Илья муромский святой

Преподобный ИЛИЯ МУРОМЕЦ, Печерский (†1188)

1 января православные чтут святого воина-монаха Илию Муромца Печерского, которого российские воины также почитают как своего небесного заступника (покровитель Ракетных войск стратегического назначения России).

Он прославился не только подвигами на поле брани, но и своей монашеской подвижнической жизнью и ангельской святостью.

Достоверных сведений о житии этого святого сохранилось до нашего времени крайне мало. Преподобный Илия Муромец Печерский, по прозвищу Чоботок, родился около 1143 года в селе Карачарово под Муромом (сейчас микрорайон города Мурома) во Владимирской области в семье крестьянина, и народное предание отождествило его со знаменитым богатырем Ильей Муромцем, о котором пелись русские былины.

В кратком житии преподобного Илии указано его прозвище — «Чеботок», то есть сапожок. Предание так объясняет это наименование: в монастырь ворвались враги (вероятно, половцы) в тот момент, когда Илия обувался. Илия успел надеть лишь один сапог, а другим ему пришлось обороняться от нападавших. Этим сапогом он разогнал врагов.

Илья Муромец в немощи Андрей Клименко

С детства и до 33 лет Илья был парализован из-за поразившей его немощи ног. Годы болезни воспитали в нем великое терпение, смирение, кротость и удивительный по силе характер.

Однажды, когда немощный мо́лодец находился один дома, ему явились святые старцы в образе нищих странников, сказавшие: «Поди и принеси нам напиться». Он встал, принес воды и выпил ее по требованию старцев, получив при этом «силу великую». Вещие старцы предсказали также, что «смерть ему на бою не писана».

Получив исцеление от болезни, Илья посвятил свою жизнь служению народу и государству. Илья много лет состоял в дружине киевского князя Владимира Мономаха. Известно, что Илия Муромец не имел поражений, но никогда не возносил себя и с миром отпускал поверженных врагов.

Получив в одном из боев неизлечимую рану в грудь, он, повинуясь зову сердца, принял монашеский постриг в Киево-Печерской Лавре. В то время так поступали многие воины, заменяя меч железный мечом духовным и проводя свои последние дни в сражении не за земные ценности, а за небесные.

Скончался Илия Муромец около 1188 году (на 45-м году жизни).

Мощи Илии Муромца

Монашеский путь преподобного Илии скрыт от нас, но нетленность его мощей убедительно подтверждает святость богатыря.

По кончине своей преподобный Илия был удостоен чести быть погребенным в приделе главного храма Киевской Руси — Софийского собора, служившего тогда великокняжеской усыпальницей. Это одно из убедительных свидетельств того почитания, которым было окружено имя великого воина Русской земли. Впоследствии гробницу богатыря перенесли в Ближние Антониевы пещеры Киево-Печерской лавры, где они пребывают и по ныне. Вместе с ним покоятся в гробницах Киево-Печерской Лавры его братья — богатыри духовные Святой Руси.

В 1926 году Лавру закрыли и на ее месте организовали музей, мощи преподобных вскрывали, освидетельствовали, изучали. Атеисты потратили немало сил и средств, пытаясь объяснить феномен сохранности тел монахов в пещерах.

В 1988 году межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого. Исследования проводились 3 года, и они были комплексными. В них принимали участие ученые разных специальностей. Были сотрудники Киевского медицинского института с кафедр судебной медицины, анатомии, рентгенологии, биохимии, гигиены. Для получения объективных данных применялась самая современная методика и сверхточная японская аппаратура. Результаты исследований поразительны. Определен возраст почившего – 40–55 лет; рост – 177 см (в свое время он был на голову выше человека среднего роста); выявлены такие дефекты позвоночника, которые позволяют говорить о перенесенном в юности параличе конечностей; установлена причина смерти – обширная рана в области сердца.

Так что удивительным образом современная медицина подтвердила свидетельства былин о том, что «сиднем сидел Илия и не имел в ногах хождения». В советское время считалось, что эти мощи — фальсификация, но оказалось, что былины были основаны на реальных событиях

По методу реконструкции антрополога М. М. Герасимова криминалистом и скульптором С. Никитиным был воссоздан скульптурный портрет богатыря Илии Муромца.

Илия Муромец. Реконструкция по черепу

О преподобном Илии известно, что он скончался, сложив персты правой руки для молитвы так, как принято и теперь в Православной Церкви – три первые перста вместе, а два последних пригнув к ладони. В период борьбы со старообрядческим расколом (конец XVII – XIX вв.) этот факт из жития святого служил сильным доказательством в пользу трёхперстного сложения.

К лику святых Илия Муромец был причислен в 1643 году в числе 69 подвижников Киево-Печерской лавры.

Илья Муромец в Былинах

Церковь и православный русский народ никогда не сомневались, что преподобный Илия Муромец Печерский и былинный богатырь Илия — одно лицо. Былины об Илии Муромце сложились еще во времена Киевской Руси. Ведь само название «былина» говорит нам: это песня о том, что было, то есть имело место в жизни. Народ наш называл былины «старинами», то есть песнями о старине.

Родословная Илии, рассказанная в былинах, безусловно имеет реальные основания. Родиной богатыря называют село Карачарово под Муромом (отсюда и название «Муромец»).

Особое избранничество Илии на подвиг подтверждается свидетельством о том, что от рождения он был немощен и до тридцати лет не мог ходить. 30 лет сидения Илии «на печи» — это символ жизни «в затворе», сокрытом от мира, время подготовки к служению.

Как повествуют былины, однажды, в дом явились калики перехожие — чудесные странники, посланники Божии. По их слову встал Илия на ноги после тридцатилетнего сидения. И говорят Илии калики: «Будешь ты, Илия, великий богатырь, и смерть тебе на бою не писана».

С благословения родителей, собирается Илия в путь, на богатырские подвиги. Прибыв в Киев, Илия попадает на княжеский пир. Собранные за столом князя Владимира богатыри — не любители повеселиться, но защитники веры Православной и Русской земли от врагов: Илия Муромец — крестьянский сын, Алеша Попович — сын священника из Ростова, Добрыня Никитич — княжеского рода, Ставр — боярин, Иван — купеческий сын. Богатыри, охранявшие границы Руси, в большинстве своем витязи знатного рода. Добрыня Никитич даже родственник князя Владимира, по летописям — его дядя, по былинам — племянник. Илия Муромец — единственный из русских богатырей — крестьянин по происхождению. И именно ему дарована самая большая сила — и духовная, и телесная. Илия — крестьянский сын, а на Руси слово «крестьянин» было тождественно слову «христианин». Поэтому как равного встречают князь и богатыри Илию Муромца и воздают ему честь не по сословию, а по делам и подвигам.

Русские богатыри, во главе которых встал Илия Муромец, не только успешно охраняли границы Руси от многочисленных врагов. Их усилиями борьба была перенесена на территорию врага. Летописи сообщают о том, как дружины Владимира Мономаха загнали войска хана Отрока Шарукановича «за железные ворота» на Кавказе, «пили золотыми шеломами Дон, приемши землю их всю». Русские богатыри доходили до Азовского моря, завоевывали половецкие становья на Северном Донце, заставляли врагов откочевывать за Дон и за Волгу, в степи Северного Кавказа и Южного Урала.

Насчитывается около тринадцати самостоятельных сюжетов о славном Илье в классическом эпосе: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром», «Бой Ильи Муромца с Жидовином», «Святогор и Илья Муромец», «Илья Муромец и разбойники», «Илья Муромец на Соколе-корабле», «Илья Муромец и сын» и др.

Наиболее распространенными и древними являются былины об Илье Муромце и Соловье-разбойнике: сюжет о его битве с Соловьем-Разбойником имеет более 100 вариантов. Соловей-разбойник олицетворяет собой языческую силу, от которой по своему христианскому назначению призван богатырь очищать Русскую землю.

Илья Муромец в культуре

В XIX веке Васнецовым была написана его знаменитая картина «Богатыри» (Три богатыря). Благодаря популярности картины и самой темы трех богатырей у русского народа, картина «Богатыри» стала визитной карточкой художника. Васнецов и три богатыря стали неразделимы в душе русского человека. Над этой картиной он трудился почти двадцать лет, начиная с 1881 года. После окончания над этой работой произведение с тремя богатырями было куплено Павлом Михайловичем Третьяковым и сегодня шедевр находится в Третьяковской галерее.

Виктор Васнецов. «Богатыри» (1881—1898)

На картине изображены три богатыря — Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович (главные герои русских былин). Посередине на вороном коне Илья Муромец, смотрит вдаль из-под ладони, в одной руке у богатыря копье, в другой булатная палица. Слева на белом коне Добрыня Никитич, вынимает меч из ножен. Справа на коне рыжей масти Алёша Попович, держит в руках лук со стрелами. В сравнении со своими товарищами он молод и строен. На боку у Алёши Поповича колчан. Трое богатырей стоят на широкой равнине, переходящей в невысокие холмы, посреди пожухлой травы и изредка проглядывающих маленьких ёлочек. Небо пасмурное и тревожное, означает грозящую богатырям опасность.

В 1956 г. по мотивам былин об Илье Муромце в СССР был снят художественный фильм, а также несколько мультфильмов.

Русские люди доныне чтут память святого богатыря. На его родине 1 января 1993 года в храме святых Гурия, Самона и Авива была торжественно установлена икона святого Илии с частицей его мощей.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Молитва святому преподобному Илии Муромцу
О святый преподобный отче Илие! Руси Святой заступниче, могучий ратоборче, воине духовный и телесный ей явивыйся, в житии своем благу народа Русскаго и прославлению Бога Христианскаго верно послуживый, и по преставлении своем престательства своего о нас не оставивый, испроси, святе, у Всемилостиваго Господа Отечеству нашему царя, мир и благоденствие, церкви благоустроение, людем православным от нечестивых избавление, воином русским в ратех победу и на врагов, замышляющих злая Церкви и Отечеству православному, одоление, всех же нас заступи, и еще просим тя, святче Божий, разум нам от Бога ниспосли, да познаем согрешения наша, и силу духовную, да покаемся во грехах наших, и крепость телесную, да возмощи нам житие исправити и Русь Святую возродити, и в Царствие Небесное из нея прейти, да тамо с тобою и всеми святыми сподобитися непрестанне восхваляти в Троице славимаго Бога Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 8
Постом душу твою просветил еси, молитвами непрестанными сердце твое сосуд Духа Святаго соделал еси, преподобне отче наш Илие, тем же вся вражия ополчения крепко посрамил еси и, яко победоносец истинный, воздаяния получил еси от Христа Бога, тому помолися о душах наших.

Кондак, глас 8
Христовою любовию уязвив душу, преподобне отче наш Илие, в пещернем мраце свет спасения обрел еси и, яко чадо избранное великих отцев Печерских Антония и Феодосия, вкупе с ними обитель райскую унаследовал еси, отонудуже призирай ныне на обитель земную, в ней же подвизался еси, и молися о чтущих память твою, да зовем ти: радуйся, Илие, молитвенниче о душах наших.

В житие мы узнаем, что родился он в семье обычного крестьянина

В житие Ильи мы узнаем не так много. Илья Печерский по прозвищу Чоботок, родился примерно в 1143 году, в XII веке, в Муроме.

30 лет Илья Муромец был парализован

Отец его Иван, был обычный крестьянин, мать Ефросинья, также крестьянка.

Народные предания очень часто сравнивали Илью Печерского с былинным русским богатырем, Ильей Муромцем.

С самого детства и до 30 своих лет, Илья был парализован. Но от одних нищих трех странников он получил чудесным образом исцеление.

Они предсказали ему, что смерть на боях ему точно не писана. Произошло это тогда, когда ему исполнилось 33 года.

После своего исцеления, Илья взял у родителей благословение:

Илья Муромец богатырь

«Ой ты, гой еси, родимый, милый батюшка!

Дай ты мне свое благословеньице,

Я поеду во славный стольный Киев-град —

Помолиться чудотворцам киевским,

Заложиться за князя Владимира,

Послужить ему верой-правдою,

Постоять за веру христианскую».

После чего он отправился в дружину Киевского князя Владимира Мономаха. Прослужил Илья у него много лет.

Владимир Мономах — великий русский князь. Прозван был Мономахом по роду его матери, которая была дочерью византийского императора — Константина IX Мономаха

Чем же прославился при жизни Илья Печерский? Своими великими воинскими подвигами и силой, которую он яростно использовал для борьбы с врагами.

Илья был очень скромным человеком и никогда себя не возносил, и при этом всегда говорил:

Илья Муромец богатырь

«Я простой русский богатырь, крестьянский сын. Я спасал вас не из корысти, и мне не надо ни серебра, ни золота. Я спасал русских людей, красных девушек, малых деточек, старых матерей. Не пойду я к вам воеводой в богатстве жить. Мое богатство — сила богатырская, мое дело — Руси служить, от врагов ее оборонять».

Однажды в одном из бою, он был ранен в грудь. После чего решил принять монашеский постриг в Киеве-Печерском Успенском монастыре.

Очень много воинов в то время после каких-либо травм, уходили в монастырь для сражения не за земные ценности, а за душевные.

Картина М. Н. Климова «Преподобный Илья Муромец в пещерной келье в Киеве»

Не так много время Илья провел в иноческом постриге.

Умер Илья Печерский на 1188 году, когда ему было около 45 лет.

«…Илья Муромец

Нанял хитроумных плотников.

Построил он церковь соборную

Святителю Николе Можайскому

Во славном во городе во Киеве.

Сам заехал во пещеры во глубокие,

Тут Илья уж преставился.

Поныне его мощи нетленные!»

Сейчас его мощи покоятся в Антониевых пещерах

Где хранятся мощи святого?

Во многих источниках указано, Мощи Ильи Муромца покоятся в Антониевых пещерах в Киево-Печерской Лавре.

Где-то в 18 веке один паломник Леонтий оставил такую запись:

Леонтий паломник

«Видехом храброго воина Илию Муромца в нетлении под покровом златым; ростом — яко нынешние крупные люди; рука у него левая пробита копием, язва вся знать (видна), а правая изображена крестным знамением».

В 1988 году была проведена экспертиза мощей Ильи Муромца. После исследование мощей, было определено, что умер Илья в возрасте 40–45 лет, рост его был около 177 сантиметров. Выявлены некоторые дефекты в позвоночнике, что говорит о том, что человек перенес в юности паралич конечностей. Причина смерти также была установлена – обширная рана в области сердце.

1 января день памяти Ильи Печерского — прототип Ильи Муромца

В 1643 году Илья Печерский был причислен к лику святых. День памяти преподобного —1 января.

Местное почитание преподобного Илии началось примерно в конце 17 века. Тогда, когда установили празднование Собора преподобных отцов Ближних пещер.

Останки Ильи Муромца, а именно средний перст шуйцы левой руки — находится в данный момент в Спасо-Преображенском монастыре города Мурома. На фото указанном ниже, можно увидеть — мощи преподобного.

Персты правой руки сложены специально для молитвы, как принято в Православной церкви: три первые перста — вместе, а два последних — пригнуты к ладони

Приложиться к частице его мощей можно в любое время.

Очень часто говорят, что Илья Муромец — чудотворец.

От святых мощей преподобного, люди исцеляются от многих болезней, в особенности тех, у кого болезни позвоночника, и у кого парализованы ноги.

Даже после своей смерти Илья Печерский чудотворец помогает людям.

3 молитвы Илье Муромцу, а также тропари и кондаки

На праздник Илье Муромцу в православных храмах поётся специальный тропарь и кондак, чтобы вспомнить и прославить преподобного в этот день.

Кондаки и тропари специальные песнопения, посвященные какому-либо празднику или святому

Тропарь, глас 3

Ликовствует днесь земля Русская, воина и чудотворца своего Илию Муромца прославляюще, яко той в Церкви торжествующей пребывая, соратует сродницем своим и Церкви воинствующей, на враги видимыя и невидимыя Руси Святой испрошая у Господа вспоможение, да невозбранно славят и чтут людие русские Христа Бога.

Тропарь, глас 8

Постом душу Твою просветил еси, молитвами непрестанными сердце Твое сосуд Духа Святаго соделал еси, преподобне отче наш Илие. Темже вся вражия ополчения крепко посрамил еси, и яко победоносец истинный воздаяния получил еси от Христа Бога. Тому помолися о душах наших.

Кондак, глас 8

Яко светило великое Русския земли, Небеснаго Царя воевода непобедим был и монашествующих богодухновенное украшение. Ныне же со Ангелы престолу Божию предстоя, Владыку Христа, всех Творца, моли избавитися от всяких бед и скорбей чтущым святую память твою, да зовем ти: Радуйся, Илие, преподобне отче наш.

Также дома перед иконой Илии Муромца можно прочитать 3 главных молитвы. Прочитать их нужно от чистого сердца и только тогда, ваши молитвы будут услышаны.

Молитва Илье Муромцу первая

«О святый преподобный отче Илие! Руси Святой заступниче, могучий ратоборче, воине духовный и телесный ей явивыйся, в житии своем благу народа Русскаго и прославлению Бога Христианскаго верно послуживый, и по преставлении своем престательства своего о нас не оставивый, испроси, святе, у Всемилостиваго Господа Отечеству нашему царя, мир и благоденствие, церкви благоустроение, людем православным от нечестивых избавление, воином русским в ратех победу и на врагов, замышляющих злая Церкви и Отечеству православному, одоление, всех же нас заступи, и еще просим тя, святче Божий, разум нам от Бога ниспосли, да познаем согрешения наша, и силу духовную, да покаемся во грехах наших, и крепость телесную, да возмощи нам житие исправити и Русь Святую возродити, и в Царствие Небесное из нея прейти, да тамо с тобою и всеми святыми сподобитися непрестанне восхваляти в Троице славимаго Бога Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь».

Молитва Илье Муромцу вторая

О великий подвижниче и угодниче Христов, преподобне отче наш Илие, ты в воинстем чине за имя Христово крепко подвизался еси и соотчичи от враг ограждал еси. Ты, оставив славу земную, избрал еси безмолвное житие во обители Киево-Печерстей, и явился еси граду Киеву и обители твоей заступник крепок. О храбрый в ратех врагов прогонителю и обидимых заступниче, буди нам поборник на вся видимыя и невидимыя враги наша, помози и нам пребыти твердыми, непоколебимыми во искушениих, да твоею помощию и крепким предстательством посрамятся вси хотящии нам злая.

Отче святый, ускори ныне на помощь, утверждая мир и тишину в земли нашей, и умоли Господа всех нас сохранити от глада, губительства, труса и потопа, от огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани, и от тлетворных ветр, и от смертоносный язвы, и от всякаго зла избавити, раздоры посреде братий бываемая умирити, отпадших паки в единомыслие привести и всех нас единением духа и любве во Единей Святей Соборней и Апостольстей Церкви соединити.

Не забуди, святый отче, обитель твою, присно тя чтущую, и вся грады и веси тебе молитвенника крепка к Богу предлагающа, сохраняя их молитвами твоими от всякаго зла. Помяни всех, веру и любовь к тебе имущих, имя твое призывающих и на поклонение к мощем твоим святым приходящих, и вся благая прошения их милостиво исполни, и сподоби нас помощию твоею спасение вечное получити и Царствие Небесное наследовати, да славословим непрестанно Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Молитва Илье Муромцу третья

О преподобне и богоносне отче наш Илие, града Мурома и всея земли Русския украшение, храбрый во бранех, врагов прогонителю и обидимых заступниче! Собраннии пред иконою твоею почитающии тя людие, молим тя, умоли Милосерднаго Бога, да милостив но услышит нас и дарует победу на сопротивныя; и паки, припадающе, молим тя: укрепи данною тебе благодатию во бранех воинство православное, разруши силы возстающих на ны врагов, да постыдятся и посрамятся, и дерзость их да сокрушится, и да уведят и уразумеют, яко Господь есть Защитник наш, по нам поборствуяй. О скорый наш помощниче и заступниче, укрепи молитвами твоими немощную волю нашу, во еже обрести нам мужество духовное и сокрушение о гресех наших. Ей, отче святый, не забуди нас, молящихся тебе о помощи, и сподоби нас, грешных, получити от Бога неизреченная благая, яже уготова любящим Его, яко да с тобою и со всеми святыми прославим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Акафист жанр православной церковной гимнографии, которое представляет собой хвалебно-благодарственное пение

Считается, что есть еще более сильное обращение к Илье Муромцу, если прочитать специальный акафист.

Видео: Святые преподобный Илья Муромец, Печерский

Молитвы преподобному Илии Муромцу

Полезно? Поделись ссылкой!

Тропарь преподобному Илии Муромцу, глас 3-й

Ликовствует днесь земля Русская, воина и чудотворца своего Илию Муромца прославляюще, яко той в Церкви торжествующей пребывая, соратует сродницем своим и Церкви воинствующей, на враги видимыя и невидимыя Руси Святой испрошая у Господа вспоможение, да невозбранно славят и чтут людие русские Христа Бога.

Тропарь преподобному Илии Муромцу, глас 8-й

Постом душу Твою просветил еси, молитвами непрестанными сердце Твое сосуд Духа Святаго соделал еси, преподобне отче наш Илие. Темже вся вражия ополчения крепко посрамил еси, и яко победоносец истинный воздаяния получил еси от Христа Бога. Тому помолися о душах наших.

Кондак преподобному Илии Муромцу, глас 8-й

Яко светило великое Русския земли, Небеснаго Царя воевода непобедим был и мона­шествующих богодухновенное украшение. Ныне же со Ангелы престолу Божию пред­стоя, Владыку Христа, всех Творца, моли избавитися от всяких бед и скорбей чтущым святую память твою, да зовем ти: Радуйся, Илие, преподобне отче наш.

Молитва первая преподобному Илии Муромцу
о покровительстве русским воинам

О святый преподобный отче Илие! Руси Святой заступниче, могучий ратоборче, воине духовный и телесный ей явивыйся, в житии своем благу народа Русскаго и прославлению Бога Христианскаго верно послуживый, и по преставлении своем предстательства своего о нас не оставивый, испроси, святе, у Всемилостиваго Господа Отечеству нашему царя, мир и благоденствие, церкви благоустроение, людем православным от нечестивых избавление, воином русским в ратех победу и на врагов, замышляющих злая Церкви и Отечеству православному, одоление, всех же нас заступи, и еще просим тя, святче Божий, разум нам от Бога ниспосли, да познаем согрешения наша, и силу духовную, да покаемся во гресех наших, и крепость телесную, да возмощи нам житие исправити и Русь Святую возродити, и в Царствие Небесное из нея прейти, да тамо с тобою и всеми святыми сподобитися непрестанне восхваляти в Троице славимаго Бога Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Молитва вторая преподобному Илии Муромцу
о том же

О великий подвижниче и угодниче Хри­стов, преподобне отче наш Илие, ты в воинстем чине за имя Христово крепко подвизал­ся еси и соотчичи от враг ограждал еси. Ты, оставив славу земную, избрал еси безмолвное житие во обители Киево-Печерстей, и явился еси граду Киеву и обители твоей заступ­ник крепок.

О храбрый в ратех врагов прогонителю и обидимых заступниче, буди нам поборник на вся видимыя и невидимыя враги наша, помози и нам пребыти твердыми, непоколебимыми во искушениих, да твоею помощию и крепким предстательством посрамятся вси хотящии нам злая. Отче святый, ускори ныне на помощь, утверждая мир и тишину в земли нашей, и умоли Господа всех нас сохранити от глада, губительства, труса и по­топа, от огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани, и от тле­творных ветр, и от смертоносный язвы, и от всякаго зла избавити, раздоры посреде братий бываемая умирити, отпадших паки в единомыслие привести и всех нас единени­ем духа и любве во Единей Святей Соборней и Апостольстей Церкви соединити.

Не забуди, святый отче, обитель твою, присно тя чтущую, и вся грады и веси тебе молитвенника крепка к Богу предлагающа, сохраняя их молитвами твоими от всякаго зла. Помяни всех, веру и любовь к тебе имущих, имя твое призывающих и на поклонение к мощем твоим святым приходя­щих, и вся благая прошения их милостиво исполни, и сподоби нас помощию твоею спасение вечное получити и Царствие Небесное наследовати, да славословим непрестанно Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Молитва третья преподобному Илии Муромцу
о том же

О преподобне и богоносне отче наш Илие, града Мурома и всея земли Русския украшение, храбрый во бранех, врагов прогонителю и обидимых заступниче! Собраннии пред иконою твоею почитающии тя людие, молим тя, умоли Милосерднаго Бога, да милостив но услышит нас и дарует победу на сопротивныя; и паки, припадающе, молим тя: укрепи данною тебе благодатию во бранех воинство православное, разруши силы возстающих на ны врагов, да постыдятся и посрамятся, и дерзость их да сокрушится, и да уведят и уразумеют, яко Господь есть Защитник наш, по нам поборствуяй. О скорый наш помощниче и заступниче, укрепи молитвами твоими немощную волю нашу, во еже обрести нам мужество духовное и сокрушение о гресех наших. Ей, отче святый, не забуди нас, молящихся тебе о помощи, и сподоби нас, грешных, получити от Бога неизречен­ная благая, яже уготова любящим Его, яко да с тобою и со всеми святыми прославим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Сайт нуждается в вашей помощи!

С каждым днём на сайт molitvoslov.today заходит всё больше и больше людей. Он для этого и создавался: в конечном итоге стать самым популярным и полным в рунете собранием молитв, акафистов, канонов и изображений икон. Но для развития ресурса нужны средства: ежегодное продление домена, оплата хостинга и услуг авторов статей. Обвешивать же сайт рекламой, как новогоднюю ёлку, совсем не хочется. Поэтому маленькая просьба ко всем кто долистал страницу до этого места и кому понравился molitvoslov.today: буду благодарен любой финансовой помощи на его развитие. Мир Вам!

Русские богатыри — угодник Божий Илья Муромец: Воин. Монах. Святой.

В День защитника Отечества не грех вспомнить о былинных русских богатырях, защищавших Родину и соотечественников, легендарных персонажах, чьи имена из собственных стали нарицательными, один из них и первый по списку, несомненно, Илья Муромец…
Это имя первым приходит в голову, если попросить назвать легендарного русского богатыря, не так ли? А все ли мы слышали о том, что он был не только воином, но и монахом, а стал, в конце концов, святым?
Так вот — все ли вы знаете его замечательную историю? Попробуем восстановить ее по крупицам, сведениям из разных источников? Вот, что попадается сразу —
http://www.odigitria.by/2012/01/01/ilya-muromec-svyatoj-bogatyr/-
Илья Муромец — самый известный и, в то же время, самый загадочный герой русского эпоса. Трудно найти такого человека в России, который не слышал бы никогда об этом славном богатыре из древнего города Мурома. Большинство знает о нем лишь то, что запомнилось им с детства из 11 былин и сказок, и часто бывают поражены сложностью и многозначностью этого образа. Над разрешением загадок, связанных с ним, уже почти два столетия бьются ученые разных специальностей, но тайны все же остаются.

По народным преданиям, в муромских лесах после крещения Руси скрывался верховный жрец Перуна — Богомил. Стал он предводителем разбойников, губившим людей своим громким свистом — Соловьем — разбойником. Убил же его по народным преданиям русский богатырь — Илья Муромский, Но былинный богатырь Илья — это преподобный чудотворец, преподобномученик Илия Муромский Киево-Печерский, мощи которого почивают в Киево-Печерском монастыре, в Антониевых пещерах.

Наши предки XVI — начала XIX вв. не сомневались в том, что Илья Муромец — реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю. Между тем русские летописи не упоминают его имени. Зато он является главным действующим лицом не только наших былин, но и германских эпических поэм XIII в., основанных на более ранних сказаниях. В них он представлен могучим витязем, княжеского рода Ильей Русским. В документальном источнике имя этого известного героя впервые упомянуто в 1574 г. Посланник римского императора Эрих Лассота, посетивший Киев в 1594 г., оставил описание гробницы Ильи Муромца, находившейся в богатырском приделе Софийского собора. Для знаменитого героя и его товарища был сооружен специальный придел, т. е. им была оказана такая же честь, как и великим князьям. В то время богатырская гробница была уже пуста; останки же известного Ильи были перенесены в Антониеву пещеру Киево-Печерского монастыря. В 1638 г. эти мощи были описаны иноком этой знаменитой лавры Афанасием Кальнофойским, который определил, что Илья Муромец жил 450 лет назад, т. е. в 1188г.

Эти останки богатыря до сих пор находятся на том же месте и являются неопровержимым доказательством реальности Ильи Муромца. Для многих современных людей бывает откровением тот факт, что популярный герой эпоса почитается святым Русской Православной Церковью.

А вот картина Клименко «Илья Муромец в немощи» и церковь Илии Муромца в Муроме
Идем дальше —
http://3rm.info/publications/61575-neizvestnoe-ob-izvestnom-tayny-i-zagadki-ob-ile-muromce.html

В 1988 году Межведомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста — 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см.
Более того, на костях Ильи ученые обнаружили следы многих битв — множественные переломы ключиц, сломанные ребра, следы от удара копья, сабли, меча. Это подтверждало легенды о том, что Илья был могучим воином, участником жестоких сражений.
Но больше всего ученых поразило другое: Илья действительно долгое время не мог ходить! По заключению исследователей, причиной тому было тяжелое заболевание — туберкулез костей или полиомиелит. Это и стало причиной паралича ног.
Родился Илья Муромец примерно между 1150 и 1165 гг. А погиб он в возрасте около 40–55 лет, как предполагают, при взятии Киева князем Рюриком Ростиславичем в 1204 г., когда Печерская лавра была разгромлена союзными Рюрику половцами. Причиной смерти послужил, видимо, удар острого орудия (копья или меча) в грудь.
Проклятие и чудесное исцеление
В народе из уст в уста передавали такую историю. Будто бы дед Ильи Муромца был язычником и, не признавая христианство, однажды разрубил икону. С тех пор проклятие пало на его род — все мальчики будут рождаться калеками. Через 10 лет родился Илья, и казалось, проклятие исполнилось: мальчик с детства не мог ходить. Все попытки вылечить его не увенчались успехом. Но Илья не сдавался, упорно тренировал руки, развивал мышцы, становясь все более сильным, но, увы, ходить по-прежнему не мог. Шли годы, и, наверное, не раз ему казалось, что нужно смириться с судьбой: он навсегда останется калекой. Но когда Илье исполнилось 33 года, произошло нечто необъяснимое. Настал день, который круто и навсегда изменил его жизнь. В дом вошли старцы — калики перехожие (нищие странники), и попросили мальчика подать воды. Он объяснил, что не может ходить. Но гости настойчиво повторили просьбу, которая прозвучала уже как приказ. И Илья, внезапно почувствовав небывалую силу, впервые встал на ноги…
Илья встал на ноги после 33 лет неподвижности. И ученые, проводившие исследования мощей, подтверждают, что костная ткань этого человека чудесным образом восстановилась. Более того, по их заключению, после тридцати лет он вел активный образ жизни, что полностью соответствует былинам. Подвиги русского Геракла
После чудесного исцеления Илья Муромец, как и положено богатырям и героям, совершает многочисленные подвиги. Самый известный его подвиг — победа над Соловьем-разбойником.
Исследователи считают, что Соловей-разбойник — не сказочное чудище, а тоже реальная историческая личность, разбойник, промышлявший в лесах по дороге к Киеву. А Соловьем этого разбойника прозвали за то, что он извещал о своем нападении свистом (или, возможно, давал свистом сигнал своей банде к нападению). В дальнейшем Илья Муромец совершил множество других подвигов, участвовал в сражениях, защищая от врагов землю русскую. Современники отмечали его невероятную, нечеловеческую силу, поэтому в памяти людей он остался, наверное, самым великим русским богатырем. Достаточно вспомнить картину «Три богатыря», на который Илья Муромец изображен в центре — как самый сильный и могучий.
В былинах и легендах три богатыря — Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич — часто вместе совершают подвиги. Но на самом деле они никогда не встречались. Их разделяли века — Добрыня Никитич жил в 10 веке, Алеша Попович — в 13 веке, а Илья — в 12-м веке. Но когда легенды столетиями передаются от одного поколения к другому, они обрастают новыми подробностями, знаменитые персонажи начинают совершать новые подвиги, а временные рамки постепенно размываются и смещаются.Вопреки легендам, Илья Муромец никогда не служил князю Владимиру Великому. Они просто не могли встретиться, потому что жили в разные века. Илья служил князю Святославу, защищая Русь от половцев.
Православная церковь, в отличие от ученых, никогда не сомневалась в подлинности мощей. Илья Муромец был причислен к лику святых уже в 1643 году и стал одним из 69 угодников Киево-Печерской лавры.
Тело Ильи Муромца, как и останки многих других монахов, захороненных в пещерах Лавры, нетленно и находится в состоянии мумификации. Но, в отличие от тел египетских фараонов, оно стало таким не благодаря обработке специальными составами, а по неизвестной науке причине. В православии считается, что если тело не разлагается, а превращается в мощи, это — особый дар Бога, который дается только святым.
От мощей Ильи Муромца происходят исцеления тех, кто страдает болезнями позвоночника и у кого парализованы ноги. Илья и после смерти продолжает свое служение людям…

==========================================================================================
Ну, даже если изложенное во втором источнике и легенда, то красивая и в тему, а, скорее, беллетризированная версия истории, но вот, ниже, для любознательных и дотошных, чуть более подробная и значительно более достоверная, нон-фикшн…
http://www.pravoslavie.ru/put/sv/muromec.htm

Угодник Божий преподобный Илия Муромец, по прозванию Чоботок, жил в XII веке и скончался иноком Киево-Печерской лавры около 1188 года. Память по церковному календарю — 19 декабря ст. ст. / 1 января нв. ст.

Достоверных сведений о житии этого святого сохранилось до нашего времени крайне мало. Происходил он из простой крестьянской семьи. В детстве и юности страдал параличом, однако чудесным образом был исцелен. До пострига состоял в княжеской дружине и прославился воинскими подвигами и невиданной силой. Почивающие в Антониевых пещерах мощи преп. Илии показывают, что для своего времени он действительно обладал весьма внушительными размерами и был на голову выше человека среднего роста.

Он является главным действующим лицом не только наших былин, но и германских эпических поэм XIII в., основанных на более ранних сказаниях. В них он представлен могучим витязем, княжеского рода Ильей Русским. Мощи преподобного не менее ярко свидетельствуют о яркой воинской биографии — кроме глубокой округлой раны на левой руке видно такое же значительное повреждение в левой области груди. Создается впечатление, что герой прикрыл грудь рукой, и ударом копья она была пригвождена к сердцу. После вполне успешной воинской карьеры и, видимо, вследствие тяжелого ранения, Илия принимает решение окончить свои дни иноком и постригается в Феодосиев монастырь, ныне Киево-Печерскую лавру. Следует отметить, что это вполне традиционный шаг для православного воина — сменить меч железный на меч духовный и проводить дни в сражении не за земные блага, а за небесные. Прп. Илия — не первый и не последний воин, поступивший так. Из наших соотечественников можно в этой связи вспомнить великого полководца преп. Александра Невского, а также профессиональных воинов Пересвета и Ослябю, проходивших послушание под началом преп. Сергия Радонежского и геройски погибших на Куликовом поле.

Отсутствие в Киево-Печерском Патерике жития прп. Илии косвенно свидетельствует о том, что в иноческих подвигах святой воин успел провести не так много времени. Это дает основание предположить, что постриг Илии Муромца приходился на время игуменства преп. Поликарпа Киево-Печерского (1164-1182), и под началом этого же великого подвижника и происходило духовное возрастание нового воина Христова. Известно, что преп. Поликарп пользовался большим уважением со стороны великого князя Ростислава Мстиславовича. В Великий пост князь имел обыкновение каждое воскресенье приглашать к себе преподобного игумена с двенадцатью братиями Феодосиевой обители для душеполезных разговоров. Вполне возможно, что одним из участников этих бесед был и бывший славный ратник преп. Илия.

В XIX веке некоторые исследователи ставили под сомнение возможность отождествления преп. Илии Печерского с одноименным былинным богатырем. Однако несомненно, что для наших православных предков это было одно лицо. Например, паломник XVIII века (Леонтий) в своих записках говорит: «Видехом храброго воина Илию Муромца, в нетлении под покровом златым; ростом яко нынешние крупные люди; рука у него левая пробита копьем, язва вся знать; а правая изображена крестным знамением».

В советское время были предприняты большие усилия по дехристианизации образа преп. Илии Муромца с целью превращения его в «воплощение народного идеала героя-воина». Так, например, характерной чистке подвергся известный эпизод былины, когда к недвижимому Илье Муромцу приходят «калики перехожие», которые в итоге и исцеляют Илью. Кто они — во всех советских изданиях опущено. В дореволюционном же издании былины «калики» — это Христос с двумя апостолами.

В 1988 г. Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого Ильи Муромца. Для получения объективных данных применялась самая современная методика и сверхточная японская аппаратура. Результаты исследований поразительны. Определен возраст — 40-55 лет, выявлены такие дефекты позвоночника, которые позволяют говорить о перенесении нашим героем в юности паралича конечностей (строго в соответствии с житием); установлено, что причиной смерти стала обширная рана в области сердца. К сожалению, датировка гибели была установлена очень приблизительно — XI-XII вв. Интересен тот факт, что преп. Илия почивает в молитвенном положении, сложив персты правой руки так, как принято и теперь в Православной Церкви — три первые перста вместе, а два последних пригнув к ладони. В период борьбы со старообрядческим расколом (XVII-XIX вв.) этот факт служил сильным доказательством в пользу трехперстного сложения.

Илья Муромец был официально канонизирован в 1643 г. в числе еще шестидесяти девяти угодников Киево-Печерской лавры. Русское воинство считает святого богатыря своим покровителем. В 1998 г. на территории одной из воинских частей в Подмосковье был воздвигнут и освящен замечательный храм во имя святого Ильи Муромца.

В наше время былинный образ Илии Муромца по-прежнему привлекает к себе внимание, в том числе и среди нецерковных людей. Хочется верить, что при этом за типажом непобедимого воина не будет растворяться живое лицо человека, искренне посвящавшего всю свою жизнь и все свои подвиги во славу Божию. Хотелось бы научиться от преп. Илии удивительной трезвости и рассудительности, благодаря которой мы смогли бы, как и он, будучи велики и способны в земных делах, не забывать и о Царствии Небесном.
Ну и, если кого-то заинтересовало житие Илии Муромца, наиболее полное и академичное его описание здесь, в статье — http://xn--90ae6ab.xn--p1ai/2013/12/ilya-muromec-voin-monakh-svyatojj/
Илья Муромец: Воин. Монах. Святой. Андрюшина С.В., зав. Православной библиотекой храма Преображения Господня в Богородском

Преподобный Илия Муромец, Печерский

Преподобный Илия Муромец

Достоверных сведений о житии преподобного Илии Муромца, Печерского, сохранилось до нашего времени крайне мало.

Предполагают, что родился он около 1143 года в селе Карачарово под Муромом во Владимирской области в семье крестьянина Ивана, Тимофеева сына и его жены Евфросиньи, дочери Якова. Народное предание отождествило его со знаменитым богатырем Ильей Муромцем, о котором складывались многочисленные былины. Кстати, он является главным действующим лицом – могучим витязем княжеского рода Ильей Русским – и германских эпических поэм XIII века, основанных на более ранних сказаниях.

С детства и до 30 лет Илья был парализован, а потом чудесным образом получил исцеление от трех вещих старцев – калик перехожих (нищих странников), – которые предсказали, что «смерть ему на бою не писана». Взяв родительское благословение, –

«Ой ты, гой еси, родимый, милый батюшка!
Дай ты мне свое благословеньице,
Я поеду во славный стольный Киев-град –
Помолиться чудотворцам киевским,
Заложиться за князя Владимира,
Послужить ему верой-правдою,
Постоять за веру христианскую», –

Илья много лет состоял в дружине киевского князя Владимира Мономаха – был «первый богатырь во Киеве», не знавший поражений.

Илья Муромец прославился многочисленными воинскими подвигами и невиданной силой, которую использовал только для борьбы с врагами Отечества, защиты русских людей и восстановления справедливости. А обиды тогда было от кого терпеть: в степях рыскало «Идолище поганое» (так называли печенегов), леса облюбовали соловьи-разбойники, с хазарской стороны грозил «Жидовин проклятый»…

Все сказания свидетельствуют об истинно христианском смирении и кротости Ильи Муромца (он никогда не превозносил себя!), величавом спокойствии и мире душевном: «Я простой русский богатырь, крестьянский сын. Я спасал вас не из корысти, и мне не надо ни серебра, ни золота. Я спасал русских людей, красных девушек, малых деточек, старых матерей. Не пойду я к вам воеводой в богатстве жить. Мое богатство – сила богатырская, мое дело – Руси служить, от врагов ее оборонять».

Получив в одном из боев с половцами неизлечимую рану в грудь и повинуясь зову сердца, Илья принял монашеский постриг в Киево-Печерском Успенском монастыре. В то время так поступали многие воины, заменяя меч железный мечом духовным и проводя свои последние дни в сражении не за земные ценности, а за небесные.

Отсутствие в Киево-Печерском патерике жития преподобного Илии косвенно свидетельствует о том, что в иноческих подвигах святой воин успел провести не так много времени. Это дает основание предположить, что его постриг пришелся на время игуменства преподобного Поликарпа Печерского (1164–1182).

Скончался Илия Муромец около 1188 года, примерно на 45-м году жизни. Его мощи покоятся до сего времени в Антониевых пещерах Киево-Печерской лавры.

…Илья Муромец
Нанял хитроумных плотников.
Построил он церковь соборную
Святителю Николе Можайскому
Во славном во городе во Киеве.
Сам заехал во пещеры во глубокие,
Тут Илья уж преставился.
Поныне его мощи нетленные!»

В документальном источнике имя богатыря впервые упоминается в 1574 году.

В XVIII веке паломник Леонтий оставил такое свидетельство: «Видехом храброго воина Илию Муромца в нетлении под покровом златым; ростом – яко нынешние крупные люди; рука у него левая пробита копием, язва вся знать (видна), а правая изображена крестным знамением».

В 1988 году межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого. Результаты исследований подтверждают факты жизни былинного богатыря: определен возраст почившего – 40–55 лет; рост – 177 см (в свое время он был на голову выше человека среднего роста); выявлены такие дефекты позвоночника, которые позволяют говорить о перенесенном в юности параличе конечностей; установлена причина смерти – обширная рана в области сердца.

К лику святых Илия Муромец был причислен в 1643 году в числе 69 подвижников Киево-Печерской лавры.

***

Русские люди доныне чтут память святого богатыря. На его предполагаемой родине 1 января 1993 года в храме святых Гурия, Самона и Авива была торжественно установлена икона святого Илии с частицей его мощей. В 1994 году на городском кладбище была заложена часовня во имя святого, которую освятили через четыре года. Преподобный Илия Муромец причислен к собору Муромских святых.

Военнослужащие Ракетных войск стратегического назначения и Погранслужбы России, а также части специального назначения считают святого богатыря своим небесным покровителем.

В 1998 году на территории Главного штаба Ракетных войск в Подмосковье был построен и освящен храм во имя преподобного Илии Муромца. В алтаре храма находится икона святого с частицей мощей из Киево-Печерской лавры.

В Косово (Сербия) после Балканской войны почти четыре года – с июля 1999-го по июнь 2003-го – был развернут полевой храм преподобного Илии Муромца, который затем вывезли в Чечню, где он находился во Введенском районе, в базовом лагере Воздушно-десантных войск до ноября 2004 года. В полевых условиях Косова и Чечни в этом храме приняло святое крещение большое количество воинов, в том числе и с именем Илия, в память преподобного.

Украинская Православная Церковь Московского Патриархата учредила орден преподобного Илии Муромца, которым награждаются священнослужители и миряне, отличившиеся жертвенным служением Богу и Отечеству, в том числе и в «горячих точках».

Заложиться – поступить на службу.

Илья Муромец: былинный богатырь и святой, воин и монах

Сергей Викторов

В первый день нового года россияне чтят память легендарного воина и монаха Ильи Муромца. Защитника тогда еще единой Киевской Руси и покровителя слабых, обиженных и униженных. Самого могучего из всех православных святых, прославившегося не только ратными подвигами, но и ангельской святостью. И, наверное, самого загадочного из русских праведников, чье существование по сей день вызывает многочисленные споры у историков и священнослужителей некогда братских России и Украины.

О том, что главного былинного богатыря зовут Илья Муромец, известно каждому человеку в современной России. Даже самым маленьким ее жителям, для которых бесконечный мультсериал о трех богатырях, чудо-коне Бурушке и энергичной «журналистке» Аленушке затмил сегодня старые добрые «Ну, погоди», «Винни-Пуха» и крокодила Гену с Чебурашкой.

Любой россиянин, разбуди его среди ночи, без запинки расскажет краткую биографию Ильи Муромца. Что родился богатырь в крестьянской семье в окрестностях Мурома. В раннем детстве перенес паралич всех конечностей, из-за которого не мог даже сдвинуться с места, проводя всё время на родительской печи. Так и мучился Илья 33 года, пока однажды в его дом не заглянули калики перехожие (так на Руси звали странников).

В былинах калики вернули Илье силу при помощи отвара некой «встань-травы». После первого глотка у Ильи задвигались руки, после второго наполнилось силой всё тело, пропали неизбежные при такой жизни пролежни, а после третьего он встал, пошел и выкорчевал за один присест все вековые пни на отцовской земле. Но душа его не лежала к крестьянскому труду, и с благословения родителей Илья отправился в Киев, «мать русских городов», служить тамошнему князю крестителю Руси Владимиру, Красно Солнышко. И стал могучий богатырь защищать святую землю Русскую от многочисленных врагов и прочих напастей вроде Соловья-разбойника и Змея-Горыныча.

Люди старшего поколения обязательно вспомнят и знаменитый фильм режиссера Александра Птушко «Илья Муромец» 1956 года – первую советскую кинокартину в широком формате и со стереозвуком, которая в те далекие годы потрясла не только жителей СССР, но и Голливуд, вызвав там настоящую революцию в производстве кинотехники и спецэффектов.

Возможно, многие вспомнят и о личной жизни богатыря – его соседке Василисе, которая, по версии режиссера Птушко, после чудесного исцеления вышла за богатыря замуж, но вскоре после замужества была похищена «проклятыми тугаринами» и уже в гареме злобного царя Калина родила сына Ильи – Сокольщика (по другим версиям написания – Соколика, или Сокольника). Жестокий завоеватель усыновил ребенка, сделал его первым бойцом в своей рати и, когда тот подрос, выставил пасынка против лучшего воина русичей – Ильи Муромца, его настоящего отца.

Чей же Муромец?

Картина художника Васнецова «Три богатыря». В центре – Илья Муромец

…Наряду с Крымом, Донбассом и Азовским морем фигура Ильи Муромца является еще одним центром противостояния между Россией и Украиной. В этом случае спор между славянскими братьями-соседями идет из-за места рождения богатыря. Россияне считают, что родиной Ильи был древний град Муром. Однако для нынешних украинских властей любая связь с русскими, даже былинная, что большая кость в горле. Поэтому в незалежной Украине возникла версия о том, что герой появился на свет в селе Моровск Козельского района Черниговской области, который в средние века дорос до районного центра Моровийска и чьих обитателей стали называть муровийцами, или муровленинами.

На этом наши соседи не успокоились и еще в конце прошлого века обнаружили древнюю копию одного из сказаний, главный герой которого некий киевский богатырь звался Илией Муровлениным. А в рукописях-источниках XVI века имя того героя варьировалось от Муровлянина до Муровца и наконец Муромца. На радостях от найденных «доказательств» с благословения тогдашнего Президента Ющенко по всей Украине стали возводиться памятники былинному богатырю как основателю… украинской армии и первому борцу с азиатской ордой, как с недавних пор принято именовать всех русских в сопредельном государстве.

Смириться с таким оскорблением российские ученые не смогли и, изучив множество дореволюционных книг, нашли то, что искали. В одном из трудов дореволюционного лингвиста и историка литературы Алексея Соболевского обнаружилось замечание, что северный город Муром в южнорусском произношении в те давние времена превращался в Муров. Свидетельством тому стал Синопсис древних былин, изданный еще в 1674 году в Киеве, где при упоминании места рождения и прозвища Ильи употребляется в двух вариантах – Муром и Муровец (Муромец).

Находка, что и говорить, ценная, хотя объект спора выглядит довольно странным. Ведь, помимо города, во всех былинах упоминается родное село богатыря Карачарово. То самое, где Илья безвылазно пролежал на печи до 33 лет. А на территории Древней Руси, что Киевской, что Владимирской, в те времена было только одно-единственное село с подобным названием, и находилось оно в окрестностях северного Мурома. Так что можно долго спорить о написании и Мурова, и Мурома, но против Карачарова уже не поспоришь!

Просто удивительно, что в столь долгий и ожесточенный спор между двумя славянскими народами до сих не вмешались представители других стран. Например, германцы, в чьих средневековых сказаниях постоянно появлялся богатырь с Востока князь-рыцарь по имени Илия Русский. Или тюркские народы, которые имели все основания обвинить авторов былин в… плагиате. Ведь история любви Ильи и Василисы, рождение его сына и наконец битва Муромца с Сокольщиком-Сокольником словно списана с легендарного эпоса «Шахнаме». Его автор великий поэт Фирдоуси в начале ХI века задолго до появления первой былины о Муромце придумал историю богатыря Рустама, которому пришлось на поле брани сразиться с молодым воином Сухрабом, убить его и только потом обнаружить, что это его родной сын.

Житие истинного Муромца

Настоящий Муромец – преподобный Илия по прозвищу «Чоботок», чьи святые мощи вот уже почти тысячелетие лежат в Антониевых пещерах под Киево-Печерской лаврой, – родился, примерно, в 1143 году в семье зажиточного крестьянина Ивана и его жены Ефросиньи в том самом селе Карачарове, которое тогда входило в великое Владимирское княжество.

Мощи преподобного Илии в пещерах Киево-Печерской лавры

Уже в наше время, в 1988 году, в год тысячелетия принятия христианства на Руси, была проведена специальная экспертиза мощей святого Илии. Результаты научных исследований полностью подтвердили широко известные факты из жизни Муромца. Возраст почившего – 40–50 лет; рост – около 180 см (в те времена он был на голову выше человека среднего роста); его невероятная мощь, необычайно крепкие кости ноги и черепа. Вместе с тем были выявлены перенесенные еще в детские годы дефекты позвоночника, позволившие ученым сделать вывод о том, что святой, действительно, в юности страдал от паралича конечностей. Также была установлена и причина смерти богатыря – обширная рана в области сердца, полученная в бою и вынудившая Илию уйти доживать в святую обитель, посвятив свои последние годы служению Богу.

Давайте вспомним, что это было за время. XII век стал предпоследним периодом существования Древней Руси и единого русского народа. К слову сказать, древнерусское государство тогда входило в пятерку крупнейших стран Европы и пользовалось огромным авторитетом во всем христианском мире.

Но, несмотря на постоянно расширявшиеся торговые и родственные узы с остальным христианским миром, в самой Руси тогда было неспокойно. Власть «матери городов русских» Киева медленно, но верно по разным причинам слабела. По одной версии, из-за появления в степи нового врага – половцев, куда более умелого и жестокого, чем ликвидированные совместными усилиями византийцев, русичей и представителями других соседних государств за век до этого печенеги. По другой – из-за отсутствия надежных оборонительных рубежей на границе, которые послужили бы защитой для местных хлеборобов.

Тактика киевлян для борьбы с кочевниками была примитивна даже по тем временам: сигнальные костры разведчиков, массовое бегство мирных жителей под защиту крепостных стен и их упования на силу княжеской дружины. А в это воинство набирали исключительно лучших из лучших бойцов со всей Руси. И неслучайно, что за огромную силу и боевую сноровку княжеских дружинников в народе называли «богатырями», или людьми, поставленными самим Богом защищать простой люд, – такая самая распространенная версия расшифровки слова «богатырь».

Впрочем, наличие крутых берегов, мощных крепостных стен и богатырей не спасло Киев от падения в 1169 году. И захватили столицу Древней Руси вовсе не кочевники, а свои же – рать владимирского князя Андрея по прозвищу Боголюбский. Новый правитель не стал разорять павшую столицу и убивать невинных горожан, а просто поставил на киевский трон своего человека и вернулся на родину в город Владимир, чтобы оттуда управлять всей Русью.

Понятное дело, что покоренные им киевляне не могли смириться с потерянным могуществом и начали немедленно плести заговоры против князя Андрея, которому не оставалось ничего другого, кроме как объявить новый набор в дружину богатырей, которая должна была не только защищать южные рубежи Руси от набегов кочевников, но и пресекать возможные бунты киевлян. Именно этим можно объяснить появление в Киеве никому тогда не известного и не замеченного ни в одном бою жителя владимирских земель.

Будь Киев в расцвете сил, немолодого уже крепыша просто не пустили бы на порог великокняжеского терема. Но история приобретает совсем другой поворот, если предположить, что, излечившись с Божией помощью от давнего недуга, Илия сначала предстал перед своим истинным правителем – владимирским князем. К тому времени святой князь Боголюбский был жестоко убит приближенными, и на владимирском троне оказался его младший брат Всеволод Юрьевич за свою плодовитость (у него было 12 детей) получивший в народе прозвище «Большое Гнездо».

Судя по всему, богатырь приглянулся владимирскому князю, потому что почти сразу Илья Муромец получил важное назначение на самое опасное место во Владимирско-Суздальской земле – в Киев. К назначению был добавлен и весомый подарок – большой и тяжелый княжеский крест. Носить подобную награду, заменявшую тогда удостоверение личности, мог только очень сильный человек с «бычьей шеей».

Вполне возможно, именно этот княжеский крест привлек однажды к богатырю внимание «лихих» людей, которых немало водилось по лесам в те времена. Известна такая история: однажды в разгар жаркого летнего дня Илья Муромец решил искупаться в прохладных водах Днепра. И в это время на него напала ватага «лихих» людей. Увидев, что какие-то грабители пытаются увести его коня и всю одежду с княжеским крестом, Илья выскочил из реки и бросился на них. Оружия у него под рукой не оказалось, поэтому богатырь вооружился одним только сапогом и им обратил в паническое бегство «лихих» людей. После той истории у нашего героя и появилось второе прозвище «Чоботок» (или «Сапожок»).

Его последняя битва

Несложный подсчет показывает, что Илья Муромец воевал в киевской дружине, примерно, 10 лет с 1176 по 1185 годы. Не такой уж и большой срок, но его оказалось достаточно, чтобы отважного богатыря народ запомнил на века. Видимо, как всякий большой по силе и сердцу русский воин был очень добрым и не отказывал в помощи никому. Поскольку в те времена половцы нападали на киевские княжества по нескольку раз в год, то можно смело утверждать, что Илья Муромец и его соратники чуть ли не всё свое время проводили в седле: то защищались, то преследовали, то совершали постоянные объезды пограничных рубежей.

Но если Илья был таким могучим, то как же получилось, что его сумели так тяжело ранить? Ранение богатыря, которое вынудило его прервать успешную военную карьеру и посвятить свои последние годы жизни служению Богу, по времени совпадает с провальным походом новгород-северского князя Игоря (того самого из «Слова о полку Игореве») против половцев в 1185 году.

Мало кто уже помнит, что это была вторая экспедиция русичей в то лето. А за пару месяцев до катастрофы, воспетой в «Слове о полку Игореве», формальный киевский князь Святослав Всеволодович с дружиной, а значит, и с Ильей-«Чоботком» совершил другой поход в половецкую степь, уничтожив много басурман и забрав немало ценной добычи. Правда, успех был омрачен немалыми потерями в княжеской дружине. Ведь для придания большей мобильности во время преследования кочевников богатыри предпочитали носить кожаные доспехи, хотя их легко пробивали стрелы степняков. Правда, Илья Муромец был настолько тогда крепок, что даже несколько стрел в грудь не могли бы вывести его из строя. А вот прямой удар вполне мог, учитывая очевидную слабость его доспехов. Будь он в «железе», вряд ли в половецком войске нашелся воин, который смог бы пронзить копьем богатыря Илью Муромца.

С того похода 1185 года упоминания о ратных подвигах будущего святого заканчиваются и появляется первая информация о постригшемся в монахи бывшем воине, в котором долгие годы мучительной болезни воспитали великое терпение, смирение, кротость и удивительный по силе и стойкости характер.

Преподобный Илия Муромец Печерский

После полученных тяжелых ран у Ильи Муромца было два выхода. Либо остаться при княжеском дворе в роли формального советника правителя, либо уйти в монастырь, приняв монашеский постриг. Обычно воины-инвалиды тех лет выбирали второй вариант, особенно когда речь шла о такой знаменитой Божией обители, как Феодосиев монастырь, который со временем превратился в Киево-Печерскую лавру, где доживающему свой век Муромцу был бы обеспечен и постоянный уход.

Не забудем, что в те времена многие воины после тяжелых ранений заменяли свои доспехи и оружие на монашескую рясу и сражение за небесные ценности. Из решившихся на подобный шаг знаменитых воинов упомянем великого полководца преподобного Александра Невского, а также профессиональных дружинников Пересвета и Ослябю, проходивших послушание под началом преподобного Сергия Радонежского и вернувшихся в строй, чтобы геройски погибнуть на Куликовом поле.

А то, что в патерике Киево-Печерской лавры отсутствует житие преподобного Илии, свидетельствует лишь о том, что святой успел провести там не так уж много времени – не более трех лет. Известно, что скончался Илья Муромец в конце 1188 года, примерно, на 45-м году жизни. По нынешним меркам ему бы еще жить да жить, а по реалиям того времени он почил уже почтенным старцем.

Его вторая слава

И сорока лет не прошло со смерти богатыря, как монголо-татарское нашествие буквально поглотило Русь. Особенно не пощадили захватчики ее столицу Киев, вырезав в 1240 году всех его жителей, а сам город разрушив до основания. К счастью, до мощей великого воина монголы так и не добрались. Потеряв всё, русский народ стал искать душевную поддержку не только в слове Божием, но и в героических примерах из своего недалекого прошлого. И уже в конце тринадцатого века стали появляться первые народные сказания о чудо-богатыре Илье Муромце и его верных соратниках Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче.
В документальных источниках имя богатыря впервые появилось лишь в 1574 году. Тогда некий паломник по имени Леонтий оставил такое свидетельство: «Видел храброго воина Илию Муромца в нетлении под покровом златым; ростом яко нынешние крупные люди; рука у него левая пробита копием, язва вся видна, а правая изображена крестным знамением». Кстати, о той руке. По удивительному стечению обстоятельств она оказалась сложена тремя перстами вместе, как это было принято в Русской Православной Церкви только со второй половины XVII века после никоновской реформы. В период борьбы со старообрядчеством этот факт стал одним из главных доказательств в пользу трехперстного сложения, отвадив многих верующих от соблазна раскола. Тем более что к тому времени в числе 69 подвижников Киево-Печерской лавры Илья Муромец был уже причислен к лику святых.

Последние два века, конечно, предпринимались попытки дехристианизации образа святого Илии, изображая Муромца лишь в образе былинного героя. Неслучайно, что разрешение на съемки фильма «Илья Муромец» дал сам главный любитель кино в стране и бывший выпускник духовной семинарии Иосиф Сталин, сопроводив его устной рекомендацией режиссеру Птушко: «Вы там с ним поосторожнее!»

Кадр из фильма «Илья Муромец»

К счастью, режиссер не послушался «отца народов» и с помощью идеально вписавшегося в образ артиста Бориса Андреева сотворил настоящий шедевр, благодаря которому популярность героя быстро взлетела до небес. Правда, потребовалось еще тридцать с небольшим лет, прежде чем на Руси был заложен первый храм во имя святого Ильи Муромца. А затем и на родине героя в селе Карачарове был восстановлен храм во имя святых Гурия, Самона и Авива, который Илья посетил перед своим уходом из родительского дома.

В самом же городе Муроме, который дал «фамилию» богатырю, в Спасо-Преображенском монастыре находится кисть левой руки святого. К ней, как и к мощам святого в пещерах Киево-Печерского монастыря, никогда «не зарастает народная тропа». Считается, что молитвенное поклонение святому Илье Муромцу помогает при застарелых болезнях позвоночника и параличах, и, как говорят в народе, многим несчастным молитва святому облегчила жизнь. Так что служба богатыря и святого Ильи Муромца на благо русского народа продолжается!

Православный Церковный календарь

Кондак 1

Воеводе сил земли Русския, воину Царя Христа и заступнику Руси Святой, славному во бранех и неодолимому в ратех, дивному богатырю Илии Муромцу песнь хвалебную воспоем, да заступит и ныне нас, зовущих:

Радуйся, преподобне отче Илие, земли Русския славный заступниче.

Икос 1

Ангелов Творец, егда во рабии зраце на землю снисшел, до тридесятьлетняго возраста не являл еси себя миру, тако и тя, святе Илие, сподоби до тогожде возрасту никому неведомым быти и недвижимым телесне, да послежде послужиши Господу и людем Его со всем усердием и ревностию, еже мы восхваляем:

Радуйся, промышлением Божиим тридесять лет премудро хранимый; радуйся, от рождения избранный, да явятся на тебе дела Господня.

Радуйся, чрез недуг свой соблазнов юности многих избегнувый; радуйся, душу чисту чрез страдания соблюдый.

Радуйся, сими на приятие благодати ю уготовавый; радуйся, болезни, яко дар Божий, с покорностью терпевый.

Радуйся, преподобне отче Илие, земли Русския славный заступниче.

Кондак 2

Виде внезапу святый Илие явльшихся ему триех мужей-странников, просящих у него воды испити, отвещая им: Яко напоил бы вас, да не имам хождения ногама моима, и накормил бы такожде, да рукама моима не имам владения, тем же старцы трищи повелеша ему на нозе стати и послужити има, скочив же тогда Илие на нозе свои, возопи Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разумев Илие, яко исцеле внезапу от недуга своего, первее крест по-писанному на себе положи, потом же странников напои, они же такожде даша ему чашу пития медвяна, рекоша испити до дна ю, той же повинуяся има, сотвори сие, мы же, грешнии, дивящеся зовем:

Радуйся, яко во образе триех странников Господь прииде посетити тя; радуйся, яко Троица Святая явися ти.

Радуйся, исцелевый по словеси Господню; радуйся, от одра воздвигнутый волею Божиею.

Радуйся, Чашу от руки Спасителевы испивый; радуйся, наполненный благодатию Христовою.

Радуйся, преподобне отче Илие, земли Русския славный заступниче.

Кондак 3

Силу великую почуяв в себе, Илие, испив чашу чудодейственную, яко мощи ти горы преставляти и древа дубравная из земли исторгати, рече о сем странником, вопрошающим о явлении силы твоея, и в радости воспел Спасителю: Аллилуиа.

Икос 3

Имееши ныне силушку богатырскую, та и живи, Илие, да будеши воином, и в боях смерть ти не буде писана, — рекоша странницы и, благословивше тя, исчезоша абие, якоже и явишася, мы же, познавше на тебе руку Господню, поем:

Радуйся, хождение приемый ногама, да идеши на стези правыя; радуйся, владение приемый рукама, да твориши дела богоугодныя.

Радуйся, здравие приемый, да потрудишися Богу в поте лица твоего; радуйся, исцеление приемый, да поработаеши, Исцелившему тя.

Радуйся, благословение приемый, да соблюдеши душу свою во благочестии; радуйся, силу велию приемый, да прославиши ею имя Всесильнаго.

Радуйся, преподобне отче Илие, земли Русския славный заступниче.

Кондак 4

Бурею недоумения объяшася родителя твоя и ужасом велиим дивишася зело, видяща тя пришедша, и ногама, и рукама исцелевша, возопиша радующеся: Слава, слава Господу, Всевышнему хвала: Аллилуиа.

Икос 4

Слышав благословение Господне, не можаше долее дома оставатися, яко приспе час подвиг твоих, испроси у отца-матери дозволение отъити в землю дальнюю, отец же рече ти: Я на добрыя дела тебе благословение дам, на худыя же дела благословенния несть ти, ты же поклонься земно, исшед в путь, еже мы воспеваем:

Радуйся, словеса Христовы жизнию исполнивый; радуйся, Бога и ближних паче отца и матери возлюбивый.

Радуйся, любовь Божию любви родительстей предпочетший; радуйся, дом отчий оставивый, да всему Отечествию службу сослужиши.

Радуйся, богатырь святорусский, возращенный духом Христовым; радуйся, церкви и Руси охранителем от Него поставленный.

Радуйся, преподобне отче Илие, земли Русския славный заступниче.

Кондак 5

Боготечно бысть странствие твое ко граду Киеву. Яко первее тамо хотел еси в церквах Божиих Господу помолитися и Богоматери Печерстей в Лавре Успенстей поклонитися, за исцеление благодарне хвалу воспети ему песнию: Аллилуиа.

Икос 5

Видя скорби велия, постигшия землю Киевскую от нахождения поганых, начало положи подвигом своим, град Чернигов и стезю ко граду Киеву свобождая и врагов веры христианския истребляя, да людие, тобою свобожденнии, вопиют:

Радуйся, щит спасения, еже есть глагол Божий восприявый; радуйся, копием веры нечестивых прободивый.

Радуйся, палицею благочестия неверных одолевый; радуйся, шеломом целомудрия ся от стрел вражиих сохранивый.

Радуйся, доспехами добродетелей ся преодевый; радуйся, во всеоружии духовнем врагом ратоборствовавый.

Радуйся, преподобне отче Илие, земли Русския славный заступниче.

Кондак 6

Проповедник могущества Бога Христианскаго явился еси, Илие, рати иноплеменныя вся возмогий побеждати о укрепляющем тя Иисусе, христиане же, свобождении тобою, не преставаху звати: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия тогда звезда светозарная во граде Киеве — ясный молодец богатырь Илия Муромец, на устрашение нечестивых, жестокосердых на попрание, земли Русской на прославление Богом данный, идеже сродницы твои доселе тя величают:

Радуйся, войска русскаго предводителю; радуйся, сиротам и вдовицам охранителю.

Радуйся, князю стольному верное вспоможение; радуйся, градовом и весем надежное средостение.

Радуйся, силы вражия благодатное одоление; радуйся, народа православнаго возвышение.

Радуйся, преподобне отче Илие, земли Русския славный заступниче.

Кондак 7

Хотяще от всея души и сердца Богу поработати и Руси Святой, помысл тщеславный отверг, егда тя нецыи тщахуся воеводой града Чернигова поставити, со смирением на службу ко князю киевскому поступил еси, да не такмо единому некоему граду, но всему народу службу сослужиши, яко невозбранно пети Богу ему: Аллилуиа.

Икос 7

Новым Сампсоном на земли объявивыйся, новому Израилю — Отечествию Русскому Православному послуживый верою и правдою, Илие приснопамятне, соратуй и ныне сродницем твоим, зовущим:

Радуйся, яко Давид во имя Господа Саваофа сражавыйся; радуйся, яко Галиафа той, тако и ты великана иноземнаго поразивый.

Радуйся, яко Сампсон, силою превеликою от Бога наделенный; радуйся, ревностию о Бозе пророку Илии тезоименный.

Радуйся, яко Даниил зияния львов — неверных чужеземцев заградивый; радуйся, Ангел-хранитель пределам княжества русскаго бывый.

Радуйся, преподобне отче Илие, земли Русския славный заступниче.

Кондак 8

Странствуя по стороне киевстей и оберегая ю от лихих разбойник, богатства и чести не искал еси себе, но аз иду служити за веру христианскую, и за землю Русскую, да и за стольный Киев-град, — отвещал еси человеком, славы от них не ищуще, Богу же славу поя: Аллилуиа.

Икос 8

Весь закон Евангельский тщався на себе исполнити, душу свою ежечасно за ближняя своя полагавый, помышляя, яко Господь мне помощник и аз воззрю на враги моя, рубежи Отечествия оборонял еси, русские же людие не преставаху звати ти тако:

Радуйся, зов Господень всем сердцем своим услышавый; радуйся, за ближния своя живота не щадивый.

Радуйся, верою правою неверныя побеждавый; радуйся, русским духом иноплеменники изгонявый.

Радуйся, на поле брани Господа на вспоможение призывавый; радуйся, купно с Небесными силами тьму вражию посекавый.

Радуйся, преподобне отче Илие, земли Русския славный заступниче.

Кондак 9

Всякое естество человеков и Ангелов дивишася зело, егда ты сына единороднаго, Отечеству Русскому изменившаго, пощады не дая, копием заклал еси, да не чинит зла людем православным, мы же трепещуще силы веры твоея и упования твоего на Бога, поем: Аллилуиа.

Икос 9

Ветии множеством словес подвиги твоя восхвалиша, но кто возможет все промышление Божие над тобою изрещи, яко во имени твоем вся мощь и сила духа русскаго богатырскаго воплотившися, вся препоны вражия сокруши, за тое потомки твои доселе тя величают:

Радуйся, храбрый воине Церкви воинствующия; радуйся, достославный победителю в Церкви торжествующия.

Радуйся, безбоязненный одолетелю всех враг видимых и невидимых; радуйся, любимиче, Господом и людьми Его возлюбленный.

Радуйся, праведный человече, не скрывый таланта Господина своего; радуйся, преподобный отче, преумноживый славу Бога нашего.

Радуйся, преподобне отче Илие, земли Русския славный заступниче.

Кондак 10

Спасти хотя сторону родимую не токмо от враг иноземных, но и от невидимых, еще же и душу свою, злато и сребро от князей дарованное, неимущим расточив и на созидание храмов употребив, во обитель иноческую удалился еси, тамо из глубины сердечныя Богу поя: Аллилуиа.

Икос 10

Стены обители святыя укрыша тя, преподобне отче Илие, идеже в затворе печерстем слезьми непрестанными и моленьми всенощными, за грехи своя и кровь людскую, вольне и невольне пролитую, умилостивлял еси Бога, Той же, видя смирение и сокрушение твое, вскоре благодать пребольшую ти подаде, яко дивитися братии всей, зовущей:

Радуйся, от воина телеснаго в воина духовнаго преобразивыйся; радуйся, меч и копие вещественныя отложив, духовным мечем вооруживыйся.

Радуйся, оружие тленное оставивый, молитвою непрестанною врага посекавый; радуйся, и во брани духовней победитель явивыйся.

Радуйся, дара прозорливости прежде конца сподобивыйся; радуйся, благодать чудотворений такожде восприявый.

Радуйся, преподобне отче Илие, земли Русския славный заступниче.

Кондак 11

Пение приими скудных словес и помолися за убогия сродницы твоя, и ходатай нам буди у Бога и вызволитель на земли, якоже и прежде, и не престай, молим тя, молити Бога за Русь Святую песнию: Аллилуиа.

Икос 11

Светильник от елеа благодати возженный, отче Илие, освети ныне нас, во тьме и мраке прозябающих, и воеводой войску русскому буди, от полона нечестия Отечествие свобождая и воинов в ратех укрепляя, и разум им и благочестие от Бога испроси, да зовем ти:

Радуйся, безмятежне упокоивыйся со всеми от века праведными; радуйся, мирне отошедший к Владыце живота и смерти.

Радуйся, возъимевый у Него дерзновение многое; радуйся, за соплеменников своих непрестанне ходатайствующий.

Радуйся, стерегий доселе землю Русскую от нахождения лютых; радуйся, преподобне отче Илие, земли Русския славный заступниче.

Кондак 12

Благодатию взращая державу Русскую, Господь при начале сего посла тя, Илие, своего ратоборца, народ нов — Божие стяжание — людие русския от клеврет сатанинских ненаветны соблюсти, яко навыкнути православным, на Бога уповая, пети: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще деяния жития твоего, воздаем хваление Вседержителю Богу, премудре мир устрояющему, яко Той Сам Триедин, тако и Русь Триедину сотвори, народ же православный, сие разумевая, триех богатырей образ во охранители себе избра, яко тии Триединстство Божие прообразуют, воеводу же их, Илию Муромца, славяще вернии, вопиют:

Радуйся, Троицы служителю в житии и по преставлении твоем явивыйся; радуйся, яко трие персты руки твоея, для знамения крестнаго сложенныя тако доселе пребывают.

Радуйся, яко сим дивом невиданным мнози сумнящиися веру правую обретают; радуйся, и по представлении своем чудеса творити не престающий.

Радуйся, и по кончине, в смертем телеси, Господа прославляющий; радуйся, в нетлении мощей доселе почивающий.

Радуйся, преподобне отче Илие, земли Русския славный заступниче.

Кондак 13

О святый отче Илие, воине и монаше, богатырю духовный и телесный, ратниче на враги видимыя и невидимыя, защити ныне Отечествие наше — Русь Святую, еже есть подножие Престолу Господня, и Церковь Русскую Православную заступи, да поют людие память твою, и Господу, даровавшему Руси заступника сицеваго, славословие приносят песнию: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва святому преподобному Илии Муромцу

О святый преподобный отче Илие! Руси Святой заступниче, могучий ратоборче, воине духовный и телесный ей явивыйся, в житии своем благу народа Русскаго и прославлению Бога Христианскаго верно послуживый, и по преставлении своем предстательства своего о нас не оставивый, испроси, святе, у Всемилостиваго Господа Отечеству нашему царя, мир и благоденствие, церкви благоустроение, людем православным от нечестивых избавление, воином русским в ратех победу и на врагов, замышляющих злая Церкви и Отечеству православному, одоление, всех же нас заступи, и еще просим тя, святче Божий, разум нам от Бога ниспосли, да познаем согрешения наша, и силу духовную, да покаемся во гресех наших, и крепость телесную, да возмощи нам житие исправити и Русь Святую возродити, и в Царствие Небесное из нея прейти, да тамо с тобою и всеми святыми сподобитися непрестанне восхваляти в Троице славимаго Бога Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *