Искусство или исскуство?

Ортега-и-Гассет, Хосе

Хосе Ортега-и-Гассет

José Ortega y Gasset

Имя при рождении

исп. José Ortega y Gasset

Дата рождения

9 мая 1883

Место рождения

Мадрид

Дата смерти

18 октября 1955 (72 года)

Место смерти

  • Мадрид, Испания

Страна

  • Испания

Альма-матер

  • Мадридский университет Комплутенсе
  • Университет Деусто

Язык(и) произведений

испанский

Основные интересы

философия

Значительные идеи

рацио-витализм, массовое общество, перспективизм

Подпись

Цитаты в Викицитатнике

Медиафайлы на Викискладе

У этого человека испанская фамилия; здесь Ортега — фамилия отца, Гассет — фамилия матери.

Хосе́ Орте́га-и-Гассе́т (исп. José Ortega y Gasset, 9 мая 1883; Мадрид — 18 октября 1955) — испанский философ, социолог и эссеист, сын литератора Хосе Ортеги Мунильи (исп.)русск..

Биография

Обучался в колледже отцов-иезуитов «Мирафлорес-дель-Пало» (Малага). В 1904 году окончил Мадридский университет Комплутенсе, защитив при этом докторские тезисы «El Milenario» («Тысячелетний»). Затем семь лет провёл в университетах Германии, с предпочтением Марбургского, где в то время блистал Герман Коген. По возвращении в Испанию получил назначение в Мадридский университет Комплутенсе, где и преподавал до 1936 года, когда началась гражданская война.

В 1923 году Ортега основал «Revista de Occidente» («Западный журнал»), который служил делу «сравнивания Пиренеев» — европеизирования Испании, тогда изолированной от современного (по тому времени) культурного процесса. Являясь убежденным республиканцем, Ортега был вождём интеллектуальной оппозиции в годы диктатуры генерала Примо де Риверы (1923—1930), поддержал свержение короля Альфонса XIII и установление Второй Республики, был одним из основателей «Республиканского объединения интеллигенции» (1931), избирался гражданским губернатором Мадрида, а затем депутатом от провинции Леон. Однако, очень скоро Ортега начал разочаровываться в том направлении, которое обрело политическое развитие республики. Во время дебатов по проекту Конституции Второй Республики, проходивших с 27 августа по 9 сентября 1931 года, в своем выступлении, отметив достоинства проекта, в то же время указал на то, что в нём заложены «бомбы замедленного действия», в частности, по региональному и религиозному вопросам. Пребывая ещё год в депутатском кресле, продолжал критиковать Республику, центральным пунктом чего стала его знаменитая речь «Rectificación de la República (исп.)русск.» («Исправление Республики»), произнесенная им в декабре 1931 года.

Начало испанской гражданской войны в июле 1936 года застало Ортегу больным. Через три дня после начала противостояния к нему в дом явился отряд вооруженных коммунистов, которые потребовали от него поставить подпись под манифестом в поддержку правительства Народного фронта и с осуждением «государственного переворота». Ортега отказался их принять, и во время жесткого разговора между ними и его дочерью ей удалось убедить пришедших, что надо составить более короткий и менее политизированный текст, который в результате Ортега и подписал вместе с другими интеллектуалами (впоследствии Ортега описал этот эпизод в своей статье «En cuanto al Pacifismo»). В том же месяце Ортега покинул Испанию и удалился в изгнание — сначала в Париж, затем в Нидерланды, Аргентину и Португалию.

В происходившей в Испании гражданской войне, Ортега-и-Гассет фактически не поддерживал ни одну из сторон, видя как в коммунистах, социалистах и анархистах, получивших преобладание среди республиканцев, так и в фалангистах, поддержавших Франко, представителей массового общества, против которого он и выступал. Находясь в изгнании, жестко критиковал тех западных интеллектуалов, которые выступили в поддержку Народного фронта, считая, что они не разбираются ни в истории, ни в современных им реалиях Испании.

По возвращении в 1948 году в Мадрид совместно с Хулианом Мариасом создал Гуманитарный институт, где преподавал и сам. До конца жизни оставался открытым критиком франкизма (как, впрочем, и коммунизма).

Творчество и известность

В 1914 году Ортега опубликовал свою первую книгу — «Размышления о Дон-Кихоте» (Meditaciones del Quijote) и прочитал знаменитую лекцию «Старая и новая политика» (Vieja y nueva política), в которой изложил позицию молодых интеллектуалов того времени в отношении политических и моральных проблем Испании. Некоторые историки считают это обращение существенно важной вехой в цепи событий, которые привели к падению монархии.

Сочинения Ортеги, такие как «Размышления о Дон-Кихоте» и «Бесхребетная Испания» (España invertebrada, 1921), отражают умонастроение автора как испанца и европейца. Его интеллектуальные способности и художественный талант очевидны в таких работах, как «Тема нашего времени» (El tema de nuestro tiempo, 1923) и «Дегуманизация искусства» (La deshumanización del arte, 1925). В прологе к «Размышлениям о Дон-Кихоте» можно найти главные идеи философии Ортеги. Здесь он даёт определение человека: «Я есть „я“ и мои обстоятельства» («Yo soy yo y mi circunstancia»), то есть человек не может рассматриваться в отрыве от окружающих его обстоятельств истории.

Международная известность пришла к Ортеге в 1930-х годах, когда появился его труд «Rebelión de las masas» («Восстание масс»); впервые опубликована на русском языке в журнале «Вопросы философии», 1989, № 3—4). Метафизика Ортеги, называемая им самим рацио-витализмом, обретает очерченность уже в труде «Meditaciones del Quijote» («Размышления о Дон-Кихоте», Мадрид, 1914), где он объявляет единственной реальностью человеческое бытие-с-вещами: «Я есмь „я“ и мои обстоятельства». Сам Ортега убежден, что своей метафизикой он предвосхитил идеи Мартина Хайдеггера, изложенные в работе «Бытие и время» (1927). В целом Ортега относится к последнему холодно, называя его даже «гёльдерлиновским чревовещателем». Преломление рацио-витализма в теории познания порождает гносеологию «перспективизма», которая утверждает, что «жизнь каждого есть точка зрения на универсум» и что «единственно ложная перспектива — это та, которая полагает себя единственной».

Для становления философской школы в Испании большое значение имела преподавательская деятельность Ортеги. Так, в основу книги «Что такое философия» лёг курс лекций, прочитанных Ортегой в 1929 году в университете Мадрида (перевод выполнен Б. Пардо-Айусо и О. В. Никифоровым по изданию: José Ortega у Gasset. ¿Qué es filosofía? Revista de Occidente. — Madrid, 1972. — pp. 97–121).

Философия

В центре внимания в работах Ортега-и-Гассета — социальные проблемы. В «Дегуманизации искусства» (1925) и «Восстании масс» (1929) учёный впервые в западной философии изложил основные принципы доктрины «массового общества», под которым он понимал духовную атмосферу, сложившуюся на Западе в результате кризиса буржуазной демократии, бюрократизации общественных институтов, распространения денежно-меновых отношений на все формы межличностных контактов.

Складывается система общественных связей, внутри которой каждый человек чувствует себя статистом, исполнителем извне навязанной ему роли, частицей безличного начала — толпы.

Ортега-и-Гассет критикует это положение духа «справа», считая его неизбежным результатом развязывания демократической активности масс и видит выход в создании новой, аристократической элиты — людей, способных на произвольный «выбор», руководствующихся только непосредственным «жизненным порывом» (категория, близкая ницшеанской «воле к власти»).

Рационализм Ортега-и-Гассет считает своеобразным интеллектуальным стилем «массового общества». Он призывает вернуться к донаучным формам ориентации в мире, к древней, ещё не расчленённой «любви к мудрости».

Публикации сочинений в русском переводе

  • «Дегуманизация искусства» и другие работы. Эссе о литературе и искусстве. Сборник. — М.: Радуга, 1991. — 639 с. — ISBN 5-05-002557-5.
  • Эстетика. Философия культуры. — М.: «Искусство», 1991. — 592 с. — ISBN 5-210-02441-1.
  • Что такое философия? — М.: Наука, 1991. — 408 с. — ISBN 5-02-008115-9.
  • Веласкес. Гойя / Пер. с исп., вступ. статья И. В. Ершовой, М. Б. Смирновой, комментарий и указ. имен В. М. Володарского. — М.: Республика, 1997. — ISBN 5-250-02624-9.
  • Избранные труды. Сост., предисл. и общ.ред. А. М. Руткевич. — М.: «Весь мир», 1997. — 704 с. — ISBN 5-7777-0016-0; 2-е изд. — М.: «Весь мир», 2000. — 704 с. — ISBN 5-7777-0116-7.
  • Камень и небо. — М.: Грант, 2000. — 288 с. — ISBN 5-89135-143-9.
  • Восстание масс. — М.: АСТ, 2002. — 509 с. — ISBN 5-17-007796-3.
  • Миссия университета. / Пер. с исп. Марины Голубевой. — Мн.: БГУ, 2005. — 104 с. — ISBN 985-485-382-9.
  • Восстание масс. Дегуманизация искусства. Бесхребетная Испания. — М.: АСТ, 2008. — 347 с. — ISBN 978-5-17-055340-2.
  • Миссия университета. / Пер. с исп. Марины Голубевой и Андрея Корбута. — М.: ГУ-ВШЭ, 2010. — 144 с. — ISBN 978-5-7598-0735-3.
  • Размышления о Дон Кихоте / Пер. с исп. Б. Дубина, А. Матвеева. — М.: Grundrisse, 2016. — ISBN 978-5-904099-21-3.

> Примечания

  1. LIBRIS — 2012.

Литература

  • Ортега-и-Гассет / Руткевич А. М. // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль, 2010. — 2816 с.
  • Пантин В. И., Столярова Т. Ф. Вырождение или возрождение? Философские эссе о современной культуре и о творчестве Достоевского, Толкина, Ортеги-и-Гассета. — М., 2006. — 304 с. — ISBN 5-902764-11-4.
  • Зыкова А. Б. Учение о человеке в философии X. Ортеги-и-Гассета. — М., 1978.

Ссылки

Ортега-и-Гассет, Хосе:

  • Цитаты в Викицитатнике
  • Медиафайлы на Викискладе

  • Хосе Ортега-и-Гассет в философской библиотеке Гумер
  • Сочинение Хосе Ортеги-и-Гассета «Что такое философия?» на anthropology.rinet.ru
  • Сочинения Ортеги-и-Гассета в русском переводе на lib.ru
  • Международный фонд Ортеги-и-Гассета
  • Хосе Ортега-и-Гассет. Размышления о технике. — М., 2000.

Хосе Ортега-и-Гассет

José Ortega y Gasset

Дата рождения:

9 мая 1883

Место рождения:

Мадрид

Дата смерти:

18 октября 1955 (72 года)

Значительные идеи:

рацио-витализм, массовое общество, перспективизм

У этого термина существуют и другие значения, см. Ортега.

Хосе́ Орте́га-и-Гассе́т (исп. José Ortega y Gasset, 9 мая 1883, Мадрид — 18 октября 1955) — испанский философ и социолог, сын известного литератора Ортеги-и-Мунийа.

Обучался в колледже отцов-иезуитов «Miraflores del Palo» (Малага). В 1904 году окончил Мадридский университет Комплутенсе, защитив при этом докторские тезисы «El Milenario» («Тысячелетний»). Затем семь лет провёл в университетах Германии, с предпочтением Марбургского, где в то время блистал Герман Коген. По возвращении в Испанию получил назначение в Мадридский университет Комплутенсе, где и преподавал до 1936 года, когда началась гражданская война (Ортега-и-Гассет был противником Франко).

В 1923 году Ортега основал «Revista de Occidente» («Западный журнал»), который служил делу «сравнивания Пиренеев» — европеизирования Испании, тогда изолированной от современного (по тому времени) культурного процесса. Являясь убежденным республиканцем, Ортега был вождём интеллектуальной оппозиции в годы диктатуры Примо де Риверы (1923—1930), играл немаловажную роль в свержении короля Альфонса XIII, был одним из основателей «Республиканского объединения интеллигенции» (1931), избирался гражданским губернатором Мадрида, и по этим причинам оказался вынужден покинуть страну с началом гражданской войны. По возвращении в 1948 году в Мадрид совместно с Хулианом Мариасом создал Гуманитарный институт, где преподавал и сам. До конца жизни оставался открытым противником франкизма.

Какими средствами воздействует искусство

Гипермаркет знаний>>Искусство>>Искусство 9 класс>>Какими средствами воздействует искусство

Какими средствами воздействует искусство?
К общим средствам художественной выразительности, как известно, относятся: композиция, форма, ритм, пропорции, фактура, цвет, тон, интонация и др. Они могут существенно усилить воздействие художественного произведения, повлиять на отношение человека, вызвать определенные образы, ассоциации, воспоминания.

Композиция — это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением. Композиционное равновесие зависит от расположения основных частей произведения. Композиция, построенная по законам искусства, придает произведению целостность и гармоничность.

Особенности композиции акцентируют внимание на определенных предметах. Художник подчеркивает их значимость в сюжете картины. Он преднамеренно переключает внимание зрителя с одной части картины на другую, вызывая в его душе определенные переживания, причем в последовательности, желательной для понимания содержания произведения.



На знаменитой картине Сандро Боттичелли (1445—1510) «Весна» справа, легко скользя по цветущему лугу в прозрачных, легких одеждах, рассыпает цветы сама Весна. Преследуемая Зефиром Флора словно ищет у нее защиты. В центре под аркой ветвей стоит Венера. Ее жест указывает на трех граций, причудливо сплетающих в хороводе руки. Слева тянется за апельсином Меркурий. Персонажи как будто не замечают друг друга, фигуры существуют независимо друг от друга. Прозрачные одежды едва прикрывают тонкие, гибкие тела. Ясные и в то же время тягуче-нежные линии создают ощущение зачарованности. На всех лицах лежит тень невысказанной грусти. Фигуры как будто двигаются с бесшумной легкостью. Их объединяет общий ритм.


Сопоставим особенности композиции этого живописного полотна с особенностями построения (формой) музыкального произведения с тем же названием.


«Весна» — первый концерт в цикле концертов «Времена года» Антонио Вивальди (1678–1741) — наиболее популярном сочинении итальянского композитора в стиле барокко.

Концерты этого цикла — программная музыка, так как каждому из концертов композитор предпослал сонет. Предполагается, что автором стихов является сам Вивальди.

Музыка точно следует за образами стихов. Сонеты настолько соответствуют музыкальной форме концертов, что невольно возникает подозрение, не сочинены ли они к уже написанной музыке.

Первая часть концерта «Весна грядет!» открывается необычайно радостным мотивом, иллюстрирующим ликование, вызванное приходом весны, — играет весь оркестр (tutti). Этот мотив является своего рода рефреном, что придает музыке форму, похожую на рондо.
Весна грядет! И радостною песней
Полна природа. Солнце и тепло,
Журчат ручьи. И праздничные вести
Зефир разносит, точно волшебство.
Вдруг набегают бархатные тучи,
Как благовест, звучит небесный гром.
Но быстро иссякает вихрь могучий,
И щебет вновь плывет в пространстве голубом.
Вторая часть — «Сон крестьянина». Вивальди не без юмора нарисовал картину сладкого сна — солирующая скрипка поет мелодию, очень тихое (pp) звучание всех скрипок оркестра в мягком пунктирном ритме изображает шелест листвы, а голоса альтов — лай собаки, «охраняющей» сон хозяина.

• Рассмотрите картину «Весна» Боттичелли. Передайте графически композиционное построение картины. О чем говорит эта линия? Можно ли здесь использовать музыкальный термин «кульминация»? Где она находится и как это передал художник?

• Как можно интерпретировать строки из стихотворения Микеланджело: «Кто создал все, тот сотворил и части»?

• Послушайте концерт «Весна». Как его композиция влияет на общее впечатление? Какими средствами композитор создает образ весны? В каких эпизодах вы услышали пение птиц?

• Каковы особенности построения первой части концерта? Почему композитор избрал форму рондо? Появлению каких зрительных образов весны помогает противопоставление музыкальных тем? Какой принцип построения музыки играет ведущую роль — повтор или контраст? А в картине Боттичелли?

• Какую роль играет сопоставление звучания скрипки соло и всего оркестра в концерте Вивальди? Можно ли найти в картине Боттичелли аналогии этому музыкальному сопоставлению соло и оркестра?
Цветов дыханье, шелест трав,
Полна природа грез.
Спит пастушок, за день устав,
И тявкает чуть слышно пес.
Третья часть («Танец-пастораль») полна энергии и жизнерадостности. Ритм этой части напоминает поступь старинного итальянского танца сицилианы, его особый признак — повторяющаяся ритмическая фигура
Пастушеской волынки звук
Разносится, гудящий над лугами,
И нимф танцующих волшебный круг
Весны расцвечен дивными лучами.

Форма представляет собой сумму приемов, выразительных и изобразительных средств для создания художественного образа в любом виде искусства. Благодаря форме рождается внешнее выражение определенного содержания, например, изобразительная форма, музыкальная форма, стихотворная форма. В разных видах искусства внешнее выражение имеет свои особенности.

В изобразительном искусстве форма — это очертание, наружный вид, контур предмета. Самые простые формы приближаются к квадрату, треугольнику, кругу, «амебе».

Каждая форма имеет свой характер. Квадрат — законченная, устойчивая форма — ыражает утверждающие образы, ей не свойственно движение, полет. Треугольник — активная, развивающаяся на плоскости и в пространстве форма — несет в себе возможность движения, выражает борьбу противоположностей, может быть агрессивной. Круг — наиболее яркое выражение идеи природы (Земли, Солнца, мироздания), поэтому ассоциируется с понятиями «добро», «счастье», «жизнь». Текучая форма амебы придает образам неустойчивый характер, ассоциируется с романтичностью, меланхолией, пессимизмом.
• Посмотрите плакаты, рекламные листовки, современную скульптуру, фрагменты мультфильмов с изображением стилизованных животных. Что подчеркивает стилизация или трансформация?

• Послушайте два музыкальных произведения. Сравните, как в них развивается и утверждается основная музыкальная мысль. Какие способы развития преобладают в каждом из этих произведений?

Линия тоже имеет свою форму, которая выражает образ. Она может быть тремительной или тягучей, плавной или угловатой, целенаправленной или хаотичной и тем самым формирует различные образы.
Для усиления художественного образа формы могут быть стилизованными или рансформированными. В них подчеркиваются или изменяются характерные черты предмета, а ненужные детали отбрасываются. Особенно часто эти приемы используются в плакатной и книжной графике и в мультипликации, а также в современной скульптуре.

В музыке под формой подразумеваются организация музыкального целого, способы развития музыкального материала, а также жанровые обозначения, которые авторы дают своим произведениям, например: песня, романс, баллада, прелюдия и др. Формы-композиции в музыке основаны на известных вам принципах — повтор и контраст. Различают двухчастные и трехчастные музыкальные формы, вариации, рондо, сонатная форма и др.

Масштабность замысла музыкального произведения определяет его форму-композицию. Для песенных жанров характерны простые формы (куплетные, куплетно-вариационные); произведения танцевальных жанров нередко написаны в трехчастной форме. А драматургия таких жанров, как симфония, концерт, опера, балет, требует более развернутых форм, построенных на сопоставлении и противопоставлении контрастных образов.
• Посмотрите фрагменты орнаментов из иллюстраций И. Билибина к русским народным сказ кам, репродукцию картины «На катке» А. Дейнеки. Какой эффект создает ритмическая организация орнамента и композиции картины?

• Послушайте фрагменты музыкальных произведений. Определите, какую роль играет ритмическая организация в музыке разных эпох.

Ритм отражает связь природы, человека и его деятельности с мирозданием. Слово ритм означает «мерность».

Ритм сложился под влиянием деятельности человека: шага, танца, заклинания, плача-причета, укачивания ребенка, бытовой речи, этапов работы, Ритм подсказывает и природа: сердцебиение и пульс живого организма, пение птиц, движение морских волн и т. п. Такие ритмы понятны всем людям. С помощью ритма можно выразить состояния покоя и безмятежности, величия и стабильности, суетливости и испуга.

В европейской культуре в Средние века вытянутые по вертикали пропорции соборов создавали образы, созвучные устремленной к небу в эмоциональном порыве душе человека. В древнерусском искусстве выразительные пропорции архитектурных построек несли в себе образы, объединяющие человека с природой.

Фактура от лат. factura — обработка, строение.
В изобразительном искусстве фактура — это характер обработки поверхности изделия декоративно-прикладного искусства, скульптуры или живописной плоскости, способ передачи особенностей реальных предметов (бархат, шелк, бронза и др.) изобразительными средствами. Это и совокупность технических приемов художника: ведение кисти, наложение красочных слоев, удары резца, полировка.

В музыке под фактурой понимают характер, совокупность средств музыкального изложения, склад, тип взаимоотношений различных голосов музыкальной ткани: гармоническая (аккордовая), в которой голоса движутся «стройными рядами»; полифоническая, в которой каждый голос самостоятелен; гомофонно-гармоническая.
• Рассмотрите изображения античного храма, готического собора, православной церкви. Какие ассоциации вызывают у вас пропорции этих архитектурных сооружений?

• Послушайте звучание разных колоколов и сопоставьте их ритмические формулы. Как изменение ритма влияет на эмоциональный строй колокольных звонов?

• Объясните, как вы понимаете термины «композиция», «содержание», «сюжет», «ритм», «пропорции», «форма», «фактура». Найдите эти понятия в справочной литературе.

• Какие средства художественной выразительности, общие для различных искусств, вам известны?

• Послушайте и сравните два музыкальных произведения. Какое значение имеет фактура в создании различных образов?

Художественно-творческие задания
>Создайте в технике аппликации (или на компьютере) несколько уравновешенных или неуравновешенных композиций, используя разные по характеру элементы.

>Создайте изобразительную композицию, которая ассоциировалась бы с одним из знакомых музыкальных произведений. Аргументируйте особенности реализации своего замысла.

Сергеева Г. П., Искусство. 8—9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. — М.: Просвещение, 2009. — 190 с.: ил.

Искусство , задача школьнику 9 класса, материалы по искусству для 9 класса онлайн

Какими средствами воздействует искусство? презентация к уроку по мхк (9 класс) по теме

Слайд 1

Какими средствами воздействует искусство? Урок искусства в 9-м классе по программе Г.П. Сергеевой. Учитель Шевченко Е.Л.

Слайд 2

Средства художественной выразительности композиция форма ритм пропорции фактура цвет тон интонация

Слайд 3

Форма Форма представляет собой сумму приемов, выразительных и изобразительных средств для создания художественного образа в любом виде искусства. Благодаря форме рождается внешнее выражение определенного содержания, например, изобразительная форма, музыкальная форма, стихотворная форма. В разных видах искусства внешнее выражение имеет свои особенности.

Слайд 4

Форма В изобразительном искусстве форма — это очертание, наружный вид, контур предмета. Самые простые формы приближаются к квадрату, треугольнику, кругу, «амебе». Каждая форма имеет свой характер.

Слайд 5

Форма Квадрат — законченная, устойчивая форма — выражает утверждающие образы, ей не свойственно движение, полет. Треугольник — активная, развивающаяся на плоскости и в пространстве форма — несет в себе возможность движения, выражает борьбу противоположностей, может быть агрессивной. Круг — наиболее яркое выражение идеи природы (Земли, Солнца, мироздания), поэтому ассоциируется с понятиями «добро», «счастье», «жизнь». Текучая форма амебы придает образам неустойчивый характер, ассоциируется с романтичностью, меланхолией, пессимизмом.

Слайд 6

Форма И. ВИШНЯКОВ. Портрет Ксении Тишининой

Слайд 7

Форма П. РУБЕНС. Снятие с креста

Слайд 8

Форма Н. ПУССЕН. Аркадские пастухи

Слайд 9

Рафаэль Санти «Мадонна с гвоздикой»

Слайд 10

Рафаэль Санти «Мадонна с гвоздикой»

Слайд 11

Э.Дега «Голубые танцовщицы»

Слайд 12

Э.Дега «Голубые танцовщицы»

Слайд 13

Стилизованные и трансформированные формы Для усиления художественного образа формы могут быть стилизованными или трансформированными . В них подчеркиваются или изменяются характерные черты предмета, а ненужные детали отбрасываются. Особенно часто эти приемы используются в плакатной и книжной графике и в мультипликации, а также в современной скульптуре.

Слайд 14

А. Джакометти. Паук А. Джакометти. Кошка

Слайд 15

Кадр из мультфильма «Винни Пух» И. Билибин. Пир

Слайд 16

Альберто Джакометти (1901-1966) Швейцарский скульптор, живописец и график. Его скульптура «Собака» 1951 года передает одиночество и потерянность.

Слайд 17

Рука 1947 г. Альберто Джакометти Бронза

Слайд 18

Находясь в постоянном поиске, мастер в феврале 1946 года обратил внимание на дорожный знак с изображением человека. Это впечатление подвигло его на разработку собственного стиля с характерными, очень тонкими, вытянутыми фигурами. Он «упраздняет объем», уплощает свои фигуры до тонкости лезвий. Его сквозные конструкции появляются как протест против традиционного языка скульптуры, с его подчеркнутой осязаемостью и весомостью. Колесница 1950 г.

Слайд 19

Форма в музыке В музыке под формой подразумеваются организация музыкального целого, способы развития музыкального материала, а также жанровые обозначения, которые авторы дают своим произведениям, например: песня, романс, баллада, прелюдия и др. Формы композиции в музыке основаны на известных вам принципах — повтор и контраст . Различают двух- частные и трехчастные музыкальные формы, вариации, рондо, сонатная форма и др.

Слайд 20

Ритм Ритм отражает связь природы, человека и его деятельности с мирозданием. Слово ритм означает «мерность». Ритм сложился под влиянием деятельности человека: шага, танца, заклинания, плача-причета, укачивания ребенка, бытовой речи, этапов работы. Ритм подсказывает и природа: сердцебиение и пульс живого организма, пение птиц, движение морских волн и т. п. Такие ритмы понятны всем людям. С помощью ритма можно выразить состояния покоя и безмятежности, величия и стабильности, суетливости и испуга.

Слайд 21

Фактура от лат. factura — обработка, строение. В изобразительном искусстве фактура — это характер обработки поверхности изделия декоративно-прикладного искусства, скульптуры или живописной плоскости, способ передачи особенностей реальных предметов (бархат, шелк, бронза и др.) изобразительными средствами. Это и совокупность технических приемов художника: ведение кисти, наложение красочных слоев, удары резца, полировка. В музыке под фактурой понимают характер, совокупность средств музыкального изложения, склад, тип взаимоотношений различных голосов музыкальной ткани: гармоническая (аккордовая), в которой голоса движутся «стройными рядами»; полифоническая, в которой каждый голос самостоятелен.

Слайд 22

Руины древнегреческого храма Реймский собор. Франция

Слайд 23

Новодевичий монастырь в Москве Какие ассоциации вызывают у вас пропорции этих архитектурных сооружений?

Слайд 24

Фра Филиппо Липпи. Портрет женщины и мужчины, 1460-е Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Слайд 25

Домашнее задание Художественно-творческие задания Создайте в технике аппликации (или на компьютере) несколько уравновешенных или неуравновешенных композиций, используя разные по характеру элементы.

Слайд 26

Источники Сергеева Г. П., Искусство. 8—9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. — М.: Просвещение, 2011 Сокольникова Н.М. Основы композиции/ http://www.tinlib.ru/kulturologija/osnovy_kompozicii_uchebnik_dlja_uch_5_8_kl/p1.php

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *