Иоанн предтеча икона

Усекновение главы Иоанна Предтечи. История и суеверия

Усекновение главы Иоанна Предтечи. История и суеверия

Усекновение главы Иоанна Предтечи. Праздник отмечается 11 сентября (29 августа по старому стилю). Святого Иоанна Крестителя, который предсказал пришествие Мессии и крестил Иисуса Христа в реке Иордан, заключили в темницу по приказу царя Ирода Антипы. Ирод в то время правил в Галилее, и великий пророк обличал грехи и злодеяния его и его окружения. Тетрарх (то есть один из четырех римских правителей Иудеи) боялся казнить святого: его любил народ, и Ирод страшился народного гнева. Но жена его брата Иродиада, с которой он сожительствовал, подговорила свою дочь Саломею обманом заставить царя убить узника. На пиру Саломея танцевала для Ирода. Танец так понравился ему, что он поклялся исполнить любое ее желание. Саломея попросила голову Иоанна на блюде. Ирод исполнил просьбу. Так пророк принял мученическую смерть.

В народе праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи называли также Полетовщик, Полеток, Иван-пролеток, Репный праздник, Головосек, Иван — осенний торжок, Иван-постный, Иван-пост и так далее.

На традиции празднования сильно влияли древние языческие верования и бытовые суеверия. Многие христианские символы в народном сознании исказились и приобрели гротескное значение. Например, в праздник Усекновения нельзя было есть круглые плоды и овощи, потому что… они похожи на главу пророка. Яблоки, картофель, арбузы, лук, репа были под запретом. Старались спрятать подальше острые предметы: они напоминали простому люду меч, которым воин отсек голову святого. Поэтому овощи не резали, а хлеб ломали руками. В некоторых регионах со стола убирали плоды и напитки красного цвета — цвета крови Крестителя.

Но были народные традиции, больше связанные с погодой и календарным циклом, нежели с язычеством. День Усекновения главы Иоанна Предтечи считался началом осени: «С Иван-поста мужик осень встречает, баба свое бабье лето начинает».

Этот праздник — начало «Репных Дней». Постились строго, не водили хороводы и не пели песен, потому что «Иродова дочь плясанием и песнями выпросила отрубить голову Иоанна Крестителя». К праздничному столу было принято звать бедняков и странников.

Начало праздника относится к древним временам, когда жили еще ученики св. Иоанна, которые погребли тело своего учителя в самарийском городе Севастии. Свидетельством особого благоговения христиан к Иоанну Предтече являются поучения в день Усекновения главы св. Иоанна святителей древней Церкви: Амвросия Медиоланского, Иоанна Златоуста, блаж. Августина. Святые Андрей Критский, Иоанн Дамаскин и Герман Константинопольский написали песнопения, которыми ныне Церковь прославляет страдания и смерть великого Пророка и Крестителя. В день Усекновения главы Предтечи Церковью установлен пост, чтобы достойно почтить память великого постника и пустынника. Одновременно этот однодневный пост имеет цель – напомнить о пагубных последствиях страсти невоздержания. Нет никаких запретов на вкушение пищи, имеющей круглую форму, и на использование рубящих и режущих средств. Это народное поверье не являются языческим, а родились из наивно-символических представлений.

Фома.ру

14 июля. Дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя

Аудио

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 14, ст. 1 — 13

1. В то время Ирод четвертовластник услышал молву об Иисусе

2. и сказал служащим при нем: это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им.

3. Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего,

4. потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее.

5. И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка.

6. Во время же празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду,

7. посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит.

8. Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя.

9. И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей,

10. и послал отсечь Иоанну голову в темнице.

11. И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей.

12. Ученики же его, придя, взяли тело его и погребли его; и пошли, возвестили Иисусу.

13. И, услышав, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один; а народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком.

(Мф. 14, 1-13)

Сегодня нам представлена картина того, как Ирод убил Иоанна Крестителя. Он связал и бросил Иоанна Крестителя в темницу, потому что тот обличал его за совершенный грех: Ирод Антипа взял себе жену своего брата. До этого Ирод был женат на дочери арабского царя из Набатии Ареты. В Риме у него был брат, которого тоже звали Иродом, но авторы Евангелий называют его Филиппом (по-видимому, полное имя его было Ирод Филипп). Филипп проживал в Риме как богатое частное лицо, и у него не было своего царства. Во время визита в Рим Ирод Антипа соблазнил жену своего брата: убедил ее бросить мужа и выйти замуж за него. Для этого он должен был отослать свою жену обратно к ее отцу, царю Арете, что потом имело печальные последствия для самого Ирода Антипы.

Сегодня, рассматривая печальную историю усекновения главы пророка и Предтечи Крестителя Господня Иоанна, особо рассмотрим личность Ирода Антипы. Он совершил преступление: даже если не говорить о нравственном аспекте (соблазнил жену брата), он нарушил два закона: во-первых, развелся с женой, не имея для этого никаких законных оснований, во-вторых, женился на своей невестке, что было запрещено по иудейскому закону. Иоанн Креститель без колебаний обличил его в этом. Иродиада – жена брата Филиппа, которую Ирод Антипа увел у него, была этим сильно оскорблена, возненавидела Иоанна Крестителя и ждала случая его уничтожить.

Некоторые толкователи Писания считают, что Ирод Антипа почитал Иоанна Крестителя, даже иногда беседовал с ним наедине (это можно видеть в параллельных Евангелиях). Но для того чтобы угодить жене, схватил Иоанна Крестителя и заточил в крепость Махерон. С одной стороны, тем самым спрятав его от Иродиады (чтобы ее руки не дошли до Иоанна Крестителя), с другой, заключив его в темницу, он все же сковал его действия. Ирод знал, что Иоанна Крестителя почитали за пророка и среди простого народа он был очень уважаем и имел авторитет. Иосиф Флавий пишет, что Ирод Антипа боялся народного волнения и восстания. Собственно говоря, того же боялись, когда толпам народа проповедовал Христос.

Во время этого небольшого рассказа можно почувствовать личность Ирода, его характеру был присущ страх. Он боялся Иоанна Крестителя, поэтому и поступает таким образом. Посмотрите, как прогрессирует грех, совершенный человеком: Ирод совершает безнравственный поступок, уводит жену у своего брата, но за этим следуют все большие преступления. Его обличает Иоанн, этот пророк пустыни, возможно, его обличает и совесть. Иродиада до последнего ждет момента, чтобы убить Иоанна Крестителя, заточенного в темнице. Ирод боится преступить свое слово, опасаясь осуждения людей, бывших на его дне рождения: по-видимому, богатых вельмож, князей и царей. Хотя просят у него не богатств, не земной славы, а того, чего он и сам, наверное, очень не хотел совершать. Ирод Антипа находится здесь в сложной ситуации, но его малодушие, трусость и бессовестное поведение позволяют совершить то, о чем просила Иродиада.

Иродиада же посылает свою дочь, принцессу, танцевать на пиру безнравственные танцы, которыми она угодила смотревшим. Мать даже не смущает, что она жертвует своей приличием своей дочери, для того чтобы вынудить Ирода Антипу совершить преступление.

Судьба Ирода вообще была очень печальна и трагична. Когда на императорский престол вошел Калигула, он забрал у Ирода Антипы царство и отправил его в ссылку в Галлию. Иродиада поехала вместе с мужем и находилась рядом до последних дней его жизни. Эта женщина, через которую к Ироду пришла погибель, осталась вместе с ним до его последнего дня.

В этом трагичном эпизоде очень ясно представлено, как действует грех и как он может разрушить всю жизнь человека, именно поэтому мы и обращаем сегодня внимание на личность Ирода.

Храни вас Господь!

У Караваджо было очень много последователей. И врагов. Сложно оценить, кого больше. Одни копировали и использовали его новаторские методы.

Другие стремились уничтожить его. И сделать все, чтобы о его работах навсегда забыли. Отчасти им это удалось. О Караваджо забыли на целых три столетия.

Но историческая справедливость восторжествовала. В 20 веке мир осознал его гениальность. Как сказал искусствовед Роберто Лонги, “без Караваджо не было бы Риберы, Вермеера или Рембрандта. И Делакруа, и Мане писали бы по-другому”.

Его жизнь при этом похожа на приключенческий роман. С печальным финалом. В 1610 году, в возрасте 39 лет, Караваджо бесследно исчез. Умер ли он от малярии, как утверждали его современники? Или его убили?

Теперь попробуем разобраться, как Караваджо смог привлечь столько последователей. Нажить столько врагов. И что же привело его к гибели.

3. Картины Караваджо часто отвергались заказчиками

Натурщиков для своих картин Караваджо находил среди уличных нищих и проституток. И переносил на холст многие их особенности. Грязные пятки, залысины, глубокие декольте. Получалось, что Караваджо шёл вразрез «Живописному эдикту». Этот закон запрещал придавать ликам святых черты обычных людей.

Поэтому не удивительно, что служителям церкви его работы часто не нравились. Ведь лица на холстах могли быть узнаны прихожанами. А там уже недалеко до возгласов “Шлюха в храме!”

Так, его картина “Мадонна со змеей” провисела в Соборе святого Петра всего лишь два дня. Именно по этой причине. Караваджо позировала его возлюбленная Лена. Она жила в Поганом Дворике в Риме. Это был квартал проституток и бандитов. Возможно, она была обычной женщиной. Но из-за места проживания априори относилась к дамам лёгкого поведения. Караваджо. Мадонна со змеей. 1605-1606 гг. Галерея Боргезе, Рим

Отказались и от “Успения святой Марии”. Эта картина была написана по заказу для церкви Санта-Мария делла Скала. Однако заказчики были крайне возмущены полученной работой.

Проверьте себя: пройдите онлайн-тест «Насколько Вы разбираетесь в живописи?»

Другими художниками святая Мария в момент своей смерти изображалась скорее уснувшей. Или радостно возносившейся к сыну на небеса. Как, например, на картине Караччи, современника Караваджо.

Аннибале Караччи. Успение святой Марии. 1600-1601 гг. Церковь Санта-Мария-дель-Пополо, Рим

У Караваджо же они увидели мертвую Марию. По-настоящему. Ее тело опухло. Кожа крайне бледна. Босоногая, она лежит в окружении апостолов. Они горюют по своей утрате. Никакого славного вознесения. Лишь скорбь и печаль.

Караваджо. Успение Марии. 1602-1606 гг. Лувр, Париж. Wga.hu

4. Караваджо был агрессивным и вспыльчивым человеком

Караваджо был очень вспыльчив и задирист. Со шпагой на перевес, он мог неделями шататься по кабакам. Было легко задеть его самолюбие. В таком случае в трактирщика летела тарелка с едой. Или оголялась шпага. Так что современники Караваджо понимали, что у этого гения очень мало шансов прожить долгую жизнь.

Еще его покровители и друзья удивлялись, как у такого агрессивного человека получалось писать истинную любовь и нежность. Как, например, на картине “Отдых на пути в Египет”. Караваджо. Отдых на пути в Египет. Фрагмент. 1598 г. Галерея Дориа-Памфили, Рим. Wga.hu

Хотя, конечно, в его работах преобладают мрачные, трагичные сюжеты. Особенно зловещим и кровожадным считается его шедевр “Усекновение головы Иоанна Крестителя”. Особо чувствительным ее лучше не смотреть (и не читать описание). Караваджо. Усекновение главы Иоанна Крестителя. 1608 г. Собор святого Иоанна, Мальта. Wikipedia.ru

Большая часть картины – во тьме. А центральная фигура композиции – палач. Он только что перерезал горло святому. И уже приготовил кинжал, чтобы отсечь голову. Страшнее него только Саломея. Она так спокойно подставляет медное блюдо для головы казнённого! Что просто кровь стынет в жилах.

Изображён самый момент убийства. Так мог написать только тот, кто сам смотрел убитому в глаза.

Да, Караваджо был убийцей. Но не расчетливым. В пылу очередной драки после словесной перебранки он убил человека. Рануччо Томассони. О чем потом очень сильно жалел. Это очевидно по одной из последних его работ. По картине “Давид с головой Голиафа”. Караваджо. Давид с головой Голиафа. 1609-1610 гг. Галерея Боргезе, Рим. Artchive.ru

Таким Давида ещё никто не изображал. Юноша сокрушенно и с печалью в глазах смотрит на голову поверженного врага. Никакого триумфа. Никакой гордости за самого себя.

Существует версия, что это двойной автопортрет Караваджо. В образе Давида – его светлая сторона души. В образе Голиафа – тёмная. Это картина – приговор самому себе. За убийство. За лишение жизни другого человека.

5. Тайна смерти Караваджо до сих пор не разгадана

За убийство Караваджо был приговорён к смертной казни. Он бежал из Рима. Но это уже было начало конца. Его жизнь неминуемо пошла под откос.

Правда на какое-то время забрезжила надежда на спасение. Когда Караваджо попал на Мальту к рыцарям-крестоносцам. Он написал здесь несколько шедевров. В том числе “Усекновение головы Иоанна Крестителя” для мальтийского собора. Его произвели в рыцари. Теперь было гораздо больше шансов добиться помилования Папы Римского.

Но опять что-то пошло не так. Очередная драка. Тюрьма. Бегство на Сицилию.

Вот официальная версия гибели художника. Ещё на Мальте Караваджо получил письменное помилование из Рима. На Сицилии он садится на корабль. Чтобы вернуться в Вечный Город. Но капитан корабля высадил его на полпути в одном из портов. Якобы заподозрив в нем преступника. После чего художник был вынужден идти пешком в другой город, Порто-Эрколе.

Путь пролегал по заболоченной местности. Там он подцепил малярию. Его нашел без сознания землевладелец. Он подобрал художника. Но тот вскоре умер. Его тело выбросили в море, дабы не распространять заразу. Караваджо. Экстаз святой Магдалины. 1610 г. Частная коллекция. Одна из последних работ мастера. Возможно, писалась параллельно с картиной “Давид с головой Голиафа”.

Эта версия изложена в письме этого землевладельца одному из римских кардиналов. Почти все в этой истории кажется надуманным. Никто, кроме владельца тех земель, не признался, что видел художника живым или мертвым.

А главное, зачем капитан высадил Караваджо на берег? Ведь половину суммы за проезд пассажир платил по прибытии.

И зачем Караваджо пошёл в Порто-Эрколе, когда ему нужно было попасть в Рим? Причём Рим был гораздо ближе, но в другой стороне. Не перепутал же Караваджо дороги!

В 2010 году в городке Порто-Эрколе, куда якобы направлялся Караваджо, нашли его останки. Многие искусствоведы сомневаются в подлинности находки. Слишком уж очевидна выгода для самого городка. Ведь находка сделана аккурат к 400-летию со дня смерти художника. Теперь у Караваджо есть могила и даже парк вокруг неё. Неплохая приманка для туристов.

Моя версия…

Я думаю, что его убили ещё на Сицилии. Либо его настигли члены клана Рануччо. Ведь кровная месть была почти обычным делом в те времена. Либо обозлённые на Караваджо мальтийские рыцари.

Кто бы ни были убийцы, они явно избавились от тела. И придумали историю “возвращения в Рим”. Дабы направить тех, кто захочет расследовать это дело, по ложному пути.

Возможно, что Караваджо в какой-то момент сам сдался преследователям. Потому что устал от погони. Потому что его терзали муки совести (судя по картине “Давид с головой Голиафа”). Потому что в Риме его уже не ждала возлюбленная Лена (незадолго до гибели он узнал, что она умерла от чахотки).

Что ж, мы можем лишь гадать. Спустя 400 лет найти истину уже вряд ли кому-то удастся.

О главных работах мастера читайте в статьях

“Положение во гроб” Караваджо. Почему это шедевр?”

“Призвание Матфея Караваджо. Самая необычная картина мастера”.

Оксана Копенкина

PS. Проверьте себя: пройдите онлайн-тест «Насколько Вы разбираетесь в живописи?»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *