Искушение

Искушения

Искушения, неожиданно с нами случающиеся, по усмотрению Божию научают нас быть трудолюбивыми и невольно влекут к покаянию.

Прп. Марк Подвижник

Каждый день в молитве «Отче наш» мы просим: И не введи нас во искушение.

Словом «искушение» мы называем, по крайней мере, два обстоятельства в нашей жизни. Прежде всего, мы привыкли понимать искушение, как некое внешнее явление, толкающее нас на грех, и очень часто списываем на искушение то, что принадлежат лично нам, участию нашей собственной воли, сердца и ума. «Опять искушение», – часто говорим мы к месту и не к месту. Это выражение стало своего рода дурным присловьем православных христиан: всюду сплошные искушения. Однако не всегда это так. С одной стороны, конечно, бес – наш искуситель.

Как мы знаем, он трижды искушал Христа в пустыне, и эти искушения до сих пор являются как бы центром нашей духовной борьбы. Но есть еще и наше самовольное стремление жить по своей воле, для себя, а во всех окружающих видеть препятствия для собственного спасения и находить в них такие качества, которыми мы свою испорченность всегда можем оправдать. В этом как раз проявляется глубокое отпадение от Бога, и искушение тут не при чем. Это мы сами.

Искушения влекут к покаянию

Вспоминается такой случай из Патерика. Великим постом игумен обходил кельи братии и через окно увидел монаха со свечкой в руках, стоявшего в неподвижном молитвенном положении. Долго стоял этот брат, не шелохнувшись. Тогда игумен тихонько зашел в келью и увидел, что монах на свечке печет себе яйцо. Обернувшись и увидев игумена, брат воскликнул: «Отче, прости, меня бес попутал». А бес вылез из-под кровати и говорит: «Нет, это не я, это он сам придумал».

Или другой случай из более близкой нам церковной истории, из жития преподобного Амвросия Оптинского. Как-то он шел в скит и увидел, что на заборе сидит бес, ножками качает. Преподобный спрашивает: «Ты что тут делаешь?» А он: «А что мне еще делать, никакого дела в вашем монастыре нет. Такие монахи, что их искушать не надо, без меня все в порядке».

А искушения действительно есть. Так сатана искушает Господа в пустыне после Крещения. Он искушает Его, как человека (ведь Бога нельзя искусить), и в Е го лице – все человечество. И поэтому все человечество до сих пор искушается этими тремя способами.

Первое искушение, когда бес говорит Христу, голодному Человеку, который сорок дней постился и взалкал: «Скажи, чтобы эти камни сделались хлебами, Ты же можешь» (см. Мф. 4, 3).

Но в силах человечества оказалось возможным все безжизненное сделать необходимым источником жизни, как хлеб. Современный прогресс, который нас питает, и есть, собственно говоря, те камни, которые сделались для нас хлебами. Все материальное, бессмысленное и ненужное стало для мира сего источником постоянного потребления. Мир стал великим потребителем. То, что сейчас строится в первую очередь, – это не больницы, не дома престарелых, не приюты для сирот, а гигантские магазины. Безумное человечество бесконечно пытается наполнить свою ненасытную утробу. Вот это искушение настоящее, которое стало мировой проблемой. Человек становится потребителем, и все человеческое стало потребительским. Права потребителя возводятся в ранг новой морали, определенных законов: «Я имею право потреблять то, что я считаю нужным». Люди потребляют друг друга и все вокруг себя. Человеческое естество может потреблять себе подобных, и общество не считает это ни развратом, ни грехом: «Я потребляю, имею право! Кто посмеет сказать, что я делаю что-то не так, тот враг человечества». Всякая мораль, нравственность, закон Божий, определяющий нормы отношений между людьми, становятся враждебными.

Это искушение во все века предлагалось человечеству в целом и каждому человеку в отдельности. Как на него отвечать, показывает нам Господь: Не хлебом одним будет жить человек (Мф. 4, 4). И в Нагорной проповеди Он говорит: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (6, 33).

Во время второго искушения дьявол ставит Христа на крыло храма и говорит: Бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею (4, 6). Не искушай Господа Бога твоего , – отвечает на это Господь. И это искушение тоже предлагается каждому из нас: «Вот смотри, какой мир лежит перед тобой, давай-ка воспарим! Плюнем на все и рванем во все тяжкие! Вот она – свобода! Как птицы будем летать. Есть свобода абсолютная, безграничная! Делаю все что хочу. Можно в бездну рвануться. Ничего не случится, только попробуй! Ведь тебя же Ангелы подхватят, не бойся. Представь, какую свободу ты почувствуешь в полете!»

Но вот вопрос: «Куда ты летишь?» Летишь обычно вниз. Но каково чувство полета! Каков завораживающий восторг! До земли еще так далеко…

Второе искушение, которое дается человечеству, – это искушение безграничной свободой. Попробуй это, попробуй то. Ничего страшного не случится, все будет хорошо, ведь человеку все позволено. Свобода – это и есть идеал. Нет никакой нравственности, есть свобода. Нет никаких границ, есть свобода. Есть свобода, за которой на самом деле нет ничего, кроме смерти.

Третье искушение: Всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне , – говорит сатана, показывая все царства мира и славу их (Мф. 4, 9). Такое простое и банальное: «Поклонись мне, и все тебе будет. Сделай вид, что Бога нет, что нет никакой духовной жизни. Сделай вид, что есть только законы мирского бытия, что тебе нужно в этом мире достичь всего, но без Бога». Не будем долго об этом говорить, современным людям это так хорошо понятно.

К каждому из нас рано или поздно эти три искушения приходят. Как мы их встречаем и как мы с ними боремся? Пусть будет нам в этом примером наш Спаситель, Который на каждое искушение ответил от лица людей, искушаемый, как Сын Человеческий.

Еще один смысл слова «искушение» – испытание. Именно так его можно перевести с церковно-славянского языка, так как оно происходит от слова «искус». Искусный – тот, кто прошел испытания, кто по-настоящему владеет ремеслом. Процесс, когда переплавляют серебро из нечистой породы в чистую тоже по церковно-славянски называют искушением. Яко искусил ны еси, Боже, разжегл ны еси, якоже разжизается сребро (Пс. 65, 10 слав.). В этом смысле слова нас искушает, или испытывает, Сам Господь. То есть, с одной стороны, нас искушает лукавый, а с другой – испытывает Господь.

Как искушает Господь, мы знаем из Священного Писании. В книге Бытия написано, как Бог искушал Авраама. У Авраама от Сарры родился долгожданный сын Исаак. Он дорос до зрелого возраста (кто-то из толкователей считает, что он был отроком, кто-то – что он был в возрасте Христа), и тогда Господь стал искушать Авраама. Он сказал: Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе (Быт. 22, 2). Авраам взвалил на И саака вязанку хвороста, и они пошли на гору недалеко от Голгофы. И начал Исаак говорить Аврааму: …вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? Авраам отвечал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой (Быт. 22, 7, 8).

Авраам, которому было обещано от Бога, что именно через Исаака благословится весь его род и умножится, как песок морской, как звезды небесные, идет, исполняя волю Божию. На горе он разводит костер, связывает Исаака по рукам и ногам, заносит нож для заклания, и тут является Ангел Господень и освобождает Исаака, заменяя его овном. Авраам принимает от Бога заповедь принести своего сына в жертву и одновременно верит в то, что от этого сына произойдет род человеческий. Вот это и есть искушение. С этого момента Авраам называется отцом верующих, потому что вера его определяется не только знанием о том, что Бог есть и Ему надо приносить жертвы, не только тем, что он исполняет Его повеления, но и тем, что он настолько верит в Бога, что может в себе, в своем уме совместить совершенно несовместимые вещи, не поколебавшись ни в одном из этих двух обетований.

Это искушение кажется бессмысленным и невероятно жестоким, если мы не видим за ним крестной жертвы нашего Спасителя. Как во время искушения от дьявола Христос отвечает за все человечество и побеждает сатану от имени всего человечества, так и Авраам искушается Богом как все человечество. В его лице Господь испытывает всех нас: достойно ли человечество крестной жертвы Спасителя. Как поется в евхаристической молитве литургии Иоанна Златоуста: «Ибо мир Твой так возлюбил еси, якоже Сына своего Единороднаго дати, да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать живот вечный». Авраам приносит в жертву своего единородного сына, и Бог, испытывая его верность и любовь, жертвы не принимает, но в ответ на эту верность и любовь отдает Своего Единородного Сына в жертву за каждого из нас. И поэтому всякое наше искушение от Бога – это испытание и нашей верности и любви.

25. «Изберите себе ныне»-3

Мы продолжаем говорить о той роли, которую играет воля человека. Необходимо понять какую роль играет воля в преодолении искушения.

Быть искушаемым, значит испытывать искушение, но это не грех. Многие люди не понимают, в какой момент искушение превращается в грех.

Предыдущий урок был завершен простой иллюстрацией о песчаной крепости на берегу озера. Наша душа — это крепость. По своей природе она сделана всего лишь из песка и совершенно не способна противостоять потокам искушений, которые настигают нас в нашей жизни постоянно. Бог готов сделать из нашей души непреступную крепость, которая может противостоять любому нападению.

Что мы должны сделать, если мы хотим быть такими? Мы должны отдать свой песок Иисусу. Мы должны отдать Ему свою волю и тогда Он добавит Свой цемент. Он даст нам силу. Есть ли какой-то предел той силе, которую Он предлагает нам дать? Предела этому нет!

«Наглядные уроки Христа», с. 333:

«Когда воля человека сотрудничает с волей Бога, она становится всемогущей. Все, что должно быть сделано по Его повелению, тогда совершено с Его силой, потому что все Его повеления, это в то же самое время предоставление возможностей».

Если за нас такой Бог, то кто или что может быть против нас? Разве мы можем потерпеть неудачу? Единственный случай, когда мы можем потерпеть неудачу – это если мы не отдадим Ему свою волю.

«Воспитание», с. 289:

«Каждый может подчинить свою волю Божьей воле, поставить свою волю на сторону Бога. Он может избрать послушание Ему, и, таким образом, связав себя с Божественной силой, может выстоять там, где ничто не вынудит совершить зло».

Ничто! Вы хотите иметь такую силу дорогие друзья? Тогда отдайте свою волю Иисусу, я умоляю вас сделать это.

Апостол Иаков использует для сравнения сферу природы для того, чтобы проиллюстрировать то, как искушение превращается в грех.

Иак. 1:12: «Блажен человек, который переносит искушение…»

Обратите внимание на то, что в искушении есть благословения, если человек смог его вынести. Именно поэтому Бог позволяет, чтобы мы были искушаемы.

«…потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его».

Поймите, что Бог не может дать бессмертие тому, кто не был испытан, и в испытании не доказал, что ему легче умереть, нежели согрешить.

Когда Бог на завершающем этапе мировой истории будет решать проблему греха, Он сделает так, чтобы грех никогда не появился вновь.

Почему грех не появится вновь? Потому ли, что Бог перепрограммирует сознание искупленных и сделает невозможным, чтобы они когда-то приняли решение не повиноваться Ему? Нет, это не так. Искупленные будут иметь свободную волю и право выбора. Теоретически они могут сделать выбор в пользу неповиновения Богу, но они никогда не захотят этого сделать. Почему? Потому что они уже были испытаны и доказали, что им легче выбрать смерть, чем грех. Именно этим людям Господь дает бессмертие. Потому что во всю бесконечность времени они никогда не выберут неповиновение Богу. Он им доверяет.

«Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его».

Иак. 1:13: «В искушении никто не говори: «Бог меня искушает»; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого».

Бог напрямую не отвечает за искушения. Он позволяет, чтобы мы были искушаемы.

Если я во Христе, ничто не может достичь меня, если это не будет позволено Христом.

1 Кор. 10:13: «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести».

Это драгоценное обетование! Как чудесно знать, что Бог никогда не позволит, чтобы мы были искушаемы сверх того, что мы можем перенести, но при искушении Он всегда даст облегчение.

Проблема заключается в том, что мы не всегда принимаем это облегчение, которое Он дает. Причина, по которой Бог позволяет, чтобы мы были искушаемы, заключается в том, что когда мы преодолеваем искушения Его силой, то становимся сильнее с каждым разом. Именно поэтому Иаков говорит: «Блажен человек, который переносит искушение».

Преодолевая тяжесть веса, который поднимает, тяжелоатлет с каждым разом становится сильнее. Таким же образом дело обстоит с нашей духовной мускулатурой. Преодолевая сопротивление искушения, мы становимся сильнее.

Когда дьявол приближается к нам с искушением, Бог не позволяет сатане искушать нас сверх того, что мы способны перенести в этот момент. Причина, по которой Он позволяет сатане это делать, это желание, чтобы мы стали сильнее.

Если наш Бог может взять самые огромные усилия нашего самого страшного врага сатаны, которые тот прилагает, чтобы нас уничтожить, и превратить это в величайшее благословение, то нам нечего бояться.

Откуда приходят искушения?

Иак. 1:14, 15. Обратите внимание на пять этапов искушения. «Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью; похоть же, зачавши, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть».

Первый этап — это обольщение. Каждый обольщается своей похотью.

Второй этап — это зачатие.

Третий этап — это рождение.

Четвертый этап — это рост.

Пятый этап – смерть.

Дьявол даже не упоминается здесь. Почему имя дьявола даже не упоминается Иаковом? Потому ли, что сатана не имеет к этому никакого отношения? Нет. Почему же Иаков тогда не упоминает его имени? Возможно потому, что Иаков пытается защитить нас от очень естественной человеческой тенденции сказать, когда мы поддаемся искушению, что это сатана заставил меня это сделать.

Разве не это сказали наши прародители в Едемском саду? «Ева, что это ты сделала? Змей обманул меня, и я съела». С тех пор люди так и продолжают говорить.

Есть одно популярное высказывание «дьявол попутал».

Как вы думаете, кто автор этих слов? Сам дьявол. Как вы думаете, он обижен, когда мы его обвиняем в том, что поддались искушению? Нет, он очень доволен, потому что прекрасно знает, что когда мы обвиняем его, то тогда не хотим признавать, где находится проблема на самом деле.

Свидетельства, т. 2, с. 294:

«Верно то, что сатана есть великий родоначальник греха, однако это обстоятельство не оправдывает греха ни одного человека. Ибо дьявол не может насильно заставить человека грешить. Сатана искушает людей грехом, выставляя грех в привлекательном виде, но сатана должен считаться с человеческой волей, захочет ли человек совершить грех или нет. Ему приходится считаться с нашей свободой».

Когда мы поддаемся искушению, можем ли честно сказать, что сатана заставил это сделать? Нет, не можем, но нам очень хочется так считать, потому что мы не хотим мириться с осознанием того, что мы виновны. Человеку так трудно и невыносимо ощущать, что он виновен. Он не может справляться с этим грузом, и ему приходиться что-то делать, чтобы избавиться от этого чувства вины.

Какой наш любимый метод в этом случае? Обвинить кого-то другого, включая сатану.

Одному маленькому мальчику мама запретила ходить купаться в реке. Это был период паводка. Однажды мальчик пришел домой насквозь промокший. Мама его спросила: «Сыночек, ты не послушался маму? Ты что, ходил купаться в реке?» Мальчик сказал: «Да, мама, но это дьявол заставил меня это сделать». Вдруг мама заметила, что мальчик в руке зажал плавки, и спросила: «Подожди секунду, сыночек, если сатана заставил тебя это сделать, то зачем ты взял с собой плавки?» Сын ответил: «Я их взял на тот случай, если сатана заставит меня это сделать».

Мы сами с вами частенько играем в такие игры. Такова человеческая природа. Обвиняя сатану, мы пытаемся хотя бы чуть-чуть лучше себя чувствовать, когда мы уступаем каким-то искушениям. Если мы честны, то мы не можем так считать.

«Правила счастливой жизни», с. 116:

«Искушение – это обольщение грехом, но оно исходит не от Бога, а от сатаны и от зла, которое гнездится в наших сердцах».

Откуда приходит искушение? Да, сатана, но еще то зло, которое гнездится в наших сердцах. Большинство искушений, подавляющее большинство искушений, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, приходят от зла, которое гнездится в наших собственных сердцах.

Сатана, конечно, тут играет роль. Он знает, как возбудить в нас эгоистичные греховные желания и страсти. Он знает, что нужно делать, чтобы стимулировать к активности того ветхого человека, который в каждом из нас живет. Он знает, какая картинка вызовет определенные помыслы. Он знает, какие звуки, какие вкусовые ощущения могут подействовать на нас. Он — профессионал в том, чтобы возбуждать наши эгоистичные побуждения через наши чувства. Он практиковался в этом 6000 лет.

Но большинство наших искушений приходят от нашей плотской природы. Именно об этом говорит апостол Иаков.

Первый этап – каждый обольщается собственной похотью.

Если христианин не бодрствует, он дает волю привычкам, которые следует победить. Если он не чувствует потребности в постоянном бодрствовании и бдительности, то его извращенные неправильно используемые наклонности приведут к отступлению от Бога.

Сатана часто побеждает нас через наши природные наклонности. Наклонности были даны нам Богом. Сатана настигает нас, используя чувственные возможности, которые даны нам Богом для того, чтобы испытывать удовольствие.

Именно Бог дал нам, например, способность радоваться вкусу пищи. Это Божье изобретение и Его подарок. Когда человек согрешил, то наш аппетит стал эгоистичным и извращенным. Именно потому, что удовлетворение нашего аппетита дает нам очень реальное чувственное удовольствие, поэтому стана так успешно искушает многих людей в этой области. То же самое касается и того дара Божьего, который Он дал мужчине и женщине в браке. Это Божье изобретение и Божий подарок человеку. Когда этот дар был дан человеку, он был чистым и святым.

Что превращает искушение в грех? Когда искушение становится грехом? На каком этапе искушение становится грехом?

На первом этапе мы искушаемся, увлекаемся, но это еще не грех. Первый этап – обольщение.

Ветхий человек в нас хочет, чтобы грех родился в нас.

Итак, ветхий человек пытается обольстить волю для того, чтобы родился грех.

Вообще-то воля — это хорошо. Воля — это руководящая сила в природе человека.

Кто является естественным господином человеческой воли? Это плотская природа. Это ветхий человек.

Когда человек только был сотворен, тогда его воля совершенно повиновалась воле Божьей, была с ней в гармонии. Мы были духовно обручены и замужем за Ним. Человечество было в завете с Богом.

Мы развелись с Ним, когда совершили грехопадение. Причем мы не просто ушли от Него, выбрав путь греха, но «вышли замуж» за другого человека. Кто стал новым мужем падшей человеческой воли? Ветхий человек, наша плотская природа и сатана. Сейчас человеческая воля по своей природе может повиноваться и подчиняться только ветхому человеку внутри нас.

В какой же момент искушение становится грехом? Именно в тот момент, когда наша воля говорит «да» желаниям ветхого человека. Именно в тот момент, когда наша воля соглашается с желаниями ветхого человека, в глазах Бога мы совершаем грех.

Когда мы само действие совершаем, тогда рождается грех, но именно в момент зачатия искушение становится грехом.

«Знамение времени», 18 декабря 1893 года:

«Сатана не в силах заставить кого-нибудь согрешить. Грех — это индивидуальный поступок грешника. Прежде чем грех появится в сердце, необходимо, чтобы воля дала свое согласие. Как только воля человека дает согласие, тогда грех побеждает, и ад ликует».

Когда искушение становится грехом? Как только дается согласие воли, как только воля говорит «да» желаниям ветхого человека. Это происходит в интимных сферах сознания, где только вы и Бог знаете, что происходит на самом деле.

Дело в том, что человек не видит греха до тех пор, пока тот не родится. Но Бог видит не так, как человек. Человек смотрит на внешность, а Бог смотрит в сердце. Как только воля согласилась с желаниями плоти, именно тогда происходит зачатие греха. Теперь уже во чреве сознания развивается эмбрион греха.

Эмбрион греха начинает расти и рано или поздно рождение.

Если воля соглашается с желаниями плоти, и происходит зачатие, тогда неизбежно родится грех. Мы можем прятать его в чреве нашего сознания долгое время. Может быть даже дольше, чем девять месяцев, но рано или поздно произойдет рождение.

1 Ин. 1:9: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды».

Это единственный способ, как не совершить греховный поступок, если мы даже уже зачали грех в своем разуме. Мы должны исповедать его. Когда мы исповедуем грех, что делает Бог? Он не просто прощает нам, Он очищает нас. Он удаляет из нашего разума этот эмбрион греха. Именно так происходит духовное прерывание вынашивания греха.

Это и есть истинная победа над грехом. Любя своего нового Мужа и силою своего нового Мужа, наша воля всегда говорит плотской природе «нет», и говорит «да» Иисусу Христу.

Это и есть победа над искушением. Она говорит «нет» похотям плоти и она говорит «да» желанию Духа.

Что же зачинается во чреве сознания в этом случае? Тогда рождаются плоды Духа. Каковы плоды Духа? Это характер Иисуса Христа. Единственный путь, которым мы можем стать подобными Христу в нашем характере, это отдать свою волю Иисусу Христу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *