Инвалиды по другому

ИНВАЛИДЫ

Латинское слово «инвалид» (invalid) букв. означает «непригодный» и служит для характеристики лиц, которые в следствии заболевания, ранения, увечья ограничены в проявлениях жизнедеятельности. В русском языке это слово укоренилось в XVIII в.; первоначально инвалидами называли бывших военнослужащих, которые по состоянию здоровья не могли себя обслуживать. Позднее, в XIX в. к инвалидам стали относить лиц, полностью утративших возможность заработка в связи с состоянием здоровья. Долгое время при характеристике инвалидов акцент делался именно на профессионально-трудовой стороне жизнедеятельности. Поскольку инвалидность является препятствием к полноценной профессиональной деятельности и лишает человека возможности самостоятельно обеспечить свое существование, преимущественно внимание до середины XX в. уделялось медицинским аспектам нарушений трудоспособности и проблемам материальной помощи инвалидам. До начала XX в. в России и за рубежом основное внимание уделялось призрению инвалидов главным образом за счет благотворительных пожертвований. Создавались соответствующие учреждения, призванные восполнить недостаток материальных средств к существованию инвалида. Важная роль в благотворительной помощи инвалидам принадлежала религиозным организациям. В начале XX в. были высказаны идеи о необходимости такой помощи, которая давала бы инвалиду возможность вести достаточно самостоятельный образ жизни. Было пересмотрено и само понятие «инвалидность», которое с тех пор расценивается как сложная биопсихосоциальная категория. Для человека, ставшего инвалидом, начинается новый этап жизни: деформируются привычные жизненные стереотипы, нарушается сложившаяся система социальных контактов, меняется общественный статус личности появляются барьеры на пути осуществления важнейших биологических и социальных потребностей. Общество вынуждено тратить значительные материальные средства, компенсируя выключение инвалидов из основной сферы жизнедеятельности — труда. С учетом этих обстоятельств начала развиваться реабилитация как наука и как система мер, направленных не только на уменьшение воздействия инвалидизирующих факторов и условий, но и на обеспечение возможности для инвалидов достичь социальной интеграции, вернуться либо максимально приблизиться к полноценному общественному бытию. Необходимость развития реабилитации инвалидов продиктована не столько ее экономической значимостью (т.е. уменьшением доли затрат общества на помощь инвалидам) сколько возрастающим пониманием того, что в гармоничном обществе все его члены должны иметь возможности для наиболее полной самореализации, что инвалид в большинстве случаев способен отвечать за себя наравне со здоровыми людьми и нуждается в помощи лишь для того, чтобы справиться с определенными трудностями, вызванными нарушениями функций организма. Началом организованной международной политики в сфере реабилитации инвалидов принято считать основание в 1922 г. организации «Международная реабилитация». В 1933 г. в Нью-Йорке под руководством Дж. Смита был создан Институт калек и инвалидов — первый в мире центр всесторонней реабилитации. В 1930 г. в Москве был создан Научно- исследовательский институт экспертизы трудоспособности, впоследствии переименованный в Центральный научно-исследовательский институт экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов (ЦИЭТИН). Первоначально основное внимание уделялось экспертизе остаточной трудоспособности инвалидов и оценке профессиональной пригодности для выполнения той или иной работы. Однако уже в 1930-х гг. велись также исследования по компенсации нарушенных психических функций, разрабатывались методы и приемы профессионального обучения некоторых категорий инвалидов (в частности, при инвалидности как следствии психических заболеваний). Реально понятие реабилитации было внедрено в медицинскую практику и трудовую экспертизу лишь в 1960-1970-х гг. Над методологией этого научно-практического направления плодотворно работал психиатр М.М. Кабанов. Он указывал, что реабилитация — это не просто профилактика, лечение и трудоустройство, а принципиально новый подход к больному, повторная социализация, восстановление личного и социального статуса инвалида. Кабанов определил основной стержень реабилитационных программ — апелляция к личности. Им были сформулированы главные принципы реабилитации человека.

Проблемы людей с ограниченными возможностями и пути их преодоления

Анализ развития проблемы инвалидности, как социального явления, свидетельствует о том, что, пройдя путь от идеи изоляции «неполноценных» членов общества до концепций привлечения их к труду, человечество подошло к пониманию необходимости интеграции лиц с физическими дефектами, патофизиологическими синдромами, психосоциальными нарушениями во все общественные институты. В связи с этим возникает необходимость отвергнуть классической подход к проблеме инвалидности как к проблеме «неполноценных людей» и представить ее как проблему, затрагивающую общество в совокупности . Иными словами, инвалидность — это проблема не одного человека, а всего общества в целом.

Сущность ее заключается в правовых, экономических, производственных, коммуникативных, психологических особенностях взаимодействия людей с ограниченными возможностями с окружающим миром, в доступности физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, информации и каналов коммуникации, все это является условием независимой жизни людей с ограниченными возможностями. Реалии таковы, что значительное количество людей с ограниченными возможностями в настоящее время не получают необходимой для возвращения к нормальной трудовой, семейной и общественной жизни помощи, в которой они нуждаются. Безусловно, во многом это объясняется неблагоприятной экономической ситуацией, складывающейся в стране за последние годы. Сталкиваясь с растущими экономическими трудностями, государство ослабляет внимание к вопросам социальной защиты инвалидов.

Официально провозглашаемая политика в области социальной защиты инвалидов и ее реализация весьма расходятся, между ними нет согласованности. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, оказались в числе беднейших слоев населения. Размер пенсии во многих регионах не покрывает реальные расходы на лекарства и другие необходимые инвалиду и обещанные ему государством блага.

Пенсионное обеспечение инвалидов в России не увязано с уровнем доходов инвалидов и с его занятостью (незанятостью) и также весьма слабо связано с реабилитацией инвалида. Пенсии не относятся к льготам и компенсациям «активной реабилитации», то есть они не помогают инвалиду вернуться в общество, не стимулируют его активного реабилитационного поведения — пенсии выполняют исключительно функцию социальной поддержки инвалидов. По-прежнему серьезной остается проблема льготного обеспечения лекарственными средствами.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» от 02.10.92 г. №1157 инвалиды I группы и неработающие инвалиды II группы имеют право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами. Инвалиды III группы, признанные в установленном порядке безработными, имеют право на 50% скидку с оплаты лекарств. В среднем по России этой льготой пользуется около 60% от числа граждан, имеющих на это право. Однако на практике данный вид льгот предоставляется не всем инвалидам, имеющим на нее право, или не в полном объеме. Одним из способов улучшения материального положения у людей с ограниченными возможностями является благотворительность.

Сегодня существует множество благотворительных организаций, оказывающих всевозможную финансовую поддержку инвалидам, которая помогает оплатить дорогостоящие операции и лечение в целом. В наше время материальная помощь людям, имеющим инвалидность, делает серьезные успехи, необъятное количество людей смогло получить финансовую помощь, почувствовать себя важной частью современного общества. Чем больше будет создаваться благотворительных организаций в мире, тем больше шансов будет получить поддержку у инвалидов.

Проблемы ухода за детьми-инвалидами, возникающие у большинства семей, не позволяют многим родителям рационально и эффективно использовать свой образовательный и профессиональный ресурс, успешно встраиваться в сложившую хозяйственную деятельность. Одному из родителей часто приходится оставлять свою работу, не задумываясь о возможности надомной занятости.

Службы занятости предлагают пройти программы переквалификации, переобучения, переориентацией в трудовой деятельности. Эти меры могли бы способствовать улучшению материального положения семей. Достижение материальной независимости возможно при осуществлении права инвалидов на труд. Обеспечение занятости людей с ограниченными возможностями регулирует статья 20 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В соответствии с ней, инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти. На сегодняшний день в сознании людей еще, к сожалению, жив стереотип о том, что человек с ограниченными возможностями не может и не желает трудиться, что он живет на попечении близких родственников и государства.

Однако среди инвалидов есть те, кто желает трудиться и быть независимыми. В силу ограниченности возможностей такие люди испытывают определенные трудности в поиске работы и в связи с этим нуждаются в поддержке со стороны государства. Даже несмотря на наличие рабочих мест, не все трудоспособные инвалиды проявляют себя в трудовой деятельности, хотя имеют такую же потребность. Говоря о ситуации с трудоустройством в стране, можно привести следующие цифры: работающие инвалиды составляют менее 10% их общей численности, занятость среди инвалидов трудоспособного возраста не превышает 15%, особенно она низка среди инвалидов I и II группы (8%) .

Для сравнения, в США из 54 миллионов инвалидов трудоустроено 29%, в Великобритании из 5 миллионов 40%, в Китае из 60 миллионов инвалидов трудоустроено 80% .

Как правило, работодатели, отказываясь принимать на работу инвалидов, руководствуются следующим:

— дополнительные расходы;

— психологические особенности;

— капризы;

— необходимость лечения;

— невозможность заставить работать дополнительно .

Одной из первоочередных мер по улучшению ситуации в сфере занятости и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями следует признать проектирование и приспособление уже имеющихся рабочих мест и рабочих помещений таким образом, чтобы они были доступны для лиц с различными формами инвалидности; создание механизма резервирования определенных рабочих мест и профессий для лиц с ограниченными возможностями; меры по надлежащему обучению и трудоустройству.

Необходимо возвращение в законодательство и активное использование системы квотирования рабочих мест для инвалидов с учетом того, что те предприятия, которые по тем или иным причинам не будут их выполнять, платили соответствующие суммы в бюджет и которые бы потом направлялись именно на решение проблем инвалидов, в том числе и на их трудоустройство.

Причём все-таки непосредственной целью квотирования должно стать именно реальное трудоустройство людей с инвалидностью, а не штрафные санкции для работодателей. Помимо этого, государство могло бы само поощрять, в том числе и финансово (льготное налогообложение, кредиты и т.п.) те организации, которые принимают к себе на работу инвалидов сверх установленных законодательством квот. Следует предложить так же ведение в программу высших и средне-специальных учебных заведений курса по подготовке специалистов по трудоустройству инвалидов. Данные специалисты могли бы работать с индивидуальными потребностями людей с инвалидностью, с работодателями по изменению их стереотипных убеждений и созданию специальных условий труда для инвалидов, а также по разработке и реализации новых государственных подходов в решении этих вопросов.

Следует так же повышать грамотность инвалидов в сфере защиты своих прав в сфере занятости и трудоустройства, дать им уверенность в том, что их права реально защищаются государством и могут быть реализованы. Проведя анализ действующей системы нормативно-правовых актов, следует так же остановиться на ужесточении ответственности за отказ при приеме на работу инвалидов, так как в настоящее время за данное деяние предусмотрено только административное наказание, а в Уголовный кодекс эту проблему обходит стороной.

Кроме того, необходимо менять саму психологию наших граждан. Важно, чтобы они видели в инвалидах людей равных с ними в правах, не считали их ущербными и неполноценными. Этому должна способствовать, в частности, социальная реклама, пропаганда в обществе уважительного отношения людей к инвалидам. Это в свою очередь непосредственно скажется на том, что случаев дискриминации инвалидов, в том числе и в сфере трудоустройства, станет значительно меньше и проблема потеряет ту остроту, которую она имеет сейчас.

Для Российского государства необходима последовательная социальная политика в отношении людей с инвалидностью, которая должна быть построена на общих принципах и единых социальных стандартах для всех групп граждан, проживающих на территории Российской Федерации. Трудовая деятельность для человека является не только способом экономически обеспечить своё существование, но и фактом реализации своих способностей (в том числе и творческих), приобщением к общественным ценностям. Работа позволяет каждому гражданину уважать себя, осознавать свою индивидуальность, быть полноценной частью современного общества.

На возможность трудоустройства и на полноценную интеграцию в общественную жизнь влияет образование. Во время обучения человек приобретает социальные навыки, учиться общаться с окружающими, входить в коллектив, ставить и добиваться поставленных целей. Причём значение имеет не только качество полученного образования, но и его форма, поэтому наряду с вопросами занятости, следует уделять внимание и образованию инвалидов, которое будет способствовать их наиболее полному и плодотворному вхождению в общественное разделение труда.

Существует проблема доступности высшего образования для инвалидов. Несмотря на действующее федеральное законодательство, гарантирующее льготы для абитуриентов с инвалидностью, целый ряд факторов делает поступление и обучение лиц с ограниченными возможностями в вузе проблематичным. Студентам-инвалидам сложнее, чем их ровесникам усвоить программу обучения в силу ограниченных возможностей здоровья и частых перерывов по болезни. Отношения в студенческом коллективе являются важным контекстуальным условием интеграции инвалида в социальную среду вуза.

Причиной негативного отношения к инвалидам со стороны однокурсников является суждение о том, что в обществе привыкли во всем притеснять инвалидов и относиться к ним свысока. Молодые люди указывают на то, что специальность, которой они обучаются, не подходит студентам с инвалидностью и таким студентам всюду делаются поблажки. Большинство университетов России не обеспечены даже минимальными условиями, необходимыми для обучения в них инвалидов.

Эти условия касаются архитектуры зданий и аудиторий, дверных проемов и лестниц, мебели и оборудования, обустроенности столовых, библиотек и туалетов, отсутствия комнат отдыха и стульев в коридорах, медицинских кабинетов необходимых для повседневных нужд некоторых студентов-инвалидов. Учреждения высшего образования не имеют возможностей реконструировать свои помещения по принципам универсального дизайна из собственных бюджетных средств.

Требуется проведение эффективных мероприятий по образованию инвалидов в общедоступных высших учебных заведениях. Нужно произвести приблизительную оценку стоимости оборудования учебного заведения для обучения инвалидов наиболее распространенных категорий, оценить, при каком количестве обучающихся студентов-инвалидов мероприятия по обеспечению их обучения будут иметь оптимальное соотношение между выделяемыми средствами и реализацией прав и свобод конкретного гражданина, определить круг высших учебных заведений, которые были бы обязаны произвести мероприятия по техническому обеспечению образования инвалидов, и проконтролировать выполнение этих мероприятий.

Следует осуществлять налоговое стимулирование фирм, которые выделяют спонсорскую помощь для инвалидов, только в том случае, если есть доказательства реального получения этой помощи инвалидами.

Недостаток финансирования является больным вопросом для многих вузов, особенно в том случае, когда этот вуз не является бенефициаром целевых федеральных программ, не получает средства из регионального или городского бюджета. Примеров вузов, в которых реализуются целевые программы подготовки студентов-инвалидов, не так много, но их число постепенно растет.

До 2000 г. только три вуза (МГТУ им. Баумана, Московский институт-интернат и Новосибирский государственный технический университет) предоставляли специальные образовательно-реабилитационные программы для студентов-инвалидов в форме госзаказа. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации, продолжалось создание и оснащение этих и ряда других модельных центров среднего и высшего профессионального образования и другие меры по профессиональной реабилитации инвалидов. Кроме упомянутых выше вузов, среди тех, что ведут образовательные программы для инвалидов по госзаказу, добавились Красноярский торгово-экономический институт, Московский городской педагогический университет, Российский государственный педагогический университет им. Герцена Санкт-Петербурга. Следует отметить, что помимо тех программ, которые поддержаны Министерством образования РФ, существуют и первопроходцы, которые по собственной инициативе и при грантовой поддержке реализуют разные модели высшего образования инвалидов.

Так, в Челябинском государственном университете с 1992 г. обучались инвалиды, сначала в форме эксперимента, а с 1995 г. вуз перешел к систематической работе по созданию условий для студентов-инвалидов . Если решены финансовые проблемы, полностью переустроена среда жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями, они не смогут воспользоваться благами без соответствующей техники и приспособлений. Одним из самых проблемных вопросов обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации в Российской Федерации является бесплатное обеспечение их специальными автотранспортными средствами.

По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, количество инвалидов, нуждающихся в получении транспортных средств, составляет 156 тыс. человек. Сейчас мощности трех крупных заводов-производителей инвалидных колясок (в Уфе, С-Петербурге и Владимирской области) вполне могли бы обеспечить потребность всех инвалидов-колясочников. Но комитеты социальной защиты населения во многих регионах не имеют собственных средств на закупку колясок и другого реабилитационного оборудования, и очереди на получения бесплатных колясок в них поэтому растягиваются на несколько лет. Вторая проблема — малый ассортимент продукции: вряд ли количество всех моделей отечественных колясок превысит 3 десятка.

Очень мало колясок для детей и практически не выпускаются коляски с электрическими двигателями, если не считать нескольких небольших мастерских, делающих электроприводы к стандартным комнатным коляскам. Такая же ситуация с многолетними очередями и в обеспечении инвалидов адаптированным автотранспортом: есть машины, но нет денег ни у населения, ни у государственных органов, которые на местах решают, какой транспорт и с какими дотациями предоставлять разным социальным категориям инвалидов. Большинство водителей самостоятельно устанавливают ручное управление на свои отечественные автомобили.

Решение вопросов обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и выплаты им денежной компенсации на эксплуатационные расходы требует решения на правительственном уровне. Следует выработать новые механизмы, обеспечивающие рациональное использование выделяемых финансовых и материальных ресурсов с учетом индивидуальных потребностей инвалидов. Обеспечить эффективное расходование бюджетных средств всех уровней на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации. Усилить работу по привлечению внебюджетных источников финансирования политики в отношении инвалидов.

Даже в тех случаях, когда лицо с физическими ограничениями имеет средства передвижения сама организация жилой среды и транспорта не является пока дружественной к инвалиду. Специальными устройствами, облегчающими жизнь инвалидам, должны быть оборудованы аэропорты, железнодорожные и автовокзалы, тротуары и дорожные переходы. Должны быть отдельные стоянки и номера для автотранспорта инвалидов, специальные туалеты, что уже стало обычным во многих странах мира.

Доступность среды — это не только снятие барьеров при передвижении по территории поселения, но и обеспечение доступа ко всем помещениям квартиры, элементам мебели и оборудования, беспрепятственность перемещений из квартиры и из дома наружу и обратно. Она включает городскую инфраструктуру с возможностью досягаемости наиболее нужных объектов быта, культуры, здравоохранения, социального обслуживания и др. Имеется в виду такое расположение объектов, которое позволяет инвалиду достичь их беспрепятственно, самостоятельно. Это связано с рациональной планировкой города, который должен иметь зоны безопасного перемещения инвалидов, приближение торговых предприятий, учреждений здравоохранения и других объектов к местам наиболее массового заселения лицами, имеющими различные дефекты. Поэтому чрезвычайно важно создание единой доступной среды жизнедеятельности, включающей не только интерьер жилища и объектов общественного обслуживания, но и общедоступные открытые пространства, выполняющие коммуникативную функцию.

Проблема обеспечения инвалидов жильем в разных регионах России продолжает оставаться очень острой и медленно решаемой из-за недостаточного финансирования. Сложная экономическая обстановка, трудности, возникающие с бюджетным финансированием жилищного строительства, приводят к массовым нарушениям жилищных прав инвалидов практически во всех субъектах Федерации.

И хотя есть целый ряд положительных примеров, когда инвалиды получают жилье или улучшают свои жилищные условия при содействии администрации своего региона, все же в отдельных субъектах Российской Федерации принимаются акты, ущемляющие права людей с ограниченными возможностями на жилищное обеспечение, установленные федеральным законодательством.

Не разрешается проблема обеспечения инвалидов жильем в субъектах Федерации и с помощью института безвозмездных субсидий на его строительство. Во многих случаях вмешательство правозащитных организаций приводит к разрешению проблемы и утверждению прав людей с ограниченными возможностями. Сегодня предоставляемая сумма является заведомо недостаточной для решения жилищной проблемы инвалидов, поэтому должны предоставляться «полноценные» жилищные сертификаты, стоимость которых будет равна фактической рыночной стоимости жилья в конкретном регионе.

Одним из решения жилищного вопроса для людей с инвалидностью является покупка муниципальными образованиями на первичном или вторичном рынке жилья малогабаритных квартир с возможной последующей бесплатной передачей их в собственность инвалидам. Но данный вид жилья может подойти не всем лицам с ограниченными возможностями, поэтому самым оптимальным решением является строительство нового социального жилья, пригодного для всех категорий инвалидов.

Этим определяется возможность создания доступной среды жизнедеятельности с помощью вспомогательных устройств и приспособлений, специальных архитектурно-планировочных решений. Психологические проблемы возникают при изолированности инвалидов от внешнего мира, как вследствие имеющихся недугов, так и в результате неприспособленности окружающей среды для инвалидов. Предметом внимания государства при решении этой проблемы должно быть восстановление социально-ролевой функции инвалида в условиях ограниченной свободы.

Основной акцент при решении проблем инвалидов и инвалидности смещается в сторону реабилитации, опирающейся, прежде всего, на социальные механизмы компенсации и адаптации. Таким образом, смысл реабилитации инвалидов заключается в комплексном многопрофильно подходе к восстановлению способностей человека к бытовой, общественной и профессиональной деятельности на уровне, соответствующем его физическому, психологическому и социальному потенциалу с учетом особенностей микро- и макросоциального окружения.

Люди с ограниченными возможностями затруднены в получении информации как общего плана, так и имеющей непосредственное значение для них (исчерпывающие сведения о своих функциональных нарушениях, мерах государственной поддержки инвалидов, социальных ресурсах их поддержки). Это вызвано и экономическими причинами (невозможность купить или отремонтировать телевизионный или радиоприемник, выписать газету), и дефицитом специальных носителей информации (телепередачи с сурдопереводом, книги брайлевского шрифта, кассеты и диски для слепых и т. д.), и развитостью современных глобальных информационных систем (типа Интернет) в нашей стране.

В Интернете человек, ограниченный в своих возможностях передвижения, сможет найти необходимую информацию, совершить виртуальное путешествие в любую точку планеты, найти друзей и общаться с людьми, оказавшимися в такой же ситуации. Всё это имеет огромное значение для того, чтобы инвалид не чувствовал себя ущербным и одиноким. В настоящее время для многих библиотек обслуживание инвалидов становится приоритетным направлением деятельности.

С помощью современных компьютерных технологий сотрудники библиотек помогают осуществить доступ к информации лицам с ограниченными возможностями здоровья наравне с другими пользователями. Создание специальных библиотек для разных категорий инвалидов обеспечат равный доступ к информации.

Одной из крупнейших специальных библиотек России является Санкт-Петербургская государственная библиотека для слепых, действующая с 7 января 1927 г. и обслуживающая 11 тысяч читателей города и области. Комплексное решение проблемы инвалидности предполагает ряд мероприятий. Надо начать с изменения содержания базы данных об инвалидах в государственной статистической отчетности с акцентом на отражение структуры потребностей, круга интересов, уровня притязаний людей с инвалидностью, их потенциальных способностей и возможностей общества, с внедрения современных информационных технологий и техники для принятия объективных решений.

Необходимо также создавать систему комплексной многопрофильной реабилитации, направленную на обеспечение относительно независимой жизнедеятельности инвалидов. Крайне важно развитие промышленной основы и подотрасли системы социальной защиты населения, производящей изделия, облегчающие быт и труд инвалидов. Должен появиться рынок реабилитационных изделий и услуг, определяющий спрос и предложение на них, формирующий здоровую конкуренцию и способствующий адресному удовлетворению потребностей инвалидов.

Не обойтись без реабилитационной социально-средовой инфраструктуры, способствующей преодолению инвалидами физических и психологических барьеров на путях восстановления связей с окружающим миром. Решение этих задач позволит наполнить новым содержанием деятельность создаваемых в настоящее время государственных служб медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов. Инвалиды как социальная категория людей нуждаются в постоянной социальной защите, помощи и поддержке. Эти виды помощи определены законодательством, соответствующими нормативными актами, инструкциями и рекомендациями; известен механизм их реализации. Вместе с тем инвалидам необходима такая помощь, которая могла бы стимулировать и активизировать их и подавляла бы развитие иждивенческих тенденций. Вот почему государство, обеспечивая социальную защищенность инвалидов, призвано создавать им необходимые условия для индивидуального развития, развития творческих и производственных возможностей и способностей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *