Иконы в третьяковской галерее

Владимирская икона Божией Матери

У этого термина существуют и другие значения, см. Владимирская.

Владимирская икона Божией Матери

Иконографический тип

Елеуса

Местонахождение

Храм Святителя Николая в Толмачах

Дата празднования

21 мая (3 июня)
23 июня (6 июля)
26 августа (8 сентября)

Медиафайлы на Викискладе

Влади́мирская ико́на Бо́жией Ма́тери — икона Богородицы, самая ранняя и одна из самых чтимых чудотворных икон Русской церкви.

Оригинал

Жизненный путь

По сказанию XV века, икону написал евангелист Лука. Икона попала в Константинополь из Иерусалима в V веке при императоре Феодосии II. Леонид Успенский в книге «Богословие иконы Православной Церкви» пишет:

В настоящее время в Русской Церкви насчитывается около десяти икон, приписываемых евангелисту Луке <…> Конечно, все эти иконы приписываются евангелисту не в том смысле, что они писаны его рукой; ни одна из написанных им самим икон до нас не дошла. Авторство святого евангелиста Луки здесь нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются списками (вернее, списками со списков) с икон, писанных когда-то евангелистом.

Появление на Руси

На Русь икона попала из Византии в начале XII века (около 1130 года) как подарок святому киевскому князю Мстиславу Владимировичу. Доставлена икона была греком митрополитом Михаилом, прибывшим в Киев из Константинополя в 1130 году. Сначала икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, недалеко от Киева. Сын Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский в 1155 году взял икону Вышгородской Богородицы и перенёс ее сначала в свою резиденцию в село Боголюбово, а позже — во Владимир-на-Клязьме, поместив её в Успенском соборе города. С тех пор икона получила своё нынешнее наименование — Владимирская. По приказу Андрея икона была украшена дорогим окладом. После убийства князя Андрея Боголюбского в 1176 году князь Ярополк Ростиславич снял дорогой убор с иконы, и она оказалась у Глеба Рязанского. Лишь после победы князя Михаила, младшего брата Андрея, над Ярополком Глеб возвратил икону и убор во Владимир. При взятии Владимира татарами в 1238 году Успенский собор был разграблен, и с иконы Богоматери был содран оклад. «Степенная книга» сообщает о восстановлении Успенского собора и возобновлении иконы князем Ярославом Всеволодовичем.

Переезд в Москву

«Сретение Владимирской иконы». XV век

Во время нашествия Тамерлана при Василии I в 1395 году чтимая икона была перенесена в Москву для защиты города от завоевателя. На месте «сретения» (встречи) москвичами Владимирской иконы был основан Сретенский монастырь, давший название улице Сретенке. То, что войска Тамерлана без видимых причин повернули от Ельца обратно, не дойдя до Москвы, было расценено как заступничество Богородицы. Икона помещалась в кремлёвском Успенском соборе справа от царских врат. Вероятно, после этого её не раз увозили обратно во Владимир. Возвращение иконы в Москву в 1480 году было отмечено особо — как второе перенесение иконы. В 1812 году икона Богоматери Владимирской на несколько месяцев была увезена во Владимир и Муром, а затем возвращена в Москву, в Успенский собор. Икона стояла по левую сторону от царских врат иконостаса. В 1918 году была взята для реставрации. В 1926 году её передали в Государственный исторический музей. В 1930 году она была передана в Государственную Третьяковскую галерею (инвентарный № 14243).

Почитание

По традиции, восходящей к XVI веку, у Владимирской иконы венчались на царство русские государи.

Как главная русская святыня, икона участвовала в избрании митрополитов и патриархов: запечатанные имена избираемых (жребии) клались в её киот, после молебна вынимался один из жребиев, который распечатывался царём и имя избранного оглашалось народу.

В ноябре 1917 года во время выбора патриарха в храме Христа Спасителя перед Владимирской иконой Божией Матери, принесенной из Успенского собора Кремля, был поставлен запечатанный ковчег с тремя записками (жребиями) с именами архиепископа Харьковского Антония (Храповицкого), архиепископа Новгородского Арсения (Стадницкого) и митрополита Московского Тихона (Белавина). После литургии старец Зосимовой Смоленской пустыни иеросхимонах Алексий вынул жребий с именем митрополита Тихона, который стал Московским патриархом.

Чудеса

В память о чудесах, связанных с Владимирской иконой, Русская православная церковь отмечает праздники в её честь:

  • 21 мая (3 июня) — избавление Москвы от крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году;
  • 23 июня (6 июля) — избавление Москвы от ордынского хана Ахмата в 1480 году;
  • 26 августа (8 сентября) — сретение (встреча) иконы в Москве и избавление от Тамерлана в 1395 году.

С Владимирской иконой также связывают избавление Москвы от ордынского эмира Едигея в 1408 году.

Местонахождение

Икона в интерьере храма-музея в Толмачах

С сентября 1999 года Владимирская икона находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.

Драгоценные золотые оклады для иконы, изготовленные в конце XIV – начале XV века, в первой трети XV века и в 1657 году, экспонируются в Оружейной палате.

  • Первоначальный размер (75×55 см) без нарощенных полей

  • Фрагмент

  • Фрагмент

«Евангелист Лука, пишущий икону Богородицы»

Иконография

Иконографически Владимирская икона относится к типу Елеуса (Умиление). Младенец припал щекой к щеке Матери. Икона передаёт полное нежности общение Матери и Ребёнка. Мария предвидит страдания Сына в Его земном пути. Подобная иконография была известна в раннехристианском искусстве, но особо широкое распространение она получила в XI веке.

Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа Умиление: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка».

Оборот

Престол и орудия страстей. Оборотная сторона Владимирской иконы

На обороте изображены Этимасия (престол уготованный) и орудия страстей, относимые к началу XV века (времени второй починки иконы). Это изображение, возможно, выполнено Андреем Рублевым. Существует версия, что икона с самого начала была двусторонней: об этом говорят одинаковые формы ковчега и лузги с обеих сторон. Изучение иконы под бинокулярным микроскопом подтвердило датировку XV веком. Фон и буквы были прописаны, возможно, в конце XIX века.

В 2013 году в ходе исследования иконы было установлено, что под нынешним изображением на оборотной стороне, согласно сопоставлению рентгенограмме гвоздей, оставшихся от старого оклада, было изображение некоего святителя, возможно, святого Николая Чудотворца.

Датировка и сохранность

По оценкам современных искусствоведов, икона написана в первой трети XII века в Константинополе. Первоначальный размер иконы 78×55 см. Позже были нарощены поля. На протяжении своей истории была записана (прописана) четыре раза: в первой половине XIII века, в начале XV столетия (возможно, Андреем Рублевым), в 1514 году, во время переделок в Успенском соборе Московского Кремля, перед коронацией Николая II в 1895—1896 годах реставраторами О. С. Чириковым и М. Д. Дикаревым. Кроме того, малые починки проводились в 1567 году (в Чудовом монастыре митрополитом Афанасием), в XVIII и XIX веках.

Фактически от константинопольского образа сохранились только фрагменты:

К древнейшей живописи XII века относятся лики Матери и Младенца, часть синего чепца и каймы мафория с золотым ассистом, а также часть охряного, с золотым ассистом хитона Младенца с рукавом до локтя и виднеющимся из-под него прозрачным краем рубашки, кисть левой и часть правой руки Младенца, а также остатки золотого фона.

Схема-картограмма фрагментов разновременных слоёв живописи иконы «Богоматерь Владимирская» позволяет увидеть эти записи.

Стиль

Икона является одним из немногих сохранившихся памятников византийской живописи периода комниновского возрождения (1057—1185).

Оклады

В течение веков икона украшалась массивными окладами из золота и серебра с драгоценными камнями и жемчугом и многочисленными привесками (ювелирными женскими украшениями, крестами, иконками, монетами). Первый богатый золотой оклад (согласно летописи — около 2,5 кг золота, не считая серебра) был сделан по заказу Андрея Боголюбского (не сохранился); второй золотой оклад был изготовлен в конце XIV – начале XV века, третий золотой оклад — по заказу митрополита Фотия в первой трети XV века; в 1656—1657 по указу патриарха Никона изготовлена золотая риза, в конце XIX века оценивавшаяся на сумму около 60 000 серебряных рублей. В настоящее время эти оклады хранятся в Оружейной палате.

В 1910 году вор ночью проник в Успенский собор Кремля и снял камни с оклада иконы, однако не смог выйти из него незамеченным и был задержан.

Списки

Волоколамская Владимирская икона. 1572. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва Харьковская Владимирская икона. 1870-е. Беловодск

С Владимирской иконы часто писали списки, часть которых получили особые именования.

Некоторые чтимые чудотворные списки Владимирской иконы:

  • Волоколамская Владимирская (вклад Малюты Скуратова в Иосифо-Волоцкий монастырь, ныне в собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва);
  • Владимирская-Селигерская икона (принесена на Селигер Нилом Столобенским в XVI веке);
  • Псково-Печерская икона «Умиление» (1524);
  • Заоникиевская (из Заоникеевского монастыря) (1588);
  • Красногорская (Черногорская) (1603);
  • Оранская Владимирская икона Божией Матери (1634, Оранский Богородицкий монастырь).

Влияние на другие иконографические типы

Владимирская икона послужила основой для создания новых иконографий:

  • «Сказание о Владимирской иконе»;
  • «Владимирская икона с акафистом»;
  • «Сретение Владимирской иконы»;
  • «Древо государей Российских» («Похвала Владимирской иконе Божией Матери») (создана Симоном Ушаковым);
  • Игоревская икона Божией Матери (сокращённый вариант Владимирской иконы);

Примечания

  1. Владимирская икона Божией Матери / Бусева-Давыдова И. Л. // Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 Вахрина В. И., Щенникова Л. А. Владимирская икона Божией Матери // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. — Т. IX. — С. 8—38. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-015-3.
  3. Успенский Л. А. Первые иконы Спасителя и Божией Матери // Богословие иконы Православной Церкви. — Коломна: Изд-во братства во имя св. князя Александра Невского, 1997. — ISBN 5-89419-009-6.
  4. 1 2 Владимирская икона // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  5. Владимирская икона Божией Матери. Православный календарь 2014. Дата обращения 1 декабря 2017.
  6. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. OK’s Nest. Дата обращения 1 декабря 2017.
  7. 3 июня — празднество Владимирской иконы Божией Матери. Патриархия.Ru (6 марта 2009). Дата обращения 1 декабря 2017.
  8. 1 2 3 4 5 6 Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. — М.: Красная площадь, 1995. — Т. 1. Древнерусское искусство X — начала XV века. — С. 35—40. — 272 с.
  9. Ямщиков С. Свидетельница русской истории // Юный художник. — 1988. — № 2. — С. 16—17.
  10. 1 2 Снессорева С. И. Владимирская икона Божией Матери // Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных её икон. — Санкт-Петербург, 1898.
  11. Житие святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России // sedmitza.ru
  12. Иванов А. А. «Лучше уповать на Господа, чем уповать на князя»
  13. Оружейная палата. Зал 1. Витрина 3. Ювелирное искусство Москвы XV века
  14. Оружейная палата. Зал 1. Витрина 4. Ювелирное искусство Москвы XV века
  15. Оружейная палата. Зал 2. Витрина 14. Изделия московских мастеров второй половины XVII века
  16. Гладышева Е. В. Икона как предмет научно-технического исследования // Коммерсантъ Наука : журнал. — № 6. — 5.9.2017. — С. 50
  17. Гладышева Е. В., Суховерков Д. Н. Богоматерь Владимирская. — М.: Гос. Третьяковская галерея, 2016. — С. 35—37. — 88 с. — ISBN 978-5-89580-140-6.
  18. 1 2 Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Государственная Третьяковская галерея. Каталог древнерусской живописи. Опыт историко-художественной классификации. — М., 1963. — Т. 1. — С. 59.
  19. Богданов Г. А. и др. Илл. 6 // Реставрация станковой темперной живописи: / под ред. В. В. Филатова. — М.: Изобр. иск-во, 1986.
  20. Диакон Сергий Правдолюбов. Кремлёвский вор-неудачник // Православная Москва : газета. — 05.03.2016.

Литература

  • Анисимов А. И. Владимирская икона Божией Матери. — Прага, 1928
  • Вахрина В. И., Щенникова Л. А. Владимирская икона Божией Матери // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. — Т. IX. — С. 8-38. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-015-3.
  • Владимиров Иосиф. Послание некоего изуграфа Иосифа к цареву изуграфу и мудрейшему живописцу Симону Федоровичу // Древнерусское искусство: ХVІІ век. — Москва, 1964. — С. 33.
  • Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. — Т. 1. — М., 1995. — С. 35—40.
  • Кочетков И. А. Древние копии иконы «Богоматерь Владимирская» // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2003, № 3 (13). — С. 44—62.
  • Alpatoff M. und Lasareff V. Ein byzantinisches Tafelwerk aus der Komnenenepoche. — Jahrbuch der preussischen Kunstsammlungen, Bd. XLVI, Hf. II. — Berlin, 1925. — S. 140—155 .
  • Lazarev V. Storia della pittura bizantina. — Torino, 1967. — P. 204, 257.

Ссылки

  • Богоматерь Владимирская. // www.icon-art.info
  • Скан книги «Сказанie о чудотворной иконѣ Богоматери, именуемой Владимірскою» — М: Тип. Александра Семена, 1849 — 53 стр.
  • Владимирская икона Божией Матери как заступница Руси от иноплеменных врагов.
  • Сказание о чудесах Владимирской иконы Богородицы
  • Пелевин Ю. А. Богоматерь Владимирская // Мировая художественная культура
  • Бусева-Давыдова И. Л. К иконографии Богоматери Владимирской в XVII веке // X научные чтения памяти Ирины Петровны Болотцевой : Сборник статей. — Ярославль, 2006. — С. 74—82.

Греческие
(корсунские)

Новгородские

Владимиро-
суздальские

1Иконы спорного происхождения либо датировки отмечены курсивом

От иконы Твоея…

«Здесь небо совсем близко! Здесь слышат твои молитвы!» — мы не знаем, кому принадлежат эти слова. Знаем лишь, что они сказаны прихожанином московского храма Николы в Толмачах и что была, точно была, минута в жизни этого человека, когда он увидел Небо.

Храм-музей святителя Николая в Толмачах – место удивительное. Здесь, в тишине, всем доступные, для всех открытые, находятся великие святыни русской земли: икона Божией Матери «Владимирская», Дмитровский Животворящий Крест, на праздник Троицы в храм на несколько дней приносят из Третьяковской галереи «Троицу» Андрея Рублева.

В тишине храма в сокровенные минуты душевного восхищения, от полноты сердца, от переполняющей благодати, которой хочется делиться со всем миром, сами рождаются в душе молитвы и славословия. Это сокровенная минута полета души, которую хочется ухватить, зафиксировать в вечности. «Здесь, сейчас Господь был со мной, я был с Ним!», — петь об этом в голос, рассказать всем, всем на свете об этой встрече, которая, вот сейчас, только что, верите ли?! – произошла со мной в этом храме. Хочется словом выразить упоение переполняющее душу, излить в слове снизошедшую в сердце благодать на всех людей, пусть незнакомых, никогда не виденных – да разве есть на свете чужие люди?

Для того лежит в храме книга. В ней чистые листы – на них прихожанами, случайными(случайными ли?) туристами были записаны слова, сказать которые по посещении храма показалось им важным, необходимым. Эти возгласы восхищения, умиления, любви не затеряны бесследно в прошлом, короткие и длинные, прихотливые и простые, они звучат в вечности каждую секунду хвалой Господу. Каждое из них – чудо, сотворенное по молитвам Богородицы в чьей-то душе. Пусть теперь любовь, исходящая теплом от этой книги, наполнит и ваши сердца.

Орфография сохранена.

Просите у Господа того, чего очень хочется, и он ОБЯЗАТЕЛЬНО вам поможет! Это правда! Я поверяла!
Л.Л. Я благодарю Бога и Его Пречистую Матерь за то, что после страшной поры богоотступничества и национального забвения русские люди(и иноземцы с инославными) имеют счастливую возможность, по сути благодатную, редчайшую возможность прикоснуться в величайшему русскому национальному достоянию, а именно — лицезреть, постигать, вознести молитву к этим святым ликам, которые прошли»бок о бок» с историей нашего народа, вели этот народ к спасению и великой славе. Спаси Господи всех причастных к этому славному деянию.
Дай нам Господи и впредь хранить с великим трепетом свои этнические и духовные корни, питаясь, укрепляясь в духе великой святой Руси. Помоги нам, Господь!
07 июля 2001 г. Б. Сергей Спасибо за возможность поклониться иконе Владимирской Божией Матери. 5 лет назад я получила просимое, молясь у этой иконы(еще в галерее) Храни Господь всех и прости нас слабых и грешных.
Наталья. 22.11.01 Я, М. Светлана Владимировна, хочу засвидетельствовать о чудесах, исходящих от иконы Владимирской Божией Матери. В прошлом году, помолившись перед иконой, я и моя мама в течение недели(!) решили свой жилищный вопрос самым чудесным образом. В марте этого года после молитвы перед Чудотворным образом я в этот же день(!) нашла работу, о которой раньше могла только мечтать! Слава Богу за все! Спасибо тебе, Пресвятая Владычица Богородица, за твою скорую и чудесную помощь, за все твое ходатайство о нас, грешных. Люди, молитесь и верьте, что Матерь Божья нас не оставит!
25.03.09. Подпись Спасибо Владимирской Божьей Матери! 12 лет назад по молитвам ей родилась моя дочь Анастасия, а сейчас я сдала очень сложный «упрощенный» аудиторский экзамен. До этого было 5 попыток и только молитва к Владимирской иконе Божией Матери помогла мне – совершенно неожиданно я получила балл, значительно выше проходного. Спасибо большое!
Елена. 24.05.2012 Посетив Храм, хочется жизнь отдать за Богородицу и Господа Иисуса Христа. Боже будь милостив. Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем.
Многогрешный Александр. 30 мая 2009 г. Не в первый раз прихожу к иконе Владимирской Божией Матери, и каждый раз волнуется душа и текут слезы.
21.09.10.(подпись) Слава Богу за все! Хочу рассказать о чуде, произошедшем со мной и моим двухлетним сыном. Мы жили тогда в Нижегородской области. Сын регулярно болел воспалением легких и однажды был настолько «тяжел», что врачи говорили, дожил бы до утра. В эту ночь я уснула, даже не раздеваясь, можно сказать, что забылась сном. И вот во сне я иду по коридору и откуда-то спереди кричат: «Люди, смотрите! Чудо, Чудо!» я побежала и очутилась в светлой квадратной комнате без окон, и на одной из стен появилась Икона сначала рифелем, но потом становилась все ярче и ярче. Она светилась как будто изнутри. Горел огнем ее золотой оклад. Богородица была облачена в ярко-пурпурный палантин. Все стоящие дивились чуду!!! вдруг из нее вышел луч света и направился вперед. Я стояла ровно напротив нее и этот Луч коснулся меня. В этот момент я потеряла возможность двигаться и говорить. Луч сначала поднял меня над людьми, а потом поставил перед иконой на колени. И в этот момент я услышала в голове(подчеркнуто у автора) голос Величественный, Добрый и Всемогущий: «ЧТО ТЕБЕ НУЖНО»? Я рассказала о болезнях сына, о том, что не могу себе позволить потерять его, что сын этот у меня будет единственный… она не ответила, помолчала, а потом задала второй вопрос: «А ТЕБЕ ЧТО НУЖНО?» Я склонилась до земли и сказала, что «ничего»… постеснялась еще что-то просить…Через мгновение икона исчезла и я стояла на коленях перед пустой стеной… Люди, видевшие меня, подходили и просили разрешения до меня дотронуться … Наутро мой сын был здоров! Сейчас ему 15 лет и с того времени он ни разу не болел! А икона та была – Владимирская. Спасибо за все Господу и Богородице, а также этому храму за сохранность православных реликвий!!!
Р.Б. Людмила

Жанна Бобкова

vladimirdar


Всего 21 фото
Владимирская икона Божьей Матери известна практически всем, кто даже не сильно «ударяется в веру». Это великое произведение искусства мирового значения, несущее невыразимый духовный посыл и его беспредельную глубину. Эта икона для меня очень дорога и не только потому, что меня зовут Владимир. Она привлекает чем-то непостижимо неведомым, удивительным и всеобъемлющим. Я могу любоваться Владимирской иконой часами, ощущая проявляющийся диалог, сливаясь с ней в единое целое. Впервые я увидел Владимирскую икону «в оригинале» еще школьником в Третьяковке. Икона произвела тогда на меня совершенно неизгладимое впечатление и, это было самое сильное потрясения в тот день, насыщенный бесчисленными впечатлениями от шедевров Третьяковской галереи.
Несколько лет назад я приобрел Владимирскую икону в удивительно высококачественном и естественном, близком к оригиналу, исполнении. Есть в Москве иконная мастерская, что делает копии икон на натуральном дереве, на левкасе, изготавливаемым по древним рецептурам и переносит фото изображения с оригиналов в таком бережном, пронзительно-изысканном состоянии и в совершенном балансе цветов, что однажды, увидев эту икону в витрине, я уже не мог обходиться без нее. Вот и сейчас она стоит передо мной и вдохновляет на чувственную и невыразимую эмоцию любви, принятия и сопереживания.
Я не ставлю себе задачу подробно рассказать о бесчисленных удивительных событиях, связанный с этой чудотворной иконой Владимирской Божьей Матери, — это просто невозможно в формате одного поста в ЖЖ, но хотел бы попытаться передать именно свои ощущения и чувства от недавнего непосредственного контакта с этой иконой – символом веры и непобедимости всего нашего русского народа.
Согласно преданию, икона написана святым апостолом и евангелистом Лукой ещё при жизни Богородицы на кипарисовой доске стола, за которым совершало трапезу Святое Семейство. Икона оставалась в Иерусалиме до 450 года. При Феодосии Младшем её перенесли в Константинополь. В начале XII века (1131 год) Патриарх Лука Хрисоверг послал специальный список (копию) с неё в дар великому князю Киевскому Юрию Долгорукому. По оценкам искусствоведов, икона написана в XII веке, предположительно, в Константинополе. Таким образом, образ о котором идет речь, все же не написан рукой именно апостола Луки, как это часто упоминается, но это и не имеет особого значения – перед нами живой образ Богоматери с младенцем Иисусом. И хотя Лука не был одним из самых близких двенадцати апостолов Иисуса, но он принадлежал к семидесяти апостолам («второго эшелона») и являлся близким сподвижником апостола Павла. Лука почитаем не только как автор одного из четырёх Евангелий и Деяний святых апостолов, но и как первый иконописец, давший христианскому миру первые канонические иконописные изображения святых ликов.

02.
Апостол Лука
Для нас, те самые новозаветные времена, являются чем-то далеким и не до конца осознаваемым, однако, только подумаем, что Лука видел своими глазами Богородицу и Иисуса, непосредственно участвовал во многих евангельских событиях, связанных с Христом и, безусловно, передавал в письме иконы ту самую Веру и Дух Святой, чем была наэлектризована, в то время чудес и удивительных свершений, Святая земля. Поэтому, по определению, оригинал иконы нес все эти нематериальные элементы мироощущения первого христианского иконописца. Лука написал ряд икон Богородицы, в том числе и известную нам «Владимирскую» о которой и идет речь. Иконы всегда и во все времена писались только истинно верующими и проникновенными иконописцами и эта икона как список, точно также безусловно, несет, как говорится, первоначальную энергетику апостола Луки и его бережный эмоциональный и чувственный посыл в изображении Богоматери с младенцем Иисусом. И это ощущается всецело, по крайней мере, с моей субъективной точки зрения.
Сначала Владимирская икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, недалеко от Киева. «Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 году принес икону во Владимир» по которому она и получила нынешнее наименование, где она хранилась в Успенском соборе.
Во время нашествия Тамерлана при Василии I в 1395 году чтимая икона была из Владимира перенесена в Москву для защиты города от завоевателя. На месте «сретения» (встречи) москвичами Владимирской иконы был основан Сретенский монастырь, давший название улице Сретенке. То, что войска Тамерлана без видимых причин повернули от Ельца обратно, не дойдя до Москвы, было расценено как заступничество Богородицы. Ещё два чудесных избавления от захватчиков произошли в 1451 году (нашествие ногайского царевича Мазовши) и в 1480 году («стояние» на реке Угре).
03.
В память об этих чудесах Русская православная церковь отмечает праздники в честь Владимирской иконы: 21 мая (3 июня) — избавление от Махмет-Гирея в 1521 году; 23 июня (6 июля) — избавление от Ахмата в 1480 году; 26 августа (8 сентября) — сретение иконы в Москве и избавление от Тамерлана в 1395 году.
Икона стояла прежде в Успенском соборе Московского Кремля по левую сторону царских врат иконостаса. Риза греческой работы на иконе из чистого золота с драгоценными камнями оценивалась в сумму около 200 000 золотых рублей (сейчас эта риза находится в Оружейной палате).
В 1918 году икону изъяли из собора для реставрации, а в 1926 году передали в Государственный исторический музей. В 1930 году она была передана в Государственную Третьяковскую галерею. С сентября 1999 года находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее. 04.
Храм-музей Святителя Николая в Толмачах
Вот об этом храме и Владимирской иконе и рассказывается в этом материале. Владимирская икона является величайшей и наиболее почитаемой русским народом чудотворной святыней. Ранее, при нашествиях врагов «вся Москва вставала на молитву» перед ней и этот масштаб подобных событий еще надо себе представить. Для наших предков икона являлась не просто неким изображением Богородицы – она представлялась всем русским людям самой Богородицей, что находилась рядом с ними и могла даровать свою защиту, покровительство и великую любовь Матери своим чадам. Так, что с Владимирская икона Божьей Матери для русского народа, как и для его коллективного бессознательного, была живым воплощением Матери Божией с младенцем Иисусом на руках и это не просто слова, а нечто гораздо большее. Икону не раз перевозили из Владимира в Москву, и каждый раз ее встречали в столице Всем Миром. Я описывал в свое время чудо спасения Владимирской иконой Москвы во время нашествия Махмет-Гирея в рассказе о царском великокняжеском селе Остров – там вы найдете лишь один пример этого чуда. Похожие многочисленные чудеса, связанные с Владимирской иконой, происходили столетиями постоянно, поэтому подробно рассказать о них в одном материале просто невозможно, как я уже отмечал…
05.
Ранее Владимирская икона была окружена трепетным и восторженным почитанием сотен и сотен тысяч русских людей, к ней при любой возможности выстраивались бесконечные очереди паломников со всех концов нашей необъятной родины. В настоящее время всё изменилось – Владимирская икона является экспонатом Третьяковской галереи, но сейчас она пребывает здесь уже не в качестве выставочного образца а, как и подобает величайшей русской святыне – находится в домовом храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.
Доступ к ней свободный, платить за вход не надо и в редкие службы в этом храме, можно прийти и увидеть это невыразимое и неописуемое Чудо. Воистину, даже странно, — ранее к этой иконе стояли несметные очереди наших предков для поклонения, а сейчас — в тишине Тихвинского храма мы можем видеть всего человек двадцать, что пришли на церковную службу поклониться святыне.
06.
07.
08.
Храм Святителя Николая в Толмачах был построен в начале XVII века. Первое письменное упоминание датируется 1625 годом. Церковь была восстановлена после пожаров 1812 года и постоянно действовала вплоть до советских времен. Церковь была закрыта в 1929 году. До 90-х годов помещения перестроенной церкви занимали службы Третьяковской галереи. Богослужения в храме Святителя Николая в Толмачах возобновились только в 1993 году.
09.
Храм исторически представлен четвериком XVII века с центральным алтарем сошествия Святого Духа на апостолов и колокольней с трапезной XIX века, включающей два придела — Покровский и Никольский. Сегодня храм обладает статусом домовой церкви при Государственной Третьяковской галерее. Здесь созданы все необходимые условия для хранения уникальных святынь, являющихся духовным и культурным достоянием нашего народа.
10.
Раз в год на праздник Святой Троицы из залов Третьяковской галереи в храм приносится икона Андрея Рублева «Троица». Между прочим, здесь находится очень многие чтимые и чудотворные иконы, в том числе и Иверская икона божьей Матери. По мнению искусствоведов именно эта икона, находящаяся здесь, является той самой, что некогда находилась в Иверской часовне у Воскресенских ворот на Красной площади.
11.
К Владимирской иконе, на удивление, нет сильного наплыва молящихся и интересующихся историей, и мы имеем уникальную возможность, во всех смыслах, близко пообщаться с этой святыней. Обычно редкие службы у иконы проходят утром в 9 часов и вечером в 17 часов, но если прийти пораньше — Владимирская икона предстает перед нами совсем близко, во всем своем величии и удивительной небесной красоте.
12.
13.
Иконостас храма святителя Николая в Толмачах
Я уже несколько раз бывал храме Святителя Николая в Толмачах и все никак не могу насытиться этими удивительными ощущениями от контакта с иконой. Икона Владимирской Божьей Матери, а точнее, закрытый бронированный киот в котором она находится, расположена в левой части основного объема храма.
14.
А здесь трогательная история — (слева) перед иконой в Третьяковском храме-музее — одинокая маленькая девочка из Сургута, впервые в жизни оказавшаяся в столице — сейчас женщина, как я понял, случайно оказавшаяся рядом, рассказывает ей о Владимирской иконе и связанных с ней чудесах…

Не знаю как у других, но меня охватывает удивительный, ни с чем не сравнимый трепет, когда я нахожусь рядом с Владимирской иконой. Она как будто охвачена чистым божественным сиянием; от иконы будто исходит непередаваемый по красоте золотистый удивительно нежный поток чистой любви, принятия, и невыразимое для сознания понимание, что дева Мария слышит тебя и отвечает на молитвы. Я достаточно много посетил разных храмов и побывал у многих чудотворных икон, но такого всецелого насыщенного, нежного и густого золотистого поля чувственного контакта и эмоциональных ответов Богоматери не ощущал нигде – Владимирская икона воистину великая «живая» святыня русского народа.
15.
В последний раз я пригласил к Владимирской иконе свою знакомую, у которой очень сильно и, уже который месяц, болела нога и ничего ей не помогало – ни многочисленные продвинутые лекарства, ни мази, ни уколы, ни массаж… И что же!? – уже через два дня после посещения иконы постоянная невыносимая боль снизилась и стала стремительно спадать. Вот вам и личное впечатление о небольшом Чуде, что произошло прямо при мне. Так, что Владимирская икона продолжает удивлять чудесами и готова помогать и защищать своим божественным богородичным покровом — стоит только попросить от души…
16.
Еще несколько фотографий Владимирской иконы Божьей Матери в храме-музее святителя Николая в Толмачах…
17.
18.
19.
20.
Этот пост был написан потому как — всегда есть место Чуду, и мы, забывая об этом, старательно и всецело обреченно страдаем и терпим, болеем и стенаем, а нужно, всего лишь, оглянуться на свою жизнь, раскаяться, сделать именно свои выводы из той своей проблемы или ситуации, которая заботит, осознать, что происходит с тобой, почему, и прозрев — получить (попросив исцеление) — прощение, избавление и удивительную помощь оттуда — из тех духовных измерений, что совсем рядом с нами, от тех святых, что только ждут нашей смиреной осознанной просьбы для ее исполнения и воплощения в нашей физической реальности…
21.
Добраться к Владимирской иконе очень легко. От станции метро «Третьяковская» проходим в сторону Третьяковской галереи по Большому Толмачевскому переулку, доходим до Малого Толмачевского и поворачиваем направо у храма-музея Святителя Николая в Толмачах, проходим мимо него и в смежном с ним современном здании Третьяковской галереи открываем первую по ходу стеклянную дверь и заходим (табличка-указатель есть). Здесь пост охраны, — далее налево и вниз по лестнице – вход в храм осуществляется через подвальное помещение холла с гардеробом и туалетом – все цивильно и достойно – далее уже проходим в сам Храм из холла по лестнице наверх. Адрес храма — Толмачевский Малый пер., 9.
Все фото внутри храма сделаны фотокамерой смартфона, так, что уж извиняйте за качество картинок)

Владимирская Икона и Третьяковская галерея

Протоиерей Николай Соколов

–В 1992 году, после почти 65 лет перерыва, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, я стал первым настоятелем храма святителя Николая в Толмачах, где ныне находится величайшая святыня Православия — Владимирская икона Божией Матери.
Была ли это та самая икона, к которой прикоснулся сам евангелист Лука, — вопрос веры. Икона имеет несколько записей, относящихся в том числе и к XIV-XVI векам. Мы верим, что эта икона по преданию написанная евангелистом Лукой, являет Покров Царицы Небесной над всей Русской Землей.

Еще в 1991 году начались разговоры о передаче храмов Русской Православной Церкви. В том числе и нашего храма, который был запасником Третьяковской галереи.

Галерея тогда реконструировалась, были построены новые депозитарии и залы. Храм освободился и несколько лет пустовал. К сожалению, он сильно обветшал и фактически был руинирован: стоял без крестов, колокольни, интерьера, пола. На 70 процентов была потеряна живопись внутри храма.

Возникла идея, что он будет храмом-музеем с концертным залом при Третьяковской галерее. Посоветовались с Патриархом Алексием II, и он предложил директору ГТГ, чтобы тут была своя христианская община. За это активно выступила часть сотрудников галереи. Благодаря благословению Святейшего община сложилась и существует.

Фото www.patriarchia.ru

Патриарх очень внимательно наблюдал за развитием отношений с Третьяковской галереей. Неоднократно, иногда 2-3 раза в год, он приезжал, смотрел, как идут дела, как преобразуется храм. Если не ошибаюсь, это первый пример доброго сотрудничества между Церковью и музеем.

В 1993 году, когда зал древнерусского искусства был еще на реконструкции, по просьбе Патриарха Алексия в инженерный корпус, в котором тогда работала эта экспозиция, вынесли из хранилища чудотворную икону Божией Матери Владимирскую, и многие верующие наконец смогли прийти ей поклониться. И первый раз после революции Патриарх совершил перед ней молебен. С ним молился причт нашего храма и пел детский хор нашей воскресной школы.

1993 год памятен и тем, что перед Владимирской иконой, которая была перенесена из Третьяковской галереи в Богоявленский кафедральный собор, коленопреклонно молились, чтобы предотвратить гражданскую войну. Смута была прекращена во многом потому, что и Святейший Патриарх Алексий II, и все молившиеся с ним москвичи получили возможность этого заступничества.

Второй раз Патриарх совершил здесь молебен в 1994 году. А в 1997 году, в день празднования иконы «Владимирской» Божией Матери, 8 сентября, Патриарх освятил храм святителя Николая в Толмачах великим освящением. Удивительно, как Господь благословил закончить реконструкцию именно в год 300-летия храма.
И с тех пор Патриарх Алексий II приезжал каждый год в дни Владимирской иконы, один, два или даже три раза и совершал литургии, а если не мог, то хотя бы молебны. Эту традицию ныне продолжает и Святейший Патриарх Кирилл.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *