Илья пророк икона

Икона Ильи Пророка

Святой Пророк Божий Илия жил 3000 лет назад. Он родился примерно в 900 году до Рождества Христова в городе Фесвия Галаадская. Имя святого на иврите звучит как «Элийя», что означает «Бог — мой Господь», то есть самим именем с рождения пророк исповедовал веру и верность Ему. Житие, чудеса и знамения его описаны в Книге пророка Илии, принадлежащей к книгам Ветхого Завета: таким образом, полное житие святого есть в Библии.

Перед появлением Илии на свет его отцу по имени Совак было видение: рождающегося младенца закутывали в языки огня Ангелы и кормили как бы некой расплавленной лавой — огненным пламенем. Родители поняли, что младенец избран от рождения быть великим. Уже в юности святой стал подвизаться в пустыне, чтобы больше молиться, беседовать с Богом, трудиться в посте. Его почитают как первого человека, по сути основавшего монашество: он намеренно оставался девственником, посвятив всего себя Богу, постоянно воздерживался в пище и молился.

Господь сделал его пророком во время власти над израильским народом неверного, отступившего от Бога царя Ахава. Под влиянием своей жены царь стал идолопоклонником, начал поклоняться божеству Ваалу. Принужденный его угрозами и обещаниями стал делать то же и иудейский народ: каждый хотел быть в милости у царя.

После отступничестве большинства иудеев Господь воззвал к пророку Илии, велев ему предупредить Ахава: если он и народ не обратятся из язычества в веру истинную, страну постигнут большие беды: неурожай и голод. В среде иудейского народа пророки всегда почитались, их голос был авторитетен как голос Божией. Однако на сей раз Ахав и его люди не прислушались к словам пророка, и весь народ постиг гнев Божий: на землях иудейского народа настала засуха. Поля сгорели, люди голодали. Илия же пророк вновь вернулся в пустыню, где и жил рядом с чудесным водным потоком, бьющим посреди пустыни. Библия свидетельствует, что пищу ему приносил ворон.

По словам Библии, Сам Господь хотел спасти народ и послать дождь, но не сделал этого, чтобы люди не стали насмехаться над Илией, пророчество которого не сбылось бы. Пророк во время голода более трех лет приходил из пустыни и призывал людей к покаянию и почитанию Господа. А по прошествии этих лет поток иссяк и святой Илия понял, что нет более воли Божией ему оставаться в пустыне.

Библия рассказывает, что пророк пошел в город Сарепта Сидонская и здесь просил у людей немного пищи для пропитания. Одна бедная вдова отдала святому немного муки и масла для лепешки, несмотря на то, что сама с ребенком начинала голодать. За такое милосердие пророк Илия благословил ее и сотворил чудо: у нее более не заканчивались мука и масло. Добрая женщина пригласила пророка остаться у нее, в этот дом приходили люди, привлеченные проповедью святого Илии. Здесь же он воскресил внезапно погибшего от болезни человека.

Однако несмотря на чудеса и призывы пророка многие люди продолжали смеяться над ним. Мало кто внимал его зову к покаянию. Наконец, святой Илия вновь пришел к царю Ахаву. Он принародно обратился к нечестивому правителю, объявив, что почитаемый всеми Ваал — лишь идол. Более того, пророк предложил пари или соревнование: возложить на два жертвенника дрова, перед одним будут молиться Валу его жрецы, а перед другим — Богу Яхве (Богу-Отцу, Саваофу) сам пророк, и только то Божество можно будет считать Единым и Истинным, Которое пошлет огонь на свой жертвенник. Так и сделали. По преданию, около сотни жрецов молились более суток над жертвенником с зарезанным быком, но ничего не происходило. Когда же пророк Илия положил дрова, специально полив их водой, на Божий жертвенник, с неба сошло пламя, огонь которого сжег не только дрова и жертву, но даже воспламенил камни и иссушил воду вокруг него. Только после этого великого чуда царь Ахав и многие из людей вновь обратились к вере своих праотцов — к Богу Единому.

Господь охранил Своего пророка и от гнева царицы-язычницы Иезавели, и от мести лжепророков-жрецов. Илия ушел в Иудейское царство и печалился о невозможности уничтожить идолопоклонство во всем народе. Пророк даже просил у Бога смерти как избавления от печали: он казался себе негодным для исполнения Божией воли человеком. Однако пророку явился Божий Ангел, поддержав его и доведя по пустынной местности до горы Хорив, где явился ему Господь.

Это явление также очень важно для Церкви: Бог чаще являлся пророкам в славе, громе и молниях, а скорбящему пророку Илии Он предстал «в тихом ветре», показал Свое милосердие и бережную любовь к человеку. Бог сделал это, чтобы утешить Илью. Господь сказал, что семь тысяч израильтян все же не поклоняются Ваалу и что передать свое пророческое служение Илия может ученику Елисею, самого же пророка Бог берет к Себе.

Библия говорит нам лишь о троих людях за всю историю человечества., взятых Господом на Небо живыми: Иоанне Богослове, любимом ученике Иисуса Христа; пророке Энохе и пророке Илии. Ученик Илии, будущий пророк Елисей, своими глазами видел и описал «огненное восхождение» пророка: на охваченной огнем колеснице святой поднялся на Небо в окружении Ангельских сил. В руках Елисея осталась упавшая с неба милоть — шерстяная верхняя одежда Илии, зримая передача дара прорицания (как говорит Библия, он получил дар прозорливости и пророчества вдвое больший, чем Илия). Такая милость Божия дана была пророку Илии за его пламенную ревность в вере Божией, желание помочь людям уверовать в Истинного Бога.

Святой Илия явился людям и в Новом Завете: евангелисты пишут, что вместе с пророком Моисеем он беседовал с Господом Иисусом на горе Фавор во время Преображения. По Священному преданию, Илия придет на Землю вновь вместе с пророком Энохом перед Вторым Пришествием Господа Иисуса Христа, Апокалипсисом, и нечестивые люди предадут их страшной смерти. Однако они воскреснут на следующий день, чтобы вместе со всеми верными радоваться и прославлять Бога в Царствии Его.

Святой пророк Илия

День памяти- 2 августа.

О чем молятся святому пророку Илии
Житие святого пророка Илии
Молитвы пророку Илии
Акафист пророку Илии
Величание
Видеофильм

О ЧЕМ МОЛЯТСЯ СВЯТОМУ ПРОРОКУ ИЛИИ

Издревле пророка Илию считали хорошим помощником в сельском хозяйстве и, по его чудесам еще при жизни, молились о даровании дождя во время засухи, или, наоборот, ясную погоду при проливных ливнях. Считается, что святой пророк Илия может помочь в различных делах, в исцелении от болезней, в налаживании мира в семье и конечно же, в укреплении веры.
Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
Каким святым и кому нужно молиться в разных случаях и почему наши молитвы остаются без ответа.

ЖИТИЕ И ЧУДЕСА СВЯТОГО ПРОРОКА ИЛИИ

Пророк Илия родился в Израиле в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Рождества Христова. Когда родился Илия, отцу его Соваку было видение, что благообразные мужи беседовали с младенцем, пеленали огнем и питали пламенем огненным. С юных лет он поселился в пустыне и жил в строгом подвиге поста и молитвы. Прежде всего Илия молил Бога, дабы обратил Он грешников к покаянию.
Призван на пророческое служение в царствование царя Ахава-идолопоклонника (874-853), который поклонялся Ваалу (солнцу) и заставлял народ еврейский делать то же.

Однажды Господь послал Илию к Ахаву и повелел предсказать ему, что если он и его народ не обратятся к истинному Богу, то его царство постигнет голод. Ахав не послушался пророка, и в стране настала засуха и большой голод. Во время голода Илия прожил год в пустыне, куда ему вороны носили пищу, а следующие два года у одной вдовы в небольшом финикийском городке Сарепте. Эта вдова жила в бедности и, пророк Илия, желая испытать веру и добродетель вдовицы, велел ей из последних муки и масла испечь хлеб для него. Вдовица исполнила повеление, и ее самоотвержение не осталось без награды: по слову пророка мука и масло в этом доме чудесным образом постоянно пополнялись во все время голода и засухи.
Вскоре Господь послал новое испытание веры вдовы: умер ее сын. В безутешном горе она решила, что святость пророка Илии, несовместимая с ее греховной жизнью, стала причиной смерти отрока. Вместо ответа святой пророк взял на руки ее умершего сына и после троекратной усиленной молитвы воскресил его (3 Цар. 17:17–24).
Через три с половиною года Илия вернулся в Израильское царство и сказал царю и всему народу, что все бедствия израильтян происходят оттого, что они забыли истинного Бога и стали поклоняться идолу Ваалу. Чтобы доказать заблуждение израильтян, Илия предложил сделать два жертвенника – один Ваалу, а другой – Богу, и сказал:

«Принесем жертвы, и если огонь с неба сойдет на жертвенник Ваала, значит, он истинный Бог, а если нет, то идол» (см. 3Цар.18:21-24).

Сначала сделали жертвенник Ваалу, набросали дров, закололи быка, а жрецы Вааловы стали молиться своему идолу: «Ваал, Ваал, пошли нам с неба огонь». Но ответа никакого не было, и огонь с неба на Ваалов жертвенник не сошел. Вечером Илия сделал свой жертвенник, положил дрова, полил их прежде водою и стал молиться Богу. И вдруг с неба упал огонь и попалил не только дрова и жертву, но и воду и камни жертвенника. Видя это, народ в страхе упал на землю и восклицал: «Воистину Господь есть Бог!» (3 Цар. 18:39). Пророк Илия приказал схватить жрецов Ваала и умертвить их у потока Киссова.

Пророк Илия после совершенного чуда ожидал обращения Израиля к Богу, но восстановления истинной веры не случилось. Да и Иезавель, жена Ахава, убежденная язычница, разгневалась на пророка за уничтожение жрецов и слабовольный царь, покаявшийся было от грозного знамения, стал на сторону жены.

Пророк Илия вынужден был бежать на юг Иудеи. Господь утешил святого видением Ангела, который укрепил его пищей и повелел идти в дальний путь через пустыню. Илия бежит к священной горе Синай, где когда-то Моисей получил свои знаменитые законы. 40 дней и 40 ночей шел пророк Илия и, дойдя до горы Хорив, поселился в пещере. Ему представились беспомощными все его усилия по искоренению нечестия:

«Довольно уже, Господи, возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих» (3 Цар. 19:4).

Илия в отчаянии говорит Богу о крахе своей миссии и «неудавшейся» истории Израиля:

«Сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее» (3 Цар. 19:10).

Господь особым видением снова призвал его быть более милосердным. В чувственных образах – буре, землетрясении и огне ему был открыт смысл его пророческого служения. Для контраста с этими видениями Господь явился ему в веянии тихого ветра, давая понять, что сердца грешников смягчаются и обращаются к покаянию более действием милосердия Божия. В этом же видении Господь открыл пророку, что не один он почитает Истинного Бога: есть еще 7000 человек в Израиле, которые не преклонили колена перед Ваалом. Он должен вернуться в страну и избрать себе преемника в лице Елисея, который и завершит начатую им борьбу за веру.

По повелению Божию пророк Илия снова пошел в Израиль, чтобы посвятить на пророческое служение Елисея.

Еще дважды приходил святой пророк Илия ко двору израильских царей. Первый раз – чтобы обличить Ахава в незаконном убийстве Навуфея и присвоении его виноградника (3 Цар.21). Услышав обличение пророка, Ахав раскаялся и смирился, и за это Бог смягчил Свой гнев. Во второй раз – чтобы обличить нового царя Охозию, сына Ахава и Иезавели за то, что тот в болезни обратился не к Истинному Богу, а к Аккаронскому идолу. Святой пророк предсказал Охозии смертельный исход его болезни за такое неверие, и вскоре слово пророка сбылось (4 Цар.1).

За свою пламенную духовную ревность о славе Божией пророк Илия был взят живым на Небо в огненной колеснице:

«вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо» (4 Цар.2:11).

Его ученик Елисей был свидетелем этого восхождения и вместе с упавшей из колесницы милотью (верхней одеждой) святого Илии получил пророческий дар вдвое больший, чем имел пророк Илия.

Затем в Преображении Господнем он явился вместе с пророком Моисеем и предстал пред Иисусом Христом, беседуя с ним на горе Фавор. Два самых авторитетных человека Ветхого Завета олицетворяют собой Закон и Пророки – два первых и важнейших раздела Священного Писания.

В библейской традиции Илия – один из двух ветхозаветных святых, не увидевших смерти на земле, но удостоенных рая еще до прихода Иисуса Христа. Согласно Библии, до него живым на небеса был взят лишь Енох, живший до Потопа (Быт.5:24). Поэтому на некоторых иконах Воскресения можно видеть Илию и Еноха у ворот рая, встречающих древних праведников, выводимых Христом через взломанные ворота ада.

По преданию Святой Церкви, пророк Илия будет Предтечею Страшного Второго Пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть.

Митрополит Иларион (Алфеев) о пророке Илии:

«Жизнь пророка Илии научает нас тому, какими были истинные пророки, призванные Богом на особое служение, на особую миссию – возвещать людям о Боге. Пророки были гонимы: «Пророк не имеет чести в своем отечестве» (Ин. 4:44), – т. е. там, где он проповедует, он не бывает понят. У всех пророков были враги и недоброжелатели, люди, которые желали им смерти. Как и все люди, пророки имели свои немощи, и не всегда была им по силам та невероятно трудная миссия, которая была на них возложена – свидетельствовать о Боге людям, которые не хотели этого свидетельства слышать.
Читая о жизни других пророков, мы узнаем, что, когда Господь призывал их, некоторые из них отказывались. Один сказал, что он слишком юн, другой – Иона – вообще бежал от Лица Божия, сознавая, что нет у него сил исполнить возложенную на него Богом миссию. Пророк Илия в отчаянии просил у Бога смерти. Но пророков всегда подкрепляла благодать Божия, в своем служении они непосредственно соприкасались с Богом, встречали Его в личном духовном опыте.
В разные периоды человеческой истории Бог посылал людям пророков, чтобы от них люди услышали Слово Истины, чтобы они чудесами засвидетельствовали присутствие Божие и силу Божию. И во все эпохи пророки были людьми немощными – такими же, как мы с вами. Их пророческая миссия намного превышала их естественные человеческие силы, и они, не надеясь на собственные силы, искали помощи у Бога. Они просили у Бога духовного подкрепления в трудные минуты, когда были оставлены людьми, гонимы, когда враги искали их смерти. И Господь таинственным образом подкреплял их благодатью Святого Духа.»

Илия Пророк в пустыне с житием и деисусом

Другие языки
Изображения с более высоким разрешением:

  • 2500 x 3154 пикс.
  • 1400 x 1749 пикс.
    (Подборка изображений икон издательства «Белый город»)
См. ниже:

  • детали (1)
  • клейма (4 из 14)

Школа или худ. центр: Псков

Конец XIII — начало XIV вв.

  • Антонова, Мнева 1963: XIII в.
  • Алпатов 1974: XIII в.
  • Лазарев 2000/1: Конец XIII — начало XIV вв.
  • Иконопись ГТГ 2019: Вторая половина — конец XIII в.

141 × 111 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 14907

Из церкви Илии Пророка села Выбуты близ Пскова.

См. в «Галерее»:

  • Илия Пророк (IX в. до Р.Х.)

Ниже цитируются:

  • Антонова, Мнева 1963 = Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII в.в. Опыт историко-художественной классификации. В 2-х томах.
  • Лазарев 2000/1 = Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века.
Антонова, Мнева 1963

140. Илья пророк в пустыне, с житием и с деисусом.

XIII век. Псковская школа.

Илья, седовласый старец, представлен прислушивающимся к божественному голосу, который был не в большом сильном ветре, раздирающем горы и сокрушающем скалы, не в землетрясении, а в веянии тихого ветра1. Илья, одетый в лиловый хитон и блекло-зеленый гиматий, сидит среди кирпично-розовых, жемчужно-серых и фиолетовых холмов, поросших цветами. Лицо Ильи написано сплошной заливкой плотной охрой песочного оттенка. На верхнем поле деисус поясной из семи фигур. На боковых полях сцены жития:

  1. Спящему на ложе пророку Илье явился ангел с повелением Божиим;
  2. Савах, отец Ильи, рассказывает двум священникам иерусалимским о чудесных явлениях, сопровождавших рождение сына;
  3. Илья просит Бога наказать безбожных идолопоклонников израильтян засухой;
  4. Илья встречает вдовицу Сарептскую;
  5. Илья за трапезой в доме вдовицы;
  6. Илья воскрешает сына вдовицы;
  7. Авдий, слуга царя израильского Ахава, кланяется Илье и говорит, что «царь его ищет»;
  8. Илья обличает царя Ахава.

На нижнем поле сохранились контуры позднее написанных фигур, счищенных при реставрации, и небольшие фрагменты древних житийных клейм. Среди них угадываются сцены:

  1. Жертвоприношение языческих жрецов и Ильи;
  2. Илья, закалывающий жрецов;
  3. Илья и его ученик пророк Елисей переходят Иордан.

В последнем, 12-м клейме почти ничего не сохранилось. Вероятнее всего, здесь было представлено Огненное восхождение Ильи пророка на небо. Сцены в клеймах малофигурные с холмообразными горками и архитектурой очень простых форм. В 8-м клейме, над престолом царя Ахава, узорное украшение, выполненное сажей и белилами, типичное для псковского искусства. Вохрение на полях, так же как и в среднике, плотное, песочного оттенка, но с небольшим притенением поверх охры. Основные цвета красочной гаммы клейм и деисуса — синий, серый, коричневый, розовато-коричневый светлого тона, кирпично-розовый, темно- и светло-сиреневый. Фон — потемневшее серебро, возможно, с примесью олова.

1 Редкая композиция, иллюстрирующая библейский текст: «И се мимо пойдет Господь и дух велик и крепок разоряя горы и сокрушая камение в горе перед Господем, (но) не в дусе Господь: и по дусе трус и не в трусе Господь и по трусе огнь, и не в огни Господь: и по огнии глас хлада тонка и тамо Господь» («Третья книга царств» XIX, 11–12). Более распространена другая композиция Ильи пророка в пустыне, сложившаяся на основе другого сюжета житийной легенды, где рассказывается о том, что во время трехлетней засухи, посланной на землю Богом по просьбе Ильи пророка, последний скрывался «у потока Хорива, что против Иордана», и его кормил ворон ( «Третья книга царств» XVII, 1–6).

Доска сосновая. От древних шпонок уцелела одна, на деревянных гвоздях, на нижнем торце. На обороте набивные шпонки на железных кованых гвоздях, более позднего времени. Паволока, левкас, яичная темпера. 141 × 111.

Происходит из церкви Ильи пророка села Выбуты2 близ Пскова.

2 Село Выбуты или Лыбуты по преданию — родина княгини Ольги. Пороги на реке Великой в этом месте называются «Ольгины следы» («Живописная Россия», т. 1, ч. 1–2, Спб., 1881, стр. 470).

Раскрыта в ЦГРМ в 1920-х годах Г. О. Чириковым и И. И. Сусловым.

Поступила из ЦГРМ в 1931 году.

Лазарев 2000/1

68. Илья Пророк с житием

Конец XIII — начало XIV века. 141×111. Третьяковская галерея, Москва .

Из церкви Ильи Пророка в селе Выбуты близ Пскова. Сохранность посредственная. Большие утраты на олове фона и на нижнем поле, где на месте житийных сцен были позднее написаны полуфигуры святых. Много смытостей верхнего красочного слоя. От нижних житийных сцен уцелели лишь незначительные фрагменты.

Детали

Илия Пророк

Клейма:

  1. Ангел предсказывает Саваху, отцу Илии, рождение сына
  2. Савах говорит о видении первосвященникам
  3. Илия запрещает дождь
  4. Илия встречает Сарептскую вдовицу
  5. Илия в доме вдовицы умножает хлеба
  6. Илия воскрешает сына вдовицы
  7. Авдий, посланник царя Ахава, встречает Илию
  8. Илия обличает царя Ахава
  9. Жертвоприношение языческих жрецов
  10. Жертвоприношение Илии
  11. Илия закалывает жрецов Ваала
  12. Пророк Елисей следует за Илией
  13. Илия и Елисей переходят Иордан посуху
  14. Огненное вознесение Илии

Литература:

  • Древнерусская живопись 1958. Древнерусская живопись в собрании Государственной Третьяковской Галереи: . — М.: Гос. изд-во изобр. искусства, 1958. — Илл. 21.
  • Антонова, Мнева 1963. Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII в.в. Опыт историко-художественной классификации. В 2-х томах. — М.: Искусство, 1963. — Т. 1, кат. № 140, стр. 182-183, илл. 91.
  • Овчинников, Кишилов 1971. Овчинников А., Кишилов Н. Живопись древнего Пскова. XIII–XVI века: . — М.: Издание ГУ Гознака, 1971. — Кат. № 2, илл. 2-4.
  • Алпатов 1974. Алпатов М. В. Краски древнерусской иконописи = Colour in Early Russian Icon Painting. — М.: Изобразительное искусство, 1974. — № 9.
  • Алпатов 1978. Алпатов М. В. Древнерусская иконопись = Early Russian Icon Painting. — М.: Искусство, 1978. — №48, стр. 301.
  • Лазарев 1986. Лазарев В. Н. История византийской живописи. — М.: Искусство, 1986. — Стр. 142.
  • Псковская икона 1990. Псковская икона XIII–XVI веков: . — Л.: Аврора, 1990. — № 1, стр. 291.
  • ГТГ 1995. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Древнерусское искусство X — начала XV века. Том I. — М.: Красная площадь, 1995. — № 26, стр. 87-89.
  • Лифшиц 1997. Лифшиц Л. И. Заметки о стиле житийной иконы «Илья Пророк» из села Выбуты близ Пскова первой половины — середины XIII в // Древнерусское искусство. Русь. Византия. Балканы. XIII в. . — СПб.: Дмитрий Буланин, 1997. — С. 326–343.
  • Реформатская 1997/2. Реформатская М. А. Об особенностях композиционного построения житийной иконы «Илья Пророк» из села Выбуты // Древнерусское искусство. Русь. Византия. Балканы. XIII в. . — СПб.: Дмитрий Буланин, 1997. — С. 344–355.
  • Лазарев 2000/1. Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. — М.: Искусство, 2000. — Стр. 74, 323, № 68.
  • Иконопись ГТГ 2006. Иконопись из собрания Третьяковской галереи. — М.: Сканрус, 2006. — Стр. 86-89, илл.
  • Иконопись ГТГ 2019. Иконопись. — М., 2019. — Стр. 80-85.

> Иконы пророка Божия Илии

Портретные изображения пророка Ильи Пророка

Длинные волосы, густая борода, шерстяной плащ на плечах, иногда – шапочка на голове и свиток в руках. Так в старину изображались все ветхозаветные пророки, и лишь надписи возле нимбов и тексты на свитках позволяли верующему определить, кто именно нарисован на стене или доске. Отличительные пророческие атрибуты – плащ, шапочка, борода, длинные волосы и свиток в руке – имеют очень глубокую символику.На стенах многих старинных храмов можно увидеть изображения людей в шапочках и плащах. Это пророки – ветхозаветные праведники, которые возвещали Израилю волю Божью и были своеобразными нравственными ориентирами в те годы, когда народ очередной раз впадал в язычество. Среди них особое место занимает святой Илия – самый известный пророк дохристианской эпохи, живший в Палестине за девять веков до Рождества Спасителя. Он одинаково высоко почитается и христианами, и иудеями, и мусульманами, что отразилось и на его иконографии – существует несколько вариантов того, как пророк Илия изображается на иконах. Их мы сейчас и рассмотрим.

Начнем с плаща – он до сих пор является важной частью одежды в пустынных регионах планеты, хорошо защищая своего хозяина и от палящего солнца, и от пронзительного холода. Кроме того шерсть обеспечивает хорошую вентиляцию и создает наиболее комфортные условия пребывания в засушливых местах. Ветхозаветные пророки находились в пустыни значительную часть своей жизни – они скрывались там от недоброжелателей, молились, уходили для того, чтобы побыть наедине с Богом и собою. И если в городе появлялся человек в грубом шерстяном плаще, то все знали, что, скорее всего, это – пророк. А еще плащ – является символом странника. И действительно, жизнь святого, которого Господь избирал на пророческое служение, была сплошным странствием. Ему предстояло в любой момент оставить все и идти на исполнение Божьего поручения – проповедовать, наставлять, обличать.

Следующий элемент ранних икон любого пророка – шапочка, капюшон, повязка или корона. С одной стороны, это вполне понятно – в пустыне голову нужно защищать от солнца более тщательно, чем остальные части тела. Также многие пророки были людьми знатными, отсюда – корона на голове, например, пророка Давида. Повязка также имеет утилитарное значение – она скрепляет волосы, которые у многих пророков были очень длинными. Но, также, головной убор в иконографии применяется и с другой целью – он символизирует благодать Божью, которая почивает на святом. А еще это – венец славы, знак избранности и служения Господу.

Примерно аналогичный смысл имеют длинные волосы и густая растительность. Во времена Ветхого Завета существовала особая группа иудеев – назареи. Эти люди посвящали себя Богу – на время или навсегда, они отказывались от брака, алкоголя, развлечений, проводили дни в посте и молитве, помогали другим. В знак принятия обетов назарей носил длинные волосы, которые нельзя было стричь и брить либо всю жизнь, либо до окончания срока обета. Со временем обильная растительность на голове стала символом служения Богу. Этот момент и отражен на пророческих иконах.

И, наконец, свиток – знак проповеди, знак того, что пророк не просто что-то говорит, а говорит очень важные вещи, которые важно сохранить для потомков. Если пророк оставил после себя книги, на свитке обычно написаны самые значимые его пророчества, относящиеся к Христу. Если пророк не писал, а учил устно, то свиток все равно содержит надпись – самое известное изречение этого человека.

Первые иконы угодника Божьего Илии появились в ранневизантийскую эпоху и не имели каких-либо отличительных особенностей от других пророческих ликов. На древних мозаиках и фресках пророк Илья предстает перед нами человеком, закутанным в плащ из плотной верблюжьей шерсти. У него густая борода средней длины и длинные густые волосы, доходящие до плеч. Глаза – карие, взгляд – пронзительный, волевой, смотрящий прямо в душу зрителя. Иногда на голове святого изображалась шерстяная шапочка, а в руках помещался свиток с пророческими словами. На некоторых портретных изображениях Илия держит нож, которым он казнил около пятисот нечестивых языческих жрецов.

Сюжетные иконы святого Ильи

Первый из них – Илья и ворон. На иконе пророк сидит у ручья, в окружении нависших над ним скал. На дереве либо на скале сидит ворон и держит в клюве хлеб. Эта композиция передает содержание библейского отрывка, в котором рассказывается, как пророк, объявив израильскому царю Ахаву о начале засухи, ушел в пустыню…Но помимо традиционной композиции существует ряд уникальных икон этого пророка, которые изображают разные моменты его жизни. Из общего числа можно выделить два наиболее известных сюжета.

«И пошел он и сделал по слову Господню; пошел и остался у потока Хорафа, что против Иордана. И вороны приносили ему хлеб и мясо поутру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил» (3 Царств. 17: 5 – 6).

Второй сюжет – восхождение Илии на небо в огненной колеснице. В отличие от двух предыдущих икон изображение данного типа очень символично и вызывает у неподготовленного человека массу вопросов. Но сначала обратимся к тексту Библии:

«Когда они перешли, Илия сказал Елисею: проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне. И сказал он: трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет. Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо. Елисей же смотрел и воскликнул: отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его! И не видел его более. И схватил он одежды свои и разодрал их на две части. И поднял милоть Илии, упавшую с него, и пошел назад (4 Царств. 2: 9 – 13).

Вот икона, изображающая это событие. Внизу стилизованно обозначен Иордан, текущий между скал. На берегу стоит Елисей – ученик Илии – и протягивает руки к своему учителю, словно что-то у него забирая. Сам Илия изображен в верхней части иконы, он стоит на двух- или четырехосной повозке, запряженной несколькими лошадьми. Повозка объята пламенем так, что и сам пророк оказывается как бы поглощен им. Кони устремлены в небо, а саму огненную сферу поддерживает ангел. На некоторых иконах видно, что облако пламени, в котором стоит Илия – это продолжение ангельских крыльев, что огонь и ангел – единое целое. И, наконец, самое верхнее положение занимает изображение Бога – либо в виде благословляющей десницы, либо в виде светлого облака. Иногда под ногами Елисея нарисована милоть – шерстяной плащ Илии, который был сброшен пророком в дар ученику.

Символика иконы в каждой своей детали передает молящемуся идею о вознесении пророка из нижнего мира в мир горний. Прежде всего – это скалы, которые в иконографии всегда являются символом крепкой веры и духовного восхождения. Огненный шар – образ славы Божьей, а также – того ангельского мира, куда живым перешел Илия. Ту же идею подчеркивают несущиеся ввысь кони, объятые божественным пламенем. Кстати, колеса повозки – тоже намек на ангельское присутствие, ведь один из наивысших ангельских чинов – Престолы – изображаются именно в виде колес с глазами на спицах. На иконе изображен переход Илии в небесную славу. По преданиям, он вознесся телесно, и умрет лишь тогда, когда вернется на землю обличить антихриста перед вторым пришествием Христа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *