Икономия и акривия

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА От греч. Oikonomike – искусство управление домашним хозяйством. — презентация

1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА От греч. Oikonomike – искусство управление домашним хозяйством

2 Экономика Сфера общественной жизни, система, которая обеспечивает всем необходимым – жильем, питанием, одеждой, услугами Развивается по собственным объективным законам (отличных от политики, права…)

3 Части экономики Макроэкономика (На уровне общества, объясняет что нужно делать государству – стратегия экономического развития) — Производство ВНП — Уровень инфляции — Уровень безработицы — Доходы и расходы бюджета — Сальдо торгового баланса Микроэкономика (деятельность субъектов: предпринимателей, фирм, потребителей; объясняет как и почему принимаются решения на низшем уровне) — Почему производится один товар и игнорируется другой

4 Экономика теория и практика

5 Экономика Теория – наука, изучающая законы функционирования хозяйства, рациональную организацию деятельности людей. Практика – хозяйство страны или региона.

6 Теория Возникла в древней Греции – ойкос – дом, номос – закон. Впервые встречается у Аристотеля и Ксенофонта. В 1615 году француз Антуан Монкретьен опубликовал «Трактат о политической экономии». В настоящее время – экономическая теория.

7 Экономическая теория Это наука о поведении людей в процессе производства, распределения, потребления и обмена благами и услугами, информацией в условиях ограниченных ресурсов. Выявляет принципы, согласно которым должно быть организовано хозяйство. Выделяет экономические категории (рынок, цена, спрос, Собственность) и экономические законы – выявленные путем научных исследований наиболее существенные, постоянно повторяющиеся, причинно- следственные связи….

8 История экономической теории Аристотель выявил потребительскую и меновую стоимость Платон модель идеального государства на основе разделения труда Меркантилизм – первая школа полит экономии вв, экономика рассматривалась как наука о денежном или торговом балансе страны. Страна становится богаче – когда в ней накапливается больше золота и серебра, главный источник богатства – неэквивалентный обмен во внешней торговли. Стал теоретической основой протекционизма.

9 История экономической теории На смену меркантилистам пришли физиократы ( с греч. – власть природы). Ф. Кенэ, А.Тюрго 18 век. Считали что богатство страны наращивается не золотом, а дарами земли, поэтому считали земледелие – главным занятием.

10 История экономической теории Родоначальник классической политической экономии А. Смит стал рассматривать производство как источник богатства, который управляется невидимой рукой рынка. Проанализировал капитал, ренту, прибыль и обосновал роль государства в рыночной экономики как «ночного сторожа». Д.Рикардо – распределение (ведущий фактор производства – труд).

11 История экономической теории К.Маркс и Ф.Энгельс («Капитал» 1864) стали родоначальниками марксистской политэкономии вывели теории трудовой стоимости, прибавочной стоимости, изучили производственные отношения присущие определенной экономической формации. Важную роль в практической реализации положений марксистской политэкономии о социализме и соц.революции сыграл Ленин В.И.

12 История экономической теории Неоклассическая школа (19 век) Институализм (20 годы ХХ века) Кейнсианство (1936 г.- обосновал необходимость государственного регулирования экономики) Монетаризм (к. ХХ века Фридман амер. экономист – обосновал необходимость гос вмешательства только поддержанием стабильности денежной массы) Неоинституалисты (н.ХХ1 – изучают поведение субъектов и вводят дополнительные ограничения – брак, семья, коррупция, профсоюзы, традиции, законы)

13 Экономическая теория (фундаментальная) Менеджмент Информационные технологии Прикладные науки Маркетинг. Финансовый анализ. Аудит Кредит Прикладные науки Экономика труда. Экономика с\х. Прикладные науки Экономическая география Социология Демография Статистика История экономики История экономический учений

14 Экономика (практика) Хозяйственная система, многоуровневая, сложная, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества Система включающая производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг.

15 Экономическая деятельность Производство Распределение Обмен Потребление распределение обмен потребление производство

16 экономика производство потребление распределение обмен Фирмы организации Люди, организации Органы государственной власти, банки рынок

17 экономика производство потребление распределение обмен Изготовление мебели. Медицинские услуги. Продажа квартир. Сбор налогов. Передача права пользования земельным участком. Составление бюджета. Товарообмен между предприятиями. Обед в ресторане. Покупка продовольственных товаров. Получение пенсии. Розничная торговля. Изготовление витрин. Использование в быту отопления. Индивидуальн ый пошив одежды. Выплата пособий на детей. Посещение бассейна. Приобретение медикаментов

18 Практика Экономика как хозяйство – это система обеспечивающая превращение ресурсов в блага. Благо – все, что удовлетворяет потребности людей. Ресурсы – совокупность природных, интеллектуальных, социальных сил для создания благ. В связи с тем, что потребности безграничны, а ресурсы ограничены – возникает проблема выбора. Суть – наилучшим образом использовать ограниченные ресурсы для максимального удовлетворения потребностей.

19 Виды и причины ограниченности ресурсов Природные Материальные Трудовые финансовые

20 Почему возникает проблема выбора? Потому что есть множество способов удовлетворять потребности человека (технологии) Разные способы организовать производства того или иного товара Применять тот или иной вид ресурса Реальный доход членов общества ограничен товарами и услугами, которые произведены в обществе Найти наилучший вариант применения ресурсов из всех возможных — в этом смысл выбора как экономической проблемы. Критерий — эффективность и рациональность.

21 Производство Процесс создания экономических благ и услуг Представляет собой взаимодействие факторов производства – используемые в производстве экономические ресурсы, от которых зависит объем выпускаемой продукции Факторы производства труд земля капитал Предприни- мательство

22 Факторы производства и приносимые ими доходы Факторы производства труд Заработная плата земля рента капитал процент Предприни- мательство прибыль

23 Распределение Стадия, на которой определяются доли произведенного продукта или дохода от его продажи. Соблюдение пропорций, в которых произведенный продукт делится между участниками производства, а также между людьми, не участвующих в нем. 1. Уравнительный принцип 2. По потребностям 3. По труду 4. По вложенному капиталу

24 Обмен Фаза воспроизведенного процесса, в процессе которой взамен произведенного продукта субъект получает деньги или другой продукт (бартер)

25 Потребление Заключительная фаза воспроизводства на которой произведенный продукт используется (длительное пользование) или уничтожается (потребление продовольствия) Потребление определяет уровень жизни.

26 Роль экономики в жизни общества Как хозяйство обеспечивает жизнь людей, создает материальные условия для всех видов деятельности – научной, культурной, спортивной, семейной… Каждый человек является участником экономической деятельности Как наука выполняет познавательную, критическую, практическую, прогностическую функции

27 Главные вопросы экономики Что производить ? Как производить? Для кого производить?

28 Типы экономических систем экономика Командно- Административная (плановая) Чистый капитализм (рыночная) традиционная смешанная

29 Традиционная экономика Основана на традициях Наследственность и касты диктуют роли участников Технический прогресс ограничен Религиозные и культурные ценности первичны

30 Чистый капитализм (эпоха свободной конкуренции или первоначального накопления капитала) Частная собственность на средства производства Роль государства ограничена эмиссией, защитой собственности, установлением правовой базы Управляется рынком и ценами Субъекты максимилизируют свои доходы

31 Командная экономика Все решения по основным вопросам принимает государство Государство собственник средств производства, собственник ресурсов Централизованное планирование Административное ценообразование Жесткое распределение ресурсов Отсутствие конкуренции Отсутствие заинтересованности в результатах труда

32 Смешанная экономика (гибрид чистого капитализма и командной экономики) В основе рыночная экономика (спрос, конкуренция, цена, предложение) Частная собственность на средства производства Государство активно вмешивается

33 Заполните таблицу: Вопросы экономики традиционная рыночная Централи зованная смешанная Что производить? Как производить? Для кого производить?

34 О каком типе экономике рассказывает стихотворение? Тут продается с молотка что только захотите – К примеру, плавки Спартака и лифчик Нефертити. Тащи хоть сломанный комод, хоть дохлую гиену – Всегда найдется идиот, который спросит цену. Тут вся товар необходим и сбыть его не трудно, Тут продается даже дым с костра Джордано Бруно. Здесь вы отыщите легко – Хоть сей товар и дорог! Не только птичье молоко, но даже птичий творог.

35 О каком главном принципе рынка идет речь? Константин Гурдин. Фруктовый взрыв.

36 Заполните таблицу, поставив + напротив факторов ресурсытруд земля капитал Автомобиль Залежи каменного угля Электростанция Машинист электровоза Горная река

37 Что позволило Генри Форду добиться успеха в производстве автомобилей?

38 Экономический цикл Последовательная смена спадов и подъемов экономического развития циклического характера. Уровень активности Уровень активности время

39 Экономический цикл 1 фаза – спад 2 фаза – депрессия 3 фаза – оживление 4 фаза — подъем Уровень активности Уровень активности время

40 Естественный процесс Имеет две стороны (разрушительную и оздоровительную) В ХХ1 Веке кризисы чаще чем в ХХ вв Правительство готовит стабилизационные программы Экономический цикл

41 Экономический рост Увеличение ВВП за год по сравнению с предыдущим годом (номинальный ВВП). Увеличение ВВП, которое обеспечивает больший объем выпуска конечных товаров и услуг в среднем на каждого жителя страны (реальный ВВП).

42 Экономический рост ВВП США 1973 – 1, 300 млрд. дол ВВП США 1978 – 1, 500 млрд. дол Но: спад производства, повысились цены — А население выросло Следовательно экономического роста на душу населения – нет! Статистика свидетельствует, что в развитых странах идет падение экономического роста

43 Статистические данные экономического развития России можно получить на сайте Госкомстата России

Управление как искусство

Понятие об управлении как искусстве, т. е. способности эффективно применять накопленный опыт на практике, сложилось еще в древности, когда границы мира искусства и мира науки не осознавались сколько-нибудь отчетливо. Искусство управления накапливалось в течение всей истории развития менеджмента, насчитывающей, как известно, несколько тысячелетий. Начало положило зарождение письменности в древнем Шумере, одним из важнейших результатов кото
рой стало образование особого слоя «жрецов-бизнесменов», успешно осуществлявших религиозно-коммерческие и торговые операции. В последующие годы происходило накопление искусства в области как управления государственными делами, так и управления бизнесом.
Понимание менеджмента как искусства управления базируется на том, что организации — это сложные социально-технические системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные и разнообразные факторы как внешней, так и внутренней среды. Люди, работающие в организациях и с организациями, — это самый главный фактор, учет которого требует не только использования научного подхода, но и искусства его применения в конкретных ситуациях. Ведь каждый работник обладает своим особенным характером, имеет свою систему ценностей и мотивы к труду и т. д.
Поэтому нередко менеджмент рассматривается как искусство, которое подобно медицине или инженерному делу, должно опираться иа лежащие в его основе концепции, теории, принципы, формы и методы. Такой подход позволяет соединить науку и искусство управления в единый процесс, требующий не только постоянного пополнения научных знаний, но и развития личностных качеств менеджеров, их способности применять знания в практической работе. Чтобы люди, работающие в организации, направляли свои усилия на достижение ее целей, менеджеры должны постоянно взаимодействовать с ними и создавать условия для наиболее полного раскрытия потенциала работников.

Решение Синода РПЦ по Элладе: акривия или икономия? Часть IІ

Многие представители духовенства и миряне нашей Церкви считают, что Синод РПЦ поступил единственно верно, когда разорвал евхаристическое общение лишь с теми клириками Элладской Церкви, кто будет сослужить с украинскими раскольниками. Синод поступил по соображениям икономии, о которой СПЖ рассказывал в первой части.

Однако в Церкви достаточно и тех, кто уверен, что «частичный разрыв», как и применение принципа икономии к «украинскому вопросу», ни к чему хорошему не приведет и рано или поздно Церковь станет перед необходимостью полного и окончательного разрыва с раскольниками и теми, кто их поддерживает.

Акривия как способ решения важнейших вопросов жизни Церкви

Эта позиция, которую мы условно назовем акривией, получила дополнительный аргумент, когда стало известно, что Элладская Православная Церковь отправила главе ПЦУ Епифанию Думенко поздравительные письма.

С точки зрения церковного протокола, это юридическое признание раскольнической организации в качестве канонической Церкви. Именно поэтому сторонники акривии требуют немедленного и полного разрыва евхаристического общения со всей Церковью, а не только с той частью, которая будет де-факто сослужить или поминать раскольников.

Само слово «акривия» (греч. ἀκρίβεια – строгость, точность) указывает на способ решения церковных проблем и споров, который исключает двусмысленность и неопределенность. Чаще всего его применяли, когда речь шла не о каких-то незначительных вопросах жизнедеятельности Церкви, а об основах Ее учения, Ее жизни, о самой сущности и целях существования Церкви и христианства.

Проблема ПЦУ как вопрос существования Церкви

Сторонники акривии подчеркивают, что украинская проблема влияет на существование всей Церкви. Вопрос ПЦУ – не только вопрос юрисдикционных границ между РПЦ и Константинопольской Церковью. Проблема не только в пренебрежении канонами со стороны патриарха Варфоломея. И даже не в том, насколько сильно Фанар пытается доказать свое право предоставлять автокефалию. Главная проблема в том, что фанариоты подрывают само учение о Церкви, о Ее природе и предназначении.

Признание украинских раскольников, принятое под давлением политического истеблишмента, превращает Церковь из богочеловеческого организма в инструмент решения политических проблем.

С другой стороны, желание главы Фанара стать главой Церкви уничтожает православное учение о Церкви как о Теле Христовом. А введение в Церковь целой группы украинских самосвятов, нерукоположенных мирян, анафематстованных раскольников, уничтожает апостольское преемство, превращая Церковь в подобие клуба по религиозным интересам, войти в который может любой имеющий достаточную поддержку со стороны сильных мира сего.

Раскольники безблагодатны

Сторонники акривии утверждают, что относиться к расколам с точки зрения икономии нельзя. Раскол – это хула на Духа Святого, разрыв ризы Христовой, грех, который не смывается даже мученической кровью, как говорил святитель Иоанн Златоуст.

Церковь практически всегда считала, что в расколах, как и в ересях, нет благодати. Например, святитель Василий Великий отметал все рукоположения, совершенные раскольниками, полагая, что последние лишились Божией благодати в силу самого факта отпадения от единства с Кафолической Церковью и потому, став мирянами, уже не могут передать другим то, чего не имеют сами, – благодати Святого Духа.

Святитель писал: «Ибо, хотя начало отступления произошло чрез раскол, но отступившие от Церкви уже не имели на себе благодати Святаго Духа. Ибо оскудело преподаяние благодати, потому что пресеклось законное преемство. Ибо первые отступившие получили посвящение от отцев, и чрез возложение рук их, имели дарование духовное. Но отторженные, сделавшись мирянами, не имели власти ни крестити, ни рукополагати, и не могли преподати другим благодать Святаго Духа, от которой сами отпали» (1-е правило святителя Василия Великого).

Вопрос ПЦУ – не только вопрос юрисдикционных границ между РПЦ и Константинопольской Церковью. Главная проблема в том, что фанариоты подрывают само учение о Церкви, о Ее природе и предназначении.

Практику перекрещивания как раскольников, так и еретиков отстаивали Фирмилиан, епископ Кесарии Каппадокийской, и святитель Киприан Карфагенский. Они доказывали, что благодать находится только в истинно-христианской Церкви, а потому крещение, совершенное вне ее, недействительно. По этому вопросу было несколько Соборов: один в Малой Азии (253 г). и три в Карфагене (255-256 гг.), на которых решили перекрещивать еретиков. В 405 г. на Соборе в Карфагене блаженный Августин высказался за самое жесткое отношение к расколу донатистов (Деян. V Всел.).

Принцип акривии применяли и в отношении Русской Церкви к украинскому автокефальному расколу. Например, в заявлении Святейшего Синода (1989 г.), Архиерейского Собора (январь 1990 г.) и Поместного Собора (июнь 1990 г.) четко сказано, что хиротонии, совершенные в самочинной автокефалии, недействительны.

Поэтому, утверждают сторонники акривии, у раскольников никаких таинств нет, а сами они – простые миряне. С этим, кстати, соглашаются некоторые архиереи и внутри Элладской Церкви. Например, митрополит Серафим Пирейский уже заявил, что ПЦУ как Церковь не существует, а Епифаний Думенко – мирянин. Евхаристическое общение с раскольниками, таким образом, пагубно повлияет на всю Церковь.

Раскол рано или поздно превращается в ересь

Святые отцы очень часто отождествляли раскол и ересь.

  • По слову блаженного Августина, все ереси выросли из расколов.
  • Святитель Оптат Силевитский (IV век) считал раскол одним из величайших зол, большим, чем человекоубийство и идолопоклонство.
  • Сравнивая раскол с ересью, святитель Иоанн Златоуст говорил, что разрывать единство и полноту Церкви – не меньшее зло, чем создавать ересь. И поскольку раскол ввиду этого достоин осуждения, постольку он еще большего осуждения заслуживает по своим последствиям, ибо в конце концов всякий раскол превращается в ересь.
  • Согласно святым отцам, многолетний «коснеющий» раскол уже есть экклесиологическая ересь (его же правила 1, 2 и др.). Святитель Иоанн Златоуст утверждал, что «самоутверждающийся раскол уже содержит в себе ересь».
  • Святитель Никодим (Милош) в своих великолепных толкованиях на каноны Церкви писал: «В творениях святых отцов и учителей Церкви раскольники довольно часто обозначаются именем еретиков. В действительности мы находим много расколов, которые при возникновении своем еще держатся Православия, но потом мало-помалу отступают от него и усваивают себе ту или другую ересь, от которой уже больше никогда не отделяются».

Поэтому общение с украинскими раскольниками обязательно окончится ересью, говорят сторонники акривии. И подвижки в сторону ереси мы уже замечаем – учение о первенстве Константинопольского патриарха в Церкви, стремление к единству с католиками без покаяния последних, уничтожение соборного принципа в Церкви. А можно ли общаться с еретиками? Ответ на этот вопрос очевиден.

Тот, кто общается с раскольником, сам становится раскольником

Самый мощный аргумент сторонников акривии содержится в канонах самой Православной Церкви.

  • Согласно 10-му правилу Святых Апостолов, «Аще кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковый да будет отлучен».
  • В 45-м правиле сказано, что «епископ, или пресвитер, или дьякон… аще же позволит им (еретикам и раскольникам – Ред.) действовать что-либо, яко служителям Церкви: да буде извержен».
  • Еще более категорично 65-е правило Святых Апостолов: «Аще кто из клира, или мирянин, в синагогу иудейскую или еретическую войдет помолиться: да будет и от чина священного извержен, и отлучен от общения церковного».
  • Священные каноны запрещают даже совместное отмечание праздников и обмен дарами с иноверцами и еретиками: «Не должно принимати праздничные дары, посылаемые от иудеев, или еретиков, ниже праздновати с ними».
  • Точно такой же точки зрения придерживался и Тимофей Александрийский (9-е правило): «Не подобает молиться с еретиком или отщепенцем».
  • Святитель Геннадий Схоларий, патриарх Константинопольский (ХV в.), в одном из слов, как будто написанных для нашего времени, говорил: «Проверяйте своих епископов в одном только отношении: узнавайте, православны ли они, не учат ли они догматам, противным истинной Вере, и не сослужат ли они с еретиками или с раскольниками… Ведь совместная молитва и сослужение предполагает согласие, единство и общение, а единение и согласие с еретиками любой человек, имеющий ум, сочтет за зло. Делающий это становится еретиком по умыслу из-за (своего) молчания или одобрения. «Ибо тот, кто в сокровенности иудей, не есть иудей», – говорит Христос. Так и тот, кто потаенно православный, был бы не православным, но тем, за которыми он следует и с которыми он молится пред лицом Бога и людей. Поэтому не надо с таковыми сослужить и вообще молиться… Так как иерей есть учитель и страж, и свет прочих людей, то должно ему и словами, и делами быть воистину учителем, а не на словах говорить одно, на деле – совершать другое, ибо люди скорее следуют делам, чем словам… Ни в чем вовсе не должно общаться с несостоящим в общении (еретиком), чтобы самому не стать таковым, сообразно с правилами святых апостолов».

Тот, кто поминает раскольника, сам становится раскольником

Не менее важен вопрос литургического поминовения раскольников. Согласно учению Церкви, поминовение диптихов (перечней имен православных предстоятелей Поместных Церквей) свидетельствует о единстве всей Церкви.

Например, поминая своего правящего архиерея, который поминает предстоятеля, каждый священник находится в единстве со всеми Поместными Православными Церквями. Мы в разных точках земного шара совершаем одну и ту же Литургию, участвуем в одном и том же Теле Христовом.

Поэтому поминовение Думенко патриархом Варфоломеем влияет не только на Константинопольский патриархат, но и на всю Церковь. Точно так же, как и поминовение патриарха Варфоломея говорит о евхаристическом единстве с ним, а через него и с Думенко. Это означает, что разрывать отношения надо со всеми, кто молится вместе с Фанаром.

Конечно, такая точка зрения слишком жесткая, и это понимают и сами сторонники акривии. Но это единственная позиция, которая может уберечь Церковь от дальнейшего распространения заразы раскола.

Святитель Василий писал об этом так: «Ибо если кто увидит вас, верных чад Христовых, общающихся с такими людьми или даже служащими вместе с ними, конечно же, станут считать их ересь чем-то не очень важным и сами увязнут в этой трясине. Итак, возлюбленные мои, чтобы такое не совершилось, избегайте тех, кто, делая вид, будто не согласен с Арием, на самом деле служит вместе с его последователями. Очень важно избегать общества тех людей, чьи позиции мерзки. Но ежели кто придет к вам и, как говорит блаженный Иоанн Богослов, принесет с собой исправное верование, приветствуйте его и принимайте как брата. Если же кто-то притворяется, будто исповедует нашу веру, а на самом деле сам общается с теми, кто пребывает в зловерии, удалитесь от общения с ним. Если пообещает он прекратить это, почитайте его братом своим. А если противится исправлению – бегайте его… Живя так, вы сохраните веру чистой и искренней, а те люди, которые увидят, что вы не участвуете в молитве с неверными, получат от этого пользу, боясь впасть в грех и стремясь поступать так же, как и те, на кого они смотрят».

Поминовение Думенко патриархом Варфоломеем влияет не только на Константинопольский патриархат, но и на всю Церковь. Это означает, что разрывать отношения надо со всеми, кто молится вместе с Фанаром.

Именно поэтому сторонники акривии считают, что Церковь не должна смотреть на деяния Константинопольского патриархата и тех, кто сочувствует им, с точки зрения икономии. Ведь по сути, совершив совместное богослужение с Думенко, патриарх Варфоломей уже стал раскольником. Об этом надо было заявить еще в январе 2018 года, когда это сослужение состоялось. И вопрос о признании патриарха Варфоломея раскольником со стороны всех Поместных Православных Церквей надо было ставить тогда же. А все попытки решить эту проблему «дипломатическим путем» только усугубили ее.

Преподобный Максим Исповедник писал: «Нельзя помогать еретикам в утверждении их безумных верований, здесь нужно быть резким и непримиримым. Ибо я не называю любовью, но человеконенавистничеством и отпадением от Божественной любви то, когда кто-либо утверждает еретиков в их заблуждении на неминуемую погибель этих людей».

Нужно отделяться от раскольников

Да, говорят сторонники икономии, все это правильно и вроде бы совершенно оправданно. Но если поступать со всей жесткостью, то перед Церковью встанут две проблемы:

  1. проблема изоляции;
  2. проблема тех, кто не признает раскольников, но не желает рвать отношения со своим предстоятелем.

На первый вопрос сторонники акривии отвечают просто: лучше быть «изолированным» со Христом, чем «иметь общение» с диаволом. Преподобный Максим Исповедник не боялся остаться один. Потому что считал: где Христос – там и большинство, и говорил, что «даже если все причащатся с еретиками, то я все равно не причащусь».

С другой стороны, что отнимет у нас так называемая «изоляция»? Христа – не отнимет, благодать – не отнимет, истину – тоже не отнимет. Зато отнимет общение с раскольниками и, возможно, какую-то долю земных благ, подаваемых сильными мира сего.

Однако вспомним случай, описанный тем же преподобным Максимом Исповедником: «Авва Геласий с бесчестием прогнал еретика монофизита Феодосия из своей кельи. А когда последний хитростью стал иерусалимским патриархом, авва Геласий не испугался этого и продолжил не признавать его и не подчиняться. Он предпочел страдать за истину, а не отказаться от нее ради земных благ».

Второй вопрос – о тех, кто не согласен с расколом, но не хочет рвать свои отношения с предстоятелем, – несколько сложнее. В той же Элладской Церкви есть митрополиты, священники и миряне, которые категорически не принимают ПЦУ. Порвать с ЭПЦ – значит, порвать и с ними, говорят икономисты.

Однако акривисты смотрят на вопрос иначе: если предстоятель ЭПЦ отпал от единства с Телом Христовым, то ни поминать, ни сослужить с ним нельзя. Никому, даже митрополитам, которые считают себя частью ЭПЦ. Они должны прекратить общение с ним, а иначе сами отпадут от Церкви.

Святитель Никодим (Милош) писал: «Если кто-либо из епископов, митрополитов или патриархов начнет проповедовать какое-либо еретическое учение, противное Православию, тогда прочие священно- и церковно-служители вправе и даже обязаны тотчас отделиться от подлежащего епископа, митрополита и патриарха, причем за это не только не будут подвержены какому бы то ни было каноническому наказанию, наоборот, удостоены будут похвалы, ибо этим они не осудили и не восстали против настоящих, законных епископов, а против лжеепископов, лжеучителей, и не раскол образовали они этим в Церкви, напротив, по мере сил освободили Церковь от раскола, предупредили разделение».

Выводы

Во всей этой ситуации нужно понять, какой именно принцип – акривии или икономии – следует применять в нашем конкретном случае.

Ни в коем случае нельзя считать, что только икономия может быть единственным выходом из ситуации. Нет, в истории Церкви уже были примеры того, как икономия вредила Православию.

Точно так же сторонники икономии не должны считать акривистов людьми, которые не разбираются в проблемах текущего времени, ригористами или фундаменталистскими маргиналами. Нет, это люди, которые пекутся о чистоте Церкви.

Василий Великий как-то сказал: «Мы весьма опечалены тем, что правила Отцов преданы забвению и всякая строгость Церквей стала считаться вздором, и мы опасаемся, что даже малое такое безразличие порождает путь, который приводит к полной путанице в вещах, относящихся к Церкви».

Вот, чего на самом деле боятся сторонники акривии – полной путаницы в вещах, относящихся к Церкви.

С другой стороны, и они должны помнить, что акривия не всегда приносила пользу Церкви и не всегда является единственным выходом из ситуации. Акривию нельзя противопоставлять икономии. Это не взаимоисключающие понятия, а принципы, которые дополняют друг друга.

Именно поэтому нам важно четко осознать, каким принципом должна руководствоваться Церковь, пытаясь решить «украинскую проблему». Главное – это польза для Тела Христова, а икономия и акривия только помогают этой пользы достичь.

>Управление как искусство (стр. 1 из 4)

Министерство образований РФ

Государственный университет управления

Кафедра теории организации и управления

Курсовая работа по теме

«Управление как искусство»

Москва

2002г.

Введение……………………………………………………………………………….3

Менеджмент – это наука и искусство………………………………..4

Методы искусства управления………………………………………….8

Искусство управления в компании «Sony»………………………..15

Психологические приёмы

для выработки полезных бизнес-идей………………………………18

«Обогащенный самоменеджмент»……………………………………20

Заключение……………………………………………………………………………26

Список используемой литературы……………………………………………27

Введение

Тема моей курсовой работы «Управление как искусство». В данной работе я бы хотела разобраться в определении «искусство управления», в чём оно заключается, как связано с наукой управления и чем отличается.

Как для будущего менеджера, мне важны способы овладения искусством управления, можно ли ему научиться или это качество является данным от природы.

На мой взгляд, данная проблема достаточно мало освещена в литературе: российских изданий практически отсутствуют, а зарубежные давно устарели.

Менеджмент – это наука и искусство

К моменту возникновения в первом десятилетии ХХ века «школы научного менеджмента» практически отсутствовала идей научной организации труда. Под менеджментом понимались самые неожиданные вещи, вплоть до технологии изготовления какого-нибудь конкретного продукта.

К «школе научного менеджмента» относят таких классиков управления как Фредерик Уинслоу Тейлор, Анри Файоль, Гаррингтон Эмерсон и Генри Форд. Без их вклада было бы невозможным возникновение современного менеджмента с присущим ему единством науки, искусства, технологии управления.

В работах классиков сформулированы принципы, цели и задачи научного менеджмента, описаны основные функции управления. В их работах была проведено изучение проблем организации, рационализации, оптимизации производства и повышения эффективности.

Разрабатывая основы науки, в 14 общих принципах управления А. Файоля мы можем видеть инициативу : «Инициативой мы называем возможность создания и осуществления плана. Свобода предложения и осуществления точно также относится к категории инициативы».

Первым элементом управления у него является предвидение . «Управлять – это предвидеть». Действительно, если предвидение и не есть на сто процентов управление, то оно, во всяком случае, составляет существенную часть последнего».

Также Файоль пишет об искусстве управлять людьми : «В крупном предприятии большинство руководителей отделов участвуют в выработке программы развития дела; эта работа время от времени присоединяется к их обычной работе; она требует известной ответственности, и обычно за неё не полагается никакого особого вознаграждения. Для того чтобы добиться в этих условиях от руководителей отделов искреннего и активного сотрудничества, надо обладать качеством искусного управителя людьми, работающего не покладая рук и не боящегося ответственности. Об искусно управляющем людьми заведующем мы узнаем по рвению его подчинённых и по доверию начальства».

Ф. Тейлор говорит о «конструктивном воображении » – способности, позволяющей человеку при помощи нескольких усвоенных понятий преодолевать препятствия, встречающихся на его пути, и создать что-либо полезное, несмотря на эти препятствия.

Также он указывает, что «Менеджмент – это искусство знать точно, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешёвым способом».

Наука и искусство менеджмента тесно связаны между собой. Менеджер должен учитывать некоторую ограниченность теории и научных исследований и корректировать свою практику с учетом выводов теории только там, где это уместно.

Другой особенностью вывода о двойственной природе менеджмента является его некая логическая однобокость. Если гениальный менеджер принял верное решение, основанное на интуиции, которая, как правило, базируется на опыте, то разве корректно утверждать, что это решение в принципе не может быть научно обосновано? Напротив, можно утверждать обратное: под решение менеджера, в том числе и неправильное, совсем нетрудно подвести научную базу.

Наука даёт лишь определённые общие положения, подходы, принципы, методы. Искусство менеджмента состоит в их творческом применении в управленческой практике. Менеджер должен знать в каких условиях, при каких обстоятельствах, в какой обстановке применить конкретные научные знания.

Канадская компания Camco Inc. , выпускающая бытовую технику, около года безуспешно пыталась решить проблему качества керамических поверхностей для кухонных электроплит. Керамическая деталь попадала в брак значительно чаще, чем любая другая. Причина низкой прочности плит оставалась непонятной. Проблему удалось решить при помощи системы контроля качества 6 Sigma. В результате сокращения брака ежегодные расходы компании снизились более чем на $500 000.

Сегодня метод 6 Sigma используют Motorola, General Electric, Du Pont, Citibank, Federal Express, J.P. Morgan и многие другие, в основном американские, компании.

Система контроля качества 6 Sigma родилась в недрах компании Motorola и была впервые введена при производстве пейджеров и мобильных телефонов в 1987 г. «Программа основана на методах математической статистики и позволяет оценить, насколько тот или иной продукт или услуга свободны от дефектов и ошибок», — рассказывает Дмитрий Стороженко, менеджер по обучению и развитию персонала ЗАО «Моторола ЗАО».

Термин sigma взят из статистики. Он определяет соответствие процесса идеалу. Начальный уровень 1 Sigma — 690 000 погрешностей на 1 млн операций. 2 Sigma — 308 000 погрешностей на 1 млн. 3 Sigma — 66 800 погрешностей. 4 Sigma — 6210. 5 Sigma — 230 погрешностей на 1 млн. И высший уровень, 6 Sigma, — 3,4 на 1 млн. Существует и седьмой уровень, когда погрешностей нет вообще. Но он достижим лишь теоретически и только при стопроцентной автоматизации процесса. По словам Дмитрия Стороженко, за годы работы по программе 6 Sigma компания Motorola достигла показателя 5,7, что означает отсутствие дефектов в 99,99996% случаев.

Метод 6 Sigma подразумевает постоянное отслеживание абсолютно всех операций внутри бизнес-процесса.

В оригинальном варианте, разработанном компанией Motorola, эта программа состоит из следующих основных этапов: выбор подлежащих контролю продуктов и услуг, определение потребностей и требований заказчика, определение необходимых ресурсов для достижения установленного уровня качества, разработка рабочих процессов, оптимизация процессов, их совершенствование, устранение ошибок, негативно влияющих на качество, постоянный мониторинг и контроль.

На каких же качествах основано искусство управления?

Следует отметить, что это могут быть как врождённые, так и приобретённые качества. К ним относятся: талант, интуиция, воображение, креативность, интуиция, творческие способности, готовность к восприятию нового.

Искусство менеджмента заключается в использовании накопленного опыта и приобретённых знаний творчески на практике. Это требует определённого природного дара, таких людей называют лидерами. Менеджер должен тонко чувствовать всё, что происходит вокруг и уметь увлекать за собой и направлять подчинённых. Поэтому существенно то, что он помимо развитой интуиции, воображения, определённых знаний и так далее, должен обладать организаторскими способностями.

Методы искусства управления

Искусство управления, как и всякий другой вид творчества, обязательно имеет в своей основе талант, оригинальность и самобытность личности. Талант руководителя проявляется в его яркой индивидуальности, нестандартности, в его особом образе мышления и широком кругозоре. Но любое воздействие одного человека на другого должно осуществляться с гуманной целью, с полным пониманием силы своего умения и ответственности за свои действия перед обществом, будь то боевые приемы рукопашного боя, гипноз или методы искусства управления. Воздействие на человека силой своего умения и отточенного мастерства может оказаться непоправимо безнравственным, хотя в повседневной жизни мы всегда пытаемся влиять на поведение окружающих людей любыми доступными нам средствами.

Методы искусства управления универсальны, т. е. пригодны для применения в различных ситуациях, от публичного выступления до уровня межличностных отношений. Успешность любых вербальных, словесных контактов всегда зависит от множества сложных, взаимосвязанных психологических факторов, от того, кому, когда и как разумнее изложить свои аргументы, постоянно помня о конечной цели диалога и направляя его в нужное русло.

Метод Сократа

Неоценимый вклад в мировую цивилизацию внесли великие мыслители Древней Греции, среди которых не меркнет ими Сократа (ок. 469-399 гг. до н. э.) — Учителя и Гражданина, создателя знаменитой афинской школы философии и риторики. Основы учения Сократа, который принципиально ничего не писал, известны лишь из сочинений его многочисленных учеников: Платона, Аристиппа, Антисфена, Евклида и позже — Аристотеля. Платон так высоко чтил своего учителя, что вывел его главным персонажем всех своих философских диалогов. Сократ сформулировал сверхсложные задачи познания — познай самого себя и научись искусству жить, дал определения таким этическим понятиям, как мужество, доблесть, справедливость, свои исследования сравнивал с «искусством повивальной бабки», обосновал критическое отношение к догматическим утверждениям, получившим название «сократовской иронии». Исследуя проблемы человеческого общения, Сократ особое внимание уделял диалогу. Диалог развивается в непосредственном словесном контакте, в общении и является интерактивным поиском истины, искусством рассуждений и доказательств.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *