Инклюзивные классы в Москве

Новости Фонда: “Инклюзивная молекула” на конференции МГППУ

27.06.15

МГАРДИ, РОО «Контакт», АНО «Инклюзивная молекула» и АНО «Ресурсный класс» при поддержке Фонда «Выход» выступили с совместным докладом, посвященным организации ресурсных классов

На открытии конференции выступили заместитель Министра образования и науки РФ Вениамин Каганов, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию Олег Смолин, ректор МГППУ Виталий Рубцов, уполномоченный по правам человека в Москве Татьяна Потяева и ряд других официальных лиц. Общая тональность выступлений была приподнято-торжественная: инклюзия в российских учреждениях образования набирает обороты, все идет хорошо, хотя еще есть, над чем работать. Правда, Татьяна Потяева указала, что не все так уж радужно, и привела в пример слабовидящего мальчика, которого буквально вытолкнули в надомное обучение, потому что в классе стало слишком много детей; она также подчеркнула хроническую нехватку в школах дефектологов и психологов, который не могут работать из расчета один специалист на 12 детей. Тем не менее, все это напоминало бы отчетно-перевыборную партийную конференцию, если бы не предельно резкое выступление президента Фонда «Выход» Авдотьи Смирновой, также участвовавшей в торжественном открытии. Она сказала, что мы отстали от Европы и США лет на 30-40 и продолжаем опираться на научные труды почти вековой давности. При этом Смирнова подчеркнула, что надежда на перемены есть, поскольку государство не только провозгласило инклюзию, но и готово участвовать в ее реализации.

Дальнейшая программа конференции была настолько насыщенной, что побывать на всех ее круглых столах, пленарных заседаниях и тематических секциях не было никакой возможности. Хотелось бы отметить секцию «Создание специальных образовательных условий для детей с РАС», в рамках которой психолог Анна Мухаматулина прочла доклад об особенностях сопровождения детей с РАС в общеобразовательной школе по модели «Ресурсный класс» и объяснила роль тьютора (сопровождающего) в учебном процессе, а педагог-психолог ЦПМССДиП и учитель АВА-класса «Кашенкин луг» Анна Калабухова рассказала о механизмах, которые позволяют адаптировать учебные материалы для детей с РАС, учитывая их индивидуальные особенности.

В этот же день состоялся доклад по «Инклюзивной молекуле». Докладчиками были Ольга Погонина, активист РОО помощи детям с РАС «Контакт», и представитель АНО «Инклюзивная молекула» Анна Соловьева. Ольга рассказала про историю создания «Молекулы» и обосновала необходимость такого проекта, а Анна Соловьева подробно остановилась на содержательной части, на том, как это «работает». Доклад вызвал интерес, после него к Анне Соловьевой и Юлии Радионовой из АНО «Ресурсный класс», а также к Наталье Злобиной президенту Фонда «Выход» в Белгороде, подошли самые разные люди: представитель московского Центра психологического сопровождения образования «Точка ПСИ», которая хотела бы помочь внедрить ресурсный класс на Урале, директор АНО Детский спортивно-оздоровительный центр для детей-инвалидов «Золотой ключик», а также родители детей с РАС из разных городов.

«Наш проект существует не только в Москве, но и в регионах – он есть в Белгороде, внедряется в Воронеже и в Иваново. Поэтому было очень важно, что после доклада ко мне обратились не только москвичи, но и жители Нижнего Новгорода, Волгограда, которые у себя в регионах тоже хотели бы открыть ресурсные классы. Ведь эта модель, описанная в «Инклюзивной молекуле», во-первых, показала свою эффективность, а во-вторых доступна для тиражирования по всей стране», – сказала Анна Соловьева.

Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Ресурсный класс для детей с аутизмом

С сентября 2015 года в школе №1321 «Ковчег» стартовал новый проект «Инклюзивная молекула»для образования детей с серьезными расстройствами аутистического спектра, при которых отсутствует речь. В школе создана модель ресурсного класса с использованием методов прикладного анализа поведения (АВА).

Ресурсный класс – это отдельное помещение, где проводятся индивидуальные и групповые занятия с такими детьми, а также создана специальная зона для сенсорной разгрузки, где каждый ребенок может отдохнуть и восстановить свои силы в перерыве между занятиями. Ученики ресурсного класса постепенно включаются в работу обычных классов для совместного обучения с обычными сверстниками по классно-урочной системе.

В ресурсном классе, помимо учителя, предусмотрена работа тьюторов. Тьютор есть у каждого ребенка, он находится с учеником в ресурсной комнате и сопровождает его в регулярном классе. Роль тьютора исключительно важна: на протяжении всего учебного дня он помогает и поддерживает ребенка не только в ресурсном классе, но и при его взаимодействии с учителями и учениками в обычном классе.

Использование такой модели образования позволяет добиться устойчивых положительных результатов для каждого ребенка с аутизмом. Постепенно у детей снижается количество эпизодов негативного поведения, они учатся выполнять задания, находиться в классе без поддержки тьютора и отвечать у доски доступными для них способами.

Доказано, что для детей с аутизмом социализация и образцы правильного поведения являются ключевыми в усвоении общепринятых норм поведения. В основе проекта «Ресурсный класс» заложен принцип безбарьерной среды – такого инклюзивного пространства, в котором каждый из участников успешен в своей области. В результате этого проекта каждый ребенок ресурсного класса почувствует себя нужным, защищенным, уверенным и постепенно сможет включиться в учебу, несмотря на все сложности.

С ноября 2015 года проект реализуется и финансируется Департаментом образования г.Москвы. Специальное оборудование для класса помог приобрести фонд «Выход».

Активную роль в деятельности проекта играют родители ребят.

Проект успешно стартовал и развивается. О повседневной жизни ребят ресурсного класса рассказывает его страница в фейсбуке

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *