Искупительная жертва Иисуса Христа

В чем заключается смысл жертвы Христа? Почему Христос должен был умирать позорной смертью на кресте?

Ответ священника:

В мире Христианства существуют три варианта ответа на вопрос о смысле Крестной жертвы Иисуса Христа: 1. Юридическая концепция Искупления, 2. Нравственная концепция, 3. Онтологическая концепция. Познакомимся с каждой из них. 1. Юридическая концепция именуется таковой потому, что Тайну нашего Спасения она интерпретирует в категориях средневекового права. Эту концепцию, правда с противоположными выводами из неё, доныне исповедуют Западные Христиане: Римо – Католики и Протестанты, а также появившиеся из последних, секты. Предпосылкой зарождения Юридической концепции было развитие в Западной части Римской империи юриспруденции. Своей самостоятельной философской школы Запад не имел. Даже такие известные западные философы, как Цицерон, Лукреций, были всего лишь компиляторами философских систем Востока (греческой философской мысли). Зато Запад прославился своим правоведением. Вплоть до Великих кодексов Наполеона, вся Европа подчинялась правовым нормам, основу которых заложил Рим. Система образования в Западной Римской империи, так – же строилась на изучении права. И когда Рим в 1 веке н.э. принял Христианство, суть Искупительной Жертвы Иисуса Христа, он стал объяснять в знакомых ему категориях права. Так, грехопадение Адама рассматривалось здесь, как оскорбление человеком Божественного величия. В средневековом уголовном кодексе, тяжесть вины определялась статусом того лица, против которого совершено преступление. Если человек украл коня у крестьянина, он получал одну форму наказания. Украл у вельможи, наказывался более серьёзно. Украл у царя, наказание становилось максимально тяжелым. Поскольку Бог – Бесконечное Существо, а люди – тварны и ограничены, ни сам Адам, ни все его потомки, (почему — то унаследовавшие его виновность), оказались не в состоянии оплатить Божественному правосудию за этот грех. Но вот приходит в мир Сын Божий, Воплощается в лице Человека — Иисуса Христа и приносит, так называемую, заместительную Жертву, то есть, принимает на Себя наказание, уготованное Богом Отцом, падшему Адаму и всем его потомкам. Он умирает на кресте, принося, таким образом, удовлетворение оскорбленному правосудию Божию за первородный грех. В силу этой заместительной Жертвы Сына Божия, Бог Отец амнистирует грешников, верующих в Иисуса Христа (то есть, освобождает от наказания за грех) с той лишь разницей, что с точки зрения Римо – Католицизма, человеку через принятие Таинства Крещения прощаются только грехи, совершенные до Крещения (в том числе – и первородный грех). Но в последующих за ними грехах, он может получить прощение через, так называемые, добрые дела, которые в Католическом богословии рассматриваются, как заслуги (и даже сверхдолжные заслуги — у святых). В Протестантизме и сектантстве утвердилась другая крайность. По мнению Протестантов, добрые дела в спасении вообще не нужны, но Бог вменяет человеку, верующему в Искупительную Жертву Иисуса Христа праведность Христову, и он становится свободен вообще от всех грехов. Юридическая концепция серьёзно искажает представления о Боге и Его взаимоотношениях с человеком. Греческий богослов Александр Каломирос в своей книге «Река огненная» говорит, что западное богословие, пропитанное духом юридизма заложило основу появления в Европе 18 – 19 веков атеизма и нигилизма, как попытку спрятаться от карающего за грехи Бога. Основные ошибки этой концепции можно выразить в следующем: А. Библия не знает таких терминов, как заместительная Жертва и удовлетворение и с точки зрения Евангелия, Бог не нуждается в каком — либо удовлетворении Своему правосудию за грех. Ярким подтверждением тому является притча Иисуса о блудном сыне, где отец просто и ничего не требуя взамен, прощает возвратившегося неверного сына. Б. Бог с точки зрения Юридической теории выглядит, как Существо, страдающее странной раздвоенностью. В Нем борются два свойства: правосудие и милосердие. Он и хотел – бы простить падшее человечество, как Милосердный, но не может, как Правосудный, пока не получит соответствующего удовлетворения. То есть, правосудие превращается в свойство, довлеющее над свободой Бога. В. Само спасение изображается, как изменение, происходящее лишь в Боге, но не касающееся человека. В его природе ничего не меняется. Она остаётся повреждённой, смертной и заражённой страстями. Меняется отношение к нему Творца. Как говорит диакон Андрей Кураев: «Кровь Сына Божия застилает очи Бога Отца. Теперь Он не видит грехи человека, хотя они в нем остаются, и видит его праведным, хотя он таковым не является». Но по словам митр. Сергия (Страгородского): «человеческая душа хочет не просто числиться в Царствии Божием, но жить в нем». 2. Как реакция на искажения Юридической концепции, возникает концепция Нравственная, которой придерживались некоторые богословы Русской Церкви, такие, как митрополит Антоний (Храповицкий), проф. Московской Духовной Академии – Тареев. Суть её заключается в том, что Христос, страдая на кресте, преподал нравственный образец преодоления искушений, послушания Отцу, самим делом проиллюстрировал Свое Евангельское учение. Очевидная ложность Нравственной концепции выражается в отсутствии в ней представления о Крестной Жертве, как о событии, способном преобрзить саму испорченную грехом природу человека. 3. Коснемся теперь интерпретации Искупительной Жертвы Христа, возникшей в Восточном Христианстве — в Православии. Само наименование её «Онтологической» говорит о рассмотрении как грехопадения, так и Искупления в категориях природы. Так, суть первородного греха эта теория усматривает не в виновности Адама и всех его потомков перед Богом, а в повреждении грехом самой человеческой природы, в разрыве падшим человеком связи с Богом, и, как следствие, в проникновении в него смерти. По словам преп. Иоанна Кассиана Римлянина «грех нас делает более несчастными, чем виновными». А святитель Василий Великий вообще говорит слова, повергающие Протестантов в полное недоумение: «Бог простил человечеству грехи ещё до пришествия Спасителя». И подтверждением тому является вся Ветхозаветная история: Творец печется о падших людях, заключает с ними Завет, несмотря на всю их греховность. И Сын Божий приходит в наш мир, как Врач. Он Воплощается, то есть, Родившись через Деву Марию «одевается» в человеческое естество, поврежденное грехом Адама. Для чего? – Что – бы в Себе Самом это воспринятое естество исцелить от последствий греха, проклятия и смерти и обожить, то есть теснейшим образом соединить со Своей Божественной природой. Поэтому, все основные события земной жизни Богочеловека Восточная традиция рассматривает, как послужившие исцелению Его человеческой природы и проникновению в неё Божественных энергий: Рождество, Крещение на Иордане, Преображение на Фаворе. Но особое место в этом ряду занимают Крестная Смерть Иисуса и Его Тридневное Воскресение. Апостол Павел в послании к Евреям пишет: «Ибо надлежало, что бы Тот (Бог отец), для Которого всё, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их (Иисуса Христа) совершил через страдания» (Евр. 2.10). Слово «совершил» в греческом тексте послания звучит, как «тэлиосэ», буквально «довёл до совершенства». Что же в Иисусе Христе было несовершенно и нуждалось в усовершении? – Его Божество – совершенно. В усовершении, или в исцелении, нуждалась воспринятая Им в Воплощении человеческая природа. Её – то Он и «совершил через страдания» — исцелил в Себе Самом. А в Воскресении – освободил от власти смерти, проникшей в неё через падение Адама. Для наглядности, представим такой пример. Водолаз, опустившийся на дно моря, случайно перерезал себе шланг с подачей кислорода. И его вовсе не спасут слова капитана, произнесенные с корабля: «Я прощаю тебя за порчу государственного имущества». Если срочно не возобновить подачу кислорода, водолаз просто задохнётся. Именно так и рассматривает Православие спасение человечества, совершенное Иисусом: человек падением разорвал спасительное для него единство с Богом и стал задыхаться и умирать, пораженный грехом. Бог, в лице Иисуса, пришел на землю и в Себе Самом исцелил и обожил человеческую природу, возвращая нам её в Евхаристии. Причащаясь Евхаристического хлеба и вина, христианин приобщается к плодам Искупительной Жертвы, входит в онтологическое единство со Спасителем и обоживается. Он получает прививку бессмертия. Почему Сын Божий для спасения человечества избрал именно такой способ: унизительную смерть на кресте? – Это Тайна, которую ограниченный человеческий рассудок до конца не может вместить. Возможно потому, что в те времена крестная казнь была самой мучительно и позорной. И приняв её, Иисус, во – первых, через страдания исцелил воспринятую Им человеческую природу, во – вторых, явил во всей полноте Свою величайшую Любовь и Смирение, что – бы ею вызвать в искупленном человечестве ответную к Себе любовь и побудить людей воспользовавшись плодами Искупления, возвратиться через Него к Отцу.

Зачем страдал Христос? (Сущность Жертвы Христовой)

Жертва Христа Спасителя

Религиозное понятие «жертва» имеет два различных смысла. Один из них присущ юридическому, иудео-языческому сознанию, где жертва является зна́ком умилостивления Бога (богов) за грехи или средством благодарения Его и просьбы о помощи. Это понимание жертвы исходит из элементарного антропоморфического представления о Боге, Которого, как земного царя, можно и раздражить, и умилостивить, и Который поэтому требует Себе жертв от человека. Второе значение жертвы открывается в святоотеческом понимании Жертвы Христовой, как акта бесконечной любви Самого Бога к человеку.

Этот второй смысл Жертвы становится особенно очевидным при сопоставлении двух основных точек зрения на последствия грехопадения первых людей: католической и православной. Первая следует из иудео-языческого понимания греха и гласит, что грехом прародители нанесли «оскорбление Богу и Его Промыслу» и поэтому «все люди – соучастники греха, совершённого Адамом». Эта их виновность столь велика, что для восстановления справедливости потребовалась Жертва Сына Божия. В Католическом Катехизисе читаем: «Иисус возместил нашу вину и принес Отцу удовлетворение за наши грехи». «Своими святыми Страстями на древе крестном Он заслужил нам оправдание».

Таким образом, в католицизме и протестантизме подвиг Спасителя оценивается как юридический акт выкупа, оправдания, сущность которого заключается в снятии вины с рода человеческого и избавление его от наказания за преступление (грех) первых людей.

О таком глубоко искажающем отношение Бога к человеку понимании В. Н. Лосский писал: «Само понятие искупления носит чисто юридический характер: это выкуп раба… это значило бы создавать между Богом и человечеством недопустимые правовые отношения». Патриарх Сергий (Страгородский) в своей замечательной работе «Православное учение о спасении» (о которой Валаамский старец Иоанн (Алексеев) писал: «высокая книга — светоч науки духовной»), указывает на корень западного заблуждения: «Оправдание, таким образом, акт совершенно внешний, таковой акт, который действует не в человеке, а вне и около человека. Поэтому и следствием этого акта может быть перемена только отношений между Богом и человеком, сам же человек не изменяется» (выделено — А.О.).

Но это учение о виновности всех людей перед Богом и необходимости удовлетворения правосудию Божьему отвергается и Евангелием, и всем Священным Преданием Церкви, которые прямо говорят о том, что Бог есть любовь, а не правосудие.

Можно ли считать жертву Христа на кресте человеческим жертвоприношением?

Ivan Renard 7509 год назад история Катoлическoй Церкви, ватиканистика Пользователю можно задать вопрос

Отчасти, ведь Христос – на 100% Бог, на 100% человек.

Но да, это полноценное жертвоприношение. В Катехизисе Католической Церкви читаем:

  • «Иисус высочайшим образом выразил свободное принесение Себя в жертву в совместной трапезе с двенадцатью апостолами «в ту ночь, в которую предан был» (1 Кор 11,23). Накануне Страстей, пока Он еще свободен, Иисус превращает эту Последнюю Вечерю с апостолами в поминание Своей добровольной жертвы Отцу ради спасения людей: «Сие есть Тело Мое, которое за вас предается» (Лк 22,19). «Сие есть Кровь Моя, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф 26,28). Евхаристия, которую Он учреждает в этот момент, будет «воспоминанием» (1 Кор 11,25) Его жертвоприношения».
  • «Жертва Христа и жертва Евхаристии — единое жертвоприношение: «Это одна и та же жертва, это Тот же, приносящий Себя сегодня в служении священников. Кто тогда Сам принес Себя в жертву на Кресте. Только форма приношения различается»; «и поскольку этой божественной жертве, которая совершается во время Мессы, Тот же Христос, „принесший Себя один раз в кровавую жертву” на жертвенник Креста, присутствует и приносится в жертву бескровную (…) жертва эта воистину есть жертва умилостивления» (ККЦ, 1367).
  • «Эта жертва Христова — единственная, она завершает и превосходит все жертвоприношения» (там же, 614).
  • «Крест это уникальное жертвоприношение Христа, единого «посредника между Богом и человеками» (1 Тим 2,5)» (там же, 618).

Ivan Renardотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии 2 0

Искупительная жертва

Эта статья или раздел нуждается в переработке. Статья написана на основании статьи из библейского словаря Брокгауза и Ефрона
Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. (26 октября 2006)

Портал Библия

Христианство • Иудаизм

п • о • р

Искупительная жертва — концепция о прощении греха во времена Ветхого Завета, которая осуществлялась левитом только в Иерусалимском храме, в форме жертвоприношения, через пролитие крови жертвы.

В Ветхом Завете

Народ Израиля познал своё первое великое спасение, когда Господь избавил его от власти египетских фараонов. Слова «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства» (Исх. 20:2) воспринимаются как введение к Десяти Заповедям. Свою тоску по новому великому освобождению народ Израиля выразил в страстном ожидании Мессии: «Кто даст с Сиона спасение Израилю! Когда Господь возвратит пленение народа Своего» (Пс. 13:7) О Господе как о Спасителе свидетельствует и освобождение израильтян из вавилонского плена (Ис 40-55). Подобно тому как раба выкупали из долгового рабства, Бог избавил народ Израиля от ига иноземцев. Господь восстановил благополучие Своего народа, возвратив ему свободу и землю.

Жертва

Роль в истории и культуре

С древнейших времён жертвы играли важную роль в богослужениях различных народов. Однако в разных религиях в обряд жертвоприношения вкладывался различный смысл — от примитивного желания ублажить божество, предлагая ему пищу, до выражения благодарности, преданности ему или демонстрации собственной ничтожности.

По свидетельству Библии, жертву Богу приносили Авель, Каин, Ной, Авраам, Исаак, Иаков, Иов (Быт 4:3,4; 8:20; 15:9; 26:25; 31:54; Иов 1:5). Жертва Каина была бескровной (плоды земли), тогда как остальные жертвоприношения, как правило, были связаны с пролитием крови, поскольку при этом убивали животных. Точно установить назначение названных жертвоприношений сегодня невозможно.

Их основной смысл, по-видимому, состоял в том, чтобы выразить благодарность Богу, преданность, а также кровь животных «покрывала» грехи тех кто приносил эту жертву; 2) о значении жертвоприношений Бог поведал Израилю после его освобождения из египетского рабства, когда у горы Синай народ принял от Господа Закон, устанавливающий число и вид угодных Богу жертв, а также порядок их принесения. К важнейшим видам жертв относятся: жертва всесожжения (Лев 1), хлебное приношение (Лев 2), жертва благодарности, или мирная жертва (Лев 3), а также жертва за грех (Лев 4:1 — 5:13) и жертва повинности (Лев 5:14 — 6:7). Среди этих пяти видов жертвы только одна была бескровной: хлебное приношение, которое рассматривалось как дополнение к жертве всесожжения (Лев 9:16,17). Различные поводы, по которым приносились жертвы, отчасти видны уже из их названий (напр., жертва за грех, жертва благодарности). Была также жертва примирения (Лев 15).

Ветхозаветные жертвы

Основная статья: Жертвоприношения в иудаизме

Заклание

Основной жертвой в израильском богослужении является ЖЕРТВА ЗА ГРЕХ, или ЖЕРТВА ЗАКЛАНИЯ (Лев 4:1 — 5:13; Чис 28:15-23; Иер 42:13), которую приносили во искупление непреднамеренных проступков (Лев 4:2).

Различаются четыре вида таких жертв: жертва за грех первосвященника (ст. 3-12), жертва за грех всего общества Израиля (ст. 13-21), жертва за грех одного из правителей народа (ст. 22-26) и жертва за грех рядового израильтянина (ст. 27-35). Первосвященник приносил в жертву тельца — самое дорогостоящее из жертвенных животных; тельца следовало приносить и за грех всего общества Израиля. Начальник жертвовал козла, а простой израильтянин — козу или овцу, если же он был слишком беден, то мог принести в жертву двух горлиц или двух молодых голубей (Лев 5:7-10). Это последнее правило указывает на то, что величина греха перед Богом соответствовала как положению согрешившего в обществе, так и степени его ответственности перед ним.

Грех первосвященника по тяжести соответствовал греху всего общества Израиля, которое он представлял пред Господом. То же относилось и к случаю, когда жертва приносилась простым израильтянином (Лев 4:27-31). Обряд жертвоприношения за грех во всех случаях состоял из четырёх частей, а именно:

  • представление жертвы (ст. 27 и след.). Согл. Лев 1:3, жертвенное животное следовало привести к дверям скинии. Этим выражалась вера в Бога и потребность получить у Него прощение;
  • возложение руки. Приносивший жертву возлагал свою руку на голову животного, перенося тем самым свою вину на него (Лев 4:29; ср. 16:21);
  • заклание (Лев 4:29). Провинившийся сам должен был заколоть животное. Особое значение в обряде придавалось крови: она должна была стечь из туши животного, после чего её собирали в специальные сосуды. За грехом неминуемо следует смерть (см. Иез 18:4; Рим 6:23), поэтому — по милосердному установлению Бога — разрешалось, чтобы вместо грешника умерла жертва, оплатив своей жизнью его грех;
  • помазание кровью. После того как жертва была заклана, к своим обязанностям приступал священник. Он макал палец в кровь жертвы и мазал этой кровью выступающую часть алтаря — роги жертвенника всесожжения, если жертву за грех приносил простой израильтянин (Лев 4:25,30), или роги жертвенника благовонных курений, если речь шла о жертве священника (ст. 7) или всего общества (ст. 18). (-> Окропление -> Чистота, нечистота, чистый, нечистый, очищение.) Если кровь, символизирующая жизнь (Лев 17:11), наносилась на роги жертвенника, то для Бога это служило доказательством того, что жизнь принесена в жертву и, след., вина оплачена;
  • после принесения в жертву крови сжигали тук (жир) животного; его шкуру, мясо и внутренности следовало вынести на чистое место за пределами стана и там сжечь;

Всесожжение

При принесении жертвы всесожжения (Лев 1) идея примирения отступала на второй план; в этом случае кровью кропили только внешние стороны жертвенника (ст. 5).

Сущность жертвы всесожжения состояла в том, что за представлением жертвенного животного, возложением руки, закланием и кроплением кровью следовало полное сожжение жертвы. Священник разрезал тушу животного на куски, и, возложив на жертвенник, сжигал её. Т.о., жертва в дыму и пламени полностью возносилась к Богу, и все её части сгорали (ст. 9,13). Жертвователь ничего не оставлял себе, все принадлежало Богу (ср. Быт 22:2). Это жертвоприношение символизировало полную преданность Господу человека, приносящего жертву. Жертвами всесожжения были, напр., ежедневные жертвы израильского народа — два однолетних барана, которых приносили в качестве утренней и вечерней жертвы (Исх 29:38-42; Чис 28:3-8; Езд 9:4,5; Дан 9:21);

Хлебное приношение

Хлебное приношение (Лев. 2) состояло из плодов земли; оно вместе с жертвой возлияния дополняло собой жертву всесожжения (Чис 28:4-6). (При жертве возлияния на жертвенник изливалось некоторое количество вина, соответствовавшее величине хлебной жертвы) Поскольку идеи примирения (переноса собственной вины на жертву) в этом обряде не было, то возложения рук в данном случае не предписывалось. Хлебное приношение состояло из муки высшего качества (Лев 2:1), белый цвет которой символизировал чистоту. К этой жертве добавляли -> ладан (ст. 1,2; в Синод. пер. — «ливан»), символизировавший молитву (ср. Пс 140:2; Лк 1:10; Откр 5:8); молитва и выражение благодарности должны были сопровождать жертвоприношение. Приношение не должно было содержать квасного теста (Лев 2:11), которое символизирует греховность (ср. 1Кор 5:6-8).

Жертву следовало приносить соленой (Лев 2:13): соль предохраняет продукт от порчи, что символически означает возможность противостоять всякой порочности. В хлебное приношение входило также оливковое масло (-> Маслина, масло, елей) (Исх 29:40). Те остатки жертвы, которые не сжигались, предназначались священникам (Лев 2:3);

Мирная жертва

Мирная жертва (Лев 3:3) приносилась из крупного скота — быков (волов) или коров (ст. 1-5), или из мелкого — овец (ст. 6-11) или коз (ст. 12-16). Обряд протекал так же, как и обряд принесения жертвы всесожжения, с той лишь разницей, что сжигалось не все животное, а только его жир, то есть лучшее от жертвы (см. Ис 25:6; 55:2). После того как Господу было отдано самое лучшее, начиналась трапеза, во время которой жертвователь и его родственники ели мясо жертвенного животного (Лев 7:15). Эта совместная трапеза была одновременно радостным праздником примирения (ср. Пс 22:5; Лк 15:23) в Доме Божьем (Втор 12:5-7,17,18), символом восстановленного общения с Богом.

Среди мирных жертв различали ЖЕРТВУ БЛАГОДАРНОСТИ (Лев 7:12,15; 22:29), ЖЕРТВУ ПО ОБЕТУ и ЖЕРТВУ ПО УСЕРДИЮ (Лев 7:16; 22:21; Чис 15:3);

Прочие жертвы

Назначение ЖЕРТВЫ ПОВИННОСТИ (Лев 5:14 — 6:7; 7:1-10) состояло в том, чтобы возместить ущерб, нанесенный по ошибке или сознательно. Чтобы возмещение ущерба было полным, виновный должен был возместить сверх определённого размера ещё пятую часть оценённого ущерба (Лев 5:16; 6:5). Обряд приношения жертвы повинности почти ничем не отличался от обряда жертвы за грех (Лев 7:7), только кровь жертвы наносилась не на роги жертвенника, а на все его стороны;

Ср. также -> Обет -> Корбан -> Жертва курения, курение -> Жертва возлияния.

В Новом Завете

Христианство

Библия

Троица

История христианства

Христианское богословие

Христианское богослужение

Направления в христианстве

Критика христианства

Другое

Портал:Христианство

В Новозаветной Церкви кровные жертвоприношения не осуществляются, искупление человеческих грехов происходит через покаяние и участие верующих в Таинствах. Согласно христианскому учению, отступив от Бога, человек в своем стремлении к неограниченной свободе попал в тяжелейшее рабство, оказавшись во власти мира, греха, дьявола и смерти; вместе с ним в рабстве оказалась и вся вселенная. Чтобы освободить мир и человечество от власти сатанинских сил, от проклятия и принуждения, чтобы помочь им осознать своё предназначение, потребовалась особая спасающая сила Бога Творца. Именно для осуществления этого спасения и явился в мир Иисус Христос (Евр 2:14 и след.). Как возвещается в хвалебной песни Захарии, Бог сотворил избавление, послав в мир Иисуса, и мы должны «небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, служить Ему в святости и правде пред Ним во все дни жизни нашей» (Лк 1:71,74 и след.). Своей жизнью и смертью на кресте Иисус Христос «приобрел вечное искупление» для нас (Евр 9:12). В Нем мы имеем «искупление Кровию Его» (Еф 1:7) и прощение наших грехов. «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф 20:28; 1Тим 2:6). Христос искупил людей не только от греха, но и от проклятия Закона (Гал 3:13 — см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана; 4:5), избавил от грядущего гнева Господнего (1Фес 1:10) и от смерти (Рим 7:24 и след.; Евр 2:15). Это избавление предназначено не только конкретному человеку (2Тим 4:18), но и всей Церкви, всему Божьему народу (Лк 1:68). Через Иисуса Христа Бог примирил с Собой всю вселенную (Кол 1:20; Еф 1:10). Благая Весть об И. — основа христ. веры. Языч. народы также испытывали тоску по И. и ожидание некоего спасителя, который оказал бы людям помощь в их бедствиях (с особой силой это проявилось в мистич. культах, ставших особ. популярными именно в новозаветный период). Однако истинное И., по свидетельству Библии, явлено только в Иисусе Христе (1Кор 1:30). В смерти и в воскресении Иисуса Христа совершено полное И. всех наших грехов (2Кор 5:11-21). Верующие стали сопричастны к силам воскресения, но в течение всей своей жизни они должны бороться с силами зла (Рим 7; 1Кор 4:6-13; 2Кор 4:7-18). Начатый с И. процесс очищения и освобождения от грехов называется освящением. Только воскреснув из мертвых и войдя в Новое Царство, люди достигнут полного И. Это полное И. ожидает не только детей Божьих, но и все творение Господа (Рим 8:21 и след.), которое в день Страшного суда воссияет в своей совершенной славе. Верующие, которые Духом Божьим «запечатлены в день искупления» (Еф. 4:30) будут жить на новой земле, наполненной «ведением Господа» (Ис 11:9; Авв 2:14).

> См. также

  • Ашам

> Литература

  • Барсов Н. И. Искупление рода человеческого Иисусом Христом // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Ссылки

  • Прот. Георгий Флоровский «Искупление» (пер. Н. Л. Холмогорова)

Словари и энциклопедии

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Викифицировать статью.
  • Исправить статью согласно стилистическим правилам Википедии.

Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.

Искупительная жертва Христа является одной из главных идей Библии. Нельзя не заметить её привлекательности для верующих людей. В то же время, она является и весьма спорной, если рассматривать её с точки зрения человеческой логики. И вообще, что о ней в Писании говорится?…
Надо сказать, что мысль принесения жертвы для искупления греха сформировалась задолго до появления христианства. Авторы Библии – иудеи, создали чётко ранжированную и понятную систему различных жертвоприношений. В том числе, и для искупления грехов. За провинность всего народа Израиля (или первосвященника) закалывали тельца – самое дорогое животное на тот момент. С уменьшением статуса грешника уменьшался размер (и ценность) жертвы, которая должна была оплатить своей жизнью его проступки – самые бедные несли на алтарь голубей. Согрешивший еврей накладывал свои руки на голову представителя местной фауны и перекладывал, таким образом, свою вину на него. После чего перерезал животному горло, спускал кровь и снова становился добропорядочным гражданином. В принципе, очень удобно, особенно, если у человека имелось в запасе достаточное количество скота. Существовал и иной вариант избавления от грехов – «козёл отпущения». Когда вину народа перекладывали на рогатого бедолагу и отправляли того в пустыню, понимая, какая судьба ему уготована.
Можно сказать, что данная схема жестока, но понятна: натворил, принёс жертву Богу, получил прощение и живёшь дальше, радуешься окружающей действительности. И не забываешь развивать животноводство, потому что оно помогает решать возникшие вопросы на самом верху мироздания. Похоже, что Создатель также положительно оценил прагматичный подход к искуплению грехов, предложенный избранным им народом, потому что сохраняет евреев, как единое целое, на протяжении тысячелетий и обеспечивает им сравнительно зажиточную жизнь.
Новый Завет создан на основе еврейского Танаха (названного в христианстве Ветхим Заветом). Написали его также иудеи – главные религиозные мыслители человечества. Но теперь идея искупления грехов через жертву сделала следующий шаг. В качестве неё был использован человек! (На момент казни Иисус, всё-таки, был им). Сама цель смерти Христа для искупления грехов всего человечества не ясна. Если верить Библии, то люди созданы Богом. Вместе со своими грехами, то есть последние были ценны для Творца по каким-то, непонятным нам, причинам. Если его отношение к проступкам людей изменилось, то Он обладает немыслимым количеством вариантов для того, чтобы убрать их из жизни человека, да и из Вселенной вообще. Или ему скучно наблюдать с Небес за людьми, ведущими праведный образ жизни? В этом Создателя понять можно, потому что именно страсть и порок делают жизнь полноценной и привлекательной. По крайней мере, для наблюдателя.
В Новом Завете главной частью является Евангелие – повествование о жизни Иисуса Христа и его учении. Остальное является не более, чем комментариями к нему. Если исключить Евангелие, то все последующие рассуждения о Христе потеряют какой-либо смысл. Если оставить только его, то ценность Нового Завета практически не изменится – появятся новые комментарии, да и только. С чем конкретно пришёл Христос к людям? Учил правильной жизни и призывал чтить Бога, которого именовал своим Отцом. Помогал нуждающимся евреям (в то время такие встречались) и разоблачал лживых книжников. Рассказывал о Царствии Небесном, ждущем лучших из граждан. Можно не поверить в некоторые технические детали (воскрешение, хождение по воде и прочих), но само повествование и развитие его действия просты и логичны. Что Христос заявлял о своём предназначении взять на себя грехи людей? Немного. Наиболее полно – один раз в Евангелие от Матфея, при описании Тайной вечери: «…сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов…». Другие авторы говорят о возможности искупления грехов ещё более обтекаемо, видимо, не считая этот момент значимым. Как можно понять слова Иисуса, приведённые Матфеем? Либо как обещание прощения грехов, совершённых до этого его сподвижниками, либо призыв к тем, кто в него уверовал, прекратить грешить. Но о о том, что грехи буду прощаться в перспективе, не сказано ничего. И это тоже понятно: если человек будет знать, что его грехи берёт на себя кто-то другой или прощение за провинности можно сравнительно легко получить, то какой смысл вести нравственный образ жизни? Хороший пример – средневековые индульгенции. Мог ли так рассуждать Иисус, который ставил перед собой задачу – сделать людей лучше? Нет… На тот момент человек являлся венцом творения (над чем сегодня работает Бог мы пока не знаем), и его следовало беречь от душевной скверны.
Окружавшие Иисуса люди (апостолы) не принадлежали к числу израильской интеллигенции. Они никогда не держали в руках книг или иных текстов. Несложные поучения и притчи, которые слышали от Учителя, почти всегда понимали превратно, обращаясь к тому за разъяснениями. Что они могли рассказать миру о Спасителе? Дать общий массив информации, который следовало обработать. Так скульптор отсекая от камня всё лишнее, получает в итоге законченное произведение. Такой мастер нашёлся и в случае с Новым Заветом. Им оказался апостол Павел, никогда не встречавшийся с Христом, и являвшийся ранее активным преследователем христиан. Павел получил отличное образование в школе фарисея Гамалиила (Иисус активно выступал против фарисеев) и, как видно из его трудов, превратился в великолепного мыслителя. Именно он и объяснил историю казни Христа желанием последнего взять на себя все грехи мира: «…Бог во Христе примирил с Собою мир…». Позже эту фразу трансформировали в ещё более простые слова, разжевали и разнесли по всему известному на тот момент свету (о существовании на севере густых лесов с живущими в них предками славян не знал тогда не только Христос, но и сам Бог-отец).
Апостол Павел счёл, что Иисус принял на себя все грехи человечества. Можно допустить, что Христос мог это сделать по отношению к уже совершённым грехам, которые записаны в специальной тетради, лежащей у Бога-отца на ночном столике. Но каким образом поступить с теми провинностями, которые случились после его вознесения на Небеса? Регулярно докладывать о них Богу-отцу и просить его помиловать грешников, количество которых растёт одновременно с численностью народонаселения? Для чего это Отцу Небесному? Он любит копаться в грязном человеческом белье?… Не оскорбительно ли это для светлого облика Творца?…
Идея об искупительной жертве Христа развилась до современного вида в работах апостола Павла, написанных после того, как Спаситель отправился к Отцу. И, похоже, что Иисусу такая трактовка Замысла не нравится. Иначе почему мы не можем дождаться его Второго пришествия? Не пора ли начать отвечать за свои поступки лично, чтобы ускорить процесс, развития и концовки которого ждут миллионы людей на планете?…

Неискушенная жертва (гет)

Я редко не дочитываю. Я редко пишу плохие отзывы. Но это ужасно! Я повелась на Ваше саммари и пару последних комметов. Первая глава интригует, во второй я привыкала к персонажам. Но с третей не выдержала, и в голос смеялась почти над каждым предложением. Каждое не логично и противоречит предыдущему. Слова автора так же противоречат друг другу, ООС, на которое мне обычно всё равно, ужасно зашкаливает. Зашкаливает их не логичность и за мнимой многогранностью, они ужасно односторонни, и однобоки, я им не верю, не верю, что они существуют, мне кажется что это фас и юмор. Но даже смеяться к концу третьей главы я устала — одно и то же, одни и тебе неправдоподобные, внезапно неуместные реплики и переживание ГГ. Одно и тоже не довольство автором, который слишком много и высокопарно (что тоже смешит) описывает чувства-переживания. И никак обстановку и детали, да даже хуже, автор постоянно меня обманывает! Сначала он говорит, что роза почти чёрная, а потом заявляет что она таки бордовая, и если это были бы мысли героя, я бы простила ему слепоту, но это мне заявляет автор. Он мне показывает внезапный шкаф, которого не было в предыдущей описи мебели, он погружает меня в комнату, где герой якобы один, но нет оказывается там два человека, а ещё спустя какое-то время узнаю что их ТРОЕ, нет последний не выполз из-за занавески, он был на видном месте и первые двое знали что их слышат, а я нет, автору насрать на меня как на читателя. Когда кто-то бежит и падает в грязь и его хватают, мне интересно по какой местности он бежал, в какое время суток и года, эта грязь на ферме, в лесу, в поле, или лужа на парковке. Мне не понятно как как в глазах может ВСПЫХНУТЬ удовлетворение. И всё это к каждой строчке. Мне надоело смеяться в концу третей главы, и я решила написать это отзыв, не знаю до читаю ли, скорее всего нет. До этих пор я всё искала супер-пупер жесть и насилие «ненормативную лексику и откровенное NC21″, может я конечно это скрывается дальше, но пока всё что было это пару раз — » шлюха» — когда меня так предупреждают, я ожидаю чего-то большего и слабенький R, ну вообще слабенький «плоть» и «в верх — в низ». Мне кажется автор был молодец, когда писал саммари и предупреждение, такой большой молодей, что даже вдоволь посмеявшись и почти решив не терять время на сиё чтиво, в голове закрадывается интерес «может автор не обманул? может всё ещё будет?», возможно не смотря ни на что, я таки решусь поверить автору и дочитать.

See, that’s what the app is perfect for.

Пейринг: Гермиона/Виктор
NC17
Жанр: Romance/Angst

Ему сказали «нельзя», но страсть жгла безжалостным огнем. Сердце кричало «это запретно», но плоть было невозможно усмирить этими словами. Ловушка оказалась крепкой, а соблазн — слишком велик, ведь за ними стоял тот, кому нельзя не подчиниться…

Просмотров: 920 | Дата: 18.03.2013 | завершен | Комментарии (14)
Пейринг: Виктор/Гермиона
R17
Жанр: Romance

Эта девушка ведь ничего и не делала, просто смотрела на него, и все же Виктор не мог не отреагировать на то, как она сжимает маленькие кулачки или прерывисто дышит, не способная сдержать раздражения. Если бы только он мог прикоснуться к ней. От пульсирующего желания все внутри сжималось, а мысли в голове путались…

Просмотров: 560 | Дата: 18.03.2013 | завершен | Комментарии (1)
Пейринг: Гермиона/Виктор Крам
PG13
Жанр: Angst / Vignette

Они шли навстречу друг другу и все же прошли мимо. Их взгляды лишь на секунду встретились, а через мгновенье вновь были устремлены вдаль. Что прячется за их душами, что скрыто в одиноких сердцах?…

Просмотров: 345 | Дата: 18.03.2013 | завершен | Комментарии (0)
Пейринг: Гермиона/Темный Лорд
PG13
Жанр: Angst/Romance

Тишина, ответом была тишина, потому что оба знали, что есть только два вопроса, на которые нет ответа. И они прозвучали мгновение назад…

Просмотров: 409 | Дата: 18.03.2013 | завершен | Комментарии (0)
Пейринг: Гермиона/Виктор Крам
NC17
Жанр: Romance/PWP

Для нее — полная низменной страсти ночь, связанные руки, тяжелое дыхание, тихий стон, мольба. Для него — тяжелый взгляд, мрачная усмешка, порочное прикосновение, жгучая похоть, порабощающая власть…
Предупреждение: Внимание! Рассказ содержит откровенные сцены NC21.

Просмотров: 1056 | Дата: 18.03.2013 | завершен | Комментарии (0)
PG13
Жанр: Drama

Серия «Ищущий рай в мечтах» — это небольшие вырезки из так называемых дневников моих героев, то есть тех, кого я описываю в своих рассказах. Они имеют такой же характер, поэтому не удивляйтесь некоторым моментам. Возраст героев и место действия будут указываться в начале рассказа. Таких частей будет великое множество, это как зарисовки мыслей героев, написанные под настроение… Почему я отнесла рассказ именно к данному жанру? Экскурс в историю!

Просмотров: 256 | Дата: 18.03.2013 | завершен | Комментарии (0)
Пейринг: Вольдеморт/Гермиона/Драко
NC17
Жанр: Romance/angst

Неискушенная жертва
Она хотела знать, почему. Они же играли лишь в свои извращенные игры. Она мечтала понять, за что, но они не давали ей ответа ни на один из вопросов. Она жила в страхе перед будущим, а они наслаждались этим ужасом… Это была игра. Игра для «них» и их неискушенной жертвы. А может, и у этой игры есть своя цель?…
Сиквел — Папина Дочка
Умереть, чтобы возродиться иной. Быть игрушкой для тех, кто пытается сломать. Стать матерью для ребенка самого дьявола – может ли жизнь быть более жестокой? Да, если твой ребенок еще не решил, кого он любит больше – мать или исчадие ада, которое зовет отцом.

Просмотров: 825 | Дата: 18.03.2013 | завершен | Комментарии (0)
Пейринг: Гермиона/Люциус
R17
Жанр: Humour/Parody

Война. Кровь. Дементоры. Азкабан. Гермиона оказывается в тюрьме дляволшебников. Соседняя камера тоже не пустует, в ней сидит Люциус Малфой. Ноесть выход избежать смерти. Побег! Но бежать Гермиона собирается не одна, а сузником из соседней камеры. Почему и как? У нее есть свои причины и способы. И не один, а целых пять способов, которые превратят ее жизнь в ад!

Просмотров: 484 | Дата: 18.03.2013 | завершен | Комментарии (0)
Пейринг: Гермиона/Том Риддл
R17
Жанр: Romance/Angst

Может ли случится так, что Том Риддл, великий наследник Слизерина, в прошлом был влюблен в магглорожденную девушку? Возможно ли то, что воспоминания из далекого прошлого заставляют его сохранить жизнь девушке по имени Гермиона в настоящем? А самое главное, реально ли то, что та девушка из прошлого и девушка из настоящего — один и тот же человек…?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *