Иконы в православии

МАТЕРИАЛЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ИКОНЕ

МАТЕРИАЛЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИКОНЫ.

ИКОНА состоит из следующих материалов:

Иконная липовая доска с тыльными встречными шпонками из дуба.

  1. ЛИПОВАЯ ДОСКА со шпонками . Бывает ковчежная или без ковчежная. Ковчег представляет собой небольшое углубление в середины иконы, ограниченное полями иконы . Возвышающиеся края над ковчегом края доски-это поле, а скос между полем и ковчегом называется – лузга. В иконе все символично : и здесь ковчег являет собой образ «СПАСЕНИЯ» — как КОВЧЕГ ЗАВЕТА. Самым лучшим деревом для живописи является липа мелкослойная. Доски делаются из выдержанного сухого дерева и хорошо склеиваются клеем. Иконные доски под живопись изготавливают специалисты по обработке дерева – столяры. В этом случае можно расчитывать на хорошее качество. Доски, сделанные неспециалистами отличаются низким качеством отработки , т.к. часто лопаются по швам и их выгибает в разные стороны.

Первоначально делается рисунок будущего образа для иконы — так называемая ПРОРИСЬ, которая должна соответствовать церковным канонам.

  1. ПАВОЛОКА – есть ткань, как правило льняная. Она наклеивается на иконную доску с лицевой стороны. Служит для хорошей связи с левкасом, способствует равномерной усадки иконы-т.к. икона подвластна температурно-влажностному режиму. Паволока способствует долговечности и сохранности иконы. Имеет огромное значение в возможной последующей реставрации иконы ( спустя столетия) , т.к. на ней держится левкас и красочный слой. Иконные залевкашенные доски различных размеров с ковчегом и без него ( плоские) — готовы к рисунку и живописи.

  1. ЛЕВКАС— этим словом называется в древнерусской живописи многослойный грунт. Он состоит из мела, реже алебастра и клеев животного происхождения( каллогеновые клеи) таких как осетровый , мездровый, костный и т.д. Составы и способы приготовления левкасов различны. Левкас может быть жестким или пластичным в зависимости от целей. Для икон с резьбой по левкасу , позолотой и эмалями необходим пластичный левкас. Как я описывал выше, левкас состоит из нескольких слоев… от 8 до 12. Все зависит от задачи иконы и работы над нею. Мел – это природный материал, хорошие сорта которого содержат до 95-96 % чистого углекислого кальция. Порошок из природного мела очищают от песка и других примесей отмучиванием в воде. После нанесения левкаса и его высыхания , его шлифуют тонкозернистой шлифовальной бумагой. Поверхность левкаса должна быть белой и гладкой, что бы она просвечивалась из под слоя живописи.

​На этой фотографии икона уже залевкашена , перенесена прорись ( рисунок образа) на икону , сам рисунок процирован тонкой иголкой. Икона позолочена сусальным золотом и готова к живописи.

  1. ЗОЛОЧЕНИЕ – это нанесение на поверхность подготовленного левкаса иконы листового СУСАЛЬНОГО ЗОЛОТА, СУСАЛЬНОГО СЕРЕБРА и др. металлов. Инструменты для золочения. Здесь показана резьба по левкасу, золочение выполнено на «полимент»- одно из саых дорогих — и имеет зеркальный блеск. Шлифовка агатовым зубком сусального золота, положенного на полимент. Именно эта очень ответственная и сложная последняя операция дает зеркальный блеск золоту.

  2. Естественно, золочению предшествует рисунок , композиция иконы. Этот этап носит индивидуальный характер—и, как правило, обсуждается с заказчиком заранее. Из предварительно отожженных ( для мягкости) посредством ручной ковки получаются тончайшие листы сусального золота или серебра. На самых ранних древнерусских иконах золото имеет зеленоватый оттенок из-за повышенного содержания серебра. Процесс золочения требует скурпулезной подготовки – и такая черта как аккуратность имеет в нем превалирующее значение. Существует так же много видов и способов золочения. Золочение- это трудоемкий и ответственный этап при создании иконы. Перед нами готовый образ БОГОЛЮБСКОЙ БОГОРОДИЦЫ — икона написана и покрыта защитным слоем.

  1. КРАСОЧНЫЙ СЛОЙ — это вещества натурального или искусственного происхождения которые способны окрашивать тот или иной материал , не соединяясь с ним химически. Все пигменты делятся на ахроматические и хроматические. Ахроматические пигменты — это белые, черные, серые. Хроматические пигменты—все цветные. Хроматические пигменты , в свою очередь, делятся на 2 группы: теплые— ( желтые, оранжевые, красные) и холодные ( зеленые, голубые, синие, фиолетовые). По химическому составу пигменты делятся на минеральные и органические. Наука о минералах и пигментах напрямую связана с химией и физикой, я считаю не стоит акцентироваться – доверьте это профессионалам.

Я пишу иконы более 20 лет и опыт в этой области огромен. Использую в своей работе исключительно минеральные краски, купленные не в магазине, а у геологов— людей специалистов в своем деле.

Природный минеральнай камень АЗУРИТ — относится к полудрагоценным камням — один из самых дорогих в иконописи. Представлен в своем естественном виде и рядом в измельченном в ступке.

Проникнув миром иконы как иконописец и реставратор – понимаешь, что образцом для подражания и совершенствования является расцвет древнерусского искусства 15-16 веков , где не было химических пигментов, искусственно приготовленных. Ведь в древнерусской иконе все натурально – от начало до конца—от изготовления иконной липовой доски до покрытия ее природной натуральной льняной олифой. И эти материалы да нам на благо Сам Господь , Создатель всего сущего!!!

Натуральные минеральные краски сначало дробятся в латунной ступке, и лишь измельчившись — перетираются на стекле курантом.

Лично я, как иконописец с большим опытом , могу сравнить натуральные минеральные краски с живыми цветами; а искусственные пигменты, продающиеся в художественных салонах с искусственными цветами. Живые цветы и искусственные пластмассовые— находите разницу? Минералы дробятся в ручную в ступке, затем в ручную перетираются на куранте и на Святой воде с молитвой —как в древности.

Цвета и оттенки натуральных камней завораживают! При работе с ними над иконой особенно становишься чутким и проникновенным, настраиваясь на » молитвенное делание» , и понимая что это все дано в руки иконописцу Творцом всего сущего.

Цвет минералов совсем иной—живой, обладающий мерцанием. В своей работе над иконой я использую такие минералы и земли как: киноварь, аурипигмент, хлорид, гематит, кровавик, лимониты различных оттенков, мумии , малахит , вивианит и, конечно же,— полудрагоценные камни как азурит и лазурит.

КИНОВАРЬ — натуральный минерал, обладающий красивейшим цветом и плотностью! Чем дольше перетираешь киноварь — тем цвет ее становится ярче и ярче! Один из моих любимых камней!!!

Особенно красиво «горит» киноварь — красный минерал , когда подносишь к иконе свечу на вечерни….

Конечно — натуральные минералы стоят не дешево, но я в своей работе акцентирую внимание не на цене, а на качестве. А качественная и скурпулезная работа не может быть сделана быстро. Быстро может художник написать этюд с натуры. Но этюд останется этюдом — и это нужно понимать при написании православной иконы! Когда пишешь икону, то понимаешь, что уходишь совсем в другой Мир — теряешь чувство времени : Находясь в Бытии соприкасаешься с Небытием…

Есть такое неписанное правило в работе над иконой: если иконописец пишет икону , соответствуя всем канонам Православной Церкви с молитвой , вкладывая в создание образа частичку своей души и , чем больше он отдается иконе- тем больше будет ему дадено Богом в дальнейшем его мастерстве и художественном совершенстве!

При заказе иконы нужно конечно понимать, что затратная материальная составляющая на изготовление иконы, левкас, сусальное золочение, натуральные краски имеет место быть. И соответственно : цена на икону складывается на материалы + работа иконописца.

икона

ИКО́НА (от греч. eikon — изображение, образ), сакральное изображение Иисуса Христа (см. ИИСУС ХРИСТОС), Богоматери, святых (см. СВЯТЫЕ) или ангелов, а также событий Священной истории. Икона — это моленный образ, в отличие от монументальных повествовательных циклов, иллюстрирующих Священное Писание (см. СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ).
Нерукотворный Образ
Согласно учению Церкви, икона есть зримое выражение догмата Боговоплощения. По преданию 6 в., первая икона Христа появилась во время Его земной жизни. Она называется Нерукотворный Образ, так как не была написана художником, но возникла от соприкосновения ткани (полотенца, платка) с ликом Христа. В сказаниях 6 в. рассказывается, что Авгарь, царь города Эдессы, болевший проказой, послал своего слугу ко Христу с просьбой либо прийти в Эдессу и исцелить его, либо позволить написать с Него портрет. В ответ на эту просьбу Христос омыл Свое лицо, приложил к нему полотенце, и лик чудесным образом отпечатлелся на полотне. Получив нерукотворный портрет Христа, Авгарь выздоровел, после чего прикрепил его к доске и поместил над городскими воротами Эдессы. Вскоре, чтобы спасти образ от врагов, его замуровали в стене, в 6 в. открыли, и он стал самой чтимой святыней христианского Востока. В 944 Нерукотворный Образ был перенесен в Константинополь, в честь него был установлен праздник 16 августа; он исчез после разгрома Константинополя крестоносцами в 1204. Один из списков Нерукотворного Образа (13 в.), почитаемый как чудотворный, находится в ризнице собора в городе Лан во Франции.
Иконография
В первые века христианства преобладали аллегорические изображения Христа в виде доброго пастыря, агнца, виноградной лозы, рыбы, в образе Орфея, играющего на лире, и т. п. Пято-шестой (Трулльский) собор предписал (правило 82) вместо аллегорического ветхозаветного образа агнца изображать Христа «по человеческому виду» и вспоминать Его жизнь «во плоти».
Художественная форма иконы, ее виды, техники и традиция народного почитания восходят к культуре поздней античности. В период до иконоборчества (см. ИКОНОБОРЧЕСТВО) (8 — 1-я пол. 9 в.) сложились основные типы образов Христа, Богоматери, святых и схемы сюжетных изображений Священной истории. В послеиконоборческий период утвердились каноны иконографии, сохранявшиеся с незначительными изменениями в течение последующих столетий (например, возрастные отличия святых, типы и цвета их одежд, атрибуты, типы архитектурных сооружений и условного пейзажа и т. д.); в качестве образцов использовали иконы и книжные миниатюры, а также специальные «книги образцов» (на Руси — иконописные подлинники). Для почитания в храмах и домах христиан писали иконы Христа, Богоматери и святых; для храмов — образы храмовых праздников и святых (изображения событий Священной истории или святого, которому посвящался храм) и иконы для алтарной преграды, или иконостаса (см. ИКОНОСТАС).
Техника иконописания
Наибольшее распространение в христианском мире получили иконы, исполненные натуральной темперой (см. ТЕМПЕРА) (связующее вещество — яичный желток) на досках. В Византии иконные образы создавали также из разнообразных прочных и дорогих материалов: рельефные и резные иконы из мрамора, драгоценных и полудрагоценных камней и металлов, керамики, слоновой кости, в технике мозаики (из цветных камней и стекол — смальты) и перегородчатой эмали; в поствизантийский период иногда использовали загрунтованный холст, на котором писали двусторонние небольшие иконы-таблетки. Древнейшая техника иконописания — энкаустика (см. ЭНКАУСТИКА), восходящая к позднеантичной живописи.
Процесс изготовления темперной иконы начинается с приготовления доски из выдержанного сухого дерева, укрепленной с тыльной стороны или по торцам врезными планками (шпонками). С лицевой стороны в доске делается углубление (ковчег), благодаря чему получаются возвышенные края (поля). Доска целиком или частично (по краям, по стыкам досок) проклеивается полотном (поволокой), на который кладут несколько слоев мелового с клеевым связующим грунта (левкас). На высушенный заглаженный левкас наносят рисунок, раскрашивают фон и нимбы (или покрывают их золотом), одежды и изображения на фоне. Затем пишут лики и обнаженные части рук и ног; делают надписи (инициалы имен Иисуса Христа и Богоматери, имена святых, названия сюжетных композиций. После просушки живопись покрывают олифой.
Образы Христа и Богоматери
Главными изображениями христианского искусства были образы Христа, представляемого, помимо Нерукотворного Образа, иконографическими типами юного Христа Эммануила (евр. «с нами Бог»), Христа Пантократора (Вседержителя) и Христа Судии, восседающего на престоле; они изображались на стенах храмов и на иконах. Самыми многочисленными и разнообразными по типам в Византии и особенно в Древней Руси стали иконы Богоматери, главной Небесной Заступницы человека. По преданию, первый портрет Богоматери был написан евангелистом Лукой при Ее жизни.
Первообразцами основных иконографических типов Богоматери стали выдающиеся константинопольские иконы, почитавшиеся чудотворными; названия их восходят к названиям храмов или местностей: Влахернитисса, Никопея, Одигитрия (см. ОДИГИТРИЯ), Халкопратийская (Агиосоритисса) и др. В знаменитом Влахернском храме, где хранился мафорий (покрывало) Богоматери, было несколько чтимых икон (самая известная — Оранта (см. ОРАНТА)). Другая святыня Константинополя — Никопея — представляет Богоматерь, держащую щит с образом Младенца Христа. Одигитрия (одна из главных икон Византии) — Богоматерь с Младенцем Христом, сидящим у Нее на руках. Своеобразным вариантом образа Богоматери является Елеуса (Умиление). В Халкопратийском храме, где, как и во Влахернах, хранилась часть одежд Богоматери и Ее пояс, была чтимая икона, называемая Агиосоритисса (от названия часовни реликвий Agia Soros — Святая Рака). Она изображает Богоматерь молящуюся, представленную в повороте, с поднятыми в жесте моления руками; вариант, в котором Богоматерь изображена с развернутым свитком «моления» в руках, называют Богоматерь Заступница.
Копии-списки и свободные варианты прославленных константинопольских икон, создававшиеся в течение всех веков существования Византийской империи, распространялись в различных странах православного мира, где они получали местные наименования и имели свою, богатую чудотворениями историю почитания.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *