Иоанн креститель картинки

ИРИН ПРОКОПИЙ ИВАНОВ (уп. 1593–1627)

Сохранившиеся произведения:

1. Никита Воин. 1593 г. ГТГ. Инв. ДР 1190. 29 х 22 см. Происходит из Благовещенского собора в Сольвычегодске (построен 1560–1584 гг., расписан в 1600 г.). Она служила средником трехстворчатого складня, на створках которого написано житие Никиты. Клейма жития, несомненно, написаны другим художником. Они сближаются по стилю со стенописью собора, выполненной в 1600 г. Федором Савиным и Стефаном Арефьевым. Пост. из ГИМ в 1933 г. Раскрыта в 1926 г. в ГИМ М. И. Тюлиным. (ОР ГТГ. Ф. 67. Д. 147). Золотой чеканный оклад иконы и клейма хранятся в ГИМ.

На обороте, под верхней шпонкой, надпись скорописью: “Лета 7101 го (1592/1593) году написал сии образ на Москве иконник Прокопей наугородец. А обложен сий образ серебром чеканным и позолочен и украшен камением и жемчуги 107 го (1598) году сентября в 15 ден строением Никиты Григорьева сына Строганова”. На верхней шпонке клеймо дома Строгановых (Антонова, Мнева 1963. Т. 2:329–330).

2. Богоматерь Казанская. 1606 г. ГТГ. Инв. 14228. 31 х 24 см. Собр. С. П. Рябушинского. Пост. из ГИМ в 1930 г.

На обороте между шпонок надпись: “Лета 7115 (1606) декабря в де 15 написася сии святый образ пресвятыя Богородицы по обещанию Никиты Григорича Строганова, а знамя Прокопья Чирина” (Антонова, Мнева 1963. Т. 2:333–334; Чудотворный образ 1999).

3. Иоанн Предтеча Ангел пустыни. К. XVI – н. XVII в. ГТГ. 37 х 31 см. Пост. от А. Г. Желудковой.

На обороте надпись: “…образ … Андрия да Петра Строгановых Прокопево писмо Чирина” (Каменская 1971).

4. Богоматерь Тихвинская. К. XVI – н. XVII в. ГТГ. Инв. 14224. 37 х 32 см. Пост. из ГИМ в 1930 г.

На обороте клеймо дома Строгановых и надпись: “Писмо Прокопия Чирина” (Успенские 1900; Антонова, Мнева 1963. Т. 2:331).

5. Избранные святые: князья Борис и Глеб, Феодор Стратилат, Феодот Анкирский, Мария Магдалина, Ксения Римляныня. К. XVI – н. XVII в. ГТГ. Инв. 12878. 37 х 31 см. Пост. из ГИМ в 1930 г.

На обороте, под верхней шпонкой, надпись: “Писмо Прокопия Чирина” (Антонова, Мнева 1963. Т. 2:331).

6. Дмитрий Солунский и Дмитрий царевич. Н. XVII в. ГТГ. Музей-квартира П. Д. Корина. 32 х 27 см. Происходит из Николо-Коряжемского монастыря Архангельской губ. Находилась в 1-й пол. XIX в. в собр. Ерофея Афанасьева, затем в колл. Л. Зубалова.

На верхней шпонке надпись: “Писмо Прокоя Чирина”. Под верхней шпонкой посредине надпись: “18 в 3 (1675) году генваря в 11 день. Великий господин, преосвященный Александр, епископ Вятьский и Великопермыский, поставил сию икону в свое обещание в Коряжемский монастырь” (Антонова 1966:98–99).

7. Прокопий Чирин и Никифор Савин (?). Деисус. Н. XVII в.

Спас. ГТГ. Инв. 14240. 32 х 27 см.

Богоматерь. ГТГ. Инв. 14239. 32 х 27 см.

Иоанн Предтеча. ГТГ. Инв. 14238. 32 х 27 см.

Собрание А. В. Морозова. Пост. из ГИМ в 1930 г.

На обороте надписи: у Богоматери — “Писмо Проко Чирина” и клеймо дома Строгановых; у Иоанна такая же надпись и клеймо дома Строгановых; у Спаса следы утраченной надписи (Антонова, Мнева 1963. Т. 2:332–333).

8. Никифор Савин и Прокопий Чирин. Деисус. Складень трехстворчатый. К. XVI – н. XVII в. Собр. С. П. Рябушинского. Пост. из ГИМ в 1930 г.

Отечество. Средник. ГТГ. Инв. 14233. На обороте иконы, под верхней шпонкой надпись: “Писмо Никифорово”.

Иоанн Предтеча, архангел Гавриил, апостол Павел. Правая створка. ГТГ. Инв. 14235. 49 х 36 см. На обороте, под верхней шпонкой, надпись: “Писмо Никифорово”.

Богоматерь, архангел Михаил, апостол Петр. Левая створка. ГТГ. Инв. 14234. 40 х 36 см. На обороте иконы плохо сохранившаяся надпись: “Чирин” (Антонова, Мнева 1963. Т. 2:322–323).

9. Богоматерь Владимирская, с праздниками и ликами святых. Складень трехстворчатый. Н. XVII в. ГТГ. Инв. ДР 20. Средник 44Ѕ41 см; створки по 44 х 20 см. Происходит из Великого Устюга. Пост. из Северо-Двинского музея в 1930 г.

На обороте створок, под верхними шпонками надпись: “Пр Чирин…” (далее надпись утрачена) (Антонова, Мнева 1963. Т. 2:334–335; Богоматерь Владимирская 1995).

10. Богоматерь на престоле, с предстоящими Григорием Богословом и Никитой Воином и припадающими Марией и Евпраксией. К. XVI – н. XVII в. Старообрядческая община при Рогожском кладбище в Москве. 36,5 х 31,7 см.

На обороте надпись: “Прокопиево писмо Чирина” и монограмма (Древние иконы Рогожского кладбища 1956:23).

11. Богоматерь Умиление Владимирская, с праздниками и святыми. Трехстворчатый складень. Н. XVII в. ГРМ. Инв. ДРЖ 2559. 39,9 х 16,5 см (боковые створки); 39,9 х 33,6 см (центральная створка). В ГРМ пост. в 1917 г. из колл. М. С. Олив. Реставрирован Г. О. Чириковым в 1913 г. Реставрационное исследование проведено в ГРМ в 1982 г. И. В. Ярыгиной и С. И. Голубевым.

В среднике между шпонками в круге, очерченном чернилами двойным контуром, просматриваются в инфракрасном свете остатки надписи, из которой удалось прочесть только нижнюю строчку: “…Чирина”. Выше круга, под верхней шпонкой, в свете видимой люминесценции читаются еще две надписи: “Мише от матери 1895” и “К. Яко Ивановича” (Искусство строгановских мастеров 1987).

12. Богоматерь из чина. ВУМЗ. Инв. 8738. Подпись: “письмо Прокопьево” (Брюсова 1984:144).

13. Никита Воин. К. XVI – н. XVII в. СМИИ. Инв. 6930. 35 х 28 см. Врезок. Реставрация: ВХНРЦ, 1963, М.Романова.

Приписываемые произведения:

1. Богоматерь Владимирская. К. XVI – н. XVII в. ГТГ. Инв. 14236. 40 х 33 см. Находилась в Никольском Единоверческом монастыре в Москве (на обороте выжженная печать монастыря). Пост. из ГИМ в 1930 г. (Антонова, Мнева 1963. Т. 2:335).

2. Никита Воин. К. XVI – н. XVII в. ГТГ. Инв. 12109. 38 х 30 см. Собр. И. С. Остроухова. Пост. из Музея иконописи и живописи им. И. С. Остроухова.

На верхней шпонке, на древней ее части, плохо сохранившаяся надпись: “Си образ… Семена М…” (Антонова, Мнева 1963. Т. 2:335–336).

3. Избранные святые: князья Борис и Глеб, Феодор Стратилат, Феодот Анкирский, Мария Магдалина и Ксения Римляныня. К. XVI – н. XVII в. ГТГ. Инв. 24821. Собр. Е. Е. Егорова. Пост. из РГБ в 1939 г. (Антонова, Мнева 1963. Т. 2:332).

Приписана Прокопию Чирину Н. Е. Мневой на основании сходства с подписной иконой на тот же сюжет (ГТГ. Инв. 12878)

4. Дмитрий царевич и князь Роман Угличский. 1-я пол. XVII в. ГРМ. Инв. ДРЖ 2053. 29,5 х 22,9 см. Пост. в 1912 г. от Г. О. Чирикова (дар Николая II).

На тыльной стороне под верхней шпонкой чернилами две надписи: “Василья Егор…” (XIX в.) и более ранняя неразборчивая надпись в две строки (Искусство строгановских мастеров 1987; 1000-летие русской художественной культуры 1988:352–353).

5. Прокопий Чирин и Никифор Савин Деисус. Складень трехстворчатый. Средник — “Отечество”, левая створка — “Богоматерь, арх. Михаил и ап. Петр”, правая створка — “Иоанн Предтеча, арх. Гавриил и ап. Павел”. Н. XVII в. Старообрядческая община при Рогожском кладбище в Москве. Из моленной К. Т. Солдатенкова. 39,7 х 35,7 см каждая доска. Атрибуция на основании сходства с аналогичным по композиции деисусом из собрания С. П. Рябушинского (ГТГ) (Древние иконы Рогожского кладбища 1956:22).

6. Антипа. ГРМ. Инв. ДРЖ 1048. 40,2 х 33,7 см. В ГРМ пост. в 1913 г. из колл. Н. П. Лихачева. Реставрирована до поступления в ГРМ. Реставрационное исследование проведено в ГРМ в 1980–1982 гг. Р. А. Кесаревым и в 1982 г. С. И. Голубевым. Икона выведена из круга призведений строгановских мастеров (Искусство строгановских мастеров 1987:83–85).

7. Богоматерь Умиление Владимирская. 1-я пол. XVII в. (?) ГРМ. Инв. ДРЖ 1045. 40 х 33,5 см. Пост. в 1934 г. из ЦГРМ. Реставрирована до поступления в ГРМ, при этом живопись была полностью переписана. Реставрационное исследование проведено в ГРМ в 1980–1982 гг. А. Т. Дедненковым.

8. Иоанн Воин, в рост. XVII или XIX в. ГРМ. Инв. ДРЖ 2145. 40,1 х 32,9 см. Пост. в 1913 г. из колл. Н. П. Лихачева. Реставрирована до поступления в ГРМ. Реставрационное исследование произведено в ГРМ в 1982–1983 гг. А. Т. Дедненковым и С. И. Голубевым.

Под верхней шпонкой чернилами по левкасу в две строчки полууставом надпись (не ранее XVIII в.): “Сий образ Максима Яковлева сына Строганова благословил сына своего Ивана писма Прокофия Чирина”. Икона традиционно приписывалась Прокопию Чирину (Лихачев 1906. Ч. 2; Каргер 1928). Исследование иконы в ГРМ заставило усомниться в авторстве и даже поставить под сомнение датировку иконы XVII в. (Ср. Искусство строгановских мастеров 1987).

9. Спас на троне, с припадающими Максимом Исповедником и Иоанном Воином. К. XVI – н. XVII в. Старообрядческая община при Рогожском кладбище в Москве, Покровский собор (Кондаков 1905:89; Древние иконы Рогожского кладбища 1956).

10. Никита Воин. К.XVI – н. XVII в. СМИИ. 25,5 х 20,5 см. Реставрирована в 1959-1963 гг. в ГЦХРМ М.В.Романовой. Выставки: IV выставка «Реставрация и консервация произведений искусства». Москва, 1963. Атрибуция Н.А.Гагмана.

Представление о «строгановских письмах» связано с искусством, выросшим на почве северо-восточных провинций, искусством с несколько архаизирующей тенденцией, стремлением к стереотипности художественных приемов. Возможно, в этом сказалось новгородское происхождение Строгановых. Понятие «строгановские письма» (Строгановская школа) удерживается в искусстве, как дань традиции, принятой в среде иконописцев, а также ввиду бесспорной роли Строгановых как меценатов. О неопределенности принятой классификации стилей можно судить по тому, что одно и те же мастера – Прокопий Чирин, Никифор и Назарий Савины – работали для Годуновых, Строгановых и Романовых.

  • Икона Богоматери Казанская. Россия. Прокопий Чирин. 1606 г. Дерево, левкас, темпера. Размер 31 x 24 см.
  • Богоматерь Умиление Владимирская, с праздниками и святыми. Трехстворчатый складень. XVII в. ГРМ.

Имя Прокопия Чирина приобрело чрезвычайную известность для последующего поколения. Переводы рисунков П. Чирина бережно хранились, собирались. Талант художника проявился более всего в миниатюре, в искусстве станковой, камерной живописи. В собрании ГТГ имеется несколько икон «Никита Воин», «Казанская Богоматерь», трехстворчатый складень «Владимирская Богоматерь» с праздниками и ликами святых и др.

Икона «Никита Воин» предназначалась для Благовещенского собора в Сольвычегодске и является центральной частью трёхстворчатого складня, на створках которого другой художник написал житие святого. В надписи на обратной стороне образа указано, что 15 (25) сентября 1598 года «он был «обложен <…> серебром чеканным и позолочен и украшен камением и жемчуги <…> строением Никиты Григорьева сына Строганова».

  • «Никита Воин» 1593 г. 29 х 22 см, ГТГ

На иконе «Никита Воин» тонкая, хрупкая фигура святого помещена слева, как бы прижатая к краю иконы. Слегка подогнув колени и склонив голову, он обращается с молитвой к Богоматери, изображенной сверху в правом углу иконы. Фигура Никиты, очерченная замысловатым, изломанным контуром, выступает на темном, почти черном фоне. На нём лазоревый плащ с серебристым отблеском, золотая, тонко прочерченная кольчуга и золотые сапожки, белая рубаха с голубовато-серебристым отливом, нарукавники и меч; на коричневато-золотистом лице ярким пурпурным пятнышком выделяются губы. Образ Никиты по-своему выразителен. Хрупкий, слабый, с подгибающимися коленями, затерянный в пустоте тёмного фона, он очень далёк от героических персонажей русского искусства XIV-XV веков. Дарование П.Чирина наложило свою печать на последующее искусство царских иконописцев. После смерти Чирина его штатное место до 1650 г. не было занято другими иконописцами.

Искусство «строгановцев» – элитарное, иконы создавались для домашних божниц, для обихода царского двора. Строгановские иконы всегда небольшого размера, с очень мелкими, тщательно прорисованными деталями, с преобладанием чисто графических приемов письма, так что изображения становятся похожими на роскошную гравюру.

Список использованной литературы:

  1. Алпатов М.В., Древнерусская иконопись, М. «искусство», 1974 г.
  2. Брюсова В.Г, Русская живопись 17 века, Искусство, М. 1984г.
  3. История русского искусства, том 1, под ред. М.М. Раковой и И.В. Рязанцева, М., «Изобразительное искусство», 1991г.
  4. Каталог ГТГ «Святая земля в русском искусстве», М. 2001г.
  5. Смирнова Э.С. Московская икона 14-17 веков, изд. Аврора, Л. 1988г.

Иоанн Предтеча Ангел пустыни

19. ИОАНН ПРЕДТЕЧА АНГЕЛ ПУСТЫНИ
1560-е гг.
Из Троицкого собора Махрищеского монастыря, близ Александрова
165,5 × 98
Центральный музей древнерусской культуры им. Андрея Рублева

Изображение Иоанна Крестителя с ангельскими крыльями, в одеяниях аскета-пустынника и со свитком в руках восходит к евангельским свидетельствам об Иоанне как о пророке и предтече Христа, предвозвещающем Его пришествие проповедью о покаянии (Мф III, 1–12; Мк I, 1–8; Лк III, 2–18). Кроме того, новозаветное толкование относит к Иоанну Предтече ветхозаветные пророчества: «глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте пути Ему» (Ис XL, 3) и «вот Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною» (Малах III, 1; Мф XI, 10; Мк I, 2; Лк VII, 27). Последнее пророчество, по-видимому, послужило основой для иконографического типа «Иоанн Предтеча Ангел пустыни», известного в византийском искусстве с конца XIII — первой половины XIV веков. В русском искусстве подобные изображения встречаются с XIV века (икона «Иоанн Предтеча Ангел Пустыни» конца XIV века из Коломны, ГТГ) и получают широкое распространение в XVI–XVII веках.

На иконе из Махрищеского монастыря крылатый Иоанн Креститель облачен во власяницу и гиматий, оставляющие ноги обнаженными до колен. Правой рукой он благословляет, а в левой держит посох с крестом, развернутый свиток и чашу со своей усеченной головой. Усеченная голова пророка указывала на его мученическую смерть, которая воспринималась как прообраз искупительной жертвы Христа. Аналогичное значение имел и посох с крестом в руках Предтечи. На свитке Иоанна Крестителя оставлена поздняя надпись XVIII века, составленная из фрагментов его евангельской проповеди: «Се видех и свидетельствовах о мне яко се есть Агнец Божий вземляй грехи мира. Покайтеся приближе бося Царство Небесное, уже секира лежит при корне древа всяко убо древо пресекается» Ин I, 29; Мф III, 2, 10). Иллюстрацией последних слов служит дерево с вонзенной в него секирой, изображенное внизу справа.

Широкое распространение изображений Иоанна Крестителя в середине — второй половине XVI века объяснялось тем, что святой был небесным покровителем Ивана Грозного. Сам Махрищеский монастырь пользовался его особым покровительством — это подтверждают монастырские описи, содержащие сведения о многочисленных царских вкладах, делавшихся в 1560–1570-х годах. С одним из этих вкладов мог быть связан и заказ иконы Иоанна Крестителя.

Иоанн Предтеча

Мой коллега Владимир попросил меня рассказать, кто такой Иоанн Предтеча. Жизнь Иоанна настолько необычна и интересна, что я с удовольствием выполняю эту просьбу, ведь жизнь Крестителя состоит из невероятных ситуаций и знаковых событий, и имя его тесно связано со словом Крещение.

Иоанн Предтеча

Его родителями были благочестивые иудеи Захария и Елисавета. Долго у них не было детей, о чем они горестно сокрушались, так как в это время все живущие в Израиле ждали прихода Мессии, и каждый рассчитывал, что Мессия появится в его семье. Когда Елисавета была беременна, к ней пришла ее родственница, Дева Мария, которая ждала рождения Иисуса. Так впервые Иисус и Иоанн приблизились друг к другу. Когда Иисус родился, Ирод, правивший незаконно, испугался своего свержения, и приказал убить всех детей до 2-х лет, По его приказу было убито 14 тысяч младенцев, и до сих пор царь Ирод считается одним из величайших злодеев мира.

Ангел пустыни

Родители изо всех сил старались укрыть Иоанна, но сами были убиты солдатами Ирода, и Иоанн остался один в Иудейской пустыне (помните название — Ангел пустыни?). Одеждой ему служила грубая верблюжья шерсть, поэтому на всех иконах он изображен в таком виде, что его сразу отличает от других святых. Существуют разнообразные иконографические образы Иоанна Предтечи. Одним из них является образ «Ангел пустыни», где Иоанн Креститель изображен с крыльями за спиной, что символизирует чистоту его бытия как пустынножителя. На этой иконе мы видим святого, держащего в руке собственную отсеченную голову, так нам образно рассказывают о Божественном даре предвидения Иоанна. В правой руке Крестителя свиток с изречением: Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное. Данная иконография сложилась в связи с представлением о Предтече, содержащемся в пророчестве Малахии как об Ангеле, предварившем явление Христа.

Теперь расскажу о кончине Иоанна Предтечи. Вскоре после того, как произошло Крещение Господне, царь Ирод посадил Иоанна в темницу. Жена Ирода Иродиада невзлюбила Иоанна за то, что он обличал ее неправедной жизнью. Она постоянно думала о том, как ему отомстить. Во время празднования своего дня рождения Ироду очень понравился танец Саломии, дочери Иродиады. Он обещал ей выполнить все, чего она пожелает. Саломия, зная чего хочет ее мать, сказала: «Хочу голову Иоанна Крестителя». Царь, окруженный своими прислужниками, не мог ей отказать и отдал приказ воину принести голову Иоанна Крестителя на блюде.

По церковному обычаю на другой день после некоторых великих праздников отмечается память святых, ставших главными участниками празднуемых событий. На следующий день после Крещения Господня 20 января особо прославляется святой Иоанн Предтеча, Креститель Христов. Его глава и десница сохранены христианами как величайшая святыня.


7 июля — Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
1.
Иоанн Предтеча, в житии
Век:XIV-XV
Место создания: Россия, Москва
Место хранения: Государственная Третьяковская галерея, Москва

Иконографическая справка: В среднике изображен в полный рост Иоанн Предтеча в иконографическом типе Ангел пустыни, с развернутым свитком с текстом «Покайтеся, приближибося Царствие Небесное». (Евангелие от Матфея 4;17) Вокруг средника 16 клейм: 1. Явление Ангела Захарии; 2. Рождество; 3. Выбор имени; 4. Спасение Елизаветы с младенцем в горе; 5. Убиение Захарии; 6. Ангел уводит младенца в пустыню; 7. Моление Иоанна в пустыне; 8. Ангел ведет Ионна к Иордану; 9. Крещение Христа; 10. Крещение народа; 11. Обличение Ирода; 12. Усекновение главы; 14. Перенесение главы; 15. Погребение; 16. Обретение главы Иоанна Предтечи.
Стилистическая справка: Лик написан плавью золотистой охрой по оливково-зеленому санкирю. Уста и опись носа — красные Крылья синевато-голубые.
2.
Век:XV
Место хранения: Вологодский областной краеведческий музей

Стилистическая справка: Колорит иконы выдержан в охристо-коричневатой гамме, фон светлый, слегка желтоватый. Письмо отличается прозрачностью красочного слоя, нанесенного на левкас в акварельной манере; лишь световая моделировка, выполненная с добавлением белил, имеет более плотный, пастозный характер. Безупречно уравновешенна композиция произведения, вписанная в овал; гармонична скупая гамма сближенных тонов. Интересно графическое решение почти бесплотной, удлиненных пропорций фигуры Предтечи, склонившегося перед благословляющей десницей Божией над чашей с усекновенной главой. В пустыни икона почиталась как произведение преподобного Дионисия Глушицкого.
3.
Иоанн Предтеча (двусторонняя икона-таблетка)
Век:XV
Место хранения: Новгородский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Фрагмент. Иоанн Предтеча
Фрагмент. Свиток Иоанна Предтечи
4.
Иоанн Предтеча (из деисусного чина )
Век:XV
Место хранения: Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Москва

Иконографическая справка: Икона является частью полуфигурного деисусного чина, тип которого распространен в русском искусстве 14-15 вв. Особенностью данного чина является взгляд святого, направленнный на зрителя, что нехарактерно для изображений Иоанна Предтечи в русских деисусных чинах 15 в., но встречается в древнейших русских памятниках — «Деисус» первой трети 13 века.
Стилистическая справка: Стиль икон из села Ободово имеет сложный генезис. По типу ликов святых, внутренней экспресии образа Иоанна, последовательному построению объмов, сложному линейному ритму живопись исследуемых икон восходит к общей византийско-балканской традиции позднего 14 века. На создание образов чина из Ободово могла воздействовать и традиция русского домонгольского искусства,которая определила крупный размер глаз, их обращенность к зрителю. Собственно тверскими чертами стиля икон из Ободово являются графический прием передачи объема фигур, его обобщенность и, одновременно расчлененность множеством неглубоких складок, активность светового потока, несколько жесткий геометризм пробелов. Хрупкость формы на ободовских иконах, тонкое изящество рисунка в деталях, как и прозрачность живописных слоев в письме ликов характерны для отдельных тверских памятников второй четверти 15 века, несмотря на иной стиль их живописи в целом: фрески второй четверти 15 в. церкви села Городня; где к тому же тип лика Иоанна Предтечи близок нашей иконе; отдельные праздники тверского иконостаса второй четверти 15 в., такие, как «Сретение» и «Богоявление». Хрупкость формы изображений из Ободово отражает общее развитие стиля русского искусства первой половины 15 века.

Фрагмент. Лик Иоанна Предтечи
5.
Иоанн Предтеча (из деисусного чина)
Век:XV
Место хранения: Главный иконостас Софийского собора в Новгороде

Иконографическая справка: Икона «Иоанна Предтечи» входит в центральную часть деисусного ряда главного иконостаса Софийского собора. Новгородский ансамбль 1438 года состоит всего из пяти икон. «Краткость» новгородского ансамбля определяется задачей, которая стояла перед мастерами: иконостас должен был соответствовать ширине главного алтаря. В 1508/1509 году по повелению архиепископа Серапиона деисусный чин, как и праздничный, был расширен и дополнен. В 1537 году, при архиепископе Макарии, икона была украшена окладом «…у святей Софеи болшои Деисус 13 икон обложи сребром и украси златом…»). Оклад состоит из рельефных нимбов, а также орнаментированных пластин, покрывающих поля и фон. Свободной остается только фигура Спасителя, престол, а также позем. Создание деисусного чина 1438 года отражает один из этапов формирования существующего многоярусного иконостаса Софийского собора.
Стилистическая справка: Икона «Иоанна Предтечи» в новгородском чине 1438 года изображена как бы шагающей по направлению к Христу, резко склонившейся, в его позе присутствует напряженность и экспрессия. Здесь словно звучит реминисценции искусства XIV века, тех его направлений, которые культивировали выражение эмоций через внешнюю подвижность.
6.
Иоанн Предтеча (из деисусного чина)
Век:XV
Место хранения: Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Москва
Фрагмент. Лик Иоанна Предтечи
Фрагмент. Лик Иоанна Предтечи
Фрагмент.Борода
Фрагмент.Волосы
Фрагмент.Усы и борода
7.
Иоанн Предтеча (из деисусного чина)
Век:XV
Место хранения: Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконографическая справка: Серебряный позолоченный басменный оклад иконы был выполнен на вклад архиепископа Досифея Ростовского (см. кат. № 5) около 1542 года. Накладной серебряный чеканный нимб появился на иконе в XVIII веке. В 1981 году оклад демонтирован. На обороте иконы между шпонками сделана надпись в одну строку: «ДА АРХИЕП ПЪ ЖЕ ДОСИФ ОБЛОЖИЛ ПРЕДТЕЧЮ». Надпись на свитке Предтечи: «ПОКАИТЕСЯ ПРИ // БЛИЖИ БО СЯ // ЦРСТВО НБЕСНОЕ // ОУЖЕ БО И СЕКИ // РА ПРИ КОРЕНИ // ДРЕВА ЛЕЖИТЬ // ВСЯК (…) ОДРЕВО» (Мф. III, 2-10).

Фрагмент
8.
Век:XVI
Место хранения: Рязанский государственный историко-архитектурный музей-заповедник
9.

Век:XVI
Место хранения: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Фрагмент. Пещера с главой Иоанна Предтечи
Фрагмент. Иоанн Предтеча
10.
Век:XVI
Место хранения: Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва

Иконографическая справка: Изображение Иоанна Крестителя с ангельскими крыльями, в одеяниях аскета-пустынника и со свитком в руках восходит к евангельским свидетельствам об Иоанне как о пророке и предтече Христа, предвозвещающем Его пришествие проповедью о покаянии (Мф III, 1-12; Мк I, 1-8; Лк III, 2-18). Кроме того, новозаветное толкование относит к Иоанну Предтече ветхозаветные пророчества: «глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу,прямыми сделайте пути Ему» (Ис XI, 3) и «вот Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною» (Малах III, 1; Мф XI, 10; Мк I, 2; Лк VII, 27). Последнее пророчество, по-видимому, послужило основой для иконографического типа «Иоанн Предтеча Ангел пустыни», известного в византийском искусстве с конца XIII — первой половины XIV веков. В русском искусстве подобные изображения встречаются с XIV века (икона «Иоанн Предтеча Ангел Пустыни» конца XIV века из Коломны, ГГГ) и получают широкое распространение в ХУ1-ХУП веках. На иконе из Махрищеского монастыря крылатый Иоанн Креститель облачен во власяницу и гиматий, оставляющие ноги обнаженными до колен. Правой рукой он благословляет, а в левой держит посох с крестом, развернутый свиток и чашу со своей усеченной головой. Усеченная голова пророка указывала на его мученическую смерть, которая воспринималась как прообраз искупительной жертвы Христа. Аналогичное значение имел ипосох с крестом в руках Предтечи. На свитке Иоанна Крестителя оставлена поздняя надпись XVIII века, составленная из фрагментов его евангельской проповеди: «Се видех и свидетельствовах о мне яко се есть Агнец Божий вземляй грехи мира. Покайтеся приближе бося Царство Небесное, уже секира лежит при корне древа всяко убо древо пресекается» Ин I, 29; Мф III, 2, 10). Иллюстрацией последних слов служит дерево с вонзенной в него секирой, изображенное внизу справа.

11.
Век:XVI
Место хранения: Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева

Иконографическая справка: В царствование Ивана IV Грозного иконы Иоанна Предтечи получили особое распространение. В эту эпоху в образах пророка усиливается драматизм выражения, подчеркивается аскетизм святого и одновременно проявляется тенденция к монументальности изображения. Икона восходит к образу «Иоанн Предтеча» из московского Благовещенского собора, где святой изображен полуобнаженным, с наброшенной на левое плечо ми-лотью, его правая рука — в жесте именословного благословения, а в левой он держит посох с процветшим крестом в навершии. В основе этих русских изображений — византийские образы Предтечи, аскета и проповедника, известные с XI века: миниатюра третьей четверти XI века из Евангелия из Парижской Национальной библиотеки.
Стилистическая справка: Стиль публикуемого произведения выдает руку провинциального мастера. Утрачена естественность в развороте фигуры, при асимметрии черт лица, поворот головы не выражен, жест благословения передан нечетко. Колористический строй иконы, который определяется желтым цветом милоти, отличается теплотой и мягкостью. В личном письме подчеркнута контрастность санкиря и желтоватого охрения. Все эти качества живописи, как и рисунок лика, находят аналогию в ростовской иконе «Христос Вседержитель на престоле» второй четверти — середины XVI века.
12.
Век:XVI
Место хранения: Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева

Иконографическая справка: Оглавные (оплечные) деисусные чины, имеющие византийское происхождение, известны в русском искусстве с XII века: чиновая икона «Архангел Гавриил (Ангел Златые власы)» конца XII века , чин с изображением Спаса, Богоматери и Иоанна Предтечи первой трети XIII века из Успенского собора Московского Кремля. У греческих художников XVI-XVII веков вновь появляется интерес к изображениям подобного рода, в том числе деисусным. Известны многочисленные поствизантийские иконы этого времени, которые могли быть частями подобных ансамблей. Источником иконографии публикуемого произведения могли послужить,таким образом, и русские иконы домонгольского времени, и современные ему греческие образа. Необычным для иконографии чиновой иконы Иоанна Предтечи является прямая осанка святого вместо обычного для Деисуса склонения перед Христом. Величественное выражение лика говорит о самостоятельной трактовке его образа художником. Вероятно, в этих особенностях сказался не только профессионализм мастера, но и длительный опыт исполнения икон Иоанна Предтечи, патрональных Ивану IV.
Стилистическая справка: Художественный язык произведения отличает отточенность рисунка и идеальная размеренность в распределении высветлений, присущая живописи личного: свет то концентрируется на границе объема, то постепенно исчезает на переходах к затененных участкам. Яркая пробелка и темные глубокие тени отсутствуют.
13.
Век:XVI
Место хранения: Рязанский государственный историко-архитектурный музей-заповедник

Иконографическая справка: На представленной иконе, стилистически восходящей к поствизантийским традициям, Предтеча изображен в плаще, накинутом на левое плечо, из-под которого видна грубая власяница, в левой руке он держит длинный посох с крестом на конце — символ странничества.

Фрагмент. Лик Иоанна Предтечи
Фрагмент. Рука Предтечи
14.
Век:XVI
Место хранения: Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконографическая справка: Особенностью иконы является процветший крест в левой руке Предтечи.

Фрагмент. Лик Иоанна Предтечи
15.
Век:XVI
Место хранения: Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконографическая справка: На иконе на фоне светло-коричневых охристых горок в полный рост представлен Иоанн Предтеча во власянице, перепоясанной кожаным поясом. Его фигура обращена вправо, где в верхней части иконы изображена благословляющая десница Спасителя. Предтеча держит развернутый свиток с текстом: «ПОКАИТЕСЯ ПРМБАИ // ЖМ БОСЯ ЦРСТВИЕ // НБЕСНЕ И ОУЖЕ ВО// СЕКЕРАуКОРЕН // И ДРЕВА ЛЕЖИТЪ» (Мф. III, 2,10). У ног Крестителя изображены два дерева необычной формы, у корня одного из них — секира. В правом углу иконы представлена чаша с усеченной главой Иоанна Предтечи. Надпись на иконе: «УСЕКИОВЕН » («Усекновение главы Иоанна Предтечи»). Основой для сюжета иконы являются тексты Евангелия, в которых рассказывается о пребываниии Иоанна Предтечи в пустыне. Долгие годы он жил в пещере, носил одежду из верблюжьего волоса, перепоясанную кожаным поясом, питался медом и акридами. Иоанн проповедовал на реке Иордан, призывая иудейский народ покаяться перед приближением Царствия Небесного (Мф. III, 1-12; Мк. I, 1-18; Лк. III, 1~18; Лк. 1,19-28). В водах Иордана Иоанн совершал «крещение покаяния для прощения грехов» (Мк. I, 4; Лк. III, 3). За обличение царя Ирода пророк был заключен в темницу и обезглавлен (Мф. XIV, 3-12; Мк. VI, 17-29; Лк. III, 19-20).
Стилистическая справка: Колорит и рисунок (в особенности, характерное изображение горок), а также начертание надписей сближают памятник с иконостасом 1595 года из церкви Преображения Кирилло-Белозерского монастыря и, в частности, с храмовым образом «Преображение». Этот иконостас, по мнению исследователей, был создан приглашенными в монастырь мастерами, связанными с одним из северных художественных центров. В сравнении с византийским и ранними русскими образцами икона «Св. Иоанн Предтеча в пустыне» из Кирилло-Белозерского монастыря имеет ряд особенностей, которые в целом можно определить как гиперболизацию образа. Фигура Предтечи несоразмерно велика для иконного поля, символические горки превратились в горный кряж, условное деревце у ног Предтечи (иллюстрация к его словам: «Уже бо и секира при корени древа лежит». Лк, 3:9) приобрело вид фантастических растений со змееподобными стволами и крупными плодами, а вместо евангельской секиры у дерева лежит массивный топор палача. Рядом в большой чаше изображена усекновенная глава Иоанна Предтечи. Праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи (29 августа / 11 сентября) был днем тезоименитства царя Ивана Грозного, уделявшего Кирилло-Белозерскому монастырю большое внимание и неоднократно присылавшему сюда богатые дары. По-видимому, в память о нем и был заказан монастырскими властями этот экспрессивный выразительный образ. Ряд признаков — манера исполнения горок, личного письма, усиление декоративного начала, вследствие чего икона напоминает пелену или ширинку, отороченную по низу шитыми «травами», — свидетельствует о руке мастера, написавшего и храмовую икону для церкви Преображения Кирилло-Белозерского монастыря.

16.
Век:XVI
Место хранения: Государственный музей-заповедник «Московский Кремль»

Иконографическая справка: Иконография восходит к византийским и балканским памятникам XII — XIII вв. (см. фреску Студеницы 1208 г.) Популярность этой иконографии в России во второй половине XVI в. связана с патрональностью святого первому русскому царю Ивану IV и установкой Стоглавого собора на воспроизведение древних образцов в иконописи. Пример аналогичной иконографии — икона из Толгского монастыря второй половины XVI века (Ярославский художественный музей-заповедник).
Стилистическая справка: Стиль иконы характерен для искусства кремлевских мастеров второй половины XVI в. Показательно для этого времени также украшение иконы серебряным басменным окладом, покрывающим ее фон и поля.
17.
Иоанн Предтеча (из деисусного чина)
Век:XVI
Место хранения: Государственный музей-заповедник «Коломенское»
Фрагмент. Лик Иоанна Предтечи
18.
Век:XVI
Место хранения: Тотемский краеведческий музей
19.
Иоанн Предтеча (из деисусного чина)
Век:XVI
Место хранения: Череповецкое музейное объединение

Стилистическая справка: Святой написан на светлом желтом фоне, палитра иконописца сдержанна, немногоцветна, но краски чистые, тонко тертые. Моделировка личного письма и риз тщательна, но без излишней детализации. Небольшой нимб обведен широкой коричневой каймой, а коричневатая опушь на полях занимает почти всю их ширину. Эта икона — работа местного иконописца, трудившегося, возможно, при Воскресенском Череповецком монастыре.
20.
Иоанн Предтеча (из деисусного чина)
Век:XVI
Место хранения: Вологодский областной краеведческий музей

Стилистическая справка: В качестве основы для икон деисусного чина использованы липовые доски без ковчега. Фигуры написаны на золотом фоне, золотые нимбы украшены цированным растительным узором (мотив четырехлепестковой розетты в расчерченном на квадраты поле). Живопись выполнена в плоскостной манере, жидкими полупрозрачными красками, из-под которых всюду просвечивает левкас и видны следы движения кисти. Высокие стройные фигуры персонажей отражают иконографическую традицию дионисиевой эпохи, но в глуховатом колорите, в некоторой диспропорции элементов личного письма, угловатости силуэтов и в экспрессии жестов есть черты, свойственные произведениям местных северных мастеров на стадии формирования региональной художественной традиции.
21.
Иоанн Предтеча (из деисусного чина)
Век:XVI
Место хранения: Государственная Третьяковская галерея, Москва

Стилистическая справка: В работе над иконами центральной части деисуса, в том числе и над образами Богоматери и Иоанна Предтечи, несомненно, принимал участие сам глава артели иконописцев — Дионисий. Это сказывается в певучих линиях силуэтов, в тонкой, исполненной глубины чувств, дифференцированной эмоциональной характеристике персонажей деисуса. Работы Дионисия оказали влияние и на осветление палитры местных мастеров.
22.
Иоанн Предтеча (из деисусного чина)
Век:XVI
Место хранения: Вологодский областной краеведческий музей

Иконографическая справка: В эпоху Василия III художественные поиски в этом направлении разрабатывались в кругу преемников Дионисия, прежде всего в мастерской его младшего сына Феодосия. Можно предполагать, что именно в этой среде и возник живописный ансамбль иконостаса Введенского собора Корнилиева Комельского монастыря.
Стилистическая справка: Иконы иконостаса Введенского собора отличаются высоким уровнем технического исполнения — от необычайно тщательно обработанных досок до применения высококачественных тонкотертых пигментов. Фигуры безукоризненного рисунка плотно вписаны в границы изобразительного поля иконы, сохраняя дионисиевское достоинство поз. При этом особое внимание уделяется красоте и выразительности силуэта, неспешность ритма приобретает качества фиксированного движения..

Фрагмент.Лик и рука Иоанна Предтечи
23.
Иоанн Предтеча (из деисусного чина)
Век:XVI
Место хранения: Новгородский государственный объединенный музей-заповедник

Иконографическая справка: Иконографическое решение образа Иоанна Предтечи как аскета и пустынника — в милоти и плаще, с опущенным вниз свитком, воспроизводящим его призыв к покаянию, пророчество о близости конца мира и приближении Царства Небесного, — следует композиционной схеме. Аскетизм образа Иоанна Предтечи на рассматриваемой иконе подчеркнут исхудалой фигурой с истонченными конечностями, всклокоченными прядями волос и бороды, а также отшельническим одеяниям пророка — власяницей из верблюжьей шерсти. Пророческий дар святого передан выделенным на светлом фоне иконы жестом поднятой правой руки, словно указывающей на небо, как на приближающееся Царство Небесное, что подтверждает и текст на свитке: «Покаитеся / / братие при/ / ближитъ бо // ся ц(а)рств Г(оспо)дне / / оуже секера // при ко ре//ва лежит вся//ко древо // непло// о посекае» (Мф. III, 2, 10). Этот особый, ораторский жест пророка, отличающийся от традиционной благословляющей десницы, еще более усиливает эсхатологическое содержание всего деисусного чина.
Стилистическая справка: В целом иконография деисусного чина, к которому принадлежит икона Иоанна Предтечи, не отличается единством композиционного ритма, включает явно разномаштабные, заимствованные из разных источников изображения святых. Также можно отметить отсутствие весомой пластики, устойчивости фигур, размеренного движения, рисунок фигур, тяготеющий к изломанным линиям, вытянутым или утонченным формам, нелогичным драпировкам с подчас угловатыми выступами или манерно сложенными складками, высокие темно-коричневые поземы с «соскользнувшими» на нижнюю кромку фигурами святых с небольшими хрупкими ножками, еле касающимися земли; условно написанные одеяния с лишь наброшенными и спадающими до земли плащами, игнорирующими пластику форм тела; узкие, подчеркнутые темными описями нимбы, часто неровного контура. Для икон характерен приглушенный колорит, построенный на сочетании неяркой гаммы красно-коричневых красок, желтых охр, беззвучных красных пигментов и обильного использования синих цветов. Однако все это не лишает иконы художественной выразительности, подкупая непосредственностью и открытостью образов.
24.
Иоанн Предтеча (из деисусного чина)
Век:XVI
Место хранения: Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»

Иконографическая справка: Фигура Иоанна Предтечи представлена в подвижной позе. Ее динамичность подчеркивается очертаниями развевающейся полы гиматия.

Стилистическая справка: Изысканный колорит построен на сочетании разных оттенков зеленого и глубоко синего цветов. Плотное личное письмо выполнено охрой по коричневато-зеленому санкирю.

25.
Иоанн Предтеча (из деисусного чина)
Век:XVI
Место создания: Россия, Ростов
Место хранения: Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»

Иконографическая справка: Деисусный чин из Гуменца относится к типу поясных Деисусов.Его особенностью является расширенный состав лика святителей, который представлен шестью образами епископов. Эта особенность была связана с общей идеей, определявшей иконографическую программу Деисуса.
Стилистическая справка: Икона написана в классических традициях искусства 15 века, с особой выразительностью контуров, условно передающих пластику фигур и складок одежд. Колорит иконы насыщенный, в глубоких тонах. Личное написано мягким розовато-коричневым охрением.
26.
Иоанн Предтеча (из деисусного чина)
Век:XVI
Место хранения: Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
27.
Иоанн Предтеча (из деисусного чина)
Век:XVI
Место хранения: Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Стилистическая справка: Традиции псковского искусства отразились в колорите икон. Он построен на сочетании аурипигментного фона, яркой киновари надписей и локальных цветовых пятен одежд. Примечателен способ построения ликов. Поверх темно-оливкового санкиря с красной подкладкой под волосы и на шейных складках положены большие по площади свктло-охристые высветления, которые с помощью мелкой растушевки переходят в тень. Детали выделены коричневой линией по цвету более насыщенной, чем санкирь, которая выявляет объем и придает формам определенную скульптурность. На иконе заметны признаки искусства 16 столетия.

Фрагмент. Иоанн Предтеча
28.
Иоанн Предтеча (из деисусного чина)
Век:XVI
Место хранения: Череповецкий краеведческий музей
29.
Иоанн Предтеча (из деисусного чина)
Век:XVI
Место хранения: Частное собрание В.А.Бондаренко
30.
Иоанн Предтеча (из деисусного чина).
Век:XVI.
Место хранения: Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконографическая справка: Полуфигурный деисусный ряд церкви Иоанна Лествичника Кирилло-Белозерского монастыря находится в интерьере храма, на древних расписных тяблах, украшенных замысловатым растительным орнаментом. Деисусный ряд церкви Иоанна Лествичника отличается монументальностью и торжественностью образов. Колорит икон строится на сочетании темных охристых тонов с оттенками зеленого, синего и вишневого. Единственными яркими пятнами здесь являются красные плащи мучеников. Примечательно, что фоны всех икон различны по цвету. Еще одной их особенностью являются крупные двухцветные нимбы, исполненные сочетаниями контрастных цветов: розового и синего, красного и зеленого. Хитон Христа украшен богатым орнаментом. По мнению исследователей, деисусный чин церкви Иоанна Лествичника, как и весь иконостас, одновременен храму и был создан белозерскими мастерами около 1572 года. По составу и живописным приемам его наиболее близкой аналогией является иконостас середины XVI века из Успенского собора города Белозерска, иконы которого пока не раскрыты.
31.
Иоанн Предтеча Ангел пустыни
Век:XVI
Место хранения: Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева

Иконографическая справка: Изображение Иоанна Предтечи с крыльями, в образе Ангела пустыни, соответствует словам пророка Малахии и евангелистов об ангеле, посланном, чтобы приуготовить земной путь Спасителя (Мал 1,3; Мф. XI, 10; Мк. I, 2; Лк. VII, 27). В византийском искусстве эта иконография впервые встречается в XIII веке, в русской живописи — с конца XIV века: икона из села Городище.близ Коломны. Самое ранньее изображение секиры и древа в данном изводе — на московской иконе первой четверти XVI века . Иконография становится особенно популярной при царе Иване IV, названном в честь этого святого, Она могла быть понята как один из вариантов «Усекновения главы Предтечи», соответствующего именинному празднику царя.
Стилистическая справка: Икона была написана в московской кремлевской мастерской, работавшей по заказу царского двора.

Фрагмент. Лик Иоанна Предтечи
Фрагмент.Дерево и секира
32.
Иоанн Предтеча Ангел пустыни
Век:XVI
Место хранения: Государственная Третьяковская галерея, Москва

Иконографическая справка: Икона вложена в Ипатьевский монастырь в 1586 году Д.И.Годуновым. Находилась в местном ряду иконостаса. В середине XVIII века перенесена в киот при столпе.
33.
Иоанн Предтеча и Распятие (двухрядница из деисусного и праздничного чинов)
Век:XVI
Место хранения: Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Стилистическая справка: На данной иконе объеденены деисусный и праздничный ряд. Такой прием характерен для иконостасов небольших церквей.
34.
Иоанн Предтеча, в житии
Век:XVI
Место создания: Россия
Место хранения: Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконографическая справка: Иконография до мельчайших подробностей совпадает с иконой из ростовского села Павлова (ныне в Третьяковской галерее). Состав клейм: 1. Явление ангела Захарии 2. Захария перед народом 3. Встреча Захарии и Елизаветы (Зачатие Иоанна Предтечи) 4. Встреча Марии и Елизаветы 5. Рождество Иоанна Предтечи 6. Убиение Захарии 7. Спасение Елизаветы с младенцем Иоанном в горе 8. Ангел уводит отрока Иоанна в пустыню 9. Принятие Иоанном дара пророчества 10. Крещение Господне 11. Крещение Иоанном народа 12. Пир Ирода 13. Усекновение главы Иоанна Предтечи 14. Погребение Иоанна Предтечи 15. Первое обретение главы Иоанна Предтечи 18. Второе обретение главы Иоанна Предтечи
Стилистическая справка: Удлиненные пропорции фигур и вытянутые по вертикали клейма придают композиции легкость и изысканность. Продуманность и законченность композиционных решений, внимание к деталям создают совершенный образ. Колорит построен на гармоничных сочетаниях высветленных, полупрозрачных красок.
35.
Иоанн Предтеча, в житии
Век:XVI
Место хранения: Сольвычегодский историко-художественный музей; с 1974 г. находится на временном хранении в ГМО «Художественная культура Русского Севера»

Иконографическая справка: Порядок клейм: 1. Явление ангела Захарии 2. Захария перед народом 3. Встреча Захарии и Елизаветы 4. Встреча Богоматери и Елизаветы 5. Рождество Иоанна Предтечи 6. Убиение Захарии 7. Спасение Елизаветы с младенцем Иоанном в горе 8. Ангел уводит младенца Иоанна в пустыню 9. Моление Иоанна в пустыне 10. Крещение народа Иоанном 11. Иоанн Предтеча обличает Ирода 12. Усекновение главы Иоанна Предтечи 13. Принесение главы Иоанна Предтечи Ироду 14. Обретение главы Иоанна Предтечи

36.
Иоанн Предтеча, в житии
Век:XVI
Место хранения: Архангельский музей изобразительных искусств
Фрагмент.Обличение Ирода
Фрагмент.Обретение главы Иоанна Предтечи
37.
Иоанн Предтеча, в житии
Век:XVI
Место хранения: Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконографическая справка: Состав клейм: 1. Явление ангела Захарии 2. Захария перед народом 3. Встреча Захарии и Елизаветы (Зачатие Иоанна Предтечи) 4. Встреча Марии и Елизаветы 5. Рождество Иоанна Предтечи 6. Убиение Захарии 7. Спасение Елизаветы с младенцем Иоанном в горе 8. Ангел уводит отрока Иоанна в пустыню 9. Принятие Иоанном дара пророчества 10. Крещение Господне 11. Крещение Иоанном народа 12. Обличение царя Ирода 13. Иоанн Предтеча в темнице 14. Пир Ирода 15. Усекновение главы Иоанна Предтечи 16. Погребение Иоанна Предтечи 17. Явление Иоанна Предтечи трем инокам во сне 18. Обретение главы Иоанна Предтечи 19. Явление Иоанна Предтечи иноку Евстафию (?) 20. Второе обретение главы Иоанна Предтечи
Стилистическая справка: Расширенный вариант житийного цикла и большая подробность в изображении деталей. В среднике преобладают темные тона, в клеймах — яркие краски.

Фрагмент. Крылья Иоанна Предтечи

На многих святых образах есть возможность увидеть Иоанна Крестителя – святого, который имеет огромное значение для всего христианства и православной веры, в частности. Есть и отдельная икона Иоанна Предтечи, которая интересна своеобразной манерой написания и позволяет верующим глубже прикоснуться к фигуре этого пророка.

История Иоанна Крестителя

Икону этого святого следует рассматривать именно через призму его жития, которое было пронизано верой и наполнено различными чудесами, которые даровал Господь. Начинается история святого Иоанна до его рождения, когда появление Предтечи предрекает святой Малахий. Сам этот факт является весьма удивительным.

Есть также отдельная икона Зачатие Иоанна Предтечи, которая является пригодной для почитания и молитв. В том числе к ней обращаются те, кто хочет иметь ребенка или получить помощь в родах. Ведь Иоанн появился на свет у престарелых и бездетных родителей.

Известие о зачатии Иоанна

Из истории, можно узнать, что пророк был сыном знатного священника Захарии и праведной Елизаветы. Как рассказывает евангелист Лука, Захарии возвестил о том, что у него родился сын, Архангел Гавриил, но священник не поверил этому чуду и в связи с этим был лишен дара речи до скончания дней, так как явил маловерие. Елизавета в свою очередь скрывала свою беременность, избегая насмешек, хотя к тому времени ее сестра Анна тоже родила в преклонном возрасте и родила, кстати говоря, Богородицу.

Только после того как Богородица сообщила о зачатии Спасителя, Елизавета открыла свою беременность, а потом и родила. Этому событию посвящена икона Рождества Иоанна Предтечи, которая тоже есть во многих храмах. Жил родственник Иисуса недалеко от Иерусалима около Хеврона, откуда родом и его родители.

Рождение и подвиг

Во времена массовых убийств всех новорожденных младенцев во святом Вифлееме, Иоанну чудом получилось избежать ужасной смерти. Благодаря Господа за подаренную жизнь, пророк отправился в пустыню, решив посвятить себя великому посту и молитве. Именно благодаря этому и появляются иконы Иоанн Предтеча Ангел Пустыни и подобные сюжеты. Они заключают в себе идеал духовного подвижничества и отречения от благ этого мира. Если говорить точнее, то сюжет отмеченной иконы относится ко словам Христа, который назвал Иоанна Ангелом, который расчищает ему путь.

Он всегда носил грубую одежду, которую держал кожаный пояс и ел только мед диких пчел и акрид (род саранчи или сорт бобов). Он так и жил, ожидая своего часа. И он настал в его тридцатилетие, когда Господь позвал его на проповедь еврейскому народу. Именно с того момента начинается его служение подле Иисуса Христа.

Деятельность Иоанна Предтечи была весьма оригинальной, хотя формально и оставалась в рамках иудейской религии того времени. Он крестил не только иноверцев, которые хотели перейти в иудейскую веру (так было принято в те времена) но и урожденных иудеев. Как говорил сам пророк, только рождения иудеем недостаточно для того чтобы быть подлинным сыном Авраамовым, если посмотреть более глубоко, становится понятным.

Иоанн открывал дорогу Новому Завету, проводил своеобразную реформацию веры и взывал к людям, чтобы они снова обрели праведность, не оставаясь пленниками застывшей традиции.

Крещение и усекновение главы

Многие верующие видели икону Иоанна в образе Крещения Господня, где пророк выполняет фактически свою основную функцию крестит Христа. Однако и после этого Иоанн продолжал действовать и проповедовать и принял мученическую гибель равно как многие первые христиане.

Царь Ирод на тот период взял себе в супруги женщину своего брата и этот факт считался скверным. Такое сожительство многие осуждали, и святой Иоанн тоже не считал подобное поведение достойным царя. Самому Ироду не нравилось порицание, и в итоге Иоанн оказался взаперти.

Однажды на пиру Саломея — дочка Иродиады (супруги Ирода) ублажала присутствующих своим танцем. Она угодила Ироду и тот велел просить, о чем угодно, просьбой стала голова Иоанна крестителя на блюде — икона с изображением этого образа также почитается в православии. Празднование этого дня относится к началу церковного года и также отмечает переход к эпохе Нового Завета, ведь после того как почил пророк, который считался последним, начался период Царства нового, заповедованного Христом.

Молитвы перед образом и помощь

Икона Иоанна Предтечи помогает каждому человеку успешно справиться с любой работой, достойно выполнить свой долг!

На протяжении всего года есть много дней почитания икон святого Иоанна:

  • 6 октября — зачатие Иоанна Предтечи;
  • 7 июля — Рождество пророка;
  • 11 сентября — усекновение главы;
  • 9 марта — в память первого и второго обретения главы;
  • 7 июня — третье обретение главы пророка.

Молитва Предтече и Крестителю Господню Иоанну

Крести́телю Христо́в, пропове́дниче покая́ния, ка́ющагося не пре́зри мене́, но совокупля́яся с во́и Небе́сными, моли́ся ко Влады́це за мене́, недосто́йнаго, уны́лаго, немощна́го и печа́льнаго, во мно́гия бе́ды впа́дшаго, утружде́ннаго бу́рными по́мыслы ума́ моего́. Аз бо есмь верте́п злых дел, отню́дь не име́яй конца́ грехо́вному обы́чаю, пригвожде́н бо есть ум мой земны́м веще́м. Что сотворю́? Не вем. И к кому́ прибе́гну, да спасе́на бу́дет ду́ша моя́? То́кмо к тебе́, святы́й Иоа́нне, благода́ти тезоимени́те, я́ко тя пред Го́сподем по Богоро́дице вем бо́льша бы́ти рожде́нных всех, ты бо сподо́бился еси́ косну́тися верху́ Царя́ Христа́, взе́млющаго грехи́ ми́ра, А́гнца Бо́жия. Его́же моли́ за гре́шную мою́ ду́шу, да поне́ отны́не, в пе́рвый на́десять час, понесу́ тяготу́ благу́ю и прииму́ мзду с после́дними. Ей, Крести́телю Христо́в, честны́й Предте́че, кра́йний Проро́че, пе́рвый во благода́ти му́чениче, по́стников и пусты́нников наста́вниче, чистоты́ учи́телю и бли́жний дру́же Христо́в! Тя молю́, к тебе́ прибега́ю: не отри́ни мене́ от твоего́ заступле́ния, но возста́ви мя, низве́рженнаго мно́гими грехи́. Обнови́ ду́шу мою́ покая́нием, я́ко вторы́м креще́нием, поне́же обоего́ нача́льник еси́: креще́нием омыва́яй прароди́тельный грех, покая́нием же очища́яй коего́ждо де́ло скве́рно. Очи́сти мя, греха́ми оскверне́ннаго, и пону́ди вни́ти, а́може ничто́же скве́рно вхо́дит, в Ца́рствие Небе́сное. Ами́нь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *