Ипатьевский монастырь Кострома фото

Ипатьевский монастырь Святой Троицы в Костроме.

Ипатьевский монастырь Святой Троицы стоит при впадении реки Костромы в Волгу. Это древнейший архитектурный ансамбль города. Монастырь навсегда вошел в историю России в 1613 году, когда здесь был совершен чин избрания Михаила Федоровича Романова на царство. Но обо всем по порядку.

Самый красивый вид на Ипатьевский монастырь открывается с противоположного берега реки Костромы, широко разливающейся перед обителью.

Сам берег не очень красивый. Тут расположены старые заводы, бетонные плиты, закрывающие теплотрассу…

Но на все это не обращаешь внимания когда перед тобой отражается в воде белоснежный монастырь с золотыми куполами и изумрудными крышами.

Путь к Ипатьевскому монастырю лежит через автомобильно-пешеходный мост.

С моста можно разглядеть дальние берега Волги.

И сам архитектурный комплекс монастыря — как на ладони!

Мы приехали в Кострому очень рано и, пройдя через весь город от вокзала до монастыря пешком, уже к восьми утра подходили к стенам Ипатьевского монастыря.

Вход для посетителей в него открывается в 9-00.

В итоге у нас был целый час, и мы решили обойти монастырь и рассмотреть его с разных сторон.

Ипатьевский монастырь Святой Троицы в Костроме впервые упоминается на страницах летописей в 1432 году. Однако, считается что основан он был гораздо раньше. По одной из версий это произошло ещё в 13 веке. При этом монастырская легенда относит время создания его ко второй четверти 14 века (1330 году) и гласит, что основан он был выходцем из Золотой Орды, знатным татарским мурзой Четом.

Когда Чет плыл по Волге, он тяжело заболел и сделал стоянку на месте, где ныне стоит монастырь. Во сне ему явилась Богоматерь и пообещала исцеление, если он построит обитель в честь апостола Филиппа и святителя Ипатия.

Чету действительно стало лучше. Приехав в Москву, он принял православную веру, крестившись под именем Захария. Также он испросил у великого князя разрешения на строительство монастыря во имя св. Ипатия на месте «чудесного» исцеления.

Захарий стал родоначальником костромских вотчинников Зерновых, Сабуровых, Шеиных, Вельяминовых-Зерновых и Годуновых — знатных боярских фамилий, покровителей монастыря.

С возвышением Годуновых связан и расцвет монастыря. На средства Годуновых, и в частности фактически правящего с 1585 страной Бориса Годунова к 1605 году было проведено полное переустройство монастыря. Было выполнено много каменных построек. Так что Ипатьевский монастырь стал называться «преименитой лаврой».

В Смутное время монастырь захватили поляки. Для того чтобы выбить их из крепости пришлось взорвать одну из стен монастыря. Эту задачу в ночь с 24 на 25 сентября 1609 года ценой собственных жизней выполнили костромские служивые люди Константин Мезенцев и Николай Косыгин. Монастырь был освобожден от интервентов.

Неподалеку от монастыря совершил свой знаменитый подвиг Иван Сусанин, который завел в непроходимые костромские леса польских диверсантов, желавших захватить избранного царя Михаила Федоровича Романова, находившегося в тот момент в селе Домнине.

Михаил бежал из села в Ипатьевский монастырь и именно здесь в 1613 году совершилось принятие им Всероссийского престола.

Между тем час прошёл и вход в монастырь был открыт…

Других посетителей ещё не было, потому можно было сделать редкий кадр без людей на монастырской площади. Буквально через несколько минут здесь уже стало многолюдно.

Центральным храмом монастыря является Собор Троицы Живоначальной, построенный в 1650-1652 годах на месте одноименного деревянного собора, открытого в 1560 году и разрушившегося в 1649-м.

К счастью, после закрытия монастыря после револиции собор не постигла участь костромского кремля и его не разрушили. Сначала здесь размещался рабочий поселок, а на рубеже пятидесятых-шестидесятых годов в монастыре разместился историко-художественный музей-заповедник и началось его восстановление, пусть и как музея. В 1991 году в соборе была впервые за многие десятилетия проведена Божественная литургия а вскоре, в феврале 1992 года Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь был возрожден .

Возле Троицкого собора расположена монастырская звонница.

Считается что звонница построена в 1603 г.

Секция с башней была пристроена к звоннице чуть позднее — в середине 17 века.

Исторические колокола звонницы не сохранились. Потому сегодня на монастырской звоннице расположены колокола, которые были доставлены сюда в 1956 г. из села Малое Анфимово.

А в пристройке к звоннице распологается небольшое монастырское кафе.

В 2013 году к празднованию 400-летия дома Романовых в монастыре была освящена восстановленная церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

Первая церковь Рождества Пресвятой Богородицы была построена в Ипатьевском монастыре ещё в 1564 году и была деревянной. К 1767 она была перестроена в камне. А после революции в 1932 году храм был разрушен. И лишь в 2008 году по инициативе Дмитрия Медведева, бывшего в те годы президентом России, началось восстановление церкви.

Ещё одна церковь монастыря — это церковь Хрисанфа и Дарии, строившаяся с 1840 по 1859 годы.

С инициативой стрительства данного храма выступил император Николай I, посетивший Ипатьевский монастырь в 1834 году. Автором проекта храма Хрисанфа и Дарии был известный архитектор К.А. Тон.

Как и весь монастырь, после революции храм был закрыт и приспособлен под жилье рабочих текстильной промышленности. После передан музею. Лишь в 2004 году он был возвращен церкви и в 2008 году здесь вновь стали проводить богослужения.

Церковь Хрисанфа и Дарии пристроена к Архиерейскому корпусу

Между Архиерейском и Братским корпусом находится вход в монастырь. Святые врата.

Братский корпус прилегает к Палатам бояр Романовых

Здесь при Борисе Годунове жили в ссылке Романовы, а в годы Смутного времени они получили монастырь в вотчинное владение как вознаграждение за их опалу при Годуновых. В 1613 году именно тут скрывался от польских диверсантов Михаил Федорович.

На земском соборе в феврале 1613 года Михаила Романова избрали царем, и в монастырь явилось посольство из духовенства и бояр. Здесь, в Троицком соборе, был совершен чин избрания Михаила Федоровича на царство, поэтому Ипатьевский монастырь неизменно величали «колыбелью дома Романовых».

Сейчас в палатах бояр Романовых размещена выставка реликвий, связанных с призванием Михаила Федоровича на царство.

Территорию монастыря делят на 2 части Внутренние ворота XVI века постройки. Слева от них корпус над монастырскими погребами

В корпусе свечного завода также находится музейная экспозиция.

Тут есть сразу несколько изображений Николы Можайского. Правда меч и град, которые должны быть в руках у святого, утрачены.

У второго Николы также нет меча и города.

Иные экспонаты сохранились гораздо лучше и выглядят — будто из сказки.

В центре монастыря находится памятник-колонна 19 века по сторонам которого размещены таблички с описанием славной истории обители.

За воротами монастыря также есть несколько примечательных объектов. Самый новый из них — часовня «Царская Голгофа» освященная в 2013 году.

Часовня построена в честь Святых Царственных мучеников с их верными слугами и стоит прямо на пути к Ипатьевскому монастырю около моста через реку Кострома.

Рядом — поклонный крест

На фасаде изображены сами Святые Царственные Страстотерпцы.

Часовня открыта к празднованию 400-летия дома Романовых.

В нескольких десятках метров от часовни древняя церковь Иоанна Богослова 1681 — 1687 годов постройки.

Она была построена на месте двух деревянных церквей, устроенных в 1562 г. по грамоте Московского митрополита Макария и сгоревших в 1681 г.

Придельный храм с престолами во имя святого Николая и в честь Феодоровской иконы Божией Матери устроен в 1901 г.

Храм обнесен оградой, в периметре которой находится церковное кладбище.

По соседству находится деревянная церковь Собора Пресвятой Богородицы. Это экспонат Музея деревянного зодчества, перевезенный сюда из села Холм.

Считается, что храм построен в 1552 г. мастерами Карпом и Папилой.

Первоначально, возможно, он имел шатровое завершение, а существующие венчающий восьмерик и пятиглавие сделаны в ХVIII в., когда основной восьмерик был понижен. Некоторые специалисты, однако, считают, что церковь изначально имела нынешнюю композицию.

В начале ХХ в. под сруб был подведен фундамент и сделан цоколь высотой около двух метров . Церковь была обшита с фасадов тесом, кровля покрыта железом. В 1944-1945 гг. обрушился верхний ярус храма и потолок нижнего восьмерика. В 1960 г. церковь была перевезена из Галичского района, где она стояла на погосте в полутора километрах от с. Холм.

Реставрационные работы выполнены в 1960-1962 гг. по проекту арх. А.В. Ополовникова и при участии арх. И.Ш. Шевелева.

Основная экспозиция музея деревянного зодчества находится по другую сторону от Ипатьевского монастыря.

Правда в отсутствии понятной навигации мы так и не поняли где в него вход.

Так что рассмотреть его удалось лишь с вала плотины вдоль берега реки Костромы.

Ипатьевский монастырь в Костроме посещали многие русские правители из династии Романовых. Президенты современной России продолжили эту традицию.

Приезжайте и Вы в Кострому и обязательно посетите Ипатьевский монастырь Святой Троицы.

Ипатьевский монастырь

Монастырь

Ипатьевский монастырь


Вид со стороны старого русла реки Костромы

Страна

Россия

Город

Кострома

Конфессия

Православие

Епархия

Костромская

Тип

мужской

Основатель

Захария (Чет)

Первое упоминание

1432 год

Дата основания

около 1330 (или 1275)

Здания

Троицкий собор (1650—1652) • Звонница (1603—1605) • Архиерейский корпус (XVIII в.) • Палаты бояр Романовых (XVI в., реконстр. сер. XIX в.) • Братский корпус (XVIII в.)

Настоятель

священноархимандрит Ферапонт, епископ Костромской и Галичский; наместник: игумен Пётр (Ерышалов)

Статус

Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 441520312770006 (ЕГРОКН). Объект № 4410051000 (БД Викигида)

Состояние

реставрация

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь — мужской монастырь в западной части Костромы на берегу одноимённой реки недалеко от её впадения в Волгу. Относится к Костромской епархии Русской православной церкви. Обитель сыграла заметную роль в событиях Смутного времени. В честь монастыря названа найденная там Ипатьевская летопись.

Расположение

А. Боголюбов Ипатьевский монастырь близ Костромы. 1861. Холст, масло.

Монастырь впервые в летописи упоминается в 1432 году, но основан, возможно, был гораздо раньше. Территория его состоит из двух частей: Старого и Нового города. Оба участка обнесены высокими каменными стенами. Старый город имеет форму неправильного пятиугольника. Композиционный центр монастыря — монументальный пятиглавый Троицкий собор; рядом стоит звонница.

В послевоенное время к стенам монастыря со всей Костромской области были свезены памятники деревянного зодчества и создан музей под открытым небом. За ним раскинулась Ипатьевская слобода, в старину принадлежавшая монастырю; там сохранилась пятиглавая церковь святого апостола Иоанна Богослова (XVII век).

История

Основание монастыря

Согласно поздней легенде, монастырь основан около 1330 года татарским мурзою Четом, родоначальником рода Годуновых и Сабуровых, бежавшим из Золотой Орды к Ивану Калите и принявшим в Москве крещение под именем Захария. В этом месте ему было видение Божией Матери с предстоящими апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским, результатом которого стало его исцеление от болезни. В благодарность за исцеление на этом месте был основан монастырь. Современные исследователи считают мурзу Чета мифической фигурой, а «Сказание о князе Чете» генеалогической легендой, призванной придать княжеский статус роду Годуновых.

Историк, академик Степан Веселовский относил основание монастыря к концу XIII века. Первоначально был построен храм Святой Троицы, затем храм Рождества Богородицы, несколько келий и мощная дубовая стена. Вокруг располагались жилые и хозяйственные постройки. Все строения были деревянными.

По одной из версий, монастырь основал князь Василий Ярославич, брат Александра Невского, ставший уже великим князем Владимирским, но предпочитавший жить в Костроме. Деяния Василия Ярославича приписываются также легендарному князю XIII века Василию по прозвищу Квашня. По другой версии, монастырь основали новгородцы, так как Святой Ипатий почитался в Новгороде как покровитель посадников, а река Кострома издавна служила одним из путей продвижения новгородцев на Волгу.

Башни и стены Нового города

После смерти князя Василия и упразднения Костромского княжества монастырь попал под покровительство рода Годуновых, возвысившегося в середине XVI века. Годуновы, как и некоторые другие знатные боярские роды (Захарьины, Вельяминовы, Сабуровы, Шеины), считали Захарию (Чета) родоначальником. Его представители становились ктиторами Ипатьевского монастыря. На территории монастыря расположена усыпальница этого древнего и знаменитого боярского рода, в том числе могилы отца и матери Бориса Годунова.

В этот период происходит бурное развитие монастыря. Только с 1586 по 1591 год монастырь получил от Годуновых 1000 рублей и несколько сёл. В результате земельный фонд монастыря вырос вчетверо, и к 1600 году обитель стала четвёртой среди всех российских монастырей-землевладельцев, владея более чем 400 сёлами.

На средства Дмитрия Годунова, дяди будущего царя Бориса Годунова, вокруг монастыря были возведены каменные стены с шестью башнями и заложен Троицкий собор с приделами во имя апостола Филиппа и священномученика Ипатия Гангрского. В 1564 году завершилось строительство зимней церкви Рождества Пресвятой Богородицы с приделом святителя Иоанна Златоуста. Над Святыми вратами в 1595—1597 годах был возведён храм, посвящённый священномученикам Феодору Стратилату и Ирине — небесным покровителям царя Фёдора Иоанновича и его супруги царицы Ирины Фёдоровны, родной сестры Бориса Годунова; каменные звонница, кельи настоятеля и монастырского эконома. Кроме этого, Годуновы сделали многочисленные пожертвования церковных книг и утвари. В монастыре были созданы мастерская живописи и большая библиотека книг и рукописей.

Благодаря усилиям Годуновых к концу XVI века монастырь получил особую значимость в политической и духовной жизни средневековой Руси. Современники нередко называли обитель «Преименитой Лаврой», а настоятелю монастыря игумену Иакову в 1599 году был пожалован сан архимандрита, что подчёркивало особую церковную и государственную значимость обители.

Смутное время

Призвание на царство Михаила Фёдоровича / Книга венчания на царство Михаила Фёдоровича Романова. 1672 год. Иосиф Шелковников

В годы Смуты монастырь пережил период упадка: после обращения царя Василия Шуйского за финансовой помощью для войны с Иваном Болотниковым и Тушинским вором архимандрит обители Феодосий и игумен соседнего костромского Богоявленского монастыря Арсений в октябре 1608 года отправились в Тушино, где и принесли присягу Лжедмитрию II. С этого времени монастырь находился в руках сторонников Лжедмитрия II и патриарха Филарета.

В конце февраля 1609 года костромичи восстали, перебили тушинский гарнизон и осадили Ипатьевскую обитель. Однако взять её сразу не удалось — она представляла собой сильную крепость, окружённую мощными каменными стенами, на которых были установлены 27 пушек. В конце апреля к монастырю подошло войско Василия Шуйского во главе с мангазейским воеводой Давыдом Жеребцовым и приступило к осадным работам. В мае того года Александр Лисовский, сняв часть войска из-под Троице-Сергиевой лавры, попытался деблокировать Ипатьевский монастырь, но потерпел неудачу. Тем не менее костромская цитадель была захвачена Жеребцовым лишь в сентябре 1609 года.

В кельях монастыря, построенных в 1583 году, с осени 1612 года жили юный Михаил Романов со своей матерью монахиней Марфой. 13 марта 1613 года в монастырь прибыло посольство Земского собора, избравшего 16-летнего Михаила царём, во главе с архиепископом рязанским Феодоритом, келарём Троице-Сергиева монастыря Авраамием Палицыным и боярином Фёдором Шереметевым. 14 марта в Троицком соборе монастыря был совершён торжественный обряд призвания на царство Михаила Романова, положивший конец Смутному времени.

Колыбель династии Романовых

Царская династия Романовых началась обрядом призвания на царство в Ипатьевском монастыре и закончилась расстрелом царской семьи в Ипатьевском же доме (в Екатеринбурге).

При Романовых монастырь как «колыбель династии» занял привилегированное положение, история родовой обители Годуновых тесно переплелась с историей царствующего дома Романовых, которые стали щедрыми покровителями Ипатьевской обители. Члены царской семьи почитали Ипатьевский монастырь как свою фамильную святыню. При вступлении на престол каждый из царей считал своим долгом посетить обитель и сделать щедрые вклады.

Троицкий собор

По указу Михаила Фёдоровича Романова вдоль западной стены был отстроен Новый город. Он был обнесён высокими стенами с двумя воротами и тремя башнями: двумя наугольными и надвратной, средней между ними. Последняя (известная также как «Зелёная» по цвету черепичной крыши) с восьмигранным каменным шатром была заложена в месте, где 19 марта 1613 года остановился крестный ход, провожавший Михаила Фёдоровича в Москву после его избрания на царство.

Однако взрыв порохового погреба, разрушивший в 1649 году Троицкий собор, мало что оставил от вкладных икон предшествующего времени. Вновь выстроенный собор значительно превосходил по размерам погибшую церковь. В 1685 году он был расписан артелью мастеров-изографов под руководством Гурия Никитина. Фрески собора — одно из замечательных произведений фресковой живописи второй половины XVII века, уникальные по своему исполнению, композиции и разнообразию сюжетов.

В 1767 году к приезду в Кострому императрицы Екатерины II в северном прясле крепостной стены были устроены Екатерининские ворота, ставшие основным входом в монастырь. Нарядное и яркое по формам сооружение в стиле барокко оформлено триумфальными арками. На внешнем фасаде в основании высокого аттика размещен лепной картуш с монограммой Екатерины II. Со стороны Старого города ворота украшены фронтоном с рельефным изображением «всевидящего ока».

В 1839 году в центре Старого города на монастырской площади была поставлена памятная колонна в память знаменитых событий и лиц, оставивших след в истории Ипатьевского монастыря.

В 1837—1863 гг. под руководством архитектора К. А. Тона была проведена масштабная реконструкция монастыря. Вдоль стен по низкому берегу реки Костромы был возведен т. н. «обруб» — плотинное сооружение, защищавшее монастырские здания и крепостные сооружения от затопления во время весенних разливов. К. А. Тон заново оформил фасад монастыря, спроектировал шатровую церковь святых мучеников Хрисанфа и Дарии над Святыми воротами (со стороны реки Костромы) и соединенный с Троицким собором пятиглавый в византийско-русском стиле храм Рождества Пресвятой Богородицы (уничтожен в 1934 году). Тогда же под видом реставрации были надстроены Романовские палаты и возведена «царская лестница» с широким маршем на второй этаж. Стены второго этажа снаружи расписаны «в шашку». Интерьер постройки украсили изразцовые печи, выполненные по проекту Ф. Ф. Рихтера.

В мае 1913 года монастырь стал средоточием празднования трёхсотлетия дома Романовых. Во время празднования юбилея в монастырь приезжал Николай II и жил в специально построенном для него деревянном доме, возведённом за стенами обители.

Настоятели

Список настоятелей

  • Феогност, игумен (1511)
  • Паисий, игумен (1537)
  • Вассиан, игумен (1558—1566)
  • Никандр, игумен (1572—1574)
  • Порфирий, игумен (?-1582)
  • Варлаам, игумен (1582—1584)
  • Гурий Ступишин, строитель (1585—1598)
  • Иаков, первый архимандрит (1597—1606)
  • Феодосий, архимандрит (1608)
  • Кирилл, архимандрит (1613—1616)
  • Иосиф, архимандрит (1617—1622)
  • Пафнутий, архимандрит (1622—1631)
  • Тихон, архимандрит (1631—1640)
  • Иосиф, архимандрит (1640—1641)
  • Авраамий, архимандрит (1642—1646)
  • Сергий (Шелонин), архимандрит (1646—1649)
  • Гермоген, архимандрит (1649—1653)
  • Тихон, архимандрит (1653—1663)
  • Мисаил, архимандрит (1663—1666)
  • Кирилл, архимандрит (1666—1670)
  • Феодосий, архимандрит (1670—1674)
  • Антоний, архимандрит (24 января 1675—1683)
  • Пахомий, архимандрит (1683—1684)
  • Феодосий, архимандрит (1684—1692)
  • Паисий, архимандрит (1692—1698) скончался в Москве 28 мая 1701 года
  • Симеон, архимандрит (12 сентября 1698 — 22 января 1711)
  • Тихон, архимандрит (1711—1720)
  • Гавриил (Бужинский), архимандрит (22 января 1721 — 24 марта 1722)
  • Серапион, архимандрит (1722—1730)
  • Платон (Малиновский), архимандрит (14 апреля 1730 — 12 августа 1732)
  • Амвросий (Юшкевич), архимандрит (1732—1734)
  • Никодим (Сребницкий), архимандрит (июль 1734 — 18 января 1736)
  • Пимен (Савёлов), архимандрит (февраль 1736 — 29 июня 1740)
  • Феофилакт (Губанов), архимандрит (9 октября 1740 — 14 сентября 1743)
  • Симон (Тодорский), архимандрит (12 сентября 1743 — 31 марта 1745)
  • Платон (18??—1845)
  • Иаков (в миру Беневоленский Мартын Евплаксиевич), архимандрит
  • Николай (Покровский), архимандрит (1918 — 1 марта 1919)
  • Иероним (Тестин), архимандрит (17 июля — 31 октября 1996)
  • Павел (Фокин), архимандрит (1996—2002)
  • Иоанн (Павлихин), архимандрит (2004—2011)
  • Алексий (Фролов), архиепископ (2011—2013)
  • Ферапонт (Кашин), епископ (2013—по наст. вр.)

Советский период

Уничтоженная в 1934 г. церковь Рождества Богородицы (автор фото С. М. Прокудин-Горский, 1910 год)

После Октябрьской революции, в 1919 году, монастырь был упразднён, а его материальные ценности национализированы. Большая часть монастырской ризницы комиссиями Гохрана была вывезена в Москву, остатки поступили на хранение в Костромской краеведческий музей.

Монастырские постройки были приспособлены для жительства рабочих костромских текстильных предприятий, тут же размещались детский приют и военные казармы, были устроены стадион и танцплощадка. Во время массового уничтожения костромских храмов в 1934 году был разрушен храм Рождества Пресвятой Богородицы.

В середине 1950-х годов общежития в монастырских корпусах расселили, а в 1958 году в Ипатьевском монастыре создан Костромской государственный историко-архитектурный музей-заповедник. Работы, произведённые костромской реставрационной мастерской, позволили освободить древние постройки от позднейших искажений.

В середине 1950-х при затоплении Костромской низины в Новый город монастыря были перевезены Спасо-Преображенская церковь из села Спас-Вёжи и четыре бани (д. Ведёрки), ставшие первыми экспонатами нового музея деревянного зодчества. В конце 1960-х гг. музейный комплекс существенно расширился на участке к югу от монастыря, на мысу, образованном впадением реки Костромы в Волгу. Выстроенные вдоль левого берега речки Игуменки церкви, жилые дома и всевозможные хозяйственные постройки формируют композиционный стержень музейного комплекса

В 1980-е гг. вокруг монастыря не раз проходили киносъёмки. Архитектурный ансамбль можно видеть в таких фильмах, как «Жестокий романс» Эльдара Рязанова и «Очи чёрные» Никиты Михалкова. В 1986 году автопешеходный мост через реку Кострому соединил территорию Ипатьевской слободы с центральной частью города.

Современная жизнь монастыря

Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела. Вы можете помочь проекту, обновив её и убрав после этого данный шаблон.

Ипатьевский монастырь с высоты птичьего полёта Ипатьевский монастырь — серебряная памятная монета Банка России, 2003 г.

23 ноября 1989 года состоялось первое после закрытия монастыря богослужение, в 1991 году была зарегистрирована Свято-Троицкая Ипатьевская монашеская община. В 1993 году, несмотря на протесты со стороны музея-заповедника и общественности, в пользование монашеской общины была передана территория Нового города.

В сентябре 2002 года в результате халатности насельников полностью сгорел главный экспонат музея деревянного зодчества внутри Нового города — церковь Спаса Преображения 1628 года постройки, привезённая из села Спас-Вёжи.

30 декабря 2004 года Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом Российской Федерации, согласно поручению Президента России В. В. Путина от 20.12.2003, было подписано распоряжение № 1555-р о передаче зданий и строений Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря г. Костромы Костромской епархии. 31 декабря Костромской епархией с территориальным отделением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом РФ были подписаны договор безвозмездного пользования и акты приёма-передачи на весь комплекс строений Свято-Троицкой Ипатьевской обители. В новый 2005 год Костромская епархия вступила законным пользователем ансамбля Ипатьевского монастыря города Костромы. Данное решение вызвало возмущение журналистов, так как музей-заповедник фактически оказался на улице.

Священноархимандритом монастыря является епископ Костромской и Галичский Ферапонт (Кашин), его наместником — иеромонах Пётр (Ерышалов).

Монастырь посещался всеми Президентами Российской Федерации в период исполнения ими полномочий:

  • 19 июня 1998 года монастырь посетил Президент Борис Ельцин.
  • 24 марта 2005 года монастырь посетил Президент Владимир Путин.
  • 15 мая 2008 года (на 8-й день после вступления в должность) монастырь посетил Президент Дмитрий Медведев;

Вход на территорию и в Троицкий собор бесплатный. Взимается плата за посещение экспозиций Церковного Историко-археологического музея: взрослым 100 руб., иностранным гражданам 130 руб., плата за фотосъёмку составляет 100 руб., есть скидки для студентов, школьников и пенсионеров (на 9 марта 2013 г).

По состоянию на 24 ноября 2017 года вход на территорию монастыря контролируют музейные работники, которые требуют входную плату 150 руб. Бесплатно можно пройти только в храмы во время совершения богослужений.

Архитектурный ансамбль Ипатьевского монастыря

Объект культурного наследия, объект № 4410051000
объект № 4410051000

  • Троицкий соборный храм (1650—1652).
  • Звонница (1603—1605)
  • Архиерейский корпус (XVIII век) со Святыми воротами и надвратной церковью великомучеников Хрисанфа и Дарии (середина XIX века)
  • Палаты бояр Романовых (XVI век, реконструированы в середине XIX века)
  • Наместничий корпус (XVI век, реконструирован в середине XIX века)
  • Братский корпус (XVIII век.)
  • Кельи над погребами (XVI—XVIII века)
  • Трапезный корпус (XVI—XVII века)
  • Свечной корпус (XIX век)
  • Стены и башни Старого города (Кузнечная, Пороховая, Водяная, Воскобойная, Квасная) (XVI—XVII века)
  • Стены и башни Нового города (XVII век)

В 2008 году президент РФ Дмитрий Медведев в ходе посещения монастыря дал поручение восстановить церковь Рождества Пресвятой Богородицы в первозданном виде. К началу 2015 года закончены основные строительные работы. 19 июля 2015 года патриарх Кирилл совершил чин великого освящения восстановленного храма.

  • Архиерейский корпус, Троицкий собор и звонница; на переднем плане — памятная колонна (2005)

  • Палаты бояр Романовых

  • Фрагмент фресок Троицкого собора

  • Интерьер Троицкого собора

> См. также

  • Ипатьевская летопись
  • Годуновская школа иконописи

Примечания

  1. Веселовский С. Б. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. — М., 1969. — С. 162—168; Кобрин В. Б. Опричнина. Генеалогия. Антропология. Избранные труды. — М., 2008. — С. 36.
  2. 1 2 Когда и кем был основан Ипатьевский монастырь?.
  3. Усыпальница бояр Годуновых Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine
  4. Арсюхин Е., Андрианова Н. Кострома: былое и небылое. Ипатьевский монастырь (Проверено 21 августа 2011)
  5. Звонница. Колокольня Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine
  6. Кельи над погребами Архивная копия от 2 июня 2011 на Wayback Machine
  7. История обители Архивная копия от 21 ноября 2011 на Wayback Machine
  8. 1 2 Широкорад А. Б. Тщательно забытые факты Смутного времени// Независимая газета. — 26.9.2008.
  9. Екатерининские ворота Архивная копия от 2 июня 2011 на Wayback Machine
  10. Святые ворота с надвратной церковью Хрисанфа и Дарии Архивная копия от 2 июня 2011 на Wayback Machine
  11. Тихон (архимандрит Ипатьевского монастыря) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  12. И. Ефимович. Платон (архимандрит) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  13. В Костроме сгорела уникальная церковь
  14. Кострома|Музей деревянного зодчества. Церковь Спаса Преображения из с. Спас-Вежи. Фотографии и описание (недоступная ссылка). Дата обращения 21 мая 2007. Архивировано 26 сентября 2007 года.
  15. История Ипатьевского монастыря
  16. Музей-заповедник «Ипатьевский монастырь» переводят в здание вытрезвителя
  17. Голодовке баста!. Архивировано 3 августа 2012 года.
  18. Борис Ельцин в воспоминаниях костромичей (недоступная ссылка)
  19. Президент пообещал выделить на Ипатьевский монастырь 50 млн рублей
  20. Медведев посетил Ипатьевский и Богоявленский монастыри в Костроме РИА «Новости» 15 мая 2008 г
  21. Церковный Историко-археологический музей Костромской епархии
  22. Васильев Л. С., Зонтиков Н. А. Правильно ли мы датируем Троицкий собор Ипатьевского монастыря?

Литература

  • Брюсова В. Г. Ипатьевский монастырь: Памятники архитектуры и искусства: Очерк. — Ярославль: Верхне-Волжское кн. изд-во, 1968. — 104 с. — 40 000 экз.
  • Брюсова В. Г. Ипатьевский монастырь. — М.: Искусство, 1982. — 208 с. — 30 000 экз.
  • Куколевская О. С. Стенопись Троицкого собора Ипатьевского монастыря. В 2 т. / Авт.-сост. О. С. Куколевская (при участии А. А. Адашинской и Л. В. Нерсесяна). — М.: Северный паломник, 2008. — 288 с. + 432 с. — ISBN 978-5-94431-258-7 (Т. 1), ISBN 978-5-94431-259-4 (Т. 2)
  • Лукомские Г. и В. Кострома. — СПб., 1913.
  • Мельник А. Г. Костромской Ипатьевский монастырь как центр почитания русских святых в конце XVI века // Макариевские чтения. Героическая оборона Можайска 1617-1618 годов. — Можайск, 2019. — Вып. 26. — С. 86—91. — ISBN 978-5-6042243-9-7.
  • Островский П. Ф. Историко-статистическое описание Костромского первоклассного кафедрального Ипатиевского монастыря. — Кострома, 1870. — 305 с.
  • Рогов И. В., Уткин С. А. Ипатьевский монастырь. Исторический очерк. — М., 2003.
  • Чернецов А. В. Золоченые двери XVI века: (Соборы Московского Кремля и Троицкий собор Ипатьевского монастыря в Костроме). — М.: Наука, 1992. — 216 с. — 1550 экз. — ISBN 5-02-010086-2.

Ссылки

  • Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь: официальный сайт
  • Церковный Историко-археологический музей Костромской епархии Русской Православной Церкви
  • Карта (maps.yandex.ru)
  • Спутниковое фото (maps.google.com)
  • Краткая история Ипатьевской обители
  • Костромской Ипатьевский монастырь: Издание редакции Костромских епархиальных ведомостей/ Под ред. И. В. Баженова. — Кострома, 1913
  • Зонтиков Н. А. Когда и кем был основан Ипатиевский монастырь? / Костромская земля. Краеведческий альманах Костромского фонда культуры. — Вып. 6. — Кострома, 2006. — С. 5-99.

Древнерусская стенопись

Древняя Русь
XI-XII вв.

Псковская земля
XIV-XV вв.

Новгородская земля
XIV-XV вв.

Московская Русь
XV века

Успенский собор на Городке • Успенский собор во Владимире • Успенский собор в Москве (приделы, жертвенник) • Собор Ферапонтова монастыря

Русское государство
XVI века

Русское царство
XVII века

Утраченные в XX веке ансамбли стенописи зачёркнуты, сохранившиеся фрагментарно — выделены курсивом

Густомесово. Церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Церковь Успения в селе Густомесово бывшего Нерехтского уезда (ныне Красносельского района) — яркий пример приходского храма в русском стиле, в оригинальной объёмной композиции которого заметно влияние модерна. Стоит на северо — западной части села, расположенного на высоком берегу Волги и хорошо виден с реки. Кирпичная Успенская церковь, вероятно, сменившая более ранний деревянный храм, возведена предположительно по проекту Костромского городского архитектора Н.И.Горлицына. Надпись на западной стене сообщает, что «храм сей построен в 1897 г. и освящён 10 декабря 1906 г. на приходские средства при участии Моск. куп. Елиз.Сем.Ляминой, куп. А.И.Лапина, при строителях А.Ф.Зеленове, Ив.В.Ульянове, В.М.Рукавишникове, Ив.М.Рукавишникове, Ив.Гр.Осипове, Н.Ив.Рукавишникове при священнике отце Андрее Смирнове». Во второй «летописи» на западной стене сказано о росписи храма, выполненной в 1911 г., — её производил мастер из посада Большие Соли Леонид Константинович Исаков. Стиль его росписи тяготел к позднему академизму (ныне она забелена). Объёмная композиция этого храма явно тяготеет к центричности, при том, что план несколько растянут по продольной оси благодаря сильному выносу средней из трёх апсид и западному притвору, а выступы боковых фасадов четверика с дугообразными скруглениями в центре придают ему крестообразность. Объём сооружения имеет пирамидальную композицию. В центре, над возвышающимся восьмериком, поставлен шатёр, увенчанный луковичной чешуйчатой главкой. Над углами четверика на восьмигранных постаментах, увенчанных горкой кокошников, поставлены ещё четыре главки на глухих барабанчиках. Высота апсид и боковых ризалитов равна высоте четверика, а общий карниз окружает всё здание. Над западным притвором водружена двухпролётная звонница псковского типа с маленьким шатром на прямоугольном в плане постаменте. Между арками звонницы, подчёркнутыми профилированными архивольтами, кирпичной кладкой выложен шестиконечный крест. Невысокий двухъярусный трёхчиновой иконостас, синий с посеребренными резными деталями, типичен для русско — византийского стиля. Ряды икон, крупных арочных в местном и деисусном рядах и небольших широких прямоугольных в промежуточном праздничном, разграничены декоративными резными фризами. Между собой иконы разделены золочёнными колонками с кубышками в нижней части и «византийскими» кубоватыми капителями. Аналогичны по стилистике киоты и в боковых притворах. Паникадило в русском стиле украшено эмалевыми медальонами с изображением святых. В храме сохранился каменный резной напрестольный крест, предположительно 17 в., перенесённый сюда из деревянной часовни в д.Орлец под Густомесовым.
По книге:»Памятники архитектуры Костромской области», выпуск 2, стр.181-183.

d_v_sokolov

Первым на моем пути таким прекрасным, многохрамовым городом была Кострома, куда мы приплыли рано утром. Сперва показались золото куполов и мощные стены Ипатьевского монастыря, потом раскинулся по холмам сам город с кремлевскими стенами и башнями, сзади стен сверкающие на солнце купола соборов. И по всему городу, над домами, над садами высились колокольни — то высокие со шпилями, то пониже шатровые, то белые, то желтые, то розовые, и сами храмы то в одну небольшую золотую главку, то в пять куполов.

В Ярославле на три четверти старина уцелела благодаря тамошнему председателю горсовета, который оказался патриотом родного города. А в Костроме было 57 церквей; Ипатьевский монастырь и сейчас высится над Волгой и даже стал краше благодаря подновлениям. А в самом городе, кроме церкви Николы на Дебрях, теперь запрятанной меж высокими домами, вся старина, начиная с XVI века, была безжалостно снесена. Кремль с башнями, даже единственный в России памятник крестьянину — это Ивану Сусанину,- все было взорвано или разобрано по кирпичам…

  1. Усперский собор в Кремле (1654) — взорван в 1934 г.
  2. Богоявленский собор в Кремле — взорван в 1934 г.
  3. Церковь Иоанна Предтечи (1762) — снесена в 1935 г.
  4. Церковь Михаила Архангела (1745) — снесена в 1930-е гг.
  5. Церковь Успения на Рыбной слободе (1786) — снесена в 1930-е гг.
  6. Церковь Петра и Павла (1787) — снесена в 1930-е гг.
  7. Церковь Иоакима и Анны (Богоотцовская) (1769) — снесена в 1930-е гг.
  8. Церковь Спаса в Подвязье (1738) — снесена в 1930-е гг.
  9. Церковь Козьмы и Дамиана на Гноище (1775) — снесена в 1935 г.
  10. Церковь Рождества Христова на Суле (1685) — снесена в 1930-е гг.
  11. Церков Костантина и Елены (1798) — снесена в 1930-е гг.
  12. Троицкая церковь (1650) — снесена в 1935 г.
  13. Троицкая церковь (теплая, 1786) — снесена в 1935 г.
  14. Крестовоздвиженская церковь (1805) — снесена в 1935 г.
  15. Сергиевская церковь (1742) — снесена в 1930-е гг.
  16. Церковь на Монастырском кладбище (1868) — снесена в 1970-е гг.
  17. Новокладбищенская церковь (1893) — снесена в 1970-е гг.
  18. Церковь Козьмы и Дамиана в Кузнецах (XVIII в.) — снесена в 1934 г.
  19. Покровская церковь (1790) — снесена в 1930-е гг.
  20. Воскресенская церковь (1742) — снесена в 1930 г.
  21. Георгиевская церковь (1772) — снесена в 1930 г.
  22. Церковь Ильи Пророка (1690, 1770-е, 1829, 1860) — сохранилась трапезная церкви (1829, 1860) и основание колокольни (1860), храм разрушен.
  23. Церковь Рождества Богородицы на Лазаревском кладбище (1810) — снесена в 1930 г.
  24. Церковь Бориса и Глеба (1800) — снесена в 1935 г.
  25. Церковь Всех Святых (1757) — снесена в 1930-е гг.
  26. Церковь Николы Мокрого на Нижней Дебре (1734) — снесена в 1935 г.
  27. Церковь Стефана Сурожского на Нижней Дебре (1780) — снесена в 1935 г.
  28. Церковь Успения в Андреевской слободе (1798) — снесена в 1930-е гг.
  29. Церковь Василия Блаженного в Селище (1831) — взорвана в 1934 г, существует детальный проект воссоздания реставратора Л. Васильева
  30. Никольская церковь в Никольской слободе (1771) — снесена в 1930-е гг.
  31. Церковь Спаса Преображения из села Спас-Вежи (1713) — пересена в Кострому как музейный экспонат, сгорела в 2002 г.

Также в городе были разрушены: Александровская часовня (ХІХ в.) и часовня у Святого озера (XVII в.)

Женский монастырь Царственных Страстотерпцев

Россия Костромская область село Домнино

Идёт загрузка карты…

Женская обитель, созданный в 2004 г. на основе подворья Богоявленско-Анастасиинского монастыря, с 1991 существовавшего при Успенской церкви в Домнино. Монастырю передан двухэтажный кирпичный дом бывшей церковно-приходской школы, выстроенной в 1893.

История

Село Домнино (ныне Сусанинского района) известно в истории России как вотчина Ксении Ивановны, урожденной Шестовой – в монашестве Марфы, матери первого царя из дома Романовых Михаила Феодоровича. Здесь в конце 1612 года совершил свой знаменитый патриотический подвиг домнинский крестьянин Иван Сусанин; некоторые историки полагают, что останки народного героя были погребены в подклете стоявшего здесь деревянного Воскресенского храма.

В 1810-1817 годах рядом с обветшавшим Воскресенским храмом – на месте дома инокини Марфы – возвели каменную Успенскую церковь с приделами во имя святителя Николая и в честь Тихвинской иконы Божией Матери, пристроенными в 1827 году. Деревянный Воскресенский храм, окончательно пришедший в ветхость, разобрали в 1831 году.

В 1879 году в Костроме было создано Александровское православное братство, ставившее своей целью благотворительную и просветительскую деятельность в местах Костромской земли, связанных с историей дома Романовых. В 1893 году братство построило в селе Домнино двухэтажное каменное здание церковно-приходской школы, а в 1913 году воздвигло памятную часовню на родине Ивана Сусанина в деревне Деревеньки. В ХХ веке Успенский храм села Домнино продолжал действовать, претерпев закрытие лишь с 1937 по 1944 годы. С 1991 года храм являлся подворьем Богоявленско-Анастасииного женского монастыря; в здании бывшей церковно-приходской школы, переданном Костромской епархии, стали жить и трудиться сестры Богоявленско-Анастасииной обители.

Обитель зимой

Село Домнино связано с событиями Смутного времени начале XVII в. и подвигом, совершенным в его окрестностях Иваном Сусаниным. В XVI в. оно являлось центром вотчины дворян Шестовых. В конце XVI в., когда Ксения Ивановна Шестова (Марфа (Романова)) вышла замуж за боярина Федора Никитича Романова (Филарет (Романов), патриарх Московский), вотчина была дана ей в приданое. Согласно писцовым книгам, на рубеже XVI и XVII вв. в Домнине находился боярский двор (усадьба) с шатровым деревянным храмом в честь Воскресения Христова. По-видимому, до восшествия на престол Домнино неоднократно посещал сын Ксении Ивановны и Федора Никитича Михаил Феодорович — 1-й царь из династии Романовых. 17-20 сентября 1619 г., уже будучи царем, Михаил Феодорович вместе с матерью заезжал в Домнино во время благодарственного паломничества в Макариев Унженский монастырь в связи с возвращением из польского плена своего отца. Возможно, тогда же в подклет Воскресенского храма были перезахоронены останки Сусанина. После кончины инокини Марфы (1631г.) согласно ее завещанию, Домнино и вся вотчина были пожалованы Новоспасскому московскому монастырю (месту погребения Романовых), где была похоронена и инокиня Марфа. Во владении Новоспасской обители Домнино оставалось до реформы 1764 г., после чего жители села стали крестьянами.

В 1810-1817 гг. рядом с Воскресенской церковью по благословению Костромского епископа Евгения (Романова) была построена каменная 5-главая Успенская церьковь с приделами во имя святого Николая Чудотворца и в честь Тихвинской иконы Божией Матери. По преданию, храм возведен на месте усадьбы К. И. Шестовой. На восточной стене в церкви сохранилась памятная доска 1-й половины XIX в. с надписью: «Во славу Бога храм сей благословил построить Епископ Евгений 1809 года января 16 при иерее Данииле Иванове. Освящен при сыне его протоиерее Алексее 1818 мая 9 и 1827 ноября 30. Сооружен прихожанами на месте дома Ксении Ивановны Шестовой, матери царя Михаила Феодоровича». В 1831 г. обветшавший деревянный Воскресенский храм был разобран, иконы переданы в Успенскую церковь Среди святынь особым почитанием у прихожан пользовались иконы Воскресения Христова и Казанской Божией Матери.

В 1818-1870 гг. настоятелем Успенской церкви служил протоиерей Алексий Данилович Домнинский (1794 г. — после 1871 г.). Будучи уроженцем Домнина, он опубликовал несколько работ по истории села и храма. В 1871 г. в журнале «Русский архив» с предисловием костромского губернатора В. И. Доргобужинова был опубликован труд отца Алексия «Правда о Сусанине», в котором на основании свидетельств местных старожилов он указал, где на приходском кладбище находится могила Сусанина. Протоиерей А. Домнинский был похоронен у алтарной части храма (могила не сохранилась).

В 30-х гг. XIX в. в связи с официальным почитанием Сусанина началось благоустройство мест, связанных с его именем. По распоряжению императора Николая I от 18 июля 1850 г. Успенская церковь была обновлена: в 1850-1853 гг. расписаны стены, перелит 41-пудовый колокол, приобретены книги и утварь. В 1893 г. в Домнине открылась церковноприходская школа, разместившаяся в 2-этажном кирпичном здании, одна из лучших в губернии. Школа была построена Александровским православным братством (занималось просветительной и благотворительной деятельностью). В год 300-летия Дома Романовых неподалеку от Домнина, в деревне Деревеньки, являющейся родиной Сусанина, на месте, где, по преданию, стоял его дом, Александровским братством была возведена памятная часовня из красного кирпича. Ее освящение состоялось 20 октября 1913 г.- накануне 19-й годовщины восшествия на престол императора Николая II. До 1917 г. в часовне совершались молебны в царские дни и панихиды по царю Михаилу Феодоровичу и Сусанину. 3 сентября 1937 г. по обвинению в контрреволюционной и антиколхозной агитации был арестован клирик Успенского храма священник Константин Сокольский (1896-1937), 2 ноября тройкой УНКВД по Ярославской области (в то время Домнино входило в ее состав) приговорен к расстрелу, 17 нояб. приговор приведен в исполнение (место расстрела и место погребения священника Константина неизвестны).

Обитель зимой

Храм был закрыт, большая часть икон и утвари уничтожена. Осенью 1937 г. в здании церкви был устроен склад зерна домнинского колхоза им. НКВД. Решением Ярославского облисполкома от 22 марта 1941 г. храм был официально закрыт. В конце 1942 г. колхозники Ярославской области собрали средства на строительство танковой колонны, которой было присвоено имя Ивана Сусанина. С 1941 г. прихожане Успенской церкви обращались в Президиум Верховного Совета РСФСР с просьбой о возвращении храма, рядом с которым погребен рус. народный герой Иван Сусанин. По распоряжению Президиума Верховного Совета РСФСР решением Ярославского облисполкома от 23 февраля 1943 г. здание церкви было передано общине. 15 августа 1944 года в Домнино был назначен священник. В середине 50-х годах XX века в часовне в деревне Деревеньки был сломан иконостас и устроен сенной склад, в 70-х годах XX века произведена внешняя реставрация часовни.

Указом епископа Костромского и Галичского Александра (Могилёва) от 20 марта 1991 г. при Успенской церкви села Домнино было создано Успенское подворье Богоявленско-Анастасиина Костромского женского монастыря. В апреле 1991 г. подворью передали здание бывшей церковноприходской школы (в советское время в нем размещалась школа, к 1991 из-за отсутствия учеников она была закрыта и здание стояло заброшенным), в котором оборудованы келейные помещения. Тогда же местный совхоз передал сестрам 56 га земли; была построена ферма на 15 коров.

8 мая 1993 г. подворье посетил Святейший Патриарх Алексий II, отслужил заупокойную литию по Ивану Сусанину у часовни в Деревеньках и молебен в Успенском храме. 11 сентября 1994 г. близ Успенской цаеркви в ограде приходского кладбища был торжественно освящен деревянный крест, установленный на месте предполагаемого захоронения Сусанина. Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 25 марта 2004 года в Домнино был открыт женский монастырь во имя святых Царственных страстотерпцев – царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии. 5 июля 2004 г. к монастырю приписана памятная часовня в дер. Деревеньки. К 1 янв. 2007 г. в Д. м. числилось 11 сестер: 5 монашествующих, 6 послушниц.

В Успенском храме обители в 2004 году под руководством народного художника России В.И. Нестеренко были проведены работы по реставрации иконостаса и росписи стен. В сестринском корпусе обители был осуществлен капитальный ремонт. Была произведена полная замена водонапорной системы — установлены новые водонапорные трубы на глубину 50 метров . Указанные работы производились при благотворительной поддержке вице-мэра г. Москвы В.П. Шанцева (в настоящее время — губернатора Нижегородской области), уроженца сусанинской земли. За 2004 год в обители был произведен ремонт часовни Иоанна Предтечи на месте дома, где жил Иван Осипович Сусанин, установлен купол с крестом над въездными воротами монастыря, начато строительство нового жилого корпуса. 21 августа 2005 года состоялось освящение колоколов для Успенского храма обители. 21 августа 2005 года состоялось освящение колоколов для Успенского храма обители. Чин освящение совершал управляющий Костромской епархией .

Современное состояние

10 сентября 2005 года, в день памяти великого патриота Земли Русской Ивана Осиповича Сусанина, архиепископ Костромской и Галичский Александр совершил чин малого освящения отреставрированного Успенского храма женского монастыря во имя святых Царственных страстотерпцев. По окончании Божественной Литургии в Успенском храме женского монастыря во имя святых Царственных страстотерпцев состоялась церемония награждения художников-реставраторов, участвовавших в благоукрашении храма, а при въезде в село Домнино были освящены два поклонных креста.

Здание бывшей школы полностью восстановлено, имеются все необходимые удобства и собственный медицинский пункт. Число насельниц колеблется, на моменты написания информации, тут проживало 10 человек (4 монахини, 1 инокиня, 5 послушниц).

В обители действует небольшая богадельня.

Храмы

Церковь Успения Пресвятой Богородицы с приделами Тихвинской иконы Божией Матери и Святителя Николая

Приписные храмы

К монастырю приписана часовня в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи в деревне Деревеньки.

>Святыни

Икона страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии

Престольные праздники

Царственные страстотерпцы — 5 февраля, 25 июня, 11 февраля, 17 июля

Почитаемые праздники

Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель — 22 мая, 19 декабря

Икона Пресвятой Богородицы «Тихвинская» — 9 июля

Успение Пресвятой Богородицы — 28 августа

Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна — 11 сентября

Фото

  • Икона Царственных страстотерпцев

  • Ворота Успенской церкви в монастыре

  • Успенская церковь в Домнино

  • Завершение основного объема Успенской церкви в монастыре

  • Колокольня Успенской церкви в монастыре Царственных Страстотерпцев

  • Крест на месте предполагаемого захоронения Ивана Сусанина на территории церкви Успения Пресвятой Богородицы в монастыре

Видео

О монастыре св.Царственных мч. в Домнино. Рассказ насельницы монастыря

Как добраться

От г. Костромы или г. Буя: междугородным автобусом «Кострома-Буй» до поворота на Домнино. Машиной: По шоссе Р99 Кострома-Сусанино-Буй, от пос. Сусанино 4 км, повернуть направо, до села Домнино 4км.

Адрес

Костромская обл., Сусанинский район, п/о Щепилово, с. Домнино, ул. Центральная, 21

Паломнику

Телефон

По следам Сусанина – однодневная поездка из Костромы

Предложение проехаться «по маршруту Сусанина» настораживает: ведь из истории известно, что для польского отряда этот маршрут стал дорогой в один конец. Но в Костромской области никуда не деться от героических легенд Смутного времени, и любому, кто интересуется историей, наверняка, захочется отправиться на экскурсию «по сусанинским местам». Тем более что места эти очень живописные!

Историческая справка

Несмотря на обилие легенд о подвиге Сусанина, исторических свидетельств о связанных с ним событиях сохранилось очень мало. Достоверно известно, что Иван Сусанин был старостой в Домнино — родовом имении боярыни Марфы, матери Михаила Романова, а в 1619 году зять крестьянина Богдан Собинин получил царскую грамоту, по которой ему переходила половина деревни Деревеньки, а он сам и все его потомки освобождались от податей и повинностей «за службу к нам и за кровь, и за терпение тестя его Ивана Сусанина». В грамоте говорилось, что литовские люди пытали крестьянина о местонахождении Михаила Романова, но тот, хоть и знал нужную информацию, ее не выдал и был замучен до смерти. О деталях происшествия известно от потомков рода Сусаниных, и рассказы эти со временем обросли массой сомнительных подробностей. Классическая версия предания гласит, что зимой 1613 года Марфа с сыном — уже избранным царем Михаилом Романовым — находилась в Домнино. Поскольку на русский престол претендовал также Сигизмунд III и его сын Владислав, польский отряд был послан в Домнино «убрать конкурента». В селе Деревеньки у дочери находился Иван Сусанин, согласившийся проводить поляков в Домнино. Но вместо этого крестьянин завел врагов в леса и непроходимое болото, где и был убит.

Исследователи справедливо указывают на недочеты этой истории. Во-первых, полякам очень трудно было бы оказаться в Деревеньках, не попав предварительно в Домнино. Во-вторых, зимой непроходимое болото обычно замерзает. В-третьих, непонятно, кто и как узнал о героической гибели Сусанина, если он вместе с польским отрядом сгинул в окрестных лесах.

У историков есть другие версии: вероятно, поляки прибыли сюда не зимой 1613, а поздней осенью 1612 года, до избрания Михаила на царство. В Домнино они нашли старосту и пытались узнать у него о местонахождении Марфы и Михаила, которые в этот момент были на богомолье в Макарьево-Унженском монастыре. Сусанин правды не сказал и, чтобы потянуть время, повел отряд через болото в расположенное на другой стороне село Исупово. Уже там, поняв обман, поляки убили его на глазах односельчан. Кстати, именно в этом селе, на погосте, были в 2003 году найдены предположительные останки Ивана Сусанина (в чем, впрочем, историки тоже сомневаются).

Поселок Сусанино

Чтобы попасть в Сусанинский район, вам нужно покинуть Кострому по центральной улице — проспекту Мира, который постепенно переходит в Костромскую улицу, а потом в шоссе «Кострома — Буй». По этой дороге вам предстоит проехать примерно 60 километров до поселка Сусанино, причем рассчитывайте на долгую поездку — эта дорога имеет недобрую славу из-за своего плохого состояния, обилия заплаток и выбоин, ехать по ней с большой скоростью не получится.

В Сусанино стоит сделать первую остановку. К Ивану Сусанину этот населенный пункт не имеет прямого отношения и в прошлом назывался Молвитино. Зато здесь находится Музей подвига Сусанина, где рассказывается не только о самом герое, но и о других исторических личностях, совершивших в разное время похожие подвиги. Еще в музее можно увидеть саблю XVII века, найденную неподалеку от Исуповского болота, — считается, что она принадлежала кому-то из того самого польского отряда.

Размещается музей в здании церкви Воскресения Христова, изображенной на картине Алексея Саврасова «Грачи прилетели», так что пропустить такой интересный объект, разумеется, нельзя. Только учтите, что у этого музея немного нестандартный режим работы: он открыт в понедельник, зато закрыт в пятницу. А попасть сюда просто — после автостанции нужно свернуть с трассы влево, на улицу Карла Маркса, и проехать по ней до центра поселка.

По следам Сусанина — без машины

По «сусанинским местам» можно путешествовать самостоятельно, если вы готовы проехать на машине по скверным дорогам и не боитесь прогулки через болото. Впрочем, можно приехать сюда и без машины: например, междугородним автобусом «Кострома — Буй» до поворота на Домнино, а далее несколько километров пешком по Сусанинским местам. Если вы сомневаетесь в своей способности ориентироваться не местности, можно присоединиться к экскурсии в Сусанино — такие маршруты регулярно предлагают местные турфирмы. Экскурсии обычно включают театрализованное представление «Тропой И.Сусанина», так что вы наглядно сможете представить, что творилось в этих краях 400 лет назад.

В деревню Деревеньки

Как мы помним, согласно официальной версии событий, Ивана Сусанина поляки перехватили в деревне с тавтологическим называнием Деревеньки неподалеку от Домнино. Возможно, там находился родовой дом Сусаниных, где жила с семьей дочь Ивана Антонида. Во всяком случае, в этом селе в 1913 году появилась памятная часовня, освященная в честь Иоанна Предтечи.

Села теперь уже нет — оно обезлюдело, заброшено и заросло лесами. Но часовня сохранилась и до нее можно добраться. Для этого выезжайте из Сусанина и двигайтесь дальше по трассе примерно 5 километров, мимо поворота на Шипилово и Домнино. Вам нужен следующий поворот (в сторону Сумароково). До часовни около 2-х километров, по дороге будет указатель.

Часовенка из красного кирпича с одной главкой высится посреди леса. Она обычно заперта, но можно увидеть роспись на ее внешней стене и мемориальную табличку «Часовня сооружена в 1913 г. на средства местных крестьян в память 300-летия подвига Ивана Сусанина. По преданию в этом месте в д.Деревеньки стоял дом И.О. Сусанина».

Кстати, не думайте, что часовня — совсем уж незначительный объект! В 2006 году вышла серия марок «Россия. Регионы», где марку Костромской области украшали памятник Сусанину, вид Волги и эта самая часовенка.

Как правильно выбрать время для поездки

Посетить сусанинские места можно в разное время года, но идеальное время: сухая осень, когда на болотах уже нет комаров, а леса в желто-красной листве смотрятся особенно живописно. Но если вы хотите осмотреть все достопримечательности, включая и легендарную тропу через топи, захватите с собой резиновые сапоги: вам предстоит идти по подгнившим и затопленным в болотной грязи доскам, так что любая обувь вымокнет и испачкается.

Домнино и Исуповское болото

Постояв у часовни, нужно вернуться на трассу и по ней до предыдущего поворота — теперь вас ждет деревня Домнино, родовая вотчина бояр Шестовых (именно к этому семейству принадлежала боярыня Марфа, в миру Ксения, пока не вышла замуж Федора Романова). Повернув налево, проезжайте еще 4 километра до Домнино. Эта деревня, в отличие от Деревеньки, вполне себе обитаема и может похвастаться весьма живописными деревянными домами с резными наличниками, а также монастырем во имя святых Царственных страстотерпцев — Николая II и его семьи. Монастырь этот основан недавно — в 2004 году. А вот монастырский храм Успения был построен значительно раньше — в 1809-1817 годах на месте, где когда-то стоял дом бояр Шестовых (об этом сообщает табличка на стене храма). Считается, что рядом находилась и деревянная Воскресенская церковь, разрушенная со временем — есть даже версия, что именно в подклете этой старой церкви был похоронен Иван Сусанин.

Найти монастырь легко: нужно ехать по главной улице села, церковь за оградой вы увидите по правой стороне. Попасть на территорию бывает сложнее: порой она закрыта, да и о разрешении на фотосъемку следует спросить у монахинь.

Рядом с храмом можно увидеть белокаменное двухэтажное здание церковно-приходской школы, построенное в конце XIX века на средства Александровского православного братства — опять-таки в память о спасении Михаила Федоровича.

Из Домнино дорога идет дальше, мимо деревни Перевоз — к знаменитому Исуповскому болоту. Второе его название — Чистое болото (что вряд ли сильно вас утешит, если вы в него провалитесь). Болото — не только историческое место, но и памятник природы федерального значения. На краю болота, слева от трассы (ориентируйтесь на указатель «Место подвига И.Сусанина») лежит большой валун с именем крестьянина-героя. Этот внушительный монумент весом под 60 тонн установлен здесь еще в 1988 году. От камня открывается живописный вид на лежащее ниже болото и леса. Отсюда можно разглядеть и одинокую сосну посреди болота — именно она почему-то считается местом гибели Ивана Сусанина.

Чтобы добраться до сосны, нужно от валуна спуститься к болоту и двинуться в путь по дощатому настилу. Гать тянется на 2,5 километра, доски довольно скользкие, местами прогнившие и полузатопленные в жиже, но пройти по ним можно, только осторожно. Сперва тропа ведет через лесок, потом выводит на открытую местность с редкими березками. Через несколько метров от начала тропы будет развилка с ответвлением в сторону колодца.

Возле сосны находится объект, который часто именуют часовней, хотя на самом деле это всего лишь небольшой ящичек-подсвечник с иконами. Здесь можно зажечь свечу в память об Иване Сусанине, где бы он ни погиб на самом деле.

«Смутные» монастыри

Сусанино, Домнино и тропа по болоту — классический сусанинский маршрут, после которого большинству туристов хочется уже вернуться домой или в гостиницу. Но если вы не слишком устали и полны желания продолжать путешествие по местам, связанным с историей Смутного времени, у вас масса вариантов! Например, можете проехать еще 24 километра по дороге в сторону Буя — до деревни Борок. Здесь, в центре деревни, на улице Колхозной, находится Предтеченский Иаково-Железноборовский монастырь, где был пострижен в монахи Григорий Отрепьев, тот самый будущий Лжедмитрий I, с которого вся Смута и началась.

Можно, впрочем, вернуться в Кострому и посетить Ипатьевский монастырь, где после событий, погубивших Ивана Сусанина, скрывались Марфа и Михаил Романовы. В Костроме стоит зайти и в Романовский музей, где вам расскажут об истории древних боярских родов, связанных с этой местностью.

Но есть в Костромской области и третий монастырь, без упоминания которого история об истоках династии Романовых будет неполной. Речь о том самом Макарьево-Унженском монастыре, куда в весьма опасное время отправился на богомолье будущий русский царь с матерью. Место для паломничества было выбрано не случайно: в монастыре хранились мощи его основателя, святого Макария Унженского, который побывал в плену у казанских татар. Ему Михаил и Марфа молились об освобождении своего отца и мужа Филарета (в миру — боярина Федора Романова), который в тот момент находился в плену у поляков. Вероятно, будущий царь молился и об освобождении Руси от иноземцев — и, как известно из истории, обе просьбы по молитвам к Макарию были исполнены. Позже, уже став царем, Михаил Федорович вновь по обету совершил паломничество в этот монастырь. Именно во время второй поездки он узнал о подвиге Ивана Сусанина и даровал его потомкам землю и освобождение от податей.

Дорога в Макарьев неблизкая — ехать нужно через Судиславль, вернее, через Кострому и Судиславль, поскольку дорога между трассой «Кострома — Буй» и Судиславлем почти непреодолима. От Костромы до Макарьева более 180 километров, так что не стоит совмещать это путешествие с поездкой в Сусанино. Но если у вас есть еще свободные дни в Костроме, можно расширить «географию Смутного времени», посетив этот старинный монастырь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *