил известный ученый, профессор Луиджи Мартино, установлен истинный облик Николая Чудотворца.

Оказалось что образ святого на иконах, полностью соответствует облику полученному учеными. Это человек невысокого роста, 167- 168 сантиметров, коренастого телосложения. Правельные черты лица с выступающими скулами и подбородком.

А в крипте Базилики св. Николая , за ракой с мощами Николая Чудотворца, находится икона, по преданию написанная на основе прижизненного изображения святого. Чудотворную икону Базилике подарил сербский царь Стефан Урош III в знак благодарности за чудесное избавление от слепоты.

На иконах, Николай Чудотворец узнается сразу- это седовласый старец в архиерейском облачении. Широкий лоб, правильные черты лица. Белая короткая борода и усы. Приветливое, одухотворенное лицо. Большие, лучезарные глаза. Его взгляд одновременно выражает и любовь и строгость.
Святой с любовью взирает на нас с иконы, на людей, несущих в себе образ Божий. Но помимо данного нам Богом образа, Господь призывает нас достичь и Его подобия. И строгий взгляд святого Николая, говорит нам, как мы порой далеки от заповеданной нам Богом цели.

Святитель Николай прошел долгий, полный испытаний земной путь. Он стяжал Божие подобие еще при жизни. Сейчас же, у престола Господа, Николай слышит наши молитвы. И зная все наши немощи и слабости, все потребности душ и тел наших, все наши горести и переживания – не оставляет нас, просит Великодаровитого Бога нашего, благопотребное для душ и тел наших.

Никола Угодник – зовут святого на Руси. Святой угодник – угодник Божий – человек угодивший Богу. Икона Николая Чудотворца являет нам святого угодника. С святого человека изображенного на ней, мы можем брать пример: как надо жить, как правильно расставлять жизненные приоритеты, как можно угодить Тому к Кому стремился святой Николай и обрел искомое.

Многообразие икон Николая Чудотворца

Икона Николая Чудотворца. Иконография Николая Мирликийского обширна и разнообразна. Безграничная любовь русского народа к Николе Угоднику, породила большой спрос на иконы с образом святого. Не только в каждом храме, но и в доме каждой православной семьи из красного угла благословлял Никола всех домочадцев.

Первые изображения святого, стали появляться ещё при жизни святителя. Византийские иконописцы создали иконографию святого, а русские мастера её дополнили и обогатили. И сейчас наши сердца согревает бесконечное множество святых образов, посвященных Николаю Чудотворцу.

Господь прославляет святого Николая и по сей день, являя нам чудеса через иконы Своего угодника. Как много чудотворных икон ныне в православных храмах, какой бесконечной вереницей стекаются к ним верующие люди. Иконы с обликом святого любят и почитают во все мире.
Больше всего в России храмов посвященных Николаю Чудотворцу. Множество деревень и сел носят имя – “Никольское” в честь святого угодника. Его помощи просят и находят ищущие богоугодной жизни.

В чем помогает икона Николая Чудотворца

Через иконы своих угодником Господь посылает нам просимое, потребное и полезное для душ наших. Святые, так же как и мы, шедшие земным путем, знают наши потребности. Они испытывали те же переживания, преодолевали схожие земные трудности.
Прося святого о заступничестве, мы просим чтобы он донес нашу молитву Богу и молитвы святого будут быстрее услышаны, чем искренне будет наше обращение к ним. Икона Николая Чудотворца помогает наладить молитвенную связь со святым заступником. Имея перед собой зрительный образ Николая Угодника, наша молитва не рассеивается на пустые представления и мечтания. По вере просящего Господь через святых дает просимое.

Перед иконой Николая Чудотворца молятся:

О чем просят в своих молитвах святителя Николая Чудотворца:

• о вразумлении врагов и обидчиков
• о помощи в решении финансовых проблем
• о помощи в судебных спорах
• о помощи в решении жилищных проблем
• о возвращении супруга
• об осужденных и находящихся в заключении
• об излечении от рака
• о помощи в делах
• о поиске работы
• о помощи в избавлении от алкоголизма / наркомании и прочих зависимостей
• об успешной операции
• о благополучии детей
• о странниках и путешествующих, моряках, водителях.

Какой иконе Николая Чудотворца молиться

К какой бы иконе Николая Чудотворца вы не обращались, будь то старинный, чтимый и намоленный образ, или простая бумажная иконка, Николай чудотворец услышит чистую молитву человека и подаст потребное душе молящегося.

Святые мощи Николая Чудотворца

В апреле 1087 года, в бухту города Мирликийский, что на побережье Малой Азии, вошли корабли. Моряки высадились на берег, и решительно направились к тому месту, где уже более 7 веков, покоились мощи одного из самых почитаемых святых – Николая Чудотворца.
Поскольку они были купцами, мореходами, часто посещали портовый город и видели, что он находится в тяжелом положении. Над этой территорией влавствовали турки-сельджуки. Жители города днем находились в нем, а ночью покидали город, поднимались наверх – в укрепленное место, а в самой церкви оставались монахи.
Связав монахов, пришельцы взломали саркофаг, похитили честные мощи, и погрузив их на корабль, в спешке направились в город Бари. События той ночи по сей день для одних являются великой печалью, для других – великой радостью.

Еще в 11 веке, после перенесения мощей Николая Чудотворца в Итальянский город Бари, был установлен специальный праздник, посвященный перенесению святых мощей. Этого праздника не знает вселенская церковь, потому что для многих, это является тяжелым событием, тем не менее, для Руси этот день стал восприниматься как праздник. Поэтому в России существует такая традиция, которой нет на православном Востоке, отмечать день памяти Николая Чудотворца два раза – зимой и весной.

Перенесение святых мощей в Бари

В мае 1087 года, корабль с честными мощами прибыл в город Бари. В конце 11 века, юг Италии был захвачен норманами. Византия потеряла контроль над этим регионом, и именно в эту эпоху Бари потерял столичный статус, связанный с пребыванием там наместника византийского императора. Соответственно, лишившись этого статуса, жители Бари лишились источников своих доходов.
Конечно, факт перенесения мощей святителя Николая во многом был обусловлен экономическим моментом. Святитель Николай фактически кормил этот регион в течение многих столетий, потому что Бари стал одним из центров европейского паломничества. Святитель Николай в то время был почитаем не только в православном мире, но и был самым почитаемым святым во всей Европе.
Николая Чудотворец часто вспоминается и на Западе, именно в Нидерландах родился обычай, дарить детям пышные булки в день его памяти. Эти подарки стали связываться с рождественскими подарками. Святитель Николай стал тем самым Санта Клаусом, который так почитаем в Америке, в англоязычных странах, а затем слился с образом нашего Деда Мороза. Но в этом образе была сохранена главная черта. Николай Чудотворец – это защитник, заступник и благодетель. Святитель Николай считался покровителем и детей, и путешественников. В образе его, русский человек видел и заступника, и помощника, и даже спутника для мореплавания. Икона Николая Чудотворца ппослужит прекрасным подарком, выражающим всю глубину любящего сердца.

Николай Чудотворец – “Русский святой”

Святой Николай является одним из самых почитаемых святых в мире. Еще в земной жизни он снискал славу чудотворца, воспринимался как заступник перед Богом, за всех обиженных, голодных, оскорбленных, находящихся в бедах. Более того, он воспринимается как, чуть ли не русский святой, насколько велико его почитание в России.

Самое первое произведение Святителя Николая – это его деяние о трех стратилатах, которое всем хороо известно. И в котором рассказывается о святителе, спасшем от незаконной казни, трех знатных горожан города Мирры, а затем трех стратилатов – трех византийских военоначальников.
В житие Святителя Николая сказано: “соединив кротость с яростью, святитель Христов без всякой боязни вырвал из рук палача меч, бросил его на землю, а затем освободил осужденных мужей от уз. Все это он сделал с великим дерзновением и никто не смел остановить его, потому что слово его было властно и в действиях его являлась божественная сила. Он был велик перед Богом и всеми людьми.

Икона Николая Чудотворца представляет нам образ человека активно помогавшего людям. Когда казнят невинно осужденных, когда похищают у родителей маленького сына и делают из него прислужника, святой Николай, не задумываясь бросается на помощь.

Николай Чудотворец – социальный работник своего времени

Николай Чудотворец – наш современный социальный работник. Все мы помним историю, как он содействовал тому, чтобы спасти жителей Мирликийских от голодной смерти. Все мы помним, как ночью, ради избавления дочерей одного бедного человека от поругания, подбросил мешочек с золотом их отцу чтобы он смог выдать дочерей замуж и тем самым, обеспечил нормальную беспорочную жизнь для юных девушек.

Когда-то святитель по скромности своей не решался принять священнический сан, но однажды во сне ему явился Спаситель во всей своей славе и Пресвятая Богородица, которая возложила на него святительский омофор.

Любовь Русского народа к Николаю Угоднику с веками укрепляется. В каждой православной семье, найдется икона Николая Чудотворца.

Отправляясь в Святую Землю, русские паломники плывут через итальянский город Бари. Россияне с древности стремились поклониться святым мощам Николая. Особенно 19 век познал массовое российское паломничество.

Русский Храм св. Николая в Бари

В начале 1850 года, из Иерусалима в Россию, возвращается русский путешественник Андрей Муравьев. Внезапно, налетевшая буря прибивает их корабль к берегу, недалеко от Мирликийских. Базилика Святого Николая, пришедшая за годы турецкого владычества, в полное запустение, производит на русского путешественника удручающее впечатление: “Совестно мне видеть, как мы, русские, забыли нашего небесного покровителя. Неужели не станет денег на Руси, для чести и памяти Чудотворца, ежедневно призываемого нами в молитвах?”. Начинается сбор средств, но закрепить за Россией это святое место не удается. Пол века спустя, стараниями императора Николая Второго и великой княгини Елизаветы Федоровны, на собранные средства приобретается участок земли в Бари.

Это славная история строительства нашей церкви. И непростой церкви. Предполагалось, что это будет храм-памятник, дом для паломников. И одновременно, свидетельство русского православия на далеком католическом Западе. Думали собрать фотографии всех Никольских храмов, а их тысячи были на Руси, предполагалось привлечь лучших художников. Петров-Водкин получил заказ на роспись и сделал эскизы. Паломники, к сожалению, не попали в это подворье, в тот момент, когда оно было для них построено. Вспыхнула Первая Мировая Война. Подворье послужило россиянам пристанищем в тяжелые годы. Оно послужило нашим беженцам, которые бежали из Европы, охваченной огнем. И чтобы вернуться в Россию, они ехали через Италию.

История жития Николая Чудотворца

Вокруг усыпальницы святого существовало множество рассказов. В них отражаются многие эпизоды именно ранне-византийской истории. Соединить их воедино впервые пришло в голову Михаилу Архимандриту в первой половине 9 века. В 10 веке какому-то святителю пришло в голову дополнить это житие, эпизодами из жития другого святителя Николая – епископа Пинарского, который жил на 2 века позже святителя Николая Мирликийского. Это житие, составленное из двух, и стало основой для всех последующих жизнеописаний святого. Однако самые удивительные чудеса святителя Николая, за которые его так почитают и любят православные люди, относятся как раз к древнему святителю Николаю Мирликийскому – святому 4 века.

Купить икону Николая Чудотворца

В иконописной мастерской “Радонежъ” Вы можете купить икону Николая Чудотворца. Если Ваше сердце склонилось к одному из представленных образцов выполненных в нашей мастерской, мы с верою и благоговением напишем понравившуюся Вам икону. Если же желаемого образа Вы не нашли на страницах сайта, наши иконописцы выполнят икону на заказ по Вашему образцу, либо предложат другие образцы икон Николая Чудотворца из обширной базы иконописной мастерской.

При желании икона Николая Чудотворца может быть освящена в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

Бесплатная доставка по Москве.

Другие образцы икон Николая Чудотворца, выполненные в нашей мастерской.

Мира вам и добра, дорогие братия и сестры, и пусть святой угодник Божий, Николай Мирликийский, сопутствует вам на протяжении всего жизненного пути.

Никола Можайский

Никола Можайский. XIV век

Дерево

Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Никола Можайский» — деревянный образ святителя Николая Чудотворца «Можайского». Долгое время находился на территории Можайского кремля в городе Можайске. В данный момент находится в Третьяковской галерее, Москва.

Известный под именем «Николы Можайского» этот образ стал одним из самых распространённых и любимых на Руси.

История

Первое упоминание

Первые упоминания о Николе Можайском встречаются в памятниках русского народного творчества: былинах «Ванька удовкин сын», «Михайло Потык» и «Садко», действие которых происходит в XII и XIII веках. В то же время следует учитывать, что тексты этих былин были записаны лишь в XIX веке и могут содержать позднейшие добавления. Сам Можайск впервые упоминается в летописях только в 1231 году (а первое вполне достоверное упоминание относится к 1277 году), хотя археологами выявлено существование на территории Можайского кремля укреплений, относящихся ещё к XII веку.

Существует предание о защите Можайска Николой. Следуя ему, Можайск был осажден врагами, а жители города стали молиться Николаю Чудотворцу, и вдруг в небе над собором возник Святитель Николай в грозном виде — в правой руке он держал сверкающий меч, а в левой как бы град Можай, в знак охранения его. Враги в страхе бежали. С тех пор Святой Никола считается покровителем города.

До XII века в районе Можайска существовал небольшой анклав балтского племени голяди. Можайский краевед Н. И. Власьев выдвинул в 1925 году гипотезу, что «один из главнейших христианских фетишей» был создан именно этим языческим племенем, хотя её осложняет отсутствие каких-либо сведений о других примерах почитания на Руси языческих изображений в качестве православных реликвий.

Впервые данная скульптура упоминается в 1495 г. в наказе великого князя московского Ивана III князьям С.М. Ряполовскому и М.Я. Русалке, направлявшимся вместе с великою княжною Еленой Ивановной из Москвы в Литву к ее жениху великому князю литовскому Александру Казимировичу. Затем — в духовной грамоте князя Ивана Борисовича Волоцкого, составленной около 1504 г.

Можайский кремль

Основная статья: Можайский кремль

Деревянный образ был выполнен из дерева неизвестным автором и, вероятно, изначально находился внутри Никольского собора (позднее Старого), который был построен из камня в конце XIV века на территории деревянного Можайского кремля. Примерно этим временем обычно датируют и саму скульптуру. В то же время краевед В. И. Горохов допускал как 1401 год, так и XIII век. Г. Я. Мокеев, датируя сохранившийся образ 1409 годом, полагал, что икона изначально находилась над аркой въездных ворот Можайского кремля, и поэтому допускал, что оригинал иконы мог появиться вместе с появлением крепости и ворот, то есть ещё в XIII веке. А. И. Некрасов датировал статую 1320-ми годами, усматривая в ней влияние католических западно-европейских образцов и связывая её появление с деятельностью митрополита Петра, выходца с Волыни.

Исследователь древнерусской скульптуры А. В. Рындина указала на стилистическое сходство иконы с сербским искусством XIV века, предположив связь образа со скульптурой Николая, установленной сербским королём Стефаном Урошем III у мощей святого в Бари. По мнению Рындиной, появление в конце XIV века в новопостроенном соборе иконы, похожей на произведения сербского искусства, может быть связано деятельностью в это время митрополита Киприана, имевшего южнославянское происхождение. При этом Н. Н. Воронин и Г. К. Вагнер указывали на наличие в декоративном убранстве Старо-Никольского собора черт сербского искусства, допуская участие в его постройке южно-славянских мастеров. Это дополнительно подтверждает связь между постройкой собора и появлением иконы, имеющей сербские стилистические черты.

В конце XV века на каменных Никольских воротах (которые С. А. Шаров-Делоне и И. И. Кондратьев считают построенными одновременно с Старым Никольским собором) появилась церковь Воздвижения (позднее перестроенная в Ново-Никольский собор), куда и была перенесена икона Николы Можайского. Эти ворота описывает итальянец Франческо да Колло, побывавший в Можайске в 1518 году. В то же время результаты проведённой Третьяковской галереей реставрации показывают, что деревянная поверхность иконы могла подвергаться воздействию осадков и перепадов температуры, поэтому можно предположить, что какое-то время икона могла находиться не внутри надвратного храма, а непосредственно над аркой ворот.

В 1541 году старая крепость отстраивается заново после сильного пожара. Память об этом событии сохранила надпись на стене Старо Никольского собора (ныне Петропавловской церкви): «лета 7049-го делали паперть, да и город делали тогож лета пожгле я». После того пожара от укреплений дерево-земельной крепости остались только лишь земляные валы, да обгоревшая белокаменная Никольская башня. После постройки новой дерево-каменной крепости на Никольских воротах находилась вышка для часов с боем, к которым был приставлен часовщик.

В апреле 1606 года в Можайске вместе со своей свитой остановилась Марина Мнишек, ехавшая в Москву. В записках ксендза Савицкого читаем:

Никого не впускают в святыню с оружием, и когда я вошел с одним только кинжалом, протопоп, имевший надзор за церковью, вырвал у меня кинжал из рук, бросил на пол и приказал вынести его за двери.

Он же отмечает, что вход в церковь был во внутренней части крепости с левой стороны и шел через темные сени в коридор по каменной лестнице.

В 1608 году войска Лжедмитрия 2 подошли к Можайску. Гарнизон крепости оказал им сопротивление, но поляки вынудили его сдаться. В записке одного польского ротмистра того же года описывается это событие:

Только в Можайске не хотели было принять его и заперлись в монастыре св. Николая. Но этот монастырь с Острогом стоял на небольшом холме и с соседнего холма можно было видеть, что делается в крепости… Поляки с этого холма стали стрелять из пушек и скоро принудили осажденных сдаться.

Деревянный образ Николы на воротах Можайского кремля в XVII веке

Поскольку паломничество богомольцев в крепостные храмы было явлением заметным и частым, иностранцы иногда называли крепость монастырем святого Николая. Существует предание о короле Виде, о страшной бойне, устроенной поляками можайцам в церкви на воротах и об уносе иконы.

По Деулинскому перемирию, как один из пунктов мирного договора, в 1618 году деревянный образ был возвращен.

В 1683—1685 годах Никольская башня с надвратным храмом была перестроена по приказу патриарха Иоакима.

В 1779 году начинается очередная капитальная перестройка храма на крепостных воротах. Причиной тому являлись трещины в соборе и ветхость старого моста. Но вскоре, из-за хищения церковных сумм, постройка была временно приостановлена.

В 1802 году была начата разборка Можайского кремля. А поскольку камень и кирпич рекомендовалось использовать на ремонт старых храмов, было решено перестроить старый надвратный собор (который становится Ново-Никольским собором).

Ново-Никольский собор

Основная статья: Никольский собор (Можайск)

Для строительства Нового Никольского собора были использованы крепостные Никольские ворота и надвратная церковь. Собор было решено строить в стиле неоготики. Строительство собора продолжалось с 1802 по 1814 год.

Война 1812 года нанесла большой ущерб недостроенному собору. Однако деревянная скульптура Николы Можайского и богатая утварь, спрятанная в подвалах, уцелела.

В апреле-мае 1922 года из собора были изъяты риза и митра с иконы Николы Можайского. Н. И. Власьев в своих тетрадях подробно описывает ризу и делает пометку: «ныне цела, и по словам А. П. Хотулева и Н. П. Виноградова хранится в Кремле в Оружейной палате».

В 1933 году Никольский собор был закрыт, а резная икона Николы увезена в Третьяковскую галерею, где и хранится по сей день.

В данный момент в Никольском соборе находится цветная копия образа Николы. На Торговой площади Можайска в 1998 году установлен памятник работы В. М. Клыкова.

Описание

Размер:182 х 98 см (фигура); 200 х 98 см(фигура с мечом). Дерево, резьба; темпера на клеевой основе без левкаса. Фигура с нимбом вырезана из цельного куска дерева; из отдельных кусков выполнены: голова, кисть руки с мечом, правая поручь, левая рука с градом, часть епитрахили. Деревянная скульптура была украшена серебряной чеканной ризой, на голове была митра, украшенная крупным жемчугом, драгоценными камнями и крестом наверху. Венец, привеска и крест на груди были из червонного золота. Деревянный меч и град были позлащены. В Третьяковской галерее хранятся фрагменты драгоценного убора XVI в.: золотой венец, бывший на нимбе, четыре фрагмента золотой басмы с фелони святителя, а также 69 фрагментов серебряной золоченой басмы с различным орнаментом: растительным (стебель, образующий круг со стилизованным цветком в нем, между кругами четырехконечные крестики с полукруглыми концами, крестики с четырьмя лепестками, четырехлистники, цветок), сетчатым, спиралевидным, чешуйчатым, крестчатым; два фрагмента, образующих деисус, в квадрифолиях — Спас Нерукотворный и поясные изображения Богоматери и Иоанна Предтечи; фрагменты с изображением св. Николая и неизвестного святителя.

Примечания

  1. 1 2 Святитель Николай Можайский. iordanhram.orthodoxy.ru. Дата обращения 20 ноября 2015.
  2. 1 2 3 4 5 Власьев Н.И. Можайск в его прошлом — краткий исторический очерк. — 1925.
  3. Святитель Николай Чудотворец – память 19 декабря. www.pravmir.ru. Дата обращения 20 ноября 2015.
  4. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. — М., 1995. — Т. Т. 1: Древнерусское искусство X – начала XV века. М.: Красная площадь. — С. 197. — 272 с.
  5. 1 2 3 4 5 6 7 Федорова О.В., Ушаков В.К., Федоров В.Н. Можайск. — М: Московский рабочий, 1981. — 288 с. — 30 000 экз.
  6. В.И. Горохов. Историческое прошлое Можайска (рус.) // Газета «По Ленинскому пути». — 1957.
  7. Мокеев Г. Я. Можайск — священный город русских. — М: Кедр, 1992. — С. 42-43.
  8. Некрасов А. И. Древнерусское изобразительное искусство. — М, 1937. — С. 203.
  9. А.В. Рындина. Основы типологии русской деревянной скульптуры «Никола Можайский». Икона и святые мощи (рус.) // Искусство христианского мира. — 2002. — Т. 6.
  10. А.В. Рындина. Символические и иконографические аспекты древней статуи «Николы Можайского» (рус.) // Искусство христианского мира. — 2005. — Т. 9.
  11. Воронин Н. Н. Искусство Северо-Восточной Руси. Т. 2. — М: АН СССР, 1962. — С. 268.
  12. Вагнер Г. К. От символа к реальности. Развитие пластического образа в русском искусстве XIV-XV вв.. — М: Искусство, 1980. — С. 197-199.
  13. 1 2 Кондратьев И. И. История Можайского кремля. — М: ТАУС, 2010. — 232 с. — 1000 экз.
  14. Г.В.Сидоренко. Скульптура «Никола Можайский» в собрании Государственной Третьяковской галереи. Опыт музейной каталогизации (рус.) // Древнерусская скульптура. — 1993. — Т. 2. Ч. 1.
  15. Мокеев Г. Я. Можайск — священный город русских. — Можайск: Кедр, 1992. — 127 с. — 50 000 экз.
  16. В.М. Голиков. Антицерковная политика в Можайском районе 1917-1941 годах (рус.) // Макариевские чтения. — 2014. — № 21. — С. 487-511.
  17. НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ,СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ,НИКОЛА УГОДНИК, РАЗНОЕ069. www.nikola-ygodnik.narod.ru. Дата обращения 20 ноября 2015.
  18. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. — М.: Красная площадь, 1995. — Т. Т. 1: Древнерусское искусство X – начала XV века. — С. 196. — 272 с.
  19. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания.. — М.: Красная площадь, 1995. — Т. Т. 1: Древнерусское искусство X – начала XV века. — С. 198. — 272 с. с.

Литература

  • Кондратьев И. И. История Можайского кремля. — М.: ТАУС, 2010. — 232 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903011-80-3.
  • Федорова О. В., Ушаков В. К., Федорова В. Н. Можайск. — М: Московский рабочий, 1981. — 288 с. — 30 000 экз.
  • Власьев Н. И. Можайск в его прошлом — краткий исторический очерк. — 1925.
  • Мокеев Г. Я. Можайск — священный город русских. — Можайск: Кедр, 1992. — 127 с. — 50 000 экз.
  • Виноградов Н. О древней резной чудотворной иконе Святителя Христова Николая, находящейся в соборном храме города Можайска, Московской губернии. — Можайский Николаевский собор. — М: Типо-Литография И. Ефимова, 1900. — 16 с.
  • Савин А. Г. Можайское наследие № 1. — М: Экон-Информ, 2011. — 35 с. — 1500 экз.
  • Савин А. Г. Можайское наследие № 2. — М: Экон-Информ, 2011. — 38 с. — 1000 экз.
  • Савин А. Г. Можайское наследие № 4. — М: Экон-Информ, 2013. — 43 с. — 300 экз.
  • Ушаков В. К., Николайченко И. И., Овчинников В. М. и др. Справочник Можайского муниципального района. — Администрация Можайского района. — Тверь: Тверской ПК, 2011. — 207 с. — 2000 экз. — ISBN 9.
  • В.И. Куковенко. Масонская архитектура и масоны Можайска. — Можайск, 2006. — 96 с. — 3000 экз.
  • Б.Е. Янишевский. Можайск и его округа в XI-XV вв.. — М: ТАУС, 2010. — 144 с. — ISBN 978-5-903011-78-0.
Это заготовка статьи о скульптуре. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Свято-Никольский женский монастырь.

Краткое описание типов икон святителя Николая

Николай Чудотворец узнаётся сразу (…) Из жития святителя известно, что те, кому он являлся во сне или наяву, либо узнавали его, либо опознавали по иконе (…) Но существует достаточно много изводов того, как он изображается.
Среди всех святых христианского мира святитель Николай имеет самую развитую иконографию: большое число разнообразных типов изображений святого было создано на протяжении десяти столетий как в Византии, так и в России. Древнейшим и наиболее распространенным типом икон святого являются его поясные образы, которые складываются в византийском и русском искусстве в ХI-ХIII вв. Традиционно поясное изображение святителя, который правой, чуть приподнятой рукой благословляет, а в левой держит закрытое Евангелие.

Часто встречаются иконы, на которых вверху, в облачных небесных сферах, располагаются поясные фигуры Христа и Богоматери. Они напоминают о чуде на Никейском Соборе 325 г. На нём разбирался вопрос об учении Ария… (утверждавшего, что Иисус Христос не единосущен Богу Отцу, но сотворен Им – Ред.). Это учение было определено как еретическое, ложное. Во время споров святитель Николай ударил Ария по щеке. Собравшиеся на Собор отцы решили, что такое проявление ревности недопустимо и общим решением лишили святительского сана Николая и заключили его в темницу. Однако, многим из них было видение во сне, в котором Сам Господь вручил ему Евангелие, а Пресвятая Богородица одела на него омофор. После этого святителю вернули сан архипастыря. Такие изображения известны в русской иконописи с конца XIII в. Описание этого события в житии святого в русской письменности входит в так называемую некнижную редакцию «Жития Николы», получившую распространение в ХV-XVI вв.

Традиционными являются изображения святителя Николая с закрытым Евангелием в руках, к менее распространенным относятся иконы святителя с раскрытым Евангелием. Такие образы в русской иконописи известны с XIII века. Евангелие, которое св. Николай держит в руках, раскрыто на страницах, откуда взято начало текста службы святому угоднику. Интерес к этой иконографии и особое ее распространение приходятся на позднейшее время XVIII-XIX веков.
Другим древнейшим типом являются ростовые изображения святителя. В русской иконописи получает распространение особое изображение святого Николая с разведенными в стороны руками, напоминающее тип «молящийся (оранта)». В греческих памятниках при ростовых изображениях епископов использовался другой тип, с прижатыми к торсу руками. Приведенный первый тип известен и в Византии, но встречается крайне редко. В русском искусстве он появляется в XIII в., а распространяется в XIV в., в том числе в житийных иконах. Полагают, что этот иконографический тип восходит к древней (не сохранившейся) иконе св. Николая, привезенной из Корсуни в 1225 г. в город Зарайск. Поэтому он получил название Зарайского.
Иконографический тип Николы Зарайского становится наиболее излюбленным в житийных иконах святителя. Они изображают деяния святителя при жизни и после смерти. Житийные образы святого Николая известны на Руси с ХIII-ХIV вв. В это время складываются основные группы сюжетов: рождение и обучение грамоте, поставление в священники, помощь в бедах. Традиционно завершает повесть о жизни и деяниях святителя рассказ о перенесении мощей св. Николая итальянскими купцами из разоренных турками Мир Ликийских в южно-итальянский город Бари в 1087 г. Этому событию на Руси придавали особое значение: «Перенесение мощей» становится одним из центральных праздников. С XIV в. этот сюжет входит в число обязательных в житийных иконах св. Николая в Средней Руси; позже, к XV в. он утверждается в новгородских и псковских памятниках.
Вариантом иконографического типа Зарайского становится Никола Можайский; он известен как самостоятельный образ, но в ряде случаев он становится центром композиции в житийных иконах святого. В среднике представлен св. Николай в рост с мечом и храмом в руках, вверху по сторонам от его фигуры изображены Иисус Христос с Евангелием и Богоматерь с омофором в руках. Прототипом этого образа считается статуя свт. Николая, установленная на городских воротах или в городском соборе Можайска. Чудо от этого образа, послужившее спасению города от вражеской рати, положило начало его прославлению и распространению этого изображения.
Известны и оплечные образы свт. Николая Чудотворца. Все сохранившиеся иконы данной иконографии относятся ко второй половине XVI в. Интересно, что за пределами XVI в. подобные образы не имели большого распространения, зато в XIX в., особенно в старообрядческой среде, их популярность возрастает.
Память свт. Николая совершается дважды в год: 6 (19) декабря и 9 (22) мая, т.е. зимой и летом. В связи с этим в обиходе праздники называют ещё: «Никола зимний» и «Никола летний», относя к ним изображения святого в митре и без неё.
Святителю отче Николае, моли Бога о нас!

Икона св. Николая Чудотворца: история, значение, фото, в чем помогает

На Руси иконы св. Николая Чудотворца с давних времен являются одними из наиболее почитаемых святынь. Перед ними возносятся молитвы по поводу самых различных жизненных обстоятельств и, произнесенные с искренней верой и упованием на ходатайство перед Господом Его честного угодника, бывают непременно услышаны.

Поясное изображение святителя Николая

В православной традиции иконография св. Николая подчинена строго установленным канонам, допускающим лишь несколько возможных вариантов написания. Наиболее распространенным среди них является поясное изображение, на котором правая рука святителя воздета в благословляющем жесте, а левая прижимает к груди Евангелие.

На иконе св. Николай Чудотворец представлен облаченным в архиерейскую фелонь (ризу) – верхнее богослужебное одеяние без рукавов пурпурного или красного цвета. Отметим, что во времена раннего христианства она была всегда белой, но в последующие времена эта традиция ослабла.

Кроме того, непременным атрибутом его убранства является омофор – широкая и длинная лента с изображением крестов. Левая рука святого, держащая Евангелие, покрыта ризой, что является знаком его особого почтения к Божественному Слову. Такой образ наиболее распространен, и его можно увидеть во всех православных храмах. Он же является непременной составляющей большинства домашних иконостасов.

Особенности ростового образа святого

В качестве иного варианта написания иконы св. Николая Чудотворца можно упомянуть его ростовой образ, на котором мирликийский чудотворец представлен во весь рост, что понятно из самого его названия. Облачение на нем то же, что и на поясных иконах, но в этом случае традиция допускает различные положения рук. Чаще всего, традиционно − правой рукой святитель благословляет зрителя, а в левой держит Евангелие. Однако нередко обе его руки изображаются воздетыми вверх, что соответствует молитвенной позе Пресвятой Богородицы в Ее иконографических вариантах типа «Оранта» (Молящаяся).

Икона – защитница городов

Существует и еще один весьма характерный тип икон св. Николая Чудотворца. Фото одной из них приведено в статье. На ней он, стоя во весь рост, в правой руке сжимает меч, а в левой держит уменьшенное изображение крепости. На иконах подобного рода епископ мирликийский представлен защитником православных городов и именуется «Николой Можайским». Традиция написания этого образа связана с легендой, согласно которой в давние времена к Можайску подступили полчища татар, и его жители, не чая иного спасения, вознесли святому молитвы о помощи.

Их сердца были до того исполнены верой, а слова полны горячего чувства, что внезапно в небе над собором появился сам Николай Чудотворец с мечом в руках. Его вид был столь устрашающим, что поверг в бегство врагов и преисполнил радостью горожан. Тогда же он был признан небесным покровителем Можайска, и его образ, связанный с этим городом, начали широко почитать во всей Древней Руси.

Значение иконы св. Николая Чудотворца

В чем помогает образ, и какова его роль в жизни верующих людей? На этот вопрос невозможно дать односложный ответ. Известно, что, согласно мнению большинства богословов, по своему значению святитель Николай сопоставим лишь с Пресвятой Богородицей, которой возносят молитвы и прошения, касающиеся всех сторон человеческого бытия. Именно поэтому и перед образом мирликийского святителя принято открывать душу, изливая свои самые сокровенные чаяния, и просить его помощи во всех без исключения жизненных ситуациях.

Православная Церковь учит, что, стяжав Царство Небесное, святые получают от Господа благодать творить чудеса прежде всего в том, в чем сами изрядно преуспели во дни земной жизни. Именно поэтому значение иконы св. Николая Чудотворца столь велико, ведь находясь в тленном мире и совершая архипастырское служение в ликийском городе Миры (Малая Азия), он являл собой неиссякаемый источник любви к ближним и, не жалея сил, радел об их нуждах.

Покровитель путешествующих

Глубоко понять, в чем помогает икона св. Николая Чудотворца, можно лишь вспомнив деяния, свершенные им на жизненном пути. Так, имея некогда Божье благословение совершать длительные путешествия, стяжав после своей блаженной кончины Царствие Небесное, святитель неизменно ходатайствует обо всех, кто находится в пути.

Не перестает он молить Господа и о пребывающих во власти водной стихии, поскольку сам когда-то чудесным образом спасся от гнева бушующих волн. Во все времена перед его честным образом звучали и продолжают звучать молитвы о помощи плавающим и путешествующим, а сам он считается покровителем моряков.

Заступник немощных и плененных

Со страниц Жития святителя Николая известно, что еще в молодые годы Господь даровал ему благодать воскрешать мертвых − достаточно вспомнить эпизод с матросом, упавшим с мачты, разбившимся насмерть и возвращенным к жизни силой его молитвы. Этим святой дал основание просить своего ходатайства перед престолом Божьим о ниспослании здравия страждущим и спасении от преждевременной смерти всех верующих в милосердие Всевышнего.

Внимательно изучая жизнеописание Николая Чудотворца, нетрудно найти основания молитвам, возносимым за тех, кто оказался за тюремной решеткой, поскольку сам угодник сподобился претерпеть эту тяготу. Попавшим туда безвинно он вымаливает у Бога скорейшее освобождение, а преступникам – искреннее раскаяние и облегчение страданий. Известно немало случаев, когда сам угодник Николай Чудотворец являлся пленникам и спасал их от неминуемой смерти. Особенно много таких эпизодов было во времена большевистских гонений на Церковь.

Защитник жертв произвола

Как известно, во дни земной жизни святитель, заступаясь за жертвы притеснений, бесстрашно вступал в конфликты с сильными мира сего, подвергая опасности самого себя, усмирял гнев владык. Эту благодать Господь сохранил за ним и после блаженной кончины. Поэтому испокон века считается, что среди многочисленного сонма святых, обретающихся у Престола Божьего, нет лучшего, чем он, защитника, и молитвы о помощи, вознесенные перед иконой св. Николая Чудотворца, необычайно благодатны. Недаром в одной из них (текст приводится в статье) его именуют «теплым заступником» и «скорым помощником» во всех скорбях.

Иконы св. Николая Чудотворца у старообрядцев

На протяжении многих веков этот образ пользуется неизменным почитанием и у старообрядцев – представителей русского православия, отколовшихся в XVII веке от официальной Церкви ввиду неприятия ими религиозной реформы патриарха Никона. Этот конфликт, продолжающийся уже три с половиной столетия, не получил разрешения и по сей день.

Однако,ю полагая, что не они отошли от истинного православия, а уклонилась от него сама официальная Церковь, старообрядцы, или, как их принято называть – раскольники, выступают защитниками канонов, установленных в византийской и древнерусской иконописи. В то же время в иконах, созданных их мастерами, прослеживается немало отличительных черт.

Образ, отвращающий от греха

Примером тому служит образ, известный под названием «Никола Отвратный». Он характерен тем, что на нем лику святого чудотворца, занимающему почти всю доску, приданы особо суровые черты, а его очи отведены в сторону, как бы отказываясь взирать на беззакония, творимые людьми. Исследователи полагают, что появился этот тип иконы св. Николая Чудотворца у кержаков – членов старообрядческих общин, селившихся, начиная с XVIII века, в Нижегородской губернии по берегам реки Керженец. Они были особо ярыми приверженцами «древлего благочестия», и образ Николая Чудотворца, рожденный в их мастерских, должен был, прежде всего, отвращать людей от греха, наполнившего мир после богопротивной, по их мнению, Никоновской реформы.

Литые старообрядческие иконы

Продолжая разговор об истории иконы св. Николая Чудотворца, нельзя не вспомнить и особый ее вид, получивший в период XVIII – XIX веков распространение среди многочисленных представителей старообрядческих общин. Это так называемые врезные или, попросту говоря, медные литые иконы, имеющие при этом целый ряд характерных черт. Фото одной из них можно увидеть в статье.

Впервые появившись на Урале и в Западной Сибири, они неоднократно попадали под запрет церковных и светских властей как не соответствующие установленным канонам. Несмотря на то, что в указанный выше период медное литье, лежащее в основе технологического процесса их изготовления, развивалось среди всего православного населения России, производство такого рода икон, не получившее благословения со стороны высшего священноначалия, строго преследовалось по закону. Мастерские, в которых они отливались, подлежали закрытию, а на их владельцев налагались значительные штрафы.

Святитель Николай, широко почитаемый представителями всех направлений христианства, испокон века пользуется любовью на Руси, где в его честь возведено множество храмов. В каждом из них наряду с образом Спасителя и Его Пречистой Матери – Девы Марии, можно увидеть и божественное изображение мирликийского чудотворца. Его память отмечается дважды в год: 9 (22) мая и 6 (19) декабря. В эти дни в храмах особенно многолюдно, а перед образами святого не гаснут свечи и не смолкают молитвы о его ходатайстве перед Престолом Всевышнего и заступничестве в бедах, сопутствующих людям на их жизненном пути.

Икона святителя Николая Чудотворца Мирликийского: значение святого образа для христианского мира

Изображение Николая Чудотворца на иконе имеет большое значение во всем христианском мире. Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, который стал великим Божьим угодником, искренне любят и почитают католики, православные. Нет христианского храма или дома, где бы ни было образа Николая Чудотворца. Часто его фигуру изображают возле Господа Иисуса Христа. Православная церковь празднует дни Николая Чудотворца три раза каждый год:

  • День рождения святого – 11 августа (по старому стилю 29 июля).
  • Последний день его земной жизни – 19 декабря (по старому стилю 6 декабря).
  • Дату прибытия мощей святого в город Бари – 22 мая (по старому стилю 9 мая).

Святой еще при жизни славился большим помощником людей во всех их проблемах, поэтому к нему с горячими молитвами идут, чтобы просить о содействии и защите. Российским народом святой уважаем и почитаем уже много веков. Почти каждый, даже небольшой, город имеет храм, посвященный Николаю Угоднику. Это и главный собор северной столицы России – Санкт-Петербурга, а также славная Никольская башня, венчающая Московский Кремль.

Со знаменитой башней, возведенной в 1491 году, связано чудесное событие, в реальности которого нет сомнений. Сооружение было украшено ликом святого. 1917 года, когда на территории Москвы бесчинствовали солдаты армии Наполеона, враги предали огню и мечу весь город. Несмотря на сильные повреждения и разрушения, само изображение Николая Угодника сохранило целостность.

Жизненный путь Николая Чудотворца

Как свидетельствует жизнеописание Николая Чудотворца, он родился во второй половине третьего века (около 280 года) в городе Патары Ликийской области. Тогда эти территории южного побережья Малоазийского полуострова являлись греческой колонией.

Детские годы

Родители Николая были состоятельными благочестивыми людьми, поэтому мальчик получил начальное образование, рос достойным христианином. С юных лет его отличали от сверстников серьезность, спокойствие, любовь к мудрости книг Священного Писания, к церковной службе. Дни напролет он проводил в стенах храма, а когда приходила ночь, читал священные книги и молился.

Служение

Увидев благочестие и духовные устремления юного Николая, дядя, епископ Патарский, которого также звали Николаем, взял его в церковь чтецом. Немного позже он сделал молодого человека своим помощником, рукоположил в сан пресвитера, поручив поучать прихожан. Так, Патар стал местом, где начался христианский подвиг несения Слова Божия святого Николая Угодника.

Существует еще одна версия жизнеописания, согласно которой совсем еще молодой священник сразу стал епископом Мирры по решению собора епископов Ликии. Такое быстрое восхождение в IV веке было возможным. После смерти отца и матери молодой священник стал наследником семейного состояния, всецело используя его для помощи нуждающимся людям. Причем всегда свершал добрые дела и пожертвования тайно, бескорыстно, избегая благодарности и славы. Первые годы служения церкви Николая Чудотворца совпали с годами правления императоров Диоклетиана и Максимиана (до 305 года), которые систематически преследовали христиан. Гонения на последователей Иисуса Христа в разных регионах Римской империи продолжались до 306-311 годов.

После совершения паломничества к святыням Иерусалима Чудотворец хотел стать одним из палестинских отшельников, но по воле Господа изменил свое решение. Всевышний явился к священнику во сне и открыл, что его истинное предназначение – это служение Богу на родной земле. Удивительные происшествия случились уже во время следования к Святой Земле. Молодой путешественник дважды смог успокоить бурные морские воды, угрожающие кораблекрушением, и вернул к жизни матроса, который упал с мачты.

По возвращении на Ликийскую землю святитель, желая избежать известности, славы от жителей родного города, направился в Мирру (центр Ликии). Как раз тогда епископский собор был занят вопросом избрания архипастыря. Божьей волей и решением собрания должность была отдана Николаю. Такое внезапное быстрое возвышение смутило священника и повергло в растерянность. Тогда для укрепления веры и силы к юноше пришел Господь вместе с Пресвятой Богородицей. Они передали Николаю Евангелие и омофор, сказав, что ожидают от священника не отшельнического служения, а прославления Божьего Имени. Это чудо часто изображают на образах Николая Чудотворца.

Несмотря на высокое уважаемое положение, образ жизни архиепископа Николая почти не изменился. Он остался простым, скромным, трудолюбивым. Молитва и пост занимали много времени. А главной заботой Николая Чудотворца осталась помощь всем, кому она была нужна: бедным, богатым, здоровым, немощным, молодым, старым.

Невзирая на скромность, чистоту, святитель, когда было нужно, становился ревностным и настойчивым защитником Христовой Церкви. Вместе с соратниками он находил храмы, места жертвоприношений язычников Мирры и пригородных земель, разрушал их, уничтожая идолов, активно привлекая заблудшие души к Истиной Вере. 325 года состоялся Первый Вселенский собор (который принял Символ Веры), среди его активных участников присутствовал святитель. Вместе со славными защитниками Веры – Спиридоном Тримифунтским, папой Римским, Александром Александрийским, святым Сильвестром (и еще 312 священниками) – противостояли агрессивным нападкам еретика Ария.

Согласно с некоторыми источниками, Николай при всех дал богоборцу увесистую пощечину. За этот поступок священника на время лишили сана епископа, а затем взяли под стражу. Но Господь чудесным образом избавил защитника Веры от несправедливого наказания. Позже, будучи в сане архиепископа, он сам много раз освобождал христиан из заточения и даже сохранял жизнь тем, кого невинно приговорили к казни. После освобождения и восстановления в сане святитель Николай снова вернулся к своим обязанностям, продолжая сеять слово Истиной Церкви, борясь за чистоту Веры против лукаво мудрствующих, еретиков, сомневающихся. Священник искоренял семена неверия, сомнений, чтобы укрепить слабых, излечив их неспокойные души.

Святитель Николай отошел в лучший мир в преклонном возрасте приблизительно в 345-351 году. Он прожил благочестивую, полную сострадания и помощи людям жизнь, священник был щедрым, добрым человеком. Служение Господу и Вере стало его смыслом и призванием не только во время земной жизни, но и поныне. Святого Николая почитают великим христианским помощником во многих странах мира. Множественные чудеса, творимые при жизни, и помощь, даруемая верующим, до сегодня сделали образ Николая поистине легендарным.

Почитание святого Николая Чудотворца

Николай Чудотворец – особо почитаемый Православной Церковью святой. Путешествующий по Руси итальянец А. Гваньини (XVI век) засвидетельствовал, что более других русские чтут Николая Угодника, воздавая ему почести, почти такие же, как и Богу. Конечно, иноземец слегка приукрасил действительность, но подметил верно – множество русских храмов посвящено святому, простые люди часто обращаются к его помощи и заступничеству. Многочисленные иконы, новые иконографические сюжеты, связанные с реальными чудесными случаями являются ярким подтверждением участия святого в разрешении проблем верующих.

Мощи святого Николая в Италии

Почитание Николая Чудотворца (архиепископа Мирликийского) на его родине берет начало в скорости после его кончины (во второй половине IV века). Византия пришла к этому позже – к VII веку. Так, Константинопольский Патриарх Симеона Метафраста, характеризуя святого Николая, писал, что это был старец с ангельским ликом, на нем каждый видел печать святости и Божией благодати. От образа исходило светлое сияние. Тот человек, который смотрел на него, сам совершенствовался, становился лучше. А опечаленные, страдающие души обретали утешение.

Завладеть мощами святого угодника стремились многие. В том числе жители Бари. Таким образом они желали вернуть своему городу значение духовного центра. Барийцы явились к месту захоронения Чудотворца, предложили монахам за вознаграждение отдать реликвии. Когда иноки отказались, итальянцы связали их. Мощи святого угодника Николая покинули гробницу с наполненным миром саркофагом в Мирах Ликийских, после чего были переправлены на корабле в Бари (на юг Италии).

Корабли пристали к берегу Бари 9 мая. Мощи торжественно перенесли в стоящий недалеко храм святого Стефана. Во время шествия происходили чудотворные исцеления, что усиливало радость и духовный подъем встречающих реликвии горожан. Спустя один год под руководством аббата бенедиктинской обители Илии специально для помещения святых реликвий возвели и освятили новую церковь – базилику святого Николая. Мощи святителя хранятся здесь до сегодняшнего дня.

Иконография образа Николая Чудотворца

Практически сразу после Крещения Руси (XI век) повсеместно распространяется почитание Николая Угодника. Самым ранним изображением святого является роспись храма Святой Софии в Киеве. Интерес вызывает фреска киевского Михайловского Златоверхого монастыря (находится в Третьяковской галерее). На изображении святой стоит в полный рост, благословляя всех правой рукой, а левой держа открытое Евангелие

Другой древний способ изображения святителя Николая – по пояс. Святой держит левой рукой закрытое Евангелие. Подобные образы первыми стали писать Византийские иконографы, работающие с XI по XIII век. Российская икона Николая Чудотворца этого типа раньше принадлежала Новодевичьей обители (Смоленский собор). Старинный образ XII века попал в Москву из Новгорода благодаря Ивану Грозному. Сейчас святой лик хранится в Третьяковской галерее.

Образы Николая Угодника Смоленского собора привлекают своими изображениями на полях. Центр верхней части демонстрирует Престол уготованный (символ второго пришествия); по обе стороны от Николая – находятся Дамиан, Косьма. Боковые поля, раскрашены тремя рядами святых: в полный рост святые Борис и Глеб с мученическими крестами, мечами в ножнах; мученики Лавр и Фрол; святые жены-мученицы, чтимые Новгородской земли, преподобная мученица Домна и Евдокия; Фотиния и Параскева (оплечно). В Государственном Русском музее сегодня хранится Новгородская икона Николая Чудотворца (из Свято-Духовой обители), образ написали около средины XIII века. Его композиция также включает изображения местночтимых святых города Новгород.

Образцы икон Николая Чудотворца XI-XIV веков формируют традицию житийных икон святого. Широкое распространение в Италии, на Руси, Балканах получили образы со сценами из жизни святителя. Самыми древними житийными русскими иконами считают новгородский образ погоста Любони, датируемый XIV веком, а также коломенская икона святителя Николая в сокровищнице Третьяковской галереи.

Если сравнить популярность образа Николая Чудотворца в разных странах христианского мира, то наибольшей она является именно в России. Поэтому часто можно услышать, что это истинно русский святой. Возможно потому, что его образ многогранен: святитель, опора Церкви, борец с ересью, покровитель властителей, путешественников и защитник бедных, заступник за всех несчастных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *