Иосиф волоцкий

Анализ иллюстративного материалаB12 № 1800. 1 страница

Задания B12.

Задания B10.

Задания B9.

Задания B8.

Задания B6.

Задания B4.

Задания B3.

Задания B2.

Задания A21.

Задания A20.

Задания A18.

Задания A16.

Задания A15.

Задания A14.

Задания A13.

Задания A12.

Задания A11.

Задания A10.

Задания A8.

Задания A7.

Задания A6.

Задания A5.

Задания A3.

Задания A2.

ЕГЭ Задания части А1

Задания A1. История VIII—XVII веков: факты, процессы, явленияA1 № 1. Основателем династии московских князей был

1) Юрий Долгорукий

2) Андрей Боголюбский

3) Даниил Александрович

4) Иван Калита

Ответ: 3

A1 № 40. Годы 1497, 1581, 1597, 1649-й отражают основные этапы

1) борьбы России за выход к морю

2) образования Российского централизованного государства

3) борьбы Руси с Золотой Ордой за независимость

4) закрепощения крестьян

Ответ: 4

A1 № 79. В каком ряду приведены годы казацко-крестьянских восстаний XVII—XVIII вв.?

1) 1601-1605 гг., 1705-1706 гг.

2) 1613-1645 гг., 1761-1762 гг.

3) 1632-1634 гг., 1768-1774 гг.

4) 1670-1671 гг., 1773-1775 гг.

Ответ: 4

A1 № 118. Какое из указанных событий произошло раньше других?

1) издание Иваном Федоровым первой на Руси печатной книги

2) создание Андреем Рублевым иконы «Троица»

3) возведение Успенского собора Московского Кремля

4) начало строительства Покровского собора (собора Василия Блаженного) на Красной площади в Москве

Ответ: 2

A1 № 139. Какое из указанных событий произошло в XV в.?

1) принятие первого общерусского Судебника

2) учреждение рекрутчины

3) перенос в Москву резиденции митрополита

4) учреждение стрелецкого войска

Ответ: 1

A1 № 178. Какое из названных событий, явлений относится к XVI в.?

1) принятие Соборного уложения

2) реформы Избранной рады

3) учреждение Боярской думы

4) отмена местничества

Ответ: 2

A1 № 217. Какие из перечисленных дат относятся к монголо-татарскому нашествию на Русь?

1) 882-980 гг.

2) 980-1025 гг.

3) 1113-1125 гг.

4) 1237-1240 гг.

Ответ: 4

A1 № 256. Имена Алексея Адашева, Андрея Курбского, митрополита Филиппа связаны с царствованием

1) Бориса Годунова

2) Ивана III

3) Ивана IV

4) Василия Шуйского

Ответ: 3

A1 № 295. Современниками были

1) Дмитрий Донской и Андрей Курбский

2) Иван IV и Ермак Тимофеевич

3) Василий III и Иван Калита

4) Иван III и Сергий Радонежский

Ответ: 2

A1 № 334. Кого из названных лиц русские князья считали родоначальником своей династии?

1) Аскольда

2) Дира

3) Рюрика

4) Олега

Ответ: 3

A1 № 373. Современниками были

1) Иван IV и митрополит Алексий

2) Дмитрий Донской и Сергий Радонежский

3) Иван Калита и Иосиф Волоцкий

4) Александр Невский и Нил Сорский

Ответ: 2

A1 № 412. Волхвами в Древней Руси называли

1) обедневших крестьян-общинников

2) глав крупных зажиточных семей

3) первых священнослужителей в христианских храмах

4) жрецов языческих культов, знахарей

Ответ: 4

A1 № 451. К церковной реформе патриарха Никона относится

1) изменение церковных обрядов

2) созыв Стоглавого собора

3) учреждение Святейшего Синода

4) отделение церкви от государства

Ответ: 1

A1 № 490. Какое из названных понятий, терминов относится к царствованию Алексея Михайловича?

1) бироновщина

2) Смута

3) пугачёвщина

4) церковный раскол

Ответ: 4

A1 № 529. Какое литературное произведение из названных принадлежит Владимиру Мономаху?

1) «Апостол»

2) «Поучение детям»

3) «Задонщина»

4) «Русская Правда»

Ответ: 2

A1 № 568. С каким из названных событий связано имя князя Владимира Мономаха?

1) с Любечским съездом князей

2) с дунайскими походами

3) с разгромом хазар

4) с разгромом печенегов

Ответ: 1

A1 № 607. Кто стоял во главе русских войск, одержавших победу на льду Чудского озера?

1) Дмитрий Донской

2) Александр Невский

3) Святослав Игоревич

4) Иван Калита

Ответ: 2

A1 № 646. В XVII веке к России была присоединена

1) Левобережная Украина

2) Крым, Причерноморье

3) Восточная Грузия

4) Казанское ханство

Ответ: 1

A1 № 685. С каким событием в истории Руси связано начало династии Рюриковичей?

1) походом князя Олега на Киев

2) призванием варягов

3) крещением Руси

4) изданием Русской Правды

Ответ: 2

A1 № 724. Современником Дмитрия Донского был

1) Ярослав Мудрый

2) Сергий Радонежский

3) Иван Федоров

4) Феофан Прокопович

Ответ: 2

A1 № 763. Какое из указанных событий произошло в XV в. ?

1) начало книгопечатания на Руси

2) строительство Софийского собора в Новгороде

3) «стояние» на реке Угре

4) принятие Соборного Уложения

Ответ: 3

A1 № 802. Левобережная Украина была присоединена к Российскому государству в правление

1) Михаила Фёдоровича

2) Алексея Михайловича

3) Фёдора Алексеевича

4) Петра Алексеевича

Ответ: 2

A1 № 841. Согласно летописным свидетельствам Рюрик правил во второй половине IX в. в (во)

1) Киеве

2) Новгороде

3) Владимире

4) Чернигове

Ответ: 2

A1 № 880. «Иду на вы» — с этими словами обращался к своим врагам перед походом князь

1) Олег

2) Святослав

3) Владимир Мономах

4) Ярослав Мудрый

Ответ: 2

A1 № 919. Титул «государь всея Руси» появился в

1) XII в.

2) XIV в.

3) XV в.

4) XVII в.

Ответ: 3

A1 № 958. Кто в период Смуты обратился с призывом к своим землякам-нижегородцам приступить к организации второго ополчения и стал одним из его руководителей?

1) Борис Годунов

2) Андрей Курбский

3) Козьма Минин

4) протопоп Аввакум

Ответ: 3

A1 № 997. Кто из князей осуществил поход на Царьград в 907 г.?

1) князь Олег

2) князь Игорь

3) князь Владимир

4) князь Святослав

Ответ: 1

A1 № 1036. Последним князем единой Руси в XII в. был

1) Юрий Долгорукий

2) Владимир Мономах

3) Мстислав Великий

4) Ярослав Мудрый

Ответ: 3

A1 № 1076. С кем воевал князь Святослав Игоревич (942–972)?

1) с татаро-монголами

2) с хазарами

3) с крестоносцами

4) с варягами

Ответ: 2

A1 № 1115. Первым русским царём был

1) Иван III Васильевич

2) Василий III Иванович

3) Иван IV Васильевич

4) Иван I Данилович

Ответ: 3

A1 № 1155. «Иду на вы» — с этими словами обращался к своим врагам перед походом князь

1) Олег

2) Святослав

3) Владимир Мономах

4) Игорь

Ответ: 2

A1 № 1198. В состав Избранной Рады входили

1) Сергий Радонежский, Пересвет

2) Малюта Скуратов, Алексей Басманов

3) Михаил Воротынский, Дмитрий Пожарский

4) Алексей Адашев, Сильвестр

Ответ: 4

A1 № 1249. С именами Юрия Даниловича, Ивана Калиты и тверских князей связана

1) битва на реке Калка

2) борьба за ярлык на великое княжение

3) Ливонская война

4) Куликовская битва

Ответ: 2

A1 № 1405. Как назывался на Руси до середины XVI в. способ содержания должностных лиц за счет местного населения?

1) опричнина

2) ростовщичество

3) земщина

4) кормление

Ответ: 4

A1 № 1444. С каким событием связано имя Дмитрия Донского?

1) с завоеванием Астраханского ханства

2) со стоянием на реке Угре

3) с Куликовской битвой

4) с присоединением Смоленска

Ответ: 3

A1 № 1768. Основателем династии московских князей был

1) Юрий Долгорукий

2) Андрей Боголюбский

3) Даниил Александрович

4) Иван Калита

Ответ: 3

A1 № 2303. Кто из князей Древнерусского государства сумел приостановить распад государства в начале XII в.?

1) Ярослав Мудрый

2) Юрий Долгорукий

3) Владимир Мономах

4) Всеволод Большое Гнездо

Ответ: 3

A1 № 2380. С каким событием в истории Руси связано начало династии Рюриковичей?

1) борьбой с Хазарским каганатом

2) призванием варягов

3) походом князя Олега на Византию

4) изданием Русской Правды

Ответ: 2

A1 № 2420. Современниками были

1) Василий II и Иван Калита

2) Дмитрий Шемяка и Сергий Радонежский

3) Иван IV и Иван Федоров

4) Дмитрий Донской и Алексей Адашев

Ответ: 3

A1 № 2540. Современниками были

1) Дмитрий Донской и Андрей Курбский

2) Иван IV и Сергий Радонежский

3) Василий III и Елена Глинская

4) Иван III и Ермак Тимофеевич

Ответ: 3

A1 № 2580. Усиление политического влияния Москвы связано с именем

1) Александра Невского

2) Ивана Калиты

3) Юрия Долгорукого

4) Владимира Мономаха

Ответ: 2

A1 № 3174. Какая из перечисленных земледельческих культур была знакома восточным славянам в древности?

1) томат

2) просо

3) кукуруза

4) картофель

Ответ: 2

A1 № 3214. Какое сражение произошло позже остальных?

1) битва на реке Калка

2) битва на реке Сити

3) Куликовская битва

4) Ледовое побоище

Ответ: 3

История VIII—XVII веков: факты, процессы, явленияA2 № 2. Какое из названных событий произошло раньше других?

1) Ливонская война

2) Смоленская война

3) поход Ермака в Сибирь

4) поход Ивана III на Великий Новгород

Ответ: 4

A2 № 41. С каким событием в истории России связано начало правления династии Рюриковичей?

1) c походом князя Олега на Киев

2) с призванием варягов

3) с крещением Руси

4) с изданием Русской правды

Ответ: 2

A2 № 80. Кто из названных лиц были выдающимися деятелями XVI в.?

1) А. Ф. Адашев, митрополит Макарий

2) A. Л. Ордин-Нащокин, патриарх Никон

3) Г. А. Потёмкин, Феофан Прокопович

4) И. И. Шувалов, Иосиф Волоцкий

Ответ: 1

A2 № 119. Какой из названных племенных союзов, по данным «Повести временных лет», жил на западном берегу Днепра?

1) поляне

2) кривичи

3) вятичи

4) дреговичи

Ответ: 4

A2 № 140. Первым царём, получившим престол в результате избрания Земским собором, был

1) Борис Годунов

2) Фёдор Годунов

3) Василий Шуйский

4) Михаил Романов

Ответ: 1

A2 № 179. Кто из названных князей пригласил в 1147 г. Святослава Ольговича «в город Москов» на пир?

1) Владимир Мономах

2) Андрей Боголюбский

3) Юрий Долгорукий

4) Иван Калита

Ответ: 3

A2 № 218. Существовавший в России в XV—XVII вв. порядок назначения должностных лиц по знатности их рода назывался

1) кормлением

2) земщиной

3) местничеством

4) вотчиной

Ответ: 3

A2 № 257. Присоединение какой территории к России произошло позже других?

1) Астраханское ханство

2) Западная Сибирь

3) балтийское побережье от Выборга до Риги

4) Северное Причерноморье

Ответ: 4

A2 № 296. К XVII в. относится

1) учреждение Сената

2) введение «Табели о рангах»

3) отмена местничества

4) создание Земских соборов

Ответ: 3

A2 № 335. Какое из указанных событий произошло в XV в.?

1) принятие первого общерусского Судебника

2) учреждение патриаршества

3) созыв Земского собора

4) перенос в Москву резиденции митрополита

Ответ: 1

A2 № 374. К XVII в. относится

1) учреждение Верховного тайного совета

2) введение подушной подати

3) создание Приказа тайных дел

4) отмена кормлений

Ответ: 3

A2 № 413. Какое из перечисленных событий произошло раньше других?

1) основание Казанского университета

2) открытие Царскосельского лицея

3) открытие высших женских курсов при Александре II

4) учреждение Славяно-греко-латинской академии

Ответ: 4

A2 № 452. Какое из названных событий произошло раньше других?

1) Ливонская война

2) Смоленская война

3) поход Ермака в Сибирь

4) стояние на реке Угре

Ответ: 4

A2 № 491. Какое из названных событий, являющихся этапами процесса закрепощения крестьян, произошло позже других?

1) установление Юрьева дня

2) введение «урочных лет»

3) введение «заповедных лет»

4) введение бессрочного сыска беглых крестьян

Ответ: 4

A2 № 530. Что из названного произошло в XVII в.?

1) крестьянская война под руководством Е. Пугачёва

2) церковный раскол

3) Семилетняя война

4) введение опричнины

Ответ: 2

A2 № 569. Какое из названных событий произошло в XIV в.?

1) начало Ливонской войны

2) введение «урочных лет»

3) созыв первого Земского собора

4) Куликовская битва

Ответ: 4

A2 № 608. Какое из названных событий относится к XVI в.?

1) Северная война

2) Ливонская война

3) Семилетняя война

4) Смоленская война

Ответ: 2

A2 № 647. Князь Иван Данилович Калита вошел в историю как

1) победитель монголо-татар

2) «собиратель земли русской»

3) автор «Русской правды»

4) автор «Указа об урочных летах»

Ответ: 2

A2 № 686. Кто стоял во главе русских войск, одержавших победу на льду Чудского озера?

1) Дмитрий Донской

2) Александр Невский

3) Святослав Игоревич

4) Иван Калита

Ответ: 2

A2 № 725. Какой ряд дат связан с царствованием Ивана III?

1) 862 г., 882 г., 907 г.

2) 1223 г., 1240 г., 1242 г.

3) 1325 г., 1327 г., 1340 г.

4) 1480 г., 1485 г., 1497 г.

Ответ: 4

A2 № 764. Кто из московских князей первым получил право сбора дани в пользу Орды со всех русских земель?

1) Иван Калита

2) Андрей Боголюбский

3) Юрий Долгорукий

4) Василий II Темный

Ответ: 1

A2 № 803. Главными соперниками московских князей в борьбе за великое княжение в XIV в. были правители

1) Тверского княжества

2) Новгорода Великого

3) Рязанского княжества

4) Переяславского княжества

Ответ: 1

A2 № 842. Кто из названых правителей первым принял титул «Государя всея Руси»?

1) Иван Калита

2) Дмитрий Донской

3) Иван III

4) Василий II Темный

Ответ: 3

A2 № 881. Территория Московского государства в XVII в. расширилась за счет присоединения

1) Казанского ханства

2) Северного Причерноморья

3) Левобережной Украины

4) Правобережной Украины

Ответ: 3

A2 № 920. В XVII веке к России была присоединена

1) Левобережная Украина

2) Крым, Причерноморье

3) Восточная Грузия

4) Казанское ханство

Ответ: 1

A2 № 959. Князь Иван Данилович Калита вошёл в историю как

1) «собиратель земли русской»

2) победитель монголо-татар

3) автор «Русской правды»

4) автор «Указа о заповедных летах»

Ответ: 1

A2 № 998. Какое из названных событий произошло раньше других?

1) разгром немецких рыцарей на Чудском озере

2) разгром шведских войск на реке Неве

3) разорение монголо-татарами Рязанского и Владимиро-Суздальского княжеств

4) Куликовская битва

Ответ: 3

A2 № 1037. Какое из названных событий произошло раньше других?

1) взятие Казани войсками Ивана Грозного

2) Ливонская война

3) правление Василия Шуйского

4) присоединение к Москве Тверского княжества

Ответ: 4

A2 № 1077. Какое из названных событий произошло раньше других?

1) Куликовская битва

2) присоединение Твери к Москве

3) поход хана Тохтамыша на Москву

4) начало княжения Василия II Тёмного

Ответ: 1

A2 № 1116. Какое из названных событий произошло раньше других?

1) стояние на реке Угре

2) вступление на престол Ивана III

3) создание стрелецкого войска

4) присоединение Пскова к Москве

Ответ: 2

A2 № 1156. Имена Ивана Болотникова, Василия Шуйского, польского королевича Владислава связаны с событиями

1) Смуты

2) Ливонской войны

3) опричнины

4) боярского правления в малолетство Ивана Грозного

Ответ: 1

A2 № 1199. Территория Московского государства в XVII в. расширилась за счёт присоединения

1) Казанского ханства

2) Северного Причерноморья

3) Левобережной Украины

4) Правобережной Украины

Ответ: 3

A2 № 1250. Бессрочный сыск беглых крестьян был узаконен

1) Судебником 1497 г.

2) Судебником 1550 г.

3) Соборным уложением 1649 г.

4) указом 1581 г.

Ответ: 3

A2 № 1406. Какое из перечисленных государственных образований вошло в состав России последним?

1) Астраханское ханство

2) Крымское ханство

3) Сибирское ханство

4) Казанское ханство

Ответ: 2

A2 № 1445. Как назывался в России XVI—XVII вв. денежный сбор с крестьян при их уходе от одного землевладельца к другому, который был отменен с принятием Соборного уложения 1649 г.?

1) оброк

2) пожилое

3) ясак

4) недоимки

Ответ: 2

A2 № 1769. Какое из названных событий произошло раньше других?

1) Ливонская война

2) Смоленская война

3) поход Ермака в Сибирь

4) поход Ивана III на Великий Новгород

Ответ: 4

A2 № 2304. Какое событие произошло в XIII в.?

1) созыв Любечского съезда князей

2) составление «Русской правды»

3) поход хана Тохтамыша на Москву

4) установление монгольского владычества

Ответ: 4

A2 № 2381. Кто стоял во главе русских войск, одержавших победу в битве на р. Воже?

1) Дмитрий Донской

2) Александр Невский

3) Святослав Игоревич

4) Иван Калита

Ответ: 1

A2 № 2421. Какой ряд дат связан с процессом объединения (собирания) русских земель вокруг Москвы?

1) 1581 г., 1597 г., 1649 г.

2) 1478 г., 1485 г., 1521 г.

3) 1378 г., 1382 г., 1480 г.

4) 1497 г., 1550 г., 1649 г.

Ответ: 2

A2 № 2541. Территория Московского государства в XVII в. расширилась за счёт присоединения

1) Казанского ханства

2) Северного Причерноморья

3) Левобережной Украины

4) Правобережной Украины

Ответ: 3

A2 № 2581. Какое из событий произошло раньше других?

1) подписание «Вечного мира» с Польшей

2) Прутский поход

3) создание стрелецкого войска

4) учреждение в России патриаршества

Ответ: 3

A2 № 3175. Какое событие относится к царствованию Алексея Михайловича?

1) «углическая драма»

2) присоединение Крыма

3) введение правила Юрьева дня

4) «Медный бунт»

Ответ: 4

A2 № 3215. Кто из перечисленных лиц были современниками?

1) ЛжеДмитрий I и Филарет Романов

2) Иван Грозный и Сергий Радонежский

3) Борис Годунов и Нил Сорский

4) Василий Шуйский и старец Филофей

Ответ: 1

История VIII—XVII веков: исторические закономерностиA3 № 3. Что из названного относилось к причинам возникновения Смуты в Российском государстве в начале XVII в.?

1) пресечение династии Рюриковичей

2) распад государства на удельные княжества

3) начало созыва Земских соборов

4) приход к власти боярского правительства — «семибоярщины»

Ответ: 1

A3 № 42. К каким последствиям привело обострение политических и социальных противоречий в России в конце XVI — начале XVII в.?

1) к Ливонской войне

2) к Смуте

3) к Медному бунту

4) к введению опричнины

Ответ: 2

A3 № 81. Что из названного относится к результатам политической раздробленности Руси?

1) наличие в каждом княжестве своих органов власти и войска

2) появление сословно-представительских учреждений

3) установление тесных экономических связей между княжествами

4) принятие законов, прикреплявших крестьян к земле

Ответ: 1

A3 № 120. Правительство Российского государства, образовавшееся после свержения царя В. И. Шуйского в 1610 г., называют

1) «семибоярщиной»

2) Верховным тайным советом

3) Советом всея земли

4) Боярской думой

Ответ: 1

A3 № 141. Что из указанного относится к предпосылкам возвышения Москвы в XIV—XV вв.?

1) независимость от Золотой Орды

2) отсутствие сильных соперников в борьбе за первенство

3) поддержка Москвы Ливонским орденом

4) дальновидная политика московских князей

Ответ: 4

A3 № 180. Русь попала в зависимость от Золотой Орды в результате

1) нашествия Батыя

2) похода Мамая

3) походов Чингисхана

4) набегов половцев

Ответ: 1

A3 № 219. Исход борьбы между Москвой и Тверью за общерусское первенство решился в пользу Москвы, так как

1) московские князья оказались более ловкими и дальновидными политиками

2) территория Московского княжества в отличие от Тверского была хорошо защищена от нападений

3) Московское княжество было освобождено от уплаты дани Золотой Орде

4) Тверь была ослаблена борьбой с великим княжеством Литовским

Ответ: 1

A3 № 258. Введение Иваном Грозным опричнины привело к

1) окончательному юридическому оформлению крепостного права

2) отмене местничества

3) отмене кормлений

4) укреплению личной власти царя

Ответ: 4

A3 № 297. Что было итогом события, вошедшего в историю как «стояние на реке Угре» (1480 г.)?

1) разорение ордынским войском Великого Новгорода

2) конец зависимости Руси от Орды

3) разорение ордынским войском Владимиро-Суздальского княжества

4) установление в русских землях системы баскачества

Ответ: 2

A3 № 336. Последствием Ливонской войны стало

1) присоединение к России Прибалтики

2) основание Санкт-Петербурга

3) присоединение к России Левобережной Украины

4) хозяйственное разорение русской земли

Ответ: 4

A3 № 375. Старообрядчество в России возникло в результате

1) решений Стоглавого собора

2) переезда митрополита из Киева во Владимир

3) борьбы иосифлян и нестяжателей

4) церковного раскола

Ответ: 4

A3 № 414. К каким последствиям привело обострение политических и социальных противоречий в России конце XVI—начале XVII в.?

1) Ливонской войне

2) Смуте

3) Медному бунту

4) введению опричнины

Ответ: 2

A3 № 453. Что из названного относится к результатам похода князя Ивана III на Великий Новгород в 1478 г.?

1) предоставление новгородскому купечеству особых льгот

2) расширение полномочий новгородского веча

3) передача большей части Новгородских земель Великому княжеству Литовскому

4) получение московским князем в своё распоряжение больших земельных владений

Ответ: 4

A3 № 492. Что из названного было результатом военной реформы, проведённой Избранной радой в середине XVI в.?

1) создание стрелецкого войска

2) создание регулярной армии

3) создание гвардейских полков

4) формирование полков иноземного строя

Ответ: 1

A3 № 531. Что из названного относится к причинам Смуты?

1) династический кризис

2) введение медных денег

3) введение подушной подати

4) введение рекрутчины

Ответ: 1

A3 № 570. Окончательное оформление крепостничества в России было результатом принятия

1) «Табели о рангах»

2) «Указа о престолонаследии»

3) «Жалованной грамоты дворянству»

4) «Соборного уложения»

Ответ: 4

A3 № 609. Что из названного относится к итогам деятельности Избранной рады в 50—60-е гг. XVI в.?

1) введение рекрутчины

2) создание полков «иноземного строя»

3) введение всеобщей воинской повинности

4) создание стрелецкого войска

Ответ: 4

A3 № 648. Что из названного относится к последствиям ордынского владычества на Руси?

1) расцвет вечевых порядков в русских землях

2) возвращение к язычески верованиям

3) замедление культурного развития

4) усиление связей между отдельными частями русских земель

Ответ: 3

A3 № 687. Одним из последствий принятия Судебника 1497 г. было

1) введение срока сыска и возвращения беглых крестьян

2) появление новых органов центрального управления – приказов

>преподобный Иосиф Волоцкий

Дни памяти: 9(22) сентября , 18(31) октября

На пути к подвигам

До своего обращения в монашество преподобный Иосиф Волоцкий был известен в миру под именем Иоанн Санин.

Родился он 31 октября 1439 года, в селе Язвище, близ Волока Ламского (ныне — город Волоколамск). Его отец, будучи потомственным вотчинником, владел этим селом.

В своё время прадед Иоанна, Александр Саня, пришёл на Русь из Литвы (вероятно, в числе приближённых литовского князя Свидригайло, но возможно, что несколько раньше). Вотчиной он был пожалован от Московского князя за верную службу.

Дед Иоанна, Григорий, был человеком глубокой веры и закончил земную жизнь иноком, собственно, как и супруга.

Отец и мать Иоанна, Иоанн и Марина, тоже выбрали для себя христианский спасительный путь.

О достоверных подробностях детства и отрочества святого Иосифа Волоцкого известно немного. Сообщается, что в младенчестве он был крещен и назван Иоанном, в честь прославленного Божьего угодника Иоанна Милостивого.

Когда будущий преподобный достиг семилетнего возраста, его отдали для обучения и духовного воспитания в Волоколамскую обитель, к благочестивому старцу Арсению Леженке. Известно, что уже в этом возрасте Иоанн проявил интерес способности к книжным наукам и послушанию. Согласно преданию, к 9 годам он стал вполне подготовленным чтецом.

Предполагается, что в детские годы Иван сдружился с будущим окольничьим великого князя, Борисом Кутузовым.

Монашеский подвиг

Ещё в молодости Иоанн принял решение подчинить свою жизнь служению Богу, а в двадцатилетнем возрасте, хорошенько обдумав свой выбор, принял монашеский постриг.

Сообщается, что первоначально он поступил в Тверскую Саввину обитель. Однако, найдя несоответствие тамошней дисциплины собственным аскетическим ожиданиям, встретив там грубое сквернословие, он не захотел потакать местным порядкам и с благословения старца Варсонофия Неумоя перебрался в Боровскую обитель.

Здесь его постригли в монашество и дали новое имя, Иосиф, в честь известного подвижника Иосифа Прекрасного. В этой обители, под руководством преподобного Пафнутия, он приобрёл основы духовного опыта. Исполняя монастырское послушание, Иосиф безропотно и смиренно трудился в поварне, пекарне, лечебнице, певчим в храме.

После того как Иоанн (Иосиф) оставил мирские соблазны и земную суету, его кровный отец занемог. Болезнь так сковала силы, что он не мог самостоятельно развернуться на ложе. Ощущая к родителю искреннюю сыновнюю любовь, Иосиф испросил у преподобного Пафнутия благословение взять того под личную опеку, поселить его в своей келье.

Старец Пафнутий внял просьбе Иосифа, принял несчастного в монастырь и постриг в иночество. Иосиф ухаживал за отцом в продолжении пятнадцати лет, вплоть до его преставления.

Мать Иосифа, заручившись сыновней поддержкой, приняла иночество во Власиевском монастыре Волока Ламского.

Братья Иосифа, Вассиан и Акакий, и его племянники, Досифей и Вассиан, приняли постриг в Пафнутиевой Боровской обители.

Служение в роли игумена

Перед отшествием к Богу преподобный Пафнутий завещал, чтобы по его смерти игуменство принял его ученик, Иосиф. Так и произошло. Это решение отвечало и воле великого князя, Иоанна III, и желанию братий. Считается, что Иосиф был возведён в иерейское достоинство святителем Геронтием.

В 1479 году из-за недопонимания, возникшего между новым игуменом и великим князем, а также ввиду недовольства братий монастыря стремлением Иосифа ввести в обиход строгий общежительный устав, тот был вынужден покинуть обитель.

Утверждается, что единодушие с игуменом выразили семь благочестивых старцев, поддержавших его желание тайно оставить монастырь.

Покидая братий, преподобный Иосиф взял с собой старца Герасима Черного. Останавливаясь в разных монастырях, мудрый игумен выдавал себя за простого послушника, ученика Герасима. В целом это выглядело правдоподобно, хотя иногда сквозь ученический образ Иосифа пробивались черты умудренного аскетическим опытом пастыря.

Несколько месяцев он провёл в Кирилло-Белозерской обители. Есть основания считать, что именно в этот период он познакомился с Нилом Сорским, с которым в дальнейшем имел продолжительный спор.

Известно, что после оставления Иосифом Боровской обители братия обратились к Иоанну III с просьбой избрать для них нового настоятеля, но тот ответил отказом, объяснив, что их игумен — Иосиф. Утверждается, что отец Иосиф на некоторое время вернулся в обитель, однако в мае 1479 года вновь удалился.

Основание монастыря

В июне того же года, в сопровождении нескольких старцев, он прибыл в город Рузу. Основать пустынь преподобный Иосиф решил в непроходимых лесах близ владений родного отца.

Волоцкий князь, Борис, идею одобрил и даже выделил в помощь святому своего ловчего, хорошо ориентировавшегося в тамошних местах. Вскоре на берегу реки Струзы, в тихом уединенном месте заложили основание храма. По некоторым свидетельствам, в этом мероприятии принимал участие князь Волоцкий Борис и его приближенные.

Осенью князь, движимый желанием оказать обители помощь, пожаловал ей во владение деревни Спировскую, Ярцевскую и Руготинскую, а спустя непродолжительное время — село Покровское. Нередко он доставлял в монастырь съестные продукты. В мае 1483 года княжеским повелением к обители отошло село Отчищево.

Супруга князя, желая внести свою лепту, пожаловала монастырю село Успенское. По смерти князя Бориса его наследник, Федор Борисович, подхватил благую традицию и продолжил поддерживать обитель.

В первое время существования монастыря братия состояла из бывших насельников Пафнутиевой обители, бывших волоцких вотчинников, простолюдинов и беглых холопов. Приблизительно к началу XVI столетия в число братий вошли бывшие приближенные князя.

В обители действовал строгий устав, отвечавший требованиям духа преподобного настоятеля. Правила внутренней жизни монахов были суровыми, и далеко не каждый пришедший готов был остаться здесь навсегда. Помимо общего монашеского делания в монастыре занимались перепиской богослужебных книг и святоотеческих произведений. Сам настоятель нередко занимался этим благим делом по ночам.

Первоначально вся управленческая власть главным образом сосредотачивалась в руках Иосифа. При этом он соучаствовал в трудах братий, не чуждаясь даже и самых тяжёлых работ. Впоследствии в обители усилилась роль старцев.

В конце земной жизни преподобный Иосиф сильно болел. Его мучили страшные головные боли, зрение ослабло, тело иссохло. Руководство обителью в этот период было передано подвижнику Даниилу (в будущем — митрополит Московский).

Чувствуя скорую кончину, он облёкся в великую схиму, непрестанно молился, регулярно причащался Святых Христовых Тайн. Когда телесные силы оставили его настолько, что он не мог уже ни стоять, ни даже сидеть на богослужении, в храме ему отвели укромное место (дабы не смущать богомольцев), где он присутствовал лёжа и куда его приносили ученики.

9 сентября 1515 года святой мирно почил о Господе.

«Просветитель» Иосифа Волоцкого как оружие против ереси жидовствующих

Ересь жидовствующих, борцом с которой по Промыслу Божьему выпало стать преподобному Иосифу Волоцкому, представляла собой одно из наиболее разрушительных лжеучений за всю историю Руси.

Жидовствующие еретики отрицали троичность Бога по Лицам, Божественное достоинство Христа, отвергали почитание святых мощей и православных икон.

Внутренняя опасность этой духовной заразы сказывалась в том, что в отличие от многих других заблуждений она подрывала самые основы христианского вероучения. Внешне угроза выразилась в большом количестве последователей этого учения, не исключая представителей княжеской власти и духовенства.

Составленное в этой связи преподобным Иосифом сочинение «Просветитель» явилось одним из наиболее ярких, своевременных и востребованных пособий, представивших хорошо обоснованные и раскрытые Православные догматы в стройном систематическом порядке, доступным богословским языком. Здесь же даны неопровержимые аргументы, изобличающие лжеучение еретиков.

Помимо названного произведения святого отца до нас дошли и другие: Ответ недоверчивым и рассказ короткий о святых отцах живших в монастырях, которые в русской земле находятся, Послания Иосифа Волоцкого, Послание иконописцу и три «Слова» о почитании икон.

Тропарь преподобному Иосифу Волоцкому, глас 5

Яко постников удобрение и отцев красоту, милости подателя, разсуждения светильника, вси вернии, сошедшеся, восхвалим кротости учителя и ересей посрамителя, премудраго Иосифа, российскую звезду, молящася Господу/ помиловатися душам нашим.

Кондак преподобному Иосифу Волоцкому, глас 8

Жития треволнения, и мятеж мирский, и страстная взыграния в ничтоже вменив, пустынный гражданин показался еси, многих быв наставник, Иосифе преподобне, монахов собратель и молебник верен, чистоты рачитель,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Иосиф Волоцкий

В Википедии существуют статьи о других людях с именем Иосиф и фамилией Санин.

Иосиф Волоцкий

Имя в миру

Иван Санин

Родился

14 ноября 1440

Умер

9 сентября 1515 (74 года)

  • Волоколамск, Россия

Почитается

в Православной церкви

В лике

преподобных

День памяти

9 (22) сентября и 18 (31) октября

Произведения в Викитеке

Медиафайлы на Викискладе

Ио́сиф Во́лоцкий (в миру — Ива́н (Иоа́нн) Са́нин; 14 ноября 1439 — 9 сентября 1515) — святой Русской церкви, почитается в лике преподобных, память совершается 9 (22) сентября и 18 (31) октября.

Жизнеописание

Происходил из дворянской семьи, находившейся на службе удельного князя Бориса Волоцкого. Прадед богослова Александр Саня был православным выходцем из Литвы. В Великом княжестве Московском Санины владели селом Язвищем в удельном Волоцком княжестве. Иван первым в семье принял постриг, но позднее перешли в монашество все трое его братьев, отец и трое племянников. С восьми лет учился грамоте у старца Арсения в Волоцком Крестовоздвиженском монастыре.

Около 1459 года в возрасте около 20 лет вместе с товарищем из того же сословия Борисом Кутузовым решили принять монашество. Санин сначала направился в Саввин монастырь в Твери, но быстро покинул его и перешёл в Боровск в обитель Пафнутия Боровского, отличавшуюся своими богатствами, где прожил 18 лет под руководством Пафнутия. В обитель пришёл и престарелый отец Санина, который жил с ним в одной келье и за которым Иосиф ухаживал 15 лет.

В 1477 году, после смерти преподобного Пафнутия, монах Иосиф был назначен игуменом монастыря. Однако из-за конфликта с братьями он вынужден покинуть обитель. В конфликт вмешался великий князь Иван III, и в 1479 году Иосиф на короткое время возвратился на свой пост, но в том же году он решил основать собственный Иосифо-Волоколамский монастырь. «Иосиф охотно принимал в свой монастырь постриженников других монастырей». Сохранились свидетельства, что Иосиф принимал в монастырь голодавших, он «повелел расходовать на помощь голодающим все запасы монастыря и занимать деньги на покупку хлеба, не считаясь с ропотом братии».

Иосиф с самого начала пользовался поддержкой удельного князя Бориса Волоцкого. Иосиф был крестным отцом и духовником его сына князя Ивана Рузского. 1 июня он вернулся в родное княжество, князь сразу выделил строителей, и первая деревянная церковь была заложена 6 июня, а 15 августа завершена. Каменный храм был завершён за пять-шесть лет, расписывал его иконописец Дионисий. Монастырь, руководимый Иосифом, отличался особой строгостью поведения.

По сообщению Досифея Топоркова, в 1514 году предсказал поражение русского войска в Оршанской битве.

В последние годы жизни тяжело болел. Скончался 9 сентября 1515 года.

Литературная деятельность

Сочинение Иосифа Волоцкого

Игумен Иосиф был талантливым церковным писателем. Он является автором книги «Просветитель» и нескольких посланий. Он занимал активную жизненную позицию и участвовал в обсуждении актуальных для того времени вопросов отношений церкви и государства. Во время мятежа удельных князей Бориса Волоцкого и Андрея Углицкого в 1480 году против их брата Ивана III, он выступил перед Иваном как посредник от имени своего покровителя Бориса.

Обличитель ереси жидовствующих, Иосиф Волоцкий призывал светские власти преследовать и казнить отступников от православия и тех еретиков, кто «прельщает» православных еретическими учениями:

Если неверные еретики не прельщают никого из православных, то не следует делать им зла и ненавидеть, когда же увидим, что неверные и еретики хотят прельстить православных, тогда подобает не только ненавидеть их или осуждать, но и проклинать, и наносить им раны, освящая тем свою руку…

Таким образом, совершенно ясно и понятно воистину всем людям, что и святителям, и священникам, и инокам, и простым людям — всем христианам подобает осуждать и проклинать еретиков и отступников, а царям, князьям и мирским судьям подобает посылать их в заточение и предавать лютым казням.

В книге «Просветитель» и ряде посланий Иосиф Волоцкий, дискутируя с другим подвижником, духовным лидером «нестяжателей» Нилом Сорским, доказывал законность монастырского землевладения, отстаивал необходимость украшать храмы красивыми росписями, богатыми иконостасами и образами.

Авторитет Волоцкого игумена, его писания, миссия его монастыря создали особую духовную школу, из которой вышли выдающиеся миссионеры, публицисты, проповедники и в их числе многие церковные иерархи. Во второй половине XVI века представителей этой школы стали называть «иосифляне».

Требования казней еретиков и обогащения церкви встретили сильное противодействие среди ряда светских и духовных лиц. Монах и церковный писатель Вассиан Косой (князь Василий Патрикеев) в «Слове ответном» и «Слове о еретиках» критиковал иосифлян с позиции милосердия и нестяжательства, апеллируя к заповедям евангельской любви и бедности, а самого Иосифа именовал «учителем беззакония», «законопреступником» и «антихристом». Заволжские старцы, отвергавшие монастырское землевладение и не разделявшие многие идеи иосифлян, на соборе 1503 года сделали заявление о том, что церкви неприлично владеть землями, а в «Ответе кирилловских старцев» возражали Иосифу Волоцкому относительно предания еретиков смерти: «нераскаявшихся и непокорных еретиков предписано держать в заключении, а покаявшихся и проклявших своё заблуждение еретиков Божья церковь принимает в распростертые объятия». При этом они ссылались на заповедь «Не судите, да не судимы будете» и на рассказы о прощении Иисусом грешников.

Память

Памятник Иосифу Волоцкому

Иосиф Волоцкий был канонизирован в 1579 году. Мощи и вериги святого покоятся в Успенском соборе Иосифо-Волоцкого монастыря. 14 июня 2009 года около монастыря открыт бронзовый памятник преподобному Иосифу.

7 декабря 2009 года по благословению патриарха Кирилла Иосиф Волоцкий был объявлен покровителем православного предпринимательства и хозяйствования.

В 2019 году Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом объявлен небесным покровителем специалистов материально-технического обеспечения Вооружённых сил Российской Федерации.

Православная гимнография

  • Тропарь

Яко постников удобрение и отцев красоту,
милости подателя,
рассуждения светильника,
вси вернии, сошедшеся, восхвалим
кротости учителя
и ересей посрамителя,
премудраго Иосифа, Российскую звезду,

молящася Господу помиловатися душам нашим.

> См. также

  • Иосифляне
  • Ересь жидовствующих
  • Нил Сорский

Примечания

  1. 1 2 Алексеев, 2010, с. 16.
  2. Алексеев, 2010, с. 17.
  3. Алексеев, 2010, с. 19.
  4. Алексеев, 2010, с. 21.
  5. Алексеев, 2010, с. 26.
  6. Алексеев, 2010, с. 27.
  7. Белов Н. В. Иосиф Волоцкий и Оршанская битва 1514 г. // Древняя Русь во времени, в личностях, в идеях. — Вып. 8. — СПб., 2017. — С. 367—383.
  8. Иосиф Волоцкий. «Просветитель» (Слово тринадцатое)
  9. Никольский М. Н. История русской церкви — 3-е изд. — М.: Политиздат, 1983. — С. 100.
  10. Казакова Н. А., Лурье И. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV — начала XVI в. — М.-Л., 1955.
  11. Небесным покровителем православного предпринимательства и хозяйствования объявлен преподобный Иосиф, игумен Волоцкий, чудотворец. Патриархия.ru.
  12. Иосиф Волоцкий стал небесным покровителем специалистов МТО / tvzvezda.ru, 31 октября 2019
  13. Православный церковный календарь с тропарями и кондаками, 2009. Изд-во РПЦ МП, 2008, стр.131.

Ссылки

храмы

  • Храм прп. Иосифа Волоцкого в Старом Беляеве (Москва)

произведения Иосифа Волоцкого

  • Иосиф Волоцкий. «Просветитель»
  • Иосиф Волоцкий. ПОСЛАНИЕ ИКОНОПИСЦУ И ТРИ «СЛОВА» О ПОЧИТАНИИ СВЯТЫХ ИКОН.
  • Слово об осуждении еретиков Иосифа Волоцкого
  • Преподобный Иосиф Волоцкий. Просветитель или Обличение Ереси Жидовствующих. — 1896
  • Преподобный Иосиф Волоцкий. Работы. — 1790

ссылки на работы о Иосифе Волоцком

  • Иосиф Волоцкий // Православная энциклопедия.
  • Жмакин В. И. Иосиф (преподобный волоцкий) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  • Иосиф Волоцкий (Волоколамский), преподобный на сайте Русское Православие
  • О взаимоотношениях между Нилом Сорским и Иосифом Волоцким
  • Из истории одной духовной полемики
  • Об Иосифе Волоцком и Ниле Сорском рассказывает свящ. Сергий Барицкий

Литература

  • Надгробное слово преподобному Иосифу Волоколамскому ученика и сродника его инока Досифея Топоркова. — М., 1865.
  • Житие преподобного Иосифа Волоколамского / сост. Саввою, еп. Крутицким. — М., 1865.
  • Булгаков Н. А. Преподобный Иосиф Волоколамский. Церковно-историческое исследование. — 1865
  • Казанский П. С. Преподобный Иосиф Волоколамский. — 1847
  • Хрущев И. Исследование о сочинениях Иосифа Санина преподобного игумена Волоцкого. — 1868

Научная литература

  • Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. Спор между двумя аскетическими направлениями
  • Алексеев А. И. К изучению творческой истории «Книги на еретиков» Иосифа Волоцкого // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2008. — № 2 (32). — С. 60—71.
  • Алексеев А. И. О «Просветителе» и посланиях преподобного Иосифа Волоцкого // Вестник церковной истории. — 2008. — № 2 (10). — С. 121—220.
  • Алексеев А. И. Сочинения Иосифа Волоцкого в контексте полемики 1480—1510-х гг. — СПб.: Рос. нац. б-ка, 2010. — 392 с. — ISBN 978-5-8192-0407-8.
  • Мельник А. Г. Практика почитания преподобного Иосифа Волоцкого в XVI в. // Вестник истории, литературы, искусства. — М., 2012. — Т. 8. — С. 125—135. — ISBN 978-5-9606-0117-7.
  • Преподобные Иосиф Волоцкий и Нил Сорский / сост. иеромонах Герман (Чекунов). — М.: Рус. издат. центр, Иосифо-Волоцкий ставропигиальный муж. монастырь, 2011. — 320 с., ил. — 6000 экз. — ISBN 978-5-4249-0003-7
  • Томсинов В. А. Политико-правовое учение Иосифа Волоцкого. // История политических и правовых учений. — М.: Изд-во МГУ, 1999.
  • Ульянов О. Г. Духовная борьба за авторитет государственной власти на рубеже XV – XVI вв. (прп. Иосиф Волоцкий и Собор 1504 г.) // Духовные основы Российской государственности. Материалы XII Международных Рождественских чтений. М., 2004.
  • Ульянов О. Г. 500 лет собору «на еретиков» и его влияние на программу росписи 1508 г. Благовещенского храма Московского Кремля // Иерархия в Древней Руси. Материалы XII Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Вып. XII. Можайск, 2005. С. 153-172.
  • Фролов Д. Д. Духовное наследие Иосифа Волоцкого в контексте русской культуры // Социально-экономическое развитие Москвы и Московской области в условиях современных глобальных вызовов: сб. науч. ст. / Е. Н. Геворкян. — М.: МГПУ, 2016. — С. 145–149. — 152 с. — 100 экз. — ISBN 978-5-243-00493-0.
  • T. Allan Smith, «Divine economy and repentance in Discourse 4 of The Enlightener by Iosif Volotskii,» Canadian Slavonic Papers 60, no.1-2 (2018)

Преподобный Иосиф Волоцкий: утраченная тонкость

Много лет назад один крупный ученый бросил ироничную фразу про эпос древних скандинавов: «О нем написано очень много. Тем не менее, кое-что о нем все еще известно».

К несчастью, о святом Иосифе Волоцком можно сказать ровно то же самое. Для современного образованного человека это странная фигура. О нем написаны горы книг и статей. В нашей публицистике, особенно политизированной, создан устойчивый образ этого человека, давно затмивший истинные черты его личности. Вокруг фантома без конца полемизирует, не замечая… как далек от предмета споров «оригинал». Для одной группы спорщиков преподобный Иосиф — зачинатель «садически жестокой» традиции в истории нашей Церкви, русский инквизитор в колпаке с прорезями для глаз, сторонник безудержного обогащения духовной власти и раболепный прислужник власти светской. Иначе говоря, ходячий кошмар. Для другой — это истинно-русский патриот, верный слуга престола, идейный вдохновитель славной опричнины и суровый борец за чистоту веры. Другими словами, образец нравственного совершенства.

Преподобного Иосифа как будто «растащили на клипы». Упростили. Сделали понятнее…

И убили, таким образом, всю многозначность этой фигуры. А ведь он был тонким мыслителем, человеком сложной душевной организации, блистательным интеллектуалом. Что же касается отношений этого духовными пастыря со светскими властями, то они никогда не носили признаков раболепия, более того, вообще не были ровными и благополучными. Ему не раз приходилось испытывать тяжелые удары со стороны светских правителей.

Наша интеллигенция склонна ставить Иосифу Волоцкому в вину, во-первых, исходящую от него апологию церковного «стяжательства» и, во-вторых, гонения на еретиков-«жидовствующих».

Как понимал «стяжание церковное» сам святой Иосиф? Он вовсе не стремился сделать богатыми иноков, священников и архиереев. Но большие монастыри, да и Церковь в целом — да, должны обладать значительным доходом, ибо только так у Церкви появляется надежный источник для строительства храмов, для наполнения их богослужебной утварью, для милостыни. Обобщая — только так можно поддержать их самостоятельность, их независимость от воли «сильных людей».

Его собственная обитель жила по строжайшему уставу, он сам ходил в ветхой рясе. Во время голода иноки раздавали все свои припасы окрестным жителям и даже покупали для них хлеб на монастырские деньги.

Перу святого Иосифа принадлежит полемический сборник — «Книга на новгородских еретиков» или, иначе «Просветитель». «Слова» (отдельные поучения), составившие этот сборник, он создавал в то время, когда еретикам покровительствовал сам великий князь московский, они были в силе, их боялись. И правитель русский склонялся к мысли воспользоваться их помощью, чтобы «разъяснить» Русскую церковь, как Шариков — чучело совы в «Собачьем сердце». Иначе говоря, отобрать земли, уничтожить старинную самостоятельность, упростить и подчинить своему контролю. Высокопоставленные еретики занимали важные посты в духовной и светской иерархии, пользовались большой властью. Их действия вели к разрушению церковного организма и тотальному искажению веры. Противники «жидовствующих» претерпели немало бед. Защищая свою Церковь от этого недуга, преподобный Иосиф многим рисковал. Шла борьба, обе стороны дрались отчаянно…

Талант полемиста, коим в полной мере обладал Иосиф Волоцкий, сыграл очень важную роль в победе над ересью. Он требовал самых жестких мер, включая смертную казнь. Здесь преподобный Иосиф следовал древней византийской традиции.

Зададимся вопросом: можно ли было поступить иначе? Виднейшие деятели Церкви колебались на этот счет. Русская политическая культура тогда была более мягкой, чем византийская и западноевропейская. В Московском государстве до Ивана Грозного вообще не устраивали массовых репрессий. «Огненная казнь» для еретиков выглядела на Руси устрашающей «новиной»… Преподобный Иосиф требовал самого сурового отношения к ним, поскольку нарыв зрел на протяжении многих лет, и прочие, традиционные для нашей Церкви методы, — полемика, увещевания, отправка в дальние обители на покаяние — давно были исчерпаны, не дав результата. Нападки «жидовствующих» на Церковь и веру возобновлялись вновь и вновь. Трудно сказать, удалось бы с ними справиться иным способом.

В 1504 году русская столица озарилась кострами, на которых пылали вожди «жидовствующих». В огонь попало лишь девять человек. Подавляющее большинство избегло костра: их отправили в отдаленные монастыри на покаяние. Стоит ли напоминать, что прими обстоятельства иной оборот, и преподобный Иосиф сам мог оказаться и на костре, и в дальней ссылке?

Для нашего времени та эпоха не должна служить образцом. Жестокое наказание обрушилось на еретиков лишь тогда, когда Церковь оказалась на краю гибели. Позднее такое случилось лишь однажды — во времена гонений от соввласти, при «обновленцах»… Сейчас Русская Православная Церковь избавлена от столь мучительных степеней страдания. Да и мир наш стал мягче, легче в нем следовать заповеди Господней «не убий».

Преподобный Иосиф не напрасно стяжал славу столпа русского иночества. Он никогда ничего не искал для себя лично. Ни богатства, ни славы, ни положения придворного священника. Он говорил и действовал, защищая веру свою, Церковь свою, да монашескую братию в своей обители. Он был истинным монахом, презревшим все блага мира сего ради Христа. Общерусское почитание его установилось в 1589 году. Преподобного Иосифа канонизировали как образцового инока, обличителя ересей и великого чудотворца.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *