Иоанн креститель и саломея

ngasanova

Только очень ленивый из художников не рисовал Саломею, блюдо и голову.
С этим сюжетом каждый считал своим долгом отметиться почти каждый.
Джотто, Пир у царя Ирода, 1320
Саломея, дочь Иродиады, будущая царица Халкиды и Малой Армении.
История с ее участием описывается в Библии, в Евангелие от Матфея и Марка
«Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего,
потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее. И хотел убить его, но боялся народа,
потому что его почитали за пророка. Во время же празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады
плясала перед собранием и угодила Ироду, посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит.
Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя.
И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей, и послал отсечь Иоанну
голову в темнице. И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей»
(Мф. 14:6–11).
Лукас Кранах Старший, Пир Ирода, 1530
Согласно преданию, Иоанн Креститель осуждал Ирода Антипу, бывшего тетрархом Галилеи, за то, что
он увел у собственного брата жену, Иродиаду, нарушив традиционные обычаи еврейского народа.
Тетрарх заключил проповедника в темницу, но не убивал, боясь возмущения народа.
На одном из праздников Саломея, подготовленная матерью, танцевала перед Иродом Антипа и настолько
очаровала его своим танцем, что тот предложил исполнить любое ее желание. Саломея, как научила
ее мать, попросила голову Иоанна Крестителя, которую Ирод принес ей на блюдечке.
Беноццо Гоццоли, Танец Саломеи на пиру у царя Ирода и обезглавливание святого Иоанна Крестителя, 1461-1462
Других сведений о жизни Саломеи практически не сохранилось, но библейский сюжет приобрел большую
популярность. Среди прочих творческих деятелей, к нему обращались многие именитые живописцы:
Боттичелли, Тициан, Рембрандт, Караваджо и многие другие.
Ханс Мемлинг, Алтарь Св. Иоанна Крестителя, 1474-1479
Себастьяно дель Пьомбо, Дочь Иродиады, 1510
Тициан, Саломея с головой Иоанна Крестителя, 1515
Тициан, Саломея с головой Св. Иоанна Крестителя, ок. 1530
Петер Пауль Рубенс, Пир у царя Ирода
Караваджо, Саломея с головой Крестителя, 1605
Леопольд-Анри Леви, Голова Иоанна для Иродиады
Гюстав Моро, Саломея, танцующая перед Иродом, 1874—1876
Гюстав Моро, Саломея, 1876
Ф.фон Штук, Саломея, 1906

Быть плохим. Микеланджело да Караваджо. Часть 4


Караваджо — Усекновение головы Иоанна Предтечи (1608)

О полотне «Усекновение главы Иоанна Крестителя» кисти Микеланджело Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio) можно говорить бесконечно. На мой взгляд, это один из тех шедевров, которые определили все дальнейшее развитие изобразительного искусства. Здесь поражает все: и предельный реализм картины, и манера изображения, и композиция, и переданные художником эмоции. Хотите того или нет, но вы становитесь участником этого действия, и оно не оставляет равнодушным. Но обо всем по порядку. Начнем не с картины, начнем с освещения. Оно играет здесь немалую роль.


Представьте себе слабо освещенную залу. Рыцари в черном с большими белыми крестами, вышитыми на груди, распевают псалмы. В оратории полумрак, и дрожащее пламя свечей вырывает из мрака вот эту картину, где с невероятным хладнокровием, без малейших эмоций на лице палач отрезает голову Иоанну Крестителю. Нет никакого намека на небеса. Перед нами только темный подвал. И если на картине «Мученичество святого Матфея» вам хотелось броситься бежать, скорее скрыться, лишь бы не видеть развязки, то тут все не так. Вы не сможете бежать — убийство уже совершилось. И голова Иоанна вот-вот отделится от тела, станет частью страшного языческого ритуала. А вы — молчаливый свидетель — можете только подобно узникам, изображенным в правой части полотна, наблюдать за этой сценой и ждать своего часа, когда бесстрастная рука палача снимет и вашу голову.


Караваджо — Усекновение головы Иоанна Предтечи (1608)

А теперь давайте посмотрим с вами на руки героев этой картины. Первым делом вы видите руку палача, его мышцы напряжены, вены вздулись от напряжения. Взгляд поднимается немного выше, и перед нами − безжизненная связанная рука Иоанна. Двигаемся дальше, и снова в центре композиции указующий перст, но не как на полотне «Призвание святого Матфея». Нет, это бесстрастный жест тюремщика, указывающего палачу, что голову нужно положить на блюдо. Наш взгляд переходит туда, и мы видим Саломею. Она совсем не та, что в мифе, не жестокая и своенравная царица Иудеи. Она обычная девушка в простом платье. Увиденное поразило ее, царевна как будто в прострации, ее руки неуверенно держат блюдо, создается ощущение, что, когда туда положат голову святого, оно со звоном упадет на пол. Наш взгляд поднимается выше, и мы видим лицо Саломеи. Ни следа радости на нем, только молчаливая скорбь. А выше мы наблюдаем морщинистые руки старухи, которыми она закрывает свое лицо, чтобы не видеть происходящего. Смотрим вправо и снова видим руки узников, нервно царапающие деревянный подоконник. Стоит обратить внимание и на связку ключей на поясе тюремщика. Перед нами намек на ключи от ворот Рая у апостола Петра. Только вот это ключи от дверей тюремных камер, ведь, чтобы войти в Рай, каждый должен пройти через муки, уготованные ему в жизни. Не случайно это единственное полотно, подписанное художником, и эту подпись мастер делает в крови, вытекающей из раны на шее Иоанна Крестителя.


Караваджо — Усекновение головы Иоанна Предтечи (1608) (фрагмент)

Кстати, Караваджо писал эту картину в тюремных подземельях замка в Валлетте. Судьба сыграла с художником злую шутку: еще не произошло торжественное открытие его картины, как он сам оказался узником изображенной им тюрьмы. Как ни пытался Микеланджело Меризи да Караваджо стать примерным христианином, бороться со своей природой он не мог. Радуясь своему вступлению в орден и удачному завершению картины, предчувствуя триумф, он решил отметить это с товарищами рыцарями. Отмечали пышно и с большим количеством вина. Громкие крики гуляющих по ночному городу заставили проснуться старого почтенного рыцаря. Устные увещевания не подействовали на пьяную компанию, и старик облил их помоями. Взбешенный художник ворвался в дом, избил обидчика и нанес ему несколько ножевых ранений. Жертва чудом выжила, а утро Караваджо встречал уже в тюрьме, которую так мастерски сумел изобразить на своем полотне. Но ему снова повезло − у художника и в этой ситуации оказались влиятельные покровители, он бежал из тюрьмы и в трюме торгового корабля отправился в Неаполь. Теперь за ним охотились не только агенты Ватикана, но и мальтийцы. Да, мало кому удавалось нажить себе таких врагов. Караваджо с позором исключили из ордена. Но вот его картину в храме никто не тронул. Теперь ему было некуда бежать. Его смерти хотели слишком многие. И наемники нашли его. После нападения художник только чудом остался жив. Его лицо было изуродованно до неузнаваемости, и что же он решил делать в этой ситуации? Снова творить! Да, у него никогда не было проблем с вдохновением. «Саломея с головой Иоанна Крестителя», «Отречение Петра», «Мученичество святой Урсулы» — все это вершина творчества бунтующего гения. И все эти полотна должны были стать подарком за полученное в Риме прощение.


Караваджо — Саломея с головой Иоанна Крестителя (1609)
Караваджо — Саломея с головой Иоанна Крестителя (1607)
Караваджо — Воскрешение Лазаря (1610)
Караваджо — Отречение Святого Петра (1610)
Караваджо — Мученичество Святой Урсулы (1610)

Спустя больше четырёх лет после своего бегства, он снова отправился в вечный город. Но для проверки документов был высажен с корабля в крепости Пало и снова угодил за решетку. Когда Караваджо все же сумел откупиться от тюремщиков, то обнаружил, что корабль с его картинами на борту уже ушел. В полном отчаянии художник попытался догнать его, сократив путь через тосканскую Меремму, где в тот момент свирепствовала малярия. Здесь, в Порто-Эрколе, его и настигла смерть. Рядом с ним не было никого. Свой мученический венец Микеланджело Меризи да Караваджо принимал в абсолютном одиночестве, в смерти оставаясь таким же отверженным, как и во всей своей жизни. Зато за оставшиеся от него картины разгорелась настоящая война. Шедевры покойного гения делили между собой три непримиримых фракции: папская курия, испанская администрация Неаполя и Мальтийский орден.
Быть плохим. Микеланджело да Караваджо. Часть 4

Комментарии 10

День мученической смерти святого Иоанна Предтечи вспоминается Святой Русской Православной Церковью 11 сентября (29 августа ст. ст.) и называется днем Усекновения главы Иоанна Предтечи. В этот день положен строгий пост. Святая Церковь чтит Иоанна Предтечи выше всех святых после Богоматери.

После крещения Иисуса Христа Иоанн продолжал учить и крестить народ, проповедуя приближение Царства Божия и призывая всех к покаянию. Проповедь Иоанна Предтечи была непродолжительна.
Приготовив людей к принятию Спасителя, он закончил свою жизнь мученической смертью.
В то время правителем Галилеи был Ирод Антипа. Этот царь галилейский был сыном того Ирода Великого, который убил 14 тысяч вифлеемских младенцев. Ирод Антипа взял в жены Иродиаду, жену своего брата Филиппа, при его жизни. Иоанн обличал за это Ирода и тем возбудил против себя злобу Иродиады. Она просила Ирода, чтобы он убил Иоанна. Ирод не соглашался на это, потому что считал Иоанна великим пророком и боялся народа, но в угоду ей посадил его в темницу. Иродиада же не успокоилась на этом, тем более что ее раздражало расположение Ирода к Иоанну. Ирод с удовольствием слушал наставления Иоанна и во многом поступал по словам его.

Примерно через год Ирод, празднуя день своего рождения, давал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам галилейским.
На пир пришла дочь Иродиады (падчерица Ирода) — Саломея, и стала плясать, чем угодила Ироду. Он сказал ей: «Проси у меня чего хочешь» — и клялся, что отдаст ей даже полцарства. Саломея вышла и спросила у матери своей:»Чего мне просить у него?» Иродиада потребовала голову Крестителя. Саломея с поспешностью возвратилась к Ироду и сказала: «Хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя».
Ирод опечалился, но ему не хотелось при гостях изменить своему слову, и он послал воина в темницу отсечь голову Иоанну. Воин, выполнил приказание царя, принес на блюде и отдал Саломее голову Иоанна Крестителя, а Саломея отнесла ее матери своей Иродиаде.
Ученики Иоанновы, услышав о смерти Иоанна Крестителя, пришли, взяли тело его и похоронили в городе Севастии в 32 году после Рождества Христова. Мощи его (кроме головы и правой руки) были сожжены вместе с Севастийским храмом по приказанию императора Юлиана-Отступника в 362 году (Мф. 14:1-12; Мк. 6:14-29; Лк.9:7-7).

Предания говорят о правосудии Божьем, свершившимся над Иродом, Иродиадой и Саломеей.

***
По одним источникам, вскоре по казне Предтечи римский император лишил царя Ирода всей власти, богатств и вместе с прелюбодейной женой Иродиадой и Саломеей послал в заточение, где они бедственно окончили жизнь свою.

По другим — Ирод и Иродиада были поглощены землей живыми, но прежде всего погибла Саломея. Она в зимнее время, проходя по льду через реку, провалилась и погрузилась в воду по шею так, что лед стиснул ее и она повисла в воде, держась головой на льду. Тогда та, которая некогда плясала на земле, должна была плясать в воде, не доставая дна реки, наконец острым льдом совсем перерезало ей шею. Обезглавленный труп унесен был водой, а к Ироду и Иродиаде принесена была одна голова погибшей! Так правосудие Божье покарало плясавшую, для которой отсечена была глава святого Иоанна.

Картины

Иоанн Предтеча перед Иродом. Mattia Preti. 1665

Густав Моро. Саломея

Василий Худяков. Усекновение головы Иоанна Предтечи. 1861

Якопо да Понте. Усекновение главы Иоанна Предтечи

Джованни Батиста Тьеполо. Усекновение главы Иоанна Предтечи

Пьер Сесиль Пюви де Шаванн. Усекновение главы Иоанна Предтечи. 1869

Месть Иродиады. Картина Хуана Фландеса

Усекновение главы Иоанна Крестителя. Караваджо. 1608

Саломея. Лукас Кранах Старший. Ок. 1530

Гвидо Рени. Саломея с головой Иоанна Крестителя

Иконография Усекновения Главы Иоанна Предтечи.

Иконы ранней византийской эпохи, в том числе миниатюры из Александрийской хроники и фрески церкви святого Иоанна Предтечи в Чавушине (Каппадокия) — самые древние иконы Усекновения Главы Иоанна Предтечи, дошедшие до нашего времени. Наиболее распространенный иконописный сюжет на тему Усекновения Главы Иоанна Предтечи в средневизантийскую эпоху содержал в себе склонившегося Иоанна, и воина с занесенным над главой пророка, мечом. Действо усечения главы разворачивается на фоне пустыни.

Другой, часто используемый в иконописи сюжет той эпохи — отделенная от тела глава святого Иоанна Предтечи, из шеи пророка изливалась кровь, а его палач стоял над ним и вкладывал меч в ножны.

На древнерусских иконах, глава Иоанна Крестителя находилась в чаше, на фоне храма. А по обе стороны от усеченной главы располагались монахи, священнослужители и император Константин. На русских иконах, святой Иоанн Предтеча изображался склоненным и со связанными впереди руками, а воин изображался с занесенным над главой Предтечи мечом.

Церковь Св.Иоанна в Валетте — сокровище Мальтийского ордена

В целом, если говорить о столице Мальты Валетте, но этот город-крепость не так уж и богат на какие-то яркие достопримечательности и при этом совсем удивительным будет то, что самая интересная из них — это церковь Святого Иоанна (Крестителя), бывший собор города и всей республики. И это один из самых красивых соборов, которые я когда-либо видел.
В данную церковь я попал практически случайно, в первый день моего посещения Мальты она была закрыта, а на следующий день меня огорошила цена — 10 евро. Платный вход в церковь, да и такая высокая цена…я был готов отказаться от посещения церкви XVI века, но вовремя принял правильное решение, о чем впоследствии ни разу не пожалел.
Построили церковь (на тот момент Собор) в 70-е годы XVI столетия в честь главного святого ордена — Иоанна Крестителя. Кстати, в то время орден обладал частью мощей святого — десницей (правой рукой). Внешне церковь ничем не выделяется, фасад весьма строгий и скромный, а форма харма напоминает паука, а не привычный крест, что объясняется фигурой его архитектора. Церковь создал военный архитектор Глорму Кассар, автор некоторых военный укреплений Мальты. А вот внутри убранство собора поражает — очень пышный барочный стиль с фресками, изображающими сцены из жизни Иоанна Крестителя, а также важными событиями из истории Ордена и его рыцарей
Фасад
Алтарь
Лампада
Часовня слева от алтаря
Кафедра
Ризница
Боевые флаги в ризнице
Справа от алтаря за французской часовней находится небольшая часовенька в честь Девы Марии Вилермос. Главная ее святыня — это небольшая византийская икона, на которой изображена голова Девы Марии. В 1000 году рыцари Ордена госпитальеров вывезли икону из Иерусалима и хранили ее на Родосе, когда Родос захватили турки икона переместилась на Мальту и стала святыней созданного Мальтийского ордена. Рыцари ордена особо почитали эту икону и считали ее чудотворной, кроме того считалось, что ее написал сам евангилист Лука.
Когда над Мальтой нависла опасность захвата наполеоновской армией, великий магистр Ордена вывез ее с острова и подарил российскому императору Павлу I, ставшему главой Мальтийского ордена. До Революции 1917 года икона находилась в Зимнем дворце Петербурга, а спасая от большевиков ее вывезли в Черногорию и поместили в монастырь Острог. Сейчас оригинал иконы хранится в Музее изобразительных искусств Черногории.
В храме находится картина Караваджо — Усекновении головы Иоанна Крестителя (1608 год), в то пору великий художник, спасаясь от уголовного преследования в Италии, жил и работал на Мальте. Кстати, в Иордании сохранилась иудейская крепость Махерон, где был заточен, а потом умервщлен святой. Сама картина выставлена в боковом пределе, к сожалению, снимать ее запрещено
Изюменку собору добавляют 8 часовен (по 4 с каждой стороны центрального нефа), каждая из них посвящена особо почитаемым святым Ордена, кроме того они разделены по национальному признаку, согласно национальностям мальтийский рыцарей. И каждая национальность отвечала за свой предел, следя и украшая его.
Поражают и могилы рыцарей, которыми устлан весь пол храма, они тоже очень пестрые
Кроме того в богатом убранстве храмов скрыто очень много символов — гербов, указаний на определенных рыцарей, символов государств и тд. Это все можно было бы не заметить, если бы не аудиогид, который полагается к билету. Есть на русском. И это очень интересный рассказ, поэтому осматривать храм можно долго.
Боковой выход
А сам нынешний собор Мальты теперь находится в другом городе-крепости — Мдине. Церковь Святого Иоанна открыта с понедельника по пятницу с 9 до 16.30, а в субботу с 9.30 до 12.30. По воскресениям и праздникам церковь закрыта, то есть теперь это больше музей, нежели храм
Оригинал взят у think_head в Церковь Св.Иоанна в Валетте — сокровище Мальтийского ордена

Голова на блюде. За что Иродиада погубила Иоанна Крестителя?

Иродиада была внучкой царя Иудеи Ирода Великого — того самого, по инициативе которого произошло избиение младенцев. А по приказу его внучки был убит Иоанн Креститель — праведник и предшественник Иисуса Христа.

Имя иудейского царя Ирода Великого стало нарицательным: слово «ирод» в нашем сознании ассоциируется с жестокостью и бесчеловечностью. Тем не менее, историки оценивают его деятельность не только отрицательно. Этот царь много сделал для строительства Иудеи. А вот о его внучке Иродиаде история не донесла до нас ни одного хорошего слова.

Язык мятежного Предтечи

Иоанн Креститель (Предтеча) был сыном Елизаветы (родственницы Марии, матери Иисуса Христа) и священника Захарии. Он появился на свет за несколько месяцев до того, кого христиане считают Спасителем. И позже в своих проповедях предрекал его появление.

Иоанн Креститель вел отшельнический образ жизни: носил простую, грубую одежду и питался самой простой пищей. В возрасте около 30 лет он стал ходить по Иудее, проповедуя ее жителям покаяние в грехах. Он крестил людей, омывая их в водах реки Иордан и говоря, что этот обряд принесет покаяние и очищение от грехов. Кроме того, Иоанн утверждал: «Я крещу в воде; но стоит среди вас , Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его».

Увидев как-то Иисуса, Предтеча сказал: «Вот Агнец Божий, Который берет грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю».

Вскоре Иоанн Креститель стал известен всем жителям Иудеи. Он пользовался большой популярностью среди соотечественников, хотя проповедовал явно не иудейскую традицию. Соотечественникам Крестителя явно импонировали аскетизм Иоанна, его желание сделать мир людей лучше, а также бесстрашие. Дело в том, что Предтеча не стеснялся никому говорить правду в глаза. И представителям власти — в том числе. За это ему предстояло заплатить дорогую цену.

Жестокие кровосмесители

В то время Галилеей и Переей, частью Иудеи, где развернулись последующие страшные события, правил сын Ирода Великого — Ирод Антипа. Властительницей же этой местности считалась женщина по имени Иродиада. Она не была законной женой Ирода и вообще приходилась ему племянницей.

С детства Иродиада отличалась не просто склонностью к разврату. Она пренебрегала одним из самых главных правил — запретом на инцест. Эта женщина с ранних лет стремилась к самому высокому положению, поэтому в своих интимных предпочтениях она не выходила за «рамки» династии Иродиадов, основанной ее дедом.

Успех у мужчин собственной семьи сначала привел ее к браку с первым своим дядей Иродом Бефом. От него 20-летняя Иродиада примерно в 5 году нашей эры родила дочь Саломею. Брак между такими близкими родственниками был самой настоящей пощечиной для правоверных иудеев, боявшихся кровосмесительства как огня. Но это замужество Иродиады соотечественники еще как-то переварили.

Однако этот родственник показался недостаточно перспективным честолюбивой женщине. И она обратила свои взоры на следующего. Новым супругом развратницы стал другой дядя — Ирод Филипп. Народ содрогнулся. Но Иродиада плевать хотела на обычаи предков. Ее религией стала жажда власти.

И опять прокол — Ироду Филиппу не светило высокое положение. Ну что делать? Злая и властолюбивая Иродиада ломала руки от досады. Пришлось опять сменить спутника жизни. И не стоит в этом сомневаться — опять стал ближайший родственник. И опять дядя — Ирод Антипа, который к моменту начала совместной жизни с Иродиадой был правителем Галилеи и Переи. Конечно, эти части Иудеи — не целая Римская империя. Но лучше уж так, чем прозябать в рядовых аристократках, думала честолюбивая женщина. Тут следует отметить, что к моменту сближения с Иродиадой Ирод Антипа был женат на дочери Ареты, царя набатеев. Супруга не желала так просто отпускать мужа к разлучнице. Она нажаловалась отцу, и Арета пошел войной на Антипу. Сын Ирода Великого проиграл это сражение. Но к жене не вернулся — уж слишком околдовала его своими чарами красивая племянница Иродиада. Сколько людей погибло в том сражении — неизвестно. А для Иродиады кровь человеческая была жиже воды…

Став женой Ирода Антипы, Иродиада по большей части удовлетворила свои властные амбиции. Она счастливо жила с мужем и своей дочерью Саломеей. Подданных парочка грабила нещадно, облагая иудеев непосильной данью.

Народ пребывал в ужасе. Но, как это часто бывает, безмолвствовал. Алчная кровосмесительница наглела все больше.

Единственным человеком, который открыто выступил против зарвавшейся власти, был Иоанн Креститель. Этот человек, как мы уже писали, вел отшельнический образ жизни. И совсем не походил на холеных представителей местной аристократии. Он открыто клеймил кровосмесительницу и ее мужа, которые обирали свой народ.

Поначалу Иродиада не принимала Предтечу и все, что он говорил, близко к сердцу. «Мало ли что там несет какой-то оборванец», — думала она. Но вскоре Иродиаде стали доносить о том, что Иоанн, несмотря на свой нищий вид, пользуется большим авторитетом у иудеев (притом что некоторые его утверждения шли вразрез с иудаизмом). И она поняла: надо как-то его заткнуть. Но как? Неудачей стало то, что Ирод Антипа, который готов был всегда подчиниться коварной красавице, тут стал сопротивляться. Он утверждал: Иоанн — праведный муж и мудрец. Кроме того, Антипа не хотел казнить Крестителя в страхе перед народным гневом.

Единственное, чего добилась Иродиада, стало заключение Иоанна в крепости Махерон. Вот как описывает историк это страшное место: «Сама крепость образована была скалистым холмом, поднимающимся на чрезвычайную высоту и потому трудно досягаемым, но природа еще позаботилась о том, чтобы он был недоступен. Со всех сторон холм окружен невероятной глубины пропастями, так что переход через них практически невозможен. Западная горная впадина простирается на 60 стадий и доходит до Асфальтового озера, и как раз на этой же стороне Махерон достигает наибольшей высоты. Северная и южная впадины хотя и уступают в длине только что упомянутой, но тоже делают невозможным нападение на крепость. Что касается восточной, то она имеет не менее 100 локтей глубины, но примыкает к горе, противоположной Махерону».

Не стоило сомневаться в том, что заключение не стало серьезным испытанием для Иоанна — человека мудрого и аскета по своему складу. Это Иродиада поняла сразу же. И она решила во что бы то ни стало уничтожить Крестителя.

Казнь на день рождения

Шел 28 год нашей эры. В одну из ночей во дворце Ирода Антипы праздновали день рождения правителя. И гости, и хозяева после полуночи были пьяны настолько, что уже не помнили себя от веселья и нетрезвой удали.

В этот момент в голове Иродиады созрел коварный план. Она попросила свою юную дочь Саломею станцевать перед гостями развратный танец в обнаженном виде. Это предложение очень понравилось Антипе. Но тут испорченная с юных лет Саломея, как и надоумила ее мать, решила немного поломаться. Пьяный Антипа заявил: он готов заплатить любую цену за танец. И Саломея «по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя. И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей, и послал отсечь Иоанну голову в темнице. И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей» (Мф. 14:8-11).

Иоанна умертвили. Его голову принесли на блюде Саломее — та позвала мать, и Иродиада в бешенстве исколола иглой язык человека, который столько правды сказал народу о ней…

Что было потом? Согласно одной версии, Антипа с Иродиадой потеряли власть и умерли в бедности примерно в 40 году нашей эры. Согласно другой, земля разверзлась под ногами убийц и поглотила их…

Гибель Саломеи также была страшна — ее насмерть затерли льдины реки, которую она переходила зимой. Две льдины сомкнулись у нее на шее и оторвали ей голову так же, как некогда нож убийцы отрезал голову Иоанна Крестителя.

Мария Конюкова

>Усекновение главы Иоанна Крестителя: о каких фактах мы не знали?

События до усекновения головы святого

После того как умер Ирод Великий, палестинский край был разделен римлянами на четыре территории. Одна из них, Галилея, досталась Ироду Антипе.

Когда Иоанн Креститель узнал, что царь Ирод бросил свою жену (это была дочь царя Арефа) и сожительствует с женой брата своего Иродиадой, громогласно обличил его в грехе. За это святой оказался заключенным в темнице.

Убийство Пророка произошло на день рождения Ирода. На пире, где собралось множество вельмож и тысяченачальников, танцевала Саломея. Красавица была дочерью Иродиады. Очарованный танцем девушки, Ирод поклялся выполнить любую ее просьбу. Посоветовавшись со своей матерью, чрезвычайно обозленной на пророка за уличения в неправедности, Саломея попросила царя вручить ей голову Пророка на блюде.

Услышав такую просьбу, Ирод пришел сначала в замешательство, испугавшись Божьего гнева и народного бунта. Из Евангелия известно, что Ирод прислушивался и поступал по наставлениям святого книжного источника, однако слово сдержал и отдал приказ на убийство.

Иоанн Златоуст, размышляя о поступке царя, написал, что он был «рабом удовольствий». Поэтому, прикрывшись клятвой, пошел на убийство святого.

По сей день сохранилось предание, что после отсечения голова святого Иоанна продолжала увещевать правителя, чтобы он не жил с женой брата своего. Увидев такое чудо, Саломея в злобе бросилась к голове, иглой исколола язык и голову зарыла в землю в нечистом месте.

Бесславная жизнь Ирода и Иродиады

Жизнь Ирода и Иродиады имела печальный конец. Саломея провалилась под хрупкий лед на реке Сикорис, и льдины сковали ее у горла так, что перерезали шею. В результате тело девушки было унесено рекой, а ее голову люди принесли царю на блюде, как некогда была вручена глава Иоанна.

Бесславно сложилась дальнейшая судьба и Ирода с любовницей. Царь Арефа решил отомстить за свою брошенную дочь, вступил в сражение с войском Ирода и победил его. Римский император Калигула, разгневанный на своего ставленника за поражение, заточил его с Иродиадой в тюрьме, где и были закончены их дни.

Обретение главы

О месте, где Иродиада закопала главу святого, узнала жена приставника Ирода. Она нашла ее и перезахоронила на территории поместий царя — на Елеонской горе. Икона Первое обретение главы Иоанна Крестителя
Фото: ru.wikipedia.org

Первое обретение святыни произошло в период правления равноапостольного царя Константина. Явление увидели два инока, пришедшие с Востока преклонить колени перед Крестом Господним. Сам Иоанн показал им место, где была спрятана его голова.

Затем долгие годы она передавалась из рук в руки на хранение богобоязненным христианам. На месте, где была закопана святыня, появился монастырь.

В 452 году 18 февраля святой явился в видении настоятелю Емесской обители Маркеллу и указал место, где голова была закопана. Эта дата считается первым обретением главы, а 26 февраля — вторым обретением (святыня была перенесена в Емесскую церковь). Спустя некоторое время ее перевезли в Константинополь.

Во времена богоборчества, добродетельные христиане, тайно убегая из Константинополя, увезли с собой святыню и спрятали возле города Сухуми. Новую весть о тайном захоронении в 850 году получил патриарх Игнатий. Ему в видении было указано это место. Так глава Предтечи была возвращена в столицу Византии. Это событие считается третьим обретением и вспоминается церковью 25 мая. Усекновение головы Иоанна Предтечи. Русская икона северной школы. Киевский музей русского искусства
Фото: ru.wikipedia.org

11 сентября, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи, православие придерживается поста. Он символизирует освобождение православного человека от пристрастия к удовольствиям.

Теги: Ирод, Иоанн Креститель, пророк, святыня, голова, православие

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *